Необходимость госрегистрации договора
Как осуществляется государственная регистрация договоров
Деятельность любого предприятия, учреждения, организации или фирмы невозможная без покупки и продажи товаров и услуг, привлечения сторонних организаций для выполнения своих функций и т.д.
Для того чтобы действовать в рамках закона, нюансы всех этих операций оформляются в письменном договоре, имеющем типовую форму. В соответствии с современным законодательством такие договора необходимо регистрировать в установленном порядке в целях вступления их в действие.
Понятие договора
Государственная регистрация договоров
Главным документом, определяющим понятие договора и порядок его заключения, расторжения и изменения, является Гражданский Кодекс Российской Федерации.
Согласно части 1, статье 420 под договором следует понимать соглашение двух и более лиц, в соответствии с которым устанавливаются их гражданские права и обязанности друг относительно друга.
Также содержание договора должно предусматривать возможности изменения и прекращения этих обязанностей и прав. Условия договора не должны противоречить правовым нормам, действующим на момент его заключения (акцепта).
Все виды договоров можно классифицировать по ряду признаков:
- По обязательствам получения платы или другого возмездного возмещения хотя бы одной из сторон – возмездные и безвозмездные.
- По наличию определения в положениях ГК РФ – поименнованные и непоименнованные.
- По числу сторон, участвующих в заключении – двусторонние и многосторонние.
- По числу предметов договора – простые и смешанные.
- По условиям заключения для всех желающих – публичные и непубличные.
- По участию сторон в определении условий договора – договора присоединения и взаимосогласованные.
- По условию передачи предмета договора – консенсуальный и реальный.
Большинство договоров являются взаимными, то есть обязательства и права возникают у всех сторон, вступивших в соглашение.
Также можно классифицировать договора в соответствии с отношением к основному соглашению:
- Основной договор – документ, непосредственно определяющий обязательства и права сторон, участвовавших в его заключении.
- Дополнительный договор – прописывает моменты, не указанные в основном договоре, но прямо относящиеся к его предмету.
- Предварительный договор – соглашение, определяющее будущую возможность заключения основного договора.
- Опционный договор – дополнительное соглашение, ссылка на которое должна прописываться в основном акте.
- Рамочный договор – документ, содержащий общие положения о правах и обязанностях сторон и предусматривающий возможность их уточнения в рамках отдельных договоров, заключенных позже.
Относительно предмета договора в заключенных соглашениях могут устанавливаться условия трудовой деятельности, перемирия в военных действиях, купли-продажи движимого и недвижимого имущества, ренты, страхования, найма жилых помещений и проч.
Согласно ГК РФ (статья 433) каждый заключаемый договор должен регистрироваться в установленном порядке, если иное не предусмотрено законом.
Зачем нужна регистрация договоров
В любом соглашении или сделке каждая из сторон хочет быть уверенной в том, что другая сторона исполнит свои обязательства, прописанные в договоре. Для этого документальное соглашение заверяется подписями ответственных лиц и печатями организаций или индивидуальных предпринимателей, если они имеются в наличии.
Но в большинстве случаев одних подписей и печатей будет недостаточно в случае нарушения договорных условий одной из сторон и требования возмещения понесенного ущерба другой. Для того чтобы быть максимально уверенным в защищенности своих интересов, необходимо пройти процедуру государственной регистрации договора, заверив его реквизиты и само право на существование в организации, занимающейся в том числе и процедурами регистрации.
Возмещение ущерба вследствие нарушения условий договора или неисполнения заявленных обязательств зачастую возможно получить, только пройдя через судебные разбирательства. Но ни одна инстанция не возьмется рассматривать иск в случае отсутствия государственной регистрации договора. Он попросту будет считаться недействительным.
При заключении ряда договоров, например, аренды или купли-продажи, и отсутствии их регистрации можно привлечь внимание инспекторов налоговой инспекции и дать возможность заподозрить себя как лицо, уклоняющееся от уплаты налогов.
В процессе оформления государственной регистрации стороны, заключающие соглашение, проверяются на наличие различных долговых обязательств и обременений. Это позволяет обезопасить «честную» компанию от сделки с недобросовестным поставщиком, арендатором и проч.
Существуют и другие выгоды, которые можно получить в результате законного оформления договора:
- При регистрации договора аренды арендатору компенсируются расходы на процедуру и частично – на оплату аренды.
- При регистрации договора долевого участия в строительстве покупатель квартиры в строящемся доме застрахован от того, что на нее будет претендовать еще один или даже несколько покупателей.
- При регистрации договора ренты ее получатель застрахован от обмана со стороны плательщика.
Этот список можно продолжать и далее.
Зачем нужна государственная регистрация договора, подскажет видеосюжет:
Государственная регистрация договоров
Процедура государственной регистрации договоров не является бесплатной. В процессе оформления потребуется оплатить госпошлину и предоставить соответствующую квитанцию вместе с остальными документами.
Решение может быть как положительным, так и отрицательным, то есть заявителю могут отказать в регистрации договора. Причина отказа должна быть оформлена письменно и содержать мотивированное пояснение. Так, отказать в регистрации договора могут из-за недостаточности пакета предоставленных документов либо при обнаружении ошибок в составленном документе.
Заявителю дается время на исправление недочетов, после которого он может вновь подать документы на регистрацию. В зависимости от типа договора документы, необходимые к предоставлению, будут отличаться. Также будут различны и организации, в которых будет проходить процедура регистрации.
Так, например, все сделки с недвижимым имуществом (земельные участки, жилые и нежилые помещения, здания и сооружения) приобретают законную силу после оформления в Росреестре – Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии. Это касается договоров аренды, дарения, купли-продажи, долевого участия в строительстве и т.д.
Заявление на госрегистрацию договора можно подать, лично явившись в филиал Росреестра по месту жительства либо через Интернет-портал этой организации, а также через сайт госуслуг. Для этого нужно всего лишь пройти регистрацию на сайте. Для высылки документов по электронным каналом требуется еще одно условие – необходимо располагать электронно-цифровой подписью.
Кроме того, комплект необходимых документов можно выслать почтовым отправлением (ценным письмом). В данном случае все бумаги должны быть заверены в нотариальном порядке.
Подать заявление на госрегистрацию может как одна из сторон, принимавших участие в заключении договора, так и ее законный представитель, действующий на основании доверенности.
В число прав заявителя входит и отзыв заявления на госрегистрацию сделки. В этом случае процесс рассмотрения документов приостанавливается на срок 30 дней. Сотрудник Росреестра должен уведомить все остальные стороны о наличии заявления об остановке процедуры.
Если на протяжении 30 дней между лицами, участвующими в сделке, не будет установлено взаимопонимание, сотрудниками Росреестра выносится решение об отказе в государственной регистрации сделки. Из вышесказанного можно сделать вывод, что государственная регистрация договора является некой гарантией любой из сторон, участвующих в заключении соглашения, от противоправных действий другой стороны или неисполнения ею обязательств.
Процедура регистрации может отличаться для договоров различных типов, но результат ее всегда один и тот же – законно оформить сделку и застраховать себя от непредвиденных ситуаций.
Существуют еще случаи, в которых эта процедура обязательна. Но подавляющая часть договоров регистрации не подлежит. Существует еще одна форма регистрации договоров, которая может приравниваться к государственной регистрации. Это нотариальная форма оформления договоров.
В обществе есть устойчивое заблуждение, что купля-продажа автомобиля без регистрации сделки в подразделении ГИБДД является незаконным. Это неправильно. Достаточно соблюсти простую письменную форму и сделать запись в паспорте транспортного средства, и все. Автомобиль переходит в собственность покупателя согласно условиям договора. А свидетельство о регистрации автомобиля дает право его эксплуатировать на территории России.
Особенность договоров, которые должны быть зарегистрированы состоит в том, что все права и обязанности по таким договорам возникают с момента их государственной регистрации. Любые изменения также подлежат обязательной государственной регистрации.
Есть еще исключения из общих правил. Например, при аренде помещений регистрационные действия не требуются, если договор заключается на срок менее 1 года. Но, наличие таких ограничений никак не мешает вести бизнес. А совсем наоборот, хоть как-то ограждает от различных мошенников.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ДОГОВОРОВ
В соответствии с п. 3 ст. 433 ГК договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Данный порядок вступления договоров в силу, также как и вступление в силу реальных договоров, является исключением из общего правила, предусмотренного п. 1 ст. 433 ГК, согласно которому договор признается заключенным с момента получения лицом, направившим оферту (предложение заключить договор), ее акцепта (принятия предложения) от партнера.
Необходимость в государственной регистрации договоров обусловлена прежде всего экономической важностью их предметов – земли и другого недвижимого имущества. Она призвана обеспечить соблюдение прав приобретателей имущества, третьих лиц и стабильность всего гражданского оборота. При этом речь должна идти не о технической, а о юридической регистрации договоров и прав на имущество органами юстиции в едином государственном реестре, а сведения о произведенной регистрации должны быть доступны любому лицу.
Гражданский кодекс РФ (ст. 164) предусматривает принятие специального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который должен определить случаи и порядок осуществления государственной регистрации. До принятия этого закона применяется действующий с момента вступления в силу части первой ГК РФ порядок регистрации.
В настоящее время регистрацию и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость осуществляют Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы (Указ Президента РФ “О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость” от 11.12.93 No. 2130). Правила представления информации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлены Указом Президента РФ от 27.08.96 No. 1270.
Анализ ГК РФ позволяет определить случаи, когда государственная регистрация является обязательным условием заключения договоров. К таким случаям относятся: договор об ипотеке (п. 3 ст. 339); договор об уступке требований или о переводе долга по сделкам, требующим государственной регистрации (п. 2 ст. 389, п. 2 ст. 391); договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры (п. 2 ст. 558); договор продажи предприятия (п. 3 ст. 574); договор ренты, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества (ст. 584); договор аренды недвижимого имущества, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 609); договор аренды зданий и сооружений, заключенный на срок более одного года (п. 2 ст. 651); договор аренды предприятий (п. 2 ст. 658).
В этой связи представляется важным отличать государственную регистрацию договора от государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Так, договор о продаже недвижимости (ст. 549 ГК), за исключением вышеуказанных случаев, не требует государственной регистрации. В этом случае государственной регистрации требует переход права собственности на соответствующее недвижимое имущество (ст. 551 ГК). Это положение распространяется также на договор доверительного управления имуществом (п. 2 ст. 1017 ГК). Следовательно, такие договоры признаются заключенными и вступают в силу с момента придания им надлежащей формы. Значение государственной регистрации права служит основанием для изменения отношений покупателя и продавца недвижимости с третьими лицами, когда стороны исполнили свои обязанности по договору ранее, чем произведена регистрация.
Требование о государственной регистрации может быть установлено не только в отношении договоров, предметом которых является недвижимое имущество. Законом может быть установлена обязательная государственная регистрация сделок с движимым имуществом определенного вида (п. 2 ст. 164 ГК), которое представляет собой повышенный общественно – экономический интерес и нуждается в установлении особого правового режима. Например, в соответствии с Федеральным законом “О музейном фонде РФ и музеях в РФ” от 26.05.96 подлежат государственной регистрации в Государственном каталоге Музейного фонда РФ сделки купли – продажи музейных предметов и музейных коллекций. Необходимость регистрации в данном случае обуславливается высокой национальной значимостью предмета договора.
В обязательном порядке должны пройти регистрацию договоры о полной уступке всех имущественных прав на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных. Регистрирующим органом является Российское агентство по правовой охране программ для ЭВМ, баз данных и технологий интегральных микросхем (п. 5 ст. 13 Закона РФ “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных” от 23.09.92).
Государственной регистрации подлежат также учредительные договоры о создании юридических лиц (ст. 52 ГК).
Требования законодателя о необходимости осуществить государственную регистрацию отдельных договоров является обязательным. Отступление от этого правила почти всегда влечет признание договора незаключенным. Однако имеются особые случаи. Так, особое правило установлено в отношении регистрации договора коммерческой концессии, ст. 1028 ГК. Данная норма устанавливает изъятие из п. 3 ст. 433 ГК, так как необходимость государственной регистрации договора коммерческой концессии не влияет на его действительность во взаимоотношениях между правообладателем и пользователем, которых он связывает с момента подписания. Однако для третьих лиц он приобретает силу лишь с момента государственной регистрации. Для коммерческой концессии на использование объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством, установлена дополнительная регистрация в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и патентных знаков.
Другим исключением является п. 5 ст. 13 вышеупомянутого Закона РФ “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”, который определяет, что договоры о передаче имущественных прав на программу для ЭВМ или базу данных могут быть зарегистрированы в Агентстве по соглашению сторон. Таким образом, требование о государственной регистрации носит диспозитивный характер. Государственная регистрация договора будет иметь правообразующее значение только в том случае, если стороны или хотя бы одна из сторон сочтут необходимым зарегистрировать договор.
Таким образом, можно заключить, что по общему правилу пункта 3 ст. 433 ГК по договору, требующему государственной регистрации, у сторон возникают взаимные права и обязанности с момента осуществления такой регистрации. При этом стороны вправе установить, что условия заключенного между ними договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора (п. 2 ст. 425 ГК).
Однако необходимо учитывать, что, подписывая договор, стороны выражают друг другу свое желание установить определенное правоотношение, принять на себя взаимные права и обязанности, то есть они добровольно, по своей инициативе связывают себя достигнутым соглашением. Поэтому в целях защиты прав добросовестной стороны от возможных недобросовестных действий ее контрагента ГК (пп. 3 и 4 ст. 165) предусматривает, что если сделка совершена в надлежащей форме, но при этом одна из сторон уклоняется от ее государственной регистрации, то добросовестная сторона вправе обратиться в суд с требованием о принудительной регистрации сделки и возмещении убытков, вызванных задержкой в совершении регистрации.
В этом случае суд вправе принять решение о регистрации сделки и она регистрируется в соответствии с решением суда. Сделка будет считаться заключенной с момента ее регистрации соответствующим органом. Правила пп. 3 и 4 ст. 165 ГК полностью распространяются на договоры, так как в них идет речь о дву- и многосторонних сделках.
Вместе с этим необходимо подчеркнуть, что несмотря на согласованную волю сторон заключить договор, требующий государственной регистрации, он может помимо их желания не вступить в силу, если регистрирующий орган откажет сторонам в регистрации. Но такой отказ должен быть основан на законе. В противном случае стороны вправе требовать по суду обязать соответствующий государственный орган осуществить регистрацию.
Какие договоры подлежат государственной регистрации и как она осуществляется?
Какие договора подлежат государственной регистрации — актуальный вопрос для многих предпринимателей и обычных граждан. Юридическим лицам в своей деятельности, гражданам в жизни нередко приходится заключать различные сделки.
В некоторых случаях для вступления договора в действие его подписания сторонами недостаточно. Для этого требуется совершение государством акта подтверждения перехода прав между сторонами сделки.
В чем смысл государственной регистрации?
Гос регистрация сделок
Законодательством устанавливается обязательность регистрации всех прав, в том числе, собственности при сделках с недвижимостью.
Такой специальный порядок для данного объекта права обуславливается его статусом и особыми характеристиками. Его ценность зачастую приводит к различным махинациям на рынке недвижимости.
Посредством такого действия законодатель хотел защитить права участников сделок с недвижимостью и повысить их законность и прозрачность.
Для сделок, которые должны пройти данную процедуру, акт регистрации является единственным подтверждением их совершения. Регистрирующими органами производится признание самого факта возникновения, прекращения или перехода прав, а также его удостоверение.
Осуществляется это внесением соответствующей записи в единый реестр. Оспариваться права по зарегистрированной сделке могут только в суде.
Лица, которые пренебрегают данным условием, рискуют столкнуться с негативными последствиями своего бездействия. В таком случае договор может признаваться незаключенным или недействительным и не иметь юридической значимости. Каких-либо реальных последствий для его сторон такая сделка порождать не будет.
Заключая сделки, касающиеся объектов недвижимости, стоит поинтересоваться имеется ли необходимость их регистрации.
В противном случае, последствия, которых стороны ожидали при подписании договора, не будут считаться наступившими. Фактически, покупая себе квартиру, гражданин не может считаться ее полноправным собственником до регистрации данного факта.
Какие договора подлежат государственной регистрации
Как следует из закона, регистрировать необходимо права на недвижимые объекты, сделки с ним и его обременения. К первой категории относятся права собственности, иные вещные права.
Под обременениями стоит понимать некоторые ограничения в правах собственника, например, залог. Что касается сделок, то следует различать регистрацию самого договора от перехода прав по нему.
Ранее фактически все сделки, связанные с недвижимым имуществом, требовали удостоверения регистрирующим органом. Однако в 2013 году ситуация изменилась. Обязательность фиксации осталась только для заключенных до первого марта указанного года сделок.
После этого в отношении сделок покупки и продажи жилья, предприятий, дарения недвижимого имущества, его отчуждения на условиях ренты предусмотрена только регистрация перехода прав. Сделано это было с целью упростить саму процедуру и избежать необходимости проводить два схожих регистрационных действия. Данное нововведение позволило экономить время и деньги заявителей.
Для остальных прямо поименованных сделок законом по-прежнему устанавливается обязательность прохождения описанных процедур. К их числу относятся договоры:
- аренды на срок не меньше одного года;
- субаренды;
- участия в долевом строительстве;
- об ипотеке;
- об уступке требования, переводе долгов по зарегистрированным сделкам;
- соглашения об изменении, расторжении зарегистрированных сделок.
Сделки, не нуждающиеся в регистрации
Какой договор не подлежит государственной регистрации? Регистрировать сделки нужно только тогда, когда это прямо предписывается законодательством. Учитывая изложенные выше обстоятельства, данный перечень достаточно широк.
В первую очередь не требуют прохождения такой процедуры сделки с движимыми вещами. Они имеют совершенно другой статус и не нуждаются в усиленном регулировании.
К следующей категории относятся те сделки с недвижимостью, которые никогда не требовали внесения записей о них в единый реестр. Это арендные договоры со сроком меньше года либо на неопределенный четко период, коммерческого найма, доверительного управления, ссуды.
С определенного времени не нуждаются в регистрации и сделки покупки и продажи жилья, предприятий, дарения недвижимого имущества, его отчуждения на условиях ренты.
Следует отметить, что это далеко не полный перечень, учитывая принцип свободы для заключения сторонами любых договоров.
Решая вопрос о том, нужно ли при заключении сделки посещать регистрирующие органы, стоит руководствоваться нормами гражданского законодательства. Если оно содержит прямое указание на необходимость фиксации, тогда сделка не будет считаться легитимной без ее осуществления.
Кем осуществляется регистрация?
Основным органом, который согласно законодательству наделен правом производить регистрационные действия, является Федеральная служба гос регистрации, кадастра и картографии (сокращенно – Росреестр). Для того, чтобы получить данную услугу, нужно обратиться в соответствующий орган Росреестра с заявлением и списком необходимых документов.
Подать заявление и документы на регистрацию можно как лично, так и посредством почтовой или электронной связи. Кроме того, в отдельных случаях может быть предоставлена услуга выезда на дом или доставка в регистрирующий орган по запросу клиента. Для ветеранов ВОВ или инвалидов, например, она предоставляется бесплатно.
Однако, обратиться за регистрацией своих прав или договора можно не только в Росреестр и его подразделения. Такую услугу также предоставляют многофункциональные центры.
Они обладают правом предоставления услуг Росреестра, в том числе, и регистрации прав и сделок на недвижимое имущество. Они работают по принципу единого окна и тесно взаимодействуют с Росреестром. Подавать свое заявление в МФЦ также можно различными способами.
Документы, необходимые для регистрации
Регистрирующий орган может приступить к выполнению своей работы, только получив заявления от сторон сделки или представляющих их лиц. Помимо самого заявления необходимо представить подтверждающие документы. Их перечень варьируется в зависимости от ситуации, но о его примерных составляющих можно уточнить в органах Росреестра или на их сайтах. В основном требуется предоставить следующие документы:
- заявление (от одного лица или каждой из сторон сделки);
- документы, удостоверяющие личность заявителя;
- документы-основания (договор, акт приема-передачи и др.);
- об оплате госпошлины.
Если за регистрацией прав (сделок) обращаются не сами участники, а их представители, то необходимо прикладывать доверенности. Услуги представителей подобного рода достаточно популярны. Опытный юрист знает все правовые нюансы заключения, оформления и фиксации сделок. Он может подсказать алгоритм действий для совершения законной сделки, правильно оценить поступки другой стороны и представленные ей документы.
Квалифицированный специалист может оказать любую помощь: от устной консультации до полного сопровождения сделки. Кроме того, многим просто не хочется самостоятельно заниматься регистрацией, тратить свое время на хождение по разным органам и инстанциям.
Дополнительно могут потребоваться согласие супруга на совершение сделок с общим имуществом, разрешение органов опеки, представителей несовершеннолетних.
Для организаций также необходимо представлять учредительные документы, подтверждение полномочий лиц, подписавших договор и заявление.
Все документы, кроме заявления, должны предоставляться в подлиннике и копиях. Если их размер больше одной страницы, то необходимо его прошить и заверить штампом (печатью) выдавшего органа (организации).
Проведение государственной регистрации прав
После получения заявления и приложенных к нему документов, работник регистрирующего органа должен провести их анализ. Оценивается полнота представленных документов, их правовая сторона и законность. На осуществление данной проверки отводится всего десять дней.
После их истечения принимается решение об осуществлении регистрации права (сделки), об отказе в регистрации либо ее приостановлении. Приостановить можно при наличии недостатков, которые могут быть устранены. Для этого такое решение отправляется заявителю с предложением в указанный срок их исправить. В зависимости от предпринятых им действий, регистрация может быть возобновлена, либо прекращена.
По итогам регистрации вносится соответствующая запись в единый реестр прав. Ранее на сновании сделанной записи выдавались свидетельства, удостоверяющие право (сделку) и подтверждающие их регистрацию. Однако, с недавнего времени их выдача прекращается. Теперь единственным подтверждением будет являться сама запись в реестре и выдаваемые на основании заявления выписки из него.
Государственный реестр прав
Единым государственным реестром прав (ЕГРП) называется специальный информационный ресурс, содержащий сведения обо всех зарегистрированных объектах недвижимости, правах на них, в том числе, прекращенных, о правообладателях. Он состоит из разделов и подразделов, ведется на бумажных носителях и (или) в электронном варианте. Все записи имеют определенный номер и строго учитываются.
Приложением к нему являются книги учета поступивших и принятых для регистрации бумаг, дела правоустанавливающих документов. Сведения в ЕГРП носят открытый характер, но имеются и исключения.
Ограничения относятся к сведениям о правах конкретного лица, о содержании представленных сторонами документов. Они могут быть предоставлены только определенному кругу лиц, например, правоохранительным органам. Остальная информация может быть свободно предоставлена по заявлению любого лица.
Подробнее о сделках с недвижимостью, гос регистрации прав на такое имущество и сделок с ним смотрите в видео:
Когда договор требует государственной регистрации
В отдельных случаях подписываемый договор требует государственной регистрации и будет считаться для третьих лиц заключенным только с момента такой регистрации. Если это требование проигнорировать, возникает опасность того, что по иску контрагента суд признает договор незаключенным.
В отличие от нотариального удостоверения , необходимость которого может быть предусмотрена соглашением сторон, требование об обязательной государственной регистрации сделки может быть установлено только законом. Незарегистрированный договор считается незаключенным, а потому не существующим и не порождающим правовые последствия для третьих лиц. Для самих же сторон договор будет порождать только те правовые последствия, которые связаны с необходимостью регистрации договора и исполнения ряда его условий, не затрагивающих интересы третьих лиц.
В законе предусмотрена обязательная государственная регистрация:
Регистрация договоров с недвижимым имуществом
Обязательной государственной регистрации подлежат следующие договоры с недвижимым имуществом.
Регистрация обязательна в том числе для тех договоров аренды, которые были заключены 2 и 3 марта 2013 года. И если стороны их не зарегистрировали, стоит сделать это сейчас. В противном случае такие договоры по общему правилу не влекут правовых последствий для третьих лиц. А это может нарушить интересы арендатора.
Нужно ли регистрировать долгосрочные договоры аренды, которые были заключены 2 и 3 марта 2013 года?
Да, нужно. Если такой договор еще не зарегистрирован, то стоит сделать это сейчас.
Если этого не сделать, то стороны не смогут ссылаться на такой договор перед третьими лицами. Например, арендатор не сможет воспользоваться преимущественным правом на заключение договора на новый срок.
В отношении договоров аренды, которые были заключены 2 и 3 марта 2013 года, первоначально возникла неясность, нужно их регистрировать или нет.
Обоснование: Это было связано с несогласованностью сфер действия нескольких федеральных законов, принятых в процессе осуществления реформы гражданского законодательства. Дело в том, что первоначально Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 302-ФЗ) отменил необходимость регистрации ряда сделок с недвижимым имуществом, включая договоры аренды недвижимости (ч. 8 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Этот закон вступил в силу со 2 марта 2013 года.
Однако 4 марта в Закон № 302-ФЗ были внесены изменения: согласно статье 3 Федерального закона от 4 марта 2013 г. № 21-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 21-ФЗ) отмена регистрации сделок с недвижимым имуществом не распространяется на сделки аренды недвижимого имущества. Закон № 21-ФЗ вступил в силу с даты опубликования, то есть с 4 марта 2013 года.
Таким образом, поскольку Закон № 21-ФЗ не содержит оговорку об обратной силе, получается, что Закон № 302-ФЗ в отношении договоров аренды (в части отмены необходимости их регистрации) действовал ровно два дня: 2 и 3 марта 2013 года.
С формальной точки зрения, долгосрочные договоры аренды, заключенные в эти два дня, не подлежали регистрации.
Однако, исходя из принципов правовой определенности и добросовестности участников гражданского оборота, нужно было признать, что такие договоры также должны были быть зарегистрированы без каких-либо исключений.
Неопределенность в этом вопросе устранил Пленум ВАС РФ.
В отношении договоров аренды, которые были заключены 2 и 3 марта 2013 года, Пленум ВАС РФ разъяснил следующее.
1) К таким договорам суды должны применять те разъяснения, которые Пленум ВАС РФ дал для случая, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора, но не зарегистрировали его в нарушение требований закона.
2) Это значит, что последствия для сторон договора и для третьих лиц будут разные.
С одной стороны, стороны не смогут ссылаться друг перед другом на то, что договор не зарегистрирован. В частности, если в договоре предусмотрена неустойка за просрочку внесения арендной платы, такая неустойка может быть взыскана с должника.
С другой стороны, такой незарегистрированный договор по общему правилу не влечет каких-либо правовых последствий для третьих лиц. Арендатор по такому договору не будет иметь преимущественного права на заключение договора на новый срок, а переход права собственности на недвижимое имущество (предмет договора аренды) от арендодателя к третьему лицу может являться основанием для изменения или расторжения незарегистрированного договора аренды.
Такие разъяснения содержатся в пункте 27 постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (в ред. постановления Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. № 98), а также в пунктах 3 и 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2014 г. № 165 «Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными» (далее – информационное письмо Президиума ВАС РФ № 165).
2. Договор аренды предприятия (п. 2 ст. 658 ГК РФ).
3. Договор финансовой аренды (лизинга) (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», п. 2 ст. 609 ГК РФ). Подробнее см. Что следует учитывать лизингополучателю, если договор лизинга подлежит регистрации , Что нужно учесть лизингодателю, если договор лизинга подлежит регистрации .
4. Договор безвозмездного пользования (ссуды) объектом культурного наследия (п. 3 ст. 689, п. 2 ст. 609 ГК РФ).
5. Договор участия в долевом строительстве (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»).
Внимание! С 1 июля 2014 года отменено требование о государственной регистрации договора залога недвижимости.
Это следует из пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 367-ФЗ, который установил, что правила о государственной регистрации договора ипотеки, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральном законе от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», не подлежат применению к договорам ипотеки, которые будут заключаться после вступления в силу новой редакции Гражданского кодекса РФ (т. е. после 1 июля 2014 года).
Тем самым для ипотеки, как и для многих других сделок с недвижимостью, устранили чрезмерные требования по регистрации договора.
В свою очередь, залог движимого имущества с 1 июля 2014 года может быть учтен путем направления уведомлений о залоге для регистрации залога нотариусом в реестре уведомлений о залоге такого имущества (п. 4 ст. 339.1 ГК РФ, ст. 103.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1).
Регистрация договоров с некоторыми видами движимого имущества
Сделки с движимым имуществом подлежат регистрации только в случаях, прямо предусмотренных в законе (п. 2 ст. 164 ГК РФ). В настоящий момент есть только один такой случай: он касается музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации. Передача прав собственности и другие действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении таких предметов и коллекций, производятся только после регистрации сделки в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»).
На практике можно столкнуться с необоснованными требованиями о необходимости регистрировать договоры с тем или иным видом движимого имущества. В частности, на это может сослаться недобросовестный контрагент, который хочет, чтобы суд признал договор незаключенным. Практика в таких ситуациях – на стороне добросовестных участников гражданского оборота.
Пример из практики: суд отказался признать договор купли-продажи автотранспортного средства недействительным. Вопреки мнению ответчика, закон не требует государственной регистрации таких договоров
Истец обратился в суд с иском о признании незаключенным договора купли-продажи автотранспортного средства, заключенного с ответчиком. До рассмотрения дела судом истец уточнил исковые требования и просил признать этот договор недействительным как не соответствующий законодательству. По мнению истца, обязательность регистрации договоров купли-продажи автотранспортных средств установлена статьей 164 Гражданского кодекса РФ, приказами МВД России от 26 ноября 1996 г. № 624 «О порядке регистрации транспортных средств» (далее – приказ № 624) и от 7 июля 1998 г. № 413 «О внесении изменений и дополнений в Приказ МВД РФ от 26.11.1996 № 624» (далее – приказ № 413).
Суды отказали в удовлетворении исковых требований. При этом суд кассационной инстанции указал, что необходимость регистрировать сделки с транспортными средствами законодательством не установлена. Приказы № 624 и № 413, на которые ссылается истец в кассационной жалобе, такую необходимость также не устанавливают. Они регулируют только порядок регистрации самого автотранспортного средства в органах ГИБДД (постановление ФАС Дальневосточного округа от 14 марта 2003 г. № Ф03-А59/03-1/392).
Последствия несоблюдения требования о регистрации договора
Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации (п. 3 ст. 433 ГК РФ). Если такой договор не зарегистрирован, то для всех третьих лиц он считается незаключенным и не порождающим правовых последствий.
Однако отсутствие регистрации не означает, что стороны могут не исполнять условия договора.
Таким образом, если договор, который нужно было зарегистрировать, в итоге не был зарегистрирован, то это повлечет следующие правовые последствия.
1. Незарегистрированный договор обязателен для его сторон с момента подписания. Разумеется, если стороны согласовали все существенные условия. Во взаимоотношениях друг с другом они не вправе ссылаться на незаключенность договора в обоснование неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.
Сама по себе государственная регистрация имеет целью защиту третьих лиц, которые могут приобретать права на имущество, ставшее предметом договора. Однако стороны обязаны исполнять его условия независимо от наличия или отсутствия регистрации.
2. Незарегистрированный договор по общему правилу не порождает правовых последствий для третьих лиц, которые не выступали сторонами по договору. Поскольку из-за того, что договор не зарегистрирован, третьи лица не могут знать о факте заключения договора и его условиях.
Но это правило не действует, если третьему лицу по тем или иным причинам было известно о наличии незарегистрированного договора. Например, если новый собственник объекта недвижимого имущества узнал о наличии арендатора и не изъявил желания прекратить арендные правоотношения. Это означает, что арендодатель был согласен на сохранение договорных отношений с таким арендатором. И если впоследствии он потребует выселения на том основании, что договор не был зарегистрирован, то в иске может быть отказано. Это объясняется тем, что собственник недвижимого имущества (арендодатель) действует недобросовестно, ссылаясь на отсутствие государственной регистрации договора, о котором он знал в момент приобретения имущества.
Такие разъяснения содержатся в пунктах 2–4 информационного письма Президиума ВАС РФ № 165.
В то же время, если договор, требующий государственной регистрации, совершен в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от его регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации договора. В этом случае договор будет зарегистрирован на основании решения суда (п. 2 ст. 165 ГК РФ). Сторона, необоснованно уклоняющаяся от регистрации договора, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации сделки (п. 3 ст. 165 ГК РФ).
Таким образом, при использовании данного способа защиты истец должен доказать, что одновременно выполняются два условия.
Во-первых, что договор совершен в надлежащей форме. Это обстоятельство, как правило, можно доказать, представив подписанный экземпляр договора, на котором отсутствует штамп регистрирующего органа. Так, закон прямо требует, чтобы договор аренды здания или сооружения был совершен в письменной форме путем составления единого документа (п. 1 ст. 651 ГК РФ). Если же, к примеру, долгосрочный договор аренды будет совершен не путем составления единого документа, как этого требует пункт 1 статьи 651 Гражданского кодекса РФ, а путем обмена документами, то в этом случае у суда не будет оснований для вынесения решения о регистрации договора. В этом случае будет нарушена форма договора аренды недвижимого имущества, что исключает удовлетворение искового требования о регистрации договора.
Во-вторых, что контрагент уклоняется от регистрации договора. Это можно подтвердить, к примеру, письмом, в котором истец просил контрагента предоставить необходимые для регистрации договора документы. Важно иметь доказательства того, что контрагент это письмо получил. Таким доказательством может быть подпись контрагента, его представителя или его работника о принятии письма либо квитанция об отправке этого письма контрагенту по почте с уведомлением о вручении.
Срок исковой давности по требованиям о регистрации договора составляет один год (п. 4 ст. 165 ГК РФ). Этот срок исчисляется с момента, когда истец узнал или должен был узнать о том, что другая сторона уклоняется от государственной регистрации (п. 59 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – постановление Пленума Верховного суда РФ № 25)). При этом сторона, которая фактически исполняла сделку до ее необходимой государственной регистрации, не вправе ссылаться на истечение срока исковой давности по требованию другой стороны о ее государственной регистрации (п. 61 постановления Пленума Верховного суда РФ № 25).
Срок исковой давности по требованиям одной стороны сделки к другой стороне о возмещении убытков, которые вызваны уклонением последней от государственной регистрации этой сделки, составляет три года (п. 62 постановления Пленума Верховного суда РФ № 25).
Если от регистрации договора уклонялись обе стороны, то у суда не будет оснований для вынесения решения о регистрации договора.
Пример из практики: суд признал договор аренды незаключенным, поскольку стороны не обращались за его регистрацией
Суд отметил, что договор аренды не зарегистрирован и ни одна из сторон не обратилась в регистрирующий орган за его регистрацией. Поэтому договор следует считать незаключенным. А значит, права и обязанности, вытекающие из данного договора, у его сторон не возникли (постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 апреля 2006 г. по делу № А05-14505/2005-3).
Государственная регистрация сделок
Это процедура удостоверения прав на имущество, которые возникли, прекратились или были ограничены.
Ст. 164 Кодекса устанавливает основополагающие положения касательно процедуры госрегистрации. Рассмотрим их более детально.
Понятие государственной регистрации сделок
Государственная регистрация сделок – это процедура удостоверения прав на имущество, которые возникли, прекратились или были ограничены.
Процедура госрегистрации доказывает, что право на самом деле существует.
Права на имущество появляются в силу юридического аспекта проводимой сделки, состоящего из:
- соглашения между продавцом и покупателем;
- акта госрегистрации прав.
На основании осуществленной процедуры покупатели недвижимости реализуют по собственной инициативе право распоряжаться зарегистрированным имуществом в регламентированном законодательством порядке.
Регистрация прав на недвижимость, перечень прав и сделок, подлежащих регистрации
Права на имущество появляются с момента их госрегистрации, если другое положение не определено законодательными актами.
Право собственности и прочие права имущественного характера на объекты должны быть:
- внесены в единый госреестр
- порядок внесения должен быть определен органами, уполномоченными на госрегистрацию прав на недвижимость.
Регистрация прав на недвижимость осуществляют в отношении:
- владений, которые наследуются пожизненно;
- собственности;
- сервитутов;
- хозвладения и оперативного управления;
- объектов, находящихся в постоянном пользовании;
- объектов ипотечного кредитования;
- других случаев, регламентированных законодательными актами.
Нормы, указывающие на необходимость государственной регистрации прав на имущество
Обязательность процесса госрегистрации регламентируется следующими статьями Кодекса:
- 164;
- 223;
- 433;
- другими статьями, которые содержатся в 1-й и во 2-й частях Кодекса.
Порядок процесса и причины для отказа определяются:
- Правилами ведения ЕГРП;
- Законом о регистрации недвижимости;
- иными актами.
Сделки, не подлежащие государственной регистрации
Из общего порядка об исключительной обязательности осуществления регистрации правовых полномочий на объекты имущества есть определенные исключения.
Некоторые контракты не подлежат обязательному проведению процедуры:
- сделки, исходящие из контрактов социального, коммерческого и других видов найма;
- граждане, являющиеся участниками жилищно-строительных, дачных, гаражных или прочих разновидностей кооперативов, могут претендовать на имущество в установленном порядке после внесения соответствующего паевого взноса в пользу кооператива, а не с момента госрегистрации;
- сделки по контрактам о безвозмездном пользовании;
- контракты аренды нежилых площадей со сроком действия менее 1 календарного года.
В некоторых случаях ГК РФ разграничивает понятия:
- государственная регистрация сделок;
- приобретение правовых полномочий на объекты недвижимости.
Процесс регистрации контракта и перехода собственности осуществляются раздельно для:
- договоров, предусматривающих покупку или продажу, мену жилья, предприятия;
- договоров дарения любой разновидности недвижимой собственности;
- договоров ренты.
Госрегистрация только перехода права собственности, без необходимости регистрации договора, осуществляется для:
- процедуры наследования недвижимости;
- контрактов доверительного управления имуществом.
Процедура по осуществлению госрегистрации не требуется в отношении:
- предварительный договор, по которому участники процесса обязуются в будущем заключить договор, подлежащий государственной регистрации.
Процесс государственной регистрации
Весь процесс обязательной госрегистрации состоит из следующих шагов:
- принятие пакета документации от заявителя;
- фиксация приема документов с обязательным приложением платежной квитанции об уплате госпошлины;
- юридическо-правовая экспертиза документации;
- проверка отсутствия несоответствия между заявляемыми и уже существующими правовыми полномочиями на объект недвижимости;
- внесение органами записи в ЕГРП при условии отсутствия вышеуказанных противоречий;
- выдача документации заявителю о госрегистрации права собственности.
Ведение книг учета, содержащих сведения о регистрации сделок
Существует несколько видов книг, которые обязаны вести регистрирующие органы:
- книга по учету документов;
- книга по учету предоставленных из ЕГРП сведений;
- книга по учету арестованной собственности.
В первую разновидность книг вносится следующая информация:
- запись о приеме заявления на госрегистрацию;
- входящие номера документации, принятой на регистрацию.
Во втором типе отражаются:
- сделанные гражданами запросы и заявления об истребовании из ЕГРП информации;
- заявления о предоставлении копий контрактов и других документов.
Третья разновидность книги необходима для:
- внесения органами записей о копиях поступивших документов, запрещающих совершение каких-либо сделок с объектом недвижимого имущества, при отсутствии в ЕГРП соответствующего раздела по данному объекту.
Регистрация сделки с объектом недвижимого имущества
Регистрация возможна только, если существует соответствующая запись о ранее произведенной госрегистрации права собственности на объект недвижимости в ЕГРП.
Сроки госрегистрации договора, если подача документов на регистрацию контракта и прав производится одновременно:
- касательно отчуждения недвижимых объектов и правовых полномочий на них – в течение календарного месяца с даты предоставления пакета документации заявителем;
- в отношении ипотеки жилых объектов – не позже 5 рабочих дней с даты предоставления документов.
Отказ в приеме документации для обоих вышеуказанных случаев недопустим.
Госрегистрация осуществляется на основании письменного заявления:
- сторон-участниц процесса;
- прочего уполномоченного представителя заявителя при наличии у первого нотариальной доверенности на совершение соответствующих действий;
- судебного пристава, если правовые полномочия появляются на основании решения суда;
- гражданина, в отношении которого был утвержден акт госоргана или органа местной администрации, о возникновении прав собственности;
- нотариуса, если правовые полномочия на объект возникает при нотариальном свидетельствовании сделки.
Вопрос о порядке передачи прав собственности решается судебным органом, если одна из сторон уклоняется от исполнения требований договора.
Убытки взыскиваются с уклоняющейся стороны.
Основания для отказа в государственной регистрации прав
Отказ в госрегистрации может быть произведен на основе следующих причин:
- удостоверение притязаний на объект не подлежит госрегистрации;
- заявление на госрегистрацию было подано ненадлежащим лицом;
- документы, предоставленные для осуществления процедуры, не соответствуют законодательным требованиям;
- правовой акт госоргана или органа местной администрации в установленном порядке признали утратившим силу;
- гражданин, который предоставил документ, удостоверяющий право на собственность, не наделен полномочиями по распоряжению данным недвижимым объектом;
- лицо, обладающее неполными правами на объект, подало документ без ссылки на данные ограничения;
- документ на недвижимость, устанавливающий права на него у определенного лица, удостоверяет отсутствие у заявителя таковых прав;
- правообладатель не предоставил требуемые документы ранее появившегося права;
- не были предоставлены документы, требуемые для госрегистрации;
- выявлено несоответствие между предъявленными и уже имеющимися правами на объект.
Государственная регистрация сделок с движимым имуществом
Государственная регистрация сделок с движимым имуществом осуществляют по:
- передаче прав на собственность касательно предметов и коллекций из Музейного фонда РФ.
Госрегистрация не осуществляется в отношении:
- ТС, в частности, легковых автомобилей;
- контрактов с ценными бумагами (производится только учет перехода прав, но не госрегистрация сделок).
Недвижимое и движимое имущество, которое не подлежит государственной регистрации
Закон о регистрации недвижимости не применим к следующим разновидностям имущества:
- космические аппараты;
- воздушный и морской транспорт;
- водные судна внутреннего плавания.
Вопрос-ответ
Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам
электронная регистрация ДДУ
При электронной регистрации ДДУ, получил выписки. Последние цифры отличаются. Что это значит? Почему в Росреестре имеется запись только : Номер регистрации 00:00:0000000:000-00/000/0000-127 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Произведена государственная регистрация Участие в сделке Дата регистрации 00 июня 0000 г. Номер регистрации 00:00:0000000:000-00/000/0000-126 Государственный регистратор прав Новиков В. И. (подпись) ( Ф.И.О.) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Произведена государственная регистрация Залог в силу закона Дата регистрации 00 июня 0000 г. Номер регистрации 00:00:0000000:000-00/000/0000-127 При электронной регистрации ДДУ, получил выписки. Последние цифры отличаются. Что это значит? Почему в Росреестре имеется запись только : Номер регистрации 00:00:0000000:000-00/000/0000-127 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Произведена государственная регистрация Участие в сделке Дата регистрации 00 июня 0000 г. Номер регистрации 00:00:0000000:000-00/000/0000-126 Государственный регистратор прав Новиков В. И. (подпись) ( Ф.И.О.) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области Произведена государственная регистрация Залог в силу закона Дата регистрации 00 июня 0000 г. Номер регистрации 00:00:0000000:000-00/000/0000-127 При электронной регистрации ДДУ, получил две выписки: 1-Участие в сделке; 2-Залог в силу закона. Последние цифры номеров регистрации отличаются. Что это значит? Почему в Росреестре имеется запись только 2-Залог в силу закона?