Обжалование закрытия въезда иностранному гражданину
Prokurors.ru

Юридический портал

Обжалование закрытия въезда иностранному гражданину

Постановление Правительства РФ от 14 января 2015 г. N 12 “О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства” (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 14 января 2015 г. N 12
“О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства”

С изменениями и дополнениями от:

8 февраля, 13 октября 2017 г.

В соответствии с частью третьей статьи 25.10 Федерального закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” Правительство Российской Федерации постановляет:

Правила принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства;

перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства.

Председатель Правительства
Российской Федерации

14 января 2015 г. N 12

Правила
принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства
(утв. постановлением Правительства РФ от 14 января 2015 г. N 12)

С изменениями и дополнениями от:

13 октября 2017 г.

1. Настоящие Правила устанавливают порядок принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства (далее – решение о неразрешении въезда) при наличии оснований, предусмотренных статьей 26 и частью первой статьи 27 Федерального закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”.

2. Решение о неразрешении въезда принимается федеральным органом исполнительной власти, предусмотренным перечнем федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 г. N 12 “О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства” (далее – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти), в срок не более 1 месяца со дня выявления соответствующих обстоятельств.

3. При наличии оснований, предусмотренных статьей 26 Федерального закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”, решение о неразрешении въезда в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, являющихся сотрудниками дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, а также сотрудниками международных организаций и их представительств в Российской Федерации, принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

При наличии оснований, предусмотренных частью первой статьи 27 Федерального закона “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию”, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти уведомляет Министерство иностранных дел Российской Федерации о принятии решения о неразрешении въезда в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, являющихся сотрудниками дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, а также сотрудниками международных организаций и их представительств в Российской Федерации.

4. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия по принятию решений о неразрешении въезда и их отмене непосредственно и (или) через свои территориальные органы (подразделения).

5. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, уведомляются об этом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, принявшим решение о неразрешении въезда, в срок не более 3 рабочих дней со дня принятия решения о неразрешении въезда. Указанное уведомление направляется либо вручается под роспись иностранному гражданину или лицу без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, по месту их пребывания (проживания) на территории Российской Федерации либо по месту их фактического местонахождения на территории Российской Федерации.

В случае невозможности установления фактического местонахождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, уведомление о принятом в отношении них решении о неразрешении въезда не направляется (не вручается).

6. При изменении обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о неразрешении въезда, решение о неразрешении въезда может быть отменено принявшим его уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 25 октября 2017 г. – Постановление Правительства РФ от 13 октября 2017 г. N 1245

7. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, принявший решение о неразрешении въезда, в соответствии с установленным им порядком информирует о принятом решении о неразрешении въезда и о его отмене Федеральную службу безопасности Российской Федерации и соответствующий территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации.

8. Форма решения о неразрешении въезда, форма решения об отмене решения о неразрешении въезда, порядок рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда, форма уведомления иностранного гражданина или лица без гражданства о принятом в отношении него решении о неразрешении въезда устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Перечень
федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства
(утв. постановлением Правительства РФ от 14 января 2015 г. N 12)

Миграционный форум Санкт-Петербурга

Информация, размещенная на официальном сайте Главного Управления по вопросам миграции МВД России (сервис проверки запретов на въезд), носит исключительно информационный характер и не является юридически значимой. Поэтому о наличии или отсутствии действующего запрета на въезд иностранец может узнать в территориальном управлении по вопросам миграции или в ФСБ России[1], обратившись с письменным запросом, так как органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч.2 ст.24 Конституции РФ).

Все обращения в государственные органы, необходимо направлять регистрируемыми почтовыми отправлениями – заказными или ценными письмами с описью вложения. Согласно ст.10 и 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее также — Закон N 59-ФЗ) письменное обращение должно быть рассмотрено по существу, поставленных в нем вопросов, в срок, не превышающий 30 дней с момента его регистрации. В соответствии с этим же законом отказ в рассмотрении обращения по существу недопустим (ст.9 Закона N 59-ФЗ). В случае неполучения мотивированного ответа на свое обращение в установленный законом срок, гражданин вправе обжаловать такое бездействие вышестоящему руководству миграционного органа либо в суд.

Существует административный и судебный порядок обжалования решений о неразрешении въезда.

Административный порядок предполагает обжалование решения в порядке подчиненности, т.е. вышестоящему руководству, судебный — обращение в суд. Рассмотрим более подробно вопросы, касающиеся срока и порядка обжалования решений о неразрешении въезда в суд.

Решение о неразрешении въезда в РФ может быть обжаловано иностранным гражданином в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня, когда ему стало известно о принятом решении. В любом случае пропуск 3-месячного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании. Если суд сочтет, что срок был пропущен по уважительным причинам, заявление будет рассмотрено по существу, в противном случае, суд отказывает в удовлетворении административного искового заявления без исследования иных обстоятельств дела. Обязанность доказать наличие уважительных причин пропуска срока на обращение в суд возложена на административного истца — иностранного гражданина.

Срок на подачу жалобы[2] в суд начинает исчисляться не с даты принятия решения о неразрешении въезда, а со дня, когда иностранцу стало известно о нарушении прав оспариваемым решением. Например, если гражданина уведомили о решении уже после того, как оно было принято, то срок на обжалование этого решения в судебном порядке будет исчислять с момента, когда информация о нем была доведена до сведения гражданина, то есть с момента его уведомления.

Обращаться в суд вправе лица, права которых нарушает оспариваемое решение. Таким образом, правом на обращение в суд наделен иностранный гражданин, в отношении которого принято решение о неразрешении въезда в Россию. О том, имеют ли право на обращение в суд близкие родственники иностранного гражданина (супруга, дети и пр.) является спорным. На практике встречались случаи, когда суды рассматривали споры, где одним из истцов выступал несовершеннолетний ребенок в лице своего законного представителя. В этом случае несовершеннолетний истец, как нам кажется, совершенно обоснованно полагал, что запрет на въезд нарушает его право жить и воспитываться в семье.

Обращение в суд может быть подано и подписано любым лицом при наличии доверенности, но от имени иностранного гражданина. А вот представлять интересы в суде на основании доверенности сможет лишь гражданин, имеющий высшее юридическое образование, либо адвокат. Требования к лицам, которые могут быть представителями в административном процессе установлены ст. 55 Кодекса административного судопроизводства РФ. Жалоба на решение органа ГУВМ России о неразрешении въезда в РФ может быть подана в районный суд по месту жительства (месту пребывания) иностранного гражданина либо в суд по месту нахождения миграционного органа, принявшего решение. Вывод автора о возможности подачи административного искового заявления по месту пребывания иностранного гражданина основан на анализе норм законодательства и судебной практики. Чтобы осуществить подачу иска по месту пребывания, иностранному гражданину необходимо встать на учет. Гражданин, у которого срок пребывания в РФ истек, сокращен или вследствие иных обстоятельств он утратил право на законное пребывание в РФ, сможет обратиться за защитой нарушенных прав только по месту нахождения органа, чье решение он оспаривает. Например, если решение, которое желает оспорить иностранец, принято госорганом, осуществляющим свою деятельность в г. Махачкале (Республика Дагестан), то вне зависимости от места своего фактического пребывания, гражданин будет вынужден судиться в Республике Дагестан. Данный вывод следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 19 июля 2016 года, об отказе в принятии к рассмотрению жалобы группы иностранных граждан на нарушение их конституционных прав ч.3 ст.24 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Читать еще:  Могу ли я сейчас требовать замены товара?

В случае принятия решения о неразрешении въезда, иностранец утрачивает основания для дальнейшего нахождения в России и обязан выехать. Однако запрет на въезд не породит такой обязанности, если гражданин обратится в суд и заявит ходатайство о приостановлении действия решения о запрете на въезд, при условии, что судом заявленное ходатайство будет удовлетворено[3]. В этом заключается один из основных плюсов судебного обжалования запрета.

Жалоба в суд именуется административным исковым заявлением и оплачивается госпошлиной в размере 300 рублей. Подается заявление в суд по месту нахождения регионального управления ГУВМ, принявшего решение, либо по месту пребывания (месту жительства) иностранного гражданина. В административном исковом заявлении обязательно указывается наименование миграционного органа, данные должностного лица, к которому обращены требования, его местонахождение. Государственный орган или его должностное лицо будет именоваться «административным ответчиком», а гражданин, оспаривающий решение – «административным истцом». В административном исковом заявлении также указываются данные гражданина и его обратный адрес, дата и место его рождения, перечисляются обстоятельства, вынудившие его обратиться в суд, а также доводы, по которым оспариваемое решение должно быть признано несоответствующим закону, в чем заключается нарушение прав, свобод и законных интересов гражданина, правовое обоснование. К заявлению прилагается квитанция об оплате государственной пошлины, копия оспариваемого решения, копии документов, которые подкрепляют позицию, изложенную в заявлении. Если копия решения о неразрешении въезда у гражданина отсутствует, он вправе просить суд об истребовании данного решения. Копии документов представляются по количеству административных ответчиков. Если заявление подписывает представитель иностранного гражданина, то следует приложить также копию или подлинник доверенности. Копии документов, приложенных к заявлению, должны быть надлежащим образом заверены. Надлежащее заверение предполагает удостоверение подлинности документов нотариусом или организацией, выдавшей гражданину документ.

При рассмотрении административного дела суд выясняет: соблюдена ли процедура принятия решения о неразрешении въезда, так как наличие существенных нарушений процедуры влечет признание решения несоответствующим закону. Также суд оценивает обоснованность оспариваемого решения, проверяет его основания. Пределы судебной оценки оспариваемых решений установлены в ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ. Рассмотрим наиболее распространенные основания для отмены запрета на въезд.

Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) гласит: каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции (ч.1). Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случая, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, или защиты прав и свобод других лиц (ч.2).

При этом принимая решение о неразрешении въезда, миграционный орган обязан соблюдать не только нормы российского законодательства, но и международные обязательства Российской Федерации. Данный вывод основан на ст.15 Конституции России, которая провозглашает приоритет норм международного права над нормами национального законодательства, а также ст.21, устанавливающей обязанность каждого соблюдать Конституцию РФ. Именно поэтому запрет на въезд иностранного гражданину, имеющему в России семью, должен оцениваться судами в том числе на предмет его соответствия нормам международного права, и может быть отменен судом, исходя из обстоятельств личной жизни иностранного гражданина (о чем может свидетельствовать наличие у гражданина устойчивых семейных связей в РФ, супруги, несовершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, проживающих в России, и пр. обстоятельств). Запрет въезда в РФ гражданину, имеющему в РФ супруга, с которым у него сложились устойчивые семейные связи, малолетних детей, иждивенцев, за совершение незначительных правонарушений не будет соответствовать требованиям ч.2 ст.8 Европейской Конвенции по правам человека. Оценка соразмерности и адекватности государственного вмешательства в личную жизнь иностранца может быть дана судом, в случае оспаривания решения о неразрешении въезда в судебном порядке. При вынесении решения суд будет также учитывать то обстоятельство, что запрет на въезд нарушает не только права иностранца, но и членов его семьи, проживающих на территории РФ.

Об устойчивости семейных связей в частности может свидетельствовать: наличие общих детей, факт совместного проживания супругов в течение длительного времени, активное участие иностранца в делах семьи и пр. Сам по себе факт наличия супруга — гражданина РФ не является основанием к снятию запрета на въезд, суд в каждом конкретном деле оценивает характер таких семейных отношений. Например, по аналогичному основанию решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 17.03.2015 года по делу № 2-731/201 удовлетворено заявление одного из клиентов нашего адвокатского бюро. Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 25.11.2014 года по делу 2-2699/2014 было отменено решение о неразрешении въезда иностранному гражданину, имеющему супруга и ребенка, состоящих в российском гражданстве.

Не стоит ошибочно полагать, что семейная связь охватывает только отношения между супругами и детьми. В контексте ст.8 Европейской конвенции по правам человека, семейная связь охватывает отношения родителей, детей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, и иных родственников. В судебной практике аналогичный вывод содержится в решении Люберецкого городского суда Московской области от 29 июля 2015 года по делу № 2-7457/2015, принятому по заявлению гражданки Республики Молдова об оспаривании решения УФМС России по Московской области о неразрешении ей въезда в РФ.

Обязанность доказывать наличие семейных отношений возложена на иностранного гражданина, а соразмерность и адекватность государственного вмешательства – на миграционный орган, выступающий ответчиком в суде.

Помимо указанных выше, основанием для снятия запрета на въезд может послужить доказанная в суде невозможность выезда из России для постоянного проживания в страну гражданской принадлежности из-за наличия там опасности для жизни и здоровья гражданина. Такой подход использовали российские суды при рассмотрении дел о выдворении граждан Украины, проживающий на территории Донецкой и Луганской областей. В силу военного конфликта на данных территориях (начавшегося в августе 2014 года), суды признавали недопустимым высылку туда иностранцев, со ссылкой на ст.3 Европейской Конвенции по правам человека, в соответствии с которой, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Отсутствие возможности покинуть Россию вследствие непреодолимых обстоятельств, таких как: необходимость в экстренном лечении, плановом лечении, получение которого невозможно в стране гражданской принадлежности, наличие иждивенцев, нуждающихся в сторонней помощи и пр., также может быть причиной принятия судом стороны истца.

Важно отметить, что запрет на въезд может быть признан несоответствующим закону в части срока ограничения, если судом будет установлено, что сроки запрета определены неправильно.

Все значимые для дела обстоятельства устанавливаются судом на основании представленных сторонами доказательств. В случае отсутствия доказательств, обосновывающих доводы иностранного гражданина, суд может счесть данные обстоятельства недоказанными.

При первоначальном рассмотрении дела в районном суде принимается решение, которое может быть обжаловано в дальнейшем в апелляционном и кассационном порядке, вплоть до Верховного Суда Российской Федерации. В случае исчерпания внутригосударственных механизмов защиты своих прав, иностранный гражданин вправе подать жалобу в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ). ЕСПЧ нередко встает на защиту семейных прав граждан. Однако для того, чтобы обратиться в Европейский Суд необходимо, чтобы административное дело прошло все стадии обжалования, вплоть до Верховного Суда Российской Федерации. Это следует из решения ЕСПЧ от 12 мая 2015 года по делу «Абрамян и другие против России» в котором суд признал стадию кассационного рассмотрения дела эффективным средством правовой защиты. Срок на подачу жалобы в Европейский Суд по правам человека ограничен. В соответствии со ст.35 Европейской Конвенций по правам человека, жалоба может быть подана в срок, не превышающий 6 месяцев со дня вынесения окончательного решения по делу. Для Российской Федерации данный срок будет исчисляться с момента вынесения Верховным Судом Российской Федерации решения по кассационной жалобе. Несмотря на длительные сроки рассмотрения дел, Европейский Суд наделен правом принимать предварительные меры защиты на основании заявлений граждан. Так, согласно правилу 39 регламента Европейского Суда, суд вправе принять предварительные меры, которые Суд признает необходимыми в интересах сторон. Нередко ЕСПЧ в качестве предварительных мер запрещает российским властям выдворять из РФ иностранных граждан, чья жизнь в результате высылки может оказаться в опасности, а также граждан, имеющих в России семью.

Читать еще:  Когда можно получить исполнительный лист?

[1] Федеральная служба безопасности Российской Федерации

[2] В тексте пособия используется общепринятый термин «жалоба в суд». Однако с момента введения в действие Кодекса административного судопроизводства РФ обращение в суд с требованием о признании незаконным действий или решений органов власти именуется административным исковым заявление. Ранее заявления об оспаривании действий и решений публичных властей могли именоваться жалобой в соответствии с Законом РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» могли именоваться жалобой. В 2015 году данный закон утратил силу.

[3] В соответствии со ст.223 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе по ходатайству заявителя приостановить действие решения о неразрешении въезда до вступления в законную силу решения суда.

COVID-19 на замке. Россия вовремя закрывает границы для иностранцев

Анна Старицкая, Василиса Андреева, Екатерина Андронова

Из-за угрозы распространения коронавируса правительство России запретило въезд в страну иностранцам и лицам без гражданства. Ограничение вступит в силу в полночь 18 марта и продлится до полуночи 1 мая. О принятом решении премьер-министр Михаил Мишустин уведомил своих коллег из Казахстана, Армении, Белоруссии, Азербайджана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана.

Исключение сделают для транзитных пассажиров, дипломатов, членов экипажей воздушных, речных и морских судов, поездных бригад и водителей автомобилей международного сообщения, иностранцев, приехавших на похороны близких родственников, и тех, кто постоянно проживает на территории России.

Кроме того, чтобы ограничить перемещения людей, 17 марта Россия в одностороннем порядке закрыла границу с Белоруссией. Это решение огорчило главу республики Александра Лукашенко, который подчеркнул, что в его стране ситуация с коронавирусом спокойная. В ответ на его реакцию в пресс-службе правительства отметили, что мера эта временная и направлена на сохранение здоровья граждан обеих стран.

16 марта Россия уже ограничила авиасообщение с Норвегией и США. До этого — с Китаем, Северной и Южной Кореями, ограничила въезд граждан Ирана и Италии. Ряд авиакомпаний, например S7, отменил рейсы в Хорватию, Грецию, Узбекистан и Казахстан. РЖД перестали пускать поезда в Узбекистан и Азербайджан. В России коронавирус выявили у 93 человек, в мире — у 183 тысяч. Больше всего заразившихся в Китае, Италии и Иране.

Вынужденная мера

Границы для иностранцев временно закрывает не только Россия, но и страны Евросоюза, рассказал «360» первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. Мера эта вынужденная, но совершенно оправданная. Иначе остановить резкое распространение болезни не получится. Поэтому никакого ухудшения отношения к России быть не может.

Границу с Белоруссией закрыли из-за того, что многие люди, в том числе россияне, которые могли иметь проблемы с выездом из России, приезжали туда и спокойно улетали. Или въезжали в нашу страну через соседнюю республику. Первая реакция Лукашенко сенатору понятна — глава республики всегда переживает за развитие союза с Россией.

«Но так как Белоруссия сама не приняла адекватных мер, мы были вынуждены пойти на это. Мы рассчитываем, что белорусы с пониманием к этому отнесутся. Иначе при наличии такой дыры все наши меры окажутся напрасными», — добавил сенатор.

Повременить с отпуском

Большинство россиян понимают, что из-за пандемии коронавируса с отпуском пока лучше повременить. Но некоторые люди продолжают улетать за границу на отдых. По мнению Джабарова, скоро вопрос разрешится сам с собой: курорты один за одним прекращают прием иностранных туристов. Плюс стоит задуматься о проблемах с работодателями: мало кто из них будет с удовольствием ждать, пока сотрудник посидит на карантине.

«Но сейчас рано говорить, что будет через месяц. Если удастся остановить рост числа инфицированных и ситуация переломится в лучшую сторону, то, возможно, в летние отпуска появится возможность куда-то людям поехать. Хотя, повторяю, вряд ли можно ехать в страны, где бушует вирус, в ту же Италию», — отметил сенатор.

В то же время он не исключил, что правительство может вообще закрыть авиасообщение с другими странами, если ситуация станет совсем угрожающей или россияне продолжат беспечно ездить отдыхать.

Вирусы границ не знают

В периоды вспышек каких-либо заболеваний важно не только соблюдать правила гигиены, но и максимально ограничить контакты, особенно с иностранцами, убежден первый зампред комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков.

«Вирусы границы не спешат соблюдать. Но если эти границы по-настоящему охраняются, то это серьезное подспорье медикам в борьбе с проблемой», — подчеркнул депутат.

Парламентарий тоже уверен, что закрытие границ, к которому прибегли разные страны, не ухудшит отношения между ними и Россией на международной арене. Особенно если учесть, что первым на данную меру решился Китай, запретивший своим гражданам покидать страну.

«Все специалисты хорошо понимают, что это нормальная, обычная и даже необходимая практика для борьбы с вирусной угрозой, и могут только приветствовать ее. Ни на какие межгосударственные отношения негативно повлиять это просто не может», — заключил Новиков.

Отмена запрета на въезд в РФ

Иностранные граждане могут получить отказ и запрет на въезд в Россию. В первом случае решить проблему можно за 2-3 суток. А вот во втором придется пройти несколько инстанций, начав с выяснения причин для принятия подобного решения.

Основания для наложения санкций

Чаще всего иностранцы узнают о том, что они не могут пересечь границу, уже на паспортном контроле. Сотрудники таможни не владеют информацией о причинах запрета, поэтому выяснить что-то прямо на месте не удастся.

Все основания, по которым иностранному гражданину (ИГ) имеют право отказать в пресечении российской границы, указаны в ФЗ от 15.08.1996 г № 114 «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ».

  • Если ИГ подвергся процедуре выдворения из России в государство, из которого он прибыл, то в течение 36 месяцев он не сможет пересечь границу с РФ;
  • Предумышленное нарушение закона;
  • Действующая судимость;
  • Отсутствие необходимых для прохождения паспортного контроля документов;
  • Предъявление поддельных документов;
  • Наличие задолженности по уплате штрафов;
  • Проблемы с уплатой налогов;
  • Отказ в оплате расходов по депортации из страны;
  • Несоблюдение миграционного режима;
  • Депортация, произошедшая в прошлый визит в страну.

Если иностранец планирует инициировать процедуру снятия запрета, то должен понимать, что некоторые причины дают высокую вероятность получения положительного результата. К примеру, неполный пакет бумаг для въезда не является серьезным нарушением закона. В ситуациях, когда был нарушен миграционный режим, или у иностранца существует судимость, решить вопрос будет гораздо сложнее.

Как выяснить причину

Проще всего проверить наличие запрета и выяснить его основания в онлайн-режиме. Оставить запрос можно на официальном ресурсе Главного управления по вопросам миграции МВД России.

Запрос создается в электронном виде за несколько минут. В графы заявления информация вносится на русском языке. Имя и фамилия в обязательном порядке дублируются на английском. После отправки заявления ответ приходит в течение считанных секунд.

Заявление пишется от руки в произвольной форме, но с указанием личных данных иностранца (Ф.И.О., пол, дата рождения, номер паспорта и так далее). Ответ приходит адресату в течение 10 дней. В зависимости от причины вынесенного запрета, указанной в нем, нужно разрабатывать план дальнейших действий.

Какой орган может наложить санкции

  • ФМС – причиной становятся нарушения миграционного режима;
  • Роспотребнадзор – наличие опасных вирусных заболеваний становится поводом к вынесению запрета (ВИЧ, сифилис и так далее);
  • МВД, ФСБ, СВР – список причин, входящий в сферу интересов этих органов, широк (чаще всего – это терроризм, связи с террористами, шпионаж);
  • Росфинмониторинг – поводом к введению санкций служит ведение нелегальной предпринимательской деятельности;
  • ФМБА;
  • ФСКН.

Перечисленные ведомства могут накладывать санкции самостоятельно или через суд. Этот нюанс важен для запуска процедуры снятия запрета.

Законные способы решить вопрос

Снять наложенные санкции очень сложно. Эта процедура длится не менее месяца и проводится одним из следующих способов.

В административном порядке

Для того чтобы снять запрет, иностранцу необходимо нанять адвоката. Так как сам процесс будет непростым, то необходимо поинтересоваться имеющимся у юриста опытом в подобных делах. Адвокат будет представлять интересы своего клиента во всех инстанциях, куда закрыт доступ иностранцу.

Если запрет был наложен ФМС, то существует только 2 основания для его снятия – ошибка и наличие в России близких родственников, имеющих статус «Гражданин РФ».

  • Муж/жена;
  • Дети;
  • Родители.

В этом случае отменить санкции может руководитель ФМС. Через него решается вопрос и тогда, когда действия российских органов власти носили неправомерный характер либо были ошибочными.

Читать еще:  Сокращение штатов трудовой кодекс

Миграционная служба не будет самостоятельно делать запросы и собирать информацию об иностранце. Поэтому до обращения в ФМС нужно тщательно подготовить пакет документов: паспорт, подтверждение родства или другие бумаги, удостоверяющие произошедшую ошибку. Но даже в этом случае миграционные службы могут оставить свое решение без изменений.

В случае вынесения запрета ГУВМ МВД попробовать снять его можно в административном порядке. Но предварительно важно выяснить, само ведомство наложило санкции, или это было сделано через суд. Обращаться в МВД можно лишь в том случае, если оно самостоятельно вынесло решение о запрете.

В судебном порядке

Если санкции были введены ФСБ, МинЮстом и другими ведомствами, то изменить ситуацию можно только в судебном порядке.

Больше шансов получить положительный результат имеют ИГ, у которых на территории России проживают родственники-иждивенцы.

  • Гражданин РФ;
  • ВНЖ.
  • Доверенность (заверяется у нотариуса);
  • Копия диплома.
  • Исковое заявление (правила указаны в КоАП РФ);
  • Патент на работу;
  • ВНЖ (нужно брать в расчет, что документ при вынесении запрета может быть аннулирован);
  • Подтверждение ведения совместного быта с родственником-иждивенцем;
  • Подтверждение других, принимающихся судом оснований для снятия санкций (к примеру, обучение в аккредитованном учебном заведении или необходимость пройти лечение на территории России).

Цена процедуры

  • Административная процедура обойдется иностранцу в сумму от 5000 рублей;
  • Ведение дел в суде стоит уже от 10000 рублей.

Перед подачей иска в суд ИГ должен заплатить госпошлину. Она составляет 300 рублей.

Особенности и нюансы снятия санкций

Чтобы снять запрет, необходимо учитывать нюансы процедуры, свойственные каждому ведомству.

ГУВМ МВД или его региональные ведомства

  1. Обращение в территориальное отделение МВД;
  2. Заполнение заявления (в нем указываются основания для снятия);
  3. Дополнение заявления документами (они зависят от причины наложения санкций, но обязательно включают в себя удостоверение личности);
  4. Ожидание решения.

У иностранцев есть 3 месяца на то, чтобы решить вопрос со въездом в Россию. После ни одна структура не примет заявление на рассмотрение.

ИГ важно выбрать для обращения региональное отделение силовой структуры. Именно оно, а не головное ведомство выносит решение о запрете на въезд. Если подать бумаги именно в ГУВМ МВД, то процесс рассмотрения будет более длительным и растянется на несколько месяцев.

Роспотребнадзор

Это ведомство может наложить санкции на иностранца без предварительной подачи документов в суд, но самостоятельно снять запрет Роспотребнадзор не имеет права. Поэтому после выяснения причины, побудившей ведомство ввести санкции, ИГ должен начать подготовку документов в суд.

Суд может рассматривать дело от 3 до 6 месяцев. В редких случаях вопрос решается быстрее. Но иностранец должен учитывать, что на прием иска по подобным делам установлена очередность, и она расписана на несколько месяцев вперед. Поэтому любое промедление в подготовке документов может стать причиной превышения данного для обжалования трехмесячного срока.

Если ИГ собрал бумаги, но они не успели уйти в судебное производство в течение 3 месяцев, то суд вынесет отказ в рассмотрении дела. Решение о наложении санкций останется в этом случае без изменений.

Запрет, наложенный ФСБ, снимается только в судебном порядке. Эта структура не дает иностранцам никакой информации об основаниях, ставших причиной отказа во въезде. Поэтому делать официальный запрос в ФСБ бессмысленно. Это приведет к потере драгоценного для иностранца времени.

Это ведомство накладывает больше всего санкций на иностранцев. Оно уполномочено и самостоятельно снимать их.

  1. Направить официальный запрос в миграционную службу с просьбой указать причину введенных санкций;
  2. Оформление жалобы на имя руководителя ФМС (если выявлена ошибка или неправомерность действий);
  3. Визит в миграционную службу;
  4. Предоставление пакета документов (ответное письмо на запрос, удостоверение личности, подтверждение родства с резидентами РФ или совершенной сотрудниками ФМС ошибки);
  5. Ожидание ответа.

Администрация президента РФ и Уполномоченный по правам человека в РФ

Многие иностранцы считают, что для снятия запрета нужно сразу же обращаться в перечисленные инстанции. Но на самом деле оба ведомства примут заявление от ИГ только после того, как были сделаны все попытки отменить санкции в административном порядке и через суд. В противном случае заявление перенаправят в структуру, вынесшую запрет. А время, данное на обжалование, будет утеряно.

Российские ведомства могут запретит иностранцу въезд в Россию на срок от 5 до 10 лет. Чаще всего такие действия имеют под собой весомые основания, и решать ситуацию нужно только законными методами. Некоторые иностранные граждане пытаются обойти запрет и въехать в страну по поддельным документам. Такие действия могут повлечь за собой пожизненный запрет на пересечение российской границы.

Обжалование закрытия въезда иностранному гражданину

Зачастую иностранные граждане, которые хотят повторно или даже в первый раз посетить Российскую Федерацию сталкиваются с проблемой запрета на въезд на территорию России. В таком случае понадобится обжалование запрета на въезд.

Причины запрета на въезд на территорию РФ могут разными:

Наложить запрет на въезд в Россию иностранному гражданину могут разные организации, и ФСБ , и МВД, и Минобороны, и ряд других. Но чаще всего это Министерство внутренних дел.

Наши миграционные юристы обладают обширным опытом, помогут осуществить обжалование запрета на въезд на территорию Российской Федерации для иностранных граждан, мы изучаем фактические обстоятельства, собираем доказательства, составляем заявление о снятии запрета .

Рассмотрим примерный алгоритм как происходит обжалование запрета на въезд:

  • для начала необходимо узнать, в связи с чем был наложен запрет на въезд. Для этого либо сам иностранный гражданин, либо наши юристы составляют запрос в МВД РФ;
  • после того, как пришел ответ на запрос в МВД, наши юристы изучают данный ответ и дают развернутую консультацию, каким образом можно снять запрет и сколько времени это займет, требуется ли обращение только в МВД или же придется обжаловать запрет через суд. Бывают и такие ситуации, когда запрет снять невозможно, но как правило нам удается помочь нашим клиентам.
  • на третьем этапе наши юристы собирают необходимые доказательства, составляют заявление об отмене запрета. Жалоба на запрет на въезд подается в соответствующий орган.
  • период ожидания снятия запрета. Запреты быстро не снимаются, если ситуацию можно разрешить через МВД, то срок рассмотрения занимает до полутора месяцев, если же необходимо обращаться в суд, то срок рассмотрения может быть 3-4 месяца.
  • Получение положительного решения.

Выше представлен примерный алгоритм действий наших юристов, рассмотрим теперь на примере конкретного судебного решения, каким образом рассматривается и подается жалоба на запрет на въезд:

Обстоятельства дела: гражданину Узбекистана А. был наложен запрет на въезд на территорию РФ. Причиной запрета послужило неоднократное совершение иностранным гражданином административных правонарушений. Иностранный гражданин А обратился в Замоскворецкий районный суд г. Москвы с иском к МВД о снятии запрета на въезд, однако суд отказал в удовлетворении исковых требований. Иностранный гражданин на этом не остановился и обратился с жалобой в Московский городской суд, после чего его требования были удовлетворены, запрет на въезд снят.

Рассмотрим данное дело подробнее:

  • ситуация была достаточно сложной, действительно гражданин Узбекистана А. совершал неоднократно административные правонарушения;
  • юристами было обращено внимание на тот факт, что запрет на въезд нарушает права иностранного гражданина;
  • при совершении административных правонарушений могут наложить запрет на въезд, но это мера не является обязательной, необходимо учитывать все обстоятельства дела, наказание должно быть справедливым;
  • у иностранного гражданина на территории РФ проживает отец, который имеет гражданство РФ, запрет на въезд будет означать нарушение права на частную и семейную жизнь;
  • иностранный гражданин окончил обучение в РФ и продолжает дальше учиться.

Как мы видим, в данной ситуации Московский городской суд отказался от формального подхода, исследовал все материалы дела, после чего пришел к правильному выводу.

Данная ситуация ещё примечательна тем, что иностранный гражданин не опустил руки после отказа Замоскворецкого районного суда, а пошел обжаловать этот отказ. Своим клиентам мы тоже всегда рекомендуем идти до последнего, так как отказ в одной инстанции не означает, что в вышестоящей инстанции выиграть не удастся, надо понимать, что государственные служащие и суди тоже люди и могут совершить ошибку при вынесении решения. Отменить запрет на въезд через суд, таким образом, вполне реально.

Выше приведен лишь примерный алгоритм как подается жалоба на запрет на въезд и решение суда по конкретной ситуации, мы бы не рекомендовали иностранным гражданам без юриста пытаться снимать такие запреты, так как риск ошибки очень велик, а если с первого раза запрет не снимут, снять его не получится.

Наши юристы исходят из индивидуального подхода, так как ситуации все разные, не смотря на некоторые сходства. В каждой ситуации разные причини запрета, разные обстоятельства дела, разные смягчающие и отягчающие обстоятельства, разные пути решения снятия запрета на въезд (снять запрет на въезд через суд или через МВД).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector