Кто имеет право проводить предрейсовые медосмотры?
Prokurors.ru

Юридический портал

Кто имеет право проводить предрейсовые медосмотры?

Кто имеет право проводить предрейсовые медосмотры?

Главная страница Форум Гарант

у нас тоже ПРМО проводит мед сестра, мы с ней заключили ГПД, но ИМХО было бы правильней совместительство, тк. она работает в больнице.
Лицензии у нее нет, только все те документы которые вы перечислили.

Должна ли медицинская сестра, находящаяся в штате организации, иметь лицензию на проведение медицинских предрейсовых осмотров водителей, работающих в этой же организации?
Требуется ли лицензия организации для проведения предрейсовых медосмотров работников?

В соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” медицинская деятельность подлежит лицензированию (далее – Закон N 99-ФЗ). Однако, как следует из п. 6 ст. 3 данного закона, лицензиатом может являться только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Таким образом, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не может иметь лицензию на медицинскую деятельность. Медицинский же персонал организаций, на основании п. 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”, должен иметь сертификат специалиста (смотрите также п. 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, утвержденного Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002).
Вопрос же о том, необходима ли лицензия организации, проводящей предрейсовые медосмотры силами собственных медработников при условии наличия у них сертификатов, на сегодняшний день остается спорным.
В силу п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, медицинские осмотры (предрейсовые, послерейсовые) отнесены к медицинской деятельности. В свою очередь, медицинская деятельность, как было указано выше, подлежит лицензированию.
Причем законодательство о лицензировании не выделяет медицинскую деятельность, осуществляемую для собственных нужд организации, как не подлежащую лицензированию (как это установлено, например, для пассажирских перевозок, технического обслуживания медицинской техники). Это соответствует и нормам Закона N 99-ФЗ (ст. 2) и Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” (ст. 20, 23), согласно которым к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, здоровью граждан (проведение предрейсовых медицинских осмотров является одним из основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения). Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что организация, осуществляющая процедуры по проведению медицинского осмотра (предрейсового, послерейсового), должна иметь соответствующую лицензию.
Однако в настоящее время в судебной практике сформировалась позиция, согласно которой требование о необходимости получать лицензию на осуществление медицинской деятельности распространяется только на тех лиц, для которых деятельность по проведению предрейсовых медицинских осмотров является одной из основных. В случае же, если организация, эксплуатирующая автомобили, проводит предрейсовые осмотры только в отношении своих водителей и не оказывает этих услуг иным хозяйствующим субъектам, делать она это может силами собственных работников, имеющих соответствующую подготовку и необходимые сертификаты (постановления ФАС Московского округа от 17.03.2010 N КА-А40/2021-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2009 N Ф04-1311/2009(1741-А45-43), ФАС Северо-Кавказского округа от 05.08.2009 N А53-3470/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.08.2008 N А74-985/2008-Ф02-3737/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2008 N А31-6296/2007-13, ФАС Поволжского округа от 05.07.2007 N А12-2901/07, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 N 17АП-177/2011, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 N 06АП-747/2009, Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 N 03АП-2388/2009).
В то же время в ряде случаев суды исходят из того, что проведение предрейсовых медицинских осмотров в отсутствие соответствующей лицензии является нарушением (постановления ФАС Дальневосточного округа от 21.01.2011 N Ф03-9166/2010, Уральского округа от 11.02.2010 N Ф09-370/10-С1, от 24.07.2008 N Ф09-5320/08-С1, ФАС Северо-Кавказского округа от 08.05.2007 N Ф08-1326/07-564А, от 25.04.2007 N Ф08-2076/2007-853А, от 03.04.2007 N Ф08-1329/2007-563А).
Таким образом, по нашему мнению, в силу того, что деятельность по проведению предрейсовых осмотров не является основной деятельностью организации, она может проводить предрейсовые осмотры силами собственных медицинских работников, имеющих необходимые сертификаты, при условии, что осмотры будут проводиться только в отношении собственных сотрудников. Однако ввиду неоднозначности позиции судебных органов нужно быть готовыми отстаивать свою позицию в суде.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сутулин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Государственное учреждение планирует заключить с физическим лицом договор гражданско-правового характера по проведению периодических предрейсовых медицинских осмотров (обследований) водителей транспортных средств.
Физическое лицо работает в городской больнице (представлены копии лицензий больницы на право осуществления медицинского освидетельствования), у него есть диплом фельдшера, удостоверение о прохождении подготовки по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих осмотров.
Можно ли заключить договор с сотрудником больницы?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация может проводить предрейсовые медицинские осмотры силами медицинского работника, принятого по трудовому договору и имеющего необходимое образование и сертификат специалиста.
Оказание медицинским работником услуг по проведению предрейсовых медицинских осмотров на основании гражданско-правового договора при отсутствии у него соответствующей лицензии неправомерно.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”, п. 4 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее – Закон N 323-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей.
Порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров определен Типовым положением об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (приложение N 2 к Методическим рекомендациям “Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств”, утвержденным Минздравом РФ и Минтрансом РФ от 29.01.2002 (далее – Методические рекомендации)).
Согласно п. 1.2 Методических рекомендаций предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинскими работниками организаций, а также медицинскими работниками учреждения здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения.
Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение – лицензию (п. 1.4 Методических рекомендаций).
В соответствии с квалификационными характеристиками должности “фельдшер”, предусмотренными Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения” (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н), данный медицинский работник должен иметь среднее профессиональное образование по специальности “Лечебное дело” и сертификат специалиста по специальности “Лечебное дело”.
Таким образом, из буквального толкования приведенных норм следует, что предрейсовые осмотры могут проводиться либо силами собственных медицинских работников организации, эксплуатирующей транспортные средства, принятых по трудовому договору, при условии наличия у них соответствующего образования и сертификата специалиста, либо медицинской организацией (учреждением здравоохранения) на основании заключенного с ней гражданско-правового договора.
В связи с этим необходимо учитывать, что платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность на основании лицензии, в которой указаны соответствующие работы (услуги) (п. 3 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 (далее – Правила)). При этом под медицинскими организациями понимаются в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность (п. 11 ст. 2 Закона N 323-ФЗ, п. 2 Правил).
В рассматриваемой ситуации предполагается заключение гражданско-правового договора, по которому, как следует из вопроса, права и обязанности возникнут непосредственно у медицинского работника, а не у организации (больницы), в которой он трудится. При таких обстоятельствах, на наш взгляд, заключение с медицинским работником гражданско-правового договора*(1) может быть признано правомерным только при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности (предусматривающей право на оказание услуг по предрейсовым медицинским осмотрам), выданной непосредственно этому гражданину. Подтверждение этому выводу можно обнаружить и в судебной практике (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.10.2008 N Ф04-6329/2008(13663-А70-6)). При отсутствии у медицинского работника такой лицензии он не вправе самостоятельно оказывать услуги по проведению обязательных медицинских осмотров.
Отметим, что организация не лишена права принять медицинского работника на работу по совместительству (ст.ст. 60.1, 282 Трудового кодекса РФ). Так как законодательство не обуславливает возможность проведения предрейсовых медицинских осмотров силами работников организации заключением с ними трудового договора исключительно по основному месту работы, требование п. 1.2 Методических рекомендаций в этом случае будет соблюдено.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

11 апреля 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Напомним, что, если учреждение является бюджетным, такой договор должен заключаться с соблюдением положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

Кто имеет право проводить предрейсовые медосмотры?

Какой документ должен иметь медицинский работник, проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотр: лицензию или сертификат (здравпункт организации лицензии на медицинские услуги не имеет)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Работник, состоящий в штате организации и проводящий предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, должен иметь медицинское образование (высшее и (или) среднее профессиональное), действующий сертификат специалиста, а также документ о прохождении им специального обучения по программе проведения предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ “О безопасности дорожного движения”, п. 4, п. 5 ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Порядок проведения таких осмотров утвержден приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 N 835 (далее — Порядок).

Согласно п. 8 Порядка предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя), при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).

В соответствии с п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” медицинская деятельность подлежит лицензированию. Однако, как следует из п. 6 ст. 3 данного закона, лицензиатом может являться только юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Таким образом, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, не может иметь лицензию на медицинскую деятельность. Медицинский же персонал организаций, на основании п. 1 ч. 1 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ”, должен иметь сертификат специалиста. Кроме того, для проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров медицинский работник должен пройти специальное обучение (введение к Методическим рекомендациям “Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств”, утв. Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.2002). Программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств утверждена приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308 “О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения” (приложение N 8).

Читать еще:  Переоформление квартиры,находящейся в социальном найме,после смерти нанимателя

Таким образом, медицинский работник, состоящий в штате Вашей организации и проводящий предрейсовый и послерейсовый осмотры, должен иметь высшее и (или) среднее образование профессиональное образование, действующий сертификат специалиста и документ, подтверждающий прохождение специального обучения.

В то же время остается спорным вопрос о том, необходима ли лицензия организации, проводящей предрейсовые медосмотры силами собственных медработников. Законодательство о лицензировании не выделяет медицинскую деятельность, осуществляемую для собственных нужд организации, как не подлежащую лицензированию (как это установлено, например, для пассажирских перевозок, технического обслуживания медицинской техники). Это соответствует и нормам Закона N 99-ФЗ (ст. 2) и Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения” (ст. 20, 23), согласно которым к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, здоровью граждан (проведение предрейсовых медицинских осмотров является одним из основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения). Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что организация, осуществляющая процедуры по проведению медицинского осмотра (предрейсового, послерейсового), должна иметь соответствующую лицензию.

Однако до вступления в силу Порядка (с 1 мая 2015) сформировалась достаточно обширная судебная практика, согласно которой требование о необходимости получать лицензию на осуществление медицинской деятельности распространялось только на тех лиц, для которых деятельность по проведению предрейсовых медицинских осмотров является одной из основных. В случае же, если организация, эксплуатирующая автомобили, проводит предрейсовые осмотры только в отношении своих водителей и не оказывает этих услуг иным хозяйствующим субъектам, делать она это может силами собственных работников, имеющих соответствующую подготовку и необходимые сертификаты (постановления ФАС Московского округа от 17.03.2010 N КА-А40/2021-10, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2009 N Ф04-1311/2009(1741-А45-43), ФАС Северо-Кавказского округа от 05.08.2009 N А53-3470/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.08.2008 N А74-985/2008-Ф02-3737/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2008 N А31-6296/2007-13, ФАС Поволжского округа от 05.07.2007 N А12-2901/07, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2011 N 17АП-177/2011, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2009 N 06АП-747/2009, Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.08.2009 N 03АП-2388/2009, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 N 15АП-4847/14, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 20.08.2014 N 03АП-3973/14, постановление Саратовского областного суда от 23.04.2013 по делу N 7-235/13, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2013 N 06АП-4657/13).

В настоящее же время суды более склонны считать, что наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности в подобных организациях является обязательным (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10653/15 от 18.09.2015 г., апелляционное определение СК по административным делам Ростовского областного суда от 18 июня 2015 г. по делу N 33-9090/2015, решение Арбитражного суда Республики Алтай от 6 мая 2015 г. по делу N А02-621/2015, решение Арбитражного суда Смоленской области от 20 октября 2015 г. по делу N А62-6347/2015, постановление Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 октября 2015 г. по делу N 5-299/2015).

Полагаем, что в указанных обстоятельствах осуществление организацией соответствующей деятельности без получения лицензии влечет определенные риски: возможны претензии со стороны контролирующих органов (причем суды сейчас склонны поддерживать такие претензии) и как результат — привлечение к административной ответственности.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Все про предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей – порядок проведения

Очень во многих организациях в штате фигурируют должности водителя, но не все правильно организуют предрейсовый медицинский осмотр водителей.

Хотя работник ответственный за перевозку может быть не в себе или, например, выпимши…

И подавно меньше всего думают произвести послерейсовый медицинский осмотр.

Хотя, опять же, выявив нарушение, например, употребление алкоголя или нарушения в состоянии здоровья по окончании смены, то можно предупредить возможный будущий несчастный случай.

Содержание

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей многие, вообще, никак не организуют на предприятии, по причине своего незнания или нежелания, но это как Вы понимаете чревато.

И если вам нужно навести порядок и разобраться, как выпускать водителей на линию, то в статье постараюсь рассмотреть все, что знаю и с чем сталкивалась про предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, в том числе рассмотрю образцы документов, приказы и нововведения в этом году. Итак, начнем.

За чей счет происходит выпуск водителей на линию

В отношении водителей следует руководствоваться и ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения”.

В статье 23 этого федерального закона также говорится о том, что предрейсовые медицинские осмотры обязательны, а послерейсовые требуются только водителям транспортных средств, если их работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

И там же прописано, что обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя.

И об этом еще говорится в ст. 212 ТК РФ и о том, что обязательно проведение медицинских осмотров работников предприятия, к которым также относятся предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей.

Кроме того, не помешает посмотреть ч. 3 статью 213 ТК РФ – где говорится о том, что отдельным категориям работников необходимо проходить обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня, в течение и в конце рабочего дня.

Причем важно заметить, что время прохождения медицинских осмотров включается в рабочее время.

Кто должен проходить предрейсовый медосмотр

Предрейсовые медосмотры должны проходить абсолютно все водители, неважно управляет он автомобилем или погрузчиком, индивидуальный ты предприниматель или юридическое лицо.

Да, да, если вы индивидуальный предприниматель, который использует собственный автотранспорт в рабочих целях, должен пройти выпуск на линию (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Исключением являются водители, которые управляют транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

При выполнении работы по экстренному вызову они могут покидать рабочее место без медицинского осмотра.

Кто должен проходить послерейсовый медосмотр

Послерейсовые медосмотры проходят следующие категории:

    Водители, перевозящие людей и работающие по договору перевозки.

К примеру, водитель главного бухгалтера, не должен проходить послерейсовый медосмотр, так как он выполняет свои функциональные обязанности по условиям трудового договора.

Пассажиром является человек, не член экипажа, который перевозится в автомобиле, на основании гласного или негласного договора о перевозке. Заключение этого договора подтверждается билетом.

Последний пункт был разъяснен Письмом Минтранса от 8 апреля 2019 г. № Д3-531-ПГ.

Кто имеет право проводить предрейсовый медосмотр водителей

Проводить осмотр водителей имеет право только медицинский работник, имеющий медицинское образование и соответствующий сертификат.

При этом если это медработник является сотрудником медицинской организации, запросите лицензию на оказание данных услуг.

В случае если медработник штатный сотрудник вашей компании, то имейте в виду, что также нужно получить лицензию на проведение медицинских осмотров.

И здесь не рассматривается то, что вы выпускаете только своих сотрудников на линию, не оказывая финансовых услуг. Ознакомьтесь с п.46 статьи 12 ФЗ № 99 «”О лицензировании отдельных видов деятельности”.

Все тонкости получения такого вида лицензии испытала на себе, поэтому, если вам интересны подробности, подготовлю статью на эту тему. Пишите в комментарии.

Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров

При проведении предрейсового и послерейсового медосмотра водителей нужно соблюдать следующий порядок:

  1. Рассмотрите жалобы на состояние здоровья работников, есть ли какие-то недомогания.
  2. Проведите визуальный осмотр на наличие травм, ушибов или повреждений, которые могут мешать управлению транспортным средством.
  3. Измерьте пульс, давление, температуру тела водителя.
  4. При помощи специальных приборов необходимо проверить наличие признаков алкогольного или наркотического опьянения.
  5. Оформите путевой лист и сделайте запись в журнале проведения медосмотров на предприятии.

Предрейсовые медосмотры нужно проводить перед началом работы, то есть рейса. Скажите, капитан очевидность 🙂 Но почему-то на деле с выполнением не у всех все норм!

Они, в первую очередь, необходимы для того, чтобы обнаружить развитие заболеваний, перед рейсом понять, как себя чувствует себя водитель, исключить у него переутомление и не допустить работника в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.

Если же времени у вас мало, читаем статью дальше. 🙂

Далее опять, включая капитана очевидность, скажу, что послерейсовые медосмотры – это осмотры после рейса.

Нужны, чтобы в конце рабочей смены определить, не появились ли у водителя:

  • признаки воздействия вредных или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса, которые могут пагубно влиять на состояние здоровья работников;
  • острое профзаболевание или отравление;
  • имеют ли место быть признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей

После того как был проведен медосмотр водителя перед выпуском на линию, необходимо оформить запись в журнале регистрации предрейсовых медосмотров.

  • дату и время прохождения медосмотра;
  • ФИО водителя;
  • пол;
  • дату рождения;
  • результаты исследований;
  • заключение о результате медосмотра.

Далее, ставит подпись медработник и сотрудник.

Как и все журналы на предприятии, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью и подписью.

Правила оформления путевых листов

Далее после того, как журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей был заполнен, на путевых листах ставится штамп “прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен”. Медицинский работник должен поставить подпись.

В своем письме № Д3-531-ПГ от 8 апреля 2019 г. Минтранс напомнил об этом обязательном моменте.

При его заполнении нужно указать срок действия, в течение которого путевой лист можно использовать.

Ответственность работодателя

Так как дорога является объектом повышенной опасности, то и требования к работодателю высокие, поэтому ответственность за выпуск автомобиля на линию без медосмотра водителя карается немалыми штрафами.

Вот, например, если допустить водителя без прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров или при наличии у него медицинских противопоказаний к работе, то по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ грозит штраф:

  • на должностных лиц – от 15000 до 25000 руб.;
  • на предпринимателей – от 15000 до 25000 руб.;
  • на юридических лиц – от 110000 до 130000 руб.

Если нарушить порядок проведения медосмотров, то будет привлечены к административной ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ:

  • на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
  • на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
  • на предпринимателей и юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.

В случае допуска водителя в состоянии алкогольного опьянения будите отвечать по ст. 12.32 КоАП РФ:

  • на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – 20000 руб.;
  • на юридических лиц и предпринимателей – 100000 руб.
Читать еще:  Какой предусмотрен порядок перерегистрации оружия?

Не забывайте, что ответственность может быть не только административной, но и уголовной.

Основной вывод

Несмотря на ответственность и штрафы желаю не забывать, что дорога является объектом повышенной опасности, которая может грозить травмой не одному взятому человеку, а десяткам одновременно и не только работающих в вашей организации, но и другим участникам дорожного движения.

В машинах часто перевозят детей, а халатное отношение к выпуску водителей на линию, может угрожать и их жизни.

А путевые листы с печатями так часто покупают и продают, потому что у работодателей нет времени, не хочется «заморачиваться» и упускать возможности.

Но если мы все будем ответственно подходить к предрейсовым и послерейсовым медицинский осмотрам водителей, то процент несчастных случаев будет гораздо ниже.

Желаю вам эффективной, а главное, безопасной работы!

Если у вас появились вопросы, пишите о них в комментариях, возможно, они послужат ядром для следующей статьи.

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждого 1 и 15 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO >Подробно: ibook.pro/konkurs

LENOVO IdeaPad Intel Core i5, 8ГБ DDR4, SSD, Windows 10

Кто имеет право проводить и для кого обязателен предрейсовый и послерейсовый медосмотр

Предрейсовый медицинский осмотр водителей — обязательная процедура. Она помогает выявить проблемы со здоровьем и устранить их у водителей. Какова стоимость и детали медосмотра? Перед выездом в рейс водитель любой организации проходит обязательный осмотр. Таким образом, можно убедиться, что с его здоровьем всё в порядке и опасаться нечего. Процесс прохождения этой процедуры несложный, но в ближайшее время в нём ожидаются изменения. Они связаны с внедрением электронной формы заключения о состоянии водителя.

Порядок проведения процедуры

Предрейсовый осмотр проводится в организациях для всех водителей с целью проверки их здоровья и его соответствия для выполнения такой работы.

Итак, порядок проведения следующий:

  1. Изначально водителя осматривают визуально, собирают информацию об имеющихся жалобах.
  2. Проводится общая термометрия, а затем измеряется артериальное давление. Если при этом имеются отклонения от нормы, то измерение повторяется, но оно не может быть проведено более чем 2 раза. Между каждым исследованием артериального давления должен быть перерыв не менее 20 минут.
  3. Теперь следует проверка на опьянение различного рода. Изначально она проводится визуально, по признакам, а затем выявляется количество алкоголя в выдыхаемом воздухе. Если он есть, то проверяемый отправляется на сдачу анализов. Также при этом выявляется и наличие психоактивных или наркотических веществ.
  4. После того, как медосмотр будет пройден, выносится заключение с информацией о состоянии работника, об отклонениях, если они имеются, а также имеются ли алкогольные пары в организме.

Перевозками грузов и прочего занимаются также ИП. Они обязаны проходить процедуру такого рода, но уже за свой счёт.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей проводится строго перед началом рабочего дня или непосредственно перед рейсом, если он запланирован в другое время. Послерейсовый осмотр осуществляется в таком же порядке, но уже после поездки или командировки для того, чтобы выявить негативные факторы, полученные вследствие деятельности. Это работодатель должен оплатить самостоятельно.

Кем проводится процедура

Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей? К этому допускаются медицинские специалисты с высшим или средним профессиональным образованием. При этом он может работать на организацию, где производятся перевозки, но на практике такое встречается редко.

Также процедура может осуществляться сторонней компанией. В любом случае должна иметься лицензия на проведение такой процедуры. Организация медосмотра должна быть осуществлена работодателем, а не работником. Для удобства некоторые медицинские организации предлагают выезд собственного специалиста для проведения медосмотра. При этом экономится время, но заплатить придётся больше.

Медработник, помимо специальных навыков, обязан обучиться этому, после чего он получает соответствующий диплом или сертификат. После этого он будет допущен до проведения освидетельствования.

Журнал проведения медосмотра

В заключении указываются все данные об обследуемом. Эти результаты затем вписываются в журнал.

В нём о каждом водителе содержится:

  • дата и примерное время обследования;
  • инициалы проверяемого;
  • пол обследуемого;
  • дата рождения;
  • результаты проверки;
  • заключение;
  • подписи специалиста и водителя.

Обычно такой журнал заполняется бумаге, листы которой прошнурованы, имеют нумерацию и печать. На основе полученной информации в путевом листе проставляется соответствующий штамп и подпись медицинского специалиста.

Нововведения в 2018 году

С 1 января 2018 года стало возможным оказание медпомощи с использованием телемедицины. Сразу за этим поступило предложение о проведении предрейсовых осмотров с применением такой же технологии. Сейчас это стало возможным.

Теперь журнал осмотра водителей можно заполнять электронно. Особых различий с заполнением от руки нет, но из-за этого стало намного удобнее проводить процедуру. Медработник должен иметь в обязательном порядке электронную подпись.

Порядок проведения, который действует и сейчас, был закреплён 1 мая 2015 года. Необходимость ведения журналов была установлена ещё в 1995 году.

Требования к кабинету проведения процедуры

Для того чтобы в медицинском учреждении проводить осмотр, должно быть специально подготовленное помещение. Кабинет из 2 комнат должен быть оборудован согласно стандартам. В одной из них проводится сам медосмотр, а в другой – отбор биологических сред, то есть анализов.

Также в обязательном порядке в помещении устанавливается:

  1. Медицинская кушетка.
  2. Стол для заполнения бумаг и лампа на нём.
  3. Шкаф с вешалкой для одежды персонала.
  4. Ковёр на входе и сейф, если это нужно.
  5. Из медицинских инструментов понадобится прибор для измерения артериального давления — 2 шт., 3 термометра и стетофонедоскоп — 2 штуки.
  6. 2 алкотестера, алкометр — 2 шт., а также тесты на определение наркотических веществ в организме – 10 штук.
  7. Специальный столик для имеющегося оборудования и 10 медицинских шпателей.
  8. Препараты для оказания экстренной помощи на случай, если пациенту станет плохо.
  9. Оборудование для отбора анализов.

Все указанные цифры являются минимальным значением. Также, количество комнат может быть больше, чем две, но меньше нельзя.

Если организация нуждается в постоянном проведении предрейсовых осмотров, то она может обустроить помещение для этого в соответствии с требованиями, нанять работника и получить лицензию. Также она может поступить проще: сотрудничать с учреждением, в котором оборудованное помещение уже имеется и проводить осмотр там.

Требования к проводящей осмотр организации

Для того чтобы осуществлялся предрейсовый медосмотр водителей, можно обратиться в любое учреждение.

Однако не все учреждения отвечают предъявляемым к ним требованиям:

  • должна быть соответствующая лицензия, позволяющая заниматься таким видом деятельности;
  • должен быть специалист, имеющий диплом — этот документ подтверждает, что работник прошёл курс обучения и может осуществлять предрейсовый медицинский осмотр, а также оказать им первую помощь при необходимости;
  • должно быть медицинское высшее или среднее профессиональное образование.

Если же в организации собственный работник проводит данную процедуру, то к нему предъявляются такие же требования. К тому же, он может работать только в специально оборудованном для этого помещении.

Эти условия обязательны к соблюдению. Если ими пренебречь, то возможно наложение штрафов. Для водителя, который не прошёл осмотр предусматривается денежное наказание 1000 — 1500 рублей, для медицинского работника — от 2 до 3 тысяч рублей, а для организации, водители которой не прошли эту процедуру, величина штрафа составляет от 30 до 50 тысяч рублей.

Поэтому лучше потратить некоторую сумму на осуществление осмотра, чем затем платить штрафы.

Стоимость услуги

В целом, цены на эту процедуру низкие.

Они напрямую зависят от количества водителей, выходящих в рейс за сутки:

  1. Если водителей не более 2, то стоимость будет не более 5 тысяч рублей в месяц.
  2. При количестве от 3 до 4, цена возрастает до 7 тысяч рублей.
  3. За осмотр 5 — 7 человек придётся отдать 10 тысяч рублей.
  4. Если работников, которые ежедневно выезжают в рейс, 8 — 15, то стоимость будет 12 тысяч рублей.

Чем больше водителей необходимо осмотреть, тем ниже будет цена в количественном соотношении.

Если в штате менее 15 работников, то особого смысла в принятии нового медработника в организацию нет. Дело в том, что тогда выгоднее будет проводить медосмотр в стороннем учреждении, да и для специалиста будет мало работы. Если же число водителей больше, то нанимать собственного специалиста становится выгоднее, но ненамного.

Исключением является, если для осуществления процедуры будут обращаться и другие организации. Недостатком этого является то, что оформление лицензии занимает много времени, так как необходимо предоставить множество документов и ожидать результата.

К тому же, когда в компании имеется собственный медицинский работник, то водители зачастую просят его не проводить осмотр, а просто поставить подпись. Этого допускать нельзя, ведь в пути может случиться разное.

Если сотрудник ДПС заметит, что состояние водителя легкового авто или грузовика не соответствует действительности, то он будет настаивать на освидетельствовании. Затем могут возникнуть серьёзные проблемы. Если же в путевом листе и вовсе нет подписи, или же она поставлена специалистом без лицензии, то ожидает более суровое наказание.

Осмотр по договору

Если в организации или у индивидуального предпринимателя имеется немного водителей, то нанимать для них медицинского специалиста для проведения осмотра невыгодно. Дело в том, что тогда придётся платить работнику зарплату, которая будет выше, чем обходится эта процедура в специальных учреждениях.

В таком случае большинство работодателей прибегают к сотрудничеству с другими организациями, у которых имеется лицензия на осуществление ПМО. Другими словами, они заключают между собой договор.

Можно выбрать, где проходить осмотр:

  • предрейсовый осмотр водителей осуществляется не только в медицинских учреждениях, но и в различных компаниях;
  • некоторые организации созданы специально для того, чтобы проводить ПМО — как правило, это частные компании;
  • также этим занимаются некоторые лаборатории;
  • осмотр может быть осуществлён в медицинском центре.

Есть организации, которые специально обращаются для медосмотра в сторонние компании. Это делается для того, чтобы полностью исключить факт нахождения водителя за рулём в неподходящем состоянии. Дело в том, что при таких обстоятельствах медработник и водитель не будут знакомы и специалист не будет делать поблажки «для своих», устанавливая допуск без проверки. Врач в таком случае будет полностью осматривать и делать вывод, исходя из состояния. Если работник окажется в состоянии опьянения, то его точно не допустят до вождения. Для работодателя это лишь преимущество, так как для него не возникнут возможные проблемы впоследствии.

Психиатрическое освидетельствование водителей

Во многих профессиях требуется быстрота реакции и сохранение других важных показателей работника. Они зависят от психического здоровья человека. Именно поэтому для большинства специалистов ввели обязательное психиатрическое освидетельствование. Это относится и к водителям. Автомобили – это средства повышенной опасности, но в нашей жизни они настолько важны, что отказаться от них нельзя.

Поэтому для работников, передвигающихся на авто, предусмотрено обязательное психиатрическое освидетельствование:

  1. Оно проводится раз в 5 лет. При этом неважно, на чём работает водитель, какой у него стаж и что он перевозит – исключений нет ни для кого. Стоит понимать, что медосмотр и психиатрическое обследование – это разные процедуры. Во втором случае психику работника проверяют более детально, что позволяет выявить отклонения, если они имеются.
  2. На такую процедуру работника нельзя заставить идти. Он должен принять такое решение самостоятельно и посетить медицинское учреждение самостоятельно. Однако если он отказался от этого, то работодатель вправе отстранить его от работы. Исключением является, если человек принял такое решение по уважительной причине.

Психиатрическое освидетельствование осуществляется во многих медучреждениях. Для этого в них должна присутствовать психиатрическая врачебная комиссия. Часто такую процедуру можно пройти в поликлинике по месту прописки, если в ней имеется соответствующая лицензия. Некоторые организации, занимающиеся предрейсовым осмотром водителей, также проводят и эту процедуру. Освидетельствование такого рода разрешается проходить только по направлению. После его получения работник обязан расписаться в журнале учёта. После этого уже можно пройти саму процедуру.

Как проводится контроль трезвости

При медосмотре обязательно проверяют количество алкоголя в выдыхаемом воздухе специальным прибором. Если его не обнаружено, то переходят на следующий этап. Однако если всё-таки есть алкоголь, то водителя отправляют на контроль трезвости.

Также эту процедуру проводят, если у водителя:

  • какие-либо отклонения в работе сердечно-сосудистой системы;
  • цвет кожи изменился;
  • зрачок не реагирует на свет;
  • заметно неадекватное поведение;
  • невнятная речь;
  • запах алкоголя.

Контроль трезвости не проводится, если нет этих признаков. Эта процедура включает в себя сбор анализов мочи и выдыхаемого воздуха. Также алкоголь может содержаться в крови, но её не берут на анализы, это запрещено. То, что водитель употреблял алкоголь, и его количество выясняется исходя из тщательного обследования имеющихся анализов.

При проведении этой процедуры заполняется протокол контроля трезвости:

  1. Он должен быть написан в 2 экземплярах: один передаётся работодателю, а второй остаётся у медработника.
  2. В этом протоколе указываются все результаты обследования, а также жалобы водителя и прочее.
  3. В итоге, после проведения освидетельствования, в соответствующей графе указывается, установлен ли факт употребления алкоголя или прочих веществ. Если — не установлен, то вписывается «отсутствуют признаки опьянения».

Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей

Предрейсовый осмотр водителей — это обязательная процедура для всех таксопарков маршрутных и частных компаний, находящихся на балансе юридических и физических лиц. В последние годы статистика ДТП с участием водителей регулярных перевозок показывает, что аварии участились, а это повлекло за собой ужесточение правил медицинского осмотра шоферов. Какие теперь требования к медкабинету для прохождения предрейсового медосмотра, каков порядок процедуры, какие документы нужно заполнять и кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей рассмотрим ниже.

Кто обязан проводить предрейсовый медосмотр

По правилам, установленным действующими приказами Минздрава, ситуация с точным перечнем тех организаций, которые обязаны проводить медосмотр не столь очевидна, как кажется. К тому же, приказы подразумевают не только пред-, но и послерейсовый, предварительный и регулярный осмотры.

Предрейсовый медосмотр водителя

Так, например, из некоторых пунктов можно сделать вывод, что предрейсовый осмотр должны проходить все водители, работающие по договору и найму. Однако какие из этих осмотров положены ИП, самостоятельно предоставляющему транспортные услуги непонятно.

Точно можно утверждать, что обязательное исполнение приказа лежит на юридических и физических лицах, имеющих лицензию на перевозку пассажиров и грузов. То есть, хоть того же ИП в перечне нет, но в категорию лицензированного поставщика услуг он также подпадает.

Важно! Пред- и послерейсовый осмотр обязателен для всех категорий водителей, перевозящих пассажиров и опасные грузы на ежедневной основе. Например, водители маршруток и водители бензовозов каждый день должны показываться штатному медику.

Регулярные осмотры, в соответствии с законодательством, должны проводиться дважды в год, а предварительные при поступлении на работу, по собственной инициативе или по решению работодателя.

Нужно ли заключать договор на предрейсовые медосмотры водителям такси? Независимо от формы собственности, водитель, будь то сотрудник городского парка такси, либо частник, скачавший Uber, обязаны проходить ПМО и иметь соответствующие отметки в путевом листе. Поэтому заключение договора на предрейсовый медицинский осмотр водителя с организацией, предоставляющей услугу, обязательно — как для представителя таксопарка, так и для частника.

Договор на предрейсовый медосмотр водителей образец 2018

Нужно ли проводить предрейсовый медосмотр водителю, выполняющему задания предприятия на личном автомобиле? И да, и нет. Тут возможны два варианта. Обычная практика, когда человек устраивается, например, курьером или экспедитором на личном авто. При этом организация оплачивает ему топливные расходы и амортизацию транспортного средства. Если это так, то такая оплата фиксируется в бухгалтерии, для этого также необходим договор с владельцем авто на эксплуатацию ТС. Если эти моменты имеют место быть, то владелец/экспедитор/курьер обязан проходить ПМО.

Для справки! Зачастую, организации идут на небольшую хитрость и возмещают расходы премиями или надбавкой, чтобы не заморачиваться с этим вопросом.

Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей

Проводить мед. обследование имеют право только лицензированные организации. Само освидетельствование может осуществлять только медицинский работник со средним или высшим профильным образованием. Обычно транспортные компании заключают с такими организациями контракт на проведение осмотров на постоянной основе.

Частая практика, когда, для экономии времени, специалист от организации постоянно присутствует на территории предприятия. Правда, для этого организация должна позаботиться об оснащении специального кабинета.

Дополнительная информация! Раньше медработник был прикреплен к каждому таксопарку, но сегодня получение лицензии, содержание персонала и приведение комнаты для медосмотра в порядок является нецелесообразным.

Пункт приказа о том, кто может проводить ПМО

Требования к кабинету проведения процедуры

Независимо от того, где будет проводиться осмотр, требования к медицинскому кабинету для предрейсового осмотра едины для всех, как для предприятия, так и для лицензированной организации.

Стандарты СанПин предусматривают следующий список оборудования

Данный список минимальный. Как правило организации закупают половину списка оптовыми партиями.

Требования к проводящей осмотр организации

Проводящие осмотр организации могут подчиняться муниципалитету, быть государственными или частными. К кому из них обращаться решит сам работодатель. Главное, чтобы она соответствовала требованиям, которых всего три:

  • наличие лицензии на проведение именно пред-, послерейсовых осмотров;
  • наличие вышеприведенного оборудования;
  • наличие медицинского специалиста, который помимо профильного образования, должен пройти специальные курсы конкретно по проведению ПМО.

По итогам ПМО, организация обязана оформлять путевые листки, где в обязательном порядке проставляются соответствующие состоянию обследуемого штампы.

Порядок проведения процедуры

Суть врачебного осмотра водителя ­— подтвердить нормальное состояние здоровья и возможность осуществлять перевозки без опасений за здоровье пассажиров и целостность груза.

Во время процедуры специалист должен:

  • спросить о жалобах на здоровье и рассмотреть их отдельно;
  • провести визуальный осмотр;
  • измерить давление, пульс и температуру тела;
  • выявить наличие алкогольного или наркотического опьянения.

Помимо использования оборудования, специалист осматривает глаза, ротовую полость, состояние слизистых и кожи, проверяет реакцию. В случае, если есть подозрения на несоответствие требованиям допуска за руль, врач берет анализы, по результатам которых выпускает или не выпускает водителя в рейс.

Важно! Обо всех отрицательных результатах предрейсового осмотра должен быть проинформирован работодатель, а в путевой лист ставится соответствующий штамп.

О чем информирует штамп медосмотра

Согласно закону, отсутствие штампа медосмотра в путевом листе влечет за собой штрафные санкции, которые могут доходить до 130 тысяч рублей. Штамп о прохождении ПМО ставится в путевой лист только в случае положительного результата и допуска водителя к своим обязанностям.

Если есть основания не выпускать водителя на маршрут, штамп не ставится. В таком случае нужно только проинформировать работодателя.

Штамп имеет свой образец, с полями для указания даты и времени прохождения осмотра, ФИО и подписи врача. Штампы могут немного отличаться в зависимости от региона, но общий вид у них примерно одинаков.

Журнал предрейсового осмотра

Согласно приказу Минздрава, итоги осмотра заносятся в журнал, установленного образца.

Перечень информации, которая должна быть указана в журнале ПМО водителей:

  • ФИО (полные);
  • дата и время осмотра;
  • пол и дата рождения;
  • подробное описание результата осмотра;
  • заключение врача (допущен/не допущен).

После чего ответственный врач и обследуемое лицо расписываются на соответствующих полях.

Административная ответственность (штрафы) за несоблюдение правил

Открытие своего транспортного предприятия уже связано со значительными тратами, а затраты на ежедневную проверку персонала дешевыми не назовешь. Поэтому в данной сфере часто фиксируются нарушения, что может стать причиной трагических событий.

В связи с этим законодательно установлены предельно допустимые суммы административных санкций для таких работодателей:

  • за нарушения правил, предусмотренных лицензией штраф до 40 тыс. руб.;
  • за нарушение требований ПМО — до 30 тыс. руб.;
  • за несоответствие порядка проведения осмотра — до 50 тыс. руб.;
  • за допуск водителя к управлению транспортным средством без прохождения ПМО ­— до 130 тыс. руб.

Проверкой по данным вопросам занимаются сразу несколько госслужб — инспекция по ОТ, Госавтодорнадзор, ГИБДД и Росздравнадзор.

Регулирование порядка осуществления — законодательная база

Законодательной базой, вменяющей обязанность организовывать для своих сотрудников ПМО, порядок проведения, фиксации состояния работника и административные взыскания при нарушениях медосмотра прописаны в ТК, Федеральных законах, приказах Минздрава и Минтранса. В частности:

  • обязанность организовать обязательный ПМО продиктована Федеральным законом № 196 от 1995 г.;
  • приказ Минтранса № 152 от 2008 г. регулирует порядок заполнения путевых листов;
  • требования и нормы к ПМО прописаны в приказе № 835 Минздрава РФ.

Важно! Также законодательная база регулярно дополняется некоторыми решениями арбитражных судов и письмами уполномоченных лиц. Это связано со спорными вопросами, ответы на которые не были четко сформулированы в текущих законах, приказах, постановлениях и т.д.

Предрейсовый медосмотр — это обязательная процедура для всех форм предприятий, оказывающих услуги в сфере грузовых и пассажирских перевозок. Помимо этого, если водитель работает по ежедневным маршрутам, дополнительно полагается прохождение послерейсового ежедневного осмотра. Если работник передвигается по рабочим вопросам на своем авто, он также должен проходить ПМО.

Проведением занимаются только лицензированные организации, в штат которых входят специалисты соответствующей квалификации. Автопредприятие заключается с такими организациями договор оказания услуг. По итогам обследования ставится штамп в путевой лист, а подробные данные заносятся в журнал. При нарушении закона об обязательном предрейсовом медосмотре может быть наложено административное наказание на работодателя и организацию по оказанию медуслуги.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector