Чем руководствоваться, если военкомат отвергает мои законные требования?
Prokurors.ru

Юридический портал

Чем руководствоваться, если военкомат отвергает мои законные требования?

Военный билет: ошибки, которые могут довести до суда

nikitabuida / Depositphotos.com

С 1 апреля по 15 июля 2018 года Президент РФ предписал призвать на военную службу 128 тыс. граждан в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву (Указ Президента РФ от 30 марта 2018 г. № 129 “О призыве в апреле – июле 2018 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву”). Одним из ключевых документов, на основании которых ведется воинский учет, является военный билет (п. 28 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719). И на практике возникает немало вопросов, связанных с выдачей и оформлением военных билетов, некоторые из которых доходят до суда. Недавно Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел два таких спора. В первом истец поставил вопрос, законно ли указывать в военном билете диагноз, который стал причиной его увольнения с военной службы. А во втором речь шла о праве отказать в выдаче военного билета гражданину, не проходившему службу в армии, при отсутствии соответствующих повесток. Рассмотрим оба этих спора подробнее.

Место ли диагнозу в военном билете?

23 октября 2015 года Ж. был призван на военную службу. Однако на основании свидетельства о болезни и заключения военно-врачебной комиссии военного госпиталя 14 декабря 2015 года он был признан ограниченно годным к военной службе в связи с заболеванием, полученным им в период службы. С учетом этого приказом командира войсковой части от 25 декабря 2015 года Ж. был уволен со военной службы. Соответствующая запись с указанием статьи Расписания болезней была указана в п. 8 его военного билета.

Как действовать работодателю, если работник не имеет военного билета, хотя является военнообязанным? Ответ на этот и другие практические вопросы – в “Базе знаний службы Правового консалтинга” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Ж. с выводом врачебной комиссии не согласился и счел, что указание диагноза в военном билете является разглашением врачебной тайны. В связи с этим он обратился в суд с иском к военному госпиталю о признании незаконным свидетельства о болезни, а его самого – годным к военной службе. В своем иске он также просил обязать комиссариат произвести обмен военного билета, исключив из него информацию, составляющую врачебную тайну, и информацию об ограниченной годности к военной службе. По словам Ж., из-за этого у него возникли проблемы с трудоустройством на работу и получением документов на управление транспортным средством.

Поскольку Ж. был освидетельствован военно-врачебной комиссией в предусмотренном законом порядке, выводы, изложенные в свидетельстве о болезни, не опровергнуты независимой военно-врачебной экспертизой, то оснований для признания этого свидетельства незаконным нет, сделал вывод суд. Требование Ж. исключить запись о заболевании из военного билета суд счел производным от требования о признании незаконным свидетельства о болезни. В результате в иске было отказано (решение Центрального районного суда г. Читы от 20 февраля 2017 г. по делу № 2-23/2017).

Ж. обжаловал это решение, но апелляция согласилась с позицией районного суда (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 20 июня 2017 г. по делу № 33-2851/2017). Наличие в военном билете записи о статье Расписания болезней в качестве основания увольнения с военной службы не свидетельствует о распространении сведений, составляющих врачебную тайну, так как не раскрывает диагноза истца, установленного ему военно-врачебной комиссией, добавил суд.

Не добившись своего в нижестоящих судах, истец обратился в ВС РФ с кассационной жалобой, в которой просил отменить вынесенные судебные акты как незаконные. И Суд нашел основания для этого (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 12 марта 2018 г. № 72-КГ17-13).

ВС РФ напомнил, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ). Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”). Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, по общему правилу, не допускается.

В документах воинского учета должны содержаться, в том числе, сведения о прохождении военной службы или альтернативной гражданской службы, а также о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”; далее – закон о воинской обязанности). Внесение в военный билет не предусмотренных порядком сведений, отметок и записей запрещается (п. 3 Порядка ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана, утв. Приказом Министра обороны РФ от 18 июля 2014 г. № 495; далее – Порядок). В п. 8, п. 10 и п. 15 бланка военного билета следует указывать дату и основание увольнения военнослужащего с военной службы, а также, куда он направлен и срок, до истечения которого гражданин должен прибыть к месту назначения и встать на воинский учет (п. 13 Порядка). Тем самым, подчеркнул Суд, при увольнении военнослужащего с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием его ограниченно годным п. 8 военного билета должен содержать основание его увольнения, а не информацию, раскрывающую медицинский диагноз заболевания. Указание в военном билете в качестве основания увольнения с военной службы конкретной статьи Расписания болезней, позволяющей определить диагноз заболевания гражданина, ВС РФ расценил как нарушение права гражданина на неприкосновенность частной жизни и личную тайну, поскольку информация о состоянии здоровья гражданина является врачебной тайной, относится к информации личного характера и не подлежит разглашению без согласия самого гражданина.

В связи с этим судебные акты нижестоящих инстанций в части отказа в удовлетворении требований Ж. об обмене военного билета и исключении из него информации об имеющемся у него заболевании Суд признал незаконными, отменил их и направил на новое рассмотрение.

Может ли отсутствие повесток повлиять на отказ в выдаче военного билета?

12 апреля 2005 года К. встал на воинский учет в военном комиссариате и получил удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Решением призывной комиссии от 21 апреля 2005 года ему была предоставлена отсрочка как обучающемуся в вузе до 1 февраля 2010 года. 16 августа 2010 года он был зачислен в очную аспирантуру на три года, и отчислен 25 июля 2013 года. 2 сентября 2013 года К. приняли на работу в научный центр на должность инженера, и 16 сентября 2013 года работодатель направил начальнику отдела военного комиссариата информацию о принятых, уволенных и снятых с учета по возрасту работников за период с 1 по 15 сентября 2013 года, в том числе данные К.

По достижении 27-летнего возраста К. обратился в отдел военного комиссариата с заявлением от 12 ноября 2015 года о выдаче ему военного билета и прошел медицинское освидетельствование. Призывная комиссия признала К. ограниченно годным для прохождения военной службы и зачислила его в запас как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. При этом вместо военного билета гражданину выдали справку.

К. счел, что тем самым были нарушены его права, поскольку ему как ученому в области физики и математики для научной деятельности требуется допуск к информации, содержащей государственную тайну, а при отсутствии военного билета в этом допуске может быть отказано. С учетом этого он обратился в суд с иском о признании решения призывной комиссии незаконным и о возложении обязанности выдать ему военный билет. При этом истец настаивал на том, что от службы в армии он не уклонялся.

Тем не менее, суд в иске отказал (решение Обнинского городского суда Калужской области от 13 февраля 2017 г. по делу № 2а-221/2017). Это решение было мотивировано тем, что сведения об окончании обучения в институте, поступлении в очную аспирантуру и об устройстве на работу К. в военный комиссариат не предоставил, следовательно, оспариваемое решение военкомата является законным. К. с таким выводом не согласился и обжаловал его в областном суде, указав, что не получал повесток из военкомата, однако апелляция оставила акт без изменения (определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 3 мая 2017 г. по делу № 33а-1352/2017). Решение призывной комиссии о признании гражданина не прошедшим военную службу без законных оснований, отметил суд, не поставлено законодателем в зависимость от наличия сведений о вызове такого лица повесткой в военный комиссариат.

Читать еще:  Какой срок предоставлен для работника при увольнении?

Такой исход дела К. не устроил, поэтому он обратился с кассационной жалобой в ВС РФ, и тот счел позицию гражданина обоснованной (определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 2 марта 2018 г. № 85-КГ17-39).

При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву, призывная комиссия на основании документов воинского учета выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 34 Положения о призыве на военную службу; далее – Положение). Исключение составляют случаи, при которых:

  • гражданин имел право на освобождение от военной службы (п. 1-2 ст. 23 закона о воинской обязанности);
  • в отношении гражданина велось дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении него передано в суд (подп. “в” п. 3 ст. 23 закона о воинской обязанности);
  • гражданин был признан негодным к службе по состоянию здоровья (п. 4 ст. 23 закона о воинской обязанности);
  • гражданину была предоставлена отсрочка от призыва (ст. 24 закона о воинской обязанности).

Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения или отсрочки от призыва возложены на комиссариат (п. 18 Положения). За проведение мероприятий, связанных с призывом на военную службу, также отвечает военный комиссариат (п. 1 ст. 5, ст. 26 закона о воинской обязанности). На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 ст. 26 закона о воинской обязанности). Если вручить гражданину повестку невозможно, обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (п. 2 ст. 31 закона о воинской обязанности). Призывник, не явившийся по повестке без уважительных причин, считается уклоняющимся от военной службы (п. 4 ст. 31 закона о воинской обязанности). После создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии (п. 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе). Вызову подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.

То есть именно на военный комиссариат, сделал вывод ВС РФ, и возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам. При этом Суд напомнил, что неисполнение гражданином конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для его освобождения или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействия, которые сопряжены с неисполнением обязанностей по воинскому учету или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу (постановление КС РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П “По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву” в связи с запросом Парламента Чеченской Республик”).

Вместе с тем в отношении К. каких-либо действий, направленных на его призыв на военную службу военный комиссариат не предпринял, повестки не направлял. Эти обстоятельства, по мнению Суда, свидетельствуют о том, что К. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам. Выводы нижестоящих судов ВС РФ счел ошибочными, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и апелляционное определение, приняв новый судебный акт: Суд удовлетворил иск К., признал незаконным отказ в выдаче истцу военного билета и обязал военный комиссариат выдать его гражданину.

Права призывника.

Обязанности гражданина, подлежащего призыву (далее – призывника) перечислены в ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”.
Воинская обязанность гражданина предусматривает:
– воинский учет;
– обязательную подготовку к военной службе;
– призыв на военную службу;
– прохождение военной службы по призыву;
– пребывание в запасе;
– призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Призывник имеет право:

– обжаловать решения призывной комиссии;
– потребовать копию решения призывной комиссии;
– пройти медицинское обследование в любом медицинском учреждении;
– отказаться от медицинского вмешательства в свой организм;
– ознакомиться со своим личным делом в военкомате;
– на свободу передвижения;

Обжалование решения призывной комиссии.

Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ О воинской обязанности и военной службе, решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд. Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В этом случае выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.

Потребовать копию решения призывной комиссии.

Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”,
председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения.

В призывную комиссию ______ района г.Новосибирска
адрес: ____________________

От ________________________ (ФИО)
адрес: ____________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

о предоставлении копии решения призывной комиссии

Я, __________(ФИО), __________года рождения, проживаю по адресу: г.Новосибирск, ______________, состою на воинском учете в военном комиссариате __________ района г. Новосибирска.

В соответствии с пунктом 6 статьи 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», председатель призывной комиссии по требованию гражданина выдает копию решения призывной комиссии.

На основании вышеизложенного

1. Выдать мне, ___________(ФИО), копию принятого относительно меня решения призывной комиссии.

«____» ______________ 2017 года

На практике призывнику часто отказывают в выдаче копии решения призывной комиссии. В этом случае копию решения призывной комиссии следует истребовать заказным письмом с уведомлением о вручении. У призывной комиссии есть 30 дней на ответ по данному запросу, в соответствии со ст. 12 ФЗ “О Порядке рассмотрения обращений граждан РФ”.

Право призывника на обследование в любом медицинском учреждении.

Согласно ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан,
при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

Право призывника на отказ от медицинского обследования.

Согласно пункту 3 статьи 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.
Для реализации своего права на отказ от медицинского вмешательства призывнику следует написать заявление. В противном случае данные действия могут классифицироваться как уклонение от призыва на военную службу, в соответствии с п.7 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3.

Ознакомиться со своим личным делом в военкомате.

Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ,
органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Таким образом, призывник имеет право ознакомиться со своим личным делом в военкомате.

Запросить копию медицинской карты в мед. учреждении.

Согласно п. 5 ст. 22 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов.

Читать еще:  Какой вид деятельности выбрать при открытии бизнеса несовершеннолетними?

Для получения копии медицинских документов необходимо написать заявление в медицинское учреждение, сославшись на ст. 22 настоящего ФЗ.

Право призывника на свободу передвижения.

Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции РФ,
каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Таким образом, насильственное удержание призывника в военкомате незаконно.
Также, незаконно насильственное доставление призывника в военкомат без соответствующего документа (определения) у сотрудника органов внутренних дел, в котором должна быть указана ФИО призывника и присутствовать подпись начальника отдела военного комиссариата.

Предписание в военкомат

1.1. Звонок по телефону не является официальным вызовом в военкомат. Для этого, должна быть вручена официальная повестка. Удачи и добра!

2.1. Мало информации в Вашем вопросе. Советую хотя бы сначала с заявлением об этом обратиться. Льготы как участник получаете? Точные данные где, когда проходили службу в СКВО есть? Только после уточнения можно строить стратегию действий.

3.1. Как я понял, Вы уж обращались к командованию бывшей в/части? Тогда с заявлением в военную Прокуратуру.

4.1. Да, призовут абсолютно законно.
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”
Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу

1. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам:
з) поступившим на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных организаций высшего образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии у них высшего образования и специальных званий – на время службы в указанных органах и учреждениях;
То есть отсрочка предоставляется, если отучился и продолжил работать, как правили до 27 лет, а потом выдают военный билет. Соответственно, в Вашем случае отсрочки не будет и Вас могут призвать.

5.1. Это не призыв в армию, а технический вопрос. Нахождение вашего сына в другом городе и на работе уважительная причина неявки. Для решения вопроса советую позвонить в военкомат и сообщить им то, что вы указали в вопросе. Думаю, что Вам предложат направить его в военкомат при первом появлении в вашем городе.

6.1. Можете написать жалобу за нарушение Федерального закона № 53 – ФЗ от 28.03.1998 (ред. от 03.08.2018) “О воинской обязанности и военной службе”. Согласно ст. 21.1. КоАП непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, –
влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.

7.1. Уточните где Вы работали обходной лист не является обязательным условием для расторжения договора, выданная форма является индивидуальными предметом ношения и возврату не подлежит, более того, если Вас обеспечивали формой не в должном объеме, то Вы можете потребовать компенсацию за это;

7.2. Вы обязаны подписать обходной лист и сдать форму. Если какую-то форму не сдадите могут взыскать. Желаю удачи вам в решении вашего вопроса и всего наилучшего.

8.1. Если считаете что ваши права нарушены, обращайтесь с жалобой в военную прокуратуру. Пишите рапорт по команде, если было дано направление на службу.

9.1. Грозит только административная ответственность.

Статья 21.5. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету

[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 21] [Статья 21.5]
Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

10.1. На руки ему должны были дать военный билет с отметкой об увольнении и исключении из списков части, а также выдать предписание для постановки на учет по месту жительства, которое он указал в рапорте на увольнение. В тот же военкомат должны направить и личное дело. Направляйте запрос в часть, куда было направлено личное дело. Если муж рапорта не подавал, то могли направить в военкомат по месту поступления на контракт или по месту прохождения службы.

11.1. Возьмите билет военный и идите в военкомат. Покажите эту отметку. Зависит от категории, указанной в военном билете. Возможно, что произошла ошибка, что скорее всего.

12.1. НЕТ, конечно. ЭТО МИграционная служба изголяется. В суде обжалуйте ее действия
Удачи ВАМ! Всегда рады помочь

12.2. В данном случае вы имеете право по данному обстоятельству обратится в суд.
Спасибо, что вы с нами, мы были рады вам помочь!

13.1. Виталий проходите ВВК в военкомате по месту регистрации ВВК субъекта РФ, сдаете нормативы по ФИЗО, проходите профотбор. Дожидаетесь выписки приказа Статс-секретаря по личному составу. После получаете ВПД дело на руки и едете к новому месту службы.

Дополнительное обследование от военкомата

Опубликовано Военно-врачебная коллегия 13.02.2020

Найдем законные основания для вашего освобождения от армии!
Получение на руки повестки обязует молодого человека явиться в военный комиссариат в указанное время для прохождения медицинской комиссии и определения степени годности к воинской службе. Для вынесения окончательного вердикта, юноша, имеющий проблемы со здоровьем, может быть направлен на дополнительное обследование от военкомата .

У многих призывников возникают вполне резонные вопросы о том, для чего это нужно, и обязаны ли они проходить освидетельствование, особенно в том случае, если на руках есть официальное подтверждение того или иного заболевания.

В каких случаях военкомат отправляет призывника на обследование в медучреждение

На самом деле, дополнительное освидетельствование входит в комплекс предусмотренных законом мероприятий, проводимых призывной комиссией и является обычной стандартной процедурой, обязательной для утверждения диагноза.

Чтобы установить годность конкретного новобранца, медкомиссия, созданная при военном комиссариате, должна сопоставить имеющееся у юноши заболевание с «Расписанием болезней», в котором подробно описывается каждая категория и соответствующие ей патологии.

При этом медкомиссия, состоящая из 7 узкопрофильных специалистов, не уполномочена выставлять окончательный диагноз или назначать новобранцу какое-либо лечение.

В обязанности каждого врача, входящего в состав комиссии входит:

  • опрос и медицинский осмотр призывника;
  • тщательное изучение предоставленной призывником информации о состоянии здоровья и наличии/отсутствии заболеваний, подтвержденной соответствующей документацией;
  • выставление категории годности, которая вносится каждым специалистом отдельно в специальный лист освидетельствования.

На основании составленного документа выносится вердикт о годности и присваивается определенная категория.

Если призывник абсолютно здоров и вопросов о его пригодности к службе не возникает, то молодой человек отправится служить. Но если на медкомиссии выявлены признаки серьезной патологии или призывник явился в военкомат с пакетом документов, подтверждающих о наличии болезни, несовместимой с армией, он в обязательном порядке должен получить направление на обследование в больнице или поликлинике для объективной оценки состояния здоровья.

Как осуществляется дополнительное обследование

С направлением, полученным в военкомате, в котором указаны личные данные (Ф.И.О., год рождения) и диагноз, требующий подтверждения, призывник отправляется в медицинскую организацию.

Особенности процедуры:

  1. Обследование может происходить в стационаре, либо амбулаторно.
  2. Лечащий врач назначает необходимые клинические исследования для точной диагностики.
  3. На основании полученных результатов составляется акт о состоянии здоровья юноши, в котором проставляются подписи лечащего специалиста, главного врача, печать/штамп больницы.
  4. Полученный документ, подтверждающий (или опровергающий) диагноз, предоставляется на повторной медкомиссии в военкомате и становится основанием для признания годности/негодности и присвоения соответствующей категории.

Также после диагностики в больнице молодому человеку может быть назначено лечение, требующее предоставления отсрочки на полгода.

Читать еще:  Права мужа на долю жены в приватизированной квартире

Что должен знать призывник, отправляясь в военный комиссариат

Главной задачей военкомата, прежде всего, является пополнение воинских рядов. Не секрет, что сотрудники военной медицинской комиссии не заинтересованы в выявлении у потенциальных новобранцев заболеваний, несовместимых с армией. Иногда значимость диагноза существенно занижается, и юноша признается годным даже при наличии патологии. Устные жалобы на состояние здоровья, без очевидных признаков и соответствующих документов не станут веским основанием для полного или временного освобождения от армии и будут просто проигнорированы.

Конечно, вынесенный вердикт может быть оспорен в судебном порядке, но чтобы избежать разбирательств, значительно проще подготовиться к медкомиссии заранее.

Для этого необходимо собрать пакет документации, подтверждающей заболевание:

  • амбулаторную карту с зафиксированным диагнозом;
  • справки, в том числе о прохождении лечения в стационаре;
  • результаты анализов, снимки и другие проведенные исследования.

Представив неопровержимые доказательства о серьезных проблемах со здоровьем, молодой человек гарантировано будет отправлен на проведение дополнительного медицинского обследования.

Можно ли отказаться от медицинского освидетельствования и что за этим последует

Согласно законодательству, прохождение медкомиссии в военном комиссариате является обязательной процедурой, необходимой для определения категории годности.

При наличии серьезных заболеваний, несовместимых с армией или причин, предусматривающих предоставление отсрочки, в любом случае, окончательный вердикт выносит именно военно-врачебная комиссия. Поэтому отказываться от прохождения комиссии нецелесообразно даже тем юношам, в планы которых по тем или иным причинам не входит прохождение службы.

Так как получение повестки подразумевает обязательную явку и прохождение освидетельствования, то отказ от обследования в военкомате может быть квалифицирован, как попытка уклониться от обязательств гражданина, предусмотренных законом. Отказываясь от комиссии или не являясь в военкомат для ее прохождения, молодой человек рискует попасть в ряды уклонистов со всеми вытекающими последствиями от штрафа до уголовной ответственности.

Отказ от дополнительного обследования

Отправляясь на дополнительное освидетельствование по направлению от военкомата, юноша, имеющий проблемы со здоровьем, получает возможность подтвердить свой диагноз и получить объективную оценку общего состояния для установления той категории, которая действительно соответствует болезни.

Отказываясь от процедуры, призывник, прежде всего, рискует собственным здоровьем, увеличивая вероятность отправиться в армию, несмотря на имеющуюся патологию, тем самым ухудшив свое состояние.

Другие возможные последствия:

  1. Сотрудники военкомата имеют право привлечь отказавшегося от дополнительного освидетельствования новобранца к административной ответственности, составив протокол.
  2. Повторный отказ повлечет за собой передачу личного дела молодого человека в Следственный комитет, где будет возбуждено уголовное дело на основании уклонения от исполнения воинской обязанности.

Даже будучи полностью уверенным в том, что здоровье не позволяет служить в армии, имея на руках все необходимые документальные подтверждения диагноза, следует, получив направление от военкомата, пройти дополнительное освидетельствование.

Что делать, если в военкомате наотрез отказываются направлять на дополнительное обследование?

Если многие молодые люди любое заболевание, входящее в «Расписание болезней», рассматривают, как основание избежать суровых армейских будней, то врачи военкомата практически к каждому диагнозу относятся с недоверием.

Теоретически, при возникших сомнениях в состоянии здоровья, Вы должны быть направлены на бесплатное дополнительное обследование, и только после прохождения диагностики выставляется категория годности.

Бывает, что на медкомиссии в комиссариате значимость существующего у юноши диагноза занижена или вовсе отрицают его наличие, несмотря на предоставленные доказательства. Нередко призывнику просто не дают положенное в таких случаях направление для прохождения дополнительного экспертного обследования для последующей объективной оценки здоровья.

Компания «ВВК» готова помочь Вам, независимо от сложности ситуации. На протяжении 11 лет существования компании, опытные юристы, знающие все тонкости в данной сфере, дали возможность внушительному количеству призывников без нервотрепки получить военный билет.

Не теряя времени, позвоните нам по телефону 8(800)775 10 56 или оставьте заявку на сайте и Вас запишут на бесплатную первичную консультацию. Обращайтесь и мы поможем!

Права призывника.

Обязанности гражданина, подлежащего призыву (далее – призывника) перечислены в ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”.
Воинская обязанность гражданина предусматривает:
– воинский учет;
– обязательную подготовку к военной службе;
– призыв на военную службу;
– прохождение военной службы по призыву;
– пребывание в запасе;
– призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Призывник имеет право:

– обжаловать решения призывной комиссии;
– потребовать копию решения призывной комиссии;
– пройти медицинское обследование в любом медицинском учреждении;
– отказаться от медицинского вмешательства в свой организм;
– ознакомиться со своим личным делом в военкомате;
– на свободу передвижения;

Обжалование решения призывной комиссии.

Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ О воинской обязанности и военной службе, решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд. Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В этом случае выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.

Потребовать копию решения призывной комиссии.

Согласно п. 7 ст. 28 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”,
председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения.

В призывную комиссию ______ района г.Новосибирска
адрес: ____________________

От ________________________ (ФИО)
адрес: ____________________

ЗАЯВЛЕНИЕ

о предоставлении копии решения призывной комиссии

Я, __________(ФИО), __________года рождения, проживаю по адресу: г.Новосибирск, ______________, состою на воинском учете в военном комиссариате __________ района г. Новосибирска.

В соответствии с пунктом 6 статьи 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», председатель призывной комиссии по требованию гражданина выдает копию решения призывной комиссии.

На основании вышеизложенного

1. Выдать мне, ___________(ФИО), копию принятого относительно меня решения призывной комиссии.

«____» ______________ 2017 года

На практике призывнику часто отказывают в выдаче копии решения призывной комиссии. В этом случае копию решения призывной комиссии следует истребовать заказным письмом с уведомлением о вручении. У призывной комиссии есть 30 дней на ответ по данному запросу, в соответствии со ст. 12 ФЗ “О Порядке рассмотрения обращений граждан РФ”.

Право призывника на обследование в любом медицинском учреждении.

Согласно ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан,
при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

Право призывника на отказ от медицинского обследования.

Согласно пункту 3 статьи 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.
Для реализации своего права на отказ от медицинского вмешательства призывнику следует написать заявление. В противном случае данные действия могут классифицироваться как уклонение от призыва на военную службу, в соответствии с п.7 Пленума Верховного суда РФ от 3 апреля 2008 года №3.

Ознакомиться со своим личным делом в военкомате.

Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции РФ,
органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Таким образом, призывник имеет право ознакомиться со своим личным делом в военкомате.

Запросить копию медицинской карты в мед. учреждении.

Согласно п. 5 ст. 22 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов.

Для получения копии медицинских документов необходимо написать заявление в медицинское учреждение, сославшись на ст. 22 настоящего ФЗ.

Право призывника на свободу передвижения.

Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции РФ,
каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Таким образом, насильственное удержание призывника в военкомате незаконно.
Также, незаконно насильственное доставление призывника в военкомат без соответствующего документа (определения) у сотрудника органов внутренних дел, в котором должна быть указана ФИО призывника и присутствовать подпись начальника отдела военного комиссариата.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector