Пособие машиниста крана
Prokurors.ru

Юридический портал

Пособие машиниста крана

Учебное пособие для самостоятельной подготовки по учебной дисциплине «Материаловедение». Профессия 23.01.07 Машинист крана (крановщик)
учебно-методическое пособие на тему

Данное пособие может использоваться при выполнении курсовых, дипломных проектов, а также на уроках МДК

Скачать:

Вложение Размер
uchebnoe_posobie_dlya_kranovshchikov.docx 222.88 КБ

Предварительный просмотр:

ОГАПОУ Белгородский машиностроительный техникум

ОГАПОУ «Белгородский машиностроительный техникум»

для самостоятельной подготовки по учебной дисциплине «Материаловедение».

Профессия 23.01.07 Машинист крана (крановщик)

Выполнила преподаватель Шахбанова В.И

1.Сталь. Классификация сталей……………………………

2.Стали углеродистые обыкновенного качества (металлоконструкции моста, грузовой тележки, кабины крана)………….

3.Углеродистые конструкционные качественные стали….

4.Назначение, конструкции и материалы деталей крана……

-вкладыши подшипников скольжения;

5. Углеродистые инструментальные стали………………….

7. Смазочные материалы……………………………..

8. Список используемой литературы…………………………..

Металловедение — наука, изучающая состав, внутреннее строение и свойства металлов и сплавов в их взаимосвязи, а также закономерности их изменения при тепловом, химическом и механическом воздействии. Эта наука не только объясняет внутреннее строение и свойства металлов и сплавов, но и устанавливает закономерную зависимость между внутренним строением сплава и его свойствами, а также определяет наилучший состав, метод изготовления и применения требуемых свойств.

Сведения о металлах и их сплавах были известны в глубокой древности и накапливались веками. Они сыграли огромную роль в развитии материальной культуры общества, так как легли в основу развития всех отраслей народного хозяйства. Однако эти сведения не были систематизированы, не носили научного характера. Подлинное развитие науки о металлах (металловедение) началось в XIX в. в связи с развитием физики, химии и других наук. В наше время металловедение тесно связано с физикой и химией. Применение точной физической и химической аппаратуры и внедрение различных методов испытаний (механических, рентгеновских, оптических) дали возможность в течение нескольких десятилетий исследовать природу металлов и их сплавов.

Данное учебное пособие составлено в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Материаловедение». Самостоятельная подготовка предполагает изучение обучающимися теоретического материала по данной учебной дисциплине.

В данном учебном пособии в краткой форме изложен теоретический материал по теме «Стали», рассмотрены примеры расшифровок марок сталей, даны схемы и таблицы по определению химического состава сталей, твердых сплавов, а также других металлов и неметаллов, применяемых на кране.

  1. Сталь. Классификация сталей

Все применяемые в технике металлы делятся на черные и цветные. К черным металлам относятся сталь и чугун, а к цветным сплавы меди, свинца, олова, и т.д. Сталь и чугун – это сплавы железа с углеродом.

Сталь – содержание углерода до 2,14% , а также и другие элементы, постоянные: кремний и марганец – полезные, сера и фосфор – вредные примеси: до 1,5% фосфора и серы до 0,15%. Сера повышает красноломкость; фосфор – хладноломкость.

1)По степени раскисления:

2) По области применения:

-конструкционная (для деталей машин)

Инструментальная (для режущего инструмента)

3) Зависимости от примесей:

4) По содержанию углерода:

– низкоуглеродистая С до 0,25%,

– среднеуглеродистая С от 0,25% до 0,65%,

– высокоуглеродистая С от 0,7% до 1,3%

Сталь – сплав Fe с С (где С до 2,14%)
Сталь – Fe + C + примеси(Мп + Si + 2вредные S + P)

Сталь

По хим. составу

По назначению

По качеству

По содержанию С

-Низкоуглеродистые С до 0,25% -Среднеуглеродистые 0,25-065 % С -Высокоуглеро-дистые 0,7-1,3% С

  1. Стали углеродистые обыкновенного качества ГОСТ 380-94.
  • гр.А – по механическим свойствам (не пишется)
  • гр.Б – по химическому составу
  • гр.В – по механическим свойствам и химическому составу

Ст 0, Ст 1, Ст 2, Ст 3, Ст 4, Ст 5, Ст 6 (чем больше цифра, тем больше углерода)

  • сп – спокойный(О2 – удален) (не пишется)
  • пс – полуспокойный (О2 – удален частично)
  • кп – кипящий (О2 – не удален)
  • Г – повышенное содержание Мn

Углеродистые конструкционные стали обыкновенного качества в соответствии с ГОСТ 380-94 обозначаются следующим образом: Ст3сп, Ст5кп, Ст0 и др. Здесь Ст – буква, указывающие принадлежность стали к группе сталей обыкновенного качества . Следующая за ним цифра от 0 до 6 указывает на номер марки стали, чем выше цифра тем выше содержание углерода . В конце наименования стали приводятся буквы, определяющие степень ее раскисления (кп, пс, сп).

В обозначении сталей с повешенным содержанием марганца после цифры добавляется буква Г. Например. СТ3Гсп, СТ5Гпс и др.

Используются мостовые краны для того, чтобы поднимать и перемещать тяжелые грузы больших размеров во всех сферах промышленной деятельности человека.

Современные металлические мосты выполняют из прокатной стали, содержащей от 0,1 до 0,25% углерода. При таком содержании углерода сталь хорошо поддается механической обработке, обладает вязкостью, пластичностью и способностью свариваться.

С повышением содержания углерода увеличиваются прочность и предел текучести стали. Вместе с тем уменьшается удлинение, повышается хрупкость, ухудшается способность сваривания и увеличивается трудность механической обработки металла. Поэтому для мостов, испытывающих динамическое воздействие нагрузки и местные концентрации напряжений в отдельных частях конструкции, сталь с высоким содержанием углерода не применяется.

Кроме углерода, сталь всегда содержит марганец и кремний, благоприятно влияющие на ее механические свойства. Марганец и кремний увеличивают прочность стали и повышают предел ее текучести, однако, кремний в то же время несколько понижает стойкость стали против ржавления. Полезной присадкой является медь, которая в количестве до 0,5% повышает стойкость стали против ржавления и несколько улучшает ее механические свойства.

Сталь, содержащую повышенное количество примесей, благоприятно влияющих на ее механические качества, называют легированной. При этом для мостов используют в основном так называемые низколегированные стали, содержащие сравнительно небольшой процент полезных примесей.

Сталь всегда содержит также и вредные примеси: серу, фосфор, кислород и азот. Сера, образуя с железом легкоплавкое сернистое железо, делает сталь красноломкой, плохо сопротивляющейся механическим воздействиям в горячем состоянии. Фосфор вызывает хладноломкость, т . е . хрупкость стали при низких температурах. Поэтому в строительных сталях и особенно в сталях, применяемых для мостов, содержание серы и фосфора строго ограничивается. Кислород так же, как и сера, делает сталь красноломкой. Азот способствует развитию хрупкости стали с течением времени (старение). Сталь выплавляется металлургическими заводами в мартеновских или конверторных печах. Мартеновская сталь имеет более высокие механические качества, и поэтому ее предпочитают применять для металлических мостов.

В зависимости от способа выплавки различают кипящую и спок о й н у ю сталь.

  1. Углеродистые конструкционные качественные стали ГОСТ 1050-88

Качественные конструкционные стали с соответствием с ГОСТ 1050-88 обозначаются двухзначным числом, указывающим примерное содержание углерода в стали в сотых долях. Так сталь с содержанием углерода 0,07-0,14% обозначается 10; сталь с содержанием углерода 0,42-0,50% – 45, а сталь с углеродом 0,57% – 60%.При этом для сталей с С

По качеству: Обычного качества. Серы здесь содержится меньше 0,06%, фосфора – не больше 0,07%. Качественные стали. Они не содержат серы и фосфора больше 0,04%. Высококачественные. Количество серы тут не превышает 0,025%, а фосфора – не больше 0,018%.

Сталь 45 – углеродистая конструкционная, качественная, 0,45% – С (среднеуглеродистая)
Сталь 55А – углеродистая конструкционная, высококачественная, 0,55% – С (среднеуглеродистая)
Сталь А 12 – углеродистая конструкционная, качественная, 0,12% – С (низкоуглеродистая)

Назначение, конструкции и материалы деталей крана.

Валом называют деталь (как правило, гладкой или ступенчатой цилиндрической формы), предназначенную для поддержания установленных на ней шкивов, зубчатых колес, ходовых колес, катков, грузовых барабанов и т.д., и для передачи вращающего момента.

При работе вал испытывает изгиб и кручение, а в отдельных случаях помимо изгиба и кручения валы могут испытывать деформацию растяжения (сжатия).

Некоторые валы не поддерживают вращающиеся детали и работают только на кручение. Вал имеет опоры, называемые подшипниками. Часть вала, охватываемую опорой, называют цапфой. Концевые цапфы именуют шипами, а промежуточные – шейками. Ось не передает крутящий момент.

Классификация валов и осей.

По назначению валы делят на:

– валы передач (на них устанавливают детали передач);

– коренные валы (на них устанавливают дополнительно еще и рабочие органы машины).

В. Ларичев – МАШИНИСТ (крановщик) стрелового, самоходного, полноповоротного крана на железнодорожном ходу. Введение в профессию

Описание книги “МАШИНИСТ (крановщик) стрелового, самоходного, полноповоротного крана на железнодорожном ходу. Введение в профессию”

Описание и краткое содержание “МАШИНИСТ (крановщик) стрелового, самоходного, полноповоротного крана на железнодорожном ходу. Введение в профессию” читать бесплатно онлайн.

Главное назначение методической разработки состоит не только в расширении и углублении теоретического материала, изученного на занятиях, но и в развитии умений и навыков применять полученные знания в решении практических задач, в том числе нестандартных задач, а также способствует осознанию сотрудниками компании «Российские железные дороги» своих потребностей и способностей в профессиональной деятельности.

МАШИНИСТ (крановщик) стрелового, самоходного, полноповоротного крана на железнодорожном ходу

Введение в профессию

© И. В. Жуковский, 2017

© В. Г. Ларичев, 2017

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Славная профессия крановщик,

в этом убеждаешься не раз.

Кран довольно легкая вещица,

если им толково управлять

В наше время быстрыми темпами развивается подъемно-транспортная техника, создаются новые высокопроизводительные машины, растут требования к качеству новых машин, выполнить которые невозможно без учета особенностей технологической среды и возможностей человека (машиниста, оператора), управляющего техникой.

Преподаватель – куратор призван воспитывать и развивать обучающихся не только на занятиях, но и в свободное время. Подготовка к таким мероприятиям заставляет его систематически следить за различными изданиями в воспитательной работе, постоянно углублять профессиональную подготовку, улучшать свои знания, а всё это в свою очередь, благотворно влияет на качество обучения.

Данная методическая разработка предназначена для вне учебной деятельности с обучающимися по профессии «Машинист крана (крановщик)».

Главное назначение методической разработки состоит не только в расширении и углублении теоретического материала, изученного на занятиях, но и в развитии умений и навыков применять полученные знания в решении практических задач, в том числе нестандартных задач, а также способствует осознанию сотрудниками компании Российские железные дороги своих потребностей и способностей в профессиональной деятельности.

Крановщик (или машинист крана) – это рабочая профессия, требующая высокой квалификации и опыта. Основная задача крановщика заключается в управлении краном для поднятия и перемещения грузов при выполнении строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных, аварийно – восстановительных работ.

Профессия «Машинист крана» одна из самых интересных, не заменимых. Представьте себе, что кран, на котором вы работаете, почему, либо выйдет из строя, пусть даже на самое короткое время и работа сразу останавливается до тех пор, пока не устранят повреждение.

У профессии машинист крана большая история и связана она в первую очередь с историей создания подъёмного крана.

К сожалению, люди часто забывают о том, что именно благодаря разного рода подъемным механизмам в мире есть большая часть чудес света. История подъемных сооружений неразрывно связана и с гробницами египетских фараонов, и с первыми мостами, и с железными дорогами и другими сооружениями.

Подъемное оборудование всегда играло ключевую роль в развитии общества, но, до не давнего времени, эта роль оставалась не замеченной.

С давних времен самые ранние цивилизации строя невиданные, даже по современным масштабам, шедевры зодчества, для поднятия строительных блоков могли использовать только чистую мышечную силу людей и животных, организаторские способности людей и простые механизмы.

Сегодня, даже при наличии суперсовременных подъемных машин, многие строительные работы из тех, что делали наши предки, нам повторить не под силу.

Большинство каменных блоков, используемых при строительстве египетских пирамид, имели массу «всего лишь» 2 – 3 тонны каждый. С таким делом справился бы любой современный кран. Но камни далеко не все имели такую небольшую массу. Некоторые глыбы достигали массы в 50 тонн. К примеру, в храме Амон-Ра (крупнейший хромовый комплекс в Древнем Египте) на 23-метровых колоннах лежат каменные блоки массой от 60 до 70 тонн.

На колоннах разрушенного храма Юпитера находятся каменные блоки массой более 100 тонн и подняты они на высоту 19 метров.

Сегодня, чтобы поднять груз массой от 50 до 100 тонн на подобную высоту, нам понадобился бы кран большой грузоподъемности, созданный человеком.

А вторая по величине древнеегипетская пирамида Хефрена состоит из монолитных блоков массой более 425 тонн.

В некрополе города Фивы появились одни из самых величественных и огромных статуй в мире – колоссы Мемнона. И с учётом каменных платформ, на которых стоят статуи, достигают 18 метров в высоту, а масса каждой составляет примерно 700 тонн (разумеется, и по сей день их никто не взвешивал, ибо это невозможно. Эта масса рассчитана математически).

Первое подобие кранов появляется в Греции примерно в конце шестого – начале 5-го века до нашей эры. Использование шкивов в скором времени приводит к тому, что от использования пандусов и рычагов греки полностью отказываются и всячески стремятся систему шкивов усовершенствовать.

Еще одним усовершенствованием, изобретенным человеком для поднятия грузов, стало создание лебедки и кабестана. Однажды римский папа решил убрать с арены Большого цирка в Риме огромный обелиск. Высота обелиска составляла «всего лишь» 41 метр, а масса его была фантастической – 350 тонн. Поначалу обелиск с помощью огромной построенной башни, работающей с помощью лебедок и кабестанов, положили горизонтально на платформы. В этом процессе участвовало 907 физически сильных мужчин, 140 лошадей – тяжеловозов, 27,3 – метровая деревянная башня, управляемая 40 кабестанами. На все предприятие по перемещению обелиска на место установки ушло более года.

Еще одним экземпляром средневекового подъемного механизма являлся большой поворотный кран, установленный на вершине 157 – метрового Кельнского собора в Германии. Кран был построен примерно в 1400 году и демонтирован только в 1842 году. Высота крана составляла 15,7 м, а длина его стрелы – 15,4 м. Таким образом, его размеры практически повторяли размеры некоторых современных башенных кранов.

Прекрасными образчиками технической мысли средневековых инженеров являлись стационарные портовые краны. Впервые подобные краны появились в 13 веке во Фландрии (Голландия).

19 век стал веком важных событий в деле усовершенствования подъемных кранов, подарив человечеству три важнейших нововведения. Первым, и одним из самых главных стало использования железа как материала для создания сложных строительных и подъемных механизмов. Заменив деревянные конструкции, железные краны стали сильнее, надежнее и эффективнее. Первый чугунный кран был построен в 1834 году и на то время он являлся вершиной инженерной мысли.

Башенные краны впервые начали появляться в Европе в первой половине 20-го века.

Производство отечественных автокранов берет свое начало с 1934 года, когда завод «Красный металлист» выпустил свой первый автомобильный кран. Он был смонтирован на автомобиле «Я-5» и имел грузоподъемность 1,5 тонн. В те годы сфера использования автокранов ограничивалась фронтом работ в связи с неэкономичностью нового изобретения, а также его малой грузоподъемностью.

Первый образец грузоподъемного парового железнодорожного крана грузоподъемностью 45 т выпущен в 1934 году на Одесском заводе им. Январского восстания. В основе конструкции были заложены разработки немецкой фирмы «Дэмаг», значительно переработанные и улучшенные конструкторами завода. С 1935 года начался серийный выпуск крана под маркой Я3 «ЯНВАРЕЦ».

Железнодорожные краны поправу считаются «дедушками» в отечественном краностроении.

В царской России первые образцы изготовлялись на Коломенском и Путиловском заводах, силами железнодорожных мастерских, т.е. неспециализированных предприятий и только в годы первых пятилеток начался массовый выпуск кранов на железнодорожном ходу, впрочем, как и автомобильных, тракторных и специальных.

Гигантские социалистические стройки опутывали сети железнодорожных путей и для доставки различных грузов, материалов применялся в основном железнодорожный транспорт, так как он по грузоподъемности и надежности значительно превосходил автомобильный и транспорт на гусеничном ходу.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Похожие книги на “МАШИНИСТ (крановщик) стрелового, самоходного, полноповоротного крана на железнодорожном ходу. Введение в профессию”

Книги похожие на “МАШИНИСТ (крановщик) стрелового, самоходного, полноповоротного крана на железнодорожном ходу. Введение в профессию” читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

Льготы для крановщиков мостовых кранов

Пособие для крановщика мостового крана — Ваше право

  • 3 Загрузки
  • 226 Просмотров
  • Обсудить
  • Добавлено: 12.04.2018 в 05:54
  • Категория: Методические разработки
  • Добавил: pu-306 Семенов Виктор Леонидович
  • Email автора: [email protected]

Семенов Виктор Леонидович
ФКП образовательное учреждение №306

Данное методическое пособие разработано в соответствии с требованиями программы профессионального обучения «Машинист крана (крановщик)». В пособии приведены основные сведения о конструкции мостовых кранов и контрольные задания по всему пройденному материалу.

Изучив данное пособие, вы будете знать: — сборочные единицы мостового крана; — конструкцию механизма подъёма груза; — конструкцию грузовой тележки; — конструкцию механизма передвижения мостов и тележек; — конструкцию подвода электрической энергии к мостовому крану; — конструкцию колодочного и дискового тормоза; — конструкцию приборов и устройств безопасности; — требования к устройству лестниц, ограждений, площадок; — конструкцию и требования к установке кабины;

— конструкцию кранового пути.

Изучив данное пособие, вы будете уметь: — читать кинематические схемы оборудования крана;

— самостоятельно проверять уровень своих знаний.

Знакомство с профессией крановщика

Учащиеся должны хорошо сознавать, что на современном промышленном предприятии грузоподъемные краны являются основным видом технологического оборудования, от нормальной эксплуатации которых во многом зависит работа предприятия в целом, а именно — своевременное и качественное выполнение технологических процессов, безусловное выполнение плановых заданий, высокое качество выпускаемой продукции, ее себестоимость и др.

Поэтому, проходя обучение по избранной специальности, будущий молодой рабочий — машинист крана (крановщик) должен знать возложенную на него высокую ответственность за безопасную эксплуатацию сложной грузоподъемной машины и помнить, что от его квалификации и отношения к делу зависит не только результат собственной работы, но и успешный труд и безопасность всего коллектива предприятия (цеха) и конечный результат производства.

Молодой крановщик должен помнить, что за нарушения должностной инструкции и правил охраны труда, приведшие к несчастному случаю или аварии, он несет строгую ответственность в зависимости от характера нарушения и тяжести последствий в административном (дисциплинарное взыскание, перевод на нижеоплачиваемую работу, вплоть до увольнения) и даже уголовном порядке.

К управлению грузоподъемным краном допускаются лица, обученные по утвержденной программе и аттестованные квалификационной комиссией, в состав которой обязательно входит представитель местного органа Госгортехнадзора СССР. После аттестации крановщик получает удостоверение, в котором указывают тип грузоподъемного крана, к управлению которым он допущен.

Не реже одного раза в год, а также при переходе крановщика с одного предприятия на другое специальная комиссия проводит повторную проверку его знаний по эксплуатации крана и безопасному ведению работ. В случае перехода крановщика на работу на кран другого типа, а также при перерыве в работе по специальности более одного года, он должен быть повторно аттестован по сокращенной программе.

За допущенные нарушения, разбираемые в дисциплинарном порядке, он может быть лишен удостоверения, восстановление которого и допуск к самостоятельной работе на кране производят после повторного обучения и аттестации в установленном порядке.

Очевидно, что один крановщик не может работать на грузоподъемном кране, поэтому в состав обслуживающего кран персонала входит также стропальщик, выполняющий обвязку и крепление (строповку) груза к грузовому органу крана, а в случаях, когда крановщик не обозревает из кабины управления всю рабочую зону, выделяют сигнальщика. Обслуживающий персонал грузоподъемного крана должен быть не моложе 18 лет. Крановщиков и стропальщиков допускают к самостоятельной работе приказом по предприятию только при наличии у них удостоверений об аттестации. Крановщик, кроме того,перед началом работы должен пройти медицинское освидетельствование.

Настоящий учебник предназначен для подготовки машинистов грузоподъемных кранов (крановщиков) мостовых, козловых, передвижных консольных кранов и кранов-штабе- леров 2-го и 3-го разрядов.

«Крановщик (машинист) мостового крана».Тестирование по экзаменационным билетам

Тестирование по экзаменационным билетам «Крановщик (машинист) мостового крана» имеет ссылки на правильные ответы в нормативно-технической литературе, что позволит быстро и качественно подготовиться к экзаменам.

Билеты соответствуют темам:

Тема 1. Требования Правил к кранам.

Тема 2. устройство и обслуживание

Тема 3. Инструкция машиниста мостового крана

Тема 4. Производство работ

Тема 6. Охрана труда (электробезопасность, пожарная безопасность, первая помощь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ПБ 10-382-00 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

Льготные условия по выходу на пенсию для крановщиков

Добрый день! Подскажите, существуют ли какие-либо льготные условия по выходу на пенсию для крановщиков козловых и башенных кранов?

Льготы машинистам аммиачных холодильных установок

  1. Наиболее значимой льготой является возможность раннего выхода на пенсию. В общем случае граждане вправе начать получать пенсионное пособие при исполнении пенсионного возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Машинисты имеют право выйти на заслуженный отдых раньше — в 55 лет. Однако, мало кто трудится так долго — чье-то здоровье ухудшается настолько, что приходится менять место занятости. Условия выхода на льготную пенсию следующие:
    • общий трудовой стаж должен составить 25 лет;
    • как минимум 12,5 лет должно быть отработано по профессии машиниста;
    • к моменту оформления пенсии машинисту должно исполниться 55 лет.
  2. Машинисты вправе рассчитывать на более длительный, чем в общем случае, отпуск. Дополнительные дни отдыха также оплачиваются за счет работодателя. Ежегодный отпуск, с учетом дополнительного, составит для машиниста 42 дня (30 календарных дней + 12 дней).
  3. Машинисты могут совершать поездки междугородними и международными видами транспорта муниципального ведомства бесплатно (1 раз в год). Как правило, данная возможность используется при поездке на отдых в период отпуска.

Пособие

Документ: Пособие
Название: Пособие для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации стреловых кранов
Начало действия: 2002-01-01
Дата последнего изменения: 2003-02-04
Вид документа: Пособие
Область применения: В пособии изложены основные требования промышленной безопасности к стреловым кранам, приведены основные обязанности крановщика (машиниста) по безопасной эксплуатации стреловых кранов, учебная программа для подготовки крановщиков (машинистов) автомобильных кранов и кранов на специальном шасси автомобильного типа и билеты для их аттестации, описаны характерные причины аварий и несчастных случаев при эксплуатации стреловых кранов.
Разработчики документа: Госгортехнадзор России(329),

отрывать крюком или грейфером груз, засыпанный землей или примерзший к земле, заложенный другими грузами, укрепленный болтами, залитый бетоном и т.п.;

освобождать краном защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, клещи и т.п.);

поднимать железобетонные изделия с поврежденными петлями, неправильно застропованный (обвязанный) груз, находящийся в неустойчивом положении, а также в таре, заполненной выше бортов.

укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также на краю откоса или траншеи;

поднимать груз с находящимися на нем людьми, а также груз, поддерживаемый руками;

передавать управление краном лицам, не имеющим прав на управление краном, а также допускать к самостоятельному управлению учеников и стажеров без своего наблюдения за ними;

производить погрузку и разгрузку автомашины при нахождении водителя или других людей в кабине;

поднимать баллоны со сжатым или сжиженным газом, не уложенные в специальные контейнеры;

подавать груз в оконные проемы и на балконы без специальных приемных площадок или специальных приспособлений;

поднимать груз непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля и т.п.) стреловой лебедкой;

пользоваться концевыми выключателями в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов;

работать при выведенных из действия или неисправных приборах безопасности и тормозах.

При возникновении неисправностей крановщик обязан опустить груз, прекратить работу крана и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами. Так же должен действовать крановщик в следующих случаях:

при приближении грозы, сильном ветре, скорость которого превышает допустимую для данного крана и указанную в его паспорте;

при недостаточной освещенности места работы крана, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда крановщик плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз;

при температуре воздуха ниже допустимой минусовой, указанной в паспорте крана;

при закручивании канатов грузового полиспаста.

При потере устойчивости крана (проседание грунта, поломка выносной опоры, перегруз и т.п.) крановщик должен немедленно прекратить подъем, подать предупредительный сигнал, опустить груз на землю или площадку и установить причину аварийной ситуации.

Если элементы крана (стрела, канаты) оказались под напряжением, крановщик должен предупредить работающих об опасности и отвести стрелу от проводов линии электропередачи. Если это выполнить невозможно, то крановщик должен покинуть кабину крана, не касаясь металлоконструкций и соблюдая меры личной безопасности от поражения электрическим током (в соответствии с руководством по эксплуатации крана).

Если во время работы крана работающий (стропальщик) соприкоснулся с токоведущими частями, крановщик прежде всего должен принять меры по освобождению пострадавшего от действия электрического тока, соблюдая меры личной безопасности, и оказать необходимую первую помощь.

При возникновении на кране пожара крановщик обязан немедленно вызвать пожарную охрану, прекратить работу и приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися на кране средствами пожаротушения. При пожаре на электрическом кране прежде всего должен быть отключен рубильник, подающий напряжение на кран.

При возникновении стихийных природных явлений (ураган, землетрясение и т.п.) крановщик должен прекратить работу, опустить груз на землю, покинуть кабину и уйти в безопасное место.

При возникновении других аварийных ситуаций крановщик должен выполнять требования безопасности, изложенные в руководстве по эксплуатации крана.

Если во время работы крана имели место авария или несчастный случай, то крановщик должен немедленно поставить в известность об этом лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

Обо всех аварийных ситуациях крановщик обязан сделать запись в вахтенном журнале и поставить в известность инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии.

По окончании работы крана крановщик обязан соблюдать следующие требования:

не оставлять груз, магнит или грейфер в подвешенном состоянии;

поставить кран в предназначенное для стоянки место, затормозить его и закрыть кабину на замок;

установить стрелу и крюк в положение, указанное в руководстве по эксплуатации крана;

остановить двигатель, у электрических кранов отключить рубильник, если кран питается от внешнего источника;

занести в вахтенный журнал сведения о выявленных дефектах и неисправностях узлов и элементов крана.

При работе крана в несколько смен крановщик, сдающий смену, должен сообщить своему сменщику обо всех неполадках в работе крана и сдать смену, сделав в вахтенном журнале соответствующую запись.

При обслуживании крана крановщик должен выполнять требования, изложенные в руководстве по эксплуатации крана.

содержать механизмы и оборудование крана в чистоте и исправности;

своевременно производить смазку всех механизмов крана и канатов;

знать сроки и результаты проведенных технических освидетельствований и технических обслуживании (ТО-1, ТО-2, ТО-3, СО) крана;

знать сроки и результаты проведенных слесарями и электромонтерами профилактических периодических осмотров крана и его отдельных механизмов и узлов по записям в журнале периодических осмотров.

Устранение неисправностей, возникающих во время работы крана, производится по заявке крановщика. Другие виды ремонта проводятся в соответствии с графиком планово-предупредительного ремонта.

с Госгортехнадзором России Управлением по комплектованию

5.03.01 и подготовке кадров

Минэнерго России 11.03.01

УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ И ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КРАНОВЩИКОВ (МАШИНИСТОВ) АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КРАНОВЩИКОВ (МАШИНИСТОВ) АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ И КРАНОВ НА СПЕЦИАЛЬНОМ ШАССИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТИПА

Настоящие учебные планы и программы разработаны Учебно-методическим центром Министерства энергетики Российской Федерации.

Учебные планы и программы предназначены для переподготовки и повышения квалификации (Положение о профессиональном обучении рабочих на производстве в системе ТЭК, утвержденное Минтопэнерго России 30.05.97 г.) крановщиков (машинистов) кранов автомобильных и кранов на специальном шасси автомобильного типа в образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.

Диапазон разрядов – 4-6.

Программы предусматривают необходимый объем учебного материала для приобретения профессиональных знаний, умений и навыков и разработаны с учетом знаний и профессиональных умений слушателей, имеющих среднее образование и стаж работы в должности водителя автомобиля.

Учитывая изменения, произошедшие в последнее время в стране, совершенствование конструкции кранов, сложность их обслуживания, а также введение в действие новых Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00), разработаны настоящие учебные программы для переподготовки крановщиков (машинистов) автомобильных кранов грузоподъемностью до 14 т, повышения квалификации крановщиков (машинистов) автомобильных кранов грузоподъемностью свыше 14 т и крановщиков (машинистов) кранов на специальном шасси автомобильного типа.*

* Далее по тексту – краны.

Продолжительность обучения при переподготовке установлена 3 мес. (480 час), при повышении квалификации – 1,5 мес. (240 час).

Для проведения теоретических занятий привлекаются высококвалифицированные преподаватели, имеющие соответствующее образование и опыт преподавательской работы.

Производственное обучение должно проводиться вначале на полигонах образовательных учреждений под руководством мастеров производственного обучения, где слушатели получают необходимые навыки по управлению кранами, а также по их техническому обслуживанию и ремонту. Затем они работают под руководством инструктора непосредственно на рабочем месте, где приобретают навыки выполнения различных видов работ.

К концу обучения учащиеся должны уметь самостоятельно выполнять все работы, предусмотренные квалификационной характеристикой, в соответствии с требованиями производственных и� Все страницы Постраничный просмотр:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 >>

Учебный план, тематический план и программа для подготовки крановщиков (машинистов) автомобильных кранов 4 (5)-го разряда

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 13

Начальник отдела инспекционно – Председатель аттестационной

методического обеспечения надзора комиссии ГОУ НПО ТО ПУ № 13

и контроля при строительстве и _________________БРОВКИН А. А.

по надзору за подъемными сооружениями «____»_______________20____г.

___________________ПУСТОВОЙ В. И.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН, ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ 4 (5)-ГО РАЗРЯДА

Автомобильные стреловые самоходные краны в настоящее вре­мя широко применяются при выполнении строитель­но-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ на пред­приятиях и в организациях со всеми видами собственности.

К исполнению обязанностей крановщика могут быть допущены лица не моложе 18 лет, получившие соответству­ющую подготовку, прошедшие медицинское освидетельст­вование для определения соответствия их физического со­стояния требованиям, предъявляемым к работникам этих профессий, и имеющие удостоверение,

Подготовка и аттестация крановщиков должны прово­диться в профессиональных учебных заведени­ях располагающих базой для теоретического и производственного обучения и имею­щих разрешение органов Ростехнадзора.

Подготовка рабочих указанных специальностей долж­на осуществляться по программам, разработанным учеб­ными центрами и согласованным с Ростехнадзором России.

Настоящие программы предназначены для подготовки и повышения квалификации крановщиков, обслуживаю­щих автомобильные стреловые самоходные краны на предприятиях и в организациях независимо от формы соб­ственности и ведомственной принадлежности.

Программы предусматривают необходимый объем учебного материала для приобретения профессиональных навыков и технических знаний, соответствующих требова­ниям квалификационных характеристик крановщиков гру­зоподъемных кранов. Программы составлены с учетом знаний и навыков, полученных в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах и на кур­сах по подготовке водителей, а также стажа работы. При­мерная последовательность изучения тем приводится в те­матических планах.

Содержание программ, количество часов, отводимое на изучение отдельных тем, а также последовательность изучения материала можно изменять в зависимости от кон­кретных условий производства и производственного опыта учащихся при непременном условии, что учащиеся овладе­ют необходимыми профессиональными навыками и техни­ческими знаниями. Указанные изменения вносятся в про­граммы только после рассмотрения их методичес­ким советом училища с последующим утверждением директором училища.

Для проведения теоретических занятий привлекаются высококвалифицированные преподаватели, имеющие опыт преподавательской работы.

Производственное обучение должно проводиться вна­чале в учебных мастерских и на полигонах учебного ком­бината под руководством мастеров производственного обучения. Здесь учащиеся получают необходимые навыки по управлению автомобильными кранами, а также по их техническому обслуживанию и ремонту. Затем они работа­ют под руководством инструктора непосредственно на производстве, где приобретают навыки выполнения строи­тельно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.

К концу обучения учащиеся должны уметь самостоя­тельно выполнять все работы, предусмотренные квалификационной характеристикой, в соответствии с требования­ми инструкций, норм и правил.

По окончании теоретического и производственного обучения проводится аттестация учащихся в комиссии училища с участием представителя органов Ростехнадзора.

Аттестованному крановщику выдается удостоверение установленной формы за подписью председателя комиссии и представителя органов Ростехнадзора. В удостовере­нии должны быть указаны типы кранов, к управлению ко­торыми он допущен.

Каждый крановщик перед допуском к самостоятельной работе должен пройти стажировку на кране, на котором он будет работать. Продолжительность стажировки устанав­ливается инженерно-техническим работником, ответствен­ным за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии. В зависимости от типа крана и индивидуальных способностей крановщика она должна быть не менее 10 ч. После проверки практических навыков крановщик может быть допущен к самостоятельной работе.

Допуск к работе должен оформляться приказом (распо­ряжением) владельца крана.

Программы теоретического и производственного обу­чения необходимо дополнять учебными материалами о но­вом оборудовании, которое начали использовать в отече­ственной и зарубежной практике производства после изда­ния настоящих программ, а также вносить в них корректи­вы при изменениях действующих Правил устройства и без­опасной эксплуатации грузоподъемных кранов и инструк­ций.

Профессия — крановщик (машинист) автомобильных кранов.

Квалификация — 4- 5 – й разряда.

Крановщик (машинист) автомобильных кранов 4-5 – го разряда должен знать:

– назначение, принципы действия и устройство узлов механизмов и приборов безопасности автомобильных кра­нов;

– основные неисправности, возникающие в процессе эксплуатации автомобильных кранов, и способы их устра­нения;

– устройство стропов, захватов, траверс и других съем­ных грузозахватных приспособлений;

– требования к канатам, стропам и другим съемным грузозахватным приспособлениям;

– техническое обслуживание кранов и систему плано­во-предупредительного ремонта;

– основные работы, выполняемые при техническом об­служивании автомобильных кранов, и правила выполне­ния этих работ;

– слесарное дело в объеме квалификационных требова­ний, предъявляемых к слесарю 3-го разряда;

– инструкции предприятия-изготовителя по эксплуа­тации крана и безопасному ведению работ для крановщика автомобильных кранов;

– организацию и правила производства работ автомо­бильными кранами;

– установленную сигнализацию, применяемую при выполнении краном производственных операций;

– основные нормы выработки и систему оплаты тру­да крановщика автомобильных кранов;

– современные приемы и методы организации труда и рабочего места;

– правила пожарной безопасности и внутреннего тру­дового распорядка;

– меры безопасности при работе на автомобильных кранах, их техническом обслуживании и ремонте;

– нормы расхода горючего, энергии, сырья и матери­алов на выполняемые работы;

– требования, предъявляемые к качеству выполняе­мых работ;

– основы экономических знаний в объеме требова­ний.

Крановщик (машинист) автомобильных кранов 4-5 – го разряда должен уметь:

– управлять автомобильными кранами грузоподъем­ностью до 14т при подъеме, перемещении и опускании гру­зов по установленным сигналам;

– производить осмотр креплений и регулировку меха­низмов кранов, проверять исправность приборов безопас­ности;

– определять неисправности в работе крана и своевре­менно устранять их;

– определять пригодность к работе стальных канатов, съемных грузозахватных приспособлений и тары;

– выполнять (в составе ремонтного звена или ремонт­ной бригады) техническое обслуживание и текущий ремонт автомобильных кранов в качестве слесаря 3-го разряда;

– правильно производить работы, выполняемые авто­мобильными кранами;

– читать рабочие чертежи деталей и сборочных еди­ниц;

– соблюдать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутренне го трудового распорядка;

– выполнять требования инструкций;

– применять современные приемы и методы организации труда и рабочего места;

– правильно вести вахтенный журнал и путевой лист крана;

– принимать и сдавать смену;

– производить эксплуатацию, техническое обслужива­ние и текущий ремонт автомобильных кранов грузоподъ­емностью до 14 т.

Учебный план для подготовки крановщиков (машинистов) автомобильных кранов 4-5-го разряда

Категория слушателей: рабочие

Срок обучения: 510 часов

Режим занятий: без отрыва от производства из водителей категории «С»

Читать еще:  Шум в многоквартирном доме в дневное время суток
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector