Правомерен ли отказ в утверждении схемы расположения земельного участка?
Prokurors.ru

Юридический портал

Правомерен ли отказ в утверждении схемы расположения земельного участка?

Отказ в утверждении схемы расположения земельного участка

Земельные юристы нашей компании оспорят отказ в утверждении схемы расположения земельного участка в согласовательном, претензионном или судебном порядке. Для определения причины отказа, вам необходимо предоставить нашим специалистам копию поданной в администрацию схемы расположения, сопроводительных документов и текст ответа администрации района.

Для отрицательного решения в законе предусмотрены специальные основания. О них нужно обязательно помнить, когда готовите подобный документ и подаете его в уполномоченные органы. Однако отказ – еще не повод для изменения своих планов в отношении выбранного участка. Его можно обжаловать, если докажете, что вынесен он с нарушениями или безосновательно. В данном вопросе можете положиться на земельных юристов нашей компании. Мы оспорим отказ в любой инстанции, добившись вынесения положительного решения.

Принимают данное решение после подготовки схемы расположения надела на кадастровом плане и направления ее в орган местного самоуправления или иное уполномоченное ведомство. Куда подавать заявление вместе со схемой, зависит от того, кто вправе распоряжаться выбранной землей. Отказать могут и из-за неправильно поданного ходатайства (выбран не подходящий орган или представлены не полные сведения). Хотя чаще основаниями для подобного ответа служат иные недочеты.

Причины отказа в утверждении схемы расположения земельного участка

Основания указаны в Земельном кодексе, и их может быть много – все будет зависеть от ситуации. Чаще всего отказывают по следующим причинам:

  • схема расположения не соответствует установленной в законе форме, содержанию либо иным требованиям;
  • документ не отвечает правилам застройки и землепользования, проекту планировки и другим утвержденным бумагам;
  • границы выбранного участка пересекаются или полностью совпадают с другим наделом, по которому уже утвердили схему;
  • документация не соответствует землеустроительным бумагам или положению об особо охраняемой территории;
  • участок находится на земле, где уже утвержден проект межевания, либо он относится к территориям общего пользования;
  • границы надела пересекают красные линии, на нем размещены линейные объекты или собственность иных лиц.

Отказ может быть как обоснованным, так и вынесенным с нарушениями. В любом случае решение органа власти надо тщательно изучить на предмет неточностей. Если таковые найдутся, необходимо обжаловать данный ответ. Происходит обжалование в судебных органах.

Обжалование отказа в утверждении схемы расположения земельного участка

Если отказ в утверждении схемы расположения участка вынесен в срок, нужно начать с проверки оснований для данного решения. Сроки для рассмотрения заявления и схемы от одного до двух месяцев (2 месяца, если планируется проведение аукциона, 1 месяц, если землю надо предоставить без торгов.). Ответ муниципалитета должен быть представлен в письменном виде и установленного образца. Далее надо действовать следующим образом:

  • необходимо собрать документы, подтверждающие правомочность обращения за утверждением схемы расположения надела;
  • следует подготовить второй экземпляр заявления, на котором стоит отметка о приеме бумаг на утверждение администрацией;
  • нужно составить исковое заявление и прикрепить к нему необходимую документацию на землю;
  • надо собрать подтверждения необоснованности отказа или наличия нарушений со стороны органов власти;
  • затем необходимо подать иск и пакет бумаг в отделение суда, находящееся в том же районе, что и земельный участок.

Останется только принять участие в разбирательстве, привести собственные доводы, ответить на возражение второй стороны и повторно обратиться за утверждением схемы.

Какие документы потребуются для обжалования отказа?

Нужно представить в суде саму схему расположения земельного участка, выписку из единого реестра недвижимости, а также копию подтверждения оплаты пошлины. Необходимо прикрепить доказательства того, что у Вас имеются права на предоставление участка без торгов или в ходе аукциона. Цели использования надела должны совпадать с видами разрешенного использования, установленными в отношении участка.

Если же отказ вынесен правомерно и обоснованно, придется выбирать другую территорию, готовить новую схему и заново обращаться за ее утверждением. Оптимальный вариант решения проблемы – переложить заботы по обжалованию отказа или поиску нового участка на наших экспертов. Мы проведем необходимые работы быстро и эффективно.

Экономия от приобретения земельного участка через Госаренду составляет от 40% до 70% от его рыночной стоимости

Ознакомьтесь с нашими услугами по аренде земли у государства с правом выкупа.

Обратитесь к нашим специалистам уже сегодня!

Бесплатное изучение Ваших правоустанавливающих документов на недвижимость в нашем офисе. Оценка перспектив дела.

Юристы по земельному праву с опытом от 8 лет. Действующие адвокаты. Кадастровые инженеры. Оценщики. Проектировщики.

Решения сложных вопросов

Защита интересов доверителя в судах всех инстанций, федеральных и муниципальных органах власти. Обжалование вступивших в силу решений!

Представительство в регионах

Специалисты нашей компании готовы обеспечить серьезную поддержку в любом регионе, даже в самой сложной ситуации!

Рассмотрение заявления об утверждении схемы расположения земельного участка (для земельных участков вне населенных пунктов)

В соответствии с подп. 3 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ следующим этапом процедуры является проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований для отказа в утверждении схемы, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 Кодекса и подпунктами 5 – 9, 13 – 19 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ.

Очевидно, что данный этап касается случаев, когда схема расположения была представлена самим заявителем. В том случае если заявление подано относительно земельного участка, который необходимо образовать на территории населенного пункта, то орган местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица самостоятельно осуществляет подготовку Схемы и проекта решения об ее утверждении, который направляется на согласование должен быть утвержден в 2-месячный срок со дня поступления заявления в уполномоченный орган.

Между тем, ЗК РФ не устанавливает перечень оснований для отказа в разработке и утверждении Схемы в том случае, если инициатива предоставления земельного участка исходит от заинтересованного лица, однако схема расположения земельного участка должна разрабатываться органом местного самоуправления.

В зависимости от различных вариантов ответа на данный вопрос может работать принцип либо «целесообразности» предоставления, либо «обязательности» предоставления. Представляется, что целью запрета на самостоятельную разработку схемы могло быть желание законодателя вывести образование участков в населенных пунктах из-под общего режима рассмотрения заявлений, который предусматривает строго ограниченный круг оснований для отказа в утверждении Схемы. Идея о том, что предоставление земельных участков на территории населенных пунктов должно подчиняться принципу целесообразности, в то время как на территории сельской местности предоставление участков должно стимулироваться обязательностью такого предоставления, соответствует также политико-правовым мотивам.

В соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, представленной заявителем, является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи [1] ;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Данные требования установлены ст. 11.9. ЗК РФ, в соответствии с которой образуемые земельные участки не должны:

– отклоняться от предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков, установленных градостроительными регламентами;

– пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

– приводить к невозможности разрешенного использования расположенных на образуемых земельных участках объектов недвижимости;

– приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории [2] ;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Кроме того, подпунктами 5 – 9, 13 – 19 пункта 8 статьи 39.11 ЗК РФ установлены следующие основания для отказа:

6) в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона;

7) земельный участок не отнесен к определенной категории земель;

8) земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;

9) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

10) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и продажа или предоставление в аренду указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства является предметом другого аукциона либо указанные здание, сооружение, объект незавершенного строительства не продаются или не передаются в аренду на этом аукционе одновременно с земельным участком;

11) земельный участок расположен в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, или территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном освоении;

12) земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения;

13) земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации или адресной инвестиционной программой;

14) в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления;

15) в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении;

16) земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования;

17) земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, законом предусмотрено 17 оснований для отказа в утверждении схемы расположения участка. Данный перечень также может быть дополнен законом соответствующего субъекта РФ, принятым не позднее 01.01.2016 г. (п. 29, 32 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ).

Читать еще:  Приватизация квартиры без выписанного старшего сына и его участия

Кроме того, рассмотрение поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка приостанавливается в случае, если на момент поступления в уполномоченный орган такого заявления на его рассмотрении находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает. Приостановление действует до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка либо до принятия решения об отказе в утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка.

В случае отсутствия оснований для отказа в утверждении Схемы или приостановления рассмотрения заявления уполномоченный орган готовит проект решения об утверждении Схемы.

Дело NФ08-9816/2016 по делу N А32-14057/2016. О признании незаконным отказа в согласовании схемы границ земельного участка, обязании к согласованию схемы.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

от 6 февраля 2017 г. по делу N А32-14057/2016

История рассмотрения дела

Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2017 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2017 года.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мазуровой Н.С., при участии в судебном заседании от заявителя – войсковой части 3662 внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (ИНН 2319022394, ОГРН 1032311077391) – Пьянзина С.А. (доверенность от 23.01.2017), в отсутствие представителя заинтересованного лица – департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, Министерства обороны Российской Федерации, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2016 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2016 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Величко М.Г.) по делу N А32-14057/2016, установил следующее.

Войсковая часть 3662 внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – войсковая часть) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи (далее – департамент) от 15.03.2016 N 21.01-09/3923 об отказе в согласовании схемы границ земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного между земельными участками с кадастровыми номерами 23:49:0304023:88 и 23:49:0304023:416, по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, в устье реки Кудепста, и возложении на департамент обязанности по согласованию схемы.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее – территориальное управление), Министерство обороны Российской Федерации (далее – министерство обороны).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: пункт 16 в статье 11.9 Земельного кодекса РФ отсутствует, имеется в виду пункт 16 статьи 11.10.

Решением от 12.08.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.11.2016, заявление удовлетворено, признан незаконным отказ департамента от 15.03.2016 N 21.01-09/3923 в предварительном согласовании схемы границ земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного между земельными участками с кадастровыми номерами 23:49:0304023:88 и 23:49:0304023:416 по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, в устье реки Кудепста. На департамент возложена обязанность в тридцатидневный срок с даты вступления судебного решения в законную силу согласовать схему границ земельного участка. Суды установили, что спорный участок находится на территории городского округа курорта Сочи, включенной в схему территориального планирования Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 10.12.2015 N 615сс “Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области обороны страны и безопасности государства” (далее – указ от 10.12.2015 N 615сс), на которой предполагается размещение объектов федерального значения. На земельных участках, находящихся у заявителя на праве постоянного (бессрочного) пользования, базируется личный состав, технические средства и объекты войсковой части в целях выполнения служебно-боевых задач, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в прилегающей акватории Черного моря. Также на спорной территории имеется объект недвижимого имущества, принадлежащий заявителю на праве оперативного управления – “Дамба берегозащитных сооружений пляжа “Робинзон”. Предоставление войсковой части земельного участка в целях выполнения служебно-боевых задач не нарушает действующее законодательство. Решение департамента от 15.03.2016 N 21.01-09/3923 не содержит указание на наличие предусмотренных пунктом 16 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) или пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса оснований для отказа в предварительном согласовании схемы границ земельного участка на кадастровом плане территории.

В кассационной жалобе администрация просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что спорный земельный участок расположен в пределах первой зоны горно-санитарной охраны курорта Сочи и частично в береговой полосе, что исключает утверждение схемы и последующее предоставление его войсковой части.

В судебном заседании представитель войсковой части просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения. Иные лица явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены в соответствии со статьями 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке статьей 284 Кодекса.

Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе, выслушав представителя заявителя по делу, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, войсковой части на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0304023:416, 23:49:0304023:88 и 23:49:0304023:90, по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, в устье реки Кудепста, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13.03.2013 серии 23-АЛ N 692143, от 07.09.2012 серии 23-АК N 937012, от 12.04.2011 серии 23-АИ N 749626 (л. д. 42, 46, 50).

17 февраля 2016 года войсковая часть обратилась в департамент с заявлением о предварительном согласовании схемы границ земельного участка на кадастровом плане территории в целях выполнения служебно-боевых задач (л. д. 13).

Решением, изложенном в письме от 15.03.2016 N 21.01-09/3923, войсковой части отказано по мотиву нахождения земельного участка в первой зоне санитарной (горно-санитарной) охраны курорта, в границах береговой полосы, со ссылкой на то, что формирование земельного участка за счет территории общего пользования исключит возможность реализации гражданами прав на свободное нахождение на данном участке (л. д. 15, 16).

Считая отказ департамента незаконным, нарушающим права и интересы войсковой части, заявитель обратился в арбитражный суд.

В соответствии с частями 1 , 3 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее, а также соответствие выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ( статьи 198 , 200 и 201 Кодекса).

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории ( статья 11.10 Земельного кодекса).

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

По общему правилу подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается уполномоченным исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления.

В утверждении схемы расположения земельного участка может быть отказано, в том числе, если она подготовлена с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса требований к образуемым земельным участкам. Названной статьей не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом , другими федеральными законами.

В пункте 6 статьи 11.10 Земельного кодекса приведены основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Согласно материалам дела, мотивом обращения заявителя в департамент о предварительном согласовании схемы границ земельного участка, расположенного между участками с кадастровыми номерами 23:49:0304023:88 и 23:49:0304023:416 (местонахождение: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, в устье реки Кудепста) послужила необходимость его формирования для выполнения служебно-боевых задач мирного и военного времени, возложенных на войсковую часть.

На основании статьи 96 Земельного кодекса земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов предназначены для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

Читать еще:  Можно ли аннулировать завещание и оформить дарение части квартиры?

В целях сохранения благоприятных санитарных и экологических условий для организации профилактики и лечения заболеваний человека на землях территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны в соответствии с законодательством.

Посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны, в силу статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ “О природных, лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах”, осуществляется охрана лечебно-оздоровительных местностей, курортов и их земель.

Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется первая зона, на территории которой запрещается проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суды обеих инстанций заключили, что земельный участок, в отношении которого войсковая часть просит согласовать схему границ, находится на территории городского округа курорта Сочи, включенной в схему территориального планирования Российской Федерации в области обороны и безопасности государства; на земельных участках, принадлежащих войсковой части на праве постоянного (бессрочного) пользования, базируется личный состав, технические средства и объекты в целях выполнения служебно-боевых задач, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в прилегающей акватории Черного моря; отказ департамента не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, сводятся к переоценке, что в силу статьи 286 Кодекса не отнесено к компетенции суда кассационной инстанции.

Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, приведенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

Оснований для отмены решения от 12.08.2016 и апелляционного постановления от 02.11.2016 по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация (орган местного самоуправления) освобождена от уплаты государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274 , 284 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2016 по делу N А32-14057/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Статья 11.10 ЗК РФ. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

1. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

2. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

3. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

5. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.

6. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.

7. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд может быть обеспечена лицом, в пользу которого изымается земельный участок.

8. В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.

9. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.

В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе.

10. Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа может осуществляться с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – орган регистрации прав), в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” или с использованием иных технологических и программных средств.

11. Орган регистрации прав обеспечивает возможность подготовки схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта указанного органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” любым заинтересованным лицом за плату. Размер такой платы и порядок ее взимания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа органами государственной власти или органами местного самоуправления с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” осуществляется без взимания платы.

12. Форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

13. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:

1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;

3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;

5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

15. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

16. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

17. В случае, если границы земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, пересекаются с границами земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным после дня утверждения схемы расположения земельного участка и до истечения срока действия решения о ее утверждении, образование земельного участка осуществляется в соответствии с утвержденной схемой его расположения.

18. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок.

19. Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.

20. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.

Читать еще:  Могу ли взыскать штрафы с арендатора земли?

21. Подготовка единым институтом развития в жилищной сфере схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” осуществляется без взимания платы.

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка

%PDF-1.5
%
1 0 obj
>>>
endobj
2 0 obj
>
endobj
3 0 obj
>/ProcSet[/PDF/Text/ImageB/ImageC/ImageI] >>/Annots[ 19 0 R 20 0 R 21 0 R] /MediaBox[ 0 0 595.32 841.92] /Contents 4 0 R/Group>/Tabs/S/StructParents 0>>
endobj
4 0 obj
>
stream
x[K#0͡k

Разработка схемы расположения территориального надела в подавляющем большинстве случаев проводится в электронном формате. Однако, если данной операцией занимаются физические лица с целью образования земельного участка для публичных торгов, то в этом случае возможен выбор носителя.

Для оформления используется информация, представленная на официальном сайте территориального органа исполнительной власти, который имеет полномочия в сфере

объектов недвижимого имущества. Нередко по отношению к рассматриваемым схемам компетентные инстанции принимают решение об отказе в утверждении.

Для понимания особенностей того, на каких основаниях происходит отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, необходимо ознакомиться с актуальным понятийным аппаратом, с нюансами нормативного регулирования, с ключевыми основаниями, с возможностью обжалования, а также с судебной практикой.

Что нужно знать

Схема фактического расположения территориального надела в рамках кадастрового плана представляет собой графическое отображение пределов используемой гражданином или организацией земли. В данном документе в каждом конкретном случае происходит указание площади участка и его условного номера.

Скачать образец технического плана

Схема в обязательном порядке должна быть подготовлена в следующих случаях:

  • для образования участка земли без проведения публичного аукциона;
  • для образования нового территориального надела по результатам разделения земельного участка, который находился в государственной или муниципальной собственности;
  • для образования участка с целью его последующего изъятия для реализации федеральных или муниципальных целей;
  • для организации распределения земель между гражданами с целью ведения подсобного хозяйства или для начала мероприятий в сфере жилищного строительства индивидуального формата.

Нормативное регулирование

В 2020 году составление схемы расположения земли в полной мере регламентируется Федеральными Законами № 137 и №171. Данные нормативные акты указывают на факт того, что схема расположения территориальных наделов на кадастровом плане представляет собой специализированное графическое изображение границ конкретного участка.

Подготовка рассматриваемого документа проводится с учетом утвержденной документации в рамках планирования конкретного населенного пункта, плавил использования земли и совершения строительных мероприятий, землеустроительной документации, расположения объектов строительства и так далее.

Разработка схемы полностью регулируется представителями органами территориальной исполнительной власти. Этот норматив предусматривается статьей 39 Земельного Кодекса РФ, если прочие параметры не устанавливаются федеральным законодательством.

Статья 39. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка

Что касается подготовки схемы размещения участка земли для его образования с целью предоставления без проведения аукциона, то эта операция может быть проведена как физическими, так и юридическими лицами. Согласование проводится с компетентными органами исполнительной власти.

Территориальные регистрационные органы допускают возможность подготовки рассматриваемого документа в электронном формате с учетом использования сведений, указанных на официальном сайте местного органа исполнительной власти, в сферу действия которого входит кадастровое обеспечение.

Предусматривается внесение заинтересованным лицом определенной платы за оказание услуги. Актуальный размер выплат и их порядок регламентируются уполномоченным территориальным органом власти. Срок действия официального решения об утверждении данной схемы составляет 2 года с момента выдачи письменного решения на руки заявителя.

Не при каких обстоятельствах компетентные органы не могут потребовать от заявителя дополнительные сопровождающие документы, перечень которых не был ранее закреплен в действующем Земельном Кодексе РФ.

Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка

Уполномоченные местные исполнительные органы, которые приняли решение об утверждении схемы, должны в обязательном порядке в течение 5 рабочих дней с момента принятия соответствующего постановления направить в территориальный регистрационный орган данное решение с приложением рассматриваемой схемы. Для реализации такой цели обычно используется межведомственная система электронной передачи.

Вся информация, прописанная в сформированном решении, подлежит отражению в рамках актуальной кадастровой документации, предназначенной для беспрепятственного использования неограниченным числом граждан РФ. Стоит отметить, что в некоторых случаях может последовать отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, но только на тех основаниях, которые четко прописываются в Земельном Кодекса РФ.

Важно помнить о том, что в 2009 году в федеральное законодательство были внесены некоторые изменения, касающиеся рассматриваемой проблематики. Таким образом, в случае образования новых территориальных наделов по результатам перераспределения земель, находящихся в частной, государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения проводится самими гражданами, выступающими в качестве непосредственных собственников.

Обзорная схема расположения земельных участков

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка

Существуют следующие основания для предъявления отказа в утверждении схемы размещения конкретного территориального надела:

  • несоответствие схемы размещения участка земли его конкретному формату, а также требованиям, которые предъявляются к подготовке наделов;
  • частичное или полное совпадение места размещения земли, образование которой предусматривается соответствующей схемой, с участками, которые формируются на основаниях предыдущего постановления, срок действия которого еще не был завершен;
  • разработка схемы была проведена с вопиющими нарушениями нормативов, указанных в статье 11.9 Земельного Кодекса РФ;
  • несоответствие документа установленной проектной документации, связанной с планированием территорий, а также со строительными свидетельствами и положениями об охраняемых природных объектах со стороны государства;
  • расположение земли, образование которой предусматривалось ранее рассматриваемой схемой, в пределах территории в рамках которых уже было проведено межевание.

Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам

Как обжаловать

Отказ в утверждении схемы может быть обжалован в компетентных судебных инстанциях с использованием общего порядка, предусмотренного для аналогичных разбирательств.

В качестве ответчиков по делу будут выступать уполномоченные представители местной администрации, которые будут обосновывать принятую позицию со ссылкой на установленные территориальные границы. Другими словами, нужно будет доказать, что они не накладываются на землю.

Скачать исковое заявление на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка

В исковом заявлении рекомендуется указать все нормативные акты, которые противоречат принятому решению, а также подтвердить сведения о том, что принятое постановление нарушает законные права и свободы конкретного гражданина или определенного круга лиц. Документ должен быть обязательно составлен в трех экземплярах для передачи каждой из сторон, участвующей в процедуре.

Судебная практика

Существующая судебная практика в рамках решения рассматриваемой проблемы зачастую опирается на статью 39.18 Земельного Кодекса РФ. Данный норматив в полной мере регулирует порядок предоставления государственного или муниципального имущества в пользу граждан для реализации целей индивидуального строительства или для ведения сельскохозяйственной деятельности в пределах одного города, села или деревни.

Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков гражданам для ИЖС

Существующие нормы указывают на определяющий факт того, что при поступлении заявительной документации от гражданина о предоставлении участка земли с целью реализации потребностей в индивидуальном строительстве жилья, представители уполномоченной инстанции обязуются в течение месяца со дня получения заявления совершить одну из нижеперечисленных операций:

  • опубликовать извещение о предоставлении участка земли для установленных целей по месту фактического размещения конкретного территориального надела на официальном сайте компетентной службы, в качестве которой может выступать земельный департамент местной администрации;
  • опубликовать решение на официальных ресурсах всех без исключения территориальных кадастровых органов;
  • принять компетентное решение об отказе в согласовании предоставленной заявительной документации или об отмене прошения по факту предоставления участка земли – для этого используется перечень оснований, указанный в статьях 39.15-16 Земельного Кодекса РФ.

Статья 39.15. Предварительное согласование предоставления земельного участка

Нужно помнить о том, что статья 39.20 Земельного Кодекса гласит, что первоочередной право на покупку участков земли или на их аренду имеют те физические и юридические лица, которые выступают в качестве непосредственных собственников строений, размещенных на этой земле. Им не может быть отказано в преобразовании территорий, а также в принятии схемы расположения участков.

Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, на котором расположены здание, сооружение

Стоит отметить, что претензия по поводу превышения размеров присоединяемых участков земли могут быть не обоснованы. Особенно это актуально в тех случаях, когда гражданин является владельцем надела и территорий, отведенных под сельскохозяйственные нужды. Оспаривание таких проблем проводится в подавляющем большинстве случаев в районных судах. В качестве ответчиков выступают органы, отвечающие за местное самоуправление.

Коллеги, изложу свою точку зрения на ситуацию. Хотелось бы знать, что вы об этом думаете. На мое заявление о предоставлении участка в аренду под огородничество, горуправа ответила отказом, приведя в качестве отказа совершенно размытую формулировку и не приведя ни одного обоснованного ответа со ссылкой на утвержденные документы, постановления, законодательства и т.п. Это само по себе уже странно, и больше похоже на желание отписаться. Тем не менее, если имеет место наложение границ на некий участок, это действительно может быть причиной отказа в утверждении схемы расположения:

ЗК РФ, Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории

16. Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

Отсюда возникает вопрос: а есть ли эта та самая другая уже утвержденная схема расположения?

Для этого я написал в горуправу письмо с просьбой предоставить мне копию этой самой схемы. И что они присылают? Они присылают постановление об утверждении схемы, датированное апрелем 2014 (. ). То есть более 2х лет назад. При этом на дату подачи моего заявления участок не был выделен и поставлен на кадастровый учет. То есть до сих пор он не имеет кадастрового номера.

В то же время, ст.11.10 ЗК нам говорит:

15. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.

Таким образом, на дату подачи заявления утвержденная в апреле 2014 схема расположения, УЖЕ НЕ ДЕЙСТВУЕТ. А поскольку за два истекших года участок не был поставлен на кадастровый учет, то значит его и нет. А значит и нет препятствий для утверждения моей схемы расположения. Все остальное это отписки и попытка отбиться от меня.

Вот это кратко. Что думаете, коллеги?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector