Пешеход имеет право пдд
Prokurors.ru

Юридический портал

Пешеход имеет право пдд

4. Обязанности пешеходов

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

4.2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного.

Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки

обозначающей такой пешеходный переход.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.

4.4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

4.6. Выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

4.7. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красного цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода дороги, а пешеходы, находящиеся на проезжей части (трамвайных путях), должны незамедлительно освободить проезжую часть (трамвайные пути).

4.8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть. При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями пунктов 4.4 – 4.7 Правил.

Обязанности пешеходов по правила дорожного движения

Каждый житель населённого пункта, будь это город, посёлок или сельская местность, является пешеходом, а значит — участником дорожного движения. Даже при регулярной эксплуатации личного автомобиля, периодически возникают ситуации, когда человек покидает свой транспорт. Тогда он становится пешеходом, который должен соблюдать действующие ПДД. Эти правила знакомы с детства, но многими они забыты, а кто-то просто их игнорирует. Соблюдение элементарных правил движения на проезжей части может спасти жизнь и здоровье тысячи людей.

Как правильно переходить дорогу

В разделе №4 ПДД регламентируется, что пересекать дорогу разрешено только в строго отведённых местах, по обозначенной разметке. Если такового по какой-то причине не имеется, то на перекрёстках двигаться нужно по обочине и тротуару.

Пешеходный переход – отведённый участок на/под/над дорогой, для безопасного пешего передвижения. Переход обозначается знаками, которые представлены в виде синего прямоугольника. В нём есть белый треугольник с передвигающимся по разметке человечком. Этот знак располагается с левой и правой стороны.

В дополнение к вышеуказанным знакам обозначается разметкой «зебра» либо «зебра» со стрелками. Разметка «зебра» со стрелками находится на тех участках, где ширина перехода больше стандартных размеров. Разметка бывает или отсутствует, но сам переход может ограничиваться только соответствующими знаками.

Если же на близлежащих участках нет ни пешеходных переходов, ни перекрёстков, то дорогу пересекают в том месте, где хорошо видны все её участки дороги и отсутствуют разделительные линии и ограждения. Согласно правилам, движение осуществляется под прямым углом.

Когда переход никаким образом не регулируется, то прежде, чем пересекать дорогу, необходимо удостовериться в отсутствии приближающегося транспорта, а также тех транспортных средств, которые едут на большой скорости.

Кто такие пешеходы

Правила дорожного движения расшифровывают этот термин:

  1. Это участники дорожного движения на проезжей части, находящиеся за пределами транспорта и не выполняющие никаких работ, служебных обязанностей в области дороги.
  2. Сюда также относят людей с неполноценными физическими возможностями, которые перемещаются на средствах передвижения для инвалидов.
  3. Лица, передвигающиеся на самокатах, скейтбордах.
  4. Граждане, ведущие возле себя велосипеды, мотоциклы.

Специалисты, производящие ремонт и иные служебные обязанности на территории дороги, не являются участниками дорожного движения только на время исполнения своей работы. По её прекращению они автоматически становятся пешеходами.

Обязанности

Правила и требования ПДД действуют в отношении всех возрастных категорий и обоих полов, независимо от статуса, социального положения и состояния здоровья. Пешеходы имеют обширный перечень обязанностей.

Среди них выделяют следующие требования:

  • не останавливаться посреди пути без весомой причины и необходимости, не вводить водителей в состояние замешательства неопределёнными, хаотичными действиями;
  • двигаться по дороге, только удостоверившись, что опасности нет и дистанции до движущихся транспортных средств предостаточно, чтобы успеть сделать переход;
  • пересекать дорогу без разметки, только если она хорошо видна во всех направлениях;
  • переходить только лишь в строго обозначенных местах, не стремиться сократить путь через необорудованный участок;
  • не пересекать дорогу в диагональном направлении;
  • всегда обращаться особое внимание на жесты автоинспектора-регулировщика и светофора;
  • не приводить в замешательство участников движения, избегать создания препятствий и аварийных ситуаций;
  • в ночное и вечернее время носить светоотражающие предметы — за пределами города или посёлка это обязательное условие.

Если движется транспорт с сигнальными знаками, необходимо как можно скорее уйти с проезжей части и вернуться на безопасную территорию.

Действовать по правилам

Пешеходам полагается переходить проезжую часть в строго обозначенных правилами местах. Если поблизости нет оборудованного перехода, перейти можно и на перекрёстке. В случаях, когда он отсутствует, то дорогу разрешается пересекать под прямым углом, где нет разделительных линий и физических препятствий.

Регулируемым считается тот, где движение осуществляется согласно знакам регулировщика либо сигналам светофора. Если техника не функционирует, мигает только один жёлтый, то тогда этот участок переходит в категорию нерегулируемого.

Нередко, для удобства граждан устанавливают двуцветные светофоры с изображением идущего человечка.

Когда включается зелёный, перемещение по проезжей части разрешено. Но заблаговременно необходимо убедиться, что весь транспорт завершил свой манёвр, нужно. На красный переходить дорогу категорически запрещается.

Если аппарат сломан, мигает жёлтым, тогда надо ориентироваться по имеющемуся его аналогу для водителей.

Когда движение контролирует инспектор ГИБДД, нужно следовать жестам регулировщика:

  • правая рука автоинспектора находится в вытянутом положении и смотрит вперёд – пешеходы со стороны спины сотрудника ГИБДД могут переходить дорогу;
  • две руки смотрят в разные стороны в вытянутом положении – можно двигаться по проезжей части как с передней стороны, так и с задней по отношению к стоящему инспектору;
  • правая рука поднята – пешеходное движение запрещено с любой из сторон.

Вследствие незнания многими значений жестов регулировщика, инспектор по своему усмотрению может пользоваться более понятными жестами, например, взмахом руки в том направлении, где движение разрешается.

А также стоит помнить, что лучше пропустить транспортное средство, которое не собирается притормаживать, даже если у пешехода преимущество и ему разрешено идти. Это сохранит его личное здоровье и жизнь.

Правила перехода на нерегулируемом перекрёстке

Пешеходы на нерегулируемом перекрёстке и переходе, по сути, самостоятельно отвечают за свою безопасность.

  • оценивают длину дистанции до приближающегося транспорта, определяют его примерную скорость и исходя из этого принимают решение, будет ли переход дороги безопасным или нет;
  • не создают препятствия и не затрудняют транспортный поток;
  • не выходят на дорогу из-за ограждений, предметов и сооружений, которые делают видимость дороги затруднительной;
  • не выскакивают внезапно с пассажирской остановки, не удостоверившись в безопасной обстановке на дороге.

При нарушении вышеуказанных норм, пешеходы полностью ответственные за создание аварийной ситуации. Кроме того, не приходится рассчитывать на компенсацию нанесённого ущерба личному здоровью и жизни. Потребуется дополнительно оплатить ремонт пострадавшего транспорта, если оно было повреждено.

Пешеходы на инвалидных колясках и переносящие грузы

Людям с неполноценными физическими возможностями, которые перемещаются на инвалидных средствах передвижения без двигателя, а также людям, перевозящим большие предметы на двухколёсном транспорте или несущим габаритные предметы, вещи в руках, разрешается двигаться по краю дороги.

Читать еще:  Получение служебного жилья, в котором проживает предыдущий хозяин

Это не обязательное требование, а лишь альтернативный вариант для разгрузки затруднённого движения по тротуару. Но при желании как инвалиды, так и люди с габаритным грузом могут перемещаться по территории тротуара. Это не является нарушением.

Переход проезжей части при отсутствии пешеходного перехода

Пешеходная дорожка может отсутствовать. При таких обстоятельствах разрешено переходить дорогу в области перекрёстка. По диагонали делать переход запрещается ПДД. На перекрёстке водители транспорта должны двигаться на небольшой скорости. Поэтому нужно заблаговременно удостовериться, что водители уступают дорогу и для них горит красный свет.

Встречается и такое, когда перекрёстков и пешеходных дорог нет вообще. Тогда пешеход может переходить дорогу на тех участках, где можно заметить транспорт на приличной дистанции от себя, и рассчитать скорость транспорта и время на переход дороги. А также на дороге не должно быть каких-либо заборчиков, отбойников, разделительных линий и т. п.

Передвижение пешехода по дороге в темноте

Установлены определённые требования касательно перемещения по проезжей части при плохой видимости, а также вечером и ночью. Под тёмным временем суток подразумевается время от вечерних сумерек до утренних. Недостаточной видимостью обозначают обзор проезжей части на дистанции менее 300 метров во время дождя, сумерек, тумана и т. п.

При вышеуказанных условиях погоды и времени в населённых пунктах пешеходам рекомендуют запастись светоотражающими предметами либо одеждой. Можно купить специальные жилеты, которые используют рабочие на дорогах. Стоят они дёшево, до 500 рублей.

Если пешеход находится за пределами города или посёлка, то тогда он обязан выполнять это требование, чтобы водители могли заметить пешехода и пропустить его. Нередко светоотражающая одежда и предметы предотвращают несчастные случаи.

Если возникла ситуация, когда при себе нет светоотражающих элементов, можно воспользоваться фонариком или свечением телефона, чтобы быть заметным водителям.

Когда нельзя выходить на дорогу

Нельзя выходить на проезжую часть, если приближается транспорт с мигающими световыми маячками и звуковыми сигналами. Если пешеход всё-таки вышел на дорогу, необходимо скорее, насколько это, возможно, пройти её или вернуться. Если работает только световой маячок без сигнала, можно и не пропускать такой транспорт.

Запрещается выход на дорогу из-за плохо просматриваемых мест, так как пешехода могут не заметить водители.

Ребёнку разрешается двигаться по проезжей части только под наблюдением совершеннолетних. Детям без присмотра родителей рекомендуется ходить в жилой зоне, где могут двигаться пешеходы.

Преимущества пешеходов на дороге

Пешеходы наделены определёнными обязанностями и правами, которые периодически дают им некоторое преимущество:

  1. Пешеход имеет преимущество над водителем на нерегулируемом переходе.
  2. Независимо от того, начал ли пешеход своё движение или почти прошёл переход, водителю необходимо остановиться до полной остановки и подождать, пока он закончит свой путь.
  3. Пешеход может изменить направление своего движения посередине дороги, поэтому водителю нужно точно удостовериться, что пешеход закончил своё движение и не собирается идти в обратную сторону или прекратить движение на полпути.
  4. Если человек идёт по тротуару вблизи перехода, водитель не обязан останавливать своё движение.

А также в разделе №14 расписаны действия водителя перед регулируемым переходом, когда для водителя уже горит зелёный свет, а пешеход ещё не перешёл проезжую часть. Здесь водителю нужно дождаться того, когда пешеход закончит свой путь и только после этого возобновлять движение.

Перемещаясь по крайней линии дороги, пешеходы должны двигаться навстречу транспортному потоку (левая сторона). Если там же передвигаются люди с неполноценными физическими возможностями в колясках для инвалидов и те, кто ведут возле себя скутер, мотоцикл и другой двухколёсный транспорт, движение организовывается по ходу транспортного потока (правая сторона).

Движение организованных пеших колонн по дороге

Перемещение пешей колонны разрешено по краю дороги при условии, что строго соблюдаются все требования:

  1. Участники колонны должны перемещаться только по течению движущегося потока, с правой стороны. Один ряд должен состоять из 4 и менее людей. В начале и в конце колонны, слева, обязательно присутствуют сопровождающие люди, несущие красные флажки, необходимые для уведомления водителей о движущейся колонне.
  2. Если колонна идёт в условиях плохой погоды, вечером или ночью, колонну должен освещать яркий фонарь белого или лунного цвета спереди, в конце – красного цвета.

Детским колоннам нельзя передвигаться по дороге, они могут идти только по тротуарам или пешеходным дорожкам утром и днём, и в присутствии совершеннолетних людей.

Ответственность пешеходов за нарушение ПДД

Пешеходы зачастую лично несут ответственность за случившееся происшествие в процессе пересечения проезжей части. Далеко не всегда действия пешехода признают правомерными. По этой причине повышенная внимательность и ответственность на дорогах может сохранить личный бюджет, а главное, жизнь и здоровье.

Ответственность в виде административного штрафа или предупреждения накладывается в том случае, если неправомерные действия:

  • не привели к причинению ущерба здоровью и созданию препятствий транспортному потоку;
  • привели к сбою нормального движения транспорта;
  • привели к причинению вреда здоровью небольшой тяжести потерпевшего.

Гражданская ответственность означает то, что виновник должен восполнить причинённый ущерб имуществу, здоровью, моральному состоянию потерпевшего.

Уголовная ответственность наступает, если неправомерные действия привели к следующим последствиям:

  1. Серьёзный ущерб здоровью. Виновника могут ограничить в свободе (3 года и менее), обязать к принудительным работам (2 года и менее), арестовать (4 месяца и менее), лишить свободы (2 года и менее).
  2. Смерть потерпевшего. В этой ситуации могут ограничить свободу виновника (4 года и менее), привлечь к принудительной работе (4 года и менее), лишить свободы (4 года и менее).

Смерть двух и более лиц также входит в этот перечень. Этот случай подразумевает привлечение к принудительным работам (5 лет и менее) или лишение свободы (7 лет и менее).

Водители и пешеходы

Пешеходный переход — это место где пересекается две дорожные стихии, водители и пешеходы, естественно им нужно каким-либо образом взаимодействовать. И основной зоной этого взаимодействия является пешеходный переход. Для многих еще со времени обучения в автошколе привито мнение, что пешеход на дороге всегда прав и его нужно всегда пропускать — это верное предостережение для водителя, но не правило, и к сожалению это мнение распространилось и среди пешеходов и многие из них уверены, что на дороге их всегда должны пропустить.

Конечно силы пешехода несравнимы с мощностью автомобиля, но это не значит, что пешеход всегда имеет преимущество перед автомобилем только потому что он более слабый участник дорожного движения, а означает, что у пешехода гораздо большая заинтересованность в знании и соблюдении правил дорожного движения.

Мы подробно рассмотрим, как Правила дорожного движения регулируют отношения между водителями и пешеходами.

Правила дорожного движения

Давайте посмотрим, кто же такие водитель и пешеход в рамках Правил дорожного движения.

«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Обратите внимание, «управляющие» транспортным средством и «ведущие» транспортное средство. Например, как только велосипедист покидает седло велосипеда он становится пешеходом и при ведении велосипеда на него распространяются все обязанности пешехода, а при управлении велосипедом — обязанности водителя.

Определение пешеходного перехода:

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 (зебра) и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2

В этом определении отмечаем предлоги «и (или)», которые означают, что пешеходный переход может быть обозначен как разметкой совместно со знаками, так и отдельно, либо знаками, либо разметкой.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость.

Внимательно прочитайте это определение, многие сотрудники ДПС трактуют его не в вашу пользу.

«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

И пешеход, и водитель равноправные участники дорожного движения.

Читать еще:  Что делать с шумом со стороны соседей по ночам?

Обязанности пешехода

Обязаннастям пешехода посвящена 4-я глава Правил дорожного движения. Мы подробно рассмотрим только пункты, где пешеходное движение непосредственно пересекается с автомобильный и возникает вопрос приоритета.

4.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

  1. Пересекать проезжую часть можно только по пешеходным переходам,
  2. Пересечение проезжей части вне пешеходного перехода это исключение из общего правила.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Самое главное — убедиться в безопасности — это обязанность пешехода, следить за обязанностями водителей пешеход не должен, в первую очередь собственная безопасность,

Не менее важный момент, при отсутствии пешеходного перехода у пешехода нет преимущества перед автомобилем. Не имеет значения на перекрестке осуществляется переход или на другом участке дороги. Нет пешеходного перехода — нет преимущества.

Еще раз обратите внимание, уступить дорогу пешеходу на пешеходном переходе — это обязанность водителя, обязанность пешехода — обеспечить для себя безопасность.

Обязанности водителя

Обязанностям водителя посвящено 90% Правил дорожного движения. В этом материале мы рассматриваем правила, регулирующие приоритет между водителем и пешеходом на проезжей части. Проезд пешеходного перехода регулирует 14-я глава правил дорожного движения. Также ситуации пересечения автомобиля и пешехода встречаются и в других пунктах

6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:

  • на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
  • перед железнодорожным переездом — в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
  • в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.

При запрещающем сигнале светофора или регулировщика водитель обязан обеспечить беспрепятственный проход для пешеходов

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

13.1. При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.

Отметим в п.14.1, что водитель должен не уступить дорогу, а пропустить пешеходов, вступивших на проезжую часть. Это требование только к нерегулируемым пешеходным переходам.

14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления.

Здесь интересно понятие «дать возможность», которое можно толковать по разному. Как с одной так и с другой стороны. В данном пункте также нет требования уступить дорогу, поэтому изменение скорости или направления движения пешехода не может быть основанием считать, что водитель нарушил требования данного пункта

14.5. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью.

14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

В этом пункте требование уступить дорогу пешеходам, то есть нет необходимости ждать пока трамвай закроет все двери и тронется с остановки, но тем не менее в целях безопасности лучше не начинать движение до того, как трамвай начнет движение. Часто бывает, что люди «догоняют» трамвай и могут появиться буквально из ниоткуда. Закрытые двери трамвая так же не свидетельствуют о том, что посадка и высадка пассажиров закончена, дверь может открыться в любой момент.

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22 , движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

17-я глава распространяется также и на дворовые территории. Движение в жилых зонах должно осуществляться, не создавая помех пешеходам, но в ту же очередь пешеходы не имеют права препятствовать проезду транспортных средств.

Как мы выяснили Правила дорожного движения достаточно подробно распределяют приоритет между движением пешеходов и транспортных средств и если их соблюдать даже такие разные участники дорожного движения могут бесконфликтно существовать в условиях дорожного движения.

ПДД для пешеходов в 2020 году: как правильно передвигаться по дороге и в каком месте её лучше перейти

Каждый из нас знает, на какой цвет светофора можно переходить дорогу, но это правило далеко не единственное. Помимо него существуют и другие ПДД для пешеходов, важные, но не так хорошо известные большинству из нас. О том, как правильно переходить дорогу, когда разрешается передвигаться по обочине и как поступить, если в поле видимости нет ни светофора, ни пешеходного перехода, будет подробно рассказано ниже.

Кто является пешеходом, согласно правилам дорожного движения?

Под “пешеходом” в узком смысле слова понимается человек, который осуществляет передвижение пешком, ногами. Однако Правила дорожного движения для пешеходов расширяют это понятие и относят к пешеходам тех, кто передвигается на роликах, самокатах, скейтах, тех, кто ведёт мопед и мотоцикл, везёт детей на санках или в детской коляске, передвигается на безмоторной инвалидной коляске или ведёт её. У всех вышеперечисленных лиц возникает обязанность по соблюдению ПДД для пешеходов.

Правила движения пешеходов

ПДД устанавливают, где пешеход может передвигаться, а где ему ходить строго запрещено.

Тротуар

Слово тротуар имеет французское происхождение и переводится как «место для шагания», является частью дороги и предназначен исключительно для пешеходов. Тротуар может примыкать или к проезжей части, по которой передвигаются автомобили, или к велодорожке и может быть отделён от них газоном.

Пешеходная дорожка

Следует различать тротуар и дорожку для пешеходов: последняя предназначена для тех, кто передвигается с помощью ног, то есть пешком и обозначается специальным дорожным знаком. Ну, а любители велосипедных прогулок могут пользоваться тротуаром или велодорожкой.

Велосипедная дорожка

Часто можно наблюдать такую картину: по дорожке для велосипедистов неспешно прогуливаются пешеходы. Отчего же это происходит? Первая причина — невнимательность, ведь велодорожки обозначаются специальными знаками, вторая — незнание или игнорирование правил. Между тем выделение отдельной дороги для велосипедистов обусловлено соображениями безопасности. Согласитесь, нет ничего приятного в том, чтобы попасть под велосипед, так что велодорожка для пешеходов не предназначена, за исключением ситуаций, когда передвигаться не по чему — нет тротуара или обочины, пешеходной или велопешеходной дорожки или же идти по ним не представляется возможным.

Обочина проезжей части

Можно ли ходить по обочине? Опасно ли это? Да, по обочине передвигаться можно, если, конечно, отсутствует тротуар или дорожка, предназначенная для пешеходов и/или велосипедистов. Ожидаете транспорт? Если нет площадки, где можно было бы стоять, разрешается выйти на обочину.

Пешеходы на инвалидных колясках

Про то, что лица на неоснащённых моторами инвалидных колясках относятся к пешеходам, мы уже говорили. А распространяется ли ПДД для пешеходов на тех, чьи коляски моторизированы? Увы, нет. Безусловно, такое положение дел нельзя назвать справедливым, но в текущем году представители Государственной думы внесли предложение о том, чтобы приравнять лиц, использующих моторизированные инвалидные коляски, к пешеходам.

Передвижение на дворовой территории

Во дворах и жилых зонах можно ходить по проезжей части. Конечно, водители обязаны уступать пешеходам, однако последние без особых на то причин не должны мешать движению машин. Иными словами, если при проходе по двору вам понадобилось остановиться, сделайте это на тротуаре, а не на дороге, где проезжают автомобили. А вот на автомобилистов закон накладывает существенные ограничения в части передвижения и стоянки на территориях дворов.

Правила пересечения проезжей части

Регулируемый перекрёсток

С регулируемым перекрёстком всё довольно просто: переходите дорогу на разрешающий сигнал — зелёный цвет светофора, ну а если вдруг он сломан или мигает жёлтым цветом, и вы видите регулировщика движения, следуйте его указаниям. Может случиться такая ситуация, что вы начали переходить дорогу, но не успели — загорелся красный цвет. В таком случае воспользуйтесь островком безопасности, а при его отсутствии — разделительной полосой, на которой можно будет остановиться и подождать, пока вам снова не загорится зелёный.

Читать еще:  Удостоверение нотариусом сделки по продаже обыкновенных именных акции?

Нерегулируемый перекрёсток

Правила перехода пешеходного перехода для пешехода имеют важное значение, как при переходе дороги на светофоре, так и при его отсутствии. Что же тогда делать?

Для начала следует осмотреться и проверить, насколько далеко от вас находятся едущие по дороге машины и насколько большая у них скорость. Конечно, водители должны пропустить вас, но не стоит полагаться только на них. Ну а если вы увидели, что едет скорая помощь или пожарная машина с включённым маячком и сиреной, обязательно пропустите их.

Переход дороги, если не обозначен пешеходный переход

Дорогу перейти надо, а перехода или перекрёстка нет. Знакомая всем ситуация, не правда ли? Чаще всего мы выжидаем, когда автомобили будут находиться на отдаленном расстоянии, после чего поспешно перебегаем дорогу. Данная тактика правильна лишь отчасти: убедиться, что дорога относительно свободная, нужно обязательно, но следует помнить ещё, что:

  • на повороте переходить дорогу нельзя — вас могут не увидеть;
  • дорога должна просматриваться в обе стороны;
  • в месте перехода отсутствуют ограждения либо разделительная полоса.

Особенности передвижения в тёмное время суток

Тёмное время суток начинается с наступлением вечерних сумерек и заканчивается с наступлением сумерек утренних. Если вы идёте по тротуару, то прогулки в темноте не опасны, а вот если вам пришлось передвигаться по обочине или даже проезжей части, стоит побеспокоиться о том, чтобы быть заметным в темноте. Браслет, специальная нашивка на куртку, которые возвращают свет — всё это поможет обезопасить себя от возможного наезда.

Кстати, это правило применимо и для неблагоприятных погодных условий, когда видимость значительно ухудшается. Отмечу, что требование к наличию световозвращающих элементов при условии нахождения в черте города или иного населённого пункта носит рекомендательный характер, а вот если вы находитесь за городом — обязательно к исполнению.

Штрафы для пешеходов

Пешеходы несут ответственность за нарушение ПДД. Штрафы в 2020 году сравнительно небольшие — пятьсот рублей за то, что вы, к примеру, перешли дорогу в неположенном месте, не создав помех для транспорта. На тысячу или полторы тысячи рублей вас оштрафуют, если в результате нарушения вами правил кому-либо был причинён вред здоровью (кроме тяжкого вреда), и именно этот фактор позволяет многим нарушать правила дорожного движения — ответственность-то невелика.

Уже не первый год обсуждается возможность увеличения размера штрафов для пешеходов, возможно, что эта мера благоприятно скажется на уменьшении количества ДТП с участием пешеходов. Однако следует помнить, что если пешеход своими противоправными действиями причинил кому-либо тяжкий вред здоровью или смерть, то это влечёт уголовную ответственность. Кроме того, человек, который в результате этих действий пострадал, может потребовать с вас компенсацию за причинённый здоровью вред и моральный вред, а эти суммы будут куда существеннее штрафов.

Что должен знать и делать пешеход

На сегодняшний день права пеших граждан в рамках дорожного движения не изменились по сравнению с 2019 годом. Они также регламентируются главой 4 ПДД РФ.

Пешеход обязан соблюдать правила дорожного движения

В обязанности пешехода, согласно ПДД 2020 года, по-прежнему входит:

  1. Правило двигаться по тротуарам и обочинам. Идти по проезжей части возможно лишь в крайних случаях. Например, когда движение по тротуарам с грузом может представлять опасность для других лиц, передвигающихся пешком.
  2. Необходимость идти по проезжей части лицом ко встречному потоку движения. Исключением является случай, когда вы идете пешком и при этом тянете или толкаете велосипед, мопед или мотоцикл.
  3. Обязанность переходить дорогу строго в установленных местах.
  4. Соблюдать требования светофоров и регулировщиков.
  5. Уступать дорогу спец. автомобилям с включенными звуковыми сигналами и проблесковыми маячками.
  6. Другими способами обеспечивать безопасность дорожного движения.

Особо следует выделить предписание при движении в темное время суток пользоваться светоотражающими элементами на одежде. Пока обязательное использование элементов необходимо только при передвижении не в населенном пункте.

Светоотражающие элементы на одежде

Штрафы для пешеходов

Штрафы для пешеходов за нарушение ПДД в 2020 году оставили без изменений. При нарушении человеком правил дорожного движения, не повлекших значительных последствий, на него будет наложено наказание в соответствии со статьей 12.29.1 КоАП РФ.

Но если при нарушении правил дорожного движения были созданы значительные помехи для движения автотранспорта, то согласно ст.12.30 КоАП РФ, на гражданина могут наложить штраф в 1000 рублей. Как пример, можно привести ситуацию, когда пешеход сознательно загораживает дорогу и мешает проезду автотранспорта.

Отдельно рассматривается случай, когда из-за пешехода, нарушившего правила дорожного движения, пострадавшему был принесен вред здоровью легкой или средней степени тяжести. При таких условиях сумма взыскания увеличится до 1500 рублей.

Правом выписать акт о нарушении пешеходом ПДД обладает сотрудник ГИБДД, увидевший момент правонарушения. При этом инспектор должен представиться и назвать причину остановки пешего человека. После предъявления документов, на провинившегося составляется акт об административном правонарушении.

Пешеходы — это нарушители без удостоверения личности

Обязанность гражданина иметь с собой документ, удостоверяющий личность, не распространяется на лиц, свободно передвигающихся по улицам населенных пунктов. Именно поэтому не всегда и не все граждане носят с собой документы.

Если у гражданина, нарушившего ПДД, отсутствует документ, удостоверяющий личность, инспектор вправе задержать его. Делается это в соответствии с частью 1 статьи 27.3 КоАП РФ. Задержание необходимо для всестороннего рассмотрения дела, что не может быть выполнено без идентификации нарушителя.

Оплатить вынесенное постановление можно разными способами. Самые распространенные способы оплаты так популярны, потому что не требуют визита в банк. Погасить задолженность можно не выходя из дома. Это делается с помощью:

  • личного кабинета на официальном портале «Госуслуги»;
  • приложения «Сбербанк-Онлайн».

Оплата штрафа ГИБДД с помощью сервиса Сбербанк онлайн

Помимо этих способов, можно воспользоваться следующими:

  • по квитанции в отделении любого банка;
  • в отделении «Почты России»;
  • через терминалы приема платежей;
  • на официальном сайте ГИБДД.

Для пешеходов, так же как и для автолюбителей, имеется возможность оплатить штраф со значительной скидкой. Для этого не нужно тянуть с оплатой, а провести платеж в течение 14 дней с момента вынесения постановления. Если уложиться в эти сроки, сумма оплаты уменьшится в два раза.

В каких случаях пешеход несет уголовную ответственность

Как показывает судебная практика, возможно и уголовное наказание пешехода за нарушение ПДД.

Пешеход будет привлечен к уголовной ответственности, если в итоге его безответственного поведения:

  1. Был нанесен тяжкий вред здоровью человека. Наказание может быть до 3-х лет ареста.
  2. Произошла смерть человека. В этом случае возможно лишение свободы на срок до 4-х лет.
  3. Погибло 2 и более лиц. В случае такого правонарушения пешеход может лишиться свободы на срок до 7 лет.

Будут ли ужесточать штрафы

Разговоры об этом ведутся давно. Действительно, штраф не более 500 рублей, как правило, не способен напугать человека и остановить его противозаконные действия. Тем более что в связи с реформой ГИБДД сотрудников ДПС стало меньше, и их основное внимание приковано к автомобилям.

Если водителей могут ожидать штрафы до нескольких десятков тысяч рублей, то пешие люди могут отделаться очень маленькими суммами. В то же время нередко именно действия пешеходов становится причиной ДТП. Поэтому возможно, что в скором времени появятся законопроекты, ужесточающие санкции для таких лиц.

Так активно обсуждается законопроект, обязывающий лиц, передвигающихся пешком, носить на одежде светоотражающие элементы не только за городом, но и на территории населенных пунктов.

Пешеходов в наушниках тоже хотят штрафовать, но пока это только планы

Возможно, что к концу 2020 года все вышеуказанные изменения начнут обретать юридическую силу.

Итоги

Пока законодательство РФ достаточно лояльно относится к гражданам. Свод правил ПДД по обязанностям пешехода небольшой, как и штрафы за нарушения.

При этом пешим участникам движения всегда нужно помнить, что соблюдение ПДД защитит в первую очередь не от штрафов, а от возможных последствий. Следует быть предельно внимательными на дорогах.

Как вы считаете, следует ли ужесточать штрафы для пешеходов?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector