Авторское право в ногтевом дизайне
Prokurors.ru

Юридический портал

Авторское право в ногтевом дизайне

Дизайн изделия: авторское или патентное право?

В России охраняются различные результаты интеллектуальной деятельности. Полный и исчерпывающий их перечень приведён в ст. 1225 ГК РФ. Дизайн изделий также подлежит правовой защите, однако возникает вопрос: каким именно способом? Стоит ли получить патент на промышленный образец или достаточно доказать авторские права на дизайн?

Содержание:

1. Способы защиты дизайна изделий

Согласно ч. 1 ст. 1259 ГК РФ дизайн, являясь разновидностью произведения науки, литературы и искусства, относится к объектам авторских прав. Это значит, что защита дизайна возможна при помощи авторского права. В то же время решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства охраняется патентным правом при получении патента на промышленный образец. Более того, дизайн изделия может лечь в основу товарного знака или знака обслуживания, служащего для индивидуализации товаров, работ или услуг юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Какой же именно способ правовой охраны выбрать, чтобы защитить свои права на дизайн?

Отталкиваться, в первую очередь, необходимо от предназначения того или иного способа защиты. То есть необходимо понять, для какого объекта такая защита предусмотрена.

Немаловажное значение имеет то, права на дизайн чего именно вы хотите защитить. Например, если мы говорим о дизайнерском решении для оформления помещения, то очевидно, что получать патент на промышленный образец в данном случае не нужно, поскольку помещение изделием промышленного или кустарно-ремесленного производства не является. Так что здесь вам лучше подобрать доказательства своих авторских прав на дизайн.

Сложнее обстоит дело с дизайном изделий, которые подпадают под указанный выше критерий. При этом вопрос носит отнюдь не только теоретический характер. Для иллюстрации рассмотрим несколько реальных судебных дел о защите дизайна и разберём приведённую в них аргументацию.

2. Примеры защиты дизайна в судебной практике

2.1. Защита дизайна мебельных опор

Первое связано с защитой дизайна мебельных опор (дело № А76-12136/2014). ООО «Валмакс» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ООО «Легал-Сервис» и ООО «Алди» с требованием прекратить нарушение исключительных прав на дизайн мебельных опор. Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции указал: « Дизайн мебельных опор с учетом восприятия итогового результата и физического объекта – предмета возможно отнести к промышленным образцам, но не к произведениям науки, литературы или искусства. Целостное восприятие спорных предметов – мебельных опор нельзя отделить от их дизайна для квалификации в качестве самостоятельного объекта защиты исключительных прав». При этом истцом не представлено доказательств обладания исключительных прав на промышленный образец (патента) ».

Отметим, что судом не было разъяснено, по каким именно причинам дизайн изделий (мебельных опор) нельзя признать произведением науки, литературы или искусства. Концовка обоснования о недоказанности прав на дизайн тоже остаётся неясной.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, в защите прав на дизайн отказано. Как указывается в постановлении от 5 февраля 2015 г. № 18АП-15623/2014, « … истец ссылается на приказ № 114 от 25.11.2003, которым дано задание работникам общества разработать макет изделия. Однако данный приказ не может являться доказательством возникновения у истца исключительных прав на спорное произведение дизайна, поскольку он не подтверждает создание объекта авторского права». При этом суд указывает, что «дизайн и макет – разные объекты авторского права ». Справедливости ради следует отметить, что в материалах дела (согласно тексту Постановления) обозначенный выше приказ отсутствует.

Тем не менее истец принял решение дальше бороться за свои права на дизайн и обратился с кассационной жалобой в Суд по интеллектуальным правам (далее – СИП).

СИП, не согласившись с ранее принятыми актами, указал: « Судами сделан неверный вывод о том, что дизайн (внешний вид) мебельных опор Н019.020, Н017.060 и Н017.100, разработчиком которых является общество «ВАЛМАКС», может охраняться лишь как объект патентного права ». Как отмечает суд, подобный вывод противоречит положениям п. 1 ст. 1259 ГК РФ.

В то же время СИП справедливо указывает на ошибочность оперирования истцом понятиями «сходство», «сходство до степени смешения», поскольку они авторскому праву неизвестны. При этом, по мнению СИП, вопрос об уточнении фактических оснований иска о защите прав на дизайн должен был быть поставлен судом, чего сделано не было, что могло привести к принятию неверных судебных актов. В связи с вышеизложенным дело о защите дизайна было отправлено на новое рассмотрение.

При повторном рассмотрении судом первой инстанции было дано развёрнутое пояснение о соотношении понятий « макет » и « дизайн ». Суд указывает, что в соответствии с приказом « на разработку макета изделий, начальнику конструкторского отдела Брееву А.П. – на изготовку пресс-формы, техническому директору Аллилуеву В.И. – на осуществление общего руководства », на который ссылается истец в качестве обоснования своих прав на дизайн, невозможно установить, какое именно произведение являлось результатом такого приказа.

Более того, « макет – это модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишенная, как правило, функциональности представляемого объекта и предназначен для представления объекта.

В доказательство исполнения указанного приказа, к нему приложены графические изображения мебельных опор, выполненные на компьютере, которые не могут быть оценены судом как результат создания дизайна опор, так как задание приказа было иным ».

Таким образом, судом отрицается уже не возможность защиты дизайна авторским правом, а указывается на несостоятельность представленных доказательств. Суд апелляционной инстанции состоявшееся решение поддержал, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, признал не подлежащими удовлетворению.

По итогам рассмотрения кассационной жалобы в марте 2016 года СИП принято решение об очередной передаче дела на новое рассмотрение. В отношении дискуссии о соотношении дизайна изделия и макета СИП указал, что « макет не является самостоятельным объектом авторского права, а является формой (способом) его выражения ». Иными словами, речь идёт не о разных объектах авторского права, а о форме, в которой был выражен дизайн изделия. Таким образом, « указание в приказе от 25.11.2003 № 114 на разработку макета изделий само по себе не свидетельствует о задании на создание иного по сравнению с дизайном объекта авторских прав и не препятствует охране дизайна мебельной опоры в качестве произведения дизайна (объекта авторского права), пока не доказано иное ». Помимо этого нижестоящие суды не указали, по каким причинам ими не приняты во внимание иные доказательства, представленные истцом в обоснование довода о принадлежности ему исключительных авторских прав на дизайн.

Следует также обратить внимание на принципиально важное замечание, которое касается возможных способов защиты дизайна: «Один результат интеллектуальной деятельности может охраняться одновременно как авторским, так и патентным правом. Выбор способа защиты является прерогативой правообладателя».

16 сентября 2016 года Арбитражным судом Челябинской области с учётом доводов СИП принято решение об удовлетворении исковых требований о защите авторских прав на дизайн в полном объёме. При этом указано, что «произведение дизайна считается таковым и может защищаться вне зависимости от совершения или несовершения действий по получению патента на промышленный образец и действий по регистрации товарного знака» .

2.2. Защита дизайна ювелирных украшений

Подтверждением сделанных выше утверждений о допустимости защиты дизайна авторским правом может служить также дело № А40-13480/2014.

Гарстнер Рингфабрик ГмбХ и Ко.КГ обратилось с иском к ООО «Ювелирная компания «Алмаз» о запрете осуществлять продажу переработанного произведения – дизайна обручального кольца Август Гарстнер Рингфабрик ГмбХ (модель N 2Е217-28030-6). В качестве обоснования своих требований истец представил международное регистрационное свидетельство NDM/070 868 от 05.09.08 и договор от 01.07.2005.

Думается, что предъявленное истцом свидетельство правомерно признано судом доказательством, поскольку оно призвано доказать наличие у истца авторских прав на дизайн кольца, а не обеспечить охрану промышленного образца.

Апелляционная и кассационная инстанции с принятым решением согласились. В отношении доводов ответчика о том, что суд первой инстанции ошибочно оперировал терминами «сходство до степени смешения» в отношении дизайна изделия СИП указал, что оно « не повлекло принятия незаконного судебного акта ».

В другом деле (№ А40-5706/14), также связанном с требованием запретить продажу изделий, изготовленных по переработанному дизайну, истцом в качестве обоснования заявляемых требований были представлены трудовой договор, должностная инструкция, а также протоколы рабочих совещаний, на которых были утверждены эскизы дизайна изделий (коллекций). Арбитражным судом г. Москвы решение принято в пользу истца в силу наличия у него авторских прав на дизайн.

3. Виды нарушений прав на дизайн изделий

Итак, дизайн изделий охраняется авторским правом, и такой способ защиты может быть выбран обладателем исключительного права на результат интеллектуальной деятельности. Вопрос в том, для чего в таком случае предусмотрена процедура получения патента на промышленные образцы и установлен режим их правовой охраны. Допустимость использования положений об авторском праве даёт возможность субъектам предпринимательской деятельности (и не только) отказаться от получения патента на дизайн изделия, что связано со значительными финансовыми и временными издержками.

Представляется, поднятый вопрос должен быть решён на законодательном уровне. При действующем же правовом регулировании в случае реализации третьими лицами изделий, изготовленных по оригинальному или переработанному дизайну, обладатели исключительного права на него могут обращаться за защитой своего нарушенного права, указывая на такие способы использования ответчиком объекта авторского права, как:

— воспроизведение дизайна изделия;
— распространение изделий со спорным дизайном путем продажи или иного отчуждения их оригиналов или экземпляров;
— переработка дизайна изделия;
— практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта.

При этом во избежание отказа в защите нарушенного права на дизайн изделия или, напротив, удовлетворения неправомерных требований о защите дизайна, необходимо уделять особое внимание терминологии, которая используется при описании правовой позиции стороны по делу, а также на представленную доказательную базу принадлежности вам прав на дизайн изделия.

Статья подготовлена с использованием нормативных правовых актов в редакции, действующей на 19.09.2016 г.

Запрос Стоимость (руб.) 1.

Консультация по вопросам защиты прав на дизайн изделия

5 000 – 15 000
2.

Составление претензии / ответа на претензию по спору о правах на дизайн изделия

10 000 – 30 000
3.

Судебное представительство по вопросу защиты прав на дизайн в суде первой инстанции

75 000 – 150 000 4.

Судебное представительство по вопросу защиты прав на дизайн на этапе обжалования

Читать еще:  Схема с заманиванием в автосалон для комиссионной продажи авто

50 000 – 75 000

Не бойтесь защищать свои права и делайте это с

Пять правил защиты авторских прав на дизайн — советы работодателям

Советы управляющего партнёра компании ANP Law Firm Анастасии Пичугиной и юриста практики интеллектуальной собственности Анны Шевченко.

Смоделируем достаточно стандартную ситуацию

Дизайнер Вася работает в каком-нибудь ООО «Фешн». Вася — талантливый дизайнер, но ленивый работник: вечно опаздывает, срывает сроки дедлайна, при этом пожимает плечами, говорит, что он человек творческий. В какой-то момент директору ООО «Фешн» Дмитрию Ивановичу вся эта история надоедает, и вот уже Вася с трудовой книжкой оказывается без работы.

Проходит полгода, и тут Вася на прилавке магазина видит продукцию ООО «Фешн» с использованием его дизайна. Почему? Это он же в обед в творческом приступе набросал. Никому ничего не передавал. Вася бежит к адвокату и заявляет о краже. Адвокат разводит руками: «Это, батюшка, служебное произведение». И Вася остается с носом.

А бывает другая ситуация. Тот самый Дмитрий Иванович, директор, ООО «Фешн» даёт Васе задание: «Вася, нарисуй дизайн упаковки шампуня «Свежесть», Вася отрисовывает. А потом Вася приходит домой и на своем домашнем компьютере рисует дизайн упаковки шампуня «Fresh».

А потом наш прозорливый Вася, после того, как его уволили, идет к конкурентам — в ООО «TopFashion» и отдает им дизайн шампуня «Fresh». Конкуренты вышли на рынок первыми с этой продукцией, а ООО «Фешн» свой рынок уже не взяли.

Коллеги юристы сразу же скажут, что надо регистрировать товарный знак и промышленный образец. Давайте, сначала разберемся с авторскими правами работников и работодателей.

Если вы работодатель, то первое, что вы должны понять, что ваши возможности по ограничению ваших работников, как бы вам этого хотелось, не безграничны. Но кое-что вы все такие сделать сможете.

По общему правилу, установленному ст.1295 Гражданского кодекса РФ исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю.

Служебное произведение — это произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Разбираемся по пунктам, какие меры необходимо предпринять, чтобы защитить свои права.

1. Пропишите особые условия в трудовом договоре

Ваши трудовые договоры с «творческими» сотрудниками должны несколько отличаться от договоров с остальными сотрудниками. В частности, в обязанности работника необходимо включить создание объектов авторского права (если есть понимание, то можно указать каких конкретно). Сделайте акцент на том, что создаваемые работником произведения признаются служебными.

Например, мы предложили бы вам вот такую формулировку:

«Исключительное право на любые произведения, созданные работником в пределах выполнения трудовых обязанностей (служебные произведения), принадлежит работодателю. Авторское вознаграждение за использование служебного произведения любыми способами выплачивается работнику ежемесячно (либо по факту создания произведения) в размере ______ рублей».

В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15 размер и порядок выплаты авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения устанавливаются договором автора с работодателем.

Размер вознаграждения можете быть любым, хоть 100 рублей, но учтите, что данная сумма не может быть включена в заработную плату или являться ее составной частью. Это подтверждается и судебной практикой.

Так, в Постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 30.11.2016 N 44г-157/2016 судом указано, что «нельзя согласиться с выводом суда о том, что вознаграждением истца за написание им книги в рамках трудовых отношений являлась получаемая им заработная плата. Требуемое истцом вознаграждение предусмотрено нормами не трудового, а авторского права и не может замещаться выплатой заработной платы».

Если по каким-то причинам вносить такие условия не хотите, то оформите их в виде разового задания, которое можно оформить дополнительным соглашением к его трудовому договору с указанием трудовой функции по созданию произведения. Также можно издать приказ руководителя организации, в котором расписать, какая именно деятельность поручается работнику и что должно стать ее результатом.

Если вдруг в трудовом договоре есть прямое указание на то, что исключительное право на служебное произведение принадлежит работнику, то вам просто необходимо для использования произведения заключить с работником лицензионный договор или договор отчуждения (в зависимости от того, до чего удастся договориться).

Не смотря на то, что по закону (если договором не предусмотрено иное) созданное по заданию работодателя произведение будет служебным и принадлежать вам, лучше перестраховаться и подписать с работником акт о создании произведения и передачи исключительных прав на него вам.

В акте обязательно должно присутствовать детальное описание передаваемого объекта авторских прав (если, например, это какие-то эскизы будущих упаковок сделайте их приложением, если это программа для ЭВМ опишите ее функциональное назначение, технические характеристики и материальный носитель, на котором она передается и так далее), дату составления произведения, дату составления акта и подписи обеих сторон.

В качестве подтверждения выплаты авторского вознаграждения, в акте можно также указать, что соответствующая сумма была выплачена сотруднику.

2. Четко проработайте ваши должностные инструкции

Помимо вашего трудового договора имеет смысл уделить особое внимание должностным инструкциям с вашими творческими сотрудниками. Опишите в них, что в обязанности работника входит создание результатов интеллектуальной деятельности и упомяните еще раз про служебность создаваемых произведений, чтобы сотрудник осознавал, что все, что он создаст — будет принадлежать вам как его работодателю.

Не поленитесь и пропишите в должностной инструкции какие конкретно объекты авторского права может создать ваш работник в рамках выполнения им своих трудовых обязанностей.

Например, если ваш юрист по вечерам после работы в офисе пишет книгу на офисном компьютере — вы на нее претендовать не можете, если это напрямую не входит в его трудовые обязанности и не предусмотрено его должностной инструкцией.

Также желательно в должностной инструкции прописать от кого сотрудник может получать служебные задания. Правильно оформленное служебное задание, данное уполномоченными на то лицами, является отличным доказательством при признании «служебности» созданного работником произведения.

3. Следите, чтобы ваши работники работали на вашем оборудовании

В п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15 четко установлено: «Если произведение создано по служебному заданию работодателя и за его счет либо в порядке выполнения служебных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, то в соответствии с законом исключительные права на использование этого произведения переходят к работодателю».

Соответственно, если произведение создано на вашем компьютере вашим сотрудником, то оно ваше.

4. Проработайте положения о коммерческой тайне в вашей компании

Ваш сотрудник похвастался другу в баре своим новым классным дизайном упаковки для вашего нового продукта, а конкуренты потом выпустили точно такой же с некоторыми изменениями? Наличие у вас исключительных прав на служебное произведение это, конечно, здорово, но умные конкуренты не обязательно сделают тоже самое, они могут позаимствовать идею дизайна.

Дабы избежать таких ситуаций, или в случае их наличия привлечь к ответственности виновных, проработайте в вашей компании Положение о коммерческой тайне. В нем должен четко содержаться перечень сведений, относящихся к конфиденциальной информации — включите в него обязательно все то, что представляет для вас коммерческую ценность и что не может разглашаться сотрудниками третьим лицам.

Ознакомьте сотрудников с Положением под подпись и позаботьтесь о проставлении грифов «Коммерческая тайна» (с указанием наименования вашей организации и ее юридического адреса) на всех документах (как электронных, так и бумажных) и на материальных носителях, содержащих конфиденциальные сведения.

Установление режима коммерческой тайны в организации довольно объемная и кропотливая работа, требующая четкой фиксации, ведения журналов, издания приказов и многое другое, но наличие всего этого обеспечит вам неплохое подспорье в судебном разбирательстве по данному вопросу.

5. Сроки

В соответствии с п. 3 ст. 1295 ГК РФ, если работодатель в течение 3 лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет его использовать, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, он потеряет исключительное право на служебное произведение, и оно перейдет к автору.

Соответственно, у вас есть три года, на то, чтобы использовать произведение, не введете в оборот — право использования утратите.

Выводы

Резюмируя вышесказанное, может показаться, что выполнить все условия сложно, долго и невозможно. Сложность задачи будет зависеть от запущенности вашей ситуации.

Во-первых, проведите аудит вышеуказанных документов в вашей компании.

Проверьте трудовые договоры, должностные инструкции, шаблоны служебных заданий, положение о коммерческой тайне, а также наличие других указанных выше документов в поисках подтверждений того, что создаваемые вашими сотрудниками произведения являются служебными и принадлежат вам. Сделайте для себя перечень из пробелов и проблемных вопросов.

Во-вторых, привлеките бухгалтерию и разберитесь выплачивали ли Вы авторам вознаграждение.

В-третьих, перепроверьте ваши договоры с внешними авторами/дизайнерами на предмет наличия в них условий о переходе к вам исключительных прав.

Очень часто встречаются истории, когда в погоне за быстрым маркетингом, творческими порывами, попытками обогнать конкурентов, вы совершенно забываете о первичной документации, которая так важна в любой деятельности и которая доказывает, что те или иные разработки принадлежат именно вам.

Если ваш бизнес зависит от творческих людей, то мы советуем вам потратить время и последовать изложенным здесь рекомендациям, чтобы потом спать спокойно.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

3-й пункт непонятно. Если заказать дизайн на фрилансе, оформить договор. Но при этом фрилансер делает всё на своём компьютере. То получается авторские права останутся за ним? Как быть в таком случае?

Добрый вечер! Спасибо за Ваш комментарий. Не совсем так. Правовая природа отношений работник-работодатель и заказчик-исполнитель (фрилансер) отличается. На сколько понятно из Вашего вопроса, Вас интересует второй случай. Давайте с ним разберемся. 1) Важно правильно составить договор. Мы рекомендуем использовать договор авторского заказа по смыслу статьи 1288 ГК РФ (ее текст вы можете свободно найти в интернете). 2) Продумайте историю с передачей объекта. Если вы предаете на материальном носителе, то нужно указать в договоре на каком. Передачу материального носителя разумно сопровождать оформлением акта. 3) Постарайтесь как можно более конкретно составить техническое задание. Именно по нему в случае спора будет выявлено, что было создано по этому договору. 4) п. 3 ст. 1288 ГК РФ устанавливает: “Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах”. Простым языком, вам необходимо указать в договоре, что исключительные права вам предаются. 5) Необходимо понимать, что авторское право состоит их 2 составляющих: имущественные права и неимущественные права. Вам могут быть переданы только имущественные права. То есть вы сможете использовать дизайн, воспроизводить, продавать и т.д. Но, неимущесвенные права, такие как право называться автором, передано быть не может. Оно всегда остается у автора. Надеюсь, не смотря на большой объем, смогла понятно вам ответить.

Читать еще:  Как производится оформление кредита на покупку автомобиля у ООО?

Вопрос от дизайнера-что делать ,если дизайнер желает получать процент от продаж продукта,упакованного в его дизайн-упаковку?Как раз заказчик защищен,а дизайнер нет.

А дизайнер не получил оплату за свою работу? почему он должен получать процент? Вы об этом договаривались устно?

еще вопрос от дизайнера. ситуация: дизайнер официально работает в компании, в трудовом договоре нет ни слова об авторском праве. дизайнер создал проект, например, интерьера квартиры (в рамках своих обязанностей), потом уволился. может ли дизайнер использовать этот проект интерьера квартиры в своем портфолио при поиске новой работы, если портфолио находится в открытом доступе в интернете? и при этом в самом портфолио есть примечание, что “данная работа выполнена в расмках сотрудничества с компанией . “. Может ли компания подать в суд на дизайнера в этом случае?

sultan_arch

ArchiBALL

Блог архитектора

Не скажу, что в полной мере развёрнутая статья, но ключевые понятия по теме описаны. Вопросы к автору статьи можно задать в комментариях по ссылке внизу.

Дизайн-проект квартиры, архитектурное решение дома или даже узор на мебели — это охраняемый законом результат интеллектуальной деятельности (РИД) дизайнера. К одной из разновидностей РИД относятся объекты авторских прав. Если опустить сложные формулировки, то объектом авторских прав считают любое произведение, созданное творческим трудом человека.

Как защищают авторские права в сфере дизайна

Наиболее распространенными объектами авторского права в сфере дизайна являются фотографии, эскизы, проекты, чертежи, здания, интерьеры, макеты (2D, 3D) и тп. Никакой регистрации или специального подтверждения создания объекта авторского права не требуется. Правовая охрана ему предоставляется просто в силу создания в любой объективной форме, позволяющей воспринимать и воспроизводить проект другими людьми.

Важно понять, что подразумеваете под проектом вы, а что — закон. Технические решения не подпадают под защиту авторским правом. Кроме того, с точки зрения закона одно и то же произведение может быть выражено в разных формах, например, в виде макета, проекта или уже реализованного здания. В таком случае произведение как объект правовой охраны одно, а его воплощений — несколько.

Важно знать, что объектом авторских прав будет на сам материальный носитель, а творческое решение, выраженное в нем, и передача материального носителя не означает передачу авторских прав на использование самого творческого решения.

Специфика предметного дизайна

Если мы говорим про новое техническое решение, то оно может быть защищено как изобретение или полезная модель (промышленная собственность). К примеру, решение внешнего вида изделия может охраняться как промышленный образец, если является новым, промышленно применимым и не обусловленным только технической функцией продукта. Скажем, оригинальная форма ножки стола или новая крепежная конструкция потенциально может быть запатентована как промышленный образец.

Объекты патентных прав как раз нуждаются в регистрации в соответствующем патентном ведомстве (в России — Роспатент). После регистрации выдается охранное свидетельство — без него нет защиты.

Факт: Авторское право защищает саму форму реализации, а патентное право (за исключением промышленных образцов), наоборот, защищает оригинальные идеи. Различаются и сроки охраны: по авторскому праву — в течение жизни автора и 70 лет после его смерти. По патентному праву — речь идет про 5-20 лет с момента получения охранного свидетельства, но в определенных случаях сроки могут продлеваться. Порой одно и то же решение может подлежать правовой охране и как объект авторского права, и как объект промышленной собственности. Тогда правообладатель в случае нарушения сам решает, какой способ защиты выбрать.

Рассмотрим несколько возможных сценариев нарушения авторских прав на произведения в сфере дизайна.

Сценарий 1: Ваш проект доработали и выдали за свой
Дизайнер, действуя от своего имени как физическое лицо, самостоятельно создал по заказу дизайн-проект и передал его клиенту. Заказчик решил внести изменения в проект и отдал на его переработку другому дизайнеру, который впоследствии выдал проект за свой и использовал в своих портфолио.

Проверьте, подписывали ли вы договор с заказчиком, и были ли в документе предусмотрены правила перехода исключительного права на проект. Если договор не заключали, либо в нем не фигурировала передача заказчику исключительного права на проект, то по закону о договоре авторского заказа все права сохраняются за разработчиком проекта. А заказчик имеет право использовать проект только для тех целей, для которых он и создавался. То есть перерабатывать проект заказчик или третье лицо были не вправе — они нарушили авторские права дизайнера. Следовательно, последний имеет право требовать от нарушителя прекратить использовать переработанный проект, удалить публикации, а также получить возмещение убытков или денежную компенсацию за нарушение исключительного права (от 10 тыс. до 5 млн руб. или в размере двойной стоимости проекта).

Совет: Прежде, чем обращаться в суд, соберите доказательства (исходники, чертежи, задания на разработку). Проследите и зафиксируйте, каким образом проект попал к нарушителю, который его, в свою очередь, переработал. Дело в том, что создания просто похожего проекта недостаточно — важно доказать, что сходство обусловлено именно использованием вашего проекта (если речь не идет о промышленной собственности). Когда все доказательства на руках, отправьте досудебную претензию и только если нарушитель проигнорирует ее — можете обращаться в суд.
Стоит ли это делать — другой вопрос. Все зависит от ряда факторов: насколько серьезным было нарушение ваших прав (на какой объект, в каком количестве, как долго); на какую компенсацию вы могли бы рассчитывать; кто является нарушителем (компания или физическое лицо); платежеспособности нарушителя; где придется судиться (в России или за границей, в вашем городе или нет); сколько денег вы готовы потратить на суд.

Сценарий 2: Проект вашей студии доработали и выдали за свой
Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что изначальным разработчиком проекта выступает не физическое лицо, а компания. В рамках фирмы проект создается либо ее сотрудниками, либо привлеченными со стороны лицами. То есть в данном случае с заказчиком заключается договор подряда на создание произведения дизайна.

По общему правилу (если в таком договоре прямо не указано иное) исключительное право на произведение переходит заказчику. Это значит, что он будет вправе любыми способами использовать произведение по своему усмотрению, в том числе отдавать его на переработку третьим лицам.

Сценарий 3: Фрилансер-дизайнер претендует на проект студии
По заказу студией был создан дизайн-проект. При этом его создавал приглашенный дизайнер, который впоследствии стал претендовать на свой проект и предъявлять претензии к заказчику. В подобных ситуациях очень важно обращать внимание на то, как оформлены отношения с дизайнерами, непосредственно создающими проект. Если это сотрудники компании, то в трудовом договоре нужно предусмотреть, чтобы в их трудовые функции входила разработка дизайн-проектов. В таком случае созданные штатным сотрудником произведения приобретают статус служебных, что автоматически наделяет компанию исключительными правами на такие проекты, а значит, позволяет использовать их без согласия работника.

Если дизайн создает привлеченный дизайнер или приглашенное агентство, то рекомендуется подписать с ними отдельный договор на создание проекта, в котором следует предусмотреть отчуждение исключительного права на созданное произведение в пользу своей компании.

Если не учесть эти моменты, то дизайн-студия рискует оказаться в сложной ситуации. То есть, не имея исключительного права на проект, она будет формально отчуждать его заказчику, что недопустимо и может привести в дальнейшем к спору с клиентом по поводу интеллектуальных прав.

Сценарий 4: Журнал опубликовал ваш проект без указания вашего авторства
Или ваш дизайн-проект появился на сайте (в журнале, на выставке) под чужим именем. В таком случае речь идет о нарушении прав особого рода, а именно — личных неимущественных прав автора. К ним относятся право признаваться автором произведения, право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, право на неприкосновенность произведения (защита от искажений авторского замысла). Такие права нельзя передать по договору, и отказ автора от них не имеет правовой силы.

В подобных случаях неуказание или исключение имени автора при использовании его дизайна является нарушением личных неимущественных прав и влечет за собой ответственность (моральный вред, запрет использования произведения, восстановление положения до нарушения права). Но при этом автор не может рассчитывать на компенсацию в двойном размере.

Читать и смотреть в блоге ARCHIBALL BLOG

Произведения мебельного искусства Как защитить авторские права на элементы дизайна?

Форма и содержание

Само слово «дизайн» охватывает и такие понятия, как конструкция, проект, разработка, рисунок, план, и наброски, проекты промышленных изделий, и уже завершенный результат творческой деятельности. При этом под дизайном может пониматься и просто внешний вид изделия, и, например, сложный промышленный дизайн.

Стоит отметить, что внешний вид изделия может охраняться как авторским, так и патентным правом. Отличие в том, что авторское право охраняет форму, а патентное – содержание, то есть само художественно-конструкторское решение.

Перечень объектов авторских прав содержится в статье 1259 ГК РФ, но не является исчерпывающим. В качестве одного из вариантов охраняемого объекта там указаны «произведения дизайна». То есть можно сделать вывод, что объекты дизайна, отвечающие признакам произведений, в полной мере охраняются авторским правом. А нормы пунктов 3 и 7 статьи 1259 ГК РФ позволяют утверждать, что способ выражения произведения, его достоинства и целевое назначение не влияют на охраноспособность. Более того, подлежат охране и незавершенные объекты, такие как наброски, проекты, макеты.

Такое мнение не раз высказывали ведущие эксперты в области права, которые отмечали, что «авторское право не распространяется на утилитарные дизайнерские решения, обеспечивая им защиту в тех случаях, когда они не зарегистрированы в качестве промышленных образцов или полезных моделей».

А как указано в постановлении ФАС УО от 01.09.2011 № Ф09-5444/11 по делу № А60-45012/2010, дизайнерское решение выражается в макете, имеющем определенное материальное выражение, а отсутствие у дизайна правовой охраны как объекта патентного права не исключает возможности использования способов, предусмотренных для защиты авторских прав.

Читать еще:  Может ли суд после лишения дееспособности автоматически оформить опеку?

В мебельной отрасли под защиту авторского права может попасть дизайн как образцов мебели в целом, например, стенки или кухни, так и отдельных их элементов – шкафов, тумб и даже фурнитуры. При этом компенсации за незаконное использование конкурентами элементов дизайна могут быть весьма существенными.

В судебной практике немного дел о защите авторских прав предприятиями мебельной отрасли, теме не менее, определенные прецеденты созданы. Так, в мае 2015 года Суд по интеллектуальным правам (высшая судебная инстанция по защите прав на объекты интеллектуальной собственности) рассмотрел две кассационные жалобы от миасского производителя мебельной фурнитуры. Доказательная база по ним была одна и та же, но суд вынес два противоположных решения.

Предыстория дела такова. В 2004 году компания В разработала и наладила выпуск уникальных элементов мебельной фурнитуры, а общества А и К начали производить и реализовывать аналогичные изделия, не уведомив об этом правообладателя. Руководитель компании В обратился в суд с намерением отстоять свое право на уникальный дизайн изделий. Компания подтвердила свои авторские права на изделия приказом руководителя на их разработку, чертежами и эскизами изделий, разработанными дизайнером компании. А доказательством перехода исключительных прав от дизайнера к предприятию служили трудовой договор с работником компании и должностная инструкция, в которой был прописан переход прав на объекты интеллектуальной собственности в пользу предприятия.

Несмотря на представленные доказательства, суды первой и второй инстанций в удовлетворении исковых требований В отказали, мотивируя это тем, что изделия, о которых идет речь, не являются объектами авторского права и их следует защищать как объекты патентного права, а приказ не подтверждает возникновения авторского права.

На решения судов были поданы кассационные жалобы в Суд по интеллектуальным правам (СИП). В качестве ответчика по первому делу (№ А76-12136/2014) выступала компания А.

Судьи СИП продемонстрировали действительное понимание вопроса и настоящий профессионализм. Сам судья сказал ответчику, что в ГК РФ есть понятие «презумпция авторства», которое означает, что автором произведения является тот, кто первым обратился в суд за защитой своих прав. Он считается таковым до тех пор, пока не будет доказано обратное. Именно так гласит закон. Ответчик обратного не доказал. Кроме того, СИП указал на то, что суды первой и второй инстанций сделали неверные выводы о том, что данные объекты могут защищаться лишь нормами патентного права и не являются объектами авторского права, и направил дело на новое рассмотрение.

В ходе рассмотрения второго дела (№ А76-12233/2014) истец привел те же доказательства, что и в первом деле. Теперь суд рассматривал дело, руководствуясь нормами не авторского, а патентного права, и совершил ряд грубейших ошибок. Суд, не разобравшись, к чему все-таки относится объект спора и, не задавая вопросов, выносит решение: в иске отказать!

Отказом в удовлетворении иска о новом рассмотрении дела закончился и судебный процесс в Арбитражном суде Челябинской области. И это несмотря на готовность истца представить дополнительные доказательства и привлечь в процесс автора изделий. Таким образом, прецедент (хоть и ошибочный) создан, и это исключает возможность рассмотрения дела по существу.

Добавим, что при отстаивании своих авторских прав не стоит полагаться только на защиту суда. Отстоять свою правоту можно лишь используя ресурсы и возможности как правоохранительных органов, в том числе МВД, таможни, УФАС, так и членов общественных организаций и объединений. Именно к такому выводу пришли участники круглого стола в Южно-Уральской торгово-промышленной палате с участием представителей госорганов, юристов и адвокатов, которые выступили в защиту истца – производителя мебельной фурнитуры В.

Фото тоже защищено

Стоит отметить, что объектами охраны авторским правом могут быть не только сами образцы мебели или фурнитуры, но и их фотографии. Так, в конце прошлого года Суд по интеллектуальным правам рассматривал дело о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав на фотопроизведения.

По заказу компании предприниматель изготовлял мебель, фотографировал выполненные им работы и размещал фото в интернете. Обнаружив их на сайте заказчика без указания авторства и источника заимствования, предприниматель потребовал компенсации. Иск был удовлетворен. Ответчик оспаривал авторство истца, а также факт размещения им «спорных» фотографий на своем сайте, однако истец представил договор подряда с ответчиком, эскизы к этим договорам, USB-носитель с фото. При этом в скриншотах свойств файлов фотоизображений отражены дата и время съемки. Они совпадают со сроками выполнения работ. Скриншоты также подтверждают размещение фотографий ответчиком на своем сайте.

В итоге СИП оставил без изменения решения нижестоящих судов и поддержал их выводы о том, что использование ответчиком фотографий, обладателем исключительных прав на которые является индивидуальный предприниматель, не признан допустимым случаем свободного использования произведений.

В двойном размере!

Но, пожалуй, самым важным является вопрос суммы компенсации за незаконное использование чужого произведения или его изображения, в данном случае – образцов мебели или их фотографий. Стоит отметить, что они могут быть весьма существенными – от 10 тысяч до 5 млн рублей или вплоть до двойной стоимости кухонного гарнитура или мебельной стенки.

Причем значительные компенсации могут взыскиваться по суду даже на основании всего одной неправомерно размещенной фотографии. Так что производителям и продавцам мебели стоит быть аккуратнее с размещением в своих каталогах фотографий, ведь как показывает судебная практика, «итоговая цена» такого размещения может быть несоразмерна полученной прибыли. Стоит однажды «вложиться» в профессиональную фотосессию, не забыв про документальное оформление деловых отношений с фотографом и авторских прав на снимки, чем выплачивать ему потом многотысячные компенсации по решению суда. В то же время нелишним будет отслеживать «судьбу» сделанных по вашему заказу фотографий, чтобы они потом не «всплыли» в рекламных материалах конкурентов. А если вы обнаружите такой факт, смело подавайте в суд, который, при наличии существенных доказательств, скорее всего, будет на вашей стороне.

Статья 1259 ГК РФ с комментариями.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса РФ»

Постановление ФАС УО от 01.09.2011 N Ф09-5444/11 по делу N А60-45012/2010.

Дела СИП № А76-12136/2014, № А76-12233/2014 и А04-488/2019.

Дьявол носит право: как дизайнеру одежды защитить свои проекты

Мир моды. Такой яркий, страстный, волнующий и прекрасный… В этом мире нет места людям скромным, боязливым и… юридически необразованным? Как показала статистика, работники фэшн индустрии регулярно сталкиваются с нарушением своих авторских прав, так что осведомленность в вопросах защиты интеллектуальной собственности становится самым горячим трендом сезона.

Модельеру или дизайнеру одежды угрожают разнообразные нарушения прав. Здесь нет ничего необычного: другие дизайнеры и модные дома копируют чужие проекты и выдают за свои, журналы публикуют эскизы и не указывают авторство, а некоторые даже вовсю продают уже готовую одежду без каких-либо разрешений. Чтобы этого не случилось, дизайнеру всегда нужно помнить о своих правах! Авторских. И обязательно их регистрировать.

В фэшн индустрии автор может зарегистрировать свои эскизы, дизайны одежды, аксессуаров и ювелирных изделий, детали произведений изобразительного искусства (например, принты одежды, вышивка, аппликация и другие). В общем, различные плоды своего творческого труда.
Такие произведения подлежат правовой охране.

Защити себя: регистрируем авторское право и патент

Чтобы зарегистрировать авторское право на свои произведения, дизайнер не обязан иметь на руках финальный, скроенный и сшитый вариант проекта. Для этого достаточно фотографий, эскизов или макетов, ведь произведение модельера может быть зарегистрировано и как объект авторского права, и как самостоятельный патент.

Авторское право отличается от патентного, а общее у них то, что оба они спасут дизайнера от незаконного использования его проектов. Чтобы понять, какое из этих понятий подходит для конкретного случая, нужно выбрать, что именно они будут “защищать”.

Если дизайнер хочет зарегистрировать не материальный носитель, а творческое решение, выраженное в нем, то он располагает объектом авторских прав. Такой объект можно быстро и просто заверить в Банке Авторских Прав и не волноваться о нелегальном использовании.

Если же творение дизайнера может быть зарегистрировано как промышленный образец, новое техническое решение или изобретение, его можно запатентовать, предварительно доказав новизну и оригинальность.

Так, авторское право защищает саму форму реализации, а патентное право защищает оригинальность идеи. Сроки охраны также разные: по авторскому праву — в течение жизни автора и 70 лет после его смерти. По патентному праву — 5-20 лет с момента регистрации с возможностью продления. На один и тот же проект можно оформить и авторские права, и патент одновременно.

Кстати, из-за разницы в сроках охраны права и патента некоторые обладатели патентов попадали в печальные ситуации. Например, помните спиннеры, самые модные игрушки 2017 года? Они получили массовую популярность и принесли кому-то миллионы… Кому-то, но не оригинальной изобретательнице Кэтрин Хеттингер: срок охраны ее патента на спиннер истек раньше, а продлить она его не смогла, так как была стеснена в средствах.

Чтобы не повторить грустный опыт Кэтрин, дизайнер должен всегда регистрировать свои авторские решения. Но если права дизайнера уже нарушили и кто-то выдал его труд за свой, то необходимо переходить к решительным действиям.

Что делать, если ваши авторские права нарушили?

  1. Для начала, соберите как можно больше доказательств вашего права на оригинальный проект — предоставьте эскизы, исходники, изначальные технические требования и задания на разработку.
  2. Отследите путь вашего проекта — как он мог попасть к нарушителю, какое развитие получил дальше. Соберите все примеры сходства проекта нарушителя с вашим оригинальным.
  3. Составляйте и подавайте досудебную претензию: обращение в суд с требованием остановить нарушителя ваших авторских прав и решить вопрос в вашу пользу.
  4. Если нарушитель игнорирует претензию, придется обращаться в суд.

Очевидно и объяснимо, что людям творческим очень тяжело вникать в такие материи, как юриспруденция и судебные процессы. И чтобы сталкиваться с ними как можно реже, мы еще раз напомним: простая и заблаговременная регистрация авторских прав поможет избежать неприятных судебных процессов и пресечь действия нарушителя в любой, даже в самой модной индустрии.

Хотите быть в курсе самых свежих публикаций?
Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Карен Мирзоян

Юрист

Эксперт по авторскому праву, основатель сервиса Банк Авторских Прав (онлайн регистратор интеллектуальной собственности)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector