Экспертиза картин третьяковская галерея
Prokurors.ru

Юридический портал

Экспертиза картин третьяковская галерея

Экспертиза картин третьяковская галерея

Как стало известно “Ъ”, в Государственной Третьяковской галерее начато внутреннее расследование по факту публикации в “Каталоге подделок произведений живописи” работ, получивших экспертное заключение в галерее. Чем грозит это расследование, выясняла Майя Стравинская.

Три тома каталога подделок произведений живописи были изданы совместно издателем Владимиром Рощиным под эгидой Россвязьохранкультуры и при поддержке галереи “Триумф”. Последний каталог был представлен публике в начале марта. В каталогах опубликованы пары картин-“близнецов” — одна недорогая работа малоизвестного художника, другая — атрибутированная как произведение Ивана Шишкина, Ивана Айвазовского, Андрея Боголюбова, Михаила Клодта или Константина Маковского, чьи подписи увеличили стоимость картины в десятки раз. Пока покупатели могут пользоваться каталогом как базой существующих на рынке подделок. В четвертом томе планируется продемонстрировать, каким образом подделки обрели иное авторство,— то есть напечатать экспертные заключения, выданные, в частности, Государственной Третьяковской галереей.

Несколько дней назад, как утверждает издатель каталога Владимир Рощин, директору Третьяковской галереи были переданы копии этих экспертных заключений. Это, вероятно, и вынудило руководство галереи инициировать внутреннее расследование. Соответствующий приказ директор галереи Валентин Родионов подписал 13 марта и распорядился заморозить всю внешнюю деятельность отдела экспертизы, который, по словам Владимира Рощина, продолжал консультировать население, несмотря на запрет осуществлять коммерческую экспертизу.

Напомним, Третьяковская галерея уже была публично уличена в ошибочной экспертизе. Когда в 2004 году на аукционе Sotheby`s работу голландского художника Маринуса Адриана Куккука пытались выдать за пейзаж Ивана Шишкина на основании экспертного заключения ГТГ. В конце концов громкий скандал вынудил непосредственного начальника музейщиков Михаила Швыдкого изъять из положения о музеях пункт о коммерческой экспертизе, тем самым запретив сотрудникам музеев проводить ее от имени государственных галерей. Несколько дней назад заместитель руководителя Россвязьохранкультуры Анатолий Вилков направил директору ГТГ Валентину Родионову письмо, в котором просил прекратить какие-либо консультации и ограничить доступ к архиву отдела экспертизы ГТГ, “чтобы все документы остались в целости и сохранности”.

Некоторые эксперты, чьи подписи стоят под заключениями на возможные подделки, тем не менее недавно прошли аттестацию в Россвязьохранкультуре. На вопрос, почему, имея на руках такие заключения Третьяковки, Россвязьохранкультура аттестовала этих экспертов, Анатолий Вилков ответил: “Призвать к ответственности не уполномоченных выполнять экспертизу искусствоведов мы не могли, а теперь, когда они получили от нас полномочия — можем”. При этом, как пояснил Анатолий Вилков, сейчас за “заведомо ложное” экспертное заключение правоохранительные органы могут привлечь эксперта только в том случае, если экспертиза была заказана для судебного или следственного дела. А привлекать к суду за частную экспертизу у прокуратуры полномочий нет. То есть единственное, что может грозить эксперту за ошибку,— это лишение его той самой аттестации. Но если будет доказан факт сознательного мошенничества, последствия могут быть другими.

В Россвязьохранкультуре удивлены тем, что проверку в музее будут осуществлять те же люди, которые подписывали эти “ошибочные заключения”. Заместитель директора Третьяковской галереи Лидия Иовлева объяснила корреспонденту “Ъ”, что работа отдела экспертизы станет только первым этапом проверки. “Пока им дано поручение проверить ту информацию, которую в ГТГ предоставила Россвязьохранкультура,— сказал госпожа Иовлева.— Ведь неизвестно, где ошибка наших экспертов, а где ее нам только приписывают. К 26 марта отдел экспертизы представит свой отчет, тогда мы создадим комиссию из сотрудников Третьяковки, которые не входят в отдел экспертизы, и по итогам проведем пресс-конференцию”.

Обвинения музейных экспертов в сговоре с мошенниками замдиректора галереи называет бездоказательными. “В этом каталоге,— говорит Лидия Иовлева,— представлены такие примеры мошенничества, с которыми мы раньше и не сталкивались. А эксперты живые люди, они могут ошибаться, и мошенники делают такие мастерские подделки, что не ошибиться трудно. Ловить мошенников тоже трудно, свалить вину на экспертов, конечно, легче”. [Телеканал “Культура”, 21.03.2008: (Замруководителя Россвязьохранкультуры) Вилков привел случай с экспертами Третьяковской галереи, которые выдали около восьмидесяти заключений [о подлинности произведений живописи, которые впоследствии оказались подделками]. “Когда речь идет о таком количестве, то можно говорить о системе”– полагает он.- врезка К.Ру] Чтобы разобраться с многочисленными ошибками музейщиков, Анатолий Вилков планирует созвать из числа аттестованных экспертов совет, который бы вынес решение по этому делу. “Если они примут решение о профессиональной непригодности экспертов,— сказал Анатолий Вилков,— то Россвязьохранкультура сможет лишить их аттестации или обратиться в Третьяковскую галерею и порекомендовать отстранить этих экспертов от работы в отделе экспертизы музея”.

Анатолий Вилков также добавил, что вопросом консультаций должно заниматься Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Анна Колупаева, начальник управления культурного наследия Роскультуры, сказала корреспонденту “Ъ”, что о консультациях, которые дает Третьяковка, она не слышала. “Любое взимание денег за экспертную услугу от имени музея запрещено,— заверила Анна Колупаева.— Но до тех, пока мы с вами не увидим бумаг, на которых выдавались консультации под грифом ГТГ, говорить тут не о чем”. На вопрос, проводятся ли в Третьяковской галерее экспертные консультации, Лидия Иовлева ответила: “Да, В ГТГ проводят научно-исследовательскую работу, делается это по приказу директора и оплачивается через нашу бухгалтерию. И деньги идут на существование музея. И вообще, если не верят нам, пусть не приходят. А то ведь приходят”.

[“Коммерсант”, 24.03.2008: “Дилеры построили эту преступную систему, и оборот ее наверняка не меньше, чем у наркоторговли”,— говорит один из участников работы над каталогом подделок основатель галереи “Триумф” Емельян Захаров. Он полагает, что сложившаяся ситуация вынуждает к кардинальным решениям: “Если у работы есть достойный провенанс, она выставлялась, была опубликована, тогда можно с ней иметь дело, но если она появилась непонятно откуда и вдруг, никакому эксперту доверять полностью нельзя. Я активно помогал с изданием каталога подделок, и в результате сейчас мне угрожают. Не понимаю, почему этим должны заниматься антиквары, а не прокуратура”. – врезка К.Ру ]

Черный список заиграл новыми красками. В Москве представлен третий том каталога подделок

В московской галерее “Триумф” прошла презентация третьего тома “Каталога подделок произведений живописи”. В нем представлены более 150 произведений русской живописи, “переделанной” из западноевропейских произведений. Причем “псевдорусские” имена здесь самые знаменитые и дорогие — Иван Айвазовский, Андрей Боголюбов, Лев Лагорио, Михаил Клодт. С подробностями Татьяна Маркина.

Новый том “Каталога подделок произведений живописи” продолжает серию изданий, которые осуществляются издателем Владимиром Рощиным под эгидой Россвязьохранкультуры и при поддержке галереи “Триумф”. На страницах каталога представлены “пары” картин конца XIX века: первая картинка из каталога какого-либо европейского (обычно некрупного) аукциона, где она имеет атрибуцию немецкого, голландского, датского или шведского художника и стоит до €10 тыс., вторая картинка — то же произведение, которое уже фигурирует на внутреннем рынке с подписью какого-нибудь знаменитого русского художника. Так как подписи эти Ивана Айвазовского, Андрея Боголюбова, Константина Маковского, то и стоит подобное полотно минимум $200-300 тыс. Остроту ситуации придает то, что очень многие из этих полотен имеют подтверждающую русское авторство экспертизу Государственной Третьяковской галереи (ГТГ). Так что следующий, четвертый том каталога обещает быть еще более скандальным: он будет состоять как раз из самих экспертиз.

Предваряют каталог благодарственные письма Россвязьохранкультуре из комитетов Госдумы по безопасности и конституционному строительству. Также в начале каталога помещено интервью одного из крупнейших коллекционеров России, президента Альфа-банка Петра Авена, которое он дал издателю каталога, тоже коллекционеру, Владимиру Рощину. Суть его в прямом и резком обвинении российских экспертов и российских антикваров в нечистоплотности и коррупции. “Я считаю, что не надо стесняться называть имена,— говорит Петр Авен,— Вот эксперты ГТГ Валяева или Ломизе. Им мало кто доверяет. Есть люди типа искусствоведа Светланы Джафаровой, она действительно профессиональная и знающая женщина, сознательно вставшая на путь продажи подделок. Когда я иду по антикварному салону в ЦДХ, некоторые продавцы переворачивают картины, потому что многие вещи я хорошо знаю. Но потом все это опять висит и внаглую продается. И когда им говоришь, что это подделка, они нахально отвечают, что у нас есть там какая-то бумага на того же Лентулова, Машкова или Кончаловского, но все это чистый подлог”.

[. ] Издатели каталога подделок сейчас располагают 80 экспертными заключениями ГТГ, подтверждающими русское авторство западных картин. [. ]

Центр художественной экспертизы имени И.Е.Репина

Экспертиза

Известно, что предметы искусства имеют не только художественную, но и материальную ценность, более того, их нередко стремятся подделать. Именно поэтому сегодня существует и становится актуальной профессиональная экспертиза художественных произведений, главной задачей которой является установление подлинности произведения.

Читать еще:  Программа переселения (судимость)

Для того, чтобы помочь Вам не ошибиться в авторстве произведения, убедиться в подлинности приобретаемой или продаваемой работы, существует наш центр художественной экспертизы им. И.Е.Репина.

Подробности можно узнать по телефонам :

+7 (495) 951 70 40, +7 (495) 951 68 59 в будние дни с 11-18 часов.

Так же Вы можете отправить заявку по электронной почте info@artsg.ru

указав информацию по следующей форме:

– Тема письма (заявка на экспертизу);

– фотография предмета оценки (общий вид, задник, подпись или клеймо, если таковые имеются);

– Ф.И.О. автора произведения (если таковые имеются);
– предположительный год (время) создания произведения;
– техника, в которой выполнено произведение;
– размеры произведения (в сантиметрах);

– Ваше сопроводительное письмо, в котором должно быть указано удобное для Вас время визита в ЦХЭ им. И.Е.Репина.

Мы работаем с ведущими экспертами России.

К научно-исследовательским работам по конкретному художественному произведению привлекаются только те эксперты, к чьей профессиональной специализации относится предполагаемый автор произведения.

Начальными этапами работы над экспертизой являются визуальный осмотр произведения искусствоведом и исследование с помощью стереомикроскопа. Они проводятся бесплатно.

Если первые два этапа не исключают, что произведение может быть подлинным, эксперт назначает профессиональную фотосъемку и съемку в рентген лучах.

Следующим этапом работы становится сопоставление рентгенограмм с эталонной базой и материалами архивов.

Стоимость одной рентген фотографии составляет 1200 руб. Для работы эксперта чаще всего необходимо 2- 4 снимка разных участков произведения.

Среднее количество необходимых для работы фотоснимков с высоким разрешением – 4 экземпляра. Их общая стоимость составляет 1000 руб.

Окончательная цена складывается из количества проведенных научно-исследовательских работ, включая комиссию эксперта и центра художественной экспертизы им Репина.

Как правило, для определения подлинности произведения бывает достаточно стилистического, искусствоведческого и рентгенографического исследований, но в отдельных случаях необходимо проведение дополнительных научно-исследовательских работ.

Сроки проведения экспертизы составляют до 15 рабочих дней с момента подписания договора.

Стоимость проведения комплексного исследования одного произведения:

1. Устная консультация эксперта:

1.1. Визуальный осмотр произведения с использованием УФЛ (исследование в ультрафиолетовых лучах), ИКЛ (исследование в инфракрасных лучах), исследование с помощью стереомикроскопа Carl Zeiss. без выдачи сертификата – 3 000 руб.
1.2. Сертификат с результатами устной консультации – 5 000 руб.

2. Экспертное заключение:

2.1. Живопись
2.1.1. – коллекционного значения 10 000 – 30 000 руб.
2.1.2. – музейного значения 30 000 – 55 000 руб.

2.2. Графика
2.2.1. – коллекционного значения 5 000 – 12 500 руб.
2.2.2. – музейного значения 12 500 – 30 000 руб.

2.3. Иконопись | Декоративно-прикладное искусство
2.3.1 – коллекционного значения 5 000 – 15 000 руб.
2.3.2 – музейного значения 12 500 – 25 000 руб.

3. Дополнительные технологические исследования:
3.1. Полное химико-технологическое исследование 20 000 руб.
3.2. Химический экспресс анализ пигментов красочного слоя 10 000 руб.
3.3. Рентгенофлуоресцентный анализ (РФА) 3 000 руб.
3.4. Рентгенофлуоресцентный анализ (РФА) с выдачей сертификата 8 000 руб.
3.5. Рентгенографический снимок 1 200 руб.
3.6. Сравнение рентгенограмм с эталонными образцами 4 000 руб.

4. Привлечение двух или более экспертов – 10 000 – 20 000 руб.

5. Сложные работы с использованием дополнительных материалов; проведение выездных работ – по договоренности с Заказчиком.

6. Проведение срочных работ (7 дней) – по договоренности с Экспертом и Заказчиком.

1. Стилистическое искусствоведческое исследование (сопоставление с эталонной базой; работа с материалами российских и зарубежных архивов)

2. Комплексное технико-технологическое исследование

– исследование в ультрафиолетовых лучах (УФЛ)

– исследование с помощью стереомикроскопа Carl Zeiss

– исследование в инфракрасном спектре (ИК)

3. Химическое и химико-технологическое исследование

– химический анализ связующего красочного слоя

– химический анализ пигментов красочного слоя

– химический анализ пигментов методом рентгенфлюоресценции

4. Рентгенографическое исследование.

Сколько стоит экспертиза картины и от чего зависит цена

Иногда возникает потребность в проверке картины. Тогда заказывают экспертизу. Стоимость такой услуги на территории России колеблется в пределах от 20 000 до 30 000 рублей.

Экспертиза картины: что это и зачем ее делают?

Под экспертизой картины понимают комплекс действий аттестованного специалиста, направленных на определение подлинности полотна, его художественной ценности и рыночной стоимости. Эксперт оценивает холст, краски, изучает стиль (направление, толщину мазков, вид кисти). Существуют технологии, благодаря которым можно определять возраст произведения.

Заказывают экспертизу полотна, когда нужно узнать:

  • Является оно оригиналом или подделкой.
  • Автора творения.
  • Стиль написания, который применил художник.
  • Год создания.
  • Материалы, инструменты, которые использовались для создания картины.
  • Культурную ценность полотна.

На основании проверки специалист готовит заключение, в котором отвечает на все вопросы заказчика, делает достоверные выводы. Если у эксперта есть сомнения касательно полученных данных, тогда он в заключении указывает, что его мнение имеет вероятностный характер и построено на определенных предположениях. Особенность картин в том, что со временем они дорожают. Поэтому определить реальную стоимость полотна непросто.

От чего зависит цена экспертизы картины?

Стоимость экспертизы холста зависит от ряда факторов:

  • Используемые методы.
  • Известность автора полотна.
  • Тип произведения.
  • Список вопросов, на которые хочет получить ответ клиент.
  • Срочность.
  • Уровень сложности анализа.
  • Тип экспертизы.
  • Организация, выполняющая проверку.

Чем больше приходится специалисту задействовать методов, чем больше клиент ставит вопросов и задач, тем стоимость услуги по проверке будет выше. Дополнительно берется плата за срочность и выдачу экспертного заключения.

Каких видов бывает экспертиза картины?

Экспертиза картины бывает:

  1. Искусствоведческая. Собирается вся информация о художнике, произведении. Специалисты выясняют автора, материалы создания, год (краски, используемые для написания полотен в Эпоху Возрождения, сильно отличаются от современных).
  2. Технологическая. Характеризуется более тщательным изучением картины разными методами.

Специалисты используют большое количество методов исследования полотна. Некоторые из техник эксперты тщательно скрывают. По применяемым методикам проверка бывает:

  • Микроскопическая. Позволяет получить информацию о построении слоев в картине. Отвечает на вопрос, подвергалась ли работа переписи, правке, реставрации.
  • Рентгеновская. Благодаря направлению рентгеновского луча на холст выявляются огрехи, многослойность, повреждения.
  • Анализ краски в поперечном сечении. Показывает состав компонентов, условия их нанесения, возраст.

Во сколько обойдется экспертиза?

Разные организации России устанавливают свои расценки на проверку подлинности картины. Примерные цены:

  • Экспертиза картин религиозного назначения (иконы) – от 20 000 рублей.
  • Выдача справки об исследовании иконы – от 7000 рублей.
  • Анализ живописных и графических произведений – от 25 000 рублей.
  • Справка об анализе графических и живописных картин – от 7 500 рублей.

Где заказать экспертизу?

В России много организаций, осуществляющих оценку и анализ картин. Есть среди них государственные и частные фирмы. Лучше отдавать предпочтение первым.

Так, в Москве сейчас функционирует 7 организаций, где можно заказать проверку полотна:

  • Отдел научной экспертизы ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря.
  • ГосНИИР.
  • Арт Консалтинг.
  • НИНЭ им. П.М. Третьякова.
  • Российский профсоюз антиквариатов.
  • Центр им. И.Е. Репина.
  • Лаборатория ММОМА.

Если было принято решение обратиться в частную фирму, тогда надо серьезно отнестись к выбору консалтинговой компании. Важно найти хорошего специалиста. Обычно профессионалами выступают галеристы, коллекционеры или дилеры. Признаками надежной организации являются:

  1. Долгий срок функционирования.
  2. Наличие высококвалифицированных специалистов.
  3. Наличие лицензии, сертификатов.
  4. Применение разных методов анализа.
  5. Наличие лаборатории со всем необходимым оборудованием.
  6. Положительная репутация.
  7. Выдача заключения.

Независимая оценка качества предоставления услуг

Данный раздел создан в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» с целью размещения актуальной информации о независимой оценке, а также для обеспечения технической возможности выражения мнений получателями услуги о качестве оказания услуг организациями культуры.

Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке.

Право бесплатного посещения экспозиций в Главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди:

первое и второе воскресенье каждого месяца:

для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

Читать еще:  Конфликт в связи с установкой на рабочем месте видеонаблюдения

каждая суббота — для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов — для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

В День народного единства — 4 ноября — Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.

Расписание работы экспозиций и выставок 4 ноября:

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка — с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
  • Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова — закрыты

Вход платный.

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).

Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета);
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры — члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» — вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI — начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Экспертный комментарий от НИНЭ им. П.М. Третьякова – Работы Старых мастеров это “ящик Пандоры”.

1. Заново обретенная ранняя картина Роберта Фалька

Был случай, когда на экспертизу поступила достаточно поздняя работа известного авангардиста Роберта Фалька – с изображением букета. У картины оборот был закрашен серой краской. По рекомендации эксперта (известно, что в советские годы Фальк разрезал свои ранние работы, закрашивал изображение и использовал оборотную сторону) и с согласия владельца мы пригласили реставратора, который смыл краску с оборота. Там действительно оказалась часть другой картины – чьи-то ноги. Стилистически фрагмент «с ногами» можно было отнести к 1910-м годам – это еще раз подтвердило нашу уверенность, что написанный букет – это работа Фалька. Мы сделали заключение на работу и отдали заказчику. Через некоторое время в руки одного коллекционера одновременно от разных дилеров попали две работы. Одна с нашей экспертизой, о которой говорилось выше, – «букет с ногами», а вторая – верхняя часть от наших «ног», с портретом на оборотной стороне (более поздним по времени написания). Так, совместив фрагменты, коллекционер стал обладателем прекрасной работы Фалька 1910-х годов – периода расцвета художника, большого размера, по цене двух поздних работ (что по стоимости просто несопоставимо). Картина художника на аукциона была оценена в 1000000-1500000 евро.

2. Внезапно стали обладателями картины Анисфельда

Как-то раз владелец принес нам картину – пейзаж, доставшийся ему по наследству (с неразборчивой подписью – буква «Б» – и датой «911»), без каких-либо идей об авторстве. Эксперты НИНЭ провели тщательное исследование стилистики произведения, прочитали в инфра-красном и ультрафиолетовом диапазонах излучения подпись – и это оказалась прекрасная ранняя работа известного представителя русского авангарда Бориса Анисфельда. Стилистические картина также прекрасно вписалась в ряд морских пейзажей художника, выполненных во время путешествий в 1910-е годы. Химическое исследование подтвердило возраст полотна. Цены на ранние произведения Бориса Анисфельда на антикварном рынке доходят почти по миллиона евро.

3. Виды подделок

Более 60% поступающих на исследование в НИНЭ им. П.М. Третьякова произведений по результатам экспертизы оказываются поддельными. Существует несколько разновидностей фальсификации живописи и графики. Первый из них – так называемая «перелицовка» – представляет собой переделку одной картины в другую. В этом случае на картину неизвестного художника может быть добавлена подпись известного автора, схожего по стилистике и сюжетам, или более печальный для судьбы картины вариант – подпись подлинного автора работы уничтожается и заменяется подписью более дорогого художника. Западные пейзажи порой «обрастают» русскими церквями, европейские стаффажные фигурки «переодеваются» в русские костюмы или наоборот. Технологическое исследование картин в этом случае усложняется: возраст поддельной картины может соответствовать датам жизни заявленного автора. Часто для фальсификации также используются произведения копиистов. Надпись «Копия с Айвазовского» исправляется на подпись «Айвазовский». Еще один способ – намеренная подделка, которая могла быть выполнена как при жизни художника, так в советское или нынешнее время.

4. Самые подделываемые художники. Опыт НИНЭ им. П.М. Третьякова

НИНЭ им. Третьякова сталкивается с подделками ежедневно – в среднем каждый рабочий день мы получаем на экспертизу три поддельные работы.

Резонансные случаи разоблачения подделок, хорошо известны. Взять хотя бы судебное разбирательство Виктора Вексельберга с Christie’s по поводу фальшивой «Одалиски» Бориса Кустодиева или затянувшееся дело Елены Баснер, связанное с поддельной работой «В ресторане» Бориса Григорьева.

Однако наша внутренняя статистика показывает, что вовсе не Кустодиев или Григорьев являются самыми подделываемыми художниками. Мы составили свой рейтинг русских художников, поддельные работы которых чаще всего встречались в нашей практике.

По причине конфиденциальнос ти мы не публикуем те произведения, которые прошли через нашу экспертизу. Все иллюстрации к этой статье мы взяли из «Каталога подделок произведений живописи», который выпускала в 2008-2009 году Росохранкультура . Они являются достаточно показательными.

5. Маркировки и пометки на картине помогают определить ее происхождение из знаменитого собрания.

Даже когда сомнений в подлинности работы нет, профессиональное исследование может принести очень интересные результаты. Недавно к нам на экспертизу попала хорошая крымская работа известного пейзажиста И.Е. Крачковского. Совершенно типичная и не вызывающая вопросов по подлинности. Казалось бы, какие тут могут быть сюрпризы? Однако исследование оборота в ИК-диапазоне излучения выявило замазанную краской монограмму «АΘ», что позволило нам предположить принадлежность работы к коллекции Государыни императрицы Александры Феодоровны. Дальнейшее архивное исследование полностью подтвердило эту версию. Оказалось, что картина была опубликована в «Каталоге избранных произведений художника», изданном Императорским обществом поощрения художеств в 1902 году, и в «Каталоге посмертной выставки Иосифа Крачковского 1856–1914» (Петроград, 1917). В каталоге было указано: «Весна в Крыму (Глицинiи). Собств. Е.И.В. Государыни императрицы Александры Θеодоровны». После этого открытия работа был переоценена и продана (как нам известно) в несколько раз дороже, чем планировалось изначально.

Читать еще:  Попадает ли под амнистию 2013

На ПЯТОМ месте нашего хит-парада Алексей Кондратьевич САВРАСОВ

За восемь лет работы мы выдали 23 экспертизы на подлинные работы художника. При этом нам принесли 22 подделки.

Саврасов — один из самых ярких героев «Каталога подделок». В нем были собраны в первую очередь «перелицовки» – работы западноевропейск их художников, которые поддельщики выдавали за произведения русских живописцев, ставя фальшивые подписи и убирая/добавляя отдельные детали композиции. Например, с работы немецкого художника Генриха Хиллера исчез деревенский дом и коровы, зато добавилась маленькая русская церквушка. В полотна Саврасова превратились работы малоизвестных в России датчанина Фредерика Роде, немцев Франца Эмиля Краузе и Эдуарда Вильгельма Позе.

Подделывают под Саврасова и русских авторов, в частности его ученика и последователя Юрия Козлова. Художник он был вполне добротный, в живописи и графике воспроизводил типичные «саврасовские» мотивы. Так что подделать его под старшего (и дорогого) товарища не так сложно.

Поддельные работы Саврасова встречаются и в крупных коллекциях, например, фальшивку нашли в собрании покойного российского олигарха Бориса Березовского. Оценочная стоимость этого полотна ранее составляла 550 тыс. долл.

Рекорд на живопись Саврасова держится с 2007 года, когда на торгах Стокгольмского аукционного дома его полотно «Избушка в лесу» ушло за 1,4 млн. евро. Таких цен на Саврасова с тех пор не было, но, тем не менее, хорошие произведения художника стоят десятки и сотни тысяч евро.

ЧЕТВЕРТОЕ место нашего рейтинга по праву занимает Иван Иванович ШИШКИН

Кроме 33 подлинных работ этого пейзажиста, нашим экспертам встретилась 51 фальшивка.

Собственно скандал, который произошел с полотном Шишкина, положил начало длительному процессу по выявлению подделок на русском рынке. После этого заговорили о проблемах в области экспертизы произведений живописи, были признаны многочисленные ошибки в атрибуции, выпущены каталоги подделок и пересмотрена общая ситуация в области экспертизы произведений искусства в России. Все эти действия привели к появлению новых экспертных организаций, создающих сегодня здоровую конкурентную среду и гарантирующих высокий уровень проведения экспертиз, и как следствие достаточной стабильности в этой области.

А скандал тот случился на Sotheby’s в 2004 году. Тогда с русских торгов в Лондоне неожиданно было снято полотно Шишкина «Пейзаж с ручьем». Работа считалась топ-лотом аукциона, была представлена на предаукционной выставке и во всей красе напечатана в каталоге. Предварительно ее оценили в 1-1,2 млн. долл., что тянуло на новый рекорд. Однако прямо перед торгами специалисты шведского аукционного дома Bukowskis узнали в этом «шишкине» полотно малоизвестного голландского живописца Маринуса Куккука, проданное ими годом раньше за скромные для Шишкина, но огромные для Куккуса 57 тыс. долл. Только фигурки людей, нехарактерные для творчества русского живописца, исчезли, да добавилась подпись.

К сожалению, на рынке таких «шишкиных» немало, причем очень часто поддельщикам даже не нужно ничего убирать с полотен, настолько западноевропейск ие пейзажи похожи на русские. А продажа такого полотна неопытному покупателю может принести хороший доход. Ведь сегодня стоимость самой дорогой работы Шишкина «Сумерки», проданной на торгах Macdougall’s в 2013 году, – 2,1 млн. фунтов (около 3,3 млн. долл.).

На ТРЕТЬЕМ месте рейтинга разместился Иван Константинович АЙВАЗОВСКИЙ

О русском маринисте номер один шутят: такое количество «айвазовских», которое сегодня ходит по русскому арт-рынку, сам художник не то что не успел бы написать, но даже подписать. В этой шутке много правды. Искусствоведы до сих пор не пришли к единому мнению о количестве созданных плодовитым Айвазовским работ – по разным оценкам их насчитывается от 6 до 15 тысяч. Отсутствие единого каталога помогает мошенникам умело появляться на рынке с новыми, якобы не известными ранее работами. В наши руки попали 42 подлинных произведения знаменитого мариниста и 54 подделки.

В Айвазовского переделывают как работы западноевропейск их художников, так и русских современников. В каталоге подделок числятся например полотна главы Дюссельдорфской школы Андреаса Ахенбаха или итальянского художника, работавшего на Капри, Консальва Карелли. Однако Айвазовский был настолько популярен при жизни, что в его стиле в России было написано огромное количество работ еще в 19 веке. В Айвазовского переделывали и переделывают работы художников одесской школы Кириака Костанди. Правда теперь, когда произведения и самого Костанди поднялись в цене, уже и под него подделывают собственных учеников.

Кроме того, работы Айвазовского часто воруют. Так, летом 2015 года одно полотно Айвазовского украли из музея в Тарусе, другое – сняли с торгов Sotheby’s как краденную по запросу российского бюро Интерпола.

И подделки, и кражи имеют простое объяснение – Айвазовский художник очень дорогой. Средняя цена на его большое полотно – миллион долларов, а самая дорогая публично проданная работа – «Вид Константинополя и пролива Босфор» – ушла на Sotheby’s в 2012 году за 3,2 млн. фунтов (5,2 млн. долл.).

Почетное ВТОРОЕ место нашего списка занимает Исаак Ильич ЛЕВИТАН с удивительными цифрами.

Наши эксперты выдали 28 заключений на подлинные работы художника, а еще 86 работ были признаны подделками (то есть 75% просмотренных нами работ).

Левитан прожил всего 40 лет, а в пейзажном классе Училища живописи, ваяния и зодчества успел поработать лишь два года до своей смерти в 1900 году. Несмотря на короткий творческий период, у художника было много учеников, последователей и подражателей. Именно их пейзажи, близкие по мотиву, колориту, времени создания, сегодня активно подделывают под знаменитого учителя, просто меняя подпись. Иногда за его произведения выдают ученические копии даже самых известных работ, например, знаменитого «Вечера на Волге» из Третьяковской галереи. Экспертиза работ Левитана сложна еще и потому, что, будучи высококлассным художником, он постоянно развивался и пробовал себя в разных манерах.

На некоторых поддельных работах Левитана стоят надписи вроде «Этюд моего брата. А. Левитан». Это подтверждение ставил на работах художника его брат Авель (Адольф) Левитан. Авелю после смерти Исаака досталось все художественное наследство знаменитого брата, часть из которого он продал. Некоторыми работами Исаака также владела его сестра Тереза – они были вывезены ее детьми в Европу, а потом в Израиль. Левитан относится к тем художникам, для творчества которых не существует каталога-резоне, поэтому среди обилия подделок периодически случаются большие открытия подлинных работ. Так работы, находившиеся в израильском музее, долгое время не были известны российским искусствоведам. А на торгах немецкого дома Auсtionata в 2014 году выставлялось большое полотно Левитана, которое более чем на 100 лет выпало из поля зрения специалистов.

Рекорд на живопись Левитана держится с 2007 году – тогда на Christie’s было продано его полотно «Кремль. Иллюминация» за 3,3 млн. долл.

Наконец, главный герой нашей истории, занимающий ПЕРВОЕ место, — Константин Алексеевич КОРОВИН

Крайне популярный и востребованный на рынке живописец: на 85 проверенных нами подлинников Коровина приходятся 92 подделки.

Подделывать Коровина начали еще при жизни. Известно, что в Риге в начале XX века работала целая фабрика подделок Коровина. После того, как в СССР с имени Коровина сняли запрет и художник вернулся в научный оборот, на первых советских выставках тоже было немало подделок — тогда русские искусствоведы еще не могли отличить истинный коровинский почерк. Сегодня с этим дела обстоят гораздо лучше.

Для Коровина также характерна, пожалуй, самая распространенная тенденция в мире подделок – когда работы учеников или последователей переделывают в произведения учителей. За работы прославленного мастера выдают, например, произведения художника Николая Клодта, близкого приятеля Коровина, который также пришел в своем творчестве к импрессионистиче ской манере письма. Кроме того, Клодт был исполнителем многих коровинских эскизов для монументальных росписей и театра, так что просто не мог не испытать серьезного влияния Коровина на свое творчество, хорошо знал его живопись, использовал некоторые его приемы. Другой пример – Георгий Лапшин, художник-эмигран т, чья импрессионистиче ская манера письма также близка Коровину.

Самое дорогое произведение Коровина продано на Sotheby’s в 2008 году почти за 3 млн. долл.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector