Каким образом защитить свое авторское право автору сценария?
Prokurors.ru

Юридический портал

Каким образом защитить свое авторское право автору сценария?

Вопросы и ответы по авторским правам

Ответы предоставлены экспертом компании SHATTERS

На что в проекте распространяется авторское право?

Авторское право распространяется на любой творческий вклад в фильм. Основными авторами (создателями) фильма по закону считаются:

  • автор сценария
  • режиссер-постановщик
  • композитор оригинальной музыки к фильму

Но полностью права на фильм формируются из работы всех творческих сотрудников – оператора-постановщика, художника-постановщика, звукорежиссера, художника по костюмам (особенно, если костюмы специально созданные, как человек-паук и подобное), актеров (смежное право актера на исполнение) и т.д.

Как мне защитить мое авторское право на заявку, синопсис и сценарий, учитывая, что специфика работы с киноматериалом предполагает постоянные изменения в сценарии и доработки (даже во время съемочного процесса)?

Вы можете задепонировать необнародованный текст синопсиса или сценария. Эта услуга доступна и в РАО, в нашей юридической компании. Свидетельство о депонировании подтверждает, что на конкретную дату Вы заявили о своем авторстве конкретного произведения, и может быть использовано как доказательство в суде. При этом депонирование никак не отменяет того, что текст может меняться. Любой суд будет оценивать все произведение в совокупности и степень совпадения различных версий. Обычно совпадения достаточно для того, чтобы отстоять свое авторство.

При этом необходимо понимать, что идеи (то есть заявки) не охраняются авторским правом. Но если заявку немного расширить и назвать синопсисом — то можно депонировать.

Народным способом защиты является отправка самому себе запечатанного почтового конверта со сценарием внутри. Большим минусом данного варианта является отсутствие возможно продемонстрировать сценарий до суда. Проще говоря, если вы вскроете конверт на встрече с продюсером, например, чтобы доказать свое авторство то одновременно со вскрытием конверта утратите все средства защиты. С депонированными произведениями такого произойти не может. Вы свободно можете предъявлять свидетельство, подтверждающее ваше авторство.

Факт публикации на сайте является достаточной защитой моего произведения?

Если Вы заявляете себя автором произведения при его любом обнародовании (будь то публикация на сайте или выход фильма, снятого по Вашему сценарию) — Вы будете считаться автором произведения, пока не доказано обратное.

Однако, если публикация на сайте, например, исчезнет, а нотариальной копии страницы сайта сделано не будет и не найдется достаточное количество свидетелей, готовых подтвердить, что текст был размещен под вашим именем — ваше положение по защите своего авторства станет более затруднительным.

Депонирование является способом обезопасить НЕобнародованное произведение (например, когда вы только рассылаете свой сценарий продюсерам). После обнародования действует презумпция авторства, и никакая дополнительная регистрация произведения не требуется.

Если в процессе девелопмента я даю допуск к моему проекту редактору, продюсеру, членам команды или кому-либо еще, надо ли мне подписывать с данными лицами договор о неразглашении информации или что-то в этом роде?

Это крайне рекомендовано. Во-первых соглашение о конфиденциальности, а во-вторых договор, в котором подробно прописаны сроки создания, цена, условия передачи прав на готовое произведение, ваши гарантии и ответственность за нарушение гарантий и обязательств.

Если я воспользуюсь подсказанными мне идеями со стороны экспертов и привнесу их в мой сценарий, не будет ли это означать, что у меня появились соавторы? И в каком случае соавтор появляется?

Идеи не охраняются авторским правом. Следовательно, человек, подкинувший идею, не становится автоматически автором произведения. Также к соавторам не относятся и редакторы. Соавтором становится человек, вносящий фактический творческий вклад в произведение наравне с другим автором.

Какие нужны договоры на стадии девелопмента? С кем? Как их составить?

Продюсеру (инициатору проекта) обязательно нужны грамотные подробные договоры со всей сценарной группой с обязательной фиксацией сроков работ, цены работ и с приложением максимально подробного технического задания. Либо это может быть договор покупки готового сценария. За составлением договоров советуем обратиться к юристам, профессионально обслуживающим сферу кинопроизводства. Какой-то стандартной формы «на все случаи жизни» не существует, нюансов в работе с каждым конкретным автором и в каждой конкретной ситуации достаточно много.

Какие у меня права на готовый фильм, снятый по моему сценарию? Какие у меня права на готовый фильм, снятый по моей идее?

На фильм в целом у автора сценария нет прав.

Если сценарист передал исключительные права на сценарий (а так происходит в подавляющем большинстве случаев), то за автором по закону остаются только личные неимущественные авторские права, связанные исключительно с использованием его имени в фильме и сопутствующих материалах, в том числе право снять свое имя с титров.

Однако в редких случаях бывают вариации отношений продюсера со сценаристом, когда сценарист, например, может претендовать на долю от прибыли с фильма или самостоятельно представляет фильм на фестивалях.

Если же фильм снят по Вашей идее, у Вас нет и личных неимущественных авторских прав. Если договоритесь с продюсером и он пойдет Вам на встречу, Ваше имя может быть указано в титрах.

Могу ли я доказать, что идея фильма принадлежит мне?

Даже если докажете перепиской или свидетельскими показаниями, напоминаем, что идеи не охраняются авторским правом, и Вы не сможете претендовать в обязательном для продюсера порядке на какое-либо вознаграждение или на указание в титрах.

Если я отсылаю материалы с описанием проекта на питчинг, есть ли реальный способ защитить мою идею? Известны ли такие прецеденты?

Способы защиты проекта ничем не отличаются от способов защиты сценария и синопсиса (депонирование).

Идеи по российскому законодательству не охраняются.

Кино — коллективное произведение. На каких членов команды распространяется авторское право на готовый продукт?

Ответ такой же, как на первый вопрос.

Если я предоставляю для использования материалы моего видеоархива авторам фильма, означает ли это, что я становлюсь обладателем смежных прав? И как мне защитить мое авторское право на видеоматериал?

Первое и самое важное при ответе на этот вопрос — видеоматериал должен принадлежать Вам. Вы либо его приобрели, либо сняли сами. Кроме того, важно, какого характера этот материал, на каких условиях он приобретен или снят.

Если материал полностью ваш и не содержит ограничений по использованию, вы можете на условиях договора или разрешения передать его для использования в фильме. При этом никаких прав на фильм вы не приобретаете.

Если же ваш видеоматериал использован в фильме незаконно — вы вправе требовать его исключения из фильма и получения компенсации.

Сколько в среднем стоят услуги юриста по авторскому праву, если я хочу прибегнуть к ним при подписании договора с продюсером или с инвестором, с режиссером или с членами команды?

Цены формируются исходя из разных вводных: надо ли составить договор или проанализировать форму контрагента, насколько подробным будет договор (может быть 3 страницы, а может быть 100 — это разный объем работы), сколько членов команды, на какой срок необходим юрист, нужно ли систематическое сопровождение проекта/кинокомпании или разовые услуги, нужно ли вести переговоры от лица клиента и т.д. Рекомендуем уточнять цену по четко сформулированным запросам, чтобы цена была разумной и справедливой.

Нормы международного авторского права распространяются на все страны бывшего СНГ?

Нормы международного авторского права распространяются только на те страны, которые приняли (подписали) соответствующие международные конвенции, и у которых приоритет международных норм над внутренними прямо предусмотрен внутренним законодательством.

Международные конвенции принимаются как полностью, так и с оговорками и ограничениями. Для четкого понимания ситуации нужно понимать, какой вопрос стоит перед вами, и после этого анализировать законодательство конкретной страны.

В случае, если на проект собирается международная команда, как на наши договоренности влияют законодательства различных стран? На какие нормы опираться в случае копродукции?

При заключении международных договоров в таких договорах всегда указывается применимое законодательство страны (России, США, Канады и т.д.), которым регулируется исполнение договора.

В международном договоре рекомендуем тщательно прописывать максимальное количество условий сотрудничества.

Читать еще:  Растаможка авто в приднестровье

Как доказать авторство на сценарий

Как доказать авторство на сценарий

Зачастую приходится слышать вопрос «как запатентовать сценарий». Вопрос вполне логичный, ведь многие наслышаны о процедуре патентования и знают, что без патента изобретателю свое техническое решение не защитить. Вместе с тем получить патент можно лишь на три объекта: собственно, на изобретение, полезную модель (технические решения) и промышленный образец (по сути дизайн). Не вдаваясь в характеристики объектов патентных прав, отметим, что сценарий, являющийся литературным произведением, к ним не относится. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав на сценарий не требуется регистрация или соблюдение каких-либо иных формальностей (согласно статье 1259 ГК РФ). Авторское право на сценарий возникает с момента его создания. При этом, лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре сценария, считается его автором (согласно статье 1257 ГК РФ). Это называется «презумпцией авторства». Означает ли это, что достаточно распечатать сценарий на принтере, проставить на титульном листе свою фамилию и более ни о чем не беспокоится? В теории да, но на практике всё сложнее. Как доказать, что ваш экземпляр сценария создан вами на определенную дату, если кто-то оспорит ваше авторство?
Ниже мы рассмотрим меры, которые можно предпринять для доказательства вашего авторства.
Депонирование сценария в Российском авторском обществе (РАО)
( http://rao.ru/for-rightholders/deponirovanie-neobnarodovannyh-proizvedenij/ ). РАО является негосударственной некоммерческой организацией, основная сфера деятельности которой относится к коллективному управлению правами на музыкальные произведения. Вместе с тем РАО много лет предоставляет услуги по регистрации и депонированию различных категорий произведений, в том числе сценариев. Для регистрации необходимо заполнить заявление, предоставить 2 прошитых экземпляра сценария и уплатить установленный РАО тариф. За депонирование сценария объемом от 100 до 200 страниц придется заплатить 4 366 рублей. После регистрации заявитель получает свидетельство о регистрации и депонировании с наименованием сценария и датой внесения соответствующей записи в реестр, а также экземпляр с печатью РАО. Второй экземпляр сценария остается на хранении в РАО.

Плюсы:
• Регистрации РАО – вероятно, наиболее востребованный способ обеспечения доказательства авторства. Минусы: • Относительно высокая стоимость; • Относительно долгая процедура – выдача свидетельства осуществляется в течение 20 рабочих дней.
Нотариальное удостоверение времени предъявления сценария
В отличие от максимально прозрачной процедуры депонирования сценария в РАО, работа с нотариусом не так предсказуема. Не все нотариусы готовы удостоверить время предъявления произведения, более того, не все понимают, о чем идёт речь. Некоторые нотариусы не работают с такими объемными произведениями, как сценарий полнометражного фильма, так как испытывают трудности с хранением второго экземпляра произведения. Стоимость услуги также может сильно разниться. Если исходить из наиболее вероятного порядка работы с нотариусом, то автору также необходимо заполнить заявление, принести два экземпляра сценария, заплатить 2100 рублей (тариф – 100 р. + 2000 р. – стоимость правовой и технической работы), получить свидетельство и экземпляр произведения с удостоверительной надписью. Второй экземпляр сценария остаётся в архиве нотариуса.

Плюсы: • Удостоверение времени предъявления документа у нотариуса – достаточно распространенный способ обеспечения доказательства авторства.
• Процедура не занимает много времени, осуществляется при заявителе.
Минусы:
• Несмотря на более низкую стоимость в сравнении с услугами РАО, предоставление каждого сценария нотариусу может быть обременительно.
Отправка самому себе конверта со сценарием (однодолларовый способ/дедовский способ) Данный способ активно рекомендуют друг другу авторы, а также некоторые юристы. Его суть сводится к отправке сценария самому себе в запечатанном конверте (бандероли), чтобы почтовое отделение проставило на нём штамп с датой и таким образом «удостоверило» время создания произведения. Определенная логика в данном способе есть, однако, автор настоящей статьи ни разу не сталкивался с применением данного способа в конкретном судебном деле. Впрочем, так как стоимость отправки 120 страничного сценария по городу стоит около 200 рублей, возможно у кого-то появится желание испытать его на практике.

Плюсы:
• Низкая стоимость;
• Простейшее «оформление» Минусы:
• Подтверждение действенности способа отсутствуют
Регистрация сценария в бюро по авторским правам США при Библиотеке Конгресса ( https://www.copyright.gov/registration/ ) Если мы говорим о сценарии, созданном в России и предназначенном для российского рынка, регистрация в бюро по авторским правам США при библиотеке конгресса, по мнению автора настоящей статьи, смысла не имеет. В частности, существует отечественная судебная практика, которая ставит под сомнение правовое значение такой регистрации в отношении российского произведения. Подключаем фантазию По аналогии с «однодолларовым способом», по мнению автора данной статьи, можно отправить свой сценарий самому себе или иному лицу по электронной почте, воспользовавшись одной из популярных почтовых служб (Gmail, Яндекс-почта). В этом случае дата отправки/получения будет зафиксирована в соответствующем почтовом сервисе. Впоследствии, в случае нарушения исключительного права на сценарий, можно обратиться к нотариусу с просьбой осмотреть электронную почту и подготовить протокол осмотра. Протокол нотариального осмотра электронной почты можно предъявить в суде в качестве доказательства авторства. Вместе с тем действенность данного способа является предположением автора настоящей статьи. Стоимость осмотра электронной почты зависит от конкретного нотариуса, однако, как правило, составляет 3000 рублей + 3000 рублей за каждую страницу протокола.

Плюсы:
• Отсутствие затрат и каких либо специальных действий до момента нарушения права;
Минусы:
• Подтверждение действенности способа отсутствуют;
• Относительно высокая стоимость услуг нотариуса в случае выявления нарушения.

Все указанные выше меры обеспечения доказательств основываются на презумпции авторства. Вместе с тем, разумеется, при судебном разбирательстве могут использоваться иные доказательства: объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, консультации и пояснения специалистов, вещественные доказательства, аудиозаписи видеозаписи. Вопрос, является ли конкретное лицо автором текста, может быть поставлен автороведческой экспертизой. Тем не менее, практика показывает, что лучше подготовиться к возможным разбирательствам заранее.

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Авторизуйтесь, пожалуйста.

Как сценаристу защитить свою идею?

Можно ли доказать авторство идеи, синопсиса или логлайна? Какие правовые нюансы должен знать любой сценарист? В новой колонке tvkinoradio.ru об этом расскажет юрист, специалист по авторскому праву и режиссер Елена Марина

  • 2019-06-17 12:00:00 17 июня 2019 2412
  • Елена Марина

Популярное

Что не так с мультфильмом «Вперед»: не тот жанр, не те слезы, не та смерть

Тест: Женщины в кино

3 шага к написанию сценария

Создание персонажей «Алисы в стране Чудес»

Иван Бурляев: «Научившись снимать кино, наша индустрия по-прежнему делает катастрофические ошибки в музыке»

Объект авторского права

Стоит ли показывать синопсис продюсеру? Таким вопросом нередко задаются сценаристы, особенно начинающие. Ведь авторские права не распространяются на идеи (п. 5 ст. 1259 ГК РФ). Поэтому у авторов возникает много беспокойства и недопонимания по этому вопросу.

Я постараюсь ответить на самые распространенные вопросы и развеять страхи авторов на примере защиты логлайна, заявки, синопсиса и тритмента.

Например, у вас замечательный логлайн. Текст логлайна является объектом правовой защиты. Другое лицо не может использовать текст логлайна без согласия автора, но идея логлайна не охраняется авторским правом и по ней может быть написан сценарий другим лицом.


Фото: rawpixel.com

Идеи, которыми вы делитесь в устной беседе, например, с другом или продюсером, не подлежат правовой защите. Услышав вашу идею, другие люди могут использовать ее для своей заявки или сценария и это не будет являться нарушением ваших прав.

Авторские права на вашу идею возникают с момента, когда она выражена в какой-либо объективной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). Например, в форме заявки, синопсиса, тритмента или сценария.

Переработка произведений

Тексты сценарных произведений не могут быть опубликованы, изменены, сокращены и т.п. без согласия автора. Но основной страх молодых авторов, как правило, касается переработки их произведений (прежде всего заявок и синопсисов в сценарные произведения) без их согласия и без выплаты вознаграждения, иными словами «воровство идей».

Читать еще:  Автострохование полиса осаго

Рассмотрим ситуацию использования синопсиса другим лицом для написания сценария с правовой точки зрения.

В соответствии со ст. 1270 ГК РФ автору произведения принадлежит исключительное право на произведение, к которому относится переработка произведения (п.п. 9 ч. 2 ст. 1270 ГК РФ). Переработка — это создание производного произведения (например, сценарий на основе синопсиса). Другое лицо может создать производное произведение только с согласия автора произведения, которое было использовано для создания производного произведения (п. 3 ст. 1260 ГК РФ). Иными словами, чтобы написать сценарий на основе синопсиса требуется получить согласие автора синопсиса.


Фото: freepik.com

Вместе с тем, необходимо понимать, что закон охраняет не содержание, а форму произведения. Например, вы не сможете защитить заявку (краткое описание произведения), выполненную на одном или двух листах в случае, если она будет переработана другим лицом в сценарий. Для этого вам потребуется расширить ее до более подробного синопсиса или тритмента. А чтобы суд признал переработку вашего синопсиса или тритмента в сценарий, должна совпадать не просто основная идея произведения, а большая часть сцен. То есть должно быть четко отражено, что за основу сценария действительно взято ваше произведение, и совпадения есть по содержанию, а не только по основной идее и конфликту.

Доказательство авторства

Прежде всего необходимо знать, что авторские права возникают с момента, когда произведение выражено в какой-либо объективной форме и специальной регистрации для возникновения авторских прав не требуется (п. 4 ст. 1259 ГК РФ). При этом, не имеет значения, закончено ваше произведение или нет. Даже если вы написали только один абзац заявки или одну сцену сценария — они подлежат правовой охране. Также не важно обнародовано или нет ваше произведение. На правовую защиту это никак не влияет.


Фото: rawpixel.com

Вместе с тем, в ваших интересах собирать доказательства авторства с первых шагов создания произведения. Направляя продюсеру ваш синопсис, вы должны не только знать свои права автора и понимать правовые риски, но и иметь на руках доказательства того, что вы являетесь автором произведения.

В качестве доказательств могут выступить:

  • депонирование произведения (регистрация на ваше имя в депонирующей организации);
  • письмо самому себе с вложенным произведением заказным письмом с описью вложения (но его ни в коем случае нельзя открывать до момента судебного заседания, и делать это можно только в присутствии судьи);
  • заверение произведения у нотариуса;
  • рукописи, черновики;
  • переписка по электронной почте;
  • отправка произведения на питчинг, конкурс (сохраняйте все материалы питчинга, буклеты, листовки, где опубликовано ваше произведение);
  • создание рассказа на основе вашего произведения и публикация в издательстве.

Кроме того, отправляя синопсис продюсеру по электронной почте, ставьте в копию вашего друга или юриста.

Подведем итог


Фото: freepik.com

  1. Наши идеи и логлайны не защищены авторским правом. Большие риски есть также с защитой заявок на 1-2 листах. Если идея дорога, она должна быть изложена в форме достаточно подробного синопсиса.
  2. Закон охраняет форму, а не содержание произведения. Правовой охране подлежат сами тексты ваших произведений, а не изложенные в них идеи.
  3. Собирать доказательства необходимо с первых шагов создания произведения.
  4. Синопсисы можно и нужно отправлять продюсерам, но необходимо максимально предотвращать возможные правовые риски (прежде всего, доказательство авторства).
  5. В ваших интересах разбираться в юридическом понятии «переработка» и понимать разницу между заимствованием идеи и переработкой произведения, что существенно сэкономит ваше время, нервы и деньги.

Желаю всем авторам успешной реализации проектов без правовых проблем!

Елена Марина

Елена Марина — кандидат юридических наук, специализируется на авторском праве. По второму высшему образованию — режиссер игрового кино (ВГИК, мастерская Ю.В. Кара).

Регистрация авторского права на сценарий

Разбираемся в способах регистрации авторского права на сценарий: какой из них проще, дешевле, надежнее

Соблюдение формальностей

Рассмотрим следующую ситуацию. Автор, работающий в России, написал сценарий. Тогда, чтобы защитить эту интеллектуальную собственность, он должен изучить положения ст. 1259 ГК РФ. В законе сказано, что для возникновения, реализации и защиты своих прав сценаристу не потребуется соблюдать какие-либо формальности, в том числе регистрировать работу.

Как только завершается создание сценария, тут же возникает авторское право. В действие вступает положение ст. 1257 ГК РФ, касающееся понятия “презумпции автора”. Создателю этой работы достаточно указать себя в статусе автора:

  • или на экземпляре сценария;
  • или на оригинале.

Однако эта презумпция абсолютно формально и ничего за собой не влечет, более того, является легко оспоримой и также легко забирается у реального автора пиратами.

Достаточные условия для идентификации произведения

Автор может посчитать, что достаточно действовать следующим образом.

Действие первое. Сценарий распечатывается, используется принтер.

Действие второе. На титульном листе ставится фамилия (другие личные данные) автора.

Да, в теории этих действий бывает вполне достаточно, на практике же творец литературного произведения может столкнуться с проблемами. Удачным сценарием, а иной раз и способом раскрытия темы могут заинтересоваться мошенники. Их цель – оспорить авторство. Как тогда доказать, что на определенную дату этот экземпляр сценария уже существовал? Стоит применить вспомогательные меры защиты для подтверждения авторского права.

Депонирование сценария в РАО

Российское Авторское Общество имеет статус общественной, некоммерческой, негосударственной. Основная ее задача с 1993 года заключается в коллективном управлении правами, утверждаемыми на музыкальные произведения. Кроме того, РАО длительный период регистрирует и депонирует авторские произведения иного рода, к которым относятся и сценарии.

Что потребуется для регистрации

  1. Заполняется заявление.
  2. Предоставляются экземпляры сценария (2 подшитых работы).
  3. Осуществляется оплата по тарифу, устанавливаемому РАО. Депонирование сценария объёмом в пределах 100-200 страниц обойдется в сумму 4366 руб.
  4. После завершения основных действий заявителю передаются свидетельства:
    1. о регистрации;
    2. об осуществлении депонирования.

В документах указываются:

  1. наименование сценария;
  2. дата внесения записи в реестр.

Кроме того, автору передается экземпляр его работы с печатью РАО. Другой экземпляр хранится в РАО.

Достоинства и недостатки такого способа регистрации сценария

Каждая методика имеет свои плюсы и минусы, которые автор должен знать изначально.

Выгодная сторона

Это достаточно удобная методика доказательства своего авторского права. Авторы уже успели оценить надежность и абсолютную прозрачность процесса регистрации в РАО.

Проблемы

Во-первых, стоимость регистрации и депонирования может считаться относительно высокой.

Во-вторых, регистрация длится долго, автор получает свидетельство в течение 20 рабочих дней.

Команда ireg.pro осуществляет депонирование (и да, это лицензировано), в том числе напрямую сотрудничает с РАО и совершает все те же действия, даже выдет свидетельство в электронном и бумажном носителях, только делает это онлайн и намного быстрее. Автору нужно лишь указать свои данные и прикрепить файл со своим сценарием. Оплата, кстати, тоже не может не радовать, проверьте сами.

Удостоверение даты предъявления сценария в нотариальной конторе

Если процедура депонирования в РАО может считаться достаточно простой и прозрачной, то взаимодействие с нотариусом предсказуемым назвать нельзя. Ведь не каждому нотариусу захочется удостоверять время предъявления литературного труда. Проблема еще и в том, что не всякий нотариус изначально понимает, в чем состоит суть дела.

Не каждый специалист соглашается работать с произведениями больших объёмов, такими как сценарии полнометражных фильмов. Нотариусу требуется хранить экземпляр произведения, а это дополнительные сложности. Еще и оцениваются в нотариальных конторах такие услуги по-разному.

Порядок осуществления регистрации у нотариуса

Обычно автору, передающему в нотариальную контору свой труд для депонирования, требуется осуществить следующие стандартные действия.

Шаг первый. Заполняется заявление.

Шаг второй. Нотариусу передается 2 экз. сценария.

Шаг третий. Следует внести плату 2100 руб. Она состоит:

  • из непосредственно тарифа – 100 руб.;
  • из стоимости технической работы и оценки правовой защиты – 2000 руб.

Шаг четвертый. Автор получает соответствующее свидетельство, а еще экземпляр, на котором присутствует удостоверяющая надпись. Второй экземпляр зарегистрированной работы нотариус хранит в своем архиве.

Преимущества такой методики защиты авторского права

Во-первых, когда нотариусу предъявляется документ, это время удостоверяется. То есть уже никому другому не удастся заявить, что он разработал сценарную идею раньше. Данный способ доказательства достаточно надежен, поэтому распространен.

Во-вторых, процедура заверения и регистрации работы занимает минимум времени. Заявитель выходит из кабинета нотариуса уже со всеми подтверждающими документами. Если мы, конечно, говорим об офлайн заверении.

В-третьих, стоит регистрация и депонирование вдвое меньше, чем в РАО. Но не чем в айрегJ

Отрицательная сторона

Обращение к нотариусу по такому вопросу может оказаться обременительным занятием.

Сотрудничество с Бюро по авторским правам США при Библиотеке Конгресса

Прежде чем регистрировать сценарий этим способом, следует ознакомиться с информацией на сайте https://www.copyright.gov/registration/. Допустим, сценарий создан в РФ, предназначается для реализации в условиях российского рынка. Тогда регистрация в США указанным способом теряет смысл. Это суждение подтверждается и отечественной судебной практикой, которая не считает подобную регистрацию российского произведения правомочной на территории РФ.

Презумпция авторства

До тех пор, пока не будет доказано обратное, заявлению гражданина по поводу его авторства следует верить. Здесь действует так называемая презумпция авторства.

Но заявитель иска может привести в суде любые другие подтверждения своей правоты:

  • показания свидетелей;
  • пояснения третьих лиц;
  • выявление ошибок в суждениях оппонента;
  • аудио- и видеозаписи;
  • вещественные доказательства любого рода.

Также может быть проведена автороведческая экспертиза. Так что к судебному разбирательству следует готовиться тщательно и заблаговременно.

Каким образом защитить свое авторское право автору сценария?

Вячеслав Рябков — управляющий партнёр юридической компании SHATTERS, советник Российской Федерации 2-го класса, член Ассоциации юристов России, официальный юридический партнёр Молодёжного центра Союза кинематографистов России. Занимается юридическим сопровождением полнометражного и короткометражного кино, телевизионных сериалов и документальных фильмов.

Вячеслав преподаёт курс «Правовые основы кинематографии» в Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова (в 2016, 2017, 2018), курс «Юридические основы кинопроизводства» в Высшей школе кино «Арка» (2018) и регулярные однодневные мастер-классы на тему «Право и кино».

Руководил юридическим отделом Министерства печати и телерадиовещания, работал с российскими кинокомпаниями, телеканалами и радиостанциями, рекламными, event и PR-агентствами. Проводил тренинги сотрудникам Газпром-Медиа. Выступал на XVI Форуме по интеллектуальной собственности.

Защита своих идей, синопсиса и сценария — пожалуй, самая востребованная в нашей практике тема среди начинающих авторов. Связано это прежде всего с тем, что каждый сценарист уверен: «Украдут! Присвоят! Исказят!».

Как избавиться от подобных страхов? Разберём 5 возможных вариантов предотвращения этих ужасных событий.

Вспомните прекрасную песню «Если у вас нету тёти», которую мы слышим на Новый год в кинофильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Смысл её очень прост: невозможно потерять то, чего у тебя нет.

На мастер-классах и занятиях нам часто говорят примерно следующее: «Я написал отличный сценарий, но никому его не показываю, так как боюсь, что его украдут», «У меня есть отличная идея, но мне нужно её как-то защитить, поэтому я пока никому о ней не рассказываю». И тому подобное.

Кажется, если никому не показывать свой сценарий, риск его потерять минимальный. Разве что у вас, как у Михаила Жванецкого когда-то, текст выкрадут физически.

Поэтому смело давайте почитать свой сценарий. Но старайтесь отправлять его не одному адресату, а нескольким. Повторю: когда несколько людей знают, что вы автор произведения, возможность украсть его сводится к нулю. Направляя сценарий продюсеру, ставьте в копию кого-то из ваших друзей или близких. В случае спора вы сможете привлечь их в качестве свидетелей. Кроме того, это оказывает психологическое воздействие на адресата, так как факт направления ему сценария известен другим, а значит нагло присвоить его не получится.

Скрывая сценарий, вы значительно повышаете шансы его хищения. Доказывать, что именно вы автор сокрытого ото всех текста будет очень и очень затруднительно, ведь в современном мире практически не существует текстов, написанных от руки.

Совет для особо мнительных: всё, абсолютно всё пишите ручкой на бумаге, авось, экспертиза подтвердит ваш почерк и дату написания.

Один из самых любимых начинающими сценаристами вариантов — отправка текста самому себе по почте. Правда, некоторые под «почтой» понимают электронную. Но нет, мы говорим о настоящем бумажном письме. Можно ли так делать? Можно. Эффективно ли это? Весьма спорный вопрос.

Как правильно отправить письмо самому себе

Письмо желательно отправлять:

  • заказное,
  • с уведомлением о вручении,
  • с описью вложения.

В описи пишем: «Сценарий художественного фильма «___» на ___ листах»

После получения письма и уведомления о вручении себе любимому храним всё это как зеницу ока. Вскрывать конверт можно только в суде или при нотариусе.

Обращаясь к этому варианту, будьте бдительны, всё может пойти не по плану. Например, так:

На федеральном канале выходит фильм. Начинающий автор узнаёт свой сценарий, но в титрах указан другой человек. Автор бежит к продюсеру: «Вы меня обманули! Сказали, что это очень плохо! Я больше никому не посылал! Перестал писать! А вы взяли и сняли фильм! Я вас засужу!». Продюсер интересуется, чем сценарист докажет своё авторство. Тот вынимает заветный конверт: «Вот! Сам себе отправил, перед тем как вам! Тут доказательство!». Продюсер усмехается и говорит, что в конверте может быть всё что угодно. Откуда знать, что там именно тот сценарий? Автор в исступлении рвёт конверт и кидает сценарий на стол продюсеру: «Это тот самый!». Тут продюсер начинает истерически хохотать и выгоняет гостя.

Вопрос: Что не так сделал автор?
Ответ: Уничтожил доказательство.

Когда конверт есть, но вскрыть его нельзя, просто уверенно говорите, что доказательство существует и что в суде оно будет предъявлено.

«Что это такое?», «Если я зарегистрирую произведение в Российском Авторском Обществе, значит, я прошёл проверку и я автор?», «Если у меня есть свидетельство РАО, никто ничего не сможет украсть?» — примерно такие вопросы приходится слышать, когда речь заходит о депонировании.

Депонирование это не оформление сделки и не нотариальное удостоверение авторства. Никто никого на плагиат не проверяет. Вот что написано на сайте РАО: «Регистрация произведений осуществляется в целях своевременного и правильного распределения и выплаты авторского вознаграждения. Она производится на основании заявления автора (заявительный порядок регистрации). Она не подтверждает авторства на произведения, а необходима только для распределения и выплаты вознаграждения. Такая регистрация свидетельствует о том, что правообладатель объявил себя автором конкретных произведений и поручил РАО сбор вознаграждения за их использование. Споры об авторстве рассматриваются непосредственно авторами в судебном порядке».

Говоря совсем просто, можете хоть «Войну и Мир» принести и объявить себя автором (в качестве эксперимента мы проделали подобное с романом «Герой нашего времени») — вас всё равно зарегистрируют и выдадут красивое свидетельство. Так в чём же смысл?

Смысл депонирования в РАО

    В одной из старейших и очень уважаемых организаций сохраняется оригинал вашего произведения с отметкой даты его создания. В случае возникновения спора всегда есть независимая сторона (РАО), которая подтвердит, что именно вы были первым.

  • Психологический аспект. Направляя произведение продюсеру, вы сразу указываете номер свидетельства о депонировании. После этого мысли о плагиате резко сокращаются.
  • Кто, кроме РАО?

    Процедура депонирования не является лицензируемой деятельностью и фактически осуществлять её может любое лицо. Например, мы — SHATTERS. Главное, чтобы один экземпляр произведения, подписанный автором на каждой странице, оставался на хранение в организации. Именно этот экземпляр и является вашей доказательной базой.

    «Что делать, если мой сценарий украден и вор получил свидетельство РАО? Теперь он угрожает мне за использование моего же сценария!»

    Да, встречаются и настолько наглые субъекты. Ваша задача — найти любые документальные доказательства того, что сценарий создавали именно вы. Далее рекомендуем обратиться к профессионалам, которые помогут не только вернуть украденное, но и наказать подлеца.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector