Федеральный закон 212 фз ст 7
Prokurors.ru

Юридический портал

Федеральный закон 212 фз ст 7

Федеральный закон от 24.07.2007 N 212-ФЗ (ред. от 23.06.2014) “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности”

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ЧАСТИ УТОЧНЕНИЯ УСЛОВИЙ И ПОРЯДКА ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВ
НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Принят
Государственной Думой
4 июля 2007 года

Одобрен
Советом Федерации
11 июля 2007 года

Часть вторую статьи 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2004, N 34, ст. 3535; 2005, N 52, ст. 5572; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 28; N 18, ст. 2117) дополнить абзацем следующего содержания:

“плата за снятие запрета на реконструкцию, строительство зданий, строений, сооружений на земельном участке – по нормативу 100 процентов.”.

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2004, N 41, ст. 3993; 2005, N 1, ст. 15; N 30, ст. 3128; 2007, N 1, ст. 24; N 21, ст. 2455) следующие изменения:

1) пункт 9 статьи 22 после слов “арендатор земельного участка имеет право” дополнить словами “, если иное не установлено федеральными законами,”, слова “4 и 5” заменить словами “5 и 6”;

2) утратил силу с 1 марта 2015 года. – Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Внести в Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4148; 2003, N 28, ст. 2875; N 50, ст. 4846; 2004, N 41, ст. 3993; 2005, N 1, ст. 17; N 25, ст. 2425; 2006, N 1, ст. 3, 17; N 17, ст. 1782; N 27, ст. 2881; N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834) следующие изменения:

1) статью 2 изложить в следующей редакции:

1. До 1 января 2010 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, в том числе возведенных на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;

гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

2. До 1 января 2010 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:

свыше 3 миллионов человек – в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

от 500 тысяч до 3 миллионов человек – в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

3. В городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек одновременно с приобретением указанными в пункте 1 настоящей статьи лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, органы государственной власти могут устанавливать запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке (далее – запрет на строительство, реконструкцию).

Запрет на строительство, реконструкцию не распространяется на реконструкцию объектов капитального строительства, использование которых предусмотрено частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации или реконструкция которых не приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка.

Запрет на строительство, реконструкцию подлежит снятию по заявлению собственника соответствующего земельного участка, которое подается в исполнительный орган государственной власти, в течение месяца после внесения этим собственником платы за снятие такого запрета. Размер платы за снятие такого запрета не может превышать восемьдесят процентов кадастровой стоимости земельного участка.

Установление и снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляются в порядке, предусмотренном законами субъектов Российской Федерации.”;

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

“2. Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2013 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Абзац утратил силу с 1 марта 2015 года. – Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах:

двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;

трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, находящиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов и организаций, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, предоставляются в собственность указанных организаций бесплатно.”;

б) дополнить пунктом 2.2 следующего содержания:

“2.2. Собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков – до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.”;

в) утратил силу с 1 марта 2015 года. – Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

Внести в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 4, ст. 251; 2006, N 17, ст. 1782; 2007, N 7, ст. 834; N 21, ст. 2455) следующие изменения:

1) пункт 3 статьи 11 изложить в следующей редакции:

“3. Стоимость земельных участков принимается равной их кадастровой стоимости в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия. В иных случаях стоимость земельных участков принимается равной рыночной стоимости земельных участков, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.”;

а) пункт 7 изложить в следующей редакции:

“7. Предоставление земельных участков собственникам расположенных на этих земельных участках зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.”;

в абзаце втором слова “сельскохозяйственного назначения,” исключить;

абзац четвертый признать утратившим силу.

Внести в Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 48, ст. 4746) следующие изменения:

1) статью 18 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

“5. Государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе:

1) сдавать такой земельный участок в субаренду;

2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем);

3) отдавать арендные права в залог;

4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.”;

2) статью 19 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

“3. Казенное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе:

1) сдавать такой земельный участок в субаренду;

2) передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам (перенаем);

3) отдавать арендные права в залог;

4) вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или в качестве паевого взноса в производственный кооператив.”.

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4298; 2003, N 50, ст. 4847; 2006, N 1, ст. 4; N 6, ст. 636; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3432; N 50, ст. 5279; 2007, N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089) следующие изменения:

1) главу 7 дополнить статьей 7.34 следующего содержания:

“Статья 7.34. Нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность

Нарушение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность –

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.”;

2) в части 1 статьи 23.21 слова “статьей 8.5” заменить словами “статьями 7.34 и 8.5”.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением статей 1 и 6 настоящего Федерального закона.

2. Статья 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2008 года.

3. Статья 6 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2013 года.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
24 июля 2007 года
N 212-ФЗ

Найти

Закон № 212-ФЗ

Документ утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250 – ФЗ. В то же время Фонд социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) продолжает осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд, за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ст. 20 Закона № 250-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ « О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщик страховых взносов несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него настоящим Федеральным законом обязанностей по своевременной и полной уплате страховых взносов, своевременному представлению и порядку представления в орган контроля установленной отчетности, а также за отказ в представлении или непредставление должностному лицу органа контроля документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов.

Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ст. 46 Закона № 212-ФЗ)

1. Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Читать еще:  Не возвращают деньги за неиспользованные занятия

Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту своего учета расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 4-ФСС), далее – расчет, на бумажном носителе не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа – не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ),

2. Несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты в орган контроля за уплатой страховых взносов по форматам и в порядке, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Плательщики страховых взносов и вновь созданные организации (в том числе при реорганизации), у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период составляет 25 человек и менее, вправе представлять расчеты в форме электронных документов (ч. 10 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов

(ст. 47 Закона № 212-ФЗ)

1. Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

2. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

Отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов (ст. 48 Закона № 212-ФЗ)

Отказ или непредставление в установленный срок плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов документов (копий документов), предусмотренных настоящим Федеральным законом, или иных документов, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (ч. 1 ст. 37 Закона № 212 – ФЗ).

Выплаты, которые не облагаются страховыми взносами

Елисова И. Н., ведущий эксперт

Общий перечень выплат, которые не облагаются страховыми взносами, приведен в статье 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Однако он требует некоторого пояснения. Чиновники периодически выпускают разъяснительные письма.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОСОБИЯ

От обложения страховыми взносами освобождаются пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (подп. 1 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). При этом здесь не указано, что к государственным пособиям относятся пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком и по беременности и родам. Однако суммы этих пособий также освобождены от обложения взносами. Ведь такие пособия являются страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»).

Правила заполнения больничных листов разъяснены

И эти разъяснения приведены в совместном письме Минздравсоцразвития России и ФСС России от 21 мая 2010 г. № 14-6/10/2-4208 и № 02-03-09/08-1132П.

Так, в письме указано, что поскольку с 2010 года отменены максимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, то столбец, где ранее указывался максимальный размер дневного пособия, заполнять не следует.

Оборотная сторона листка временной нетрудоспособности заполняется следующим образом.

В первом разделе указываются вид трудового договора (постоянная или срочная работа) и его срок. Это имеет значение при срочном трудовом договоре, заключенном на срок до шести месяцев, поскольку пособие по временной нетрудоспособности в этом случае выплачивается не более чем за 75 календарных дней.

Во втором разделе указывают продолжительность страхового стажа в годах, месяцах и календарных днях. При его подсчете надо руководствоваться Правилами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 6 февраля 2007 г. № 91.

С 2010 года отметку о степени ограничения способности к трудовой деятельности делать не нужно. В этом месте вписывают только группу инвалидности (при ее наличии).

В третьем разделе в подразделе «Назначение пособия» указывают вид пособия и продолжительность периода, за который оно выплачивается.

Если турфирма имеет основания для снижения пособия либо для отказа в его выплате, то это вписывается в соответствующие строки.

В столбце «Средний дневной заработок» таблицы «Сведения о заработной плате» помимо рассчитанного среднедневного заработка в скобках надо указать предельный размер среднедневного заработка (в этом году – 1136,99 руб.).

В таблице «Причитается пособие» указывают период болезни работника, количество календарных дней, за которые выплачивается пособие, размер дневного пособия. Столбец «Размер дневного пособия, исчисленный из максимального размера пособия» не заполняется.

Поскольку сумма пособий, выплачиваемых за счет средств соцстраха, достаточно небольшая, многие турфирмы доплачивают работникам пособие до фактического заработка. Но учтите: если сумма пособия, рассчитанная исходя из среднего заработка работника, окажется выше максимального размера, установленного законодательством, то работодатель должен включить образовавшуюся разницу в расчет страховых взносов. При этом, если такие доплаты предусмотрены трудовым (коллективным) договором, их можно учесть в составе расходов по оплате труда, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (основание для этого – п. 25 ст. 255 Налогового кодекса РФ). Такое мнение высказал Минфин России в письме от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/62.

Доплату до фактического заработка работника смогут учесть в расходах и субъекты «упрощенки» (подп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

ПРИМЕР

Работник турфирмы был болен в период с 1 по 14 апреля 2010 года включительно (всего 14 календарных дней). Предположим, что его среднедневной заработок, рассчитанный по установленным правилам, составляет 1200 руб.

Предельный размер выплат, подлежащих обложению страховыми взносами в 2010 году, – 415 000 руб. Исходя из этой суммы, среднедневной заработок работника не может превышать 1136,99 руб. (415 000 руб. : 365 дн.).
1200 руб. > 1136,99 руб.

Значит, пособие по временной нетрудоспособности будет исчисляться из расчетной величины среднего заработка – 1136,99 руб.

Страховой стаж работника составляет 7 лет. Следовательно, дневное пособие будет равно 909,59 руб. (1136,99 руб. × 80%).

Тогда общая сумма пособия за все дни болезни (14 календарных дней) составит:

909,59 руб. × 14 дн. = 12 734,26 руб.

Если же турфирма решит доплатить работнику пособие по временной нетрудоспособности до его фактического заработка, то выплаченные суммы сверх 12 734,26 руб. придется включить в расчет страховых взносов.

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ

Страховыми взносами не облагаются компенсационные выплаты (в пределах норм), установленные законодательством (подп. 2 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). В данном случае важно два момента. Во-первых, такие выплаты должны быть прямо закреплены в законодательстве. И во-вторых, они должны быть произведены в пределах норм, которые установлены опять же в соответствии с законодательством.

От обложения взносами освобождены компенсации, связанные, например:

– с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

– с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;

– с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;

– с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.

Компенсация за использование автомобиля

В письме Минздравсоцразвития России от 12 марта 2010 г. № 550-19 чиновники указали, что компенсация работнику за использование личного транспорта страховыми взносами не облагается. Правда, только если использование автомобиля связано с исполнением работником своих трудовых обязанностей (скажем, по причине разъездного характера работы).

МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Страховыми взносами не облагаются суммы выплаченной работникам единовременной материальной помощи (независимо от ее размера!) в двух случаях. Оба они прописаны в подпункте 3 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.

Во-первых, если материальная помощь оказана физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ.

И во-вторых, если выплата произведена работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи. Как следует из статьи 2 Семейного кодекса РФ, членами семьи являются супруги, родители и дети (в том числе усыновленные).

Страховыми взносами можно не облагать материальную помощь, если она оказана работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении/удочерении) ребенка. Правда, от взносов освобождена выплата в размере не более 50 000 руб. на каждого ребенка. Но здесь есть одно «но». Матпомощь не будет облагаться страховыми взносами, только если она оказана в течение первого года после рождения (усыновления/удочерения) ребенка. Год рождения ребенка устанавливается на основании свидетельства о его рождении.

Подпункт 11 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ позволяет не начислять страховые взносы с сумм материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающих 4000 руб. в год на одного работника. В данном случае основания такой выплаты не имеют значения.

СТРАХОВЫЕ ПЛАТЕЖИ

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, страховыми взносами не облагаются суммы:

– страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком страховых взносов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

– платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;

– платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

– пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Также страховыми взносами не облагаются суммы платежей (взносов) по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, если договор со страховой или медицинской организацией заключен на срок от одного года и более, то платежи (взносы) по нему страховыми взносами не облагаются. При этом условия договоров могут в том числе предусматривать возмещение расходов работника на лечение за границей, санаторно-курортное лечение или приобретение лекарств.

Кроме того, не имеет значения, кому выплачиваются деньги по договору добровольного медицинского страхования: медицинскому учреждению, оказавшему услуги, или работнику в качестве компенсации понесенных расходов. Это следует из формулировки подпункта 5 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.

ОПЛАТА ОБУЧЕНИЯ

Подпункт 12 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ позволяет не облагать страховыми взносами суммы платы за обучение работников по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку.

Но здесь нужно учесть несколько нюансов.

Во-первых, к основным профессиональным образовательным программам относятся программы начального, среднего, высшего, а также послевузовского профессионального образования (п. 5 ст. 9 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»). Следовательно, турфирма также вправе не учитывать при начислении страховых взносов затраты на получение работниками среднего профессионального и высшего образования, а также на их обучение в аспирантуре.

А во-вторых, обучение должно проходить в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и лицензию.

Читать еще:  Отчетность в пфр ип без работников за 2018 год

Отметим, что профессиональная подготовка или переподготовка кадров может проходить по инициативе как работодателя, так и самого работника (ст. 196, 197 Трудового кодекса РФ, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14 марта 2006 г. № 106). Условия такого обучения устанавливаются в коллективных договорах, соглашениях, трудовых или дополнительных договорах (ст. 196, 197 Трудового кодекса РФ). При этом статья 9 Закона № 212-ФЗ не делает различия в зависимости от того, кто выступил инициатором профессиональной подготовки или переподготовки, обучения – работник или работодатель.

ВЫПЛАТЫ В ПОЛЬЗУ ИНОСТРАНЦЕВ

Страховыми взносами не облагаются выплаты и вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, начисленные в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории России. Это прописано в подпункте 15 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.

Статус иностранного гражданина определяется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Выплаты, которые не облагаются взносами в ФСС России

Любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, не облагаются страховыми взносами в части, подлежащей уплате в ФСС России. Такая норма закреплена в подпункте 2 пункта 3 Закона № 212-ФЗ.

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного. “

Федеральный закон

от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ

“О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования”

от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования” *1

_____
*1 Продолжение. Начало см. “НВ: Комментарии. ” N 9’2009 и N 10’2009 .
Полные тексты официальных документов доступны в электронном виде подписчикам online-версии.

Е.А. Котко,
ведущий эксперт “Ассоциации бухгалтеров,
аудиторов и консультантов”

В этом номере мы продолжим комментировать принятые в июле 2009 года законы, устанавливающие со следующего года уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами

Рассмотрим, как изменился перечень не облагаемых страховыми взносами выплат по сравнению с выплатами, не подлежащими обложению до конца 2009 года единым социальным налогом. Выплаты, на которые не начисляются страховые взносы, приведены в ст. 9 Закона N 212-ФЗ *1. Суммы, не облагаемые ЕСН, до конца 2009 года регулирует ст. 238 Налогового кодекса РФ . Положения этих статей во многом повторяют друг друга, но есть и некоторые отличия, на которые следует обратить внимание.
_____
*1 Полное наименование документа – Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования” (далее – Закон N 212-ФЗ ).

Выплаты, связанные с увольнением работников

Согласно подп. 2″д” п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с российским законодательством), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

С 1 января 2010 года суммы компенсации за неиспользованные отпуска облагаются страховыми взносами. ЕСН указанные суммы не облагались ( подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ ).

Налогообложение выплат при увольнении в 2009 и в 2010 годах

Работник увольняется в связи с призывом на военную службу (п. 1 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ) . Согласно трудовому законодательству ему выплачиваются выходное пособие ( ст. 178 ТК РФ ) в размере 11 230 руб. и компенсация за неиспользованный отпуск ( ст. 127 ТК РФ ) в сумме 4600 руб. Кроме этого работнику начислена заработная плата за отработанные дни в месяце увольнения – 12 000 руб.

Каков порядок обложения этих выплат, если работник увольняется в 2009 году и если он увольняется в 2010 году?

Допустим, трудовой договор с работником прекращен 22 декабря 2009 года. В этот же день с ним произведен окончательный расчет.

На 22 декабря 2009 года действует гл. 24 НК РФ , а согласно подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению ЕСН все виды компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации), установленных федеральным законодательством, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в т.ч. выплаты, связанные с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск.

Таким образом, в облагаемую базу по ЕСН будет включена только сумма заработной платы, начисленной работнику за дни, отработанные в месяцы увольнения. Выходное пособие и компенсация за неиспользованный отпуск ЕСН облагаться не будут.

Допустим, работник увольняется 22 января 2010 года. В этот же день с ним произведен окончательный расчет.

С 22 января 2010 года гл. 24 НК РФ уже не действует, а вступает в силу Закон N 212-ФЗ . Согласно подп. 2″е” п. 1 ст. 9 этого Закона страховыми взносами не облагаются все виды компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации), установленных федеральным законодательством, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в т.ч. выплаты, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Таким образом, в облагаемую базу по страховым взносам не включается только сумма выходного пособия, начисленного в соответствии со ст. 178 ТК РФ . Сумма заработной платы, начисленной работнику за дни, отработанные в месяцы увольнения, и (обратите внимание!) компенсация за неиспользованный отпуск страховыми взносами с 1 января 2010 года облагаются.

Выплаты, связанные с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией (прекращением деятельности)

Согласно подп. 2″з” п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами установленные законодательством компенсационные выплаты, связанные с трудоустройством работников, уволенных в связи с:

– осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

– прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката;

– прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

До 31 декабря 2009 года согласно подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ ЕСН не облагаются компенсационные выплаты работникам, уволенным в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации.

Таким образом, расширился перечень лиц, которые могут не включать в облагаемую базу компенсационные выплаты, связанные с трудоустройством работников, уволенных по определенным причинам. Они не облагаются страховыми взносами, если выплачиваются любыми работодателями (всеми лицами, осуществляющими выплаты физическим лицам), а не только организациями (как указано ранее для ЕСН).

Выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в т.ч. с переездом на работу в другую местность

В подп. 2″и” п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ указано, что не облагаются страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с российским законодательством), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в т.ч. в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением:

– выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;

– выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы.

Аналогичную норму содержит подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ : не облагаются ЕСН установленные соответствующим законодательством компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в т.ч. переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов). Таким образом, данный пункт перечня необлагаемых сумм ( подп. 2″и” п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ по сравнению с подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ ) дополнен указанием компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, которые являются исключением из необлагаемых выплат (т.е. в 2010 году они будут облагаться страховыми взносами). Для ЕСН такие исключения в НК РФ не предусмотрены. Порядок обложения страховыми взносами командировочных расходов работников описан (отдельно от компенсационных выплат) в п. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ . Принципиальных изменений в порядке обложения командировочных расходов не произошло.

Материальная помощь работникам

Согласно подп. 3″в” п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, выплачиваемой в течение первого года после рождения (усыновления, удочерения), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.

Таким образом, с 1 января 2010 года ограничен период, в течение которого должна быть выплачена материальная помощь работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, чтобы она не облагалась страховыми взносами. Этот период составляет один год с даты рождения ребенка. Если данная материальная помощь будет оказана в более поздний срок, она подлежит обложению страховыми взносами в общем порядке. Согласно подп. 11 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4000 руб. на одного работника за расчетный период. Ранее ЕСН не облагались только суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период ( подп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ ).

Итак, в число необлагаемых выплат включены суммы материальной помощи (не превышающие 4000 руб. на работника за расчетный период), оказываемой любыми работодателями своим работникам, а также расширен круг лиц, которым может оказываться материальная помощь, не облагаемая страховыми взносами, и увеличена предельная необлагаемая сумма материальной помощи.

Суммы страховых платежей по различным видам страхования работников

Помимо выплат, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ , в подп. 5 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ в числе не облагаемых страховыми взносами выплат названы:

– суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Таким образом, расширен (по сравнению с ЕСН) перечень уплачиваемых страховых платежей (взносов) по договорам страхования работников, не облагаемых страховыми взносами.

Тарифы страховых взносов

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды будут уплачиваться по плоской шкале, а не по регрессивной, как это было установлено для ЕСН.

Причем согласно ст. 57 Закона N 212-ФЗ на 2010 год (а для отдельных категорий плательщиков страховых взносов и на 2011-2014 годы) устанавливается переходный период, в течение которого размеры страховых тарифов будут меньше, чем в 2011-м и последующие годы. Перечень этих плательщиков страховых взносов и размеры применяемых ими тарифов были опубликованы в N 9’2009 журнала “НВ: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров”. Отдельно следует обратить внимание на исчисление страховых взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд РФ (ПФР).

Согласно п. 3 ст. 1 Закона N 212-ФЗ особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования*1. В частности, особенности уплаты страховых взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” (в ред. Федерального закона от 24.07.2008 N 213-ФЗ ) (далее – Закон N 167-ФЗ ). Как следует из положений ст. 33 Закона N 167-ФЗ , страховые взносы, подлежащие уплате в ПФР, будут исчисляться и уплачиваться отдельно на финансирование страховой и накопительной частей пенсии. При этом для лиц 1966 года рождения и старше все страховые взносы, подлежащие уплате в ПФР, будут уплачиваться на финансирование страховой части пенсии; для лиц 1967 года рождения и моложе – 6% из установленного для ПФР тарифа будут составлять накопительную часть, остальные проценты (для обычных плательщиков*2 – это 14%, т.е. 20% – 6%) – страховую часть взносов, уплачиваемых в ПФР (см. табл. 1 на с. 70). Начиная с 2011 года размеры страховых тарифов увеличатся по сравнению с тарифами, установленными на 2010 год, и все организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, кроме отдельных категорий плательщиков, для которых установлен длительный льготный период, распространяющийся на 2011-2014 годы, будут уплачивать страховые взносы согласно тарифам, указанным в п. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ (см. комментарий в N 9’2009 журнала “НВ: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров”). Страховые тарифы в ПФР (с разбивкой на страховую и накопительную часть) для таких плательщиков страховых взносов приведены в табл. 2 (см. на с. 72).
_____
*1 Кроме этого в целях единообразного применения Закона N 212-ФЗ Минздравсоцразвития России с 1 января 2010 года предоставлено право издавать соответствующие разъяснения (см. постановление Правительства РФ от 14.09.2009 N 731 ).

*2 Иными словами, плательщиков страховых взносов, для которых не установлены более низкие тарифы (см. стр. 1 табл. на с. 70).

Пониженные тарифы страховых взносов, подлежащих уплате в ПФР в 2010 году

Выплаты, которые не облагаются страховыми взносами

Елисова И. Н., ведущий эксперт

Общий перечень выплат, которые не облагаются страховыми взносами, приведен в статье 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Однако он требует некоторого пояснения. Чиновники периодически выпускают разъяснительные письма.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОСОБИЯ

От обложения страховыми взносами освобождаются пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (подп. 1 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). При этом здесь не указано, что к государственным пособиям относятся пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком и по беременности и родам. Однако суммы этих пособий также освобождены от обложения взносами. Ведь такие пособия являются страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»).

Правила заполнения больничных листов разъяснены

И эти разъяснения приведены в совместном письме Минздравсоцразвития России и ФСС России от 21 мая 2010 г. № 14-6/10/2-4208 и № 02-03-09/08-1132П.

Так, в письме указано, что поскольку с 2010 года отменены максимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, то столбец, где ранее указывался максимальный размер дневного пособия, заполнять не следует.

Оборотная сторона листка временной нетрудоспособности заполняется следующим образом.

В первом разделе указываются вид трудового договора (постоянная или срочная работа) и его срок. Это имеет значение при срочном трудовом договоре, заключенном на срок до шести месяцев, поскольку пособие по временной нетрудоспособности в этом случае выплачивается не более чем за 75 календарных дней.

Во втором разделе указывают продолжительность страхового стажа в годах, месяцах и календарных днях. При его подсчете надо руководствоваться Правилами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 6 февраля 2007 г. № 91.

С 2010 года отметку о степени ограничения способности к трудовой деятельности делать не нужно. В этом месте вписывают только группу инвалидности (при ее наличии).

В третьем разделе в подразделе «Назначение пособия» указывают вид пособия и продолжительность периода, за который оно выплачивается.

Если турфирма имеет основания для снижения пособия либо для отказа в его выплате, то это вписывается в соответствующие строки.

В столбце «Средний дневной заработок» таблицы «Сведения о заработной плате» помимо рассчитанного среднедневного заработка в скобках надо указать предельный размер среднедневного заработка (в этом году – 1136,99 руб.).

В таблице «Причитается пособие» указывают период болезни работника, количество календарных дней, за которые выплачивается пособие, размер дневного пособия. Столбец «Размер дневного пособия, исчисленный из максимального размера пособия» не заполняется.

Поскольку сумма пособий, выплачиваемых за счет средств соцстраха, достаточно небольшая, многие турфирмы доплачивают работникам пособие до фактического заработка. Но учтите: если сумма пособия, рассчитанная исходя из среднего заработка работника, окажется выше максимального размера, установленного законодательством, то работодатель должен включить образовавшуюся разницу в расчет страховых взносов. При этом, если такие доплаты предусмотрены трудовым (коллективным) договором, их можно учесть в составе расходов по оплате труда, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (основание для этого – п. 25 ст. 255 Налогового кодекса РФ). Такое мнение высказал Минфин России в письме от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/62.

Доплату до фактического заработка работника смогут учесть в расходах и субъекты «упрощенки» (подп. 6 п. 1, п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

ПРИМЕР

Работник турфирмы был болен в период с 1 по 14 апреля 2010 года включительно (всего 14 календарных дней). Предположим, что его среднедневной заработок, рассчитанный по установленным правилам, составляет 1200 руб.

Предельный размер выплат, подлежащих обложению страховыми взносами в 2010 году, – 415 000 руб. Исходя из этой суммы, среднедневной заработок работника не может превышать 1136,99 руб. (415 000 руб. : 365 дн.).
1200 руб. > 1136,99 руб.

Значит, пособие по временной нетрудоспособности будет исчисляться из расчетной величины среднего заработка – 1136,99 руб.

Страховой стаж работника составляет 7 лет. Следовательно, дневное пособие будет равно 909,59 руб. (1136,99 руб. × 80%).

Тогда общая сумма пособия за все дни болезни (14 календарных дней) составит:

909,59 руб. × 14 дн. = 12 734,26 руб.

Если же турфирма решит доплатить работнику пособие по временной нетрудоспособности до его фактического заработка, то выплаченные суммы сверх 12 734,26 руб. придется включить в расчет страховых взносов.

КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ

Страховыми взносами не облагаются компенсационные выплаты (в пределах норм), установленные законодательством (подп. 2 п. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ). В данном случае важно два момента. Во-первых, такие выплаты должны быть прямо закреплены в законодательстве. И во-вторых, они должны быть произведены в пределах норм, которые установлены опять же в соответствии с законодательством.

От обложения взносами освобождены компенсации, связанные, например:

– с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

– с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;

– с возмещением расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников;

– с расходами физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.

Компенсация за использование автомобиля

В письме Минздравсоцразвития России от 12 марта 2010 г. № 550-19 чиновники указали, что компенсация работнику за использование личного транспорта страховыми взносами не облагается. Правда, только если использование автомобиля связано с исполнением работником своих трудовых обязанностей (скажем, по причине разъездного характера работы).

МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Страховыми взносами не облагаются суммы выплаченной работникам единовременной материальной помощи (независимо от ее размера!) в двух случаях. Оба они прописаны в подпункте 3 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.

Во-первых, если материальная помощь оказана физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ.

И во-вторых, если выплата произведена работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи. Как следует из статьи 2 Семейного кодекса РФ, членами семьи являются супруги, родители и дети (в том числе усыновленные).

Страховыми взносами можно не облагать материальную помощь, если она оказана работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении/удочерении) ребенка. Правда, от взносов освобождена выплата в размере не более 50 000 руб. на каждого ребенка. Но здесь есть одно «но». Матпомощь не будет облагаться страховыми взносами, только если она оказана в течение первого года после рождения (усыновления/удочерения) ребенка. Год рождения ребенка устанавливается на основании свидетельства о его рождении.

Подпункт 11 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ позволяет не начислять страховые взносы с сумм материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающих 4000 руб. в год на одного работника. В данном случае основания такой выплаты не имеют значения.

СТРАХОВЫЕ ПЛАТЕЖИ

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, страховыми взносами не облагаются суммы:

– страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому плательщиком страховых взносов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

– платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;

– платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

– пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Также страховыми взносами не облагаются суммы платежей (взносов) по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на оказание медицинских услуг, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, если договор со страховой или медицинской организацией заключен на срок от одного года и более, то платежи (взносы) по нему страховыми взносами не облагаются. При этом условия договоров могут в том числе предусматривать возмещение расходов работника на лечение за границей, санаторно-курортное лечение или приобретение лекарств.

Кроме того, не имеет значения, кому выплачиваются деньги по договору добровольного медицинского страхования: медицинскому учреждению, оказавшему услуги, или работнику в качестве компенсации понесенных расходов. Это следует из формулировки подпункта 5 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.

ОПЛАТА ОБУЧЕНИЯ

Подпункт 12 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ позволяет не облагать страховыми взносами суммы платы за обучение работников по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе за профессиональную подготовку и переподготовку.

Но здесь нужно учесть несколько нюансов.

Во-первых, к основным профессиональным образовательным программам относятся программы начального, среднего, высшего, а также послевузовского профессионального образования (п. 5 ст. 9 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»). Следовательно, турфирма также вправе не учитывать при начислении страховых взносов затраты на получение работниками среднего профессионального и высшего образования, а также на их обучение в аспирантуре.

А во-вторых, обучение должно проходить в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и лицензию.

Отметим, что профессиональная подготовка или переподготовка кадров может проходить по инициативе как работодателя, так и самого работника (ст. 196, 197 Трудового кодекса РФ, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14 марта 2006 г. № 106). Условия такого обучения устанавливаются в коллективных договорах, соглашениях, трудовых или дополнительных договорах (ст. 196, 197 Трудового кодекса РФ). При этом статья 9 Закона № 212-ФЗ не делает различия в зависимости от того, кто выступил инициатором профессиональной подготовки или переподготовки, обучения – работник или работодатель.

ВЫПЛАТЫ В ПОЛЬЗУ ИНОСТРАНЦЕВ

Страховыми взносами не облагаются выплаты и вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа, начисленные в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории России. Это прописано в подпункте 15 пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.

Статус иностранного гражданина определяется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Выплаты, которые не облагаются взносами в ФСС России

Любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, не облагаются страховыми взносами в части, подлежащей уплате в ФСС России. Такая норма закреплена в подпункте 2 пункта 3 Закона № 212-ФЗ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector