Отказ в оформлении придомовой територрии
Prokurors.ru

Юридический портал

Отказ в оформлении придомовой територрии

КС РФ: абсолютный муниципальный запрет на размещение ларьков на придомовой территории МКД недопустим

veronka72 / Depositphotos.com

У органов местного самоуправления нет полномочий вводить абсолютный (недифференцированный) запрет на размещение нестационарных торговых объектов (далее – НТО) на придомовой территории МКД, а любой другой запрет может быть продиктован исключительно целями повышения комфортности условий проживания и иметь своим источником отраслевое законодательство. Кроме того, при решении вопроса о размещении НТО местные власти должны стремиться к наилучшему удовлетворению потребностей населения в получении товаров и услуг и искать баланс интересов бизнеса и местного сообщества. С другой стороны, торговая деятельность на придомовой территории МКД допускается лишь как дополнение к основным видам ее благоустройства (озеленение, организация мест для отдыха и т.д.) и не может подменять их или препятствовать их осуществлению (определение Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2019 г. № 3274-О и № 3273-О).

Такая правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в отказных “судейских” определениях, – весьма подробных и тщательно подготовленных, – вынесенных по жалобам ряда пермских ТСЖ и предпринимателей.

И предприниматели, и жители МКД договорились об аренде кусочков земли (в составе общего имущества МКД) под размещение торговых павильонов. Однако местные власти установили в городских Правилах благоустройства полный запрет на размещение НТО на придомовых территориях, а также ближе 15 метров от фасадов и окон зданий.

ИП и ТСЖ подали административный иск об отмене запрета, и даже выиграли его в первой инстанции (областной суд счел, что орган МСУ вышел за пределы своих полномочий), однако Верховный Суд Российской Федерации в иске отказал, отметив, что вопросы размещения НТО как элементов благоустройства территории должны регулироваться именно муниципальными правилами благоустройства территории.

Теперь несостоявшиеся арендаторы и арендодатели просили проверить конституционность ряда положений Закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” (бланкетная норма о размещении ларьков и киосков на частной земле) и Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (о полномочиях по изданию правил благоустройства), поскольку они позволяют органам МСУ устанавливать в правилах благоустройства территории дополнительный, по сравнению с федеральным законодательством, запрет на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности. Это мешает собственникам помещений в МКД извлекать доход при предоставлении части своей земли в аренду, не позволяет бизнесу осуществлять на таких участках торговую деятельность, а также ведет к неправомерному ограничению конкуренции.

Отказывая в передаче жалоб на рассмотрение в заседании КС РФ – поскольку нет нужды в издании итогового решения в виде постановления – Суд, однако, отметил следующее:

  • органы МСУ вправе устанавливать требования к размещению таких элементов благоустройства, как НТО, ведь создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общепита, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения и не противоречит конституционной природе местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня публичной власти, предназначенного для решения этих вопросов с учетом местных традиций;
  • правила благоустройства территории имеют своей целью повышение комфортности условий проживания граждан;
  • наконец, по проектам правил благоустройства территорий проводятся публичные слушания, что повышает легитимность принимаемых органами МСУ решений;
  • вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации напоминает, что при утверждении (изменении) схемы размещения НТО – в каждом конкретном случае – местным властям необходимо достичь баланса интересов как бизнеса, так и местного сообщества в целом. А органы МСУ имеют возможность решать вопросы размещения НТО для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства;
  • следовательно, собственники помещений в МКД вправе предоставлять принадлежащий им земельный участок (его часть) для размещения НТО. Правда, эта земля предназначена, прежде всего, для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного МКД, в том числе за счет озеленения этого участка. Соответственно, торговая деятельность, будучи дополнительным (факультативным) видом использования такого участка, допустима лишь как дополнение к основным видам благоустройства придомовой территории, непосредственно направленным на удовлетворение потребностей граждан в жилищной сфере и в комфортной среде обитания (озеленение, организация мест для отдыха и т.д.), и не может подменять данные виды или препятствовать их осуществлению;
  • поэтому правила благоустройства не могут вводить ограничения и запреты против экономической деятельности, если эти запреты не обусловлены задачей создать комфортную среду обитания и не содержатся в отраслевом (специальном) законодательстве. Иное означало бы признание за органами МСУ, по сути, неограниченных регулятивных полномочий;
  • при этом нестационарная торговля, не требующая больших оргзатрат и инвестиций, – наряду с развозной и разносной торговлей – служит одной из важных форм ведения малого бизнеса и объективно предполагает ее осуществление на наиболее приближенной к потребителям территории;
  • возможность введения муниципальными правовыми актами общих запретов на осуществление нестационарной торговли на придомовых территориях не согласовывалась бы и с принципом защиты конкуренции, а также препятствовала бы достижению конституционно значимых целей развития малого предпринимательства, для которого нестационарная торговля является неотъемлемой формой деятельности.

Таким образом, по мнению Суда, нет никаких оснований считать, что спорные положения нарушают конституционные права и свободы заявителей, поскольку они и не наделяют органы МСУ полномочиями по установлению абсолютного (недифференцированного) запрета на размещение НТО на земельных участках, относящихся к придомовой территории МКД, если собственники этих участков согласны на размещение объекта и соблюдены иные обязательные требования.

Кроме того, КС РФ сослался на правительственный законопроект о поправках к тем федеральным законам, на которые жаловались заявители: предполагается ограничить перечень оснований, по которым орган МСУ может отказать в размещении НТО в конкретном месте. Суд, – учитывая продолжающийся законодательный процесс, направленный на совершенствование правового регулирования, – счел необходимым воздержаться от оценки по существу оспариваемых законоположений.

Отметим, однако, что в настоящий момент данный проект “скорее мертв, чем жив” – внесенный в Госдуму в декабре позапрошлого года, проект не прошел даже первого чтения, а его рассмотрение было отложено на неопределенный срок, сначала в феврале, затем – в апреле 2019 года. С тех пор о проекте ничего не слышно.

Оформление придомовой территории в собственность

Во всех тонкостях Земельного Кодекса разбираются далеко не все люди. Потому они вообще не представляют, что такое придомовая собственность, и как её надо оформлять в документах.

Стоит отметить, каждый владелец помещения в многоквартирном доме может владеть частью придомовой территории. И извлекать для себя из этого определённую пользу.

О придомовой территории

Постановка на кадастровый учёт, прохождение процедуры межевания – обязательное требование для всех земельных участков, в том числе и для территорий, которые прилегают к многоквартирным домам. Но до сих пор этот процесс не завершился, и идёт он очень медленно.

Но «по определению» собственникам помещений многоквартирного дома придомовая земля не подлежит. Необходимо пройти через процедуру оформления прав должным образом. Только в этом случае участки получают свои уникальные номера и ставятся на кадастровый учёт. Отдельные специалисты отвечают за определение точных границ.

Главное – требовать формирования придомовой территории, а не выделения определённого участка.

Количество квартир и этажность дома – вот самые главные факторы для определения общей придомовой территории. Текст 36 статьи Земельного Кодекса РФ прямо говорит об этом.

Использование земельного участка при доме

Есть текст Правил по содержанию имущества в домах с большим количеством квартир, там подробно говорится о том, из чего состоит придомовая территория любого объекта:

  • Это любые объекты, без которых нормальная эксплуатация дома становится невозможной;
  • Тепловые пункты;
  • Трансформаторные подстанции;
  • Пожарные проезды;
  • Коллективные автостоянки и сушилки для белья;
  • Площадки для отдыха детей, занятий спортом;
  • Элементы, участвующие в благоустройстве и озеленении;
  • Участок земли с возведённым строением.

Собственники не имеют права ограничить доступ к земле, расположенной вокруг дома.

Возможно лишь оборудование платной стоянки, размещение рекламных щитов, передача части площади в аренду.

Деньги от этих действий можно использовать на общедомовые нужды.

Только на общем собрании жильцы могут решить, для чего именно будет использоваться тот или иной объект.

Основное и самое распространённое назначение – установка ограждающих столбиков, обустройство парковок, высадка деревьев, строительство развлекательных площадок.

Полученная прибыль тоже должна распределяться коллективно.

Преимущества и недостатки придомовой территории в собственности

Положительные моменты могут быть следующими:

  • Бесплатное осуществление приватизации;
  • Дополнительная прибыль, которую можно потратить на благоустройство территории, решение других вопросов;
  • Отличная возможность защитить двор от строительства, которое нарушает закон.

Выделить придомовую территорию в общую собственность для жильцов означает получение права распоряжаться этим объектом по своему усмотрению.

Но есть и некоторые негативные стороны процесса:

  • На плечи собственников дома ложится всё, что связано с обслуживанием и ремонтом;
  • Возможно только размещение гаражей для участников и ветеранов ВОВ, спортивных и детских площадок;
  • Не обойтись без уплаты налогов за землю.

Процесс оформления участка в собственность

Перед началом процедуры рекомендуется подробно изучить существующие нормативные акты.

Читать еще:  Приказ о травме на производстве

Основываться можно на законах Федерального Закона от 29 декабря 2004 года, его 6 статье; на статьях 36-44 того же закона. И ещё брать за основу допускается 36 статью, входящую в текст ЖК РФ;

Очень важный второй этап – сбор жильцов на общем собрании. На нём и проводится голосование по данному вопросу.

Голосование состоится, если удастся набрать больше половины положительных голосов, включая управляющих. На этом собрании нужно выбрать лицо, на которого оформляется собственность, разобраться со всеми нюансами по оформлению документов;

В землеустроительную организацию обращаются все в качестве собственников квартирных помещений.

У каждого субъекта РФ есть отделение данной государственной службы.

В заявлении должна быть указана просьба, касающаяся формирования соответствующего участка;

Один из самых важных вопросов, связанных с оформлением – принятие решения. При этом каждый субъект нашей страны отличается своими особенностями процедуры.

Лучше всего прибегнуть к помощи профессиональных юристов.

Статья 16 в ФЗ от 2004 года, 29 декабря, станет основной опорой;

Регистрация права собственности проходит в порядке, строго установленном законом.

Сведения о правах на недвижимое имущество обязательно должны присутствовать в едином реестре;

  • К заявлению прикладываются документы в полном пакете.
  • Благоустройство и некоторые ограничения

    Можно оградить придомовую территорию, но так, чтобы не возникало серьёзных препятствий для проникновения в сам дом, во двор. Иначе обслуживающая компания не сможет получить доступ к инженерным коммуникациям. Возникнет необходимость в демонтаже забора.

    Немного о последствиях

    Пользование такой территории всегда облагается налогами. Основываются при этом на статье 388 в Налоговом Кодексе.

    Самостоятельная уплата с налога по расчётному счёту предусмотрена для лиц со статусом индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Что касается физического лица, то для него момент уплаты наступает в то же время, когда поступает уведомление от представителей налоговой службы.

    Придомовая территория в целом переводится в долевую собственность не менее, чем за 4-7 месяцев. При помощи специалистов можно всегда получить консультации в устной и письменной форме по любому вопросу.

    Отказ администрации в присоединении земельного участка к придомовой территории

    Здравствуйте, меня зовут Александр. У меня такой вопрос. Наш дом имеет 24 квартиры, обслуживает дом управляющая компания. Рядом в 7 метрах от торца дома есть участок земли, он принадлежит городу. На этом участке стоят 7 металлических гаражей принадлежащих жителям нашего дома. На общем собрании жильцов дома большинство голосов более 80% были за присоединение этой территории к территории нашего дома. Мы подали документы в администрацию города. 23.11.17 была комиссия, где нам отказали,мотивируя тем,что на этой территории стоят еще 4 гаража не из нашего дома. До этого администрация вешала объявления о сносе гаражей 25.11.17.так как поступила жалоба от одного жильца вновь построенного многоквартирного дома, что его не устраивают наши гаражи. Эти гаражи стоят уже по 20-30 лет, и самому городу они не мешают. Что нам делать дальше? Имеем ли право не убирать гаражи?

    Ответы юристов ( 1 )

    • 8,6 рейтинг
    • 2315 отзывов

    Тут так сказать «без бутылки не разберешься». Но, как вариант, если гаражи не капитальные, попробуйте воспользоваться нормами ЗК РФ

    Глава V.6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ ИЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,
    НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
    СОБСТВЕННОСТИ, БЕЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
    И УСТАНОВЛЕНИЯ СЕРВИТУТА

    (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

    Статья 39.33. Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута

    1. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:
    1) проведение инженерных изысканий;
    2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
    3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
    4) осуществление геологического изучения недр;
    5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
    6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
    2. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 — 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
    3. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка.
    4. Указанное в пункте 2 настоящей статьи разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.

    Статья 39.34. Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности

    1. Разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:
    1) в целях проведения инженерных изысканий либо капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года;
    2) в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции;
    3) в целях осуществления геологического изучения недр на срок действия соответствующей лицензии;
    4) в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам без ограничения срока.
    2. Действие разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу.
    3. В течение десяти дней со дня выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, уполномоченный орган направляет копию этого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного надзора.

    Статья 39.35. Обязанность лиц, использующих земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений

    В случае, если использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений на использование земель или земельных участков привело к порче либо уничтожению плодородного слоя почвы в границах таких земель или земельных участков, лица, которые пользовались такими землями или земельными участками, обязаны:
    1) привести такие земли или земельные участки в состояние, пригодное для их использования в соответствии с разрешенным использованием;
    КонсультантПлюс: примечание.
    О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы см. Приказ Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995.

    2) выполнить необходимые работы по рекультивации таких земель или земельных участков.

    Статья 39.36. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации

    1. Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
    2. Установка и эксплуатация рекламных конструкций на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе».
    3. Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
    4. В случае, если объекты, размещенные в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, предназначены для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предоставление гражданам, юридическим лицам земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых или под поверхностью которых размещены указанные объекты, не влечет за собой принудительные снос или демонтаж указанных объектов (за исключением случаев, если наличие указанных объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием).

    Читать еще:  Существует ли срок на оформление земельного участка в аренду?

    Если капитальные — однозначно снос в соответствии со ст. 222 ГК РФ

    Александр, если у Вас остались вопросы, вы можете написать мне в чате и заказать персональную консультацию или подготовку документа по Вашему вопросу. Всего доброго!

    Можно ли размещать на придомовой территории объекты торговли

    Во многих городах РФ локальными актами запрещено размещать на придомовой территории МКД торговые киоски. Поэтому собственники не могут зарабатывать дополнительные средства для содержания и ремонта их дома за счёт предоставления общего имущества в пользование для таких целей. Рассказываем о мнении КС РФ по этому вопросу.

    Муниципалитеты принимают локальные акты с запретом устанавливать киоски на придомовой территории

    В июне 2018 года мы писали о том, что в Перми приняли закон о том, что на территории МКД, площадках для отдыха, на спортивных и детских площадках нельзя устанавливать нестационарные торговые объектов (НТО). Против такого запрета выступила Ассоциация ТСЖ, для членов которой снос киосков, установленных во дворах домов, означал потерю дохода от арендной платы, для некоторых – до 30–40%.

    Предприниматели и представители одного из ТСЖ уже в июле обратились в суд, чтобы оспорить локальный акт, запрещающий установку НТО на придомовой территории. Суд первой инстанции удовлетворил жалобу заявителей, но апелляционный суд и ВС РФ встали на сторону муниципалитета.

    Тогда владельцы киосков и ТСЖ подали иск в Конституционный Суд РФ с требованием проверить конституционность целого перечня пунктов и статей Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон наделяет муниципалитеты правом запретить в локальном акте установку НТО на территориях, входящих в состав общего имущества МКД: абз. 22 ч. 1 ст. 2, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 3 ч. 2 ст. 451.

    Также ТСЖ требовало признать недействующим пп. 4.1.12 Правил благоустройства и содержания территории в г. Перми, утверждённых решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 № 4. Этот пункт запрещает размещать нестационарные торговые объекты на придомовых территориях, а также ближе 15 метров от фасадов и окон зданий.

    Истцы указали, что данные нормы препятствуют собственникам помещений в многоквартирном доме извлекать доход при предоставлении части земельного участка в аренду. Также локальный акт лишает хозяйствующие субъекты возможности осуществлять на таких участках торговую деятельность и ведут к неправомерному ограничению конкуренции.

    Права собственника земельного участка могут быть ограничены только федеральным законом

    Конституционный Суд РФ, рассмотрев иск, не признал указанные пункты противоречащими Конституции РФ, однако, сделал несколько важных для ТСЖ, УО и собственников заключений по вопросу размещения на придомовой территории торговых киосков.

    Согласно Конституции РФ, каждый имеет право свободно использовать своё имущество для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности, а также распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

    Владение, пользование и распоряжение землёй осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 3 ст. 17, ч. 2 ст. 36 Конституции РФ). Это соотносится с конституционными обязанностями каждого сохранять природу и окружающую среду (ст. 58 Конституции РФ), а также заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ).

    Права и свободы человека и гражданина, в том числе правомочия собственника земельного участка, могут быть ограничены федеральным законом только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

    Следовательно, правовое регулирование в сфере благоустройства территории муниципального образования должно отвечать указанным выше требованиям об ограничении конституционных прав и свобод и не затрагивать само их существо (постановления КС РФ от 16.07.2008 № 9-П, от 31.01.2011 № 1-П, от 12.05.2011 № 7-П).>

    Собственники имеют право совершать любые действия в отношении своего земельного участка

    Из положений ч. 2 ст. 209 ГК РФ во взаимосвязи с ч. 1 ст. 260 ГК РФ следует, что собственники земельного участка вправе по своему усмотрению совершать в отношении него любые действия (в том числе сдавать в аренду), не противоречащие закону. Земельный кодекс РФ также предусматривает возможность для собственников земельных участков свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землёй, если это не наносит ущерб окружающей среде (п. 4 ч. 1 ст. 1, ст. 40 ЗК РФ).

    С указанными нормами соотносятся и положения Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющие, что объекты общего имущества в многоквартирном доме, в число которых входит земельный участок, могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (п. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 36 ЖК РФ). Такие вопросы отнесены к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п.п. 3, 21 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

    Муниципалитеты не могут ограничить право собственников распоряжаться своим земельным участком

    Как отметил КС РФ, органы местного самоуправления не вправе самостоятельно, в качестве первичного нормотворчества, вводить несоразмерные ограничения нестационарной торговли на придомовой территории. Этим они создают произвольные препятствия для предпринимательской деятельности и ограничивают право собственника распоряжаться своим имуществом (ст.ст. 34, 35, 55 Конституции РФ).

    Возможность введения муниципальными правовыми актами общих запретов на осуществление нестационарной торговли на придомовых территориях препятствовала бы достижению конституционно значимых целей развития малого предпринимательства (ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). А для малого бизнеса нестационарная торговля является неотъемлемой формой деятельности.

    Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящемся в частной собственности, устанавливается собственником этого земельного участка. Принятие собственником решений по данному вопросу является одним из способов распоряжения земельным участком (ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ).

    Запомнить

    Исходя из этих выводов, КС РФ определил, что собственники помещений в многоквартирном доме по общему правилу вправе предоставлять принадлежащий им земельный участок (его часть) под нестационарные торговые объекты. При этом размещение таких объектов не должно нарушать интересы иных лиц и противоречить требованиям нормативных актов, принятых правотворческими органами в пределах их компетенции.

    Так, указанное распоряжение земельными участками должно осуществляться с учётом установленных обязанностей соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, а также требование об использовании земельных участков в соответствии с их целевым назначением (п. 8 ч. 1 ст. 1, ст. 42 ЗК РФ, ч. 2 ст. 260 ГК РФ).

    При этом торговая деятельность, будучи дополнительным (факультативным) видом использования земельного участка, допустима лишь как дополнение к основным видам благоустройства придомовой территории и не может подменять данные виды или препятствовать их осуществлению.

    Межевание придомовой территории многоквартирного дома: зачем делать, особенности и инструкция как провести

    Содержание

    По закону придомовая территория многоквартирных домов принадлежит жильцам на правах общей собственности, но из нее нельзя выделить отдельные доли. На ней могут располагаться детские и спортивные площадки, проезды, автостоянки и т.д. Чтобы пользоваться ей на правах собственника, территорию нужно обязательно размежевать и зарегистрировать. Иначе она будет принадлежать местной администрации.

    В новостройках межевание делает застройщик. Иначе он не сможет ввести здание в эксплуатацию. В домах старой застройки придомовая территория часто не размежевана и не зарегистрирована. Жильцы имеют право сделать это самостоятельно. Решение о межевании принимают на общем собрании собственников. В дальнейшем участок может использоваться в нуждах жильцов. Например, здесь можно организовать зоны отдыха, детские и спортивные площадки, подъездные пути, автостоянки и т.д.

    Зачем нужно делать межевание

    По закону придомовая территория используется в нуждах жильцов дома. Случаи, когда зарегистрирована только земля, на которой стоит дом, не редкость. Причиной этого может быть и низкая правовая грамотность, и нежелание жильцов платить дополнительные налоги за землю в общей собственности.

    Это может привести к неприятным последствиям. Например, когда придомовую территорию буквально превращают в стоянку или ставят на ней гаражи. Причем делают это не жильцы дома.

    Если границы участка не были установлены, и он не зарегистрирован, благоустроить придомовую территорию может быть очень сложно. Так как пока все не будет оформлено официально, участок принадлежит не жильцам, а муниципалитету. Чтобы можно было в полной мере воспользоваться своими правами собственников, отказываться от установления границ не стоит.

    Решать, как будет использована эта территория, должны жильцы. Можно благоустроить и озеленить территорию, создать новые детские и спортивные площадки, удобные парковки и многое другое. После того, как земля оформлена в собственность, ответственность за состояние объектов будет возложена на управляющую компанию.

    Придомовая территория – это общая собственность жильцов. Выделить из нее отдельные доли нельзя. Но можно индивидуализировать часть земли. Это решает общее собрание жильцов.

    Если межевание не проводить

    • УК не отвечает за благоустройство придомовой территории. Она не обязана обеспечивать уборку, поддержание газонов и т.д.
    • Если придомовая территория не стоит на кадастровом учете, дом может получить отказ в капитальном ремонте. Эта норма была введена в 2010 году.
    • При межевании закон разрешает увеличить участок за счет соседних земель, при условии, что на них не оформлено право собственности. Например, если рядом есть пустырь, который не стоит на кадастре, его можно законно присоединить к придомовой территории и использовать в нуждах собственников. Если придомовая территория под вашим домом не зарегистрирована, за ее счет могут расширить свои дворы жильцы соседних домов.
    • Если документов на землю нет, на ней возможно строительство без согласования с жильцами. То есть, если придомовая территория не зарегистрирована, застройщик может получить разрешение на строительство. Оспорить возведение объекта будет невозможно, так как жильцы не имеют на эту землю никаких прав. Так во дворе на абсолютно законных основаниях может появиться, например, здание магазина или автостоянка.
    Читать еще:  Не законные действия со стороны сстраховой компании

    Как провести межевание

    Решение о проведении межевания принимают на общем собрании жильцов. Там же выбирают уполномоченное лицо. В дальнейшем именно этот человек будет заключать договор с подрядчиками. Для того чтобы решение о межевание можно было считать принятым, достаточно, чтобы на собрании присутствовало не менее 2/3 собственников, и вопрос набрал 50% голосов.

    Это решение обязательно должно быть оформлено протоколом. После этого нужно уведомить местную администрацию о том, что будет проведено межевание.

    С заявлением о межевании нужно обратиться в местную администрацию. В этом случае участок отмежуют бесплатно. Но такой подход имеет один существенный недостаток. Финансирование межевания придомовых территорий происходит по остаточному принципу. Очень высок риск того, что проведения работ придется ждать очень долго. Обращение к независимой компании поможет быстро оформить участок и избежать рисков, связанных с отсутствием установленных границ. Если жильцы решили оплачивать услуги подрядчика самостоятельно, нужно помнить, что возврат потраченных средств законом не предусмотрен.

    Делать межевание имеют право геодезические компании с допуском к этому виду работ. И жильцы имеют полное право обратиться к стороннему подрядчику и сами оплатить его услуги. Этот вопрос тоже решают общим собранием. Также на собрании жильцы выбирают уполномоченное лицо. Именно этот человек и занимается организацией проведения межевания. Обычно это старший по дому, но вы можете выбрать представителем жильцов и любого другого человека.

    Уполномоченный приходит в геодезическую компанию и заключает договор на межевание. К договору нужно приложить техплан дома. Геодезисты могут сами запросить всю необходимую информацию, но для этого у них должна быть доверенность. Даже если вы решили обратиться к стороннему подрядчику и самостоятельно оплачивать его услуги, администрацию нужно уведомить о том, что будет проведено межевание. До того, как будут установлены границы и зарегистрированы права, земля считается муниципальной.

    После заключения договора на проведение межевания на объект выезжают геодезисты. Дата обмеров будет указана в договоре. Они устанавливают границы участка. Заинтересованные лица, в том числе представители администрации, имеют право присутствовать на межевании.

    Установленные границы нужно обязательно согласовать с владельцами смежных территорий. Они могут иметь разные права на землю:

    • Собственности.
    • Пожизненного владения.
    • Бессрочного наследуемого пользования.
    • Аренды сроком более 5 лет.

    После того, как границы установлены и согласованы, кадастровый инженер подготовит межевое дело. Акт согласования границ – это обязательное приложение к межевому плану.

    После этого уполномоченный собранием человек подает заявление в Росреестр. К заявлению прилагается межевой план. В течение 7 дней сотрудники Росреестра проверяют документы. Если никаких нарушений нет, придомовую территорию и права на нее зарегистрируют.

    Заказать межевание придомовой территории вы можете в нашей компании. Не знаете, как правильно подготовить процедуру? Запишитесь на бесплатную консультацию к эксперту по телефону ☎ +7 (495) 481-49-21.

    Стоимость и сроки межевания

    Оплатить услугу межевания могут как сами жильцы, так и муниципалитет. Стоимость рассчитывается геодезической компанией. На цену могут влиять расположение участка, его конфигурация, площадь придомовой территории и др. В «Геомер групп» стоимость межевания – от 50 тыс. рублей. Узнать, сколько будут стоить услуга в вашем случае, можно на бесплатной консультации нашего эксперта.

    Срок тоже зависит от разных факторов. В среднем на проведение геодезических работ и подготовку межевого плана требуется около 1,5-2 месяцев.

    Особенности межевания придомовых территорий

    Межевание новостроек проводит застройщик перед вводом в эксплуатацию. На придомовой территории еще нет объектов, принадлежащих жильцам. Поэтому границы устанавливают по расположению смежных участков.

    Когда устанавливают границы рядом с домами старой застройки, может оказаться так, что различные объекты выходят за стандартные размеры. В этом случае границы устанавливают на основе:

    • Соседних участков.
    • Природных объектов.
    • Фактического пользования.
    • Требований санитарной и пожарной безопасности.
    • Градостроительные нормы.

    То есть, геодезисты учтут ту площадь, которую фактически занимают все объекты. Расширение участка допускается, если при этом не нарушены права жильцов соседних домов, не будет нанесен ущерб сооружениям. Не могут входить в придомовую территорию земли, по которым проходит дорожно-транспортная сеть. Установленные границы не должны пересекать красные линии.

    Нередко бывают и обратные ситуации. Фактический размер придомовой территории меньше, чем площадь, которую она могла бы занимать. В этом случае геодезисты устанавливают границы именно по фактической площади. Такое положение определено Постановлением Правительства от 1997 года.

    По закону, после межевания участок передается в собственность жильцам. Но есть особые случаи. Например, земля изъята из оборота. Даже в такой ситуации отказываться от межевания не стоит, так как участок будет передан в аренду.

    Еще одна особенность межевания придомовых территорий МКД – встроенные и пристроенные помещения, которые принадлежат юридическим лицам, например, магазинам. По закону, все объекты придомовой территории принадлежат собственникам. Но не имеет значения каким помещениями владеет собственник – жилыми или нежилыми. То есть, если компания содержит нежилое помещение, она также имеет права на придомовую территорию и ее объекты. И ее представитель точно также участвует в общем собрании.

    Часто по территории двора проходят теплотрассы и другие инженерные коммуникации. По закону их обслуживанием занимается компания-поставщик услуги. Собственники квартир не должны препятствовать свободному доступу к сетям. Поэтому во время межевания вокруг инженерных коммуникаций устанавливают охранные зоны.

    Пожалуй, один из самых сложных и спорных вопросов – содержание объектов благоустройства, расположенных во дворе. К ним относят детские и спортивные площадки, тротуары, элементы озеленения и т.д. Все это – общее имущество собственников жилья. А значит, именно собственники и должны их содержать, ремонтировать, обслуживать.

    Вопросы налогообложения

    Нередко собственники голосуют против межевания, чтобы потом не платить налог на землю. К каким последствиям может привести отсутствие регистрации земли, мы уже говорили. Рассмотрим теперь, как рассчитывается налог.

    Земельный участок – это объект налогообложения. Уплачивать налог обязаны собственники. Рассчитывают налог по площади помещений, которыми владеет собственник. То есть, чем больше площадь вашей квартиры, тем больше будет налог на землю. Общую сумму налога рассчитывают по кадастровой стоимости. Узнать кадастровую стоимость можно в выписке из ЕГРН или на Публичной карте.

    Некоторые категории граждан имеют льготы и для них может быть снижена ставка налогообложения или они полностью освобождаются от уплаты налогов. Здесь тоже не все так однозначно. Максимально возможное уменьшение налоговой базы – 10 тыс. рублей. При расчете налога эту сумму вычтут из кадастровой стоимости. Но если льготник имеет в собственности несколько ЗУ, ему придется выбрать за какую землю он не будет платить налог. За остальные участки налоги будут начислены.

    Какие спорные ситуации могут возникнуть

    Наверное, одной из самых частых спорных ситуаций можно считать незаконное возведение на придомовой территории разных объектов. Здесь есть очень много нюансов. До регистрации прав на придомовую территорию, она принадлежит муниципалитету. Частные лица или компании могут получить разрешение на строительство или взять часть вашего двора в аренду у муниципалитета.

    Если разрешение на строительство было получено до того, как жильцы получили право собственности на придомовую территорию, добиться сноса таких строений практически не возможно. Проще в тех случаях, если земля арендована, но сама постройка возведена нелегально. Такие вопросы можно попытаться решить через суд.

    Если часть двора была сдана муниципалитетом в аренду, можно оспорить в суде его право получать арендную плату. В этом случае договор администрации с арендатором расторгается. Жильцы дома имеют право заключить договор повторно, но уже от своего имени. В этом случае деньги от аренды будут направлены на общедомовые нужды.

    Еще один распространенный случай, когда во время подготовки к межеванию выясняется, что часть территории, которая по нормам относится к МКД, уже оформлена на третьих лиц. Причем на нее могут быть вполне законно зарегистрированы права. В этом случае придется заказывать строительную экспертизу. С результатами строительной экспертизы жильцы обращаются с иском в суд.

    Не всегда суды встают на сторону жильцов. Если решение по вашему делу было в пользу ответчика, можно установить на участок земли сервитут. Основанием для этого может быть необходимость обслуживания дома, коммуникаций, организация подъездов и т.д.

    Чтобы избежать таких ситуаций, рекомендуем не затягивать с проведением межевания и регистрацией придомовой территории.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector