Кто должен составлять меню в муниципальном бюджетном ДОУ?
Prokurors.ru

Юридический портал

Кто должен составлять меню в муниципальном бюджетном ДОУ?

Требования к составлению меню для организации питания детей разного возраста (выдержка из Санитарно эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций)

15.1. Питание должно удовлетворять физиологические потребности детей в основных пищевых веществах и энергии и быть не меньше значений, указанных в таблице 3.

* потребности для детей первого года жизни в энергии, жирах, углеводах даны в расчете г/кг массы тела;

** – потребности для детей первого года жизни, находящихся на искусственном вскармливании.

15.2. Ассортимент вырабатываемых на пищеблоке готовых блюд и кулинарных изделий определяется с учетом набора помещений, обеспечения технологическим, холодильным оборудованием.

В дошкольных образовательных организациях допускается доставка готовых блюд с комбинатов питания, пищеблоков дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и организаций общественного питания.

Перетаривание готовой кулинарной продукции и блюд не допускается.

15.3. Питание должно быть организовано в соответствии с примерным меню, утвержденным руководителем дошкольной образовательной организации, рассчитанным не менее чем на 2 недели, с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях (Приложение 10).

В примерном меню содержание белков должно обеспечивать 12-15% от калорийности рациона, жиров 30-32%) и углеводов 55-58%.

При составлении меню учитываются национальные и территориальные особенности питания населения и состояние здоровья детей, а также в соответствии с рекомендуемым ассортиментом основных пищевых продуктов для использования в питании детей в дошкольных образовательных организациях (Приложение N 11).

15.4. При составлении примерного меню следует руководствоваться распределением энергетической ценности (калорийности) суточного рациона по отдельным приемам пищи с учетом таблицы 4.

В промежутке между завтраком и обедом рекомендуется дополнительный прием пищи – второй завтрак, включающий напиток или сок и (или) свежие фрукты.

15.5. Примерное меню должно содержать информацию в соответствии с Приложением N 12. Обязательно приводятся ссылки на рецептуры используемых блюд и кулинарных изделий в соответствии со сборниками рецептур для детского питания. Наименования блюд и кулинарных изделий, указываемых в примерном меню, должны соответствовать их наименованиям, указанным в использованных сборниках рецептур. Повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или последующие два дня не допускается.

Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых должна быть отражена рецептура и технология приготавливаемых блюд и кулинарных изделий. Технологические карты должны быть оформлены согласно Приложению N 7.

Фактический рацион питания должен соответствовать утвержденному примерному меню.

15.6. Завтрак должен состоять из горячего блюда (каша, запеканка, творожные и яичные блюда и др.), бутерброда и горячего напитка. Обед должен включать закуску (салат или порционные овощи, сельдь с луком), первое блюдо (суп), второе (гарнир и блюдо из мяса, рыбы или птицы), напиток (компот или кисель). Полдник включает напиток (молоко, кисломолочные напитки, соки, чай) с булочными или кондитерскими изделиями без крема, допускается выдача творожных или крупяных запеканок и блюд. Ужин может включать рыбные, мясные, овощные и творожные блюда, салаты, винегреты и горячие напитки. На второй ужин рекомендуется выдавать кисломолочные напитки.

Суммарные объемы блюд по приемам пищи должны соответствовать Приложению N 13.

15.7. В дошкольной образовательной организации, функционирующей в режиме 8 и более часов, примерным меню должно быть предусмотрено ежедневное использование в питании детей: молока, кисломолочных напитков, мяса (или рыбы), картофеля, овощей, фруктов, хлеба, круп, сливочного и растительного масла, сахара, соли. Остальные продукты (творог, сметана, птица, сыр, яйцо, соки и другие) включаются 2-3 раза в неделю.

При организации питания детей в дошкольных образовательных организациях, функционирующих в режиме кратковременного пребывания, в примерное меню включаются блюда и продукты с учетом режима работы дошкольной образовательной организации и режима питания детей.

15.8. При отсутствии каких-либо продуктов в целях обеспечения полноценного сбалансированного питания разрешается проводить их замену на равноценные по составу продукты в соответствии с таблицей замены продуктов по белкам и углеводам (Приложение N 14).

При отсутствии свежих овощей и фруктов возможна их замена в меню на соки, быстрозамороженные овощи и фрукты.

15.9. На основании утвержденного примерного меню ежедневно составляется меню-раскладка, с указанием выхода блюд для детей разного возраста. Допускается составление (представление) меню-раскладки в электронном виде. Рекомендуется для заказа продуктов с учетом принятой логистики организации питания дошкольной образовательной организации составлять меню-требование.

15.10. В специализированных дошкольных образовательных организациях и группах для детей с хроническими заболеваниями (сахарный диабет, пищевая аллергия, часто болеющие дети) питание детей должно быть организовано в соответствии с принципами лечебного и профилактического питания детей с соответствующей патологией на основе соответствующих норм питания и меню.

15.11. Кратность приема пищи определяется временем пребывания детей и режимом работы групп (завтрак или обед, или завтрак и обед, или полдник).

Для детей, начиная с 9-месячного возраста, оптимальным является прием пищи с интервалом не более 4 часов.

Режим питания детей по отдельным приемам пищи, в зависимости от их времени пребывания в дошкольных образовательных организациях, представлен в таблице 5.

* При 12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и уплотненного полдника с включением блюд ужина.

15.12. Питание детей первого года жизни назначается индивидуально в соответствии с возрастными физиологическими нормативами и своевременным введением всех видов прикорма в соответствии со схемой введения прикорма детям первого года жизни (Приложение N 15).

15.12.1. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании, должны получать сухие или жидкие адаптированные молочные смеси и продукты прикорма в соответствии с возрастом.

15.12.2. Для питания детей первого года жизни используются пищевые продукты промышленного производства, предназначенные для соответствующего возраста и имеющие свидетельства о государственной регистрации. Молочные продукты и молочные смеси могут поступать из молочной кухни. Детское питание, полученное из молочной кухни, хранят в холодильнике (по группам) в пределах сроков реализации.

15.13. Для обеспечения разнообразного и полноценного питания детей в дошкольных образовательных организациях и дома, родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню в каждой групповой ячейке. В ежедневном меню указывается наименование блюда и объем порции, а также замены блюд для детей с пищевыми аллергиями и сахарным диабетом.

XVI. Требования к перевозке и приему пищевых продуктов в дошкольные образовательные организации

16.1. Транспортировка пищевых продуктов проводится в условиях, обеспечивающих их сохранность и предохраняющих от загрязнения.

Доставка пищевых продуктов осуществляется специально выделенным для перевозки пищевых продуктов транспортом. Допускается использование одного транспортного средства для перевозки разных групп пищевых продуктов при условии проведения между рейсами санитарной обработки транспорта с применением дезинфицирующих средств либо при условии использования транспортного средства с кузовом, разделенным на изолированные отсеки, либо с использованием контейнеров с крышками, для раздельного размещения сырья и готовых пищевых продуктов.

16.2. Скоропортящиеся пищевые продукты перевозятся охлаждаемым или изотермическим транспортом, обеспечивающим сохранение установленных температурных режимов хранения, либо в изотермических контейнерах.

16.3. Транспортные средства для перевозки пищевых продуктов должны содержаться в чистоте, а их использование обеспечить условия исключающие загрязнение и изменение органолептических свойств пищевых продуктов.

Транспортные средства должны подвергаться регулярной очистке, мойке, дезинфекции с периодичностью, необходимой для того, чтобы грузовые отделения транспортных средств и контейнеры не могли являться источником загрязнения продукции.

16.4. Лица, сопровождающие продовольственное сырье и пищевые продукты в пути следования и выполняющие их погрузку и выгрузку, должны использовать специальную одежду (халат, рукавицы), иметь личную медицинскую книжку установленного образца с отметками о результатах медицинских осмотров, в том числе лабораторных обследований, и отметкой о прохождении профессиональной гигиенической подготовки.

16.5. Тара, в которой привозят продукты, должна быть промаркирована и использоваться строго по назначению. Оборотную тару после употребления необходимо очищать, промывать водой с 2%-ным раствором кальцинированной соды, ошпаривать кипятком, высушивать и хранить в местах, недоступных загрязнению. При отсутствии в дошкольной образовательной организации специально выделенного помещения, обработка возвратной тары проводится поставщиком продуктов.

Термосы подлежат обработке в соответствии с инструкциями по применению.

Организация питания в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении

Организация питания в МБДОУ

С июля 2010 года организацией питания в ДОУ занимается МАУ «КШП» Работники МАУ «КШП» отвечают за разработку меню, поставку продуктов, приготовление пищи. 10-дневное меню разработано и составлено технологом МАУ «КШП» Симогаевой Т.Г.; согласовано с руководителем Регионального управления № 81 ФМБА России, главным государственным санитарным врачом ЗАТО Северск Томской области В.Д.Веревкиным и утверждено директором МАУ «КШП» Т.А.Мартыновой. С 01 марта 2011 г введено новое 10-дневное меню весенне-зимнего сезона.

При организации питания детей и составления примерного двухнедельного меню составители руководствуются среднесуточным набором продуктов питания рекомендуемым СанПиН 2.4.1.2660-10 с учетом возраста детей. При составлении меню и расчетов калорийности соблюдается оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, углеводов), которое должно составлять 1:1:4 соответственно. Кроме этого, при составлении меню учитываются национальные и территориальные особенности питания населения и состояние здоровья детей. В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в смежные дни.

Постоянно в меню включены: молоко, кисломолочные напитки (ряженка, снежок), сметану, мясо, картофель, овощи, фрукты, соки, хлеб, крупы, сливочное и растительное масло, сахар, соль. Остальные продукты (творог, рыбу, сыр, яйцо и другие) 2-3 раза в неделю. В течение двух недель ребенок получает все продукты в полном объеме в соответствии с установленными нормами. Меню централизованное, для всех ДОУ города.

В нашем учреждении питание организовано 3 раза с интервалом 4 часа. Составленный в меню ужин рекомендован для приема в домашних условиях, перед сном рекомендован кисло-молочный продукт или молоко. Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню.

В ДОУ проводится круглогодичная искусственная С-витаминизация готовых блюд. Витамин С вводят в третье блюдо (компот, кисель и т.п.) непосредственно перед реализацией. В питание воспитанников ДОУ включен хлеб, обогащенный йодатом калия, йодированная соль, т.к. Томская область относится к эндемичным по йоду регионам.

При приготовлении блюд соблюдается принцип «щадящего питания»: для тепловой обработки применяется варка, запекание, припускание, пассерование, тушение, приготовление на пару; при приготовлении блюд не применяется жарка.

Читать еще:  Компенсация по вкладам за 1991 год в 2018 году

Питание в МДОУ удовлетворяет физиологические потребности детей в основных пищевых веществах и энергии. В промежутке между завтраком и обедом – дополнительный прием пищи, включающий напиток или сок и (или) свежие фрукты.

При отсутствии каких-либо продуктов в целях обеспечения полноценного сбалансированного питания разрешается проводить их замену на равноценные по составу продукты в соответствии с таблицей замены продуктов. При отсутствии свежих овощей и фруктов включаются в меню соки.

На основании утвержденного примерного меню ежедневно составляется меню-требование установленного образца, с указанием выхода блюд для детей разного возраста. На каждое блюдо разработана технологическая карта.

Для детей разного возраста соблюдаются объемы порций приготавливаемых блюд. Например:

Каша – для детей с 1 г до 3 лет по 150 – 200 грамм, для детей с 3 до 7 лет 200-250 грамм.

1 блюдо – 150-200 грамм для детей раннего возраста, 250 грамм для дошкольных групп.

Блюда из мяса, птицы, рыбы – 50-70 грамм для раннего возраста, 70-80 грамм для дошкольного возраста.

Гарнир – 100-150 грамм для детей раннего возраста и 150-180 грамм для дошкольных групп.

3 блюдо – 150 и 180 грамм соответственно.

Для питания детей первого года жизни используют пищевые продукты промышленного производства, предназначенные для детей соответствующего возраста и имеющие свидетельства о государственной регистрации (детское пюре, злаковый коктейль)

Завоз продуктов в МДОУ осуществляется по установленному графику следующими поставщиками:

Рыба, печень, говядина, куры, сосиски, крупы, консервы – МАУ «КШП» питание дошкольный образовательный

Сок яблочный и др. консервация – ПродСиб.

Хлеб пшеничный йодированный, хлеб русский ржаной, батон нарезной – привозят из Томска.

Молочная продукция – молоко 3,2 %, снежок 2,5%, ряженка 2,5 %, сметана 15%, творог 5% – поставляет Северская молочная компания.

Овощи и фрукты поставляет фермерское крестьянское хозяйство.

Вся продукция сопровождается сертификатами качества и качественными удостоверениями. Все продукты завозятся высокого качества, в случае несоответствия немедленно заменяются.

В ДОУ контроль организации питания осуществляется бракеражной комиссией (в составе повара, представителя администрации ДОУ, медицинского работника), утвержденной приказом по МБДОУ. Выдача готовой пищи разрешается только после проведения приемочного контроля бракеражной комиссией. Результаты контроля регистрируются в специальном журнале. Отчет бракеражной комиссии 1 раз в квартал отправляется в Управление образования.

Информацию по СанПиН 2.4.1.2660-10 подготовили

Мед.сестра КБ № 81 МЦ № 3 КДП Ромашова И.И.

МБДОУ ” Центр развития ребенка -детский сад N 56″

Организация питания в образовательном учреждении

Автор: О. Лунина

Какими нормативными документами следует руководствоваться при организации питания? Какие требования предъявляются к самому питанию? Как документально оформляется и отражается в учете организация питания?

В соответствии с п. 1 ст. 37 Закона об образовании[1] на образовательные организации возложена обязанность по организации питания обучающихся. Какие нормы и требования следует при этом соблюдать, а также каков порядок отражения в учете различных операций, связанных с организацией питания, рассмотрим в данной статье.

Организацией питания должно заниматься образовательное учреждение. При этом нормативное регулирование обеспечения питанием обучающихся находится в компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 ст. 37 Закона об образовании). Они определяют стоимость питания, источники и правила его финансирования, льготные категории обучающихся, которые освобождаются от платы за питание полностью или частично, другие общие организационные вопросы.

Кроме этого, на федеральном уровне совместным Приказом Минздравсоцразвития РФ № 213н, Минобрнауки РФ № 178 от 11.03.2012 утверждены Методические рекомендации по организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях (далее – Рекомендации). В них перечислены технические регламенты, СанПиНы и федеральные законы, которые необходимо соблюдать образовательным организациям. Следует заметить, что некоторые из названных в регламенте документов изменены или утратили силу, при этом сам регламент не утратил актуальности. Рассмотрим его основные положения.

Требования к питанию.

За питанием может быть организован контроль со стороны родительских комитетов, опекунских советов и других общественных организаций.

При организации питания рекомендуется предусмотреть следующие основные моменты (п. 4 Рекомендаций):

а) соответствие энергетической ценности суточных рационов питания энерготратам обучающихся и воспитанников;

б) сбалансированность и максимальное разнообразие рациона питания;

в) оптимальный режим питания;

г) обеспечение в процессе технологической и кулинарной обработки продуктов питания их высоких вкусовых качеств и сохранения исходной пищевой ценности;

д) учет индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников (потребность в диетическом питании, пищевая аллергия и прочее);

е) обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания;

з) соответствие сырья и продуктов, используемых в питании, гигиеническим требованиям к качеству и безопасности продуктов питания, предусмотренным техническим регламентом о безопасности пищевой продукции, техническим регламентом на соковую продукцию из фруктов и овощей, техническим регламентом на масложировую продукцию, Единым требованиям, утвержденным Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 № 299, СанПиН 2.3.2.1940-05[2], СанПиН 2.3.2.1078-01[3].

Обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать среднесуточными наборами (рационами) питания в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами (п. 7 Рекомендаций):

воспитанников дошкольных образовательных учреждений – среднесуточными наборами (рационами) питания для детей возрастных групп в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13[4];

обучающихся общеобразовательных учреждений – среднесуточными наборами (рационами) питания для обучающихся общеобразовательных учреждений в возрасте с 7 до 11, с 11 лет и старше – в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08[5];

обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования – среднесуточными наборами (рационами) питания для обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08;

обучающихся, получающих высшее профессиональное образование по очной форме обучения в учреждениях высшего профессионального образования, – среднесуточными наборами (рационами) питания для обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08;

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) учреждениях – среднесуточными наборами (рационами) питания в соответствии с видом образовательного учреждения (общеобразовательная школа, общеобразовательная школа-интернат);

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – среднесуточными наборами (рационами) питания в соответствии с СанПиН 2.4.3259-15[6].

Согласно п. 11 Рекомендаций образовательным учреждениям рекомендуется использовать цикличное меню на 10, 14, 20, 28 дней.

Меню для каждого типа образовательных учреждений надо разрабатывать на основе утвержденных наборов (рационов) питания, обеспечивающих удовлетворение потребностей обучающихся и воспитанников разных возрастных групп в основных пищевых веществах и энергетической ценности пищевых веществ с учетом длительности их пребывания в образовательном учреждения и учебной нагрузки.

При разработке меню и организации питания следует также руководствоваться Методическими рекомендациями «МР 2.4.5.0107-15. 2.4.5. Гигиена. Гигиена детей и подростков. Детское питание. Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 12.11.2015. В них изложены основные принципы и рекомендации по организации питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах, а также по использованию ассортимента пищевых продуктов в питании детей.

В учреждениях также необходимо предусмотреть централизованное обеспечение питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения (п. 12 Рекомендаций).

Обеспечение водой может производиться в стационарных питьевых фонтанчиках или в емкостях.

Ассортимент пищевых продуктов, составляющих основу питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, рекомендуется составлять в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13 и СанПиН 2.4.5.2409-08 (п. 14 Рекомендаций).

Надлежит организовывать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать трех-четырех часов. Для обучающихся и воспитанников, посещающих группу продленного дня в общеобразовательных учреждениях, дополнительно рекомендуется организовать полдник (п. 15 Рекомендаций).

В образовательных учреждениях (кроме дошкольных) может осуществляться торговля пищевой продукцией с использованием торговых автоматов.

Ассортиментный перечень пищевых продуктов, разрешенный для торговли таким способом, приведен в п. 16 Рекомендаций.

Организация питания.

Организация питания в образовательных учреждениях может осуществляться с помощью индустриальных способов производства питания и производства кулинарной продукции непосредственно на пищеблоках образовательных учреждений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (п. 17 Рекомендаций).

Индустриальными способами производства питания для образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать промышленное производство полуфабрикатов и готовых блюд с пролонгированными (увеличенными) сроками годности на пищевых производственных комплексах с использованием современных технологий, обеспечивающих крупносерийное производство наборов (рационов) питания, с последующей их выдачей доготовочными и раздаточными столовыми образовательных учреждений (п. 18 Рекомендаций).

Работники пищеблоков должны проходить курсы повышения квалификации (п. 19 Рекомендаций).

Разработка программ и проведение мероприятий, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивающих совершенствование организации питания в образовательных учреждениях, формирование культуры здорового питания у обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, могут осуществляться на базе региональных стажировочных площадок, в структуру которых могут входить профильные образовательные учреждения профессионального образования, общеобразовательные учреждения, научные организации (п. 20 Рекомендаций).

Документальное оформление и учет.

В рамках организации питания затрагиваются следующие основные направления учета:

учет продуктов питания;

учет готовых блюд;

учет платы за питание.

Учет продуктов питания. В соответствии с п. 118 Инструкции № 157н[7] продукты питания учитываются на счете 0 105 02 000 «Продукты питания» (чаще всего на счете 0 105 32 000 «Продукты питания – иное движимое имущество учреждения»). Продукты питания относятся к материальным запасам, и их приобретение согласно Указаниям № 65н[8] осуществляется по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

При организации закупки продуктов питания учреждения руководствуются Законом о контрактной системе[9]. При осуществлении закупки на услуги общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, заказчик вправе провести либо электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без предъявления требований к участникам закупки о наличии соответствующего опыта, либо конкурс с ограниченным участием с предъявлением требований к участникам закупки о наличии опыта в соответствии с нормами, установленными приложением 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (далее – Постановление № 99).

Такой вывод сделан исходя из того, что оказание услуг общественного питания и (или) осуществление поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, ведущих образовательную деятельность, организаций отдыха детей и их оздоровления (в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 тыс. руб.) относится к случаям закупки товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (п. 6 приложения 2 к Постановлению № 99).

Читать еще:  Могут ли меня поставить на учет из за прогулов?

При этом, при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик должен избегать необоснованного осуществления закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), так как это может повлечь за собой нарушение принципа обеспечения конкуренции, являющегося одним из базовых принципов контрактной системы в сфере закупок. Аналогичные разъяснения даны в письмах Минэкономразвития РФ от 18.02.2016 № ОГ-Д28-2109, от 06.06.2016 № Д28и-1474, от 19.09.2016 № Д28и-2577.

Аналитический учет продуктов питания ведется в оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Записи в этот документ производятся на основании данных накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) и накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038). Ежемесячно в оборотной ведомости (ф. 0504035) подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца (п. 119 Инструкции № 157н).

Накопительная ведомость (ф. 0504037) составляется по каждому материально ответственному лицу с указанием поставщиков (производителей), по наименованиям и (при необходимости) по кодам продуктов питания.

Записи в накопительной ведомости (ф. 0504038) производятся ежедневно на основании меню-требований (ф. 0504202) и других документов, прилагаемых к ней.

По окончании месяца в накопительной ведомости (ф. 0504038) подсчитываются итоги, определяется стоимость израсходованных продуктов и одновременно сверяется с численностью довольствующихся. Данный документ составляется по каждому материально ответственному лицу по наименованиям и (при необходимости) по кодам продуктов питания.

Меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) применяется для оформления отпуска продуктов питания и составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о численности довольствующихся лиц.

Меню-требование (ф. 0504202), заверенное подписями лиц, ответственных за получение (выдачу, использование) продуктов питания, утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерию в сроки, установленные в рамках учетной политики правилами документооборота и технологией обработки учетной информации.

Все перечисленные выше формы документов утверждены Приказом № 52н[10].

Операции по поступлению и выбытию продуктов питания оформляются следующим образом:

Казенное учреждение
(Инструкция № 162н*)

Бюджетное учреждение
(Инструкция № 174н**)

Автономное учреждение
(Инструкция № 183н***)

Меню в детском саду: как составить правильно?


Обязанность по составлению меню для детского сада является одной из базовых в любом ДОУ. Пища, потребляемая детьми каждый день, должна быть сбалансированной, безопасной и разнообразной, а само меню обязательно составляется с учетом актуальных требований СанПиНа, возраста дошкольников и времени года.

Меню детских садов учитывает следующие особенности:

  • Цикл повторения обычно рассчитывается на 4 недели (20 дней) или на 2 недели (10 дней);
  • Дети до трех лет должны потреблять 1540 ккал в сутки, старше трех лет – 1900 ккал в сутки;
  • На сегодняшний день в детских садах наиболее распространенным является 4-х разовое питание детей;
  • 25% суточного рациона приходится на завтра, по 15% на второй завтра и полдник, а 45% — на обед.

5 советов по составлению меню для детского сада

1.
Лучший завтрак для ребенка – каша, творожная или овощная запеканка, сырники, омлет. Все это дополняется чаем (с умеренным количеством сахара) или какао. Важно чередовать завтраки, акцент в которых делается то на белки, то на углеводы. При разработке завтрака необходимо учитывать физиологические особенности каждого воспитанника.

2.
Ориентируйтесь на 4 курса при составлении меню в детском саде. Диетологи утверждают, что ЛЮБОЙ обед в ЛЮБОЕ время года должен начинаться с 50-70 грамм салата (естественно, со свежих овощей). Заправляйте его растительным маслом, полностью отказавшись от майонеза и соевого соуса.

3.
Меню должно включать не меньше 5 супов, лучше – не меньше 10. Повторяться супы могут каждые 2 недели. Овощные супы, борщ, свежие щи, уха, супы-пюре – поле для разнообразия немалое. В то же время лучше исключить рассольник, солянки, супы с грибами и супы с большим количеством пряностей.

4.
Меню должно включать не меньше, чем 10 сочетаний вторых блюд. Предпочтительное мясо – тефтели, зразы и гуляш. Жареное мясо исключается, вместо него – тушенное или запеченное. Птица должна быть постной и комбинироваться с овощным пюре. Лучший гарнир к мясу – гречка или рис. Рыбу рекомендовано совмещать с картофельным пюре. Запеканки отлично подходят на роль второго блюда. Напитки – натуральные соки, компоты и кисели.

5.
Полдник должен быть не очень калорийным и не очень объемным. Универсальный вариант – запеченное яблоко или груша. Изделия из творога подойдут в случаях, когда этот продукт не встречался на завтрак. Рисовая запеканка с фруктовой подливой также является хорошим полдником, особенно если на обед был овощной гарнир.

Кто должен составлять меню в детском саду?

Составление меню в детском саду – это обязанность, на которую руководитель ДОУ назначает ответственного сотрудника. Чаще всего им становиться человек из медицинского персонала, однако нередко руководитель заказывает разработку меню у сторонних организаций, которые специализируются на подобных услугах.

Если должность сотрудника ДОУ предусматривает обязанность по контролю организации питания, то, согласно требованиям СанПиНа, этот сотрудник должен входить в медицинский персонал учреждения. В то же время, ответственность за организацию и выполнение текущих санитарных правил возложена на руководителя ДОУ.

Помощь в составлении меню для детского сада оказывают сторонние организации. При выборе такой организации советуем обращать внимание на следующие факторы:

  • Наличие успешных разработок меню в портфолио;
  • Полнота и детализация информации, которая поставляется;
  • Наличие подробных расчетов;
  • Соответствие актуальным нормам;
  • Возможность учесть любые замечания и пожелания с вашей стороны.

Удостоверить факт того, что меню в детском саду соответствует всем обязательным требованиям, могут центры гигиены и эпидемиологии, либо научно-исследовательские организации.

Меню и родители

Не секрет, что вопрос питания в детском саду для родителей стоит очень остро. Им важно знать график приема пищи, быть в курсе меню не только на сегодня или завтра, но и на более длительный период. Как правило, в детских садах установлен информационный стенд с меню на сегодняшний день, либо на неделю или несколько недель вперед.

Но тут важно понимать, что не всегда подобный подход является эффективным. Во-первых, меню может меняться, а родитель, который сделал фотографию с доски объявления и ориентируется на нее, будет иметь не актуальную информацию. Во-вторых, современный ритм жизни не всегда позволяет водить ребенка в сад самостоятельно, а нехватка времени приводит к тому, что о меню попросту забываешь.

Решить проблему информированности родителей о меню и повысить уровень их участия в «детсадовской жизни» поможет мобильное приложение мапа.рус, Благодаря которому родители смогут просматривать меню в любом месте и в любое время прямо на своем мобильном телефоне. Информация обновляется в режиме реального времени, при этом мама и папа видят не только запланированную пищу, но и могут отслеживать аппетит своего ребенка. Кроме того, приложение имеет массу других полезных функций – мониторинг освоения образовательной программы, индивидуально-личностные наблюдения за ребенком, посещаемость, время сна и прогулок, личные и групповые переписки, галерея с фото и видео, расписание занятий и многое другое.

Приложение мапа.рус пользуется огромной популярностью у родителей, а его внедрение в детский сад всецело улучшает качество предоставляемых услуг.

Как подготовить ребенка к питанию в детском саду?

К питанию малышей, которые только-только идут в детский сад, нужно относиться с особым вниманием. Примечательно, что привыкание к еде в детсаду во многом зависит от родителей. Несколько советов для них:

  • Поинтересуйтесь примерным меню заранее, чтобы давать ребенку подобную пищу дома.
  • Полностью откажитесь от продуктов, которые имеют кардинальные вкусовые и составные отличия от питания в ДОУ.
  • Откажитесь от жирных, копченых, соленых и слишком экзотических блюд. Откажитесь от майонезов и кетчупов, чипсов и сухариков.
  • Меню дома должно быть простым, но разнообразным.
  • Ребенку будет намного проще привыкнуть к графику питания в детском саду, если дома приучить его к 5-разовому приему пищи.
  • Не давайте ребенку двойные или тройные порции с мыслью, что в садике он недоедает. Объем порции должен соответствовать возрастной норме.
  • Отучивайте ребенка от «перекусов», подготавливая его к питанию по расписанию.

Пример меню (10 дней) в детском саду на лето

День 1

Каша молочная гречневая
Сыр, хлеб, масло
чай с сахаром

яблоко, банан
чай

Борщ с мясом и сметаной
Котлета куриная
Пшеничная полента
Салат зеленый с помидором
Компот из с/з ягод (ассорти)

Винегрет
Компот из сухофруктов

День 2

Творожная запеканка
кофейный напиток

киви, банан
отвар шиповника

Лапша куриная
Голубцы ленивые
Пюре картофельное
Салат «Витаминный»
Компот из сухофруктов

Отварное яйцо с огурцами дольками
Чай

День 3

Каша овсяная безмолочная с фруктами
Сыр, хлеб, масло
чай с сахаром

груша, гранат
травяной чай

Суп пюре из тыквы
Фрикадельки мясные паровые
Гречка
Салат с помидорами и огурцами
Компот из с/з ягод (ассорти)

Язык отварной с огурцом
сок вишневый

День 4

Каша манная с изюмом
Сыр, хлеб, масло
чай с лимоном

виноград, груша
чай

Рассольник
Нагетсы
Тушеная капуста
Свежие огурцы дольками
Морс из сз ягод

Оладьи с джемом и сгущенкой
Компот из с/з ягод (ассорти)

День 5

Омлет с сыром и зеленым салатом
Печенье
какао

Морковные дольки
травяной чай

Суп овощной на бульоне
Печеночные оладьи
Отварной картофель
Кабачковая икра
Кисель витаминный

Сочник с творогом
Йогурт фруктовый питьевой «Тёма»

День 6

Каша молочная пшенная с тыквой
Сыр, хлеб, масло
кофейный напиток

яблоко, груша
травяной чай

Борщ «Сибирский»
Тефтели мясные
Гречка
Салат из моркови с курагой
Компот грушевый

Филе курицы в яйце
Сок виноградный

День 7

Блинчики с творогом и сметаной
чай с сахаром

банан, киви
отвар шиповника

Суп овощной на бульоне
Зразы картофельные с мясом
Салат из свеклы
Компот из с/з ягод

Оладьи со сгущенкой и вареньем
йогурт питьевой «Актимель» гранатовый

День 8

Молочный суп с вермишелью
Сыр, хлеб, масло
чай

груша, гранат
травяной чай

Щи зеленые с мясом
Биточки из рыбы
Рис
Салат с помидорами и огурцами
Компот из сухофруктов

Сырники с вишнёвым джемом и сметаной
Кисель витаминный

День 9

Каша безмолочная мультизлаковая с изюмом
Сыр, хлеб, масло
чай с молоком

Читать еще:  Раздел неприватизированной квартиры после развода

яблоко, киви
чай

Уха
Котлета куриная
Макароны
Салат «Витаминный»
Компот из с/з ягод (ассорти)

Омлет с сыром
Компот из сухофруктов

День 10

Каша гречневая
Печенье
чай с лимоном

виноград, гранат
травяной чай

Рассольник
Шницель мясной
Овощи на пару
Салат с помидорами и огурцами
Кисель витаминный

Творожный пудинг
сок вишневый

Какие санитарные нормы регулируют меню и питание в ДОУ?

Правильное меню в детском саду – залог здоровья и счастья любого малыша. Пожалуйста, относитесь к нему с максимальной ответственностью!

Оставьте заявку, чтобы узнать, как Мапа каждый день помогает родителям и воспитателям!

Положение об организации детского питания в ДОУ

1. Общие положения.

1.1. Настоящее положение регламентирует организацию питания в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении Кирилловский детский сад №36 (далее — ДОУ).

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26,

1.3. В соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012года № 273-ФЗ заведующий Учреждением несет ответственность за организацию питания, осуществляет контроль за работой сотрудников, участвующих в организации детского питания

1.4. Настоящее Положение устанавливает порядок организации питания детей, соблюдения условий для укрепления здоровья, обеспечения безопасности питания каждого ребенка и соблюдения условий приобретения и хранения продуктов питания в Учреждении.

1.5. Организация питания возлагается на администрацию Учреждения. Распределение обязанностей по организации питания между работниками пищеблока, помощниками воспитателя определено должностными инструкциями.

2. Организация питания на пищеблоке.

2.1. Дети получают четырехразовое питание.

2.2. Объем пищи и выход блюд должны строго соответство­вать возрасту ребенка.

2.3. Питание в Учреждении осуществляется в соответствии с примерным 10-дневным меню, разработанным технологом Управления образования администрации Арзамасского муниципального района на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей дошкольного возраста, утвержденным заведующим Учреждением.

2.4. На основе примерного 10-дневного меню ежедневно на следующий день составляется меню-требование и утверждается заведующим Учреждением.

2.5. Для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и от 3 до 7 лет меню – требование составляется отдельно. При этом учитываются:

— среднесуточный набор продуктов для каждой возрастной группы;

— объем блюд для этих групп;

— нормы физиологических потребностей;

— нормы потерь при холодной и тепловой обработки продуктов;

— выход готовых блюд;

— нормы взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд;

— данные о химическом составе блюд;

— требования Роспотребнадзора в отношении запрещенных продуктов и блюд, использование которых может стать причиной возникновения желудочно-кишечного заболевания, отравления.

— сведениями о стоимости и наличии продуктов.

2.6. Меню-требование является основным документом для приготовления пищи на пи­щеблоке.

2.7.Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая меню в раздевалке группы, с указанием полного наименования блюд, их выхода.

2.8. Объем приготовленной пищи должен соответствовать ко­личеству детей и объему разовых порций; пища подается теплой – температура первых и вторых блюд + 50-60°.

2.9. Выдавать готовую пищу с пищеблока следует после снятия пробы и записи в бракеражном журнале результатов оценки готовых блюд.

2.10. В целях профилактики гиповитаминозов, непосредственно перед раздачей, осуществляется С-витаминизация III-го блюда.

2.11. Оборудование и содержание пищеблока должны соответствовать санитарным правилам и нормативам к организации питания в дошкольных образовательных учреждениях.

3. Организация питания детей в группах.

3.1. Работа по организации питания детей в группах осуществляется под руководством воспитателя и заключается:

— в создании безопасных условий при подготовке и во время приема пищи;

— в воспитании культурно-гигиенических навыков во время приема пищи детьми.

3.2. Получение пищи на группы осуществляется помощниками воспитателями строго по графику, утвержденному заведующим Учреждением.

3.3. Привлекать детей к получению пищи с пищеблока категорически запрещается.

3.4. Пред раздачей пищи детям помощник воспитателя обязан:

— промыть столы горячей водой с мылом;

— тщательно вымыть руки;

— надеть специальную одежду для получения и раздачи пищи;

— сервировать столы в соответствии с приемом пищи.

3.5. К сервировке столов могут привлекаться дети с 3-х лет.

3.6. Во время раздачи пищи категорически запрещается нахождение детей в обеденной зоне.

3.7. Подача блюд и прием пищи в обед осуществляется в следующем порядке:

— во время сервировки столов на столы ставятся хлебные тарелки с хлебом;

— разливают третье блюдо;

— подается первое блюдо;

— дети рассаживаются за столы и начинают прием пищи с салата (порционных овощей);

— по мере употребления детьми блюда, младший воспитатель убирает со столов салатники;

— дети приступают к приему первого блюда;

— по окончании, младший воспитатель убирает со столов тарелки из-под первого блюда;

— подается второе блюдо и салат (порционные овощи);

— прием пищи заканчивается приемом третьего блюда.

3.8. Прием пищи воспитателем и детьми может осуществляться одновременно.

4. Порядок приобретения продуктов, учета питания, поступления и контроля денежных средств на продукты питания.

4.1. К началу учебного года заведующий Учреждением издается приказ о назначении ответственного за питание, определяет его функциональные обязанности.

4.2.Ежедневно кладовщик составляет меню-раскладку на следующий день. Меню составляется на основании списков присутствующих детей, которые ежедневно, с 08.00 до 09.00 часов утра подают педагоги.

4.4. На следующий день в 08.00 часов воспитатели подают сведения о фактическом присутствии детей в группах ответственному за питание, который оформляет заявку и передает ее на пищеблок.

4.5. В случае снижения численности детей, если закладка продуктов для приготовления завтрака произошла, порции отпускаются другим детям, как дополнительное питание, главным образом детям старшего и младшего дошкольного возраста в виде увеличения нормы блюда.

4.6. Выдача неиспользованных порций в виде дополнительного питания или увеличения выхода блюд оформляется членами бракеражной комиссии соответствующим актом.

4.7. С последующим приемом пищи (2-ой завтрак, обед, полдник) дети, отсутствующие в Учреждении, снимаются с питания, а продукты, оставшиеся невостребованными возвращаются на склад по акту. Возврат продуктов, выписанных по меню для приготовления обеда, не производится, если они прошли кулинарную обработку в соответствии с технологией приготовления детского питания:

— мясо, куры, печень ;

— овощи, если они прошли тепловую обработку;

— продукты, у которых срок реализации не позволяет их дальнейшее хранение.

4.8. Возврату подлежат продукты: яйцо, консервация (овощная, фруктовая), сгущенное молоко, кондитерские изделия, масло сливочное, молоко сухое, масло растительное, сахар, крупы, макароны, фрукты, овощи.

4.9. Если на завтрак пришло больше детей, чем было заявлено, то для всех детей уменьшают выход блюд, составляется акт и вносятся изменения в меню на последующие виды приема пищи в соответствии с количеством прибывших детей.

4.10. Учет продуктов ведется в накопительной ведомости. Записи в ведомости производятся на основании первичных документов в количественном и суммовом выражении. В конце месяца в ведомости подсчитываются итоги.

4.11. Начисление оплаты за питание производится бухгалтерией на основании табелей посещаемости, которые заполняют педагоги. Число детодней по табелям посещаемости должно строго соответствовать числу детей, состоящих на питании в меню-требовании. Бухгалтерия, сверяя данные, осуществляет контроль рационального расходования бюджетных средств.

4.12. Финансовое обеспечение питания отнесено к компетенции заведующего Учреждением, главного бухгалтера.

4.13. Расходы по обеспечению питания детей включаются в оплату родителям, размер которой устанавливается решением Учредителя.

4.14. Нормативная стоимость питания детей определяется Учредителем.

4.15. В течение месяца в стоимости дневного рациона питания допускаются небольшие отклонения от установленной суммы, но средняя стоимость дневного рациона за месяц выдерживается не ниже установленной.

4.16. Продукты питания могут приобретаться в торгующих организациях при наличии сертификатов соответствия, удостоверения качества на продукты, соответствующих справок на мясную и молочную продукцию.

5. Контроль за организацией питания в Учреждении.

5.1. При организации контроля за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при организации питания в Учреждении администрация руководствуется санитарными правилами СанПиН 2.4.1.3049-13, методическими рекомендациями «Производственный контроль за соблюдением санитарного законодательства при организации питания детей и подростков и государственный санитарно-эпидемиологический надзор за его организацией и проведением».

5.2. При неукоснительном выполнении рациона питания и отсутствии замен контроль за формированием рациона питания детей заключается:

? в контроле (по меню и меню-требованиям) за обеспечением в течение 4-недельного периода действия рациона питания необходимого разнообразия ассортимента продуктов питания (кисломолочных напитков и продуктов, соков фруктовых, творожных изделий, кондитерских изделий и т.п.), а также овощей и фруктов (плодов и ягод);

? в контроле (по меню и меню-требованиям) за средненедельным количеством плодов и ягод;

? в контроле за правильностью расчетов необходимого количества продуктов (по меню-требованиям и при закладке) – в соответствии с технологическими картами;

? в контроле за правильностью корректировки заказываемого и закладываемого количества продуктов в соответствии с массой (объемом) упаковки продуктов.

5.3. При наличии отдельных эпизодических замен в рационе питания дополнительно к перечисленным выше формам контроля за формированием рациона питания проводится ежедневный и ретроспективный (за предыдущую неделю) анализ рациона питания. Для анализа используемого набора продуктов используется специальная ведомость. Данные в ведомость для анализа используемого набора продуктов вносятся на основании журнала контроля за рационом питания, меню-требований и накопительной ведомости. При этом количество всех фактически используемых в рационе продуктов заносится в соответствующую графу (группу продуктов). Необходимые расчеты и анализ перечисленных документов в этом случае допускается проводить только по тем группам продуктов, количество которых изменились в связи с заменами. По продуктам, количество которых вследствие замен не изменилось, соответствующие ячейки ведомости для анализа используемого набора продуктов оставляют незаполненными.

5.4. В случае, если фактический рацион питания существенно отличается от утвержденного примерного рациона питания, проводится систематический ежедневный анализ рациона питания (примерного меню и меню-требований) по всем показателям пищевой ценности и набору используемых продуктов, результаты которого заносятся в ведомость для анализа используемого набора продуктов, а также расчеты пищевой ценности рациона с использованием справочников химического состава пищевых продуктов блюд и кулинарных изделий.

5.5. Администрацией разрабатывается план контроля за организацией питания в Учреждении на учебный год, который утверждается приказом заведующего.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector