Почему мне отказали в предоставлении жилья?
Prokurors.ru

Юридический портал

Почему мне отказали в предоставлении жилья?

Отказ в предоставлении жилого помещения социальному нанимателю

В судах возобладала позиция о том, что признание жилого помещения непригодным для проживания не является достаточным основанием для предоставления социальному нанимателю другого жилого помещения. На основе анализа судебной практики предпринята попытка опровержения указанного подхода и обоснования необходимости более взвешенного решения данного вопроса законодателем.

Правовое основание

Для оценки перспектив судебного спора участникам процесса необходимо учитывать не только содержание норм ЖК РФ, но и современную судебную практику, утверждающую подход в толковании юридических норм при разрешении конкретной категории споров.

В настоящее время судебная практика восприняла системное толкование положений жилищного законодательства, изменив свой подход в вопросе оснований и порядка предоставления жилых помещений гражданам, проживающим на основании договора социального найма в домах, признанных непригодными (аварийными) для проживания и подлежащих сносу. Это приводит к отказам в предоставлении нанимателю жилого помещения, обоснованность которых не получила широкой оценки в юридической литературе.

Правовые основания разрешения спора о предоставлении жилых помещений социальным нанимателям, проживающим в непригодном жилом помещении, составляют следующие нормы законодательства.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища (ч. 1 ст. 40).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по правилам, установленным ч. 4 ст. 15 ЖК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии со ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Согласно ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 86, 87 ЖК РФ, если дом, в котором расположено жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу или жилоепомещение признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям, установленным ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, то есть должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Толкование указанных норм привело к появлению различных подходов относительно оснований предоставления жилого помещения.

Условно их можно разделить на два:

компенсационное предоставление, согласно которому вместо непригодного помещения предоставляется равнозначное пригодное к проживанию жилое помещение, что сближает его со способом возмещения вреда, причиненного нанимателю;

ограниченное предоставление, при котором жилые помещения предоставляются только объективно нуждающимся (малоимущим).

Компенсационный характер

До недавнего времени считалось, что характер отношений, возникающих при предоставлении нанимателю и членам его семьи, проживающим на условиях социального найма, жилого помещения взамен признанного непригодным, носит компенсационный характер и осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 85–89 ЖК РФ, который гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ рассматривались как исключения из общего правила предоставления жилых помещений взамен признанных непригодными для проживания. Право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма связывалось с моментом признания жилого помещения непригодным для постоянного проживания.

В подтверждение приводились разъяснения, содержащиеся в п. 37 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14, о том, что внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения.

В Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за II квартал 2009 года указывалось, что суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить жилое помещение в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. В отличие от случаев предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 57 ЖК РФ), наличие в собственности нанимателя по договору социального найма или члена его семьи другого жилого помещения не может служить основанием для отказа в предоставлении взамен жилого помещения, пришедшего в непригодное для проживания состояние, равнозначного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на основании ст. 89 ЖК РФ.

При предоставлении помещения не требовалось признание его малоимущим. Это обоснованно расширяло категорию «малоимущий» в сфере предоставления жилья. Правильно отмечалось, что материальное положение слоя общества, чей умеренный доход выше дохода малоимущих, все равно не позволяет участвовать в рынке недвижимости (1).

Апелляционным определением Челябинского областного суда от 10.03.2016 по делу № 11-3107/2016 доводы о том, что истцы не признаны нуждающимися в предоставлении другого жилого помещения и малоимущими, поэтому не могут быть обеспечены вне очереди другим жилым помещением, признаны несостоятельными. Обязанность по предоставлению вне очереди жилья гражданам, жилье которых признано непригодным для проживания и подлежащим сносу, лежит на органе местного самоуправления в порядке ст. 57, 89 ЖК РФ, и в силу указанных выше норм истцы являются нуждающимися. В данном случае признание малоимущими не требуется, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).

Достоинством данного подхода является то, что увеличение дохода до уровня выше малоимущего само по себе не может расцениваться как основание отказа в предоставлении жилого помещения взамен признанного непригодным. Однако реализация данного подхода связана с большими финансовыми затратами и нагрузкой на бюджет. Стоит заметить, что согласно правовой позиции Европейского Суда власти государства-ответчика не вправе ссылаться на отсутствие денежных или иных средств, например отсутствие жилого помещения (Постановление Европейского Суда по делу «Малиновский против Российской Федерации от 07.07.2005 г.»).

Ограниченное предоставление

В настоящее время судами широко воспринят иной подход, основанный на изменении толкования положений п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Суть нового подхода заключается в том, что характер предоставления нанимателю жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания связан с наличием либо отсутствием объективной нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, а фактически с признанием малоимущим.

Круг лиц, которым предоставляется жилое помещение взамен признанного непригодным, ограничивается только категорией малоимущих граждан. При этом оценка так называемой объективной нуждаемости может иметь неоднозначный характер и привести к затягиванию судебного разбирательства.

В Определении ВС РФ от 09.12.2014 № 33-КГ14-12 указывается, что факт отсутствия нахождения истца в очереди нуждающихся в жилье, притом что он проживает в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования о внеочередном предоставлении жилья, но суду при рассмотрении настоящего спора надлежало установить его объективную нуждаемость в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ, и дело было направлено на новое апелляционное рассмотрение. При новом рассмотрении дела Определением Ленинградского областного суда от 28.01.2015 № 33-386/2015 производство по делу прекращено в связи со смертью истца и с невозможностью произвести процессуальное правопреемство, так как заявленные требования неразрывно связаны с личностью истца.

Необходимость предоставления жилого помещения связывается также с признанием муниципалитетом за жильцами права на получение жилого помещения по договору социального найма.

В Апелляционном определении Кемеровского областного суда от 21.07.2015 по делу № 33-7510/2015 указано, в частности, на то, что по существу, издав распоряжение об отселении жильцов (л. д. 52), указав, что в реестре аварийности истец числится (л. д. 26), администрация Мариинского муниципального района признала за истцом право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Однако распространена практика, когда в ранее изданные распоряжения вносятся изменения в формулировке, которая допускает предоставление жилых помещений исключительно нуждающимся малоимущим гражданам.

Ограниченное предоставление жилых помещений стало господствующим в связи с принятием Определения ВС РФ от 07.06.2016 № 43-КГ16-5, в котором на основании системного толкования отражена позиция, согласно которой один лишь факт признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ при отсутствии иных предусмотренных законом условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке. Следовательно, для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

Читать еще:  Какой срок предоставлен для работника при увольнении?

Это позволяет экономить средства бюджета, снять ответственность за ненадлежащее содержание муниципального фонда путем сокращения круга лиц, проживающих в непригодных и аварийных жилых домах, которым обязаны предоставить жилые помещения взамен непригодных.

Выбор законодателя

Изменение жилищной политики на основании отдельных позиций ВС РФ в части ограничения круга лиц, получающих жилое помещение, нельзя считать социально оправданным шагом.

Предоставление жилого помещения взамен признанного непригодным вследствие ненадлежащего осуществления контроля за состоянием жилищного фонда не является предоставлением жилого помещения по общим правилам предоставления жилого помещения малоимущим, а носит компенсационный характер, то есть помещение предоставляется не просто так, а взамен ранее занимаемого жилого помещения. Принятый на вооружение судебной практикой подход не учитывает характер действий, приведших к непригодности жилого помещения, а именно бездействие наймодателя по надлежащему контролю за сохранностью жилищного фонда, игнорирование мероприятий по своевременному проведению ремонтных работ и исполнению бремени по содержанию жилищного фонда.

Если рассматривать данную компенсацию как льготу, то определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя. Предложенный судебной практикой подход не отвечает Определению КС РФ от 01.03.2007 № 129-О-П, согласно которому реформирование компенсаций населению должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Новая жилищная политика ограниченного предоставления не заслуживает поддержки. Более того, это стимулирует граждан скрывать реальные доходы, чтобы получить либо сохранить статус малоимущего и не улучшать самостоятельно жилищные условия до предоставления нового жилого помещения.

Правомерно ли решение администрации об отказе в предоставлении жилья?

Когда вы находились в местах лишения свободы, вас снимали с квартиры.. Действия администрации не правомерны тем, что они не знали, что вы на данный момент находились в местах лишения свободы.

Чтобы восстановить свои права, вам нужно подать обращение в администрацию, приложить доказательства того, что вы отстуствовали в квартире по причине того, что находились в местах лишения свободы. Приложить все квитанции по оплате. (Пишите 2 экземпляра и на обоих ставите отметку о принятии, один оставляете у себя) Приложите так же копию паспорта с пропиской.

Дождаться их официального ответа (возможно отказа). И обжаловать данный отказ через суд.

На данный момент вам обязаны предоставить квартиру.

ЖК РФ Статья 95. Назначение жилых помещений маневренного фонда

Жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:

1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;

2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;

3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;

3.1) граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Поскольку администрация после 2008 года не подавала иск на Ваше выселение, была согласна с Вашей регистрацией, то действия ее в отказе предоставления Вам жилья неправомерны.

Ваша супруга скончалась в 2008 году, но так как у Вас была регистрация в этой квартире, Вы имели полное право на проживание в ней после возвращения из мест лишения свободы.

Согласно ст. 51 ЖК РФ

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях):

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

Согласно ст. 57 ЖК РФ

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

Расселение происходит на основании договора социального найма.

Напишите заявление в администрацию о предоставлении Вам жилья, приложите договор социального найма и копию Вашего паспорта с пропиской.Требуйте письменный отказ.

Так же параллельно напишите жалобу в прокуратуру. Материалы прокурорской проверки послужат Вам доказательной базой, если все так, как Вы написали.

Далее Вам надо обжаловать отказ путем подачи административного иска в суд.

Действия администрации неправомерны. Дом находился на выселении..Администрация любым образом должна была вас предупредить что дом списан.

Приговор суда в виде лишения свободы о назначении уголовного наказания, не лишает осужденного права на жилище. К сожалению, осужденный не может его осуществить данные права в полном объеме, как было на свободе. Правами осужденного является то, что в период нахождения его в местах лишения свободы, он остается в договорных отношениях по найму жилого помещения. За осужденными, находящимися в местах лишения свободы, остается жилое помещение, независимо от срока отбывания наказания. В соответствии с п.2 ст. 60 ЖК РФ, договор социального найма жилого помещения устанвливается без установления срока действия..согласно п.3.Изменение оснований и условий , дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма , не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения. Вам нужны доказательства что вы оплачивали коммунальные платежи своевременно. Также в соответствии со ст.84.выселение граждан из жилых помещений , предостовляемых договором социального найма, производится в судебном порядке; c предоставлением других благоустроенных жилых помещений или других жилых помещений ( имеется ввиду неблагустроенное жилье) социального найма. или же без предоставления других жилых помещений.

Всего доброго.Жду положительного отзыва.

Лицо может быть лишено права пользования квартирой в связи с лишением свободы сроком на три и более года. Вас такого права не лишали, Вы сохранили свою прописку в квартире, следовательно, право проживания и оплачивали коммунальные услуги. Исходя из этого, администрация неправомерно отказала Вам в предоставлении жилья в связи со сносом жилья. Обратитесь в суд об обязании администрации поселения в предоставлении Вам жилья в связи со сносом жилья.

Отказ в предоставлении субсидии на оплату ЖКХ: основные причины отказа

Уровень доходов граждан отстает от стремительного роста тарифов на коммунальные услуги.

Для поддержки малоимущих семей государство предоставляет частичную или полную компенсацию их затрат.

Отказ в предоставлении субсидий на оплату ЖКХ возможен лишь по уважительным причинам.

Правила назначения субсидии

Главным условием получения социальной помощи является сравнительная величина стоимости услуг ЖКХ применительно к доходам семьи.

Она назначается гражданам, затрачивающим на оплату коммунальных услуг сумму, которая превышает установленную норму. В противном случае их может ожидать отказ в субсидии на оплату ЖКХ.

Базой для расчета денежного возмещения выступают:

  1. нормативы жилой площади, установленные законодательством;
  2. региональные тарифы на коммунальные услуги;
  3. средний доход семьи.

Законодательно установленная норма затрат одной семьи на коммунальные услуги составляет 22% от общего дохода.

Если средний доход меньше прожиточного минимума, при расчете применяется поправочный коэффициент, снижающий норму затрат.

На данный вид компенсации могут претендовать:

  • собственники жилья;
  • члены жилищного кооператива;
  • лица, официально оформившие аренду жилого помещения;
  • граждане, проживающие в муниципальных или государственных квартирах.

Особый порядок предоставления господдержки разработан для таких категорий граждан:

  1. военные контрактники;
  2. лица, живущие на закрытых военных объектах;
  3. военные пенсионеры.

Порядок предоставления

Воспользоваться социальной поддержкой вправе семьи и одинокие люди в случае несоразмерности их доходов размеру платежей.

Граждане, претендующие на получение государственной помощи для оплаты ЖКУ, должны обратиться в местные органы соцзащиты или МФЦ с пакетом необходимых документов.

Одним из вариантов является подача заявки через Единый портал госуслуг. Проверка документов и рассмотрение заявки занимают 10 дней.

Заявителя ожидает отказ в получении субсидии, если в документах будут выявлены неточности или ошибки.

При необходимости гражданину дается месяц на предоставление недостающих сведений. О положительном решении он уведомляется письменно в течение 10 дней.

Помощь может предоставляться в разных формах:

  • в виде денежных выплат;
  • в виде бесплатных услуг ЖКХ.

Действие субсидии начинается:

  1. с месяца подачи заявки, если документы были предоставлены до 15 числа;
  2. со следующего месяца, если бумаги были поданы позднее.

При расчете размера денежной помощи учитываются:

  • полугодовой общесемейный доход;
  • помесячная сумма платежей по квитанциям;
  • площадь и технические параметры жилья;
  • затраты, необходимые для ремонта и обслуживания дома;
  • количество проживающих;
  • реальный прожиточный минимум семьи;
  • общая стоимость услуг ЖКХ.

Выплаты производятся из регионального и федерального бюджета. Денежные средства поступают на счет получателя ежемесячно до 10 числа, для своевременной оплаты ЖКУ. Эти средства не облагаются подоходным налогом.

Читать еще:  Оплата за коммунальные услуги

Основания для отказа

Субсидии предоставляются на срок до 6 месяцев. С момента окончания этого периода в течение 10 дней следует подать новую заявку на получение господдержки.

В течение всего периода получения денежной помощи ее размер регулярно пересчитывается, причем итоговая сумма не может быть больше размера фактических выплат за ЖКУ.

При изменении какого-либо из региональных стандартов, в том числе и прожиточного минимума, размер выплат пересчитывается в беззаявительном порядке.

Отказ в предоставлении субсидии может быть вызван:

  1. задолженностью по коммунальным платежам и отсутствием соглашения об их погашении с управляющей компанией;
  2. наличием гражданства другого государства, с которым РФ не имеет договора, регламентирующего порядок предоставления денежной помощи;
  3. получением ссуды согласно договору безвозмездного пользования;
  4. проживанием в жилом помещении по договору найма;
  5. нарушением сроков подачи документов на получение субсидии;
  6. ошибкой или неточностью в предоставленных документах.

Приостановка или прекращение выплат

Предоставление денежных выплат прекращается, если появились веские основания для отказа в субсидии, в частности:

  • гражданин, получающий выплату, сменил место жительства;
  • в представленных документах указана неверная информация, которая может стать причиной ошибки в расчетах;
  • в течение месяца после уведомления о приостановке выплат получателем не приняты меры по погашению задолженности;
  • гражданин потерял право на получение субсидии в результате изменений, произошедших в составе семьи или гражданстве.

Выплаты могут быть приостановлены, если:

  1. гражданин нарушает сроки погашения задолженности по коммунальным платежам;
  2. своевременно не исполняет обязанность по оплате услуг ЖКХ;
  3. вовремя не информирует органы соцзащиты об изменении своего статуса в качестве получателя субсидии.

Порядок прекращения и возобновления помощи

Выдача субсидии приостанавливается сроком на один месяц для выяснения причин неисполнения требований, предъявляемых к получателю выплат.

Если причина будет признана уважительной, выплаты возобновляются, в том числе и за время приостановки.

В качестве уважительных причин принимаются:

  • факт лечения в стационаре;
  • смерть близкого родственника;
  • задержка заработной платы.

При отсутствии уважительных причин предоставление выплат прекращается.

Решение об их приостановке или полном прекращении доводится до сведения получателя в течение 5 рабочих дней в письменном виде и с указанием оснований.

Однако они могут быть возобновлены после устранения причин отказа в предоставлении субсидии:

  1. после полного погашения задолженности;
  2. выполнения всех требований, предусмотренных законом.

Если размер получаемой помощи превышает фактические расходы на оплату услуг ЖКХ, производится перерасчет.

Денежные средства, полученные необоснованно, должны быть возвращены в бюджет добровольно. В противном случае возврат осуществляется в судебном порядке.

Заключение

Получателям субсидий на оплату ЖКХ следует помнить, что данный вид господдержки имеет целевое назначение.

Расходование средств контролируется уполномоченными органами. Поэтому важно обеспечивать своевременную и полную оплату предоставляемых коммунальных услуг.

Отказ в получении квартиры по договору социального найма: причины, можно ли оспорить в 2020 году

Договор социального найма закрепляет право пользование гражданами жилым помещением в соответствие с установленными условиями. В статье мы разберем, возможен ли отказ в получении квартиры по договору социального найма, каковы возможные причины отказа, можно ли его оспорить и в каком порядке.

Понятие договора социального займа

Основным документом, регламентирующим отношения по договору социального найма, является Жилищный кодекс РФ, в частности раздел III.

Правоотношения, регулируемые договором социального найма

Согласно условий данного договора владелец (собственник) жилого помещения передает в пользования гражданину РФ жилое помещение с целью проживания в нем.

[su_button url=”tel:+74999386073″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 467-36-24

[su_button url=”tel:+78124673624″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Из других регионов РФ звоните: +7 (800) 333-49-12

[su_button url=”tel:+78003334912″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

[/su_note] –> Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓ Бесплатная юридическая консультация

Основными участниками данного вида правоотношений выступают:

  • наймодатель: государственный либо жилищный фонд;
  • наниматель гражданин РФ.

Иностранные граждане (не граждане РФ) не могут быть нанимателями. Фактически законодательно им запрещено заключать договора социального найма.

Договор социального найма могут заключить только лица, стоящие на учете нуждающихся в жилищных помещениях.

Предметом договора выступает жилой дом либо квартира, которые находятся в муниципальной либо государственной собственности. Согласно действующего законодательства жилой объект недвижимости должен быть предоставлен гражданину по месту его проживания.

Договор социального найма не может быть заключен, если не соблюдаться норма площади на одного человека с учетом всех членов семьи.

Договор социального найма заключается на бессрочной основе. В договоре отсутствует пункт с указанием срока действия право пользования данным объектом недвижимости.

Заключение договора социального найми и его особенности

Форма договора является типовой (утверждена государством). Договор заключается в письменной форме и не подлежит государственной регистрации.

Государственные либо муниципальные органы выносят решение о необходимости подписания договора соцнайма. Только после принятия данного решения договор может быть заключен.

К основным реквизитам договора можно отнести:

  • идентификационные данные наймодателя и нанимателя;
  • описание объекта жилой недвижимости (адрес, площадь, состояние);
  • права и обязанности нанимателя и наймодателя;
  • параметры прекращения действия договора.

Бланк договора социального найма можно скачать здесь ⇒ Договор социального найма жилого помещения

Договор может быть прекращен по согласованию обеих сторон в оговоренные сроки. Также договор считается расторгнутым после смерти нанимателя если он проживал один. Если договор расторгнут и наниматель отказывается освобождать жилое помещение, выселение происходит в принудительном порядке на основании решения суда.

Бланк соглашения о расторжении договора социального найма можно скачать здесь ⇒ Соглашение о расторжении договора социального найма

Права и обязанности сторон

В договоре зафиксированы основные права и обязанности граждан. Ниже рассмотрим основные из них

Права/Обязанности Наниматель Наймодатель
Обязательства В рамках договора соцнайма, наниматель имеет следующие обязательства:

  • подписание Акта приема-передачи квартиры в течении 10 дней с даты подписания договора;
  • использование квартиру по назначению;
  • своевременная оплата всех платежей;
  • поддерживание жилого помещения в хорошем состоянии (текущий ремонт);
  • освобождение помещения в оговоренные сроки после расторжения договора
В соответствии с соглашением, наймадодель должен:

  • гарантировать обеспечение капитального ремонта помещения в случае такой необходимости;
  • обеспечить нанимателя всеми коммунальными услугами;
  • по причине признания дома аварийным и подлежащим сносу, необходимо обеспечить нанимателя равноценным жильем путем расторжения старого и заключением нового договора социального найма.
Права На основании соглашения, наниматель имеет право:

  • использовать жилое помещение для собственного проживания;
  • требовать у наймодателя проведение капитального ремонта квартиры и дома в целом (в случае возникновения такой необходимости);
  • вселять в занимаемое помещение других членов семьи при контроле государственных и муниципальных органов учетной нормы на 1 человека.
Заключив договор соцнайма, наймодетель вправе:

  • иметь доступ к жилому помещению при условии предварительного согласования с нанимателем даты и времени;
  • требовать у нанимателя своевременность оплаты всех платежей

Отказ в получении квартиры по договору социального найма

Основной причиной отказа в получении квартиры по договору социального найма является отсутствие подтверждения, что гражданин РФ нуждается в улучшении жилищных условий и стоит на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Отказ в принятии граждан на учет и подписание договора

Граждане РФ могут стать на учет нуждающихся в жилых помещениях лиц не ранее 5 лет со дня подачи заявления о намерении.

Жилищным кодексом РФ закреплены причины, по которым гражданам могут отказать в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях. Ниже приведены некоторые из них:

  • отсутствие подтверждения, что данное лицо нуждается в жилых помещениях;
  • отсутствие заявление о намерении;
  • не истек срок с подачи заявления о намерении (менее 5 лет).

Если Вам было отказано в постановке на учет, в основании должно быть указана причина либо ссылка на нарушения. В ином случае отказ является неправомерным.

Решение об отказе обязано быть вручено гражданину по истечению трех рабочих дней со дня принятия такого решения. Законодательно закреплено право граждан обжаловать данное решение в судебном порядке путем подачи соответствующего иска.

Если Вы стоите на учете и с Вами государственные и муниципальные службы не заключают договор социального найма, данный отказ является неправомерным. При подаче судебного иска и предоставление всех необходимых документов, вероятность того, что суд примет Вашу сторону довольно таки велика

Выселение граждан путем расторжения договора социального найма

После подписания договора социального найма принудительное выселение с занимаемых жилых помещений происходит на основании судебного решения. Рассмотрим две ситуации принудительного выселения:

Ситуация 1. С предоставлением других объектов жилой недвижимости;

  • изъятие земельного участка, на котором находится дом;
  • дом признан непригодным, аварийным и подлежит сносу;
  • перевод в нежилой фонд либо передаче религиозной организации;
  • изменение условий проживания после капитального ремонта и реконструкции.

Согласно действующего законодательства, должно быть предоставлено равноценное жилье. Критерии равноценности жилья:

  • рыночная стоимость;
  • площадь;
  • населенный пункт.

При несоблюдении критериев равноценности предусматривается денежная компенсация.

Ситуация 2. Без предоставления других объектов жилой недвижимости.

Существует ряд причин, по которым договор социального найма может быть расторгнут в одностороннем порядке путем судебного разбирательства. К основным из них можно отнести:

  • нанесение вреда занимаемому объекту недвижимости;
  • неуплата более 6 месяцев за пользование жильем и коммунальные услуги;
  • использование квартиры не по назначению;
  • систематическое нарушение правопорядка соседей.

Муниципальные либо государственные службы при выявлении факта нарушения нанимателем установленных порядков пользования помещением подают судебный иск с намерением расторгнуть данный договор. При подаче искового заявления необходимо также предоставить доказательства, подтверждающие нарушения. Суд выносит соответствующее решение о расторжении договора и устанавливает срок освобождения нанимателями данного жилого помещения. Если наниматель не освобождает квартиру, выселение происходит на основании исполнительного листа в принудительном порядке.

Читать еще:  Что такое государственное обеспечение?

[su_button url=”tel:+74999386073″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 467-36-24

[su_button url=”tel:+78124673624″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Из других регионов РФ звоните: +7 (800) 333-49-12

[su_button url=”tel:+78003334912″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

[/su_note] –> Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓ Бесплатная юридическая консультация

Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Требовать жилье люди имеют право только тогда, когда им присвоен статус малоимущих.

Причины отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье

Чтобы разобраться, по каким причинам может быть дан отказ в постановке нуждающихся в жилом помещении граждан в очередь на жилье, важно понять, что является основанием для того, чтобы человек был признан нуждающимся.

В качестве критериев для того, чтобы гражданин был отнесен к этой категории и мог притязать на получение жилья по контракту соцнайма, используются следующие:

  • наличие у человека или остальных членов его семьи жилья, причем основания для возможности его использования не имеют никакого значения;
  • размер жилой площади, которая приходится на каждого из членов семейства того, кто претендует на большее помещение для проживания;
  • насколько помещение соответствует определенным законодательством требованиям;
  • присутствие в семье больных таким заболеванием, при котором несколько семейств не может проживать в одной квартире.

Данный список критериев является полным и не может быть расширен на региональном уровне.

Важно отметить, что требовать жилье люди имеют право только тогда, когда им присвоен статус малоимущих, или же если они относятся к другой категории граждан, имеющих право претендовать на жилье государственного или муниципального жилых фондов.

Причины отказа в признании нуждающимся

Человек получит отказ в признании нуждающимся, если у него есть права на дополнительную комнату или жилую площадь. Данный вывод вынесен в 2003 г. судебной коллегией Верховного Суда России по гражданским делам.

Что касается малоимущих граждан, которые приватизировали жилое помещение до начала 2007 года, при условии, что оно приходится для них единственно возможным местом проживания на постоянной основе, они имеют право передать то, что им принадлежит на основании собственнических прав при условии отсутствия любых обязательств, в собственность муниципалитета или государства.

В свою очередь исполнительные органы власти, а также органы местного самоуправления или лица, которые ими уполномочены, должны принять собственнические права и подписать договора соцнайма жилых помещений с теми людьми, которые там проживают. Данный порядок установлен российским законодательством.

Человек, который претендует на получение жилых помещений, может быть признан нуждающимся в случае, если на каждого члена семейства площадь жилья составляет меньше учетной нормы, установленной согласно законодательству. При этом должны быть соблюдены все иные требования, которые предъявляются к заявителю на законодательном уровне. К ним относятся: гражданство, период проживания на территории муниципального образования, отсутствие фактов, подтверждающих намеренное ухудшение условий проживания и т.д. Во внимание берутся все помещения, относящиеся к жилому фонду, на которые имеются права собственности или пользования у заявителя или любого из членов его семейства.

Решение об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилье

Жилищный кодекс России в статье 52 фиксирует положения о принятии на учет нуждающихся граждан. Органы местного самоуправления ответственны за данный процесс. Порядок подразумевает подачу соответствующего заявления по месту проживания человека. Обращение можно подавать не только по месту жительства, если для этого есть причины, прописанные в Жилищном Кодексе. В случае если лицо является недееспособным, подача заявления производится его представителем, который назначен на законных основаниях.

Установленный порядок учета предполагает, что вместе с заявлением предоставляются документы, которые подтверждают право граждан находиться на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. После подачи документации заявитель должен получить расписку от органа местного самоуправления, в которой будет указываться полный перечень предоставленных документов и дату их поступления.

В постановке может быть отказано на основании рассмотрения заявления и остальных документов, которые поданы вместе с ним в органы местного самоуправления. Вывод о принятии на учет делается на протяжении 30-ти рабочих дней со времени предоставления документации.

Отказ в принятии на учет предоставляется и отправляется заявителю не позже, чем через 3 дня после вынесения подобного решения (учитываются исключительно рабочие дни). Решение включает как непосредственно отказ, так и разъяснение его причин.

Отказ должен содержать факты, которые препятствуют включению гражданина в очередь на жилье, правовые нормы, которые нарушаются в случае принятия позитивного решения и т.д. Человек имеет право обжаловать принятое решение в судебном порядке, если считает, что в произведении учета ему отказано незаконно.

Основания для отказа в постановке на учет нуждающихся в жилье

Отказ в постановке граждан на учет, как нуждающихся в жилом помещении для усовершенствования условий проживания, может быть дан, исходя из следующих оснований (Жилищный кодекс РФ, ст. 54):

  • не были предоставлены документы, которые перечислены в ч. 4 статьи 52 Жилищного кодекса России;
  • документы, которые были поданы для проведения учета, не доказывают, что человек имеет право состоять на учете;
  • были совершены дополнительные действия, которые и привели к признанию человека нуждающимся в принятии на учет.

Порядок постановки определяет, что люди, которые преднамеренно ухудшили свои жилищные условия, могут признаваться нуждающимися в постановке только через пять лет с момента совершения таких действий.

Некоторые авторы, дающие разъяснения статьям Жилищного кодекса, к таким поступкам граждан относят:

  • деяния, которые направлены на прекращение собственнических прав на свою часть в жилых помещениях. К ним принадлежат любые сделки, цель которых
  • отчуждение имущества;
  • в жилом помещении получают право жить люди, которые вселены в качестве членов семейства, однако изначально не являлись таковыми. Это возможно при оформлении фиктивных союзов или наоборот, расторжении уз брака;
  • жилое помещение специально приведено в состояние, не отвечающее требованиям, установленным для такого помещения;
  • изменен порядок эксплуатации, применимый в жилых помещениях;
  • произведена мена жилых помещений;
  • нарушаются условия контракта соцнайма;
  • владельцы жилых помещений определили, выделили или изменили доли.

К предумышленным деяниям, в результате которых может быть вынесен отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не принадлежат:

  • разрастание семейства владельца или того, кто снимает жилье, возникшее в результате заключения официального брачного союза, рождения детей или их усыновления;
  • деяния, которые непреднамеренно привели к признанию гражданина малоимущим. Данный статус может быть получен в результате окончания трудовых отношений или смены места работы, получение статуса безработного и т.д.

Отказ в принятии может быть дан только в том случае, если имеют место основания, перечисленные в статье 54 ЖК РФ. Иные причины для отказа не могут быть использованы.

Важно отметить, что есть некие сложности в применении на практике статьи 54, так как в ней не определен четкий перечень действий нуждающихся граждан, который может служить основанием для употребления изложенных в ней положений. Кроме того, ч. 4 ст. 52 не определяет точный перечень документов, которые должны подаваться вместе с заявлением. Данный порядок определяют местные органы самоуправления.

Снятие с учета

Гражданин может получить не только отказ в принятии, но также к нему может быть применено снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в ситуации если:

  • он обратился в орган по месту учета для снятия с учета с официальным запросом;
  • утрачены основания, которые давали ему право получить жилье по контракту соцнайма;
  • человек переехал в иное муниципальное образование, исключение составляет переезд в пределах Санкт-Петербурга и Москвы, которые являются городами федерального значения;
  • получены бюджетные средства от органов госвласти или местных органов самоуправления на строительство или покупку жилища;
  • орган госвласти/местного самоуправления предоставил человеку участок земли для проведения строительства жилья;
  • в документах, предоставленных заявителем, выявлена информация, которая не отвечает реальности и стала основополагающей в принятии на учет, а также, если официальными лицами органа, отвечающего за ведение учета, были совершены противозаконные действия при вынесении решения.

Снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, идентично постановке. Порядок вынесения решения следующий:

  • заключение о снятии граждан с учета производится той же структурой, которая выносила решение о принятии нуждающихся на учет;
  • решение должно быть принято в течение 30-ти дней (рабочих) с момента выяснения факторов, которые являются причиной для снятия;
  • решение, как и в ситуации, если дан отказ в принятии на учет, должно включать весомые причины для этого с разъяснением обстоятельств, которые повлекли принятие подобного решения;
  • решение о снятии людей с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении направляется в течение 3-х дней с даты принятия подобного решения. Человек имеет право обращаться в суд для обжалования принятого решения.

Таким образом, основания для отказа во взятии на учет изложены в статье 54 Жилищного кодекса. Они являются исчерпывающими, что исключает возможность приведения иных причин отказа органом, который отвечает за рассмотрение данного вопроса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector