Коммерческая деятельность в государственном учреждении
Prokurors.ru

Юридический портал

Коммерческая деятельность в государственном учреждении

Коммерческая деятельность в государственном учреждении

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Минфина РФ от 29 сентября 2011 г. N 12-08-25/4392 Об осуществлении казенными учреждениями деятельности приносящую доход

Департамент бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев обращение Министерства финансов республики Башкортостан о возможности оказания казенными учреждениями платных услуг, сообщает следующее.

Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации казенные учреждения являются некоммерческими организациями.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Федеральный закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация (в том числе созданная в виде казенного учреждения) может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

С учетом положений пункта 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе.

Учитывая изложенное, законодательство Российской Федерации позволяет казенным учреждениям оказывать платные услуги при следующих условиях:

– возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений;

– осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в их уставах.

В отношении формирования перечня государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями (далее – Перечень услуг), считаем необходимым обратить внимание на следующее.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 9.2 Федерального закона N 7-ФЗ, статье 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” государственные (муниципальные) учреждения создаются для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

В связи с этим в Перечень услуг могут быть включены только те услуги (работы), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными законодательством Российской Федерации полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

Платные услуги включаются в перечень государственных (муниципальных) услуг (работ) только в том случае, когда федеральным законом определено, что данные услуги могут оказываться в рамках государственного (муниципального) задания. При этом отмечаем, что формирование государственного (муниципального) задания для государственных (муниципальных) казенных учреждений не является обязательным.

Заместитель директора
Департамента
М.Ю. Алашкевич

Письмо Минфина РФ от 29 сентября 2011 г. N 12-08-25/4392

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Казенные учреждения являются некоммерческими организациями.

Согласно действующему законодательству казенные учреждения могут оказывать платные услуги при следующих условиях. Такая деятельность закреплена в уставах учреждений, ее осуществление соответствует целям создания этих организаций и отраженным в их уставах.

Формируется перечень услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями. В него могут быть включены только те услуги (работы), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными российским законодательством полномочиями органов госвласти, а также местного самоуправления.

Платные услуги включаются в названный перечень, только если федеральным законом определено, что они могут оказываться в рамках государственного (муниципального) задания. Кроме того, отмечается, что формирование последнего для государственных (муниципальных) казенных учреждений не обязательно.

Коммерческая деятельность учреждений культуры

В структуре современной социально-культурной сферы, наряду с государственными учреждениями, все более значительное место начинает занимать коммерческий (частный), сектор. У него есть свои преимущества, и связаны они с тем, что в условиях рыночных отношений частные фирмы более, оперативно и гибко реагируют на конъюнктуру рынка досугового спроса, своевременно и чутко улавливают колебания в смене досуговых приоритетов, умеют безошибочно находить экономически выгодные «ниши» в постоянно меняющейся социокультурной реальности.

Коммерческий сектор в еще большей степени, чем сфера платных услуг государственных учреждений, способен учесть самые полярные вкусы и потребности, обеспечить запросы различных категорий населения, порой с несопоставимым уровнем доходов. При этом, как правило, он ориентирован на интересы наиболее зажиточных, и в первую очередь пред­принимательских кругов потребительской аудитории.

Наиболее прибыльными в сфере досугового бизнеса яв­ляются такие коммерческие предприятия, как ночные клу­бы-казино, клубы с гимнастическим и атлетическим обору­дованием, клубы лечебно-профилактического характера с бас­сейнами, саунами, теннисными кортами, массажными и кос­метическими кабинетами, а также учебные центры восточных единоборств, бодибилдинга, шейпинга и др.

Другим приоритетным направлением в деятельности ком­мерческих клубов является разнообразная индустрия массо­вого досуга и развлечений. В ней множество направлений: шоу-бизнес, финансирование популярных рок-ансамблей и исполнителей, шоу-продюсерство, проведение различных ком­мерческих фестивалей, конкурсов, праздников, создание специализированных концертных и спортивно-зрелищных ком­плексов, видеосалонов, дискотек, производство и прокат фо­нограмм, компакт-дисков, видеокассет и т.п.

Широкое распространение получили в последнее время всевозможные конкурсы красоты, парады мод, круизы и т.п.

Сильной стороной коммерческого сектора является его предприимчивость, инициатива, ориентация на спрос и конъ­юнктуру рынка.

Вместе с тем нельзя не заметить, что многие виды ком­мерческой досуговой продукции формируют пассивного по­требителя зрелищ, никак не ориентированы на задачу возвы­шения культурных потребностей населения, а скорее напро­тив несут в себе нередко элементы антикультуры, низкого вкуса, заниженных нравственно-эстетических критериев; шаб­лоны западной моды и «индустрии развлечений» навязыва­ются зачастую в ущерб богатейшим национальным традици­ям. Об этих последствиях коммерциализации культуры нель­зя забывать.

Коммерческая деятельность ведется также в государственных и муниципальных учреждениях культуры. Она регламентирует­ся специальной статьей «Основ законодательства РФ о куль­туре» (ст.47). В ней записано, что государственные и муни­ципальные учреждения культуры имеют право вести предпри­нимательскую деятельность по следующим направлениям:

реализация и сдача в аренду основных фондов и иму­щества для целей, не связанных с культурной деятельностью;

торговля покупными товарами, оборудованием;

оказание посреднических услуг;

долевое участие в деятельности коммерческих предпри­ятий, учреждений и фирм;

приобретение ценных бумаг и получение доходов по ним;

осуществление приносящих доход не предусмотренных уставом операций, работ, услуг.

В законе сказано, что деятельность некоммерческих ор­ганизаций культуры по реализации предусмотренной уставом продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельно­сти доход не инвестируется непосредственно в данной орга­низации на нужды обеспечения, развития и совершенствова­ния основной уставной деятельности. При этом подчеркива­ется, что в своей предпринимательской деятельности орга­низация культуры приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства РФ о предприятиях и пред­принимательской деятельности.

С чего должна начинаться коммерческая деятельность культурного учреждения? Прежде всего, со следующих этапов:

оформление статуса юридического лица;

открытие кредитно-расчетного счета;

оформление юридической документации на право вла­дения собственным зданием.

Эти возможности можно использовать различным образом:

предоставить свой юридический адрес каким-либо ком­мерческим структурам (прямая экономическая выгода для учреждения культуры здесь в том, что, оплачивая это право, коммерческая организация не имеет правомочий использо­вать эту площадь);

предоставить аренду части своих помещений под офис, коммерческий киоск, мини-маркет, кафе, бар, ресторан;

создать малое предприятие, в том числе с ориентаци­ей на культурные нужды населения и самих учреждений куль­туры (например, малое предприятие по ремонту клубов или строительству жилья для сельских культработников; по ремонту и прокату аудио- и видеоаппаратуры; по прокату музыкальных инструментов и домашнего спортивного инвентаря; по про­кату аудио- и видеокассет).

Большим спросом в современных рыночных условиях, когда существует безработица, пользуются платные (коммер­ческие) курсы по дефицитным рыночным специальностям, открываемые при многих учреждениях культуры: курсы по бухгалтерскому учету, менеджменту, маркетингу, секретарско­му делу, машинописи, делопроизводству с навыками компь­ютерной грамотности, технике лечебно-восстановительного массажа, надомным видам индивидуальной трудовой деятель­ности ручному и машинному вязанию, кройке и шитью и т. п.)

Коммерческая деятельность этого направления требует большой предварительной работы. Многое здесь зависит от правильного выбора стратегии культурного маркетинга.

Под современным маркетингом (от англ., «рынок», «тор­говля», «спрос», «сбыт») понимают ориентацию на потреби­теля, изучение конъюнктуры рынка и структуры спроса насе­ления в системе постоянно меняющихся потребностей, вку­сов, запросов, предпочтений различных социальных и поло­возрастных групп потребителей.

Попутно заметим, что маркетинг в учреждениях культуры может быть некоммерческим и коммерческим.

От некоммерческого маркетинга получается косвенный экономический эффект, т.к. учреждение культуры, активно работающее на индивидуальные запросы потребителя и поль­зующееся авторитетом у населения, предприятий и органи­заций, имеет больше возможностей стать объектом финансо­вых вложений не только со стороны муниципальных органов, но и различных фондов, частных фирм, спонсоров и т.п.

Коммерческий маркетинг дает прямой экономический эф­фект в виде прибыли.

Ключевым звеном маркетинговой деятельности культур­ного учреждения является составление плана маркетинга. В нем определяются конкретные задачи, время, сроки и про­должительность, место и методы осуществления мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Структура и содержание плана маркетингового обеспече­ния платных (коммерческих) услуг состоят из следующих эле­ментов:

1. Обзор состояния рынка услуг на данном этапе:

1) характеристика услуги;

2) состояние рынка;

2. Цели маркетинга.

3. Стратегии маркетинга:

1) свойства услуги и задачи по ее усовершенствованию;

2) ценовая политика;

3) форма подачи услуги;

4) сбыт и распределение;

5) стимулирование сбыта;

7) установление связей с общественностью;

8) исследование рынка;

4. Смета маркетинга.

Подобный план маркетинга — необходимый инструмент эффективной коммерческой деятельности предприятия куль­туры.

Наряду с платными (коммерческими) курсами по узко­профильным специальностям, большие возможности для ис­пользования коммерческих форм деятельности имеются в библиотечной сфере.

Библиотечный сервис пользуется сегодня большим спро­сом на информационном рынке. Вполне эффективным может оказаться поэтому открытие при библиотеках специальных информационно-коммерческих отделов по обслуживанию частных предприятий, которые в свою очередь будут заинтере­сованы обеспечить эти отделы компьютерами, ксероксами, оргтехникой и другим дорогостоящим оборудованием.

Широко известен инновационный опыт коммерческой компании «Библиосервис». Ее задачей является оперативное информирование клиентов по различным проблемам бизне­са, инвестиционной и биржевой политики, а также предос­тавление любых других видов справочной информации рыноч­ного характера. Библиографические материалы предоставля­ются в виде дискет, ксерокопий и т.п.

Читать еще:  Купля(продажа) комнаты в коммунальной квартире

Коммерческая деятельность государственных и муниципаль­ных учреждений культуры, особенно в сфере их уставных задач, связанных с социально-культурным профилем деятельности, имеет общественно-необходимый характер, существенно обога­щает многообразный спектр инфраструктуры рынка культурных услуг, укрепляет экономические основы культурной отрасли.

В последнее время появляются новые формы сотрудниче­ства государственных и коммерческих предприятий; объедине­ние материально-финансовых средств для восстановления хра­мов, историко-культурных памятников, организация совмест­ных благотворительных акций для воспитанников детских до­мов и интернатов, инвалидов, пенсионеров, многодетных се­мей. Такое сотрудничество, несомненно, заслуживает всяческой общественной поддержки.

Планирование деятельности и реализация планов учреждений культуры

Понятие планирования. Планирование – важнейшая составная часть системы хозяйствования, включающая разработку, реализацию планов и контроль их выполнения.

Весь круг вопросов, связанных с планированием, можно условно разделить на две части:

философия планирования – основное содержание и направленность плановых документов;

технологии планирования – принципы, методы и показатели планирования, информационное обеспечение планов.

При этом технология планирования обеспечивается его философией.

1. По уровню принятия плановых решений выделяют планы федеральные, региональные (республиканские, краевые, областные) , территориальный (районные, поселенческие, др.); планы конкретных организаций, их структурных подразделений и индивидуальные планы.

2. По срокам планирования различают перспективные (долгосрочные и среднесрочные) и текущие (краткосрочные и оперативные) планы.

3. По содержанию планируемой деятельности выделяют планы творческого, экономического, социального развития и др.

4. По степени директивности, то есть обязательности выполнения различают планы прогнозные (выражающие некоторые ориентировочные преставления о планируемом периоде), рекомендательные (содержащие установочные рекомендации) и директивные (подлежащие обязательному выполнению).

5. Различают стратегические и тактические планы. Стратегические планы определяют содержание тактических, в свою очередь, тактические обеспечивают организацию их выполнения.

системный подход – соотнесение планов по срокам и уровням планирования;

перспективный подход – постановка целей; ведущая роль перспективных планов;

компетентность – учет социально-экономической ситуации, преодоление ведомственного подхода к планированию, заимосвязь всех аспектов развития культуры;

пропорциональность – сбалансированность отдельных элементов и пропорций планов;

федерализм сочетание разработки федеральных планов с самостоятельным планированием регионов и организаций;

непрерывность планирования – планы больших временных горизонтов служат основой для составления планов, ориентированных на меньшие периоды, таким образом, должны достигаться установленные стратегические цели;

обоснованность планов обоснование плановых заданий с помощью наиболее адекватных методов планирования.

Этапы планирования: традиционное (директивное), нормативно-целевое, программно-целевое.

экстрополяция (планирование от достигнутого) – выявление традиций, действующих в предшествующий период; факторов, определяющих развитие этих тенденций; и предложение, что эти тенденции и факторы будут действовать в планируемом периоде.

нормативный обновление плановых заданий с помощью норм и нормативов.

программный разработка программ культурного развития, социокультурных проектов, бизнес-планов. Направленность программных мероприятий на решении конкретных проблем, интеграция ресурсов и исполнителей.

Плановые показатели – краткая характеристика планируемого процесса или явления:

по способу установления на утверждаемые вышестоящей организацией нормативные и расчетные показатели (устанавливаемые самостоятельно);

по содержанию на показатели ресурсного обеспечения, характеризующие материальные, трудовые, финансовые и другие ресурсы, и показатели деятельности, характеризующие предложение и потребление культурных благ;

по способу расчета на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели по единицам измерения могут быть стоимостные (оббьем доходов) и натуральными (количество организаций, посадочных мест, количество работников);

по количественным показателям.

Технологические этапы планирования:

этап разработки проекта плана;

этап согласования и утверждения плана;

этап популяризации плана и организации контроля исполнения.

Особенности предпринимательской деятельности бюджетных учреждений

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 03.02.2014 2014-02-03

Статья просмотрена: 11118 раз

Библиографическое описание:

Романова Д. А., Колесник Н. Ф. Особенности предпринимательской деятельности бюджетных учреждений // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 544-546. — URL https://moluch.ru/archive/61/9196/ (дата обращения: 19.03.2020).

Бюджетные учреждения по критерию своей организационно-правовой формы создаются в целях осуществления функций некоммерческого характера, которые получают финансирование из соответствующего бюджета на основании сметы доходов и расходов. Виды их деятельности разнообразны: воспитание и образование детей, лечение людей, творческая деятельность, сохранность архивных документов и многое другое.

Однако в настоящее время осталось не так много бюджетных учреждений, которые функционируют только за счет бюджетного финансирования и не получают прибыли от предпринимательской деятельности. Это связано с тем, что значительное недофинансирование получателей бюджетных средств, вынуждает руководителей учреждений искать нетрадиционные способы получения денежных средств. Естественно, что многие эти способы связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. Средства, полученные от предпринимательской деятельности, могут позволить решить бюджетному учреждению многие социальные вопросы, связанные с улучшением условий труда и отдыха персонала, а так же своевременно обновить изношенные объекты основных средств. Однако, наряду с возможностью вести предпринимательскую деятельность в некоторых случаях законодательство содержит на нее прямой запрет.

Бюджетным учреждениям разрешается осуществлять деятельность, приносящую доход, что касается, например, учреждений здравоохранения и образования. Предпринимательская деятельность может осуществляться учреждением, если в учредительных документах это отражено специальным пунктом. В этом случае доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе [2,с. 231].

Разрешение, на осуществление предпринимательской деятельности, бюджетное учреждение получает у вышестоящего распорядителя бюджетных средств, которое в дальнейшем должно быть закреплено в учредительных документах, т. е. в уставе (положении) должны быть указаны виды разрешенной деятельности.

Осуществление учреждением некоторых видов деятельности, приносящих доход, в обязательном порядке требует получения соответствующей лицензии. Если же коммерческая деятельность будет наносить ущерб основной (уставной) деятельности учреждения, то вышестоящий распорядитель бюджетных средств имеет право ее приостановить до решения суда по этому вопросу.

До получения право на осуществлении предпринимательской деятельности, учреждению необходимо открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства, на котором следует обособленно учитывать операции по такой деятельности. Лицевой счет открывается на основании генерального разрешения.

Таким образом, можно сказать, что осуществление бюджетным учреждением предпринимательской деятельности является законной процедурой. При этом важным вопросом является правильная организация учета расходов и доходов от предпринимательской деятельности. Доходы, полученные бюджетным учреждением от предпринимательской или иной деятельности, приносящей доход, после уплаты всех налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов, на соответствующий год, и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Налогоплательщиками, с точки зрения налогообложения прибыли, признаются бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от коммерческой деятельности.

Под доходами от коммерческой (предпринимательской) деятельности бюджетных учреждений понимаются доходы, получаемые от юридических и физических лиц в результате реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав.

Одним из принципов налогового учета бюджетных учреждений является ведение раздельного учета доходов и расходов, полученных от целевого финансирования и коммерческой деятельности [1].

При формировании налоговой базы бюджетных учреждений в доходы не включаются средства целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет этих источников, а в расходы — расходы, производимые за счет вышеуказанных средств.

Средства целевого бюджетного финансирования относятся к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли, а доходы от коммерческой деятельности участвуют в формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Поэтому для учреждений, осуществляющих бюджетную и внебюджетную деятельность, наряду с общими вопросами, которые требуют отражения в учетной политике для целей налогообложения, важное значение имеет методика ведения раздельного учета доходов и расходов по этим видам деятельности. Если раздельный учет отсутствует, то средства целевого финансирования будут рассматриваться как подлежащие налогообложению с даты их получения. Целью такого учета является не только отделение бюджетных поступлений от коммерческих, но и правильное определение тех расходов, которые при формировании налоговой базы уменьшают налогооблагаемую прибыль от коммерческой деятельности.

Во-первых, налоговую базу уменьшают те расходы, которые фактически произведенные в связи с коммерческой деятельностью. Из этого следует, что учреждению в зависимости от осуществляемых видов деятельности, приносящих коммерческие доходы, нужно закрепить в учетной политике для целей налогообложения выбранные способы учета расходов, связанных с коммерческой деятельностью. Например, определить прямые и косвенные расходы, указать методы списания материалов и сырья при определении размера материальных расходов, предусмотреть порядок формирования стоимости при приобретении товаров, методы оценки при списании стоимости покупных товаров, порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и готовую продукцию (выполненные работы, оказанные услуги), порядок признания прочих и внереализационных расходов и т. д.

Во-вторых, всегда имеют место общехозяйственные расходы, которые невозможно прямо отнести к одному виду деятельности. Это может касаться коммунальных услуг, услуг связи и т. п.

Порядок раздельного учета расходов, относящихся и к деятельности, финансируемой из бюджета, и к предпринимательской деятельности, установлен Налоговым кодексом РФ. В нем приведен значительный перечень расходов, финансируемых за счет указанных источников, которые разделяются между коммерческой и некоммерческой деятельностью расчетным методом. К таким расходам относятся расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников.

Министерство финансов РФ устанавливает что, пропорциональное отнесение перечисленных расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, осуществляется в тех случаях, если бюджетными ассигнованиями, выделенными бюджетному учреждению предусмотрено финансовое обеспечение указанных Налоговым кодексом РФ расходов за счет двух источников, и не предусмотрено финансовое обеспечение указанных Налоговым кодексом РФ расходов.

Читать еще:  Отчетность застройщика по долевому строительству в 2018 году

В целях налогообложения, принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, осуществляется пропорционально объему средств от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). В общей сумме доходов, для указанных целей, не учитываются внереализационные доходы (доходы в виде банковских процентов по средствам, которые находятся на расчетном, депозитном счетах, а также полученные от сдачи имущества в аренду, курсовые разницы и другие доходы).

Таким образом, можно сделать вывод, что налогоплательщику-бюджетнику целесообразно указать в учетной политике аналитические счета бюджетного учета, на которых отражаются операции, связанные с ведением бюджетной и приносящей доход деятельности, а также определить перечень расходов и применяемых к ним методов признания при определении налоговой базы, установленных Налоговым кодексом РФ, а также отразить эту важную информацию в учетной политике для целей налогообложения.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998г. № 146 — ФЗ и часть вторая от 5 авг. 2000г. № 117-ФЗ (НК РФ)// Гарант: [сайт информ. — правовой компании]. — [М. 2012]. — Режим доступа: http: // base. garant. ru / 10900200/ htm.

2. Соснаускене О. И. Бюджетный учет. Организация и ведение /О. И. Соснаускене.- М:Литагент «Эксмо»,2012.- 356с.

Предпринимательская деятельность в бюджетном учреждении

Бюджетные учреждения могут оказывать платные услуги или вести другую деятельность, приносящую доход. Но вести такую деятельность разрешено, когда она помогает достижению целей, ради которых учреждение создано. Причем в некоторых случаях законодательство прямо запрещает ее вести.

Правовые основы деятельности учреждений

Понятие «учреждение» содержится в статье 120 Гражданского кодекса РФ. Это некоммерческая организация, которая создана собственником для выполнения им управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В свою очередь Бюджетный кодекс РФ в статье 161 определяет бюджетное учреждение как организацию, которая создана органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления для выполнения управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера. Эта деятельность финансируется из соответствующего бюджета (внебюджетного фонда) по смете доходов и расходов.

Из этих определений видно, что основные цели деятельности бюджетных учреждений — это оказание государственных услуг. Учреждения не должны создаваться для получения прибыли — ведь услуги ими оказываются бесплатно или по утвержденным тарифам. Но эти тарифы тем не менее формируют доходную часть бюджета.

Гражданский кодекс РФ допускает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 50 Гражданского кодекса РФ). Но это возможно в той мере, в какой помогает достижению целей, ради которых они созданы. Предпринимательская деятельность должна соответствовать основным целям создания некоммерческой организации. Следовательно, такая деятельность может быть только факультативной и никак не основной.

Ограничения на предпринимательство

Наряду с возможностью вести предпринимательскую деятельность в некоторых случаях законодательство содержит прямой запрет на нее.

Например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 подпунктом «в» пункта 4 запрещает всем федеральным службам по надзору оказывать платные услуги.

Эта норма права получила развитие и в других нормативных актах в отношении конкретных федеральных служб. Так, например, Федеральное казначейство не вправе оказывать платные услуги (п. 7 Положения о Федеральном казначействе).

Аналогичная норма установлена постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 и для Федеральной таможенной службы.

Как получить разрешение на коммерческую деятельность

Некоторым бюджетным учреждениям разрешено осуществлять деятельность, приносящую доход. Это, например, учреждения здравоохранения и образования.

Предпринимательская деятельность может осуществляться учреждением, если в учредительных документах это специально отражено. В этом случае доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. Такое правило установлено статьей 298 Гражданского кодекса РФ.

Следовательно, разрешение на приносящую доход деятельность бюджетное учреждение получает у вышестоящей организации (собст-венника его имущества) и такое разрешение должно быть закреплено в учредительных документах. То есть в уставе (положении и т. п.) должны быть указаны виды разрешенной деятельности.

Обратите внимание: для осуществления некоторых видов деятельности учреждение должно в обязательном порядке получить соответствующую лицензию.

Например, статья 47 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» определяет такую возможность для образовательного учреждения, если это предусмотрено его уставом. Эта статья содержит и ограниченный перечень разрешенных видов деятельности.

Если коммерческая деятельность будет идти в ущерб уставной образовательной деятельности, то учредитель или орган местного самоуправления имеет право ее приостанавливать до решения суда по этому вопросу.

Как открыть лицевой счет

Для использования предоставленного законодательством права на ведение приносящей доход деятельности учреждению необходимо открыть лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейст-ва. На нем будут обособленно учитываться операции по такой деятельности (п. 2 приказа Минфина России от 21 июня 2001 г. № 46н).

Лицевой счет открывается на основании генерального разрешения.

Для открытия лицевого счета в орган Федерального казначейства необходимо представить документы, перечисленные в пункте 6 инструкции, которая утверждена приказом Минфина России № 46н:

— подлинник разрешения на открытие лицевого счета;

— заявление на открытие лицевого счета с указанием, что он предназначен для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

— карточку образцов подписей.

Смета доходов и расходов

Доходы от приносящей доход деятельности после уплаты налогов и сборов в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения (п. 2 ст. 42 Бюджетного кодекса РФ).

Функции по утверждению смет доходов и расходов возложены на главных распорядителей бюджетных средств (п. 4 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Он также утверждает и представленные учреждением сметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности. Один экземпляр сметы должен быть представлен в орган Федерального казначейства.

В течение финансового года учреждение при необходимости вправе вносить уточнения в смету доходов и расходов. При этом составляется уточненная смета, которая утверждается руководителем бюджетного учреждения и главным распорядителем бюджетных средств (п. 6 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ). Уточненная смета также представляется в казначейство.

Вопросы налогообложения

Налоговым законодательством специальные нормы по постановке бюджетного учреждения на налоговый учет не установлены. То есть все бюджетные учреждения при их создании на основании статьи 83 Налогового кодекса РФ подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения.

При постановке на учет учреждению присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (п. 7 ст. 84 Налогового кодекса РФ). Поэтому после получения разрешения на предпринимательскую деятельность учреждению дополнительно становиться на учет как плательщику налога на прибыль и НДС не нужно.

Налог на добавленную стоимость

Налоговое законодательство не связывает обязанность по уплате НДС с организационно-правовой формой юридического лица и не содержит каких-либо специальных норм по этому налогу в отношении бюджетных учреждений. Поэтому они будут признаваться плательщиками НДС на общих основаниях, если совершают операции, которые статьей 146 Налогового кодекса РФ признаются объектами налогообложения.

Если сумма выручки бюджетного учреждения за три последовательных календарных месяца не превысит в совокупности 2 000 000 руб., то учреждение имеет право воспользоваться освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 Налогового кодекса РФ).

Кроме этого ряд операций освобождается от налогообложения. Их перечень приведен в статье 149 Налогового кодекса РФ. Но в соответствии с пунктом 6 этой статьи для применения вышеуказанной льготы учреждение должно иметь лицензию на тот вид осуществляемой деятельности, который подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

Осуществляя предпринимательскую деятельность, учреждение может совершать одновременно как облагаемые НДС операции, так и не облагаемые. В этом случае необходимо вести раздельный учет таких операций.

Налог на прибыль

Бюджетные учреждения, получающие доходы от деятельности, приносящей доход, признаются плательщиками налога на прибыль. В этом случае они определяют налоговую базу по правилам статьи 321.1 Налогового кодекса РФ.

Эти правила обязывают их вести раздельный учет доходов и расходов, которые производятся за счет средств бюджетов всех уровней по смете, и средств, получаемых учреждением от предпринимательской дея-тельности.

В статье 321.1 Налогового кодекса РФ установлены правила определения налоговой базы, в частности:

— налоговая база представляет собой разницу между полученной суммой дохода от реализации товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и внереализационных доходов и суммой фактических расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности;

— сумму превышения доходов над расходами до исчисления налога на прибыль нельзя направлять на покрытие расходов, которые преду-смотрены по смете бюджетного учреждения;

— при определении налоговой базы по налогу на прибыль не участвуют средства, поступающие из бюджета на ведение уставной деятельности, и расходы, производимые за счет этих средств.

Что ждет в будущем бюджетные учреждения

Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ внес многочисленные изменения в Бюджетный кодекс РФ, которые в своем большинстве вступают в силу с 1 января 2008 года.

Так, пунктом 11 статьи 5 этого закона расширены права бюджетных учреждений в отношении распоряжения средствами, полученными от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Например, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление некоторым бюджетным учреждениям, направляются ими на содержание и развитие своей материально-технической базы сверх ассигнований из федерального бюджета.

Законом о бюджете могут предусматриваться положения, которые позволят учреждениям использовать на обеспечение своей деятельности средства, полученные от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от граждан и организаций (в том числе от международных и правительств иностранных государств), а также средства от иной приносящей доход деятельности.

Использовать эти средства можно на основании генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются их источники и направления использования. В уставе бюджетного учреждения также должны быть соответствующие положения о возможности вести такую деятельность.

Читать еще:  Правила нахождения на больничном листе

Можно ли работать в государственном бюджетном учреждении имея свою фирму и коммерческую деятельность

Могу ли я работать в бюджетной организации ведущим инженером энергетиком и одновременно работать директором строительной коммерческой организации, нужно ли при этом согласование с руководителем бюджетной организации.

Ответы юристов ( 5 )

  • 10,0 рейтинг
  • 12748 отзывов эксперт

Добрый день. Если Вы не госслужащий, а это Скорее всего так и есть то никаких согласований ни с кем не требуется. Ограничения на занятия иной оплачиваемой деятельностью касается только госслужащих в Вашем случае

Уточните! осуществление коммерческой деятельности при работе на основной должности в бюджетном учреждении должно быть за пределами рабочего времени на основной работе? И заводятся или нет трудовые книжки в коммерческих организациях.

Уточните! осуществление коммерческой деятельности при работе на основной должности в бюджетном учреждении должно быть за пределами рабочего времени на основной работе?

Не обязательно. Коммерческая деятельность не всегда предполагает непосредственное присутствие. Главное, чтобы в рабочее время на основном месте Вы исполняли свои должностные обязанности,

Работник обязан:добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

соблюдать трудовую дисциплину;
выполнять установленные нормы труда;
соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

И заводятся или нет трудовые книжки в коммерческих организациях.

Статья 66. Трудовая книжка

Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Работодатель (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

Дополню коллегу и муниципальных служащих. В МБУ таких как правило нет, или один единственный — руководитель.

Вот ограничения если вы муниципальный служащий.

Статья 14. Запреты, связанные с муниципальной службой

1. В связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается:
1) утратил силу с 1 января 2015 года. — Федеральный закон от 22.12.2014 N 431-ФЗ;
2) замещать должность муниципальной службы в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность Российской Федерации либо на государственную должность субъекта Российской Федерации, а также в случае назначения на должность государственной службы;
б) избрания или назначения на муниципальную должность;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования;
— КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2019 года Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ в пункт 3 части 1 статьи 14 вносятся изменения.
— 3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя (работодателя) в порядке, установленном муниципальным правовым актом), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени органа местного самоуправления;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
4) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами;
5) получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Муниципальный служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой или с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 21-ФЗ)
6) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования с органами местного самоуправления, избирательными комиссиями других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;
7) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество;
8) разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральными законами к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
9) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;
10) принимать без письменного разрешения главы муниципального образования награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
(в ред. Федерального закона от 03.05.2011 N 92-ФЗ)
11) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
12) использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего;
13) создавать в органах местного самоуправления, иных муниципальных органах структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) или способствовать созданию указанных структур;
14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора;
15) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
16) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя (работодателя) оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
2. Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
2.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.11.2011 N 329-ФЗ.
3. Гражданин после увольнения с муниципальной службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
4. Гражданин, замещавший должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы не вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector