Лозаннский договор турция
Prokurors.ru

Юридический портал

Лозаннский договор турция

Лозаннский мирный договор 1923 года Турции не указ?

22 ноября 2016 года в ходе своего выступления в Анкаре Президент Турции – Реджеп Тайип Эрдоган – поставил под сомнение Лозаннский мирный договор, который почти что сто лет назад фактически установил известные нам сегодня территориальные границы Турции.

Реджеп Тайип Эрдоган решил поиграть в султана и для этой цели вовсе не против перекроить карту Европы и Азии. Графика: www.krеmlin.ru, CC BY 4.0

Ответная реакция не заставила себя долго ждать: Греция глубоко возмущена, а Европа серьёзно задумалась о судьбе дальнейших переговоров с Турцией касательно членства последней в ЕС. Чем так не понравился Лозаннский мирный договор 1923 года г-ну Эрдогану? Подробности читайте в данном материале Портала «Швейцария Деловая».

Греческие острова – часть Турции?

24 июля 1923 года, в столице швейцарского кантона Во, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Греция, Румыния, Югославия (1-ая сторона) заключили соглашение с Турцией (2-ой стороной) о распаде Османской Империи («Лозаннский мирный договор 1923 года»), тем самым провозглашая новые государственные границы Турции, известные нам сегодня.

По Договору, Турция отказалась от претензий и утратила контроль над Аравией, Египтом, Суданом, Триполитанией, Киренаикой, Месопотамией, Палестиной, Трансиорданией, Ливаном и Сирией, островами в Эгейском море (включая Лемнос, Самотраки, Лесбос, Хиос, Самос, Икария).

Для самой Турции Лозаннский мирный договор 1923 года означал не только потери, но и приобретения: турецкие власти смогли добиться права выдворить всех греков со своей территории; кроме того, Турция смогла предотвратить создание «национального очага» армян и снизить размер подлежащий выплате контрибуций Османской империи.

Несмотря на прошествие почти 100 лет с тех времён, текущий президент Реджеп Эрдоган имеет на историю своё мнение. Глава государства уже неоднократно критически высказывался касательно Соглашения в части установленных территориальных границ в Эгейском море.

По его мнению, некоторые острова, переданные Греции в рамках Лозаннского мирного договора, на самом деле должны принадлежать Турции, ведь «там до сих пор находятся наши святыни и мечети».

Г-н Эрдоган указал, что Лозаннский мирный договор 1923 года не является «неоспоримым фактом», поэтому может быть пересмотрен.

В свою очередь, подобные заявления незамедлительно вызвали ответную реакцию со стороны Греции. Премьер-министр Алексис Ципрас заверил, что раз сама Греция никогда не ставила под сомнение Лозаннский мирный договор и текущие территориальные границы – в частности в Эгейском море – она не позволит это сделать кому-либо другому.

Алексис Ципрас. Графика: Robert Crc, FAL

Европарламент усомнился на счёт Турции

Похоже, что заявление г-на Эрдогана привлекло внимание не только Греции, но и всего Европейского союза. Так, поначалу представители Европарламента призвали Союз приостановить сотрудничество с Турцией по вопросу об её вступления в ЕС, а уже 24 ноября 2016 года официально проголосовали в пользу «временной заморозки» переговоров (479 голосов – за, 79 голосов – против).

По мнению политиков, дальнейшей интеграции Турции в ЕС помешало наличие политических репрессий в стране и отсутствие верховенства закона. Чего стоит лишь последняя дискуссия в турецком парламенте о фактической легализации педофилии (конечно, законопроект не использует данный термин; он со ссылками на исламское право предусматривает разрешение на занятие сексом с девочками старше 12 лет, если мужчина согласится женится на своей жертве).

И если политики по-прежнему выбирают довольно обтекаемые формулировки в адрес Анкары, то журналисты и защитники прав человека однозначно подчёркивают: за время правления г-на Эрдогана Турция превратилась в исламистское авторитарное государство, власти которого проводят агрессивную внешнюю и репрессивную внутреннюю политику.

А противоречащее международному праву (поскольку Турция 23 августа 1923 года ратифицировала Договор, она обязана придерживаться его положений) желание лишить Лозаннский мирный договор 1923 года его юридической силы служит лишь ещё одним доказательством исторического реваншизма, преследуемого Анкарой.

25 ноября 2016 года стало известно, что Реджеп Тайип Эрдоган открыто пригрозил Европе открытием границ для нелегальных мигрантов из Африки и Азии. По его мнению, последние «придут в Европу и завоюют её». В качестве лирического отступления следует лишь поблагодарить турецкого деспота за правду: он лишь озвучил истинную цель наплыва нелегалов в Европу.

России придётся выбирать между Анкарой и Ереваном

За тем, как Турция поставила под вопрос Лозаннский мирный договор, с опасением наблюдают не только в Афинах, но и на восточной границе Турции – в Армении.

Общеизвестно, что Турция и Армения – деликатно выражаясь – особой любви друг к другу не питают. И тут уже для России возникают очевидные дипломатические дилеммы: с одной стороны, Ереван – один из ближайших вассалов союзников Москвы, охлаждение отношений с которым неминуемо дополнит печальный список всех тех стран, с которыми Кремль успел разругаться в последнее время.

С другой стороны, Россия не может (или всё таки может?) пойти против новоприобретённого союзника (вчерашнего врага) – Турции.

Очевидно, что не последнюю роль в оформлении политики Москвы будет играть тот фактор, насколько эффективно мощная армянская диаспора в России сможет пролоббировать антитурецкую политику. Ведь не в её интересах, чтобы Турция денонсировала Лозаннский мирный договор 1923 года: если сегодня Анкара устремила взор на греческие острова, то не исключено, что завтра последуют территориальные претензии к другим соседям (в т.ч. и к Армении, а, возможно, даже к самой России).

Президент Эрдоган предложил пересмотреть Лозаннский договор

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган вчера завершил визит в Грецию, который эксперты окрестили знаковым,— из-за сложных отношений между странами последний раз глава Турции посещал Афины 65 лет назад. Впрочем, и нынешнюю встречу нельзя назвать признаком перезагрузки. Наоборот, господин Эрдоган открыто обвинил Грецию в ущемлении прав мусульманского меньшинства, закрепленных Лозаннским договором 1923 года. По его словам, турецкая община, которая живет в провинции Западная Фракия и на островах Эгейского моря, подвергается ассимиляции и не имеет доступа к инвестициям, из-за чего живет в бедности. Власти Греции эти претензии категорически отвергают.

Визит Реджепа Тайипа Эрдогана в Афины можно назвать историческим сразу в двух смыслах этого слова. Во-первых, последний раз турецкий президент был в Греции в 1952 году (впрочем, сам господин Эрдоган дважды посещал Афины в статусе премьера). Во-вторых, ключевой темой обсуждения был Лозаннский договор, подписанный еще в 1923 году.

Документ, о котором вспомнил господин Эрдоган,— основополагающий для турецкой государственности. Он юридически закрепил распад Османской империи и описал границы новой Турецкой Республики. Именно благодаря Лозаннскому договору Греция получила ранее принадлежавшие туркам острова в Эгейском море, а граница в исторической области Фракия была установлена по реке Марица (земли к востоку от нее были признаны турецкими, а к западу — греческими). Однако Реджеп Тайип Эрдоган обратил внимание на другой пункт соглашения — о том, что греческие власти обязаны гарантировать этническим туркам, проживающим на их территории, свободу вероисповедания.

С пониманием этого термина возникли проблемы. С точки зрения греческого правительства, договор выполняется полностью, в то время как Анкару смущает, что муфтия для турецкой диаспоры выбирают чиновники в Афинах, а не жители общины. Также господин Эрдоган обратил внимание на бедность в провинции Западная Фракия. «Подушевой доход во всей Греции составляет $18 тыс., а конкретно в Западной Фракии — $2,2 тыс. Мы видим дискриминацию»,— возмутился турецкий президент. Между тем турецкое население в провинции не составляет большинства (около 150 тыс. из 371 тыс. человек), поэтому «дискриминация» в таком случае затрагивает и немалое число греков. Манера греческих властей называть общину не турецкой, а мусульманской стала отдельным поводом для раздражения Реджепа Тайипа Эрдогана.

В связи с этим президент Эрдоган предложил пересмотреть договор. «Как мы можем говорить, что Лозаннский договор работает? Он не работает. Нам нужно доказать его пригодность, сделав это (пересмотрев текст соглашения.— “Ъ” )»,— сказал он на совместной пресс-конференции с греческим президентом Прокописом Павлопулосом. Дальнейшее поведение Реджепа Тайипа Эрдогана сложно было назвать дипломатичным. Когда его визави заявил, что Лозаннский договор «не содержит недостатков и не подлежит обсуждению», турецкий президент вступил в открытую конфронтацию, заявив: документ был подписан не только Грецией и Турцией, а еще рядом стран (Великобритания, Франция, Италия, Япония, Румыния, а также Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев) и поэтому должен исполняться «полностью, а не частично».

«Подобная риторика не стала для греческих властей неожиданностью,— сказал “Ъ” живущий в Анкаре политолог, эксперт Российского совета по международным делам Тимур Ахметов.— Еще 3 декабря Прокопис Павлопулос опубликовал в газете “Этнос” статью, где выразил надежду, что “президент Турции выскажется в поддержку положений Лозаннского договора”. Иными словами, он опасался резких заявлений, которые в итоге и прозвучали». По мнению собеседника “Ъ”, обращение господина Эрдогана к документу 1923 года неслучайно: «Находясь в поисках успешной политической риторики перед предстоящими президентскими и парламентскими выборами (запланированы на 2019 год, но, по мнению экспертов, могут быть проведены досрочно.— “Ъ” ), Эрдоган, с одной стороны, пробует себя в роли продолжателя наследия Ататюрка (основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк.— “Ъ” ), для которого национальный суверенитет и независимость страны стоят превыше всего. С другой стороны, Эрдоган не прочь поставить под вопрос сомнительные дипломатические достижения Ататюрка. Ведь, хотя в те времена Лозаннский договор считался победой, по его условиям территория, населенная турками, отошла Греции».

Читать еще:  Представительство в суде при рассмотрении дела

Сгладить обстановку попытался премьер Греции Алексис Ципрас, с которым господин Эрдоган также провел встречу. «Я считаю, что в 2018 году наши страны должны приложить все усилия, чтобы укрепить взаимоотношения, так что я приглашаю вас открыть новую страницу в отношениях. И этот этап будет основан не на взаимных провокациях, а на дружбе. Надеюсь, вы примете это предложение»,— сказал он на встрече с турецким президентом. Однако от идеи пересмотреть Лозаннский договор Реджеп Тайип Эрдоган не отказался, заявив лишь: Турция «не покушается на территориальную целостность ни одной из соседних стран».

В пятницу, когда переговоры с греческим руководством завершились, президент Эрдоган решил обратиться к самой угнетаемой, по его мнению, турецкой общине. Для этого он отправился из греческой столицы в Западную Фракию (а именно, в город Комотини), чтобы попасть на молитву в местную мечеть. Вместе с ним туда приехала внушительная делегация высокопоставленных турецких чиновников: глава МИД Мевлют Чавушоглу, министр по связям с Евросоюзом Омер Челик, глава МВД Сулейман Сойлу, глава Генштаба Хулуси Акар и другие.

После молитвы президент Турции продолжил обвинять греческие власти — на этот раз в ассимиляции турок. «Власти Греции не должны пытаться ассимилировать моих братьев, что живут здесь. Интеграция — это другое дело, но они не должны требовать ассимиляции. Потому что мы никогда не пытались ассимилировать какой бы то ни было народ и никогда этого не сделаем. Это было бы великой несправедливостью»,— заявил господин Эрдоган. Политолог Тимур Ахметов, впрочем, назвал это заявление лукавством: «Турецкие власти всегда находили возможности для создания бюрократических препон и ограничений. Например, Константинопольскому патриархату до сих пор не позволяют открыть духовную семинарию на острове Халки». Собеседник “Ъ” рассказал, что она «была закрыта в рамках борьбы с частным религиозным образованием в 1971 году, но сейчас политика изменилась, а семинарии все нет».

Лозаннский мир: официальный распад Османской империи

В 1920-м году Турции, как государству, о казавшемуся в числе проигравших Первую мировую войну, также как и другим странам был навязан мирный договор, вошедший в историю как Севрский мир 1920 года. По своей сути Севрский мир ничем от аналогичных ему договоров не отличался, исключение составляли пункты, предусматривающие переход столицы Турции – Константинополя под международный контроль и разделение ее территорий между народами, имеющими на то историческое и правовое основание. Севрский мир не просто признавал то, что Османская империя прекратила свое существование, он предполагал исчезновение с политической карты мира самой Турции, чего турецкое правительство допустить не могло. Меджлис отказался ратифицировать Севрский мир, потому вплоть до июля 1923 года Турция и бывшие союзники по Антанте фактически находились в состоянии войны.

24 июля 1923 года представители Великобритании, Франции, Италии, Японии, Греции, Румынии и Королевства сербов, хорватов и словенцев с одной стороны и представители нового турецкого правительства с другой собрались в Лозанне на одну из последних конференций, касающихся мирного урегулирования вопросов, оставшихся нерешенными после завершения Первой мировой войны. Уполномоченные лица на протяжении нескольких дней разрабатывали и принимали решения, которые окончательно были оформлены в Лозаннский мирный договор с Турцией, призванный стать заменой так и не вступившему в силу Севрскому миру.

Основные положение Лозаннского мирного договора

Лозаннским мирным договором предусматривалось установление новых территориальных границ Турции, протяженность которых ни в коей мере не совпадала с прежними границами Османской империи;

В одном из первых пунктов мира содержалось упоминание об окончательной ликвидации Османской империи и всех присвоенных данным государственным образованием привилегий;

Отторгнутые Севрским миром Восточная Фракия, Измир и другие земли были Лозаннским договором возвращены Турции;

Поскольку Турция более не являлась империей, то претендовать на владение колониями она более не могла, потому она была лишена права на колонии в Аравии, Египте, Судане, Триполитании, Киренаике, Месопотамии, Палестине, Трансиордании, Ливане и Сирии. Кроме того, Турция лишилась некоторых колоний в Эгейском море, а граница Фракии была установлена по реке Марица;

Спорный вопрос по поводу установления границ с Ираком и праве пользования нефтесодержащим районом Мосул Лозанским миром решен не был, принятие решения было отложено на целых 9 месяцев, вплоть до заключения между Великобританией и Турцией соглашения по этому поводу. Если же такового соглашения заключено не будет, дело должно было передаться на рассмотрение Лигой Наций;

Лозаннский мир отменил действующий в Турции режим вольного нахождения на ее территории любых иностранцев, с момента его ратификации иностранные граждане для нахождения на территории страны должны были проходить обычные принятые во всем мире процедуры;

Турция освобождалась от международного финансового контроля, с момента подписания мира она вновь становилась независимым суверенным государством, несущим обязательства перед остальными странами на равноправных началах;

Желая поскорее быть признанной международным сообществом, Турция согласилась на осуществление выплат по долгам, оставшимся со времен Османской империи, с тем, чтобы часть долга была распределена между другими государствами, которым досталась территория бывшей империи. Долговые обязательства должны были быть погашены на протяжении 20 лет, начиная с момента их взятия на себя;

Несмотря на то, что Турция яростно протестовала против разоружения проливов и открытия свободного доступа к ним всех судов в мирное и военное время, подобное соглашение все же было подписано. Большую роль в этом сыграла Великобритания, сумевшая надавить на турецкое правительство. Условия Лозаннского мира, касательно проливов, также предусматривали разрушение всех имевшихся береговых укреплений, прячась за которыми можно было бы без труда совершать нападения на торговые корабли, что турецкими войсками проделывалось не раз. Важно также и то, что наибольшее количество военных и торговых судов, которые государства могли провести через проливы, не должно было быть большим, чем численный состав самого большого черноморского флота. При наличии таковой необходимости международное сообщество имело право отправить в Черноморские проливы до трех судов, до 10 тысяч тонн каждое, для постоянного там нахождения, ведения патрулирования и военного контроля;

Стамбулом была учреждена международная комиссии касательно проливов, в число членов которой входила также Россия, кроме того, в условиях создания комиссии обговаривалось, что участие в ее работе имели право принять также и Соединенные Штаты, помимо таких государств, как Франция, Великобритания, Италия, Япония, Болгария, Греция, Румыния, Югославия и Турция;

Лозаннским договором предусматривалось получение Турцией со стороны Греции контрибуции за действия греческой армии на турецкой территории, но ввиду бедственного положения последней подобные репарационные выплаты были аннулированы самой же Турцией;

Предусмотренное Севрским договором создание армянской автономии было Лозаннским миром отменено. Армяне не получили никаких привилегий и приравнивались к обычным турецким гражданам. Из страны выдворялись все греки, исключение составляли жители Константинополя греческой национальности;

Лозаннский мирный договор был ратифицирован Турцией 23 августа 1923 года, спустя год это же сделали и другие участники конференции, за исключением Королевства сербов, хорватов и словенцев, отказавшихся брать на себя обязательства по выплате государственного долга Османской империи.

Лозаннский договор – Treaty of Lausanne

Лозаннский договор

Мирный договор с Турцией Подписан в Лозанне
Аккорда relatif а ля реституции réciproque де Интерноса Civils и др à l’Echange дез prisonniers де Герр Сигне à Лозанны

подписанный 24 июля 1923
Место нахождения Лозанна , Швейцария
эффективный 6 августа 1924
Состояние После ратификации Турцией и любых трех из Британской империи , Франции , Италии и Японии , договор вступит в силу для тех «высоких договаривающихся сторон» , а затем для каждого дополнительного подписавшего после сдачи ратификации
Подписанты
  • Франция
  • британская империя
  • Италия
  • Япония
  • Греция
  • Румыния
  • Королевство сербов, хорватов и словенцев
  • Турция
депозитарий Французская Республика
язык Французский
Лозаннский договор в Викитеке

Лозаннского договора ( французский : Трактат Lausanne ) был мирный договор , подписанный в Дворец Рюмина , Лозанна , Швейцария , на 24 июля 1923 года он официально урегулировали конфликт , который первоначально существовал между Османской империей и союзными Французской Республики , Британская империя , Королевство Италия , Империя Японии , Королевства Греции и Королевства Румынии с начала Первой мировой войны . Оригинальный текст договора в французском . Это было результат второй попытки мира после несостоявшегося Севрского договора , который был подписан всеми предыдущими партиями, за исключением Королевства Греции, но позже отвергнуто турецким национальным движением , которые боролись против прежних условий и существенной потери территории , Лозаннский договор закончился конфликт и определил границы современной Турецкой Республики. В договоре, Турция отказалась от всех претензий к остальной части Османской империи , и в ответ на Союзники признали турецкий суверенитет в пределах своих новых границ.

Читать еще:  Максимальный срок действия договора социального найма

Договор был ратифицирован Турцией 23 августа 1923 года, в Греции 25 августа 1923 года в Италии 12 марта 1924 года в Японии 15 мая 1924 года, Великобритания на 16 июля 1924 года Договор вступил в силу 6 августа 1924 года , когда инструменты ратификация официально откладываются в Париже .

содержание

После вывода греческих войск в Малой Азии и изгнания османского султана со стороны турецкой армии под командованием Мустафу Кемаля Ататюрка , то Анкара -А Кемалистское правительство Турции национального движения отвергло территориальные потери , налагаемые 1920 Договором Севр ранее подписанный Османской империи. Англия стремилась подорвать турецкое влияние в Месопотамии и Киркуке , ища разделения курдских густонаселенных районов в Восточной Анатолии , но светская Кемалистская риторика освобождена некоторые международных опасений по поводу будущего армянской общины, переживших в 1915 году геноцид армян и поддержку курдский самоопределение аналогичным снизилась. В соответствии с Лозаннского договора, подписанного в 1923 году, Восточная Анатолия стала частью современной Турции, в обмен на отказе от претензий Османской эпохи Турции в богатых нефтью арабских земель.

Были проведены переговоры во время конференции в Лозанне , где Инёню был главным переговорщиком Турции. Лорд Керзон , то министр иностранных дел Великобритании того времени, был главным переговорщиком для союзников, в то время как Элефтериос Венизелос переговоры от имени Греции . Переговоры потребовалось много месяцев. С 20 ноября 1922 года была открыта мирная конференция и после напряженной дискуссии была прервана турецким протестом 4 февраля 1923 г. После открытия 23 апреля, и после нескольких протестов турок и напряженных дискуссиями, договор был подписан 24 июля в качестве результат восьми месяцев напряженных переговоров. В состав делегации включены ОВС США адмирал Марк Л. Бристоль , который служил в качестве Верховного комиссара Соединенных Штатов и отстаивал турецкие усилия.

УСЛОВИЯ

Договор состоял из 143 статей с основных разделов, включая:

договор

части
Конвенция о турецких проливах
Торговля ( отмена капитуляций ) – Статья 28 предусмотрено: «Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон настоящим соглашается, в той мере , в какой это ее касается, полная отмена капитуляций в Турции во всех отношениях.»
Соглашения
Связывание письма

Договор предусматривал независимость Турецкой Республики , но и для защиты греческого православного христианского меньшинства в Турции и мусульманского меньшинства в Греции . Тем не менее, большая часть христианского населения Турции и турецкого населения Греции уже депортированы в рамках ранее Конвенции об обмене греческих и турецких групп населения , подписанный Грецией и Турцией. Только греки Константинополя, Имбросом и Тенедоса были исключены (около 270000 в то время), и мусульманское население Западной Фракии (около 129120 в 1923 г.) Статья 14 договора предоставляется острова Gokceada (Имброс) и Бозкада (Тенедоса ) « специальная административная организация », право , которое было отменено турецким правительством 17 февраля 1926 г. Турция также формально приняла потерю Кипра (который был арендован британской империи после Берлинского конгресса в 1878 году, но де – юре оставался Османская территория до Первой мировой войны ), а также Египет и англо-египетского Судана (которые были заняты английскими войсками под предлогом «отложив Urabi Бунт и наведение порядка» в 1882 году, но де – юре оставалась османской территории вплоть до Первой мировой войны ) в британской империи , которая в одностороннем порядке прилагаемым их 5 ноября 1914 г. судьба провинции Мосул осталось быть определены через Лигу Наций . Кроме того, Турция явно отказалась от всех претензий на Додеканес , что Италия была вынуждена вернуться в Турцию в соответствии со статьей 2 Договора Уши в 1912 году после итало-турецкой войны (1911-1912).

Резюме Содержание договора

Договор Договор Lausanne I. мира

части Разделы
преамбула
Часть I Политические Морозы
Часть II Финансовые Морозы
Часть III. Экономические статьи
Часть IV Коммуникации и Санитарные Вопросы
Часть V. Прочие положения
Часть IV. Конвенция уважая условия проживания и бизнеса и подсудности
Часть V Коммерческая конвенция
Часть VI Конвенция об обмене греческого и турецкого населения
Часть VII Соглашение между Грецией и Турцией уважая взаимную реституцию интернированных гражданских лиц и обмен военнопленных
Часть VIII Декларация, относящаяся к амнистии
Часть IX Декларация, связанные с мусульманскими недвижимости в Греции
Часть X Декларация по санитарным вопросам в Турции
Часть XI Декларация, касающиеся отправления правосудия в Турции
Часть XII Протокол отношение к определенным уступкам, предоставленным в Османской империи
Часть XIII Протокол, касающийся присоединения Бельгии и Португалии содержат положения и документы, подписанные в Лозанне
Часть XIV Протокол, касающийся эвакуации турецкой территории, занятой британскими, французскими и итальянскими силами
Часть XV Протокол относительно территории Karagatch и Острова Imbrues и Тенедоса
Часть XVI Протокол по отношению к договору, заключенным в Севре между главными союзными державами и Грецией 10 августа 1920 года о защите меньшинств в Греции, а также договор, заключенный в тот же день между теми же державами в отношении Фракии.
Часть XVII Протокол, касающиеся подписи сербского-хорватского-словенское государство

Границы

Договор разграничены границы Греции , Болгарии и Турции ; официально передал все турецкие требования о Додеканес (статья 15); Кипр (статья 20); Египет и Судан (статья 17); Сирия и Ирак (статья 3); и (наряду с договором Анкары ) урегулировал границы последних двух стран.

Территории к югу от Сирии и Ирака на Аравийском полуострове , который по- прежнему оставалась под контролем Турции , когда мудросское перемирие было подписано 30 октября 1918 не были четко определены в тексте договора. Тем не менее, определение южной границы Турции в статье 3 также означает , что Турция официально передала их. Эти территории , включенные в Йемен , Асир и части Хиджаза , как город Медина . Они не были проведены турецкими силами до 23 января 1919 года.

Турция официально уступила Adakale остров в реке Дунай в Румынии со статьями 25 и 26 Лозаннского договора; путем официального признания соответствующих положений в Договоре Трианона 1920. В связи с дипломатической нерегулярностью в 1878 году Берлинского конгресса , остров был технически остается частью Османской империи.

Турция также отказалась от своих привилегий в Ливии , которые были определены в статье 10 Договора о Ушах в 1912 году (согласно статье 22 Лозаннского договора в 1923 году)

Соглашения

Среди многих соглашений было отдельное соглашение с Соединенными Штатами: в концессии Честера . Сенат США отказался ратифицировать договор, и , следовательно , Турции аннулировал концессию.

отава

Лозаннский договор привел к международному признанию суверенитета новой Турецкой Республики в качестве правопреемницы несуществующей Османской империи. Конвенция о проливах продолжалась всего тринадцать лет и был заменен Монтре о режиме проливов в 1936 году таможенные ограничения в договоре были вскоре переработан.

Провинция Хатай осталась частью французского мандата Сирии в соответствии с Лозаннского договора, а в 1938 году получил независимость как Хатай государства , который позже присоединился к Турции после референдума в 1939 году политической амнистии был применен к 150 невъездных из Турция ( в основном потомки династии Османской) , который постепенно приобрел гражданство – последний был в 1974 году.

обсуждение

Президент Эрдоган стремится поправки в Договор по определенным причинам.

Лозаннский договор турция

Войти

Правовые взаимоотношения Севрского и Лозаннского договоров

24 июля 1923 г. был заключен Лозаннский договор. Этим договором Кемаль Ататюрк по существу сделал то, что годы спустя должен был сделать Адольф Гитлер: подверг пересмотру некоторые итоги Первой мировой войны[1]. Вместе с тем, значение Лозаннского договора переоценивается: он не подверг изменению, даже по части Турции, все итоги Первой мировой войны, а лишь пересмотрел ряд положений Севрского договора с некоторыми странами, подписавшими Лозаннский договор.

Хотя Республика Армения не составляла часть Лозаннского договора и, стало быть, последний напрямую не относится к нашей стране, однако он тесно соприкасается с армянским народом. Поэтому рассмотрим Лозаннский договор и его правовые взаимоотношения с Севрским договором согласно международному праву.

С юридической точки зрения Севрский и Лозаннский договоры – два разных документа: разных не только по кругу участников и спектру вопросов, но и, самое важное, по сущности и целям. Севрский договор относится к Первой мировой войне, а Лозаннский договор – к военным действиям, имевшим место в 1919-1922 гг.

Так, если первичной целью Севрского договора было официально положить конец Первой мировой войне между Главными Союзными силами[2] (Principal Allied Powers) и Союзническими силами[3] (Allied Powers), с одной стороны, и Турцией – с другой, и ее замена на прочный, справедливый и длительный мир (by a firm, just and durable peace), то целью Лозаннского договора было всего лишь завершение состояния войны между Высокими договаривающимися сторонами[4] (High Contracting Parties) и правительством Великого национального собрания Турции (The Government of the Grand National Assembly of Turkey), но никак не правительством Турции. Из вышеупомянутого явствует, что в Лозаннском договоре речь идет не о смене законно объявленной войны, каковой была, к примеру, Первая мировая, на мир, а лишь о завершении сохранявшегося с 1914 г. состояния войны в регионе (…to bring to a final close the state of war which has existed in the East since 1914…). То есть Лозаннский договор касается прекращения незаконных военных действий кемалистов, нарушающих Мудросское перемирие (30 октября 1918 г.). Это аргументируется также 1-ой статьей Лозаннского договора, которая говорит не об установлении мира, а о его подтверждении (…the state of peace will be definitely re-established …).

Читать еще:  Правильная форма договора дарения земельного участка между близкими родственниками

Здесь необходимо подчеркнуть, что международное право четко различает понятия «война» (war) и «состояние войны» (state of war). Только суверенные страны имеют право вести войны: в остальных случаях вооруженные конфликты (armed conflicts) квалифицируются как состояние войны[5]. В Лозаннском договоре Высокие договаривающиеся стороны четко выразили свою политическую волю по отношению к кемалистам: последние не были признаны законными представителями государства, им был лишь дарован статус воюющей стороны (recognition of belligerency).

Другое дело, что Лозаннский договор подверг пересмотру положения, касающиеся ряда стран, прямо либо косвенно участвовавших в военных действиях 1919-1922 гг., к которым обращался также Севрский договор. Международное право не запрещает заключение нового договора с заменой положений договора, заключенного в прошлом, либо модификацией (modification) многостороннего договора от имени 2-х и более сторон, составляющих часть договора. Однако однозначно, что новый договор, как впрочем и любой, может касаться только и только сторон, составляющих часть данного договора[6], а модификации договора могут касатьcя только их участников, и не имеют какого-либо влияния на права и обязательства третьих стран[7].

Еще с середины XIX в. Международное право прорабатывало четкую установку: никакое изменение договора либо модификация не могут быть юридически достоверными без участия всех сторон предыдущего договора. Декларация, прилагаемая к Первому протоколу Лондонской конференции (13 марта 1871 г.) (The Declaration annexed to the First Protocol of the London Conference, 13 March 1871), с участием 7 стран[8], в том числе, Турции, однозначно провозглашает: «Существенный принцип права наций состоит в том, что ни одна страна не может избавить себя от обязательств по договору, и не вправе изменять его условия без благосклонного согласия всех участников»[9].

Так, Республика Армения из-за оккупации не принимала участия в Лозаннской конференции и не подписывала данный договор. Поэтому Лозаннский договор не создавал и не создает каких-либо правовых обязательств для Республики Армения. В действии принцип международного права Res inter alios acta (не участвуешь – не обязан).

Другой вопрос, к которому считаем нужным обратиться, – это заблуждение, что Лозаннский договор якобы отменил Севрский. Не выдерживающая критики и совершенно необоснованная точка зрения! Венская конвенция о договорах (Vienna Convention on the Law of Treaties, 1969), в которой закреплена столетиями действующая в международном праве процедура, в отношении прекращения либо расторжения договоров высказывается совершенно четко. В частности, 2 пункт 59-ой статьи указанной конвенции фиксирует: «Действие раннее заключенного договора считается прекращенным только в том случае, если это является очевидным из договора, заключенного позднее, либо в иной форме засвидетельствовано, что таковым было намерение сторон».

Из Лозаннского договора не только не очевидно, что стороны были намерены объявить Севрский договор отмененным, в нем вообще нет упоминания о Севрском договоре. Проще говоря, договор может быть отменен не иначе, как сторонами, необходимо подчеркнуть – всеми сторонами[10], заключившими договор – однозначным заявлением об этом. Один из существенных принципов международного права состоит в том, что ни одно государство не может быть освобождено от обязательств по договору, а также не может изменять его условия без четкого согласия всех других договаривающихся сторон[11].


Подписанты Лозаннского договора (24 июля 1923 г.).
Республика Армения из-за оккупации не принимала участия в этом договоре

Приведем один простой, но показательный пример. По Мюнхенскому договору (1938 г.) Судет (Sudetenland) переходил от Чехословакии к Германии. После Второй мировой войны Судет был возвращен Чехословакии. Однако, несмотря на многочисленные и разнородные договоры, заключенные побежденной Германией, Мюнхенский договор не был отменен и, следовательно, оставался в силе. И лишь в декабре 1973 г. Западная Германия как правопреемница Третьего Рейха заключила договор с Чехословакией, по которому стороны отменили договор, заключенный ими в 1938 г. [12].

Хотя мы не можем говорить о Севрском договоре, как о имеющем силу, поскольку из-за незавершенности процесса ратификации он изначально не вступил в силу, тем не менее, ошибочно также и утверждение о том, что Лозанна отменяла Севр. Лозанна не могла этого сделать, поскольку указанный договор, и по своему характеру, и по кругу подписантов существенно отличается от Севрского договора. То есть сейчас Севрский договор – подлинный документ международного права, который был проведен через переговоры и подписан согласно законным процедурам, однако не вступил в силу (valid but not in force). Представим невозможное: скажем, если все страны, подписавшие Севрский договор, ратифицируют его, то он вступит в законную силу.

Здесь необходимо подчеркнуть, что несовершённость Севрского договора (unperfected treaty), как в международном праве называются нератифицированные договоры[13], не нарушает прав РА, поскольку обязательства Турции в отношении РА вытекают не из Севрского договора, а от производного этого договора – Арбитражного решения президента США Вудро Вильсона (22 ноября 1920 г.)[14].

Несмотря на то, что в Лозаннском договоре нет какого-либо упоминания об Армении и армянах, однако по двум направлениям он касается и нас. Весь Третий раздел Лозаннского договора (статьи 37-45) относится к немусульманским меньшинствам Турции. Причем статьям, касающимся меньшинств, была дана сила основополагающего закона (fundamental law), то есть они не должны подлежать кассации и изменению. Это материал для отдельной статьи, к которому мы обратимся в будущем.

Второй взаимосвязью Армении с Лозаннским договором является связь с юридическим оформлением территории создающейся Турецкой Республики. Первый абзац 16-ой статьи Лозаннского договора провозглашает: «Сим Турция отказывается от титула и всех своих прав в отношении всех тех территорий и островов, которые лежат вне границ, изложенных в данном договоре, кроме тех, по отношению к которым данным договором был признан ее суверенитет. Будущее этих территорий и островов регулируется либо будет урегулировано заинтересованными сторонами».

Поскольку Лозаннский договор уточняет границу Турции с Болгарией (статья 2.1), Грецией (статья 2.2), Сирией (статья 3.1) и Ираком (статья 3.2), следовательно, турецкие права и титул признаются только и только на территории, лежащие внутри этой линии границы.

Лозаннский договор не обращался к армяно-турецкой границе. Причина этого в том, что она к тому времени уже раз и навсегда была определена не подлежащим кассации и обязательным для исполнения Арбитражным решением президента США Вудро Вильсона (22 ноября 1920 г.). Поскольку по Лозаннскому договору территории, ставшие подведомственными Армении по Арбитражному решению, не включены впоследствии (с 29 октября 1920 г.) в границы признанной страны – Турецкой Республики, следовательно, делегация, выступающая в Лозанне от имени Турции, по 16-ой статье[15] отказалась от своего титула и прав в его отношении. 2-ой абзац 16-ой статьи Лозаннского договора подтверждает эту действительность: «Положения данной статьи не наносят ущерба тем особым договоренностям, вытекающим из добрососедских отношений, которые были или могут быть заключены между Турцией и какой-либо из соседних стран».

Нужно обратить внимание на то важное обстоятельство, что 2-ой абзац 16-ой статьи говорит не об уточняющем границу договоре или соглашении, а об «особых договоренностях» (special arrangements), к числу которых принадлежит также Арбитражное решение.

Таким образом, 16-ая статья Лозаннского договора подтверждает отказ Турции по 90-ой статье Севрского договора от всех тех территорий, которые по Арбитражному решению Вудро Вильсона передавались Республике Армения.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие заключения:

Севрский и Лозаннский договоры – 2 разных юридических документа;

Лозаннский договор не был правомочен и не отменял Севрский договор;

Лозаннский договор в статусе основного закона зафиксировал права немусульманских меньшинств;

Лозаннский договор подтвердил отказ Турции по Арбитражному решению от титула и прав на территории, передаваемые Республике Армения.

Ара Папян, руководитель центра «Модус Вивенди», июль 2007 г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector