Об обеспечении военнослужащего
Prokurors.ru

Юридический портал

Об обеспечении военнослужащего

Федеральный закон “О статусе военнослужащих”

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ
“О статусе военнослужащих”

С изменениями и дополнениями от:

31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля, 22 августа, 10 ноября 2004 г., 22 апреля, 27 декабря 2005 г., 2 февраля, 4, 8 мая, 6, 27 июля, 17 октября, 4 декабря 2006 г., 2, 16 марта, 22 июня, 24 июля, 4 ноября, 1, 4 декабря 2007 г., 11 июня, 14, 23 июля, 27 октября, 8 ноября, 1, 25 декабря 2008 г., 9 февраля, 14 марта, 24 июля, 17, 25 декабря 2009 г., 22 июля, 8, 28 декабря 2010 г., 21 апреля, 8, 16 ноября, 12 декабря 2011 г., 14, 25 июня, 28 июля, 30 декабря 2012 г., 2 июля, 21 октября, 2, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 4 июня, 4, 24 ноября 2014 г., 20 апреля, 13 июля, 14 декабря 2015 г., 15 февраля, 3 июля, 22 ноября 2016 г., 3 апреля, 1 июля 2017 г., 29 июля, 3 августа, 27 декабря 2018 г., 6 марта, 29 мая, 3 июля, 16 октября, 2 декабря 2019 г., 1 марта 2020 г.

Принят Государственной Думой 6 марта 1998 года

Одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Президент Российской Федерации

ФЗ определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей.

К лицам, обладающим статусом военнослужащих, закон относит военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву. Иностранные граждане приобретают статус военнослужащих на период прохождения службы.

Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями. В частности, запрещено участие военнослужащих в забастовках, в объединениях, преследующих политические цели. Не разрешается заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме научной, преподавательской, творческой), предпринимательской деятельностью. Не допускается создание религиозных объединений в воинской части.

Отдельное внимание уделено вопросам обеспечения денежным довольствием военнослужащих, состоящим из оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию и дополнительных выплат.

Регламентирован порядок обеспечения военнослужащих жильем, в том числе после окончания службы. Приобретение жилья осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1998 г., за исключением абзаца 3 пункта 2 статьи 12 в части повышения оклада денежного содержания, который вступает в силу в течение 1998 г. по решению Правительства Российской Федерации

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 2 июня 1998 г. N 104, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 22 ст. 2331

Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2019 г. N 12-П абзацы второй и третий пункта 4 статьи 24 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой содержащиеся в них положения в силу неопределенности их нормативного содержания допускают в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о включении в состав расходов на содержание и ремонт объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах, подлежащих компенсации собственникам жилых помещений – членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, расходов по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и тем самым приводят к необоснованной дифференциации размера компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, предоставляемых лицам, являющимся получателями данной меры социальной поддержки

Постановлением Конституционного Суда РФ от 20 июля 2018 г. N 34-П пункт 15 статьи 15 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он в системе действующего правового регулирования препятствует реализации возникшего права военнослужащего, заключившего первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., продолжающего прохождение военной службы или уволенного с нее после указанной даты, на предоставление ему и членам его семьи, включая супругу (супруга), жилого помещения согласно положениям данного Федерального закона в связи с участием супруги (супруга) этого военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, независимо от волеизъявления военнослужащего и его супруги (супруга) воспользоваться таким способом осуществления права на обеспечение жилым помещением вместо участия супруги (супруга) военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих

Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2017 г. N 29-П абзац первый пункта 2 статьи 15.1 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, связывая право военнослужащих – преподавателей, направляемых в установленном порядке без приостановления им военной службы в государственные образовательные организации высшего образования для обеспечения реализации программ военной подготовки граждан РФ, обучающихся в указанных образовательных организациях по очной форме обучения, на дополнительную общую площадь жилого помещения с замещением должности преподавательского состава исключительно на военной кафедре, лишает данного права военнослужащих – преподавателей учебных военных центров и ставит их тем самым в неравное положение с относящимися к той же категории военнослужащими – преподавателями военных кафедр

Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 июня 2013 г. N 12-П абзац второй пункта 14 статьи 15 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в нем норма – по смыслу, придаваемому ей в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, – лишает граждан, прослуживших в рядах Вооруженных Сил РФ 10 лет и более и на момент увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями не обеспеченных жилыми помещениями, притом что они были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях по месту прохождения военной службы жилищными комиссиями органов военного управления, воинских частей, организаций Вооруженных Сил РФ, включая тех из них, кто после увольнения с военной службы избрали в качестве места своего постоянного жительства населенный пункт, где расположена воинская часть, в которой они проходили военную службу непосредственно перед увольнением, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после увольнения с военной службы изъявили желание изменить место жительства и были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления по новому избранному месту постоянного жительства

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 октября 2012 г. N 21-П абзацы первый – четвертый статьи 15 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они – в силу неопределенности своего нормативного содержания, порождающей возможность их неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения, – препятствуют признанию за уволенными с военной службы гражданами, которые первоначально были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до 1 января 2005 года, а затем переехали на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой и по этой причине были приняты на соответствующий учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 года, права на обеспечение жилыми помещениями по их выбору в одной из предусмотренных названными законоположениями форм на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях место жительства не меняли

Постановлением Конституционного суда РФ от 17 мая 2011 г. N 8-П пункт 1 и абзацы первый и второй пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона признаны не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой допускается возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, при досрочном увольнении в связи с признанием негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного им при исполнении обязанностей военной службы, при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц в объеме, не обеспечивающем достаточный уровень восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 марта 2020 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 марта 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 416-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 16 октября 2019 г. N 339-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 октября 2019 г.

Жилищное обеспечение военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации

Порядок обеспечения жильем военнослужащих

Особую значимость приобретает обеспечение жильем военнослужащих на современном этапе развития военной организации российского общества, характеризующегося, с одной стороны, оптимизацией структуры Вооруженных Сил, с другой – совершенствованием системы всестороннего обеспечения военнослужащих всем необходимым для выполнения возложенных на них обязанностей.

Под жилищным обеспечением военнослужащих понимается целенаправленная деятельность уполномоченных органов управления и должностных лиц по их снабжению и совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями по нормам и в порядке, установленном действующим законодательством.

Общий порядок жилищного обеспечения военнослужащих регулируется статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». На основании этого документа государство гарантирует предоставление военнослужащим и членам их семей жилых помещений. Порядок обеспечения жильем регламентируется приказом министра обороны Российской Федерации № 80 от 15 февраля 2000 г. «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Предоставление военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений жилищного фонда социального использования (по договорам социального найма) осуществляется в соответствии со статьями 51 и 57 Жилищного кодекса РФ. Основания для предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма определяются исходя из уровня обеспеченности их жильем.

На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

– военнослужащие, назначенные на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей;

– офицеры, призванные на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации, а также офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей;

– прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.

Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В нем оговаривается порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

За военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.

Военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются бесплатно жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности. Это жилье они получают на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в собственность или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.

Читать еще:  Частное образовательное учреждение без лицензии имеет право трудоустроить сотрудников?

Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения или общежития.

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих

С 1 января 2005 года вступила в действие накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих, правовые основы которой определены Федеральным законом № 117-ФЗ от 20 августа 2004 года «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих – совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение.

Основными задачами новой системы обеспечения военнослужащих жильем являются:

1. Перевод обязательств государства перед военнослужащими в жилищной сфере из натуральной формы (предоставление квартиры) в денежную, что позволит расширить их возможности самостоятельно принимать решения по выбору места проживания, качеству и размеру приобретаемого жилья.

2. Возможность приобретения жилья в собственность уже через три года участия в ипотечно-накопительной системе за счет ипотеки.

3. Переход от обеспечения военнослужащих за счет государства отдельными квартирами к накоплению денежных средств для приобретения жилья в собственность по избранному месту жительства.

4. Стабилизация и закрепление военных кадров, прежде всего офицеров, на основе стимулирования военнослужащих в продолжении военной службы.

Решение этих задач основывается на следующих принципах:

а) действие накопительно-ипотечной системы распространяется на сержантов и старшин, солдат и матросов, заключивших второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявивших желание стать участниками накопительно-ипотечной системы. Основанием для включения военнослужащего в реестр участников является выполненное в письменной форме обращение о включении его в реестр участников;

б) ежегодное перечисление денежных средств на именные накопительные счета военнослужащих для приобретения жилья; объем ежегодных начислений эквивалентен примерно 3 кв. метрам жилого помещения. При этом он будет ориентирован с учетом индексации по инфляции на накопление средств, достаточных для приобретения через 20 лет службы квартиры общей площадью 54 квадратных метра;

в) если военнослужащий увольняется до достижения 10 лет выслуги, то он теряет право на получение накопленных средств. В период между 10 и 20 годами службы в случае увольнения по уважительной причине (организационно-штатные мероприятия, состояние здоровья и др.) военнослужащий имеет право получить накопленные средства для решения жилищного вопроса самостоятельно;

г) накопленные средства по желанию военнослужащего могут быть использованы по истечении трех лет после его включения в накопительно-ипотечную систему для приобретения жилья в собственность с использованием целевого жилищного займа (ипотечного кредита). Кредит предоставляется банком под залог приобретаемого жилья. При этом процесс накопления средств продолжается, постепенно погашая полученный ипотечный кредит. Если и после погашения кредита военнослужащий продолжает службу, то за счет вновь накопленных средств он может повысить комфортность и размеры приобретенного жилья.

К участникам накопительно-ипотечной системы относятся следующие военнослужащие:

1) лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание;

2) офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы с 1 января 2005 года;

3) прапорщики и мичманы, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет три года, с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание;

4) сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года, изъявившие желание стать участниками накопительно-ипотечной системы;

5) лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования в период после 1 января 2005 года до 1 января 2008 года и получившие первое воинское звание офицера в процессе обучения, могут стать участниками, изъявив такое желание;

6) лица, получившие первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками НИС, изъявив такое желание;

7) военнослужащие, получившие первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, с 1 января 2005 года, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками, изъявив такое желание;

8) военнослужащие, окончившие курсы по подготовке младших офицеров и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера с 1 января 2005 года, общая продолжительность военной службы по контракту которых составляет менее трех лет, при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками, изъявив такое желание.

Возможность приобретения военнослужащим жилья в собственность с использованием инструментов ипотечного кредитования в любое время по истечении трех лет участия в накопительно-ипотечной системе, не дожидаясь окончания срока службы, а также выбора месторасположения и размера жилья, является одной из новых форм реализации военнослужащим права на жилище.

Перевод обязательств государства перед военнослужащими в жилищной сфере из натуральной формы (предоставление квартиры) в денежную форму расширит возможности военнослужащих самостоятельно принимать решения по выбору места проживания, качеству и размеру приобретаемого жилья.

Методические рекомендации

Учитывая, что рассматриваемая тема занятия интересует почти всех слушателей, руководителю группы общественно-государственной подготовки необходимо подойти к изучению материала творчески. Желательно построить занятие таким образом, чтобы в ходе его проведения рассказать слушателям о сложившейся ситуации с обеспечением военнослужащих жилыми помещениями в гарнизоне, в котором они проходят службу.

Раскрывая первый вопрос лекции, необходимо заострить внимание слушателей на том, что военнослужащие, подлежащие обеспечению жилыми помещениями, делятся на тех, кто заключил контракт до 1 января 1998 года, и на тех, кто заключил его после этой даты. Важно разъяснить слушателям, в чем отличие этих категорий военнослужащих.

Рекомендуется в ходе занятий досконально раскрыть сущность всех программ: ГЖС, НИС.

При освещении второго вопроса важно подробно рассказать слушателям о механизме действия ипотеки.

Входе проведения семинарских занятий следует ответить на интересующие вопросы слушателей и, если есть возможность, пригласить на занятие представителей жилищной комиссии войсковой части и специалистов, которые занимаются вопросами организации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в части.

Рекомендуемая литература:

1. Федеральный закон № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих».

2. Федеральный закон № 117-ФЗ от 20 августа 2004 г. «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

3. Приказ министра обороны РФ № 80 от 15 февраля 2000 г. «О порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ».

4. Гладких А., Хачатрян А., Жилищное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих // Ориентир. – 2009. – №7.

Статья 16. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

1. Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих – обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.

2. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – военно-медицинские организации).

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.

Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Порядок обеспечения военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями в фармацевтических организациях при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие не реже одного раза в год проходят медицинские осмотры, диспансеризацию. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральным законом, не реже одного раза в год проходят химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Направление военнослужащих и членов их семей на лечение за пределы территории Российской Федерации осуществляется на общих основаниях с другими гражданами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие, имеющие признаки психического расстройства, направляются на психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование в амбулаторных условиях или стационарных условиях в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” с последующим медицинским освидетельствованием военно-врачебной комиссией для определения категории годности к военной службе (годности к службе по военно-учетной специальности, специальности в соответствии с занимаемой должностью).

2.1. Военнослужащие после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации подлежат медико-психологической реабилитации продолжительностью до 30 суток.

Предусмотренная настоящим пунктом медико-психологическая реабилитация проводится для военнослужащих бесплатно.

Перечень показаний к медико-психологической реабилитации и соответствующую им продолжительность медико-психологической реабилитации, перечень категорий военнослужащих, подлежащих при наличии указанных показаний медико-психологической реабилитации, порядок и места проведения медико-психологической реабилитации определяет Министерство обороны Российской Федерации (иной федеральный орган исполнительной власти и федеральный государственный орган, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).

2.2. Военнослужащие имеют право на освобождение от исполнения ими обязанностей военной службы в день сдачи крови или ее компонентов, а также право на дополнительный день отдыха после каждого дня сдачи крови или ее компонентов.

3. Члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами.

Члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских организациях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При лечении в амбулаторных условиях лекарственные препараты для медицинского применения им отпускаются за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается.

Изготовление и ремонт зубных протезов членам семей офицеров в военно-медицинских организациях осуществляются на тех же условиях, что и другим гражданам, в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.

Читать еще:  Какое отношение имеет размер участка, если услуги не получаю?

Абзац утратил силу с 1 января 2013 года. – Федеральный закон от 08.11.2011 N 309-ФЗ.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), получившие увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении ими обязанностей военной службы, после лечения в стационарных условиях имеют право на внеочередное получение путевок в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).

Абзац утратил силу с 1 января 2017 года. – Федеральный закон от 22.11.2016 N 394-ФЗ.

Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 22.07.2010 N 159-ФЗ.

4.1. Утратил силу с 1 января 2013 года. – Федеральный закон от 08.11.2011 N 309-ФЗ.

5. Права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 – 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей – 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзацем первым пункта 4 настоящей статьи.

Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, – участники войны имеют преимущественное право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение.

Граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане, уволенные с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, члены семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждане, уволенные с военной службы вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения военной службы, могут приниматься на обследование и лечение в военно-медицинские организации в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, и курсанты военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования обеспечиваются бесплатным санаторно-курортным лечением в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии.

Указанным военнослужащим при убытии в отпуск по болезни выплата в качестве дотации на лечение производится в размере 400 рублей.

Курсанты военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, обучающиеся общеобразовательных организаций с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, оплачивают не более 30 процентов стоимости путевки на военные туристские базы.

7. Порядок финансирования расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, проведением медико-психологической реабилитации, обеспечением санаторно-курортного лечения и отдыха на льготных условиях, оплатой стоимости путевок и выплатой компенсаций военнослужащим и другим гражданам, перечисленным в пунктах 2 – 6 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

Взаиморасчеты за оказание медицинской помощи военнослужащим между военно-медицинскими организациями Министерства обороны Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

8. В случаях, предусмотренных федеральным законом, военнослужащие имеют право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение в медицинских организациях федеральных органов исполнительной власти.

Об обеспечении военнослужащего









Основные законы

Приложение к директиве Министра обороны Российской Федерации 1999 года № Д-6

ПРАВОВОЙ МИНИМУМ офицеров
Основные нормативные правовые акты, которые необходимо знать:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 28 апреля 1998 г. № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 года № 195).
  3. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 года № 300)
  4. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ “Об обороне”.
  5. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции (приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 года № 455).
  6. Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ “О ветеранах” (приказ Министра обороны Российской Федерации 1996 года № 185).
  7. Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”.
  8. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ).
  9. Указ Президента Российской Федерации от 4 января 1999 г. № 4 “Вопросы прохождения военной службы” (приказ Министра обороны Российской Федерации 1999 года № 24).
  10. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  11. Кодекс законов о труде Российской Федерации.
  12. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации
  13. Временное положение о прохождении военной службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации (указание Министра обороны Российской Федерации 1996 года № 315/1/3140).
  14. Перечень мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих (приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 года № 492).
  15. Концепция безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (директива Министра обороны Российской Федерации 1997 года № Д-10).
  16. Руководство по учету вооружения, техники, имущества и других материальных средств в Вооруженных Силах (приказ Министра обороны 1979 года № 260, ч. 1-4).
  17. Положение о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству (приказ Министра обороны 1984 года № 85).
  18. Положение о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации (приказ Министра обороны 1976 года № 180).
  19. Наставление по защите государственных секретов в Вооруженных Силах (приказ Министра обороны 1990 года № 010).
  20. Руководство по списанию с учета пришедших в негодное (предельное) состояние или утраченных материальных и денежных средств (приказ Министра обороны 1986 года № 0190).
  21. Инструкция органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований Российской Федерации (приказ Министра обороны Российской Федерации 1994 года № 275).
  22. Основные вопросы порядка назначения и проведения административного расследования в воинской части (приказ Министра обороны 1987 года № 250, гл. VI).
  23. Положение об организации производства работ с повышенной опасностью в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации (приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 года № 314).
  24. Инструкция о порядке подготовки должностных лиц (их представителей) и представителей органов военного управления к участию в рассмотрении судами жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (директива Министра обороны Российской Федерации 1995 года № Д-14).

Командиру воинской части, кроме указанных основных правовых актов, необходимо знать:

  1. Положение о войсковом (корабельном) хозяйстве Вооруженных Сил (приказ Министра обороны 1977 года № 105).
  2. Положение о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время (приказ Министра обороны Российской Федерации 1992 года № 200).
  3. Положение о вещевом обеспечении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (приказ Министра обороны Российской Федерации 1996 года № 340).
  4. Положение о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии (приказ Министра обороны 1977 года № 75).
  5. Положение о финансовом хозяйстве воинской части (приказ Министра обороны 1973 года № 80).
  6. Положение о денежном довольствии военнослужащих (приказ Министра обороны 1978 года № 075).
  7. Инструкцию по организации учета, хранения и выдачи стрелкового оружия и боеприпасов к нему, а также инженерных боеприпасов в Вооруженных Силах Российской Федерации (приказ Министра обороны Российской Федерации 1996 года № 90).
  8. Положение об охране и сопровождении воинских грузов при их перевозке железнодорожным, морским и речным транспортом (приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 года № 457).
  9. Руководство по оформлению воинских перевозок в Министерстве обороны и расчетам за них (приказ Министра обороны 1984 года № 200).
  10. Положение о товарищеских судах чести офицеров в Вооруженных Силах (приказ Министра обороны 1980 года № 275).
  11. Положение о товарищеских судах чести прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы в Вооруженных Силах (приказ Министра обороны 1973 года № 157).
  12. Инструкцию о порядке рассмотрения предложений, заявлений, жалоб и приема посетителей в воинских частях и учреждениях (приказ Министра обороны 1988 года № 160).
  13. Инструкцию по розыску и задержанию военнослужащих, самовольно оставивших воинскую часть, а также не явившихся в срок без уважительных причин на службу (директива Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 1996 года № ДГШ-8).
  14. Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими (приказ Министра обороны Российской Федерации 1997 года № 302).
  15. Правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны (приказ Министра обороны 1984 года № 210).
  16. Руководство по организации работы по охране труда в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации (приказ Министра обороны Российской Федерации 1995 года № 302).
  17. Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве (приказ Министра обороны Российской Федерации 1995 года № 346).
  18. Приказ Министра обороны Российской Федерации 1993 года № 602 “О мерах по исполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Основ законодательства Российской Федерации об охране труда”.

ПРАВОВОЙ МИНИМУМ прапорщиков (мичманов), военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин
Основные нормативные правовые акты, которые необходимо знать:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 28 апреля 1998 г. № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 года № 195).
  3. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 года № 300)
  4. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции (приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 года № 455).
  5. Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ “О ветеранах” (приказ Министра обороны Российской Федерации 1996 года № 185).
  6. Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”.
  7. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ).
  8. Указ Президента Российской Федерации от 4 января 1999 г. № 4 “Вопросы прохождения военной службы” (приказ Министра обороны Российской Федерации 1999 года № 24).
  9. Инструкция о порядке назначения и выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим военную службу, и их семьям (приказ Министра обороны Российской Федерации 1994 года № 350).
  10. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации
  11. Положение о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Сил (приказ Министра обороны 1985 года № 275).
  12. Положение о прохождении военной службы женщинами, поступившими в добровольном порядке на действительную службу на должности солдат, матросов, сержантов и старшин (приказ Министра обороны 1976 года № 286).
  13. Временное положение о прохождении военной службы по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации (указание Министра обороны Российской Федерации 1996 года № 315/1/3140).
  14. Положение о товарищеских судах чести прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы в Вооруженных Силах (приказ Министра обороны 1973 года № 157).
  15. Положение о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству (приказ Министра обороны 1984 года № 85).
Читать еще:  Лысьва детское пособие

ПРАВОВОЙ МИНИМУМ военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
Основные нормативные правовые акты, которые необходимо знать:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 28 апреля 1998 г. № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” (приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 года № 195).
  3. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 года № 300)
  4. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции (приказ Министра обороны Российской Федерации 1998 года № 455).
  5. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ).
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2955).
  7. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации
  8. Положение о прохождении действительной срочной военной службы солдатами, сержантами и старшинами (приказ Министра обороны 1984 года № 150).
  9. Положение о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству (приказ Министра обороны 1984 года № 85).

ПРАВОВОЙ МИНИМУМ лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации
Основные нормативные правовые акты, которые необходимо знать:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” (приказ Министра обороны Российской Федерации 1996 года № 85).
  3. Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 “О государственных пенсиях в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями, включая внесенные Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ).
  4. Кодекс законов о труде Российской Федерации.
  5. Правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны (приказ Министра обороны 1984 года № 210).
  6. Руководство по организации работы по охране труда в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны Российской Федерации (приказ Министра обороны Российской Федерации 1995 года № 302).
  7. Положение о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации (приказ Министра обороны 1976 года № 180).
  8. Основы законодательства об охране труда (приказ Министра обороны Российской Федерации 1993 года № 602).

Начальник Управления делами Министерства обороны Российской Федерации – начальник юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-лейтенант юстиции Г. Золотухин

Жилье для военнослужащих: вопросы и ответы

По российским законам военнослужащие имеют право не только на социальное и материальное обеспечение и повышенную пенсию, но и получение жилья от государства — бесплатно или на льготных условиях. В этой статье мы подробно расскажем, как военнослужащему улучшить жилищные условия.

Из этой инструкции вы узнаете:

  • Что нужно знать о служебном жилье.
  • Как военнослужащему получить постоянное жилье.
  • Как стать участником накопительно-ипотечной системы для военнослужащих.
  • Как получить жилищную субсидию (Единовременную денежную выплату) для военнослужащих.
  • Как рассчитать размер жилищной субсидии для военнослужащих.
  • Как военнослужащему получить жилье по договору социального найма.

На что могут рассчитывать военнослужащие с точки зрения жилищных условий?

К военнослужащим относятся граждане, которые проходят военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Нормы предоставления жилья военнослужащим регулирует Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – закон № 76-ФЗ). Согласно ему государство гарантирует, что оно либо предоставит военным жилье, либо выделит денежные средства на его приобретение.

Жилье для военнослужащих бывает служебным и постоянным.

Что нужно знать о служебном жилье?

По закону (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих») служебные квартиры на весь срок службы получают (вместе с проживающими с ними членами их семей):

  • профессиональные военнослужащие, получившие воинские должности и несущие службу;
  • офицеры, заключившие контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года;
  • проходящие военную службу по контракту в закрытых военных городках;
  • прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу после 1 января 1998 года.

Служебное жилье военнослужащему и его семье должны предоставить в течение трех месяцев с момента переезда в населенный пункт, где у военного нет своей квартиры. Однако никаких прав на служебное жилье военный и его семья не имеют, кроме права проживания. После окончания службы или перевода в другое место помещение придется освободить в течение 3 месяцев.

Внимание! Если служебное жилье не выдают более 3 месяцев, контрактнику положена денежная компенсация для найма квартиры. Компенсация рассчитывается с учетом площади, необходимой для проживания военнослужащего и всех членов его семьи.

Как военнослужащему получить постоянное жилье?

Помимо закона № 76-ФЗ, с 1 января 2005 года в России действует еще один закон, который регулирует обеспечение жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, – Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Закон № 117-ФЗ, или закон о военной ипотеке). Со временем планируется полностью перевести военнослужащих на накопительно-ипотечную систему (НИС), однако пока применяются как старые, так и новый способ обеспечения военных жильем.

Те, кто заключил первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, как правило, обеспечиваются жильем по старой системе – согласно положениям закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (хотя отдельные категории военнослужащих при желании могут стать участниками НИС). Те, кто впервые поступил на военную службу после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем через накопительно-ипотечную систему (причем существенная часть военнослужащих из этой категории становится обязательными участниками НИС).

Таким образом, самые распространенные способы для военного улучшить свои жилищные условия с помощью государства таковы:

  1. стать участником накопительно-ипотечной системы (НИС);
  2. получить субсидию или Единовременную денежную выплату (ЕДВ) на приобретение или строительство жилья;
  3. получить жилье по договору социального найма в порядке очереди через Министерство обороны Российской Федерации.

На участников накопительно-ипотечной системы не распространяются другие виды жилищных гарантий. То есть военнослужащим, которые могут стать добровольными участниками НИС, приходится выбирать между тем, написать ли рапорт с целью вступить в систему военной ипотеки или остаться на старой системе с правом получения жилищных гарантий по закону 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Как получить квартиру с помощью ипотечного кредита (займа) для военных?

Сегодня накопительно-ипотечная система – самый распространенный способ приобретения жилья военнослужащими. Некоторые категории военнослужащих включены в НИС в обязательном порядке, а другим надо написать рапорт на включение в реестр участников.

Участники НИС имеют специальный счет, на который государство ежегодно перечисляет накопительный взнос. В 2019 году он составляет около 280 тысяч рублей. Через три года накоплений у военнослужащего появляется возможность использовать эти средства как первоначальный взнос по ипотечному кредиту (займу). При этом пока идет служба, погашать кредит (заем) будет государство.

Чтобы обратиться в банк или некредитную организацию с заявкой на ипотечный кредит (заем), военному нужно получить свидетельство участника накопительно-ипотечной системы. Для этого необходимо написать командиру воинской части рапорт о предоставлении целевого жилищного займа (ЦЖЗ). После банк направит все документы в ФГКУ «Росвоенипотека», где они будут рассматриваться в течение 10 рабочих дней, если жилье приобретается на вторичном рынке, и 30 рабочих дней — при покупке в новостройке. При положительном решении заключается договор ЦЖЗ, на банковский счет перечисляются деньги первоначального взноса и оформляется договор приобретения жилья. Далее следует застраховать жилье и подать документы на государственную регистрацию в Росреестре.

Помните, что государство оплатит только ту часть, которая соответствует нормам предоставления площади жилого помещения, то есть не более 18 м2 общей площади жилого помещения на человека (п. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Подробнее о том, как военному получить ипотечный кредит (заем), читайте в инструкции спроси.дом.рф

Кому доступна жилищная субсидия (Единовременная денежная выплата) для военнослужащих?

С 2014 года в России действует еще одна форма обеспечения военнослужащих жильем — государственная жилищная субсидия (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21.07.2014 № 510 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы»). Это безналичная социальная выплата, предназначенная военнослужащим в целях приобретения или строительства жилья, которую также называют Единовременной денежной выплатой (ЕДВ). У такой формы поддержки есть большой плюс: военнослужащий сам может выбрать жилье для покупки в любом регионе России (вне зависимости от места службы) или вложить деньги в строительство дома.

Жилищная субсидия положена военным, которые заключили контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и которые нуждаются в жилых помещениях, а также уволенным из рядов армии после 10 лет военной службы или по состоянию здоровья (п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»). Если военный погиб или умер (после увольнения со службы), субсидию может получить его семья.

ЕДВ предоставляется в порядке очереди. Ее размер зависит от военного стажа, заслуг военнослужащего и количества членов семьи, в среднем — 6,2 млн рублей.

Вместе с субсидией можно использовать собственные средства, материнский (семейный) капитал и/или ипотечный кредит или заем. Можно выбрать любое жилье, какое нравится, — коттедж, дом, квартиру как на первичном, так и на вторичном рынке, практически любых параметров — в зависимости от размера субсидии и ваших личных финансовых возможностей.

Как военному получить жилищную субсидию (ЕДВ)?

Внимание: получить субсидию могут не все военнослужащие, а только те, кто стоит на учете в реестре нуждающихся в улучшении жилищных условий Департамента жилищного обеспечения Минобороны России.

Чтобы получить жилищную субсидию в 2019 году, нужно:

  1. открыть банковский счет;
  2. написать заявление о перечислении жилищной субсидии и указать реквизиты счета;
  3. предоставить заявление и договор об открытии счета в Департамент жилищного обеспечения Минобороны России;
  4. в течение 10 рабочих дней ведомство должно запросить в Росреестре выписку из ЕГРН, чтобы убедиться, что у военного есть право на получение субсидии, и вынести решение;
  5. в течение 3 дней с момента принятия решения оно направляется в финансовый департамент Минобороны России, а копия выдается военному и направляется в кадровый отдел Вооруженных Сил Российской Федерации.

Если вы получили положительный ответ, через несколько дней деньги поступят на банковский счет. После этого Минобороны России снимет вас с учета военнослужащих, признанных нуждающимися в жилье.

Как рассчитать размер жилищной субсидии для военнослужащих?

Размер субсидии определяет Постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 № 76 «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Сумма выплаты рассчитывается, исходя из нормативов общей площади жилого помещения, стоимости 1 квадратного метра площади и продолжительности военной службы, а также количества членов семьи и права на дополнительную жилплощадь.

Рассчитать размер жилищной субсидии для военнослужащих можно с помощью онлайн-калькулятора на сайте Министерства обороны Российской Федерации

Как получить жилье по договору социального найма через Минобороны России?

Кроме того, государство предоставляет военным, которые нуждаются в жилье, постоянное жилье по договору социального найма. Чтобы получить квартиру от государства, военный должен попасть в реестр нуждающихся в жилых помещениях, который ведет Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Для этого нужно подать заявление в подразделение Департамента — лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью (согласно Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма).

По закону в жилье нуждаются те военнослужащие, которые живут в помещении меньшей площади, чем предусматривает учетная норма – 18 м2 общей площади жилого помещения на человека (п. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

Жилье военным, стоящим на учете в реестре, выдается в порядке очереди. Когда ваша очередь подойдет, вы получите извещение о распределении жилого помещения – его вручают под расписку, а копию направляют командиру воинской части.

Если вы и ваша семья согласны на предложенный вариант, нужно в течение 5 дней подтвердить согласие и в течение 30 дней предоставить пакет документов для получения жилья, а именно:

  • паспорта военнослужащих и членов их семей и свидетельств о рождении детей, если они есть;
  • копию свидетельства о браке или свидетельства о разводе, заверенная командиром воинской части или нотариусом;
  • копии финансовых лицевых счетов с мест жительства за последние пять лет до подачи заявления (чтобы установить, не ухудшали ли вы свои жилищные условия намеренно, чтобы получить жилье от государства);
  • копии документов о праве на дополнительные социальные гарантии в части жилищного обеспечения;
  • сведения о наличии или отсутствии жилых помещений, которыми владеет военный или где он проживает по праву социального найма.

Можно предоставить и другие документы, подтверждающие право на улучшение жилищных условий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector