Хорошая речь залог успеха
Prokurors.ru

Юридический портал

Хорошая речь залог успеха

Правильная речь – залог успешного обучения в школе.
консультация по логопедии по теме

выступление на пед.часе

Скачать:

Вложение Размер
выступление 32 КБ

Предварительный просмотр:

Правильная речь – залог успешного обучения в школе.

Все родители мечтают о том, чтобы учился ребёнок легко и с удовольствием. А это во многом зависит от того, как ребёнок подготовлен к школе.

Вместе с ребёнком за семь лет дошкольной жизни вы построили фундамент из многих кирпичиков. И чем крепче этот фундамент, тем увереннее будет чувствовать себя ваш ребёнок в новой школьной жизни.

Одним из важных кирпичиков в этой постройке является речевое развитие ребёнка. Устная речь является основой для письменной речи. Чем лучше у ребёнка развита устная речь, тем легче он овладеет в школе письмом и чтением.

Хорошая, развитая речь – это основа успешного обучения в школе. Речь, как рука, состоит из пяти взаимосвязанных составляющих. Недоразвитие одной из них делает речь неполноценной.

Первое – произношение. Неправильное произношение затрудняет обучение чтению и письму, особенно если ребёнок в речи заменяет одни звуки на другие. А если у ребёнка нарушено произношение нескольких звуков, то это затрудняет процесс общения как со взрослыми, так и с детьми.

Важное влияние особенности артикуляционного аппарата оказывают на темпо-ритмические характеристики чтения. Затруднения в артикулировании проявляются в том, что ребёнок медленно читает, долго читает по слогам, затрудняется в понимании прочитанного.

Второе – это фонематическое восприятие , то есть способность слышать звуки речи, определять количество и последовательность звуков в слове, количество слов в предложении. Фонематическое восприятие – это своеобразный кит, на котором держится обучение чтению и письму. Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в дальнейшем допускают много ошибок на грамматические правила (безударные гласные, удвоенные согласные, разделительный мягкий знак).

Третье – словарь , то есть количество слов, которые ребёнок знает, смысл которых понимает и использует в активной речи. Низкий ограниченный словарный запас в дальнейшем затрудняет и понимание объяснений учителя, подбор проверочных слов, понимание прочитанного и пересказ, заучивание стихотворений. Объём и качество словаря напрямую зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребёнка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребёнком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых ребёнок может по рассуждать.

Четвертое – лексико – грамматический строй речи , то есть умение ребёнка правильно, грамотно построить фразу. Несформированность грамматических представлений (трудности словообразования, словоизменения, неправильное употребление предлогов, окончаний) в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью, то есть к аграмматизму.

И пятое – связная речь. Ребёнок должен уметь логично, последовательно пересказать какое-то событие или свои впечатления о чём-либо. Наибольшие трудности в младших классах испытывают дети, не умеющие связно, последовательно и ясно излагать свои мысли, объяснять то или иное явление, а на более поздних этапах обучения ученики не владеют навыками написания изложения и сочинения. Речевые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими и поэтому очень важна правильная, красивая, литературная речь взрослого.

О письме . Для того, чтобы у ребёнка был красивый , ровный почерк необходимо развивать мелкую моторику рук. У ребёнка 6-7 лет ещё недостаточно развиты мышцы кисти рук, наблюдается низкая координация движений, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев. Поэтому этот возраст является очень благоприятным для развития ручной умелости и графомоторных навыков.

О чтении . Учить читать до школы можно, но учить нужно правильно. Главная ошибка родителей, когда они учат ребёнка читать – это неправильное произношение звуков. Учите детей не буквам , а звукам, без призвуков (М, Н,Л, а не МЭ, ЭЛЬ, ЭН и т.д.).

В последний перед школой год нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребёнка к обучению в школе. Подумайте, умеет ли ваш ребёнок внимательно слушать, отвечать на вопросы, подчиняться требованиям старших, всегда ли доброжелательно относится к окружающим.

Задача родителей – не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка. Посещайте вместе с ребёнком различные выставки, музеи, совершайте интересные поездки. Каждому первокласснику необходимы знания о жизни нашей страны, о родном городе или посёлке, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая интеллектуальная активность, рождается радость познания.

Логопед д.с «Чебурашка» Мацкевич Марина Андреевна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знани.

Данный материал будет полезен для родителей будущих первоклассников при подготовки детей к школе, а также воспитателям подготовительных групп.

Речь является главным средством общения.Речь- основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. С помощью речи человек устанавливает взаимоотношения с людьми, передает информацию.

С 2016 года в нашем детском саду функционирует логопедический пункт. Логопункт – это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в специализированную группу.Рассмот.

Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и др., у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими.

Родители знакомятся со всеми сторонами речи и как их можно развивать с детьми дома, раскрывается влияние речи на успешное обучение в школе.

Рекомендации родителям будущих первоклассников о влиянии всех компонентов речи на успешное обучение в школе.

Красивая и грамотная речь – залог успеха

Доброго дня, мои дорогие читатели. С вами Татьяна Сухих и сегодня предлагаю со мной поразмыслить на необходимую для нас всех тему — красивая и грамотная речь.

Люди часто думают с помощью языка, и самое распространенное применение является коммуникация, поскольку именно с помощью него они выражают свои чувства, мысли, дают информацию. На сайте Мy-shop представлена книга Абелева И. Ю. коммуникативная система человека о теории и практики языковой деятельности.

Все знают пословицу «По одежке встречают, по уму провожают». Для того чтобы человек остался в памяти, немалое значение имеет ум, знание, интеллект и красивая грамотная речь. Неинтересным является человек, льющий только воду с примесями слов-паразитов. Способность четко выражать мысли и красиво говорить является залогом успеха в жизни. Следовательно, очень важно с ранних лет научить детей говорить правильно, четко и красиво.

Обучение ребенка красивой речи

Личным примером для ребенка являются взрослые: родители, воспитатели. Грамотно поставленная речь у родителей передается и детям, поскольку детки заядлые «копировщики». Они копируют и поведение, и речь взрослых. С детками необходимо общаться часто. Пусть они рассказывают все: об общении с друзьями, о просмотренном фильме, о том, как прошел их день. Вы же уважаемые родители, воспитатели и педагоги слушайте их, поправляйте слова, которые они неправильно выговаривают, правильно ставьте ударения и объясняйте их значения.

Если же хотите, чтобы ваш малыш грамотно говорил, купите обучающее пособие для детей о том, как сделать свою речь красивой и грамотной. Такие пособия станут помощниками по расширению словарного запаса малюток, а также развития их связной речи. Главным является то, чтобы эти уроки были проведены в форме игры и приносили ребятам радость.

Детки также должны много читать. Следите за тем, чтобы они читали все: повести, сказки, рассказы, энциклопедии для маленьких. С помощью них речь деток станет ярче и выразительней. С ними читайте вслух. Это очень поможет чтению с выражением, запоминанию правильной интонации и произношения. Тренировать память и улучшить дикцию помогут различные стихи. Красиво и внятно говорить помогут скороговорки.

Для того чтобы малыш почувствовал уверенность и захотел бы еще лучше читать и рассказывать, хвалите его даже за маленькие удачи: прекрасно прочитал сказку, у него великолепная интонация.

Детки пусть часто участвуют на праздничных мероприятиях. Во время репетициях дома или в детском саду, объясните им, что необходимо говорить внятно. Если он будет говорить неразборчиво и тихо или быстро декламировать стихотворение, то зрителям это надоест, и они представлением останутся крайне недовольными. Научив карапузов приемам красивого слога, через некоторое время у них начнет развиваться внятная речь, и они привыкнут выступать на публике более ясно и четко.

Упражнения по речевому развитию

Для построения правильной детской речи существуют следующие необходимые условия:

  • фонетический слух;
  • грамотность в грамматике;
  • хороший словарный запас.

Воспитатель должен иметь в своем наборе для упражнений:

  • интересные забавы со словами;
  • тренировка с произношением;
  • гимнастика для дыхания;
  • прибаутки и скороговорки.

Постоянная дыхательная гимнастика способствует произношению слов с необходимой интонацией, разборчивыми паузами, нужной громкостью на выдохе. Артикуляционная гимнастика тренирует губы, язык таким образом, чтобы нелегкие звуки произносить без труда. Фонетический слух является помощником в произношении правильных слов. Грамотность в грамматике направлена на то, чтобы правильно склонять слова.

До того как приступить к упражнениям по речевому развитию, сделайте физические упражнения, поскольку они усиливают кровообращение, расслабляют все мышцы, влияющие на голос.

Итак, для того, чтобы ответить на вопрос, как грамотно поставить речь, упражнения должны быть правильными для дыхания, постановки голоса, тренировки дикции, орфоэпии, для интонации в речи.

Речевое искусство

Многие задаются вопросом о том, как поставить грамотную и красивую речь. Чтобы речь привлекла внимание публики, используйте методы и приемы ораторов. Итак, начните с первостепенных задач.

  1. Определение основных целей речи. Вам необходимо понять, что вы хотите получить от слушателей. Речь бессмысленна, если не подразумевается ее логическое завершение.
  2. Обозначение главной темы вашего выступления. Аудитория сразу же должна знать, о чем хотите говорить. Таким образом, информация в необходимом контексте быстрее воспримется, и речь будет эффективнее.
  3. Деление на смысловые блоки. Информацию подавайте в определенном порядке. Не перескакивайте с одной темы на другую, поскольку так усложните восприятие. От пяти до семи должно быть количество смысловых блоков.
  4. Вовлечение темы в процесс обсуждения. Не забывайте про тему во время чтения текста, задавайте риторические вопросы.
  5. Привлечение внимания к началу и к концу речи. Начните ее с какой-нибудь истории или шутки, целью которой будет обращение внимания на себя, которое затем плавно перейдет на предмет беседы. Концовка разговора тоже должна быть оригинальной, потому что так кончается ваше выступление.
  6. Сильные доводы в начале и концовке речи. Слабые доказательства приводите в середине беседы. Существенный аргумент оставляйте в конце разговора, чтобы в случае надобности побороть недоверие аудитории.

По мнению ученых, голос также является фактором успеха. На сайте можно приобрести и посмотреть фильм «Искусство речи» и вы узнаете о возможностях голоса в успехе карьеры человека.

Постановка техники правильной речи

Наверно все знают, чтобы общение с людьми было эффективным необходимо следить за правильным голосом и дикцией, ну и конечно, за построением красивых предложений. Итак, как научиться грамотной и красивой речи? Речевая техника делится на 4 подраздела:

  1. Глубокое дыхание. Чтобы у вас была красивая и долгая речь, голос не срывался, а звучал, включите диафрагму в звукообразовательный процесс. Она находится в области солнечного сплетения. При поверхностном дыхании голос слабеет, устает и садится.
  2. Дикция. Первым условием красивого говора является хорошая дикция. Речь начинает звучать неразборчиво при съедании окончания или звуков. Красиво говорить – значит плавно и четко произносить слова. Не произносите фразы очень быстро, поскольку мыслительная скорость вашего друга или собеседника может отличаться от вашей и в результате ему может показаться, что вы не говорите внятно.
  3. Правильная постановка голоса. Основой звучности голоса является опять дыхание. Для постановки голоса научитесь дыханию диафрагмой и правильно используйте резонаторы. Нередко вы обнаруживаете, что при частом общении ваш голос становится хриплым, садится, и вы начинаете снижать тон. Для этого, чтобы он имел широкий, звучный диапазон звучания, совершенствуйте речевую технику, укрепляйте и развивайте ее.
  4. Произношение (орфоэпия). Правила и законы правильного произношения изучаются этой наукой. В общении проблема возникает в том случае, если отклоняются от правил. В этом случае собеседник не понимает о чем идет речь и не может воспринять вашу информацию. Поэтому, уделяя некоторое время орфоэпии, и грамотно ставя ударения в словах, вашу красивую и грамотную речь оценят окружающие вас люди.

На сайте https://my-shop.ru/shop/audio/564052.html?partner=8745 можете познакомиться с аудиокурсами: грамотная речь, как научиться говорить красиво по-русски.

Советы

  • Старайтесь подражать вашему любимому актеру или телеведущему.
  • Читайте побольше различной литературы для улучшения речи и пополнения словарного запаса.
  • Читайте стихи вслух с интонацией.
  • Найдите того собеседника, который весьма интересуется грамотной речью.
  • Разговаривайте так, чтобы вашей речью доставить удовольствие собеседнику и обратите внимание на правильные конструкции предложения и обороты.
  • Освободитесь от речевых слов-паразитов, поскольку они, напрягая слух, отвлекают внимание от разговорной темы.
  • Речь не осложняйте заумными и сложными словами, оборотами;
  • Жестикуляция и мимика также играет немаловажную роль в красивом говоре, поэтому тренируйте их;
  • Тренировка уверенности в себе позволит отклониться от ненужного напряжения голосовых связок, помогающие говорить внятно, грамотно и красиво.
  • Научитесь выделять главное в любом рассказе и опускать неинтересные детали.
  • Составляйте коротенькие рассказы с помощью пяти произвольных слов.
  • Некоторые недочеты можно исправить, если записать предстоящее выступление на диктофон.

Итак, для развития грамотной красивой речи необходимо следовать также вышеизложенным рекомендациям.

Классическая литература как источник красивой речи

Для грамотной красивой речи читайте классику. Почему именно эту литературу? Настоящий русский язык можете встретить именно в классической литературе. Там используются правильные обороты, красивые выражения. Такая литература способствует увеличению словарного запаса и обогащению духовного мира человека. Постоянное чтение влияет на ход мыслительного процесса человека. Он начинает по-иному думать, и, следовательно разговаривать.

Новейшие исследования в области коммуникации речи представлена на книгой «Речь» , автором которой является Потапова, Р. К.

Прощаюсь с вами, с уважением Татьяна Сухих

Логопедические занятия с детьми дошкольного возраста

Здравствуйте, с вами Татьяна Сухих! Сейчас наблюдаем все больше детей-логопатов, наш…

Красивая и грамотная речь – залог успеха

Говорить ясно, четко, грамотно и красиво – едва ли не самое главное умение успешного современного человека.

Навык правильной речи необходим в любой сфере жизни.

Согласитесь, разве приятно общаться с собеседником, который не может выразить словами свои мысли. Зато, каким успехом пользуются те, кто этим даром обладает.

Ну, кстати говоря, дар этот дается нам не с рождения. Его можно развивать, и чем раньше, тем лучше…

Для начала усвойте тот факт, что грамотная речь, это вовсе не знание всяческих «заумных» фраз и выражений, а всего лишь умение излагать свою мысль доступно. Здесь стоит забыть о тех словах-паразитах, которые отравляют вашу речь. Для примера, приведу самые распространенные: «как бы», «это», «короче». Не нужно пытаться показаться умным – это дурной тон. Не нужно выражать свои незаконченные мысли устной речью. Запомните, что произносить нужно то, о чем вы уже подумали и думать, собственно, закончили.

Проще говоря, прежде чем сказать, думайте!

Читайте как можно больше книг. Ваша речь станет более живой, красивой, яркой и образной. Вашему собеседнику будет очень интересно и приятно вести с вами диалог. Не нужно болтать, что называется, «без конца и края». Пустые разговоры не заинтересуют никого. В то же время следите за тоном своей речи. Вы должны сами прекрасно понимать, что монотонные разговоры не только не навевают тоску, но и могут быть совсем неприятны тем, кто слушает вас. Научитесь правильно произносить слова и ставить ударения. Иначе, в лучшем случае, вас попросту будут постоянно поправлять, а в худшем – сочтут за необразованного человека.

Не можете выражать свои мысли вслух? Потренируйтесь делать это в письменном варианте. Излагайте то, о чем вы думаете на бумаге или, например, попробуйте завести дневник в сети Интернет. Не нужно увлекаться виртуальным общением, заводите новых знакомых в реальной жизни. Чем шире круг вашего общения, тем больше возможностей появится у вас, чтобы научится грамотно строить свою речь. В конце концов, все-таки можно обратиться за помощью к специалистам, достаточно лишь записаться на курсы ораторского мастерства.

Учитесь разговаривать грамотно и, уже совсем скоро, вы увидите, насколько качественней станет ваша жизнь.

Константин Моканов: магистр фармации и профессиональный медицинский переводчик

Ответ на этот вопрос у каждого свой. Кто-то ведет его с надеждой, что эти записи когда-то будут прочитаны, и прочитаны именно тем, для кого они предназначались. Кто-то потому, что нет человека, которому можно было бы доверить сокровенные мысли и чувства. Кто-то от нехватки общения. А кто-то просто о.

Десятки миллионов американцев употребляют поливитамины и другие пищевые добавки, но научных доказательств их пользы для организма все еще недостаточно. В связи с этим американские эксперты инициировали исследование, в ходе которого пытались выяснить причины массового спроса на эти добавки.

Мы привыкли спешить всегда и во всем, на работе мы хаотично хватаемся за выполнение массы задач одновременно, чтобы успеть сделать больше, но, увы, эффективнее наша работа от этого не становится. Возможно, для того чтобы успевать больше, стоит просто сбавить темп, замедлиться и спокойно провести соб.

Американские исследователи обнаружили, что в местных больницах плохой дизайн этажей, неудобное расположение раздевалок и переполненные коридоры сильно сказываются на усталости медсестер и врачей. Эти непродуманные моменты могут отражаться на качестве медицинской помощи.

“Дайте мне дюжину здоровых младенцев в мой собственный специальный мир, чтобы я мог воспитать их. И я гарантирую, что возьму любого вслепую и обучу его любой профессии, выбранной наугад – доктор, адвокат, художник, торговый руководитель, и да, даже попрошайка и вор, независимо от его талантов, .

Британские ученые обнаружили, что у 2% населения имеется необычная форма гена ABCC11, благодаря чему их подмышки никогда не пахнут, как у большинства людей. Этот любопытный результат был получен в ходе исследования, которое охватывало 6 495 женщин, участвовавших в научной программе «Дети 90-х», .

Старение – это процесс, который пугает большинство из нас. Наибольший страх вызывает ухудшающееся здоровье (как умственное, так и физическое), ведущее к хронической деградации. Однако ученые считают, что в наших силах если и не избавиться от потенциальных проблем со здоровьем, то, по крайней.

  • Новые
  • Популярные

Арсенал иммунотерапии меланомы включает анти-PD-1 и анти-CTLA-4 препар.

Ингибиторы иммунных контрольных точек, вакцины, CAR Т-клеточная иммуно.

Новшества в лечении рака яичников включают внутрибрюшинную химиотерапи.

Таргетная терапия рака желудка на поздних стадиях: эффективность, резу.

Сегодня персонализированная терапия рака таргетными препаратами находи.

Подушка безопасности для профи

Как культура устной и письменной речи влияет на репутацию и успех

Излагать свои мысли легко и красиво, формулировать идеи так, чтобы вас понимали, грамотно говорить и писать – навыки, необходимые сейчас каждому профессионалу. Если раньше эти качества считались прерогативой специалистов определенных сфер, то в наше время умение пользоваться родным языком почти на профессиональном уровне необходимо любому, кто хочет добиться успеха в карьере и бизнесе. Независимо от области деятельности, профессии, специализации и даже уровня занимаемой должности, оттачивать мастерство оратора, развивать свою культуру письменной и устной речи важно каждому. Об этом мы поговорили в рамках интервью с экспертом «ЖиШи» – Викторией Шилкиной, клиническим психологом, юристом, издателем и главным редактором книжных проектов «Библиотека Генерального Директора» и «Библиотека КнигиКратко», руководителем образовательного проекта «Международная Академия Развития», автором книжного блога Books-for-you.ru.

Виктория, как, по Вашему мнению, умение грамотно говорить и правильно излагать мысли влияет на репутацию человека, на его карьеру, работу, бизнес?

ВШ: Грамотная речь, как визитная карточка, влияет на первое впечатление, которое вы производите на людей. Оно, как известно, формируется быстро и надолго: пренебрегать этим не нужно. Если говорить о профессиональной репутации, то тут одной грамотной речи недостаточно. Важно не только, как вы говорите, но и что. На карьеру и бизнес влияет умение понять, что нужно вашей аудитории, и донести до нее это. Я бы не стала использовать словосочетание «правильно излагать свои мысли». Правильно – это как? Тут нет единых критериев. Главное, на мой взгляд, чтобы эти мысли у человека в принципе были. Чтобы ему было, чем делиться, что сказать. И, конечно, умение донести до слушателей и читателей свои идеи так, чтобы было понятно, интересно и полезно.

Да, именно об этом мы и говорим: правильно излагать мысли, то есть грамотно и умело – так, чтобы вас поняли другие люди и поняли верно. Как это умение влияет на профессиональную деятельность человека?

ВШ: Напрямую влияет. Умение выразить свою мысль так, чтобы собеседник не только понял, но и принял ее – определяющий навык для карьеры, репутации, успешной профессиональной деятельности. Переоценить его сложно. От того, как вы им владеете, зависит, сможете ли вы выстроить успешные деловые отношения с партнерами, клиентами, руководством, коллегами, подчиненными. Люди, которые обладают этим навыком, в итоге выигрывают у тех, кто, может быть, даже профессиональнее их, но имеет сложности в общении. Не зря говорят, что, например, для руководителей эмоциональный интеллект (EQ) важнее IQ.

Насколько важны умение пользоваться русским языком и грамотность (устная, письменная) для бизнесмена, руководителя компании? Считается, что каждый должен заниматься своим делом. И, кажется, что для управленца не столь важно уметь писать тексты и быть исключительно грамотным: ведь здесь поможет подчиненный или коллега, который уже обладает данными компетенциями.

ВШ: Сегодня навык писать тексты стал универсальным. Он важен для любой деятельности. Мы живем в такое интересное время, когда каждый может собрать в Сети большую аудиторию. Раньше это было доступно только издательствам и телевизионным компаниям. Сейчас такая возможность есть у каждого – только не ленись. Мир онлайн стал не менее важным, чем мир офлайн. Теперь профессионал из любой области может заявить о себе через разные каналы: соцсети, блоги, группы и т.д. Мне кажется, не нужно пренебрегать такой возможностью. Это своего рода ваша подушка безопасности. Если вас знают и вам доверяют, то у вас больше шансов найти ту работу, которую вы хотите.
Авторы книги «Твоя бизнес-модель» пишут, что это большая ошибка, когда люди годами работают на своих должностях, но о том, какие они профессионалы, знают только непосредственный начальник и коллеги по отделу. Согласна с этим. Я за грамотное развитие личного бренда. И вот тут хорошая речь и умение излагать свои мысли письменно крайне необходимы. И неважно, чем вы занимаетесь и какая у вас должность.
Но вернемся к руководителям компаний. Генеральный директор – лицо компании. Он представляет ее во внешнем мире. Это одна из тех функций, которую руководитель не может делегировать. Он несет ответственность и за бренд компании, и за свой личный бренд. Они во многом взаимосвязаны. Понятно, что без грамотной устной и письменной речи достойно выполнять эти функции не получится. Придется учиться. Но оно того стоит – время и деньги, которые вы на это потратите, окупятся сполна.

На Ваш взгляд, насколько высокий уровень культуры речи, грамоты разговорного и письменного языка у представителей российского бизнеса, руководителей, предпринимателей? Много ли по-настоящему грамотных топ-менеджеров в России?

ВШ: У меня не настолько большая выборка, чтобы делать выводы в масштабах страны. Но могу сказать, что сейчас руководители уделяют больше внимания своей устной и письменной речи, чем еще несколько лет назад. И это заметно и на конференциях, и по переписке. Постепенно российские топ-менеджеры начинают понимать, какую пользу приносит личный бренд, стараются восполнить пробелы в своих знаниях и приобрести необходимые навыки.

Случались ли в Вашей практике ситуации, когда возникало непонимание, не складывалось общение с ньюсмейкером, спикером? Например, из-за его неумения пользоваться русской речью либо незнания правил делового общения.

ВШ: Непонимание сейчас всё чаще возникает из-за того, что речь спикера перенасыщена разными терминами, сокращениями, аббревиатурами, иностранными словами, заимствованиями. Вроде человек говорит по-русски, но ничего непонятно. Это происходит во многом потому, что языки сейчас всё больше делятся не по географической и национальной принадлежности, а по социальной и профессиональной. Компьютерщики, говорящие на разных языках, лучше друг друга поймут, чем, например, художник и физик, говорящие на одном языке – так много стало появляться общей профессиональной лексики. Именно поэтому важно расшифровывать все термины, сокращения и аббревиатуры, которые вы используете в своих текстах и своих выступлениях. Даже если вы выступаете перед своими, всегда найдутся те, кто что-то не поймет. И таких людей будет больше, чем вы предполагаете.

А неожиданные моменты со спикерами случались?

ВШ: Бывали ситуации, когда спикер от волнения забывал текст своего выступления, стоял и не знал, что делать дальше. И нужно было как-то спасать положение. Поэтому сейчас я всем советую (и сама так делаю) продумывать заранее, что вы скажете или сделаете, попав в такую ситуацию. Здесь важно не зависать в тревоге, что все пропало, а направить энергию на восстановление того, что забыли. Вы можете сказать: «Минуточку, я отвлекся, давайте вернемся к основной теме. Мне нужно посмотреть мой материал». А затем берете свои записи и шпаргалки и просматриваете, какой момент забыли, или начинаете с другого тезиса.

Полезная рекомендация для каждого. И все-таки. Как занятому топ-менеджеру, руководителю компании найти физические и временные ресурсы для повышения уровня знаний в области письменных и устных коммуникаций? Ведь это необходимо для каждого профессионала: как минимум для того, чтобы грамотно сформулировать фразу перед аудиторией, поставить задачу подчиненному, отправить письмо партнеру.

ВШ: Больше читать и тренироваться. Иного пути, на мой взгляд, не существует. Нет времени читать художественную литературу – читайте профессиональную. Совместите приятное с полезным. Но лучше все-таки и ту, и другую. Так вы наработаете необходимый словарный запас, улучшите стилистику, увеличите вариабельность речи. Книги дают еще один важный бонус – будят собственную мысль. Как я уже говорила: вас будет интересно читать и слушать, если вам есть, что рассказать по теме, важной для вашей аудитории. Вы, наверно, обращали внимание, что когда рассказываете своим коллегам, знакомым, друзьям о том, что вас увлекает, что вам интересно, то слова находятся как бы сами собой. Вы входите в состояние подъема, которое передается слушателем, и вам легче до них достучаться. А если вы еще при этом грамотно говорите, то доверие к вам и к вашим идеям увеличивается в разы.

Какие книги, литературу, мероприятия, активности Вы бы посоветовали для развития культуры речи, повышения грамотности?

ВШ: Я всегда обращаю внимание людей, которые хотят повысить культуру речи, на качественную художественную литературу. Без этого, увы, никак. Необязательно выбирать для чтения только классику. Сейчас много отличных современных романов.
Из профессиональной литературы для устной речи я бы рекомендовала книги: «TED TALKS: слова меняют мир. Первое официальное руководство по публичным выступлениям» Криса Андерсона, «Как стать блестящим оратором. Любая аудитория, любая ситуация» Сары Ллойд-Хьюз, «Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн» Джеймса Хьюмса и «Как говорить, чтобы вас слушали» Майкла Клейтона.
Если вы хотите улучшить свою письменную речь, то есть целый список толковых книг для этого.

И в качестве резюме, Виктория, пожалуйста, поделитесь рекомендациями для всех профессионалов, кто стремится к высокому уровню культуры речи и грамотности – как письменной, так и устной.

ВШ: Поскольку письменная и устная речь отличаются друг от друга, общим советом тут, на мой взгляд, может быть только чтение художественной и профессиональной литературы.
Если говорить о публичных выступлениях, то тут я бы рекомендовала прежде всего сосредоточиться на том, что вы хотите донести. Для этого вначале, до своего выступления, определите его цель. Это даст вам возможность, постоянно держась за нее, перестать думать о том, как вы выглядите, правильно ли вы подготовились, хорошо ли вы говорите, все ли у вас в порядке с одеждой, прической, как к вам относится аудитория и т.д. Это очень важный момент – когда перед выходом на публику вы переносите внимание с себя на тему своего выступления и на зрителей, уровень вашего волнения снижается и вам легче выступать.
Чтобы вам было еще спокойнее, выучите начало и конец своего выступления. Тогда легче будет начать, а в конце вы сможете быстро перейти к выводам. Целиком выступление заучивать не надо. Лучше проговорите его дома много раз. Чем больше вы повторите свою речь, тем увереннее будете. Когда вы повторяете свою речь много раз, количество переходит в качество – вы накидываете в свой багаж разные варианты, которыми можете выразить одну и ту же мысль. Это отличная тренировка, развивающая речь.
И о письменной речи. Тут крайне важна практика. Сейчас много всяких курсов, семинаров, вебинаров, марафонов, где отрабатывают навыки написания текстов. Я вам открою один маленький секрет, как можно сразу же сделать текст более понятным и легким для чтения. Когда 15 лет назад я после юридической практики начинала свою карьеру журналиста, этот совет мне очень помог. Не начинайте предложения со слов «В целях», «В соответствии», «На основании», «Во избежание», «Путем», потому что после этих слов часто идут отглагольные существительные, и вся эта конструкция превращает ваш текст в какой-то официальный документ, например «путем осуществления…», «в целях обнаружения….» и т.д. Лучше начинайте предложения со слов «Когда», «Если», «Чтобы». Попробуйте и вы увидите, что это работает. Удачи вам!

Подушка безопасности для профи

Как культура устной и письменной речи влияет на репутацию и успех

Излагать свои мысли легко и красиво, формулировать идеи так, чтобы вас понимали, грамотно говорить и писать – навыки, необходимые сейчас каждому профессионалу. Если раньше эти качества считались прерогативой специалистов определенных сфер, то в наше время умение пользоваться родным языком почти на профессиональном уровне необходимо любому, кто хочет добиться успеха в карьере и бизнесе. Независимо от области деятельности, профессии, специализации и даже уровня занимаемой должности, оттачивать мастерство оратора, развивать свою культуру письменной и устной речи важно каждому. Об этом мы поговорили в рамках интервью с экспертом «ЖиШи» – Викторией Шилкиной, клиническим психологом, юристом, издателем и главным редактором книжных проектов «Библиотека Генерального Директора» и «Библиотека КнигиКратко», руководителем образовательного проекта «Международная Академия Развития», автором книжного блога Books-for-you.ru.

Виктория, как, по Вашему мнению, умение грамотно говорить и правильно излагать мысли влияет на репутацию человека, на его карьеру, работу, бизнес?

ВШ: Грамотная речь, как визитная карточка, влияет на первое впечатление, которое вы производите на людей. Оно, как известно, формируется быстро и надолго: пренебрегать этим не нужно. Если говорить о профессиональной репутации, то тут одной грамотной речи недостаточно. Важно не только, как вы говорите, но и что. На карьеру и бизнес влияет умение понять, что нужно вашей аудитории, и донести до нее это. Я бы не стала использовать словосочетание «правильно излагать свои мысли». Правильно – это как? Тут нет единых критериев. Главное, на мой взгляд, чтобы эти мысли у человека в принципе были. Чтобы ему было, чем делиться, что сказать. И, конечно, умение донести до слушателей и читателей свои идеи так, чтобы было понятно, интересно и полезно.

Да, именно об этом мы и говорим: правильно излагать мысли, то есть грамотно и умело – так, чтобы вас поняли другие люди и поняли верно. Как это умение влияет на профессиональную деятельность человека?

ВШ: Напрямую влияет. Умение выразить свою мысль так, чтобы собеседник не только понял, но и принял ее – определяющий навык для карьеры, репутации, успешной профессиональной деятельности. Переоценить его сложно. От того, как вы им владеете, зависит, сможете ли вы выстроить успешные деловые отношения с партнерами, клиентами, руководством, коллегами, подчиненными. Люди, которые обладают этим навыком, в итоге выигрывают у тех, кто, может быть, даже профессиональнее их, но имеет сложности в общении. Не зря говорят, что, например, для руководителей эмоциональный интеллект (EQ) важнее IQ.

Насколько важны умение пользоваться русским языком и грамотность (устная, письменная) для бизнесмена, руководителя компании? Считается, что каждый должен заниматься своим делом. И, кажется, что для управленца не столь важно уметь писать тексты и быть исключительно грамотным: ведь здесь поможет подчиненный или коллега, который уже обладает данными компетенциями.

ВШ: Сегодня навык писать тексты стал универсальным. Он важен для любой деятельности. Мы живем в такое интересное время, когда каждый может собрать в Сети большую аудиторию. Раньше это было доступно только издательствам и телевизионным компаниям. Сейчас такая возможность есть у каждого – только не ленись. Мир онлайн стал не менее важным, чем мир офлайн. Теперь профессионал из любой области может заявить о себе через разные каналы: соцсети, блоги, группы и т.д. Мне кажется, не нужно пренебрегать такой возможностью. Это своего рода ваша подушка безопасности. Если вас знают и вам доверяют, то у вас больше шансов найти ту работу, которую вы хотите.
Авторы книги «Твоя бизнес-модель» пишут, что это большая ошибка, когда люди годами работают на своих должностях, но о том, какие они профессионалы, знают только непосредственный начальник и коллеги по отделу. Согласна с этим. Я за грамотное развитие личного бренда. И вот тут хорошая речь и умение излагать свои мысли письменно крайне необходимы. И неважно, чем вы занимаетесь и какая у вас должность.
Но вернемся к руководителям компаний. Генеральный директор – лицо компании. Он представляет ее во внешнем мире. Это одна из тех функций, которую руководитель не может делегировать. Он несет ответственность и за бренд компании, и за свой личный бренд. Они во многом взаимосвязаны. Понятно, что без грамотной устной и письменной речи достойно выполнять эти функции не получится. Придется учиться. Но оно того стоит – время и деньги, которые вы на это потратите, окупятся сполна.

На Ваш взгляд, насколько высокий уровень культуры речи, грамоты разговорного и письменного языка у представителей российского бизнеса, руководителей, предпринимателей? Много ли по-настоящему грамотных топ-менеджеров в России?

ВШ: У меня не настолько большая выборка, чтобы делать выводы в масштабах страны. Но могу сказать, что сейчас руководители уделяют больше внимания своей устной и письменной речи, чем еще несколько лет назад. И это заметно и на конференциях, и по переписке. Постепенно российские топ-менеджеры начинают понимать, какую пользу приносит личный бренд, стараются восполнить пробелы в своих знаниях и приобрести необходимые навыки.

Случались ли в Вашей практике ситуации, когда возникало непонимание, не складывалось общение с ньюсмейкером, спикером? Например, из-за его неумения пользоваться русской речью либо незнания правил делового общения.

ВШ: Непонимание сейчас всё чаще возникает из-за того, что речь спикера перенасыщена разными терминами, сокращениями, аббревиатурами, иностранными словами, заимствованиями. Вроде человек говорит по-русски, но ничего непонятно. Это происходит во многом потому, что языки сейчас всё больше делятся не по географической и национальной принадлежности, а по социальной и профессиональной. Компьютерщики, говорящие на разных языках, лучше друг друга поймут, чем, например, художник и физик, говорящие на одном языке – так много стало появляться общей профессиональной лексики. Именно поэтому важно расшифровывать все термины, сокращения и аббревиатуры, которые вы используете в своих текстах и своих выступлениях. Даже если вы выступаете перед своими, всегда найдутся те, кто что-то не поймет. И таких людей будет больше, чем вы предполагаете.

А неожиданные моменты со спикерами случались?

ВШ: Бывали ситуации, когда спикер от волнения забывал текст своего выступления, стоял и не знал, что делать дальше. И нужно было как-то спасать положение. Поэтому сейчас я всем советую (и сама так делаю) продумывать заранее, что вы скажете или сделаете, попав в такую ситуацию. Здесь важно не зависать в тревоге, что все пропало, а направить энергию на восстановление того, что забыли. Вы можете сказать: «Минуточку, я отвлекся, давайте вернемся к основной теме. Мне нужно посмотреть мой материал». А затем берете свои записи и шпаргалки и просматриваете, какой момент забыли, или начинаете с другого тезиса.

Полезная рекомендация для каждого. И все-таки. Как занятому топ-менеджеру, руководителю компании найти физические и временные ресурсы для повышения уровня знаний в области письменных и устных коммуникаций? Ведь это необходимо для каждого профессионала: как минимум для того, чтобы грамотно сформулировать фразу перед аудиторией, поставить задачу подчиненному, отправить письмо партнеру.

ВШ: Больше читать и тренироваться. Иного пути, на мой взгляд, не существует. Нет времени читать художественную литературу – читайте профессиональную. Совместите приятное с полезным. Но лучше все-таки и ту, и другую. Так вы наработаете необходимый словарный запас, улучшите стилистику, увеличите вариабельность речи. Книги дают еще один важный бонус – будят собственную мысль. Как я уже говорила: вас будет интересно читать и слушать, если вам есть, что рассказать по теме, важной для вашей аудитории. Вы, наверно, обращали внимание, что когда рассказываете своим коллегам, знакомым, друзьям о том, что вас увлекает, что вам интересно, то слова находятся как бы сами собой. Вы входите в состояние подъема, которое передается слушателем, и вам легче до них достучаться. А если вы еще при этом грамотно говорите, то доверие к вам и к вашим идеям увеличивается в разы.

Какие книги, литературу, мероприятия, активности Вы бы посоветовали для развития культуры речи, повышения грамотности?

ВШ: Я всегда обращаю внимание людей, которые хотят повысить культуру речи, на качественную художественную литературу. Без этого, увы, никак. Необязательно выбирать для чтения только классику. Сейчас много отличных современных романов.
Из профессиональной литературы для устной речи я бы рекомендовала книги: «TED TALKS: слова меняют мир. Первое официальное руководство по публичным выступлениям» Криса Андерсона, «Как стать блестящим оратором. Любая аудитория, любая ситуация» Сары Ллойд-Хьюз, «Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн» Джеймса Хьюмса и «Как говорить, чтобы вас слушали» Майкла Клейтона.
Если вы хотите улучшить свою письменную речь, то есть целый список толковых книг для этого.

И в качестве резюме, Виктория, пожалуйста, поделитесь рекомендациями для всех профессионалов, кто стремится к высокому уровню культуры речи и грамотности – как письменной, так и устной.

ВШ: Поскольку письменная и устная речь отличаются друг от друга, общим советом тут, на мой взгляд, может быть только чтение художественной и профессиональной литературы.
Если говорить о публичных выступлениях, то тут я бы рекомендовала прежде всего сосредоточиться на том, что вы хотите донести. Для этого вначале, до своего выступления, определите его цель. Это даст вам возможность, постоянно держась за нее, перестать думать о том, как вы выглядите, правильно ли вы подготовились, хорошо ли вы говорите, все ли у вас в порядке с одеждой, прической, как к вам относится аудитория и т.д. Это очень важный момент – когда перед выходом на публику вы переносите внимание с себя на тему своего выступления и на зрителей, уровень вашего волнения снижается и вам легче выступать.
Чтобы вам было еще спокойнее, выучите начало и конец своего выступления. Тогда легче будет начать, а в конце вы сможете быстро перейти к выводам. Целиком выступление заучивать не надо. Лучше проговорите его дома много раз. Чем больше вы повторите свою речь, тем увереннее будете. Когда вы повторяете свою речь много раз, количество переходит в качество – вы накидываете в свой багаж разные варианты, которыми можете выразить одну и ту же мысль. Это отличная тренировка, развивающая речь.
И о письменной речи. Тут крайне важна практика. Сейчас много всяких курсов, семинаров, вебинаров, марафонов, где отрабатывают навыки написания текстов. Я вам открою один маленький секрет, как можно сразу же сделать текст более понятным и легким для чтения. Когда 15 лет назад я после юридической практики начинала свою карьеру журналиста, этот совет мне очень помог. Не начинайте предложения со слов «В целях», «В соответствии», «На основании», «Во избежание», «Путем», потому что после этих слов часто идут отглагольные существительные, и вся эта конструкция превращает ваш текст в какой-то официальный документ, например «путем осуществления…», «в целях обнаружения….» и т.д. Лучше начинайте предложения со слов «Когда», «Если», «Чтобы». Попробуйте и вы увидите, что это работает. Удачи вам!

Читать еще:  Требования к оппоненту докторской диссертации
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector