о выборах в муниципальное образование ""
Prokurors.ru

Юридический портал

о выборах в муниципальное образование

Лекция 4: «Формы местного самоуправления»

4.3. Муниципальные выборы

Муниципальные выборы – это выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ним региональными законами.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать (т.н. активное избирательное право), а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, – быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (т.н. пассивное избирательное право). Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

Согласно ст. 32 Конституции Российской Федерации не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы местного самоуправления.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на день голосования на выборах в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации участвуют в муниципальных выборах на равных основаниях. Если на выборах в представительный орган местного самоуправления образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет равное число голосов.

Гражданин Российской Федерации голосует на муниципальных выборах соответственно за кандидата (список кандидатов) или против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

Голосование на муниципальных выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Выборы органов местного самоуправления и депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Согласно ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов – допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

При проведении муниципальных выборов используются мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, а также избирательная система, соединяющая в себе две первые (смешанная).

Мажоритарная избирательная система – это избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства голосов избирателей. Большинство голосов может быть абсолютным, когда превышена половина от общего числа избирателей; относительным, когда количество голосов избирателей, полученных одним кандидатом, превышает количество голосов, поданных за других кандидатов в отдельности; квалифицированным, когда избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое превышает абсолютное большинство. Мажоритарная избирательная система была применена первой при выборах в представительные учреждения. Мажоритарная избирательная система является наиболее простой при определении результатов голосования. Один из основных недостатков мажоритарной избирательной системы состоит в том, что в ней не учитываются голоса избирателей, по тем или иным причинам оказавшихся в меньшинстве по результатам голосования.

Пропорциональная избирательная система – это избирательная система, в соответствии с которой мандаты в выборном органе распределяются пропорционально полученному партией или списком кандидатов числу голосов избирателей по всей стране или в одном из нескольких многомандатных избирательных округов. Пропорциональная избирательная система в настоящее время в мире более распространена, чем мажоритарная избирательная система. Применение пропорциональной избирательной системы позволяет решить основной недостаток мажоритарной избирательной системы и учесть при выборах голоса избирателей, по тем или иным причинам оказавшихся в меньшинстве по результатам голосования в конкретном избирательном округе. Партии, не набравшие большинство голосов избирателей в таких избирательных округах, но получившие необходимое число голосов в других избирательных округах, получают представительство в выборном органе. Первый в Российской Федерации представительный орган муниципального образования, полностью сформированный по пропорциональной системе, был избран в г. Волжском Волгоградской области.

В настоящее время государственная политика сводится к максимальному отсечению от участия в выборах всех общественных объединений, кроме политических партий. Само понятие «избирательное объединение» сводится к политической партии, имеющей, в соответствии с федеральным законом, право участвовать в выборах, а также к региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии, имеющим в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. Единственной «избирательной отдушиной» для иных общественных объединений являются муниципальные выборы. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий – не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения.

Читать еще:  Подделка подписи в решении общего собрания учредителей ООО

Местные выборы

Сущность и виды местных выборов

Муниципальные, или местные выборы – это способ регулярного и обязательного воспроизводства местной власти путем добровольного и свободного, тайного голосования граждан на основе равного, всеобщего и прямого избирательного права, с целью избрания своих депутатов, выборных должностных лиц муниципального объединения, членов органов местного самоуправления, при

По времени проведения местные выборы подразделяются на:

  • Очередные выборы. Поводятся по истечению срока полномочий органов муниципального управления, установленного законом.
  • Дополнительные выборы. Проводятся при замещении вакантных депутатских мандатов работающего созыва. Эти выборы проводят, если депутат перешел на другую работу, которая не совместима с депутатским мандатом, или его отозвали.
  • Досрочные выборы. Проводятся, если прекращена деятельность органов местного самоуправления в целом, или свою деятельность прекратил глава муниципального объединения. Обладают чрезвычайным характером, острой необходимостью восстановить местную власть в кратчайшие сроки.
  • Повторные выборы. Осуществляются в случаях, когда предыдущие выборы были признаны недействительными, несостоявшимися, кандидат не сложил с себя полномочия, которые не совместимы со статусом выборного должностного лица или депутата.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Местные выборы являются общим муниципальным мероприятием, во время проведения которого реализуется конституционное право избирателей путем голосования самостоятельно создавать органы муниципального самоуправления. Местные выборы сочетают в себе формы непосредственной и представительной демократии, которая позволяет упорядочить и структурировать местные сообщества жителей.

Принципы проведения местных выборов

Местные выборы проводятся для избрания депутатов, глав муниципальных объединений, должностных лиц при тайном голосовании на основе равного всеобщего прямого избирательного права. Местные выборы назначают ПО муниципального объединения, избирательная комиссия местного объединения, судом.

Принципы проведения местных выборов:

  1. Всеобщее голосование. Принцип отражает количество участвующих в выборах избирателей. Гарантии реализации этого принципа устанавливает избирательное законодательство. Работа по составлению списков избирателей должна проходить гласно. Согласно международным договорам в списки избирателей могут быть включены иностранные граждане, которые постоянно проживают на территории России.
  2. Равное голосование. В выборах все избиратели участвуют на равных условиях (один голос, один список и т.д.).
  3. Прямое голосование. Кандидаты избираются по общему правилу непосредственно избирателями.
  4. Тайное голосование. Не допускается любой вид контроля за волеизъявлением граждан.
  5. Добровольность участия в выборах. К участию или неучастию в выборах никого нельзя принудить насильно.
  6. Территориальный принцип. Выборы проводятся по избирательным округам (одномандатным или многомандатным).
  7. Принцип участия населения в организации и проведении местных выборов.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Через перечисленные принципы реализуется избирательное право граждан. Избирательное право можно рассматривать с точки зрения объективной категории, как институт муниципального права, или в качестве субъективной категории права населения принять участие в местных выборах.

Муниципальная избирательная система

Избирательная комиссия органов местного самоуправления формируется согласно законам субъекта РФ, уставом муниципального объединения для проведения выборов в органы местного самоуправления. Она выступает органом, который не включен в структуру органов местного самоуправления. Формируется в количестве 5 — 11 человек с правом решающего голоса. Срок полномочий составляет 4 года.

Окружные избирательные комиссии образуются для проведения выборов по избирательным округам (одномандатным и многомандатным). Полномочия окружных комиссий могут быть возложены на другие избирательные комиссии. Через 2 месяца после официального опубликования результатов выборов истекает срок их полномочий.

Участковые комиссии создаются во время избирательной кампании для того, чтобы обеспечить законный процесс голосования и подсчет голосов. Срок их полномочий истекает спустя 10 дней после опубликования результатов выборов.

Количество участковых избирательных комиссий и членов окружных избирательных комиссий установлено согласно законам субъектов РФ. Ответственность за создание избирательных комиссий муниципальных органов лежит на представительном органе муниципального объединения. Участковые и окружные комиссии создаются вышестоящей комиссией. Каждая комиссия из своего состава выбирает председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

Местные выборы имеют следующие стадии:

  • назначение даты выборов;
  • создание избирательных округов и участков;
  • образование избирательных комиссий;
  • формирование списков избирателей, уточнение списков;
  • выдвижение кандидатов;
  • регистрация кандидатов;
  • проведение предвыборной агитации;
  • голосование;
  • подведение итогов голосования, результатов выборов;
  • официальное объявление результатов выборов;
  • отчет избирательной комиссии о расходовании бюджетных средств.

В уставе муниципального объединения закреплен вид избирательной системы, который применяется на выборах. В списки избирателей не включают военнослужащих срочной службы.

Выборы в муниципальные органы управления проводятся во второе воскресенье сентября. Первые выборы органов местного самоуправления назначает ОГВ субъекта РФ. При проведении выборов с населением менее 10 тыс. не проводится сбор подписей в поддержку кандидата.

Законом субъекта РФ устанавливаются виды избирательных систем, применяемые при проведении местных выборов, порядок их применения. Уставом муниципального образования согласно с установленными законом субъекта Федерации видами избирательных систем определяется избирательная система, которая используется при проведении местных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта РФ могут определяться условия применения избирательных систем в муниципальных образованиях, которые зависят от численности избирателей, вида муниципального образования и некоторых других обстоятельств.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Правовая основа муниципальных выборов. Принципы муниципального избирательного права

Правовая основа муниципальных выборов

Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются:

    Федеральным законом

      от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”;законами субъектов РФ, принимаемыми в соответствии с №67-ФЗ .

Законом субъекта РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта РФ видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.

Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов – допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

Выборы депутатов представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений (включая представительные органы городских округов) с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.

В случае, если в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального образования (за исключением представительного органа муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов) часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, распределению между указанными списками кандидатов подлежат не менее 10 депутатских мандатов.

Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Как известно, любые выборы депутатов и выборных должностных лиц населением считаются институтом непосредственной демократии. Это относится и к муниципальным выборам. Поэтому они обозначены в Федеральном законе 2003 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” как одна из форм осуществления населением местного самоуправления.

Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Согласно Конституции РФ (ч. 3 ст. 32) не имеют права избирать и быть избранными депутатами представительных органов и выборными должностными лицами местного самоуправления граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Читать еще:  Этап племя в спор

Федеральный закон 2002 г. “Об основных гарантиях. “, существенно расширил перечень лиц, не имеющих права быть избранными (пассивного избирательного права), который включает:

  • граждан РФ, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства (указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ;
  • осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
  • осужденных за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления
  • подвергнутых административному наказанию за совершение административных правонарушений экстремистской направленности, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию
  • в отношении которых вступившим в силу решением суда установлено, что гражданин совершал экстремистскую деятельность, призывал к ней, либо иными способами побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм; либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства или неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения.

Муниципальные выборы имеют некоторые особенности по сравнению с выборами органов государственной власти. Как известно, на федеральном уровне избираются депутаты Государственной Думы и Президент РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ не избирается населением, кандидатуру на пост предлагает Президент РФ, а законодательный орган субъекта РФ принимает решение о наделении кандидата полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ.

По Федеральному закону 2003 г. муниципальные выборы проводятся в целях избрания:

  • депутатов;
  • членов выборного органа местного самоуправления;
  • выборных должностных лиц местного самоуправления

на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Таким образом, круг лиц, избираемых населением на уровне местного самоуправления шире, чем на уровне органов государственной власти. В зависимости от того, что будет закреплено в законах субъектов РФ о местном самоуправлении, и особенно в уставах муниципальных образований, избираться могут:

  • депутаты представительного органа муниципального образования;
  • члены иного выборного органа местного самоуправления – это может быть, например, контрольная или контрольно-ревизионная комиссия муниципального образования;
  • глава муниципального образования;
  • иные выборные должностные лица муниципального образования (например, вице-глава города, района).

Муниципальные выборы проводятся по общим правилам, являющимся едиными для страны и закрепленными в Федеральном законе 2002 г. В их развитие каждый субъект РФ принимает свои законы о муниципальных выборах либо включает соответствующие разделы в избирательный кодекс субъекта. Отдельные дополнительные правила, особенно связанные с уточнением наименований представительных органов муниципальных образований, должностей выборных лиц, сроков полномочий, порядком назначения выборов, могут содержать уставы муниципальных образований.

Федеральный закон 2003 г. не содержит подробных правил проведения муниципальных выборов. Он говорит о том, что гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения и подведения итогов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Принципы муниципального избирательного права

Принципы муниципального избирательного права – такие руководящие идеи, как свободное, подлинное, всеобщее, равное избирательное право при соблюдении тайны волеизъявления и проведение выборов с регулярной периодичностью, в которых концентрированно выражается демократический характер муниципального избирательного процесса. Именно они влияют на характер выборов, их демократичность, легитимность избранного органа или должностного лица.

Указанные принципы, как правило, закрепляются в избирательном законодательстве субъектов Федерации и в уставах муниципальных образований.

Принципы муниципального избирательного права:

    1. свободные муниципальные выборы;
    2. принцип подлинности выборов;
    3. всеобщее муниципальное избирательное право;
    4. равное избирательное право;
    5. принцип тайного голосования;
    6. разумная периодичность.

Свободные муниципальные выборы — один из признаков демократического правового государства, каковым является Российская Федерация (ст. 1 Конституции РФ). В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 января 2002 г. № 1-П свободные выборы предопределяют, в частности, право любых лиц, отвечающих установленным избирательным законодательством условиям и выполнивших предусмотренные им требования, участвовать в выборах в качестве кандидатов и право других лиц свободно выражать свое отношение к ним, голосуя «за» или «против». Для обеспечения свободного формирования мнения избирателя необходимо, чтобы государство и все общественные органы были беспристрастными. Свободное волеизъявление избирателей требует строгого соблюдения процедуры голосования. Закон должен предусматривать наказание за нарушения этих прав и обязанностей и государством, и гражданами.

Принцип подлинности выборов , по признанию Венецианской комиссии, основной принцип. Когда мы говорим о демократических выборах, мы подразумеваем подлинные выборы, что предполагает выявление свободно выраженной воли избирателей и непосредственное ее осуществление, посредством чего определяется реальная и основанная на праве и законе возможность для граждан выбирать кандидатов в рамках реального политического плюрализма, идеологического многообразия и многопартийности при участии сторон, чья законная деятельность находится под юридической защитой государства.

Всеобщее муниципальное избирательное право относится к активному и пассивному избирательным правам, другими словами, к праву голосовать и праву выставлять свою кандидатуру на выборах. Венецианская комиссия заключает по этому поводу, что в принципе каждый человек имеет право избирать и быть избранным. Однако это право может, и должно, ограничиваться определенными условиями: возрастом, наличием гражданства, местом жительства, обстоятельствами, влекущими за собой лишение права избирать и быть избранным. Особенности реализации принципа всеобщего избирательного права на муниципальных выборах состоят в том, что в этом виде выборов могут принимать участие иностранные граждане, если они постоянно проживают в муниципальном образовании и при наличии международного договора.

Равное избирательное право подразумевает следующие положения:

    1. каждый избиратель имеет один голос или равное с избирателями число голосов, причем его голос имеет такой же вес, как и голоса других избирателей, а на равный вес голоса избирателей не может влиять применяемая в государстве избирательная система;
    2. при проведении голосования по территориальным избирательным округам (одномандатным и (или) многомандатным) и избирательным участкам эти округа и участки должны образовываться на справедливой основе, так, чтобы результаты голосования наиболее точно и полно выражали волю избирателей, принявших участие в голосовании, при этом одним из оснований образования округов и участков может быть соблюдение равенства числа избирателей с допустимым максимальным отклонением от средней нормы представительства на избирательный округ, в том числе, с учетом компактности проживания национальных меньшинств и этнических групп;
    3. каждый гражданин должен иметь равные правовые условия для выдвижения своей кандидатуры на выборах, а также для участия в выдвижении кандидатов.

Принцип тайного голосования , закрепляемый избирательным законодательством, призван исключить возможность какого-либо контроля над волеизъявлением гражданина на муниципальных выборах.

Муниципальные выборы должны проводиться с разумной периодичностью . Срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты (члены) указанных органов или выборные должностные лица местного самоуправления, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Если уполномоченный орган не назначит муниципальные выборы в установленные законом сроки, а также если уполномоченный орган отсутствует, выборы назначаются избирательной комиссией. Если указанная комиссия не назначит в установленный законом срок муниципальные выборы либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном законом, то суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора определяет порядок выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с рамочным Федеральным законом. Данные дела рассматриваются судом в течение 10 дней со дня получения заявления прокурора или жалобы.

О выборах в муниципальное образование

В ст. 36 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что глава муниципального образования – это высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом полномочиями решать вопросы местного значения.

Глава муниципального образования, согласно закону, может:

1) непосредственно избираться на муниципальных выборах, косвенно избираться из состава представительного органа представительным органом или представительным органом из числа кандидатов, которые были выбраны конкурсной комиссией после проведения конкурса.

Читать еще:  Может ли полиция фотографировать задержанного?

2) если глава города избирается на муниципальных выборах или из состава представительного органа, исполняет полномочия председателя представительного органа, или является главой местной администрации;

3)если глава города избирается из состава представительного органа, то прекращаются его полномочия депутата;

4) глава города не может совмещать полномочия председателя представительного органа и главы местной администрации;

5) если глава избирается представительным органом по представлению конкурсной комиссии, то он возглавляет местную администрацию.

Представительный орган устанавливает порядок проведения конкурса по отбору кандидатов.

Для проведения конкурса проводится опубликование условий, объявление даты, времени и места проведения.

В качестве кандидата на должность главы может выступать лицо, не имеющее ограничений пассивного избирательного права.

Численность конкурсной комиссии определяется представительным органом.

Закон субъекта может устанавливать требования к кандидату в виде профессионального образования и (или) квалификации.

Представительный орган проводит голосование минимум по двум кандидатурам. Если субъект принимает закон, согласно которому глава избирается представительным органом, то выборы не назначаются до вступления такого закона в силу.

Под формами непосредственной демократии понимаются группы отношений, складывающиеся между жителями муниципального образования, с одной стороны, и органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти, с другой, при проведении следующих форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Формы непосредственной демократии можно разделить на:

  • Формы непосредственного осуществления местного самоуправления населением (формы прямого волеизъявления граждан):
  • местный референдум;
  • муниципальные выборы;
  • голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного лица местного самоуправления;
  • сход граждан.

Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления:

  • голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
  • правотворческая инициатива;
  • территориальное общественное самоуправление;
  • публичные слушания;
  • собрания, конференции граждан;
  • опрос граждан;
  • обращения граждан;
  • массовые акции (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и др.)

При непосредственном осуществлении местного самоуправления жители муниципального образования самостоятельно принимают властное решение по местным вопросам.

Формы непосредственного принятия решений населением в осуществлении местного самоуправления являются обязательными.

Так, проведение муниципальных выборов всегда будут проводиться в определенный срок для того, чтобы сформировать представительный орган или выбрать должностное лицо.

Проведение референдума также обязательно в установленных Федеральным законом случаях, как и голосование о досрочном отзыве должностного лица.

Как уже упоминалось ранее, понятия власть и управление неразрывно связаны. Властное решение по местным вопросам население может принимать только посредством форм непосредственного осуществления местного самоуправления.

При участии жителей в осуществлении местного самоуправления очевидно, что принимать решения по вопросам местного значения будут муниципальные органы и должностные лица местного самоуправления. Таким образом, посредством форм участия жители могут только высказать свое мнение по тем или иным вопросам местного значения, а их решение будет осуществлено органами местного самоуправления и должностными лицами.

То есть, эти формы участия населения в осуществлении местного самоуправления имеют рекомендательный характер. Такие формы, как собрания, конференции граждан, опросы, обращения в муниципальные органы и правотворческая инициатива, являются возможными формами участия населения в решении местных вопросов.

Итак, главными формами, которые в Конституции РФ закреплены как высшее непосредственное выражение власти народа, — являются референдум и выборы.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (далее – ФЗ №67-ФЗ), существуют следующие принципы проведения муниципальных выборов:

  • участие в них осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права и прямого волеизъявления при тайном голосовании;
  • участие является свободным и добровольным, никто не вправе принудить гражданина к участию или неучастию в выборах или воспрепятствовать его свободному волеизъявлению и др.

О выборах в муниципальное образование

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Участие в выборах ›
  • Право избирать ›
  • Муниципальные выборы

Муниципальные выборы

Муниципальные выборы – это выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и принимаемыми в соответствии с ним региональными законами.

Согласно закону: “Граждане Российской Федерации наделены правом участия в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в голосовании — сугубо добровольное, то есть ни работодатель, ни администрация образовательной организации, ни государственные органы, ни общественные объединения или отдельные граждане не могут заставлять людей прийти или не прийти на выборы”.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Законами субъекта Российской Федерации (часто эти законы называют избирательными кодексами) устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законами субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании и устанавливаются выборные должности и органы. Порядок подсчета голосов и определения итого выборов, распределения депутатских мандатов устанавливается региональным законодательством.

Следует заметить, что поскольку избирательное законодательство субъекта не должно полностью копировать имеющиеся в федеральном законодательстве положения, возможны некоторые изъятия. Так 10 июля 2013 года депутаты Московской городской Думы утвердили поправки в избирательный кодекс столицы, отменяющие открепительные удостоверения.

Срок полномочий муниципальных органов власти определяется уставом муниципального образования и обычно не превышает 5 лет. Выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня его создания. Депутаты муниципальных представительных органов могут избираться по единому избирательному округу (от 25% общей численности) и по одномандатным и даже по многомандатным округам. Москва задает тенденцию к переходу на исключительно одномандатную систему — это позволяет сделать связь между избирателями и муниципальным депутатом более тесной. Число депутатов зависит от размера муниципального образования. Порядок распределения депутатских мандатов разнообразен и может отличаться даже в соседних муниципальных образованиях.

Мэры городов избираются по мажоритарной системе простого или квалифицированного большинства. В бюллетенях на местном уровне может быть сохранена графа “Против всех”.

Подготовку и проведение муниципальных выборов осуществляют: избирательная комиссия муниципального образования; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Выборы назначает представительный орган муниципального образования.

Местный референдум голосование проживающих на территории соответствующего муниципального образования граждан, обладающих избирательным правом, по наиболее важным вопросам местного значения: от принятия устава муниципального образования и изменения границ муниципального образования до отрешения от должности главы муниципалитета. Инициатива проведения референдума принадлежит как жителям муниципального образования, так и главе муниципального образования или представительному органу. Общий порядок инициирования референдума и его проведения совпадет с общероссийским, со скидкой на число инициативной группы и количество подписей для поддержки инициативы. Референдум как правило признается состоявшимся, если на нем проголосовали больше половины имевших право голоса избирателей. Решение принимается простым большинством голосов. Местные референдумы могут быть как императивными (т. е. их решение обязательно для исполнения), так и консультативными (для выявления мнения жителей по выносимому на референдум вопросу).

Нормативные правовые акты, регулирующие избирательные правоотношения:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

2. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”;

3. Федеральный закон от 18.05.2005 (ред. от 02.04.2014, с изм. от 16.12.2014) № 51-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации”;

4. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации”.

5. Федеральный закон от 22.02.2014 года № 20-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”.

Ссылка на основную публикацию
"
×
×
"
Adblock
detector