На какую организацию возлагается отлов бездомных животных?
Prokurors.ru

Юридический портал

На какую организацию возлагается отлов бездомных животных?

Держись, собака: почему новый закон о бездомных животных станет кошмаром для всех

С нового года правила отлова и обращения с бездомными животными резко меняются. Закон долго продвигали зоозащитники, и вот, наконец, свершилось — теперь бродячих псов нельзя ни отстреливать, ни усыплять, а из бюджета области на их содержание будут идти миллионы. Правда, инспекторы ветнадзора, чиновники и владельцы приютов в ужасе. Рассказываем, почему.

Итак, с 1 января вступает в силу новый федеральный закон № 498 “Об ответственном обращении с животными”, и уже сейчас проверены прокуратурой, одобрены юстицией и поддержаны депутатами все изменения в региональных законах, которые нужны для того, чтобы новые правила стали работать на территории Кузбасса.

До этого полномочия по организации обращения с бездомными животными были закреплены за управлением ветеринарии. С 1 января такая ответственность ляжет на органы местного самоуправления.

Как рассказал Сибдепо руководитель областного ветнадзора Сергей Лысенко, согласно методическим рекомендациям правительства, отловом и 30-дневным содержанием животных должны заниматься муниципальные службы. Собак будут ловить, отвозить в приют, стерилизовать/кастрировать, а по прошествии 30 дней – выпускать обратно. Искалеченных и нежизнеспособных животных — усыплять.

«В период содержания в приюте специалисты должны будут определить, насколько животное агрессивно, и мотивирована ли эта агрессия. Если собака не агрессивная или её агрессия мотивирована – собаку по истечению месяца вернут туда, где её поймали», — рассказал Сергей Лысенко.

По данным сотрудников ветнадзора, в Кузбассе сейчас около 7000 беспризорных собак, однако ловить всех и сразу никто не собирается: в год в области будут отлавливать 3500 беспризорных псов. На эти цели будет выделено 37 825 414 рублей: из расчёта 120 рублей в день на каждую собаку. Эти средства уже заложены в бюджет Кемеровской области на 2020 год.

Только благотворительность

Отдельная часть рекомендаций правительства касается содержания безнадзорных животных в приютах – по новому закону здоровые собаки, которые слишком агрессивны для того, чтобы выпускать их обратно, должны будут оставаться в приютах на пожизненное содержание.

«Согласно закону, муниципалитеты будут отвечать только за отлов и содержание собак, а вот полномочия по дальнейшему пожизненному содержанию агрессивных животных ложатся на владельцев этих заведений. Организовывать приюты имеют право юридическим фирмы, ИП, а если приют муниципальный, то городская или районная администрация будет искать подрядчика», — сообщили в ветнадзоре.

При этом на строительство, содержание самих приютов и агрессивных собак, живущих в них, не будет выделено ни копейки из облбюджета – только собственные средства владельцев приюта или благотворительность.

Есть и ещё одно ограничение – в области сейчас работают всего четыре официальных приюта для бездомных животных. Всё остальное – пункты передержки, которые своими силами устраивают зоозащитники. Так что если они и захотят работать по новому закону, то им придётся срочно проходить процедуру оформления юрлица или ИП. Или вообще не иметь дел с собаками. На «легализацию» у кузбасских зоозащитников всего месяц – до начала февраля.

А пока, получается, хотя новый закон и начнёт «работать» с нового года, выловленных на улице бродячих псов везти будет некуда.

Корреспонденты Сибдепо позвонили сразу в несколько кузбасских муниципалитетов, чтобы узнать, как там сейчас обстоят дела с отловом бездомных собак. Но какого-либо вразумительного ответа нигде не удалось добиться. Практически везде отвечали что да, беспризорных животных с улиц городов отлавливают, а вот что происходит с собаками потом – никто не уточнял. К примеру, в пресс-службе кемеровской администрации корреспонденту Сибдепо уточнили, что сейчас в городе идёт подготовка к применению метода «отлов-стерилизация-вакцинация-возврат».

А в другом муниципалитете честно, хотя и по-секрету, рассказали, что новые поправки в закон буквально дезорганизовали работу по отлову собак.

«Очень болезненная тема, мы готовимся к вступлению в силу новых правил, но это трудно. У нас сейчас буквально ищут предпринимателей, которые готовы заняться этими приютами. Желающих мало. До этого бездомных собак, если горожане жаловались, отлавливали, усыпляли, захоранивали. Сейчас, пока не примут новый закон, эта работа приостановлена на время, отлова нет», — сообщил собеседник.

«Это садизм»

Отлов, стерилизация и возвращение на улицу бездомных животных – это новый опыт для Кузбасса, но не для всей страны. К примеру, в соседней Томской области такая практика давно и хорошо отработана. Томская мэрия вот уже несколько лет выделяет деньги на отлов животных частной компании «Верный друг», которая, по совместительству, содержит приют и крематорий для животных.

Казалось бы, с вступлением в силу нового закона в работе «Верного друга» ничего не должно измениться. Но, по словам руководителя организации «Верный друг» Алены Можейко, новый закон – это как раз тот случай, когда хотели, как лучше, а получилось – как всегда.

Всегда собаки делились на три категории. Первая — это бывшие домашние контактные собаки, которые не боятся человека и могут его укусить. Таких собак оставляют в приюте и пытаются раздать новым хозяевам, но не очень успешно – животных поступает много, а разбирают неохотно. Сейчас в приюте у Алены около 300 таких собак. Другая категория животных – это как раз-таки собаки, которых стерилизуют. Чаще всего это только что родившие суки: собаку оперируют, помогают восстановиться и отпускают на волю. И, наконец, третья категория собак, которая до этого всегда попадала под усыпление – это собаки с немотивированной агрессией и новорожденные щенки.

«Новорожденных всегда убирали – неизвестно, какая собака из них потом вырастет. Скорее всего – агрессивная и не способная на контакт с людьми, причём в городской среде эти детёныши почти наверняка погибли бы. Сейчас это положение отменили и нам придётся выращивать этих щенков и после стерилизации отпускать в город. Сразу говорю – эти щенки будут гибнуть от нападений других членов стаи, под колёсами машин, с непривычки – от голода. Постепенно дичать», — рассказала Алёна.

По словам Алёны, отмена эвтаназии для беспризорных собак была «продвинута» в качестве закона зоозащитниками, но вместо сохранения жизней животных это приведёт только к ухудшению обстановки.

«Мы ставили с зоозащитниками эксперимент – на полтора месяца отменили полностью эвтаназию. К началу эксперимента в приюте было 400 собак, через 1,5 месяца – уже больше 700, и это при том, что мы массово начали выпускать стерилизованных собак. Я приводила зооозащитников и показывала этих несчастных псов, обречённых так жить до самой смерти: в вольерах, на переполненной территории, в постоянном стрессе», — вспоминает владелица приюта.

Томичка считает, что при обязательном отмене эвтаназии, как предусмотрено законом, приюты очень быстро превратятся для псов в переполненные тюрьмы строгого режима. Покусы, погрызы, усиление агрессии в условиях переполненных вольеров, практически полное отсутствие выгула при хроническом недостатке волонтёров – такую жизнь вряд ли можно будет назвать счастливой.

Не с тех начали

Алена Можейко уверена — по новым законам она сможет отработать максимум два-три месяца, как в принципе и любой другой человек, решивший организовать приют для бездомных животных. Потом — всё, приют «утонет» в животных и отчётности. На какую-либо существенную помощь благотворителей или внезапный альтруизм горожан, решивших разобрать по домам всех псов, томичка не рассчитывает.

«Законодатели пошли не с той стороны: сначала должен был быть создан закон, который бы создал налоговую базу для домашних животных, обязал владельцев регистрировать их, заботиться и строго наказывать за нарушения. И вот когда этот закон проработал бы года четыре, тогда и можно было бы создавать этот закон. На самом деле проблема в людях: мы приезжаем в район, где стаи бродячих собак, полностью очищаем его от животных – а через два года там бегают такие же стаи. Это «новенькие», выброшенные на помойки местными жителями», — отмечает Можейко.

Теперь же, уверена томичка, жителям городов придётся иметь дело с последствиями непродуманного закона: да, стерилизованных, чипированных и привитых псов на улицах станет больше, но они будут по-прежнему голодными и, при случае, агрессивными. И если отношение к содержанию животных в принципе в обществе не изменится, то бездомных псов будет всё больше.

Читать еще:  Наследование квартиры, если наследник не имеет в ней прописки

Россельхознадзор разъясняет: кто несет ответственность за бродячих животных

В Управление Россельхознадзора по Челябинской области поступило обращение жительницы Кизильского района Челябинской области, которая интересовалась, кто ответственен в населенном пункте за наличие бродячих животных, кто наделен полномочиями по контролю их количества.

Проблема с бродячими животными актуальна для многих российских городов. Сотни безнадзорных собак и кошек бегают по улицам наших городов, собираются в стаи, тем самым, представляя реальную угрозу жизни и здоровью граждан. В итоге – нанесение вреда здоровью людей, летальные исходы. Основной формой работы с безнадзорными и бездомными животными является безвозвратный отлов, то есть изъятие из городской среды без последующего возвращения животных на место отлова, и помещение отловленных животных в приюты.
В марте 2015 года Президент РФ В.В. Путин утвердил разграничение ответственности регионов и муниципалитетов за отлов бездомных животных, подписав Федеральный закон «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и статьи 141 и 161 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Федеральный Закон устанавливает, что к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ относится организация проведения на территории субъекта РФ мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных. Федеральным законом также предусматривается, что органы местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа, городского округа с внутригородским делением и внутригородского района имеют право осуществлять мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории соответствующего муниципального образования. Закон устранил правовую неопределенность в вопросе, какие органы власти наделены полномочиями по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Ранее принятым законом Челябинской области от 28.03.2013 № 478-ЗО «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации проведения на территории Челябинской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Челябинской области были наделены отдельными государственными полномочиями по организации деятельности по отлову, содержанию и учету отловленных безнадзорных животных, транспортировке, умерщвлению и захоронению (утилизации) трупов безнадзорных животных, а также содержанию и лечению безнадзорных животных или передачи их в добрые руки новых хозяев.
Закон Челябинской области от 28.03.2013 № 478-ЗО не только позволяет органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления Челябинской области принимать нормативные правовые акты, но и предусматривает ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Челябинской области в соответствии с законодательством РФ за неосуществление или ненадлежащее осуществление переданных государственных полномочий в соответствии с компетенциями муниципалитета в этой сфере.
На рассмотрении Государственной Думы РФ находится проект закона № 458458-5 «Об ответственном обращении с животными», которым предполагается урегулировать целостность вопросов обращения с безнадзорными животными, включая рамки отношений человека и животного, обращения с животными, ответственность людей за нарушение правил обращений с животными. К сожалению, этот законопроект рассмотрен только в первом чтении 23.03.2011 г., второе чтение пока не прошел.
Вместе с тем, необходимо помнить, что проблема безнадзорных животных – это и вина безответственного, жестокого отношения людей, которые сами становятся жертвами. Как решить проблему бездомных животных и научить людей ответственному отношению к четвероногим друзьям? К сожалению, до сегодняшнего дня приходится решать только следствие проблемы – заниматься отловом безнадзорных животных.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской области наделено функциями по контролю и надзору в сфере ветеринарии, функциями по защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также такими функциями, как предупреждение, выявление и пресечение нарушений ветеринарного законодательства органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

Как пишет челябинский сайт Сhelyabinsk.ru, по официальным данным, за год в Челябинске отлавливается около шести тысяч бродячих животных. Согласно муниципальному контракту зоозащитным организациям, которые имеют договор с Горэкоцентром, передается 10% от пойманных кошек и собак. Остальные 90% – утилизируются.

Видеопедия. Карантинные объекты Российской Федерации

Отлов собак: кого можно вызвать от бродячих псов

Бездомные, бродячие собаки являются бичом не только России, но и многих стран во всем мире. Никем неконтролируемые собаки нападают на людей, домашний скот. Согласно статистическим данным, за 10 лет только в Российской Федерации от укусов животных погибло около 400 человек.

Численность собак, не имеющих хозяина, растет с каждым годом. Дворняжки приносят потомство 2 раза в год в среднем по 6 щенков, половина из которых выживает и пополняет ряды беспризорников. К ним присоединяются и выброшенные на улицу домашние питомцы, потеряшки. Заболевание бешенством во многих странах превратилось в проблему масштабного уровня.

Бездомные животные — бич многих стран

Опасность бездомных псов

Через псов, которых не осматривают ветеринарные заведения, которым не делают прививки, передается много опасных заболеваний людям и их домашним питомцам, загрязняется окружающая среда. От их нашествия страдает домашний скот, участились случаи нападения на детей и взрослых. Они часто становятся причиной дорожно-транспортных происшествий.

Обратите внимание! Чаще всего нападениям подвергаются велосипедисты, люди, бегающие трусцой, инвалиды-колясочники.

В целях уменьшения численности беспризорных животных проводятся беседы с местным населением о недопустимости халатного отношения к животным, бесконтрольного выгула на улицах, утверждают законы, в которых оговариваются условия содержания животных, вводятся штрафы за плохое обращение с животными, выброс их на улицу.

Способы борьбы

Но самым эффективным способом борьбы остается отлов бродячих собак с последующим их размещением в приюты для животных. Старые, больные и долгое время никем невостребованные животные подлежат усыплению. Против такого негуманного способа выступают организации по защите животных, предлагая отлавливать дворняжек с целью их стерилизации, тем самым регулируя популяцию собак.

Скопление беспризорных собак

Но в период спаривания отлов собак все равно неизбежен. Чаще всего бездомные животные скапливаются в посадах, огороженных территориях, на заброшенных стройках, свалках.

Обратите внимание! Только сократив численность беспризорных собак до 20 %, можно рассчитывать на прекращение роста беспризорников.

Меры, направленные на контроль над численностью бродячих псов, помогут уменьшить расходы на их содержание, стерилизацию. В эти расходы входят:

  • содержание специальных государственных служб и оборудования по поимке дворняжек;
  • оплата больничных, связанных с укусами псов;
  • урон от дорожно-транспортных происшествий по вине четвероногих.

Преимущества отлова

По подсчетам британских экономистов, в результате профилактических мер по регулированию численности бездомных собачек затраты с 1989 г. по 1998 г. сократились на 60 млн фунтов стерлингов только за один год. Улучшилось отношение к четвероногим братьям.

Приюты

В каждой стране существует служба отлова бездомных собак, в обязанности которой входят отлов бездомных собак, размещение их в приюты. Приюты в свою очередь заботятся о своих обитателях, стараются найти им дома для комфортного проживания.

К сведению! По истечении оговоренного срока невостребованные животные подлежат усыплению, чтобы освободить место для вновь прибывающих.

Усыплению подвергаются раненые, больные, старые, агрессивные псы, представляющие опасность для общества. Применять эвтаназию к животным намного гуманнее, чем обрекать их на ужасные, полуголодные условия содержания в переполненных приютах.

Приюты для временного содержания

Служба по отлову

Служба по отлову собак есть в каждом городе. Куда звонить по поводу бродячих собак, можно посмотреть на сайтах коммунальщиков. Например, в Перми такая служба находится на ул. Соликамская, 271. Связаться с ними, вызвать бригаду можно по номеру телефона 263-14-94.

Читать еще:  Срок действия справки гаи

В полномочия муниципальных служб по отлову животных входят:

  • обнаружение мест скопления бездомных животных;
  • работа с населением, объяснение правил содержания домашних питомцев;
  • оформление документов, подтверждающих регистрацию домашних животных;
  • заниматься гуманным отловом бродячих собак с последующим размещением их в приютах или на карантинных площадках.

Обратите внимание! Отловить бездомное животное не так просто, требуются определенные знания и сноровка. Ловец собак, прежде чем приступит к работе, проходит специальные обучающие курсы.

Ловцы муниципальных служб

Отдел по отлову бездомных животных включает в себя диспетчера, к которому можно обращаться с заявлением (образец обычно висит в отделе над столиком на стене) или по телефону. Обращаться в службу могут как отдельные жители, так и организации, обслуживающие придомовые территории, управдомы, руководители частных домостроений.

Все обращения заносятся в журнал регистрации с указанием данных заявителя, датой обращения, датой выезда по данному сигналу. Предприятие имеет в своем распоряжении транспорт, оборудованный под эти цели, набор средств для ловли, куда входят шприцы, петли, силки, сачки, клетки для щенков, средства индивидуальной защиты от укусов животных.

Службы для отлова бродячих собачек

Как происходит отлов

Работники службы имеют специальную форму одежды, по которой их можно узнать. В их обязанности входит корректное общение с прохожими, гуманное отношение к дворнягам. В случае агрессивного поведения людей к происходящему (бывают словесные конфликты, рукоприкладство, порча оборудования, проколы шин) нужно немедленно обратиться к службам правопорядка.

Отлов происходит в соответствии со всеми нормами, установленными законодательством Российской Федерации. Ими предусмотрено минимизировать причинение животным моральных и физических страданий.

Важно! После каждого рейда по отлову бродячих животных оборудование, переносные клетки, салон автомобиля проходят дезинфекцию.

Методы отлова животных подразделяются на:

  • механические. Животных ловят руками в перчатках, петлями на ручках, при помощи сачков и сеток;
  • медикаментозные. Применяется, когда не действует механический.

Обездвиживание животных происходит через впрыскивание снотворного системой пневматического шприца или выстрелом иголки с анестетиком через духовое оружие. Препараты ксилазин, седазин, кастран, ксилакетамин сковывают движение собак уже через 5-15 мин. За это время пес успевает убежать на довольно большое расстояние, поэтому применение седативных препаратов на открытой территории нецелесообразно.

Обратите внимание! Раньше во время лова бродячих псов убивали прямо на улицах вблизи домов инъекциями дитилина, что вызвало много негативных возражений со стороны населения. В уголовном кодексе России предусмотрена статья, пресекающая жестокое обращение с животными. В ней прописаны штрафы и сроки лишения свободы за то или иное нарушение.

Сейчас дворняжек отлавливают, не причиняя им вреда, в приютах их осматривает ветеринар. Потеряшки возвращаются хозяевам, если такие находятся. Социально-опасные и больные особи подвергаются усыплению, остальным стараются найти уютный новый дом. Животных ловят ранним утром или поздно вечером, когда на улицах меньше прохожих. Такая практика применяется в Австралии, во многих странах Европы, США.

При потере, пропаже домашнего любимца рекомендуется незамедлительно обратиться в центры содержания животных по телефону или подойти самолично с заявлением о поиске питомца. На собачек с ошейниками, имеющих признаки породы, ухоженный вид, заводится отдельный реестр. Их фотографируют, фото выставляется на электронном сайте отдела с указанием места поимки. Хозяин может забрать своего питомца с передержки по предъявлению документов на владение питомца и оплаты затрат на содержание и транспортировку песика.

Обратите внимание! На владельца потеряшки будет составлен протокол о халатном отношении к своему питомцу, оставленному без надзора.

Большую роль в контроле над бродячими собаками играют новостные издания. Их цель — вести разъяснительную работу среди населения, объяснять жителям опасность существования рядом со стаями бродячих псов, описывать специфику работы служб, занимающихся регулированием популяции опасных соседей.

Безвозвратный отлов бродячих псов, их кастрация, разъяснительная работа среди населения помогут отрегулировать численность бездомных животных.

Мэрия Владимира не сможет решить проблему бродячих собак без помощи областных властей

Рассмотрение вопроса о выполнении муниципальных контрактов по отлову и временному содержанию безнадзорных животных заняло у депутатов комитета по жизнеобеспечению Владимирского горсовета более получаса. Проблему вынесли на обсуждение, судя по всему, накануне двух событий: вступления с 1 января 2020 года федерального закона «Об ответственном обращении с животными» и начала весенней активизации бездомных собак.

В 2019 году участились случаи нападения собак на владимирцев. В феврале-марте, в период гона, во Владимире пострадали несколько человек, один житель города скончался. На днях стартовал судебный процесс по иску женщины, получившей серьезные травмы от бездомных животных в гаражном кооперативе в микрорайоне Доброе в феврале 2019 года. Пострадавшая подала иск на мэрию Владимира, компанию «Амест», занимавшуюся отловом собак, и на ветеринарную клинику «Атлант».

Обсуждение «собачьего» вопроса прошло в необычном формате: докладывал депутатам заместитель начальника управления ЖКХ Дмитрий Еропов, наводящие вопросы ему задавал заместитель сити-менеджера Сергей Литвинкин, а помогала им руководитель частного приюта для животных «Атлант» Лариса Гвоздева.

Еропов объяснил, что в 2019 году на отлов и временное содержание бездомных животных город Владимир получил из бюджета Владимирской области 6 миллионов рублей. Управление ЖКХ заключило 8 муниципальных контрактов, из которых на сегодняшний день 6 – выполнены, 2 – находятся в работе.

В первом полугодии 2019 года отлов и передержку безнадзорных животных проводила строительная фирма «Амест». Но летом компания отказалась заниматься бездомными кошками и собаками, а желающих прийти на смену не нашлось. Из-за этого управление ЖКХ было вынуждено заключать муниципальные контракты отдельно на отлов животных с индивидуальным предпринимателем Вдовиным и отдельно на временное содержание животных с ООО «Атлант».

«Желающих заниматься отловом бездомных животных нет», – констатировал заместитель сити-менеджера Сергей Литвинкин.

На сегодняшний день через «мероприятия по регулированию численности» и профилактику заболеваний прошло 340 животных. Всего в 2019 году, по данным замначальника управления ЖКХ Дмитрия Еропова, будет отловлено, стерилизовано, привито, чипировано и выпущено в естественную среду обитания около 370 безнадзорных животных. Дмитрий Еропов обрисовал схему работы с бездомными четвероногими:

«Заявки принимаются по телефону 53-31-32, приходят обращения с соцсетей, с электронной почты. Все эти адреса аккумулируются, создается некое понимание мест обитания животных. В дальнейшем выезжаем на эти места. В бригаде: представитель управления ЖКХ, водитель, отловщик и ветврач. Должен быть заявитель, но с ними работать очень тяжело. У нас есть журнал, в который заносится результат каждого выезда. Мы ведем фотоотчет по факту выявленных собак. На пойманную собаку заводится карточка, акт приема-передачи в приют. С 1 января 2020 года по федеральному закону предусматривается видеофиксация. Непонятно пока, как это будет все выглядеть.

С 1 января согласно федеральному закону «Об ответственном обращении с животными» мы должны получить документы: методические рекомендации по организации деятельности приютов и норм содержания в приютах, методические рекомендации по деятельности с животными. Появятся такие понятия как “общественный инспектор-контролер” и “организация государственного надзора”, в их функции будут входить проверка, посещение организации, в которой содержатся животные, выдача предписаний, пресечение нарушений, связанных с животными, составление протокола административных нарушений, а также изъятие животных. Появится понятие: “потенциально опасные собаки” и правила обращения с ними. Появится понятие “приют” – как он организуется, как финансируется, как функционирует».

В «Атланте», по словам Ларисы Гвоздевой, бездомных животных вакцинируют, стерилизуют, чипируют, кормят, если есть необходимость – лечат, затем либо отдают желающим завести домашнее животное, либо выпускают в естественную среду обитания. В исключительных случаях животные подвергается эвтаназии.

Гвоздева заявила, что по ее наблюдениям, за 15 лет число бездомных собак, представляющих угрозу, в городе Владимире уменьшилось. Но в конце зимы-начале весны горожанам нужно проявлять бдительность, особенно в районе садоводческих товариществ, промышленных зонах и гаражных кооперативах, где бездомных собак подкармливают:

«Да будет всем известно, что с января по март у плотоядных идет гон: собака в течке, самец ее чувствует за 5 километров. В это время они собираются в стаи. Кастраты, в основном, не бегут. Именно в это время происходят такие казусы, когда кто-то кого-то покусал.

Читать еще:  Получение ипотеки, при условии, что один из собственников несовершеннолетний

Собак злых, которых по глазам видно, что она может кого-то покусать, мы не отдаем. Со временем они становятся более ручными. На агрессивные действия собаки идут в ночное и утреннее время чаще, человек может спровоцировать собаку, они очень не любят, когда пахнет алкоголем. Внедряясь в стаю, собаки хотят защитить самку и могут проявить агрессию».

Депутаты поинтересовались: нельзя ли создать еще несколько бригад по отлову? Еропов, Гвоздева и Литвинкин ответили, что если увеличить отлов, размещать животных будет негде. А создание областного приюта для безнадзорных собак и кошек, о необходимости которого много говорилось, в том числе на совещаниях при губернаторе Владимире Сипягине, повисло в воздухе.

Председатель горсовета Ольга Деева предложила направить в адрес губернатора Владимирской области письмо с просьбой проинформировать депутатов и жителей города Владимира о сроках появления областного приюта для бездомных собак и кошек. А заместитель председателя горсовета Лариса Пышонина заявила о необходимости информирования жителей города Владимира о поведении бездомных животных и о том, как не провоцировать их на агрессивное поведение.

Разъяснения Комитета по вопросу исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий по отлову и содержанию безнадзорных животных

В настоящее время отлов и содержание безнадзорных животных в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как санитарно-эпидемиологические мероприятия; организация и проведение указанных мероприятий должно осуществляться при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 9.2 и 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 мая 2010 г. № 54). Сложившаяся правоприменительная практика также исходит из того, что полномочия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и, соответственно, к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (см., например, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2010 г. № 32-В09-22, письмо Минфина России от 19 сентября 2011 г. № 06-04-11/01-348).

В связи с чем, в целях более четкой регламентации рассматриваемой сферы правоотношений Федеральным законом от 30 марта 2015 г. № 64-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 14 1 и 16 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 30 марта 2015 г. № 64-ФЗ) были внесены соответствующие изменения в подпункт 49 пункта 2 статьи 26 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ), и к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации было отнесено решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных. Указанное полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

При этом по вопросам, указанным в пункте 2 статьи 26 3 указанного Федерального закона, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 26 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).

Следует также иметь ввиду, что согласно пункту 6 статьи 26 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передать полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, отлова и содержания безнадзорных животных органам местного самоуправления с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Требования и порядок наделения такими полномочиями органов местного самоуправления определен статьями 19 – 21 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

С учетом указанных правовых норм во многих субъектах Российской Федерации рассматриваемые полномочия переданы органам местного самоуправления в установленном порядке (Закон Томской области от 11 апреля 2013 г. № 51-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по регулированию численности безнадзорных животных», Закон Тульской области от 3 июня 2013 г. № 1952-ЗТО «О наделении органов местного самоуправления в Тульской области государственными полномочиями по организации проведения на территории Тульской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных», Закон Приморского края от 29 сентября 2014 г. № 472-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Приморского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных», Закон Московской области от 28 декабря 2016 г. № 201/2016-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области государственными полномочиями Московской области в области обращения с безнадзорными животными» и др.).

Тем самым, какой-либо правовой неопределенности в вопросе исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваемых полномочий Комитетом не усматривается.

При рассмотрении вопроса о расширении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и отнесении к ним также установления правил содержания животных в многоквартирных домах на территории субъекта Российской Федерации следует отметить следующее.

Согласно статье 2.4 Закона о ветеринарии требования к условиям содержания животных (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации), а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию животных, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям животных устанавливаются ветеринарными правилами содержания животных. Ветеринарные правила содержания животных утверждаются применительно к отдельным видам животных и целям их содержания. При этом разработка и утверждение ветеринарных правил отнесены к полномочиям Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Закона о ветеринарии).

Вместе с тем, представляется целесообразным дальнейшее совершенствование законодательства в рассматриваемой сфере правоотношений, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Одним из таких шагов, по нашему мнению, может послужить скорейшее принятие проекта федерального закона № 458458-5 «Об ответственном обращении с животными», находящегося на стадии подготовки ко второму чтению. В частности, данным законопроектом устанавливаются основные принципы правового регулирования в области обращения с животными, требования при обращении с животными, порядок содержания и регистрации животных, обращения с безнадзорными животными, а также определяются полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обращения с животными. Ответственным в работе над указанным законопроектом назначен Комитет Государственной Думы
по экологии и охране окружающей среды.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector