Требования к станциям технического обслуживания автомобилей
Prokurors.ru

Юридический портал

Требования к станциям технического обслуживания автомобилей

Основные требования и принципы проектирования СТОА

К основным требованиям, предъявляемым в настоящее время к проектированию станций, относятся следующие:

  • 1) максимальное удовлетворение потребностей в производстве работ по техническому обслуживанию и ремонт легковых автомобилей:
  • 2) максимальное приближение СТОА к потребителям их услуг;
  • 3) обеспечение достаточной технологической гибкости планировочных решений СТОА, позволяющей осуществлять переход от одной организационной формы СТОА к другой с минимальными затратами.

Для удовлетворения перечисленных требований необходимы не только новые планировочные решения СТОА, но и новые организационные формы их развития. Существующие особенности действующей сети СТОА, увеличение парка легковых автомобилей и другие факторы обуславливают различие организационных форм развития СТОА каждого региона. Следовательно, и планировочные решения станций также должны быть различными, при этом отдельные типовые элементы могут быть одинаковыми.

Задача определения рациональной планировки в этих условиях сводится к рациональному расчленению комплекса работ по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей на самостоятельные производственные процессы с последующим определением вариантов планировочных решений помещений для их производства в различном сочетании.

Рациональная технология и организация производства являются основой проектирования. Качество выбранных планировочных решений в значительной степени влияет на эффективность производственной деятельности любого предприятия, в том числе и СТОА. Рациональная планировка должна исходить из оптимальной структуры СТОА, ей вместимости, определяющей состав и объем необходимых видов работ, а также тенденцией их изменения. Именно это определяет внутреннее содержание СТОА.

Каждое предприятие автотехобслуживания должно проектироваться таким образом, чтобы имелась возможность его трансформации и дальнейшего расширения.

Все перечисленные требования в комплексе можно свести к общим принципам проектирования, которые лежат в основе создания объемно- планировочного решения любого предприятия по техническому обслуживанию автомобилей:

  • – учёт местных условий – региональных, климатических, ландшафтных:
  • – соответствие планировочных решений функционально- технологической схеме организации производственного процесса:
  • – размещение зон основного и вспомогательного обслуживания в одном здании:
  • – унификация объёмно-планировочных и конструктивных решений:
  • – обеспечение максимальных удобств для клиентов путём деления предприятия на две сообщающиеся зоны: обслуживания клиентов и обслуживания автомобилей:
  • – гибкость производственных процессов, лёгкость их модернизации, возможность изменения технологии производства.

Для крупных городов удачным является размещение СТОА на кольцевых или объездных дорогах.

Необходимо наличие хорошей связи станции обслуживания с сетью общественного транспорта, т.к. многие заказчики, особенно в случае продолжительного ремонта, не дожидаются окончания работ. Выбор участка для размещения СТОА определяет в дальнейшем ей градостроительную роль, зонирование территории, расположение въезда и выезда, схему движения автомобилей на участке.

Планируя привязку станции к дорожной сети, необходимо принимать во внимание то взаимодействие, которое может оказать создание станции на дорожное движение. Градостроительная ситуация оказывает влияние на конфигурацию участка, характер организации въездов и выездов.

Существует несколько схем привязки участка СТОА к автомагистралям, отражённым на рисунке 2.

Рисунок 2 – Схемы размещения участков станций относительно автомагистралей.

Необходимую площадь под станцию обслуживания определяют с учётом площади всех сооружений, внутренних транспортных путей и стоянок. Размер земельного участка для СТОА на 25 рабочих постов должен быть не менее 2 га. Расстояние от жилых домов следует выдерживать не менее 25 м.

С точки зрения технологии, наиболее подходящим считается квадратный или прямоугольный участок е соотношением сторон 2 + 3. При планировке следует учитывать привязку к дорожной сети, технологическую последовательность расположения основного здания СТОА и прочих сооружений (автозаправки, складских помещений), необходимость внутренних транспортных путей, стоянок, зелёных насаждений, а также возможность дальнейшего развития предприятия.

Предприятия по обслуживанию автомобилей, где предусматривается хранение автомобилей на площадках (открытых или с навесом), должны иметь ограждение высотой 1.6 м СТОА, где предусматривается более 10 постов обслуживания автомобилей, должны иметь не менее двух въездов (выездов). В зависимости от расположения участка относительно автомагистрали существует несколько приёмов взаиморасположения въезда и выезда (рисунок 3).

Рисунок 3 – Расположение въезда и выезда

Ворота для въезда на предприятие или выезда из него должны располагаться с отступом от красной линии, равным не менее длины основной модели обслуживаемых автомобилей. При расстоянии между воротами менее 30 м въезд на предприятие должен предшествовать выезду, считая по направлению движения на проезжей части дороги со стороны предприятия. При размещении предприятий на участке, ограниченном двумя дорогами общего пользования, ворота должны располагаться со стороны дороги с наименьшей интенсивностью движения.

При решении генерального плана требуется организация зонирования территории участка, соблюдение санитарно-гигиенических, противопожарных и других требований. Необходимо избегать пересечения основных транспортных потоков на территории СТОА. На нижеприведённой схеме (рисунок 4) даны приёмы взаиморасположения въезда и выезда относительно главной улицы при различном расположении участка СТОА и рациональные схемы движения автомобилей на участке.

Здание СТОА следует размещать на некотором удалении от магистрали (возможно размещение и в центре площадки) с целью лучшего обозрения и обеспечения проезда для манёвра. Вспомогательные здания и сооружения следует размещать в глубине участка на расстоянии, требуемом по нормам.

Проезжая часть должна быть не менее 3.5 м при одностороннем движении автомобилей и 6 м при двустороннем движении. Радиусы закругления проезжей части допускается принимать 6-8 м. Ширина пешеходных дорожек должна приниматься не менее 1.5 м. Организация движения автомобилей внутри территории может строиться двумя способами: по часовой стрелке и против, как показано на рисунке 4.

Рисунок 4 – Организация движения автомобилей на участке

Зоны стоянок внешних и внутренних следует располагать таким образом, чтобы обеспечить кратчайшие расстояния до здания СТОА.

Размеры площади под стоянки и ведущие к ним пути зависят от величины автотранспортного предприятия и способа расстановки автомобилей.

Место для стоянки включает в себя площадь, занимаемую транспортным средством, расстояние между автомобилями, полосу безопасности и подъездной путь. На одно машино-место приходится 25 территории.

Ширина подъездного пути зависит от угла расстановки, способа въезда на стоянку (передним или задним ходом), расстояния между автомобилями, их габаритных размеров и маневренности. На рисунке 5 приведены различные типы стоянок легковых автомобилей.

Способ расстановки автомобилей параллельно краю дороги не экономичен, т.к. требует много места.

С точки зрения площади, наиболее экономичным является способ перпендикулярной расстановки с заездом на стоянку задним ходом. Подъездной путь не может быть уже 4.5 м. Расстановка автомобилей под углом менее , если нет ограничений по ширине, не экономична, поскольку приводит к образованию на стоянке больших «мёртвых» зон.

Приведённые способы расстановки следует применять, сообразуясь с имеющейся площадью и особенностями СТОА. Для СТОА на 25 рабочих постов следует предусматривать на территории предприятия открытую стоянку для автомобилей, ожидающих обслуживания на 50 машино-мест, стоянку под навесом для готовых автомобилей на 20 машино-мест, стоянку автомобилей для продажи (под навесом или крытую) на80 машино-мест.

Стоянка для рабочих и служащих СТОА может располагаться как на самой территории, так и вне ее. Количество машино-мест определяется из расчёта одно машино-место на 5 человек, занятых в одну смену. Стоянку для посетителей магазина по продаже автомобилей и запасных частей располагают вне территории СТОА, максимально приближают к главному входу в магазин и проектируют её площадь из расчёта на 15-20 машино-мест.

Расстояние от площадок для хранения автомобилей до зданий и сооружений I и II степени огнестойкости со стороны стен без проёмов не нормируются, то же со стороны стен с проёмами принимается не менее 9 м. Для зданий III степени огнестойкости принимаются соответственно 6 и 12 м.

Рисунок 5 – Типы стоянок легковых автомобилей

Необходимо отметить, что при решении генпланов особое внимание следует уделить безопасности подхода к группе административных и клиентских помещений, магазина и кафе, исключая пересечение потоков людей и машин. Основным показателем по генеральному плану является плотность застройки, которая для городских СТОА должна быть не ниже 40%.

Требования к СТО


Техцентр должен производить благоприятное впечатление на клиентов.

Рынок автосервиса расширяется с каждым днем и потребители уже могут выбирать между сервисными станциями.

Впервые прибывший клиент оценивает прежде всего удобство подъезда, наличие четко обозначенной указателями стоянки и ее минимальную удаленность от приемной зоны техцентра. Чистота, обозримость и некоторый шик уже на подходе к предприятию обычно отмечаются клиентами.

Оказавшись в приемной зоне, клиент уже чувствует доброжелательность или некомфортную атмосферу.

При проектировании новых помещений для техцентров уделяется достаточно времени для исчерпывающих исследований, так как такое проектирование и строительство для большинства фирм случается раз в жизни. Неудачные конструктивные, архитектурные и оформительские решения могут иметь длительные негативные последствия.

При проектировании необходимо учитывать, что компоновка техцентра должна предусматривать идеальную приспособленность к функционированию, экономическую окупаемость капиталовложений, удовлетворение требований заказчиков.

Приспособленность к функционированию подразумевает выполнение работ в надлежащих помещениях.

Ориентация на заказчика означает, что помещения и их оборудование должны:

производить на заказчика благоприятное впечатление;

быть “светлыми и воздушными”;

привлекать заказчиков, вызывая у них желание снова их посетить.

При архитектурной реализации этих целей нужно учитывать следующие обстоятельства:

застройку города и окрестностей;

наилучшее выполнение эксплуатационных функций;

общую компоновку и архитектурное решение интерьера;

строительные нормативы, установленные для данной местности в согласованном плане районной планировки;

расходы на строительство и рациональность эксплуатации, включая экономическую окупаемость капиталовложений;

размещение элементов идентификации фирмы;

установленные законом требования по охране окружающей среды.

Привлекательные здания, интерьер, удобные рабочие места, комфортные социальные помещения — это весьма ценные “основные средства”, серьезные факторы для привлечения кадров и клиентов. Хорошие помещения и энергичная маркетинговая политика способствуют успешному бизнесу.

Читать еще:  Какое наказание грозит за незаконный ремонт авто?

Помещения должны рассматриваться с точки зрения и заказчиков, и служащих, и управленцев.

Многие выбирают техцентр из-за более удобного расположения. Идеальное расположение сервиса, по мнению клиентов — либо близко от их дома, либо от работы. Важно, чтобы общественным транспортом можно было легко добраться от него домой и до него за получением отремонтированной машины. Возле крупных торговых центров сервисные мастерские удобны для таких работ, которые можно выполнить, пока клиент ходит за многочисленными покупками, т. е. в течение 1—2 часов.

Заказчикам нужно, чтобы здание было удобно расположено, легко доступно для въезда с улицы и выезда, имело легкий доступ в демзал, к приемщику сервисной службы, к прилавку, торгующему запасными частями, к кассе, имело комфортабельный зал ожидания, бар или кафе.

Сотрудникам требуется комфортное окружение, где они могли бы с удовольствием работать. Из каждого подразделения должно быть легко попасть в другое, чтобы работа шла в тесном сотрудничестве.

Управленцам необходимы помещения, из которых можно наблюдать и контролировать производственные операции.

Размеры здания и помещений определяются с учетом прогнозируемых масштабов деятельности каждой службы. Учитываются следующие составляющие проекта:

парк машин в районе деятельности;

требуемое количество постов для общего обслуживания и ремонта может быть рассчитано по приведенной далее методике;

количество мест в кузовном и красильном цехе выбирается с учетом оценки потребностей бизнеса;

количество производственных рабочих таких как механики, электрики, жестянщики, маляры и помощники, определяется по приведенной далее методике и уточняется в зависимости от обстоятельств бизнеса;

количество непроизводственного персонала, как, например, управляющие, бригадиры, приемщики, диспетчеры, клерки, разнорабочие выбирается также в зависимости от обстоятельств и количества производственного персонала;

необходимые помещения: зал ожидания, офис, подсобные помещения и помещения для персонала, подсобные помещения (зарядной, компрессорной, ремонт агрегатов, осмотра машин и т. п.), помещения для служащих — раздевалка, туалеты, душевая, зал для обедов и т. д.;

территория незастроенная для новых и подержанных машин, паркинга для машин служащих и клиентов, демонстрационный открытый участок, резерв для маневров при въезде и выезде;

резерв территории для развития.

Например, компания Bosch рекомендует следующие размеры зданий:

Малый сервис: мастерская от 10×15 м; полезная площадь (магазин, приемка, комната отдыха, склад, вспомогательные помещения) от 5×25 м.

Общая площадь: 250 м2 . Допускается меньшая площадь, но с обязательным наличием двух (для сервиса с гарантией — четырех) рабочих мест (постов — 3,75×5,0 м) для а/м.

Средний сервис: мастерская от 12,5×15 м; полезная площадь от 7,5×25 м. Общая площадь — 375 м2 .

Крупный сервис: мастерская от 10×30 м; полезная площадь от 20×22,5 м. Общая площадь — 750 м2 .

При проектировании учитываются перспективы развития в течение 10 лет.

Наиболее важным параметром является размер участка — стараются приобретать как можно больший, с учетом перспектив развития бизнеса. Обычные требования — на каждый пост по обслуживанию необходимо 100 м2 всех помещений, 100 м2 территории плюс 100 м2 резервной территории. Размер участка и требования в отношении площади нужно тщательно изучить, ибо эти данные важны для проектирования и инвестиций.

Базой для расчетов в проекте являются показатели сбыта и техобслуживания:

количество ремонтов в день;

оборот по продаже запчастей через сервис и магазин в год;

в том числе продажа запчастей из магазина (в %);

количество жителей в месте деятельности техцентра. На основании этих номинальных данных можно подсчитать требуемую площадь для отдельных участков техцентра .

Весьма важно оценить перспективы развития для того, чтобы в случае необходимости расширения цехов, имелись достаточные запасные площади.

Общая площадь участка земли, необходимого для строительства, состоит из суммы площадей необходимых подразделений автосервиса. Площадь здания и полезная площадь территории (паркинг, площадь маневрирования автотранспорта, площадь перед въездом-выездом, площадь для особого использования) должны иметь возможность развития.

Рекомендуется отношение 1/5 к 4/5 между площадью здания и свободной территорией. Возможность лучшего экономического развития — у квадратной или прямоугольной форм земельного участка. При этом идеальный размер земельного участка 50×60 м.

Расположение участка влияет в значительной степени на результат коммерческой деятельности. Выбирая земельный участок, нужно иметь в виду следующие критерии.

При выборе места для строительства нового здания для дилерской фирмы учитывают пять основных аспектов — место, условия, конфигурация, размеры, расходы.

различные ограничения, действующие в районе, — на строительство, на копание, на ограждение и т. д.;

план развития жилого района, торгового района, делового района, план возможных перепланировок участков и т. д.;

план строительства новых дорог и изменений в регулировании движения потоков транспорта;

рекомендации фирм по недвижимости, городских проектировщиков и архитекторов, юристов и т. д.

участок желателен ровный или с небольшим уклоном (от 1 Д° 2%), чтобы не требовалась дорогостоящее перемещение земли при планировке;

участки на склоне или же неровные участки требуют повышенных сумм на финансирование подготовки территории (подготовительные работы, планировка площади бульдозером, отвоз грунта, подпорные стенки, подземные гаражи и т. д.);

желательно твердое основание, т. е. уплотненный грунт среднего, даже хорошего качества.

Расходы. В городах часто вообще не бывает земельных участков требуемых размеров, которые пригодны для строительства техцентров, а если имеются, то высокие цены намного увеличивают затраты. При выборе подходящего земельного участка цена играет, конечно, важную роль, однако нельзя забывать о критерии “расположения” и “пригодности” участка.

Весьма важным фактором являются расходы по строительной подготовке. Речь идет, как правило, о расходах по:

сооружению дорог (подъездных путей и стоянок),

сооружению санитарно-технических устройств (канализации, присоединений к водопроводной сети, электрических вводов, магистральной линии для развода отопления, освещения подъездных путей и т. п.).

В ограждении территории предприятия, в котором предусмотрено 10 и более постов или хранение 50 и более автомобилей, следует предусматривать не менее двух въездов (выездов). Для предприятий с меньшим количеством постов или мест хранения автомобилей допускается устройство одного въезда на территорию. Проем ворот в ограде должен быть не менее 4,5×4,5 м.

Ворота основного въезда на территорию предприятия следует размещать с отступом от “красной линии” на расстояние не менее наиболее длинной модели подвижного соста-Ва, включая автопоезда.

Перед воротами основного въезда на территорию предприятия следует предусматривать накопительную площадку вместимостью не менее 10% от максимального часового количества подвижного состава, прибывающего в предприятие.

При расположении территории предприятия на земельном участке, ограниченном двумя проездами общего пользования, ворота основного въезда следует размещать со стороны проезда с наименьшей интенсивностью движения автотранспорта,

Въезд на территорию предприятия должен предшествовать выезду, считая по направлению движения по проезду общего пользования.

На территории предприятия с количеством 10 и более постов или 50 и более мест хранения автомобилей движение автотранспорта предусматривать в одном направлении без встречных и пересекающихся потоков.

На территории предприятия, независимо от его мощности, допускаются встречные и пересекающиеся движения автотранспорта при их интенсивности не более 5 автомобилей в час.

В проекте на строительство должны быть отражены мероприятия по охране труда, а также санитарно-гигиенические условия труда с указанием ожидаемых уровней воздействия на работающих вредных производственных факторов, методов контроля за их воздействием и мер по защите работающих, в том числе решения по нормализации параметров микроклимата и освещенности рабочих мест, снижению уровней производственных шумов и вибраций, загазованности и запыленности помещений, электромагнитных излучений, электростатического поля и т. д.

Техцентр состоит, как правило, из следующих рабочих комплексов:

помещение для приемки автомобилей в ремонт и их последующей выдачи;

комплекс для техобслуживания (цех общего ремонта, кузовной и малярный цеха);

секция продажи запчастей и принадлежностей;

кабинеты руководства и служащих;

санитарно-технические устройства и подсобные помещения.

Цель проектирования — функциональное согласование всех сфер деятельности центра. Эту задачу решают при помощи концепции “интегрированных рабочих комплексов”, согласно которой все виды деятельности техцентра — продажа автомобилей, сервисная мастерская, продажа запчастей и принадлежностей взаимосвязаны по так называемой “трехточечной системе”.

СТОА – Станции Технического Обслуживания Автомобилей

Станции обслуживания автомобиля

Необходимость создания широко разветвленной, хорошо оснащенной и организованной сети предприятий автосервиса, одним из главных звеньев которой выступают СТОА, обосновывается помимо технических следующими соображениями:

Экономическими. По данным американских экономистов, средства, вложенные в производство запчастей и техническое обслуживание проданных автомобилей, обеспечивают вдвое большую прибыль, чем при вложении в производство этих автомобилей;
Социальными. Относительная опасность автомобиля как транспортного средства очень велика и, по данным мировой статистики, число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) вследствие неисправности автомобилей составляет 10-15% общего числа ДТП.

Организационные формы технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей довольно разнообразны. Современные СТОА — это многофункциональные предприятия, которые можно классифицировать по назначению (степени специализации), месторасположению, производственной мощности (числу производственных постов и участков) и конкурентоспособности.

В зависимости от расположения СТОА подразделяют на городские, в основном обслуживающие парк легковых автомобилей конкретного населенного пункта или территории, и дорожные, оказывающие техническую помощь автомобилям, находящимся в пути. Данное разделение определяет разницу в числе производственных постов и технологическом оснащении СТОА. Дорожные СТОА являются универсальными, имеют от одного до пяти рабочих постов и предназначены для выполнения моечных, смазочных, крепежных, регулировочных работ, устранения мелких отказов и неисправностей, возникающих в пути, а также для заправки автотранспорта топливом и маслом. Дорожные станции, как правило, сооружаются в комплексе с автозаправочными станциями.

По степени специализации автомобилей предприятия автосервиса подразделяются на комплексные (универсальные), специализированные по видам работ и СТОА самообслуживания. Комплексные СТОА выполняют весь комплекс работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Они могут быть:

Универсальные — для обслуживания и ремонта нескольких марок автомобилей;
специализированные — для обслуживания одной марки автомобиля.

С увеличением парка легковых автомобилей и диверсификацией его структуры получают развитие специализированные СТОА по маркам автомобилей. Это подтверждает зарубежная практика, а также опыт таких городов, как Москва, Санкт-Петербург.

Специализированные предприятия автосервиса также классифицируются по конкретным маркам и моделям автомобилей и видам работ (техническое обслуживание и ремонт в гарантийный период, техническое обслуживание и ремонт в послегарантийный период).

Виды станций технического обслуживания автомобилей

техническое обслуживание и ремонт автомобилей только иностранного производства — доля иномарок в общем автопарке составляет 23 %, не обслуживанием иномарок занимается 28 % автосервисных предприятий;
техническое обслуживание и ремонт автомобилей только отечественного производства – 75 % парка, но только 21 % предприятий автосервиса (обслуживание);
техническое обслуживание и ремонт автомобилей как отечественного, так и иностранного производства — 51 %, причем на предприятиях автосервиса профилактические воздействия преобладают над ремонтными для автомобилей импортного производства и ремонтные над профилактическими — для отечественных автомобилей.

Ремонт автомобилей и устранение последствий аварий обычно осуществляется либо специализированными мастерскими, либо сравнительно крупными СТОА, оснащенными специальным оборудованием.

По видам работ СТОА подразделяются на диагностические, ремонта и регулировки тормозов, ремонта приборов питания и электрооборудования, ремонта автоматических коробок передач, ремонта кузовов, шиномонтажа, моечные и др. Например, в США узкоспециализированные станции и мастерские составляют до 25 % их общего числа.

По производственной мощности (исходя из числа производственных постов и участков) городские СТОА можно подразделить на малые, средние, большие и крупные.

Малые станции обслуживания с числом рабочих постов до 10 выполняют следующие виды работ: моечно-уборочные, экспресс-диагностику, техническое обслуживание, смазку, шиномонтажные, электрокарбюраторные, кузовные, подкраску кузова, сварочные, ремонт агрегатов. Основную долю этой группы составляют специализированные СТОА. Как правило, они заняты выполнением только профилактических видов работ и располагаются в радиусе, не превышающем 10—15 км от потребителя.

Средние станции обслуживания с числом рабочих постов от 11 до 30 выполняют те же виды работ, что и малые станции. Кроме того, здесь проводится полная диагностика технического состояния автомобиля и его агрегатов, окраска всего автомобиля, замена arpeгaтов, а также может производиться продажа автомобилей.

Большие станции обслуживания с числом постов более 30 выполняют все виды обслуживания и ремонта в полном объеме. На этих СТОА могут находиться специализированные участки для проведения капитального ремонта агрегатов и узлов. Для выполнения работ по диагностике и техническому обслуживанию могут применяться поточные линии. Как правило, на таких СТОА осуществляется продажа автомобилей .

В настоящее время около половины автосервисных предприятий имеют мощность от 1 до 3 рабочих постов; более 40 % — от 4 до 10 постов; 7 % — до 30 постов. Крупные станции составляют менее 2 %.

По конкурентообразующим характеристикам рынок автосервисных услуг можно подразделить следующим образом.

Первая группа — фирменные (дилерские) СТОА, которые продают и обслуживают автомобили конкретных фирм и работают непосредственно с фирмами, концернами, предприятиями-производителями — авторизированные центры. Эти специализированные СТОА имеют современное технологическое оборудование, оригинальные запасные части, широкий иыбор услуг по конкретной марке автомобилей, подготовленные кадры с высоким уровнем культуры обслуживания клиентов, высокую репутацию и высокие цены.

Фирменные СТОА выполняют функции, связанные с обслуживанием и ремонтом автомобилей в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации. Кроме того, их можно рассматривать как подразделения автозаводов, обеспечивающие их достоверной информацией о качестве выпускаемых автомобилей. Одновременно фирменные СТОА могут выступать центрами по производственно-техническому обучению персонала.

Вторую группу составляют прежние государственные СТОА, которые имеют большой опыт работы в автосервисе, специально спроектированные помещения, выгодное расположение, хорошие традиции, но устаревшие взгляды на отношение к потребителю и инерцию, затрудняющую их полную и эффективную адаптацию к условиям рынка. На этих СТОА хорошее, но нередко устаревшее оборудование, наработанные связи с потребителями, которые привыкли пользоваться их услугами, как правило, невысокие цены, им доверяют, поскольку они со старых времен привыкли придерживаться законов, имеют неплохой имидж, но не наилучшее качество запасных частей. По охвату рынка с точки зрения номенклатуры услуг их можно назвать универсальными.

К третьей группе относятся частные, вновь созданные СТОА, которые появились после перехода к рыночной экономике. В целом они имеют такие же характеристики, что и вторая группа.

К четвертой группе относятся автосервисы на производственно-технической базе автотранспортных и других предприятий. Здесь сравнительно низкий уровень технологии технического обслуживания и ремонта, низкая культура обслуживания, низкая квалификация кадров, низкая эстетика производства, завышенная продолжительность выполнения работ и узкая специализация по моделям автомобилей.

К пятой группе автосервисных предприятий относятся гаражные автосервисы. По характеристикам они уступают предприятиям предыдущей группы.

Структуру сети СТОА рассмотрим на примере Москвы. Здесь крупные предприятия автосервиса составляют только около 17 %; это достаточно мощные специализированные предприятия (31 % общегородской мощности). Остальные объекты автосервиса арендуют площадки и производственные мощности: транспортных предприятий (около 40 % общего числа объектов и 39 % общегородской мощности), промышленных предприятий (соответственно 19 и 14 %).

Сегодня существует большой разрыв между спросом (потребностями автовладельцев по ремонту и обслуживанию автомобилей) и возможностью его полного удовлетворения. Это обусловлено двумя основными причинами.

Первая причина— невысокая платежеспособность ряда автовладельцев, что заставляет их обращаться в подпольные автосервисы. «Подпольщики» особенно активны в теплое время года, поскольку большинство из них работает в неотапливаемых гаражах и зимой сворачивает свою деятельность. Нелегальные автосервисы и мойки есть буквально повсюду. Они не имеют лицензий, не платят налогов, поэтому их услуги гораздо дешевле, чем в легальных СТОА. Некоторые автовладельцы вообще обращаются только к ним, поскольку основательный ремонт автомобиля на законно существующей СТОА сравним по цене со стоимостью самого автомобиля. Подпольный автосервис занимает значительную часть рынка обслуживания автомобилей, мешая тем самым развитию легальных СТОА. Стоит отметить, что в последнее время уровень сознательности автовладельцев возрастает: они все чаще обращаются в легальные СТОА, гарантирующие высокое качество работы.

Вторая причина — недостаток производственных мощностей существующих СТОА, особенно в населенных пунктах областного и районного значения, где автосервис практически в зачаточном состоянии. Но даже в Москве СТОА катастрофически не хватает. Бурный рост автопарка породил серьезные проблемы — переполнение столичных автотрасс и поддержание надлежащего технического состояния автомобилей. В настоящее время действует 2,6 тыс. предприятий автосервиса, в то время как их должно быть около 10 тыс. Правительство Москвы приняло программу, направленную на развитие и улучшение служб автосервиса в городе.

Экс мэр Москвы Ю.М.Лужков предложил в качестве меры поддержки и развития СТОА упрощенный порядок регистрации для открывающихся центров. Лужков поручил специалистам подготовить соответствующие документы, в том числе типовой проект зданий для новых техцентров. «Думаю, это имеет особое значение для малого и среднего бизнеса. Эта задача не для монополистов»,— уточнил он. При этом, в Москве необходимо реализовывать программы подготовки кадров, в первую очередь менеджеров техцентров. При реализации этой программы число СТОА в Москве должно увеличиться в несколько раз, в результате чего с авторынка будут вытеснены сервисные предприятия, которые не отвечают требованиям по безопасности, экологичности и качеству предоставляемых услуг.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

– рост объемов оказания услуг отстает от темпов автомобилизации страны;
– потребности в автосервисных услугах обеспечены недостаточно, предприятия автосервиса распределены по городам неравномерно, поэтому весьма актуальна проблема обеспечения в количестве и территориальной доступности автосервисных услуг;
– успешное функционирование СТОА возможно при учете всех новшеств в области автотехобслуживания, накоплении и анализе статистического материала, создании типовых проектов станций, объединенных единым замыслом и возможностью трансформации, наличии высококвалифицированных специалистов в этой области;
– создание совместных предприятий с участием зарубежных партнеров в области автосервиса будет способствовать приобретению опыта, скорейшему избавлению от негативных моментов в деятельности предприятия автосервиса, накоплению финансовых средств для развития данной сферы обслуживания.

По вопросом дополнительной информации Вы можете связаться с нами ЗДЕСЬ

Требования к станциям технического обслуживания

Технический центр должен производить благоприятное впечатление на клиентов.

Рынок автосервиса расширяется с каждым днем и потребители уже могут выбирать между сервисными станциями.

Впервые прибывший клиент оценивает, прежде всего, удобство подъезда, наличие четко обозначенной указателями стоянки и ее минимальную удаленность от приемной зоны технического центра. Чистота, обозримость и некоторый шик уже на подходе к предприятию обычно отмечаются клиентами.

Оказавшись в приемной зоне, клиент уже чувствует доброжелательность или некомфортную атмосферу.

При проектировании новых помещений уделяется достаточно времени для исчерпывающих исследований, так как такое проектирование и строительство для большинства фирм случается раз в жизни. Неудачные конструктивные, архитектурные и оформительские решения могут иметь длительные негативные последствия.

При проектировании необходимо учитывать, что компоновка технического центра должна предусматривать идеальную приспособленность к функционированию, экономическую окупаемость капиталовложений, удовлетворение требований заказчиков.

Приспособленность к функционированию подразумевает выполнение работ в надлежащих помещениях.

Ориентация на заказчика означает, что помещения и их оборудование должны:

  • – производить на заказчика благоприятное впечатление;
  • – быть “светлыми и воздушными”;
  • – привлекать заказчиков, вызывая у них желание снова их посетить.

При архитектурной реализации этих целей нужно учитывать следующие обстоятельства:

  • – застройку города и окрестностей;
  • – наилучшее выполнение эксплуатационных функций;
  • – общую компоновку и архитектурное решение интерьера;
  • – строительные нормативы, установленные для данной местности в согласованном плане районной планировки;
  • – расходы на строительство и рациональность эксплуатации, включая экономическую окупаемость капиталовложений;
  • – размещение элементов идентификации фирмы;
  • – установленные законом требования по охране окружающей среды.

Помещения должны рассматриваться с точки зрения и заказчиков, и служащих, и управленцев.

Многие выбирают технический центр из – за более удобного расположения. Идеальное расположение сервиса, по мнению клиентов – либо близко от их дома, либо от работы. Важно, чтобы общественным транспортом можно было легко добраться от него домой и до него за получением отремонтированной машины. Возле крупных торговых центров сервисные мастерские удобны для таких работ, которые можно выполнить, пока клиент ходит за многочисленными покупками, т. е. в течение 1- 2 часов.

Заказчикам нужно, чтобы здание было удобно расположено, легко доступно для въезда с улицы и выезда, к приемщику сервисной службы, к прилавку, торгующему запасными частями, к кассе, имело комфортабельный зал ожидания, бар или кафе.

Сотрудникам требуется комфортное окружение, где они могли бы с удовольствием работать. Из каждого подразделения должно быть легко, попасть в другое, чтобы работа шла в тесном сотрудничестве.

Управленцам необходимы помещения, из которых можно наблюдать и контролировать производственные операции.

Размеры здания и помещений определяются с учетом прогнозируемых масштабов деятельности каждой службы. Учитываются следующие составляющие проекта:

  • – парк машин в районе деятельности;
  • – требуемое количество постов для общего обслуживания и ремонта может быть рассчитано по приведенной далее методике;
  • – количество постов цеха выбирается с учетом оценки потребностей бизнеса;
  • – количество производственных рабочих, таких как механики, электрики, жестянщики, маляры и помощники, определяется по приведенной далее методике и уточняется в зависимости от обстоятельств бизнеса;
  • – количество непроизводственного персонала, как, например, управляющие, бригадиры, приемщики, диспетчеры, клерки, разнорабочие выбирается также в зависимости от обстоятельств и количества производственного персонала;
  • – необходимые помещения: зал ожидания, офис, подсобные помещения, технические помещения, помещения для служащих;
  • – резерв территории для развития.

Наиболее важным параметром является размер участка – стараются приобретать как можно больший, с учетом перспектив развития бизнеса.

Размер участка и требования в отношении площади нужно тщательно изучить, ибо эти данные важны для проектирования и инвестиций.

Весьма важно оценить перспективы развития для того, чтобы в случае необходимости расширения цехов, имелись достаточные запасные площади.

Рекомендуется отношение 1/5 к 4/5 между площадью здания и свободной территорией. Возможность лучшего экономического развития у квадратной или прямоугольной форм земельного участка.

Расположение участка влияет в значительной степени на результат коммерческой деятельности. Выбирая земельный участок, нужно иметь в виду следующие критерии.

При выборе места для строительства нового здания для дилерской фирмы учитывают пять основных аспектов – место, условия, конфигурация, размеры, расходы.

  • – различные ограничения, действующие в районе, на строительство, на копание, на ограждение и т. д.;
  • – план развития жилого района, торгового района, делового района, план возможных перепланировок участков и т. д.;
  • – план строительства новых дорог и изменений в регулировании движения потоков транспорта;
  • – рекомендации фирм по недвижимости, городских проектировщиков и архитекторов, юристов и т. д.
  • – участок желателен ровный или с небольшим уклоном (от 1 до 2%), чтобы не требовалась дорогостоящее перемещение земли при планировке;
  • – желательно твердое основание, т. е. уплотненный грунт среднего, даже
  • – хорошего качества.

Статья о современных требованиях к специалистам станций технического обслуживания автомобилей

Требования к специалистам автосервиса.

Профессия автомеханика была и остается востребованной. Всевозможных движущихся технических средств становится все больше, а по устройству они усложняются и совершенствуются с каждым днем. Любому механизму всегда требуется надлежащий уход. А это могут осуществить хорошо обученные и квалифицированные рабочие.

Автомеханик – это автослесарь, который производит как обслуживание транспортных средств, так и их последующий ремонт. Именно этот многопрофильный специалист следит за техническим состоянием разных видов автотранспортной техники. Для работы автомеханика необходимы приборы и сложное оборудование, при помощи которых любого рода дефекты диагностируются и устраняются. В их число входят автосканеры и динамометры.

Работа автомеханика заключается в следующем:

предварительный осмотр и полное диагностирование;

выполнение качественного технического обслуживания машины;

устранение неполадок в агрегатах и узлах автотранспортного средства;

регулирование различных механизмов машины;

тюнинг автомобиля, ремонт восстанавливающего или косметического характера, замена вышедших из строя элементов и непригодных деталей;

ведение документации по всем расчетам и оформление гарантийных бумаг.

Качественно выполненная работа автомеханика может значительно снизить риск возникновения аварийных ситуаций, тем самым позволяя гарантировать безопасность водителя и его пассажиров. А для того, чтобы стать специалистом в этой сфере, необходимо приобрести определенные профессиональные навыки:

уметь выявлять причину любого дефекта и неисправности машины;

ориентироваться во всех видах горюче-смазочных материалов и топлива;

уметь управляться с различными видами ручных инструментов, диагностическим и ремонтным оборудованием;

обладать знаниями в принципах и устройствах работы автотранспортных средств всевозможных марок и моделей;

неоспорим и тот факт, что любой специалист автосервиса должен уметь водить автомобиль.

Профессия автомеханика связана с определенными рисками. К минусам этой деятельности можно отнести такие травмы, как переломы, ушибы, порезы, растяжение мышц, ухудшение зрения и т.д. А сильные вибрации и шумы, исходящие от работающих инструментов и моторов, пагубно влияют не только на слух, но и на здоровье в целом. К тому же в своей практике автомеханики часто имеют дело с химикатами. Поэтому людям, страдающим аллергиями, не стоит заниматься этим родом деятельности.

Так как объем работ в автомастерских огромен, то одному специалисту не под силу справиться в одиночку. Именно поэтому в больших автоцентрах идет дифференциация по специализациям:

автоэлектрики. В их обязанность входит устранение любых неполадок в электронике;

автожестянщики. Они ответственны за выпрямление кузова и его шпаклевку. Таким образом происходит подготовка автомобиля к малярным работам;

маляры. Они отвечают за окончательную шлифовку машины и ее покраску;

механики-диагносты. Эти специалисты диагностируют автомобиль и выявляют причину поломки.

Личные качества автомеханика

Профессия автомеханика очень сложная. Мало иметь отменный слух, хорошо развитое наглядно-образное мышление, наблюдательность, умение концентрировать внимание и отличную память. Кроме этого необходимо быть выносливым и находиться в хорошей физической форме. Специалистам в автомастерских приходится выдерживать немалые нагрузки, ведь многие детали автомобиля довольно тяжелые. Именно поэтому в работе автомеханика нет места женщинам.

Очень важно быть дисциплинированным, терпеливым и аккуратным. Некоторые ситуации в практике автомеханика требуют от него быстрой реакции и умения безукоризненно и беспрекословно выполнять все требования руководителей. Стоит помнить, что от внимательности, кропотливости и порой въедливости мастера могут зависеть жизни людей.

Необходимо быть также коммуникабельным человеком, уметь спокойно общаться с клиентами, коллегами и руководством, идти на компромиссы – все это значительно улучшит качество выполняемой работы автомеханика. Ведь репутация любого предприятия основывается, прежде всего, на отлаженной деятельности всего коллектива в целом.

Автослесари часто находятся в напряжении и стрессах. Именно поэтому людей, страдающих заболеваниями сердечной, дыхательной, нервной систем, вряд ли примут на такую работу. Также человеку с нарушениями зрения и слухового аппарата не стоит учиться на автомеханика.

Образование (Что надо знать?)

В настоящее время ведут свою деятельность различные учебные заведения, которые обучают своих воспитанников профессии автомеханика. ПТУ готовят специалистов для работы на СТО, в техникуме можно выучиться на автомеханика. Высшее техническое образование получают инженеры-механики.

Желающие получить базовые знания по работе автомеханика могут посещать курсы подготовки. Начинающий специалист этого профиля устроится в маленький автосервис с небольшой зарплатой. Крупные же организации предпочитают брать на работу автослесарей с высшим образованием, где и оклад будет соответствовать требованиям.

Место работы и карьера

Автомеханики работают на станциях технического обслуживания. В мелких автосервисах чаще можно встретить универсального мастера. Специалисты более узкого профиля работают в крупных автоцентрах.

Ни одно промышленно и сельскохозяйственное предприятие не обойдется без автослесаря. Работой автомеханик будет обеспечен и на автобазах, в автобусных парках и таксопарках. Специалисты высокого уровня требуются не только в автосервисах, но и в спорте.

Тем, кто желает преуспеть в профессии автомеханика необходимо постоянно работать над собой, углубляя и совершенствуя свои знания, и повышать квалификацию. В современном мире техника развивается довольно стремительно. А чтобы всегда оставаться востребованным в этом виде деятельности, заработать отличную репутацию, необходимо каждый день открывать для себя в работе что-то новое, приобретая бесценный опыт. Недостаточно просто освоить эту профессию, окончив какое-нибудь учебное заведение.

Карьерный рост любого автослесаря зависит от той фирмы или организации, в которой он будет непосредственно работать. Чем профессиональнее навыки слесаря, тем больше у него заработная плата. А качественно выполняемая работа привлечет больше новых клиентов.

Со временем универсальный и опытный автомеханик вполне может заниматься и частной деятельностью, открыв свой собственный автосервис. В дальнейшем можно будет и создать новые рабочие места, нанимая других профессионалов в этой области. Машин со сложными устройствами на дорогах становится все больше, а хорошего мастера найти все сложнее.

В любом случае, еще ни один опытный автомеханик не остался без средств к существованию. Хороший специалист даже пенсионного возраста всегда сможет прокормить себя и свою семью.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector