Льготы детям инвалидам в узбекистане
Prokurors.ru

Юридический портал

Льготы детям инвалидам в узбекистане

КАКИЕ В УЗБЕКИСТАНЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ?

В редакцию газеты часто поступают письма с вопросами о том, какие льготы положены инвалидам I, II и III групп, предусмотрены ли льготы для работающих инвалидов. На эти и другие вопросы мы попросили управление организации медико-социальной помощи Министерства здравоохранения РУз.

Для тех кто остался без присмотра

Законом «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан» государство гарантирует обеспечение учета потребностей инвалидов в мерах социальной помощи и защиты на основе оценки ограничений жизнедеятельности. Социальная защита лиц с инвалидностью осуществляется во всех сферах общества.

Дома-интернаты для престарелых и инвалидов «Саховат» и дома-интернаты для инвалидов «Мурувват» в соответствии с Постановлением Кабинета Министров «Об утверждении положений о медико-­социальных учреждениях Министерства здравоохранения Республики Узбекистан» от 23 августа 2011 года № 240 являются государственными медико-социальными учреждениями для постоянно проживающих в Республике Узбекистан одиноких престарелых и инвалидов I и II групп (в том числе имеющих выраженные или значительно выраженные психические нарушения), в возрасте от 18 лет, не имеющих родственников или иных лиц, которые обязаны их содержать в соответствии с Семейным кодексом Республики Узбекистан.

ЗАДАЧИ ДОМОВ-ИНТЕРНАТОВ

Основными задачами домов-интернатов являются: содержание, социальное обслуживание, оздоровление и поддержка опекаемых, создание условий, способствующих получению ими качественной медико-социальной помощи, обеспечение социально-правовой защиты законных прав и интересов опекаемых, обеспечение охраны их здоровья.

Обеспечение средствами реабилитации

Одним из видов медико-социальной помощи инвалидам является обеспечение техническими или иными средствами реабилитации. Инвалиды, по заключению ВТЭКнуждающиеся в технических средствах реабилитации, обеспечиваются ими в установленном порядке медицинскими объединениями по месту жительства согласно Инструкции «О порядке обеспечения нуждающихся граждан протезно-ортопедическими изделиями, техническими средствами реабилитации и кресло-колясками».

Путевки в санатории

Выделение санаторно-курортных путевок в санатории системы Министерства здравоохранения Республики Узбекистан осуществляется в соответствии с Инструкцией «О порядке обеспечения инвалидов и престарелых бесплатными санаторно-курортными путевками», зарегистрированной Министерством юстиции Республики Узбекистан №2356 от 27 апреля 2012 года. Инвалиды, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, обеспечиваются санаторными путевками бесплатно через районные (городские) медицинские объединения.

БЕСПЛАТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ И МЕДИКАМЕНТЫ

Предоставление качественных медицинских услуг гражданам, имеющим инвалидность, осуществляется на основании Конституции РУз, Закона «Об охране здоровья граждан» и других нормативно-­правовых документов, в частности:

– в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 26 февраля 2003 года № УП-3214 «О мерах по дальнейшему реформированию системы здравоохранения» и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 марта 2008 года № 48 «О мерах по совершенствованию организационной структуры и деятельности территориальных учреждений здравоохранения» инвалидам 1 и 2 групп медицинская помощь в Республиканских специализированных центрах хирургии им. академика В. Вахидова, урологии, кардиологии и микрохирургии глаз, а также в областных многопрофильных медицинских центрах оказывается бесплатно;

– в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 мая 2009 года № 145 «О вопросах организации деятельности республиканских специализированных научно-практических медицинских центров» в Республиканских специализированных научно-практических медицинских центрах дерматологии и венерологии, а также терапии и медицинской реабилитации медицинская помощь оказывается за счет средств государственного бюджета;

– в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики от 5 февраля 2016 года № 31 инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; инвалиды и участники войны 1941-1945 годов, а также приравненные к ним лица, инвалиды из числа лиц, принимавших участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, воины- интернационалисты входят в Перечень категорий граждан, которые освобождаются от оплаты за питание в условиях стационарного лечения (кроме платных больниц и отделений);

– постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 июля 2013 года №204 «О МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОРЯДКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЛИЦ НА ЛЬГОТНОЙ ОСНОВЕ» утвержден перечень заболеваний и лиц, при амбулаторном лечении которых бесплатно выдаются медикаменты – это инвалиды и участники войны 1941- 1945 годов, а также лица, приравненные к ним; инвалиды, принимавшие участие в ликвидации аварии ЧАЭС, воины-интернационалисты, лица пенсионного возраста, проходившие военную службу на ядерных полигонах и других радиационно-ядерных объектах.

Льготы для работающих

Также, Трудовым кодексом Республики Узбекистан для лиц с инвалидностью предусмотрен ряд льгот и преимуществ, таких как:

– сокращенная продолжительность рабочего времени без уменьшения оплаты труда;

– ежегодный основной удлиненный отпуск,

– дополнительные меры по охране труда инвалидов,

– резервирование рабочих мест, привлечение инвалидов к работе в ночное время, а также сверхурочным работах и работе в выходные дни только с их согласия, при условии, что такие работы не запрещены им медицинскими рекомендациями и др.

Консультации

Страниц: 1

  • Список
  • » Юрист
  • » Имеет ли право мать ребенка-инвалида детства на льготы?

#1 15-10-2012 14:23:58

Имеет ли право мать ребенка-инвалида детства на льготы?

Имеет ли право мать ребенка-инвалида детства на льготы при оплате за налог на имущество, коммунальные услуги или какие-либо другие льготы?Заранее спасибо за ответ!

Отредактированно Fayachka (15-10-2012 19:27:07)

#2 16-10-2012 13:11:25

Re: Имеет ли право мать ребенка-инвалида детства на льготы?

Согласно ст. 26 Закона Республики Узбекистан «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан (новая редакция)» № 422-XII от 18.11.1991 года, социальная помощь инвалидам оказывается в виде:

– денежных выплат (пенсии, пособия, единовременные выплаты);
– обеспечения техническими или иными средствами, включая автомобили, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру и сигнализаторы;
– услуг по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации и бытовому обслуживанию;
– транспортных услуг;
– обеспечения лекарственными средствами.

Статья 31 указанного закона предусматривает, что лекарственное обеспечение инвалидов, предоставление им технических или иных средств, а также оказание услуг по бытовому и транспортному обслуживанию осуществляются бесплатно или на льготных условиях в порядке, установленном законодательством.

Согласно статье 22 Закона Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан» № 265-I от 29.08.1996 года инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, на все виды реабилитации, обеспечение лекарствами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку.

Инвалиды имеют право на бесплатную медико-санитарную помощь в учреждениях государственной системы здравоохранения, труда и социальной защиты населения, уход на дому, а одинокие инвалиды, нуждающиеся в постороннем уходе, инвалиды с хроническими психическими заболеваниями — на содержание в учреждениях труда и социальной защиты населения.

Инвалиды с детства и дети-инвалиды до 16 лет имеют льготы на бесплатное обеспечение техническими средствами реабилитации Техническое или иное средство предоставляется инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации бесплатно или на льготных условиях, через региональные органы социальной защиты.

Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство не может быть предоставлено инвалиду государственным органом, или если инвалид приобрёл соответствующее средство за собственный счёт, согласно ст.14 Закона Республики Узбекистан «О социальной защищённости инвалидов в Республике Узбекистан», ему выплачивается компенсация в установленном порядке.

Обеспечение нуждающихся граждан протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения осуществляется в соответствии с Законом РУз «О социальной защищённости инвалидов в Республике Узбекистан» от 18 ноября 1991 года, Постановлением Кабинета Министров РУз согласно «Инструкции о порядке обеспечения нуждающихся граждан Республики Узбекистан протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации», утверждённой Министерством Юстиции РУз №1229, от 27 марта 2003 года.

Пунктом 4 Перечня льготных категорий лиц, которым предоставляются ежемесячные компенсационные денежные выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг (Приложение к Указу Президента Республики Узбекистан № УП-3596 от 13.04.2005 года) для инвалидов предусмотрена ежемесячная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 45% от минимального размера заработной платы.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 180 Налогового кодекса РУз, инвалиды с детства, а также инвалиды I и II групп освобождаются от налогообложения частично (по доходам в размере четырехкратной минимальной заработной платы за каждый месяц, в котором получены эти доходы следующие физические лица:

5) инвалиды с детства, а также инвалиды I и II групп.
Льгота предоставляется на основании пенсионного удостоверения или справки врачебно-трудовой экспертной комиссии;

12) один из родителей, воспитывающий проживающего с ним инвалида с детства в связи с требованиями по постоянному уходу.
Льгота предоставляется на основании пенсионного удостоверения или медицинской справки учреждения здравоохранения, подтверждающей необходимость постоянного ухода, а в части совместного проживания – справки органа самоуправления граждан.

Из вышеизложенного следует, что ограничений по группе инвалидности для родителя, воспитывающего проживающего с ним инвалида с детства, требующего постоянного ухода, не предусмотрено. Также не предусмотрено ограничений по возрасту инвалида с детства, требующего постоянного ухода.

Расчетный бухгалтер предприятия при начислении зарплаты сотруднику и расчете налога на доходы физических лиц должен применить льготу, в случае если он предоставил удостоверение инвалида о праве на льготы.

Данная льгота распространяется также на доходы физических лиц, полученные в виде процентов и дивидендов, а также на доходы, полученные от сдачи имущества в аренду.

Если проценты и дивиденды начисляются по месту основной работы, то применение льготы производится по месту основной работы, если проценты и дивиденды начисляются не по месту основной работы, то льгота применяется при исчислении налога на доходы физических лиц на основании декларации о совокупном годовом доходе органами государственной налоговой службы по месту жительства физического лица.

Аналогичный порядок применяется к доходам, полученным от сдачи имущества в аренду.

Согласно п. 12 части второй статьи 180 НК РУз, льгота одному из родителей, воспитывающего проживающего с ним инвалида с детства, предоставляется на основании пенсионного удостоверения или медицинской справки учреждения здравоохранения, подтверждающей необходимость постоянного ухода, а в части совместного проживания – справки органа самоуправления граждан.

Читать еще:  Штраф превышение скорости от 40 до 60

Данной льготой может воспользоваться только один родитель.

При возникновении права на льготу в течение календарного года она применяется с момента возникновения данного права.

Применение льготы производится по месту основной работы (службы, учебы) физического лица, а при отсутствии основного места работы – органами государственной налоговой службы по месту жительства при исчислении налога на основании декларации о совокупном годовом доходе.

В случае, если ребенок-инвалид с детства перестает нуждаться в постоянном уходе, родитель или опекун должен в течение пятнадцати дней с момента утраты права на льготу сообщить об этом в бухгалтерию вашего предприятия.

Если физическое лицо имеет право на льготы по нескольким основаниям, предусмотренным частью второй статьи 180 НК РУз, то предоставляется только одна льгота по выбору.

В случае, если инвалиды с детства будут работать, то льгота будет применяться в отношении самого работающего инвалида с детства, а не его родителя.

Льгота матерям детей-инвалидов полагаются при назначении махаллинскими комитетами им пособия по уходу за ребенком.

Согласно п.10 «Положения о порядке назначения и выплаты неработающим матерям ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет»,

10. Неработающим матерям (лицам, их заменяющим) из семей, соответствующих критериям, определенным в пункте 11 настоящего Положения, пособие по уходу за ребенком назначается в безусловном порядке без учета доходов семьи:

б) матерям (или лицам, их заменяющим), воспитывающим ребенка инвалида. При этом не важно, какой из детей является инвалидом.

Также, мать ребенка-инвалида имеет льготы в трудовом процессе, а именно:

Согласно ст. 228 Трудового кодекса РУз,

Не допускается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам, работам в выходные дни и направление в командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет (детей-инвалидов – до шестнадцати лет), без их согласия.

Согласно ст. 229 ТК РУз,
По просьбе беременной женщины, женщины, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида – до шестнадцати лет), в том числе находящегося на ее попечении, или лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, работодатель обязан устанавливать им неполный рабочий день или неполную рабочую неделю (статья 119).

Согласно ст. 230 ТК РУз,

Одному из родителей (опекуну, попечителю), воспитывающему ребенка-инвалида до исполнения ему шестнадцати лет, предоставляется один дополнительный выходной день в месяц с оплатой его в размере дневного заработка за счет средств государственного социального страхования.

Согласно ст. 231. ТК РУз,

Одиноким родителям (вдовам, вдовцам, разведенным, одиноким матерям) и женам военнослужащих срочной военной службы, воспитывающим одного и более детей в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида – до шестнадцати лет), ежегодные отпуска, по их желанию, предоставляются в летнее время или в другое удобное для них время (статья 144).

Согласно ст. 232 ТК РУз,

Женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до двенадцати лет или ребенка-инвалида в возрасте до шестнадцати лет предоставляется ежегодно дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее трех рабочих дней.

Женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до двенадцати лет или ребенка-инвалида в возрасте до шестнадцати лет, предоставляется, по их желанию, ежегодно отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью не менее четырнадцати календарных дней. Этот отпуск может быть присоединен к ежегодному отпуску или использован отдельно (полностью либо по частям) в период, устанавливаемый по соглашению с работодателем.

Пункт “з” ст. 12 Закона Республики Узбекистан “О государственном пенсионном обеспечении граждан” устанавливает право на льготное пенсионное обеспечение матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до 8-летнего возраста:

– право на пенсию по возрасту с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет имеют матери инвалидов с детства, воспитавшие их до восьмилетнего возраста – при стаже работы не менее 20 лет. При назначении пенсии наравне с родными детьми учитываются пасынки и падчерицы, если женщина воспитывала их не менее 5 лет до достижения ими возраста 8 лет.

В соответствии с п. 38 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 08.09.2011 г. № 252, при назначении пенсии матери инвалида с детства, воспитавшей его до восьмилетнего возраста, в требуемый двадцатилетний стаж работы засчитываются периоды, указанные в подпунктах “а” – “д” пункта 35 Положения, а именно:

а) любая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию, независимо от вида деятельности, форм собственности и хозяйствования при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан;

д) время ухода:
– за инвалидом I группы или за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет;
– за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постороннем уходе, – в период нуждаемости престарелого в постороннем уходе.

При этом время ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постороннем уходе, засчитывается в стаж работы, необходимый для назначения пенсии, только одному из лиц, осуществлявшему уход и проживавшему совместно с лицом, за которым осуществлялся уход.

В соответствии с пунктом 65 Положения, время ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также престарелым, достигшим 80-летнего возраста, устанавливается на основании:

– акта обследования фактических обстоятельств осуществления ухода;

– документов, удостоверяющих нахождение на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), возраст (для престарелых и детей-инвалидов), и медицинского заключения лечебного учреждения о необходимости в постороннем уходе (для престарелых).

Акт обследования фактических обстоятельств осуществления ухода составляется отделом Пенсионного фонда на основании сведений, полученных от органа самоуправления граждан, и опроса лиц, за которыми осуществлялся уход, а также их соседей.

Согласно п. 26 Положения, при назначении пенсии в соответствии с пунктом “з” статьи 12 Закона, факт рождения ребенка устанавливается на основании свидетельства о рождении, а его воспитание до восьмилетнего возраста – на основании справки о составе членов семьи женщины, воспитавшей инвалида с детства в период с рождения ребенка и до достижения им восьмилетнего возраста, выданной органом самоуправления граждан по месту жительства заявителя.

Признание ребенка заявителя инвалидом с детства или ребенком-инвалидом до 8 лет удостоверяется медицинским заключением ВКК или справкой об инвалидности ВТЭК.

То есть для назначения пенсии с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет необходимо соблюдение следующих условий:
– достижение 50-летнего возраста;
– наличие ребенка-инвалида с детства и воспитание его до 8-летнего возраста;
– наличие не менее 20 лет стажа работы.

Отредактированно NiKKa (16-10-2012 14:13:23)

Вопрос-ответ: Какие льготы предусмотрены для инвалидов?

Имею ли я как инвалид право на получение материальной помощи, на бесплатное медицинское обслуживание и льготы по коммунальным платежам?

Я инвалид второй группы с 1979 года (бессрочная инвалидность) с пенсией 140400 сумов. Имею ли я право на получение материальной помощи, на бесплатное медицинское обслуживание и льготы по коммунальным платежам? К сожалению, данную информацию я не могу найти в свободном доступе. Заранее благодарю. Наташа

Согласно статье 26 Закона Республики Узбекистан «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан (новая редакция)» № 422-XII от 18.11.1991 года социальная помощь инвалидам оказывается в виде:

— денежных выплат (пенсии, пособия, единовременные выплаты);
— обеспечения техническими или иными средствами, включая автомобили, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру и сигнализаторы;
— услуг по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации и бытовому обслуживанию;
— транспортных услуг;
— обеспечения лекарственными средствами.

Статья 31 указанного закона предусматривает, что лекарственное обеспечение инвалидов, предоставление им технических или иных средств, а также оказание услуг по бытовому и транспортному обслуживанию осуществляются бесплатно или на льготных условиях в порядке, установленном законодательством.

Согласно статье 22 Закона Республики Узбекистан «Об охране здоровья граждан» № 265-I от 29.08.1996 года инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, на все виды реабилитации, обеспечение лекарствами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку.

Инвалиды имеют право на бесплатную медико-санитарную помощь в учреждениях государственной системы здравоохранения, труда и социальной защиты населения, уход на дому, а одинокие инвалиды, нуждающиеся в постороннем уходе, инвалиды с хроническими психическими заболеваниями — на содержание в учреждениях труда и социальной защиты населения.

Пунктом 4 Перечня льготных категорий лиц, которым предоставляются ежемесячные компенсационные денежные выплаты по оплате жилищно-коммунальных услуг (Приложение к Указу Президента Республики Узбекистан № УП-3596 от 13.04.2005 года) для инвалидов предусмотрена ежемесячная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 45% от минимального размера заработной платы.

В качестве дополнительной информации сообщаем, что согласно пункту 5 части второй статьи 180 Налогового кодекса Республики Узбекистан инвалиды с детства, а также инвалиды I и II групп освобождаются от налогообложения частично (по доходам в размере четырехкратной минимальной заработной платы за каждый месяц, в котором получены эти доходы). Данная льгота предоставляется на основании пенсионного удостоверения или справки врачебно-трудовой экспертной комиссии.

Данная льгота распространяется также на доходы физических лиц, полученные в виде процентов и дивидендов, а также на доходы, полученные от сдачи имущества в аренду. Если проценты и дивиденды начисляются по месту основной работы, то применение льготы производится по месту основной работы, если проценты и дивиденды начисляются не по месту основной работы, то льгота применяется при исчислении налога на доходы физических лиц на основании декларации о совокупном годовом доходе органами государственной налоговой службы по месту жительства физического лица. Аналогичный порядок применяется к доходам, полученным от сдачи имущества в аренду.

Читать еще:  Через какое время переводят единовременное пособие?

Кроме того, согласно пункту 6 части первой статьи 275 Налогового кодекса Республики Узбекистан имущество, находящееся в собственности инвалидов I и II групп, не облагается налогом на имущество физических лиц. Данная льгота предоставляется на основании пенсионного удостоверения или справки врачебно-трудовой экспертной комиссии и распространяется только на один объект имущества по выбору собственника. При этом данная льгота не применяется в отношении объектов налогообложения, используемых физическими лицами для предпринимательской деятельности, либо при сдаче их в аренду юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Наконец, согласно пункту 4 части первой статьи 290 Налогового кодекса Республики Узбекистан инвалиды I и II групп освобождены от земельного налога. Данная льгота предоставляется физическим лицам, зарегистрировавшим в органе, осуществляющем государственную регистрацию, права на земельные участки, предоставленные им для индивидуального жилищного строительства, ведения дехканского хозяйства. Эта льгота может быть предоставлена только на один земельный участок по выбору налогоплательщика.

И. Захаров,
Адвокат Адвокатской фирмы «Akhtamova and Partners»
(Лицензия № TN 000690 от 8 июня 2009 года)

Узбекистан: инвалидам здесь не место

Проектируя привлекательную городскую среду для иностранных инвесторов и туристов, руководство Узбекистана не учитывает потребности самых незащищенных слоев населения – инвалидов.

Share this

Читать еще!

Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку

За последний год Узбекистан (а особенно Ташкент) преобразился до неузнаваемости. Подтверждение тому – бесчисленные новостройки, сносы исторических памятников культуры, строительство деловых кварталов. Однако проектируя благоприятную атмосферу для подозреваемых в коррупционных схемах иностранных инвесторов и туристов, нынешнее руководство страны во главе с Шавкатом Мирзиеевым не учитывает потребности самых незащищенных слоев населения – инвалидов.

В стране по-прежнему практически отсутствуют пандусы, людям с ограниченными возможностями платят мизерное пособие, которого едва хватает, чтобы сводить концы с концами (среднее пособие – 500 тысяч сумов или 60 долларов). В довершение ко всему делами инвалидов занимаются чиновники, далекие от понимания реальных проблем – в силу отсутствия нужного образования, контакта с инвалидами и собственной привилегированности.

Необустроенность города для инвалидов – это полбеды. Отсутствие условий для нормального функционирования подразумевает больше проблем, и самая важная из них – это социализация инвалидов. Ведь существуют не только колясочники, но и незрячие, люди на костылях – их можно встретить на базаре или в автобусе – по официальной статистике (предоставленной oDR, но еще неопубликованной Государственным комитетом статистики) на 1 апреля 2018 года в республике Узбекистан проживало более 650 тысяч инвалидов.

Городское пространство Ташкента по-прежнему остается недоступным для людей с физическими недугами.

С 1991 года в Узбекистане действует закон о защите инвалидов, в котором говорится о том, что все здания и сооружения, культурные объекты, в том числе и государственные, должны быть приспособлены для передвижения инвалидов. С организаций, которые не создают условий для инвалидов по закону должен взиматься штраф. Однако городское пространство Ташкента по-прежнему остается недоступным для людей с физическими недугами. Встретить их на улице – большая редкость.

Недоступным остается для людей с ограниченными возможностями и рынок труда. Закон о социальной защищенности инвалидов был изменен в 2008 году. В статье 25 обновленного закона установлена 3%-ная квота трудоустроенности, то есть, на любом предприятии, где работают более 20 человек, должны быть устроены инвалиды – 3 процента от общего количества рабочих. В случае невыполнения данного закона должностные лица привлекаются к административной ответственности. Сбором штрафов занимается Центр занятости, но деньги уходят в Министерство финансов.

“Это называется “сегрегация””

Люди с ограниченными возможностями становятся невидимыми с самого детства: обучение детей с ограниченными возможностями из-за неразвитой инфраструктуры системы образования проводится отдельно. В Узбекистане созданы спецшколы для инвалидов – так называемые школы-интернаты. Обычные средние школы для передвижения на инвалидной коляске не приспособлены, и детей-инвалидов обучают как-будто в специальных казармах.

– Это называется “сегрегация”. А детских садов для инвалидов в помине не существует, – говорит Ойбек Исаков, председатель Ассоциации Инвалидов Узбекистана.

По словам Исакова, в Ташкенте 90% зданий лишены условий для полноценной жизни, в том числе, и для жизни инвалидов. Это серьезный недостаток внимания, который лежит на плечах не только контролирующих государственных структур, но и организаций инвалидов.

В Ташкенте 90% зданий лишены условий для полноценной жизни, в том числе, и для жизни инвалидов.

В ноябре 2018 года в Узбекистане был разработан проект закона “О правах инвалидов”, учитывающий широкий спектр потребностей людей с ограниченными возможностями. Это первый случай, когда гражданское общество в лице Ассоциации инвалидов Узбекистана разработало проект закона самостоятельно. Документ был согласован с рядом министерств и с генеральной прокуратурой страны, однако сейчас “застрял” в Кабинете Министров, и никто не знает его дальнейшую судьбу. До Олий Мажлиса (парламента) проект еще не дошел.

“Хромая” реализация

Сегодня для относительно свободного передвижения инвалидов в Ташкенте существуют пандусы. Однако, они есть не везде, и не соответствуют строительным нормам 1:10 – то есть, при метровой высоте пандуса, его длина должна составлять десять метров. При этом соблюдается удобный угол и доступность для самостоятельного подъема и спуска инвалидом-колясочником. Но таких пандусов в Узбекистане почти нет. А те, что есть, больше напоминают смертельный аттракцион: при спуске без посторонней помощи инвалид в коляске может развить большую скорость и нанести увечья не только себе, но и окружающим.

Новые проекты для улучшения жизни инвалидов на практике представляют собой только новые архитектурные и финансовые препятствия. 16 июля 2018 года исполняющий обязанности хокима (мэра) Ташкента Джахонгир Артыкходжаев (назначен на должность хокима 21 декабря 2018 года, основатель группы компаний Akfa; ранее – директор компании Artel Engineering, директор государственного унитарного предприятия Tashkent City) дал старт строительству 60 семиэтажных домов на четыре тысячи квартир для социально уязвимой категории населения на юго-западе Ташкента, в махалле (небольшом квартале) Чоштепа Сергелийского района. Звучит красиво, но парадокс – эти дома не обустроены пандусами, коляска в лифт не помещается, а туалеты и ванные комнаты – узкие. Данный проект был утвержден Главным Архитектурным Управлением города Ташкента и городским Обществом инвалидов.

По словам Ойбека Исакова, председатель городского Общества инвалидов Феруза Вафикова самостоятельно подписывает проекты строительства зданий, никак не руководствуясь представлениями о специфике использования зданий людьми с ограниченными возможностями. Исаков предлагает Обществу Инвалидов согласовывать проекты зданий с Ассоциацией инвалидов, чтобы город стал более доступным.

Быть одиноким инвалидом в Узбекистане – страшно

Инвалид второй группы (производственная травма, закончившаяся ампутацией ноги) из Ташкентской области Абдумумин Шукуров жалуется на острую нехватку пособия для проживания. 55-летний мужчина получает 550 тысяч сумов (65 долларов) в месяц, из которых 500 тысяч тратятся только на коммунальные услуги. “Как мне прожить на 50 тысяч сумов? Кто это устанавливает? Пожил бы он на мою пенсию, а я на его зарплату” – задается справедливыми вопросами инвалид.

Статья 39 Конституции РУз гласит, что “Все пенсии, пособия должны быть не ниже официального прожиточного минимума”. Но за 27 лет существования страны официальный прожиточный минимум так и не установлен – это еще одна удобная лазейка в законе, которой государство умело пользуется не в пользу и без того обделенных людей. А неофициальный прожиточный минимум в месяц составляет два миллиона сумов (240 долларов), чтобы человек смог прокормить себя и своих двух-трех несовершеннолетних детей, если они у него есть.

По словам Абдумумина, к нему пять раз в год приходят представители местного органа самоуправления (махаллинский комитет) и городской администрации (хокимиат), спрашивают о нуждах, проблемах, но на этом помощь заканчивается.

Протезы, выделяемые государством для инвалидов, собираются из старых запчастей.

Протезы, выделяемые государством для инвалидов, собираются из старых запчастей. Абдумумин жалуется, что на таких протезах невозможно ходить. “Я себе уже лет 10 костыли сам делаю, мне такая помощь не нужна, лучше бы деньгами дали… и еще сэкономили бы!” – поделился Абдумумин.

Ранее реабилитационные технические средства для инвалидов не облагались налогами, но с 2019 года детали для совместного узбекско-датского предприятия Eurohearing, единственного в стране по производству слуховых аппаратов, завозят из-за границы вместе с налогом на добавленную стоимость. Это означает повышение цен на слуховые аппараты минимум на 20%. Следовательно, дешевле не производить детали, а завозить некачественную китайскую продукцию. В худшем случае завод просто закроют – цены на продукцию поднимутся, а наличие альтернативной китайской продукции снизят продажи.

Год активных инвестиций и социального убийства

Татьяна Довлатова, правозащитница из Ташкента, в течение 15 лет ухаживает за своим братом, инвалидом первой группы (паралич левой стороны тела после инсульта). По словам правозащитницы, “чтобы получить степень инвалидности, нужно иметь недюжинное здоровье”.

– Пособие брата равно 520 тысячам сумов (62 доллара) в месяц – меня вообще поражает эта сумма. На одни памперсы уходит около 400 тысяч сумов в месяц. Неужели нельзя включить в перечень необходимых бесплатных средств подгузники? У нас в Узбекистане что, нет инвалидов, которые ходят под себя? – возмущается Татьяна.

“Чтобы получить степень инвалидности, нужно иметь недюжинное здоровье”.

На информационном портале Norma.uz опубликована подробная инструкция о получении статуса инвалида. Чтобы получить статус инвалида, человеку нужно собрать около 15 справок от всех членов его семьи, и в процессе, который в лучшем случае занимает полгода.

Читать еще:  Увольнение о наличие судимости

Татьяна рассказывает, что просто собрать справки и получить степень инвалидности – невозможно. Первичный диагноз о нетрудоспособности ставят в поликлинике. После этого инвалида направляют во ВТЭК (врачебно-трудовая экспертиза), который, в свою очередь, перенаправляет человека в больницу, чтобы врачи подтвердили диагноз из поликлиники. В больнице нужно за свой счет пролежать минимум 2 месяца – выходит больше миллиона сумов (125 долларов). Потом комиссия ВТЭК-а должна подтвердить диагноз поликлиники, который утвердила больница. Три инстанции на одну болезнь – за это время человек может просто умереть.

При этом прохождение всех инстанций не дает гарантии, что инвалид получит свою степень и сможет претендовать на выплату. Неофициальная статистика, основанная на наблюдениях Ойбека Исакова показывает, что в 70 процентов случаев инвалидам либо отказывают, либо дают временную группу, которую снимут через год. А инвалидам с 1 и 2 группой пишут – нетрудоспособен. Татьяна считает это прямым издевательством над инвалидами.

– Почему мою пенсию (450 тысяч сумов или 56 долларов) должны приплюсовывать к инвалидности брата? Он сам себя должен прокормить. Вы оказываете помощь инвалиду или мне? У парализованного человека есть льгота – проезд в общественном транспорте бесплатный. Он за 15 лет ни разу не проехал в автобусе. Наше государство наварилось на инвалидах! – не сдерживает эмоций правозащитница.

А с 2010 года и вовсе была отменена пенсия для инвалидов третьей группы (социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья, требующая социальной защиты или помощи), поскольку ВТЭК посчитал их людьми, способными прокормить себя самостоятельно. Ойбек Исаков считает это противоречием Конституции и нарушением Конвенции о правах инвалидов. Люди с третьей группой инвалидности считаются способными к самообслуживанию и работе, но работодатели предпочтут инвалиду полноценного, здорового человека.

Особенно уязвимы одинокие инвалиды, за которыми никто не ухаживает.

По мнению Довлатовой, официальная статистика по количеству инвалидов занижена в разы, потому что врачи приходят, но не торопятся оформлять инвалидность. Особенно уязвимы одинокие инвалиды, за которыми никто не ухаживает. О них не знают, и они умирают. Абсолютно не продумана система выдачи лекарств, а в поликлиниках – бесконечные очереди.

2019 год в Узбекистане назван годом “активных инвестиций и социального развития”. Президент Шавкат Мирзиеев неоднократно говорил о повышении уровня жизни, развитии социальной сферы. Однако на конец февраля 2019 года в стране наблюдаются только новостройки и бизнес-центры. Без сомнений, президент Мирзиеев нацелен на улучшение экономики, которое, по словам главы государства, даст толчок к развитию других сфер и регионов страны, привлечет новые технологии и иностранных инвесторов. Каким пунктом в списке властей стоит развитие социальной сферы – неизвестно, но до принятия конкретных мер Узбекистан больше напоминает карцер для инвалидов.

Перечень заболеваний, при которых группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования (Приложение N 6 к Постановлению КМ РУз от 08.08.2008 г. N 175)

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

от 08.08.2008 г. N 175

заболеваний, при которых группа инвалидности

устанавливается без указания срока

I. ЗАБОЛЕВАНИЯ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ

1. Гипертоническая болезнь III стадии (с органическими изменениями со стороны центральной нервной системы, глазного дна, мышцы сердца, почек).

2. Сердечная (коронарная) недостаточность, резко выраженная у лиц, перенесших инфаркт миокарда, со значительными изменениями сердечной мышцы и нарушением кровообращения III степени.

3. Пороки сердца (сужение левого атриовентрикулярного отверстия, пороки аортальных клапанов, комбинированные пороки) при наличии стойких нарушений кровообращения III степени.

4. Хронические заболевания легких, сопровождающиеся стойкой дыхательной недостаточностью III степени и сердечной недостаточностью.

5. Хронический нефрит при наличии стойких выраженных явлений почечной недостаточности (отеки, изостенурия, повышение артериального давления, изменения глазного дна, повышение остаточного азота крови).

6. Цирроз печени с нарушением портального кровообращения (асцит).

7. Сахарный диабет – тяжелая форма при ацетонурии и склонности к коматозным состояниям. Болезнь Иценко-Кушенга (АКТГ зависимый)

Примечание . При заболеваниях, перечисленных в вышеуказанных пунктах, установление группы инвалидности без переосвидетельствования допускается после наблюдения врачебно-трудовой экспертной комиссией (далее – ВТЭК) за инвалидом в течение двух лет (период с легкими функциональными изменениями не учитывается). Период давности считается с момента установления данной функциональной недостаточности.

II. НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

1. Атеросклероз сосудов головного мозга III стадии при наличии выраженных нарушений памяти и психики.

2. Последствия травматического повреждения головного мозга с наличием обширного костного дефекта или инородного тела в веществе мозга.

3. Неоперабельные новообразования головного мозга с выраженными функциональными нарушениями, с прогрессированием и неоперабельные новообразования спинного мозга.

4.1. в степени имбецильности;

4.2. в степени идиотии.

6. Детский церебральный паралич, тяжелые последствия наследственно-дегенеративных заболеваний, сосудистые заболевания, последствия травм головного и спинного мозга со сроком давности более двух лет, имеющие стойкие остаточные явления в виде грубого гемисиндрома, тотальной или смешанной афазии и с выраженными нарушениями двигательных, сенсорных и высших корковых функций (апраксия, агнозия, деменсия).

7. Хронические прогрессирующие заболевания центральной нервной системы в стадии резко выраженных двигательных, подкорковых, мозжечковых и статодинамических нарушений.

Примечание . При заболеваниях, указанных в пунктах 1 , 3 и 4.2 , без переосвидетельствования устанавливается первая группа инвалидности. При заболеваниях, указанных в пункте 4.1 , без переосвидетельствования устанавливается вторая группа инвалидности. Период давности считается с момента установления данной функциональной недостаточности.

III. ХИРУРГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

И АНАТОМИЧЕСКИЕ ДЕФЕКТЫ

1. Состояние после удаления части органа или одного из парных органов: отсутствие гортани после ее оперативного удаления, пульмонэктомия, нефрэктомия, после оперативного удаления части пищевода, тотальной резекции желудка, после резекции 1/2 и более части тонкого кишечника, гемиколэктомия толстого кишечника, тотальная экстирпация прямой кишки (при наличии выраженного нарушения функции органов и систем).

2. Дефекты и деформации верхней конечности: культи плеча, культи предплечья, отсутствие кисти; ложный сустав плеча или обеих костей предплечья; резко выраженная контрактура или анкилоз локтевого сустава в функционально невыгодном положении – под углом менее 60 градусов или более 150 градусов или при фиксации предплечья в положении крайней пронации или крайней супинации; болтающийся плечевой или локтевой сустав после резекции; отсутствие всех фаланг четырех пальцев кисти, исключая первого; трех пальцев кисти, включая первого; анкилоз или резко выраженная контрактура этих же пальцев в функционально невыгодном положении; отсутствие первого и второго пальцев или трех пальцев обеих кистей.

3. Дефекты и деформации нижней конечности: культи бедра или голени на различных уровнях; культи стопы после костно-пластической ампутации (типа Пирогова); порочная культя на уровне сустава Лисфранка; резко выраженная контрактура или анкилоз голеностопного сустава с порочным положением стопы и значительным нарушением функций ходьбы и стояния; ложный сустав бедра или обеих костей голени; болтающийся коленный или тазобедренный сустав после резекции; резко выраженная контрактура или анкилоз тазобедренного сустава; анкилоз коленного сустава в функционально невыгодном положении под углом менее 180 градусов или при укорочении конечности более чем на 7 см после резекции сустава.

4. Инородные тела в сердечной мышце или сердечной сумке.

5. Неустранимые, несмотря на лечение, свищи: каловые, мочевые, порождающие нечистоплотность.

6. Дефекты челюсти или твердого неба, если протезирование не обеспечивает жевания.

7. Деформация грудной клетки в связи с последствиями перенесенного оперативного вмешательства – резекция пяти и более ребер при наличии дыхательной недостаточности.

8. Злокачественные инкурабельные новообразования при наличии метастазов и (или) рецидивов злокачественной опухоли IV стадии.

9. Заболевания позвоночника, осложненные ограничением движения и нарушением функций тазовых органов.

Примечание. При заболеваниях, указанных в пунктах 4 , 6 , 7 и 9 , без переосвидетельствования устанавливается только третья группа инвалидности, после наблюдения ВТЭК за инвалидом в течение двух лет. При более тяжелых формах поражения и при комбинированных (множественных) поражениях группа инвалидности (первая, вторая) устанавливается на общих основаниях. При заболеваниях, указанных в пункте 8 , устанавливается первая или вторая группа инвалидности после наблюдения ВТЭК за инвалидом в течение двух лет.

IV. ЗАБОЛЕВАНИЯ УХА, ГОРЛА И НОСА

1. Глухонемота и глухота с детства.

V. ПОРАЖЕНИЯ И ЗАБОЛЕВАНИЯ ГЛАЗ

1. Полная слепота на оба глаза, снижение остроты зрения на оба глаза и в лучше видящем глазу до 0,03 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения обоих глаз до 10 градусов в результате стойких и необратимых изменений.

2. Полная слепота на один глаз, снижение остроты зрения на один глаз до 0,02 при невозможности коррегирования или сужение поля зрения до 5 градусов.

Если группа инвалидности, установленная согласно настоящему Перечню, без указания срока переосвидетельствования, повышается в связи с присоединившимся другим заболеванием, то переосвидетельствование назначается на срок, определенный Положением о порядке освидетельствования граждан и установления инвалидности во ВТЭК.

VI. ГРУППА ИНВАЛИДНОСТИ

1. инвалидам – мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет;

2. инвалидам, которым в течение последних 5 лет и более устанавливалась I или II группа инвалидности и в течение 5 лет имели место полноценная диспансеризация в ЛПУ, выполнение программ реабилитации, а также при бесперспективности всех видов реабилитации, необратимых анатомо-функциональных нарушениях или прогрессировании заболеваний.

При невыполнении хотя бы одного из указанных требований, включая отказ больного от реабилитации, лечения или операции, обучения, группа инвалидности бессрочно не определяется;

3. Инвалидам III группы, у которых в течение последних 7 лет группа инвалидности не изменялась, и в течение указанного периода имела место полноценная диспансеризация в лечебно-профилактическом учреждении, выполнены все пункты индивидуальной программы реабилитации и в случаях бесперспективности проведения всех видов дальнейших реабилитационных мероприятий.

При невыполнении хотя бы одного из указанных требований группа инвалидности бессрочно не определяется.

“Собрание законодательства Республики Узбекистан”,

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector