Подписан договор с арменией
Prokurors.ru

Юридический портал

Подписан договор с арменией

Что даст Армении подписанное соглашение с Евросоюзом

«Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве», подписанное между Арменией и ЕС, уникально как в экономической плоскости, так и в политической. В отличие от проекта полноправной ассоциации четырехлетней давности, нынешнее соглашение не содержит главного и наиболее ценного пункта — о создании зоны свободной торговли.

Именно из-за отсутствия этого пункта определенная часть экспертов Армении была настроена критически к данному документу, считая его имитационным.

Однако подобные аргументы изначально были несостоятельными, поскольку Армения, будучи членом Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), не могла даже теоретически поднимать вопрос о формировании зоны свободной торговли с ЕС.

Конечно, это обстоятельство — серьезная преграда для расширения экономического диалога. Однако даже после вступления Армении в евразийские проекты Брюссель сохранил статус доминирующего торгового партнера для Еревана. Согласно статистике, более 26% от общего объема армянского экспорта приходится на страны Евросоюза.

Долговая яма и спекуляции

С экономической точки зрения Армения также нуждается в поддержке ЕС по двум важным вопросам: проблема регулирования государственного долга и поиск дополнительных источников инвестиций. По данным Национальной статистической службы, совокупный государственный долг Армении составляет более $6 млрд с ежемесячным темпом роста на 0,76% ($48 млн). При этом в структуре внешнего госдолга более $4 млрд приходится на задолженность правительства Армении (рост на $9 млн), а долг Центрального банка составляет чуть больше $600 млн (рост на $37,4 млн).

Всемирный банк удерживает $1,749 млрд государственного долга (36,2%), Азиатскому банку развития (АБР) Ереван должен $515 млн и $410 млн приходится на Международный валютный фонд (МВФ). Всем вышеперечисленным структурам Армения должна в рамках разносторонних кредитных программ.

В двустороннем формате у Еревана имеются крупные долги перед США, Германией, Францией, Японией, фондом развития Абу-Даби и Экспортно-импортным банком Китая.

По прогнозам на 2018 год, госдолг страны может достичь отметки в $7 млрд, что составит 60% от ВВП.

По замыслу армянских властей, политическое соглашение с ЕС создает благоприятный фон для ведения переговоров как с международными валютными организациями, так и с отдельными странами.

Приток инвестиций из стран ЕС имеет ключевое значение для оздоровления и развития армянской экономики. Необходимость в европейских инвестициях обусловлена тем, что за последние три года

заметно снизились потоки вложений из России — крупнейшего инвестора в армянскую экономику. Более того, согласно данным статистики, в Армении был зафиксирован отток капитала.

Впрочем, в последнем докладе Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) отмечается, что приток иностранных инвестиций в Армению до сих пор существенно уступает инвестициям из стран ЕАЭС, а приток инвестиций из России — растет.

Другой элемент информационной спекуляции связан с работой атомной электростанции в городе Мецамор. За несколько месяцев до планируемого подписания во многих армянских СМИ публиковались материалы, в которых утверждалось, что Брюссель требует от Еревана незамедлительного закрытия Мецаморской АЭС.

Однако этот пункт в соглашении сформулирован с расчетом реальных сроков эксплуатации данной атомной электростанции. Более того, армянские власти приняли решение продлить этот срок еще в марте 2014 года за счет привлечения российского кредита в размере $270 млн и различных грантов на сумму в $30 млн.

Важно также отметить, что именно Ереван в различные периоды обращался к европейским и другим международным структурам с просьбой помочь стране развивать альтернативные источники энергии.

В Брюсселе многократно заявляли, что понимают важность этой атомной электростанции, от которой зависит энергетическая безопасноть республики. Таким образом, ЕС всего лишь требует от армянской стороны постепенно выработать дорожную карту по реформированию энергетического сектора, принимая во внимание объективные сроки эксплуатации Мецаморской АЭС.

Ереван меж двух огней

Реальная уникальность нынешнего соглашения находится в политической плоскости. Становление армянской государственности происходило чрезвычайно болезненно: землетрясение 1988 года, нагорно-карабахский конфликт, блокирование западной и восточной границ со стороны Турции и Азербайджана и т.д. В настоящее время открытыми остаются армяно-иранская и армяно-грузинская границы, обеспечивающая наземное сообщение с Россией — главным стратегическим партнером в области военно-технического сотрудничества.

В условиях подобного географического плена Армении было крайне важно сохранить российский зонтик безопасности и получить доступ к политическим и экономическим ресурсам западных стран.

Помимо этого, Ереван осознавал важность выстраивания политического и торгово-экономического диалога с Ираном, находившимся в конфронтации с США и ЕС.

Сложившая ситуация заставила армянскую сторону разработать стратегию комплементарной (диверсификационной) внешней политики, основанной на принципе соблюдения баланса в отношениях с разными центрами силы. Эту политику удавалось успешно реализовывать в условиях отсутствия серьезной конфронтации между Россией, Соединенными Штатами и Европейским союзом.

Дополнительным фактором влияния выступала многомиллионная армянская диаспора, обладающая значительными качественно-количественными ресурсами для лоббирования интересов исторической родины на международной арене. Однако армянский диаспоральный инструмент также использовался внешними странами для проецирования своего влияния в отношении Армении.

После ухудшения отношений между Россией и странами западного мира Ереван оказался перед необходимостью стратегического выбора. Этот выбор армянские власти сделали в 2013 году, отказавшись от парафирования ассоциации с ЕС и вступив в ТС, а позже — в ЕАЭС.

Многие эксперты тогда пришли к заключению, что членство Армении в этих интеграционных структурах раз и навсегда покончило с комплементарной политикой.

Успешное завершение второго раунда переговоров и подписание нового соглашения позволяет в какой-то мере говорить о сохранении преемственности политики баланса. Однако важно подчеркнуть, что неокомплементаризм эпохи правления Сержа Саргсяна имеет определенную специфику.

Сегодняшней элите приходится маневрировать не только в условиях глобального обострения российско-американского диалога и крайне нестабильной региональной ситуации на Ближнем Востоке, но и с учетом юридически ограничивающих механизмов ОДКБ, ТС и ЕАЭС. Ключевые внешнеполитические решения Ереван принимает, оглядываясь на интересы других стран-участниц евразийских блоков, где доминирующая политическая роль принадлежит России.

В отличие от 2013 года, Москва не выступила против подписания Ереваном нового соглашения с ЕС. Нейтральная позиция Кремля может быть вызвана рядом причин. Во-первых, Россия осознает свою стратегическую, доминирующую и безальтернативную роль в области обеспечения военной безопасности в Армении. Многие российские и армянские эксперты считают, что наличие неразрешенного конфликта вокруг Нагорного Карабаха и перманентная угроза со стороны Баку также усиливают позиции Москвы как ключевого поставщика вооружений обеим сторонам.

Во-вторых, членство в ключевых пророссийских интеграционных союзах автоматически ограничивает возможность серьезного стратегического диалога Армении с Брюсселем.

В-третьих, новое соглашение может стать политически выгодным и интерпретироваться как создание официального политического моста между ЕАЭС в лице Армении и ЕС.

И, наконец, санкционная политика, породившая серьезный кризис, отдаляет возможности для российско-европейского диалога. В подобной ситуации Ереван, являясь членом ЕАЭС и имея политическое соглашение с ЕС, может стать важной площадкой для Москвы и Брюсселя.

Представитель ЕС анонсировал начало переговоров о подписании соглашения с Арменией

Европейская комиссия предоставит странам ЕС мандат для переговоров о подписании политического соглашения с Арменией, заявил представитель делегации Евросоюза Андрей Диденко. Документ планируется подписать на майском саммите “Восточного партнерства”.

Как сообщал “Кавказский узел”, 28 ноября 2013 года на саммите “Восточного партнерства” в Вильнюсе ЕС планировал подписать ассоциативное соглашение с Арменией, но 3 сентября 2013 года президент Армении сообщил о намерении страны вступить в Таможенный союз. Ассоциация с ЕС подписана не была. Вместо этого договор о присоединении Армении к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) был подписан на саммите СНГ в Минске 10 октября 2014 года, а 4 декабря депутаты парламента Армении ратифицировали его.

“Европейская комиссия предоставит мандат для переговоров”

Вступление Армении в ЕАЭС создало “новую ситуацию в отношениях Евросоюза с Арменией”, однако обсуждения по вопросу о подписании соглашения были продолжены, заявил ответственный по политическим вопросам делегации ЕС в Армении Андрей Диденко.

По его словам, обсуждения завершились в марте текущего года. Европейская комиссия предоставит мандат странам-участницам Европейского союза для переговоров с Арменией, отметил Андрей Диденко.

Результаты переговоров будут отражены в документе, принятом на саммите в Риге, также заметил ответственный по политическим вопросам делегации ЕС в Армении.

Как утверждает Андрей Диденко, новое политическое соглашение “будет основано на проектах 2006 года”, а также на “подписанном соглашении о партнерстве и сотрудничестве с ЕС”.

Саммит программы “Восточное партнерство” Евросоюза состоится 21-22 мая в Латвии, которая в 2015 году является страной-председателем Совета Евросоюза. Между Арменией и Евросоюзом на рижском саммите “Восточного партнерства” в мае вполне возможно подписание нового соглашения, не противоречащего интересам Армении в ЕАЭС, прогнозируют опрошенные “Кавказским узлом” армянские политологи.

“Разработанные реформы на практике пока не применяются”

Ситуацию с подписанием соглашения Андрей Диденко прокомментировал 8 апреля в ходе обсуждения доклада Европейской комиссии “Осуществление Европейской политики соседства в 2014 году”, сообщает корреспондент “Кавказского узла”.

Согласно докладу, в Армении зафиксирован “ограниченный прогресс в сферах глубокой и устойчивой демократии, прав человека и основных свобод”, заявил Диденко.

По его словам, в Армении в 2014 году наблюдался “незначительный прогресс по части предоставления бесплатной юридической помощи, а также по проблеме независимости судей”. “Более прозрачным стал процесс назначения судей, однако общественность продолжает не доверять судебной системе”, – отметил Диденко.

Читать еще:  Помогите вернуть деньги

Разработанные реформы, по утверждению Диденко, на практике пока не применяются. Основной проблемой, как отметил представитель ЕС, остается борьба с коррупцией.

Армения продолжает проводить “здоровую макроэкономическую политику”, однако “экономика должна стать более диверсифицированной”, заявил Андрей Диденко.

В докладе Еврокомиссии также говорится о безопасности Армении, в частности, о нагорно-карабахском конфликте и армяно-турецких отношениях.

В доклад включены предложения, которые армянское правительство должно выполнить. Среди них реформирование избирательного законодательства, усиление борьбы против коррупции, применение закона “О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин”, а также закона “О свободе совести и религиозных организаций”.

Также предлагается армянским властям расследовать смертельные случаи в результате столкновений 1 марта 2008 года, а также насилия в отношении правозащитников, активистов и арестованных.

Кроме этого, власти должны обеспечить независимость судебной системы и реализовать реформы в судебно-правовой системе.

Андрей Диденко добавил, что Армении необходимо ратифицировать 27 международных конвенций для более успешной торговли с Евросоюзом. В этом году намечен мониторинг ратификации конвенций, что может повлиять на торговый режим между Арменией и ЕС.

“Критерии Евросоюза должны быть более конкретными”

Присутствовавшие при обсуждении доклада эксперты отметили, что новый формат политики Европейского соседства “должен включить более строгие критерии в среднесрочной и долгосрочной перспективе”.

“Предполагаемый результат реформ должен быть четко сформулирован”, – заявила представитель общественной организации “Стипендии для исследований” Мариам Матевосян.

По ее мнению, “манипуляция реформами ярко выражена в таких сферах, как борьба с коррупцией, дискриминацией и насилием в семье”.

“К примеру, законопроект “о семейном насилии” уже долгое время висит в воздухе и не одобряется парламентом”, – отметила Матевосян.

Такая же ситуация, по словам эксперта, сложилась и с принятием закона “О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин”.

“Необходимо просто принять закон, который предотвратит семейное насилие. Нужно разработать механизмы, которые урегулируют вопросы равноправия мужчин и женщин”, – отметила в ходе обсуждений член коалиции “Против насилия в отношении женщин” Нвард Маргарян.

Власти Армении часто заверяют, что проблема развития правовой системы будет решена в результате конституционных реформ, обратила внимание координатор отдела юридического анализа и инициатив Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи Анаит Чилингарян.

“Однако создать условия для независимости судебной системы возможно при внедрении ряда изменений в Уголовном кодексе, не дожидаясь конституционных реформ”, – заявила Чилингарян.

Четкие критерии оценок нужны в сфере борьбы с коррупцией и реформ в Избирательном кодексе, отметил представитель Transparency International Варужан Октамян.

В оценках нужно учитывать “качественные индикаторы и неформальные показатели”, считает эксперт. “Поскольку Армения, по международным оценкам, считается полуавторитарной страной, очень важна политическая воля властей”, – отметил в ходе обсуждения доклада Еврокомиссии Октамян.

“Эффективность проведения реформ зависит от позиции гражданского общества”

Выслушав мнения представителей общественных организаций, Андрей Диденко заверил, что “оценки в докладе очень конкретные, а реформы осуществляются в сферах, согласованных с правительством Армении”. “Мы не можем поменять правительство”, – сказал Андрей Диденко.

К примеру, по его словам, в прошлом году ЕС планировал выделить средства для проведения реформ в правовой системе Армении.

“В конце года состоялось правительственное заседание, в котором приняли участие и представители общественности. В результате оценок мы выявили, что ряд условий не были выполнены. Поэтому нами было принято решение не предоставлять правительству ту сумму, которая ранее была предусмотрена”, – заметил Диденко.

Он также добавил, что эффективность проведения реформ “во много зависит от позиции гражданских активистов, правозащитников и омбудсмена”.

“Кавказский узел” ранее приводил также заявление посла Франции в Армении Жана-Франсуа Шарпантье о том, что членство Армении в ЕАЭС не повлияло на ее отношения с Евросоюзом, и на саммите “Восточного партнерства” в Риге между Арменией и ЕС возможно подписание нового соглашения.

Автор: Армине Мартиросян; источник: корреспондент “Кавказского узла”

Какие обязательства возьмёт на себя Армения перед ЕС?

В том, что в ноябре в Вильнюсе Армения парафирует соглашение об Ассоциации между ЕС и Арменией, которое предполагает также создание Зоны свободной торговли, мало кто сомневается, в том числе и официальный Брюссель.

10 июля в Ереване комиссар ЕС по вопросам политики Европейского расширения и соседства Штефан Фюле заявил, что на саммите «Восточного партнёрства» ЕС в Вильнюсе будет подписан Договор об ассоциации с Арменией.

А вот что именно будет в документе, который собирается подписать Ереван – тайна за семью печатями. Сам текст документа не публикуется и не выносится на общественное обсуждение. Украина, например, которая также намерена в Вильнюсе подписать Договор об Ассоциации с ЕС, текст документа уже опубликовала.

С чем связано это таинственное молчание официального Еревана? Некоторые эксперты в Ереване полагают, что, подписав соглашение об ассоциации с ЕС, Армения потеряет часть своего экономического суверенитета и не будет иметь возможности развивать экономические интеграционные процессы вне Евросоюза.

Главный переговорщик от Армении, заместитель министра иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян в беседе с Tert.am отметил, что «Армения ведет переговоры в качестве самостоятельной стороны и никоим образом нельзя говорить о том, что мы теряем наш суверенитет, включая экономический. Как говорится: «Не стоит искать чёрную кошку в тёмной комнате, тем более, если её там нет»…»

И всё – таки она есть, эта чёрная кошка, уверены эксперты.

Эксперты и не только эксперты – говорят о выборе, перед которым сегодня стоит Армения. И это не столько выбор между Евросоюзом и Таможенным Союзом, а выбор между Европой и Россией в глобальном смысле. Российские эксперты не совсем лукавят, когда говорят, что Армению ни в Таможенный Союз, ни в ещё несуществующий Евразийский Союз никто не приглашал. По самой распространённой версии, не приглашают из-за позиции одного из трёх членов ТС. Согласно недавним публикациям, Казахстан настаивает, что присоединение Армении к Таможенному Союзу, может произойти лишь без Карабаха.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

Приглашать – не приглашают, но и аплодисменты по поводу участия в предстоящем саммите в Вильнюсе в адрес армянского руководства из Москвы не слышны.

Вернёмся, однако, к соглашению.

ЕС своё партнерство и предстоящую ассоциацию с Арменией, скорее всего, будет строить без непризнанного Карабаха и – в случае создания зоны свободной торговли с ЕС – Армения, наверное, будет обязана ввести таможенный режим на своей границе с Нагорно-Карабахской Республикой. Может, молчание властей Армении связано именно с этим вопросом или в тексте есть и более сложные для Армении пункты?

В любом случае, подписывая договор с Арменией, которая находится в состоянии замороженной войны с Азербайджаном, Евросоюз не может не прописать в договоре особые условия участия Армении. Даже несмотря на то, что карабахским конфликтом Евросоюз не занимается, заявляя, что в данном вопросе полностью поддерживает деятельность минской группы ОБСЕ.

Кстати, Азербайджан договор об Ассоциации в Вильнюсе подписывать не собирается.

На партнёрстве Армении с Евросоюзом Брюссель настаивает, и какие требования он при этом выдвигает, сегодня не известно. Совершенно недавно тот же Штефан Фюле в Ереване заявил, что власти Армении должны чётко объяснить своей общественности, какие привилегии получит страна в случае подписания соглашения об ассоциации. Вероятно, секретность, в которой содержится текст соглашения, продиктована, прежде всего, интересами властей Армении, – Евросоюзу это вряд ли нужно.

Что скрывает официальный Ереван? Эксперты в Армении подписание соглашения всё чаще связывают с карабахской проблемой. Они уже предупреждают, что, подписав соглашение, Армения поставит под вопрос свою безопасность, гарантом которой сегодня является Москва. Более того, некоторые из армянских и российских экспертов увязывают предстоящее соглашение со «сдачей Карабаха». Так связаны ли переговоры о партнёрстве с ЕС с попытками реанимации переговоров по Карабаху?

Напомним, стараниями властей Армении карабахская тематика в последние годы, после подписания так и не ратифицированных соглашений с Турцией, так или иначе, была связана с открытием армяно-турецкой границы.

В этом контексте интересно недавнее заявление президента Армении Сержа Саргсяна на саммите Европейской Народной партии в Кишинёве о том, что «торговля с Евросоюзом не может быть эффективной при сохраняющейся турецкой и азербайджанской блокаде армянских границ». О том, что соглашение об ассоциации Армения – ЕС может помочь открытию границы с Турцией, 15 июля заявил депутат Национального Собрания от правящей Республиканской партии Армении Гагик Минасян. Депутат заявил, что соглашение об Ассоциации строится на ряде принципов и один из них – неприемлемость закрытых границ. «В этом смысле высказывания руководства нашей страны вполне адекватны и отражают действительность. Армения всегда стремится к конструктивному диалогу. Я далёк от мысли, что граница откроется завтра же. Но работа по интеграции с ЕС рано или поздно даст положительные результаты», – отметил Минасян.

Имеем ли мы дело со звеньями одной цепи? Увязано ли решение карабахской проблемы и открытие армяно-турецкой границы с предстоящим соглашением? Ставит ли Брюссель перед Ереваном жёсткие временные рамки для выхода на подписание рамочного договора с Азербайджаном?

Что происходит в карабахском переговорном процессе, где роль основного посредника после провала московских инициатив, кажется, перешла к Парижу? Идут ли параллельные переговоры об открытии границы с Турцией? Какая роль отведена в этих процессах Москве?

Читать еще:  Права биологического отца на ребенка при расторжении брака

Указ Президента РФ от 12 декабря 2014 г. N 773 “Об утверждении Положения о порядке реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о развитии военно-технического сотрудничества от 25 июня 2013 г.”

Указ Президента РФ от 12 декабря 2014 г. N 773
“Об утверждении Положения о порядке реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о развитии военно-технического сотрудничества от 25 июня 2013 г.”

В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами” и в целях реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о развитии военно-технического сотрудничества от 25 июня 2013 г. постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о развитии военно-технического сотрудничества от 25 июня 2013 г.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

12 декабря 2014 г.

Положение
о порядке реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о развитии военно-технического сотрудничества от 25 июня 2013 г.
(утв. Указом Президента РФ от 12 декабря 2014 г. N 773)

1. Настоящим Положением определяется порядок реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о развитии военно-технического сотрудничества от 25 июня 2013 г.

2. Ввоз в Российскую Федерацию из Республики Армения и вывоз из Российской Федерации в Республику Армения продукции военного назначения осуществляются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными выполнять функции государственного заказчика государственного оборонного заказа в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск, воинских формирований, правоохранительных органов и специальных служб, а также организациями, имеющими право на соответствующий вид деятельности в отношении продукции военного назначения (далее – уполномоченные организации Российской Федерации).

3. Уполномоченные организации Российской Федерации, заинтересованные в приобретении продукции военного назначения в Республике Армения, направляют в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) заявки по форме согласно приложению N 1 с обоснованием необходимости приобретения указанной продукции.

4. На основании заявок уполномоченных организаций Российской Федерации ФСВТС России формирует перечень продукции военного назначения, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию, по форме согласно приложению N 2. Указанный перечень в части, касающейся организаций – разработчиков и производителей продукции военного назначения, относящихся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России), направляется ФСВТС России в Минпромторг России, который в 14-дневный срок рассматривает направленный ему перечень с точки зрения оценки возможности производства продукции военного назначения соответствующими организациями с учетом выполнения государственного оборонного заказа, при отсутствии возражений согласовывает перечень и возвращает его в ФСВТС России. В случае неполучения ФСВТС России ответа от Минпромторга России в указанный срок перечень считается согласованным. После согласования перечня ФСВТС России направляет его в уполномоченный орган Республики Армения для утверждения.

5. После получения письменного уведомления уполномоченного органа Республики Армения об утверждении перечня продукции военного назначения, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию, ФСВТС России письменно информирует об этом уполномоченные организации Российской Федерации в части, их касающейся. Данная информация ФСВТС России является основанием для проведения уполномоченными организациями Российской Федерации переговоров с уполномоченными организациями Республики Армения и заключения контрактов в соответствии с утвержденным перечнем в части, их касающейся.

6. ФСВТС России, получив от уполномоченного органа Республики Армения перечень продукции военного назначения, в приобретении которой заинтересованы уполномоченные организации Республики Армения, направляет в уполномоченные организации Российской Федерации запросы о возможности поставок ими этой продукции без ущерба для выполнения государственного оборонного заказа. Уполномоченные организации Российской Федерации в 14-дневный срок рассматривают и направляют в ФСВТС России ответы на указанные запросы. На основании ответов этих организаций ФСВТС России формирует перечень продукции военного назначения, предназначенной для вывоза из Российской Федерации, по форме согласно приложению N 3. Названный перечень ФСВТС России направляет для согласования в Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России), а в части, касающейся организаций – разработчиков и производителей продукции военного назначения, относящихся к сфере деятельности Минпромторга России, – в Минпромторг России. Минобороны России в 14-дневный срок рассматривает направленный ему перечень, при отсутствии возражений согласовывает его и возвращает в ФСВТС России. Минпромторг России в 14-дневный срок рассматривает направленный ему перечень с точки зрения оценки возможности производства указанной в нем продукции военного назначения соответствующими организациями без ущерба для выполнения государственного оборонного заказа, при отсутствии возражений согласовывает его и возвращает в ФСВТС России. В случае неполучения ФСВТС России ответов от Минобороны России и Минпромторга России в указанный срок перечень считается согласованным.

7. В случае если продукция военного назначения, в приобретении которой заинтересованы уполномоченные организации Республики Армения, подпадает под действие международных обязательств Российской Федерации в области экспортного контроля, принятых в целях нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, ФСВТС России направляет перечень продукции военного назначения, предназначенной для вывоза из Российской Федерации, в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю для согласования.

8. ФСВТС России утверждает перечень продукции военного назначения, предназначенной для вывоза из Российской Федерации, письменно информирует об этом уполномоченный орган Республики Армения и уполномоченные организации Российской Федерации в части, их касающейся. Данная информация ФСВТС России является основанием для проведения уполномоченными организациями Российской Федерации переговоров с уполномоченными организациями Республики Армения и заключения контрактов в соответствии с утвержденным перечнем в части, их касающейся.

9. В заключаемых контрактах должны быть отражены вопросы, касающиеся обеспечения правовой охраны и условий использования результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации (далее – результаты интеллектуальной деятельности) и которые содержатся в продукции военного назначения, предназначенной для вывоза из Российской Федерации, а также обязательства Республики Армения использовать экспортируемую продукцию военного назначения только в заявленных целях, не допускать ее реэкспорта или передачи третьим странам без согласия Российской Федерации и обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну, полученных при выполнении контрактов.

10. Уполномоченные организации Российской Федерации – поставщики указанной в утвержденном перечне продукции военного назначения, предназначенной для вывоза из Российской Федерации, представляют в Федеральную службу по интеллектуальной собственности проекты контрактов для согласования вопросов, касающихся обеспечения правовой защиты интересов государства в процессе передачи результатов интеллектуальной деятельности, которые содержатся в данной продукции, а также представляют государственным заказчикам, по заказам которых созданы используемые при производстве такой продукции результаты интеллектуальной деятельности, документы, необходимые для заключения лицензионных договоров о предоставлении названным организациям права безвозмездного использования созданных результатов интеллектуальной деятельности.

11. В случае если поставка продукции военного назначения предусматривает передачу сведений, составляющих государственную тайну, уполномоченные организации Российской Федерации информируют об этом ФСВТС России и осуществляют подготовку документов для принятия решения о передаче этих сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Уполномоченные организации Российской Федерации в течение 10 рабочих дней направляют заключенные контракты в ФСВТС России для регистрации.

13. Зарегистрированные контракты являются основанием для включения в установленном порядке продукции военного назначения, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию (вывоза из Российской Федерации), в импортно-экспортную часть государственного оборонного заказа на соответствующий год.

14. На основании зарегистрированных контрактов ФСВТС России направляет выписки из утвержденных перечней продукции военного назначения, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию (вывоза из Российской Федерации), по форме согласно приложению N 4 (далее – выписки) в уполномоченные организации Российской Федерации в части, их касающейся.

15. Выписки регистрируются, заверяются подписью директора ФСВТС России или его заместителя и печатью ФСВТС России.

16. Выписки являются основанием для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля соответствующими таможенными органами Российской Федерации.

17. Срок действия выписки определяется сроком выполнения уполномоченными организациями Российской Федерации обязательств по контракту.

18. Вывоз из Российской Федерации в Республику Армения продукции военного назначения, не включенной в список продукции военного назначения, разрешенной к передаче иностранным заказчикам; передача лицензий на производство продукции военного назначения; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляются в соответствии с перечнями, утвержденными ФСВТС России, с письменного согласия Президента Российской Федерации в каждом отдельном случае.

19. Вывоз из Российской Федерации в Республику Армения продукции военного назначения из наличия федеральных органов исполнительной власти с использованием бюджетных ассигнований федерального бюджета или с применением особых условий расчетов за поставляемую продукцию военного назначения (отсрочка платежей, внешнеторговая бартерная сделка и другие), оказание технического содействия в создании специальных объектов на территории Республики Армения осуществляются в соответствии с перечнями, утвержденными ФСВТС России, с письменного согласия Правительства Российской Федерации в каждом отдельном случае.

20. Уполномоченные организации Российской Федерации ежеквартально, до пятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в ФСВТС России отчет о продукции военного назначения, ввезенной в Российскую Федерацию (вывезенной из Российской Федерации) в рамках Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о развитии военно-технического сотрудничества от 25 июня 2013 г., в том числе о выполнении гарантийных обязательств по контрактам, по форме согласно приложению N 5.

Читать еще:  Турция паспорт срок действия 2018

21. Ответственность за полноту и достоверность представленных сведений, содержащихся в заявках, отчетах и прилагаемых к ним документах, несут руководители соответствующих уполномоченных организаций Российской Федерации.

22. В случае представления документов, составленных не по формам, указанным в приложениях N 1 и N 5 к настоящему Положению, ФСВТС России возвращает документы для устранения недостатков.

23. ФСВТС России направляет копии утвержденных перечней продукции военного назначения, предназначенной для ввоза в Российскую Федерацию (вывоза из Российской Федерации), в Минпромторг России для использования в работе, а в другие федеральные органы исполнительной власти – по их запросам.

Приложение N 1
к Положению о порядке реализации
Договора между Российской
Федерацией и Республикой Армения
о развитии военно-технического
сотрудничества от 25 июня 2013 г.

(полное наименование уполномоченной организации Российской Федерации)

на ввоз продукции военного назначения в Российскую Федерацию в рамках Договора между Российской Федерацией и Республикой Армения о развитии военно-технического сотрудничества от 25 июня 2013 г.

ДОГОВОР БЫЛ ЗАКЛЮЧЕН НЕЗАКОННО

В интервью “ГА” директор Института истории НАН РА академик Ашот МЕЛКОНЯН комментирует Московский договор 1921 года.

– Г-н Мелконян, приближается печальная дата в истории нашего народа. 16 марта 1921 года в рамках заключенного с Турцией договора огромные исторические территории Армении были переданы Турции и Азербайджану. Как вы прокомментируете этот факт?

– Этот факт не укладывается в общий контекст армяно-российских отношений, которые начали развиваться в ХVIII веке после встречи лидера армянского освободительного движения российской ориентации Исраэла Ори с императором Петром I. Если в период Первой мировой войны Россия воевала в Западной Армении c целью захвата этой территории, на что очень надеялся армянский народ, то после революции 1917 года многое изменилось, причем не только в нашем регионе, но и на евразийском пространстве. 3 марта 1918 года теперь уже Советская Россия заключила мирный договор с Германией, с которой Российская империя воевала 4 года. Недавние враги наладили отношения. У Османской империи и России, которые в этот период оказались в изоляции, появился повод к сближению. Напомню также, что по соглашению Сайкса-Пико 1916 года Турецкая империя прекращала существование. Великобритания сделала несколько заявлений в пользу Армении, но реальных действий не предприняла.

Лидер Турции Кемаль Ататюрк выступал против Севрского договора, заключенного 10 августа 1920 года, по которому территории Западной Армении – а это Трапезундский, Эрзерумский, Битлисский и Ванский вилайеты – переходили в состав независимой Армении. Россия не участвовала в заключении этого договора, но 24 августа того же 1920 года большевики заключили с кемалистами секретный договор и стали союзниками. В сентябре в Баку прошел съезд мусульманских народов Востока, где было решено, что с помощью войск Мустафы Кемаля Армения будет советизирована. Армения оказалась между двух огней: с севера наступала 11-я Красная армия, с запада – турки, получившие право продвигаться на восток до центра Карсской области. Силы были неравные, армянские войска потерпели поражение. 30 октября турки заняли Карс.

18 ноября 1920 года было заключено перемирие, в результате которого турецкие войска, уже занявшие и Александрополь, прекратили военные действия. Руководство Первой Республики Армения было вынуждено отказаться от власти, которая перешла к армревкому во главе с Касьяном. В начале 1921 года было решено созвать четырехстороннюю конференцию с участием Советской России, Армении, Азербайджана и кемалистской Турции. Турки и азербайджанцы быстро нашли общий язык. Кемаль заверил председателя ревкома Азербайджана Нариманова, что в Москве турецкая сторона будет защищать интересы Азербайджана, поэтому надо, чтобы Азербайджан не участвовал в конференции.

– Это было сделано для того, чтобы не допустить Армению к участию в конференции?

– Разумеется. Так четырехсторонняя конференция превратилась в двустороннюю. Армянскую делегацию во главе с наркомом иностранных дел Александром Бекзадяном на конференцию не пустили. Он обратился с протестом к председателю совнаркома России Ленину, но это ничего не изменило. На конференции в Москве был подписан советско-кемалистский договор, по которому территории западнее рек Ахурян и Аракс переходили к Турции, в том числе вся Западная Армения, Карсская область и даже Сурмалинский уезд, включающий гору Арарат, хотя Сурмалинский уезд никогда не был в составе Османской империи.

– А разве это не противоречило интересам России?

– По мнению наших ученых, Сурмалинский уезд обменяли на Батумскую область. Советская Россия вернула захваченный турками порт Батуми, Батумская область была включена в состав Грузии, а Турция получила Сурмалинский уезд.

– Выходит, Россия решила свои вопросы за счет Армении?

– Эти территории были переданы Турции навсегда?

– Конечно. Причем по третьему пункту этого договора Армения лишилась Нахиджевана, который был занят турками в 1920 году. По этому же пункту Турция отказывалась от Нахиджевана в пользу Советского Азербайджана с условием, что Азербайджан не имеет права уступить это право третьей стороне.

– То есть очередная турецкая хитрость…

– Россия хотела вернуть Нахиджеван в российское пространство. Турки согласились на это с условием, что Нахиджеван будет в составе Азербайджана, причем не имея с ним общей границы. Поэтому сейчас азербайджанцы мечтают о включении юга Армении – Мегри – в состав Азербайджана. По 15-му пункту договора Советская Россия обязывалась оказать давление на Армению, Азербайджан и Грузию, чтобы они подписали договор с Турцией и приняли все пункты Московского договора. Когда в октябре 1921 года была организована конференция в Карсе с участием Турции, трех закавказских республик и представителя России, армянская сторона потребовала вернуть Ани и Сурмалинский уезд. Со свойственным туркам лицемерием они заявили, что не против возвращения Ани Армении, но официально вопрос должен решать парламент кемалистов – меджлис. А 5 октября в Карс пришла телеграмма из Анкары, где сообщалось, что в соответствии с 15-м пунктом договора пересмотр границ исключается. Так произошел новый передел Армении между Советской Россией и Турцией.

– То есть армянская сторона подписала этот договор?

– Другого выхода не было.

– И все-таки непонятно, почему Россия подписала договор, который не только стал ударом в спину Армении, но и противоречил ее собственным интересам?

– Дело в том, что в это время Турция параллельно вела переговоры с Англией и, используя шантаж, утверждала, что если с Россией возникнут разногласия по поводу армянских земель, то она перейдет на сторону Англии. Будучи в сложной политической ситуации, Советская Россия была вынуждена принять невыгодные условия. Потом на Потсдамской конференции летом 1945 г. нарком иностранных дел СССР В.Молотов заявил, что Армения и Грузия не забыли о своих исторических территориях. В 1918 году, оказавшись в очень сложной ситуации, Россия вынуждена была отказаться и от других принадлежащих ей территорий: Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии и части Молдавии. Правда, в 1939-1940 годах СССР вернул себе эти территории. Только Армения не получила ничего.

– Подписание Московского договора не вызвало протестных настроений в Армении?

– Представьте 1921-й год… Последствия Геноцида, интервенции, гражданской войны, голод, разруха, эпидемии, огромное число беженцев… После всех потрясений народ был уже полностью обессилен.

– Есть ли какие-то надежды на восстановление исторической справедливости, ведь даже в самой России высказываются за пересмотр Московского договора 1921 года?

– О необходимости пересмотра этого договора постоянно говорит видный российский политический деятель, депутат Государственной Думы РФ Константин Затулин, и не только он. Но история имеет обыкновение повторяться. Сегодня, как и в 20-е годы прошлого века, Россия и Турция снова оказались в изоляции. Несмотря на весьма сложные исторические отношения, сегодня эти страны многое сближает. Напомню, что в течение 250 лет Россия и Турция воевали 13 раз, 12 раз победила Россия и только один раз – Турция, причем благодаря помощи западных стран. Интересы России и Турции всегда не совпадали. Но сегодня у России и Турции относительно теплые отношения, поэтому пересмотр Московского договора не реален. В последние годы все мы не раз становились свидетелями событий, которые могли крайне осложнить отношения двух стран, но этого не случилось. В искренность теплых чувств лидеров России и Турции трудно поверить, но условия вынуждают дружить. После убийства русского посла в Турции многие российские парламентарии требовали пересмотра Карсского договора и Московского договора 1921 года. Но даже это не повлияло на российско-турецкие отношения.

– А подписание Московского договора имело юридические основания?

– Фактически граница между Арменией и Турцией по Ахуряну-Араксу не является границей де-юре, поскольку Московский договор был подписан между двумя странами, которые тогда не являлись субъектами международного права. Кроме того, договор был заключен без участия третьей стороны, интересами которой пожертвовали, наконец, по условиям договора Турция должна была отодвинуть свои войска на 6 километров от границы, однако в 1941 году турецкие войска стояли на самой границе Армении. Договор изначально был заключен незаконно, в дальнейшем его условия нарушались, но он фактически действует, поскольку другого договора заключено не было. Армения имеет очень древнюю историю, и она еще не закончена. Рано или поздно историческая справедливость будет восстановлена.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector