Юридический и фактический адрес не совпадают штраф
Prokurors.ru

Юридический портал

Юридический и фактический адрес не совпадают штраф

Юридический и фактический адрес не совпадают штраф

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Должны ли совпадать место нахождения юридического лица (“юридический” адрес) и “почтовый” адрес?

Гражданское законодательство не содержит понятий “юридический. “, “почтовый. ” и “фактический адрес”, в нем говорится только о месте нахождения организации. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ) и должно быть указано в его учредительных документах (п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 54 ГК РФ). На практике под “юридическим адресом” подразумевают именно адрес места нахождения организации, указанный в учредительных документах, под “фактическим/почтовым адресом” – адрес места осуществления организацией (ее органами управления) повседневной деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (в ООО, например, – генеральный директор, директор, президент и другие (ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”)), а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Подпункт “в” п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ уточняет, что этот адрес места нахождения также рассматривается законом в качестве адреса, “по которому осуществляется связь с юридическим лицом”. Он относится к сведениям о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). Внесение изменений о месте нахождения организации в ЕГРЮЛ производится на основании документов, представленных организацией в соответствии со ст. 17 Закона N 129-ФЗ.

Таким образом, фактически с точки зрения законодательства, “юридический. ” и “фактический/почтовый адрес” организации должны совпадать в адресе места нахождения юридического лица. Несовпадение фактического места нахождения организации с местом нахождения, указанным в учредительных документах и, соответственно, включенным в ЕГРЮЛ, не соответствует закону.

Если сведения о месте нахождения организации (ее исполнительного органа), представленные в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, были указаны неверно при ее создании (или реорганизации), организация может быть привлечена к административной ответственности за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, недостоверных сведений (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ), а если будет доказано умышленное искажение этих сведений – за представление документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). Согласно позиции ФНС РФ, отраженной в письме от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ “О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации”, под недостоверными сведениями понимается неумышленное наличие неточностей, искажений в содержании представленных для государственной регистрации документов. Напротив, термин “заведомо ложные” означает однозначную осведомленность о ложности, недостоверности представляемых в регистрирующий орган сведений, например, при представлении сведений об адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении при государственной регистрации).

В то же время какой-либо специальной нормы, устанавливающей ответственность за перемещение организации в другое место нахождения после регистрации ее образования (реорганизации), законодательство не содержит.

Налоговые органы, обнаруживающие отсутствие организации по месту нахождения, указанному в учредительных документах и, соответственно, ЕГРЮЛ, например, в результате выездов или неполучения юридическим лицом почтовой корреспонденции по этому адресу, пытаются привлекать должностных лиц организаций по той же ст. 14.25 КоАП РФ (смотрите, например, Обзор по вопросу применения дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации, приложение к письму ФНС от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@, постановление заместителя председателя Челябинского областного суда от 02.09.2008 (надзорное производство N 4-а-793)). Однако из п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 13 Закона N 129-ФЗ следует, что закон исходит из того, что местом нахождения юридического лица признается именно адрес, указанный в учредительных документах, достоверность сведений в котором предполагается. Следовательно, фактическое перемещение постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать без доверенности и указанного в учредительных документах, изменением места нахождения, с точки зрения закона, не считается, изменением места нахождения общества считается изменение указания на таковое в учредительных документах. А изменения в устав общества о месте его нахождения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 3 ст. 52 ГК РФ, п. 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ), то есть с момента внесения регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр (п. 2 ст. 11 Закона N 129-ФЗ). При этом срок для представления документов, связанных с внесением изменений в учредительные документы, законом не установлен (п. 5 ст. 5, глава VI Закона N 129-ФЗ).

Исходя из этого, на наш взгляд, организация фактически не может быть привлечена к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление сведений об изменении места нахождения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Существует риск предъявления и иных претензий со стороны налоговых органов в случае выявления отсутствия организации по адресу, указанному в учредительных документах. В ряде случаев налоговые органы пытались в судебном порядке ликвидировать организации на основании ст. 61 ГК РФ по причине грубого нарушения законодательства при их регистрации (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2007 N Ф04-4814/2007(36344-А03-40), ФАС Уральского округа от 26.02.2007 N Ф09-1166/07-С4, ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 N А56-22440/2005), а также на основании п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ по причине грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов (постановления ФАС Московского округа от 07.05.2010 N КГ-А41/4353-10 по делу N А41-25378/09, ФАС Волго-Вятского округа от 11.01.2010 по делу N А43-21631/2009). Однако, как правило, суды вставали на сторону организаций, указывая, что эти нарушения не являются неустранимыми.

Кроме того, необходимо учитывать, что, с точки зрения действующего законодательства, любое место, по которому организация оборудует стационарные рабочие места, то есть рабочие места на срок более месяца, вне места своего нахождения (в том числе, например, рабочее место единоличного исполнительного органа) признается обособленным подразделением (ст. 11 НК РФ). А в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту ее нахождения, так и по месту нахождения всех ее обособленных подразделений.

В настоящее время организации не обязаны предоставлять заявление о постановке на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения, такая постановка на учет осуществляется теперь самим налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в порядке, установленном пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Таким образом, за несообщение сведений о создании обособленного подразделения организация, на наш взгляд, не может быть привлечена к ответственности по ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ. Это подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.07.2011 по делу N А33-1854/2011).

Однако согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения обо всех обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения. Постановка на учет в налоговых органах организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании представленных организацией указанных сведений в течение 5 дней со дня их получения (п. 4 ст. 83, п. 2 ст. 84 НК РФ). В связи с несообщением сведений о создании обособленного подразделения организация может быть привлечена к налоговой ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), а также к административной ответственности за то же нарушение на основании ст. 15.6 КоАП РФ.

Во избежание возможных претензий со стороны налоговых органов рекомендуем внести соответствующие изменения в устав в части сведений о месте нахождения организации в соответствии с п.п. 2, 4 ст. 12 Закона N 14-ФЗ. Для этого в регистрирующий орган представляется заявление по форме Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439, и документы, перечисленные п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. На основании этого заявления будут внесены изменения в ЕГРЮЛ, касающиеся адреса юридического лица. Дополнительных обязанностей организации, связанных с постановкой на налоговый учет по новому месту нахождения организации, законодательством не предусмотрено. В соответствии с п. 4 ст. 84 НК РФ, если организация изменила место нахождения, снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором она состояла на учете, на основании сведений, содержащихся в едином реестре юридических лиц. Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Юридический адрес не совпадает с фактическим: 7 неприятных последствий

Так уж сложилось в российском деловом мире, что существуют два понятия — «юридический» и «фактический» адреса. Юридическим адресом принято считать тот, что указан в ЕГРЮЛ и такой термин существует (посмотрите «Современный экономический словарь» Райзберга Р.А., 6-е издание, ИНФРА-М, 2011 год). Этого нельзя сказать о термине «фактический адрес», который был создан в разговорной речи для удобства, ведь офисы многих компаний находятся далеко не там, куда ФНС им отправляет корреспонденцию. Интересный факт: Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» допускает возможность для компаний находиться не по месту их регистрации. Возникает вопрос: Какая разница, где расположена фирма? Закон ведь не нарушен. Формально да, а по факту — отсутствие вашей связи с официальным местом регистрации может повлечь за собой ряд сложностей в контактах с уполномоченными органами и вашими клиентами. Какими? Сейчас расскажем.

Последствие №1 «Важная корреспонденция не дойдет до получателя»

Адрес компании, указанный в ЕГРЮЛ, воспринимается Налоговой службой, Пенсионным фондом, банками и прочими официальными организациями, как почтовый адрес, по которому кто-то обязан проверять корреспонденцию и оперативно реагировать на нее. Более того, с точки зрения той же самой ФНС, любое письмо, отправленное по этому адресу, априори считается прочитанным. Следовательно, при возникновении разногласий с уполномоченным органом по данному вопросу, правда будет не на вашей стороне. В этой ситуации мы рекомендуем при регистрации или перерегистрации фирмы указать адрес постоянного местонахождения одного из членов ООО или адрес непосредственно руководителя. Как результат, закон не нарушен и проблем с письмами и извещениями тоже быть не должно

Последствие №2 «Предоставление заведомо ложных сведений в ЕГРЮЛ»

Под понятием «заведомо ложные сведения» подразумевается информация или данные, которые не соответствуют действительности и об этом знает сам заявитель. В нашем случае может получиться так, что директор при регистрации или перерегистрации фирмы сообщил в уполномоченный орган совершенно некорректные данные. К ним могут относиться: а) несуществующий адрес; б) по данному адресу находится здание, непригодное для размещения офиса, производства, склада и т.д.; в) в этом месте ни при каких обстоятельствах не может располагаться фирма (к примеру, это воинская часть). Также, сотрудники Налоговой службы имеют полное направить на это место «своего человека» проверить, действительно ли там находится соответствующая фирма. В том случае, если подтвердится факт дачи ложных сведений, то руководителю организации придется в лучшем случае заплатить штраф в размере от 5000 до 10000 рублей, а в худшем случае – по решению суда быть дисквалифицированным от руководящей работы сроком на 1 или 3 года. Данное правило действует в нескольких случаях:

Читать еще:  Штраф за непристёгнутого ребёнка 2018

Если с момента регистрации фирмы «не по тому» адресу прошло не менее года;

Если факт несоответствия адресов был подтвержден несколько раз. Данная проблема отсылает нас к последствию №1 и это означает, что вышеуказанные процедуры могут начаться с того момента, когда никто из ответственных лиц не будет отвечать на важную корреспонденцию.

Последствие №3 «Проблемы с обслуживающим банком»

В основе коммерческой деятельности юридических лиц в России лежит тесное сотрудничество организаций с банками. Эта важная составляющая бизнеса может доставить немало хлопот в том случае, если банк обнаружит разночтения в договоре обслуживания с вашей организацией. При заключении договора обслуживания указывается реальный или «фактический» адрес вашего нахождения. Может получиться так, что фирма, открываясь, работала по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а далее решила сменить офис, не внеся соответствующие изменения в Реестр. В этой ситуации у банка остаются старые сведения. ФНС тесно сотрудничает с финансовыми организациями и может на полном основании предоставить компрометирующую вас информацию в банк, тем самым нарушить доверие к вам со стороны последнего. На этом этапе многое зависит от политики самого финансового органа – он может потребовать перезаключить договор, что будет самым лучшим вариантом развития событий, или же может в одностороннем порядке расторгнуть с вами договор, что само по себе ни к чему хорошему не приводит. В этом случае мы советуем фирмам по возможности сообщать сведения о фактическом расположении во все инстанции, контактирующие с вами. Скрывать здесь нечего, ведь закон не нарушается.

Последствие №4 «Ваши контрагенты откажутся от сотрудничества»

Это крайняя, но все же реальная проблема, которая может возникнуть. Механизм очень простой: ФНС направляет письма на несуществующий адрес и получает спустя некоторое время уведомление о возврате письма с пометкой «за истечением срока хранения». Далее Налоговая служба имеет право разместить в открытые источники информацию о том, что ваша организация не расположена по указанному в ЕГРЮЛ адресу. Данный факт вредит репутации фирмы, т.к. ваши будущие, а может, и действующие клиенты не захотят иметь дело с организацией, находящейся под «подозрением» фискального органа. Разумеется, руководства двух компаний могут связывать не только деловые, но и, если хотите, дружеские отношения. Это означает, что несоответствие юридического с фактическим адресом ровным счетом для них не будет иметь никакого значения. Однако, помните, что участие в аукционах, государственных закупках потребуют от вашей формы максимальной прозрачности. Разве это не стоит того, чтобы сообщить о себе достоверные сведения?

Последствие №5 «Штраф за нарушение порядка использования ККТ»

Введенные в 2016 и 2017 годах поправки в области правил применения контрольно-кассовой техники также затрагивают обсуждаемый нами вопрос. Так, ККТ должна быть установлена по адресу ее использования (Пункт 2 ст. 4.2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ). Налоговой орган может проводить соответствующие проверки на предмет соответствия ее применения. Если в результате инспекции обнаружатся нарушения, инспекторы могут выписать штраф в размере от 5000 до 10000 рублей на юридическое лицо, а также штраф от 1000 до 1500 рублей на руководителя фирмы (Часть 4 ст. 14.5 КоАП РФ). Во избежание этого следует перерегистрировать ККТ на реальный адрес (более подробно об этом написано в Подпункте “б” п. 76 Регламента, утв. Приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н.). Однако, практика показывает, что при первом нарушении компания может избежать наказания, получив только предупреждение. В любом случае, надеяться на случай в данном вопросе уж точно не стоит.

Последствие №6 «Штраф за ведение незаконной коммерческой деятельности»

Под определение «незаконной коммерческой деятельности» попадает деятельность фирмы, которая не зарегистрирована в официальных источниках. В нашем случае, это означает «раздвоение» фирмы на «головную» организацию и обособленное подразделение. С точки зрения ФНС, по юридическому адресу у фирмы расположен головной офис, а по фактическому – ОП. Данная формулировка неверна по своей сути, т.к., во-первых, Налоговая служба должна сначала доказать расположение офисов компании по двум адресам, а далее «поднять» документы о регистрации ОП, если таковые вообще существуют. На лицо прочтение закона в корыстных интересах, однако, фирма с легкостью может избежать подобного рода недоразумение, если о ее фактическом адресе будет заблаговременно известно ФНС. Иначе неизвестный адрес может являться аргументом в пользу того, что у вас существует незарегистрированное обособленное подразделение, по которому необходимо вставать на учет в ИФНС. Не стали отстаивать свои права, будьте добры заплатить штраф в размере 40000 рублей (Пункт 2 ст. 116 НК РФ).

Последствие №7 «Принудительная ликвидация фирмы»

Сразу хотим пояснить, что данная мера со стороны ФНС не является чем-то из ряда фантастики, а действительно применяется на практике. Опять-таки, все упирается в письма. Приведем пример: в компанию было отправлено множество писем с «просьбой» на них отреагировать, но обратной связи не поступило. Налоговая служба по своему усмотрению может подать иск в суд на это юридическое лицо с требованием ликвидировать организацию, которая «молчит». Самое неприятное здесь то, что суды часто удовлетворяют подобные иски, для чего рекомендуем изучить судебную практику арбитражных судов в своем регионе. До этого решения, надо заметить, ФНС рассылает корреспонденцию по известной ей адресам, обращаясь к генеральному директору или учредителям ООО с требованием ответить. Данные пример в очередной раз подчеркивает необходимость иметь контакт с проверяющими органами.

Выводы

Описав 7 последствий несоответствия юридического и фактического адресов, мы приходим к достаточно простым и очевидным выводам:

Компании нельзя игнорировать обращения к ним государственных инстанций;

Если адреса фирмы не совпадают, то об этом должны знать все те, с кем вы имеете дело, включая ФНС, ПФР и банк;

Договор банковского обслуживания должен содержать правдивую информацию о вашем юридическом лице;

Любое изменение в адресе фактического нахождения фирмы не должно оставаться в тайне;

Как юридический, так и фактический адреса должны быть реальными.

Желаем вам успехов, и помните: несоответствие двух адресов не является нарушением закона. Закон будет нарушен тогда, когда вы об этом не сообщите «нужным» органам, что не должно вызвать непреодолимые сложности на практике.

Чем опасно для компании несовпадение юридического и фактического адресов

Инспекторы часто придираются к тому, что фактический адрес компании не совпадает с юридическим. Но не всегда претензии обоснованны. Мы проанализировали самые распространенные споры и оценили, каковы шансы налогоплательщиков на победу в суде.

Для начала напомним, что понятия «юридический адрес» и «фактический адрес» прямо законодательством не определены. Есть только адрес (местонахождение) постоянно действующего исполнительного органа, по которому должна быть зарегистрирована компания. И именно этот адрес должен быть указан в уставе организации. Такие правила прописаны в пунктах 2 и 3 статьи 54 Гражданского кодекса РФ. И отсюда идут все разногласия с проверяющими.

А теперь поговорим о спорах, которые часто приходится рассматривать арбитражным судам Московского округа.

Требование инспекторов: «Ликвидировать компанию!»

На практике встречаются случаи, когда ИФНС при выездной проверке, не обнаружив налогоплательщика по адресу, указанному в учредительных документах, обращается в суд с иском о ликвидации. Ревизоры требуют признать устав компании и соответствующее свидетельство о госрегистрации недействительными.

Однако шансов у них почти нет. Главный аргумент: отсутствие компании по юрадресу не является грубым нарушением. А только грубые нарушения влекут за собой ликвидацию — пункт 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ. Что касается более мелких «грехов», то они не носят неустранимого характера, а значит, не являются существенным основанием для прекращения деятельности. В данном случае компания может просто-напросто внести в устав изменения относительно адреса. Пример — постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 сентября 2007 г. № 09АП-10185/2007-АК.

Аналогичные выводы, которые доказывают необоснованность требований инспекторов, содержатся в пункте 3 постановления Конституционного суда РФ от 18 июля 2003 г. № 14-П.

Кроме того, суды подчеркивают: тот факт, что организация при проверке не находилась по юридическому адресу, не означает, что раньше, в момент представления документов для государственной регистрации, ее там не было.

Таким образом, если компания столкнулась с подобными претензиями со стороны налоговых инспекторов, у нее есть все шансы оспорить их в суде.

Шансы компании на победу в суде: высокие.

Требование инспекторов: «Обязательно представить документы для госрегистрации изменения местонахождения!»

Некоторые инспекторы, не обнаружив компанию по юридическому адресу, не грозят ликвидацией, однако заставляют отразить в уставе изменение адреса. А чтобы добиться исполнения таких требований, ревизоры сразу обращаются в суд.

Однако и в этом случае судьи практически всегда на стороне налогоплательщиков. И если инспекция вправе хотя бы поднять вопрос о ликвидации компании (как мы сказали выше — без особых шансов на успех), то требовать от предприятия изменить устав абсолютно незаконно. К тому же отсутствие компании на момент проверки по официальному адресу, как уже было сказано, не свидетельствует о том, что она не располагалась там в момент регистрации.

Именно такие аргументы поддержали судьи ФАС Московского округа в постановлении от 30 октября 2006 г. № КА-А40/10640-06. А в постановлении от 24 октября 2006 г. № КГ-А40/10076-06 говорится, что Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен заявительный порядок подачи документов на регистрацию. То есть достоверность представленных сведений на совести компании-заявителя.

Шансы компании на победу в суде: высокие.

Требование инспекторов: «Зарегистрировать по фактическому адресу обособленное подразделение и заплатить штрафы!»

С таким требованием столкнутся только те компании, у которых фактический и юридический адреса находятся в ведении разных инспекций. Зачастую в первичных документах и договорах указывается настоящее местоположение. И в ходе проверок контрагентов обнаруживается несовпадение адресов.

В этом случае налоговики с той территории, где на самом деле работает компания, могут потребовать зарегистрировать обособленное подразделение. И заплатить штраф за несвоевременную постановку на учет.

Напомним, что совершить это действие организация должна в течение месяца со дня его создания. Иначе компании грозит штраф в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 116 Налогового кодекса РФ). А если постановку на учет задержали на срок более 90 дней, то размер санкции вырастает до 10 000 руб. Помимо этого лично руководителю предприятия грозит административная ответственность по пункту 2 статьи 15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штраф — от 2000 до 3000 руб.

Увы, в этом случае московские судьи, как правило, соглашаются с налоговыми инспекторами. Подтверждением служит постановление ФАС Московского округа от 20 июня 2007 г. № КА-А40/5386-07 (с учетом постановления Президиума ВАС РФ от 26 февраля 2008 г. № 11542/07 по этому же делу).

Помимо штрафа по статье 15.3 КоАП ревизоры нередко пытаются наказать руководителя компании еще и на основании пункта 3 статьи 14.25 этого же кодекса. Ведь тот не подал сведения о юрлице в регистрирующий орган. Налоговики ссылаются на письмо УФНС по Москве от 26 июня 2007 г. № 09-10/060223 @ . Максимальный штраф в этом случае составляет 5000 руб.

Но с последней санкцией дела для налогоплательщика обстоят лучше. Судьи не согласны с инспекторами. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 22 октября 2007 г. № КА-А40/10774-07 сказано: порядок регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, установлен главой VI Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ. Сроки представления таких сведений в регистрирующий орган там не прописаны. Значит, штрафы, предъявленные налоговыми инспекторами по статье 14.25, неправомерны.

Шансы компании на победу в суде: невысокие.

Требование инспекторов: «Покупатель должен доплатить НДС, пени и штрафы, поскольку вычет неправомерен!»

Это серьезная проблема, но касается она не самой компании, а ее контрагентов. Зачастую им отказывают в вычете по НДС из-за продавца, у которого фактический адрес не совпадает с юридическим. Аргументация такова: согласно пункту 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ, в счете-фактуре должны быть обозначены адреса покупателя и продавца. Если же продавец отсутствует по указанному адресу, значит, документ содержит недостоверные сведения. И вычет по НДС необоснован.

Читать еще:  Прорыв водопроводной трубы до счетчика. Чья ответственность?

По той же причине, но уже реже инспекторы «снимают» расходы по налогу на прибыль.

Шансы компании на победу в суде зависят от того, какой вид адреса указан в счете-фактуре. Начнем с худшего варианта.

В счете-фактуре указан фактический адрес. Если в документе значится адрес, отличный от юридического, столичные налоговики точно откажут в вычетах. Они ссылаются на письмо ФНС России от 14 июля 2009 г. № ШС-22-3/564@ . По мнению налогового руководства, речь идет о прямом нарушении пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса РФ.

Судебная практика в данном вопросе довольно противоречива, но шансы у компании есть. Нужно признать, что нарушение действительно имело место, однако нарушение пункта 3 статьи 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а не налогового законодательства. То есть продавец должен быть оштрафован за подачу недостоверных сведений при регистрации, а покупатель здесь вообще ни при чем.

Шансы компании на победу в суде: средние.

В счете-фактуре указан юридический адрес, не совпадающий с фактическим.

Итак, в отгрузочных документах фигурирует тот же адрес, что и в уставе компании. С точки зрения чиновников, нарушений нет (см. письма ФНС России от 14 июля 2009 г. № ШС-22-3/564 @ , УФНС России по г. Москве от 13 декабря 2006 г. № 19-11/109634, Минфина России от 7 августа 2006 г. № 03-04-09/15). Но, как видно из практики, налоговики на местах пытаются поспорить. Но не слишком успешно. Пример — постановление ФАС Московского округа от 24 июня 2008 г. № КА-А41/5627-08.

Шансы компании на победу в суде: выше средних.

Если компания стремится оградить себя даже от потенциальных претензий ревизоров, стоит заранее навести порядок со своими фактическим и юридическим адресами. Есть два возможных варианта.

Компания ведет всю деятельность по фактическому адресу. В таком случае имеет смысл перерегистрироваться на фактический адрес. Для этого в налоговую инспекцию, занимающуюся регистрацией юрлиц, подается заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Срок для регистрации адресных изменений не установлен. Поэтому оштрафовать руководителя организации за непредставление или несвоевременное представление сведений о смене адреса, как мы уже говорили, нельзя.

У компании есть подразделения как по юридическому, так и по фактическому адресу.

Однако о «фактическом» офисе инспекторам ничего не известно. Тогда нелишним будет зарегистрировать по второму адресу обособленное подразделение. Напомним, штрафов можно избежать, если сделать это в течение месяца после создания подразделения (п. 4 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Для этого нужно предпринять следующие действия.

1. Письменно сообщить о создании обособленного подразделения в ИФНС по месту учета самой компании (подп. 3 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ). Для этого предусмотрена специальная форма № С-09-3 (утв. приказом ФНС России от 21 апреля 2009 г. № ММ-7-6/252 @ ).

2. Подать в инспекцию — уже по местонахождению подразделения — заявление о постановке на учет. Правда, при условии, что головная организация и обособленное подразделение находятся на территории разных ИФНС. Использовать нужно форму № 1-2-Учет, утвержденную приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-09/826 @ .

Если же допофис находится в ведении той же инспекции, что и головная компания, то формально регистрировать его не нужно. Это следует из письма Минфина России от 21 апреля 2008 г. № 03-02-07/2-73. Однако в Налоговом кодексе РФ такой нюанс четко не прописан, поэтому во избежание споров все же лучше сообщить об открытии обособленного подразделения. Ведь точка зрения инспекторов на местах не всегда совпадает с позицией Минфина.

Чем рискуют компании, не находящиеся по юридическому адресу в 2019 году?

Под юридическим адресом в деловом обороте понимается адрес государственной регистрации юридического лица, который указан в ЕГРЮЛ в качестве адреса местонахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Однако на практике не всегда компания фактически находится по месту своей регистрации. Некоторые руководители ошибочно полагают, что если фирма не находится по юридическому адресу, то это может повлечь максимум небольшой штраф, однако рисков гораздо больше. О них и поговорим в материале

Вы можете не получить действительно важное письмо

Все заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, будут считаться полученными компанией с момента доставки корреспонденции на ее юридический адрес, даже если она там фактически не находится (пункт 3 ст. 54, п. 1 ст. 165.1 ГК РФ).

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (п.1. Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).

Таким образом, ненахождение компании по юридическому адресу может повлечь негативные последствия, связанные с неполучением важной корреспонденции., Например, неполучение судебного извещения может повлечь принятие судебного решения без участия представителя организации, при этом организация будет считаться извещенной надлежащим образом.

Или, если должник в порядке, установленном в договоре, направил кредитору извещение о необходимости принятия исполнения, но оно не было принято кредитором в связи с неполучением извещения, то кредитор считается просрочившим. Должник может потребовать возмещения убытков (ст. 406 ГК).

Оставление без ответа запроса налогового органа, направленного по почте, влечет риск привлечения организации к налоговой ответственности (ст. 126, ст. 129.1 НК РФ).

Санкции по п. 1 ст. 126 применяются за непредоставление в ФНС документов, в том числе запрашиваемых налоговиками в ходе проверок. Штраф за несвоевременное предоставление документов в налоговую составляет 200 руб. за каждый неподанный документ. Штраф за отказ предоставить декларацию о прибыли контролируемой иностранной компании и документы к ней (п. 5 ст. 25.15 НК РФ), составляет 100 тыс. руб.

Штраф по п. 2 ст. 126 грозит организациям и ИП, которые отказались подать имеющиеся у них сведения о другом налогоплательщике по запросу ФНС, либо предоставили недостоверную информацию о нем. Размер штрафа для юридических лиц и ИП составит 10 тыс. руб.

Наказание по ст. 129.1 применяется к налогоплательщикам, которые неправомерно не сообщили налоговому органу необходимые сведения или своевременно не передали требуемую информацию. Данная норма применяется в том числе за отсутствие пояснений при несдаче вовремя «уточненки», запрашиваемой в рамках камеральной проверки (п. 3 ст. 88 НК РФ). Штраф по данной статье составляет 5000 руб. В случае повторного нарушения в течение года штраф составит 20 тыс. руб.

С вас могут взыскать штраф за ненахождение по юридическому адресу 2019

Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) предусмотрено право регистрирующего органа проводить проверку достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, в том числе путем проведения осмотра объекта недвижимости (пп. «г» п. 4.2. ст. 9 Закон № 129-ФЗ). Если в результате такой проверки инжекторы ИФНС выявят факт отсутствия юридического лица по месту его регистрации, то руководитель компании может быть привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.25. КоАП РФ за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в виде штрафа от 5 000 руб. до 10 000 руб.

Привлечь руководителя к ответственности по данной статье возможно только в пределах срока давности, составляющего 1 год, исчисляемого со дня подачи в ИФНС заявления о государственной регистрации либо заявления о внесении в ЕГРЮЛ сведений об изменении места нахождения юридического лица с указанием недостоверного адреса.

Если такое нарушение совершено повторно либо сведения об адресе юрлица, поданные при его госрегистрации, были заведомо ложными, то руководитель может быть дисквалифицирован на срок от 1 до 3 лет (ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ).

Таким образом, может показаться, что «ничего страшного, если компания не находится по юридическому адресу: ответственность небольшая и срок давности коротки». Однако все не так просто.

Организацию могут исключить из ЕГРЮЛ без суда

Представим, что прошла проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ и установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, в том числе о его адресе. В этом случае, регистрирующий орган направляет такому юридическому лицу, его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени этого юридического лица (например, директору), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (уведомление о недостоверности).

В течение 30 дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

Если компания не предоставит подтверждение достоверности адреса, указанного в ЕГРЮЛ, или если , представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице (п. 6 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).

С 01.09.2017 г. вступили в силу дополнения в Закон № 129-ФЗ, в соответствии с которыми в случае если запись о недостоверности сведений находится в ЕГРЮЛ в течение более чем 6 месяцев с момента ее внесения, налоговый орган вправе исключить юридическое лицо из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке (пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).

Налоговая может потребовать ликвидации организации в суде

Основания для принудительной ликвидации юридического лица по решению суда указаны в п. 3 ст. 61 ГК РФ. В этих случаях юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом.

Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица:

если при создании юридического лица допущены грубые нарушения закона или иных правовых актов (если эти нарушения носят неустранимый характер);

если нарушения законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц неоднократные либо грубые (п. 2 ст. 25 Закона № 129-ФЗ).

Таким образом, регистрирующий орган может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица при одновременном наличии 3-х условий (пункт 2 статьи 61 ГК РФ, пункт 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ) (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»):

есть информация о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.),

Читать еще:  Можно ли вернуть деньги за телевизор надлежащего качества?

этому юридическому направлялось уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе;

запрашиваемые сведения не были предоставлены в разумный срок

Суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить юридическому лицу принять меры по устранению указанного нарушения путем представления в регистрирующий орган достоверных сведений о своем адресе. Если ответчик выполнит требование суда, налоговому органу в иске будет отказано (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 N 13АП-15071/2018 по делу N А42-1658/2018).

В судебной практике имеются случаи удовлетворения исков регистрирующих (налоговых) органов о ликвидации юридических лиц в связи с выявлением факта несовпадения их юридического и фактического адресов, когда юридическое лицо по указанию суда не представляет в регистрирующий орган достоверные сведения о своем адресе, так как отсутствие связи с юридическим лицом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, является грубым нарушением закона (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.08.2018 N Ф01-2793/2018 по делу N А79-2640/2017).

Банк может отказаться от заключения либо расторгнуть заключенный с компанией договор банковского счета

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» на банки и некоторые другие организации возложена обязанность идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, и устанавливать, в том числе в отношении юридических лиц, их наименование и адрес юридического лица, а пунктом 3 указанной статьи — обязанность по систематическому обновлению информации о клиентах.

Таким образом, достоверная информация о местонахождении юридического лица является существенным условием договора банковского счета как при заключении, так и при исполнении договора. Непредставление клиентом необходимых сведений при изменении его идентификационных признаков может служить основанием для расторжения банком договора банковского счета (Постановление Президиума ВАС РФ от 27.04.2010 N 1307/10 по делу N А40-50083/09-29-388).

С вас могут взыскать штраф за нарушение порядка применения контрольно-кассовой техники (ККТ)

В соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон № 54 — ФЗ), при регистрации ККТ в заявлении о регистрации ККТ указывается в том числе адрес и место установки ККТ (п. 2 ст. 4.2. Закона № 54-ФЗ).

В случае, если при регистрации ККТ организация указала юридический адрес, а использует ККТ по фактическому адресу нахождения организации, не совпадающим с юридическим, то это может быть квалифицировано как использование ККТ по незарегистрированному месту установки. За это организация или ИП могут быть привлечены к административной ответственности по ч.4 ст. 14.5 КоАП РФ за нарушение установленного порядка применения ККТ в виде предупреждения или штрафа на должностных лиц в размере от 1 500 до 3 000 рублей, на юридических лиц — предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей (Постановление ВС РФ от 11.08.2015 по делу № А19-15703/2013, письмо УФНС России по г. Москве от 02.03.2011 № 17-26/019349@).

Налоговые органы могут признать деятельность компании не по юридическому адресу созданием обособленного подразделения

Постановка российской организации на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст.83 НК РФ).

Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ (п.4 ст. 83 НК РФ).

По мнению Минфина России, если офис организации расположен не по тому адресу, который указан в ЕГРЮЛ, то такой офис должен быть оформлен как обособленное подразделение в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 83 НК РФ, или как филиал либо представительство на основании п. 3 ст. 83 (Письма Минфина России от 06.09.2018 N 03-12-13/63746, 03-12-13/63812).

Налогоплательщики обязаны письменно сообщить в налоговую инспекцию об обособленном подразделении (за исключением филиалов и представительств) в течение одного месяца со дня его создания (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

За непредставление в срок сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, организация может быть привлечена к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ, а также для должностных лиц предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в виде штрафа от 300 до 500 рублей.

Юридический адрес не совпадает с фактическим

Здравствуйте, создал ООО по месту проживания (в квартире) в Москве. Потом взял в аренду земельный участок в Подмосковье и построил на нем мойку самообслуживания. Изначально ООО сделал на УСН. Когда оформил договор субаренды и возвел временную постройку перешел на ЕНВД так как для моего вида деятельности это было можно было сделать.

Спустя два года из 46 налоговой в Москве, где я регистрировал ООО пришло уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений об адресе.

За несколько дней до отправления мне уведомления из налоговой, я начал процедуру проведения спецоценки рабочих мест. Я, как единственный сотрудник ООО, который работает дома и ездит на эту мойку периодически, чтобы поддерживать ее работу, указал в компании по проведению спецоценки, что у меня два рабочих места: квартира, где зарегистрировано ООО и мойка, где я работаю пару часов в день, чтобы убраться и добавить химию в цистерны.

Делаю вывод, что налоговая как-то получила эти сведения из компании по проведению СОУД и сработала автоматическая проверка и отправка мне уведомления. Так как я указал, что на мойке есть рабочее место. А это уже основания для создания обособленного подразделения.

Компания по проведению спецоценки настояла на том, чтобы я указал все свои рабочие места. Хотя я говорил, что на мойке никто не работает, так как она самообслуживания и клиенты сами моют свои машины.

Однако теперь получается, что я сам там работаю и работал все время. А налоговую не уведомил о том, что это подразделение было создано.

Как мне теперь быть? Могу ли я обратиться в компанию, которая проводила СОУД и попросить их данные о проведении оценки изменить? Или мне создать подразделение с декабря месяца, когда я подал данные в компанию по проведению спецоценки и успеть без просрочки зарегистрировать обособленное подразделение?

Я уточнил, что штраф за несоздание подраздления составляет 10% с оборота за весь период с момента необходимого создания подразделения. А у меня это почти 2 года деятельности и сумма совсем не маленькая.

И вообще должен ли я создавать подразделение, если там нет сотрудников? При этом я в ЕНВД подаю, что на мойке работает 1 человек и плачу налоги соответствующие. (в ООО работает один человек — генеральный директор. В должностной инструкции которого вменена несвойственная данной должности обязанность по уборке на территории мойки и поддержании ее работы)

Физическим показателем для расчета ЕНВД является рабочее место. Соответственно и рабочее место должно быть зарегистрировано по месту уплаты ЕНВД. Следовательно и НДФЛ нужно платить туда же куда и ЕНВД.

Получается странная ситуация, когда один сотрудник работает на двух рабочих местах в разных городах. Куда платить НДФЛ с его зарплаты? По месту юридического адреса или по месту уплаты НДФЛ?

Вообще возможно, что на мойке самообслуживания не будет рабочего места? Ведь вендинговые аппараты не имеют рабочих мест, однако их обслуживают. Так и на мойке самообслуживания, она по сути вендинг, ее также надо обслуживать и заправлять шампунем. И не будет ли это поводом для того, чтобы убрали ЕНВД, ведь физический показатель я показываю, что есть, а НДФЛ с этого показателя я уже два года плачу в Москву.

Ответы юристов ( 1 )

Сейчас достаточно распространено такое обывательское понятие, как юридический адрес организации. Говоря юридический адрес, подразумевают адрес места нахождения организации.

Место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации. А государственная регистрация организации осуществляется по месту нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени организации без доверенности (п.2 ст.54 ГК РФ).

Иными словами, адрес места нахождения организации – это тот адрес, который указан в учредительных документах.

Под фактическим адресом понимают адрес, где организация находится и осуществляет деятельность на самом деле.

По мнению некоторых территориальных налоговых органов, отличие «юридического» адреса от «фактического», по сути, является созданием обособленного подразделения. То есть они считают, что по фактическому адресу находится не сама организация, а ее обособленное подразделение.

По нашему мнению, такой подход неверный. Обособленное подразделение, в первую очередь, должно быть территориально обособлено от головной организации. А в ситуации, когда организация ведет деятельность по адресу, отличному от указанного в учредительных документах, обособленное подразделение не создается, поскольку в таком случае отсутствует головная организация (по «юридическому» адресу никого нет, и деятельность там не ведется). То есть для признания создания обособленного подразделения должна быть и головная организация.

Тем не менее, чтобы избежать лишних и ненужных споров с налоговыми органами, рекомендуем внести изменения в учредительные документы, поменяв сведения о месте нахождения организации.

В Налоговом кодексе РФ есть две статьи, связанные с постановкой на учет.

Статья 116 НК РФ предусматривает штраф в размере 5000 рублей за нарушение срока подачи заявления о постановке на налоговый учет. Если срок нарушен более чем на 90 дней, то штраф увеличится в два раза и составит 10 000 рублей.

Сразу оговоримся, что за неуведомление налогового органа о создании или закрытии обособленного подразделения Налоговым кодексом ответственность не установлена.

Статья 117 НК РФ предусматривает ответственность за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Причем санкции по этой статье значительно больше, чем санкции по статье 116 НК РФ. Так, за указанное правонарушение статья 117 НК РФ предусматривает штраф в размере 10% от доходов, полученных от деятельности, которая велась без постановки на учет в налоговом органе, но не менее 20 000 рублей. Если такая деятельность велась более 90 дней, то штраф увеличится вдвое и составит 20% от доходов, но не менее 40 000 рублей.

Иными словами, статья 116 НК РФ должна применяться в тех случаях, когда организация сама подала заявление о постановке на учет, но при этом пропустила сроки. Статья 117 НК РФ должна применяться в случаях, если налоговый орган обнаружил и зафиксировал ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учет.

Существует мнение, что объективная сторона статьи 117 НК РФ охватывает лишь ведение деятельности без постановки на учет вообще, а не обособленного подразделения. То есть, если организация стоит на учете в налоговом органе, то привлечь ее к ответственности за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет в налоговом органе по месту его нахождения нельзя (постановления ФАС Московского округа от 20.06.2007 N КА-А40/5386-07, от 05.10.2007 N КА-А40/10377-07, ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2004 N А66-6713-03).
Однако не все суды разделяют подобное мнение, например, ФАС Дальневосточного округа подтвердил правомерность привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 117 НК РФ за ведение деятельности через обособленное подразделение без постановки на учет (постановление от 03.09.2008 N Ф03-А04/08-2/3593).

Таким образом поменяйте фактический адрес в уставе и подайте документы на внесение изменений в Егрюл.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector