На машине ездиет другой засыпали штрафами
Prokurors.ru

Юридический портал

На машине ездиет другой засыпали штрафами

Дал покататься на машине другому человеку и получил штраф

У меня есть автомобиль, который зарегистрирован на мое имя. Я уезжал на неделю в Испанию и дал машину покататься другому человеку. Пока отсутствовал — пришли штрафы с камер.

Могу ли я приехать в ГИБДД с загранпаспортом, показать штампы и потребовать отмены данных постановлений? В качестве основания укажу, что я, очевидно, не мог управлять машиной, так как был за границей. Договора с человеком, который был за рулем, нет. Привести его в ГИБДД нет возможности. ОСАГО на авто без ограничений.

Обязан ли я при обжаловании постановлений сообщать, кто был за рулем? Или должен доказать только тот факт, что за рулем был не я?

Если в ГИБДД откажут, какая судебная практика?

В вашей ситуации можно попробовать оспорить штраф в суде. На мой взгляд, шансы у вас неплохие, хотя гарантий, что решение вынесут в вашу пользу, не может дать никто.

Расскажу, что и как следует сделать.

Штрафы приходят не только водителю, но и владельцу автомобиля

Такая ситуация знакома многим владельцам автотранспорта. Например, у хозяина машины вообще нет прав, а автомобилем пользуются его родственники. Если автомобиль за нарушение останавливают сотрудники ГИБДД — вопросов обычно не возникает. Они проверяют права и оформляют протокол об административном правонарушении на имя водителя.

Но если нарушение фиксирует камера — она не знает, кто находится за рулем. Поэтому штраф выписывают владельцу автомобиля, его личные данные устанавливают по номеру. Он и получит постановление об административном правонарушении.

Какие нарушения ПДД могут фиксироваться камерами, а какие нет — подробно прописано в КоАП РФ. Например, камера может установить превышение скорости — и затем владельцу автомобиля придет штраф. А вот установить, что водитель был пьян, по камере нельзя. Так же как и лишить прав на управление машиной на основании данных с камеры.

Как правило, если за рулем находится один из членов семьи и бюджет у них общий, нет разницы, кому оплачивать штраф. Но так бывает не всегда.

Владелец машины может уехать и оставить ее родственнику или знакомому — как в вашем случае. Или муж не желает оплачивать штрафы супруги-нарушительницы. Или частный предприниматель приобрел автомобиль, оформил его на себя и передал для служебных целей водителю, а тот нарушил ПДД.

Регулярно в такие ситуации попадают владельцы небольших таксопарков, где все машины оформлены на владельца, а используют их наемные водители. Если владелец такого таксопарка подписывает с водителями договоры, оформляет их официально и вписывает в полис ОСАГО, все просто: он представляет эти документы, и суд отменяет постановление. Но если водители в таксопарке не оформлены и машины без страховки — платить приходится владельцу.

Такие штрафы оспаривают в суде

Если нарушение зафиксировано камерами видеофиксации, презумпция невиновности не действует. Это значит, что в этом случае владелец машины должен сам доказывать свою невиновность. Иначе по умолчанию штраф наложат на него. Но, если он докажет, что в момент совершения правонарушения за рулем находился другой человек, — суд может отменить штраф и прекратить производство по делу.

А еще производство прекратят, если машину угнали и преступник нарушил ПДД, что и зафиксировала камера. В этом случае владельцу также придется подтвердить факт угона или кражи — например, представить в суд постановление о возбуждении уголовного дела.

Часто возникают ситуации, когда собственник продал машину и продолжает получать на нее штрафы, потому что новый владелец не торопится ставить ее на учет. В такой ситуации следует сходить в ГИБДД и написать заявление о прекращении регистрации автомобиля в связи с его продажей.

Вы спрашиваете про судебную практику. Суды регулярно рассматривают такие иски. Чаще всего в суд обращаются владельцы небольших фирм, предоставляющих услуги такси, и владельцы машин, у которых нет водительского удостоверения.

Что делать вам

В первую очередь — обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности.

На обжалование закон отводит всего десять календарных дней с момента вручения или получения копии постановления. Если срок пропущен потому, что вы находились за рубежом, — это уважительная причина. Вам нужно заявить об этом и представить подтверждающие документы, например билеты и визу. В этом случае срок обжалования восстановят — дадут еще десять дней для подготовки жалобы. В любом случае о продлении сроков или об отказе в продлении вас уведомят.

Жалобу можно подавать инспектору ГИБДД, его руководителю или в суд: закон позволяет вам самому решить, к кому именно обращаться с жалобой. Но я рекомендую начинать обжалование именно с ГИБДД: часто они отменяют постановления еще на досудебной стадии.

Жалобу можно отнести лично, а можно отправить по почте заказным письмом — в этом случае срок будут считать с момента, когда вы сдали письмо на почту, а не с момента получения адресатом.

В жалобе укажите, что с постановлением не согласны и просите его отменить. Причина: вы физически не могли находиться в месте совершения правонарушения, поскольку были за рубежом. В качестве доказательства представьте загранпаспорт, копию визы, если она есть, билеты на самолет с датами вылета и прилета, полис ОСАГО. Если есть свидетели, что вы в момент нарушения ПДД отсутствовали в России, — вам нужно указать об этом в жалобе.

На чью сторону встают суды

Вот пример из судебной практики. Машина проехала на красный сигнал светофора. Это зафиксировала камера, и хозяйка машины получила «письмо счастья» из ГИБДД. Но штраф оплачивать она не захотела и представила в суд документы о том, что в момент правонарушения была на работе. А машиной вообще управляла ее дочь, которая подтвердила это в ходе судебного заседания. В качестве доказательств в суд представили табель рабочего времени, согласно которому хозяйка машины находилась на рабочем месте, и полис ОСАГО, в который вписана ее дочь.

Суды первых двух инстанций эти объяснения не удовлетворили: они сочли, что женщина не представила достоверных доказательств того, что за рулем находилась не она. А вот ВС РФ с таким мнением не согласился и отменил все предыдущие судебные решения. Постановление о привлечении к административной ответственности тоже отменили.

Девушку, которая управляла автомобилем и заявила об этом в суде, к административной ответственности тоже не привлекли. Срок давности по таким делам — всего два месяца. Пока суды рассматривали дело, он прошел.

Так что, если ваш друг боится, что его привлекут к административной ответственности, — он может не беспокоиться. Такие дела в суде, как правило, рассматриваются дольше двух месяцев.

Чаще всего при наличии убедительных доказательств суды встают на сторону владельца машины. Но какой результат судебного разбирательства будет в вашем случае — не знает никто. На мой взгляд, шансы на решение в вашу пользу есть.

  1. Штраф за нарушения, которые зафиксировали видеокамеры, всегда приходит владельцу автомобиля.
  2. Владелец может избежать штрафа, если докажет, что за рулем был другой человек.
  3. Доказывать это, возможно, придется в суде.
  4. Собирать доказательства своей невиновности будет владелец автомобиля. Презумпция невиновности в данном случае не работает.

Если у вас есть сложные вопросы о законах, личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

На машине ездиет другой засыпали штрафами

Автомобилистка из Москвы больше двух лет добивалась от сотрудников ГИБДД помощи в поимке водителя, который решил использовать подложный госномер для своих машин, но решить проблему получилось только с помощью соцсетей. Начиная с 2017 г. ей приходили многочисленные штрафы с камер: госномер автомобиля совпадал с зарегистрированным на москвичку автомобилем — Т911УВ777.

«Первые штрафы я получила весной 2017 г., — вспомнила автомобилистка. — Жалобу с просьбой поймать этого водителя впервые написала в 2018 году. С тех пор мне пришло еще две партии штрафов, и я еще два раза писала жалобы в ГИБДД с просьбой поймать нарушителя. Тем временем этот умник успел даже поменять автомобили — с Mercedes пересел на Hyundai Equus и перевесил на него поддельные номера».

Читать еще:  Мои права при реорганизации фирмы

Автовладелица рассказала, что многократно ездила в отделения ГИБДД в Москве и отменяла постановления, но результата, как она утверждает, так и не последовало — штрафы продолжали приходить. При этом ни Центр организации дорожного движения (ЦОДД), ни ГИБДД не смутили различия в моделях автомобилей — достаточно было просто совпадения госномера. В мае потерпевшая снова обратилась в полицию и прокуратуру. Но на данный момент, по ее словам, никаких ответов из ведомств так и не пришло. Тогда женщина решила написать о своем случае в соцсетях — и штрафы приходить перестали.

«В своих жалобах я просила полицию сообщить мне данные, если они его поймают, чтобы я подала в суд. Они его и не ловили, я думаю, — пожаловалась автомобилистка. — А штрафы, вероятно, выписываются автоматически по госномерам. Этих постановлений, наверное, миллионы, поэтому никто не сверяет марку и модель. Этот человек использовал поддельные номера, совпадающие с моими, только иногда, примерно раз в полгода в течение нескольких дней. Он мог на кого-то наехать, попасть в ДТП и скрыться — и его ведь никогда не найдут, потому что настоящих его номеров никто не знает. А кто при этом окажется виноватым — как повезет. Сейчас непонятно, будет ли он опять использовать мои номера, или шумиха вокруг этого дела его отпугнула, но новых штрафов после публикации мне не приходило».

Корреспондент Autonews.ru обратилась с запросами по сложившейся ситуации в МВД России. Там не стали отвечать, кода ожидать запуска обещанной в ГИБДД специальной системы фиксации машин-двойников. Вместо этого запрос переправили в МВД по Москве. В ведомстве сообщили, что не могут комментировать конкретный случай по причине защиты персональных данных и не стали объяснять, почему поймать нарушителя так и не удалось. Зато в полиции подробно объяснили, что делать водителям, попавшим в аналогичную ситуацию.

«При выявлении фактов неправомерного использования государственных регистрационных знаков гражданам необходимо обратиться с заявлением в любое подразделение МВД, в том числе подразделение Госавтоинспекции», — посоветовали в МВД России по Москве.

Как пояснили в ведомстве, копирование автомобильных госномеров подпадает под определение ч. 4 ст 12.2 КоАП — «Управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками». Это влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года.

«В случае вынесения в отношении лица постановления по делу об административном правонарушении на основании фотоматериалов, на которых зафиксировано транспортное средство с подложными государственными регистрационными знаками, его следует обжаловать в соответствии с положениями главы 30 КоАП в органе, ошибочно вынесшим постановление», — уточнили в полиции.

Что касается несоответствий номеров и марок автомобилей, то в полиции посоветовали обращаться с этим вопросом в ЦОДД. «Первичную проверку фотоматериалов с комплексов фиксации правонарушений, работающих в автоматическом режиме, осуществляют сотрудники ГКУ ЦОДД, в обязанности которых входит проверка соответствия государственных регистрационных знаков транспортного средства с его маркой и моделью. После первичной проверки фотоматериалы передаются в Госавтоинспекцию города Москвы, сотрудниками которой после проверки оснований выносится постановление по делу об административном правонарушении или принимается решение о забраковке фотоматериала», — уточнили в МВД России по Москве.

О том, что к началу 2020 года в России может быть запущена система по выявлению машин-двойников, рассказал начальник ГИБДД России Михаил Черников. Как писал «Коммерсантъ», позволяющая выявлять подобные случаи система уже существует, но она должна заработать «в полную силу».

Эксперт по работе дорожных камер фотовидеофиксации Григорий Шухман заявил Autonews.ru, что в настоящее время сотрудникам ГИБДД проще выписать штраф, чем тратить силы на поиски двойника. Ситуацию усложняют недавние сокращения в рядах Госавтоинспекции. Кроме того, некоторые мошенники специально пробивают по базам госномера на автомобилях таких же марок и моделей, как у них.

«Ловить таких нарушителей мешает нежелание делать лишнюю работу на местах: пришло постановление, марка-модель совпала — отлично. Бывает, что фотоматериалы приходят такого низкого качества, что невозможно понять, совпала там марка и модель, или нет. Тогда и разбираться никто не будет, — считает Шухман. — Но поймать таких нарушителей на самом деле не так трудно. Если инцидент происходит в рамках одного города, для этого есть система «Поток». Она может отследить любую машину. И если автомобиль появляется в одном месте, потом резко в другом, а между этими моментами проездов не зафиксировали, то с большой вероятностью можно говорить о том, что это машина-двойник. Та система, которую анонсировали в ГИБДД, должна работать по такому же принципу фиксации проездов. Но чтобы двойников получилось отслеживать одновременно по всем регионам, нужно объединить данные всех систем».

По словам Шухмана, водителям, которым пришли штрафы за машины-двойники, совпавшие и по марке, и по модели, крайне сложно доказать свою невиновность. «Нужно будет собирать справки — например, что был в отпуске или на работе в момент совершения нарушения, но суды практически не прислушиваются к этим аргументам», — объяснил эксперт.

Что делать, если приходят штрафы с камер с автомобиля-двойника с моими номерами?

Штраф от двойника

Если вы зашли в приложение или какой-либо сервис и увидели малоожидаемый штраф, либо получили копию постановления, где на фото автомобиль не ваш, хотя номера – именно с вашей машины, то пускать дело на самотёк не стоит. Самое безобидное, что может случиться – вам придётся оплатить этот чужой долг. Худшее – штрафы с авто-двойника будут приходить ещё и, возможно, очень часто. К сожалению, такое в 2020 году происходит часто и затрагивает автомобили с чистой историей и с минимумом регистрационных действий.

Это ошибка ГИБДД или машина-двойник?

Ответ на данный вопрос следует начать с официального получения копии постановления. Либо, если вы видите фотографию нарушения, то сможете узнать ответ. Фото показывает портал Госуслуг и официальный сайт ГИБДД.

Таким образом, возможны 2 варианта:

  • если вам пришёл штраф с другого города или региона либо оттуда, где вы никогда не были, а на фотографии номер еле различим, то, возможно, камера автофиксации просто перепутала номера,
  • если же госномер отчётливо читаем, и это буквы и цифры вашего регзнака, но авто совсем другое, то с большой долей вероятности машина-двойник катается с вашими номерами.

Что делать в первую очередь?

В любом из перечисленных случаев сначала необходимо дождаться копии постановления, так как именно она знаменует, что штраф в отношении вас назначен. То есть именно полученное по почте постановление является штрафом “по-настоящему”, и никакие не приложения или сервисы, даже если это официальные источники информации, они не защищены от ошибок. На Госуслугах, к примеру, были случаи, когда по-ошибке отображались чужие долги.

Если перепутали номера

В этом случае штраф необходимо обжаловать, так как он, очевидно, вынесен неправомерно, и вы ничего не нарушали. У нас есть подробная статья с инструкцией по отмене штрафов в универсальных случаях.

Здесь же мы приведём образец жалобы конкретно с вашим случаем – вам остаётся только подставить ваши данные в готовый бланк.

Данную жалобу необходимо направить строго в течение 10 дней с даты получения письма с постановлением в одно из 2 ведомств:

  • ГИБДД (ЦАФАП) района, которое вынесло постановление – адрес указан на оборотной стороне бумажной копии постановления со штрафом,
  • в районный суд также по месту нарушения – адреса судов легко “гуглятся”.

Если место нарушения находится далеко от вас, то отправляйте жалобу почтой с уведомлением о вручении заказным письмом и описью вложений. И не беспокойтесь, в этом случае 10-дневный срок на обжалование вы не пропустите, так как датой подачи жалобы будет считаться дата отправки письма. Главное – сохраните квитанцию с почты.

В ответ вам придёт соответствующее письмо о результатах рассмотрения – либо жалобу удовлетворят и постановление отменят, либо оставят в силе, мотивировав это в письме.

Пришёл штраф от машины-двойника – что делать?

Как мы уже упоминали выше, такое вполне возможно и, главное, всё чаще случается с автолюбителями в нашей стране. А прийти письмо с другой машиной, но вашими ГРЗ может в целом ряде случаев:

  • кто-то специально изготовил дубликаты госномеров, выбрав случайную их комбинацию и попав на ваши,
  • машина-двойник появилась из-за того, что её хозяин подкрасил буквы или цифры, из-за чего номер стал вашим (например, была буква “Р”, а стала “В”),
  • у автомобиля настоящего нарушителя просто частично – умышленно или естественным путём – стёрся номер (обратный процесс примера пунктом выше: была цифра “8”, стала “3”).
Читать еще:  Пособие за рождения первого ребенка в первый год брака

Во всех этих случаях вы можете неожиданно удивиться, когда вам придёт штраф с вашим госномером, но другим автомобилем, а, возможно, даже марка и модель по случайному совпадению будут такими же, хотя, то, что и цвет будет идентичен, уже маловероятно.

Итак, что делать, если вам пришёл штраф с совпадающими номерами, но отличающейся машиной? В 2020 году есть 2 способа решить данную проблему.

Способ №1: обжаловать

Штраф от машины-двойника, конечно же, также необходимо обжаловать. Но перед этим нужно сделать кое-что очень важное, так как если речь идёт об умышленно подложных регзнаках, то вы с большой долей вероятности будете получать штрафы и дальше.

  1. Если даже вы ещё не успели получить бумажную копию постановления по почте, распечатайте фотографию машины с вашим ГРЗ с официального сайта ГИБДД, проверив там авто на долги по номеру СТС.
  2. Далее направляйтесь с распечатанным фотоматериалом и ксерокопиями документов на машину (СТС и ПТС), взяв с собой оригиналы этих документов, в ближайшее отделение МВД.
  3. Здесь вам необходимо написать заявление на возбуждение уголовного дела по факту возможного изготовления подложных регистрационных знаков.
  4. После принятия заявления вам выдадут талон-уведомление – сохраните его и снимите также копию.
  5. Теперь нужно подать жалобу способом, описанным выше, когда просто перепутали буквенно-цифровые сочетания госномеров, только в жалобе нужно указать иное – что данный автомобиль вам не принадлежит, хотя госномера ваши, о чём вы подали заявление в полицию и прикрепляете копию талона-уведомления о подаче заявления в ОМВД. Не лишним будет, если у вас будут доказательства того, что в данный момент ваш автомобиль не был в том месте, где зафиксировано нарушение машины-двойника – записи регистратора или камеры наблюдения (например, домашней, где ваше авто стоит под объективом) и другие, на худой конец, показания свидетелей, чьи данные также следует указать в жалобе. Но обратите внимание, что подтверждать нужно именно местонахождение вашего автомобиля, а не вашего, так как речь идёт об автоматической фиксации, и в этом случае не имеет значения, кто был за рулём – такие штрафы приходят собственнику автомобиля.
    Скачать образец правильной жалобы на штраф с автомобиля-двойника.
  6. По результату рассмотрения жалобы вам придёт ответное письмо по адресу регистрации с удовлетворением и отменой постановления либо об оставленном в силе штрафе.
  7. Кроме того, если возбудят уголовное дело, то вы также будете фигурировать в нём и узнаете о его завершении соответствующим письмом либо повесткой в суд, если следователь решит, что необходимы ваши показания. Впрочем, дело могут спустить и до административного – особенно, если речь идёт о подкрашивании номера машины-двойника либо о стёртых буквах или цифрах.

Как избежать оплаты штрафа, если за рулём вашего автомобиля находился другой человек?

Развитие технологий внесло в жизнь граждан много новшеств – позитивных и негативных. Технический прогресс не обошел стороной и государственные органы, в том числе ГИБДД, которые выявляют административные правонарушения с помощью фото и видеокамер, работающих в автоматическом режиме.

Внедрение института фото и видеофиксации правонарушений дисциплинирует водителей, заставляет соблюдать правила дорожного движения, внимательнее следить за дорожной ситуацией. Для того чтобы избежать штрафов людям приходится соблюдать скоростной режим, избегать выезда за пределы стоп линии на перекрестках, проезда на запрещающий сигнал светофора.

Но это лишь одна сторона медали. К ответственности за совершение правонарушений, зафиксированных камерой, согласно требованиям статьи 2.6.1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), привлекаются собственники транспортных средств. Это означает, что реальный нарушитель (если правонарушение совершил не собственник автомобиля) выйдет сухим из воды, в случае если автомобилем управлял друг, брат, или знакомый владельца, они не понесут никакого наказания.

Такая особенность вызвана тем, что сотрудники ГИБДД не могут и не желают тратить время на то, чтобы разобраться в том кто конкретно нарушил правила, поскольку камера не фиксирует лицо водителя. Разбирательство по каждому случаю повлечет ненужные временные расходы необходимость вызова подозреваемых, сбора доказательств. В ГИБДД не хватит людей для таких мероприятий – только за 2015 год с помощью камер выявлено 50 миллионов нарушений правил дорожного движения.

Как следствие – большое количество фактов необоснованного привлечения к административной ответственности граждан, которые понятия не имели о нарушении правил дорожного движения их доверенными лицами.

Как восстановить справедливость?

По общему правилу, предусмотренному частями 3, 4 статьи 1 5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не должно доказывать свою невиновность, а любые сомнения толкуются в пользу этого лица (презумпция невиновности).

На практике это означает, что государство в лице должностных лиц обязано доказать, что именно привлекаемое к административной ответственности лицо совершило административное правонарушение. Если доказательств не достаточно, либо они сомнительные, человек считается невиновным. Если бы такое правило распространялось на случаи фиксации правонарушений с помощью камер, должностные лица ГИБДД никогда не смогли бы узнать – кто допустил нарушение, ведь водителя на фото невозможно разглядеть. При сомнениях в личности водителя, доказать, что собственник нарушил правила дорожного движения нельзя. Чтобы ГИБДД без лишних проблем привлекали граждан к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, законодателем найден ответ на вопрос – каким образом избежать необходимости идентификации личности водителя?

Принята норма (примечание к статье 1.5 КоАП РФ), по которой презумпция невиновности на случаи фиксации правонарушений с помощью автоматических камер не распространяется. Эта поправка обязывает владельца транспортного средства доказать, что в момент совершения нарушения, заснятого на камеру, автомобилем управляло другое лицо. Если таких доказательств не представлено, собственник автомобиля считается виновным.

Чтобы доказать, что владелец автомобиля не виноват, нельзя медлить! Единственный способ донести свою позицию до государственного органа обжаловать принятое по делу постановление.

Порядок обжалования необоснованного постановления. Единственный способ аннулировать необоснованное постановление обжаловать его вышестоящему должностному лицу ГИБДД, либо в районный суд по месту совершения правонарушения (в постановлении дана ссылка на место). Время на обжалование составляет 10 суток с момента получения копии постановления по почте.

Если десятидневный срок просрочен, единственный способ его восстановления одновременно с подачей жалобы заявить письменное ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления.

В ходатайстве обосновывается, по каким причинам срок просрочен. Если причины признаются должностным лицом, либо судьей уважительными жалобу рассмотрят. Уважительными причинами считаются: тяжелая болезнь, нахождение в командировке, иные ситуации, препятствующие подаче жалобы в срок. Факты, на которые указано в ходатайстве, подтверждаются документально (путем представления командировочного удостоверения, справки врача, и другие).

Жалоба подается непосредственно (лично), либо по почте. При направлении жалобы по почте, датой подачи считается дата отправки. Не стоит волноваться, что пока письмо дойдет до адресата, срок для обжалования истечет.

Что указать в жалобе, как доказать невиновность?

Совет: жалоба не должна быть длинной. Важно указать, что автомобилем в момент совершения правонарушения управляло иное лицо. В то же время закон предполагает обязанность водителя доказать данное обстоятельство.

КоАП РФ предусматривает норму, согласно которой собственник автомобиля освобождается от наказания, если при рассмотрении жалобы подтвердятся данные, что он не управлял автомобилем в момент фиксации правонарушения.

В дополнение к данной норме Пленум Верховного Суда Российской Федерации дал разъяснения, что доказать то, что автомобилем управляло иное лицо можно, представив при рассмотрении жалобы следующие доказательства:

– Доверенность, выданную водителю транспортного средства, который является нарушителем;

– полис ОСАГО, в котором имеется запись о допуске к управлению автомобилем водителя, нарушившего правила;

– договор аренды автомобиля с водителем, нарушившим правила;

– договор лизинга транспортного средства, подтверждающий факт его передачи в собственность организации.

Кроме того, указывается на право ссылаться на свидетельские показания (люди, которые могут подтвердить, что владелец транспортного средства присутствовал в другом месте в момент совершения правонарушения, не управлял автомобилем и нарушить правила не мог).

Читать еще:  По уходу за ребенком до 7 лет

Если привести на рассмотрение дела настоящего водителя, который сознается в том, что нарушил правила, это будет дополнительным доказательством невиновности владельца транспортного средства.

Должностное лицо, либо судья, рассматривающий дело, исследуют доказательства в их совокупности. Это означает, что представленные доказательства могут быть признаны недостаточными для установления факта невиновности собственника автомобиля. Поэтому требуется представить как можно большее количество доказательств, подтверждающих вашу позицию.

Если все будет представлено достаточно убедительно, постановление отменят, а производство по делу будет прекращено. Из данной ситуации есть выход, и в случае, если справедливость на стороне водителя – поможет только борьба за свои права.

Автомобилисты нашли способ не платить штрафы. В ГИБДД разводят руками

Новый способ не платить штрафы обнаружили автомобилисты: они ездят на машинах, зарегистрированных на умерших владельцев. В ГИБДД штрафы выписывают, но взыскать не могут

Автомобилисты нашли лазейку в законодательстве, которая позволяет нарушать ПДД и не платить штрафы. Они ездят на автомобилях, официальные владельцы которых уже умерли. В ГИБДД выписывают протоколы, которые никто никогда не оплатит, а фактические владельцы не спешат перерегистрировать автомобили на себя. Эксперты лишь разводят руками: такие машины могут годами безнаказанно ездить по дорогам из-за несовершенства законов.

Об одном из таких случаев Autonews.ru рассказал москвич, который получил из ГИБДД странный ответ на его жалобу. Гражданина возмутил неправильно припаркованный Lexus IS — водитель бросил машину на тротуаре у входа в парк на улице Большая Черкизовская, 21 в восточном округе Москвы. При этом рядом были свободные места для парковки. Недовольный житель вызвал инспекторов ГИБДД и написал обращение с требованием наказать автохама. Так, согласно ст. 12.19. КоАП «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств», парковка на тротуаре наказывается штрафом в 1 тыс. рублей.

Фото: facebook.com / Алексей Царенков

Однако привлечь к ответственности водителя не получилось, поскольку выяснилось, что машина зарегистрирована на умершего мужчину. Как следует из ответа МВД России по району Преображенское, инспекторы провели проверку по факту нарушения правил парковки водителем автомобиля Lexus, но в силу норм действующего законодательства сделать ничего не смогли.

«В результате проверки привлечь гр. Светлова Ю. С. к административной ответственности не представилось возможным по основаниям ч. 1 п. 8. ст. 24.5 КоАП», — говорится в ответе (имеется в распоряжении редакции). Ответ ссылается на норму закона, согласно которой производство по делу об административном правонарушении не может быть начато либо должно быть прекращено в случае смерти физического лица, в отношении которого ведется.

Более резонансный инцидент с участием автомобиля, зарегистрированного на умершего, произошел в Москве 24 января. В 22:38 на Бутырской улице, 84 автомобиль BMW с наклейками «отдел борьбы с тишиной» на высокой скорости вылетел на встречную полосу и протаранил шесть автомобилей. В аварии погибла пассажирка BMW. Оказалось, что за год на этот автомобиль было выписано более 650 штрафов.

Фото: facebook.com / av.evsin

«По всему спектру нарушений — от «выделенки» до превышения более чем на 60 км/ч, — рассказывал у себя в фейсбуке замруководителя ЦОДД Москвы Александр Евсин. — Большая часть не оплачена. За 10 минут до трагедии зафиксирована езда на скорости 150 км/ч по Дмитровскому шоссе. На автомобиле белые полосы, схожие с цветографическими схемами служебных автомобилей. То, что эта машина длительное время ездила по Москве, — крупная недоработка всех, кто занимается дорожным движением. И ЦОДД, и ГИБДД… Вместо борьбы с негодяями выводят из себя обычных водителей, карая за формальные нарушения, устанавливая неадекватные и избыточные дорожным условиям ограничения, которые приводят к лавинам штрафов».

Только после аварии выяснилось, что по документам автомобиль принадлежал композитору Руслану Горобцу. В 90-е годы он был известен тем, что писал песни для Аллы Пугачевой, Ларисы Долиной и Валерия Леонтьева. Умер музыкант в 2014 году, а примерно за полтора года до смерти продал автомобиль. Только новый владелец машину на себя так и не переоформил, а все полученные штрафы числилась за умершим, причем самые злостные нарушения были допущены уже после смерти Горобца. Более 140 производств успели передать судебным приставам, и эти долги также зависли на умершем.

Фото: facebook.com / av.evsin

Ездить на машине умершего ничто не запрещает

Адвокат Сергей Радько в беседе с Autonews.ru объяснил, что водители обязаны перерегистрировать на себя купленные у других владельцев автомобили в течение десяти дней. Однако оштрафовать автомобилистов за пропуск установленных сроков довольно сложно.

Согласно ст. 19.22 КОАП, штраф за нарушение правил государственной регистрации транспортных средств составляет 1,5–2 тыс. рублей. Но срок давности у такого проступка — два месяца. То есть водителя оштрафуют, если он явится в ГИБДД на перерегистрацию спустя 10 дней, но раньше, чем через два месяца. А спустя два месяца срок этой ответственности уже истечет и наказать водителя будет нельзя.

Определить, что машина принадлежит умершему, тоже довольно проблематично. Водители должны по требованию инспекторов ГИБДД предъявлять стандартный набор документов: СТС, страховой полис и водительское удостоверение. Если машина не находится в розыске, угоне и не является предметом спора, то этого будет вполне достаточно, поскольку доверенности были упразднены.

Фото: РБК

«Все документы на месте, машина чистая, вопросов у инспекторов нет, — рассказал Радько. — Да, в свидетельстве о регистрации есть собственник. Проверить, жив ли этот собственник, очень легко, обратившись к базам адресного бюро. Там в случае смерти граждан снимают с регистрации. У инспекторов ГИБДД есть возможности сделать это оперативно. Но даже если выяснится, что собственник ТС скончался, это также ничего не значит. Водитель, к примеру, может сказать, что купил машину у наследника и у него есть 10 дней на регистрацию. А возить с собой договор купли-продажи своих транспортных средств автомобилисты не обязаны».

По словам эксперта, если за рулем окажется наследник, который уже получил право на наследство, но еще не оформил машину на себя, его можно привлечь к ответственности за нарушение срока перерегистрации. Однако если он попадется в поле зрения инспектора спустя два месяца после окончания срока постановки на учет, оштрафовать его уже не получится.

Штрафов много, проверять некому

По мнению адвоката, ситуацию могла бы разрешить оптимизация законодательных норм и отлаженный обмен данными между ФМС и ГИБДД (оба ведомства входят в структуру МВД). В таком случае можно было бы создать базу по умершим водителям. Если зарегистрированная на такого владельца машина будет замечена в потоке, ее можно будет легко вычислить, а также определить, когда истек срок данности для перерегистрации.

Радько также обращает внимание на то, что полученные с помощью камер фотовидеофиксации материалы необходимо отсматривать более тщательно, но пока же в ГИБДД на это просто нет ресурсов.

«Система изначально заточена на то, чтобы выписывать как можно больше штрафов на собственника. Штрафов стало так много, что проверять их уже некому, — говорит Радько. — Камера сфотографировала, в ГИБДД или ЦОДД Москвы взяли данные о собственнике, и все, постановление готово. Жив этот человек или нет, никого не волнует. Хотя эти штрафы изначально недействительны: выписывать их на умерших нельзя, как и заставить платить по ним кого-то другого. Зачем возбуждать дела, выносить постановления, рассылать постановления, потом передавать материалы приставам, которые возбуждают свои производства? Это огромная потеря времени и средств».

Что касается жалоб на такие автомобили, то, по словам эксперта, у сотрудников ГИБДД нет никаких оснований для объявления их в розыск, если они не числятся в угоне.

В свою очередь, адвокат Александр Леманн также обратил внимание на серьезный пробел в законодательстве. «Водители не регистрируют автомобили на себя только чтобы не получать штрафы. Отдельный вопрос в том, как такие водители продлевают полисы ОСАГО», — говорит эксперт. Леманн уверен, что нужна новая законодательная норма, согласно которой в ГИБДД просто будут приостанавливать регистрацию автомобиля в случае смерти собственника. Тогда его родственники будут вынуждены сразу обращаться в МРЭО и заниматься перерегистрацией.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector