Конфликт учителя с мамой и ребенком
Prokurors.ru

Юридический портал

Конфликт учителя с мамой и ребенком

У ребенка конфликт с учителем. Как быть родителям?

Отношения с учителями у школьников могут не складываться по самым разным причинам. Как помочь ребенку конструктивно выйти из конфликта с наставником? В каких случаях лучше оставить попытки найти с учителем общий язык и поспешить перевести ребенка в другой класс или школу? В этих непростых вопросах разбирались корреспондент портала Interfax Ирина Барейко вместе с психологом Максим Бодиков.


– Из-за чего чаще всего возникают конфликты между школьниками и учителями?

– Конфликты между учениками и учителями, к сожалению, не редкость. Учителя тоже люди, да и дети не всегда ангелы во плоти. Поэтому при «разборе полетов» недостаточно просто разобраться в том, кто прав, а кто виноват. Это самое сложное в любом конфликте, ведь у каждой стороны всегда найдутся неопровержимые аргументы в поддержку своей позиции. Поэтому лучше сконцентрироваться на способах максимально эффективного решения конфликта с тем, чтобы процесс обучения после него проходил легко и комфортно и для ребенка, и для учителя.

Спектр причин, из-за которых возникают конфликты, является банальным, но в то же время достаточно широким:

  • неуспеваемость ученика по отдельным предметам, и переход учителя в оценке причин неуспеваемости на личность ребенка;
  • предвзятое отношение учителя к ученику (из-за личных особенностей, успеваемости, родителей);
  • предвзятое отношение ученика к учителю;
  • нарушение учащимся учебной дисциплины (как мнимое, так и реальное);
  • составление обобщенной картины о человеке и способах его поведения, исходя из единичной ситуации;
  • обострение реакций учеников во время подросткового возраста (повышение конфликтности как элемент естественного изменения поведения человека, вызванное физиологическими изменениями).

– Как поддерживать ребенка и помогать ему конструктивно выйти из конфликтной ситуации с учителем?

– Главное в отношениях между детьми и родителями – это доверие. Оно исчезает тогда, когда возникает страх наказания. Если ребенок за то, что сказал маме или папе правду, может подвергнуться осуждению или наказанию, он вскоре поймет, что быть правдивым небезопасно.

Объясните ребенку, что в любом случае он останется любимым и сможет рассчитывать на вашу поддержку. Даже если в общении с учителем он повел себя некорректно, воздержитесь от осуждения. Покажите ребенку, что продолжаете любить и поддерживать его. После этого рассмотрите ситуацию со всех сторон и продумайте, какое поведение ребенка при аналогичных обстоятельствах будет более эффективным и как его можно скорректировать. Например: «Что еще ты мог бы сделать?», «Как ты думаешь, можно ли было отреагировать иначе?», «А как на твоем месте поступил бы N?». Попробуйте проиграть различные модели поведения, только не навязывайте свои. Вы можете предложить их только после того, как ребенок озвучит 3 – 5 альтернативных моделей своего поведения в данной ситуации.

– В каких случаях вмешательство родителей в конфликт ребенка и учителя нежелательно (может, даже вредно), а когда необходимо?

– Конфликты в жизни ребенка неминуемы, они будут случаться регулярно. И именно школьное время – это период, когда ребенок может научиться способам регулирования и преодоления конфликтных ситуаций. Поэтому, на мой взгляд, чем реже родители будут вмешиваться в конфликты своих детей, тем лучше. Особенно нежелательно вмешиваться в его конфликты со сверстниками. Исключения составляют ситуации, когда невмешательство может привести к психологическим или физическим травмам.

Оставаться в стороне нельзя, если вы знаете, что ребенок попал в конфликтную ситуацию, которая не решается в течение 2 – 3 дней, и его эмоциональное состояние не улучшается. Что касается конфликтов с учителями, родителям необходимо вмешиваться при следующих обстоятельствах:

  • учитель постоянно критикует ученика, значительно больше, чем остальных;
  • учитель вспоминает о поведении ребенка в конфликте, когда ситуация напрямую с этим не связана (например, во время уроков: «Конечно, Саша домашнюю работу не сделал, он ведь только на учителей голос повышать умеет»);
  • учитель критикует личность и способности ребенка, а не его поведение в конкретной ситуации.

В случае если учитель ведет себя таким образом, родителям следует обсудить сложившуюся ситуацию с ним или руководством школы.

– Как правильно родителям вмешиваться в этот конфликт?

– Любое родительское вмешательство в конфликт должно происходить с ведома ребенка. Если ребенок младше 12 лет, просто поставьте его в известность о том, что собираетесь прийти в школу и помочь ему решить конфликтную ситуацию. Если ребенок уже достиг 12-летнего возраста, то учитывайте его мнение и без его согласия в конфликт с учителями и особенно со сверстниками не вмешивайтесь.

Многие родители, пытаясь помочь ребенку, к сожалению, только усугубляют ситуацию: вместо того чтобы разобраться в том, что происходит, агрессивно нападают на учителя и активно защищают ребенка. Такая тактика уж точно не будет способствовать нахождению консенсуса.

Первое, что необходимо сделать родителям, – это попросить учителя рассказать о том, как он видит сложившуюся ситуацию. Любые жесткие характеристики некорректного поведения ребенка следует смягчать: «Давайте не будем столь категоричными…», «Это только одна из точек зрения…», «Давайте подумаем, что можно сделать в данной ситуации…»

Особое внимание следует обратить на наличие однозначно категоричных фраз-оценок с любой из сторон: «Он ни на что не способен», «Да она старая дура», «Я с этим учителем договариваться не собираюсь», «Другого от вашего ребенка ожидать не приходится». Если ничего подобного не звучит, то прогноз благоприятный. А вот если эти или похожие фразы учитель, или ребенок, или оба используют, то договориться о позитивном решении конкретной ситуации будет достаточно сложно, либо не получится вообще.

– Как защищать ребенка от нападок, несправедливых обвинений учителя?

– Родители должны осознавать, что застраховать ребенка на 100% от нападок и несправедливых обвинений учителя они не в силах. Но снизить такую вероятность, а также повысить возможность лучше разобраться в конкретном конфликте можно.

Во-первых, учите ребенка общаться со сверстниками и старшими максимально уважительно и корректно даже в тех ситуациях, когда собеседник не прав. Напоминайте, что обсуждать и критиковать можно поведение или слова, но не самого человека. При высказывании критики стоит использовать фразы: «Мне кажется», «По моему мнению», «Я думаю», «Я чувствую». Не следует употреблять фразы-оценки и начинать с «ты» или «вы».

Приведу примеры: «Я с тобой не согласен» – корректная форма. «Ты ничего не понимаешь», «Ты дурак» – некорректная. «Мне это не нравится», «Я возмущен» – корректно. «Вы совсем уже?», «Как так можно?!», «Вы вообще адекватны?!» – некорректно.

Во-вторых, можете попросить ребенка записать разговор с учителем на диктофон. Это позволит вам воспринимать ситуацию не со слов ребенка и учителя, а оценивать фактически произнесенные ими фразы. Возможно, проблема не в том, что и как произнесено, а в интерпретации каждым из участников конфликта конкретных слов «противника».

– Как определить, что все возможности для достижения консенсуса исчерпаны?

– Понять это несложно. Если, после того как вы пообщались с учителем, конфликт не решается в течение 3 – 5 дней, а ваш ребенок продолжает переживать из-за этой ситуации и говорит, что лучше не становится, то стоит задуматься о его переводе в другой класс или смене школы. Также имеет смысл подключить школьного психолога, все-таки его работа заключается не только в проведении тестов. Кроме того, можно обратиться к частному психологу, который поможет ребенку сформировать новые эффективные модели бесконфликтного поведения, научит социально приемлемым формам отстаивания своих границ и интересов.

– Переход в другой класс или тем более в другую школу может стать большим стрессом для ребенка. Может быть, прежде испробовать менее радикальные меры – обратиться к завучу, директору школы, в отдел образования?

– Переход в другой класс в любом случае будет проходить с ведома завуча и директора. Но, как показывает практика, крайне редко руководство школы, а тем более отдел образования, становится на сторону родителей и учеников. Скорее всего, администрация школы поддержит учителя в конфликте. И если такое произойдет, то перевод ребенка в другой класс или школу станет необходимостью.

Что касается стресса в связи со сменой среды обучения, то, на мой взгляд, стресс от постоянного пребывания в конфликтной ситуации значительно серьезнее и опаснее для ребенка, нежели переход в новый класс или школу.

– Существует мнение, что поддерживать контакт с учителями для родителей – святое дело. Меньше будет и конфликтов, и недопонимания. И не важно, в каком классе ребенок – в 1-м или 11-м. Когда учитель чувствует поддержку родителей, которые ценят и понимают его труд, все конфликты решаются достаточно быстро. Вы разделяете такую точку зрения?

– Тут все зависит от адекватности как учителя, так и родителей. При адекватном поведении конфликты между учителями и учениками обычно не возникают, а если и появляются, то урегулируются достаточно быстро. И степень контактов родителей и учителей значительно на ситуацию не влияет. Бывает, однако, что конфликт «ребенок – учитель» проявляется как следствие конфликта между учителем и родителями. Тогда их общение лучше ограничить.

– Если ответственность за конфликт с учителем лежит на ребенке, и он признает, что был не прав, что можно предпринять для восстановления добрых отношений с учителем?

– Когда ребенок признает свою неправоту и хочет улучшить взаимоотношения с учителем, ему достаточно принести свои извинения и признать свою ошибку. Если учитель вышел из возраста инфантилизма (что предполагается), то отношения скоро восстановятся сами собой.

Ирина Барейко, информационное агентство «Интерфакс-Запад»

Конфликт в школе между родителями

1.1. чтобы вам помочь необходимо детально разобраться в данном вопросе и изучить позиции всех сторон конфликта.

1.2. Составление документов – на платной основе.
Возможно, содержание Вашей объяснительной противоречит этическим нормам, Уставу школы или ставит под сомнение чью-то репутацию. Нужно учитывать специфику конфликта.

2.1. Вопрос к директору школы, почему он решил пригласить тренера. Возможно, чтобы тот был в курсе конфликта. Работать с детьми же ему. Но ничего противозаконного в этом нет.

3.1. Нет, конечно, в одностороннем порядке вы не можете изменять условия договора на обучение ребенка, обратитесь непосредственно к руководству школы, будет все решаться комиссионно.

Читать еще:  Сбербанк отказался зачислять денежное средство

3.2. Если идет конфликт между родителями и учителем, то Обратитесь руководству школу и напишите заявление о том, чтобы ребенка перевели в другой класс. В любом случае самостоятельно решать вопрос Вы не можете.

4.1. Подавайте жалобу в прокуратуру. Жалоба пишется в произвольной форме (своими словами), подается по почте либо вручается лично.

4.2. Обратитесь к руководству школы с письменным заявлением о проведении служебного расследования по данному факту, в чем именно выразился конфликт, родителей должны были поставить в известность.

5.1. — Здравствуйте, кроме как оправдываться, вам больше ничего не остаётся делать, а воспитанием ребёнка вы похоже не занимаетесь совсем. Удачи Вам и всего хорошего.

6.1. в том, что с вашим ребенком проводил беседу психолог без разрешения родителей усматривается прямое нарушение законодательства.

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. n 273-фз “Об образовании в Российской Федерации” статья 42. статья 44.
Кроме того, в результате такой беседы был нанесен психологический вред, развились фобии и стрессы. Есть основания для обращения в прокуратуру!

7.1. В суд пусть подают.

8.1. Да имеет школа такое право по запросу суда.

9.1. Взятие объяснительной с несовершеноглетних учителями не предусмотрено ФЗ Об образовании в РФ.
Вы можете завуча привлечь к административной ответственности по факту оскорбления ст52.7 КОАП РФ Для это следует обращаться в прокуратуру

10.1. Поступить так, как велит совесть.

11.1. Федеральное законодательство это не регулирует.

12.1. Мало информации. Если были оскорбления, пишите заявление в прокуратуру.

13.1. именно в школе разгорелся конфликт, а значит школа на своем уровне вправе провести работу как с родителями так и с детьми.

14.1. Девочка живет у отца , а мама получает от него алименты на девочку
Елена Владимировна, обратитесь в ООП и у них появятся другие более серьёзные проблемы.

15.1. нет, не имеет право

16.1. Решение подобных вопросов невозможно в рамках сайта заочно. Так как требуется изучение документов и уточнение обстоятельств. Обращайтесь к адвокату/юристу очно
Всего доброго.

17.1. Смотря сколько ребенку лет. Смотря чем дело закончилось. Вообще – по обстоятельствам

18.1. Не знала -это не оправдание. если отказываются -обращайтесь в суд – будет для вас положительное решение

18.2. Марина Викторовна.

Вы можете обратиться в суд с иском к родителям девочки о возмещении причиненного ущерба.
Только советовал бы Вам подумать, стоит ли это делать? Что дороже – хорошие отношения между одноклассницами и их родителями или телефон.

18.3. Сколько лет детям? Если до 14 лет – тогда требовать возмещения ущерба со школы. Если дети уже достигли 14 лет – ответственность будут нести родители девочки, разбившей телефон.

19.1. Как и куда правильно составить жалобу? Учитель не справляется со своими должностными обязанностями, постоянные крики на уроках, унижения, высмеиванием перед другими детьми, провоцирует конфликты между учениками, на неоднократные жалобы родителей учеников 7 класса , учитель отвечает занижением оценок.
Учащиеся на уроки идти отказываются, многие ученики просят перевести их в другие школы.
Как и куда правильно составить жалобу?
Марина, директору школы и в отдел образования.

20.1. обратиться с жалобами в департамент образования и в прокуратуру

20.2. это недопустимо, собирайте доказательства при наличии оснований с иском в суд

20.3. если называется имя ребенка или публикуется его изображение можно обратиться в суд с иском о защите чести и достоинства, а также о защите права на изображение, Кроме того, можно обратиться в суд с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту клеветы или оскорбления.

21.1. Внесение родителями денежных средств на нужды школы является только добровольным делом, принуждать к этому никого нельзя. И если кто то из родителей отказался платить деньги, то сделать с этим ничего нельзя. Нужно ведь учитывать, что материальное положение семей различно. Для кого то сумма покажется небольшой, для кого то – весьма обременительной.

Обсуждать данную ситуацию с детьми, и тем более высказывать “необдуманные фразы” в адрес родителей на мой взгляд, недопустимо. Целесообразно в данной ситуации как то решить вопрос миром, возможно принести извинения.

22.1. Вопрос в чем? нужно дальше спокойно разобраться, и не ронять непродуманных фраз ( особенно в присутствии детей)

23.1. Наталья! Закон Вы не нарушили, однако на будущее знайте, что к психологам в нашей с Вами стране отношение очень неоднозначное. В последствии, старайтесь оповещать родителей о том, что беседовали или собираетесь беседовать с их ребенком.

24.1. Готовить мотивированный отзыв на исковое заявление с изложением всех доводов.
Как решит суд, сказать трудно, основываясь только на рассказе.
Но если иск удовлетворят, они действительно смогут взыскать и судебные расходы с вас.

24.2. уважаемый посетитель!
Будут пытаться взыскать в судебном порядке сумму ущерба. Но Вы, в свою очередь, в суде ссылайтесь на необоснованность заявленных требований – ведь телефон мог быть изначально неисправным
Всего доброго, желаю удачи.

25.1. Вам необходимо было не провоцировать дальше конфликта пытался разобраться в данной ситуации вы как педагог должны заниматься воспитанием детей именно на своих занятиях. Хорошего приятного вечера.

26.1. уважаемый посетитель!

Не адекватную мать необходимо предупредить – что если так будет продолжаться – ВЫ обратитесь в органы опеки
Всего доброго, желаю удачи в решении Вашего вопроса!

26.2. Может вполне.
Перевод из одного класса в другой в пределах одного образовательного учреждения законодательством не урегулирован.
Статьей 32 ФЗ ” Об образовании” устанавливается компетенция и ответственность образовательного учреждения. В силу ст. 32 ФЗ “Об образовании” образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения (по желанию Вы можете ознакомиться с указанными правовыми документами образовательного учреждения). К компетенции образовательного учреждения относится самостоятельное формирование контингента обучающихся. Образовательное учреждение в лице администрации (директор) вправе самостоятельно принимать решения по вопросам формирования контингента обучающихся в учреждении в целом и в каждом классе в частности.
А насчет жалоб постоянных – тут надо конфликт решать. Либо родительница совершенно неадекватная. Обратитесь в органы опеки.

27.1. Напишите заявление в прокуратуру, изложите все факты и доводы. Всего Вам доброго, с уважением Ю. В. Лихограй.

27.2. В прокуратуру нужно писать жалобы на “бумаги”, законность которых вызывает явные сомнения. Поэтому обращайтесь в полицию, и обязательно возьмите талон, подтверждающий факт обращения. Укажите точно время и место озвучивания угроз, дословный текст, и перечень свидетелей с телефонами и адресами.

Удачи! Хамов надо воспитывать

28.1. Анастасия!
Если Вы обратились к юристам, то наверняка понимаете, что юристы в изложенной ситуации могут либо оказать Вам консультативную помощь, либо представлять Ваши интересы и интересы Вашего ребенка на основании доверенности в образовательном учреждении (школе), в иных организациях, перед любыми третьими лицами.
Для этого Вам надо выдать доверенность конкретному юристу.

Что делать, если у ребенка конфликт с учителем?

Конфликты между школьниками и учителями, к сожалению, не редкость. Иногда его провоцируют сами дети, а иногда – взрослые. Скоро дети вновь пойдут в школу, и некоторые ученики могут столкнуться с подобными ситуациями. О том, что делать, если ваш ребенок не находит общего языка с учителем, расскажет «Я родитель».

Стоит ли вмешиваться?

Этот вопрос часто задают нашим психологам мамы и папы. Ответить на него в самом деле бывает непросто: многое зависит от ситуации, от возраста ребенка, от его отношения к происходящему.

Некоторые родители считают, что школьник – уже не малыш, а значит налаживать отношения с окружающими и отвечать за свои поступки он должен самостоятельно. В целом это правильная точка зрения, но лишь в том случае, если ребенок действительно сам виноват в конфликте с педагогом и у него есть желание признать свою вину и извиниться. Вероятней всего, учитель в таком случае проявит мудрость и пойдет на контакт, чтобы исчерпать неприятный инцидент. Но что делать, если конфликт приобретает затяжной характер?

Разбираемся в ситуации

Если вы все-таки решили вмешаться, то первым делом необходимо понять, в чем состоит главная причина конфликта.

«Моя дочь учится в 10 классе и отказывается ходить в школу, – написала нам Галина. – Говорит, что учительница занижает ей оценки из-за того, что моя девочка отказалась встречаться с ее сыном. Успеваемости дочери действительно снизилась. Как вести себя в этой ситуации и понять, кто прав, не испортив при этом отношений с учителями?»

Как видно из письма, самый главный шаг Галина сделала: она поговорила с дочерью. Разрешение любого конфликта надо начинать именно с этого. Внимательно выслушайте точку зрения ребенка, чтобы получить хотя бы какое-то представление о сложившейся ситуации. Не стоит ругать и уж тем более кричать на сына или дочь, пока вы не поймете, что же происходит между ребенком и учителем на самом деле. Общайтесь спокойным и доброжелательным тоном в спокойной обстановке.

Затем стоит договориться о встрече с учителем.

В самом начале разговора с педагогом объясните, что вы пришли не ругаться и не обвинять его, а разобраться в том, что происходит и вместе найти выход из положения.

Многие учителя, завидев разъяренных родителей, с порога предъявляющих претензии, сразу же начинают защищаться, даже если их вины в конфликте нет, и естественно, что такой разговор не получается конструктивным. Поэтому, если вы идете выяснять, кто прав, кто виноват, спокойно выслушайте точку зрения педагога, сравните ее с версией, которую рассказал вам ребенок, а затем уже делайте собственные выводы.

Если виноват учитель

Если после выяснения ситуации стало понятно, что виноват учитель, не спешите кидаться обвинениями и добиваться его увольнения, а попробуйте спокойно поговорить с педагогом, вы ведь взрослые люди и умеете находить компромиссы. Признание в своей некомпетентности любому учителю дается очень нелегко, ведь это связано с осознанием своей профессиональной несостоятельности. Скажите учителю, что вы не хотите раздувать конфликт еще больше, что не сомневаетесь в его профессионализме, но вам бы не хотелось повторения подобной ситуации.

Читать еще:  Оформление брачного договора и ипотеки с использованием материнского капитала

Но даже если учитель признает свою ошибку, это не значит, что он сможет публично извиниться перед ребенком, поэтому на помощь ему должны прийти вы. Дома поговорите с ребенком по душам, объясните ему, что все имеют право на ошибку, и взрослые тоже. Скажите, что учитель просто устал, перенервничал, что у него очень сложная работа. Главное в разговоре – не убедить ребенка в том, что педагог плохой, а сделать так, чтобы школьник не потерял к нему уважения. Понимание того, что все люди могут ошибаться, позволит ребенку чувствовать себя спокойнее.

Главная ошибка, которую допускают родители – это негативные высказывания в адрес учителя. Если вы будете настраивать ребенка против педагога, то рискуете раздуть конфликт еще больше, так как школьник, почувствовав свою правоту, может потерять контроль над своими эмоциями.

Если виноват ребенок

Если оказалось, что в конфликте виноват ребенок, вы должны серьезно поговорить с ним, вместе проанализировать сложившуюся ситуацию, объяснить ему, в чем он не прав и убедить его извиниться перед учителем.

Если ребенок отказывается идти «на мировую», поговорите с педагогом и попросите его дать вашему чаду отсрочку. Скорее всего, со временем, когда первые эмоции немного поутихнут, все утрясется, и ребенок, осознав свое неправильное поведение, уже сам попробует наладить отношения с педагогом.

Главное – следить, чтобы изначальный конфликт не зашел еще дальше, поскольку некоторые дети настолько упрямы, что принципиально стараются сделать еще хуже, обидевшись и разозлившись на то, что родители априори не приняли их сторону.

Если это произошло, то, возможно, придется обратиться за помощью к детскому психологу и поискать причины упрямства. Может оказаться, что конфликтность – черта характера вашего ребенка, и тогда с ней придется бороться.

Если точка зрения родителей не совпадает с мнением педагога

Бывает и третий исход ситуации, когда учитель настаивает, что виноват ребенок, а родители не могут с этим согласиться, соответственно, прийти к общему консенсусу не удается. Так, например, случается, когда педагог слишком строгий и требует от детей беспрекословного подчинения его правилам, а родителям такой подход кажется неверным.

Вы можете выбрать один из трех вариантов дальнейших действий. Первый – это пересмотреть свое собственное отношение к ситуации. В этом случае вашей главной задачей будет сделать так, чтобы из-за произошедшего конфликта не пострадала самооценка вашего ребенка. Помогайте ему с домашними заданиями по предмету, который ведет этот учитель, поддерживайте его, дайте ему почувствовать, что вы на его стороне.

Второй вариант более кардинальный – это перевод ребенка в другой класс или школу. Если у вашего чада сложились хорошие отношения с одноклассниками, переводить его в другую школу – не лучший вариант, так как ребенок потеряет контакт со своими друзьями. В таком случае стоит подумать о переводе в другой класс: так он сможет общаться с ровесниками на переменах, до и после уроков.

Если с переводом возникают сложности (например, у вас специализированная школа или класс, которые в целом вас устраивают), поговорите с учителем еще раз и объясните, что ему стоит поменять отношение к вашему ребенку. Не устраивайте скандала, но говорите об этом уверенно и твердо. Скажите, что вы уважаете его как педагога, вам нравится в целом уровень преподавания в этой школе, но сложившуюся ситуацию вы видите в ином свете. Скорее всего, учитель не захочет возникновения проблем и вы сможете прийти к взаимной договоренности.

И третий вариант, который представляет собой крайнюю меру – это обращение в школьную администрацию или районный образовательный комитет. Быть может, этому учителю сделают выговор или назначат другого педагога вести его предмет, либо предложат какой-то другой выход из сложившегося положения.

Конфликт «учитель – родитель». Как наладить контакт со «сложным» родителем?

Прежде всего договоримся о том, что такое «сложный родитель». Сложный — это значит, что его поведение представляет сложность для учителя. Можно выделить два основных типа сложных в общении родителей. Это те, кто

«Пишут в Департамент», или иным способом конфликтуют с учителем;

Не помогают школе, не включены в школьную жизнь ребенка, не вступают в контакт, игнорируют требования учителя.

Если спросить учителей, с каким типом сложнее иметь дело, ответ может оказаться неожиданным.

Агрессивные, конфликтующие родители в огромном большинстве неравнодушны к своим детям или как минимум к своему статусу как родителя. Их можно и нужно «переключать» в режим конструктивного диалога, хотя иногда это непросто. Гораздо сложнее добиться чего-то от родителя, которому все равно. Включенность — позитивная сторона конфликтности, и это важно помнить.

Причиной деструктивных столкновений родителей с учителями чаще всего является ситуация, в которой, по мнению родителя, по отношению к его ребенку допущена несправедливость. Занизили оценку, не дали шанса исправить неудачный результат, другой ребенок ударил или оскорбил, учитель отозвался пренебрежительно, — все это про то, что «с моим ребенком поступили неправильно, нехорошо».

К сожалению, в нашей культуре принято считать, что именно так решаются проблемы. У огромного большинства людей практически отсутствуют навыки конструктивного взаимодействия в ситуации конфликта. Если кто-то неправ, надо показать ему, что я сильнее, и он уступит, — такова внутренняя логика агрессивного поведения, в основе которого лежит борьба за власть. Укрепляя свои позиции с помощью администрации школы, Департамента образования и иных наделенных властью институтов, родители, возможно, обретают уверенность, но отнюдь не всегда решают исходную проблему. Наоборот, качество жизни их детей в школьном пространстве от этого, как правило, становится только хуже.

Другая возможная причина склонности к конфронтации — неуверенность в своей родительской позиции. Такие родители (чаще всего это матери) постоянно доказывают окружающим и самим себе, что они «достаточно хорошие матери». Основной инструмент, который при этом используется, — опять же агрессивное противостояние, потому что именно оно воспринимается как признак неравнодушия к своему ребенку.

Часто бывает так, что ребенок склонного к конфликтам родителя — «особый ребенок», в силу органических нарушений или иных причин имеет поведенческие сложности и нуждается в особом внимании. Родители такого ребенка, с одной стороны, живут в постоянной готовности защищать его от внешнего мира, а с другой, испытывают хронический стресс. Их поведение может быть вызвано неспособностью справиться со своим состоянием.

Итак, в основе конфликтного поведения родителей лежит желание помочь своему ребенку, однако для этого некоторые родители выбирают деструктивные способы взаимодействия. Что же делать в таком случае учителю?

Рекомендации учителю при общении с конфликтными родителями

Сохранять профессиональную позицию, нацеленность на интересы детей.

Выдерживать уважительный тон, ни в коем случае не включаясь в дискурс взаимных обвинений и не переходя на личности.

Отметить в положительном ключе включенность родителя в школьные дела ребенка, заинтересованность в его благополучии и успешности.

Вести разговор в духе партнерства и сотрудничества, предлагая совместно выработать стратегию помощи ребенку.

Предлагать варианты разрешения ситуации, четко обозначая границы (например, «я готова включить Вашего сына в группу дополнительных занятий, которые проходят по вторникам, но не могу заниматься с ним в субботу»).

В случае, если конфликт затяжной и в него вовлечены другие люди (ученики, администрация или родители других детей), имеет смысл обсудить возможность использования технологий групповой работы с привлечением внешних специалистов. Это могут быть круги сообщества, медиация.

Пример неконструктивного диалога:

Родитель: Будьте добры, объясните мне, почему у моего сына единственная в классе двойка по Вашему предмету! На каком основании Вы делаете из него двоечника?!

Учитель: Я попрошу Вас не говорить со мной в таком тоне! Ваш сын бездельник, которому на все наплевать, надо было лучше его воспитывать.

Учитель: Здравствуйте, хорошо, что вы пришли! Меня тоже беспокоит его успеваемость. Вот его работы, они, к сожалению, не дотягивают до тройки. Как Вы думаете, в чем причина?

В первом случае учитель активно включился в конфликтное выяснение отношений, негативно оценив и ученика, и его мать. Никакого выхода или решения проблемы с успеваемостью ребенка ни учитель, ни родитель не предлагают. Очевидно, что конструктивный выход из ситуации в этом случае найден не будет. Скорее всего, конфликт просто затухнет или будет тлеть до новой вспышки активности или нового провоцирующего события. С большой вероятностью, через несколько месяцев, когда дело дойдет до итоговой аттестации, активный родитель снова придет с претензиями.

Во втором случае учитель сходу обозначает конструктивность своей позиции и нацеленность на интересы ребенка. Он вскользь положительно оценивает готовность родителя участвовать в школьной жизни, игнорируя конфликтный тон. Давая объективную оценку успеваемости ребенка, он никак не характеризует его личные качества. И наконец, активно приглашая родителя к поиску решения проблемы, он делает его своим партнером в достижении общей цели — успешной учебе ребенка. После этого продолжение диалога на повышенных тонах становится практически невозможным.

Пример неконструктивного диалога:

Родитель: Я хочу разобраться, что за хулиганство творится в Вашей школе! Сегодня Саша пришел с синяками и сказал, что Петя ударил его кулаком в лицо. Другие дети тоже пострадали от этого бандита. Школа отвечает за безопасность детей, почему вы не выполняете своих обязанностей? Если такое повторится, мы будем жаловаться! Пусть этого Петю переведут, таким не место в обычной школе, для таких детей есть специальные учреждения.

Учитель: Простите, уважаемая, мне очень жаль, но я не могу уследить за каждым, у меня их 30 человек. Скажите Саше, чтобы держался от Пети подальше, я каждый день говорю это всем ребятам. Я и сама была бы рада, если бы Петю перевели куда-нибудь.

Учитель: Да, я понимаю и разделяю Ваше беспокойство. Это действительно непростой ребенок, которому нужно повышенное внимание. Мы сейчас как раз ищем решение этой проблемы, будем собирать встречу с участием администрации, родителей Пети и психологов. Я обязательно расскажу Вам, какое решение будет принято. Как Саша себя чувствует?

Читать еще:  Льготы чернобыльцев по оплате электроэнергии

В первом случае учитель фактически сказал: «Я не контролирую ситуацию и тоже страдаю от этого ужасного Пети, так что отстаньте от меня». Обеспокоенные родители очень часто объединяются против «проблемного» Пети, и начинают выдавливать его из школы. Если учитель поддерживает этот процесс, может начаться прямая травля, которая не понизит степень петиной агрессивности, а только ее повысит. Даже в случае изгнания Пети атмосфера в классе останется отравленной. Рекомендация учителя «не подходить к нему», озвученная ради безопасности, тоже работает в эту сторону.

Во втором случае учитель признал наличие сложной проблемы и обозначил, что школа на пути к решению. Вариантов такого решения довольно много в зависимости от конкретных обстоятельств (неврологического и психического статуса ребенка, включенности семьи и т.д.).

Таким образом, конфликтный родитель — тот, кому не все равно, что происходит с его ребенком в школе, но он не привык или не умеет решать проблемы конструктивным путем. Позиция учителя в общении с таким родителем должна быть профессиональной, доброжелательной, учитывать интересы всех детей и реальные возможности школы, а его задача — выстроить сотрудничество между школой и семьей.

Конфликт учителей и родителей: на чьей стороне закон?

Конфликт «учителя—родители» — закономерность или веяние сегодняшнего дня? Какие нормы защищают педагогов от неправомерных требований родителей? Если камеры видеонаблюдения будут установлены во всех классах — много ли в школе останется учителей?

Осторожно, стеликовы!

Дети как губка — молниеносно впитывают все, что происходит вокруг. Иногда наши наследники выдают такие перлы, что трудно даже себе представить, как это уложилось в юной голове?

  • Все, в школу больше не пойду, — заявила мне однажды утром дочь.
  • Это еще почему?
  • А никто не пойдет.
  • Что?! Это еще что за новости?
  • А такие новости, что у нас бойкот!
  • И против чего протестуем?
  • Ни против чего, а против кого.
  • Ну, кто же вам так насолил?
  • А к нам в класс Стеликову перевели, из параллельного.
  • И она.
  • Да она-то ничего, вот только ее мама, сегодня на Анну Олеговну полчаса орала. Ей потом даже плохо стало. Так вот мы и решили — в школу больше не пойдем, пусть Стеликова одна ходит!
  • Ну, вы-то тут причем, взрослые сами разберутся!
  • Ну да, они уже разобрались — в параллельном даже классную уволили из-за этой Стеликовой!

На следующий день я отправилась в школу. То, что мне рассказала наш классный руководитель, было похоже на сюжет плохого сериала. Мамаша Стеликовой уже не первый год терроризирует всю школу. Скандальная особа вдохновенно вступает в баталии со всеми, кто попадается ей на пути, включая собственных родственников. Однако учителя — самая благодатная аудитория для ее спектаклей — здесь поле деятельности скучающей домохозяйки не ограничивается ничем и никем. Жалобами, придирками и угрозами, а также систематическими депешами в вышестоящие инстанции, ушлой родительнице удалось добиться увольнения предыдущего классного руководителя своей дочери и перевести свое чадо в параллельный. Прошло совсем немного времени и дама принялась наводить свои порядки и в нашем классе. Анна Олеговна — человек не робкого десятка, к тому же учитель с большим стажем и самой кристальной репутацией. Но тут и она растерялась.

Как найти управу на того, кто разрушает учебный и воспитательный процесс, если все вышестоящие руководители и организации идут у него на поводу. Как оградить себя и учеников от этого произвола?

Откуда берутся стеликовы?

Учителя с тревогой говорят о том, что родителей, которые адекватно относятся к школьному процессу обучения и воспитания, остается все меньше. И у такого отношения есть свои причины — как объективные, так и субъективные. На сегодняшний день ситуация такова: школа обязана выстроить свои отношения с учениками и их родителями таким образом, чтобы избежать даже малейшего повода для жалоб родителей в вышестоящие органы. Это при том, что родители с удовольствием пользуются новым разрешением — по малейшему поводу жаловаться на учителей. Если конфликт в школе возникает, то выйти из него без потерь учитель не может, даже если не виновен и это подтверждено документально. Руководство школы торопится замять проблему. Резон простой — если конфликт выйдет за пределы школы, а информация попадет в вышестоящие инстанции, сработает простая формула: «не можете разрешить конфликт сами — будете наказаны». Бюрократической машине не до сантиментов: любая проблема — это нарушение ее равновесия и покоя.

Так возникает порочный круг? Что, если искусственное и поспешное признание родительской правоты, болезненное реагирование на жалобы и придирки — всего лишь провоцирование новых нападок на школу? Не создаем ли мы сами ситуацию, в которой уровень лицемерия обеих сторон накроет нас девятым валом в будущем?

Что мы посеем? «Разумное, доброе, вечное» или зубы дракона?

Казалось бы, что плохого в том, что педагоги призваны заботиться о репутации школы? Ведь они воспитывают будущие поколения граждан России, «сеют разумное, доброе, вечное». Однако, можем ли мы быть уверены, что всходы, которые даст эта нива, не будут похожи на те, что получил предводитель аргонавтов Ясон, когда по указанию царя Колхиды посеял зубы дракона — воинственных людей с холодным оружием?

Доктор педагогических наук, профессор Николай Борытко в одном из интервью жестко определяет существующую ситуацию. Он озабочен тем, что сейчас учителей никто не собирается защищать — ни государство, ни профсоюз, ни руководство школы. Да что там говорить, если сами директора учебных заведений стали абсолютно бесправными и могут быть сняты с должности в любой момент без серьезного обоснования. А дальше происходит самое страшное — незащищенный и униженный учитель проявляет, как считает профессор, «рабскую психологию и подло мстит ученикам».

Дошло до того, что учителя просто боятся рассказывать родителям о реальном положении вещей. Не торопятся ставить в известность о реально существующих проблемах с их чадом — вдруг они будут неправильно поняты, а открытость и откровение станут поводом для жалобы руководству. Встреча родителей и учителя теперь больше напоминает официальную церемонию встречи правительственной делегации не всегда дружественной соседней страны. Педагог вынужден перестраховываться. Многие учителя от греха подальше ведут протокол беседы. Еще интереснее поведение родителей. Многие приходят поговорить вооруженные диктофонами, а некоторые даже с видеокамерой. А это значит, что нет никакой гарантии, что на следующий день репортаж с места событий не окажется в соцсетях или не станет основанием для жалобы в прокуратуру. И это при том, что школа обязана незамедлительно реагировать на любое обращение, которое появится даже на ее сайте. И ни дай Бог, если обращение родителя уйдет на сайт департамента образования — тут уж как говорится «береженого Бог бережет»!

Круглосуточное родительское собрание

Еще одно новомодное увлечение — родительские чаты. Страшное дело! Вот уж поистине блаженство для Шариковых! И тут главная родительская забота не дети, а упражнения в остроумии и максимальном унижении достоинства учителя. Моя знакомая, журналист по профессии, как-то подключилась к такому форуму в надежде не упустить важную информацию о своем сыне третьекласснике — времени как всегда нехватка, да и в школу не каждый день можно попасть. Через неделю она сдалась. Искушенные зрители сегодняшних новостных программ довольно хорошо представляют себе работу корреспондента на телевидении, это постоянный аврал, телефонные звонки, планерки, эфиры. Однако, по ее мнению, ничто не сможет сравниться с чатом скучающих домохозяек, получивших «окно в мир» и возможность круглосуточно быть на связи с себе подобными, а главное — оценивать и критиковать учителей. Ее сотовый не замолкал ни на минуту. В надежде выловить важную информацию она не отключала его даже несмотря на то, что от ошеломляющей «грамотности» мамаш из глаз грозила пойти кровь. Но когда дамочки перешли на личности педагогов школы и без всяких околичностей стали выражать свой негатив, моя приятельница не выдержала и все-таки отключила этот круглосуточный ад.

Почему в конфликте «родители—учителя» руководство школы, в лучшем случае, сохраняет нейтралитет?

Закон защищает интересы двух сторон — и учителей и родителей. И те и другие обязаны уважать права друг друга. И если кто-то переходит границы дозволенного, то у противоположной стороны есть возможность защищаться — обращаться в суд. Психологи и юристы в любой конфликтной ситуации советуют привлекать третью сторону — администрацию школы. Однако реальность несколько далека от прописанных законов и уставов, и жизнь вносит свои коррективы. При всем многообразии педагогических приемов учитель частенько оказывается бессильным в конкретной конфликтной ситуации. Много лет назад мои родители говорили мне: «Учитель всегда прав». Сегодня главный постулат педагогического процесса — «Клиент всегда прав». И это не оксюморон, поскольку мы на берегу договорились, что учитель — всего лишь менеджер-поставщик образовательных услуг. Вот пусть и «поставляет», а воспитывать будут в семье. Отношения родителей со школой претерпели радикальные изменения. Авторитетов больше нет. Сегодня любой рассерженный папа или перепуганная мама сразу напрямую спешат со своими депешами в Рособрнадзор или в прокуратуру. Если и успевают зайти в школу, то только для того, чтобы угрозами напугать учителей. И учителя пугаются, потому что практически каждый второй донос заканчивается, в лучшем случае, неприятностями для него, а в худшем.

В каком же направлении мы движемся? Может ли быть нормальной ситуация, когда в каждом классе всех школ будут установлены камеры слежения. Дом-2 отдыхает. Воплотятся в жизнь все наработки реалити-шоу. Осталось организовать большое лобное место и выгонять по очереди провинившихся учителей или детей из школы. Как в таком случае мы назовем эти режимные заведения и кто пойдет работать в такую школу, а самое главное — чему в ней научат? Вопрос без ответа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector