Несет ли ответственность работодатель за не аттестацию рабочего места?
Prokurors.ru

Юридический портал

Несет ли ответственность работодатель за не аттестацию рабочего места?

Какие штрафы за СОУТ

В конце декабря 2018г., подошел к концу срок специальной оценки условий труда. На основании закона РФ N 426-ФЗ от 28.12.2013 г., проверка обязательна для каждого работодателя. На исполнение правительство выделило 4 года. Будут ли штрафы за СОУТ после 1 января 2019 года для тех, кто не уложился вовремя? О том, что такое СОУТ поговорим в статье.

Что проверяем

СОУТ — это исследование рабочих зон на предмет наличия факторов, опасных для жизни и здоровья работника или отсутствие таковых факторов. Процедура также призвана улучшить качество и своевременность начисления утвержденных выплат сотрудникам, работающим в условиях с повышенным риском.

Согласно статистике, до введения проверки в трудовую госинспекцию поступало огромное количество жалоб граждан, связанных с нарушением трудовых условий. Тогда в конце 2013 года, правительством был принят закон о введении обязательной проверки рабочих зон.

Структура СОУТ предназначена для защиты прав сотрудников, работающих на местах повышенной опасности, посредством выявления недобросовестных работодателей на территории РФ, незаконно экономящих на выплатах.

В соответствии с ч. 3 закона N 426-ФЗ, оценке подлежат рабочие зоны всех сотрудников, кроме:

  • удаленных;
  • надомных (фрилансеры);
  • вступивших отношения с работодателем не являющимся ИП (няни, или репетиторы и др.).

Проверка совершается раз в пятилетку. Для этого создается специальная комиссия с участием лица, отвечающего за ОТ на предприятии, одного из членов профсоюза в лице работника и экспертов привлеченных из спец. организаций. Для проведения оценки составляется приказ или распоряжение. По итогам проверки заполняется декларация, которая отправляется в электронном виде в базу данных Минтруда.

Нарушение сроков влечет за собой штрафы за непроведение СОУТ в 2019 году. Проверка может проходить в несколько этапов, но должна быть завершена не позже, чем конца года. С 1 января 2019 года Роструд начнет штрафовать за отсутствие СОУТ.

Новшества по исполнению СОУТ

Действие закона о проведении СОУТ вступило в силу с 2014г., но полноценно электронная система Минтруда, куда вносят показатели проверки, заработала в 2015г. Те, кто прошли проверку раньше, могли неправильно отразиться в электронной базе или не отразиться в ней вовсе.

По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2019 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи. Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2019 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2020года. Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.

Законодательство

Проведение СОУТ осуществляется на основании нормативов РФ:

  • Закон № 426-ФЗ;
  • КоАП (ст. 5.27.1);
  • Трудовой кодекс;
  • Уголовный кодекс (ст. 143);
  • Постановление Правительства РФ №290 14.04.2014 (содержащее список рабочих зон, в отношении которых обозначены особенности проведения проверок).

Штрафы за невыполнение проверки

Законодательно прописанные в ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП штрафы за СОУТ в январе 2019, увеличены практически вдвое, чем при раннее действующей аттестации рабочих зон. Остается наедятся, что эти санкции заставят предприятия, регулярно нарушающие закон, задуматься, о том, что дешевле организовать СОУТ, чем попасть под штрафы из-за мошенничества.

Административная ответственность

Штрафы за отсутствие СОУТ 2019 по сравнению с предыдущим годом остались в тех же рамках:

  • для сотрудников, ответственных за проверку 5 – 10 тыс. руб., либо предупреждение;
  • для ИП 5 – 10 тыс. руб.;
  • для юр. лиц 60 – 80 тыс. руб.

Если проверка прошла, но отчетные данные не поданы вовремя в Минтруд, также применяется наказание в диапазоне:

  • для сотрудников, ответственных за проверку 20 – 50 тыс. руб. Или лишение полномочий на 1 – 3 года;
  • для ИП 30 – 50 тыс. руб.;
  • для юр. лиц 100 – 200 тыс. руб.

Уголовная ответственность

Если непроведение СОУТ повлекло смерть сотрудника на предприятии или ухудшение его здоровья, то гендиректор и специалист по ОТ привлекаются к уголовной ответственности. В УК РФ (ст. 143) прописаны наказания:

  • денежный штраф, 400 тыс. руб. и более или до года тюремного заключения — при нанесении существенного вреда здоровью работника (ч. 1);
  • до 4 лет тюремного заключения – если нарушение повлекло смерть работника (ч. 2);
  • до 5 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть 2 работников и более (ч. 3).

Повторные нарушения

Повторное и последующее отступления от правил проведения СОУТ в силу ч.5 ст.5.27.1 КоАП предусматривает наказание:

  • для сотрудников, ответственных за проверку 30 – 40 тыс. руб., или лишение полномочий до 3 лет;
  • для ИП 30 – 40 тыс. руб. либо прекращение работы на срок до 3 мес.;
  • для юр. лиц 100 – 200 тыс. руб. либо прекращение работы на тот же срок, как в случае с ИП.

Ответственность специальной организации сопровождающей СОУТ

Работодатель может проводить проверку только совместно со спец. организациями, требования к которым прописаны в ст.19 Закона №426-ФЗ. Таких организаций не так много. Их перечень можно найти на сайте Минтруда.

Результаты проверок совместно с иными организациями, согласно тому же закону, будут недействительны.

После утверждения данных проверки их знакомят с сотрудниками под подпись. Если работник не согласен с результатами, он имеет право обжаловать их в суде (ст.5 Закона №426-ФЗ).

Государственная инспекция уполномочена проверять и контролировать работу спец организаций проводящих СОУТ. При нарушении утвержденных способов проверки и исследований, фальсификации результатов, эксперты по СОУТ также подвергаются административным взысканиям, вплоть до временного отстранения от выполнения работы.

Ответственность за нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест

1 сентября 2011 года вступил в силу новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.11 №342н. Он предписывает более четкую процедуру проведения аттестации рабочих мест, а также более жесткие условия для аттестующих организаций.

Требования к аттестующим организациям

Прежде чем говорить об ответственности аттестующих организаций и компаний, установленной, в том числе, и данным порядком, остановимся на требованиях, предъявляемых к аттестующим организациям и предприятиям на настоящий момент.

Аттестующая организация должна иметь аккредитацию на данный вид деятельности. Механизм аккредитации аттестующих организаций регулируется приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.10 №205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда».

Аттестующая организация также должна быть неаффилированным лицом по отношению к работодателю, на местах которого проводится проверка. Компания или индивидуальный предприниматель может привлечь для выполнения работ по аттестации сразу несколько организаций и вправе потребовать от них документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда (выписку из соответствующего реестра).

В обязанности компаний и индивидуальных предпринимателей, чьи рабочие места аттестуются, входит предоставление проверяющим организациям необходимой информации и документации, разъяснений в устной и письменной форме. Проверяемые лица также не могут совершать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке. Аттестующая организация при этом обязана по требованию работодателя предъявлять документы, подтверждающие сделанные ею выводы.

Аттестация рабочих мест должна проводиться один раз в 5 лет. Однако в некоторых случаях она осуществляется и вне плана: в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (в течение 60 дней), замены производственного оборудования, изменения технологического процесса; изменения средств коллективной защиты.

Согласно п. 52 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.11 №342н) ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию.

Читать еще:  Как применяется КБМ при продлении страхового полиса

За непрохождение или ненадлежащее прохождение аттестации рабочих мест в настоящее время работодатели несут административную ответственность (ст. 5.27 КоАП РФ). За нарушение трудового законодательства, в частности непроведение аттестации рабочих мест, должностное лицо компании может быть оштрафовано на 1000 –5000 руб., юридическое лицо — от 30 000 до 50 000 руб., при повторном нарушении специалистам компании грозит дисквалификация на срок от года до трех лет. В качестве наказания возможно также приостановление деятельности организации на срок до девяноста суток.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что штраф за несоблюдение трудового законодательства сейчас невелик, и заплатить его легче, нежели проводить аттестацию рабочих мест. Однако первое впечатление обманчиво. 3 июня 2011 года в Госдуму поступил законопроект №557872-5 , ужесточающий ответственность должностных лиц и работодателей за нарушение требований охраны труда. В частности, ст. 5.27 Нарушение законодательства о труде и об охране труда представлена в данном законопроекте в следующей редакции:

«1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда, если иное не предусмотрено статьями 5.27.1 – 5.27.6 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч руб.; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч руб..

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда, если иное не предусмотрено статьями 5.27.1 – 5.27.6 настоящего Кодекса, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, –

влечет для должностных лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; для юридических лиц – наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей”.

Также в законопроект включена отдельная ст. 5.27.1, устанавливающая ответственность именно за нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно данной статье:

«1. Нарушение установленного порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Нарушение установленного порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда либо непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичные административные правонарушения, –

влечет для должностных лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; для юридических лиц – наложение административного штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок от тридцати суток до девяноста суток.

Статья 143 Нарушение требований охраны труда изложена в законопроекте №557872-5 в следующей редакции:

«1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по выполнению этих требований, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, –

наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, –

наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц, –

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

При этом под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями.

Исходя из вышеизложенного следует отметить, что контроль за обязательным проведением аттестации рабочих мест по условиям труда будет усиливаться. Таким образом, и компаниям, и частным предпринимателям добровольно или со штрафными санкциями проводить аттестацию все-таки придется. Не следует также забывать и о пользе данной процедуры. Ведь выполнение разработанных по итогам аттестации мероприятий дает организациям возможность улучшить условия труда работников и за счет этого сократить потери рабочего времени в результате снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности. Кроме того, результаты аттестации позволяют определить или уточнить список профессий и конкретных работников, имеющих право на компенсации за работу во вредных условиях труда, уменьшить тарифы страховых взносов от несчастных случаев.

Выполнение разработанных по итогам аттестации мероприятий дает организациям возможность улучшить условия труда работников.

  • Результаты аттестации позволяют определить или уточнить список профессий и конкретных работников, имеющих право на компенсации за работу во вредных условиях труда, уменьшить тарифы страховых взносов от несчастных случаев.
  • Виктория Жмулина, старший аудитор ООО «ВИТ-аудит»

    Какие последствия влечет за собой непроведение или нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест?

    Опубликовано: 23.01.2013 Рубрика: Вопрос Ответ Автор: Единый Стандарт

    На основании Приказа Минздравсоцразвития РФ № 342н ответственным за проведение аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.) является работодатель, как и за представленные результаты по итогам. Аттестация позволяет выявить все недостатки в организации рабочей среды. По мере ее проведения за выявленные нарушения в области охраны труда работодатель не облагается штрафами. Напротив, она проводится для того, чтобы он смог увидеть их и улучшить условия труда.

    Специалистами Центра сертификации и лицензирования «Единый Стандарт» даны ответы на ряд наиболее актуальных вопросов, касающихся правомерности действий работодателя в отношении организации производственной среды и проведения обязательных процессов по контролю и оценке условий труда.

    Какая ответственность за нарушение порядка аттестации рабочих мест?

    Нарушения законодательства о труде и об охране труда в организации выявляются в результате проверок государственных органов (Государственной инспекции по труду (ГИТ, – ред.), Роспотребнадзора, прокуратуры и т.д.). Нарушение порядка аттестации рабочих мест приравнивается к административной ответственности. В таком случае, согласно статье 5.27 КоАП РФ:

    • должностное лицо облагается материальным взысканием в размере от 1000 до 5000 рублей;
    • предприниматель, не являющийся юридическим лицом – от 1000 до 5000 рублей;
    • юридическое лицо – от 30000 до 50000.

    Для индивидуального предпринимателя и для юридического лица по усмотрению ГИТ также предусмотрено приостановление деятельности сроком от 1 до 90 суток включительно. Должностное лицо же при выявлении повторных нарушений может быть отстранено от деятельности сроком от одного до трех лет.

    Читать еще:  Необходимо ли пересдавать ПДД при лишении водительских прав?

    В случае невыполнения в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор в области охраны труда, должностные лица облагаются штрафом в размере от 1000 до 2000 рублей или отстраняются от выполнения своих обязанностей сроком до трех лет, юридические лица – от 10000 до 20000 рублей (ст. 19.5 КоАП РФ).

    Какая ответственность предусмотрена за непроведение аттестации рабочих мест?

    Непроведение аттестации рабочих мест является административным правонарушением со стороны работодателя. В статье 212 ТК РФ сказано, что проведение аттестации с последующей сертификацией рабочих мест является прямой обязанностью работодателя. За неисполнение законодательства о труде и об охране труда, работодатель облагается штрафными санкциями в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ. Наложение административного штрафа для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей составляет от 1000 до 5000 рублей. Материальное взыскание для юридического лица составляет 30000-50000 рублей. Кроме того, по усмотрению государственного органа, для индивидуального предпринимателя и юридического лица денежное взыскание может быть заменено на административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.

    Повторное нарушение со стороны должностного лица влечет его дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

    Может ли сотрудник отказаться от выполнения работы, если рабочее место не прошло аттестацию?

    В Конституции РФ говорится о праве каждого человека на свободный труд, отдых. Подчеркивается право сотрудника на работу в условиях, которые отвечают требованиям гигиены и безопасности. Эти требования составили в дальнейшем платформу для федерального закона «Об основах охраны труда в РФ», который расширил права работника на безопасность.

    При устройстве на работу каждый сотрудник, помимо знакомства с трудовым договором, коллективными распорядками, должностными инструкциями, должен быть ознакомлен с условиями труда на его рабочем месте. Главным документом, отображающим их, является карта аттестации рабочего места. Карта оформляется при проведении аттестации. Она полностью отражает существующие условия, определяет класс условий труда, на основании чего затем назначаются компенсации и льготы (если условия признаны вредными или опасными). Статистика показывает, что мало кто из работников при устройстве на работу задумывается над этим вопросом, да и, наверняка ли знает, что должен знакомиться с картой, так как большинство работодателей и сами часто не берут во внимание данный факт.

    Любые несоответствия на рабочем месте, рано или поздно, работник выявит для себя. Нередко неблагоприятные условия приводят к риску развития профессиональных заболеваний, травм. Сможет ли тогда сотрудник отказаться от выполнения работы? И может ли он отказаться от выполнения обязанностей, даже если рабочее место не прошло аттестацию?

    Гарантии прав на основании законодательства о труде позволяют работникам отказываться от работы в условиях, не отвечающих нормам охраны труда. В данном случае, отказ от выполнения должностных обязанностей не будет являться дисциплинарным проступком. Чаще всего работники направляют жалобы в прокуратуру, трудовую инспекцию. В таком случае, госорганами осуществляется проверка, которая подтверждает соответствие (несоответствие) условий труда.

    Можно ли работать, не проводя аттестацию рабочих мест?

    Можно ответить образно: до поры до времени. Несмотря на то, что проведение АРМ является прямой обязанностью работодателя (ст. 212 ТК РФ), среди них все же находятся те, кто не спешит ее проводить, в связи с чем, ставят под угрозу здоровье и жизнь своих работников.

    Любые нарушения со стороны работодателя законодательства о труде рано или поздно, но будут выявлены. При проверках Роспотребнадзора, Санитарно-эпидемиологической службы, прокуратуры, государственной инспекции по труду запрашиваются материалы аттестации, которые свидетельствуют об оценке условий труда на всех рабочих местах предприятия. При отсутствии этих документов, работодатель облагается штрафными санкциями в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ. Содержание документов по аттестации при проверках также проверяется государственными органами. Главным образом их интересует именно выполнение предписаний и требований по улучшению условий труда, за невыполнение которых работодатель также облагается штрафом по указанной ранее статье.

    Информация о непроведении аттестации может выявиться также при проверках госорганов, вызванных жалобами работников и при расследовании несчастных случаев на производстве. В последнем случае, при отсутствии документов по аттестации, работодатель может привлекаться к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.

    Так что, самый хороший совет для каждого работодателя – правомерное ведение своей деятельности, исполнение всех положений, предписаний, порядков в соответствии с российским законодательством.

    Подробнее с размерами и видами штрафов Вы можете ознакомиться в материале: «Какие штрафы и санкции существуют при аттестации рабочих мест?».

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Охрана труда: за что инспекция оштрафует обязательно

    Авторская колонка Юлии Жижериной , бизнес-консультанта по управлению персоналом и трудовому праву

    По статистике Роструда, 48% штрафов при проверках – это именно штрафы за нарушения в сфере охраны труда. Конечно, некоторые положения и нормы ТК РФ могут и не распространяться на конкретную компанию. Например, не все работники подлежат медосмотрам, не всем работникам нужна спецодежда, не всем выплачивается компенсации за работы во вредных условиях. Но вот инструктажи и обучение по охране труда, наличие локальных нормативных актов по охране труда, проведение спецоценки инспекция труда проверяет практически в любой компании в отношении любых работников.

    Рассмотрим, за какие нарушения инспекция, скорее всего, оштрафует компанию.

    Если в компании никто не отвечает за охрану труда

    Согласно ст. 217 ТК РФ, если численность компании превышает 50 человек, то вводится должность специалиста по охране труда, если менее 50 человек – руководитель может заниматься охраной труда самостоятельно либо привлечь специалиста или организацию по гражданско-правовому договору. Поэтому, если у вас в компании больше 50 человек, а специалиста по охране труда (хотя бы совместителя на 0,25 ставки) нет, то штраф от 50 до 80 тыс. рублей по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ неизбежен. В случае если в компании менее 50 человек, необходимо приказом назначить ответственного по охране труда.

    Инструктажи по охране труда обязательны для всех

    Вводный инструктаж по охране труда обязателен абсолютно для всех работников (ст.212 ТК РФ, Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Постановлением Минтруда России от 13.01.2003 № 1/29). Кроме того, в отдельных случаях может понадобиться первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, целевой, внеплановый инструктажи. Отсутствие в компании документов, подтверждающих проведение инструктажей работников по охране труда (журналы регистрации инструктажей) может повлечь привлечение к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в размере от 110 до 130 тыс. рублей.

    Всех ли надо обучать по охране труда

    Проведением вводного инструктажа обучение по охране труда не оканчивается. Согласно п. 2.3.1 Порядка обучения по охране труда, работники должны пройти специальное обучение по охране труда при поступлении на работу в течение первого месяца. При этом директор и начальники отделов проходят обучение и проверку знаний по охране труда в учебном центре, а рядовые работники – внутри компании. Для этого необходимо создать комиссию из тех сотрудников, которые прошли обучение в учебном центре. Чем подтвердить инспектору труда, что работники прошли обучение? Протоколами и удостоверениями проверки знаний требований охраны труда. Если таких документов к проверке не окажется, то, скорее всего, компанию накажут штрафом в размере до 130 тыс. рублей по ч.3 ст.5.27 КоАП РФ.

    Без инструкций по охране труда не обойтись

    Согласно ст.212 ТК РФ работодатель должен разрабатывать и утверждать правила и инструкции по охране труда для работников. Таким образом, разработка инструкций по охране труда является для работодателей обязательной. При разработке инструкций по охране труда следует пользоваться следующими документами: Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда, утвержденные Минтрудом РФ 13.05.2004 г., Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденные Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 г. № 80, межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда. С инструкциями работники знакомятся до заключения трудового договора при приеме на работу (ст.68 ТК РФ). Если у компании не будет листов ознакомления с росписями работников (или журналов ознакомления, или росписей на инструкциях), то компанию могут наказать штрафом по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ до 80 тыс. рублей.

    Читать еще:  Расторжение договора об образовании

    Спецоценка: затраты меньше, чем штраф

    Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» устанавливает обязанность проводить специальную оценку условий труда на всех рабочих местах, кроме дистанционных работников и надомников.

    Почему работодатели не проводят спецоценку? Понятно: это дополнительные затраты. Но сравним эти затраты со штрафами. Если стоимость спецоценки составляет несколько тысяч рублей, то штраф – несколько десятков тысяч, а точнее 80 тыс. рублей, согласно ч.2 ст.5.27 КоАП РФ. По итогам спецоценки оценивающая компания составит для организации отчет, который необходимо будет показать инспектору. Если у компании ранее не было «вредников», то спецоценку можно проводить до 2018 года, это подтвердил Верховный суд РФ, но в этом случае компании придется доказать в суде, что она проводит спецоценку поэтапно, согласно плану, и уже приступила к реализации плана (например, заключила договор с оценивающей организацией).

    А что с медосмотрами?

    Проверьте еще раз, действительно ли вашим работникам не надо проходить медосмотр.

    Для этого обратитесь прежде всего к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, а если у вас только офисные работники, еще и к СанПиНу 2.2.2/2.4.1340-03. Ведь согласно этому документу медосмотры должны проходить работники, которые работают за компьютером более 50% рабочего времени. Если окажется, что медосмотры все-таки полагаются, то следует заключить договор с медицинским учреждением, выдавать работникам направления, получать медицинские заключения и акты и предъявлять их инспектору при проверке. Иначе – штраф до 130 тыс. рублей по ч.3 ст.5.27 КоАП РФ.

    Проверьте, нужна ли спецодежда

    Также компании необходимо проверить, нет ли в штате компании работников, которым необходимо предоставлять спецодежду, например, уборщиц, водителей. Для этого необходимо изучить в правовых системах Типовые нормы для конкретных профессий (должностей), например, Приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 997н.

    В случае если должности, указанные в типовых нормах, имеются в штатном расписании компании, то таким работникам компания должна за свой счет предоставлять спецодежду, согласно Межотраслевым правилам обеспечения работников специальной одеждой, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н. Если спецодежда обязательна, а ее нет, штраф по ч.4 ст.5.27 КоАП РФ составляет от 130 до 150 тыс. рублей.

    Если руководитель не соглашается выделить средства на мероприятия по охране труда, покажите ему эту таблицу с ответственностью за нарушения требований охраны труда, обратите его внимание на то, что наказывают не только компанию, но и самого руководителя. Стоит также иметь в виду, что, как показывает судебная практика, инспектора вправе не только складывать штрафы за различные нарушения, но и перемножать их на количество проверенных работников.

    Таблица. Ответственность за нарушения требований охраны труда

    Кто ответит за штраф по СОУТ – кадровик или СОТ?

    Грянуло 1 января и в законопослушных компаниях уже стоят на полках новенькие папочки с результатами специальной оценки условий труда (СОУТ) всех своих рабочих мест. Не важно, находятся эти заветные папочки в кабинете кадровика или специалиста по охране труда, главное помнить, что расслабляться этим службам рано и своевременно завершенная процедура СОУТ еще не гарантия избежать штрафов за её результаты.

    Обратим внимание на «слабые места», которые могут возникнуть из-за нерасторопности кадровой службы и недостаточного контроля со стороны специалиста по ОТ.

    И так, штраф в 100 тыс. рублей на предприятие (компанию) и 20 тыс. рублей на должностное лицо, согласно части 4 статьи 5.27 КоАП, инспектор выпишет за то, что спецоценку на рабочих местах провели и даже провели вовремя, но не внесли в трудовой договор с работниками изменившиеся условия их труда. Это расценивается как нарушение ст. 57 ТК РФ:

    «. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора»

    Взять и примитивно сослаться на карту спецоценки не будет считаться правильным действием. В трудовом договоре необходимо четко указать класс (подкласс) условий труда, взятые из 030 строки карты спецоценки. Со старыми работниками, у которых уже есть трудовой договор, придется заключить допсоглашение и указать в нем особенности условий труда, полученные в результате СОУТ на его рабочем месте.

    Особое внимание стоит обратить на тех сотрудников, у которых спецоценка выявила «вредность». В этом случае необходимо внести в трудовой договор (допсоглашение) все изменившиеся условия – обязательный медосмотр, время труда и отдыха, особенности оплаты, обеспечение молоком и проч. Гарантии и компенсации на которые работник получил право после проведения СОУТ перечислены в строке 040 карты спецоценки и их стоит рассмотреть с пристрастием, что бы не допустить ошибок.

    С какого момента работник – вредник может рассчитывать на предоставление положенных ему льгот? Этот момент так же нельзя упустить – результаты СОУТ применяются с даты утверждения отчета о её проведении (письмо Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).

    Следовательно, работодатель обязан предоставлять льготы своим работникам со дня подписания отчета, а не тогда, когда кадровик «раскачается» и, подготовив допсоглашения к трудовым договорам, начнет вручать их работникам.

    Но и это еще не всё! Вредникам в допсоглашении требуется перечислить все вредные факторы, которые обнаружились на их рабочих местах. А уже на основании оформленных допсоглашений необходимо выпустить приказ об изменении условий труда у данной категории работников, с которым нужно будет ознакомить их под роспись. Вот тогда даже самый дотошный инспектор не найдет повод для штрафа, связанного со своевременно проведенной СОУТ.

    Новым сотрудникам, принятым после завершения спецоценки, условия их труда сразу прописываются в трудовом договоре.

    Наверняка во многих компаниях найдутся такие работники, у которых условия труда, а значит – гарантии и компенсации, не изменились. В этом случае, с трудовым договором таких работников делать ничего не нужно, он остается прежним.

    Казалось бы очевидно – причем тут СОТ? Поучаствовал в спецоценке, получил реальную картину состояния рабочих мест и рекомендуемые мероприятия по улучшению условий труда, внедряй их потихонечку, разбавляя своими предписаниями. А все эти «заморочки» с допсоглашениями, вроде как и не его дело, а прямая обязанность кадровых служб. К сожалению, не все работодатели так считают и услышав фразу про «условия труда на рабочем месте» в различных её модификациях, разворачивают свой грозный взгляд с кадровика на СОТа и требуют держать ответ за всё, что связано с СОУТ, её результатами и последствиями.

    Про потенциальный штраф в 80 тыс. рублей, который навис в 2019 году и еще туже, чем СОУТ, связал кадровика и СОТа в один узел, поговорим в следующий раз.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector