Каковы права граждан РФ по вопросам ЖКХ?
Prokurors.ru

Юридический портал

Каковы права граждан РФ по вопросам ЖКХ?

Каковы права граждан РФ по вопросам ЖКХ?

/ Пресс-центр / Поздравления /

Права и обязанности граждан в сфере ЖКХ

В связи с большим количеством обращений граждан по вопросам их прав и обязанностей при получении жилищно-коммунальных услуг, приводим перечень прав и обязанностей потребителей услуг ЖКХ.

Пунктами 33, 34 и 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354 (далее – Правила), закреплены права и обязанности потребителя, которые приведены ниже.

Потребитель имеет право:

– получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества;

– получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней);

– требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков;

– требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;

– требовать изменения размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению с учетом социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в случаях и порядке, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими порядок установления и применения такой социальной нормы, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности);

– требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности;

– требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за днем его установки, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию;

– требовать от исполнителя совершения действий по техническому обслуживанию индивидуальных, общих (квартирных) или комнатных приборов учета в случае, когда исполнитель принял на себя такую обязанность по договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг.

– при обнаружении неисправностей, пожара и аварий во внутриквартирном оборудовании, внутридомовых инженерных системах, а также при обнаружении иных нарушений качества предоставления коммунальных услуг немедленно сообщать о них в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем, а при наличии возможности – принимать все меры по устранению таких неисправностей, пожара и аварий;

– при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем;

– обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки;

– допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ – по мере необходимости, а для ликвидации аварий – в любое время;

– допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев;

– информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

– при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;

– своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Потребитель не вправе:

– использовать бытовые машины (приборы, оборудование), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей;

– производить слив теплоносителя из системы отопления без разрешения исполнителя;

– самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом;

– самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета;

– осуществлять регулирование внутриквартирного оборудования, используемого для потребления коммунальной услуги отопления, и совершать иные действия, в результате которых в помещении в многоквартирном доме будет поддерживаться температура воздуха ниже 12 о С;

– несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

Государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным Правилами предоставления коммунальных услуг, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которым является Государственная жилищная инспекция Республики Алтай
(г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, 35 тел. (388-22) 2-25-26, e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript )

Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173

Тел.: +7 (38822) 6-43-84

Эл. почта:

Наш аккаунт в instagram: @rospotrebnadzor04

Как осуществляется защита прав потребителей в сфере ЖКХ и что можно предпринять в случае их нарушения?

В России поставкой коммунальных услуг жильцам многоквартирных домов занимаются частные фирмы.

Они не всегда делают то, что положено им по договору.

Чтобы противостоять нарушению собственных прав, надо знать, на какие законы опираться, а также профильные надзорные органы.

В этой статье подробно поговорим про права человека и ЖКХ, а также разберем, что такое защита прав потребителей в ЖКХ.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-65-46 . Это быстро и бесплатно !

Правовая база

Правовой базой в сфере прав потребителя коммунальных услуг считается 161 статья Жилищного кодекса.

Она устанавливает основные правила управления многоквартирным домом.

Это основной закон, который регулирует права граждан в ЖКХ.

Исходя из того, какие обязанности несет управляющая компания, мы можем определить, какими правами наделены ее клиенты.

Не только Жилищный кодекс устанавливает нормы отношений между УК и жильцами. Закон «О защите прав потребителей» также устанавливает правила управления домом.

Первое, на что указывает закон – право потребителя на безопасность и соответствие эксплуатации дома требованиям закона.

Об этом говорится в п.1.1 ст.161 ЖК РФ, еще в пользу этого говорит седьмая статья закона о ЗПП. Управляющая компания должна систематически проводить уборку помещений и заменять старое или поломанное оборудование.

Чтобы реализовывалось право потребителя на проживание в безопасной и чистой среде, УК обязана не только проводить соответствующие работы, но и отчитываться за них перед жителями.

Отчет она должна подготовить в течение 5 дней после поступления соответствующей заявки от жильца в офис. В отчете должны содержаться сведения об объеме работ, бухгалтерии и результатах.

Вторым правом потребителя является получение приобретенной услуги в нужном объеме, с соблюдением всех условий по коллективному договору.

Потребитель имеет право требовать от управляющей компании оказания услуг без задержек. И если в доме не делается плановый косметический ремонт, согласно ст.19 закона о ЗПП жильцы имеют право подать на компанию в суд.

Третьим главным правом жильцов является получение достоверных сведений о работе УК.

Прежде всего финансовых, касающихся траты средств на закупку коммунальных ресурсов у сторонних фирм.

Об этом говорит п.10 ст.161 ЖК РФ. Управляющая компания обязана каждый квартал направлять жильцам отчет о расходах и доходах.

Жильцы имеют право в любой момент сделать запрос, чтобы узнать финансовую отчетность компании.

Права наследников перед ЖКХ

Получив в наследство жилплощадь, наследник может внезапно узнать, что умерший имеет крупную задолженность перед управляющей компанией.

Получив квартиру в собственность таким путем, человек автоматически становится одной из сторон коллективного договора. Он имеет право получать в полном объеме те же услуги, что и умерший.

Но если последний имел при жизни крупную задолженность перед коммунальной компанией, то наследники приобретают обязанность выплатить их в полном объеме. Одновременно принять наследство и отказаться от платежей они не имеют права.

Основные нарушения

Перечислив основные права потребителей коммунальных услуг, мы можем описать и основные нарушения, совершаемые управляющими компаниями.

Нарушение прав потребителя в сфере ЖКХ влечет за собой ответственность по закону о ЗПП.

Статья 9 этого документа обязывает управляющую фирму предоставлять жильцам всю информацию, касающуюся ее деятельности.

И, если она не отчитывается по запросу, либо если не рассылает в конце каждого квартала эту информацию по квартирам, это нарушение прав потребителя.

Если УК медлит с оказанием услуг и не может поставлять газ, свет или просто не делает плановый ремонт, то это также является нарушением прав жильцов. Они могут потребовать возмещения неустойки согласно п.5 ст.28 закона о ЗПП.

Сумма ущерба должна быть вычтена из счета, который получат жильцы. Неустойка согласно этой статье составляет 3% от цены услуги.

Бывают случаи, когда управляющие компании просто завышают цены на услуги, берут с жильцов сумму, которая намного превышает тарифы.

Директор компании может нанимать некомпетентных сотрудников, либо нанимать их на фиктивную ставку, экономить на материалах для ремонта.

Бывают случаи, когда давнему неплательщику по счетам УК отключает подачу электричества в квартиру. Но нет ни одного закона, который разрешал бы коммунальщикам так поступать с должниками.

А согласно 541 статье Гражданского кодекса, жильцы имеют право использовать энергию на бытовые нужды в необходимых им объемах.

ГК РФ Статья 541. Количество энергии

  1. Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
  2. Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.
  3. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.

Учитывая, что согласно Конституции право гражданина может быть ограничено исключительно силой изданного закона, отключение должников от электричества является нарушением их прав.

Далее о том, в чем состоит защита права потребителя в ЖКХ.

Защита прав потребителей в сфере ЖКХ

Защита потребителей в сфере ЖКХ основывается на заключенном договоре.

Чтобы защитить свои права по договору, в большинстве случаев придется обращаться в жилинспекцию.

Это государственный надзорный орган, который контролирует все коммунальные службы в пределах одной территориальной единицы.

Она осуществляет надзор за тем, как управляющие компании соблюдают договор.

Многие при несоблюдении их прав жалуются в прокуратуру, но чтобы не терять время, сразу отправляйте жалобу в жилинспецию.

Направьте в этот орган по защите прав потребителей ЖКХ свое обращение, если хотите добиться исполнения обязанностей УК по договору.

Инспекция разрешит все вопросы, связанные с финансовой деятельностью компании, с управлением имуществом и его содержанием.

Орган рассмотрит все жалобы и выпишет компании штраф по необходимости, а также заставит ее выполнить договор.

Сошлитесь на 161 статью ЖК РФ. Жилинспеция должна за 30 дней рассмотреть заявку и отреагировать на нее в течение двух недель.

Досудебная

Под досудебной защитой прав понимают способ разрешения конфликта, при котором либо стороны сами приходят к компромиссу, либо дело рассматривают внесудебные органы.

Поход в суд тратит время и силы на изучение законодательства, поэтому прежде чем подавать иск, направьте жалобу директору УК.

Если это крупная компания со множеством ответвлений, направляйте жалобу сразу в главный офис.

Установленного законом срока рассмотрения нет. И если вы чувствуете, что ваше требование так и не будет выполнено, пишите жалобу в жилинспецию или идите в суд.

Судебная

Когда внесудебные методы не работают, нужно направлять иск в суд. В теле иска изложите суть проблемы, как вы ее видите.

Любые недочеты в эксплуатации дома станут вашим аргументом в суде. Сошлитесь на ЖК и закон о ЗПП.

Приложите к исковому заявлению свое удостоверение личности и копию договора с УК. Чтобы доказать, что вы выполняли свою часть договора, приложите также чеки об оплате коммунальных услуг.

Исковое заявление по делу, в котором ущерб составляет менее 50 тысяч рублей, рассматривается местным мировым судом.

Если нарушение прав не носит материального характера и вы хотите возместить моральный ущерб, либо если у компании недочеты в документации, а также при превышении суммы иска в 50 тысяч рублей, обращайтесь в районный суд.

Подведем итоги. Защита прав потребителей осуществляется сразу несколькими нормативным актами, среди который самые важные – это 161 статья ЖК РФ и Закон «О защите прав потребителей».

Можно защищать свои права в судебном и внесудебном порядке. Права управляющей компании ЖКХ также регулируют законодательные акты и она также имеет возможность урегулировать споры через суд.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-65-46 (Москва)
+7 (812) 467-41-57 (Санкт-Петербург)

ЖКХ в России

Все о правах гражданина на получение информации от организаций ЖКХ

Перечень основных нормативно-правовых документов РФ по вопросам информации

  • Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами
    (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731)
    п. 3 пп. е), п. 5 пп. г), п. 14 пп. в)
  • Изменения в Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами
    (утв. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. N 94)
    [этим документом в текст стандарта от 23 сентября 2010 г. № 731 добавлены наряду с управляющими компаниями добавлены «…товарищества и кооперативы…»]
  • «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам»
    (утв. Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 г.)
    ст. 49 п. р), ст. 51, пп. б), г), и)
  • «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»*
    (утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г.) ст. 31, пп. д), р), ст. 33, пп. б), г)
    *на данное время в действие не вступили
  • Жилищный кодекс РФ N 188-ФЗ от 29 декабря 2004 г., ст. 161, п. 10
  • «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
    Федеральный закон РФ № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. , ст. 3, 7, 8.
  • Административная ответственность за непредставление информации гражданину…
    (из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 108-ФЗ),
    ст. 5.39 и 7.23.1
  • «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» Федеральный закон РФ № 149-ФЗ от 27 апреля 1993 г. ст. 4

Выдержки по вопросам информации из нормативно-правовых документов РФ

  • Стандарт раскрытия информации организациями,осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами
    (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731)

3. Управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию:
а) общая информация об управляющей организации;
б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления);
в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

5. Управляющими организациями информация раскрывается путем
…г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

17. Раскрытие информации может осуществляться на основании письменного запроса и запроса в электронном виде…

18. Информация на основании запроса в электронном виде предоставляется на адрес электронной почты потребителя в течение 2 рабочих дней со дня поступления запроса.

19. Ответ на запрос в электронном виде должен содержать текст запроса потребителя, запрашиваемую информацию, фамилию, имя, отчество и должность сотрудника управляющей организации или индивидуального предпринимателя, направляющего информацию потребителю.

21. Предоставление информации по письменному запросу осуществляется в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.

22. Письменный запрос, поступивший в адрес управляющей организации, подлежит регистрации в день его поступления с присвоением ему регистрационного номера и проставлением штампа соответствующей управляющей организации.

23. В письменном запросе, подписанном потребителем, указываются управляющая организация, в адрес которой направляется запрос, фамилия, имя и отчество (наименование юридического лица) потребителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, излагается суть заявления, а также указывается способ получения информации (посредством почтового отправления или выдачи лично потребителю).

  • «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
    (утв. Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г.)

IV. Права и обязанности исполнителя

31. Исполнитель обязан:
…д) производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя;
р) предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды;

V. Права и обязанности потребителя

…33. Потребитель имеет право:
…б) получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, наличии (отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней);
…г) получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг;

  • «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам»
    (утв. Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 г.)

…IV. Права и обязанности исполнителя

…49. Исполнитель обязан:
…р) производить по требованию потребителя сверку платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей с учетом соответствия качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям законодательства Российской Федерации, настоящим Правилам и договору, а также правильность начисления установленных федеральными законами и договором неустоек (штрафов, пеней);

V. Права и обязанности потребителя

…51. Потребитель имеет право:
…б) получать от исполнителя сведения о состоянии расчетов по оплате коммунальных услуг (лично или через своего представителя);
…г) получать от исполнителя информацию об объемах и качестве коммунальных услуг, условиях их предоставления, изменении размера платы за коммунальные услуги и порядке их оплаты;
…и) осуществлять иные права, предусмотренные Жилищным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором.

  • Жилищный кодекс РФN 188-ФЗ от 29 декабря 2004 г.

…Статья 161. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом
…10. Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации…

  • «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
    Федеральный закон РФ № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г.

…Статья 3. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации
Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами…

Статья 7. Общедоступная информация
1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации…

Статья 8. Право на доступ к информации
1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее – организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы…

  • Административная ответственность за непредставление информации гражданину…
    (из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 108-ФЗ),

Статья 5.39. Отказ в предоставлении информации
Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 настоящего Кодекса,
– влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Статья 7.23.1. Нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
1. Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

  • «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
    Федеральный закон РФ № 149-ФЗ от 27 апреля 1993 г. ст. 4

Статья 4. Подача жалобы
Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.
Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Информация подготовлена Юрием Калниным

Войсковицкое сельское поселение

Права и обязанности граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства

  1. Право потребителя на информацию об исполнителе жилищно-коммунальных услуг.

Право потребителя на информацию является одним из основных всистеме потребительских прав.

Право потребителя на информацию закреплено Законом РФ от 07.02.92 №2300-1 «О защите прав
потребителей» (далее —Закон РФ «О защите прав потребителей») иГражданским кодексом
Российской Федерации. Согласно требованиям ст. 9Закона РФ «О защите прав потребителей»
изготовитель (исполнитель) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование
(наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) ирежим ее работы, размещая
указанную информацию на вывеске.

Согласно подпункта «п» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и
пользователям помещений вмногоквартирных домах ижилых домов, утвержденных
постановлением Правительства РФ от 06.05.11 №354 (далее —Правила), исполнитель
(управляющая компания, ресурсоснабжающаяорганизация, ТСЖ,ЖСКидр.) обязан предоставить
потребителю (путем указания вдоговоре, содержащем положения опредоставлении
коммунальных услуг, атакже размещения на досках объявлений, расположенных во всех
подъездах многоквартирного дома или впределах земельного участка, на котором расположен
многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), атакже на досках объявлений,
расположенных впомещении исполнителя вместе, доступном для всех потребителей) следующую
информацию:

— сведения об исполнителе -наименование, место нахождения (адресего постоянно
действующего исполнительного органа), сведения огосударственной регистрации, режим работы, адрес сайтаисполнителя всети Интернет, атакже адреса сайтоввсети Интернет, на которых исполнитель вслучаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан
размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя иотчество руководителя;

— адреса иномера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;

— размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок ктарифам иреквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;

— информация оправе потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая всоответствии сФедеральным законом «Обэнергосбережении иовыполнении энергетической эффективности иовнесении изменений вотдельные законодательные акты
Российской Федерации не вправе отказать потребителю вустановке прибора учета иобязана
предоставить рассрочку воплате услуг по установке прибора учета;

— порядок иформа оплаты коммунальных услуг;

— показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий ииных
нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством
Российской Федерации, втом числе настоящими Правилами, атакже информация онастоящих Правилах;

— сведения омаксимально допустимой мощности приборов, оборудования ибытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;

— наименования, адреса ителефоны органаисполнительной власти (их территориальных
органов иподразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.

В случае ненадлежащего инесвоевременного предоставления исполнителем услуги
вышеуказанной информации необходимо обратиться ворганизации, скоторой потребитель
состоит в договорных отношениях (управляющую организацию, ресурсоснабжающую

организацию ит.д.) спретензией, составленной в2-х экземплярах стребованием предоставления полной идостоверной информации, предусмотренной законодательством.

Претензия может бытьотправлена по почте заказным письмом суведомлением овручении, а также вручена лично исполнителю (представителю исполнителя) сотметкой овручении на экземпляре потребителя.

При отказе вудовлетворении требований потребителя, он вправе обратиться в:

1) контролирующий орган:

— вУправление Роспотребнадзора по Ленинградской области (г. Санкт-Петербург, ул. Ольминского, д.27) иеготерриториальные отделы по вопросам обеспечения соблюдения законодательства РФ о защите прав потребителей.

2) суд сисковым заявлением.

В суде может быть предъявлено дополнительно требование окомпенсации морального вреда на основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Иски озащите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца всуд по месту:

— нахождения организации, аесли ответчиком является индивидуальный предприниматель — его жительства;

— жительства или пребывания истца;

— заключения или исполнения договора.

Если иск корганизации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он
может быть предъявлен всуд по месту нахождения ее филиала или представительства (п.2 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

При обращении сиском всуд потребители освобождаются от уплаты государственной
пошлины по делам, связанным снарушением их прав (ст. 89 ГПКРФ, п. 3ст. 17 Закона РФ «О
защите прав потребителей»).

В соответствии со ст. 47 ГПКРФ ист. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей»
Управление Роспотребнадзорапо Ленинградской области может быть привлечено судом или по
инициативе лиц, участвующих вделе, для дачи заключения по делу вцелях защиты прав
потребителей.

2. Рекомендации потребителям вслучае установления факта предоставления
коммунальных услуг (отопление) ненадлежащего качества и(или) сперерывами,
превышающими установленную продолжительность

В соответствии с«Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и
пользователям помещений вмногоквартирных домах ижилых домов», утвержденными
постановлением Правительства РФ от 06.05.11 №354 (далее —Правила №354), распределение
годового объема полезного отпуска тепловой энергии при установлении нормативов потребления
коммунальной услуги по отоплению осуществляется на период отопительного сезона (п.59,
приложение №2Правил №354).

Согласно п.98 гл.9 Правил №354 при перерывах впредоставлении коммунальной услуги
для проведения ремонтных ипрофилактических работ впределах установленной
продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период
подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

В главе ХПравил №354 прописан порядок установления факта предоставления
коммунальных услуг ненадлежащего качества и(или) сперерывами, превышающими установленную продолжительность, всоответствии скоторым потребитель уведомляет об этом
аварийно-диспетчерскую службу (АДС)исполнителя.

По результатам проверки составляется акт опредоставлении коммунальных услуг
ненадлежащего качества и(или) сперерывами, превышающимиустановленную
продолжительность, который подписывается потребителем иисполнителем (представителем
АДС).Вакте указываются нарушения параметров качества, время идата начала
предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Актявляется основанием для
перерасчета размера платы за коммунальные услуги, атакже неустойки за нарушение
исполнителем своих обязательств в размере, установленном законом или договором (п.109,157
Правил 354).

Далее сцелью изменения размера платы за коммунальную услугу ненадлежащего
качества и (или) сперерывами, превышающими установленную продолжительность,
потребитель может обратиться впретензионном порядке кисполнителю услуги.

В случае неудовлетворения исполнителем услуги требований потребителя оперерасчете за
некачественную услугу вдобровольном (претензионном)порядке, спор может быть разрешен
только судом (ст.11 ГК РФ, п. 1ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защитеправ
потребителей» (далее —Закон РФ «О защите прав потребителей»).

Руководствуясь статьями 150, 151 ГК РФ истатьей 15 Закона РФ «О защите прав
потребителей» всуде потребитель также вправе требовать денежной компенсации морального
вреда, размер которой определяется судом изависит от степени вины нарушителя, физических и
нравственных страданий, связанных синдивидуальными особенностями лица, которому причинен
вред, ииных заслуживающих внимание иисследуемых судом обстоятельств. Компенсация
морального вреда осуществляется независимо от размера возмещения имущественного вреда и
понесенных потребителем убытков.

Потребители по искам, связанным снарушением прав, всоответствии сп.3 ст.17 Закона РФ
«О защите прав потребителей» освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ ист. 40 Закона РФ «О
защите правпотребителей» Управление Роспотребнадзорапо Ленинградской области может быть
привлечено судом или по инициативе лиц, участвующих вделе, для дачи заключения по делу в
целях защиты прав потребителей.

Далее информируем, сучетом содержания части 4статьи 20 Жилищного кодекса РФ (далее-
ЖК РФ), проверки, предметом которых являются вопросы соблюдения юридическими лицами (в
том числе, управляющими компаниями) обязательных требований нормативных правовых актов,
которые утверждены всоответствии со ст.157 ЖК РФ («Размер платы за коммунальные услуги»),
осуществляются должностными лицами органов государственного жилищного надзора.

Федеральным законом от 27.07.10 №191-ФЗ «О внесении изменений внекоторые
законодательные акты Российской Федерации всвязи спринятием Федерального закона «О
теплоснабжении»введен п.4.2.ст.17 вФедеральный закон от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации», согласно которому
полномочиями по организации теплоснабжения наделены органы местного самоуправления.

На основании вышеизложенного, по вопросам проведения проверки качества
предоставляемой коммунальной услуги (отопление), организации теплоснабжения (в том числе,
установление начала отопительного сезона) потребители имеют право обратиться в
Государственную жилищную инспекцию Ленинградской области (191311, г. Санкт-Петербург, пр.
Суворовский, д.67: тел/факс:8(812) 271-24-28; эл.адрес: lengil@rambler.ru)ивадминистрацию
органов местного самоуправления.

3. Опорядке расчета ивнесения платы за коммунальные услуги, потребляемые в
процессе использования общего имущества вмногоквартирном доме

В соответствии с«Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и
пользователям помещений вмногоквартирных домах ижилых домов», утвержденных
постановлением Правительства РФ от 06.05.11 №354 (далее —Правила), потребитель
коммунальных услуг вмногоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа
управления многоквартирным домом всоставе платы за коммунальные услуги отдельно вносит
плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю вжилом или внежилом
помещении, иплату за коммунальные услуги, потребляемые впроцессе использования общего
имущества вмногоквартирном доме (далее -коммунальные услуги, предоставленные на общедомовыенужды) (п.40 Правил).

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовыенужды в
многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым)прибором учета,
определяется как объем (количества) коммунального ресурса,предоставленный за расчетный
период на общедомовыенуждывмногоквартирном доме иприходящийся на жилое помещение
(квартиру) или нежилое помещение умноженный на тариф, соответствующего коммунального
ресурсаустановленного всоответствии сзаконодательством РФ (п.44, формула 10 приложения N
2 Правил).

Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды,
рассчитывается ираспределяется между потребителями пропорционально размеру общей
площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося вего пользовании) жилого или
нежилого помещения вмногоквартирном доме (п.44, формулы 11, 12, 13 и14 приложение N2
Правил).

Если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые
нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной
на общедомовыенужны, за такой расчетный период потребителям не начисляется (п.45 Правил).

Приотсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за
коммунальную услугу, предоставленную на общедомовыенужды, определяется всоответствии с
п. 48, формулами 10 и15 приложения N2Правил.

Федеральный государственный надзор вобласти защиты прав потребителей (ст. 40 Закона
РФ от 07.02.92 №2300-1 «О защите прав потребителей») не подразумевает проверку соблюдения
(в порядке, установленном Законом №294-ФЗ) хозяйствующими субъектами требований
жилищного законодательства, вчастности, по вопросам предоставления коммунальных услуг и
внесения платы за жилое помещение икоммунальные услуги (п.п.10, 11 ч. 1 ст. 4Жилищного
кодекса РФ (далее —ЖК РФ). Приоритет норм ЖК РФ по данным вопросам закреплен
положениями статьи 8ЖК РФ.

С учетом содержания части 4статьи 20 ЖК РФ, проверки, предметом которых являются
вопросы соблюдения юридическими лицами (в том числе, управляющимикомпаниями)
обязательных требований нормативных правовых актов, которые утверждены всоответствии со
ст.39 ЖК РФ («Содержание общего имущества вмногоквартирном доме»), ст.156 ЖК РФ
(«Размер платы за жилое помещение»), ст.157 ЖК РФ («Размер платы за коммунальные услуги»),
осуществляются должностными лицами органов государственного жилищного надзора.

Федеральным законом от 30.12.2004 N211-ФЗ «О внесении изменений внекоторые
законодательные акты Российской Федерации ипризнании утратившими силу отдельных
положений законодательных актов Российской Федерации всвязи спринятием Федерального
закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» вред.
Федерального закона от 27.07.2010 N237-ФЗ) введен п.4.1.ст.17 вФедеральный закон от 06.10.03
№131-ФЗ «Об общих принципахорганизации местного самоуправления вРоссийской
Федерации», согласно которому полномочиями по регулированию тарифов на подключение к
системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на
подключение, надбавок ктарифам на товары иуслуги организаций коммунального комплекса,
наделены органы местного самоуправления.

Что говорит закон о защите прав потребителя услуг в сфере ЖКХ? Как оформить жалобу и куда подавать этот документ?

Споры о защите прав потребителей распространены в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Вопросы могут возникать разные: от отсутствия капитального ремонта до неправильного начисления счетов за услуги ЖКХ (в последнее время распространены двойные начисления).

Как не стать жертвой исполнителя коммунальных услуг и отстоять свои права в случае их нарушения — читайте далее.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-51-36 . Это быстро и бесплатно !

Какие вопросы регулируются законодательно?

Закон РФ «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992 устанавливает права граждан (потребителей) на получение безопасных для жизни и окружающей среды услуг надлежащего качества. Также потребители имеют право получать информацию о них и об исполнителе.

4 статья Закона говорит о том, что исполнитель обязан оказывать услуги, уровень качества которых соответствует договору. Если в договоре нет конкретных условий, исполнитель работ обязан оказать услуги, соответствующие обычным требованиям к ним и пригодным для целей использования этих работ.

О том, какие обязанности есть у управляющей компании в сфере ЖКХ по содержанию и ремонту жилья, узнайте здесь.

Кто получает услуги?

На сегодняшний день потребителями ЖК-услуг могут являться собственники жилых и непригодных для жилья помещений и арендаторы по договору найма. Каждый из этих людей имеет право на получение коммунальных услуг надлежащего качества и, в случае их нарушения, может потребовать компенсацию за недобросовестное выполнение работ исполнителями.

Какие нарушения чаще всего встречаются?

Большая часть споров возникает между жильцами и управляющей компанией (УК). Именно с ней потребители заключают договор на оказание коммунальных услуг, а УК принимает платежи и обязуется обеспечивать обслуживание дома. Наиболее распространенными претензиями жильцов являются:

  • Необоснованное получение отказа на льготы – обжаловать его можно в судебном порядке, предоставив документы, которые будут подтверждать наличие льготы.
  • Некачественное оказание услуг – сюда входят жалобы на несвоевременную подачу тепла, непригодность для использования воды, некачественный ремонт или его отсутствие. За такие неудобства есть возможность привлечь УК к ответственности и получить финансовую компенсацию.
  • Завышенные счета – расчет стоимости происходит на основании показателей счетчиков или, если они не установлены, по нормативам потребления. Если в квитанции завышенная стоимость, первым делом необходимо связаться с УК для уточнения расчета и требования пересчета. В случае отказа со стороны УК, взыскать деньги можно через суд.

Как происходит защита от нарушений?

Закон «О защите прав потребителей» определяет механизмы, которые позволят эффективно охранять интересы граждан в сфере ЖКХ. Выделяют:

  1. Внесудебный порядок защиты прав.
  2. Защита прав в судебном порядке.

Написание жалобы

УК, видя правовую безграмотность при составлении жалобы, часто надеются на то, что граждане не будут до конца отстаивать свои права. Поэтому отказывают им в выполнении требований. Иногда для устранения претензий в добровольном порядке достаточно грамотно составить жалобу.

Жалоба составляется в двух экземплярах: первый передается в УК, предоставляющую обслуживание жилья, а второй подписывают у сотрудника данной компании и оставляют у себя. Определенного формата написания претензий нет. Однако определен порядок формирования таких обращений:

  1. В правом верхнем углу пишутся реквизиты компании, ее адрес, а также имя руководителя.
  2. В центре листа пишется «Претензия» или «Жалоба».
  3. Ниже кратко описывают суть проблемы, указывая конкретные и достоверные факты.

Пример: «В соответствии с подписанным договором, исполнитель обязуется поставлять коммунальные услуги надлежащего качества, а потребитель своевременно оплачивать счета. Со своей стороны, я исполняю обязанности в полной мере, что подтверждается квитанциями об оплате.

Однако исполнитель поставляет коммунальную услугу по теплоснабжению ненадлежащего качества – они не соответствуют утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых помещений». А именно, температура воздуха в помещении составляет 14 градусов, что на 4 градуса ниже нормы.

В следствии низкого температурного режима, возникла необходимость использования электроотопления, что повлекло перерасход электроэнергии и дополнительные затраты. Указанные факты подтверждаются:

  • Зарегистрированным актом обращения по поводу низкой температуры (акт №369 от 12.02.2017 принял старший техник Николаев А.Г.).
  • Акт замера температуры в квартире № 451 от 15.02017.»

Пример: «Основываясь на выше изложенных фактах, прошу:

  • Организовать поставку теплоснабжения в соответствии с нормами.
  • Произвести перерасчет стоимости услуги отопления за февраль 2017 года в размере 3587 руб. (расчет прилагаю).»

Сбор документальных доказательств

Если УК в своем ответе не удовлетворила требования заявителя или вовсе оставила жалобу без рассмотрения, пострадавшему потребителю с такой же жалобой следует обратиться в Роспотребнадзор. К заявлению необходимо приложить ответ коммунальной службы или (если его нет) второй экземпляр жалобы в УК. Также можно обратиться в Управление Государственной жилищной инспекции РФ. О том, как написать заявление в ЖКХ от жильцов с претензией к услугам, читайте тут.

В случае отсутствия решений проблемы, со всеми ответами из этих инстанций следует обращаться в высшие инстанции.

Обращение в инстанцию

Отсутствие решений проблемы дает право обратиться в такие инстанции, как:

  • прокуратура;
  • Управление по соц. защите населения;
  • органы самоуправления;
  • суд.

Для обращения необходимо грамотно составить заявление или иск, предоставить все документы, необходимые при рассмотрении жалобы. Заявление должно быть зарегистрировано в соответствующей инстанции.

Ответ и сроки его ожидания

Срок ожидания ответа от УК прописывается в договоре управления и жилищным законодательством. Если в договоре не прописан срок дачи ответов на поступающие от жильцов жалобы, стоит руководствоваться Постановлением №354, где сказано, что в течении 3 рабочих дней со дня обращения заявителя проблема должна быть устранена, либо дан письменный ответ об удовлетворении ил отказе в жалобе.

Полезное видео

Из видео узнаете о правах потребителей на качественное предоставление коммунальных услуг, куда обращаться с претензиями:

Заключение

Потребители коммунальных услуг имеют право на получение качественного обслуживания. В случае нарушений со стороны управленческой компании, жильцы имеют право жаловаться и получить надлежащее выполнение работ, за которые они платят. К тому же, они могут требовать перерасчетов и моральных компенсаций. Для удовлетворения своих требований, потребителям необходимо грамотно составить заявление и идти до конца в решении своего вопроса.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-51-36 (Москва)
+7 (812) 467-38-73 (Санкт-Петербург)

Читать еще:  Пособие при рождении ребенка в 1с 82 бухгалтерия
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.

Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах.
При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник

Сейчас 815 гостей онлайн