Где и как оформить авторское право на иллюстрации?
Prokurors.ru

Юридический портал

Где и как оформить авторское право на иллюстрации?

Как защитить авторство на свою картину

Произведения изобразительного искусства как неотъемлемая часть интеллектуальной сферы человеческой деятельности часто служили объектом посягательств со стороны криминалитета. Реалии настоящего времени, развитие сетей коммуникации, рост электронной торговли информационной продукцией требуют дополнительных осмысленных мер по защите интересов авторов художественных произведений.

Согласно действующему законодательству произведение искусства вне зависимости от вида и жанровой принадлежности, подлежит защите всеми способами, предусмотренными Гражданским кодексом РФ для защиты других гражданских прав.

Автор вправе разрешить использование изображения своей картины другим лицам, как за определенное вознаграждение, так и безвозмездно.

Какие способы использования произведения искусства можно считать нарушением авторских прав художника на свою картину?

– Любое несогласованное с художником-автором картины воспроизведение в самой картины или ее части в любых печатных изданиях, рекламных материалах, сети Интернет.
– Несогласованное с автором использование уникального персонажа картины, создание новых произведений с его участием.
– Несогласованное изготовление и продажа копий картины, репродукций, печать изображения на предметах одежды (например, на футболках).
– Трансляции изображения в электронных СМИ в виде заставки, части рекламы и др.
– Плагиат – случаи, когда иное лицо осуществляет попытку выдать чужое произведение искусства за свое.

Как доказать свое авторство?

Оптимальным вариантом, но самым трудоемким будет надлежащее юридическое оформление авторских прав на произведение искусства. Сама процедура не прописана досконально законодателем, поэтому из предложенных ниже способов, вы можете выбрать любой наиболее приемлемый.

Часть первая: специализированные организации.

1. «АРТРЕЕСТР» – единый реестр авторов и сертифицированных произведений искусства, созданный и зарегистрированный в соответствии с действующим законодательством РФ. Вся фиксирующаяся информация о правообладателях и авторах произведений искусства хранится в специальной базе данных и отражается на Интернет ресурсе. «АРТРЕЕСТР» обеспечивает необходимую идентификацию зарегистрированных произведений изобразительного искусства и их авторов. Каждый автор получает специальный сертификат, соответствующую запись в реестре. Членство в реестре, кроме правовой защиты произведений, сопровождается рядом преимуществ в виде содействия в получении дохода за счет продажи, экспонирования или тиражирования картины.

Основные преимущества фиксации права посредством «АРТРЕЕСТРА»:

  • Наличие нескольких тарифных планов, позволяющих минимизировать расходы на официальную регистрацию права для начинающих художников.
  • Членство в реестре предоставляет прекрасную возможность для художников представить свои творческие работы как на российском, так и на мировом художественных рынках. Для реализации этих возможностей «АРТРЕЕСТР» в 2012 году заключил необходимое партнерское соглашение с «Всемирным реестром произведений искусства» – GLOBAL FAR и является эксклюзивным представителем этой организации в Российской Федерации и странах СНГ. Впрочем, во время изучения информации о GLOBAL FAR я выяснил, что этой организации уже не существует.
  • «АРТРЕЕСТР» предоставляет возможность общения художников с потенциальными покупателями без посредников и выплаты комиссионных за продажу картины, обязательных для большинства иных подобных Интернет ресурсов.

2. НП «УПРАВИС». Аналогичным способом защиты своих прав на произведение может быть внесение картины в официальную базу НП «УПРАВИС» – еще одной организации, аккредитованной постановлением Правительства Российской Федерации по управлению правами на коллективной основе. Некоммерческое партнерство «УПРАВИС» создавалось специалистами в сфере искусства в целях защиты финансовых интересов художников и их законных наследников.

Основные преимущества фиксации права посредством НП «УПРАВИС»:

  • Сравнительно невысокий процент за пользование услугами организации;
  • Проработанный механизм контроля за правом следования.

Это далеко не исчерпывающий перечень организаций по управлению правами на коллективной основе аккредитованных постановлением Правительства РФ.

Основополагающим моментом при принятии решения о сотрудничестве с подобными организациями является возможность использования системы коллективного управления для реализации права следования. Суть права следования заключается в том, чтобы после продажи или дарения произведения, автор мог получать определенные процентные вознаграждения при последующих публичных перепродажах картины. Право следования распространяется не только на самого художника, но и на его наследников и действует в течение 70 лет после смерти самого автора. Самостоятельно отслеживать публичные перепродажи весьма затруднительно, особенно если сделки происходят за пределами РФ. Организации, созданные для управления правами на коллективной основе в состоянии обеспечить художнику полноценную реализацию его интеллектуального права.

Часть вторая: самостоятельное оформление авторства.

Авторские права можно зафиксировать самостоятельно. Ниже представлены три более-менее распространенных способа фиксации авторства.

1. Достаточно простым и надежным вариантом фиксации права на картину является нотариальное хранение предмета интеллектуальной деятельности и удостоверение времени предъявления, от этого зависит вопрос о приоритете создания, что может иметь важные юридические последствия при возникшей необходимости доказывания авторства. Следует заметить, что нотариальное заверение обычно стоит недешево.

2. Публичная продажа через галерею, магазин с составлением договора купли-продажи. Договор будет служить доказательством, так как в нем фиксируется дата осуществления сделки.

3. Размещение в печатном издании, имеющем дату публикации. Точно такой же вариант, как предыдущий. Важно зафиксировать дату, которая покажет что именно Вы автор, впервые опубликовавший картину.

Резюме

Несмотря на очевидность авторства при фиксации права способами, исключающими помощь специализированных организаций, при нарушении интеллектуальных прав восстанавливать их посредством судебного разбирательства придется самостоятельно. В этом случае большую помощь окажут сохраненные эскизы и наброски произведения.

Разумеется, самостоятельное реализация авторских прав на картину при соблюдении всей процедуры, определенной законодательством, не такая уж неисполнимая задача, но, тем не менее, если есть сомнения в собственных силах, доверьте это занятие профессионалам.

А какие способы защиты авторских прав знаете Вы? Пожалуйста, поделитесь опытом! Буду очень рад обратной связи.

Где и как оформить авторское право на иллюстрации?

Что должен знать о своих правах иллюстратор?

Янина Егер: Иллюстрация — это объект авторского права, результат интеллектуальной деятельности, произведение изобразительного искусства, независимо от его достоинства, назначения и способа выражения. После создания иллюстрации у автора появляется ряд прав: право авторства (личное неотчуждаемое право, которое нельзя продать и от которого нельзя отказаться) и исключительные имущественные авторские права, которыми можно распоряжаться (передавать в порядке отчуждения или предоставлять по лицензии).

Без согласия автора или правообладателя и без выплаты вознаграждения можно воспроизводить произведение изобразительного искусства, которое постоянно находится в месте, открытом для свободного посещения (это улицы, музеи, а также все свободно доступные интернет-ресурсы). Но изображение при этом не должно использоваться в коммерческих целях и быть самоцелью (основным объектом воспроизведения). А последнее — оценочный вопрос, зависящий от обстоятельств. Например, не является нарушением использование в некоммерческих целях иллюстрации как фона для освещения какого-либо события, для изображения других объектов. То есть когда сама иллюстрация не несет самостоятельной смысловой нагрузки для воспроизведения и не является его целью.

В чем разница между исключительными и неисключительными правами?

Янина Егер: Исключительные права позволяют использовать произведение и распоряжаться им любым не противоречащим закону способом. Срок действия исключительного права устанавливается законом, и, по общему правилу, истекает через 70 лет после смерти автора. После этого произведение становится общественным достоянием, его можно использовать свободно без чьего-либо согласия, разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Неисключительное право — это право одного или нескольких лиц использовать произведение (воспроизводить, распространять, публично показывать, перерабатывать и т. д.), в пределах сроков, указанных в лицензионном договоре. Этот срок не может быть больше срока действия исключительного права. Если лицензионный договор запрещает владельцу исключительного права передавать право использования произведения кому-либо еще, то такая лицензия называется исключительной.

Практическая разница между исключительными и неисключительными правами почти исчезает, когда по договору передается без ограничений весь объем прав на использование произведения, включая разрешение пользователю заключать сублицензионные договоры (то есть передавать права кому-либо еще). Остается она только в возможности утраты пользователем полученных прав (когда договор расторгается из-за нарушения условий). Также лицензионные права не переходят по наследству.

Если произведение специально создано для включения в сложный объект, в котором есть множество охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, шоу, мультимедийного продукта), то лицензионным договором может быть установлен определенный срок и территория использования произведения, но все иные ограничивающие условия будет недействительны. Например, автор театральных декораций не может ограничить публичный показ или запретить видеозапись спектакля, а автор иллюстраций, использованных в рекламных роликах, не может определять периодичность их трансляций.

Что означает для автора отчуждение прав?

Янина Егер: Это означает передачу исключительного права (то есть полного объема прав на произведение) по письменному договору другому лицу. Автор при этом лишается возможности использовать произведение самостоятельно. Право авторства и право на имя являются неотчуждаемыми и непередаваемыми.

В чем отличие трудового и авторского договоров с точки зрения иллюстратора?

Анна Бриллиантова: По трудовому договору физическое лицо (иллюстратор) состоит в штате, и созданные им произведения являются служебными. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если договором между работодателем и автором не предусмотрены иные условия. Трудовые отношения в целом регулируются Трудовым кодексом РФ.

По договору авторского заказа физическое лицо создает произведение, а заказчику отходят определенные права — исключительные права или права использования этого произведения в каких-либо установленных в договоре пределах. Отношения по договору авторского заказа регулируются Гражданским кодексом РФ.

Если иллюстрация создавалась без авторского договора (попросили — нарисовал — дали денег), можно ли ее продать еще раз?

Анна Бриллиантова: Права в данной ситуации считаются не переданными (договора не было). Переход прав должен оформляться письменно (если речь не идет о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании — там возможен и устный договор). Поэтому формально автор может распоряжаться иллюстрацией так, как считает нужным.

Можно ли продать кому-то еще иллюстрации, сделанные по заказу конкретного клиента?

Янина Егер: Это зависит от условий договора. Заказчику может быть предоставлено право использовать произведение на определенных условиях, а может быть продано исключительное право. В последнем случае «продать иллюстрации кому-либо еще» нельзя.

Читать еще:  Автомобиль не поступил в срок

Если оригинал произведения передан автором заказчику без оговорки об отчуждении исключительного права, заказчик вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный оригинал, воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на других выставках.

Работа выполнена на реальном носителе (холст, масло), продано право на изображение для рекламы. Имеет ли автор право продавать оригинал?

Анна Бриллиантова: Да, имеет.

Если художник сделал иллюстрации к книге и получил гонорар, имеет ли он в дальнейшем право на процент от ее переизданий?

Янина Егер: Право художника на гонорар при переиздании книги определяется условиями договора о передаче прав на иллюстрации.

Имеет ли право заказчик запрещать иллюстратору публиковать картинку в портфолио?

Анна Бриллиантова : Иллюстратору принадлежит право признаваться автором произведения и право автора на имя. Соответственно, ему нельзя запретить упоминать произведение и сам факт авторства. Без согласия правообладателя допускается и воспроизведение “правомерно обнародованного произведения” — при необходимости и исключительно в личных целях. То есть заказчик-правообладатель может попробовать договориться с автором о том, чтобы тот не публиковал картинку, но автор может нарушить эту договоренность без последствий для себя, если не будет использовать портфолио в коммерческих целях (то есть продавать его как самостоятельное произведение).

Заказчик не оплатил иллюстрацию, но реклама с изображением уже висит в городе. Может ли иллюстратор предъявить иск заказчику или клиенту, чей товар рекламируется иллюстрацией?

Анна Бриллиантова: Ответ на вопрос зависит от того, что указано в договоре с автором. Автор в такой ситуации может обратиться к заказчику или клиенту (в зависимости от того, как оформлены отношения между заказчиком и клиентом) и требовать (в зависимости от положений договора, если такой был) компенсацию за нарушение авторских прав или выплату штрафа за несвоевременную оплату.

Имеет ли юридическую силу переписка с заказчиком?

Анна Бриллиантова: Юридическую силу имеют официальные письма: за подписью уполномоченного лица, с печатью компании. Переписка по электронной почте принимается во внимание в суде, но юридической силы не имеет, то есть не будет влиять на решение.

Можно ли использовать в иллюстрациях зарегистрированные символы и логотипы?

Анна Бриллиантова: Собственные товарные знаки могут быть использованы в собственных иллюстрациях. Товарные знаки иных правообладателей можно использовать в иллюстрациях, если получено разрешение правообладателя.

Является ли пародия на произведение нарушением чьих-то прав?

Янина Егер: Пародия сама по себе не нарушает авторских прав и может быть создана и обнародована без согласия автора первоисточника или правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Но важно не переходить не всегда явную границу между пародией и недопустимым законом извращением или искажением произведения, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора (это дает автору право требовать защиты).

Нарушает ли чьи-то авторские права иллюстратор, делающий коллажи из чужих фотографий, иллюстраций, картин — современных и старых? Допустимо ли использовать чужую или “ничью” фотографию в качестве исходного материала для рисованного изображения? Можно ли пририсовать к чужому портрету усы и выдать его за коллаж?

Янина Егер: В зависимости от обстоятельств использование чужого произведения может быть расценено как переработка, копирование, искажение или использование идеи. Переработка и копирование, создание коллажа (нового произведения из произведений других авторов) без разрешения владельцев исключительного права в пределах срока их действия является нарушением законодательства.

Многие иллюстраторы делают коллажи из элементов журнальных фотографий. Если эти кусочки в составе коллажа трудно идентифицировать как часть использованного произведения, то иллюстратор не нарушает ничьих прав. Обычно фрагменты незначительны и применяются как художественный материал — цвет, графические элементы, фактура. Но вот, к примеру, известное изображение рук на фреске «Сотворение Адама» в Сикстинской капелле не могло бы использоваться в коллаже без согласия правообладателя, если бы срок действия исключительного права уже не истек.

Если для рисунка используется идея фотографии — цветовая гамма, расположение объектов, ракурс, то нарушения нет. Усы, пририсованные к чужому портрету, могут быть расценены как искажение или нарушение права на изображение, а могут являться произведением, созданным с согласия правообладателя.

Кому принадлежат права на персонажей из фильмов и мультиков? Можно ли их использовать в иллюстрациях?

Анна Бриллиантова: Исключительные имущественные права принадлежат авторам или правообладателям (студиям или иным компаниям). Персонажи или образы персонажей могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака или полезной модели (чаще всего это касается зарубежных производителей мультипликации или фильмов). Использование таких героев происходит по общему правилу — на основании договора или разрешения от правообладателя.

Можно ли рисовать знаменитостей? У кого просить разрешение на изображение Мерилин Монро и Майкла Джексона?

Анна Бриллиантова: Теоретически рисовать можно кого угодно. Вопрос — с какой целью. В России к подобным ситуациям применяется ст. 152.1. ГК РФ — «Охрана изображения гражданина». Право на изображение и право на неприкосновенность личного облика охраняются законом. Человек сам решает, как ему распоряжаться своим лицом и телом — кому на него смотреть, кому фотографировать или рисовать.

Российским законодательством прямо не запрещено рисовать знаменитостей, если им не причиняется при этом моральный или иной вред. Но обнародовать и использовать изображения (фотографии, видеозаписи и произведения изобразительного искусства) можно только с согласия того, кто изображен. А после смерти — с согласия детей, пережившего супруга или родителей.

В некоторых случаях согласие не требуется. Во-первых, если изображение “используется в государственных, общественных или иных публичных интересах”. Во-вторых, когда изображение “получено при съемке на публичных мероприятиях и иных местах свободного посещения”. Согласие на изображение не нужно, если человек позировал художнику или фотографу за плату.

Единого реестра или списка, из которого можно получить информацию о разрешении на чье-либо изображение, нет. С подобными вопросами стоит обращаться на официальные сайты звезд.

Как заранее обезопасить себя от кражи картинок?

Янина Егер : Полностью обезопасить себя от кражи картинок невозможно. Но автору следует заранее подумать о нескольких моментах: доказательствах своего авторства на произведение, оформлении договоров о передаче прав на иллюстрации (и правильном понимании правовых последствий договоров) и корректной передаче иллюстраций. Также ему стоит позаботиться об оповещении о праве авторства и исключительном праве.

Авторство может быть доказано разными способами — например, публикацией иллюстраций в полиграфических изданиях, нотариальным хранением экземпляра произведения, нотариальной фиксацией его публикации в интернете.

Передачу иллюстраций желательно оформлять письменно. Причем так, чтобы в случае спора о правах картинки можно было идентифицировать (например, указывать отпечатки иллюстраций в актах передачи). Для оповещения об авторстве можно использовать на каждом экземпляре знак охраны авторского права (копирайт), имя или наименование правообладателя, год первого опубликования произведения. Или же предупреждать о правах и ограничениях иным образом.

Что нужно сделать, если работу все-таки украли и используют без разрешения автора?

Янина Егер: Нужно собрать доказательства незаконного использования (фотографии, нотариально подтвержденные скриншоты сайтов, акты о незаконном использовании и пр.). После этого нужно установить лицо, незаконно использующее работу, и обратиться к нему с письменной претензией-требованием о прекращении использования (и, возможно, оплаты вознаграждения, возмещении причиненных убытков).

Если договориться не удалось, дело за судом. Нужно требовать прекращения использования произведения, защиты чести и достоинства автора, компенсации морального вреда. Правообладатель может требовать возмещения убытков или выплаты единой компенсации за нарушение исключительного права. Это двукратный размер стоимости экземпляров произведения или права использования произведения. Стоимость определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно назначается за правомерное использование. Вместо этого также правообладатель может потребовать фиксированную компенсацию (от десяти тысяч до пяти миллионов рублей), размер которой определяется судом.

Расскажите о заметных случаях нарушения авторских прав иллюстратора в последние несколько лет. Какой результат имели разбирательства?

Янина Егер: Известных случаев судебных разбирательств в области нарушения авторских прав иллюстратора немного. Средние размеры компенсаций за однократное использование иллюстрации (или фотографий) составляют около 10 000 рублей.

По иску художника У. к издательству “Эксмо” в 2010 году была взыскана крупная сумма компенсации за публикацию в изданиях “Эксмо” серии графических работ. Один рисунок был выполнен художником в 1999 году для журнала “Крокодил” без разрешения дальнейшего использования.

Нарушений много, но судебные споры случаются нечасто. Это объясняется пугающей сложностью и длительностью судебных процедур, проблемами доказывания обстоятельств нарушения прав, низкими суммами компенсаций. Но при правильном и терпеливом подходе досудебное урегулирование и судебная защита прав иллюстратора могут быть очень эффективными.

Авторское право на изображение, рисунок, картинки, фото

Как и зачем защищать авторское право на изображение – рисунки, картины, фотографии?

Авторское право на изображение охраняет не только знаменитые произведения искусства, но и любые фотографии, картины, рисунки. Авторское право обеспечивает владельцу полное распоряжение объектом права: как его размещение в прессе, литературе, публикацию на интернет-площадках, так и извлечение выгоды от обнародования. Для этого необходимо знать, на что распространяется авторское право, как его защищать в случае нарушений.

Авторство на изображение с точки зрения закона

Фотоснимок, иллюстрация, картина, изображение любого вида представляет собой результат авторского интеллектуального труда. Способ создания, ценность, его значимость не имеет при этом значения: с точки зрения авторского права работы художников, делающих первые шаги, не уступают полотнам известных художников. После завершения работы автор, как субъект авторского права, приобретает:

  • Авторское право. Это неотчуждаемый вид прав: никакой договор не может передать его третьим лицам. Гражданский кодекс (ст.1265ГКРФ) охраняет право авторства;
  • Исключительное имущественное право. Определены возможности его передачи третьим лицам:

В порядке полного отчуждения – ст. 1234 ГКРФ закрепляет возможность передавать авторское право на изображение по договору;

Читать еще:  Расписка к договору купли продажи автомобиля бланк

в порядке аренды – ст.1235ГКРФ определяет правила лицензионного использования.

Коммерческие площадки не имеют права размещать изображение без согласия автора. Исключение из принятых норм – случаи, когда человек, размещающий изображение, не получает от этого никакой выгоды. Например, изображение можно показывать без ограничений на улице прохожим, но демонстрировать его на коммерческой выставке, не получив предварительно разрешение автора, запрещено. Интернет-сайты подчиняются тем же правилам при использовании авторских снимков. В противном случае юрист, защищающий авторские права, добьется компенсации в пользу автора без особых проблем.

Важно: Опубликованная на сайте реклама защищается авторским правом на информацию, использование которой без согласия автора – преступление.

Авторское право на фотографии и рисунки в сети: как его защитить?

Десятки тысяч объектов интеллектуального права – картины, иллюстрации, рисунки и другие его разновидности – загружаются в интернет ежедневно. Каждое изображение невозможно зарегистрировать в Роспатенте. В течение нескольких месяцев ждать выводы экспертизы, подтверждающей авторство, прежде чем опубликовать фотографии, зачастую оказывается невозможно. В связи с этим использование процедуры реестра авторского права происходит в ситуациях, когда предполагается большой проект, требующий серьезных финансовых вложений. В противных ситуациях все происходит гораздо проще. Первая публикация изображения в интернете автоматически запускает право авторства. Незаконной является умышленная эксплуатация изображения третьими лицами.

Важно: В случае нарушения авторского права или попытки совершить таковое автору необходимо доказать, что корысть имела место в данном случае, т. к. в суде необходимо обосновать убыток, потенциально упущенную прибыль. Данный вид прибыли пропорционален выгоде, незаконно получаемой лицом, использующим творческий материал, изготовленный автором. В связи с тем, что автор не обладает документами, которые способны подтвердить его право, он должен будет доказывать его в судебном порядке. Результаты своего творческого труда можно заранее защитить заранее несколькими способами:

  1. Заверить нотариально публикацию изображения на сайте. Такая услуга оказывается нотариусами, ее регламентирует закон: обязательно фиксируется точная ссылка, домен, дата, время.
  2. Задепонировать произведение на специальном сервисе.

Порядок действий при защите авторских прав на картину:

При нарушении прав автора в первую очередь необходимо ответить себе на такие вопросы: “На какой площадке была опубликована фотография – коммерческой или нет? Получена ли выгода от публикации, имел ли при это место умысел? Возможно ли посчитать потери автора (в случае полученной выгоды посягнувшим на права автора)?”

Если на указанные вопросы получены утвердительные ответы, то необходимо выступить в защиту своих прав. Она состоит из следующих этапов:

Этап 1. Определение виновных. Далеко не всегда виновным является конкретный человек. В случае, когда информация опубликована на веб-ресурсе (а не в социальной сети, например), непросто понять, кто конкретно опубликовал чужую интеллектуальную собственность. Виновником может быть:

  • Лицо, непосредственно опубликовавшее иллюстрацию;
  • Хостер, на физическом сервере которого расположен объект, охраняемый авторским правом;
  • Владелец домена, где появилась публикация.

Важно: В случае, когда невозможно определить виновное лицо, следует исходить из того, что за контент отвечает владелец сайта, он имеет возможность в любой момент остановить распространение информации. Органы досудебного следствия определяют степень вины, круг причастных, а также защищают авторство произведений искусства.

Этап 2. Досудебная претензия. Она направляется заказным письмом. В претензии необходимо четко обозначить:

  • Суть претензии (коротко) – статьи законов, которые нарушены лицом при совершении действия;
  • Сумма потерь и их характер;
  • Доказательство авторства, стремление защищать его в суде;
  • Перечень требований (возместить убытки – конкретная сумма, удалить публикацию и т. д.);
  • Время, которое вы даете нарушителю на самостоятельное исправление его правонарушения в досудебном порядке (стандартный срок – 1 месяц, к меньшему может предвзято отнестись суд).

В суд следует обращаться тогда, когда виновник на этапе досудебной претензии не согласился с предъявленными требованиями и не признал права автора на созданную им картину.

На этом этапе потерпевший выступает в качестве истца, задача которого обосновать претензию и указать, что ответчик не согласился на процедуру досудебного урегулирования. Для истца важно понимать, какую конечную цель он преследует: добиться удаления данных или получить компенсацию (может быть и то, и другое).

При исходе дела в пользу истца контроль за исполнением мер, определенных после разбирательства, возлагается на исполнительные судебные органы.

Стоит ли регистрировать авторские права на рисунки?

Право автора на изображение в интернете помогает решить комплекс проблем и приобрести ряд преимуществ. Среди наиболее важных достижений нотариального заверения следует указать:

  1. Официальное свидетельство, которое подтверждает право на изображение его обладателя;
  2. Авторские права художников находятся под защитой государства. Закон заведомо находится на стороне автора в любом конфликте юридического характера, связанном с использованием контента на незаконных основаниях;
  3. Полноценная возможность для передачи прав третьим лицам без претензий и посягательств. Потенциальный покупатель уверен, что имеет дело с автором, когда на бумаге закреплено авторство картины.
  4. Защита от посягательств и претензий. Художников зачастую обвиняют в копировании. Автор, право которого закреплено, обладает на этот счет исчерпывающими аргументами.

Авторское право на изображения: откуда брать картинки, чтобы не нарушить закон

Чтобы прервать порочный круг этих размышлений и наконец выбрать иллюстрацию к статье, предлагаем разобраться в основах авторского права в Рунете в отношении изображений.

Пойдем по следующему плану:

  • Что такое авторское право и что будет, если его не соблюдать
  • Как все сделать правильно: лицензии
  • Типы лицензий Creative Commons
  • Общественное достояние
  • Откуда брать картинки, чтобы не нарушить при этом закон

Что такое авторское право и что будет, если его не соблюдать

Для тех, кто любит теорию, небольшая справка.

В Гражданском кодексе РФ под авторскими правами понимают интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. По закону автор произведения имеет исключительное право на произведение, на его обнародование и неприкосновенность. Также авторские права включают право авторства и право автора на имя.

Подробнее об авторском праве рассказано в главе 70 Гражданского кодекса РФ.

Если говорить просто, то автор произведения (в нашем случае изображений) может по своему усмотрению воспроизводить, распространять, изменять его и передавать права на него другим лицам. Плюс – у автора есть ряд неотчуждаемых прав, таких как право называться автором произведения, право размещать произведение под своим именем, псевдонимом или анонимно.

Несерьезное отношение к правам автора может повлечь за собой серьезное наказание. Так, за плагиат, причинивший крупный ущерб (от 50 000 рублей) автору или правообладателю, Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода нарушителя за период до 18 месяцев, либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ареста на срок до шести месяцев. А незаконное использование объектов авторского права или смежных прав может закончиться таким же штрафом, обязательными работами или арестом, но уже на срок до двух лет. Если же ущерб от нарушения авторских прав составляет в сумме менее 50 000 рублей, то применяется административная ответственность.

Как все сделать правильно

Все эти юридические условия звучат непонятно и местами пугающе. Но на самом деле значительную часть контента можно спокойно использовать, главное – соблюдать условия, предписанные лицензией. Дальше посмотрим, какие виды лицензий существуют и в чем их отличие.

Чаще всего условия использования контента прописаны на сайте, где размещены изображения. К тому же есть распространенные лицензии, обозначающие права использования разного рода контента:

  • Лицензия свободной документации GNU (GNU Free Documentation License) – это лицензия для свободного программного обеспечения, разработанная Фондом свободного ПО. GNU FDL позволяет воспроизводить, распространять и изменять программное обеспечение, но только при условии присвоения всем производным работам аналогичной лицензии.
  • Лицензия Free Art (License Art Libre) – аналогичная лицензия, но ориентированная на распространение произведений искусства.
  • Creative Commons – самая популярная лицензия, охватывающая любые виды контента.

Именно на тип лицензии Creative Commons стоит обращать внимание при поиске изображений, поэтому сконцентрируемся на ней.

Типы лицензий Creative Commons

  • CC BY (Attribution) –«С указанием авторства» – самая свободная лицензия. Изображения с этой лицензией можно распространять, изменять и использовать даже в коммерческих целях при условии, что указан автор.
  • CC BY-SA (ShareAlike) – «Распространение на тех же условия – Копилефт» – позволяет распространять, изменять и использовать изображения в коммерческих целях, но при условии указания авторства и лицензирования всех измененных/созданных изображений на аналогичных условиях. Эту лицензию часто сравнивают с бесплатными лицензиями программного обеспечения с открытым исходным кодом.
  • CC BY-ND (NoDerivs) –«С указанием авторства – Без производных» – этот тип лицензии допускает коммерческое и некоммерческое использование изображений с указанием авторства, но запрещает любые изменения, включая перевод текстов, добавление подписей и проч.
  • CC BY-NC (NonCommercial) –«С указанием авторства – Некоммерческая» – разрешает использовать, распространять и изменять изображения, но только в некоммерческих целях и с указанием автора. Лицензировать производные работы не обязательно.
  • CC BY-NC-SA (NonCommercial-ShareAlike) – «С указанием авторства – Некоммерческая – Копилефт» – дает возможность изменять и распространять изображения при условии, что у них указан автор, а все измененные или отредактированные изображения обладают аналогичной лицензией.
  • CC BY-NC-ND (NonCommercial-NoDerivs) –«С указанием авторства – Некоммерческая – Без производных» – самая строгая из шести основных лицензий. Она позволяет загружать изображения и делиться ими с указанием авторства, но запрещает любые изменения и использование в коммерческих целях.
  • CC0 (Creative Commons Zero) позволяет владельцам и создателям контента отказаться от авторских прав на свои произведения, в результате другие люди могут абсолютно свободно использовать их произведения для любых целей и без каких-либо ограничений.

Общественное достояние

Еще одна категория, о которой необходимо знать, это «Общественное достояние» (Public Domain). Произведения науки, литературы или искусства переходят в общественное достояние после прекращения действия исключительного права, независимо от того были они обнародованы или нет. Согласно Гражданскому кодексу, контент, являющийся общественным достоянием, могут использовать и распространять все без ограничения, но это не отменяет неимущественных авторских прав, таких как авторство, на имя автора и неприкосновенность произведения. Так, дополнять, сокращать или комментировать работы, являющиеся общественным достоянием, без согласия автора или его правопреемников нельзя. А в силу Бернской конвенции предоставляется также и право на защиту репутации автора.

Читать еще:  Правомерно ли приставы арестовали автомобиль без уведомления владельца?

При работе с изображениями, являющимися общественным достоянием, важно убедиться, что оно находится в этой категории во всех юрисдикциях.

Например, бывает, что изображение у нас в общественном достоянии, а в США – нет. Если нет уверенности, что изображение в общественном достоянии – нужно дополнительно проверять, чтобы себя обезопасить, – отмечает в своей колонке на VC фоторедактор BigPicture.ru Никита Евдокимов.

Так откуда брать картинки, чтобы не нарушить при этом закон

«Сделай сам»

Идеальный вариант – когда в штате есть фотограф и дизайнер. Главное – не забыть прописать в трудовом договоре, кому принадлежат права на работы. Можно заключить договоры с несколькими фотографами или дизайнерами на аутсорсе и, если повезет, можно договориться о бесплатном использовании их контента.

Создавать изображения можно и без участия специально обученных людей с помощью инструментов для непрофессионалов. Например:

Платные и бесплатные фотобанки

Какой бы фотосток вы ни выбрали, вы вряд ли будете единственным, кто использовал это изображение. Тем не менее в базах больших фотобанков можно найти изображение практически для любых целей, главное – внимательно прочитать условия лицензии. К тому же фотобанки иногда грешат тем, что используют картинки без ведома авторов, поэтому выбранные изображения все же стоит проверить в Google.

Вот несколько бесплатных источников изображений с большой базой:

В условиях лицензии на Pexels, Unsplash, Pixabay и ISO Republic сказано, что изображения можно использовать в коммерческих и некоммерческих целях без указания автора или площадки (хотя при возможности это приветствуется). Но нужно помнить и учитывать, что на фото могут присутствовать известные бренды с зарегистрированными товарными знаками, а также частные здания, принадлежащие компаниям с правами на их изображение и собственность. Такие изображения могут не подойти для некоторых видов коммерческого использования.

Блага общественного достояния

Большой список площадок с изображениями, находящимися в общественном достоянии, есть здесь. Об особенностях этого типа изображений писали выше.

Социальные медиа

Изображения и GIF из Instagram, Tumblr или Twitter можно использовать для некоммерческих целей с помощью функции «Встроить». Перед тем как вставить фрагмент, внимательно прочитайте условия: важно, чтобы вы не нарушали правила соцсети.

Поиск Google

В Google Картинках есть расширенный фильтр, позволяющий выбрать нужную лицензию. Один из самых свободных вариантов – «с лицензией на использование и изменение». Но, выбрав картинку, все-таки стоит перейти на сайт-источник.

Авторское право – та область, о которой рядовой специалист из сферы маркетинга не всегда задумывается. И напрасно, ведь при невнимательном отношении несоблюдение норм может обернуться серьезными штрафами. В то время как следовать простым правилам довольно легко: достаточно просто соблюдать условия лицензий. Боитесь забыть нюансы? Тогда сохраняйте статью в закладки или расшаривайте в соцсетях.

Авторское право на изображение: как и зачем защищать рисунки, фотографии и картины

Любые картины, фотографии и рисунки охраняются авторским правом наравне с выдающимися произведениями искусства. Авторское право на изображение дает владельцу возможность полностью распоряжаться объектом права: его появлением на интернет площадках, прессе, литературе, а также получением выгоды от его обнародования. В этой публикации мы подробно расскажем о том, что охраняется авторским правом и как его защитить в случае посягательств.

Что такое авторство на изображение с позиции закона

Иллюстрация, фотоснимок, картина, изображение – является плодом интеллектуального труда автора. При этом, значимость изображения, его ценность и способ создания не играют роли. Авторские права на картины известных художников так же ценны, как и работы начинающих творцов. После того, как художник закончил работу над иллюстрацией, у него, как у субъекта авторского права появляются:

  • Авторское право. Данный вид прав неотчуждаемый, т.е. его нельзя передать третьим лицам никаким договором. Право авторства охраняется Гражданским кодексом (ст.1265ГКРФ);
  • Исключительное имущественное право. Их можно передавать третьим лицам как в порядке аренды (лицензия на использование, согласно ст.1235ГКРФ), так и в порядке полного отчуждения (договор передачи авторских прав на изображения согласно ст.1234 ГКРФ).

Без согласия автора не допускается размещение такого изображения на коммерческих площадках. Исключением являются ситуации, когда размещающий изображение не получает никакой выгоды от публикации. Т.е. показывать изображение на улице прохожим можно без ограничений. Показывать это же изображение на коммерческой выставке без согласия автора запрещено. Это же правило касается и интернет-сайтов и использования авторских снимков. В таких случаях юрист по защите авторских прав легко добьется компенсации для автора.

Важно: Если на сайте есть реклама – публикация защищенной авторским правом информации без согласия является преступлением. Исключительные права автора исчерпывающе описаны в ст.1270ГКРФ.

Как защитить авторские права на рисунки и фотографии в сети

Каждый день в интернет загружаются десятки тысяч новых фотографий, иллюстраций, картин и иных объектов интеллектуального права. Очевидно, что устраивать каждому изображению регистрацию в Роспатенте просто невозможно. Также невозможно и ждать несколько месяцев, прежде чем публиковать фотографию, вывода экспертизы, которая подтвердит авторство.

Поэтому к процедуре реестра авторского права прибегают лишь если речь идет о большом проекте, требующим крупных финансовых вложений. В иных случаях, все намного проще.

Право авторства наступает автоматически после первой публикации изображения в интернете. Умышленное использование изображения третьими лицами является незаконным.

Важно: Автору, в случае нарушения, или попытки нарушения его авторского права, придется доказать, что в конкретном случае имела место корысть. Поскольку в суде нужно обосновывать убыток, потенциально упущенную прибыль. Этот вид прибыли пропорционален выгоде, которую получило лицо, незаконно использующее творческий материал, сделанный автором.

Поскольку у автора нет документа, подтверждающего его право, ему придется доказывать это право в судебном порядке. Но защитить свой творческий труд заранее также можно несколькими способами:

  1. Нотариально заверить публикацию изображения на сайте. Нотариусы оказывают такую услугу и она регламентирована законом. Фиксируется время, дата, домен, и точная ссылка.
  2. Сделать копию оригинала фотографии, картины, рисунка и отправить ее самому себе заказным письмом. Такой метод популярен на западе. Вы получаете письмо вместе с уведомлением об отправке и печатями почтового отделения (почта является государственной структурой). После того, как почтальон вручит вам ваше же письмо, его нужно хранить закрытым до потенциального прецедента нарушения прав. На этапе судебного разбирательства, письмо вскрывается в присутствии свидетелей. Наличие фотографии в письме и дата отправки доказывают, что вы владели изображением раньше, чем тот, кто посягнул на ваши права.

Защищаемся от посягательств на авторские права на картину: порядок действий

В случае нарушения прав, следует ответить себе на следующие вопросы:

  • Является ли площадка, на которой опубликовано фото, коммерческой?
  • Была ли получена от публикации выгода и имел ли место умысел?
  • Можно ли посчитать потери для автора (исходя из п.2).

Если на эти вопросы есть утвердительные ответы, следует действовать без промедлений. Защита состоит из таких шагов:

Шаг 1: Определение виновных. Виновным не всегда является конкретный человек. Если информация появилась на веб-ресурсе, (а не, к примеру, в социальной сети) понять, кто же опубликовал ваше произведение непросто. Соответственно, виновным лицом может быть:

  • Владелец домена, на котором появилось иллюстрация;
  • Хостер, т.к. на его физическом сервере находится иллюстрация, охраняемая авторским правом;
  • Непосредственно лицо, совершившее публикацию.

Важно: Если вы не в состоянии определить виновного, исходите из того, что владелец сайта ответственный за контент и в его силах остановить распространение информации в любой момент. Определять степень вины и круг причастных, как и защитить авторство произведений искусства – дело органов досудебного следствия.

Шаг 2: Досудебная претензия. Направляется заказным письмом. В ней нужно четко описать:

  • Коротко суть претензии, какие статьи законов нарушает лицо, совершая действия (ГКРФ, ст.1233-1235,1265,1270 или иные статьи кодекса);
  • Характер и сумма потерь;
  • Доказательство авторства или готовность защищать авторство в суде;
  • Перечень требований (удалить публикацию, возместить конкретную сумму убытков и т.д.).

Если на этапе досудебной претензии виновник не признал права художника на картину и не согласился с требованиями, следует идти в суд.

Шаг 3: Судебное разбирательство

На этапе судебного разбирательства потерпевший выступает истцом. Задача истца – обосновать претензию и обязательно уточнить, что ответчик не пошел на процедуру досудебного урегулирования. На этом этапе важно понять, какая именно конечная цель стоит – получить компенсацию, или просто добиться удаления данных.

Шаг 4: Исполнение

При позитивном исходе, на исполнительные судебные органы возлагается функция контроля за исполнением мер, оговоренных по итогу разбирательства.

Зачем регистрировать авторские права на рисунки

Авторские права на изображение в интернете позволяют решить ряд проблем. Самые главные преимущества нотариального заверения прав таковы:

  1. У обладателя появляется официальное свидетельство, подтверждающее его право на изображение;
  2. Авторские права художников попадают под защиту государства. Т.е. в любом юридическом конфликте, связанном с незаконным использования контента, закон заведомо на стороне автора;
  3. Полноценная возможность передать права третьим лицам, избегая посягательств и претензий. Если авторство картины закреплено на бумаге, потенциальный покупатель точно знает, что имеет дело именно с автором;
  4. Защита от претензий и посягательств. Художников часто обвиняют в копировании. В этом случае, у автора есть исчерпывающие аргументы на этот счет.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector