Ликвидация АНО, промежуточный ликвидационный баланс
Prokurors.ru

Юридический портал

Ликвидация АНО, промежуточный ликвидационный баланс

Ликвидация АНО, промежуточный ликвидационный баланс

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Каков порядок ликвидации некоммерческой организации – фонда? Какова процедура, сроки и место проведения, а также необходимые документы?

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация (далее – НКО) может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами. Условно в процедуре ликвидации фонда выделить следующие этапы.

1. Принятие решения о ликвидации

В силу прямого указания закона (п. 2 ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона N 7-ФЗ) решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:
– если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
– если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
– в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
– в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Рассмотрение дел о ликвидации фондов подведомственно судам общей юрисдикции (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 N 11, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64). Заявление о ликвидации фонда подается в районный суд по месту нахождения организации. При этом с заявлением вправе обратиться не только уполномоченные органы или его должностные лица, но и иные заинтересованные лица, в частности учредители фонда (смотрите также Апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2017 N 33-3711/17)*(1).
По общему правилу гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд (ст. 154 ГПК РФ).
Суд, принимая решение о ликвидации фонда, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами фонда.

2. Уведомление о начале процедуры ликвидации

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 рабочих дней после даты его принятия обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее – регистрирующий орган), для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
С учетом норм п.п. 1 и 2 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации фонда принимается органом власти, уполномоченным в сфере регистрации НКО, то есть Министерством юстиции РФ (подп. 1 п. 1 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 “Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации”).
В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон N 129-ФЗ), приказа Минюста России от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее – Приказ N ММВ-7-6/25@), утвердившим формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, в течение 3 рабочих дней после даты вступления в законную силу решения суда о ликвидации фонда руководителю ликвидационной комиссии (ликвидатору) надлежит представить в соответствующее территориальное управление Министерства юстиции РФ (далее – Территориальное управление) следующие документы:
– уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@;
– решение суда о ликвидации фонда и формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) фонда;
– протокол заседания руководящего органа фонда, на котором принято решение по вопросу о ликвидации фонда.
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Поскольку к моменту направления в Территориальное управление уведомления ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. “г” п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса “База данных “Вопрос-Ответ” и направленных письмом ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее – Правовые позиции)).
Территориальным управлением принимается решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и сведений о назначении ликвидатора НКО. При этом общий срок принятия решения – 17 рабочих дней, а направление документов в регистрирующий орган (ФНС России) осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ названной записи (п.п. 22 и 23 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 (далее – Административный регламент)).
Обращаем внимание, что с 01.01.2015 законодательство не предусматривает необходимости уведомлять о принятом решении о ликвидации органы контроля за уплатой страховых взносов (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования” утратила силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ). Также в настоящее время налоговое законодательство не обязывает организацию сообщать о принятом решении о ликвидации в налоговый орган по месту учета (смотрите письмо ФНС России от 21.10.2013 N СА-3-14/3892@).

3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале “Вестник государственной регистрации” – смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации фонда (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями фонда (п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. В данном случае такое уведомление надлежит представить в Территориальное управление*(2).
В п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак V, указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Правовых позиций).
Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии какой-либо деятельности и представлении “нулевой” отчетности, при отсутствии задолженности перед кредиторами НКО должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у НКО отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале “Вестник государственной регистрации” будет опубликовано сообщение о ликвидации фонда.

4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается учредителями фонда (п. 5 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Безусловно, при отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у фонда отсутствует. Поэтому мы полагаем, что при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и “итоговый”) могут быть составлены и утверждены одновременно.
Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования “промежуточный ликвидационный баланс” и “ликвидационный баланс” (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении (п. 14.2.05.49 Правовых позиций).
Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица – п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@)).

Читать еще:  Как узнать есть ли штраф за курение

5. Государственная регистрация ликвидации фонда

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией фонда в Территориальное управление в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
– заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N P16001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
– ликвидационный баланс;
– документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
– документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений” (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
При заполнении заявления формы N P16001 необходимо учитывать положения раздела X Требований.
Кроме того, рекомендуем дополнительно представить протокол (решение) об утверждении ликвидационного баланса и копию публикации в Вестнике государственной регистрации.
В силу п. 22 Административного регламента срок предоставления государственной услуги при государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.
Ликвидация фонда считается завершенной, а сам фонд – прекратившим свою деятельность, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите: Примерная форма заявления заинтересованного лица о ликвидации фонда в суд общей юрисдикции (подготовлено экспертами компании “Гарант”).
*(2) В связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган должна быть представлена только форма N Р15001 “Уведомление о ликвидации юридического лица” с соответствующей отметкой (п. 14.2.05.70 Правовых позиций). Предоставлять сам промежуточный ликвидационный баланс законодательство не требует. Однако нельзя исключать, что представители Минюста РФ будут придерживаться иной позиции. Официальных разъяснений данного ведомства по указанному вопросу нам обнаружить не удалось. Во избежание претензий со стороны Территориального управления целесообразно приложить к уведомлению промежуточный ликвидационный баланс и копию протокола, содержащего решение о его утверждении.

Промежуточный баланс при ликвидации ООО

Закрытие организации – процедура сложная и включает в себя сразу несколько обязательных этапов. Одним из них является составление промежуточного ликвидационного баланса. Без него закрыть предприятия в установленном законом порядке не получится.

Что такое промежуточный баланс

По своей сути промежуточный баланс – это своего рода отчет о финансовом состоянии закрывающегося предприятия, который составляется на тот момент, когда срок по предъявлению кредиторами требований о погашении задолженностей подошел к концу.

Иными словами, после составления и сдачи промежуточного баланса, контрагенты не могут предъявить претензии к организации на взыскание долговых обязательств, за исключением тех случаев, когда это происходит в судебном порядке.

Промежуточный баланс показывает все требования, которые предъявлялись к организации по части долгов в период процесса закрытия предприятия, а также отражает операции по их удовлетворению. Кроме того, в нем содержатся сведения об имущественных активах компании, которые позволяют сделать вывод о платежеспособности ООО для погашения оставшихся долговых обязательств.

Грамотное составление промежуточного баланса играет крайне большую роль. Оно позволяет оценить собственникам организации реальное положение финансовых дел, а также продумать методы реализации оставшегося имущества, если возникнет таковая потребность.

Кому нужен промежуточный баланс

Промежуточный ликвидационный баланс необходим всем юридическим лицам в период их закрытия, причем неважно, по какой причине: в добровольном ли порядке или в результате банкротства предприятия. Составляться он может как по инициативе собственников компании, так и по решению других заинтересованных сторон в судебном порядке (к примеру, налоговых органов, кредиторов и т.д.)

Сколько раз нужно составлять промежуточный баланс

В подавляющем большинстве случаев, промежуточный баланс составляется единожды и является одновременно окончательным ликвидационным, но иногда приходится делать его несколько раз. Например, в таких ситуациях, когда:

  • выездная налоговая проверка обнаруживает в документации фирмы несоответствие некоторых сведений фактическому положению дел;
  • ликвидация по каким-либо причинам затягивается и проходит дольше полагающегося по закону срока;
  • кредиторы предъявляют должнику свои финансовые претензии после утверждения промежуточного баланса. Но это возможно только тогда, когда эти претензии признаны либо арбитражным судом, либо ликвидационной комиссией.

Кто должен заниматься составлением промежуточного баланса

Как правило, в организациях этим занимаются:

  • сотрудники бухгалтерских, финансовых и экономических отделов;
  • непосредственно руководитель предприятия при наличии необходимых навыков;
  • ликвидатор;
  • иные уполномоченные лица.

Если промежуточный ликвидационный баланс составляется в процессе процедуры банкротства юридического лица, то он обязательно должен быть утвержден конкурсным управляющим. В случаях обычного закрытия предприятия утверждать его должна ликвидационная комиссия.

После того, как промежуточный баланс будет составлен и утвержден, то есть все активы и пассивы закрывающегося предприятия учтены, необходимо окончательно погасить имеющиеся долговые обязательства. Затем, то имущество и финансы, которые останутся у компании могут спокойно распределяться между учредителями юридического лица, сообразно их долевому участию либо иным способом, прописанном в законодательстве или Уставе организации.

Как составлять промежуточный баланс: основные моменты

Ликвидационный промежуточный баланс выглядит в виде специальной таблицы, в ячейках которой отображаются активы и пассивы, а также точные суммы денежных средств и счета, на которых они содержатся.

Составлять промежуточный баланс можно как в электронном, так и в бумажном виде.

Если говорить тезисно, то промежуточный баланс должен обязательно включать в себя следующие подробные сведения:

  • об активах и пассивах компании;
  • о ее имуществе;
  • о текущих кредиторских долгах;
  • о существующих дебиторских долгах.

По финансовой части существует перечень пунктов, которые должны также обязательно присутствовать в промежуточном балансе:

  • данные об уставном капитале – на момент закрытия он должен быть ровно таким, каким был указан в уставе юридического лица во время его постановки на государственный учет;
  • информацию о займах и кредитах. Здесь должны быть указаны все кредиторы предъявившие свои финансовые претензии в течение двухмесячного срока с момента объявления о закрытии предприятия. Напротив каждого из них необходимо написать о том, какое решение принято по данному долгу, в частности, погашен он или кредитору отказано в его возмещении;
  • все о заработной плате, в том числе премиях, компенсациях за отпуск, различных пособиях и материальной помощи, выплачиваемых сотрудникам;
  • доходы. Здесь должна содержаться информация обо всех доходах, в том числе тех деньгах, на которые кредиторы не предъявили свои требования;
  • внеоборотные средства и убытки.

Пример составленного промежуточного ликвидационного баланса показан ниже:

Кроме того, в промежуточный баланс должны быть включены находящиеся в собственности предприятия сооружения и здания, транспортная техника и спецтехника, оборудование, объекты незавершенного строительства, а также другие имущественные материальные активы.

Передача промежуточного баланса в налоговую инстанцию

Сначала следует сказать о том, что данный вид баланса нужно подавать налоговикам не позднее трех дней с момента его утверждения. Перед тем как сдавать ликвидационный промежуточный баланс в налоговую службу, необходимо подготовить и приложить к нему несколько документов:

  • акт по оценке имущества юридического лица;
  • копию публикации в СМИ о закрытии предприятии;
  • протокол собрания учредителей;
  • уведомление об утверждение промежуточного баланса либо ликвидационной комиссией, либо конкурсным управляющим.

Хорошо, если промежуточный баланс будет сопровожден пояснительной запиской, которую можно написать в свободной форме с подробными комментариями по наиболее сложным пунктам.

По итогам изучения промежуточного баланса специалисты налоговой службы могут принять решение о проведении выездной проверки. На этой случай нужно обязательно подготовить учредительные документы и их копии, первичную бухгалтерскую документацию, все налоговые декларации за последние несколько отчетных периодов, а также производственные приказы и иные кадровые документы.

Читать еще:  Обмен прав до окончания их срока действия

Если баланс имеет нулевые показатели, то, скорее всего никакой налоговой проверки не последует.

Подводя итог, можно сказать, что промежуточный ликвидационный баланс является важнейшим механизмом контроля за финансовым состоянием закрывающейся организации на завершающем этапе ее деятельности. Также он позволяет оценить величину задолженности предприятия перед различными кредиторами и его платежеспособность. В зависимости от выводов, которые следуют из данных, приведенных в промежуточном балансе, предприятие может либо переходить к последней стадии закрытия, либо начать реализацию имущества через открытые торги для погашения всех оставшихся долговых обязательств.

Порядок ликвидации некоммерческих организаций

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), названным Федеральным законом и другими федеральными законами.

Порядок ликвидации некоммерческой организации регламентируется статьями 61 – 65 ГК РФ, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее Федеральный закон № 129-ФЗ), Федеральным законом № 7-ФЗ, иными законами об отдельных организационно-правовых формах некоммерческих организаций, а также в случаях определенных соответствующими законами – учредительными документами некоммерческих организаций.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ликвидация некоммерческой организации состоит из следующих этапов:

принятие решения о ликвидации некоммерческой организации;

формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора;

публикация сообщения о ликвидации в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица;

уведомление кредиторов некоммерческой организации о ликвидации некоммерческой организации;

составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;

осуществление расчетов с кредиторами;

составление ликвидационного баланса;

государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.

Согласно нормам ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

по решению суда. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации. Указанные уведомления могут быть представлены некоммерческой организацией как одновременно, так и последовательно.

В трехдневный срок уведомления о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации, формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) некоммерческой организации с приложением соответствующего решения представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган.

На территории Вологодской области указанные документы представляются в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Вологодской области (далее – Управление).

В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 7-ФЗ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.

В целях обеспечения размещения юридическими лицами сведений, обязательных для публикации в силу закона, Федеральной налоговой службой учреждено средство массовой информации – журнал “Вестник государственной регистрации”.

По окончанию срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса учредителями (участниками) некоммерческой организации либо органом, принявшими решение о ликвидации некоммерческой организации, в Управление представляется уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, с приложением промежуточного ликвидационного баланса.

Статьей 21 Федерального закона № 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией:

подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором заявителем подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации некоммерческой организации, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами (муниципальными органами) в установленных федеральным законом случаях;

документ об уплате государственной пошлины;

документ, подтверждающий представление соответствующих сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Кроме того, некоммерческая организация одновременно с документами для государственной регистрации в связи с ликвидацией представляет подтверждение публикации сообщения о ликвидации в органах печати.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за государственную регистрацию ликвидации юридического лица взимается государственная пошлина 800 рублей, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства.

В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ заявителем при ликвидации юридического лица является конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).

Максимальный срок государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией составляет десять рабочих дней.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация – прекратившей свое существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Формы уведомления (Р15001) и заявления (Р16001) представляемых в Управление для государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ликвидацией, утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 года № MMВ-7-6/25@ “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств”.

Подпись заявителя на уведомлении и заявлении должна быть засвидетельствована нотариально.

Промежуточный ликвидационный баланс в 2020 году

Что это такое

Ликвидационный баланс – это бухгалтерский баланс, который составляется в процессе ликвидации ООО с целью определения фактического имущественного состояния дел ликвидируемого предприятия.

Ликвидационный баланс бывает промежуточным и окончательным.

Промежуточный ликвидационный баланс оформляется по истечении 2-х месяцев со дня публикации в «Вестнике государственной регистрации» извещения о ликвидации (если только ликвидационной комиссией не был установлен больший срок для предъявления требований со стороны кредиторов).

Предварительная подготовка данных и само составление промежуточного баланса из-за его определенной специфики обычно ложатся на плечи работников бухгалтерии. Хотя формально по закону эту процедуру должна выполнять ликвидационная комиссия.

Форма (бланк) промежуточного ликвидационного баланса

На 2020 год установленной формы промежуточного ликвидационного баланса для коммерческих организаций не установлено (кроме банков и бюджетных учреждений). Поэтому её необходимо разработать самостоятельно.

За основу обычно берут рекомендованную в таких случаях форму №1 «Бухгалтерский баланс».

Разработанный бланк промежуточного ликвидационного баланса вы можете бесплатно скачать по этой ссылке.

Порядок составления промежуточного ликвидационного баланса

Помимо финансовых показателей промежуточный ликвидационный баланс обязательно должен содержать:

1. Сведения о составе имущества организации

В промежуточный ликвидационный баланс необходимо включить (при наличии) данные об имуществе:

  1. Перечень машин, оборудования и других основных средств с указанием:
    • инвентарного номера объекта;
    • наименования объекта и его местонахождения;
    • марки;
    • года ввода в эксплуатацию;
    • фактического износа;
    • их остаточной стоимости.
  2. Перечень зданий и сооружений с указанием:
    • инвентарного номера объекта;
    • наименования объекта и его местонахождения;
    • года ввода в эксплуатацию;
    • фактического износа;
    • их остаточной стоимости.
  3. Перечень объектов незавершенного капитального строительства и не установленного оборудования с указанием:
    • наименования объекта и его местонахождения;
    • года начала строительства;
    • фактически выполненного объема;
    • их балансовой стоимости.
  4. Перечень долгосрочных финансовых вложений с указанием:
    • наименований долгосрочных финансовых вложений;
    • их стоимости по активу баланса.
  5. Перечень нематериальных активов с указанием:
    • наименований нематериальных активов;
    • их стоимости по активу баланса.
  6. Перечень запасов, затрат, денежных средств и других финансовых запасов, затрат, денежных средств и других финансовых активов с указанием:
    • производственных запасов;
    • животных на выращивании и откорме;
    • незавершенного производства;
    • расходов будущих периодов;
    • готовой продукции;
    • товаров;
    • НДС по приобретенным ценностям;
    • прочих запасов и затрат;
    • денежных средств;
    • расчетов;
    • прочих активов (в том числе указываются отгруженные товары).
  7. Расчеты с дебиторами:
    • за товары, работы и услуги;
    • по векселям полученным;
    • с дочерними организациями;
    • с бюджетом;
    • с персоналом;
    • по прочим операциям;
    • с прочими дебиторами.
  8. Авансы, выданные поставщиками и подрядчиками.
  9. Краткосрочные финансовые вложения.
  10. Денежные средства:
    • касса;
    • расчетные счета;
    • валютные счета.

2. Перечень требований, предъявленных кредиторами и результаты их рассмотрения

При заполнении перечня требований, предъявленных кредиторами указывается:

  • наименование кредитора (в порядке очередности);
  • сумма задолженности;
  • решение об удовлетворении.

В отдельной графе необходимо отразить результаты рассмотрения требований кредиторов ликвидационной комиссией.

Примечание, вышеперечисленную информацию можно включить непосредственно в сам баланс, а можно оформить в виде приложения (скачать образец) составленного в произвольной форме (акт, протокол и т.д.).

При составлении промежуточного ликвидационного баланса обычно используются данные последнего бухгалтерского баланса, оформленного до принятия решения о ликвидации.

Промежуточный ликвидационный баланс может составляться неоднократно.

После составления промежуточного ликвидационного баланса

После того как промежуточный ликвидационный баланс составлен, его должны утвердить лица принявшие решение о ликвидации. Для этого им требуется оформить протокол (решение) об утверждении или проставить соответствующие отметки прямо на балансе.

Как только промежуточный баланс будет утвержден, в налоговую инспекцию необходимо предоставить:

  • нотариально заверенное уведомление по форме Р15001;
  • промежуточный ликвидационный баланс.

Помимо этого во многих ФНС дополнительно могут потребовать:

  • протокол (решение) об утверждении промежуточного ликвидационного баланса;
  • документы, подтверждающие публикацию в «Вестнике».

Образец заполнения промежуточного ликвидационного баланса

Ниже представлен пример заполнения промежуточного ликвидационного баланса:

Читать еще:  Кто должен восстанавливать машину?

Ликвидационный баланс – пример нулевого баланса по новой форме

Этапы процедуры ликвидации

Для получения ответа на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» разберем несколько моментов, связанных с процедурой ликвидации предприятия.

В ст. 61–64 ГК РФ выделены этапы, которые должна пройти компания при ликвидации:

  1. Вынесение органом управления или единоличным собственником решения о закрытии предприятия.
  2. Информирование налоговой инспекции о вынесенном решении для изменения данных в ЕГРЮЛ.
  3. Утверждение специальной комиссии по ликвидации.
  4. Публичное сообщение о прекращении деятельности, например, через СМИ, на интернет-ресурсах.
  5. Проведение инвентаризации имущества и обязательств, принятие мер по истребованию дебиторской задолженности и извещение кредиторов о ликвидации юридического лица.
  6. Составление промежуточного ликвидационного бухгалтерского баланса.
  7. Окончательный расчет с кредиторами.
  8. Составление окончательного (итогового) ликвидационного баланса
  9. Распределение имущества юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, его учредителям (участникам).
  10. Государственная регистрация результатов закрытия компании.

Итак, в процессе ликвидации может быть составлено несколько ликвидационных балансов: промежуточные и окончательный. При этом они не должны быть одинаковыми.

Подробнее о процедуре ликвидации читайте в статье «Порядок закрытия ООО – пошаговая инструкция».

Промежуточный ликвидационный баланс

Составляется промежуточный ликвидационный баланс ликвидационной комиссией только после окончания срока предъявления требований кредиторами (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать информацию:

  • об имуществе ликвидируемой организации (на основании результатов инвентаризации);
  • перечне требований, предъявленных кредиторами, и результатах их рассмотрения;
  • перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Данные об имуществе должны быть подтверждены материалами инвентаризации (п. 27 ПБУ о бухучете и бухотчетности, утвержденное приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Как правило, перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения ликвидационной комиссией приводятся в приложении к балансу, полученный документ пронумеровывается, прошивается и скрепляется печатью на обороте. Таким образом, исходя из требований к промежуточному ликвидационному балансу, можно утверждать, что нулевым он быть никак не может.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждают учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации. В некоторых случаях промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Такой порядок предусмотрен п. 2. ст. 63 ГК РФ. Обратите, внимание, что не стоит утверждать промежуточный ликвидационный баланс, если имеет место хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • суд принял к производству исковое заявление кредитора к ликвидируемому обществу, и решение по этому делу (иной судебный акт, завершающий производство по делу) еще не вступило в законную силу;
  • в отношении ликвидируемого общества проводят выездную налоговую проверку, и итоговый документ по ней еще не вступил в силу.

Закон прямо не запрещает утвердить промежуточный ликвидационный баланс в каждом из таких случаев. Однако при наличии хотя бы одного из них подать уведомление в налоговый орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса нельзя (подп. «б», «в» п. 4 ст. 20 закона «О государственной регистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

Несмотря на то, что в законе № 129-ФЗ нет прямого указания на обязанность сдавать промежуточный ликвидационный баланс в регистрирующий орган, сдать его необходимо, так как без промежуточного баланса окажется невозможной проверка достоверности ликвидационного баланса. А достоверность ликвидационного баланса является необходимым условием регистрации ликвидации организации.

Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет

После того, как все расчеты с кредиторами завершены, составляется уже ликвидационный баланс, который также должен быть утвержден учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 6 ст. 63 ГК РФ). И здесь опять встает вопрос: «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет»? Ответ на этот вопрос неоднозначный. Дело в том, что на настоящий момент не выработано единого методологического подхода, закрепленного в НПА, к порядку составления показателей окончательного ликвидационного баланса. Кроме того, ст. 63 ГК РФ не устанавливает первоочередности составления ликвидационного баланса перед распределением имущества между собственниками. В ней говорится только о том, что оба эти действия должны произойти после погашения кредиторки. Также затрудняет ответ на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» то обстоятельство, что законодательно не урегулирован вопрос о правомочности ликвидационной комиссии самостоятельно принимать решение о распределении имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, между участниками (учредителями).

В принципе правомочны обе позиции: и что он должен быть нулевым, и что может иметь показатели (кроме кредиторки).

Таким образом, если допустить, что ликвидационная комиссия правомочна распределять имущество, оставшееся после расчета с кредиторами, между акционерами и ликвидационный баланс может быть составлен после распределения имущества, то ответ на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» положителен.

Если же считать, что решение о распределении имущества, оставшегося после расчета с кредиторами, принимают акционеры, и ликвидационный баланс должен содержать информацию о таком имуществе, то ответ на вопрос «Ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет?» отрицателен.

В связи с неопределенностью законодательства по этому вопросу представляется, что обе изложенные позиции могут быть правомочны, хотя каждая из них имеет свои минусы.

О том, как может делиться имущество между участниками, читайте в материале «Как происходит распределение имущества при ликвидации ООО?».

Последствия составления нулевого и ненулевого балансов

Недостатком первой позиции может являться наличие среди активов ликвидируемой организации дебиторской задолженности, взыскание которой может растянуться на довольно длительное время, и соответственно составление ликвидационного баланса будет перенесено на неопределенный срок (пока не будет погашена вся дебиторская задолженность). Вторым недостатком данной позиции является неопределенность в порядке разрешения возможного спора между участниками относительно того, кому из них должно быть передано оставшееся имущество. Согласно п. 8 ст. 63 ГК в случае возникновения спора относительно того, кому из участников нужно передать вещь, ликвидационная комиссия должна продать эту вещь с торгов, но представляется, что с этим вопросом могут возникнуть определенные сложности, ведь эта вещь по решению ликвидационной комиссии уже передана одному из участников. Очевидно, что в этом случае нулевой ликвидационный баланс может быть утвержден только после разрешения спора между участниками.

Недостатком второй позиции может явиться наличие среди активов ликвидируемой организации имущества, облагаемого транспортным налогом и (или) налогом на имущество. В этом случае ликвидируемая организация продолжает оставаться плательщиком указанных налогов, и у нее до распределения или продажи данного имущества продолжает формироваться кредиторская задолженность по этим налогам. А, следовательно, в этом случае ликвидационный баланс не может быть утвержден, поскольку будет иметь место кредиторская задолженность по налогам.

Ликвидационный баланс: образец заполнения

Ликвидационный баланс не имеет специально утвержденной формы. Он заполняется на бланке, который принят приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66. При этом должно быть указано его название: промежуточный ликвидационный баланс или ликвидационный баланс. Такие рекомендации были приведены в письме ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101.

Ликвидационный баланс составляется по тем же правилам, что и обычный ежеквартальный и годовой бухгалтерские балансы.

Особых правил для составления промежуточного ликвидационного баланса (образец заполнения нулевого баланса при ликвидации вы можете скачать на нашем сайте) не установлено.

Последняя бухгалтерская отчетность

И еще несколько слов о бухгалтерской отчетности ликвидируемого юридического лица. Особенности бухгалтерской отчетности при ликвидации приведены в ст. 17 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Отчетный год у ликвидируемой компании неполный. Начинается он, как обычно, с 1 января, а вот оканчивается датой, предшествующей дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ее ликвидации. На дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, составляется последняя бухгалтерская отчетность. Составляться она должна на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации общества. Таким образом, последняя бухгалтерская отчетность – преемник не предыдущей бухгалтерской отчетности, а ликвидационного баланса.

В подп. 9 п. 3 ст. 21 закона № 402-ФЗ сказано, что состав последней бухгалтерской отчетности, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней должны устанавливать федеральные стандарты. Но на сегодня такие стандарты не утверждены и порядок представления такой отчетности в какие-либо государственные органы не установлен.

Итоги

Ликвидационный баланс может быть промежуточным и итоговым. Промежуточный вариант должен отражать сведения об обязательствах, имуществе и капитале организации, а также содержать перечень требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения и перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией. Промежуточный ликвидационный баланс нулевым быть не может.

Итоговый ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами и в нем статья «Кредиторская задолженность» должна быть равна нулю. Однозначного ответа на вопрос «ликвидационный баланс должен быть нулевым или нет» не существует. Ликвидационный баланс не имеет специально утвержденной формы и заполняется на бланке обычного бухгалтерского баланса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector