Не выводят в распоряжение по ОШМ
Prokurors.ru

Юридический портал

Не выводят в распоряжение по ОШМ

Обязанности военнослужащего в распоряжении (за штатом)

Вас вывели в распоряжение (за штат) командира войсковой части. Сразу возникает вопрос, какие обязанности должен выполнять военнослужащий в распоряжении (за штатом). Имеют ли право назначать в наряд, отправлять в командировки и вообще, что обязан делать, а что нет. Ни в одном военном законодательстве не прописано конкретно, какие обязанности должен выполнять военнослужащий в распоряжении (за штатом).

Как гласит мудрое изречение : «Вернись на землю, если твой мозг затуманен и сердце пусто. Только вернувшись к началу, можем мы увидеть путь». Поэтому начнем с самого начала разбираться с этим вопросом. Согласно ст.13 п.1Указа Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 г. “Вопросы прохождения военной службы “Положение о порядке прохождения военной службы”:

Для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.

Отсюда следует, что военнослужащему в распоряжении (за штатом) вправе отдавать приказы только командир войсковой части, в которой он находиться в распоряжении (за штатом) и никто другой. Сразу возникают вопросы, а какие приказы он вправе отдавать военнослужащему в распоряжении (за штатом)? Может ли поставить в караул или дежурным по бригаде? Назначить исполнять обязанности по вакантной должности, пока она свободна? Какие обязанности должен выполнять?

Согласно УВС РФ военнослужащий с первого дня службы обязан выполнять общие, должностные и специальные обязанности. После выведения военнослужащего в распоряжение (за штат) командира войсковой части с него автоматически снимаются должностные обязанности. То есть в результате остаются общие и специальные обязанности. Общие обязанности распространяются на военнослужащего вплоть до исключения его из списков части. А вот исполнение специальных обязанностей, которые включают в себя боевое дежурстве (боевая служба), суточный и гарнизонный наряды и т.д. еще под большим вопросом.

С первого дня зачисления в распоряжение прекращается выплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Военнослужащий, проходящий военному службу не на воинской должности, к сведениям, составляющим государственную тайну, допущен быть не может в принципе.Имеющийся у него допуск со дня зачисления в распоряжение приостанавливается. Как известно, что несение службы в суточном наряде, как дежурный по части, помощник дежурного по части и т.д. сопряжено с работой с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну. При поступлении определенных команд данные лица обязаны вскрывать определенные пакеты с одним или двумя нулями. Ау военнослужащего, зачисленного в распоряжение, приостанавливается допуск к работе с такими документами. В результате при поступлении определенной команды указанные пакеты документов вскрыты быть не могут. Следовательно, срыв боевой задачи, за который никто ответственности нести не будет, кроме командира, отдавшего приказ о назначении военнослужащего в распоряжении в наряд. А ему это точно не надо.

Еще один очень важный момент, который запрещает ставить в наряд. Например, Дежурный по гарнизону назначается из числа офицеров воинских частей гарнизона по воинской должности не ниже командира роты (батареи) и им равных. Отсюда видно, что в наряд могут назначаться только военнослужащие, находящиеся на должности не ниже той, которая необходима для этого наряда. В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и Уставе гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации этот момент затрагивает некоторые виды нарядов. А так как военнослужащий находится в распоряжении, то у него нет должности и назначаться он в результате в наряд не может. Воинское звание в данном случае не играет роли, а имеет значение занимаемая должность, потому что черным по белому написано: «…назначается из числа офицеров по воинской должности не ниже такой-то должности и им равных».

На счет выдачи оружия военнослужащему в распоряжении (за штатом). Многим офицерам сразу дают команду сдать оружие на склад. А с чужим оружием запрещено заступать в наряд, потому что оно должно быть официально и документально закреплено. Если выдадут чужое, а оно случайно выстрелит или того хуже Вам придется его применить на поражение. Тут нагрянет прокуратура и будет разбираться, за кем оно закреплено, как обслуживалось и т.д., может оно проржавело все и само стреляет. Кто хочет на месте КЧ отвечать на эти вопросы. Да если даже Ваш пистолет еще не сдан, то наверняка командир подумает много раз прежде, чем поставить Вас в наряд с оружием. В караул Вас точно не поставят, потому что это очень ответственный наряд и заступать должен офицер только с подчиненным ему подразделением.

Если все эти доводы Вам не помогут убедить Вашего командира не ставить Вас в наряд, и Вы будете в результате тактически правильно лавировать от нарядов или поездок в командировку, в связи с тем, что официально и документально заболели или на разводе пожаловались на здоровье и морально-психологическую неустойчивость. А командир попытается Вас лишить ЕДВ или подвести увольнение под НУК, то тут 2 варианта. Либо собрать доказательную базу и обратиться по этому вопросу в суд, либо дотянуть до момента, когда Вас официально признают уволенным из ВС РФ, в связи с окончанием срока нахождения в распоряжении согласно ст. 13. п.2Указа Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 г. “Вопросы прохождения военной службы “Положение о порядке прохождения военной службы”. При этом должен быть уже написан рапорт на увольнение, например по ОШМ, тогда под увольнение по НУК не подведут.

На счет того, как военнослужащий в распоряжении (за штатом) должен приходить на военную службу. В общих обязанностях не прописано о том, что военнослужащий в распоряжении (за штатом) обязан приходить на военную службу. Но, есть большое, НО… В статье 1.Общие обязанности военнослужащих п.16Устава внутренней службынаписано:

– строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);

Командиром части каждый учебный период издается приказ о введении регламента служебного времени, а именно распорядка дня, согласно которому военнослужащие руководствуются в повседневной служебной жизнедеятельности, то есть, в какое время суток приходить на построения, уходить на обед и с военной службы. Отсюда и вытекает, что согласно первому пунктику Вы обязаны выполнить приказ командира части и соблюдать регламент служебного времени. А если Вы «забьёте болт» на построения, то тут вступает в силу второй пунктик этой статьи, а именно согласноДисциплинарного устава ВС РФПриложению № 7 п.1 к грубым дисциплинарным проступкам относятся отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или офицера, проходящего военную службу по призыву, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени. А за систематическое нарушение распорядка дня могут применить дисциплинарные наказания, согласно п. 61, 67 и 68Дисциплинарного устава ВС РФ. То есть сначала объявят выговор, потом строгий выговор, затем предупреждение о неполном служебном соответствии, а там далее могут уволить по НУК. Поэтому лучше приходить, сначала каждый день на построение утром и после обеда, потом можно каждый день только утром, затем начинаете сводить этот момент к минимуму. Сначала Вас пожурят, но потом все привыкнут, да и забывать станут, в связи с собственной загруженностью по военной службе и Вы спокойно будете теперь приходить только по понедельникам на построение. Но если Ваш командир пойдет на принцип и захочет, чтобы Вы находились на территории части каждый день согласно распорядка дня, а Вам необходимоотлучиться с территории воинской части по личным обстоятельствам, то тут придёт на помощьВоенная смекалка.

На счет «игры в десяточку». Если военнослужащий по контракту не появляется на службе менее десяти суток, то на него не могут завести уголовное дело, потому что согласно Уголовного кодекса Статьи 337:

3. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, – наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, продолжительностью свыше одного месяца – наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

О том, какое уголовное наказание в связи с не выходом на службу менее 10 суток военнослужащего по контракту в Уголовном кодексе РФ не оговаривается, а значит, за такое деяние уголовного наказания нет. То есть к военнослужащему по контракту за невыход на военную службу менее десяти суток могут применить только дисциплинарные наказания, о которых писалось выше. Но не стоит заблуждаться в том, что если Вы просто пришли в воинскую часть раз в десять суток и прошлись по ней, то значит все, «в десяточку сыграли». Не тут-то было, потому что этот момент не является фактом Вашего исполнения служебных обязанностей. СогласноПостановления Пленума Верховного Суда РФ № 3 от 3 апреля 2008 г «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы»п. 13 в тех случаях, когда незаконно пребывающий вне части (места службы) военнослужащий временно появляется в расположении части (в месте службы) без намерения приступить к исполнению обязанностей военной службы и фактически не приступает к их исполнению либо задерживается органами власти за совершение другого правонарушения и при этом скрывает от них наличие у него статуса военнослужащего, либо после уведомления командования о месте своего нахождения не выполняет отданные ему распоряжения и тем самым продолжает уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, течение срока самовольного отсутствия не прерывается. Поэтому необходимо прийти на построение, отстоять его, выслушать нарекания командира части, плюс к этому покажитесь на глаза как больше Вашим сослуживцам и бывшим командирам и все, считайте, что Вы «сыграли в десяточку».

Так что, исходя из всего вышеперечисленного, максимум, что потребуют от Вас нормальные командиры, это приходить на построение и возможно отправят в командировку, которая не связана с должностными обязанностями (например, за молодым пополнением).

Читать еще:  С какого возраста государство должно обеспечить ребенка садиком?

Если Вы не желаете пока увольняться из ВС РФ и Ваша выслуга лет в календарном исчислении десять лет и более, то можетеотсрочить увольнение из ВС РФ и потянуть время в распоряжении.

Какие есть сроки для вывода в распоряжение, а также увольнения по ОШМ?

Здравствуйте! Служу по контракту в одной из частей Восточного округа с 2001 года. В мае 2014 года пришли ОШМ в июне признан нуждающимся в жилье. Документы моей частью на вывод в распоряжение до обеспечения жилым помещением в вышестоящую часть отправлялись несколько раз, но постоянно возвращаются по какой либо причине (то нет рапорта об отказе или согласии на ВВК, то не предложены другие должности и т.д.) скажите пожалуйста какие сроки вывода в распоряжение, а также увольнения по ОШМ, и что можно мне этого сделать для скорейшего вывода в распоряжение и увольнение с военной службы?

Уточнение от 22 января 2015 – 07:19
Изменения в штат доведены сразу (сократили должность со званием ефрейтор, ввели должность со званием прапорщик без изменения тарифного разряда) образование не позволяет получить звание прапорщик да и желания нет служить дальше, лист беседы составлен, рапорт написан. 22 января 2015 года опять позвонили с вышестоящего штаба и сказали что возвращают документы, причину не указали. Есть ли на это какое нибудь наказание? В распоряжение до сих пор не выведен, сменщик положительно рассмотрен на должность командованием округа, но не может перевестись пока меня не уберут, армия затягивает.

Уточнение от 23 января 2015 – 07:25
Причина возврата: нет отказа от ВВК на бланке направления на ВВК.

нет отказа от субсидии в связи с тем что стоит в очереди на квартиру

Уточнение от 23 января 2015 – 07:31
3. в распоряжение не выводим, увольнение через 6 месяцев (это было сказано устно по телефону)

Как я могу на направлении на ВВК оформить отказ если направление выдается по рапорту военнослужащего о направлении его на ВВК

я не отказываюсь от субсидии, я хочу на нее переписать, ездил в Востокрегионжилье мне там сказали, что для того чтобы переписать на субсидию необходима копия приказа о выводе в распоряжение и как теперь быть.

Ответы:

Как только в Вашу часть поступили новые штаты, и Ваша воинская должность подпала под организационно-штатные мероприятия, то с этого дня Вас должны вывести в распоряжение. В Вашем случае два варианта: либо Вы уже находитесь в распоряжение (это легко Вы можете проследить по размеру денежного довольствия, либо ознакомившись с приказом о зачислении в распоряжение командира), либо Ваша занимаемая воинская должность не подпала под ОШМ, и тогда понятна затяжка Вашего вопроса. Вероятней всего кадровики еще сами не поняли ОШМ на Вас распространяется или нет. К сожалению информация от Вас очень скудная. После зачисления Вас в распоряжение в связи с ОШМ, в течение 3-6 месяцев Вас уволят. Однако, если Вами не дано в листе беседы согласия на увольнения без жилья, командование не сможет в этот срок произвести Ваше увольнение с военной службы и исключить из списка личного состава воинской части. Если хотите поскорей уволиться, а квартиру ждать уже на “гражданке”, то увольнение Ваше произведут незамедлительно. По ВВК Вы также можете написать свой отказ.

ПРИШЛИ ОШМ – это пришла директива и в ней прописаны сроки проведения ОШМ. С Директивой вас должны ознакомить и с этого момента в течении месяца с вами должны провести беседу, потом соответственно готовить документы на вывод за штат. К Моменту окончания ОШМ вы должны быть за штатом, если в Директиве нет указания об ожидании Штатов.

По сути вышестоящий штаб тянет, это незаконно. Без получения квартиры не увольняйтесь, в военкомате ее не получить практически.

Вы можете написать в прокуратуру.

Если подробнее хотите – то позвоните мне 89818006949 Питер!

В соответствии со ст 23 приказа МО РФ №350 “Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками в ВС РФ” на военнослужащего, подлежащего увольнению с военной службы, оформляется представление к увольнению с военной службы, которое подписывается непосредственным (прямым) командиром (начальником) от командира полка, отдельного батальона, им равных и выше. К представлению прилагаются:

копия листа беседы;

копия аттестационного листа;

рапорт военнослужащего (в случае увольнения военнослужащего по основаниям, когда требуется его согласие на увольнение);

копия заключения ВВК (в необходимых случаях);

другие необходимые документы.

Представление и другие необходимые документы для увольнения военнослужащего с военной службы направляются по команде в адрес кадрового органа командира (начальника), имеющего право издания приказа об увольнении данного военнослужащего, с расчетом получения их этим кадровым органом за два месяца до истечения у военнослужащего срока военной службы.

Контроль за своевременным увольнением военнослужащих ведется в кадровых органах (штабах) воинских частей в установленном порядке.

Попробуйте написать жалобу в прокуратуру на действия (бездействие) должностных лиц вышестоящих органов военного управления.

При увольнение по ОШМ военнослужащему обязаны выплатить все виды довольствия и предоставить отпуск. Согласно статьи 23 ФЗ «О статусе военнослужащих»:

военнослужащие граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

Командование может Вас и не выводить за штат, т.к. это право а не обязанность командования, согласно статьи 13 Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 02.01.2015) “Вопросы прохождения военной службы” (вместе с “Положением о порядке прохождения военной службы”) (16 сентября 1999 г.)

1. Для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.

Дело в том, что рапорт писать не обязательно, так как увольнение по ОШМ не зависит от Вашего желания, а в этом случае рапорт не нужен:

Согласно статьи 34 Закона. Порядок увольнения военнослужащих с военной службы и исключения их из списков личного состава воинской части

12. Увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, когда его согласие на увольнение или назначение на новую воинскую должность не предусматривается, производится командованием без рапорта военнослужащего.

Рекомендация эксперта
Но все же я бы посоветовала Вам написать рапорт примерно такого содержания:

1. Вывести меня в распоряжение командира (начальника) в установленные законом сроки и порядке.

2. Прошу обеспечить меня и членов моей семьи жилым помещением (предоставив денежные средства как участнику НИС для его приобретения) по избранному после увольнения месту жительства в г. ________.

Согласен уволится из Вооруженных Сил Российской Федерации только после обеспечения меня и членов моей семьи жилым помещением (путём выделения в установленном порядке и получения мной денежных средств как участник НИС на мой расчетный счёт в сбербанке № _________ (Приложение № 1) в соответствии с законодательством РФ и нормативно правовыми актами МО РФ), а так же после полного и окончательного обеспечения всеми видами довольствия.

Приложение №1: Номер сберкнижки

Рапорт регистрируете, копию в отметкой о регистрации оставляете себе

Порядок увольнения военнослужащего по ОШМ

Прохождение службы по контракту в ВС РФ предусматривает специальный перечень оснований для увольнения по инициативе руководства или военнослужащего. Проведение организационно-штатных мероприятий (ОШМ) в части связано с сокращением отдельных должностей или целых структурных подразделений. В этой статье рассмотрим порядок увольнения военнослужащего по ОШМ, и возможные правовые последствия для гражданина.

Что это такое

Проведение ОШМ в военных структурах является обычной практикой и далеко не всегда влечет увольнение граждан со службы. Закон разделяет случаи, когда возможность увольнения будет зависеть от решения командования части, либо возникает обязанность прекратить контракт. При проведении ОШМ командование вправе использовать следующие варианты:

  • вывести гражданина в распоряжение на срок до 6 месяцев – в этом случае за военнослужащим сохраняются все виды денежного довольствия, хотя его должность уже будет фактически сокращена;
  • перевести гражданина на вышестоящую или нижестоящую должность – такой вариант допускается только с согласия военнослужащего, выраженного в рапорте;
  • перевести служащего на равнозначную должность – в этом случае согласие гражданина не требуется, а судебная практика позволяет перевод даже в другую местность.

На практике, удовлетворение рапорта до истечения 6 месяцев реально, если у военнослужащего подходит предельный возраст пребывания на службе, либо командование заранее знает, что предложить другую должность по ОШМ будет невозможно. В этом случае рапорт рассматривается аттестационной комиссией, после чего происходит увольнение по приказу командира части.

Обязанность уволить военнослужащего при ОШМ возникает только по истечении 6 месяцев с момента издания приказа о выводе его в распоряжение. Если командир откажет принимать такое решение, его действия можно оспорить через военную прокуратуру или суд. О порядке процедуры увольнения расскажем ниже.

Как происходит увольнение

Если срок нахождения в распоряжении истек, рапорт военнослужащего о расторжении контракта подлежит удовлетворению. При проведении этой процедуры будут учитываться следующие правила:

  • если выслуга превышает 10 лет, гражданина не могут уволить по ОШМ без предоставления жилья по регламентированным нормам – в качестве альтернативного варианта для приобретения жилья по линии МО РФ могут предоставляться выплаты и военная ипотека);
  • если гражданин увольняется с выслугой более 20 лет, он приобретает право на все виды выплат, пособий и компенсаций, которые положены при зачислении в запас, в том числе на получение жилья от МО РФ или военную ипотеку;
  • пока военнослужащий не будет обеспечен положенными выплатами и жильем, контракт с ним не может быть расторгнут – на весь период расчета гражданин будет числиться в распоряжении части с сохранением денежного довольствия.

Точный состав выплат, на которые может рассчитывать военнослужащий по ОШМ, будет указан в приказе командира части, и зависит от количества календарных и льготных лет выслуги. Проверить правильность расчета можно при ознакомлении с материалами личного дела.

Сведения о причинах расторжения контракта будут указаны в личном деле военнослужащего, которое направляется в военный комиссариат по месту жительства. В дальнейшем, гражданин сможет вновь заключить контракт с МО РФ, если не наступил предельный возраст пребывания на военной службе.

Какие выплаты положены при ОШМ

Вне зависимости от оснований увольнения со службы, гражданину гарантирован полный расчет по денежному довольствию, надбавкам и компенсациям, утвержденных нормативными актами. Кроме того, будут предоставлены дни неиспользованного отпуска, либо начисляется соответствующая компенсация в денежной форме.

При наличии выслуги 10 лет, военнослужащий будет обеспечен жильем, получит жилищный сертификат или оформит военную ипотеку на льготных условиях. Кроме того, на протяжении года после увольнения со службы, гражданин будет ежемесячно получать по одному окладу денежного содержания (для расчета используется оклад на момент ухода со службы).

Если выслуга превысит 15 лет, помимо указанных льгот, будет установлена ежемесячная социальная выплата на пятилетний период. На первый год размер выплаты составит 40% от оклада денежного содержания, а за каждый последующий календарный год происходит увеличение на 3%. По истечении пятилетнего срока выплата будет аннулирована.

Наибольший перечень гарантий предусмотрен для военнослужащих, чья выслуга превышает 20 лет. За счет МО РФ можно получить:

  • жилое помещение на весь состав семьи, жилищный сертификат, ЕДВ или военную ипотеку на льготных условиях;
  • право на ежегодную оплату санаторно-курортного лечения, а также на возмещение затрат на проезд к месту отдыха;
  • единовременную компенсацию, которая будет рассчитана исходя из звания и должности на момент увольнения;
  • если у гражданина имелись госнаграды за период военной службы, дополнительно выплачивается два оклада содержания;
  • выплачиваются премии за эффективное исполнение служебных обязанностей (размер выплаты будет определен приказом и составит не более 25% от месячного оклада);
  • назначается ежемесячное социальное пособие по правилам, указанным выше.

Единовременное пособие составит два оклада содержания (при выслуге до 20 лет) или семь окладов (если выслуга превышает указанный период). Также для полного расчета используются права на основной и дополнительный отпуска.

ЗАЧИСЛЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РАСПОРЯЖЕНИЕ КОМАНДИРА (НАЧАЛЬНИКА): ПОРЯДОК И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

П.С. Гуськов, старший лейтенант юстиции, юрисконсульт Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы (далее – Положение) для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий. Главной особенностью правового положения военнослужащего, находящегося в распоряжении, является прохождение им военной службы не на воинской должности, что влечет за собой определенные правовые последствия, связанные с исполнением обязанностей военной службы, выплатой денежного довольствия, присвоением воинских званий.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Положения зачисление военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в распоряжение командира (начальника) допускается в следующих случаях и на следующие сроки:
а) в случае освобождения от воинской должности (должности) – не более чем на три месяца;
б) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий – не более чем на шесть месяцев;
в) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела – до вынесения решения по уголовному делу;
г) в связи с признанием военнослужащего, находящегося на стационарном лечении, негодным к военной службе – до окончания стационарного лечения (срока освобождения от исполнения обязанностей по воинской должности, необходимого для оформления увольнения), но не более чем на срок, установленный Положением о военно-врачебной экспертизе;
д) в связи с переводом из Вооруженных Сил Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, и наоборот, а также из одного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в другой – не более чем на три месяца;
е) в связи с безвестным отсутствием более одного месяца – до возвращения военнослужащего в воинскую часть (если не принято иное решение о дальнейшем прохождении им военной службы) или до дня вступления в законную силу (включительно) решения суда о признании его безвестно отсутствующим либо об объявлении умершим;
ж) в связи с нахождением военнослужащего в плену, в качестве заложника или интернированного – до его освобождения;
з) в случае расформирования воинской части и сокращения в связи с этим воинской должности, которую замещал военнослужащий женского пола, находящийся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, – до окончания этого отпуска;
и) при невозможности своевременного исключения военнослужащего, уволенного с военной службы, из списков личного состава воинской части в случаях, предусмотренных Федеральным законом и Положением, – до его исключения.

Хотелось бы отметить, что перечень оснований зачисления военнослужащих в распоряжение, содержащихся в указанной статье, является исчерпывающим, поэтому зачисление в распоряжение по каким-то другим основаниям (например, в связи с необеспеченностью жильем военнослужащих, продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, увольняемых с военной службы по “льготным” основаниям) является неправомерным.

Зачисление в распоряжение допускается в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Поскольку по своему правовому положению офицеры, проходящие военную службу по призыву, приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, и для них законодательством не предусмотрено иное (абз. 6 п. 1 ст. 2 Федерального закона “О статусе военнослужащих”), постольку они также могут быть зачислены в распоряжение командира (начальника).

На военнослужащих, представляемых к зачислению в распоряжение командира (начальника), оформляется представление по форме, определенной Инструкцией об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации 2002 г. N 350, которое подписывается непосредственными (прямыми) командирами (начальниками) от командира полка, отдельного батальона, им равными и выше и направляется по команде через кадровые органы для принятия решения соответствующими должностными лицами. Принятые решения отражаются в представлении в разделе “заключения прямых начальников”.

Зачисление военнослужащего в распоряжение производится приказом по личному составу, который издает должностное лицо, имеющее право назначать на воинскую должность, на которой находится указанный военнослужащий. Полномочия должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению военнослужащих на воинские должности и зачислению в распоряжение определены Приказом министра обороны Российской Федерации “О полномочиях должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации по назначению офицеров и прапорщиков (мичманов) на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий” 2002 г. N 110. В соответствии с данным Приказом полномочиями по зачислению военнослужащих в распоряжение обладают следующие должностные лица:
– министр обороны Российской Федерации;
– заместители министра обороны Российской Федерации;
– главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации;
– командующие войсками военных округов, флотами;
– командующие родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации;
– начальники центральных органов военного управления, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;
– командующие объединениями и им равные, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;
– командиры соединений и им равные, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;
– начальники военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов;
– командиры воинских частей, начальники (руководители) организаций, для которых штатом предусмотрены воинские звания “полковник”, “капитан 1 ранга”, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы.

Как видно, данный Приказ установил два основных критерия, определяющих указанные полномочия: должностное лицо, осуществляющее назначение военнослужащего на ту или иную воинскую должность, должно соответствовать определенному уровню среди руководителей органов военного управления, а также в его непосредственном подчинении должен находиться кадровый орган, под которым понимается кадровая группа или выше.

В соответствии со ст. 13 Положения допускается возможность зачисления военнослужащего в распоряжение командира (начальника), не являющегося его ближайшим прямым начальником. Примером может служить зачисление военнослужащих в распоряжение при их переводах между видами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, центральными органами военного управления, а также межокружных переводах.

Приказ министра обороны Российской Федерации 2002 г. N 110 установил следующую компетенцию должностных лиц, осуществляющих указанные переводы:
– переводы офицеров между видами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации и центральными органами военного управления производятся приказами министра обороны Российской Федерации;
– переводы прапорщиков (мичманов) между видами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, центральными органами военного управления и органами военного управления производятся по взаимному согласованию соответствующих заместителей министра обороны Российской Федерации, главнокомандующих, командующих и начальников;
– межокружные переводы офицеров и прапорщиков (мичманов) производятся приказами главнокомандующего Сухопутными войсками – заместителя министра обороны Российской Федерации;
– межокружные переводы офицеров квартирно-эксплуатационной службы, подразделений государственного технического надзора, государственной экспертизы проектов, военпроектов и отделов реализации военного имущества военных округов производятся приказами начальника строительства и расквартирования войск – заместителя министра обороны Российской Федерации;
– переводы офицеров и прапорщиков между объединениями Военно-воздушных сил (армия) производятся приказами главнокомандующего Военно-воздушными силами;
– межфлотские переводы офицеров и мичманов (прапорщиков) производятся приказами главнокомандующего Военно-Морским Флотом.

При убытии военнослужащего из воинской части в связи с зачислением в распоряжение он исключается из списков личного состава воинской части приказом по строевой части (подп. “б” п. 27 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации 1999 г. N 170).

Статус военнослужащего на лиц, зачисленных в распоряжение, распространяется в полном объеме, за исключением возложения на них должностных обязанностей, так как военную службу они проходят не на воинской должности.

Исключением является возложение на данных военнослужащих обязанностей по вакантным воинским должностям в соответствии с п. 1 ст. 12 Положения. Одним из наиболее часто встречаемых нарушений прав военнослужащих, находящихся в распоряжении, является возложение на них обязанностей по вакантным воинским должностям командирами (начальниками), не обладающими для этого достаточными полномочиями. В ст. 12 Положения установлено, что возложение на военнослужащего временного исполнения обязанностей по вакантной воинской должности осуществляется должностным лицом, имеющим право назначения на эту воинскую должность. Как уже упоминалось выше, полномочия должностных лиц по назначению военнослужащих на воинские должности определены Приказом министра обороны Российской Федерации 2002 г. N 110, который установил исчерпывающий перечень должностных лиц, обладающих данными полномочиями. Командиру (начальнику), не входящему в данный перечень, необходимо предвидеть возможные негативные последствия своих действий, в частности отсутствие правовых оснований для привлечения военнослужащего к ответственности за невыполнение возложенных на него обязанностей.

Снятия специальных обязанностей (несение службы в суточном наряде и др.) с военнослужащих, зачисленных в распоряжение, законодательство не предусматривает.

В соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации 2000 г. N 431 военнослужащим, зачисленным в распоряжение, денежное довольствие выплачивается в установленных размерах и порядке за все время нахождения в распоряжении, но не более сроков, установленных п. 2 ст. 13 Положения. По истечении установленных сроков денежное довольствие может выплачиваться военнослужащим, зачисленным в распоряжение по основаниям, указанным в подп. “а” и “б” п. 2 ст. 13 Положения, по решению министра обороны Российской Федерации (в отношении высших офицеров), главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками военных округов, начальников главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации. Примечательно, что в перечне указанных должностных лиц почему-то отсутствуют заместители министра обороны Российской Федерации. Кроме того, Приказ содержит еще один недостаток. Исходя из смысла Приказа, командование может прекратить выплату денежного довольствия военнослужащим, зачисленным в распоряжение по основаниям, указанным в подп. “а” и “б” п. 2 ст. 13 Положения, при нахождении их в распоряжении свыше установленных сроков. Возникает вопрос: насколько это будет соответствовать законодательству Российской Федерации? Правомерно ли будет, например, прекращение выплаты денежного довольствия военнослужащему, находящемуся в распоряжении в связи с организационно-штатными мероприятиями сверх установленных сроков? В ст. 37 Конституции Российской Федерации определено, что каждый гражданин имеет право на вознаграждение за труд, ст. 12 Федерального закона “О статусе военнослужащих” гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, обеспечение их денежным довольствием. В соответствии с п. 2 ст. 13 Положения зачисление военнослужащего в распоряжение командира в связи с освобождением от воинской должности при организационно-штатных мероприятиях производится на срок не свыше шести месяцев. Но каких-либо ограничений, в том числе по обеспечению денежным довольствием при нарушении указанного срока, действующим Положением не предусмотрено.

Кроме того, в соответствии со ст. 11 Положения обязанность по принятию решения о назначении военнослужащего, находящегося в распоряжении, на должность в возможно короткий срок возлагается на командование, а не на военнослужащего. С учетом вышесказанного прекращение выплаты военнослужащему денежного довольствия в данном, а также во всех остальных случаях нахождения в распоряжении сверх установленных сроков является неправомерным.

Законодательство о прохождении военной службы не содержит прямого запрета присваивать военнослужащему, находящемуся в распоряжении, очередное воинское звание. Однако анализ ст. 22 Положения позволяет сделать вывод, что вопрос о присвоении очередного воинского звания военнослужащему, находящемуся в распоряжении, может быть решен только после его назначения на воинскую должность (должность), поскольку возможность присвоения очередного воинского звания напрямую зависит от штатно-должностной категории воинской должности военнослужащего.

ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.03.1998 N 53-ФЗ
“О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ”
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.1998 N 76-ФЗ
“О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ”
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)

УКАЗ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237
“ВОПРОСЫ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ”
(вместе с “ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ”)

Порядок увольнения по организационно-штатным мероприятиям (ОШМ) военнослужащих и гражданского персонала

Увольнение военнослужащего по ОШМ — тема, имеющая массу нюансов. В каком порядке и при каких условиях увольнение по ОШМ будет законным, есть ли разница для гражданского персонала, трудоустроенного в воинских подразделениях, какие выплаты должны быть осуществлены по закону?

В каких случаях могут уволить по организационно-штатным мероприятиям?

Организационно-штатные мероприятия (далее — ОШМ) — собирательное понятие, никак не расшифрованное в законодательных актах.

Ссылаясь на ОШМ, могут уволить при таких обстоятельствах:

  • сокращении штатов, причем при отсутствии возможности предоставить другую работу с равной должностью и отказе военнослужащего занять низшую ступеньку;
  • реорганизации, оптимизации, изменении структуры воинского подразделения, предполагающей изменение штата;
  • переименовании должностей по причине изменения номенклатуры в перечнях;
  • выходе на пенсию;
  • признании врачебной комиссией военнослужащего негодным полностью или частично к исполнению прежних обязанностей, но не согласившегося на иную должность;
  • окончании срока контракта и пр.

Выходит, что контрактник в ряде случаев может быть уволен без учета его мнения и желания, а контракт должен будет расторгаться. Планирующий отслужить полный срок, позволяющий оформить пенсию, военнослужащий вынужден круто менять свои жизненные планы.

Увольнение по ОШМ регламентируется такими законодательными актами:

  • Законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Законом от 03.08.2018 № 306-ФЗ, внесшем коррективы в законы о пенсионном и социальном страховании;
  • ТК РФ;
  • Постановлением Пленума ВС РФ от 29.05.2014 № 8 (ред. от 28.06.2016) «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»;
  • Законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  • Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237.

Если все же увольнения избежать не удастся, то важно, чтобы были соблюдены все законные права военнослужащего.

Порядок увольнения

Как указано в п. 2 ст. 34 Указа Президента РФ № 1237, увольнение по одному из оснований, перечисленных в ст. 51 Закона № 53-ФЗ, и в т. ч. по ОШМ, как правило, осуществляется с занимаемых должностей без перехода в подчинение командиров.

Уходят военнослужащие по истечении срока воинской службы или досрочно, если нет возможности занять вакансию по равноценной должности и при отказе согласия на понижение.

Порядок увольнения военнослужащего по ОШМ регламентируется ст. 34 Указа Президента РФ № 1237 и гласит, что высшие офицеры увольняются указами Президента РФ, полковники и капитаны 1 ранга — руководителями федеральных органов исполнительной власти, иные военнослужащие — должностными лицами, наделенными такими правами. Право увольнять младших офицеров досрочно предоставляется лишь главнокомандующим соответствующего рода войск РФ.

Служащие рядов ВС РФ, армии

Увольнение по оргштатным мероприятиям военнослужащих производится:

  • без рапорта, а только приказом о переводе на равную должность, при этом отказавшийся занимать новую должность военнослужащий будет уволен как нарушивший правила контракта;
  • по рапорту, если речь идет об увольнении по выслуге лет, по состоянию здоровья, в связи с переходом на госслужбу или в другие войска, воинские формирования и органы и пр.

Если в результате ОШМ должность сокращается, то занимавшему ее служащему должны предложить на выбор иные свободные должности, выше или ниже той, которую ранее занимал попавший под мероприятия военный, имеющий право согласиться или отказаться.

Процедура производится в соответствии с законодательством. Если лицо, которому предложили вакансию после сокращения по ОШМ, не пожелало остаться на службе, то ему необходимо рапортовать о желании уволиться по одному из имеющихся оснований.

При увольнении по ОШМ военнослужащего выведут за штат в распоряжение прежнего или нового командира на срок 6 мес., после чего последует расчет.

Гражданский персонал

В ВС РФ трудится масса персонала из числа гражданских лиц, работающих по трудовым договорам. Вся трудовая деятельность этих граждан, в том числе и увольнение по ОШМ, регламентируется Трудовым кодексом РФ.

Руководству воинского подразделения следует подбирать правильную формулировку для увольнения — об этом разъяснено в Приказе министра обороны РФ «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Вооруженных силах Российской Федерации» от 23 мая 1999 г. № 170.

При ликвидации подразделения следует применять п. 1 ст. 81 ТК РФ, при сокращении штата или должности — ч. 2 ст. 81 ТК РФ, при отказе от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора — п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, по соглашению сторон — п. 1 ст. 77, ст. 78 ТК РФ, по истечении срока договора — ст. 79 ТК РФ и т.п.

К гражданскому персоналу применимы абсолютно все статьи законов, защищающих права работающих граждан. Так как большинство работников, занимающих штатные должности, предназначенные для гражданского персонала — бухгалтера, психологи, медработники и т. п., являются женщинами, то при их увольнении необходимо соблюдать гарантии, предусмотренные ст. 261 ТК РФ.

К примеру, если женщина мать-одиночка, имеющая несовершеннолетнего ребенка возрастом до 14 лет или ребенка-инвалида, или женщина в статусе замужней имеет малыша до 3 лет, то необходимо иметь в виду, что увольнение по инициативе работодателя в таких случаях незаконно и изыскать возможность для предоставления таким работникам иных рабочих мест.

Какие выплаты положены при ОШМ?

Уволенный по ОШМ военнослужащий имеет право получить такие выплаты и льготы:

  • единовременное пособие, величина которого зависит от стажа службы: при стаже менее 20 лет — в размере 2 служебных окладов, более 20 лет — 7 служебных окладов;
  • если военный не имеет права выйти на пенсию, то на протяжении 12 мес. с даты увольнения ему должны выплачивать ежемесячную помощь в размере оклада по званию;
  • оплату аренды жилья (при отсутствии собственного и в случае непредоставления жилища);
  • состоящий на учете на получение квартиры или на улучшение жилищных условий военный со стажем не менее 10 лет вправе рассчитывать на предоставление жилья или выплаты субсидий.

Ипотека — серьезный стимул остаться в числе служащих ВС. Если контрактник скопил на персональном счете неплохую сумму, достаточную для погашения долга перед банком, и успел набрать нужный стаж для увольнения по выслуге, тогда можно и уволиться.

Важно помнить, что, прекратив службу в ВС РФ, солдат или офицер становится вольным не только от своих обязательств перед Вооруженными силами, но и от той немалой защиты, которую дает служба в армии. Но даже и перестав быть причастным к ВС, бывший военный имеет массу преимуществ, если уйдет не по собственному желанию, а по ОШМ.

Плюсы военнослужащего — участника НИС — с невыплаченной ипотекой в случае увольнения по оргштатным мероприятиям таковы:

  • не обязан возвращать сумму целевого займа на покупку квартиры и получить компенсацию, если выслуга от 10 до 20 лет;
  • вправе воспользоваться накопленными средствами и направить скопившуюся сумму на погашение остаточной задолженности по ипотеке (если стаж превышает 20 лет).

Те из служащих ВС, кто обеспечен жильем и не оформлял ипотечный кредит, накопленные по системе НИС средства вправе забрать и истратить на свое усмотрение. Льготные условия распространяются также на трудоустройство уволенных по ОШМ военнослужащих.

Практика показывает, что бывшие военные быстро адаптируются к гражданской жизни и находят применение своим знаниям и умениям. Увольнение по ОШМ — не самый плохой вариант, ведь при таких серьезных выплатах, льготах и гарантиях можно без излишней спешки найти хорошую работу: военные люди практически всегда ответственные и исполнительные работники.

+7 (499) 288-73-46 , Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector