Порядок уведомления управляющей компании об изменении количества проживающих
Prokurors.ru

Юридический портал

Порядок уведомления управляющей компании об изменении количества проживающих

Порядок уведомления управляющей компании об изменении количества проживающих

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 10 ноября 2016 г. N 37404-АТ/04 Об определении количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее:

Формулы 4, 4(1), 5, 7, 9, 20, 21, 23, 23(1), 26, 27 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее – Правила N 354), а также формулы, предусмотренные пунктами 12, 14 приложения 2 к Правилам N 354 используют понятие количество постоянно и временно проживающих граждан.

Указанное количество применяется при расчетах размера платы и объема потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению в случаях, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета соответствующего коммунального ресурса.

Количество постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан определяется исходя из следующего:

Постоянно проживающими в жилом помещении являются граждане, которые зарегистрированы в указанном жилом помещении по месту жительства. В соответствии с абзацем вторым пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (далее – Правила N 713), местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Таким образом, количество постоянно проживающих в жилом помещении граждан равняется количеству граждан, зарегистрированных в указанном жилом помещении по месту жительства (регистрация по месту жительства является бессрочной, постоянной).

Временно проживающими в жилом помещении являются граждане, зарегистрированные в указанном жилом помещении по месту пребывания. В соответствии с абзацем первым пункта 3 Правил N 713 местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, – гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. В случае, если временно проживающий в жилом помещении гражданин не является собственником указанного помещения и не является нанимателем указанного помещения, то есть право пребывания в таком помещении предоставлено гражданину лицом, имеющим право пользования указанным помещением, в качестве одного из документов для регистрации гражданина в качестве временно пребывающего пункт 9 Правил N 713 устанавливает заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение. Именно это заявление указано и в подпункте “б” пункта 57 Правил N 354.

Необходимо отметить, что подпункт “б” пункта 57 Правил N 354 в качестве лица, подающего такое заявление, устанавливает собственника или постоянно проживающего потребителя. Данная формулировка указывает на лицо, имеющее право пользования помещением – таким лицом является либо собственник, либо постоянно проживающий в помещении потребитель.

В случае, если жилое помещение является собственностью муниципального образования, и данное жилое помещение передано нанимателю по договору найма, такой наниматель является постоянно проживающим в помещении потребителем, и имеет право оформлять заявление о пользовании указанным жилым помещением временно проживающими потребителями. Документом, подтверждающим право нанимателя использовать указанное помещение, является договор найма – этот документ в обязательном порядке должен предоставляться при оформлении заявления. При этом с учетом того, что муниципальное помещение уже передано нанимателю по договору найма, в указанном случае недопустимо оформление заявления от имени органов местного самоуправления.

Помимо граждан, зарегистрированных в жилом помещении по месту пребывания, к временно проживающим жилищное законодательство относит также граждан, проживающих в жилом помещении без регистрации в указанном жилом помещении – то есть тех граждан, у которых отсутствует регистрация в указанном жилом помещении и по месту жительства, и по месту пребывания.

В соответствии с пунктом 56(1) Правил N 354 в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (далее – Акт).

Необходимо отметить, что сам по себе указанный Акт не может являться основанием для применения количества указанных в Акте граждан в расчетах платы за коммунальные услуги. Составленный исполнителем коммунальных услуг Акт в соответствии с тем же пунктом 56(1) Правил N 354 в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

После получения Акта от исполнителя коммунальных услуг соответствующие уполномоченные органы проводят проверку и в случае подтверждения факта проживания в жилом помещении граждан, не имеющих в указанном помещении регистрации, составляют Протокол об административном правонарушении. Именно такой Протокол в соответствии с пунктом 58 Правил N 354 количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте “б” пункта 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является основанием для определения количества временно проживающих граждан. Применение в расчетах платы за коммунальные услуги Акта, составленного исполнителем коммунальных услуг, в отсутствие составленного уполномоченными органами Протокола об административном правонарушении, недопустимо.

Документы, являющиеся основанием для вселения в жилое помещение и пользования жилым помещением (свидетельство о праве собственности на указанное помещение, выписка из ЕГРП, договор найма на указанное помещение, иные документы, предусмотренные законодательством) являются основанием для внесения оплаты за коммунальные услуги и содержание жилого помещения, но не являются основанием для определения количества проживающих в жилом помещении граждан.

В соответствии с частью 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает: у собственников помещений – с момента возникновения права собственности на помещение; у нанимателей и арендаторов помещений – с момента заключения соответствующих договоров найма и аренды; у членов жилищных кооперативов – с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Применение в расчетах платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения такого показателя, как количество граждан, указанных в документах, являющихся основанием для вселения в жилое помещение и пользования жилым помещением (количество собственников, количество нанимателей), не предусмотрено ни Жилищным кодексом РФ, ни принятыми во исполнение его положений постановлениями Правительства РФ. В том числе применение в расчетах платы за коммунальные услуги количества граждан, не проживающих в жилом помещении, а лишь имеющим право такого проживания, не соответствует положениям Правил N 354. При расчете размера платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения используются следующие количественные показатели:

– размер платы за содержание жилого помещения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению и размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, рассчитываются исходя из площади помещения;

– при наличии индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению определяется, исходя из показаний этих приборов учета;

– при отсутствии индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению определяется, исходя из нормативов потребления указанных услуг и количества постоянно и временно проживающих граждан

Таким образом, применение в расчетах платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения количества граждан, указанных в документах, являющихся основанием для вселения в жилое помещение и пользования жилым помещением (количество собственников, количество нанимателей), недопустимо.

В случае, если в жилом помещении не зарегистрирован ни один гражданин (ни по месту жительства, ни по месту пребывания), при этом отсутствуют Протоколы об административных правонарушениях, выраженных в проживании в указанном жилом помещении граждан без регистрации в этом жилом помещении, если при этом жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета горячей воды, холодной воды, газа, электроэнергии, предъявление к оплате коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению неправомерно.

В том числе, для жилого помещения, не оборудованного индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета горячей воды, холодной воды, газа, электроэнергии, в котором не зарегистрирован ни один гражданин, при отсутствии Протоколов об административных нарушениях, выраженных в проживании в указанном помещении граждан без регистрации, расчет стоимости коммунальных услуг, потребленных в данном жилом помещении, произведенный исходя из одного проживающего, является противоречащим жилищному законодательству Российской Федерации. Количество постоянно и временно проживающих граждан в таком помещении равно нулю.

Дополнительно сообщаем, что письма федеральных органов исполнительной власти, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Заместитель директора Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
А.В. Таманцев

Обзор документа

В ряде случаев при расчете размера платы за коммунальные услуги учитывается количество постоянно и временно проживающих граждан.

К первым относятся лица, зарегистрированные в помещении по месту жительства. Ко вторым – граждане, зарегистрированные в помещении по месту пребывания.

Возникают ситуации, когда в помещении проживают граждане без регистрации по месту жительства (пребывания).

Если исполнитель коммунальных услуг обладает информацией о наличии граждан, проживающих в помещении, не оборудованном приборами учета потребленных ресурсов, без регистрации, то он вправе составить акт об установлении количества лиц. Документ в течение 3 дней направляется в уполномоченный орган в сфере миграции, который проводит проверку и при подтверждении факта проживания граждан в помещении без регистрации составляет протокол об административном правонарушении.

Именно такой протокол является основанием для определения количества временно проживающих граждан в целях определения размера платы за коммунальные услуги.

Также отмечено, что не допускается применять в расчетах платы за коммунальные услуги и/или содержание жилого помещения такой показатель, как количество граждан, указанных в документах, являющихся основанием для вселения в жилое помещение и пользования им (количество собственников, количество нанимателей).

Для жилого помещения, не оборудованного индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета ресурсов, в котором не зарегистрирован ни один гражданин, при отсутствии вышеупомянутых протоколов расчет стоимости коммунальных услуг, потребленных в данном помещении, произведенный исходя из одного проживающего, является противоречащим жилищному законодательству. Количество постоянно и временно проживающих граждан в таком помещении равно нулю.

Установление количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, и доначисление платы за коммунальные услуги: проблемы правоприменительной практики

Автор: Дмитрий Никитин

Читать еще:  Является ли видео обзор доставки нарушением прав?

Дмитрий Никитин, кандидат юридических наук, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы

На потребителя коммунальных услуг возложена обязанность информировать управляющую организацию об увеличении или уменьшении числа жильцов в занимаемом им жилом помещении, не оборудованном прибором учета. Данная обязанность исполняется не часто, чем, вероятно, объясняется предоставление управляющим организациям права устанавливать количество временно проживающих в жилом помещении граждан. Проведение подобных проверок не всегда соответствует установленному законом порядку и может повлечь признание ее результатов незаконными.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена в ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (с изм. и доп.) 1 (далее — ЖК РФ). В частности, у собственника помещения данная обязанность возникает с момента возникновения права собственности (п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (с изм. и доп.) 2 (далее — Правила).

Вопросы, связанные с начислением платы за коммунальные услуги при нахождении в жилом помещении временно проживающих потребителей, регламентируются п. 56-58 Правил.

Как следует из п. 56 Правил, если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

Таким образом, из приведенной нормы можно выделить два основных момента:

— факт нахождения в жилом помещении временно проживающих потребителей может повлечь доначисление платы за коммунальные услуги в случае отсутствия приборов учета;

— необходимо устанавливать, проживают ли посторонние (незарегистрированные) лица в жилом помещении более 5 дней подряд.

Наличие одного акта обследования жилого помещения едва ли может служить доказательством нахождения временно проживающих потребителей в течение срока, превышающего 5 дней подряд.

Так, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда пришла к выводу, что ответчиками не представлено доказательств, подтверждающих фактическое постоянное или временное (более 5 дней) подряд нахождение каких-либо лиц в количестве 3-х человек в квартире истца в спорный период, что могло бы явиться основанием для исчисления размера платы за коммунальные услуги исходя из 3-х человек.

Акт обследования незаконного проживания от 20 апреля 2013 г. не может свидетельствовать о проживании 3-х человек в спорной квартире, поскольку он составлен на конкретную дату — 20 апреля 2013 г. и не содержит сведений о проживании трех человек в период с 1 января по июль 2013 г. 3 .

Право исполнителя 4 , в качестве которого может выступать управляющая организация, на составление акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, закреплено с 1 июня 2013 года 5 . Установление количества фактически проживающих граждан в жилом помещении и составление подобного акта до указанной даты могло на основании ст. 14.7. («Обман потребителя») Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.) 6 (далее — КоАП РФ) повлечь привлечение управляющей организации к административной ответственности 7 .

В силу пп. «е(1)» п. 32 Правил исполнитель вправе устанавливать количество граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом потребителем жилом помещении, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, и составлять акт об установлении количества таких граждан.

Помимо акта подтверждение проживания временных жильцов в жилом помещении может «усиливаться» и другими доказательствами: данными о фактическом потреблении электроэнергии, свидетельскими показаниями соседей, записями видеокамер в подъезде, активными сессиями доступа в интернет и т.п. 8 .

Согласно п. 57 Правил размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, рассчитывается исполнителем пропорционально количеству прожитых такими потребителями дней и оплачивается постоянно проживающим потребителем.

Расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной временно проживающим потребителям, прекращается со дня, следующего за днем:

а) ввода в эксплуатацию прибора учета;

б) окончания срока проживания временных жильцов, о чем исполнитель был проинформирован письменным заявлением.

Порядок составления акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, а также предъявляемые к нему требования закреплены в п. 56(1) Правил, а именно:

— данный акт составляется исполнителем;

— акт должен быть подписан исполнителем и потребителем;

— в случае отказа потребителя поставить свою подпись акт подписывается исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией;

— в акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей;

— если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт, или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка;

— исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю);

— акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы от 14 июня 2013 г. № 05-14-182/3 (с изм. и доп.) утверждены Методические рекомендации по выявлению физических лиц, пользующихся жилым помещением 9 (далее — Методические рекомендации).

Следует отметить, что данный акт имеет рекомендательный характер, о чем можно судить уже по его названию. За последнее время Методические рекомендации претерпели изменения и в действующей редакции мало чем отличаются от положений п. 56-58 Правил. К нынешним его достоинствам можно отнести, в частности, наличие п. 3.3.6, в котором установлен трехдневный срок для направления собственнику, который отсутствовал при проведении проверки, акта (или актов) почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Ранее 10 Методические рекомендации предусматривали следующий алгоритм действий (п. 3.3.1-3.3.3). Проверка жилых помещений должна была осуществляться Комиссией, в состав которой входили представители Управляющей организации и общественности, в том числе члены совета данного многоквартирного дома в количестве не менее двух человек. Результат проверки должен был оформляться Актом, устанавливающим постоянное проживание незарегистрированных граждан, с указанием даты составления Акта, состава комиссии, адреса жилого помещения, фамилии, имени, отчества проживающих, не зарегистрированных в данном жилом помещении граждан и периода проживания. Примечательно, что проверку рекомендовалось осуществлять не менее 2 (двух) раз в расчетный период — не позднее 10 дней с начала расчетного периода и не позднее 10 дней до окончания расчетного периода . За расчетный период брался календарный месяц.

Таким образом, приведенный порядок, как представляется, был направлен на то, чтобы предать данным проверкам большую объективность, а также уменьшить злоупотребления управляющих компаний, сотрудники которых нередко фиксируют информацию «со слов соседей» либо допускают нарушения при составлении актов.

Приведем примеры из практики.

В иске о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг из расчета 25-ти проживающих граждан было отказано, т.к. истцом не доказано, что в спорной квартире временно проживают 25 человек.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда пришла к выводу, что представленные в материалы дела акты не отвечают требованиям, предъявляемым законом к таким актам, так как в них отсутствуют необходимые сведения: время его составления; фамилия, имя собственника жилого помещения. Не исполнена обязанность по вручению его собственнику, направлению его исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Сведений о том, что собственники жилого помещения извещались о времени и месте составления акта, присутствовали при его составлении и отказались от подписи, представленные акты не содержат. В акте не указано, кто именно фактически проживает в спорной квартире (указано только общее количество проживающих — 25), не указаны их паспортные данные, правовое основание для занятия квартиры 11 .

Акт обследования незаконного проживания в квартире истца от 16 сентября 2013 г. признан незаконным , поскольку он не отвечает требованиям, предъявляемым законом к таким актам. Не исполнена обязанность по вручению его собственнику и направлению исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции 12 .

Согласно п. 58 Правил количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в пп. «б» п. 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. 19.15 КоАП РФ.

Весьма примечательно, что п. 58 Правил не называет акт, составляемый согласно п. 56(1) Правил, среди оснований определения количества временно проживающих в жилом помещении потребителей. Минстроем России готовились соответствующие поправки, дополняющие п. 58 Правил указанием на акт.

В арбитражной практике вырабатывается подход, согласно которому составление акта (актов) в отсутствие протокола об административном правонарушении, предусмотренного ст. 19.15 КоАП РФ, не может являться законным основанием для доначисления платы за коммунальные услуги 13 .

Ссылка на ст. 19.15 КоАП РФ также порождает неопределенность. В действующей редакции КоАП РФ в ст. 19.15 установлена ответственность за проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта). В свою очередь, ответственность за проживание без регистрации и нарушение правил 14 регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении установлена ст. ст. 19.15.1, 19.15.2 КоАП РФ.

По нашему мнению, установление факта проживания временных жильцов для целей доначисления платы за коммунальные услуги не должно в каждом случае ставиться в зависимость от составления протокола об административном правонарушении, поскольку нормы Правил, КоАП РФ и Постановления № 713 имеют различные функции. В п. 58 Правил необходимо внести соответствующие изменения.

1 СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 14

2 СЗ РФ. 2011. № 22. Ст. 3168

3 Апелляционное определение Московского городского суда от 12 мая 2014 г. по делу № 33-16292 // СПС «КонсультантПлюс»

4 В п. 2 Правил исполнитель определяется как «юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги»

5 См.: Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. № 344 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» // СЗ РФ. 2013. № 16. Ст. 1972.

6 СЗ.РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1

7 См., например: Постановление Верховного Суда РФ от 1 октября 2014 г. по делу № 309-АД14-692, А71-11810/2013; постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2014 г. № 17АП-9395/2014-АКу по делу № А50-4205/2014; постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2013 г. № 17АП-14890/2013-АКу по делу № А71-9429/2013 // СПС «КонсультантПлюс»

8 Апелляционное определение Московского городского суда от 6 мая 2014 г. по делу № 33-15901/14 // СПС «КонсультантПлюс»

10 До внесения изменений распоряжениями Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы от 19 января 2015 г. № 05-01-06-19/5, 30 января 2015 г. № 05-01-06-26/5 «О внесении изменений в распоряжение Департамента от 14 июня 2013 г. № 05-14-182/3» // СПС «КонсультантПлюс»

Читать еще:  Гражданский кодекс рк 2018 комментарий

11 Апелляционное определение Московского городского суда от 18 августа 2014 г. по делу № 33-32543 // СПС «КонсультантПлюс». Также см.: апелляционное определение Московского городского суда от 12 мая 2014 г. по делу № 33-16292 // СПС «КонсультантПлюс»)

12 Апелляционное определение Московского городского суда от 28 августа 2015 г. по делу № 33-30851/2015 // СПС «КонсультантПлюс»

13 См., например: постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 января 2016 г. № 20АП-7616/2015 по делу № А54-4279/2015; постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2016 г. № 17АП-1564/2016-АК по делу № А50-22264/2015 // СПС «КонсультантПлюс». В другом случае суд признал, что определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении является достаточным доказательством, подтверждающим факт временного проживания гражданки ХХХ в вышеуказанной квартире без регистрации (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 ноября 2014 г. по делу № А13-7749/2014 // СПС «КонсультантПлюс»)

14 См.: Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2939 (далее — Постановление № 713).

Как УО верно составить акт о временно проживающих в квартире лицах

ПП РФ № 354 позволяет УО составлять акт о том, что в квартире без ИПУ проживает больше потребителей, чем официально там зарегистрировано. Сделать это непросто. Рассказываем, как правильно оформить акт об установлении временно проживающих в квартире граждан, чтобы затем использовать его данные при расчётах за КУ.

Составьте в отношении квартир без ИПУ акт об установлении временно проживающих лиц

Вопрос о том, сколько на самом деле в квартире проживает человек, важен для управляющих организаций, ТСЖ и РСО. Количество проживающих влияет на расчёт платы за соответствующую жилищную или коммунальную услугу, если он производится с учётом числа прописанных в помещении потребителей.

Плата за большинство ЖКУ сегодня рассчитывается исходя из площади принадлежащей собственнику квартиры или по показаниям индивидуальных/общедомовых приборов учёта. Однако реальное количество потребителей в помещении важно, если расчёт платы за коммунальные услуги производится исходя из нормативов: при отсутствии или выходе из строя ИПУ.

Управляющие организации и ТСЖ заинтересованы в том, чтобы знать истинное количество потребителей, проживающих в квартире. Если по сведениям исполнителя КУ в помещении всего 1–2 человека, а на самом деле коммунальные ресурсы потребляет большая семья, то неучтённые в нормативе объёмы окажутся в КР на СОИ.

Не так остро вопрос стоит по квартирам, где ИПУ установить можно, но собственники этого не сделали. Тогда к нормативу применяется повышающий коэффициент, и это может значительно компенсировать некорректность расчётов из-за неточных данных о количестве потребителей.

Но если в помещении технически невозможно установить счётчики коммунальных ресурсов, об этом составлен акт, то управляющая организация и ТСЖ могут нести большие расходы при оплате КР на СОИ, ведь величина норматива потребления напрямую зависит от количества проживающих в квартире человек:

Не составляйте акт при наличии заявления от собственника квартиры о временно проживающих

В ПП РФ № 354 законодатели официально дали потребителям и исполнителям коммунальных услуг возможность урегулировать вопрос с незарегистрированными в квартире гражданами двумя способами: добровольно и принудительно.

Добровольно, это когда собственники квартиры или постоянно проживающий в ней человек направляет исполнителю КУ заявление о том, что в его жилом помещении есть временно, то есть более 5 дней, проживающие лица (п. п. 56, 57(1) ПП РФ № 354).

В таком заявлении должны быть указаны фамилия, имя и отчество составителя документа, адрес и сведения о количестве временно проживающих потребителей. Также собственник должен указать дату начала проживания в квартире незарегистрированных лиц и, по возможности, дату их отъезда.

Подобное заявление владелец квартиры или постоянно там проживающий потребитель должен направить исполнителю КУ в течение 3 рабочих дней с момента, как в квартире появились временные жители. Однако случаи, когда собственники помещений в МКД пишут такие заявления, скорее исключение, чем правило.

Чётко следуйте порядку составления и подписания акта согласно ПП РФ № 354

Собственники не спешат писать заявления исполнителям ЖКУ о том, что в их квартире живёт больше потребителей, чем официально зарегистрировано. Тогда у УО, ТСЖ и РСО есть право зафиксировать самостоятельно такие сведения, составив акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении (п. 56(1) ПП РФ № 354).

Правила составления такого акта прописаны в п. 56(1) ПП РФ № 354:

  1. В акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника или постоянно проживающего потребителя, адрес, сведения о количестве временно проживающих потребителей. Если есть возможность определить, с какого времени незарегистрированный человек проживает в квартире, то ставится дата начала временного пребывания. При этом важным условием для проставления такой даты является наличие подписи владельца квартиры.
  2. Акт должен быть подписан исполнителем КУ и собственником помещения. Если собственник отсутствует в квартире во время составления акта или отказывается его подписывать, то в документе обязательно проставляется пометка об этом. Также необходимо, чтобы в такой ситуации акт подписали не менее 2 потребителей и член совета МКД/председатель ТСЖ.
  3. Один экземпляр акта необходимо передать собственнику квартиры/постоянно проживающему потребителю. Если он отказывается брать документ, в акте также об этом должна быть поставлена отметка.
  1. Акт в течение 3 дней с момента его составления обязательно направляется исполнителем КУ в органы внутренних дел.

Вручите копию акта собственнику квартиры или сделайте отметку об его отказе её получить

Задача составить подобный акт сама по себе непростая: вряд ли хозяева «резиновых» квартир с охотой пустят представителей управляющей организации или ТСЖ к себе для проверки. Но если все-таки УО это удалось, то стоит чётко следовать требованиям ПП РФ № 354 к такому акту, чтобы усилия не пропали даром из-за технической ошибки.

Важность следовать всем требованиям ПП РФ № 354 к акту об установлении количества проживающих в помещении потребителей в сентябре 2019 года подчеркнул ВС РФ, подводя итог судебному делу № А56-102775/2018.

Управляющая организация смогла составить акт, в котором зафиксировала, что в квартире, где не установлены индивидуальные приборы учёта, проживают незарегистрированные лица. На основании этого документа УО стала вести расчёты платы за коммунальные услуги.

Собственник квартиры с завышенными начислениями не согласился и обратился с жалобой в орган ГЖН. Ведомство, проведя документарную проверку УО, вынесло компании предписание прекратить нарушение и сделать потребителям перерасчёт без учёта данных, которые указаны в акте.

Управляющая организация подала в суд иск с требованием признать предписание органа ГЖН недействительным, поскольку она действовала в соответствии с п.п. 56, 57 ПП РФ № 354.

Обязательно направьте копию акта в орган внутренних дел

Суд первой инстанции отклонил иск управляющей организации, указав на то, что истец не исполнил всех требований к порядку составления акта об установлении фактически проживающих в квартире лиц. Акт не был вручён собственнику квартиры и не направлялся в органы внутренних дел.

Апелляционный суд решение первой инстанции отменил. Судья отметил, что содержание акта соответствует требованиям п. 56(1) ПП РФ № 354, и достоверность содержащейся в нём информации подтверждена проверкой. Ненаправление акта в органы внутренних дел не отменяет факта, что в квартире проживает больше человек, чем зарегистрировано. Следовательно, УО вправе рассчитывать плату за КУ согласно данным такого акта.

Орган ГЖН подал жалобу в кассационный суд, который вернулся к позиции первой инстанции, отменив постановление апелляционного суда. УО не выполнила всех требуемых от неё действий при составлении акта, не направив копию документа собственнику и в орган, уполномоченный на осуществление функций по надзору в сфере миграции.

Составленный акт не может быть признан надлежащим документом для начисления платы за коммунальные услуги, исходя из указанного в нём количества проживающих граждан. ВС РФ подтвердил правильность позиции кассационного суда. Предписание органа ГЖН осталось в силе, и УО пришлось сделать перерасчёт платы за коммунальные услуги без учёта данных, указанных в акте.

Соберите комиссию для подтверждения проживания в квартире незарегистрированных лиц

Ненаправление акта в органы внутренних дел, которые составляют протокол об административном правонарушении по ст. ст. 19.15, 19.15.1, 19.15.2 КоАП РФ чаще всего становится причиной признания действий УО незаконными. Подобная позиция судей встречается, например, в делах № А54-4279/2015, № А50-22264/2015, № А13-7749/2014.

При составлении акта УО могут принять во внимание рекомендации, которые даны в «Методических рекомендациях по выявлению физических лиц, пользующихся жилым помещением». Документ утверждён Департаментом ЖКХ и благоустройства г. Москва от 14.06. 2013 № 05-14-182/3.

Авторы документа рекомендуют проводить проверку для составления акта минимум два раза за расчётный период, и делать это целой комиссией. В такую комиссию следует включить представителей УО/ТСЖ и совета МКД, участкового уполномоченного полиции, хотя бы двух независимых свидетелей. Такие предосторожности помогут исполнителю КУ в суде доказать достоверность указанных в акте сведений.

На заметку

Наличие в ПП РФ № 354 законных оснований для исполнителя КУ составить акт о проживании в квартире большего количество потребителей, чем официально зарегистрировано, не помогает УО и ТСЖ справляться с «резиновыми» квартирами, где не установлены ИПУ.

Сначала им достаточно сложно составить акт о том, что в помещении есть временно проживающие лица, а затем доказать надзорным ведомствам и суду, что они имеют право учитывать данные акта при расчёте платы за ЖКУ.

Если УО или ТСЖ решили всё-таки добиться правды, установить количество проживающих в квартире потребителей и составить акт, то им следует точно соблюдать требования ПП РФ № 354 к этому процессу. Им необходимо сделать в акте все необходимые отметки, поставить подписи, направить экземпляр документа собственнику квартиры и в орган внутренних дел.

Войти

Pазъяснения

Как сменить управляющую компанию? Пошаговое руководство с образцами документов

Управляющая компания плохо работает? Или вы начали подозревать, что ваши деньги уходят “не туда”? Или вашу УК просто решили обанкротить?

Ответ один – управляющую компанию необходимо менять!

Дополнение – в конце материала вы можете найти видео с семинара, где мы объяснили ряд тонкостей, связанных со сменой УК.

Шаг 1. Выбираем альтернативную управляющую компанию.

Посмотрите всевозможные рейтинги управляющих компаний (вот наш старый рейтинг, а вот рейтинг администрации города Красноярска, или вот рейтинг сайта “Реформа ЖКХ”). Съездите, посмотрите дворы. Пообщайтесь с жителями домов, которые обслуживают УК-кандидаты.

Если вы живете в городе Красноярск, то не лишним было бы посмотреть список нарушений найденных в домах УК-кандидата Службой строительного надзора и жилищного контроля.

Сделать это можно на карте нарушений (ссылка).

Обязательно обсудите вопрос смены УК с соседями. Съездите к руководству выбранной вами управляющей компании и обсудите все интересующие вас вопросы. Причем ехать надо как можно более крупной группой скептически настроенных граждан.

Шаг 2. Выбираем способ смены УК.

Жилищный кодекс не дает нам право просто так взять и сменить управляющую компанию. Существует ряд ограничений, и зная их вы можете сделать выбор каким способом вы будете менять управляющую компанию.

Основные способы смены УК:

1) Выбор новой управляющей организации по окончанию срока действия договора управления со старой УК.

2) Существенные нарушения договора управления старой управляющей организацией, дающие собственникам квартир право расторгнуть договор управления в одностороннем порядке (часть 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).

3) Лишение управляющей компании лицензии на право управления вашим домом согласно статьи 199 Жилищного кодекса РФ.

4) Расторжение договора по соглашению сторон, если старая УК согласна расторгнуть договор.

5) Смена способа управления многоквартирным жилым домом. Например, на общем собрании собственников вы принимаете решение о создании ТСЖ или ТСН, но в последствии товарищество не осуществляет управление многоквартирным жилым домом самостоятельно, а нанимает для этого управляющую компанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса РФ.

Читать еще:  Нужно ли отрабатывать 2 недели при увольнении по собственному?

Кстати, у такого способа есть один немаловажный плюс – если новая УК не оправдает ожиданий, то сменить ее можно будет проведя всего одно собрание правления ТСЖ, если это предусмотрено уставом товарищества.

Шаг 3. Проводим собрание собственников по смене управляющей компании в очно-заочной форме.

Прежде чем проводить собрание, внимательно изучаем договор управления со старой УК. Это позволит избежать множества ошибок.

1) Подготавливаем повестку собрания.

В повестку собрания необходимо включить вопросы о:

а) проведении собрания в форме очно-заочного голосования,

б) расторжении договора управления заключенного со старой управляющей организацией,

в) выборе способа управления и утверждения новой управляющей организации,

г) утверждении условий договора управления между собственниками и новой управляющей организацией, а также утверждении размера платы за содержание и текущий ремонт общедомового имущества,

д) сроках передачи технической документации (не позднее чем за 30 дней до прекращения действия договора управления со старой УК,рекомендуемый срок – 2-3 дня с момента проведения собрания) и накопленных средств от старой управляющей организации к новой (после расторжения договора управления),

Если старая УК утратила техническую документацию или ее часть, она обязана в течение трех месяцев за свой счет ее восстановить (п.21 Правил №416).

е) вопросы о порядке уведомления собственников о результатах собрания и месте хранения оригинала протокола собрания.

2) Не менее чем за 10 дней уведомляем всех собственников помещений в доме о проведении собрания.

Согласно жилищному кодексу, уведомлять необходимо заказным письмом или лично под роспись. Однако, если ранее на собрании собственников вы приняли решение о другом надлежащем способе уведомления, например вывешиванием объявлений на входах в подъезды, то вы можете воспользоваться этим способом.

Если вы не помните, чтобы принимали такое решение, посмотрите в действующем договоре управления и протоколах ранее прошедших собраний собственников. Во многих договорах присутствует такой пункт.

Не забываем вести реестр уведомлений ( образец реестра).

В реестре, если мы вручили уведомление собственнику лично, то он расписывается о получении уведомления сам. Если мы отправили уведомление заказным письмом, то мы делаем запись об этом с указанием номера почтового отправления. Если мы разместили (повесили) уведомление в установленном месте, то мы делаем запись об этом, и лицо разместившее уведомление, а также один – два свидетеля оставляют свои подписи.

Кроме того, с апреля 2016 года, обязательным приложением к протоколу собрания становится полный реестр собственников помещений в МКД (п.а п.19 по ссылке).

С 1 июля 2015 года упразднен реестр голосования собственников на очном голосовании. Все собственники, как проголосовавшие на очной части собрания, так и проголосовавшие на заочной части, заполняют один и тот же Бланк Решения.

Не обязательно, но крайне желательно вести реестр выдачи бланков собственникам.

4) Проводим заочную часть собрания в очно-заочной форме. Обходим собственников не присутствовавших на очном собрании.

Бланк Решения собственников используется все тот же.

5) Составляем протокол собрания.

Собственно, все понятно из образца протокола собрания.

6) Уведомляем собственников о результатах собрания.

Уведомление о результатах общего собрания собственников размещается не позднее чем через десять дней после завершения собрания в месте определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений.

Кроме того, не забываем о том, что отныне мы обязаны направлять копию протокола собрания в действующую на момент проведения собрания управляющую организацию в течение все тех же десяти дней.

Шаг 4. Уведомляем старую управляющую организацию о том, что мы ее сменили.

В случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, уполномоченное собранием лицо, в течение 5 рабочих дней направляет в адрес старой управляющей компании, а также в органы государственного жилищного надзора, органы муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.

Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме – сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом (п.18 Правил №416).

Шаг 5. Заключаем договор управления с новой управляющей организацией.

Согласно части 1 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, более 50% собственников помещений в многоквартирном жилом доме должны расписаться в договоре управления с новой управляющей организацией. Если собственники не произведут этого действия, то договор управления не считается заключенным, не смотря на решение общего собрания собственников.

Рекомендуем подписывать договор управления одновременно с проведением собрания в доме, так как собрать отдельно всех собственников зачастую проблематично.

После того как собрание будет проведено, составлен протокол собрания и подписан договор управления, новая управляющая организация должна будет обратиться с заявлением в орган государственного жилищного надзора, чтобы внести изменения в лицензию этой управляющей организации.

Если все документы будут в порядке, то изменения в лицензию вносятся в течение 10 рабочих дней с момента поступления заявления (п.4 Порядка, утвержденного приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 25.12.2015 г. № 938/пр).

Шаг 6. С какого момента платить в новую УК?

В новую управляющую организацию вы начинаете платить только с того момента, когда органы Государственного жилищного надзора включат ваш дом в лицензию новой управляющей организации. Эти сведения легко проверить, так как органы ГЖН обязаны размещать их на своем сайте в сети Интернет.

Если у вас остались какие-то вопросы, пожалуйста оставьте их в комментариях к данному материалу.

Дмитрий Иванов для нкжкх.рф

Образцы документов подготовила: юрист МОД “Народный контроль в ЖКХ” Серафима Виноградова.

Также прочитайте:

Видеозапись первой части семинара “Как поменять УК?”:

Видеозапись второй части семинара “Как поменять УК?”:

Оставить комментарии к данному материалу вы можете на наших страницах в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и Одноклассники.

Предупреди собственника об изменении размера платы и живи спокойно!

Рано или поздно в каждой управляющей организации встает вопрос об увеличении размера платы за содержание и ремонт. Порой сотрудникам управляющей компании необходимо приложить огромные усилия, чтобы обосновать перед собственниками даже минимальное повышение. И вот, когда собственники все-таки приняли решение об изменении размера платы за содержание и ремонт, бюллетени подписаны, протокол собрания успешно отправлен в органы жилищного надзора, управляющая организация опять рискует получить предписание за нарушение лицензионных требований от ГЖИ либо за незаконное повышение платы от Роспотребнадзора.

«За что?», – спросите Вы.

За ненадлежащее уведомление собственников. Ну, обо всем по порядку.

Порядок изменения платы за содержание жилого помещения регулируется нормами жилищного законодательства.

Согласно ч.3 статьи 162 ЖК РФ, в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны в том числе порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

Как следует из ч.1 ст.156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно п.6 вышеуказанной статьи, размер платы за содержание жилого помещения определяется на общем собрании собственников помещений, с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Обязанность собственников помещений МКД утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования так же установлена пунктом 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

Реализуя полномочия по установлению размера платы за ремонт и содержание жилого помещения, собственники помещений должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных правоотношений.

Согласно пункта 16 Постановления Верховного суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22, при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.

Поскольку размер платы на содержание и ремонт собственники утверждают на общем собрании, необходимо точно соблюсти всю процедуру его проведения (ссылка на статью про ОСС).

Согласно ч.3 ст.46 ЖК РФ, решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в статье 45 Жилищного Кодекса иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.

В соответствии с пп.З п.3 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать информацию о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний.

Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений.

Кроме того, управляющая организация должна разместить протокол общего собрания об изменении размера платы за содержание и ремонт на сайте ГИС ЖКХ, и досках объявлений (либо иных общедоступных местах, определенных общим собранием собственников не позднее, чем через 10 дней с момента проведения собраний).

Пунктом 31 «Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 определен порядок раскрытия информации управляющей организацией.

Согласно пп.В п.31 указанных правил, управляющая организация обязана раскрывать на информационных стендах (стойках) в представительстве управляющей организации в том числе уведомления об изменении размера платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги.

Указанная информация подлежит раскрытию не позднее чем за 30 календарных дней до дня представления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в ином размере, если иной срок информирования собственников помещений в многоквартирном доме не установлен договором управления многоквартирным домом.

Часть 13 ст.155 ЖК РФ так же, предусматривает, что наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее, чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

Именно за неисполнение требований данной статьи при увеличении размера платы на содержание и ремонт, управляющие организации чаще всего и привлекаются к административной ответственности.

Так Двенадцатый Арбитражный Апелляционный суд Постановлением от 19.22.2018г по делу № А12-33232/2017 оставил в силе решение арбитражного суда Волгоградской области от 13 декабря 2017г. и признал законным предписание жилищной инспекции о перерасчете платы за содержание и ремонт в том числе в связи с ненадлежащим уведомлением собственников об изменении такой платы.

Таким образом, при формировании повестки дня об изменении размера платы за содержание и ремонт необходимо учитывать, что управляющая организация должна заблаговременно ( за 30 дней) уведомить собственников об изменении размера платы.

Как правило, такое уведомление включается в текст платежных документов справочно.

Несвоевременное уведомление собственников об изменении размера платы за содержание и ремонт может быть расценено органами государственного жилищного надзора как нарушение лицензионных требований.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector