Можно ли не отрабатывать целевое направление,если есть красный диплом?
Prokurors.ru

Юридический портал

Можно ли не отрабатывать целевое направление,если есть красный диплом?

Как не отрабатывать целевое направление

  • Не хочу отрабатывать целевое направление, как отказаться, чтобы не платить.
  • Можно ли не отрабатывать в организации, выдавшей целевое направление?
  • В каких случаях можно не отрабатывать по целевому направлению после окончания ВУЗа?
  • Могу ли я не отрабатывать целевое направление, если поступаю в магистратуру? Спасибо!
  • Отказ от работы после целевого обучения. Как не отрабатывать по целевому направлению.

1.1. для того, чтобы впоследствии не отрабатывать, Вам следует расторгнуть сейчас договор на основании неисполнения условий договора стороной договора.

2. Не хочу отрабатывать целевое направление, как отказаться, чтобы не платить.

2.1. Можно рассматривать варианты отказа после анализа Вашего договора. Он у вас на руках?

3. Можно ли не отрабатывать в организации, выдавшей целевое направление?

3.1. Почитайте свой договор. Наверняка есть пункт, что если Вы не отработаете положенное время, то придется деньги за учебу возвращать.

4. В каких случаях можно не отрабатывать по целевому направлению после окончания ВУЗа?

4.1. все зависит от работодателя и от условия программы

5.1. Светлана Николаевна. Можно, но понятие целевое направление подразумевает под собой договор. Данный договор двусторонний. И если Вы в одностороннем порядке расторгнете его, то будете подвергнуты санкциям в виде оплаты обучения, за которое ранее платила медицинская организация. Подробнее смотрите условия договора с мед. орг., который был заключен между Вашей дочерью, вузом и этой орг-ей.

Таким образом, это для Вас материально не выгодно.

6.1. Ксения, тогда РЖД через суд взыщет деньги затраченные на учебу.

7.1. Неизвестно, непосредственно законодательством это не регулируется. Все зависит от условий (и формулировок этих условий) подписанного Вами договора, в настоящем случае по целевому направлению.

8.1. В данном случае непонятно, какие точно установлены условия договора, тем более, нет сроков отработки, и нет никаких финансовых гарантий, тут конечно нужно знакомиться с договором, но если условия договора не выполняются, то Вы можете написать заявление с просьбой расторгнуть договор, если комитет согласиться, то Вы расторгните договор по соглашению сторон и вопрос решиться. Но повторюсь, нужно смотреть договор.

8.2. В Первую очередь нужно изучить договор касаемо сроков. Желаю вам удачи в решении вашего вопроса.

9.1. По общему правилу не столько ошибки в договоре стоит искать, на моей практике ошибок не совершали, договоры типовые, а смотреть условия расторжения договора и сравнивать со своей ситуацией. Для различных профессий кроме общих условий (болезнь, не предоставление места работы и т.д.) есть и дополнительные условия расторжения договора. Например это может быть переезд по месту жительства мужа.

10.1. В данном случае вам никто не скажет должны или нет, так как должны быть изучены документы. Как вы учитесь без договора непонятно. Суд также изучает документы прежде чем вынести решение.

11.1. — Здравствуйте уважаемый посетитель, а почему нет? Хорошо что с вас ещё не взыскали за обучение. Читайте региональное законодательство по данному вопросу, но ответ нужно готовить и поднимать законодательство, а это платная услуга и также, проводится конкурс по всем программам, в том числе и по программе ЗЕМСКИЙ ДОКТОР. Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

12.1. —Здравствуйте, а вы больше ни чего не хотите? Далеко не факт что вас приняли бы на это обучение, так что придётся отрабатывать. Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

13.1. Читайте свой договор, согласно которому вы должны отрабатывать эти три года, там написаны все санкции, что будет, если этого не делать, как минимум придётся возвращать деньги за обучение

13.2. Виктор! Когда вы заключали договор и подписывали его с ЦРБ, то он вам не казался кабальным. Вы согласились на его условия. Теперь, чтобы не возвращать стоимость обучения, вам предстоит отработать 3 года в должности участкового врача, тогда сможете получить целевое направление в ординатуру. Если у вас есть финансовые возможности возвратить средства за целевое обучение и оплачивать ординатуру – пожалуйста. Кроме того, для поступления в ординатуру необходимо набрать определенное количество баллов. Вы их подсчитывали? У любой проблемы имеется решение, главное уметь его найти. Спасибо за то, что воспользовались услугами сайта!

Ушел и не вернулся?

За год в вузах проходят обучение 250 тысяч студентов-целевиков. Возвращаются к работодателям в свои регионы не более 20-30 процентов. Вот свежий пример. В Вологодской области к нынешнему февралю за направлениями в департамент здравоохранения обратились более 120 выпускников школ. При этом на работу в прошлом году пришли только 46 молодых специалистов. Ответственности за то, что нарушили условия договора, целевики чаще всего не несут. А потому целевые направления в некоторые вузы нередко рассматриваются как удобный способ стать студентом с невысоким баллом ЕГЭ.

Кому дать направление, решает регион или ведомство. По закону конкурс среди целевиков должен быть. Но если вуз берет 30 целевиков, а заявлений 31, можно считать, что конкурс есть. Средний балл целевиков – 62. При этом для всех остальных он может быть в вузе и 75, и 80.

В Московском государственном педуниверситете целевики из регионов готовы выстраиваться в очередь.

– В 2016 году было 366 заявок, в 2015-м – 286, в 2014-м – 162, – рассказывает проректор по учебной работе Елена Болотова.

Но взять всех их вуз не может. По закону вузы обязаны согласовывать квоты с региональными департаментами и министерствами. Не всегда эти решения принимаются в интересах приезжих целевиков.

Столичные целевики научились извлекать пользу даже из строгих правил приема. Вот как это делается: вузы сейчас зачисляют выпускников в две волны. Конкурс среди целевиков, как известно, ниже, чем у всех остальных поступающих, и зачислять их вуз обязан чуть раньше, чем тех, кто идет в первую волну. Человек подает заявления и на целевое место, и на обычное. Его зачисляют как целевика, а дальше он смотрит: если проходит по баллам в первую волну, то забирает заявление с целевого места и поступает в вуз как все остальные. Без всяких обязательств перед будущим работодателем. “Никакого наказания за то, что человек отказался идти по целевому направлению, нет”, – поясняет проректор Елена Болотова.

Если выпускник школы видит, что по баллам не проходит с основным потоком, то остается в целевиках. Можно ли как-то противостоять этой схеме?

– Думаю, всех абитуриентов надо принимать на общих основаниях. Целевой прием можно оставить только для тех, кто приезжает поступать с направлением из своего региона и обязательством вернуться обратно. Во всех остальных случаях надо переходить на расширение целевого обучения. При этом выстроить отношения со студентом так, чтобы работодатель его подхватывал только после зачисления на первый курс. В договоре обязательно должно быть прописано, где человек будет проходить практику, кто и как оплатит дорогу, питание, проживание в общежитии, – считает Елена Болотова.

– Может быть, надо проводить среди целевиков тестирование на профпригодность, ведь педвузы имеют на это право? – спрашиваю.

– Такой опыт был. Кто-то получал ожидаемый результат, кто-то огорчался. Было много трагедий. Допустим, родители отправляли ребенка в педвуз, а он приносил им результаты тестирования, из которых было ясно, что в системе “человек-человек” ему будет трудно работать. Мама с папой настаивали. И потом, тестирование – очень затратное мероприятие, – говорит проректор МПГУ.

В технологическом университете МИСиС с целевыми направлениями поступает около 1 процента абитуриентов. Почему так мало? Не набирают на ЕГЭ нужных для зачисления 210 баллов. Еще недавно порог был гораздо меньше и целевиков с направлениями приезжало очень много. По данным вуза, возвращались домой от 3 до 12 процентов.

Читать еще:  С какими проблемами можно столкнуться при открытии ИП?

При этом общее количество целевиков в вузе – около трети всех студентов. В филиалах – до 80 процентов. Работодатели начинают присматривать для себя будущих сотрудников уже во время учебы.

– Обычно это происходит начиная со второго курса,- рассказала ректор университета Алевтина Черникова. – Приведу вам пример, как подбирал для себя кадры один из горнорудных комбинатов. Сначала представители комбината протестировали 86 студентов, после собеседований осталось 54, после дополнительного тестирования 34. Дальше началась индивидуальная работа, потому что компания искала людей, которые поедут работать в Кузбасс. В итоге осталось 10 человек. Этим летом они были там на практике. Между вузом и этой компанией был заключен договор о ежемесячной материальной поддержке студентов.

У университета 1200 партнеров-работодателей, которые предлагают разные формы договоров с целевиками и заключают их на 3 – 4 курсах.

Все договоры – индивидуальные. Кому-то предлагают дополнительную к основной стипендию 3 тысячи, кому-то 20. Оговариваются условия практики, проезд к месту (все металлургические предприятия разбросаны по стране), помощь наставников. По целевому набору можно поехать на работу за границу. Например, однажды работодателю потребовались 30 молодых специалистов для работы в Зимбабве. В другой раз нужны были выпускники для объекта в Мьянме.

– Эффективная модель – когда работодатель связан напрямую со студентом. Причем договор лучше всего заключать на старших курсах, когда студент уже понимает, пойдет он в магистратуру или нет, займется наукой или готов работать на производстве, – считает Алевтина Черникова.

Еще один способ заинтересовать студента будущим рабочим местом – предложить ему учебную программу, разработанную при участии работодателей и возможность получить сертификат о дополнительных компетенциях. Например, на кафедре бизнес-информатики теоретически за 4 года можно получить до 40 сертификатов разных IT-компаний и выбрать себе место будущей работы.

Бывают случаи, когда целевики, отобранные работодателями, все же не доезжают до места работы. Предприятия, как правило, на конфликт не идут. Даже если выплачивали дополнительную стипендию.

Владимир Глибовец, помощник Хорошевского межрайонного прокурора Москвы, поступал в Московскую юридическую академию им. Кутафина по целевому направлению от Генпрокуратуры.

– Конкурс в специалитет для нас был точно такой же высокий, как для всех остальных абитуриентов, прибавки к стипендии за целевое направление не было. Но мне гарантировали будущее место работы. А я мечтал попасть в прокуратуру, – рассказал Владимир.

О том, чтобы нарушить условия договора, он и не думал. Это среди целевиков-юристов вообще большая редкость. Но соглашается с тем, что государственные структуры не очень охотно разыскивают “своих” целевиков, если те не доходят после окончания вузов до места работы.

– Гражданско-правовые отношения требуют того, чтобы одна из сторон обратилась в суд, – поясняет Глибовец.

На это надо время и деньги. Правда, потом все судебные издержки можно взыскать с виновного, но сначала его надо найти. Если, к примеру, больница или школа захотят пойти в суд и наказать целевика, который к ним не дошел, придется для начала потратить не меньше 30 тысяч рублей. Зачем им это, если они не потратили ни рубля на подготовку “своего” целевика? И как быть, если целевика отчислили за плохую учебу, он стал инвалидом или многодетным отцом, уехал жить в другую страну? А если вообще понял, что ошибся с выбором профессии и ушел из вуза? Подавать за это в суд или нет?

И ректоры, и эксперты единодушны – для того чтобы целевики возвращались на работу туда, откуда их направили, нужно два условия: участие рублем в подготовке студента и достойная зарплата.

Можно ли не отрабатывать целевое направление,если есть красный диплом?

Здравствуйте! Я брала целевое направление в медвуз. Окончила специалитет с красным дипломом и взяла целевое направление в той же больнице в ординатуру. Сейчас я заканчиваю ординатуру. Могу ли я, опираясь на красный диплом, не отрабатывать три года в этой больнице?

Ответы юристов ( 4 )

Здравствуйте. Законом установлено, что гражданин обязан возместить в полном объеме органу или организации расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в 2-кратном размере относительно указанных расходов.

О случаях, когда гражданин может быть освобожден от ответственности, в законе прямо не говорится. Поэтому в такой ситуации следует обращаться к договору, который был заключен. Так, в типовой форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 г. № 1076, названы случаи, при наступлении которых с гражданина снимается обязательство по оплате расходов на целевое обучение. К таким случаям относятся:

а) наличие заболеваний, препятствующих трудоустройству в организацию, которая указана в условиях договора, и подтвержденных заключениями уполномоченных органов;

б) признание в установленном порядке одного из родителей, супруга (супруги) инвалидом I или II группы, установление ребенку гражданина категории «ребенок-инвалид», если работа по трудовому договору (контракту) предоставляется не по месту постоянного жительства родителей, супруги (супруга) либо ребенка;

в) признание гражданина в установленном порядке инвалидом I или II группы;

г) тот факт, что гражданин является супругом (супругой) военнослужащего, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, если работа по трудовому договору (контракту) предоставляется не по месту службы супруга (супруги);

д) иные основания для освобождения гражданина от исполнения обязательств по трудоустройству.

Изучение пунктов типового договора дает возможность понять, в каких ситуациях гражданин вправе не выплачивать расходы, которые были затрачены на его обучение. Кроме того, пункт договора позволяет установить дополнительные случаи, когда можно не возмещать расходы. Таким образом, решая вопрос об ответственности гражданина (нужно ли вернуть деньги за обучение), прежде всего необходимо изучить договор о целевом обучении.

  • 9,7 рейтинг
  • 3114 отзывов эксперт

В законодательстве об образовании, там где регламентируется целевое обучение, нигде нет указания на то, что гражданин может быть освобожден от обязанности заключить трудовой договор и отработать положенное время на том основании, что им получен красный диплом. Если такое условие есть конкретно в вашем договоре на целевое обучение, то вы можете этим правом воспользоваться, конечно.

Здравствуйте, Маруся, к сожалению, красный диплом не освобождает вас от взятых на себя обязательств

ТК РФ Статья 207. Права и обязанности учеников по окончании ученичества

Лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается.
В случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.

Согласно статьи 207 ТК РФ, лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается.

В случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.

Списка уважительных причин законодательством не установлено.
Это подтверждается и письмом Службы по труду и занятости от 18 октября 2013 г. N 852-6: «действующее трудовое законодательство не содержит исчерпывающего перечня уважительных причин досрочного расторжения трудового договора. Поэтому вопрос о том, является ли указанная работником причина уважительной или нет, решается в каждом отдельном случае с учетом конкретных обстоятельств. Во избежание возможных споров уважительные причины для увольнения следует прописывать непосредственно в соглашении об обучении.»

Читать еще:  Несет ли ответственность работодатель за не аттестацию рабочего места?

Список причин, обычно используемых на практике:
• уход на пенсию по старости либо выход на пенсию пенсионера, получающего пенсию;
• направление мужа или жены на работу либо для прохождения службы за границу; • переезд в другую местность;
• болезнь, препятствующая продолжению работы или проживанию в данной местности (согласно медицинскому заключению, вынесенному в установленном порядке);
• необходимость ухода за ребенком возраста до 14 лет;
• необходимость ухода за больными членами семьи (при наличии медицинского заключения) или инвалидами I группы;
• зачисление в высшее, среднее специальное или иное учебное заведение, в аспирантуру либо клиническую ординатуру;
• нарушение работодателем коллективного или трудового договора.

Целевое направление в ВУЗ — плюсы и минусы

Целевое направление в вуз — программа, при которой за обучение студента платит работодатель. После получения диплома, «целевик» обязан отработать не менее 3-х лет на предприятии, которое платило за его обучение. В статье рассказываем о том, как получить целевое направление, а также о нюансах этой формы обучения.

Что такое целевое направление в вуз

Целевое направление, целевое обучение, целевой набор или целевой прием — программы в высших и средних учебных заведениях, по которым студент учиться за счет своего будущего работодателя. После выпуска студент обязан отработать не менее трех лет (точный срок указан в договоре).

Работодатель (государственная организация или частная компания) вправе оплатить не только обучение, но и жилье, проезд, а также выплачивать прибавку к стипендии (зависит от условий договора). Некоторые крупные корпорации включают в свои программы перспективных студентов, которые уже учатся.

Для абитуриентов по целевому направлению действует отдельный конкурс, где условия проще — меньше кандидатов (не менее 1,2 человека на место) и ниже проходной балл по ЕГЭ.

При поступлении заключается трёхсторонний договор между работодателем, студентом и вузом.

Особенности целевого направления

У целевого набора есть квота. Ее устанавливают с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей (Постановление о целевом обучении от 21 марта 2019). Это значит, что целевое направление действует только по ряду специальностей, в основном, технических и естественнонаучных.

То есть получить целевое направление на факультет геологии от того же “Газпрома”, а потом уехать работать геологом за полярный круг легче, чем получить целевое направление на факультет лингвистики или туристического дела. Но и это возможно. Например, на сайте МГЛУ есть данные о квоте для “целевиков” практически на все гуманитарные профессии на 2020 год.

Вуз выделяет на целевой набор от 5 до 30% от всех мест. Но есть некоторое число специальностей, которые полностью отданы под целевой набор, например, «Противодействие техническим разведкам», “Строительство железных дорог”, “Мосты и тоннели” и тд.

Чем престижнее вуз, тем больше у него квот на целевое обучение и тем выше желающих ими воспользоваться.

Согласно новым правилам целевого обучения, абитуриент должен сам искать работодателя и программу целевого набора.

Если абитуриент несовершеннолетний, то без согласия своего представителя (родителей или опекунов) он не может подавать заявку на целевое направление.

По целевому направлению студент не обязан учиться на отлично, достаточно получать удовлетворительные оценки.

Важно! С 1 января 2019 года работодатель может указать в договоре свои собственные требования к результатам обучения (например, указать, что диплом должен быть без троек).

Плюсы и минусы целевого направления

Среди плюсов можно отметить:

  1. Конкурс для “целевиков” — спасение для абитуриентов с низкими баллами по ЕГЭ.
  2. Конкурс проходит раньше конкурса для первого потока (обычно в конце июня), это значит, что если не пройдете по нему, можно попробовать на общих основаниях.
  3. Бесплатное обучение и прочие “плюшки” от работодателя.
  4. Не надо искать место для практики.
  5. 100-процентное трудоустройство.
  6. “Целевики” после обучения получают на предприятии расширенный соцпакет.
  7. Целевое направление действует и по программе бакалавриата, и по программе магистратуры.
  8. Беременность или состояние здоровья, из-за которых “целевику” пришлось прервать обучение, могут не считаться причиной расторжения договора, но это зависит от его изначальных условий.

Минусы:

  1. Вы подписываете договор на ближайшие 6-9 лет, который обязаны неукоснительно соблюдать. То есть, если вы отучились в престижном московском вузе по направлению администрации своего региона, то вам придется вернуться домой и отработать положенное количество лет.
  2. Если вы нарушаете договор (вас отчислили или вы не отработали необходимый срок), то должны будете оплатить работодателю потраченную на сумму (за обучение, проживание, доплату за стипендию). К этой сумме добавляется штраф.
  3. Ограниченное число специальностей, на которые можно поступать по целевому направлению.
  4. У вас может быть только одно целевое направление в один вуз. Несколько разных предприятий не дадут целевое направление одновременно.

Важно! Целевое направление действует только для бюджетных мест.

Как найти работодателя для получения целевого направления

Существует два вида целевых направлений: от государственных компаний и от частных.

По квоте Министерства образования и науки РФ

В данном случае можно получить целевое направление от государственного ведомства вашего региона. В администрации города есть информация, какие местные предприятия подают заявки на целевое направление.

Например, Департамент здравоохранения может направить вас в медицинский вуз, а Департамент образования — в педагогический, если не боитесь последующего распределения на работу в отдаленную местность вашего региона.

Важно! Заранее узнайте срок принятия заявление в госучреждение на целевое обучение. Многие принимают заявления с февраля.

Программа целевой контрактной подготовки

Чтобы попасть в программу целевой контрактной подготовки (для тех, кто идет с направлением от частных предприятий), нужно быть знакомым с предприятием.

Компании часто присматривают абитуриентов среди школьников посредством конкурсов, олимпиад, которые сами и проводят.

Или ваши родители долго работают на предприятии, имеют хорошую репутацию и авторитет.

Еще один случай — у вас уже есть среднее специальное образование, вы работаете на предприятии и оно готово оплатить вам высшее образование.

Можно самостоятельно найти компанию, в которой хотели бы работать и предложить свою кандидатуру на целевое обучение.

И последний вариант — вы идете на сайт вуза, где хотите учиться и там в соответствующем разделе смотрите, с какими компаниями вуз сотрудничает в рамках программ целевой подготовки.

Например, МИИТ активно сотрудничает с ОАО «РЖД» и «Московский метрополитен», РУДН набирает целевиков через «Мосэнерго» и «Гидроспецпроект». В МГТУ им. Н. Э. Баумана, ВШЭ, СПбПУ можно попасть по целевой программе «Газпрома».

Важно! Топовые компании проводят конкурсный набор абитуриентов, желающих учиться за их счет, в ходе которого рассматриваются успеваемость, личные достижения, участие в профильных олимпиадах и конкурсах. Проводятся собеседования и тестирование.

Некоторые компании (например, «Газпром», «Роснефть», «Роскосмос», «Уралкалий»), где работа связана с опасными для жизни условиями, от абитуриента требуют пройти медкомиссию.

Какие документы нужны для получения целевого направления

Если вы согласовали получение целевого направления, предприятию необходимы следующие документы:

  • если вы обучаетесь в школе – выписка об успеваемости за первое полугодие выпускного класса, заверенная печатью директора школы;
  • аттестат об образовании, если вы выпускник прошлых лет;
  • диплом о среднем специальном образовании, если вы поступаете после техникума или колледжа;
  • копия паспорта;
  • характеристика с места учебы (если требуется);
  • документы, подтверждающие особые достижения (грамоты, медали и т. д.).

Заявление на получение целевого направления пишется по образцу предприятия. Единой формы для него нет.

Подача документов в приемную комиссию

Определившись с организацией, вы пишите заявление на целевое направление, заключаете договор с предприятием и подаете документы в приемную комиссию вуза.

На сайта вуза в разделе “Приемная комиссия” или “Абитуриентам” указан список документов и есть форма заявления на целевое направление.

Читать еще:  Председатель и управляющий тсж ушел в декретный отпуск

Вывод

Целевое направление в вуз — программа, по которой предприятие оплачивает обучение студента, а тот потом отрабатывает оговоренный в контракте срок. У целевого направления есть свои преимущества, например, низкий конкурс и балл прохождения, бесплатное обучение, гарантированное трудоустройство.

Среди минусов можно отметить необходимость студенту оплачивать потраченные деньги и штраф в случае нарушения договора, не всегда привлекательные условия работы для “целевика”, строгие требования у крупных компаний к абитуриентам, желающим получить целевое направление.

Перед выбором целевого направления, важно определиться с выбранной профессией.

Ушел и не вернулся?

За год в вузах проходят обучение 250 тысяч студентов-целевиков. Возвращаются к работодателям в свои регионы не более 20-30 процентов. Вот свежий пример. В Вологодской области к нынешнему февралю за направлениями в департамент здравоохранения обратились более 120 выпускников школ. При этом на работу в прошлом году пришли только 46 молодых специалистов. Ответственности за то, что нарушили условия договора, целевики чаще всего не несут. А потому целевые направления в некоторые вузы нередко рассматриваются как удобный способ стать студентом с невысоким баллом ЕГЭ.

Кому дать направление, решает регион или ведомство. По закону конкурс среди целевиков должен быть. Но если вуз берет 30 целевиков, а заявлений 31, можно считать, что конкурс есть. Средний балл целевиков – 62. При этом для всех остальных он может быть в вузе и 75, и 80.

В Московском государственном педуниверситете целевики из регионов готовы выстраиваться в очередь.

– В 2016 году было 366 заявок, в 2015-м – 286, в 2014-м – 162, – рассказывает проректор по учебной работе Елена Болотова.

Но взять всех их вуз не может. По закону вузы обязаны согласовывать квоты с региональными департаментами и министерствами. Не всегда эти решения принимаются в интересах приезжих целевиков.

Столичные целевики научились извлекать пользу даже из строгих правил приема. Вот как это делается: вузы сейчас зачисляют выпускников в две волны. Конкурс среди целевиков, как известно, ниже, чем у всех остальных поступающих, и зачислять их вуз обязан чуть раньше, чем тех, кто идет в первую волну. Человек подает заявления и на целевое место, и на обычное. Его зачисляют как целевика, а дальше он смотрит: если проходит по баллам в первую волну, то забирает заявление с целевого места и поступает в вуз как все остальные. Без всяких обязательств перед будущим работодателем. “Никакого наказания за то, что человек отказался идти по целевому направлению, нет”, – поясняет проректор Елена Болотова.

Если выпускник школы видит, что по баллам не проходит с основным потоком, то остается в целевиках. Можно ли как-то противостоять этой схеме?

– Думаю, всех абитуриентов надо принимать на общих основаниях. Целевой прием можно оставить только для тех, кто приезжает поступать с направлением из своего региона и обязательством вернуться обратно. Во всех остальных случаях надо переходить на расширение целевого обучения. При этом выстроить отношения со студентом так, чтобы работодатель его подхватывал только после зачисления на первый курс. В договоре обязательно должно быть прописано, где человек будет проходить практику, кто и как оплатит дорогу, питание, проживание в общежитии, – считает Елена Болотова.

– Может быть, надо проводить среди целевиков тестирование на профпригодность, ведь педвузы имеют на это право? – спрашиваю.

– Такой опыт был. Кто-то получал ожидаемый результат, кто-то огорчался. Было много трагедий. Допустим, родители отправляли ребенка в педвуз, а он приносил им результаты тестирования, из которых было ясно, что в системе “человек-человек” ему будет трудно работать. Мама с папой настаивали. И потом, тестирование – очень затратное мероприятие, – говорит проректор МПГУ.

В технологическом университете МИСиС с целевыми направлениями поступает около 1 процента абитуриентов. Почему так мало? Не набирают на ЕГЭ нужных для зачисления 210 баллов. Еще недавно порог был гораздо меньше и целевиков с направлениями приезжало очень много. По данным вуза, возвращались домой от 3 до 12 процентов.

При этом общее количество целевиков в вузе – около трети всех студентов. В филиалах – до 80 процентов. Работодатели начинают присматривать для себя будущих сотрудников уже во время учебы.

– Обычно это происходит начиная со второго курса,- рассказала ректор университета Алевтина Черникова. – Приведу вам пример, как подбирал для себя кадры один из горнорудных комбинатов. Сначала представители комбината протестировали 86 студентов, после собеседований осталось 54, после дополнительного тестирования 34. Дальше началась индивидуальная работа, потому что компания искала людей, которые поедут работать в Кузбасс. В итоге осталось 10 человек. Этим летом они были там на практике. Между вузом и этой компанией был заключен договор о ежемесячной материальной поддержке студентов.

У университета 1200 партнеров-работодателей, которые предлагают разные формы договоров с целевиками и заключают их на 3 – 4 курсах.

Все договоры – индивидуальные. Кому-то предлагают дополнительную к основной стипендию 3 тысячи, кому-то 20. Оговариваются условия практики, проезд к месту (все металлургические предприятия разбросаны по стране), помощь наставников. По целевому набору можно поехать на работу за границу. Например, однажды работодателю потребовались 30 молодых специалистов для работы в Зимбабве. В другой раз нужны были выпускники для объекта в Мьянме.

– Эффективная модель – когда работодатель связан напрямую со студентом. Причем договор лучше всего заключать на старших курсах, когда студент уже понимает, пойдет он в магистратуру или нет, займется наукой или готов работать на производстве, – считает Алевтина Черникова.

Еще один способ заинтересовать студента будущим рабочим местом – предложить ему учебную программу, разработанную при участии работодателей и возможность получить сертификат о дополнительных компетенциях. Например, на кафедре бизнес-информатики теоретически за 4 года можно получить до 40 сертификатов разных IT-компаний и выбрать себе место будущей работы.

Бывают случаи, когда целевики, отобранные работодателями, все же не доезжают до места работы. Предприятия, как правило, на конфликт не идут. Даже если выплачивали дополнительную стипендию.

Владимир Глибовец, помощник Хорошевского межрайонного прокурора Москвы, поступал в Московскую юридическую академию им. Кутафина по целевому направлению от Генпрокуратуры.

– Конкурс в специалитет для нас был точно такой же высокий, как для всех остальных абитуриентов, прибавки к стипендии за целевое направление не было. Но мне гарантировали будущее место работы. А я мечтал попасть в прокуратуру, – рассказал Владимир.

О том, чтобы нарушить условия договора, он и не думал. Это среди целевиков-юристов вообще большая редкость. Но соглашается с тем, что государственные структуры не очень охотно разыскивают “своих” целевиков, если те не доходят после окончания вузов до места работы.

– Гражданско-правовые отношения требуют того, чтобы одна из сторон обратилась в суд, – поясняет Глибовец.

На это надо время и деньги. Правда, потом все судебные издержки можно взыскать с виновного, но сначала его надо найти. Если, к примеру, больница или школа захотят пойти в суд и наказать целевика, который к ним не дошел, придется для начала потратить не меньше 30 тысяч рублей. Зачем им это, если они не потратили ни рубля на подготовку “своего” целевика? И как быть, если целевика отчислили за плохую учебу, он стал инвалидом или многодетным отцом, уехал жить в другую страну? А если вообще понял, что ошибся с выбором профессии и ушел из вуза? Подавать за это в суд или нет?

И ректоры, и эксперты единодушны – для того чтобы целевики возвращались на работу туда, откуда их направили, нужно два условия: участие рублем в подготовке студента и достойная зарплата.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector