Основные требования к речи оратора
Prokurors.ru

Юридический портал

Основные требования к речи оратора

Для ораторов

Требования к оратору.

Какого человека можно назвать хорошим оратором? Часто спрашивают: был ли хорошим оратором Гитлер? или является ли хорошим оратором тот или иной политик, складно и красиво передающий свои мысли, но не пробуждающий у людей подлинной веры? Действительно, история человечества и наша современность знает множество примеров, когда сила ораторского слова использовалась для того, чтобы установить свою власть, обмануть людей. Но успех таких “хороших ораторов” всегда оказывался временным, а история всё расставляла на свои места.

Поэтому мы бы назвали с большой оговоркой “хорошими ораторами” тех людей, как Гитлер, Муссолини и других диктаторов, которые добивались только личного успеха и в конечном итоге обратили во зло для своих народов искусство красноречия. Кошанский определял такое искусство оратора как “злоупотребление красноречием”.

Вот почему следует ещё раз вспомнить формулу Квинтилиана: “чтобы быть хорошим оратором, надо быть хорошим человеком”. Настоящий оратор думает не о временном успехе своей речи, а о том, как его “слово отзовётся” впоследствии. Для него невозможна формула “после нас – хоть трава не расти” (“после нас хоть потоп”), он размышляет о том, какими будут долговременные последствия его слов.

Но быть хорошим человеком – хотя и основное, но слишком общее и расплывчатое требование. Чтобы быть подлинным оратором, нужны талант, природное дарование. Вот как об этом писал Цицерон: “Первое и важнейшее условие для оратора есть природное дарование… Ведь для красноречия необходима особого рода живость ума и чувства, которая делает в речи нахождение всякого предмета быстрым, развитие и украшение – обильным, запоминание – верным и прочным”.

Вы спросите: а что делать, если нет природных дарований, если Бог “обидел способностями”? Мы бы ответили: не надо ни преувеличивать, ни преуменьшать своих возможностей. Но у каждого человека есть свой речевой талант, и надо понять, в чём он состоит, постараться раскрыть свои возможности. Ведь один человек может писать стихи (и он будет поэтом), другой чувствует, что он может работать в сфере производства и управления (он будет писать документы, вести деловые переговоры), третий хочет писать статьи в газеты (он будет журналистом). Итак, какую профессию ни возьми – каждая связана с развитием определённых речевых способностей. Поэтому Ваша профессия и ощущение “удобства” связан не просто с интересами, а с определённой областью речей и текстов, которыми вам придётся заниматься.

Итак, второе требование – пойми, в чём твой речевой талант, и развей его.

Развитие таланта предполагает работу над собой, которая состоит в повышении знаний и образованности оратора. “Красноречием можно овладеть лишь сравнившись в знаниях с образованнейшими людьми” (Цицерон). “Знание других наук” полагал одним из средств приобретения красноречия Ломоносов. Аудитория не будет слушать того оратора, который плохо знает предмет своей речи и не умеет рассуждать логически и последовательно.

Следующее требование к оратору касается своеобразия его личности . Всякий оратор ценится как человек, обладающий собственным взглядом на предмет, она занимает твёрдую позицию и отстаивает её. Отстаивание позиции не предполагает прямолинейного упрямства, напротив, мудрый ритор ведёт себя разумно и тонко: он умеет и промолчать, и выслушать оппонента, но и отстоит свою точку зрения.

При индивидуальном своеобразии можно говорить и об универсальных качествах, которые должны быть присущи оратору. Качества характера и свойств личности оратора называются в риторике ораторскими нравами . К ним относятся честность, образованность, скромность, предусмотрительность, ответственность, решительность и нек.др.

Честность – это открытое и справедливое отстаивание своей позиции. Никто не захочет слушать человека нечестного, скрывающего свои истинные намерения.

Образованность – это знание предмета речи, потенциальная широта воззрения на разбираемую проблему. Если аудитория уверена в образованности оратора, она доверяет его мнению.

Скромность – умаление личных достоинства, которое оттеняет свойства предмета, утверждает знание, а ораторской гордыне и жажде славы отводит второстепенное место.

Предусмотрительность – способность предвидеть развитие событий, не позволяющая совершать неразумных импульсивных поступков. Хороший ритор, предвидя действие чужих и своих речей – подобно хорошему полководцу – отступает и “отсиживается” в засаде, а затем переходит в наступление лестным и искусным словом.

Ответственность – приуготовление и готовность ответить за произносимые мысли и слова. Ответственность связана с чувством стыда – возможного осуждения и даже позора за неудачно сказанную речь. Безответственность, напротив, связана с равнодушием к чужому мнению, неуважением к слушателям, она – следствие ослабления волевого начала в человеке.

Решительность – способность настойчиво и волево проводить свои идеи. Решительность связана с внутренней энергией, которая присутствует в каждом человеке, но может быть или ослаблена обстоятельствами, или, напротив, быть мобилизованной . Качество решительности, как и другие свойства оратора, – не только даны от природы, но и вырабатываются и формируются годами напряжённое работы и воспитания.

Мы перечислили не все качества оратора , или ораторские нравы . Видимо, можно назвать ещё много качеств, которые приблизят нас к облику идеального или совершенного оратора. Видимо, и каждое время диктует свои нравы, свои взгляды на идеал человека и образцы его речи. Нам важно освоить всё лучшее, что известно об ораторском искусстве и свойствах оратора, а затем применить эти знания к своей жизни.

Качества оратора как личности в сочетании со всеми другими требованиями к речи создают в представлении аудитории образ оратора. Образ оратора – это представление человеком себя в речи, вид, облик, “маска”, которые сознательно планируются, а затем проводятся в жизнь. Образ оратора оценивается по трём параметрам личности: нравственный ли человек? знающий ли человек (интеллект, образованность)? привлекательный ли человек (эстетическая выразительность)? – иначе “нравится” ли человек?

В комплекс речевых средств входят – и это принципы оценки речи оратора: идеи, слова, построение слов, произношение, телодвижение, эмоция речи.

Не зря слово “образ” имеет связь со словами “образец”, “образованность”. Связь со словом “образец” означает, что каждый оратор стремится к определённому идеалу, образцу. Каждое время и каждая эпоха даёт свои стилевые образцы, которым подражают ораторы. Хороший оратор (ритор в целом) всегда занят преобразованием, усовершенствованием жизни к лучшему, поэтому он отталкивается от существующих образцов и создаёт новое : новые идеи, новый стиль в словах и всём образе поведения.

Образованность же означает формирование внутреннего и внешнего облика человека. “Образуя” себя, человек лепит из себя личность – своеобразный союз души и тела, единственный и ни на кого не похожий. Образование же происходит только через общение, через речь, словесное взаимодействие каждого из нас с миром.

Теперь приложим всё сказанное к отдельным видам ораторской речи, какими являются:

а) политическое красноречие (политическая ораторика);

б) судебное красноречие (судебная ораторика);

в) духовное красноречие (церковная ораторика);

г) педагогическое красноречие (педагогическая ораторика);

д) академическое красноречие (устная ораторика);

е) военное красноречие (военная ораторика).

В сущности же видов красноречия или ораторики столько, сколько видов профессиональной деятельности. Обратите внимание на то, что перечисленные классические виды красноречия называют основные общественные профессии: политик (дипломат), юрист (судья, адвокат), священник, педагог (учитель, преподаватель), военный. Эти профессии требуют активной речевой работы.

Основные требования к речи оратора

Главное качество оратора – умение публично мыслить – неотделимо от умения выбрать наиболее яркие слова, помогающие максимально точно выразить свою мысль. Значение этого умения столь велико, что мастерство оратора нередко сводится к языковой культуре, а в ней, в свою очередь, на первое место ставится правильность речи. Однако проблема значительно глубже. Просто правильной речи недостаточно, чтобы увлечь аудиторию, тем более, чтобы убедить её. «Говорить правильно» и «говорить хорошо» – вещи взаимосвязанные, но не совпадающие по значению и объёму. В проблеме речевой культуры следует выделить три аспекта: стиль устной речи, соблюдение основных требований к языку выступления и использование особых средств речевой выразительности.[7]

К оратору, так же как и к речи, предъявляются определённые требования, которые сформулированы в работе Н.А. Михайличенко.[7]

Правильность речи – первое и непременное требование. Оратор обязан стремиться к безупречной правильности языка своего выступления, а для этого надо постоянно работать над собой, совершенствовать свою речь.

Правильная речь предполагает соблюдение языковой нормы в грамматике, словоупотреблении и произношении.

Единство речи, её взаимопонимаемость обеспечивается именно правильностью речи, без неё не «срабатывают» другие коммуникативные качества.

Отступление от норм языка не только затрудняет понимание речи, оно подрывает доверие к оратору, отвлекает слушателей от содержания выступления, отрицательно сказывается на действительности речи.

Пренебрежительное отношение к законам грамматики ведёт к неряшливости речи, к нарушению логической связи и последовательной мысли.

Нарушение лексических норм (ошибки словоупотребления, неоправданное использование диалектных и жаргонных слов, разрушение устойчивых словосочетаний) мешает оратору достичь цели выступления, а иногда даже создаёт комический эффект, не предусмотренный содержанием выступления. Грубые ошибки в произношении также отвлекают аудиторию от существа речи, создают негативный психологический фон.

Чтобы избежать этих и других ошибок, оратор обязан совершенствовать свою речь; чаще консультироваться с грамматическими словарями и справочниками.

Важное качество хорошего выступления – его краткость. Она предполагает, что оратор не только не злоупотребляет временем и терпением слушателей, но и умеет избежать ненужных повторов, излишней детализации, словесного мусора. Известный древнегреческий писатель Плутарх считал, что «сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах».[7]

Чтобы избежать многословия, необходимо, прежде всего, бороться с плеоназмами (речевой избыточностью) – когда в речь вкрапляются слова ненужные, излишние по смыслу.

Другая разновидность многословия – тавтология, то есть повторение того же самого другими словами, нередко однокоренными. Очень частая ошибка – тавтологические сочетания русских и иностранных слов с одним и тем же значением.

Неоправданное обилие вводных слов и предложений – вид многословия.

Ошибкой также является злоупотребление определениями, преувеличениями, подразделениями.

Ещё один недостаток – обилие слов-паразитов. Здесь одновременно страдают и краткость, и выразительность, и правильность речи.

Главные причины многословия: неясность мысли, плохая подготовка, склонность оратора к самолюбованию.

Требование точности и ясности предъявлялось уже античных руководствах по риторике: «Достоинство стиля заключается в ясности, доказательством этого служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели».[7]

Точность речи всегда связывалась с умением ясно мыслить, со знанием предмета выступления, а также со знанием значения слов.

Чтобы обеспечить точность речи, оратор должен верно выбирать слово из синонимического ряда в соответствии со стилем высказывания.

Кроме того, для начинающего оратора большую сложность представляет точное употребление иноязычных, архаичных слов, терминов. Перегруженность речи терминологией делает её недоступной пониманию. Злоупотребление архаизмами также может существенно затруднить восприятие. А бездушное, стилистически неоправданное использование заимствований превращает язык публичного выступления в малоприятный жаргон. Очень часто злоупотреблению иностранными словами сопутствует элементарное незнание смысла слова. Нередко и исконно русские слова употребляются неточно, вопреки их значению.

Читать еще:  Сгорела бытовая техника по вине ЖЭКа

Много общего с точностью имеет логичность речи – соответствие сочетаемости частей высказывания законам логики. Это значит, что сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым; кроме того, условием логичности является правильный порядок слов. Логичность речи зависит также от того, насколько правильно выражена связь отдельных высказываний в тексте.

Одно из центральных качеств речи – её богатство, или разнообразие лексических, фразеологических, интонационных средств языка. Оно напрямую связано с уровнем общей культуры оратора, с его эрудицией, начитанностью, опытом публичных выступлений.

Различают активный и пассивный словарный запас оратора. Считается, что активный запас современного культурного человека колеблется в пределах 4 – 5 тысяч слов и фразеологизмов, пассивный включает ещё около 15 тысяч языковых единиц.

В чём же проявляется богатство речи? Прежде всего в разнообразии синонимов, помогающих избежать монотонности, придать речи яркую эмоциональную окраску. Затем – в использовании фразеологических единиц, не только разнообразящих речь, но и придающих ей особую выразительность, меткость, образность. К фразеологизмам относятся также пословицы, поговорки, крылатые выражения, афоризмы.

Наконец, богатство речи – это разнообразие интонаций, что является важнейшей характеристикой устного слова и столь способствует его популярности.

Богатой, разнообразной, оригинальной речи противостоит словесный штамп – механическое повторение стёртых, шаблонных словосочетаний или целых высказываний, лишающих речь индивидуальности и выразительности. Они известны всем, все их уже много раз слышали, и потому они не несут для слушателя новой информации, а тем более не задевают его чувств. За речевыми штампами стоит, как правило, отсутствие мыслей и чувств оратора. Ещё более опасная разновидность штампа – это некогда оригинальные, а сейчас уже донельзя стёршиеся образные выражения.

Разновидность штампа, всё чаще проникающего в живую речь, – так называемый «канцелярит», использование не по значению трафаретных выражений из деловых бумаг. Признаки канцелярита: вытеснение живого глагола отглагольными существительными, нагромождение существительными в родительном падеже, обилие слов-паразитов, злоупотребление иностранными словами. Лишая ораторскую речь её естественной живости и выразительности, обезличивая её, канцелярит одновременно мешает слушателям думать, понимать высказанное.

Более того, штампы такого рода помогают придать солидность пустым, бессодержательным речам, создают видимость мысли и дела там, где их нет.

Ораторская речь сочетает в себе воздействие и на разум слушателей, и на их чувства.

Эмоциональность – совершенно естественное и вместе с тем необходимое качество публичной речи, помогающее восприятию и усвоению её рационального содержания. Учёными установлено, что эмоциональность речи положительно влияет на механизмы мышления, памяти, внимания. Иногда это коммуникативное качество называют ещё «выразительностью» или «образностью речи».

Эмоциональным, выразительным выступление может быть лишь тогда, когда оратор испытывает те же чувства, которые стремится передать аудитории. Эту закономерность сформулировал М.М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия»: «Основание красноречия…суть страсти. Сильное чувствование и живое воображение для оратора необходимы совершенно… Оратор должен быть сам пронзён страстью, когда хочет родить её в слушателе».[7]

Существуют особые языковые средства, при помощи которых оратор добивается эмоционально-образного воздействия на слушателей: лексические (тропы) и синтаксические (фигуры речи). Их классификация описана в Приложении 4.

Важнейшие лексические средства выразительности, или тропы, это: эпитет, сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, олицетворение.

К лексическим средствам выразительности примыкают фразеологизмы. Они помогают достичь и эмоциональности, и лаконичности речи в передаче сложных представлений, образов, понятий. К ним близки также крылатые фразы и афоризмы.

Другая группа средств, преследующих те же цели, – фигуры речи или приёмы стилистического синтакса: повтор, антитеза, инверсия, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание.

Опытный оратор, обладающий высокой речевой культурой, широко использует все средства выразительности языка, но при этом он соблюдает меру, так как злоупотребление тропами и фигурами речи делает выступление растянутым, искусственным и напыщенным. Строгие подчинения выразительных средств целям речи и ситуации общения, то есть уместность речи – одно из главных правил риторики.

Таким образом, чтобы стать хорошим оратором, нужно очень много знать, а чтобы было легче, можно сформулировать несколько практических советов, которые даны автором Н.А. Михайличенко в учебнике риторики.[7]

Чтобы повысить уровень речевой культуры, необходимо:

-расширять круг своего чтения, анализируя при этом стили литературного языка;

-внимательно и часто слушать хороших ораторов и выдающихся актеров;

-постоянно контролировать себя, бороться с погрешностями языка и стиля в обиходной речи;

-чаще практиковаться в публичных выступлениях, перед этим предварительно отредактировать текст;

Читать специальную литературу по вопросам речевой культуры, чаще консультироваться со словарями русского языка.

Для того чтобы стать хорошим оратором и авторитетом для учеников и коллег, нам, учителям, надо приложить немало усилий.

Убедительность речи достигается лишь тогда, когда оратор владеет законами мышления, соблюдает правила аргументации и композиции, обладает высокой речевой культурой, знает, как применить в своём выступлении законы общей и социальной психологии, придерживается норм коммуникативной культуры, совершенствует технику речи. При этом любые учебники и пособия играют вспомогательную роль. Они лишь указывают путь, а создавать умения каждый должен сам в упорной работе над собой и в практической ораторской деятельности.

Знание данного материала необходимо учителю, чтобы самому знать, как самостоятельно изобрести текст любого типа и речь любого вида, ориентируясь, где, в какой речевой ситуации он произведёт наибольшее воздействие на читателя, слушателя.

Данный теоретический материал необходим для технологического процесса создания речи или типа текста.

Требования к поведению оратора

Речь должна быть сбалансирована по темпу

Торопливость, обычно вызванная робостью оратора, создает впечатление, что выступающий «отделывается». Вялая речь тоже неэффективна, т. к. вызывает безразличие к теме выступления. Очень медленное чтение лекции приводит к ослаблению восприятия: возникающие между словами паузы накладывают на каждое слово дополнительную смысловую нагрузку, слова получают неоправданно большую эмоциональную и содержательную значимость, что затрудняет восприятие.

Язык выступления должен быть простым

Понятность языка выступления зависит от множества факторов: словарного состава, длины предложений, степени синтаксической сложности речи, насыщенности ее абстрактными выражениями, иностранными и специальными терминами. Очень важно правильно употреблять слова.

Чтобы слушатели доверяли выступающему, в известной мере его язык должен быть близким к языку аудитории. В противном случае возникает отчужденность.

Не следует думать, что сложность и наукообразность речи способствуют ее пониманию и завоеванию авторитета лектора у слушателей. Некоторые лекторы без необходимости используют слишком сложную форму для выражения совсем простых мыслей. Манера сложно излагать очевидно простой материал — сложно иногда выявляет стремление создать определенную дистанцию между собой и собеседником, что ухудшает контакт. Представления о том, что о сложных научных проблемах нельзя говорить живо и просто, совершенно несостоятельны.

Говорите кратко

Еще древние риторы предостерегали против длинных фраз, поскольку они плохо действуют на слух аудитории и на дыхание оратора. Цицерон утверждал, что величайшее из достоинств оратора — не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно. Насколько известное высказывание Цезаря «Пришел, увидел, победил» лучше, чем «Сначала пришел, потом увидел и после этого победил». Желательно выражаться точнее.

Необходимо выражаться не только точно, но и образно

Чем конкретнее речь, тем ярче зрительные представления, и напрасно в погоне за наукообразием вытравляют образность речи.

Поэтичность речи способствует ее восприятию. Например, архитектор Ф.О. Шехтель как-то обратился к своим слушателям с такими словами: «Едва ли есть сказка более волшебная, чем сказка о трех сестрах: Архитектуре, Живописи и Скульптуре. С тех пор, как существует наш мир, мы не перестаем зачаровываться этой постоянной сказкой, в которой в неменьшей степени участвует Музыка, Поэзия и остальные музы…». Слушатели надолго запомнили это выступление.

Желательно в речи чаще применять прямые обращения. Такой прием способствует активизации мышления слушателей, т. к. они, тем самым непосредственно вовлекаются в решение излагаемых проблем.

Требования к речи:

Простота и ясность изложения (следует избегать уличных и слишком сложных выражений, а также воздерживаться от применения непонятных терминов).

Последовательность и четкость объяснения.

Убедительность и логичность приводимых доводов.

Нацеленное выступление (выступающий должен заранее знать, что он хочет сказать и, соответственно, подбирать аргументы).

Требования к форме речи:

Нормальный и средний темп.

Соразмерность силы голоса.

Смена темпа, умение сделать паузу, чтобы дать возможность собеседнику осмыслить сказанное вами.

Богатый словарный запас речи. Отсутствие лишних слов, жаргонных и вульгарных выражений

38. Управление вниманием аудитории. Приёмы удержания внимания.

Приемы привлечения внимания

Для того, чтобы оратор смог удержать внимание слушателей в течение всего времени выступления, оно должно соответствовать, оно должно соответствовать как минимум следующим требованиям:
– быть содержательным и вызывать интерес;
– пробуждать творческие способности слушателей;
– быть композиционно и логически организованным; выводы при этом не преподносятся в готовом виде, а выступающий подводит к ним слушателей;
– соответствовать теме, месту и аудитории;
– содержать конфликт, излагать факты или идеи в противопоставлении и сопоставлении всех «за» и «против» какого-либо мнения;
– акцентировать внимание на основных моментах речи путем повторения, но каждый раз в новой форме;
– быть динамичным – интенсивный темп изложения материала, его насыщенность мыслями и аргументами;
– быть доступным, наглядным, содержать конкретные примеры;
– излагаться живым, образным языком.
Интересу слушателей к речи могут способствовать следующие приемы:
– прямое обращение к аудитории, диалог с ней;
– использование новой, неожиданной информации;
– провокация;
– делегирование возможностей принимать решения;
– апелляция к авторитету;
– введение элементов драматургии и переживания;
– внесение элементов неформальности (собственный опыт, экспрессия);
– юмор;
– гипербола;
– контраст, парадокс;
– эффект присутствия – оратор создает ситуацию, когда люди как бы присутствуют при том, о чем он говорит;
– персонификация.

Приемы, направленные на повышение внимания – не самоцель. При неумелом использовании они сами могут рассеять и притупить внимание. Частая смена приемов, переходы от одного средства к другому также могут утомить.

Техника эффективного слушания

Причины непродуктивного слушания:

1. Мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим,поэтому наш мозг, имея резерв времени, постоянно то «отключается» от предмета разговора, то вновь «включается».
2. Невозможность физически переработать и усвоить всю поступающую информацию.
3. Разного рода помехи (усталость, шум, приходы и уходы слушателей и др.)
4.Психологические факторы:
– человек, имеющий предубеждение к теме выступления или личности говорящего, полностью отключает свое внимание от содержания речи и начинает следить за ее недостатками;
– озабоченность личными проблемами не дает возможности сосредоточиться на высказываниях собеседника;
– неверие в то, что услышишь что-то новое;
– нетерпение.

Читать еще:  Осужденный не возмещает ущерб

5.Отрицательные привычки:
– повышенное внимание к внешности и недостаткам речи говорящего;
– быстрый отказ от усилий слушать;
– привычка слушать, не глядя на человека;
– поспешная оценка и выводы по еще недослушанному материалу;
– неумение сдерживать отрицательные эмоции;
– проявление показного внимания в то время, когда голова занята другими заботами;
– стремление подробно конспектировать, что не позволяет внимательно выслушать и осмыслить сказанное;
– нетерпение, привычка перебивать.

Правила слушания:
1.Придерживайтесь одобрительной реакции, уважительного отношения к партнеру. Показывайте свое внимание и интерес.
2.Дайте собеседнику время высказаться.
3.Не монополизируйте разговор.
4.Старайтесь не терять тему разговора.
5.Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника, уяснить те цели, которые он преследует.
6.Умейте отделить существо проблемы от личностных особенностей говорящего.
7.Учитывайте индивидуальные особенности говорящего.
8.Слушая, будьте внимательны к невербальным средствам.
9.Старайтесь быть уравновешенным, спокойным.

Объективные причины невнимания:
– Разрыв между скоростью словесного мышления (400 слов в минуту) и скоростью речи (125 слов в минуту). За счет этого у слушателя образуется резерв времени, во время которого появляются посторонние мысли.
– Объем внимания человека ограничен: одновременно может быть воспринято не более 4-5 не связанных между собой объектов.
– Состав аудитории: устойчивость внимания зависит от возраста, профессиональных навыков, эмоционального состояния, опыта, культурного уровня и т.д.
– Место проведения встречи (духота или холод, шумы и т.д.), если оно не согласовано с выступающим.
– Естественное утомление внимания. Следует помнить о периодах кризиса внимания аудитории: первый наступает через 15-20 минут после начала выступления, второй – на 30-35-й минуте.
Субъективные причины обусловлены качеством самого выступления, когда оно воспринимается как неинтересное вследствие непонимания; изложения общеизвестного; невовлеченности слушателей в совместные размышления, изложение «готовых истин»; перегруженности информацией; несоответствия темы выступления интересам аудитории; невыразительности формы изложения.

39. Структура публичного выступления.

Выступающий должен уметь провести через весь процесс работы над выступлением определенное организационное, структурное начало. Это в конечном итоге облегчает слушателям усвоение материала, придает материалу композиционное единство, обеспечивает согласование .

На самом общем уровне принято выделять три основных композиционно-логических части всякого выступления:
1. Вступление, или введение.
2. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой изложение основного материала по теме.
3. Заключение, или выводы.

– Вступление необходимо в каждом выступлении. Это диктуется необходимостью с чего-то начать, привлечь внимание слушателей, наладить контакт с аудиторией.

Собственная структура вступления может включать в себя следующие элементы:
1. Вступительное замечание.
2. Формулировка конкретной цели выступления для слушателей, в отличие от собственных целей выступающего.
3. Обзор главных вопросов темы выступления, если выступление достаточно продолжительно.

Выступающий должен заранее продумать варианты вступительного замечания. Это всегда должно быть что-нибудь интересное и, желательно, близкое аудитории, например, сообщение чего-то не совсем обычного, особая постановка вопроса или специально подобранная цитата оригинального автора, наконец, просто некоторое юмористическое замечание.
Следует иметь в виду, что юмористическое и особенно ироническое начало, а также просто многообещающее начало требуют особой осторожности.

2. Основная часть выступления. Суть методического мастерства выступающего во многом заключается в выявлении главной идеи и соответствующей организации материала в расчете на определенный состав слушателей. Главная часть выступления представляет собой процесс выявления характеристик явлений, относящихся к теме, рассмотрение наиболее важных, сложных и нередко дискуссионных моментов темы, установление необходимых связей между явлениями и фактами. Такой подход ведет к действительному раскрытию темы в целом. Основная часть всякого выступления должна быть связана с изложением основного же содержания темы, его анализом, обобщением, обоснованием выдвинутых при этом положений, тезисов.

3. Заключения выступления. Без заключения выступление воспринимается как нечто незаконченное, обрубленное. Заключение обязательно и должно планироваться, как и вступление, заранее. Его основное назначение состоит в том, чтобы помочь осмыслению услышанного. Достигается это выделением идеи, ядра выступления, необходимым завершающим обобщением материала, формулировкой теоретических и практических выводов.
Заключение должно закреплять и усиливать впечатление от изложенного, ставить перед слушателями задачи, вызывать у них предрасположенность к определенным действиям и поступкам.

В отношении заключения можно порекомендовать соблюдать следующие правила:
1. Не заканчивай выступление шуткой, особенно не относящейся к делу: это вызывает впечатление несерьезности.
2. Не допускай в заключении многочисленных мелких добавлений, как например: «заканчивая, я хотел бы сказать…» и т.п.
3. Правильно рассчитывай продолжительность выступления. Никогда не говори, что не успел уложиться и поэтому вынужден заканчивать (очень грубая и, к сожалению, часто встречающаяся ошибка).

40. Ораторский стиль: определения понятия, основные классификации

Ораторский стиль— это устная подкатегория публицистического стиля. Это обычно волнующие вопросы общественно-политического характера, церковные проповеди и торжественные речи по поводу таких событий, как похороны, свадьба, юбилей и пр.
Классификация стилей: книжные стили и разговорный стиль. К книжному стилю относятся: научный стиль, официально- деловой, публицистический стиль, литературно-художественный стиль.

Классификация по типу нервной деятельности:

1. Эмоциональный тип
Впечатлительные натуры вкладывают в свою речь не только свои мысли, но и чувства. Оратором такого типа нужно родиться. Выступающий, который не способен искренно воодушевлять людей, но в тоже время пытающийся это сделать – обманывает аудиторию. Он начинает то и дело кричать, махать руками, чем забавляет слушателей. Такой оратор склонен к преувеличению. А объективное изложение вопроса – довольно редкое явление в практике этого выступающего.

2. Рациональный тип
Подразделяется на несколько подтипов:
1) «Мыслящий вслух»
Он не сообщает аудитории готовых истин и не призывает ее следовать за кем-либо. А он просто, как бы вместе со слушателями, размышляет верное решение того или иного вопроса.
Немногие ораторы способны мыслить вслух. Однако, эта способность скорее недостаток, чем достоинство. К примеру, оратор, о чем еще он хотел сказать, вдруг останавливается, схватившись за голову, и начинает думать. Ораторский тип «мыслящий вслух» с виду особенно не блистателен и медлителен. Но при всем этом он привлекателен для публики.
2) «Излагающий истины»
1 Эрудит
Лучшим агитатором является эмоциональный тип. А лучшим пропагандистом, распространяющий новые идеи — спокойный и бесстрастный оратор-эрудит. Он обладает не только здравым смыслом и даром речи, но и обширными, разносторонними научными сведениями.
2 Здравомыслящий
Если вы рассудительный человек, умеете убеждать как без блеска красноречия, так и без ссылок на факты, то вы принадлежите к этому типу. Здравомыслие и ссылки на очевидное – ваше главное оружие. Оратор такого типа частенько прибегает к свежим анекдотам, веселым историям, забавным шуткам. Поскольку его юмор понятен каждому.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1064 ;

Введение

Тема моего доклада: «Оратор и его аудитория». Всем нам предстоит выступать перед публикой, когда мы будем защищать диплом. Важнейшее условие эффективности – это контакт с аудиторией. По определению психологов, контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями.

В докладе будут рассматриваться два вопроса:

  • 1. Основные требования к оратору
  • 2. Аудитория и ее взаимодействие с оратором

В разделе «Основные требования к оратору» я буду говорить о внешнем виде, поведении и о тоне и тембре голоса.

Потом перейду к вопросу о психологии и основных характеристиках аудитории.

Основные требования к оратору

Общие требования к оратору

Какие существуют требования к выступающему? Основные требования к оратору определяются задачами, которые перед ним стоят: сообщение знаний, формирование мировоззрения, воспитание масс. Для того чтобы решать эти задачи, выступающий прежде всего должен отлично знать предмет своего выступления, быть широко эрудированным в этой области и образованным человеком. Каким бы высоким уровнем искусства красноречия ни обладал лектор, как бы ни завораживал его голос слушателей, но если он недостаточно компетентен в вопросах, которые излагает, или недостаточно убежден в том, в чем пытается убедить собравшихся, все его старания напрасны — ему не поверят.

«Можно научиться технике говоренья,– подчеркивал А.В. Луначарский,– но оратор, который не имеет, что сказать, конечно, нуль…Там, где имеется великолепный передаточный аппарат, но нечего передавать, дело, конечно, дрянь. Это ясно»

Каждый оратор должен исходить из особенностей своего характера и темперамента и не подражать ораторам, манера которых им не свойственна.

Для успешного выступления ему необходимо иметь особые качества.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать выступающий?

Добавим еще, что оратор не должен терять самообладания в случае неожиданной помехи или неурядицы и иметь такие качества, как уверенность в себе, обаяние и т.д.

Внешний вид оратора

Большое значение имеет внешний вид. Еще до выступления аудитория формирует свое мнение об ораторе по его внешнему виду. Вот что рассказывал о своей лекции советский ученый, профессор Юдин:

«Я выдержал небольшую паузу. Она была нужна не только мне, но и слушателям. Они ведь еще и зрители, прежде чем начать слушать, они любят посмотреть на нового человека и даже обменяться с соседом критическими замечаниями насчет его внешности и костюма»

Рассмотрим еще один пример. Лектор Сэм Сэнфорд однажды рассказал о случае, происшедшем в фойе гостиницы городка, где он должен был выступать. Молоденькая продавщица табачного киоска, где он покупал газету, радостно объявила ему, что вечером собирается послушать лекцию профессора Сэнфорда. Узнав, что перед ней сам Сэнфорд, девушка внимательно окинула его взглядом и сказала: “Ну что ж. Все-таки я пойду”.

Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной.

Во время выступления слушатели внимательно наблюдают за поведением оратора. Для установления контакта с аудиторией очень важно, куда смотрит выступающий. Это вовсе не означает, что нужно стараться смотреть на всех и каждого. Можно медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Это создает впечатление хорошего зрительного контакта со слушателями.

Также для установления контакта имеет значение то, как оратор произносит свою речь.

Человеческий голос обладает очень большой силой воздействия на слушателей. Это богатейший музыкальный инструмент, в работе которого принимает участие весь наш организм. Голос индивидуален и очень богат характеристиками, по его звучанию мы узнаем невидимого собеседника, состояние того, с кем говорим, его настроение, отношение к нам. Нам дано от природы управлять своим голосом, изменяя его высоту, силу, тон, тембральную окрашенность.

Нервное напряжение приводит к мышечной скованности, которая в момент волнения охватывает весь организм человека, в том числе дыхательный и голосовой аппарат. Именно от мышечной скованности идут такие дефекты звучащей речи, как «сдавленный тусклый» голос, внезапная охриплость, прерывистое дыхание и т.п.

Читать еще:  Удержание долга при доходе- менее прожиточного минимума

Существует несколько рекомендаций выступающим:

  • 1. нельзя выступать с больным, простуженным горлом;
  • 2. во время произнесения речи поза должна быть свободной, не затрудняющей дыхания;
  • 3. в небольшой аудитории лучше стремиться к «домашней», естественной интонации, «беречь тишину», усиливая голос только в необходимых случаях; в большой аудитории можно говорит громче, но также следить за тем, чтобы оставалась возможность для увеличения диапазона громкости, не начинать сразу очень громко и вообще использовать этот предельный регистр в самых крайних случаях;
  • 4. зная что, где-то в подсознании у нас засело, что «докладчик» должен говорить особым голосом, стараться отделываться от этого стереотипа, стремиться найти свой собственный произносительный стиль для каждой ситуации;
  • 5. зная о недостатках своего голоса — повышенной громкости, визгливости или, наоборот, слабости его, неразвитости диапазонов, следует сознательно регулировать громкость, тренировать гибкость голоса, стремясь к возможному снижению неприятного эффекта.

Не забывайте также, что лишние, механические жесты выступающего отвлекают внимание слушателей. Слушатели фиксируют свое внимание на этих досадных мелочах и не успевают следить за речью, ее содержанием. Интересно отметить, что подобные недостатки одинаково мешают установлению контакта с аудиторией как в том случае, когда лектор не замечает их, так и в том, когда он знает и думает об этом. Последняя ситуация даже хуже, так как сковывает лектора, он не в силах полностью сосредоточиться на произнесении текста.

Давайте обратимся к воспоминаниям Горького о выступающих на съезде партии в Лондоне, чтобы лучше понять, какое значение имеет наше поведение при выступлении:

«Г.В. Плеханов в сюртуке, застегнутом на все пуговицы, похожий на протестантского пастора, открывая съезд, говорил как законоучитель, уверенный, что его мысли неоспоримы, каждое слово — драгоценно, так же как и пауза между словами. Очень искусно он развешивал в воздухе над головами съездовцев красиво закругленные фразы, и когда на скамьях большевиков кто-нибудь шевелил языком, перешептываясь с товарищем, почтенный оратор, сделав маленькую паузу, вонзал в него свой взгляд, точно гвоздь.

Одна из пуговиц на его сюртуке была любима Плехановым больше других, он ее ласково и непрерывно гладил пальцем, а во время паузы прижимал ее, точно кнопку звонка,– можно было думать, что именно этот нажим и прерывает плавное течение речи…

Не помню, выступал ли на первом заседании Мартов. Этот удивительно симпатичный человек говорил юношески пламенно, и казалось, что он особенно глубоко чувствует драму раскола, боль противоречий.

Он весь содрогался, качался, судорожно расстегивал воротник крахмальной рубашки, размахивал руками; обшлага, выскакивая из рукава пиджака, закрывали ему кисть руки, он высоко поднимал руку и тряс ею, чтобы водрузить обшлаг на его законное место. Мне казалось, что Мартов не доказывает, а — упрашивает, умоляет: раскол необходимо изжить, партия слишком слаба для того, чтобы разбиваться на две, рабочий прежде всего нуждается в «свободах», надобно поддерживать душу. Иногда его первая речь звучала почти истерически, обилие слов делало ее непонятной, а сам оратор вызывал впечатление тяжелое. В конце речи и как будто вне связи ее, все-таки «боевым» тоном, он все так же пламенно стал кричать против боевых дружин и вообще работы, направленной к подготовке вооруженного восстания…

Красиво, страстно и резко говорила Роза Люксембург, отлично владея оружием иронии. Но вот поспешно взошел на кафедру Владимир Ильич, картаво произнес «товарищи». Мне показалось, что он плохо говорит, но уже через минуту я, как и все, был «поглощен» его речью. Первый раз слышал я, что о сложнейших вопросах политики можно говорить так просто. Этот не пытался сочинять красивые фразы, а подавал каждое слово на ладони, изумительно легко обнажая его точный смысл. Очень трудно передать необычное впечатление, которое он вызывал.

Его рука, протянутая вперед и немного поднятая вверх, ладонь, которая как бы взвешивала каждое слово, отсеивая фразы противников, заменяя их вескими положениями, доказательствами права и долга рабочего класса идти своим путем, а не сзади и даже не рядом с либеральной буржуазией,– все это было необыкновенно и говорилось им, Лениным, как-то не от себя, а действительно по воле истории. Слитность, законченность, прямота и сила его речи, весь он на кафедре,– точно произведение классического искусства: все есть и ничего лишнего, никаких украшений, а если они были — их не видно, они так же естественно необходимы, как два глаза на лице, пять пальцев на руке.

По счету времени он говорил меньше ораторов, которые выступали до него, а по впечатлению — значительно больше; не один я чувствовал это, сзади меня восторженно шептали:

До сих пор я говорила об основных требованиях к оратору. Перейдем к следующему пункту доклада «Аудитория и ее взаимодействие с оратором»

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕСЫЕ К СОВРЕМЕННОМУ ОРАТОРУ (риторические знания и умения, индивидуальные особенности оратора).

По правилам классической риторики оратор должен показать себя человеком, достойным доверия и способным вызвать уважение аудитории. Оратор также должен быть физически развит, проявлять умеренность в еде, чтобы выглядеть пристойно, носить чистый, аккуратный и модный костюм, обладать сильным голосом, т. е. быть привлекательным внешне. Эти требования особенно важны в ораторике, когда оратор выступает перед аудиторией впервые и только один раз. Слушатели его еще не знают, а потому внешность выступающего должна располагать к себе.

Принцип подчиненности ораторского образа профессиональной или политической идее – необходимая часть смысла речи. Никто не станет слушать лектора, если он лицемерит, т.е. сам не верит в идею своей речи. Для аудитории личность говорящего является ключом к содержанию речи.

По определенному виду речевой деятельности мы различаем индивидуальное разнообразие людей. Образ оратора индивидуален, но представляет собой социальный тип личности, со своим мировоззрением, эстетическими установками, интеллектом и образованностью. Все это развивается в человеке с умением слушать, понимать и говорить.

Женщина и мужчина должны строить свои образы несколько по-разному. Мужчина может себе позволить большее своеобразие во внешнем облике. Женщина – нет. Требования, которые предъявляет к ней аудитория, таковы, что женщина-оратор будет несколько скрывать свои личные эмоции и высказываться обобщенно. Поэтому от женщины обычно ожидают внешности, в которой скрыты характерные черты индивидуальности. Они присутствуют, но даны как будто намеком. Разработка образа женщины-оратора сложна тем, что небольшими штрихами в костюме, голосе, жестикуляции можно подчеркнуть свое своеобразие, выделить природные и индивидуальные качества своей личности.

При первом восприятии оратора внимание слушателей распределяется следующим образом:

60% – КТО оратор, что он из себя представляет;

30% – КАК оратор говорит;

10% – ЧТО он говорит.

Образ оратора (то, как он выглядит и каким его видят слушатели) может серьезно повлиять на восприятие того, что говорит оратор.

Общее впечатление, производимое оратором, является синтезом многих факторов, которые необходимо контролировать и которые важны для создания облика оратора.

1. Одежда. Она не должна бросаться в глаза, а должна соответствовать ожиданиям аудитории и характеру ситуации. Если аудитория запомнит ваш костюм вместо речи, надо сделать для себя соответствующие выводы. Одежда всегда должна быть опрятной, аккуратной, чистой.

2. Положение сидя или стоя. Как произносить речь – сидя или стоя, – зависит от характера выступления и размера аудитории. В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно сидеть. Однако наблюдения показали, что при прочих равных условиях предпочтение отдается выступающему, который стоит во время выступления.

3. Выражение лица. Оратор должен избегать стереотипных выражений лица, которые могут не соответствовать настроению аудитории. Выражение лица оратора должно быть естественным для него самого. Временами следует смотреть в глаза людям, сидящим в аудитории. (Глаза, как было сказано выше, являются мощным средством установления контакта.)

4. Жесты. Все люди используют жесты в целях подкрепления идеи и помощи в описании. Оратору следует обратить внимание на жесты, которые он применяет, поскольку они придают значимость фрагментам речи, делая ее более выразительной.

Требования к речи оратора:

Отчетливое произношение, хорошо поставленный голос. Согласитесь, невозможно воздействовать на слушателей и «достучаться» до их разума и чувств, если вы говорите монотонно хриплым, сипящим, гнусавым голосом. Работайте над голосом самостоятельно или посетите тренинг – это вложение в ваше будущее.

Нормальный и средний темп речи. Излишняя торопливость обычно вызвана робостью оратора, смысл быстро сказанных слов плохо воспринимается, слушатели не успевают следить за мыслью оратора. Слишком медленная, не эмоциональная речь, напротив, показывает безразличие оратора к выступлению, а слушателям трудно улавливать смысл сказанного.

Соразмерность силы голоса.Голос оратора должен быть слышен каждому слушателю независимо от размеров зала и одновременно не должен звучать слишком громко.

Последовательность и четкость объяснений, убедительность и логичность приводимых доводов. Оратор должен подготовиться к выступлению, заранее определиться с тем, что он хочет сказать аудитории, изучить литературу по теме, подобрать необходимые аргументы, четко и последовательно излагать свои мысли, делая выводы из сказанного. Будьте готовы к тому, что вам, возможно, придется отвечать на вопросы слушателей.

Понятность языка выступлений. У оратора должен быть богатый словарный запас. Не следует использовать лишние слова, слова-паразиты («так сказать», «значит», «ну», «как бы»), жаргонные и вульгарные выражения (они могут вызвать у слушателей раздражение, насмешку или иронию).

Простота и ясность изложения.Оратор должен строить речь так, чтобы она была понятна аудитории (например, не следует употреблять узкоспециализированные термины, если оратор выступает перед неподготовленными слушателями). Прекрасно, если он сможет рассказать о сложных научных проблемах просто и понятно, не используя непонятных терминов.

Краткость выступлений.Длинные фразы плохо воспринимаются аудиторией и сбивают дыхание оратора. Цицерон говорил, что оратор должен сказать то, что нужно, и не сказать то, что не нужно. Словом, выражайтесь точнее и избегайте длинных расплывчатых фраз.

Образность выражений, поэтичность речи.Речь оратора должна быть конкретной и вызывать у слушателей яркие зрительные образы. По-возможности следует избегать безликих, шаблонных, сухих речевых оборотов. Чем больше в речи оратора образности и экспрессии, тем лучше ее воспринимает (и запоминает) слушатель.

Использование прямых обращений.Слушатели вовлекаются в решение освещаемой оратором проблемы, начинают размышлять над вопросами оратора (например, «Давайте рассмотрим эту проблему с другой точки зрения…»). Так, используя личные местоимения и принятые в разговорной речи сокращенные формы, лектор приглашает слушателей к активному участию в обсуждении.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector