Могут ли свидетеля по делу объявить в розыск?
Prokurors.ru

Юридический портал

Могут ли свидетеля по делу объявить в розыск?

Возможен ли розыск потерпевших и свидетелей в уголовном процессе?

Азаренок Николай Васильевич, доцент кафедры уголовного процесса Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук.

В статье рассматривается возможность осуществления розыска свидетеля и потерпевшего в уголовном судопроизводстве. Отмечается, что действующий УПК РФ допускает розыск только уголовно преследуемого лица. Обосновывается практическая необходимость розыска потерпевшего и свидетеля. В результате предлагается авторская редакция ч. 4.1 ст. 210 УПК РФ.

Ключевые слова: розыск, меры процессуального принуждения, свидетель, потерпевший.

Is detection of complainants and witnesses in criminal procedure possible?

In the article possibility of realization of search of the witness and the victim in criminal legal proceedings is considered. It is noticed that operating Code of Criminal Procedure the Russian Federation supposes search only criminally pursued person. Practical necessity of search of the victim and the witness is proved. Author’s edition part 4.1 item 210 Code of Criminal Procedure the Russian Federation as a result is offered.

Key words: search, measures of remedial compulsion, witness, victim.

Значение института розыска в уголовном процессе трудно переоценить. Своевременное установление местонахождения скрывшихся лиц позволяет органам предварительного расследования завершить расследование, а суду разрешить уголовное дело по существу.

Действующий УПК РФ предусматривает возможность розыска только подозреваемого и обвиняемого. Согласно ч. 1 ст. 210 Кодекса, если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление. Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением (ч. 2 ст. 210 УПК РФ).

Однако на практике возникают ситуации, когда помимо подозреваемого и обвиняемого от органов расследования уклоняются также свидетели и даже потерпевшие, показания которых являются доказательствами по уголовному делу (п. 2 ч. 2 ст. 74 УПК РФ).

Особых проблем не возникает, если органам предварительного расследования известно, где проживает лицо. В этом случае возможно несколько вариантов действий. Гражданину может быть повторно вручена повестка о вызове на допрос. В случае его неприбытия в назначенное время он может быть подвергнут приводу. Ну и в крайнем случае следователь (дознаватель) вправе лично прибыть к этому человеку и произвести его допрос на месте (ч. 1 ст. 187 УПК РФ).

Если же потенциальный свидетель сменил место жительства и переехал в другой регион, то следователем (дознавателем) оформляется отдельное поручение о производстве допроса. Этот документ для исполнения отправляется в территориальный орган дознания, который и производит допрос.

Сложнее обстоит дело, когда уклонение от явки вызвано объективными причинами. Так, при проведении подворно-поквартирного обхода сотрудниками полиции был установлен единственный очевидец. У него были получены письменные объяснения об обстоятельствах произошедшего. Затем, после возбуждения уголовного дела, данному гражданину по месту его жительства была отправлена повестка о вызове на допрос в качестве свидетеля. Однако в назначенное время он не явился. Позже выяснилось, что свидетель уже не проживает по этому адресу, поскольку отбыл в неизвестном направлении, а без его допроса установить картину преступления и виновность лица не представляется возможным. Объяснения, полученные на первоначальном этапе расследования, доказательствами по делу не являются. В связи с чем у следователя (дознавателя) появляется необходимость в его розыске, т.е. установлении места пребывания.

Подобные трудности могут возникнуть и с потерпевшим. Покажем это еще на одном практическом примере. Сотрудниками патрульно-постовой службы было пресечено разбойное нападение, совершенное двумя ранее судимыми гражданами. Всех участников происшествия доставили в дежурную часть отделения милиции. Там от данных лиц были получены объяснения. Пострадавший при себе не имел никаких документов, поэтому все биографические данные были записаны со слов. Его тут же признали потерпевшим по делу, провели допрос, опознание задержанных и отпустили, предварительно договорившись о последующей встрече.

Однако в назначенное время он не явился. Тогда по месту его жительства отправили повестку с вызовом на допрос, которая также осталась без ответа. После этого участковому было направлено отдельное поручение выяснить причины неявки. Когда сотрудник полиции пришел к лицу, то обнаружилось, что оно ничего не знает о произошедшем событии, а его данными воспользовался другой человек, сведений о котором у него нет. Получается, что все процессуальные действия, уже проведенные с этим гражданином, незаконны, и их необходимо провести заново. Кроме того, в уголовном деле юридически отсутствует потерпевший, а без него материалы в суд не отправить. Учитывая необходимость продлевать сроки предварительного расследования, а также требование ст. 6.1 УПК РФ о разумном сроке уголовного судопроизводства, становится очевидным вся серьезность ситуации.

Как уже было сказано, в УПК РФ отсутствует возможность розыска свидетелей и потерпевших. Считается, что названных субъектов нельзя подвергать такого рода воздействию.

Между тем УПК РФ допускает возможность применения к свидетелям и потерпевшим таких мер процессуального принуждения, как обязательство о явке, привод, а также денежное взыскание (глава 14 УПК РФ). Данные ограничения вводятся в действие, если поведение указанных лиц препятствует установленному законом порядку уголовного судопроизводства, например, в случае неявки по вызову без уважительных причин потерпевший и свидетель могут быть подвергнуты приводу (ч. 1 ст. 113 УПК РФ).

Следует иметь в виду, что в УПК РФ закреплено: потерпевший (свидетель) не вправе уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя или в суд (п. 1 ч. 5 ст. 42, п. 1 ч. 6 ст. 56 УПК РФ). Именно поэтому законодатель допускает ограничение прав и свобод свидетелей и потерпевших.

Считаем, что если указанные субъекты умышленно уклоняются от контактов с органами расследования, например, сообщив о себе неверные сведения либо сменив место жительства без извещения компетентных должностных лиц, их установление может быть поручено органам дознания. Однако это должно происходить при минимально возможном ограничении их прав и свобод. Главным здесь является получение точной информации о данных лицах.

Итак, нами выявлена практическая обусловленность поиска и установления места нахождения свидетеля и потерпевшего. Поэтому ст. 210 Кодекса следует дополнить ч. 4.1 следующего содержания: “Если место нахождения свидетеля, потерпевшего неизвестно, то следователь вправе поручить его розыск органам дознания в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 и 2 настоящей статьи. В ходе такого розыска запрещается производство каких-либо следственных действий, а также применение мер государственного принуждения. При обнаружении места нахождения указанных лиц орган дознания сообщает об этом инициатору розыска”.

Некоторые вопросы, связанные с розыском лиц

К числу функций, возлагаемых на органы внутренних дел законами Российской Федерации, относится и розыск пропавших или скрывающихся лиц. Различают розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; уклоняющихся от уголовного наказания; розыск пропавших без вести; а также розыск гражданина-должника и розыск ребенка.

Розыскная работа является самостоятельным направлением деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел и включает в себя не только обнаружение разыскиваемых лиц, но и установление личности неизвестных граждан, а также предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей и правил, безвестного исчезновения.

Лица, подозреваемые в совершении тяжких особо тяжких преступлений, скрывающихся от следствия или суда, прибегают к более изощренным способам укрывательства от правоохранительных органов. В целях установления их местонахождения и дальнейшего задержания необходимы более сложные оперативно-розыскные мероприятия.

Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Розыск обвиняемого, подозреваемого производится при неизвестности места нахождения обвиняемого. Для осуществления розыска обвиняемого не имеет значения, умышленно ли он скрылся от органов внутренних дел либо его нахождения неизвестно по иным причинам. Розыск лица начинается с момента, когда следователь убедился, что обвиняемый скрылся или не представляется установить место его нахождения по иным причинам. Прежде чем объявить обвиняемого в розыск, следователь должен собрать доказательства, подтверждающие, что лицо скрывается или его местонахождение не известно, для чего необходимо проверить факт возможной смерти лица, его нахождения в лечебном учреждении, содержание под стражей и т.д.

Для объявления розыска обвиняемого, подозреваемого следователь должен вынести мотивированное постановление. В постановлении должны быть указаны: событие преступления, данные о лице, объявляемом в розыск, основания объявления в розыск, орган дознания, которому поручается осуществление розыска, избранная в отношении разыскиваемого мера пресечения.

Организация розыскной работы МВД регламентируется нормативными правовыми актами, Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Законом «О полиции» и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Объявление в розыск.

Согласно вышеперечисленным документам, без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение которого с момента исчезновения неизвестно.

Чтобы заявить о факте безвестного исчезновения лица, можно обратиться в дежурную часть любого органа внутренних дел, независимо от срока отсутствия пропавшего. Однако, для более результативного начала розыска и скорейшего заведения розыскного дела, целесообразнее обратиться с первоначальным заявлением о пропаже в ближайшее к месту пропажи отделение полиции.

После получения сообщения о безвестном исчезновении человека, сотрудники полиции обязаны провести осмотр последнего местонахождения лица. По результатам осмотра составляется протокол. Если в ходе первоначальной проверки будет получена информация о том, что пропавший жив и здоров, но не желает по каким-либо причинам поддерживать связь с заявителем, в проведении дальнейших розыскных мероприятий будет отказано.

Если в течение 10 дней с момента подачи заявления местонахождение пропавшего лица не будет установлено, в подразделении уголовного розыска по месту исчезновения лица заводится розыскное дело.

Если обстоятельства исчезновения дают основание полагать, что в отношении без вести пропавшего лица могло быть совершено преступление, в установленном законом порядке возбуждается уголовное дело, в рамках которого будет идти дальнейший розыск.

Розыск лиц, без вести пропавших, осуществляется органами внутренних дел в течение 15 лет с момента заведения розыскного дела. Необходимо иметь в виду, что адрес разысканного дееспособного совершеннолетнего лица сообщается заявителю только с согласия первого.

Если место нахождения подозреваемого , обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

Читать еще:  Можно ли в данной ситуации обратиться в прокуратуру?

Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Розыск обвиняемого, подозреваемого производится при неизвестности места нахождения обвиняемого. Для осуществления розыска обвиняемого не имеет значения, умышленно ли он скрылся от органов внутренних дел либо его нахождения неизвестно по иным причинам. Розыск лица начинается с момента, когда следователь убедился, что обвиняемый скрылся или не представляется установить место его нахождения по иным причинам. Прежде чем объявить обвиняемого в розыск, следователь должен собрать доказательства, подтверждающие, что лицо скрывается или его местонахождение не известно, для чего необходимо проверить факт возможной смерти лица, его нахождения в лечебном учреждении, содержание под стражей и т.д.

Для объявления розыска обвиняемого, подозреваемого следователь должен вынести мотивированное постановление. В постановлении должны быть указаны: событие преступления, данные о лице, объявляемом в розыск, основания объявления в розыск, орган дознания, которому поручается осуществление розыска, избранная в отношении разыскиваемого мера пресечение.

При приостановления расследования следователь продолжает розыск обвиняемого, используя только розыскные и организационные средства. Следственные действия не осуществляются. Ответственность за организацию розыска возлагается на следователя. Он должен возглавлять и контролировать деятельность органов, осуществляющих розыск обвиняемого.

При обнаружении разыскиваемого лица орган дознания обязан уведомить об этом инициатора розыска и принять в отношении разыскиваемого меры, указанные в розыскном задании, в том числе задержание и применение меры пресечения.

Следователь при прекращении производства по уголовному делу или уголовного преследования в отношении обвиняемого, а также при получении сообщения об обнаружении разыскиваемого обязан немедленно прекратить розыск лица и уведомить об этом орган дознания, котрому поручается розыск. О прекращении розыска следователь выносит мотивированное постановление.

Мурат Варитлов

Начальник Отдела МВД России по Зольскому району

Розыск свидетелей

  • Можно ли полиции объявить свидетеля по УД в розыск, оперативный розыск?
  • Прохожу по делу свидетелем, если я веду с города могут подать в розыск?
  • Могут ли полицейские перевести из свидетеля в подозреваемого и объявить в розыск.
  • Может ли следователь подать свидетеля в розыск?
  • Могут ли свидетеля объявить в федеральный розыск?

1.1. Нет, ничего подобного не предусмотрено в виде ответственности свидетеля за неявку в судебное заседание.

2. Можно ли полиции объявить свидетеля по УД в розыск, оперативный розыск?

2.1. Всё в компетенции сотрудника полиции проводящего расследование УД.

3. Прохожу по делу свидетелем, если я веду с города могут подать в розыск?

3.1. да, могут если ваши показания важны

4. Могут ли полицейские перевести из свидетеля в подозреваемого и объявить в розыск.

4.1. Сергей!
Могут и в розыск объявить тоже могут.

4.2. Да, к сожалению, такое часто случается

5. Может ли следователь подать свидетеля в розыск?

5.1. В розыск подать не может, но может осуществить принудительный привод для участия в следственных действиях.

5.2. Если человек действительно является только свидетелем, то розыск свидетелей в УПК РФ не предусмотрен.
Когда человек, хоть и ранее допрашивался свидетелем, но в дальнейшем выясняется (например из допросов других лиц) ,,что никакой он не свидетель, а потенциальный подозреваемый. В этом случае следователь может дать поручение группе розыска на установление места нахождения этого свидетеля и его доставке к следователю на допрос

6. Могут ли свидетеля объявить в федеральный розыск?

6.1. нет не могут

7. Я свидетель. Законно ли это что не присылая мне повестки объявить в розыск.

7.1. Свидетелей в розыск объявить невозможно.

7.2. Свидетеля в розыск не объявляют.Не предусмотрено это законом.

7.3. розыск невозможен, вероятно, имеется принудительный привод

8.1. Могут оформить привод, если не будете являться к следователю.
С уважением.

9.1. Ни арест, ни розыск на свидетеля наложить не могут.

10.1. Статья 277. Содержание заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим

В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.

11.1. Если “он их не плате”, то ему могут вменить ст.157 УК РФ.

12.1. 1. Он скрылся с места дтп, что уже в Вашу пользу
2. Вы стояли, он двигался, значит-если все изложено верно-он виноват.
3. Посмотрите нет ли камер видеонаблюдения на соседних домах, если есть-можно обратиться в УК/ТСЖ, либо сообщить о их наличии в ГИБДД.

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 27.08.2018)
“О Правилах дорожного движения”
(вместе с “Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения”)

12.2. Ейчас уже не важно кто из вас виноват в ДТП. Он скрылся с места ДТП и ему грозит лишение прав управления и 30 000 рублей штраф. Если Вы запомнили номер, его найдут.
Если Вам потребуется помощь по этому делу, обращайтесь.

13.1. В розыск – нет. Привод могут.

14.1. Можете конечно не ехать, но при желании следователь может применить меры процессуального характера, предусмотренное ст. 113 УПК РФ.

14.2. согласно действующего законодательства Вас в розыск подать не могут, кроме того у Вас имеются достаточно уважительные причины не прибыть в правоохранительные органы (отличного от места Вашего жительства) для производства с Вами следственных действия (расстояние, отсутствие денежных средств на билет и т.д.), в связи с чем применить к Вам иные меры процессуального принуждения (штраф, привод) к Вам не имеют право. Это уже головная боль следователя, в чьем производстве находится уголовное дело, он может направить отдельное поручение о допросе Вас в качестве свидетеля в ОВД по Вашему месту жительства.
С Уважением!

15.1. 1. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.

3. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого.

4. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.

Нужно доказывать невиновность фактами.

16.1. Пишите заявление о том, что ТС разбито, правом управления ТС вы не обладаете по решению суда, приложите копии решения суда о лишении, фото разбитого ТС, листы пронумеруйте и поставьте на каждом Вашу подпись.
На всякий случай документы сделайте в двух экземплярах. ОДин передадите в ГАИ, другой с подписью о принятии одного экз. оставьте себе в качестве доказательств получения сотрудником ГИБДД этого пакета документов.

17.1. Максим, на первом этапе необходимо выяснить достоверно, находитесь ли Вы в розыске и сформулировать объяснение, по каким причинам не приходили на отметку в инспекцию.

17.2. Полагаю что проблема в том что вы живете не по прописке поэтому информацию не получаете и соответственно нарушили правила поведеня на условном сроке – ст.ю 178 УИК РФ. Поэтому по месту регистрации идете к инспектору и пытаетесь все объяснить. Хотя возможно и поможет.

18.1. вы обязаны явиться по письменной повестке и дать показания. В случае неявки вы можете быть подвергнуты принудительному приводу. С Волгограда скорее всего выдали поручение на допрос вас в качестве свидетеля.

19.1. Уважаемый Михаил, в данном случае советую Вам написать жалобу на действия оперативников в прокуратуру и заявление в СК РФ.

19.2. Если Вам действительно есть за, что переживать, бегите за помощью к адвокатам, не спускайте все на “авось” . Пишите жалобы в СК по Н.Новгороду. Пусть в отношении сотрудников проводят проверку в любом случае.

20. Имеет ли право сотрудник отдела уголовного розыска УВД по поручению следователя проводить допрос свидетеля? Пришла повестка, в которой написано, что по ст 188 УПК меня вызывает на допрос капитан полиции УВД.

Назовите, пожалуйста, статью, в которой прописано такое право.

20.1. Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. О чем делается соответствующая отметка в протоколе.

21.1. Уважаемый Михаил в данном случае, во-первых, почему Вы решили, что будет условный срок? Во-вторых, очень хорошо, что вы пришли вместе с адвокатом. На оперативных сотрудников советую написать жалобу в прокуратуру на незаконные действия.

21.2. Если против Вас будут добыты другие сведения о совершении других аналогичных преступлениях, то в отношении Вас возбудят ещё одно или несколько дел, и тогда вы окажитесь в местах лишения свободы!
Но Вам можно быть спокойным, ведь Вы ничего более не совершали)

22.1. Да ничего не делать, следователь не вправе принимать такие решения, пусть себя в розыск подаст, Даже стоит беспокоиться по этому поводу.

22.2. Лучше извиниться и договориться со следователем полюбовно. Если разозлите-выпишет постановление на привод и приедут за вами в 6 утра. Или на работу. Стоит беспокоиться по этому поводу.

23.1. В случае наличия договора можно было бы его рассторгнуть и обратиться к продавцу о возврате денег. А так без договора шансов вообще нет. Попробуйте оформить письменно факт покупки автомобиля или потребуйте обратно деньги.
Либо обратитесь в правоохранительные органы по факту мошенничества со стороны продавца.

24.1. Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

24.2. Имеет право подать в федеральный розыск, если В отношении этого человека возбуждено уголовное дело и идёт предварительное следствие.

Читать еще:  Поможет ли апелляция осужденному по статье 111

25.1. Сложно обжаловать бред конечно, но Вы вправе обжаловать бездействие инспектора вышестоящему должностному лицу в порядке подчиненности, в прокуратуру, а если это не поможет, то в суд в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.
Если есть ГРЗ, то можно провести расследование и установить текущего собственника, опросив последнего собственника по данным учета ГИБДД.

26.1. Считайте что оперативный розыск, это тоже самое что и федеральный розыск. Разницы нет. Удачи вам и всего наилучшего.

27.1. Если Вас привлекают в качестве свидетеля, то можете не ехать. Но в то же время вас могут объявить в розыск. Вы можете связаться со следователем и просить направить запрос в следственный комитет РФ по месту вашего жительства и допросить вас здесь.

27.2. В розыск свидетелей не подают! Могут отправить международные поручения чтобы вас допросить тут в России. Даже если вы станете по мере расследования обвиняемым, то являясь гражданином РФ не будете подлежать выдаче Казахстану. В таком случае возможно выделение и направление дела в РФ для привлечения к ответственности в РФ.

28.1. Какие действия являются неправомерными. Следовательно имеет никакого права вам угрожать. Вы имеете право обратиться с жалобой к прокурору.

28.2. Только официальная повестка к следователю, угрозу это плохо пишите жалобу на горе следователя.
Статья 188. Порядок вызова на допрос [ 1. Свидетель, потерпевший вызывается на допрос повесткой, в которой указываются, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин. 2. Повестка вручается лицу, вызываемому на допрос, под расписку либо передается с помощью средств связи. В случае временного отсутствия лица, вызываемого на допрос, повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту его работы или по поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку лицу, вызываемому на допрос. 3. Лицо, вызываемое на допрос, обязано явиться в назначенный срок либо заранее уведомить следователя о причинах неявки. В случае неявки без уважительных причин лицо, вызываемое на допрос, может быть подвергнуто приводу либо к нему могут быть применены иные меры процессуального принуждения, предусмотренные статьей 111 настоящего Кодекса.

29.1. Если Вы понятия не имели, что фирма совершает мошеннические действия, и Вас вызывают в качестве свидетеля, обвинение не предъявлено, и пока Вам ничего не грозит, тем более, если Вашей вины в мошенничестве нет.

29.2. Если вы не совершали преступления, то ничего не грозит. Просто дадите показания, в чем ваша работа заключалась и все. Всего доброго!

29.3. Вы можете нести ответственность силу закона только за те действия, который является противозаконным и Доказано ваша вина. Если вы ничего не знали о ваших действиях не было ничего противозаконного, то ничего вам не грозит.

29.4. По таким делам как правило привлекают к ответственности учредителей, участников, директора и бухгалтера. Менеджер не мог знать оплачивает ли фирма НДС или нет, так что вам беспокоится не о чем. Помните у вас есть право явиться на допрос с адвокатом даже если у вас статус свидетеля.

30.1. Да, Вы можете подать в суд исковое заявление о взыскании страховой выплаты. Отказ страховой компании по данному основанию незаконный.

Ст 315 ук рф основания розыска

Основания розыска
В соответствии со статьей 210 УПК РФ, если местонахождение обвиняемого неизвестно, следователь поручает производство розыска органам дознания. Об этом поручении указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносится отдельное постановление. Розыск обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. К постановлению о розыске прикладывается справка о личности разыскиваемого обвиняемого с указанием всех его анкетных данных, если имеется – то и фотография или дактокарта.

Под скрывшимися преступниками понимаются обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от следствия и суда; совершившие побег из ИВС, из-под конвоя милиции, из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, из-под конвоя подразделений уголовно-исполнительной системы, а также уклонившиеся от исправительных работ – после принятия судом решения о замене исправительных работ другими видами наказания.
При наличии оснований, перечисленных в ст. 97 УПК РФ (основания избрания меры пресечения), в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случае, если обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ, либо им нарушена ранее избранная мера пресечения, или обвиняемый скрылся, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу. По приостановленному в связи с розыском обвиняемого делу следователь регулярно направляет запросы органу, которому поручено производство розыска, о результатах предпринятых розыскных мероприятий, осуществляет координационную работу по направлению розыска.
Постановление об объявлении в розыск, с приложением копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, справки о личности разыскиваемого не позднее трех дней (после вынесения постановления) передается через канцелярию в розыскное подразделение правоохранительного органа. При получении материалов объявления обвиняемого в розыск, сотрудник розыскного подразделения информирует личный состав правоохранительного органа о личности и приметах разыскиваемого, включая сведения об уклонении в суточную сводку о происшествиях и преступлениях. По месту жительства и работы разыскиваемого, а также в местах его вероятного нахождения выявляются лица, которым могут быть известны сведения о местонахождении обвиняемого либо иные данные, способствующие розыску. В оперативно-розыскные органы, на территории обслуживания которых вероятно появление разыскиваемого, и по маршрутам его возможного передвижения, направляются розыскные ориентировки.
Если первоначальные проверочные мероприятия не дали результатов, по истечении 10 суток принимается решение о заведении розыскного дела (ст. 10 ФЗ об ОРД). При заведении розыскного дела составляется план мероприятий, являющийся организационной основой работы в период местного розыска. В плане работы формулируются розыскные версии о предполагаемом месте пребывания разыскиваемого, указываются необходимые общепоисковые мероприятия и конкретные мероприятия по проверке каждой выдвинутой версии. Если местный розыск не дает результатов, объявляется федеральный розыск. Сроки объявления федерального розыска скрывшихся преступников зависят от тяжести совершенных ими преступлений. Лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, побег из исправительных учреждений и следственных изоляторов, вооруженные огнестрельным оружием либо взрывчатыми веществами, разыскиваемые за причастность к террористическим актам, члены террористических организаций, организованных преступных групп и сообществ объявляются в федеральный розыск немедленно после принятия процессуального решения о производстве розыска.
Обвиняемые, совершившие преступления небольшой или средней тяжести, объявляются в федеральный розыск по истечении трех месяцев со дня объявления местного розыска. Этих лиц разрешается объявлять в федеральный розыск ранее этого срока, если имеются достаточные данные полагать. Что меры местного розыска полностью исчерпаны. Если имеются основания полагать, что разыскиваемое лицо выехало за пределы данной страны в страну СНГ, объявляется межгосударственный розыск. На территории Российской Федерации объявление межгосударственного розыска происходит одновременно с объявлением лица в федеральный розыск без вынесения специального постановления.
Международный розыск объявляется в том случае, если в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы РФ, либо достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации, либо получена информация о намерении разыскиваемого выехать за рубеж с деловой или другой целью.
Предварительное следствие возобновляется по мотивированному постановлению следователя после того, как:
1) отпали основания для его приостановления;
2) возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия обвиняемого.
Приостановленное предварительное следствие может быть возобновлено также постановлением прокурора либо начальника следственного отдела в связи с отменой постановления следователя о приостановлении, в связи с его необоснованностью либо преждевременностью.
О возобновлении предварительного следствия сообщается обвиняемому, защитнику, потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям, а также прокурору (ст. 211 УПК РФ).
Если известно, что в отношении вашего мужа возбуждено уголовное дело и объявлен розыск, то необходимо явиться к должностному лицу, в производстве которого находится уголовное дело.
Если считаете, что уголовное дело возбуждено незаконно и необоснованно, то вы вправе постановление о возбуждении дела обжаловать в прокуратуру или суд, в порядке ст.ст. 124, 125 УПК РФ.
В жалобе излагаются основания, по которым, по вашему мнению, указанное постановление должно быть отменено.
Такие же действия могут быть совершены и по отношению к постановлению об объявлении розыска.
Поскольку, как указано выше, преступление, предусмотренное ст. 315 УК РФ, является преступлением небольшой тяжести, то избрание меры пресечения в отношения вашего мужа в виде заключения под стражу – маловероятно.
В этом случае учитывается также те обстоятельства, что обвиняемый имеет постоянное место жительства, ранее не привлекался к какой-либо ответственности, положительно характеризуется по месту жительства, а также иные обстоятельства, положительно характеризующие его личность.

Розыск подозреваемых и обвиняемых

Граждане не любят общаться с представителями правоохранительных органов, и когда эта нелюбовь по тем или иным причинам превращается в желание скрыться и убежать от всевидящего государева ока, государство применяет институт розыска.

Согласно ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» задачами оперативно-розыскной деятельности в числе прочих являются осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших, установление имущества, подлежащего конфискации.

Таким образом, розыск может применяться как в отношении гражданина, так и в отношении принадлежащего ему имущества. На сегодняшний день на основании действующего законодательства можно выделить следующие виды розыска:

  • розыск обвиняемого (подозреваемого) в рамках уголовного судопроизводства;
  • исполнительный розыск должника, имущества должника, ребёнка, лица, уклоняющегося от отбывания наказания в виде обязательных работ или штрафа;
  • сторожевой контроль;
  • розыск транспортного средства (в порядке, установленном Инструкцией по розыску автотранспортных средств, утверждённой приказом МВД РФ № 58 от 17.02.1994 года);
  • розыск лиц при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества (на основании ст. 18.1 УИК РФ);
  • розыск пропавших без вести;
  • розыск лиц, сбежавших из мест лишения свободы;
  • розыск иностранных граждан и лиц без гражданства, скрывшихся от учета органов внутренних дел.
Читать еще:  Считаюсь ли я судимым гражданином в данной ситуации?

Наиболее значительным в плане возможных принудительных мер и степени ограничения конституционных прав и свобод граждан является розыск подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений лиц (с данным розыском по указанным критериям может сравнится и даже превзойти его только розыск лиц, сбежавших из мест лишения свободы).

Розыск обвиняемых и подозреваемых возможен при наличии следующих условий:

  • имеется возбужденное уголовное дело;
  • статус разыскиваемого лица по уголовному делу – подозреваемый или обвиняемый (подсудимый).

Основой для розыска подозреваемого, обвиняемого является статья 210 УПК РФ, согласно которой при отсутствии сведений о месте нахождения подозреваемого или обвиняемого следователь поручает его розыск органам дознания.

Формально процедура объявления в розыск подозреваемого или обвиняемого заключается в вынесении следователем постановления об объявлении в розыск и направлении данного постановления для исполнения в оперативное подразделение соответствующего правоохранительного органа (МВД РФ, ФСБ РФ). Следователь выносит и направляет постановление о розыске в оперативное подразделение в трёх дневный срок с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Розыск может быть объявлен как во время производства следствия, так одновременно с приостановлением следствия. Если следователь объявляет обвиняемого или подозреваемого в розыск одновременно с приостановлением предварительного следствия, то он вправе не составлять отдельное постановление об объявлении в розыск: в этом случае выносится единое постановление о приостановлении предварительного следствия и объявлении в розыск. Для исполнения поручений следователя о розыске обвиняемых и подозреваемых в системе оперативных подразделений МВД РФ и ФСБ РФ созданы специальные розыскные подразделения, сотрудники которых после получения постановления об объявлении в розыск заводят розыскное дело на разыскиваемое лицо и принимают меры к установлению местонахождения последнего. Как правило, розыскное дело заводится по истечении 10 дней со дня поступления постановления следователя об объявлении обвиняемого или подозреваемого в розыск. В течении указанных 10 дней оперативными сотрудниками проводятся первоначальные действия по установлению местонахождения разыскиваемого лица, и если эти действия не дали результата, заводится розыскное дело. Однако в случаях, не терпящих отлагательств, когда имеются сведения о том, что без проведения всего комплекса розыскных мероприятий обвиняемого не обнаружить, например, имеются сведения о том, что обвиняемый покинул пределы России, розыскное дело заводится сразу после объявления лица в розыск. О заведении розыскного дела выносится отдельное постановление, одновременно разрабатывается план розыскных мероприятий, который утверждается руководителем розыскного подразделения.

После заведения розыскного дела оперативный сотрудник незамедлительно заполняет на разыскиваемое лицо розыскную карточку в двух экземплярах, сторожевой листок, статистическую карточку установленной формы, которая направляется для постановки разыскиваемого на учёт в федеральных и региональных информационных центрах (ГИЦ МВД РФ, ЗИЦ ГУ МВД РФ по г. Москве либо иным субъектам федерации, также при необходимости в информационных центрах ФСБ и иных правоохранительных органов). Также на разыскиваемое лицо заполняются опознавательные карты, которые хранятся в материалах розыскного дела, а по истечении гола направляются в информационные центры для проверки по картотекам неопознанных трупов (на без вести пропавших опознавательные карты направляются не позднее одного месяца). О розыске информируется подразделение МВД РФ по месту выдачи паспорта, также органы ЗАГСа по месту получения свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака (делается это на случай обращения разыскиваемым за получением нового паспорта, за сменой фамилии, получением паспорта и др.)

В ходе розыска опрашиваются соседи, родственники и знакомые разыскиваемого лица, изымаются образцы почерка, фотографии и образцы для сравнительного исследования, подготавливаются и направляются в вышестоящие и иные подразделения органов внутренних дел, ФСБ РФ, в частности по месту возможного местонахождения разыскиваемого лица розыскные задания и ориентировки, информация для помещения сведений о разыскиваемом лице в оперативные сводки и ориентировки.

Анализ современной следственной практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев следствие в один и тот же день выносит постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, постановление об избрании меры пресечения, постановление о приостановлении следствия и объявлении лица в розыск. Данная практика заочного предъявления обвинения в целях объявления лица в розыск уходит своими корнями в советскую эпоху, однако в современных условиях ее законность при рассмотрении во взаимосвязи действующих процессуальных норм вызывает сомнения, так как, к примеру, не позволяет уведомить лицо о предстоящей процедуре предъявления обвинения.

Итак, объявление в розыск в связи противоправным поведением лица возможно только в отношении подозреваемого или обвиняемого. С формальной точки зрения для объявления гражданина в розыск помимо факта наличия возбужденного уголовного дела должно быть хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • уголовное дело должно быть возбуждено в отношении разыскиваемого лица;
  • в отношении разыскиваемого лица должно быть вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого;
  • разыскиваемое лицо должно было быть ранее допрошено по данному уголовному делу в качестве подозреваемого;
  • разыскиваемое лицо задерживалось ранее по данному уголовному делу в качестве подозреваемого;
  • в отношении разыскиваемого лица применялась мера пресечения до предъявления обвинения;
  • разыскиваемое лицо уведомлялось о подозрении в совершении преступления при производстве расследования по уголовному делу в форме дознания.

Именно наличие одного из перечисленных обстоятельств подтверждает статус лица по делу как соотвественно подозреваемого или обвиняемого.

По территории проведения розыскных мероприятий розыск подозреваемых и обвиняемых может быть местным (в пределах одного субъекта Российской Федерации), федеральным (по всей территории РФ), межгосударственным (на территории стран-участников СНГ) и международным (за пределами России с использованием возможностей Интерпола или на основании двусторонних международных соглашений).

Как правило, при отсутствии сведений о выезде разыскиваемого лица за пределы региона вышеуказанные виды розыска последовательно сменяют друг друга по истечении определенного периода времени: если местный розыск не дал результатов, проводится розыск по всей территории России, далее розыск объявляется по территории стран – участников СНГ, и, наконец, объявляется международный розыск. Обязательным условием объявления лица в международный розыск является принятие в отношении него судом решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Вопреки устоявшемуся мнению, любой из вышеуказанных видов розыска, включая международный, может быть объявлен сразу при наличии сведений о том, что разыскиваемое лицо покинуло пределы соотвественно субъекта федерации, России, территорию стран СНГ, вылетело в конкретную зарубежную страну.

Следует знать, что обмен информацией в отношении представляющих для правоохранительных органов России лиц происходит между Россией и иностранными государствами не только в форме объявления лица в розыск, но и путём предоставления информации об указанных лицах путём направления запросов. Так, в соответствие с Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утверждённой совместным приказом МВД РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ, ФТС РФ, Минюста и ФСКН РФ, Генеральный секретариат Интерпола на основании полученных от Национальных бюро сведений в отношении лиц, представляющих оперативный интерес, выпускает уведомления различного типа, различающиеся цветовым обозначением (цветом угла уведомления). Так, если в отношении лиц, объявленных в международный розыск, выпускаются уведомления с красным углом, то в отношении лиц, не обладающих статусом обвиняемого или подозреваемого, не объявленных в розыск, но представляющих потенциальную угрозу для законности и правопорядка допускается выпуск уведомлений с зелёным углом, которые не предполагают задержания или применения иных принудительных мер, но дают основания для сбора информации о лице и предоставления этой информации государству-инициатору.

Зачастую сотрудникам правоохранительных органов при решении возложенных на них законом задач необходимо установить местонахождение лица, подозреваемым или обвиняемым не являющегося. С формальной точки зрения розыск таких лиц, в том числе свидетелей и потерпевших законом не допускается. Однако на практике довольно-таки распространёнными являются случаи розыска лиц, представляющих интерес для правоохранительных органов, вне возбужденного уголовного дела или по возбужденному уголовному делу, но в отношении лиц, не являющихся подозреваемыми или обвиняемыми.

Так, для розыска лиц при отсутствии законных процессуальных оснований сотрудниками оперативных подразделений органов МВД РФ и ФСБ РФ используется способ так называемого «сторожевого контроля» с заполнением сторожевых листков. По сути, данный способ по степени информационного обеспечения возможностей для розыска лица внутри Российской Федерации ничем не отличается от розыска подозреваемых и обвиняемых, уступая последнему лишь мерах и степени ограничения конституционных прав после того, как разыскиваемое лицо обнаружено. В отношении лица, местонахождение которого надо установить, но в отношении которого нет законных оснований для объявления в розыск, проводится тот же комплекс мероприятий, что и при розыске: опрашиваются соседи и знакомые, заполняется сторожевой листок и направляются ориентировки, отслеживаются операции в отношении имущества, направляется информация в органы пограничного контроля, аэроперевозчикам, в систему «Магистраль» и т.п. Процедура «сторожевого контроля» регламентируется внутренними приказами МВД РФ и ФСБ РФ с грифом «для служебного использования»; о степени закрытости данных внутренних нормативных актов можно судить хотя бы потому, что они не были предоставлены для изучения даже Европейскому суду по правам человека при рассмотрении жалобы г-на Шимоволоса, который пожаловался на нарушение его прав вследствие применения к нему процедуры «сторожевого контроля». ЕСПЧ признал незаконность применения указанной системы «сторожевого контроля», однако она применяется в РФ по прежнему в полном объёме.

Таким образом, при том, что в целом система розыска подозреваемых и обвиняемых в России прозрачна и соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права, в нашей стране действует параллельная и полностью закрытая от общественного контроля система сыска, позволяющая фактически объявить в розыск любое лицо, независимо от наличия у государства к этому лицу законных и обоснованных претензий уголовно-правового характера. По сути, на основании рапорта оперативного сотрудника может быть установлен контроль за передвижениями любого лица. С одной стороны, устоявшийся порядок оправдан с точки зрения необходимости обеспечения безопасности и правопорядка, борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Однако одновременно данная сложившаяся система не защищена от субъективного усмотрения правоприменителей и возможных злоупотреблений с их стороны. Полагаем, что решение проблемы существует, оно опробовано и применяется на практике в странах Евросоюза; европейская система розыска, с одной стороны, довольно-таки прозрачна и защищена от злоупотреблений со стороны правоохранителей, с другой стороны, достаточно эффективна с точки зрения обеспечения оперативного розыска правонарушителей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector