Какой предусмотрен порядок увольнения из ВС РФ?
Prokurors.ru

Юридический портал

Какой предусмотрен порядок увольнения из ВС РФ?

Порядок увольнения военнослужащего с военной службы

Увольнение по собственному желанию с военной службы нельзя назвать распространенной ситуацией. Несущий службу гражданин не располагает теми же правами, что и трудящийся на предприятии в соответствии с трудовым законодательством. В одностороннем порядке отказаться от исполнения обязанностей с уведомлением за определенный срок военнослужащий не вправе. И законодатель идет по пути постоянного ужесточения законодательства: так, недавно принята поправка, в соответствии с которой, если военнослужащий подлежит увольнению с военной службы за виновные действия (несоблюдение условий, нарушение запретов и т. д.), он не вправе выбрать основание прекращения взаимоотношений, даже если у него они есть (достижение предельного возраста, например).

Контракт заключается на определенный срок, не менее двух лет, и досрочное его расторжение по-прежнему вызывает большие вопросы в правоприменительной практике.

Законодательная основа увольнения военнослужащего

ФЗ № 53 “О воинской обязанности в военной службе”, принятый еще в 1998 году, устанавливает общие положения несения этой обязанности гражданами. Понятие «увольнение» может быть отнесено не только к контрактникам, осуществляющим ее на основании отдельного документа, заключенного между сторонами. Этот же термин действует и в отношении срочников, однако обычно вопросы вызывает именно расторжение соглашения с контрактниками.

По ст. 50 ФЗ № 53, военнослужащие увольняются:

  • в запас (если они достигли определенного возраста — могут быть в будущем призваны на военные сборы);
  • в отставку (достигли предельного возраста запаса или имеют серьезные проблемы со здоровьем и признаны негодными к службе).

Порядок увольнения офицеров до звания полковника или капитана 1 ранга определен Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237.

В ст. 51 ФЗ 53 указаны основания увольнения военнослужащих с военной службы, их можно поделить на три основные группы:

  • по не зависящим от сторон причинам (истечение срока, достижение предельного возраста, состояние здоровья);
  • по волеизъявлению командования (за виновные действия, при утрате доверия);
  • по инициативе служащего.

Таким образом, не существует отдельной статьи увольнения с военной службы по контракту, все основания прекращения контракта перечислены в одной статье ФЗ 53. Досрочное увольнение с военной службы по контракту по собственному желанию гражданина возможно при наличии уважительных причин.

Кроме того, взаимоотношения сторон регулируются Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента № 1237 в 1999 году.

Уважительные причины для увольнения

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ № 8, принятым в 2014 году и обобщающим судебную практику по вопросам расторжения контрактов с военными, уважительными признаются причины, обстоятельства, не позволяющие полностью выполнять гражданину возложенные на него обязанности.

Исходя из практики, таковыми являются:

  • состояние здоровья;
  • переезд жены или детей;
  • необходимость присмотра за родственниками;
  • перевод на новое место с понижением;
  • невыполнение командованием условий контракта, существенное и периодическое;
  • несоответствие должности образованию.

Порядок действий для контрактников

Как уволиться с военной службы по контракту? Гражданину необходимо совершить следующие действия в соответствии с законодательством:

  • подготовить доказательства уважительных обстоятельств или обстоятельств, не зависящих от волеизъявления сторон (например медзаключение);
  • составить рапорт и передать командованию.

Дальнейшее будет происходить лишь при пассивном участии военнослужащего. Алгоритм будет следующим:

  1. Командир проводит беседу и выясняет возможности продолжения службы с учетом полученной информации.
  2. Командир собирает пакет документов (рапорт, лист беседы, личное дело) и направляет их в аттестационную комиссию, которая не решает вопрос о прекращении контракта (это прерогатива командира), но дает ему рекомендации.
  3. Комиссия рассмотрит рапорт, оформит решение протоколом и донесет суть решения до гражданина.

На завершающей стадии происходит оформление расторжения контракта, составление приказа, выплата компенсаций.

Заявитель вправе обжаловать решение комиссии при несогласии с ним.

Таков порядок увольнения военнослужащего с военной службы, при этом нужно понимать, что увольнение, кроме тех, с кем расстались по состоянию здоровья, происходит в запас.

Для прекращения взаимоотношений с контрактниками законодателем предусмотрены дополнительные основания, перечисленные в ч. 2 ст. 51 ФЗ 53, в числе которых невыполнение условий, нарушение запретов, требований, ограничений и т. д. Кроме того, контрактники имеют право на обеспечение жильем при определенных условиях, выплаты и т. д.

Как срочнику уволиться досрочно

Уволиться досрочно с военной службы можно, лишь имея на то веские причины:

  • ухудшение состояния здоровья военнослужащего (подтвержденное заключением военно-врачебной комиссии);
  • близкие родственники нуждаются в уходе (об этом имеется заключение медико-санитарной экспертизы);
  • есть опекаемые до 18 лет;
  • является отцом-одиночкой или отцом 2 и более детей, или отцом ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет;
  • переходит на должность военного судьи или стал депутатом.

Процедура будет соответствовать описанной выше. Для подтверждения обстоятельств, вызвавших необходимость досрочного прекращения службы, могут использоваться медицинские заключения, справки из органов опеки и тому подобные документы.

Составление рапорта

Документы при увольнении с военной службы, составляемые самим заявителем, — это рапорт. Он составляется в свободной форме на имя командира. В рапорте нужно указать данные о служащем и обязательно сослаться на причины расторжения соглашения. Подтверждающие документы и справки нужно приложить к рапорту в копиях или оригиналах и обязательно перечислить в приложениях, чтобы была отметка об их получении. Кроме того, стоит упомянуть, каким образом заявитель намерен решить вопрос об обеспечении жильем.

Юридические подробности увольнения военнослужащего по собственному желанию из армии

Военная служба – это особый вид деятельности, и она строго регламентируется законами РФ. Досрочное прекращение контрактных отношений не должно влиять на безопасность страны. Именно поэтому увольнение с военной службы по собственному желанию подчиняется специфическим правилам. Подписывая контракт, военнослужащий должен четко понимать, как и по каким причинам, он может уйти из армии досрочно.

Может ли контрактник прекратить военную службу досрочно?

Увольнение военнослужащего по собственному желанию нельзя считать обычным явлением, а его права несколько отличаются от гражданского лица. Он не может прекратить исполнение обязанностей в одностороннем порядке, просто уведомив командование заранее, а должен согласовать такую возможность и получить на это согласие.

Гражданин может находиться на военной службе по призыву (срочная служба) или контракту. Для обоих вариантов Закон № 53-ФЗ от 28.03.1998 (с изменениями 2019 г.) устанавливает правила увольнения по своему желанию (ст. 51). Оно может осуществляться только по веским причинам. Сами причины для служащих по призыву и по контракту немного отличаются.

При наличии объективных причин военнослужащие по контракту могут уволиться по собственному желанию, причем это касается, как рядового, так и офицерского состава. Условия и порядок досрочного прекращения контракта с ВС РФ для офицеров ниже звания полковника (капитана 1 ранга) регламентируются Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237.

Военнослужащие могут уволиться в запас, с возможностью их призыва на военные сборы в будущем, или в отставку при достижении возрастного предела, или по состоянию здоровья.

Уважительные причины и основания для прекращения контракта

Закон № 53-ФЗ устанавливает 3 категории увольнения из ВС:

  1. Не зависящие от сторон обстоятельства: окончание срока действия контракта, предельный возраст военнослужащего, состояние здоровья, не позволяющее нести службу.
  2. Инициатива командования: утрата доверия, совершение преступного деяния и лишение свободы, приобретение иного гражданства, грубое нарушение военнослужащим контрактных условий, вынесенный судом приговор о запрете занимать воинские должности.
  3. Инициатива военнослужащего (по собственному желанию).

Уважительные причины увольнения по собственному желанию перечислены в ст. 51 Закона № 53-ФЗ: в пп. 3 и 6 — для контрактников и в п. 4 — для призывников.

Пленум Верховного суда РФ проанализировал результаты судебных разбирательств по данному вопросу и обобщил их в 2014 году своим постановлением № 8. Вескими основаниями для увольнения военнослужащего контрактной службы по собственному желанию признаются такие обстоятельства:

  1. Состояние здоровья, не позволяющее в полной мере исполнять контрактные обязанности. Доказательством служит заключение военно-врачебной комиссии.
  2. Изменение места жительства семьи (жены, детей) по объективным причинам. Основанием может стать отсутствие надлежащих условий для проживания семьи в месте несения службы, рождение ребенка и отсутствие условий для его воспитания, заключение брака и т.п.
  3. Необходимость ухода за близкими родственниками. К ним относятся жена, дети, родители. Для признания такой причины необходимо заключение медико-санитарной экспертизы.
  4. Перевод на другую должность или новое место службы с понижением.
  5. Значительное и периодическое нарушение условий контракта со стороны командования (о порядке и последствиях увольнения военнослужащего по несоблюдению условий контракта читайте тут).
  6. Несоответствие предложенной должности полученному воинскому образованию.

При несении срочной службы в качестве веских причин признается наличие опекаемых несовершеннолетних детей, получения статуса отца-одиночки, наличие 2-х и более собственных детей или ребенка с инвалидностью в возрасте до 3-х лет.

Как правильно уволиться из вооруженных сил?

Порядок увольнения по собственному желанию включает следующие этапы:

    Подготовка доказательной базы. Военнослужащему необходимо подготовить документы, подтверждающие вескость причин для увольнения. В зависимости от характера оснований потребуются такие документы:

  • медицинские заключения;
  • акты обследования бытовых условий;
  • справки с места жительства, государственных учреждений, органов опеки и соц. служб;
  • ходатайства госорганов, соц., общественных организаций;
  • решение о выдаче иностранного гражданства и т.д.

При нарушениях со стороны командования потребуются копии рапортов о них, поданных в разное время.
Подача рапорта на увольнение. Он составляется в свободной форме и подается на имя командира воинской части. В нем указываются личные данные военнослужащего, реквизиты контракта и четко излагаются причины для увольнения. Все необходимые документы прилагаются к рапорту и перечисляются в нем.

Отдельно следует отразить необходимость решения жилищных проблем (возможные претензии по обязательному обеспечению согласно контракту, освобождение служебного помещения и т. п.).
Рассмотрение рапорта. Командир после получения рапорта проводит личную беседу с военнослужащим и выясняет возможность продолжения службы при изменении условий. Предлагает различные варианты решения проблемы. Если военнослужащий настаивает на увольнении, то собирается аттестационная комиссия. Она анализирует рапорт и представленные документы, рассматривает личное дело заявителя, опрашивает его, а при необходимости и других военнослужащих.

Решение комиссии оформляется протоколом. В нем излагаются рекомендации, но не выносится окончательное решение. Рекомендации комиссии заявитель имеет право обжаловать. Уволить военнослужащего может только командир своим приказом.

Какой порядок выплат, если военный увольняется из армии?

Все вопросы по выплатам военнослужащим, в т.ч. при их увольнении, регулируются Законом № 306-ФЗ от 07.11.2011. Конкретный размер компенсаций определяется согласно приказу МО РФ № 2700. При увольнении с военнослужащим должен быть произведен полный расчет по отработанным дням, причитающемуся отпуску и т. д. Кроме того, увольняющийся по собственному желанию может претендовать на такие дополнительные выплаты:

  1. Единовременное пособие. Его размер зависит от воинского стажа и может составлять от 2 до 7 месячных окладов.
  2. Премиальные выплаты. Они могут достигать 25% от оклада.
  3. Материальная помощь. Она производится в соответствии с установленным графиком в размере месячного оклада. Если она уже выплачена, то удерживать ее обратно нельзя, несмотря на неполное истечение расчетного года.
  4. Компенсация за неиспользованное вещественное довольствие. Они могут составлять до 40% от положенного довольствия при сроке службы менее 15 лет и до 3% от оклада за каждый год сверх указанного стажа.

Особые привилегии положены при получении травм или потере здоровья в период несения воинской службы, что и стало причиной увольнения. При получении травм, при исполнении воинских обязанностей, предусматриваются выплаты контрактнику до 2 000 000 рублей, «срочнику» – до 1 000 000 рублей.

Размер пособий при увольнении из-за потери здоровья зависит от воинского стажа:

  • при службе менее 10 лет – 5 месячных окладов;
  • 10-15 лет – до 10 окладов;
  • 15-20 лет – до 15 окладов;
  • 20 и более лет – 20 окладов.

Окончательная сумма всех причитающихся выплат при увольнении зависит от звания, должности и воинского стажа военнослужащего. Просьбу об их начислении надо изложить в рапорте на увольнение или в отдельном рапорте на конкретный вид выплаты.

Читать еще:  Правомерно ли не учитывают стимулирующие при оплате больничного?

Другими словами, если комиссия или командир не признают причины уважительными, а военнослужащий просто прекращает исполнять свои обязанности, то он может быть уволен по решению командования без дополнительных выплат.

Что делать при отказе?

Отказ военнослужащему в увольнении по собственному желанию может быть вызван только признанием причин несущественными (неуважительными). Такое решение может вынести аттестационная комиссия в своем заключении или сам командир. У военнослужащего есть право оспорить такое решение.

Однако следует оговориться, что такая процедура имеет смысл только в том случае, когда причины соответствуют основаниям для увольнения, приведенным в ст. 51 Закона № 53-ФЗ. В любых других обстоятельствах будет признана правота командования.

Обжаловать отказ можно путем подачи рапорта вышестоящему командиру по инстанции (вплоть до Министра обороны). Другой путь – обращение в военную прокуратуру или суд. В заявлении (иске) должны четко излагаться уважительные причины для увольнения и необоснованные причины отказа.

Наиболее часто отказ обусловлен тем, что командир и военнослужащий по-разному понимают п. 6 ст. 51 Закона № 53-ФЗ, указывающий на семейные и бытовые обстоятельства. Например, отсутствие возможности содержать семью на денежное довольствие военнослужащего. Здесь следует исходить из прожиточного минимума в конкретном регионе, но при этом необходимо доказать отсутствие иных источников доходов у членов семьи.

Комиссия может, к примеру, отказать в признании, в качестве уважительной причины, проживание близкого родственника за границей. Особые проблемы возникают у женщин-военнослужащих после рождения ребенка. Достаточно сложно доказать невозможность надлежащего ухода за малолетним ребенком.

Возможность увольнения военнослужащего по собственному желанию допускается законодательством РФ. Однако этот процесс требует наличия веских, уважительных причин, которые четко регламентированы. Военнослужащий не имеет право не выходить на службу без официального прекращения действия контракта. Он обязан осуществить всю процедуру в установленном порядке.

Статья 51. Основания увольнения с военной службы

Ст. 51 Закон о воинской обязанности в последней действующей редакции от 1 января 2020 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 51. Основания увольнения с военной службы

1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

  • а) по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
  • б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;
  • в) по состоянию здоровья – в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;
  • г) по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;
  • д) в связи с лишением его воинского звания;
  • д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:
    • непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
    • непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
    • участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
    • осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
    • вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
    • нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счёта (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”, запрета открывать и иметь счёта (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. При этом понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в значении, определенном указанным Федеральным законом;
  • д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;
  • е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
  • е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;
  • ж) в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;
  • з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определённого срока;
  • и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;
  • к) в связи с прекращением военной службы в период её приостановления;
  • л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;
  • м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.

1.1. Сведения об увольнении военнослужащего с военной службы в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых военнослужащий проходил службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьёй 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ “О противодействии коррупции”.

2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

  • а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
  • б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, войска национальной гвардии Российской Федерации, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;
  • в) в связи с невыполнением им условий контракта;
  • г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
  • д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;
  • е) как не выдержавший испытание;
  • е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьёй 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
  • е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;
  • ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;
  • з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;
  • и) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства;
  • к) в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;
  • л) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

2.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами “а”, “в” и “г” пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами “а”, “в” и “г” пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом “е.1” пункта 1, подпунктами “в”, “д” и “е” пункта 2 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учётом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчёта два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

2.2. Военнослужащий может быть уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом “в” пункта 2 настоящей статьи, только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего, за исключением случаев, когда увольнение по указанному основанию осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания. При этом если военнослужащий имеет судимость или подвергнут судом административному наказанию либо имеет неснятые дисциплинарные взыскания, то такой военнослужащий может быть уволен с военной службы по указанному основанию только до погашения либо снятия судимости или до истечения срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, либо до истечения срока, в течение которого военнослужащий считается имеющим дисциплинарное взыскание.

3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

  • а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;
  • б) по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте “г” пункта 1 настоящей статьи);
  • в) по семейным обстоятельствам:
    • в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
    • в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
    • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
    • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка;
    • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.
Читать еще:  Можно ли покупать земельный участок без межевания?

3.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами “а”, “г” и “д” пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при возникновении у него в период прохождения военной службы по призыву обстоятельств, предусмотренных подпунктом “б” пункта 2 статьи 23 и подпунктами “б”, “б.1”, “в”, “г” и “д” пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона.

5. Утратил силу с 1 января 2010 года. – Федеральный закон от 06.07.2006 N 104-ФЗ.

6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

7. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, – после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Увольнение с военной службы и исключение из списков личного состава воинской части

Увольнение с военной службы – это важный и заключительный этап прохождения военной службы, в котором зачастую военнослужащие сталкиваются со значительными нарушениями своих прав. Это и увольнение с военной службы без достаточных к тому оснований за виновные действия, с нарушением установленной процедуры увольнения, увольнение с военной службы без согласия военнослужащего до обеспечения жильем по избранному месту жительства, или без полного удовлетворения положенным денежным довольствием или иными видами довольствия.

Нужно понимать, что законодательство не позволяет военнослужащему в одностороннем порядке отказаться от выполнения принятых на себя обязательств при заключении контракта о прохождении военной службы, как это предусмотрено Трудовым кодексом РФ, дающим возможность работнику расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя за две недели. Все предусмотренные действующим законодательством РФ основания увольнения с военной службы можно поделить на три категории: когда военнослужащий подлежит увольнению с военной службы независимо от желания самого военнослужащего и командования (п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы); когда военнослужащий может быть уволен с военной службы (п. 4 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы), для увольнения по указанным основаниям в одних случаях достаточно желания (волеизъявления) самого военнослужащего, в других случаях инициатива исходит от командования, в третьих – увольнение производится на основании волеизъявления военнослужащего, но с согласия командования; когда военнослужащий имеет право на увольнение (п. 5 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы).

В последнее время законодательство было значительно ужесточено, в связи с чем, военнослужащие в настоящее время, по общему правилу, лишены возможности выбирать основания своего увольнения с военной службы. Так, если военнослужащего увольняют за виновные действия, такие как: несоблюдение условий контракта, нарушение запретов, утрата доверия, лишение воинского звания, вступление в законную силу приговора суда, отчисление из военной профессиональной образовательной организации и при этом у него имеется другое основание, например, достижение предельного возраста пребывания на военной службе, признание негодным или ограниченно годным к военной службе, организационно-штатные мероприятия, такой военнослужащий не может настаивать на увольнении по другому основанию, избранному им.

Увольнение по собственному желанию с военной службы возможно тогда, когда у военнослужащего есть на то уважительные причины (очевидно те, что не указаны в п. 5 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы) – по заключению аттестационной комиссии. Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации “Под уважительными причинами понимаются обстоятельства, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта.”.

Образец рапорта на увольнение с военной службы по собственному желанию можно посмотреть и скачать здесь.

Не всегда, правда, у военнослужащего имеются основания, позволяющие ему ходатайствовать об увольнении по собственному желанию, или его рапорт при наличии даже таких оснований не был удовлетворен, поскольку аттестационная комиссия подготовила отрицательное заключение. Оснований для обжалования такого решения нет, так в данном случае, как указано выше, увольнение по указанному основанию ВОЗМОЖНО, но не обязательно.

Так, п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 “О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих” разъяснено, что “Поданный военнослужащим рапорт и соответствующее заключение аттестационной комиссии не являются безусловными основаниями для увольнения по собственному желанию, поскольку решение данного вопроса отнесено к полномочиям соответствующего воинского должностного лица.”

При этом некоторые военнослужащие, несмотря на проводимые реформы, увеличение денежного довольствия военнослужащих, повышенное внимание в последнее время к проблемам армии, все же хотят уволиться с военной службы, но не знают как это сделать с минимальными для себя потерями. Если Вы решили досрочно уволиться с военной службы (расторгнуть контракт), но не знаете как это можно сделать, Вы можете обратиться к нам за консультацией, мы подскажем как можно уволиться с военной службы с минимальными для Вас правовыми последствиями.

При этом, следует помнить, что в соответствии с п. 5.1. ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы на военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами “а” (в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении военнослужащего условий контракта), и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и для граждан, уволенных с военной службы по данному основанию. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, в каких случаях нарушение условий контракта признается существенным и (или) систематическим.

Возможно Вам пригодится Определение СК по ДВ Верховного Суда РФ от 3.12.15 г. № 208-КГ15-9 согласно которому, бездействие командующего по вопросу перевода военнослужащего к новому месту военной службы в порядке плановой замены признано судом существенным и систематическим нарушением в отношении него условий контракта, со всеми вытекающими последствиями. При этом следует помнить, что согласно п. 6 Постановления Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 9 “О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих” предусмотренные статьей 256 ГПК РФ сроки для обращения в суд с заявлением об оспаривании отказа командования в расторжении контракта о прохождении военной службы в связи с систематическим нарушением его условий исчисляются со дня, когда военнослужащему стало известно о последнем таком отказе.

Поскольку действующее законодательство связывает право на реализацию наиболее значимых социальных гарантий (на жилищное, санаторно-курортное, пенсионное обеспечение, получение единовременной выплаты) с основанием, по которому военнослужащий уволен с военной службы, так важно, чтобы увольнение с военной службы было проведено в точном соответствии с законом.

Полномочия должностных лиц по увольнению с военной службы определены приказом Министра обороны РФ от 17 декабря 2012 г. N 3733 “О мерах по реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий”

Образец рапорта об увольнении с военной службы по ОШМ, состоянию здоровья, собственному желанию можно найти и скачать здесь (выбирайте в виде документа – “рапорт”).

Рапорт на увольнение с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (скачать)

Образец рапорта на увольнение с военной службы по истечении срока контракта (скачать)

Образец рапорта об увольнении с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием не годным к военной службе (скачать)

Образец рапорта об увольнении с военной службы по ОШМ (скачать)

Образец рапорта об увольнении с военной службы в связи с нарушением в отношении военнослужащего условий контракта (скачать)

Образец рапорта об увольнении с военной службы по состоянию здоровья в связи с признанием ограниченно годным к военной службе после обеспечения жильем/ жилищной субсидией (скачать)

Образец рапорта об увольнении с военной службы по семейным обстоятельствам (скачать)

Образец рапорта об увольнении с военной службы по собственному желанию (скачать)

Если Вы считаете, что Вас незаконно уволили с военной службы, или наоборот не увольняют с военной службы, Вам не зачли какие-либо периоды военной службы, необходимые для назначения военной пенсии в выслугу лет, Вам требуется помощь военного юриста или консультация военного юриста по вопросам увольнения с военной службы, выбора и изменения основания увольнения с военной службы, исключения из списков личного состава воинской части или восстановления на военной службе в судебном порядке, если нужно представить Ваши интересы в суде, Вы можете обратиться к нам.

Звоните, пишите, задавайте вопросы военным юристам, мы будем рады помочь Вам!

Нужна помощь военного юриста по повпросам увольнения с военной службы?

Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по вопросам увольнения на понятном человеческом языке?

Нужен образец заявления, иска в суд?

Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

– разместив ссылки на наш сайт http://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.

СПАСИБО!

С уважением,

команда ЮК «СТРАТЕГИЯ»

© 2016 Юридическая компания “СТРАТЕГИЯ” © Аll rights reserved (Все права защищены). Копирование материалов сайта без письменного разрешения правообладателя (ст. 1229 ГК РФ) запрещено!

Помощь опытных военных юристов, консультация военных юристов, представление интересов военнослужащих и членов их семей в судах.

*Внимание! Перед тем как задавать вопросы военным юристам по телефону или электронной почте, ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами получения юридической консультации.

+7-925-055-82-55 (Мегафон Москва, на этом номере работает WhatsApp и Viber), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва, на этом номере работает WhatsApp и Viber) (9:00-19:00 рабочие дни время московское)

Задать вопрос военному юристу E-mail:sud-mo@yandex.ru

Консультации (помощь) военных юристов по вопросам получения жилья, выплаты денежного довольствия, увольнения с военной службы, назначения военных пенсий, получения статуса ветерана военной службы, ветерана боевых действий в г. Москве, г. Балашихе, г. Щелково, г. Подольске, г. Краснодаре, г. Армавире

Если у Вас есть предложения и замечания по сайту, обнаружили ошибку, напишите нам, пожалуйста. Спасибо!

Наша организация ЮК “Стратегия” награждена Яндексом «Хорошее место». Такую награду получают организации, е сли пользователи оценивают ее деятельность минимум на четыре балла из пяти и она попадает в 10% лучших в своем регионе. Мы – в их числе!

Добавьте наш сайт в закладки (Ctrl+В(D)), он Вам еще пригодится!

Благотворительность (хотите помочь, нуждаетесь в помощи?)

Статья 51. Основания увольнения с военной службы

Ст. 51 Закон о воинской обязанности в последней действующей редакции от 1 января 2020 года.

Читать еще:  Что грозит дорожной службе, если дорога давно не ремонтировалась?

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 51. Основания увольнения с военной службы

1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

  • а) по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
  • б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;
  • в) по состоянию здоровья – в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;
  • г) по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;
  • д) в связи с лишением его воинского звания;
  • д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:
    • непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
    • непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
    • участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
    • осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
    • вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
    • нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счёта (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”, запрета открывать и иметь счёта (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. При этом понятие “иностранные финансовые инструменты” используется в значении, определенном указанным Федеральным законом;
  • д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;
  • е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
  • е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;
  • ж) в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;
  • з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определённого срока;
  • и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;
  • к) в связи с прекращением военной службы в период её приостановления;
  • л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;
  • м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.

1.1. Сведения об увольнении военнослужащего с военной службы в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых военнослужащий проходил службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьёй 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ “О противодействии коррупции”.

2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

  • а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
  • б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, войска национальной гвардии Российской Федерации, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;
  • в) в связи с невыполнением им условий контракта;
  • г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
  • д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;
  • е) как не выдержавший испытание;
  • е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьёй 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
  • е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;
  • ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;
  • з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;
  • и) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства;
  • к) в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;
  • л) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

2.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами “а”, “в” и “г” пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами “а”, “в” и “г” пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом “е.1” пункта 1, подпунктами “в”, “д” и “е” пункта 2 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учётом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчёта два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

2.2. Военнослужащий может быть уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом “в” пункта 2 настоящей статьи, только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего, за исключением случаев, когда увольнение по указанному основанию осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания. При этом если военнослужащий имеет судимость или подвергнут судом административному наказанию либо имеет неснятые дисциплинарные взыскания, то такой военнослужащий может быть уволен с военной службы по указанному основанию только до погашения либо снятия судимости или до истечения срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, либо до истечения срока, в течение которого военнослужащий считается имеющим дисциплинарное взыскание.

3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

  • а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;
  • б) по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте “г” пункта 1 настоящей статьи);
  • в) по семейным обстоятельствам:
    • в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
    • в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
    • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
    • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка;
    • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.

3.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами “а”, “г” и “д” пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

4. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при возникновении у него в период прохождения военной службы по призыву обстоятельств, предусмотренных подпунктом “б” пункта 2 статьи 23 и подпунктами “б”, “б.1”, “в”, “г” и “д” пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона.

5. Утратил силу с 1 января 2010 года. – Федеральный закон от 06.07.2006 N 104-ФЗ.

6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

7. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, – после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector