Что делать,если начислен неверный коэффициент КБМ?
Prokurors.ru

Юридический портал

Что делать,если начислен неверный коэффициент КБМ?

Как исправить Кбм ОСАГО в базе АИС РСА и восстановить скидку

В предыдущей статье «Как правильно определить Кбм» мы рассмотрели законодательные аспекты применения коэффициента бонус-малус и особенности работы базы АИС РСА. Но часто наши пользователи сталкиваются с ситуацией, когда база выдает ошибку или коэффициент, которые не соответствует реальному положению дел. Страхователь в течение многих лет оформлял полисы ОСАГО, убытков по его вине не происходило, а значение Кбм либо равно единице, либо не соответствует количеству лет безубыточного страхования. Как же восстановить Кбм?

Почему значение Кбм может быть не верным и какие шаги необходимо сделать, чтобы восстановить справедливость?

Итак, рассмотрим причины возможных ошибок.

Замена водительского удостоверения

Первое, что нужно сделать, это проверить, не менялось ли водительское удостоверение за последние несколько лет. Так как данные о Кбм передаются на основании уже закончившихся полисов, в базе АИС РСА может быть запись о водителе со старыми правами. Если водительское удостоверение менялось, проверьте кбм, указав старые серию и номер прав. Серию и номер старых прав вы можете найти на обороте водительского удостоверения. Если ваша скидка по старым правам находится в базе, ее можно восстановить.

Ошибка при вводе данных

Как мы уже отмечали, страховая компания передает данные о водителях из своей базы данных, а вносят эту информацию в базу люди (операторы по вводу полисов). Тут может иметь место человеческий фактор – при вводе фамилии, имени, отчества или даты рождения водителя оператор мог допустить опечатку. Если хотя бы 1 буква или цифра в базе данных не совпадает с той информацией, которую вы вводите при обращении к АИС РСА, система вернет ошибку и ваша скидка пропадет.

Управление несколькими автомобилями

Водитель мог быть вписан в качестве лица, допущенного к управлению в несколько страховых полисов. При этом значение Кбм могло быть разным в каждом из этих полисов, так как до 01.01.2013 агент не обращался к единой базе для определения Кбм, а давал скидку на основании предыдущего полиса. Например: Иванов И. И. имеет собственный автомобиль, а также допущен к управлению автомобилем супруги, у которой стаж вождения равен 2 года. В своем полисе у него Кбм 0,5, в полисе супруги – 0,9 (так как страховая история супруги насчитывает всего 2 года, по количеству лет стажа). Если страховая компания передала данные по обоим полисам, значение Кбм для Иванова И. И. будет максимальным из двух, то есть 0,9.

Банкротство страховой компании

Страховая компания обанкротилась и не передала данные в систему АИС РСА. В этом случае в единой базе просто нет сведений о страховой истории водителя.

Недобросовестный агент или сотрудник страховой компании

По закону агент перед оформлением полиса должен в обязательном порядке проверить вашу скидку в базе РСА. Однако часто агент не делает этого, пользуясь неграмотностью клиента. Завышая Кбм, агент увеличивает стоимость полиса и тем самым зарабатывает больше. В этом случае в базу РСА передается кбм = 1, то есть так же, если бы страхователь оформлял полис впервые.

Что же делать, чтобы не потерять накопленную скидку за безубыточное страхование и восстановить утраченный Кбм?

До 1 июля 2014 страховщики могли использовать для определения значения Кбм “справку о безубыточности”. П 35 правил ОСАГО гласит: «При досрочном прекращении или по окончании действия договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о страховании по форме, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения о страховании предоставляются страховщиком бесплатно в письменной форме в 5-дневный срок с даты соответствующего обращения страхователя и вносятся в автоматизированную систему страхования». Таким образом достаточно было обратиться в страховую компанию, где был оформлен последний полис ОСАГО, получить справку по форме № 4 и на ее основании оформить следующий полис ОСАГО. При очередной передаче данных о значении Кбм в систему АИС РСА Кбм обновлялся.

С 1 июля 2014 года вступили в силу поправки в законодательство, которые не позволяют применять Кбм на основании справки о безубыточности, а именно:

Подпункт “з” пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ “О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями) вносит изменения в Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”

з) дополнить пунктом 10.1 следующего содержания:

“10.1. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.”;

Таким образом, при оформлении полиса ОСАГО Страховщик в обязательном порядке должен проверить ваш Кбм по базе АИС РСА, а также проверить наличие действующего талона техосмотра в единой информационной системе ЕАИСТО. Без этого оформление полиса ОСАГО не допускается.

Коэффициент «бонус-малус»: что делать, если он неправильно определен

Из-за изменений в системе ОСАГО коэффициент «бонус-малус» достаточно часто применяется неправильно, и поэтому нужно уметь его исправлять

Что делать, если коэффициент «бонус-малус» неправильно определен

Основные принципы применения КБМ

Подход к определению и применению КБМ неоднократно менялся с момента его введения в 2003 году, и сейчас в связи с этими изменениями в целом ряде случаев появилась некоторая путаница в его значениях. Так, в 2013 году была запущена информационная система на базе Российского союза автостраховщиков (АИС ОСАГО), в рамках которой стал определяться КБМ. В процессе перенесения данных в эту систему многие водители потеряли данные о своих скидках из-за наличия технических проблем и внесения некорректных данных страховщиками.

Например, у многих водителей были утеряны данные о классе полиса. По правилам ОСАГО существует 15 классов, а именно М, 0 и 1-13 (см. таблицу). Из-за этого обнулились коэффициенты, определяющие стоимость полиса, и водители потеряли свои скидки.

Нужно отметить, что первоначально при заключении полиса водителю присваивается 3-ий класс, которому соответствует единичный КБМ. Впоследствии в зависимости от количества страховых случаев, участником которых был застрахованный автомобиль, данный коэффициент меняется в большую или меньшую сторону. Если водитель доходит до класса 13, то стоимость его полиса уменьшается вдвое, а если из-за плохого вождения он опускается до класса М, то стоимость полиса увеличивается в 2,45 раз. Достигнуть 13-го класса при идеальном вождении можно за 10 лет.

Сам процесс применения КБМ происходит при оформлении полиса на следующий год, и при этом обращаться можно в любую страховую компанию. Коэффициент не будет действовать только в том случае, если полис заключается на срок менее года, а также если объектом страхования является иностранный автомобиль.

Почему информация о КБМ может быть неверной

При перенесении информации в систему АИС ОСАГО для каждого водителя был оформлен отдельный профиль, который определялся его ФИО, датой рождения и паспортными данными (для водителей юридических лиц – данными водительского удостоверения). Если какие-либо данные были внесены в АИС ОСАГО некорректно или не полностью, то КБМ водителя не определяется.

Причинами возникновения такой ситуации может быть:

  • человеческий фактор (страховщик неправильно ввел данные водителя в систему или вообще не передал сведения о водителе);
  • изменения в документах (могут присутствовать как у водителя, так и у собственника автомобиля);
  • сбой в системе АИС ОСАГО;
  • использование водителем нелегального полиса;
  • наличие у водителя нескольких договоров с разными КБМ и т.п.

Проверить реальное значение КБМ в своем случае можно, воспользовавшись формулой из указания Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У (приложение 4). Если рассчитанные данные не совпадают с коэффициентом, опубликованным на сайте РСА, нужно потребовать у страховщика применить корректный коэффициент. Если же страховая компания не идет навстречу по такому вопросу, лучше попробовать ее сменить и добиться своего в другой компании. При успешном разрешении вопроса также нужно настоять на передаче обновленного коэффициента в АИС ОСАГО.

Читать еще:  Можно ли оспорить отмененный перевод на новую должность?

Важно также обращаться к страховщику даже в том случае, если КБМ в информационной системе указан верно, но некорректно описаны другие данные из полиса. Если же в системе АИС РСА указаны верные данные о КБМ, но страховщик не соглашается оформить полис в соответствии с ними, есть смысл написать на него жалобу. Для этого нужно получить у предыдущего страховщика справку о наличии или отсутствии выплат по предыдущему договору ОСАГО и обратиться с ней к новому страховщику.

Подача жалобы: как точно получить результат

На страховщика ОСАГО также можно жаловаться в один из двух управляющих органов: Банк России или РСА. Пользователи полисов отмечают, что эффективней реализуются жалобы в Банк России, так как данный орган имеет право применять к страховым компаниям различные санкции и поэтому может более результативно на них воздействовать.

В случае с Банком России жалобу можно подать прямо в интернет-приемной организации, где можно найти специальную форму для таких обращений. В данной жалобе необходимо указать название страховщика, суть возникшей проблемы и номер полиса ОСАГО (в случае с КБМ лучше указать также номера предыдущих полисов). При наличии такой возможности лучше также приложить к жалобе копии указанных полисов, копию претензии к страховщику и его ответ на такую претензию.

В процесс рассмотрения такой жалобы Банк России проверит корректность поданной информации и в случае справедливости внесенных замечаний применит к страховщику необходимые меры. Обратившийся в Банк России страхователь получит официальный ответ от организации, который необходимо представить страховщику. В результате страховая компания должна внести в АИС ОСАГО исправленный коэффициент и возвратить страхователю излишне уплаченную премию.

Ситуация может усложниться в том случае, если некорректный КБМ был применен несколько лет тому назад, а у страховщика за это время отозвали лицензию. В таком случае ввиду отсутствия подтверждающих правоту страхователя документов Банку России или РСА будет сложно разобраться в ситуации, так как АИС ОСАГО включает в себя только информацию о договорах с 2011 года. Но даже при наличии подобной ситуации все же стоит обратиться с жалобой, так как она вполне может быть решена и в пользу страхователя.

Самое главное в вопросе общения со страховщиком – настаивать на своей правоте и вовремя представлять все подтверждающие документы. Это важно из-за того, что по техническим причинам вполне возможно возникновение ошибок в информационных базах, и бездействие страхователя попросту приведет к ненужным затратам.

Кбм неправильный

  • В РСА Росгосстрахом неправильно внесён мой КБМ. Как это исправить?
  • Срок рассмотрения жалобы на неправильное применение КБМ.
  • Здравсвуйте. Неправильный кбм. Что делать?

1.1. Вы можете позвонить на горячую линию своей компании или РСА. Либо, написать письмо в РСА с заявлением о неверном начислении коэффициента и выслать им на электронную почту.

2. В РСА Росгосстрахом неправильно внесён мой КБМ. Как это исправить?

2.1. Необходимо обратиться с письменным заявлением в страховую компанию, лучше лично, срок рассмотрения заявления составляет 10 дней.

3. Срок рассмотрения жалобы на неправильное применение КБМ.

3.1. Сроки рассмотрения письменного обращения граждан не может быть более тридцати дней. Они не могут быть дольше установленного предела, если, конечно, не будут продлены. Зачастую на практике заявления и жалобы физических лиц рассматриваются два, а то и три месяца. Нередки случаи когда на заявление вообще не приходит ответа. Однако если знать законодательно установленные временные границы, по истечению которых государственный орган обязан дать ответ, то можно смело требовать их соблюдения, а при отсутствии ответа обращаться в прокуратуру с жалобой на бездействие.

4. Здравсвуйте. Неправильный кбм. Что делать?

4.1. Если вы выяснили, что ваша предыдущая страховая компания внесла неверные даннные в единую базу данных (АИС РСА) в части вашего КБМ, то нужно предпринять следующие шаги:

1. Оправить письменную жалобу в Российский Союз Автостраховщиков (или его региональное отделение) с указанием данных по предыдущему договору и требованием проверить и внести соответствующие изменения в АИС РСА. Лучше приложить копию последнего полиса ОСАГО – в нем должно быть указано правильное значение КБМ за прошлый год.

2. По результатам проверки данных вашего предыдущего договора РСА выявит ошибку и внесет необходимые изменения в АИС РСА.

3. РСА направит вам соответствующий письменный ответ.

4. Далее действовать, как указано в письме РСА. Если вы уже заключили договор ОСАГО с применением более высокого (неправильного) значения КБМ, то вы сможете потребовать в страховой компании перерасчета и возврата излишне уплаченной вами части страховой премии.

5.1. Либо – ждите ответа, но тогда не получится ездить без страховки. Либо – заключать на старых условиях, и потом требовать перерасчета. А в случае отказа – обязывать в судебном порядке и взыскивать разницу.
Всего Вам самого доброго и удачного разрешения проблемы. Спасибо за выбор нашего сайта.

5.2. Вам нужно было обращаться в РСА – т.к. вся база застрахованных по ОСАГО, храниться именно в РСА, ЦБ РФ скорее всего перенаправил Ваше обращение в РСА, поэтому так долго Вам нет ответа. Обратитесь непосредственно в РСА, можно даже по телефону на их сайте и Вам все разъяснят. РСА сами обычно вносят изменения в свою базу, которая является общедоступной для всех страховых компаний и на основании этой базы и происходит страхование по ОСАГО и учет КБм.

6.1. [quote][/quote]Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.09.2016) Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования
9. При получении от страхователя сообщения об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) предоставленных при заключении этого договора, страховщик вносит изменения в страховой полис обязательного страхования, а также в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, не позднее пяти рабочих дней с даты внесения изменений в страховой полис обязательного страхования.

7.1. Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ
“Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”
С изменениями и дополнениями от:
24 декабря 2002 г., 23 июня 2003 г., 29 декабря 2004 г., 21 июля 2005 г., 25 ноября, 30 декабря 2006 г., 1 декабря 2007 г., 16 мая, 24 июня, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 28 февраля, 27 декабря 2009 г., 1 февраля, 22 апреля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 1, 11 июля, 30 ноября 2011 г., 14 июня, 28 июля 2012 г., 7 мая 2013 г., 21 июля, 4 ноября 2014 г., 28 ноября 2015 г., 23 мая, 23 июня, 3 июля 2016 г., 28 марта, 26 июля 2017 г.

Вам нужно претензию направить страховщику.

8.1. Подойдите в страховую, где сейчас застрахован водитель или где планируете застраховать и напишите заявление о внесение данных в базу РСА. Страховщик обязан внести изменения.

8.2. Если в страховой отказывают и не вносят изменения, то нужно обращаться в суд. Соберите старые полисы с ошибками, допущенными в отчестве, и обращайтесь в суд с заявлением, просите суд установить факт принадлежности документа ОСАГО.
При обращении за новым полисом просите в выбранной вами страховой компании исправить ошибку, пред’явить решение суда об установлении юридического факта принадлежности полиса ОСАГО.

9.1. Обратитесь с письменной жалобой (составьте в нескольких экземплярах) в Росстрахнадзор, РСА, ГУ ЦБ РФ субъекта и в управление Роспотребнадзора
Всего доброго, обращайтесь!

9.2. Обратитесь на сайт Центрального Банка РФ в раздел интернет-приемная, “неправильное применение кбм страховщиком”, если есть запрос и ответ страховщика-прилагайте. Кроме того, вся информация о применении кбм есть на сайте РСА, почитайте.

10.1. Сергей!
Пишите претензию в страховую компанию и просите вернуть излишне уплаченную сумму. Если не вернут то обратитесь в суд.

Читать еще:  Последствия после грабежа

10.2. Сергей
пишите претензию в адрес страховой компании.
Если проигнорируют, обращайтесь в суд

Спасибо, что посетили наш сайт.
Всегда рады помочь! Удачи Вам.

10.3. Для начала обратитесь с заявлением в страховую, если откажутся пересчитать КБМ обратитесь на официальном сайте Центрального банка РФ в интернет-приемную в раздел – “неправильно примененное КБМ”

11.1. Нет, не правомерны. Пишите претензию и требуйте вернуть излишне уплаченную сумму. Если не вернут то обращайтесь в суд.

12.1. В связи с отсутствием ответа можно подать жалобу в союз астостраховщиков (РСА), а также территориальное отделение Сбербанка РФ по месту жительства (они надзирают за стравовыми компаниями).

12.2. Надзор за деятельностью страховых компаний осуществляет Центральный Банк России. Туда и пишите жалобу. В вашем городе должно быть территориальное отделение ЦБ РФ.

13.1. Если страховая компания отказывается добровольно возвращать излишне уплаченную страховую премию – обращайтесь в суд.

14.1. Будет ли считаться мое исковое заявление в этом случае относиться к Закону о защите прав потребителя?
Конечно – помимо пересчитанной суммы Вы можете посчитать пени за неисполнение Вашего требования своевременно.

15.1. Всю вашу переписку с Росгосстрахом, РСА направляйте в ЦБ РФ, на сайте ЦБ РФ есть Интернет-приемная-Жалобы на неправильно начисленный КБМ, к жалобе прикрепите сканы всей переписки.

15.2. Можете обратиться в суд, если не смогли добиться в досудебном порядке справедливого кбм. Обращайтесь в суд по месту нахождения ответчика. Реально взыскать излишне уплаченную страховую премию.

16.1. Пишите в произвольной форме, составление жалоб услуга платная.

17.1. Если Вам неверно составили полис (договор) и из-за этого происходит неправильное начисление страховой премии, то пишите претензию и требуйте устранения недостатков или обжалуйте в суде

17.2. В истекший полис внести изменения нельзя

18.1. вся информация по КБМ есть на сайте РСА, почитайте
Подробнее >>>

19.1. Нет, Если полис уже окончен взыскать вы ничего не сможете

19.2. Пишите претензию в росгострах. ее рассмотрят и приму решение

19.3. Пишите претензию в адрес страховой компании, если Вы обнаружили ошибку только сейчас и незнали о ней изначально – при оформлении полиса.

20.1. —Здравствуйте, на основании поданного вами заявления. Удачи Вам и всего хорошего.

21.1. В суде взыскивайте неосновательное обогащение страховщика (ст. 1102 ГК РФ)

22.1. Пишите претензию. При отказе подавайте иск в суд

23.1. Нужно выяснять этот вопрос в страховой компании непосредственно. Если действуют неправомерно. то нужно подавать жалобу в РСА и в территориальное отделение Сбербанка

24.1. В течение 3-х лет.

25.1. если не ответят в течении 30 дней обращайтесь в суд

25.2. по закону о защите прав потребителя – в 10 дневный срок – ст. 31 ЗоЗПП

26. С 2010 г в росгосстрахе мне занижали КБМ, сейчас у меня идет неправильный КБМ на 0,5% (так они внесли изменения в базу РСА) за какой период я могу потребовать возврат излишне уплаченных средств

Спасибо за ответ.

26.1. За последние три года.

27.1. срок давности 3 года (ст.196 ГК РФ).

28.1. Можно требовать Сначала пишите претензию в СК, при отказе -в суд

29.1. обратиться в страховую для исправления данных в базе РСА

Что делать если в базе РСА указан неправильный КБМ?

Валерий Кропачев / 27 мая 2019

Порядок действий для восстановления КБМ в базе РСА

Рассчитать стоимость ОСАГО

Рассчитайте стоимость ОСАГО с учетом вашего КБМ

Как восстановить КБМ ОСАГО в РСА?

Коэффициент бонус-малус является заслуженным поощрением опытных водителей, которые не становятся виновниками аварии. КБМ в максимальном значении сокращает цену полиса автогражданки вдвое. От этого становится неприятно, когда накопленный за долгие годы безаварийного вождения бонус-малус вдруг меняется, становясь больше или вообще скидываясь на стандартное значение 1, используемое обычно при расчете ОСАГО для неопытных водителей. В этой статье мы рассмотрим, как вернуть КБМ на правильное значение. Но сначала рассмотрим причины, из-за которых ваш коэффициент мог быть неправильно рассчитан:

  • Если вы меняли свои водительские права за последний год вождения, то в страховой компании могли забыть указать в базе АИС РСА номер нового удостоверения. При этом скидка возвращается к 3-му классу (коэффициент=1). Это может стать причиной, почему ваш КБМ изменили.
  • Если вы в последний год были вписаны в несколько страховых полисов автогражданки, то могла также возникнуть путаница. Например, в первом полисе у вас был КБМ 0,5 и вы были единственным водителем, вписанным туда. А во втором полисе было несколько водителей, вписанных в страховку, причем у них класс бонус-малуса был ниже вашего. Так как общий КБМ выставляется на полис по водителю с самым низким классом, то страховая компания могла насчитать вам неправильный КБМ. Поэтому, перед тем как начинать восстанавливать свой КБМ, проверьте, в какое количество полисов вы были вписаны.
  • Причиной восстановления КБМ может стать и человеческий фактор, когда сотрудники страховой компании просто ошиблись при вводе данных в систему АИС РСА.
  • Наконец, страховая компания могла быть ликвидирована и поэтому данные о вашем последнем полисе ОСАГО не были занесены в электронную систему РСА.

Теперь рассмотрим действия водителя, как исправить КБМ в базе АИС РСА. Во-первых, нужно сказать, что эта база объединяет всех страховщиков по ОСАГО и занесение туда информации в конце каждого года обязательного страхования является обязательным условием. При этом, заносить туда информацию и восстановить КБМ могут только страховые компании, а не сам РСА. Союз автостраховщиков берет здесь на себя скорее роль посредника между водителем и страховой компанией.

Если вы обнаружили, что ваш КБМ неправильно указан в базе данных, то наилучшим и правильным решением будет подать заявление на восстановление КБМ. Форма такого заявления выложена на сайте РСА. Чтобы восстановить КБМ в Москве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге или где-либо еще, достаточно заполнить это заявление, объяснить ситуацию и выслать его по электронной почте Российскому Союзу Автостраховщиков. К заявлению также нужно приложить сканокопии подтверждающих личность документов: паспорта и водительских прав. Чтобы восстановить коэффициент бонус-малус, желательно также приложить отсканированные полисы ОСАГО за предыдущие годы. Они будут являться подтверждением произошедшей ошибки в АИС РСА.

Заявление на восстановление КБМ рассматривается в течение 30 дней, после чего РСА должен дать ответ на ваше заявление. Кроме того, есть возможность подать заявление на восстановление КБМ в страховую компанию.

Если же обращение в РСА не помогло, то можно попробовать восстановить КБМ ОСАГО через суд. При этом необходимо собрать все документы, которые только могут подтвердить ваш бонус-малус: справки из страховых компаний, копии полисов ОСАГО, копии водительских прав водителей, вписанных в ваши полисы и т.д. Также многим будет полезно узнать, что приобретая ОСАГО стоимость можно снизить не только за счет КБМ, но и с помощью других способов. Подробнее читайте на странице “Как купить дешевое ОСАГО”?

Как восстановить КБМ, если страховая компания ликвидирована?

Даже если ваша страховая компания ликвидирована, восстановить КБМ вполне реально. Для этого необходимо приложить к заявлению в РСА копию полиса в этой компании и копии полисов за прошлые годы. Если вы переходили в обанкротившуюся СК от другого страховщика, можно также обратиться к нему и взять справку о безубыточном вождении за те годы, которые были застрахованы у них. Может помочь вернуть КБМ и справка из ГИБДД об отсутствии нарушений.

Рассчитайте стоимость ОСАГО с учетом вашего КБМ

Как исправить коэффициент «бонус-малус» ОСАГО при неверном применении

КБМ (коэффициент «бонус-малус») – один из коэффициентов, применяемый при расчете стоимости полиса ОСАГО, учитывающий наличие или отсутствие выплат по закончившемуся полису. Коэффициент был введен с момента принятия закона в 2003 году. Основной смысл КБМ – соотнесение размера страховой премии с качеством вождения. На практике он часто применяется некорректно. Рассмотрим, как исправить коэффициент «бонус-малус» ОСАГО при неверном применении.

Во время действия закона подход к применению коэффициента менялся, но не будем останавливаться на истории коэффициента. Важно, что в 2013 году заработала информационная система, созданная на базе Российского союза автостраховщиков (АИС ОСАГО), и заключение договора ОСАГО без запроса КБМ в информационной системе стало невозможно. С 1 июля 2014 года АИС РСА, в соответствии с правилами ОСАГО и указанием Банка России, является единственным способом определения КБМ. При загрузке данных в АИС ОСАГО большое количество водителей утратили свои «скидки» как из-за различного рода технических проблем, так и из-за некорректного применения КБМ страховщиком, передававшим сведения в момент формирования базы. Мы попытаемся разъяснить существующий принцип применения КБМ и порядок действий для его изменения, если коэффициент применен неверно.

Читать еще:  Порядок взыскания текущих платежей с должника в процессе банкротства

Принципы применения КБМ

В зависимости от наличия или отсутствия выплат, произошедших по вине водителя, каждому водителю (при ограниченном списке лиц, допущенных к управлению) или собственнику (при неограниченном списке) при заключении договора присваивается класс, которому соответствует определенный КБМ. При первоначальном заключении договора или отсутствии страховой истории в течение одного года и более присваивается 3-й класс.

Класс

КБМ

Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых выплат* по предыдущим договорам

Выплат не было

1 выплата

2 выплаты

3 выплаты

4 и более выплаты

* Несколько выплат по одному ДТП считаются одной выплатой.

Присвоение класса М влечет удорожание полиса с «базовым» классом в 2,45 раза, а отсутствие выплат в течение десяти лет присваивает класс 13, уменьшающий стоимость полиса вдвое. Происходит это при заключении договора у любого страховщика.

КБМ не применяется в полисах, заключенных на срок менее года (полисы для транзитных транспортных средств), и для транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах.

При расчете стоимости полиса применяется наименьший класс (максимальный КБМ) из присвоенных водителям, включенным в полис.

Количество выплат по водителю определяется исходя из сведений по всем договорам, в которые был включен водитель и у которых срок истек не более чем за один год до даты заключения договора. Класс определяется по последнему закончившемуся договору.

Досрочно прекращенный договор не учитывается для повышения класса, но выплаты по нему учитываются. При отсутствии выплат в новом договоре будет присвоен класс, имевшийся при заключении прекращенного договора.

При неограниченном списке водителей класс применяется к связке собственник – ТС. Все произведенные выплаты будут присваиваться собственнику. Если собственник – физическое лицо, сам ДТП не совершал, но присутствует в других полисах в списке водителей или решил заключить договор с ограниченным списком водителей, ему будет присвоен класс, учитывающий все выплаты по договору с неограниченным списком. Обратной силы это правило не имеет. То есть если собственнику как водителю был присвоен определенный класс, то при заключении нового договора «без ограничений» класс будет 3. При отсутствии выплат класс собственника будет повышаться только при условии страхования того же транспортного средства.

В чем причины некорректной информации о КБМ в АИС ОСАГО?

Каждый водитель идентифицируется в АИС ОСАГО по ряду параметров: Ф. И. О., дате рождения, серии и номеру водительского удостоверения. У собственника – физического лица вместо водительского удостоверения указываются паспортные данные. При несовпадении любого из параметров с имеющимися в АИС ОСАГО данными корректный КБМ определен не будет.

Возможные причины — проявление человеческого фактора при вводе информации страховщиком, изменение документов у водителя (собственника), приобретение нелегального полиса, не состоявшаяся передача страховщиком информации в АИС ОСАГО, сбои в работе информационных систем.

Возникают и «учетные» проблемы. Например, переход с «неограниченного» списка водителей на «ограниченный». В первом случае информация включает только паспортные данные, а во втором – данные водительского удостоверения. Еще одна проблема — наличие нескольких договоров по одному водителю с разными КБМ. Учетные проблемы решены или решаются Российским союзом автостраховщиков, а страхователь может повлиять на остальные причины некорректного применения КБМ.

Изначально нужно определить, что с учетом всех нюансов КБМ применен неверно. До увеличения тарифов и введения тарифного коридора сделать это во многих случаях было не сложно — при отсутствии выплат премия уменьшалась на 5%. Сегодня, с учетом того, что в полис данные о КБМ обычно не вносятся, определить его можно расчетным способом, отталкиваясь от рассчитанной страховой премии и формулы, приведенной в приложении 4 указания Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У . Значение применяемых коэффициентов можно получить из приложения 2 этого же документа, с учетом изменений, внесенных указанием № 3604-У от 20 марта 2015 года . Применяемые базовые ставки страховщики обязаны публиковать на своем сайте. Полученное значение необходимо сравнить с КБМ, выдаваемым АИС ОСАГО на сайте РСА.

Если значения не сходятся, письменно требуйте от страховщика применения корректного коэффициента или попробуйте сменить страховую компанию. Если текущий страховщик предлагает заключить договор с КБМ ниже, чем в АИС ОСАГО (чего быть не должно), настаивайте на передаче данных в базу, поскольку в будущем вы можете сменить страховщика или потребуется включиться в полис друзей, а данные в АИС будут некорректны.

Если значения совпали, но КБМ не соответствует реальной истории, необходимо убедиться, соответствуют ли данные, внесенные в полис, фактическим. Если обнаружена неточность, в том числе вследствие изменения Ф. И. О. и других данных, используемых в полисе, нужно письменно уведомить об этом страховщика с приложением подтверждающих документов и просьбой пересчета КБМ.

Действительность полиса желательно проверять перед заключением договора (особенно при покупке у посредников), например, на соответствующем сервисе Банки.ру. Помимо отсутствия страхового покрытия, приобретение поддельного или недействительного полиса может привести к потере накопленной скидки.

Если срок предыдущего полиса истек, заключайте новый с предлагаемым КБМ, но продолжайте добиваться его изменения.

Если проблема не в некорректно указанных персональных данных, предыдущий полис был легитимным и с верным КБМ, выплат не было, обращайтесь с претензией к текущему страховщику, предварительно затребовав у предыдущего справку о наличии/отсутствии выплат по предыдущему договору ОСАГО. Справку он должен выдать после окончания договора, в течение пяти дней с момента запроса.

Изменить сведения в АИС РСА может только страховщик, с которым заключен договор ОСАГО. Если он отказывается делать это добровольно, необходимо жаловаться в контролирующие органы. Переписку со страховщиком можно и пропустить, но так проблему можно решить быстрее.

Как подать жалобу на страховщика?

В случае с ОСАГО существует два возможных адресата для подачи жалобы – Банк России и РСА. Эффективнее жаловаться в Банк России, так как регулятор может применять к страховщику различные санкции (одной из причин ограничения лицензии ООО «Росгосстрах» обозначалось как раз некорректное применение КБМ). Подать жалобу возможно в электронном виде в интернет-приемной Банка России , где под такие жалобы выделена отдельная форма обращения.

В жалобе указывается наименование страховщика и описывается суть проблемы с указанием номера (номеров) полисов, как минимум текущего, но желательно и предыдущего (предыдущих). Желательно приложить копии полисов и документов, данные из которых используются при расчете КБМ, копию претензии в страховую компанию и ответа (при наличии).

Банк России проведет проверку, запросит информацию у РСА и предыдущего страховщика ОСАГО и, если информация подтвердится, примет меры к страховщику для корректировки КБМ в АИС ОСАГО. Вам поступит официальный ответ, копию которого необходимо приложить к заявлению в страховую компанию с требованием возврата излишне уплаченной части премии. Процедура подачи жалобы в РСА аналогична жалобе в Банк России, производится на специальном бланке на адрес электронной почты request@autoins.ru.

Если неверный КБМ был применен несколько лет назад, у страховщика, некорректно применившего коэффициент или не передавшего сведения о выплатах, отозвали лицензию, а у вас нет данных о предыдущих полисах, то Банку России или РСА разобраться в ситуации будет сложно. В АИС ОСАГО содержится информация о договорах с 2011 года. Но подать жалобу с изложением ситуации и приложением всех имеющихся данных все равно стоит.

Старайтесь контролировать свою страховую историю ОСАГО как при заключении каждого договора, так и при включении вас в списки водителей в других полисах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector