Как правильно составить договор авторского права компании с дизайнером?
Prokurors.ru

Юридический портал

Как правильно составить договор авторского права компании с дизайнером?

Когда ремесло кормит

Проблема авторских прав в сфере дизайна (как и в целом в сфере искусства) актуальна в условиях рынка, многие молодые дарования смело идут учиться в лучшие вузы страны, следуя своему призванию и стремлению украсить жизнь вокруг. Но, занятые в основном творчеством, молодые специалисты мало задумываются над тем, как авторское право возникает, и как грамотно распорядиться своим талантом. Новые изменения в законодательстве, прежде всего, введение в действие4 части ГК РФ с 1 января 2008 г. об интеллектуальной собственности в большей степени защищают права автора.

Являются ли объектами авторских прав дизайн-проекты?

Да, являются, так как создаются творческим трудом (ч. 2 ст. 1259 ГК РФ). Тот, кто создает – тот и автор, то есть приобретает авторские права (ст. 1257 ГК РФ). Отделить автора от его произведения невозможно – во все времена творчество было выражением мыслей, созданием новых образов, отражавших мировоззрение людей той или иной эпохи. Отношение к авторству, безусловно, определялось характером общественных отношений, с давних времен обладание редким произведением искусства выдающегося автора становилось статусным символом. Авторское право начинают защищать законы.

Так впервые «авторское право» было закреплено в 1710 году в Англии Статутом королевы

Довольно истории, понятно, что профессия дизайнера ориентирована, прежде всего, на рынок, и часто главная цель реализации своих талантов – это возможность зарабатывать, получать соответствующий доход. В условиях рынка постепенно обладание авторскими правами становится некой гарантией того, что автор может распоряжаться своим произведением и получать заслуженное вознаграждение. Вот здесь нужно остановиться и уяснить, что авторское право – это право неимущественное.

Как это? А это очень просто – есть еще «исключительное право на произведение», и оно является имущественным правом. У кого и как возникает ключительное право на произведение?

Рассмотрим ситуацию, когда дизайнер работает по трудовому договору.

Итак, если работодатель в процессе собеседования остановил свой выбор на Вашей кандидатуре, то готовьтесь – будет и испытательный срок, и сверхсложные задания – никто ведь не будет платить за посредственную работу, да еще в такой сфере. Казалось бы, просто – автор тот, кто изготовил дизайнерский проект. Это так, авторские права неотчуждаемы, то есть, кто бы ни приобрел проект, он не может называться автором, но и отказ от авторских прав ничтожен (абз. 2 ч. 2 ст. 1228 ГК).

Результат работы дизайнера – материальный объект (проект), результат интеллектуальной деятельности

Чьей деятельности? Естественно, дизайнера, не зря же он учился столько лет и умеет генерировать идеи для воплощения их в реальный объект, например, оформление интерьера заказчика. Но так ли это? Только ли один дизайнер создает проект?

Условия для работы, оборудование, возможность работать «в команде», «поток» заказов – над этим трудится работодатель. И права и обязанности работника и работодателя закреплены в трудовом договоре. Так в итоге работы дизайнера создается объект творческого труда, «результат интеллектуальной деятельности», предназначенный для заказчика. И здесь без творческого труда дизайнера ни работодатель не получит желаемого дохода для своей фирмы, ни заказчик (он же главный на рынке!) — долгожданного проекта.

В чем же разница между авторским правом и исключительным правом на служебное произведение?

Одним из условий трудового договора является создание «служебного произведения» (ГК РФ, ч. 4, ст. 1295). Что это значит?

Даже если произведение создано в пределах трудовых обязанностей, закрепленных в трудовом договоре, авторские права принадлежат автору (ч. 1 ст. 1295 ГКРФ), так как создается это произведение творческим трудом. Но при этом автор не сможет самостоятельно распорядиться этим произведением (проектом). Почему? Потому что исключительное право на «служебное произведение» возникает у работодателя, который сможет передавать его другому лицу (заказчику, например, на условиях определенной оплаты) и использовать (ч. 2 ст. 1295 ГК РФ). Таким образом, исключительное право на произведение является имущественным. Но, если авторское право охраняется бессрочно и отказ от авторских прав ничтожен, то законом установлен совершенно определенный срок, в течение которого работодатель (обладатель исключительного права на произведение) будет иметь право начать использовать это произведение – 3 года (абз. 2 ч. 2 ст.1295 ГК РФ).

Если же в течение 3-х лет произведение не было использовано работодателем, то исключительное право возвращается автору.

Так вот, когда авторские права принадлежат автору – создателю произведения, а на основании трудового договора исключительное право – работодателю, то именно работодатель имеет право распоряжаться проектом, то есть получать за него плату, а дизайнер в этом случае получает заслуженное вознаграждение. Причем независимо от того, использовал ли работодатель произведение или сохранил его в тайне, автор имеет право на вознаграждение (абз. 3 ч. 2 ст. 1295 ГК РФ), и это условие обязательно должно быть закреплено в трудовом договоре.

Закон допускает условие в трудовом договоре о том, что исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, а работодатель может использовать это произведение, но, опять же, при условии выплаты вознаграждения автору (ч. 3 ст.1295 ГКРФ). На то он и «договор», чтобы договариваться. Не забываем, что договор является источником ваших с работодателем прав и обязанностей, конечно, если в нем нет условий, противоречащих закону. При устройстве на работу надо всегда помнить, что сначала необходимо изучить условия договора, и осознать, что все, что будет делать дизайнер, может принадлежать работодателю.

Новые изменения в законодательстве в защиту авторских прав не ущемляют при этом прав работодателя, а, скорее, уточняют и конкретизируют оформление документов, прописывающих трудовые обязанности работника по созданию служебного произведения. И для работодателя не менее важным является более четко прописывать все условия в трудовом договоре, а в случае необходимости, заключать договор гражданско-правового характера, если обладателем исключительного права на произведения является автор. В таком случае работодатель должен заключить с работником лицензионный договор или договор отчуждения (ст. 1234 ГК РФ). Но не будем усложнять, ведь Вы пока начинающий дизайнер.

Не говоря уж о том, что «конкуренты не дремлют», да и никому не понравится, если, занимаясь общим делом, работники раскрывают секреты третьим лицам. Поэтому неразглашение коммерческой тайны оформляется при приеме на работу Соглашением между работником и работодателем. С правовой точки зрения разглашение информации, «имеющей действительную или потенциальную коммерческую ценность» (а это и есть «коммерческая тайна») может обернуться административной или уголовной ответственностью (Федеральный закон «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 N 98-ФЗ). Почему так? По сути, коммерческая тайна – это источник получения прибыли, возможность избежать неоправданных расходов, сохранить репутацию, в конце концов, это наработанный опыт на рынке, который в условиях конкуренции и кормит.

А вот и вопросы, которые часто задают начинающие дизайнеры. Попробуем на них ответить:

1. Можно ли включать в портфолио проекты, которые будут выполнены по заданию работодателя?

Если договором установлено, что «все материалы, созданные работником по заданию работодателя, являются собственностью работодателя и не подлежат передаче другим лицам без его согласия», значит, произведение (проект) является служебным и без согласия работодателя не может быть продемонстрировано другим лицам (п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15). По сути, проекты, созданные в пределах трудовых функций, являются интеллектуальной собственностью работодателя, который может «указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания» (ч. 4 ст. 1295 ГК РФ). Но здесь есть возможность получить согласие, обратившись к работодателю, при условии указания имени или наименования фирмы.

2. Обоснованы ли претензии клиента?

Некоторые вопросы заказчиков, которые, на первый взгляд, могут показаться сложными. Например, как ответить на вопрос такого характера:

«Я хочу, чтобы с эскизного проекта была убрана контактная информация. Это прямая реклама».

Да, претензии обоснованы, на проекте может быть только имя работодателя или наименование (ч. 4 ст. 1295 ГК РФ), но при этом наименование должно точно соответствовать тому, которое указано в учредительных документах. Контакты оставлять на проекте нельзя.

3. Если для одного заказчика разработали проект, а потом другой клиент, увидев фото на сайте, просит себе такой же дизайн сделать? В этом случае изготовление такого же дизайна для другого клиента будет нарушением прав первого?

Нет, в этом случае права заказчика нарушены не будут. Работодатель, приобретая исключительное право, может обнародовать служебное произведение (проект), а это значит, что проект могут увидеть многие, не только заказчик (ч. 4 ст.1295 ГК РФ). Заказчик получил изготовленный по данному проекту материальный объект, оплатил его, если работа сделана качественно, то оснований для претензий нет. «Служебное произведение», проект – это своего рода замысел, идея, исключительное право на которые принадлежит работодателю (фирме), а авторское право – дизайнеру. «Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование» (абз. 2 ч. 1 ст. 1288 ГК РФ).

4. Можно ли использовать в своей работе проекты других авторов ,если они находятся в свободном доступе?

Создавая проект, дизайнер может просматривать проекты других авторов и, конечно, есть соблазн их использовать. А вот в этом случае надо быть осторожнее, по закону разрешается использовать обнародованные произведения исключительно в личных целях (ч. 1 ст. 1273 ГК РФ). Поэтому, если картинка с изображением какого-либо материального объекта или проекта появится в другой фирме, например, «для привлечения клиентов», то есть для рекламы, то автор может это оспорить это в суде, так как в данном случае очевидным будет коммерческий интерес.

Но в любом случае, надо интересоваться новинками в сфере дизайна, так формируется культурное пространство, которое и является полем деятельности дизайнера.

Читать еще:  Является ли автомобильный аккумулятор технически сложным товаром?

Авторский договор с дизайнером

Скачать бланк в формате doc:
avtorskiy_dogovor_s_dizaynerom.doc [51 Kb] (cкачиваний: 750)

Скачать бланк в формате pdf:
avtorskiy_dogovor_s_dizaynerom.pdf [95,55 Kb] (cкачиваний: 74)

АВТОРСКИЙ ДОГОВОР

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Исполнитель обязуется оформлять серию изображений « » (далее – «Произведения») согласно заданиям Заказчика и передать Заказчику исключительные авторские права на использование Произведений в обусловленных настоящим договором пределах и на определенный договором срок, а Заказчик обязуется уплачивать Исполнителю вознаграждение. Под использованием в настоящем договоре понимается реализация произведения в качестве товара или иное его использование в гражданском обороте в пределах, предусмотренных договором.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Исполнитель обязуется создавать произведения в соответствии с Заданиями Заказчика, форма которых установлена в Приложении № , являющемся неотъемлемой частью настоящего договора.Задания составляются в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон, и подписываются обеими сторонами.

2.2. При необходимости Заказчик предоставляет Исполнителю экземпляры изображений, которые Исполнитель обязуется использовать в произведениях, в том числе с условием переработки и компьютерного оформления указанных изображений, согласно заданиям Заказчика.

2.3. Исполнитель обязуется создавать произведения своими силами и средствами и гарантирует наличие у него авторских прав на произведения. Сроки создания произведения предусматриваются в задании.

2.4. Заказчик обязуется рассмотреть представленное произведение и известить Исполнителя либо об одобрении работы, либо о необходимости внесения поправок и доработок с указанием требуемых исправлений. При получении указания Заказчика о внесении поправок и доработок Исполнитель обязуется в согласованные сроки внести требуемые исправления и представить произведение Заказчику. При получении одобрения Заказчика Исполнитель обязуется в согласованные сроки представить произведение в распечатанном виде, а также на машинном носителе в соответствии с требованиями Заказчика.

2.5. С окончательного варианта произведения снимается три копии, которые передаются Заказчику. На одной из копий проставляются отметки о сдаче произведения Исполнителем и принятии его Заказчиком, подписи сторон, а также дата приемки. Произведение считается принятым с момента подписания копии произведения сторонами. Заказчику передаются права только на то произведение, которое было принято по вышеуказанной форме.

2.6. Договор на передачу исключительных авторских прав на произведение считается заключенным с момента подписания сторонами задания на создание соответствующего произведения. Договор считается заключенным на условиях задания и настоящего договора.

2.7. Исполнитель предоставляет Заказчику следующие исключительные права на создаваемые произведения:

  • право на воспроизведение произведения (дублирование, тиражирование или иное размножение, т. е. неоднократное придание объективной формы, допускающей его функциональное использование) без ограничения тиража;
  • право на распространение экземпляров произведения любым способом;
  • право на обнародование произведения, т. е. на сообщение произведения в какой-либо иной форме или каким-либо способом неопределенному кругу лиц;
  • право на публичное использование произведения и демонстрацию в информационных, рекламных и прочих целях;
  • право импортировать экземпляры произведения в целях распространения;
  • право использовать произведение под фирменным наименованием, производственной маркой и товарным знаком Заказчика;
  • право переделывать произведение, использовать его в качестве основы для создания иных изображений и иным образом перерабатывать произведение (право на переработку).
  • право переуступить на договорных условиях полученные по настоящему договору права третьим лицам.

2.8. Размер вознаграждения Исполнителю за создаваемое произведение и передачу прав на него предусматривается в задании.

2.9. Договор на передачу исключительных авторских прав заключается на срок действия авторского права на создаваемое произведение.

2.10. Действие передаваемых исключительных авторских прав не ограничивается территориальными пределами.

2.11. Исполнитель не сохраняет за собой право использовать произведение самостоятельно или предоставлять аналогичные права на его использование третьим лицам.

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

3.1. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по настоящему договору, а также по договору на передачу исключительных авторских прав, обязана возместить другой стороне причиненные таким неисполнением убытки. Если сторона, нарушившая договор, получила вследствие этого доходы, сторона, права которой нарушены, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

3.2. В случае нарушения договора сторона, чье право нарушено, вправе также потребовать признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

3.3. В случаях, не предусмотренных договором, имущественная ответственность определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.

4. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

4.1. Условия настоящего договора и заданий конфиденциальны и не подлежат разглашению.

5. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

5.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства.

5.2. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов, споры разрешаются в суде в порядке, установленном действующим законодательством.

6. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

6.1. Настоящий договор вступает в силу с момента заключения и действует в течение .

7. РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА

7.1. Стороны вправе досрочно расторгнуть настоящий договор, а также договор на передачу исключительных авторских прав по взаимному письменному соглашению, а также в иных случаях, предусмотренных законом или настоящим договором.

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8.1. Во всем остальном, что не предусмотрено договором, стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

8.2. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны, при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны сторонами или надлежаще уполномоченными на то представителями сторон.

8.3. Все уведомления и сообщения должны направляться в письменной форме.

8.4. Договор составлен в двух экземплярах, из которых один находится у Исполнителя, второй – у Заказчика.

Авторский договор с дизайнером

с дизайнером

«____» ______________ 2018 г.

________________________________________________ в лице ________________________________________________, действующего на основании ________________________________________________, именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны, и гр. ________________________________________________, паспорт: серия ________, № ________, выданный ________________________, проживающий по адресу: ________________________________________________, именуемый в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

  1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Исполнитель обязуется оформлять серию изображений «________________________» (далее – «Произведения») согласно заданиям Заказчика и передать Заказчику исключительные авторские права на использование Произведений в обусловленных настоящим договором пределах и на определенный договором срок, а Заказчик обязуется уплачивать Исполнителю вознаграждение. Под использованием в настоящем договоре понимается реализация произведения в качестве товара или иное его использование в гражданском обороте в пределах, предусмотренных договором.

  1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Исполнитель обязуется создавать произведения в соответствии с Заданиями Заказчика, форма которых установлена в Приложении №________, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора.Задания составляются в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон, и подписываются обеими сторонами.

2.2. При необходимости Заказчик предоставляет Исполнителю экземпляры изображений, которые Исполнитель обязуется использовать в произведениях, в том числе с условием переработки и компьютерного оформления указанных изображений, согласно заданиям Заказчика.

2.3. Исполнитель обязуется создавать произведения своими силами и средствами и гарантирует наличие у него авторских прав на произведения. Сроки создания произведения предусматриваются в задании.

2.4. Заказчик обязуется рассмотреть представленное произведение и известить Исполнителя либо об одобрении работы, либо о необходимости внесения поправок и доработок с указанием требуемых исправлений. При получении указания Заказчика о внесении поправок и доработок Исполнитель обязуется в согласованные сроки внести требуемые исправления и представить произведение Заказчику. При получении одобрения Заказчика Исполнитель обязуется в согласованные сроки представить произведение в распечатанном виде, а также на машинном носителе в соответствии с требованиями Заказчика.

2.5. С окончательного варианта произведения снимается три копии, которые передаются Заказчику. На одной из копий проставляются отметки о сдаче произведения Исполнителем и принятии его Заказчиком, подписи сторон, а также дата приемки. Произведение считается принятым с момента подписания копии произведения сторонами. Заказчику передаются права только на то произведение, которое было принято по вышеуказанной форме.

2.6. Договор на передачу исключительных авторских прав на произведение считается заключенным с момента подписания сторонами задания на создание соответствующего произведения. Договор считается заключенным на условиях задания и настоящего договора.

2.7. Исполнитель предоставляет Заказчику следующие исключительные права на создаваемые произведения:

l право на воспроизведение произведения (дублирование, тиражирование или иное размножение, т. е. неоднократное придание объективной формы, допускающей его функциональное использование) без ограничения тиража;

l право на распространение экземпляров произведения любым способом;

l право на обнародование произведения, т. е. на сообщение произведения в какой-либо иной форме или каким-либо способом неопределенному кругу лиц;

l право на публичное использование произведения и демонстрацию в информационных, рекламных и прочих целях;

l право импортировать экземпляры произведения в целях распространения;

l право использовать произведение под фирменным наименованием, производственной маркой и товарным знаком Заказчика;

l право переделывать произведение, использовать его в качестве основы для создания иных изображений и иным образом перерабатывать произведение (право на переработку).

l право переуступить на договорных условиях полученные по настоящему договору права третьим лицам.

2.8. Размер вознаграждения Исполнителю за создаваемое произведение и передачу прав на него предусматривается в задании.

2.9. Договор на передачу исключительных авторских прав заключается на срок действия авторского права на создаваемое произведение.

2.10. Действие передаваемых исключительных авторских прав не ограничивается территориальными пределами.

2.11. Исполнитель не сохраняет за собой право использовать произведение самостоятельно или предоставлять аналогичные права на его использование третьим лицам.

  1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

3.1. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по настоящему договору, а также по договору на передачу исключительных авторских прав, обязана возместить другой стороне причиненные таким неисполнением убытки. Если сторона, нарушившая договор, получила вследствие этого доходы, сторона, права которой нарушены, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Читать еще:  Можно ли вернуть авто

3.2. В случае нарушения договора сторона, чье право нарушено, вправе также потребовать признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

3.3. В случаях, не предусмотренных договором, имущественная ответственность определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.

  1. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

4.1. Условия настоящего договора и заданий конфиденциальны и не подлежат разглашению.

  1. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

5.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства.

5.2. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов, споры разрешаются в суде в порядке, установленном действующим законодательством.

  1. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

6.1. Настоящий договор вступает в силу с момента заключения и действует в течение ________________________.

  1. РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА

7.1. Стороны вправе досрочно расторгнуть настоящий договор, а также договор на передачу исключительных авторских прав по взаимному письменному соглашению, а также в иных случаях, предусмотренных законом или настоящим договором.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8.1. Во всем остальном, что не предусмотрено договором, стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

8.2. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны, при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны сторонами или надлежаще уполномоченными на то представителями сторон.

8.3. Все уведомления и сообщения должны направляться в письменной форме.

8.4. Договор составлен в двух экземплярах, из которых один находится у Исполнителя, второй – у Заказчика.

8.5. Адреса и платежные реквизиты сторон:

  1. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Пять правил защиты авторских прав на дизайн — советы работодателям

Советы управляющего партнёра компании ANP Law Firm Анастасии Пичугиной и юриста практики интеллектуальной собственности Анны Шевченко.

Смоделируем достаточно стандартную ситуацию

Дизайнер Вася работает в каком-нибудь ООО «Фешн». Вася — талантливый дизайнер, но ленивый работник: вечно опаздывает, срывает сроки дедлайна, при этом пожимает плечами, говорит, что он человек творческий. В какой-то момент директору ООО «Фешн» Дмитрию Ивановичу вся эта история надоедает, и вот уже Вася с трудовой книжкой оказывается без работы.

Проходит полгода, и тут Вася на прилавке магазина видит продукцию ООО «Фешн» с использованием его дизайна. Почему? Это он же в обед в творческом приступе набросал. Никому ничего не передавал. Вася бежит к адвокату и заявляет о краже. Адвокат разводит руками: «Это, батюшка, служебное произведение». И Вася остается с носом.

А бывает другая ситуация. Тот самый Дмитрий Иванович, директор, ООО «Фешн» даёт Васе задание: «Вася, нарисуй дизайн упаковки шампуня «Свежесть», Вася отрисовывает. А потом Вася приходит домой и на своем домашнем компьютере рисует дизайн упаковки шампуня «Fresh».

А потом наш прозорливый Вася, после того, как его уволили, идет к конкурентам — в ООО «TopFashion» и отдает им дизайн шампуня «Fresh». Конкуренты вышли на рынок первыми с этой продукцией, а ООО «Фешн» свой рынок уже не взяли.

Коллеги юристы сразу же скажут, что надо регистрировать товарный знак и промышленный образец. Давайте, сначала разберемся с авторскими правами работников и работодателей.

Если вы работодатель, то первое, что вы должны понять, что ваши возможности по ограничению ваших работников, как бы вам этого хотелось, не безграничны. Но кое-что вы все такие сделать сможете.

По общему правилу, установленному ст.1295 Гражданского кодекса РФ исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю.

Служебное произведение — это произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Разбираемся по пунктам, какие меры необходимо предпринять, чтобы защитить свои права.

1. Пропишите особые условия в трудовом договоре

Ваши трудовые договоры с «творческими» сотрудниками должны несколько отличаться от договоров с остальными сотрудниками. В частности, в обязанности работника необходимо включить создание объектов авторского права (если есть понимание, то можно указать каких конкретно). Сделайте акцент на том, что создаваемые работником произведения признаются служебными.

Например, мы предложили бы вам вот такую формулировку:

«Исключительное право на любые произведения, созданные работником в пределах выполнения трудовых обязанностей (служебные произведения), принадлежит работодателю. Авторское вознаграждение за использование служебного произведения любыми способами выплачивается работнику ежемесячно (либо по факту создания произведения) в размере ______ рублей».

В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15 размер и порядок выплаты авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения устанавливаются договором автора с работодателем.

Размер вознаграждения можете быть любым, хоть 100 рублей, но учтите, что данная сумма не может быть включена в заработную плату или являться ее составной частью. Это подтверждается и судебной практикой.

Так, в Постановление президиума Санкт-Петербургского городского суда от 30.11.2016 N 44г-157/2016 судом указано, что «нельзя согласиться с выводом суда о том, что вознаграждением истца за написание им книги в рамках трудовых отношений являлась получаемая им заработная плата. Требуемое истцом вознаграждение предусмотрено нормами не трудового, а авторского права и не может замещаться выплатой заработной платы».

Если по каким-то причинам вносить такие условия не хотите, то оформите их в виде разового задания, которое можно оформить дополнительным соглашением к его трудовому договору с указанием трудовой функции по созданию произведения. Также можно издать приказ руководителя организации, в котором расписать, какая именно деятельность поручается работнику и что должно стать ее результатом.

Если вдруг в трудовом договоре есть прямое указание на то, что исключительное право на служебное произведение принадлежит работнику, то вам просто необходимо для использования произведения заключить с работником лицензионный договор или договор отчуждения (в зависимости от того, до чего удастся договориться).

Не смотря на то, что по закону (если договором не предусмотрено иное) созданное по заданию работодателя произведение будет служебным и принадлежать вам, лучше перестраховаться и подписать с работником акт о создании произведения и передачи исключительных прав на него вам.

В акте обязательно должно присутствовать детальное описание передаваемого объекта авторских прав (если, например, это какие-то эскизы будущих упаковок сделайте их приложением, если это программа для ЭВМ опишите ее функциональное назначение, технические характеристики и материальный носитель, на котором она передается и так далее), дату составления произведения, дату составления акта и подписи обеих сторон.

В качестве подтверждения выплаты авторского вознаграждения, в акте можно также указать, что соответствующая сумма была выплачена сотруднику.

2. Четко проработайте ваши должностные инструкции

Помимо вашего трудового договора имеет смысл уделить особое внимание должностным инструкциям с вашими творческими сотрудниками. Опишите в них, что в обязанности работника входит создание результатов интеллектуальной деятельности и упомяните еще раз про служебность создаваемых произведений, чтобы сотрудник осознавал, что все, что он создаст — будет принадлежать вам как его работодателю.

Не поленитесь и пропишите в должностной инструкции какие конкретно объекты авторского права может создать ваш работник в рамках выполнения им своих трудовых обязанностей.

Например, если ваш юрист по вечерам после работы в офисе пишет книгу на офисном компьютере — вы на нее претендовать не можете, если это напрямую не входит в его трудовые обязанности и не предусмотрено его должностной инструкцией.

Также желательно в должностной инструкции прописать от кого сотрудник может получать служебные задания. Правильно оформленное служебное задание, данное уполномоченными на то лицами, является отличным доказательством при признании «служебности» созданного работником произведения.

3. Следите, чтобы ваши работники работали на вашем оборудовании

В п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15 четко установлено: «Если произведение создано по служебному заданию работодателя и за его счет либо в порядке выполнения служебных обязанностей, предусмотренных трудовым договором, то в соответствии с законом исключительные права на использование этого произведения переходят к работодателю».

Соответственно, если произведение создано на вашем компьютере вашим сотрудником, то оно ваше.

4. Проработайте положения о коммерческой тайне в вашей компании

Ваш сотрудник похвастался другу в баре своим новым классным дизайном упаковки для вашего нового продукта, а конкуренты потом выпустили точно такой же с некоторыми изменениями? Наличие у вас исключительных прав на служебное произведение это, конечно, здорово, но умные конкуренты не обязательно сделают тоже самое, они могут позаимствовать идею дизайна.

Дабы избежать таких ситуаций, или в случае их наличия привлечь к ответственности виновных, проработайте в вашей компании Положение о коммерческой тайне. В нем должен четко содержаться перечень сведений, относящихся к конфиденциальной информации — включите в него обязательно все то, что представляет для вас коммерческую ценность и что не может разглашаться сотрудниками третьим лицам.

Ознакомьте сотрудников с Положением под подпись и позаботьтесь о проставлении грифов «Коммерческая тайна» (с указанием наименования вашей организации и ее юридического адреса) на всех документах (как электронных, так и бумажных) и на материальных носителях, содержащих конфиденциальные сведения.

Установление режима коммерческой тайны в организации довольно объемная и кропотливая работа, требующая четкой фиксации, ведения журналов, издания приказов и многое другое, но наличие всего этого обеспечит вам неплохое подспорье в судебном разбирательстве по данному вопросу.

5. Сроки

В соответствии с п. 3 ст. 1295 ГК РФ, если работодатель в течение 3 лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет его использовать, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, он потеряет исключительное право на служебное произведение, и оно перейдет к автору.

Читать еще:  Как я могу продать снятый с учета автомобиль?

Соответственно, у вас есть три года, на то, чтобы использовать произведение, не введете в оборот — право использования утратите.

Выводы

Резюмируя вышесказанное, может показаться, что выполнить все условия сложно, долго и невозможно. Сложность задачи будет зависеть от запущенности вашей ситуации.

Во-первых, проведите аудит вышеуказанных документов в вашей компании.

Проверьте трудовые договоры, должностные инструкции, шаблоны служебных заданий, положение о коммерческой тайне, а также наличие других указанных выше документов в поисках подтверждений того, что создаваемые вашими сотрудниками произведения являются служебными и принадлежат вам. Сделайте для себя перечень из пробелов и проблемных вопросов.

Во-вторых, привлеките бухгалтерию и разберитесь выплачивали ли Вы авторам вознаграждение.

В-третьих, перепроверьте ваши договоры с внешними авторами/дизайнерами на предмет наличия в них условий о переходе к вам исключительных прав.

Очень часто встречаются истории, когда в погоне за быстрым маркетингом, творческими порывами, попытками обогнать конкурентов, вы совершенно забываете о первичной документации, которая так важна в любой деятельности и которая доказывает, что те или иные разработки принадлежат именно вам.

Если ваш бизнес зависит от творческих людей, то мы советуем вам потратить время и последовать изложенным здесь рекомендациям, чтобы потом спать спокойно.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

3-й пункт непонятно. Если заказать дизайн на фрилансе, оформить договор. Но при этом фрилансер делает всё на своём компьютере. То получается авторские права останутся за ним? Как быть в таком случае?

Добрый вечер! Спасибо за Ваш комментарий. Не совсем так. Правовая природа отношений работник-работодатель и заказчик-исполнитель (фрилансер) отличается. На сколько понятно из Вашего вопроса, Вас интересует второй случай. Давайте с ним разберемся. 1) Важно правильно составить договор. Мы рекомендуем использовать договор авторского заказа по смыслу статьи 1288 ГК РФ (ее текст вы можете свободно найти в интернете). 2) Продумайте историю с передачей объекта. Если вы предаете на материальном носителе, то нужно указать в договоре на каком. Передачу материального носителя разумно сопровождать оформлением акта. 3) Постарайтесь как можно более конкретно составить техническое задание. Именно по нему в случае спора будет выявлено, что было создано по этому договору. 4) п. 3 ст. 1288 ГК РФ устанавливает: “Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах”. Простым языком, вам необходимо указать в договоре, что исключительные права вам предаются. 5) Необходимо понимать, что авторское право состоит их 2 составляющих: имущественные права и неимущественные права. Вам могут быть переданы только имущественные права. То есть вы сможете использовать дизайн, воспроизводить, продавать и т.д. Но, неимущесвенные права, такие как право называться автором, передано быть не может. Оно всегда остается у автора. Надеюсь, не смотря на большой объем, смогла понятно вам ответить.

Вопрос от дизайнера-что делать ,если дизайнер желает получать процент от продаж продукта,упакованного в его дизайн-упаковку?Как раз заказчик защищен,а дизайнер нет.

А дизайнер не получил оплату за свою работу? почему он должен получать процент? Вы об этом договаривались устно?

еще вопрос от дизайнера. ситуация: дизайнер официально работает в компании, в трудовом договоре нет ни слова об авторском праве. дизайнер создал проект, например, интерьера квартиры (в рамках своих обязанностей), потом уволился. может ли дизайнер использовать этот проект интерьера квартиры в своем портфолио при поиске новой работы, если портфолио находится в открытом доступе в интернете? и при этом в самом портфолио есть примечание, что “данная работа выполнена в расмках сотрудничества с компанией . “. Может ли компания подать в суд на дизайнера в этом случае?

Авторский договор с дизайнером

с дизайнером

«____» ______________ 2018 г.

________________________________________________ в лице ________________________________________________, действующего на основании ________________________________________________, именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны, и гр. ________________________________________________, паспорт: серия ________, № ________, выданный ________________________, проживающий по адресу: ________________________________________________, именуемый в дальнейшем «Исполнитель», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:

  1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Исполнитель обязуется оформлять серию изображений «________________________» (далее – «Произведения») согласно заданиям Заказчика и передать Заказчику исключительные авторские права на использование Произведений в обусловленных настоящим договором пределах и на определенный договором срок, а Заказчик обязуется уплачивать Исполнителю вознаграждение. Под использованием в настоящем договоре понимается реализация произведения в качестве товара или иное его использование в гражданском обороте в пределах, предусмотренных договором.

  1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Исполнитель обязуется создавать произведения в соответствии с Заданиями Заказчика, форма которых установлена в Приложении №________, являющемся неотъемлемой частью настоящего договора.Задания составляются в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон, и подписываются обеими сторонами.

2.2. При необходимости Заказчик предоставляет Исполнителю экземпляры изображений, которые Исполнитель обязуется использовать в произведениях, в том числе с условием переработки и компьютерного оформления указанных изображений, согласно заданиям Заказчика.

2.3. Исполнитель обязуется создавать произведения своими силами и средствами и гарантирует наличие у него авторских прав на произведения. Сроки создания произведения предусматриваются в задании.

2.4. Заказчик обязуется рассмотреть представленное произведение и известить Исполнителя либо об одобрении работы, либо о необходимости внесения поправок и доработок с указанием требуемых исправлений. При получении указания Заказчика о внесении поправок и доработок Исполнитель обязуется в согласованные сроки внести требуемые исправления и представить произведение Заказчику. При получении одобрения Заказчика Исполнитель обязуется в согласованные сроки представить произведение в распечатанном виде, а также на машинном носителе в соответствии с требованиями Заказчика.

2.5. С окончательного варианта произведения снимается три копии, которые передаются Заказчику. На одной из копий проставляются отметки о сдаче произведения Исполнителем и принятии его Заказчиком, подписи сторон, а также дата приемки. Произведение считается принятым с момента подписания копии произведения сторонами. Заказчику передаются права только на то произведение, которое было принято по вышеуказанной форме.

2.6. Договор на передачу исключительных авторских прав на произведение считается заключенным с момента подписания сторонами задания на создание соответствующего произведения. Договор считается заключенным на условиях задания и настоящего договора.

2.7. Исполнитель предоставляет Заказчику следующие исключительные права на создаваемые произведения:

l право на воспроизведение произведения (дублирование, тиражирование или иное размножение, т. е. неоднократное придание объективной формы, допускающей его функциональное использование) без ограничения тиража;

l право на распространение экземпляров произведения любым способом;

l право на обнародование произведения, т. е. на сообщение произведения в какой-либо иной форме или каким-либо способом неопределенному кругу лиц;

l право на публичное использование произведения и демонстрацию в информационных, рекламных и прочих целях;

l право импортировать экземпляры произведения в целях распространения;

l право использовать произведение под фирменным наименованием, производственной маркой и товарным знаком Заказчика;

l право переделывать произведение, использовать его в качестве основы для создания иных изображений и иным образом перерабатывать произведение (право на переработку).

l право переуступить на договорных условиях полученные по настоящему договору права третьим лицам.

2.8. Размер вознаграждения Исполнителю за создаваемое произведение и передачу прав на него предусматривается в задании.

2.9. Договор на передачу исключительных авторских прав заключается на срок действия авторского права на создаваемое произведение.

2.10. Действие передаваемых исключительных авторских прав не ограничивается территориальными пределами.

2.11. Исполнитель не сохраняет за собой право использовать произведение самостоятельно или предоставлять аналогичные права на его использование третьим лицам.

  1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

3.1. Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по настоящему договору, а также по договору на передачу исключительных авторских прав, обязана возместить другой стороне причиненные таким неисполнением убытки. Если сторона, нарушившая договор, получила вследствие этого доходы, сторона, права которой нарушены, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

3.2. В случае нарушения договора сторона, чье право нарушено, вправе также потребовать признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

3.3. В случаях, не предусмотренных договором, имущественная ответственность определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.

  1. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

4.1. Условия настоящего договора и заданий конфиденциальны и не подлежат разглашению.

  1. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

5.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного договора, будут разрешаться путем переговоров на основе действующего законодательства.

5.2. При неурегулировании в процессе переговоров спорных вопросов, споры разрешаются в суде в порядке, установленном действующим законодательством.

  1. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

6.1. Настоящий договор вступает в силу с момента заключения и действует в течение ________________________.

  1. РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА

7.1. Стороны вправе досрочно расторгнуть настоящий договор, а также договор на передачу исключительных авторских прав по взаимному письменному соглашению, а также в иных случаях, предусмотренных законом или настоящим договором.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8.1. Во всем остальном, что не предусмотрено договором, стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.

8.2. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны, при условии, если они совершены в письменной форме и подписаны сторонами или надлежаще уполномоченными на то представителями сторон.

8.3. Все уведомления и сообщения должны направляться в письменной форме.

8.4. Договор составлен в двух экземплярах, из которых один находится у Исполнителя, второй – у Заказчика.

8.5. Адреса и платежные реквизиты сторон:

  1. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector