Правила торговли спиртными напитками и сигаретами
Prokurors.ru

Юридический портал

Правила торговли спиртными напитками и сигаретами

Приложение. Правила продажи алкогольной продукции

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1999 г. N 1150 в настоящие Правила внесены изменения

Правила
продажи алкогольной продукции
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. N 987)

С изменениями и дополнениями от:

16 ноября 1996 г., 14 июля 1997 г., 13 октября 1999 г., 2 ноября 2000 г.

ГАРАНТ:

Об особенностях продажи алкогольной продукции см. Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 840 пункт 1 настоящих Правил изложен в новой редакции

1. Настоящие Правила регулируют отношения, возникающие между продавцом и покупателем при продаже алкогольной продукции.

В настоящих Правилах под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу алкогольной продукции по договору розничной купли-продажи, под покупателем – гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий алкогольную продукцию для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

2. К алкогольной продукции относится пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на следующие виды: этиловый питьевой спирт, спиртные напитки и вино.

3. Продажа алкогольной продукции осуществляется только при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Продавец обязан представить покупателю соответствующую информацию с указанием номера лицензии, срока ее действия и органа, выдавшего ее. Эта информация должна размещаться в удобных для ознакомления местах.

4. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся до сведения покупателей.

5. Продажа этилового питьевого спирта разрешается только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.

6. Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, обеспечивающую возможность правильного выбора алкогольной продукции.

Информация в обязательном порядке должна содержать на русском языке следующие сведения:

наименование и цена алкогольной продукции;

данные, подтверждающие проведение сертификации алкогольной продукции;

наименование производителя (юридический адрес) и страна происхождения алкогольной продукции;

государственные стандарты, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать;

объем алкогольной продукции в потребительской таре; наименование основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции;

содержание в алкогольной продукции вредных для здоровья веществ (по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов);

противопоказания к применению алкогольной продукции; дата изготовления и срок годности.

Продавец также обязан иметь оформленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, копию справки к товарно-транспортной накладной или копию справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции и представлять их по требованию покупателя.

7. Продавец обязан иметь действующие санитарные правила и другую необходимую нормативную документацию и соблюдать установленные в них требования.

8. Продавец, осуществляющий продажу алкогольной продукции, обязан обеспечить покупателей в наглядной и доступной форме информацией, часах торговли алкогольной продукцией, ее ассортименте, потребительских свойствах.

9. Не допускается продажа алкогольной продукции:

1) без подтверждения легальности ее производства и оборота (при отсутствии справки к товарно-транспортной накладной или справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции или их заверенных в установленном порядке копий, марки акцизного сбора или специальной марки либо при наличии поддельных марок в отношении алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов;

2) без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной знаком соответствия;

3) некачественной и опасной для здоровья людей (не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов; имеющей явные признаки недоброкачественности; не соответствующей конкретному виду и наименованию алкогольной продукции; с неустановленными сроками годности для продукции, на которую должен быть установлен срок годности, или с истекшим сроком годности; упаковка, тара и маркировка которой не соответствуют требованиям государственных стандартов);

4) с содержанием этилового спирта более 18 процентов объема готовой продукции в полистироловой таре, жестяных банках и упаковках типа “тетрапак”;

5) иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей, без наличия у импортера соответствующей лицензии на использование товарного знака российских изготовителей;

6) лицам, не достигшим возраста 18 лет;

7) в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях.

ГАРАНТ:

См. также Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ “Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе”

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 840 в пункт 10 настоящих Правил внесены изменения

10. Запрещается продажа спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, в ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах и помещениях, не приспособленных для продажи этой продукции, а также на оптовых продовольственных рынках и на прилегающих к ним территориях, с рук, лотков и автомашин.

Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 840 в пункт 11 настоящих Правил внесены изменения

11. Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции, должны иметь стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв.метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты.

12. Алкогольная продукция должна храниться в соответствии с требованиями нормативных документов на соответствующий вид продукции.

Алкогольная продукция размещается по группам и маркам.

13. Перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество по внешним признакам.

14. При продаже алкогольной продукции продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники с наименованием продукции, цены, включающей стоимость посуды и расфасовки. При продаже вин в розлив в ценнике указывается наименование и цена за 1 л и 0,1 литра.

На предприятиях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию должны быть указаны: наименование напитков, емкость бутылки, цена за всю емкость бутылки, а также за 100 или 50 граммов.

15. Рабочие места продавцов, буфетчиков, барменов и других лиц, которые осуществляют продажу алкогольной продукции в розлив, должны быть оснащены соответствующим торговым оборудованием, мерным инвентарем, посудой.

16. Продажа алкогольной продукции осуществляется с применением контрольно-кассовых машин в соответствии с действующим законодательством. Продавец обязан выдавать покупателю погашенный кассовый чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.

17. Продавец несет ответственность за ненадлежащее исполнение договора розничной купли-продажи алкогольной продукции в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации “О защите прав потребителей” в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 840 в пункт 18 настоящих Правил внесены изменения

18. Покупатель, которому продана алкогольная продукция ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.

Вместо предъявления указанных требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. При этом покупатель по требованию продавца должен возвратить товар с недостатками.

При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

Отсутствие у покупателя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований, поскольку отсутствие таких документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

Указанные требования могут быть предъявлены и подлежат удовлетворению в сроки и порядке, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации “О защите прав потребителей” в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 840 в пункт 19 настоящих Правил внесены изменения

19. Продавцы, руководители и другие должностные лица торговых организаций за нарушение настоящих Правил несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

20. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции.

МАЛЫЙ БИЗНЕС ТОМСКОГО РАЙОНА

Правила продажи алкогольной и табачной продукции

Основные положения по вопросу продажи алкогольной продукции и пива установлены в Федеральном законе от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Пиво и пивные напитки отнесены к алкогольной продукции.

В отличие от всего остального алкоголя для пива введены некоторые исключения:

  • пиво не подлежит лицензированию;
  • торговать пивом имеют право организации и индивидуальные предприниматели.

Вместе с тем, введены ограничения на торговлю пивом, запреты на его употребление в общественных местах.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции (в т.ч. пива и пивных напитков):

  • в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта на прилегающих к ним территориях;
  • в организациях культуры (за исключением продажи алкоголя в расположенных в них точках общепита);
  • на всех видах общественного транспорта и транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения, на автозаправочных станциях;
  • на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, если там есть предприятия общественного питания, то в них алкоголь можно продавать, но только крепостью до 16,5 процента. Эти же ограничения действуют и на прилегающих к таким местам территориях.
  • на объектах военного назначения;
  • несовершеннолетним;
  • в нестационарных торговых объектах.

Не допускается розничная продажа пива и пивных напитков в нестационарных торговых объектах (в киосках и павильонах), за исключением предприятий общественного питания.

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде стационарные торговые объекты и складские помещения, а также контрольно-кассовую технику, за исключением предприятий общественного питания.

Кроме этого, все продавцы алкоголя, в том числе пива и пивных напитков, обязаны ежеквартально представлять декларации об объемах его розничной продажи в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции (Закон Томской области от 05.05.2012 №48-ОЗ):

  • в дни проведения массовых мероприятий — за два часа до начала проведения, во время проведения и в течение одного часа после окончания проведения массовых мероприятий, за исключением предприятий общественного питания;
  • с 22 часов до 10 часов по местному времени во всех торговых объектах, расположенных на территории Томской области, за исключением предприятий общественного питания.
Читать еще:  Кредит умершего родителя переходит на детей?

Перечень пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, не относящейся к алкогольной продукции (Постановление Правительства РФ от 28.06.2012 №656):

  • изделия кондитерские сахаристые, шоколад и шоколадные изделия;
  • изделия кондитерские мучные;
  • напитки брожения и квасы, сидры, медовые вина и напитки с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,2 процента включительно;
  • напитки на пряно-ароматическом растительном сырье с содержанием этилового спирта от 0,5 до 1,2 процента включительно;
  • продукты кисломолочные;
  • мороженое, десерты взбитые замороженные фруктовые, плодово-ягодные, овощные, шербеты, смеси для их приготовления, сладкий пищевой лед;
  • изделия колбасные сырокопченые.

На рекламу пива и напитков, изготавливаемых на его основе, распространяются требования статьи 21. «реклама алкогольной продукции» Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

Установлено право хозяйствующим субъектам привлекать иностранных работников при осуществлении на территории России розничной торговли алкогольной продукцией, включая пиво (постановление Правительства РФ от 01.12.2012 №1243).

При этом хозяйствующие субъекты обязаны привести численность используемых иностранных работников в соответствие с данным постановлением Правительства РФ, руководствуясь требованиями трудового законодательства РФ.

Законодательно закреплено право продавца требовать у покупателя документ, удостоверяющий личность и позволяющий установить его возраст, в случае возникновения у продавца сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия. Данная норма введена Федеральным законом от 28.12.2010 №430-ФЗ.

Об обязанности подключения к системе ЕГАИС всех точек продажи алкогольной продукции и передачи данных в отношении закупки алкогольной продукции

С 1 января 2016 года оптовые и розничные предприятия, реализующие продажу алкогольных напитков должны подключить кассы магазинов к общегосударственной системе ЕГАИС. По информации Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка не все предприятия подключились к системе ЕГАИС.

Что такое ЕГАИС? ЕГАИС – программа контроля, осуществляемого правительственными органами, за изготовлением и продажей алкоголя в России. По федеральному законодательству производители спиртных напитков и предприниматели, занимающиеся продажей, обязаны пользоваться специальным программным сервером ЕГАИС.

Розничные точки торговли должны выполнить закон к 1 июля 2016 года, а розничные точки в сельской местности до 1 января 2017 года. Это означает, что государство берет оборот алкоголя под полный контроль – с момента производства алкогольного напитка до потребления конкретного напитка конкретным лицом. Компании-производители алкогольных напитков автоматически направляют информацию в систему по акцизному коду каждой отдельной бутылки. С нового года все продавцы алкоголя проводят через программу накладные на продукцию, а покупатели таким образом подтверждать факт покупки.

Первого июля 2016 года кассы всех магазинов, осуществляющих реализацию спиртных напитков, должны быть подключены к программе ЕГАИС, а прием алкогольных напитков на склад должен проходить через программу уже начиная с 1 января 2016 года.

Как действует ЕГАИС? Каждая бутылка с алкогольным напитком имеет федеральную (для российского производства) или акцизную (для импортного) марку, на которой напечатан двухмерный штрих-код. Это значит, что считать информацию и передать ее на портал Росалкогольрегулирования может только специальный двухмерных сканер – именно этот аппарат и должен быть установлен на кассы магазинов на момент вступления в силу нового закона. Исключением могут быть только отдельные населенные пункты, население которых меньше трех тысяч человек и нет интернета. Аппаратура, сканер, компьютер, кассовая программа, флеш-карта с личным крипто-ключом и другое приобретаются за счет владельца торговой точки, а программное обеспечение для ЕГАИС бесплатное.

Как изменится чек? С внедрением системы изменятся и параметры чеков. Теперь покупатель будет получать специальный слип, на котором нанесен QR-код. Каждый покупатель получит возможность отсканировать код, перейти по ссылке на сайт программ ЕГАИС и прочитать подробную информацию о купленном алкогольном напитке. Чтобы печатать новые чеки предпринимателям не понадобится специальная техника – это обеспечит система программы ЕГАИС

Какая техника поможет предпринимателям? Если поставщик пришлет продавцу партию спиртной продукции с поврежденными штрих-кодами или с контрафактом, ЕГАИС направит сигнал в службу Росалкогольрегулирования и продавец, принявший такой товар для реализации, будет оштрафован. Чтобы не допустить подобных неприятностей рекомендуется приобрести терминал со встроенным двухмерным сканером, который сможет проверить продукцию еще на этапе приема на склад.

Какая ответственность? Если торговая точка еще не подключена к ЕГАИС, то с 1 января 2016 года продавать алкогольные напитки, включая пиво, ей запрещено. Ответственность за неподключение к ЕГАИС такая же, как и за продажу спиртного без сопроводительных документов (статья 14.19 КОАП).

ПРАВИЛА ПРОДАЖИ ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – Закон) регламентирует правила продажи табачной продукции. Закон содержит правила розничной продажи табачной продукции, полный запрет ее рекламы, а также ограничения, связанные с курением.

В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия, запрещается реклама и стимулирование продажи табака (ст. 16 Закона). В Законе содержится перечень приравненных к такой рекламе действий, которые запрещено будет совершать.

К таким действиям относятся:

  • распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;
  • применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;
  • использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;
  • использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;
  • организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;
  • организация и проведение культурных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);
  • использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности.

Законом установлено, что запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.

Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем двадцать штук в пачке, розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями, а также на оптовую и розничную продажу насваев (вид некурительного табачного изделия) (п.п. 6, 8 ст. 19 Закона).

Запрещается розничная торговля табачной продукцией (ч. 7 ст.19 Закона):

  • на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг, оказываемых учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
  • на расстоянии менее чем 100 метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.

Часть вторая статьи 20 Закона закрепляет право продавца потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность и позволяющий установить возраст покупателя, в случае возникновения у продавца табачной продукции сомнения относительно совершеннолетия покупателя.

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Маркировка табака (новый ЕГАИС): что это, закон и правила продажи продукции

С марта 2019 года в Российской Федерации вступает в силу акт об обязательной маркировке табака по системе ЕГАИС. А в июле изготовитель обязан ставить метку на каждой пачке, чтобы государство могло контролировать объем и оборот.

Решения для бизнеса

Что такое чипирование

На изделие (меховую, лекарственную, алкогольную) наносится специальный штрихкод, где предмету торговли присваивается свой идентификационный номер. Это необходимо для отслеживания движения его от начала производства до конечного пункта потребления. Это делается для того, чтобы население не пользовалось недоброкачественным товаром, который либо подделывается, либо ввозится неправомерно из других республик. Изготовители контрафакта нигде официально не зарегистрированы и не покупают лицензии. Поэтому проверяющие органы не в состоянии контролировать процесс производства и определять качество сырья.

Президент России подписал закон о маркировке в 2005 году для контроля за алкоголем, где на каждую бутылку ставились акцизные марки с PDF417, который отправлялся на сервер ФСРАР. Это помогло увидеть, сколько создается в стране и ввозится алкоголя из границы за год. Но эксперимент показал, что товар продается в большем количестве, чем производится, что говорит о проблеме подделки. Поэтому в 2015 году Государственная дума приняла норматив, где прописывается каждой торговой точке при приеме и сбыте алкоголя считывать штрихкод бутылки и отправлять данные по системе ЕГАИС в ведомство Росалкогольрегулирование. Это действие принесло свои «плоды» и снизило преступления в обороте спирта на 20%.

Нормативная база и причины постановки электронной метки на табаке

Успешный эксперимент по обороту спиртосодержащей продукции подтолкнул думу внести поправки в закон и записать новые правила продажи и обязательной маркировки сигарет в 2019 году. Это делается для того, чтобы государство могло контролировать процесс производства, перемещение каждой пачки от оптовика до магазина, а потом и до потребителя. В конечном итоге правительство заинтересовано, чтобы продукт дошел надлежащего качества и оригинального содержимого. Контрафакт без нанесения штрихкода не попадет на прилавки магазинов.

Правила торговли табачными изделиями

С 2018 года маркирование было необязательным. В это время проводился эксперимент, в ходе которого давался срок для перестройки бизнеса, где можно было без спешки разобраться в технологическом процессе, подготовить персонал к работе по новым правилам. Также оценивались механизмы, по которым определялась задача, нужно ли чипировать сигареты акцизными марками или вводить новые форматы. Немаловажным вопросом задавались бизнесмены: сколько инвестиций придется вкладывать в проект?

Этот год показал, что дополнительных капиталовложений не понадобилось, вреда компаниям нормативы не принесли. Поэтому с 1 марта обязали всех производителей и продавцов подключится к системе и зарегистрироваться в налоговой инспекции. Маркирование станет необходимым условием. Остатки необозначенной продукции можно распродавать до 1 июля девятнадцатого года. С этого момента реализация будет караться штрафными санкциями.

Предписание о табаке

С марта месяца правительство выпустило и утвердило три основополагающих норматива, по которым производителей обязали установить оборудование, а розничные сети – адресовать в ИС МОТП сведения о передвижении каждой пачки:

Читать еще:  Сняли с рабочего места

федеральные за № 272 и № 487;

распоряжение за номером 792.

Роль обязательной маркировки и продажи табачных изделий в 2019-2020 году по закону ЕГАИС для бизнеса

Внедрение структуры чипирования обеспечит обеление коммерческой деятельности, подстегнет конкурентную борьбу и значительно снизит уровень контрабандной продукции на территории РФ. Опыт показал, что после этой процедуры и перехода на онлайн-кассы увеличился оборот на 50 процентов меховых и на 30% – спиртосодержащих товаров.

Для частных предпринимателей оборудование по считыванию кода помогает в больших супермаркетах уменьшить количество сотрудников, оптимизировать рабочее время.

Для маленьких магазинов, торгующих продуктами, водкой и табаком не очень выгодно иметь три системы:

ЕГАИС для реализации спиртосодержащих товаров.

ФГИС «Меркурий» для продовольствия с животно содержащим составом.

ИС МОТП для сигарет.

Они между собой не контактируют. Приходится закупать разное оборудование и устанавливать три программы. Кроме этого, необходимо обзавестись онлайн-кассой для передачи информации в ФМС (налоговая инспекция) обо всех операциях купли-продажи. Для объединения всех нормативов в одну платформу законодательные власти решили с 2024 года ввести единый механизм нанесения меток для всех видов.

Этапы и правила обязательной маркировки табачной продукции по ЕГАИС в 2019-2020 году

Введение нового проекта принесло для бизнесменов некоторые изменения в рабочем процессе. Теперь закупку, хранение и реализацию следует регистрировать в системе онлайн.

Последние новшества продажи сигарет в 2020 году – новые правила торговли табачными изделиями для ИП

Используя правильный подход при продаже сигарет, индивидуальный предприниматель, может получить хороший доход. Для реализации своей идеи нужно узнать все юридические аспекты, без которых самостоятельно заняться бизнесом сложно. Правила продажи табачных изделий в 2020 году ужесточились, о них нужно узнать подробнее.

Введены изменения на правила продажи табачных изделий в 2020 году. Нормативный акт коснулся антитабачного закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ (с правками и дополнениями 2020 года). В законодательные нормативные документы внесены конкретные ограничения о распространении сигарет.

Закон

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>

Важно точно знать новые правила продажи для ИП в 2020 году. Значительные изменения коснулись использования онлайн-касс. С 2020 года все продавцы должны перевести деятельность на подобные виды аппаратов. Но были даны и отсрочки, чтобы индивидуальные предприниматели успели выполнить требования.

Чтобы установить право на отсрочку для использования онлайн-касс, хозяину бизнеса, необходимо учитывать комплекс правовых актов, а также других факторов, которые нужно обязательно рассмотреть.

Основные факторы использования онлайн-касс:

  • форма бизнеса;
  • система отчисления налогов в ИФНС;
  • род деятельности человека, занимающегося продажей табака;
  • факт определения табака в качестве подакцизного товара.

Эти критерии рассматриваются в одном контексте, поскольку тесно взаимосвязаны. Использовать онлайн-кассы обязывает закон номер 54-ФЗ “О применении ККТ при расчетах в РФ” для всех разновидности бизнеса.

Предусмотрены исключения:

  • предприниматели на ЕНВД;
  • ИП на ПСН.
  • субъекты, что оказывают услуги для населения города.

Посмотрите видео: “Минздрав ужесточает правила продажи сигарет”

Этим организациям были предоставлены отсрочки для введения онлайн-касс, но они закончились летом 2020 года.

Размещение стенда

Для реализации табака, нужно руководствуются установленными правилами.

Вето наложили на продажу сигарет в 2020 году – новые правила для ИП относятся к этим местам:

  1. Рядом с культурными, образовательными, спортивными или медицинскими объектами.
  2. Не больше 100 метров от официальных организаций по образованию.
  3. В объектах, где происходит обслуживание любого типа транспорта.
  4. На объекте, где жителям города предоставляют гостиничные и жилищные услуги.

Продавцы также не имеют право распространять табак гражданам, возраст которых не достиг совершеннолетия. Если с виду не получается определить, сколько человеку лет, то ему придется предъявить паспорт гражданина Российской Федерации.

Показывать табачную продукцию продавец имеет право только после просьбы об этом покупателя, когда он изучит ассортиментный список. Это требование определенно в 20 статье ФЗ РФ.

Для оповещения о реализации табак, ИП должен руководствоваться новым законопроектом. В соответствии с ним, текст должен иметь черный цвет с одинаковым шрифтом на светлом фоне. В рекламе обязательно оказывают точную цену, и полностью исключают картинки.

Об установленной стоимости

Законодатель наложил вето на реализацию сигарет выше или ниже установленного порога. Все розничные цены указываются на пачке изготовителем. Опускать цены ниже ориентировочной стоимости нельзя согласно п. №4 ст. №187.1 НК РФ. Но имеются исключения – под статью не попадает товар, подлежащий налогообложению.

Из этого можно сделать вывод, что выручка от торговли табачными изделиями составляет максимум 25%. Но на практике эти цифры уменьшаются примерно до 16 или 20%.

Если ходят разговоры, что прибыль от продажи составляет больше 50%, то это неправда. Такая выручка может быть осуществлена исключительно на продаже нелегального товара, то есть с нарушением законов Российской Федерации.

Использование ККТ (контрольно-кассовая техника)

Это довольно сложная задача. Кассовый аппарат нужно освоить и правильно вести учет прибыли по нему. Обычно для этих целей нанимают работника.

Правовые акты, обязывающие использовать ККТ:

  1. ФЗ 290.
  2. Обращение Минфина номер 03-01-15/38907, и 03-01-15/20998, в редакции от 2017 года.
  3. ФЗ 54.

В документах подробно описаны правила реализации табачных товаров с применением онлайн-касс.

ККТ разрешено не использовать, если бизнес ведется в отдаленных и труднодоступных поселках и сельской местности. Но есть оговорка – применять кассу все равно придется, однако, отправлять данные онлайн в налоговую службу необязательно.

Единственный способ избежать покупку ККТ – вести деятельность в местности, где имеются проблемы с коммуникациями.

Для продажи сигарет, закон обязывает купить сертифицированные кассы с активированным криптоключом (срок действия 13 месяцев). В данный момент не составляет труда найти оборудование, поддерживающее такой режим. При приобретении аппарата, также следует убедиться, что он занесен в государственный реестр.

Посмотрите видео: “Табачный киоск как бизнес идея”

Налогоплательщики отправляли в Минфин прошение, с целью – выяснить, не смогут ли продавцы сигарет обойти официальный указ, причисленный к подакцизным товарам. Ведь на алкогольную продукцию распоряжение правительства уже распространилось, и продавцы обязаны выдавать чеки из специальных аппаратов.

Работники министерства ответили, что индивидуальные предприниматели имели возможность работать без онлайн-касс исключительно до 1 июля. Далее, каждый ИП должен в обязательном порядке выдавать чеки с названием проданного товара, поскольку с продукции будет списан акциз.

Лицензирование табачной деятельности

Для индивидуальных предпринимателей нет необходимости приобретать лицензию, пока нет такого закона. Подобные меры распространяются исключительно на юридических лиц.

В текущем году не запланировано установление ограничений по ведению бизнеса ИП без лицензии. Но если предприниматель хочет открыть такое дело (особенно внутри торговых площадок), нужно поставить дополнительный код в ОКВЭД к тем, что уже были получены ранее, а после поместить в реестр. Индекс 47-11 дает продавцу возможность законно реализовать товар в магазинах, где не продаются продукты питания.

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>

Регистрацию нужно провести в налоговой инспекции. Платить за это деньги не придется, понадобится только правильно оформленное заявление.

Перед началом деятельности ИП необходимо посетить территориальное подразделение ИФНС, и узнать, нет ли продаж сигарет в списке запрещенных действий.

Время продажи

Ограничение на время распространения табака законодательством не предусмотрено. Были попытки запретить реализацию сигарет в ночное время, но Минздрав не поддержал эту инициативу.

Документы для открытия точки

Чтобы начать дело по продаже сигарет, следует набрать квалифицированный персонал, бухгалтера и других сотрудников. Из этого следует, что придётся заключать трудовые договора. После этого понадобятся официальные бумаги о прохождении пожарной безопасности и санпеденстанции.

Обязательное условие – заверенные бумаги об индивидуальной предпринимательской деятельности.

Где запрещена продажа

Чтобы не столкнуться с неприятностями при открытии бизнеса, нужно внимательно изучить ФЗ №15 “Об охране здоровья населения от воздействия табачного дыма. “.

Распространение табачной продукции официально запрещено:

  • в гостиницах;
  • на остановках и местах для подъезда транспорта;
  • вблизи ВУЗов, школ и детсадов;
  • рядом с туристическими лайнерами;
  • в барах, кафетериях и учреждениях общепита;
  • около вокзалов;
  • вблизи офисов.

В случае нарушения запретов, индивидуальный предприниматель получит штраф.

Торговля табачными продуктами не допускается на ярмарках и выставках. В текущем году не разрешают реализацию сигарет через окно, а также в случае открытой демонстрации.

Запрет на поштучную продажу

Правила 2020 года запрещают поштучную реализацию табачных изделий. Под запрет попала даже реклама с подобной реализацией товары.

Согласно нормативным документам, а именно, ч. 6 ст. 19 Федерального закона №15, в пачке должны обязательно находиться 20 сигарет. Также предприниматель не может дать товар покупателю без соответствующей упаковки с маркировками.

Где официально разрешено продавать

Министерство здравоохранения запретило продавать табачные изделия в ларьках и киосках. Теперь предприниматели должны открывать торговые залы со складским помещением и рабочей зоной.

Продавать разрешено в:

  • специально оборудованных магазинах с торговым и складским помещением.
  • павильонах с торговой зоной.

Если подобные объекты отсутствуют в населённых пунктах, то можно продавать табак в иных точках. Но на ярмарках и публичных выставках никто не вправе заниматься распространением сигарет.

На заметку: рекламировать продукцию разрешено только посредством прайс-листов. Открыто демонстрировать сигареты запрещено законодательством.

Продажа сигарет лицам до совершеннолетия

Несовершеннолетним лицам (до 18 лет) на законодательном уровне запрещено продавать сигареты. Продавец не должен обращать внимание на гражданство человека. Разрешена реализация табачной продукции только при предъявлении документа от покупателя, подтверждающего его совершеннолетие по законам РФ (ст. 20 ФЗ №15).

Ответственность

В России можно продавать только сигареты с акцизной маркой. Если соответствующая маркировка отсутствует, то это считается контрабандой. За нарушение торговли, ИП может получить административную или даже уголовную ответственность.

За распространение контрабандных сигарет, законодательство предусматривает следующие штрафы:

  • 2-3 тысячи рублей;
  • принудительные работы до 5 лет;
  • штраф в размере заработной платы за последние три года;
  • санкции до 1 000 000 рублей и лишение свободы на срок до 6 лет.

Штрафные санкции накладывают на лиц, которые продали контрафактную продукцию на сумму свыше 100 000 руб.

На предпринимателей обычно распространяется штраф до 4 000 рублей, с изъятием, если продукция продавалась в особо крупных размерах. Наказание за продажу сигарет гражданам, не достигшим совершеннолетия, составляет от 3000 до 5000 руб.

Не разобрались с материалом статьи или нужна помощь? Задайте вопрос нашему штатному юристу через форму «Онлайн-консультанта» или оставьте комментарий. Мы обязательно ответим!Задать вопрос >>>

Куда сообщить о нарушении закона

Важно понимать, что тайно составить заявление не получится, ведь без этого уполномоченные силы не смогут провести проверку, и нарушителей не привлекут к ответственности.

Условия реализации электронных сигарет

С прошлого года электронные сигареты приравняли к продаже традиционной и привычной табачной продукции. Пока все ограничения действуют исключительно на сигареты, но вскоре и электронные образцы попадут под определенное нормирование.

Читать еще:  Что делать, если обманули в социальной сети?

Пока закон до конца не определился с мерами борьбы по распространению электронных сигарет, поскольку такой товар (даже никотиновый) формально не получится отнести к табачной продукции. Но на практике были судебные разбирательства, где продавцу вынесли административный штраф.

В данный момент точно не определен вопрос о происхождении никотина, который добавляется в электронную продукцию. Поэтому при распространении подобного товара, нужно руководствоваться общими правилами, чтобы избежать неприятностей. Нужно понятно разделять товар с никотиновой и иной жидкостью внутри. Первые виды желательно не выставлять на прилавке в видном месте.

Все действия правительства направлены на снижение уровня курящих людей в стране с целью повышения здоровья населения. Минздрав заявил, что в 2033 году продажа табачной продукции резко сократится на территории РФ.

Посмотрите видео: “Бизнес мотивация или как я открыл табачный магазин”

Особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции.

Федеральный закон от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.

Статья 16 Федерального закона устанавливает особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.

Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шампанского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляется организациями.

Розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи и розничная продажа пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи при оказании услуг общественного питания осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями.

Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускается:

1) в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении, распоряжении и (или) пользовании:

– индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) организаций, осуществляющих обучение;

– юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

– юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области культуры.

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, указанный в настоящем подпункте, действует в отношении зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности;

2) на спортивных сооружениях, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке;

3) на оптовых и розничных рынках;

4) на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;

5) на боевых позициях войск, полигонах, узлах связи, в расположении воинских частей, на специальных технологических комплексах, в зданиях и сооружениях, предназначенных для управления войсками, размещения и хранения военной техники, военного имущества и оборудования, испытания вооружения, а также в зданиях и сооружениях производственных и научно-исследовательских организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих оборону и безопасность Российской Федерации;

6) на вокзалах, в аэропортах;

7) в местах нахождения источников повышенной опасности, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

8) в местах массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий, организуемых в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”, и на прилегающих к таким местам территориях, границы которых устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при согласовании проведения таких мероприятий;

9) в нестационарных торговых объектах, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

10) на территориях, прилегающих:

– к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования);

– к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних в которых непосредственно осуществляются соответствующий вид деятельности;

– к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации в которых непосредственно осуществляются соответствующий вид деятельности;

– к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке в которых непосредственно осуществляются соответствующий вид деятельности;

– к местам, указанным в подпунктах 5 – 7 настоящего пункта;

11) несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, позволяющий установить возраст этого покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

12) без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона;

13) без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения по перечню, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона;

14) дистанционным способом;

15) в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров.

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции:

– на оптовых и розничных рынках не распространяется на розничную продажу сельскохозяйственными товаропроизводителями на сельскохозяйственных рынках и сельскохозяйственных кооперативных рынках произведенных ими вина, игристого вина (шампанского);

– на вокзалах, в аэропортах, в нестационарных торговых объектах не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую в магазинах беспошлинной торговли.

Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее – объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее – водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.

Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.

Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).

Запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания:

– в организациях культуры не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания в концертных и театральных залах, парках;

– на оптовых и розничных рынках и в нестационарных торговых объектах не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента готовой продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания;

– на транспорте не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания на железнодорожном, водном и воздушном транспорте общего пользования междугородного и международного сообщения, а также на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, не относящемся к транспорту общего пользования;

– на вокзалах и аэропортах не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания;

– на объектах указанных в пунктах 5-7 не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую организациями, и розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, за исключением времени проведения детско-юношеских спортивных мероприятий.

Потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.

На территории Курской области не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 22 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, и розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли.

Розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляются с применением контрольно-кассовой техники в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Управление Роспотребнадзора по Курской области ставит в известность заинтересованных лиц, что в соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Напоминаем, консультацию по вопросам розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции можно получить по телефону «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Курской области 58-71-86, по телефонам отдела защиты прав потребителей 54-59-46, 54-59-47 или по адресу: г. Курск, ул. Ленина, д. 70 (с понедельника по четверг с 9:00 до 18:00, в пятницу с 9:00 до 16:45).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector