Может педагог начальных классов работать в дошкольных учреждениях?
Prokurors.ru

Юридический портал

Может педагог начальных классов работать в дошкольных учреждениях?

Отсутствие у воспитателей детского сада профильного образования не может служить причиной увольнения их с работы, если они успешно осуществляют профессиональную педагогическую деятельность

Конституционный Суд РФ признал часть 1 статьи 46 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она используется в качестве обоснования прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, принятыми на работу до вступления в силу Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, успешно осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность и признанными аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.

Конституционный Суд РФ указал, в частности, следующее.

По своему предназначению в механизме правового регулирования трудовых отношений часть 1 статьи 46 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” направлена на исключение замещения должностей педагогов, воспитателей в образовательных организациях лицами, не имеющими профессиональной подготовки соответствующего уровня.

Следовательно, установленные ею требования должны по общему правилу применяться при решении вопроса о приеме на работу, поскольку именно на этом этапе оцениваются деловые качества гражданина, его способность выполнять работу по определенной профессии, должности, в том числе наличие профессионального образования. Как следует из подзаконных нормативных актов Минобрнауки России, возможность назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих среднего профессионального или высшего образования, не исключается (пункт 23 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года N 276). Такое назначение осуществляется в порядке исключения по рекомендации аттестационной комиссии.

Что же касается периода до вступления в силу Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, то согласно сложившейся практике – в том числе на основании пункта 9 раздела “Квалификационные характеристики должностей работников образования” Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России N 761н), которым была предусмотрена возможность назначения на соответствующие должности наряду с лицами, имеющими специальную подготовку и стаж работы, лиц, не имеющих такой подготовки, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, – лица, не имеющие среднего профессионального или высшего образования, принимались на работу воспитателями дошкольных образовательных организаций, тем более если профессиональную педагогическую деятельность они совмещали с обучением в высшем учебном заведении.

Таким образом, граждане, не имеющие необходимого профессионального образования, могли занимать должность воспитателя дошкольной образовательной организации. При этом их правовое положение в процессе осуществления профессиональной деятельности ничем не отличалось от положения тех работников, которые при приеме на работу в полной мере соответствовали установленным квалификационным требованиям в части наличия профессионального образования соответствующего уровня, поскольку правовой статус работника в трудовых правоотношениях определяется главным образом выполняемой работой (занимаемой должностью) и условиями труда.

Следовательно, при введении в действие Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” не предполагалось, что оценке будет подвергаться наличие требуемого в соответствии с ним профессионального образования у педагогических работников, уже состоящих в трудовых отношениях и успешно осуществляющих профессиональную деятельность.

Согласно действующему правовому регулированию в сфере труда уровень квалификации лиц, состоящих в трудовых отношениях, их соответствие занимаемой должности, выполняемой работе могут быть предметом проверки в процессе проведения периодической, в том числе внеочередной, или однократной аттестации. При этом работодатель обладает широкими полномочиями, позволяющими ему обеспечить надлежащее исполнение работником трудовых обязанностей, в том числе расторгнуть с ним трудовой договор в случае несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (пункт 3 части первой статьи 81 ТК РФ).

Воспитатель дошкольной образовательной организации, равно как и другие педагогические работники, подлежит периодической аттестации, в процессе которой всесторонне оценивается его трудовая деятельность и делается вывод о соответствии (или несоответствии) занимаемой должности.

Если аттестационная комиссия выносит решение о том, что профессиональные, деловые качества воспитателя дошкольной образовательной организации, не имеющего соответствующего образования, но длительное время осуществляющего профессиональную педагогическую деятельность, позволяют ему успешно выполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором, а результаты его профессиональной деятельности оцениваются положительно, нет оснований полагать, что отсутствие у него требуемого уровня профессионального образования создает препятствия для добросовестного исполнения им трудовых обязанностей и, следовательно, нарушает интересы детей и их законных представителей.

Соответственно, для обеспечения эффективной организации трудового процесса в сфере дошкольного образования нет необходимости использовать иные правовые механизмы, которые без учета мнения работодателя и аттестационной комиссии допускают прекращение трудовых отношений с работником исключительно по формальным основаниям. В противном случае допускалось бы увольнение работника без учета его реальной способности осуществлять профессиональную деятельность, обусловленную заключенным трудовым договором, правовой природы трудовых отношений, основу которых составляет выполнение трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя, а также интересов и полномочий работодателя, который, как это следует из правовых позиций Конституционного Суда РФ, вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по подбору, расстановке и увольнению работников (Постановление от 24 января 2002 года N 3-П).

В связи с введением в трудовое законодательство понятия профессионального стандарта и принятием Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” федеральными законами от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” и от 22 декабря 2014 года N 443-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О науке и государственной научно-технической политике” в части совершенствования механизмов регулирования труда научных работников, руководителей научных организаций, их заместителей” в часть первую статьи 331 ТК РФ были внесены изменения, закрепившие, что к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством РФ в сфере образования.

Таким образом, наряду с общим требованием к образованию педагогических работников, установленным оспариваемым законоположением, стали действовать профессиональные стандарты.

В частности, Приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года N 544н был утвержден профессиональный стандарт “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”, предусматривающий в качестве требований к образованию и обучению по должности “воспитатель” наличие высшего образования или среднего профессионального образования в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования “Образование и педагогические науки” либо высшего образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации. При этом требования к опыту практической работы названным стандартом не предъявляются.

В отличие от Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих профессиональный стандарт не предусматривает исключений для лиц, не отвечающих квалификационным требованиям к уровню образования, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Согласно изложенной в письме от 22 апреля 2016 года N 14-3/В-381 позиции Минтруда России, являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере труда, вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. В этом же письме отмечается, что при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе “Требования к квалификации”, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Следовательно, как цель введения профессиональных стандартов, в частности в сфере образования, так и их предназначение в механизме правового регулирования не предполагали увольнения с работы лиц, не соответствующих в полной мере квалификационным требованиям к образованию, но успешно выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций. Решение вопроса о продолжении профессиональной деятельности должно осуществляться с учетом длящегося характера трудовых отношений на основе осуществляемой в ходе аттестации оценки способности работника выполнять порученную ему работу.

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев .

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Материалы по теме:

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»). Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018). Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г. работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении. К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права». В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб. При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

Читать еще:  Сколько дней имеют право продавцы квартиры проживать в ней?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2). Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию. Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения. Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением». Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г. Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию. Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки. Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя. Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению. Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада. Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования. Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст. 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут. Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г. работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена». В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам. При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч. 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Главное о профессии воспитателя в Воронеже: советы начинающим специалистам и часто допускаемые ошибки

В Воронеже постоянно требуются воспитатели дошкольных образовательных учреждений – как опытные, так и новички. Только на портале Яндекс.Работа в январе 2020 года размещено больше 100 свежих вакансий от государственных и частных ДОУ. В связи с ростом спроса на профессию к воспитателю выдвигаются особые требования. То есть специалисты должны не просто любить детей и хотеть работать с ними, но и обладать рядом личных и профессиональных качеств, прислушиваться к советам более опытных коллег.

Каким должен быть воспитатель?

Для работы воспитателем требуется профильное среднее профессиональное или высшее образование. При наличии диплома любого непрофильного вуза, колледжа, техникума можно получить право работать в ДОУ, окончив курсы профессиональной переподготовки по профилю «Дошкольное образование».

Воспитатель должен обладать знаниями в области дошкольной педагогики, возрастной психологии, физиологии, анатомии и гигиены, обязан разбираться в основах обучения математике, рисованию, физической культуре, чтению, счету и прикладному искусству. Серьезные требования предъявляются к личным качествам специалиста, ведь ребенок в дошкольном возрасте опирается не только на слова, но и на поведение взрослого. Поэтому воспитатель должен быть справедливым, спокойным, аккуратным, опрятным, тактичным, обладать хорошей дикцией и грамотной речью.

Может ли воспитатель работать учителем начальных классов?

Требования к образованию учителя начальных классов и воспитателя в профстандарте для педагогических работников одинаковы – им нужно окончить вуз, техникум или колледж по профилю «Образование и педагогические науки» либо пройти переподготовку на базе непрофильного высшего или среднего профессионального образования.

Но это не значит, что воспитатель может без дополнительного обучения устроиться на работу в школу. Чтобы получить нужные для преподавания в младших классах компетенции, необходимо пройти соответствующую программу профпереподготовки, например, курс:

Есть и программа, которая позволяет получить сразу две квалификации для работы в ДОУ и школе:

Распространенные ошибки начинающих воспитателей

  • Отсутствие индивидуального подхода к детям. Воспитатели-новички часто видят в детях только черты, присущие определенному возрасту: «В 3 года ребенок начинает проявлять интерес к ролевым играм», «В 2 года ребенок спит днем 2 часа». Но даже в 2-3 года каждый малыш уже является полноценной личностью со своим характером, темпераментом, интересами, способностями. К тому же дети развиваются неравномерно – кто-то немного отстает, кто-то, наоборот, опережает сверстников по развитию. Поэтому даже в условиях большого количества детей в группе детского сада нужно стараться применять индивидуальный подход. Например, одному малышу в случае проступка объяснить его неправоту словами, другому поставить в пример героя любимой сказки, у третьего задействовать эмоции.
  • Неправильное использование системы поощрений и наказаний. Воспитатели часто не успевают или не хотят разбираться в поступках детей, стараясь как можно быстрее разрешить любой инцидент, наказать «виновных» и утешить «пострадавших». Из-за этого наказания и поощрения нередко бывают несправедливыми, что негативно сказывается на психологическом климате в детском коллективе, формирует у малышей искаженное представление о добре и зле. Воспитателю нужно правильно увидеть конфликтную ситуацию, объяснить виноватым их неправоту и избрать такой вид наказания, который не ущемит чувство достоинства ребенка, не унизит его.
  • Повышение голоса на детей. Делать малышам замечания, обращать их внимание на неправильное поведение можно и даже нужно. Это один из ключевых моментов воспитания. Но важна форма педагогического воздействия. Окрики травмируют психологическую систему чувствительного ребенка, делают его замкнутым. Если же малыш не из робких, он быстро привыкает к замечаниям на повышенных тонах и перестает их воспринимать. Поэтому воспитателю нужно строго, но спокойно общаться с провинившимися детьми, объяснять им, в чем и почему они не правы. Малыш должен понять, что он сделал не так, а не просто испугаться крика.
  • Отсутствие культуры речи. В дошкольном возрасте у детей активно формируется речь. Проводя с воспитателями большую часть дня, именно у них малыш учиться, как и что говорить. Поэтому работникам ДОУ очень важно общаться не только с воспитанниками, но и друг с другом правильно – четко произносить слова, грамотно строить предложения, избегать слов-паразитов, сюсюканья и т. д.
  • Нарушение субординации в отношениях с родителями. Молодые воспитатели часто хотят стать друзьями с мамами и папами своих воспитанников. Но это не ведет ни к чему хорошему. Нередко «приближенные» родители начинают рассчитывать на особое отношение к их малышу, игнорируют общие требования и т. д. Поэтому отношения между родителями и воспитателем должны быть партнерскими, но субординированными.
Читать еще:  Получение льгод инвалидам

Как избежать ошибок в работе с детьми? Советы опытных воспитателей

  • Всегда выясняйте, почему ребенок ведет себя слишком активно или пассивно. В первом случае постарайтесь успокоить малыша, а во втором – увлечь каким-то занятием или вовлечь в общую деятельность, игру.
  • Замечания делайте тихим голосом и адресно. Чтобы малыш вас услышал, подойдите к нему, отведите его в сторону.
  • Перед наказанием всегда объясняйте ребенку, в чем он не прав.
  • Старайтесь не критиковать и не наказывать воспитанников при других детях, не использовать обидные характеристики даже в шутку.
  • Не выделяйте «любимчиков», старайтесь уделять одинаковое внимание всем детям в группе.
  • Разбирайтесь во всех конфликтных ситуациях, чтобы выявить их причины и провести разъяснительные беседы с участниками, а не только наказать виновных.
  • Ищите поводы, чтобы похвалить каждого ребенка.
  • Не требуйте от детей, чтобы они работали в одном темпе и добивались одинаковых результатов. Каждый малыш уникален и развивается по-своему.
  • Избегайте сравнения детей друг с другом, ведь в дошкольном возрасте они особенно чувствительны к оценке взрослых.
  • Формируйте у детей самостоятельность – не делайте все за них, позволяйте им принимать решения и совершать ошибки.
  • Наблюдайте за малышами, чтобы увидеть их склонности к определенным занятиям (рисованию, пению, физическим упражнениям и т. д.) и сообщить об этом родителям.
  • Работайте над разносторонним развитием детей, пробуйте разные виды деятельности, педагогические методы и приемы.

Можно ли пройти курсы для воспитателей детского сада в Воронеже?

В АНО ДПО «ВГАППССС» можно пройти курсы профпереподготовки для работы в ДОУ на базе любого высшего или среднего профессионального образования. Обучение полностью дистанционное* – вы осваиваете программу через интернет и получаете диплом по почте.

Сколько учиться на воспитателя, зависит от программы – продолжительность курсов составляет от 3 до 13,5 месяцев. У нас можно получить разные квалификации: воспитатель детей дошкольного возраста, старший воспитатель, помощник воспитателя и другие (все программы вы найдете здесь ). Наши курсы разработаны экспертами-практиками, которые всегда готовы ответить на любые вопросы не только о воспитании и обучении детей, но и других аспектах работы в ДОУ, например, сколько часов должен работать воспитатель по закону и какую зарплату получать, какие обязанности на него возлагаются, как повысить категорию и т. д.

Если вы затрудняетесь с выбором курса, обращайтесь к специалистам приемной комиссии – они помогут определиться с программой и расскажут о порядке зачисления.

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Поделитесь этой новостью в социальной сети!

Учителя начальных классов и воспитатели детского сада, вы довольны своей работой?

В этом году я заканчиваю педагогический институт по специальности “Учитель начальных классов”. Я могу работать и в саду, и в школе. Мне не принципиально, главное – с детьми. Где работать лучше? Каковы достоинства и недостатки?

у меня мама воспитатель. очень добрый человек. но работу свою очень не любит. очень устаёт,а платят мало.

знаю девушку,у нее 2 высших образования. работает нянечкой в д.с. за 4000 рублей. не может найти работу.

С детьми сейчас лучше вообще не работать, нервотрепка одна, т.к. родители придурошные с одной стороны достают, с другой стороны заваливают всевозможными бумажками. В детсаду головняк в основном с родителями, в школе с родителями и бумажками. Почему то дебильные родители думают, что их дети гении, хотя просто бы в зеркало на себя посмотрели(

В школе платят больше, а дети сейчас везде трудные и родители тоже “не подарки”.

Для версии Форума Woman.ru на компьютерах появились новые возможности и оформление.
Расскажите, какие впечатления от изменений?

2, ну не обобщайте всех родителей, есть и адекватные.

А так, соглашусь, бумажками завалены и воспитатели и учителя. У меня есть знакомые и в дет.саду и в школе. Постоянно на это жалуются. Так завалены, что и детьми заниматься некогда. Всем не угодишь- с родителями скандалы, какие-то разборки, одна нервотрёпка.

автор, вы молодец! идите в школу, там больше платят, как уже говорили. как хорошо, что есть еще люди, которые идут работать в сады и школы. вызывают уважение!

4. не обощаю, но 85% родителей – полный атас(, в школе работала(

Приходит папаша с бодунища дикого, так сказать поинтересоваться успехами сынули. Лица у них интеллектом совершенно не обезображены. Ну что тут папашке объяснять, его сын мягко говоря ЗПР. говорю, что для своего уровня Петя успевает удовлетворительно. Папаша: “Да? хорошо. а может нам ДЮМУ(!) начать читать?” 7 класс. (((

6, баян. этой шутке столько лет, сколько не живут. Преподаватели литературы ее очень любят вспоминать, когда “склонения” объясняют. Замечательно, что Вы ушли из школы, никому не пожелаю такого педагога.

Меня в школе на 4 месяца хватило. потом начала стервенеть и ненавидеть детей и их родителей. А ещё администрацию. Больше всего меня вымораживало, как зауч спрашивала у детей: “Как вам новый учитель, а потом подходила ко мне и тыкала, что детям во мне что-то не нравится. Один раз дети в седьмом классе стали швырять мячик у меня на уроке, когда я попыталась его взять -швырнцли дальше. я спросила:”Что это?”. Детки мне ответили:”Игра в собачку”. после этого я внезапно обнаружла в себе неженскую силу, схватила “собачника” за шкирку и вышвырнула в коридор. фу. ненавижу детей. Так, что радуйтесь, что в школе нет таких учителей, как я.

Автор, не пугайтесь. Очень многое зависит от самих учителей. Если человек учитель по призвнию, способен заинтересовать и увлечь детей, то родители за такого учителя сами кому хочешь глотку перегрызут.

Очень жаь, что сейчас все больше учителей не по призванию, а потому что больше никуда не поступили. Вообще удивляют коменты таких вот горе-учителей, которые сознательно шли в педагогический, а с детьми работать не хотят.

Конечно их и в школе родители любить не будут и в саду.

У нас изумительный воспитатель, мы ее на руках носим всей группой.

8 – вы во многом виноваты сами. Детей вы заинтересовать не смогли и уважать себя заставить тоже.

У нас, например, в этом году классный руководитель хотела уволиться. У нее конфликт с руководством школы. Не смогла. На столько она привязалась к классу, к детям и родителям, что осталась. Родители сами теперь с руководством воюют.

Идите работать в частный детский садик или репетитором подрабатывайте, готовьте к школе малышей. Там не будет никаких завучей, старых училок-сплетниц. Когда люди платят деньги за обучение, они намного благодарнее 🙂

вы бы еще спросили, довольны ли они своей зарплатой.

Идите работать в частный детский садик или репетитором подрабатывайте, готовьте к школе малышей. Там не будет никаких завучей, старых училок-сплетниц. Когда люди платят деньги за обучение, они намного благодарнее 🙂

Только з.пл. там в два раза меньше чем в гос. учреждениях. Например, если в гос.саду з.пл. воспитателя 15000руб., то в частном 8000-9000 руб.

подруга работает репетитором,ей нравится и дети ее любят,в школу не смогла устроиться так как трудно много желающих на место и берут по блату

8 – вы во многом виноваты сами. Детей вы заинтересовать не смогли и уважать себя заставить тоже

Ой, какие вы умные))) Я в этой школе что-то и не повстречала учителей, которые заставили себя уважать и любить свой предмет. моему предшественнику тоже этого сделать не удалось (она, кстати, ушла из-за того, что проблемы с сердцем начались). Детишки вон умудрились дожить до десятого класса и не знать полностью английский алфавит. А объяснить почему? Потому что им пофигу. А их родителям пофигу на них. и не надо тут говорить: вы сами виноваты, если вы не знаете обстановку в школе и не видете, какие ваши дети в школе. Что касается того, что в пед. идёт один отстой – извините, у нас на факультете одна четвёртая поступивших – это бывшие медалисты, да и тупорылых особо не было. правда, в школу 99 процентов идти изначально не планировало, т.к. диплом педа. (особенно) инфака -это, прежде всего, диплом о высшем образовании и конкретно в этом случае – знание языков.

С детьми сейчас лучше вообще не работать, нервотрепка одна, т.к. родители придурошные с одной стороны достают, с другой стороны заваливают всевозможными бумажками. В детсаду головняк в основном с родителями, в школе с родителями и бумажками. Почему то дебильные родители думают, что их дети гении, хотя просто бы в зеркало на себя посмотрели(

Подписываюсь по каждым словом! Отработала в школе 3 года и сбежала с этого АДА!

Кстати с детками до сих пор общаюсь и встречаемся! а вот руководство многих школ.

работтала и там, и там. Тяжело это, автор.И по-любому надо подрабатывать репетирством или совмещать с другой работой, уж очень маленькая зарплата.

У меня свекровь учитель начальных классов. Все бы хорошо, но работает она в гимназии и их там уже замучали. Постоянные проверки, аттестации, курсы(детей всех переводят на Маки и их тоже учат) и ещё куча всего. Она сейчас работает с утра и приходит довольно поздно вечером. Тяжело.

в добавок ко всему скажу, что найти работу в школе молодому специалисту практически невозможно. либо старушки места занимают, либо просто потому что вы молодая “замуж выйдете, родите, вы молодой специалист, надбавки платить и т . д.”. Работа неблагодарная ни со стороны детей ни со стороны родителей. Отговаривать бесполезно, нужно попробовать. Начинайте искать себе школу. Удачи

вы бы еще спросили, довольны ли они своей зарплатой.

зарплаты в Московских школах еще как хорошие.

Автор, я работаю в школе 5 лет. Сначала пошла, т.к. закончила пед. институт, а ребенок еще был маленький. Думала пару лет поработаю и уйду. Теперь понимаю, что не уйду никогда. Очень много плюсов. В московских школах платят, действительно, прилично. У нас учителя начальных классов со второй категорией получают около 35 тыс. Еще одна причина – это отпуск 54 дня. А еще каникулы, когда работы немного, есть время передохнуть. Потом работая в школе, вы, действительно, занимаетесь важным ДЕЛОМ воспитания и обучения детей. Но есть очень много минусов. Крыша едет. Детки, действительно, очень тяжелые, а про родителей и говорить нечего. У администрации давно уже крыша съехала, бесконечное хождение по урокам и бумажки, бумажки, бумажки. Не хватает сил на собственного ребенка. Решайте сами, я думаю стоит попробовать. И не слушайте жуткие истории, про то, что происходит на уроках. Все зависит от учителя. В меня НИКОГДА дети не бросались бумажками, и на уроках всегда спокойно. Надо держать обстановку в классе.

Читать еще:  Приставы не выполняют свою работу

Автор, я работаю в школе 5 лет. Сначала пошла, т.к. закончила пед. институт, а ребенок еще был маленький. Думала пару лет поработаю и уйду. Теперь понимаю, что не уйду никогда. Очень много плюсов. В московских школах платят, действительно, прилично. У нас учителя начальных классов со второй категорией получают около 35 тыс. Еще одна причина – это отпуск 54 дня. А еще каникулы, когда работы немного, есть время передохнуть. Потом работая в школе, вы, действительно, занимаетесь важным ДЕЛОМ воспитания и обучения детей. Но есть очень много минусов. Крыша едет. Детки, действительно, очень тяжелые, а про родителей и говорить нечего. У администрации давно уже крыша съехала, бесконечное хождение по урокам и бумажки, бумажки, бумажки. Не хватает сил на собственного ребенка. Решайте сами, я думаю стоит попробовать. И не слушайте жуткие истории, про то, что происходит на уроках. Все зависит от учителя. В меня НИКОГДА дети не бросались бумажками, и на уроках всегда спокойно. Надо держать обстановку в классе

А я думаю, это ещё зависит от школы, где Вы преподаёте. посмотрела бы я на Вас в моём классе, где 70 процентов – умственно отсталые ***.

Автор, я работаю в школе 5 лет. Сначала пошла, т.к. закончила пед. институт, а ребенок еще был маленький. Думала пару лет поработаю и уйду. Теперь понимаю, что не уйду никогда. Очень много плюсов. В московских школах платят, действительно, прилично. У нас учителя начальных классов со второй категорией получают около 35 тыс. Еще одна причина – это отпуск 54 дня. А еще каникулы, когда работы немного, есть время передохнуть. Потом работая в школе, вы, действительно, занимаетесь важным ДЕЛОМ воспитания и обучения детей. Но есть очень много минусов. Крыша едет. Детки, действительно, очень тяжелые, а про родителей и говорить нечего. У администрации давно уже крыша съехала, бесконечное хождение по урокам и бумажки, бумажки, бумажки. Не хватает сил на собственного ребенка. Решайте сами, я думаю стоит попробовать. И не слушайте жуткие истории, про то, что происходит на уроках. Все зависит от учителя. В меня НИКОГДА дети не бросались бумажками, и на уроках всегда спокойно. Надо держать обстановку в классе

А я думаю, это ещё зависит от школы, где Вы преподаёте. посмотрела бы я на Вас в моём классе, где 70 процентов – умственно отсталые ***.

вы же учитель!как можете называть детей хачиками?стыд!:(

Сумасшедшая балеринаАвтор, я работаю в школе 5 лет. Сначала пошла, т.к. закончила пед. институт, а ребенок еще был маленький. Думала пару лет поработаю и уйду. Теперь понимаю, что не уйду никогда. Очень много плюсов. В московских школах платят, действительно, прилично. У нас учителя начальных классов со второй категорией получают около 35 тыс. Еще одна причина – это отпуск 54 дня. А еще каникулы, когда работы немного, есть время передохнуть. Потом работая в школе, вы, действительно, занимаетесь важным ДЕЛОМ воспитания и обучения детей. Но есть очень много минусов. Крыша едет. Детки, действительно, очень тяжелые, а про родителей и говорить нечего. У администрации давно уже крыша съехала, бесконечное хождение по урокам и бумажки, бумажки, бумажки. Не хватает сил на собственного ребенка. Решайте сами, я думаю стоит попробовать. И не слушайте жуткие истории, про то, что происходит на уроках. Все зависит от учителя. В меня НИКОГДА дети не бросались бумажками, и на уроках всегда спокойно. Надо держать обстановку в классе

А я думаю, это ещё зависит от школы, где Вы преподаёте. посмотрела бы я на Вас в моём классе, где 70 процентов – умственно отсталые ***. вы же учитель!как можете называть детей хачиками?стыд!:(

деиствительно у вас хоть совесть есть? и сама кстати дура раз детей обзываеш ***

zzzСумасшедшая балеринаАвтор, я работаю в школе 5 лет. Сначала пошла, т.к. закончила пед. институт, а ребенок еще был маленький. Думала пару лет поработаю и уйду. Теперь понимаю, что не уйду никогда. Очень много плюсов. В московских школах платят, действительно, прилично. У нас учителя начальных классов со второй категорией получают около 35 тыс. Еще одна причина – это отпуск 54 дня. А еще каникулы, когда работы немного, есть время передохнуть. Потом работая в школе, вы, действительно, занимаетесь важным ДЕЛОМ воспитания и обучения детей. Но есть очень много минусов. Крыша едет. Детки, действительно, очень тяжелые, а про родителей и говорить нечего. У администрации давно уже крыша съехала, бесконечное хождение по урокам и бумажки, бумажки, бумажки. Не хватает сил на собственного ребенка. Решайте сами, я думаю стоит попробовать. И не слушайте жуткие истории, про то, что происходит на уроках. Все зависит от учителя. В меня НИКОГДА дети не бросались бумажками, и на уроках всегда спокойно. Надо держать обстановку в классе

А я думаю, это ещё зависит от школы, где Вы преподаёте. посмотрела бы я на Вас в моём классе, где 70 процентов – умственно отсталые ***. вы же учитель!как можете называть детей хачиками?стыд!:(деиствительно у вас хоть совесть есть? и сама кстати дура раз детей обзываеш ***

А как их еще называть? Давайте учиться называть вещи своими именами.

Профессия – воспитатель, педагог дополнительного образования

Выбор профессии воспитателя: плюсы и минусы.
Какие личные качества нужны воспитателю и педагогу дополнительного образования

Воспитатель (или воспитательница) и педагог дополнительного образования – это специалисты по воспитанию и развитию детей младшего возраста. Всем знакомы воспитатели, которые работают в детском саду. Они занимаются уходом, присмотром, воспитанием и образованием детей дошкольного возраста пока родители на работе. Работа воспитателя также востребована в детских домах, школах-интернатах и других учебно-воспитательных учреждениях.

Педагоги дополнительного образования – это специалисты, которые организуют секции, кружки, студии и клубы для дошкольников и младших школьников, где дают углубленные знания по школьным дисциплинами или развивают навыки, выходящие за рамки школьной программы. Педагоги дополнительного образования ведут спортивные секции, танцы, прикладные искусства, театральное мастерство, робототехнику, мультипликацию, мыловарение и тысячи других интересных развивающих занятий для детей.

Если вы хотите стать воспитателем или педагогом дополнительного образования, мы рекомендуем наши бесплатные тесты:

    ✔ Тест на профессию будущего педагога (социально-гуманитарный профиль) >>
    ✔ Профориентационный тест “Личность и профессия” >>

Чем занимается воспитатель на работе:
✎ Ухаживает и присматривает за детьми
✎ Организовывает игры и праздники
✎ Обучает навыкам самообслуживания, правилам поведения за столом, безопасности
✎ Обучает новым навыкам и компетенциям в соответствии со своим профилем (музыка, школьные дисциплины, спорт, ремесла)
✎ Следит за соблюдением режима дня и безопасностью детей
✎ Взаимодействует с родителями и педагогами дополнительного образования
✎ Ведет документацию

Плюсы и минусы работы воспитателя и педагога дополнительного образования
Работа воспитателя – это социально полезный и уважаемый труд. Если вы любите детей, хотите помогать им расти и развиваться, у вас стальные нервы и вы оптимист, то профессия – для вас. Работающие воспитатели выделяют положительные и отрицательные стороны своей работы:

✔ Общение с людьми
✔ Атмосфера детства – веселье, радость, сказки, игры
✔ Возможность научить ребенка хорошему и интересному, повлиять на его будущее
✔ Возможность творить и придумывать вместе с детьми
✔ Возможность самому учиться у детей и всегда оставаться молодым
✔ Длинный отпуск
✔ Возможность отдать своего ребенка в детский сад без очереди ✔ Воспитатель должен быть на работе к 7 утра
✔ Бывают трудные и конфликтные дети
✔ Чаще бывают “трудные” родители 🙂
✔ Приходится решать конфликты между детьми и между
родителями
✔ Небольшая зарплата
✔ Большая ответственность за жизнь и здоровье детей (в том числе
уголовная)
✔ Много рукописной работы

Какие универсальные компетенции нужны воспитателю и педагогу дополнительного образования
Конечно, главное в работе воспитателя и педагога – это любить детей. Но есть компетенции, которые необходимы будущему воспитателю и обязательно помогут ему в ежедневной работе.
✔ Коммуникабельность
✔ Грамотная устная и письменная речь
✔ Умение хорошо рассказывать
✔ Эмоциональный интеллект
✔ Уверенность в себе
✔ Дружелюбие
✔ Позитивный настрой
✔ Способность сопереживать
✔ Хороший внешний вид
✔ Терпеливость
✔ Стрессоустойчивость
✔ Организованность
✔ Умение мотивировать
✔ Креативность
✔ Любознательность

Средняя заработная плата
Воспитатели и педагоги дополнительного образования в государственных учреждениях, к сожалению, имеют невысокие оклады. Зарплата частных педагогов и гувернеров, воспитателей в коммерческих детских садах выше.
15 000 – 70 000 в месяц

Где учиться
Стать воспитателем можно после получения среднего профессионального образования по специальностям: дошкольное образование (44.02.01), педагогика дополнительного образования (44.02.03) и специальное дошкольное образование (44.02.04).
Поступить в колледж можно после 9 или после 11 класса.
Срок обучения на воспитателя после 9 класса составит 4 года, а после 11 класса – 3 года.

Колледжи:
• Гуманитарно-правовой колледж юридического института МГПУ
• Педагогический колледж “Арбат” МГПУ (бывший ПК № 9)
• Педагогический колледж “Дорогомилово” МГПУ (бывший ПК № 6)
• Педагогический колледж “Измайлово” МГПУ (бывший ПК № 8)
• Педагогический колледж “Медведково” МГПУ (бывший ПК № 14)
• Педагогический колледж № 18 “Митино”
• Педагогический колледж “Черемушки” МГПУ (бывший ПК № 4)
• Педагогический колледж № 10
• Педагогический колледж № 15
• Педагогический колледж им. С.Я. Маршака МГПУ (бывший ПК № 13)
• Социальный колледж РГСУ

Где работать
Воспитатель и педагог дополнительного образования может работать как в государственных учреждениях, так и в частных:
✔ Детские сады (МДОУ)
✔ Коммерческие детские сады (Сад-лицей при содействии ЮНЕСКО “Мир чудес”, Классический пансион при МГУ им. Ломоносова, Английский детский сад “Гусёнок”, Частный детский сад “Волшебный замок” и др.)
✔ Дома творчества
✔ Дома культуры
✔ Центры дошкольного развития
✔ Работа гувернером, няней

Востребованность
Работа воспитателя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам.

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР “Гуманитарные технологии”

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector