Целевое обучение после перевода с бюджетного
Prokurors.ru

Юридический портал

Целевое обучение после перевода с бюджетного

Целевой набор в вузы в 2020 году

Высокие баллы ЕГЭ или победа во Всероссийской олимпиаде школьников – это не единственный способ учиться бесплатно и в хорошем вузе. Рассказываем о таком варианте поступления, как целевой набор. Какие особенности целевого обучения есть на данный момент и на что рассчитывать абитуриентам в 2020 году?

Что такое целевой набор

Целевой набор, он же целевой прием (устар.), он же прием на целевое обучение/направление – это программа в вузах и колледжах (то есть, как высшего, так и среднего профессионального образования), при которой студент обучается за счет работодателя, который заинтересован в специалисте этого профиля.
Специфика целевого набора в том, что студент учится бесплатно, но после окончания учебного заведения должен по договору отработать не меньше 3-х лет в той организации, которая направила его на обучение.

Те, кто поступают по целевому набору, участвуют не в общем конкурсе, а в целевом. И обычно конкурс получается значительно ниже – 1,5-2 человека на место.

5 вещей, которые важно знать о целевом наборе

1. На целевой набор действует квота, которая “устанавливается с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей” (Постановление о целевом обучении от 21 марта 2019). Таким образом, целевой набор доступен не на все специальности (в основном, технические и естественнонаучные), и учебное заведение выделяет на него ограниченное количество мест, обычно не больше 5-30% всех доступных мест. Но есть и направления, где все места отданы на целевой прием, например, “Противодействие техническим разведкам”.
2. С 2019 года программу целевого набора и работодателя, который ее оплатит, ищет сам абитуриент.
3. Оплатить обучение студента могут разные работодатели: от федеральных государственных органов и корпораций до акционерного общества или индивидуального предпринимателя.
4. Организация, которая оплачивает обучение, может в дополнение предоставлять жилье и стипендию для студента-“целевика”. В некоторых компаниях (например, Алроса, Газпром и др. корпорации) работодатель готов включить в стипендиальную программу и студентов 2-го курса, которые уже учатся. Работодатель выплачивает стипендию, оплачивает практику в компании и жилье для студента. А тот, в свою очередь, обязуется после этого отработать на предприятии несколько лет.
5. Для несовершеннолетнего абитуриента требуется согласие законного представителя, то есть родителей.

Плюсы и минусы целевого обучения

В программе целевого набора есть 2 стороны медали, которые вам нужно оценить и принять, если вы решились поступать в вуз на целевое направление.

Минусы:
Вы подписываете договор на ближайшие 6-9 лет, а это требует взвешенного решения
Если вы не выполняете условий договора с заказчиком (были отчислены, не отработали положенный срок), вы вынуждены выплатить вузу всю стоимость обучения и работодателю стоимость проживания и выплаченных стипендий (около 1-1.5 млн, в зависимости от вуза и города, за весь период учебы)
Если заказчик не выполнил обещание по трудоустройству, он обязан выплатить выпускнику компенсацию в 3-кратной величине начисленной заработной платы в субъекте РФ (хотя для выпускника это можно отнести и к плюсам :))

Из отзывов студентов:
“Пошел на целевое, потому что баллов ЕГЭ не хватало, чтоб достойно конкурировать на бюджете”.

Плюсы:
+ Отдельный конкурс для “целевиков” (но это не значит, что вы 100% поступите, очень важны баллы ЕГЭ)
+ Зачисление до “первой волны” (обычно в конце июня), если вы не поступаете по целевому набору, то можете поступать с основным потоком позже
+ Бесплатное обучение
+ Прохождение практики на “своем” предприятии
+ 100-процентное трудоустройство после обучения
+ Обеспечение жильем и стипендией на время учебы

Программа нацелена на то, чтобы ликвидировать дефицит кадров в тех областях, где он на данный момент есть. Поэтому от ее реализации выигрывает и государство, и работодатель, и абитуриент.

Из отзывов родителей:
“Сын учится в академии госслужбы. Поступал по направлению, ЕГЭ – в сумме 251 балл по трем дисциплинам. Направление получил сам, я ни к кому не обращалась. В старших классах входил в состав “молодежной палаты” местного законодательного собрания и даже получал губернаторскую стипендию как молодой общественный деятель. На 15 мест целевого приема по его специальности было 13 человек, то есть, конкурса не было. А на общих основаниях – конкурс 14 человек на место. Проходной балл на общих основаниях был 255, поэтому на общих основаниях не прошел бы на бюджет, а по направлению – без проблем. Учится легко и почти отлично”.

Специальности целевого набора в 2020 году

Больше всего “целевиков” в 2019 году поступило на медицинские специальности. Скорее всего, в 2020 году ситуация будет такой же. Другие направления, по которым легко попасть в целевой набор:
Прикладная математика
Информатика и вычислительная техника
Программная инженерия
Радиотехника
Информационная безопасность
Инфокоммуникационные технологии и системы связи
Приборостроение
Авиастроение
Машиностроение
Лазерная техника и лазерные технологии
Ракетные комплексы и космонавтика
Материаловедение и технологии материалов
Баллистика и гидроаэродинамика
Стандартизация и метрология
Нанотехнологии и микросистемная техника
Радиоэлектронные системы и комплексы
Металлургия
Химическая технология
Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
Системный анализ и управление

Да, сам целевой прием закрывает потребности экономики в тех направлениях, где спрос у абитуриентов стабильно не очень высок. Инженеры и геологи, которые будут работать за полярным кругом, агрономы и зоотехники, которых ждут на работу в “родной” агрокомплекс, специалисты силовых структур, которые будут заниматься “сверхсекретными” IT-разработками для ВПК. И сами организации, которые из года в год готовы финансировать студентов-“целевиков”, – это КБ, НИИ, корпорации, которые еще 50 лет назад таким образом набирали кадры.

Но если вы ищете подходящее целевое обучение на специальности “Лингвистика”, “Экономика” или “Гостиничное дело”, то не отчаивайтесь, в крупных вузах есть квоты на 1-3 таких места, значит, при должном усердии вы сможете на них попасть. Например, вот здесь вы найдете информацию, сколько “целевиков” взяли в РАНХиГС в 2019 году по программам бакалавриата и магистратуры. А на сайте МГЛУ (лингвистический университет) вы найдете количество целевых мест на 2020 год, смотрите столбец “Квота”.

Интересный факт
В 2019 году квота на целевой набор не была выполнена. Многие вузы не смогли закрыть целевые места. Например, в МГУ им. М.В. Ломоносова на 405 запланированных мест был принят только 91 человек, в Финансовом Университете при Правительстве РФ на тысячу мест целевого набора было подано 200 заявлений и в итоге принято 128 человек.

Как попасть на целевое обучение – 5 шагов

С 2019 года искать желанного работодателя придется самостоятельно. Это значит, что вам необходимо изучить доступную информацию в интернете, написать письма потенциальным работодателям и самим устроить свое счастливое профессиональное будущее.

Какой план действий мы рекомендуем

1. Определитесь с профессией. Целевое обучение – это ваша программа на ближайшие 6-9 лет, поэтому с выбором профессионального направления ни в коем случае нельзя прогадать. Вы уже знаете, какие последствия вас ждут, если вы не доучитесь или не захотите работать в выбранной организации. Поэтому рекомендуем уделить время и силы профориентации. В этом вам помогут наши бесплатные экспресс-тесты и развернутые программы по профориентации: Профориентатор, Профориентация+, Профориентация 360°.

2. Попробуйте профессию. По возможности, напроситься на стажировку в компанию, где работают родители, друзья родителей, дяди и тети. Изучить все “компании мечты” в той сфере, которая вам понравилась.

3. Выберите организацию, в которой вы хотели бы работать после вуза. Возможно, вы уже после предыдущего пункта определитесь с желанным работодателем. Если нет, то начинайте изучать сайты вузов, которые предлагают целевые места. На сайтах вузов можно найти списки организаций, с которыми они взаимодействуют. Например, вот здесь вы найдете перечень аэропортов и авиакомпаний, которые сотрудничали с МГТУ ГА (Университет гражданской авиации). Чтобы поступить в медицинский вуз, необходимо обратиться в департамент здравоохранения своей области, за юридическим образованием сначала приходите в прокуратуру. Поиск организации можно начинать и с сайтов самих работодателей. Изучите сайты корпораций и госорганов, которые постоянно ищут новых специалистов. Например, вот здесь вы найдете 17 вузов-партнеров Газпрома.

Читать еще:  Нужна ли лицензия на реализацию кислорода в баллонах?

4. Напишите работодателю. В письме объясните, почему вы хотите у них работать в будущем и какая у вас успеваемость в школе. Не забудьте упомянуть о других ваших достижениях: олимпиады, ГТО, волонтерство и т.д.

5. Заключите договор с работодателем. Вам понадобится паспорт, дипломы об участии в различных конкурсах и олимпиадах, справка из школы об успеваемости. Итоги ЕГЭ можно принести позднее. Иногда ведомства просят еще характеристику из школы, а если будущая работа предполагает экстремальные условия (Газпром, Роснефть, Роскосмос, Уралкалий и т.д.), то абитуриента могут отправить на медкомиссию.

6. Отправьте документы в приемную комиссию вуза. Вам нужны стандартные документы для поступления в вуз и заверенную копию договора с работодателем.

Удачи в поступлении в 2020-м году!

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР “Гуманитарные технологии”

Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Как перевестись с платки на бюджет?

ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ,помогалочки

  • Автор:
  • Антонина Белова
  • Эксперт портала
  • Дата публикации:
  • 27.08.2019

Бывает, что бюджетное место буквально уплыло из-под носа, а вариантов, кроме платного обучения, не осталось. Подождите расстраиваться, это не конец света! Закон говорит, что при должном упорстве возможен перевод на бюджет.

Перевод с платного на бюджет в своем вузе

Перевод на бюджетное отделение регулируется Приказом Минобрнауки России от 06.06.2013 N 443. Последние правки в него вносили 7 апреля 2017 года.

Согласно приказу, есть 2 условия для :

Первое условиеналичие свободных бюджетных мест. Вузы обязаны публиковать эту информацию на сайте не реже двух раз в год.

Второе условие – одно из этих:

Студент закрыл два семестра без хвостов и троек;

Попал в одну из категорий:
— дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
— ему меньше 20 лет, у него один родитель-инвалид I группы, и доход семьи ниже прожиточного минимума;
— он родил ребенка 🙂

Во время обучения студент потерял обоих или единственного родителя.

Некоторые условия звучат печально, однако можно быть уверенным, что студент, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, получит помощь.

Для решения о переводе вуз создает специальную комиссию и, если желающих больше, чем мест, она выберет достойнейших: будет смотреть на соотношение отметок, общественную деятельность… А может даже провести дополнительную аттестацию.

Мы лично знаем человека, который перевёлся после первого же семестра, закрытого на “4” и “5”. Поэтому ходите, интересуйтесь, спрашивайте, развивайте свои soft-skills. Сроки подачи и рассмотрения заявления каждый вуз устанавливает сам, так что почитать локальный нормативный акт придется в любом случае.

Перевод с платного обучения на бюджет дело не легкое.

Перевод с платного на бюджет в другой вуз

Такой перевод регулируется Приказом Минобрнауки России от 10.02.2017 N 124, и к попыткам получить бесплатное образование прибавляется головная боль, связанная с переводом в другой вуз. (В сети можно встретить информацию, что принимающий вуз не может взять вас на платку, если есть свободные бюджетные места, но этот закон от 24 февраля 1998 года 501 утратил силу).

Сейчас формулировка такая:

Перевод на обучение за счет бюджетных ассигнований осуществляется: при отсутствии ограничений, предусмотренных для освоения соответствующей образовательной программы за счет бюджетных ассигнований/если обучение по соответствующей образовательной программе не является получением второго или последующего соответствующего образования…

Кажется, все эти ограничения понимают по-своему, потому что в положении о переводе на бюджет, например, МГЛУ, есть следующие слова:

Студенты, обучающиеся в других образовательных организациях на местах с оплатой стоимости обучения при переводе в Университет, не в праве претендовать на бюджетные места.

Но чаще вузы следят только за порядковым номером образования, которое вы получаете: если рассчитываете на перевод на бюджет, в заявлении дадите честное-пречестное слово, что получаете вышку впервые и поставите подпись. Например, вот выдержка из правил перевода в МГСУ

При наличии в Университете вакантных бюджетных мест на соответствующем курсе обучения по интересующей обучающегося ОПОП Университет не вправе предлагать лицу, получающему высшее образование впервые, перевод на места с оплатой стоимости обучения.

Вывод: снова придется ходить и узнавать. Как конкретно?

  1. Узнаем, есть ли в нужном вузе свободные места. Ищите на сайте универа;
  2. Ищем на сайте положение о переводе из других универов;
  3. Внимательно изучаем;
  4. За уточнениями идем в ректорат, все решения принимаются там.

Прелесть этого пункта в том, что перевестись в другой вуз можно уже после первого семестра, а вот в прошлом пункте по правилам перевода на бюджет придется ждать два семестра.

Что делать, если перевод на бюджет не светит?

1) Узнайте о скидках

Скидки каждый универ делает на свое усмотрение:

  • В Вышке достаточно сдать вступительные выше 70, и местами уже можно учиться в два раза дешевле. Студенты тоже платят меньше, если учатся хорошо;​
  • В МИРЭА достаточно заключить договор заранее, и пожизненная скидка в 20% у вас в кармане;
  • В МГЛУ много разных вариантов. Например, окончите их подготовительные курсы – сэкономите 10%.

2) Верните налог

Налоговый вычет – возможность вернуть 13% с части суммы, уплаченной за учебу.

  • Если за вас платят родители, они могут вернуть до 6500 рублей в год.
  • Если вы платите сами, то сэкономите до 15600 рублей в год.

Это называется социальный налоговый вычет по расходам на обучение. Получить может любой, у кого из зарплаты удерживают подоходный налог.

ВАЖНО: договор на обучение оформляйте на того, кто рассчитывает на вычет.

Реальные истории перевода на бюджет

А теперь немного непроверенной информации из Интернета:

1) Ходят слухи, что переводят даже троечников . Действительно, ведь троечники и так часто учатся на бюджете. Но точно придется постараться: например, шанс есть у студентов, которые занимаются наукой. И возможно, главная причина тут в близком знакомстве со своим научным руководителем. Препод, который замолвит за вас словечко – всегда ценное знакомство. Участвуйте в вузовских олимпиадах, помогайте преподам с бумажками, может, что и выйдет.

2) Совсем фантастическая схема перевода по ЕГЭ :

  • закрываете летнюю сессию;
  • пересдаете заваленные ЕГЭ и дополнительные вступительные испытания;
  • Вас зачисляют на бюджет второго курса!

Случаев, когда это сработало, мы лично не знаем. Но если вы найдете в своем вузе человека, который перевелся по одному из алгоритмов, что помешает вам?

Но даже если вы не получите заветное бюджетное место, полезный опыт получите точно: прочитаете законы, на основании которых имеете право на перевод; пообщаетесь с представителями универа; поищете пути обхода, если очевидные варианты не сработали. Вот уж точно навыки, которые очень пригодятся в реальной жизни!

Список вузов с дистанционным обучением

Дистанционное обучение при получении высшего образования? Легко! Мы собрали 32 дистанционных вуза России.

Целевое образование

  • Могу ли я получить целевое направление в полиции на получение образования.
  • Можно ли пойти учиться после высшего образования, на целевой основе?
  • Здравствуйте! Могу ли я получить второе высшее образование по целевому направлению?
  • Бывает ли целевое образование заочным?
  • Цель федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.
  • Публикации

1.1. Хабаровск!
Согласно ст.309 Гражданского кодекса РФ «Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями».

Читать еще:  Приказ о переименовании организации пример

Также согласно ст.310 Гражданского кодекса РФ «Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом».

Тем самым, к вашему сожалению придётся погашать задолженность за оплату учёбы.

Удачи вам Владимир Николаевич
г.Уфа 13.11.2018 г.

2. Могу ли я получить целевое направление в полиции на получение образования.

2.1. Настя!
Можете, побеспокоиться о подаче документов для получения целевого направления важно заранее, еще в последнем школьном классе. За помощью можно обратиться к ответственному за профориентацию выпускников в школе, классному руководителю или директору, а можно действовать и самостоятельно. ​Согласно федеральному закону «Об образовании в РФ», договор о целевом обучении можно заключить только с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования.
Удачи Вам и всего доброго!

2.2. Настя!
А вы уверены, что в Полиции вам будет интересно работать? А вдруг не понравится учиться? Имейте в виду, что если вас исключат из такого ВУЗа по направлению или вы сами решите оставить учебу-с вас взыщут расходы на обучение, потраченные государством. Речь о сотнях тысяч рублей.

3. Можно ли пойти учиться после высшего образования, на целевой основе?

3.1. Смотря что имеете в виду. Если сам факт обучения – сколько угодно, законодательством не запрещено. А вот льготы по обучению – уже не обязаны предоставлять.

4. Могу ли я получить второе высшее образование по целевому направлению?

4.1. Целевое направление осуществляется только на бюджетные места. А второе высшее образование возможно получить только на платной основе.

4.2. Алексей!
К сожалению, целевое направление – только на бюджетные места! Вы уже получили одно высшее образование! Второе высшее в России платное!
Рад был Вам помочь!
Удачи во всех ваших начинаниях и в защите Ваших прав!

5. Бывает ли целевое образование заочным?

5.1. Нет, при поступлении. Если в дальнейшем перевод.
Для перевода студента-целевика с очной формы на заочную форму обучения необходимо выполнение ряда условий:

1) наличие на курсе (заочного обучения) свободного бюджетного целевого места от соответствующего предприятия.

2) необходимо согласие (письмо) предприятия на перевод студента-целевика с очной формы обучения на заочную. Это согласование студент-целевик должен получить на предприятии.

6. Цель федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.

6.1. Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Задачами Программы являются:

модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;

приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;

развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг

7. Могу ли я получить целевое образование, если у меня уже есть бюджетное образование?

7.1. Такая возможность есть, если у Вас диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (п. 5 ст. 68) получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.
Таким образом, Вы например вправе на бюджетной основе получить медицинское средне-профессиональное образование по специальности акушерки.

7.2. Наталья
Получайте на здоровье, но бесплатным оно уже не будет. Может работодатель оплатит, а вы потом отработаете

Желаю Вам удачи и всех благ!

8. Как в судебном порядке оспорить целевое направление (договор) на высшее образование?

8.1. Не совсем понятно-какое вы лично имеете отношение к этому договору и каким образом данный договор нарушает ваши права?
Удачи Вам.

9. Обучение по целевому направлению это бюджетное образование?

9.1. —Здравствуйте, читайте ваш договор с образовательной организацией. Как правил эти понятия и договора они идентичны. Мы рады ответить на ваши вопросы.

Переводимся с платного обучения на бюджетное

Каждый студент, который проходит обучению в вузе по контракту, рассчитывает на возможность переведения на финансируемое государством, бюджетное место. Однако, не все знают, в каком порядке и при каких условиях это можно сделать. Процедура перевода подробно описана в Приказе Министерства образования и науки России, и регулируется на законодательном уровне.

Каждый студент, который проходит обучению в вузе по контракту, рассчитывает на возможность переведения на финансируемое государством, бюджетное место. Однако, не все знают, в каком порядке и при каких условиях это можно сделать. Процедура перевода подробно описана в Приказе Министерства образования и науки России, и регулируется на законодательном уровне.

Основные требования для перевода

Студенты, преуспевающие в учебе, имеют возможность в определенный период совершить перевод с платной на бюджетную форму обучения. На государственном уровне установлены основные правила и принципы данной процедуры. При этом конкретные ее этапы и порядок проведения устанавливаются непосредственно в самом учебном заведении. Перевод возможен при соблюдении определенных требований и условий:

  • отсутствие академзадолженности;
  • максимально возможная посещаемость занятий, прилежное, дисциплинированное поведение;
  • отсутствие долгов по оплате коммерческого обучения, своевременное ее внесение;
  • факт наличия профинансированных мест на определенном курсе по выбранной специальности;
  • факт закрытия двух последних сессий при условии, что оценок “хорошо” в общем зачете имеется не более 25%

Алгоритм определения количества льготных мест заключается в расчете соотношения контрактных и бюджетных мест отдельно по каждой специальности. В каждой образовательной организации это количество разное, зависит от сравнительных показателей количества принятых студентов, и фактически проходящих подготовку. Поэтому ежегодно число меняется, при этом 2 раза в год (после окончания каждого из семестров) совершается перерасчет. Данные, полученные по его итогам обнародуются с помощью СМИ. Все сведения, которые касаются установленных сроков перевода, наличия бесплатных мест, правил и порядка перевода, должны располагаться в свободном доступе.

Порядок перевода

Перевестись на финансируемое государством место учащийся может после определенного времени, количество которого каждая учебная организация устанавливает в самостоятельном порядке, но не менее 2 семестров. За этот период преподаватели объективно оценивают успеваемость претендента, его способности, отношение к учебному процессу, участие в общественной жизни учреждения и другие заслуги. На основе этого преподавательским коллективом принимается решение о наличии или отсутствии причин для перевода.

При соблюдении всех требований, в течение месячного срока после появления свободного места лицо, претендующее на перевод должно предоставить в деканат следующие документы:

  • заявление с прошением о переводе, написанное на имя руководителя учреждения в соответствии с определенным образцом;
  • подтвержденные документально заслуги перед учебной организацией (достижения в области спорта, действенное участие в жизни организации, высокие баллы и т.д.);
  • ксерокопии документов, подтверждающие личность;
  • справку, которая подтверждает отсутствие задолженности перед вузом, копию зачетки;
  • при наличии льготных преимуществ – документы, подтверждающие это.

На сегодняшний день большое количество учреждений практикуют “особые причины для перевода”. Это понятие включает обстоятельства, когда студент теряет возможность продолжать платное обучение в связи с утратой родителя, возникновением необходимости проведения дорогостоящей терапии и др. В данном случае предъявленные сведения проверяются работниками деканата, а полученные сведения передаются в специально созданную комиссию. При положительном решении перевод подтверждается приказом руководителя, который оформляется на протяжение 10-ти календарных дней от момента принятия комиссией данного решения.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Процедура рассмотрения просьбы

После подачи заявления представители учреждения рассматривают его в течение 5 дней, регистрируют, и передают в комиссию специального назначения при вузе. В пакете документов также должны присутствовать все дополнительные ведомости, которые необходимо подать студенту (справка об оплате, успеваемости, сведения об участии в деятельности организации, награды и т.д.).

Читать еще:  Могу ли я со средне специальным образованием работать воспитателем?

Результатом рассмотрения предоставленной документации является однозначное решение комиссии о переводе или отказе в нем. Протокол заседания комиссии для возможности свободного ознакомления с ним размещается на официальном сайте учреждения или других источниках массовой информации. Вынесенное решение на протяжении 10 календарных дней должно быть оформлено распоряжением уполномоченного лица или руководителя организации.

Привилегированные категории

К льготным категориям, перевод которых осуществляется первоочередно, относятся следующие лица:

  • дети, лишены родительской опеки, сироты;
  • учащиеся, не достигшие 21 года при условии, что они находятся на обеспечении одного родителя, имеющего 1 группу инвалидности, и доход семьи на одну душу которого не достигает показателей прожиточного минимума для данного региона;
  • студенты, которые в период получения образования утратили родителей, или лицо, совершающее опеку.

Перевод в другое учреждение

Законодательство России предусматривает возможность смены формы получения образования не только внутри учреждения, но путем перехода в другое заведение. Для перехода необходимо:

  • владеть достоверной информацией о наличии там бесплатных мест;
  • обратиться с просьбой о переводе к ректору или ученому совету, которые по итогу дают соответствующую резолюцию;
  • подать весь необходимый пакет документов;
  • погасить академическую задолженность, если такая имеется;
  • в некоторых учреждения студент должен пройти аттестационные испытания.

О зачислении в другой вуз выдается справка, которую учащийся предоставляет в предыдущее место учебы. На ее основе пишется заявление об отчислении, после чего сдается студенческий билет и зачетка. Студенту возвращают аттестат о среднем образовании, а также выдают академическую справку, в которой находится информация о результатах сданных дисциплин. Ученый совет, в случае если бюджетных мест меньше, чем желающих перевестись, в праве проводить конкурс, по итогам которого отбираются лучшие результаты.

Переход на бюджет – выполнимая задача, поэтому если не получилось сделать это с первого раза, не стоит спешить расстраиваться. Все, что от вас требуется – прилежность и старания в учебе и активное участие в общественной деятельности организации.

Трудности с учебой?

Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!

Отношения работодателей и выпускников вузов будут детально регламентированы

Госдума поддержала намерение государства обязать студентов, которые получили образование в рамках целевого приема, работать не менее трех лет после выпуска на предприятии—заказчике обучения. Соответствующий законопроект был принят в первом чтении в четверг. Документ меняет систему штрафов за нарушение условий договора о целевом обучении как для студентов, так и для предприятий. В Российском студенческом союзе полагают, что новая система штрафов «ущемляет права студентов». В среде работодателей считают, что целевой прием работает некачественно, а «косметические правки законодательства ситуацию не изменят».

Минобрнауки 29 марта представило в Госдуме законопроект, определяющий новые правила целевого приема в вузы. Речь идет о форме обучения, когда студент учится за счет бюджетных средств по заказу предприятия, а после выпуска обязан отработать на нем предусмотренное договором количество лет. Сейчас вузы, компании и абитуриенты самостоятельно договариваются о конкретных условиях обучения и последующей отработки. Ежегодно в России по целевому приему проходят обучение около 250 тыс. человек.

Представленные Минобрнауки поправки призваны регламентировать процесс целевого обучения более детально. В частности, ведомство предлагает установить обязательный срок работы на предприятии—заказчике обучения «не менее трех лет». Законопроект также меняет порядок установления квоты приема на целевое обучение. Теперь перечень специальностей и направлений подготовки будут определять правительство РФ, региональные или муниципальные власти (в зависимости от того, из какого бюджета финансируется обучение студента), исходя из «потребности экономики и состояния рынка труда». «Эти изменения направлены на проведение приема только по тем специальностям и направлениям подготовки, по которым дефицит кадров не может быть восполнен рынком труда самостоятельно»,— пояснил депутатам на заседании статс-секретарь, заместитель министра образования и науки Павел Зенькович. Сейчас направления подготовки для целевого обучения определяют вузы и их учредители.

Кроме того, документ увеличивает число заказчиков целевого приема. Теперь участвовать в такой форме обучения сотрудников могут организации, входящие в систему госкорпораций, госкомпаний и их дочерних хозяйственных обществ. «Это позволит включить в число заказчиков организации “Росатома”, “Роскосмоса” и других государственных корпораций и компаний»,— сказал Павел Зенькович.

Изменения касаются также системы штрафов для нарушителей условий договора. Если правила нарушил студент, то он будет обязан в полном объеме возместить заказчику целевого обучения расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки (например, стипендия или оплата жилья). Действующие нормы федерального закона «Об образовании» обязывают таких студентов возмещать расходы в двойном размере. Такое смягчение должно «повысить привлекательность механизма целевого обучения со стороны граждан», говорится в пояснительной записке к законопроекту. Для компаний штрафные санкции также изменены. Если раньше предприятие отказывало студенту-целевику в приеме на работу, то оно должно было выплатить ему компенсацию также в двойном размере от затрат на меры социальной поддержки, предоставленные в течение обучения. Теперь же компания-нарушитель будет обязана выплатить студенту трехкратную величину среднемесячной региональной заработной платы. Дополнительно предусматривается штраф в размере бюджетных расходов на обучение студента, которые должны быть компенсированы нарушителем. «Самое главное, если договор не исполнен, независимо от того, по вине ли предприятия или по вине гражданина, тот, кто виноват, должен будет возместить государству стоимость обучения и подготовки специалиста за пять лет»,— подчеркнул господин Зенькович.

Изменение механизма штрафов «относительно ущемляет права студентов», считает сопредседатель Российского студенческого союза Василий Михайлов. «Получается несоответствие: если студент нарушил условия договора, он обязан выплатить компенсацию, значительно превышающую сумму, которую обязана возместить организация-нарушитель»,— говорит он. Вместе с тем господин Михайлов поддерживает включение госкорпораций в перечень возможных заказчиков целевого обучения, «многие студенты хотели бы там работать». Однако нерешенной остается проблема «несоответствия уровня обещанных работодателем зарплат на момент заключения договоров реальным суммам, которые получает выпускник при трудоустройстве», считает эксперт.

Принятые в первом чтении поправки «необходимы и делают процедуру целевого обучения более прозрачной для всех участников процесса»,— заявил “Ъ” проректор по учебной работе Уральского федерального университета Сергей Князев. Отвечая на вопрос о возможном злоупотреблении целевым приемом абитуриентами со слабыми результатами, господин Князев сказал, что, «как и все абитуриенты вузов, студенты, претендующие на целевое обучение, могут иметь баллы ЕГЭ разного уровня, но единой для всех является необходимость участия в конкурсных процедурах при поступлении». По его словам, вузы самостоятельно регулируют минимальные баллы, необходимые для поступления, «тем самым отбирают лучших претендентов».

«В целом целевой набор сейчас работает не очень качественно,— считает председатель комитета по профессиональному образованию и подготовке кадров общественной организации “Деловая Россия” Александр Рудик.— Например, мне как руководителю предприятия абитуриент Иванов показался неплохим парнем, мы заключили договор на целевое обучение, а на выходе я получил не то, что ожидал. У этого две причины: либо студент плохо учился, либо вуз плохо учил». Часто целевым обучением пользуются студенты, которые понимают, что на бюджетное место самостоятельно поступить не могут, настаивает господин Рудик. «В любом случае издержки несет работодатель, который либо должен выплатить компенсацию, либо доучить студента за свой счет, либо взять его “на передержку”»,— говорит он. Эксперт уверен, что изменить ситуацию могло бы «кардинальное изменение подходов»: от целевого обучения к адресным стипендиальным программам, напрямую с бюджетными средствами не связанными. «Этот подход развивается на Западе и позволяет уменьшить количество случаев, когда студент передумал учиться или плохо справляется. Сейчас основная проблема в том, что работодатели часто не доверяют вузам, а косметические поправки законодательства вряд ли помогут эту проблему решить»,— говорит он.

Поправки к законопроекту ко второму чтению должны быть представлены до 27 апреля 2018 года.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector