Правомерно ли действие командира и как наказать его?
Prokurors.ru

Юридический портал

Правомерно ли действие командира и как наказать его?

Объявить выговор военнослужащему

  • Могут ли военнослужащему объявить выговор за порчу имущества не по его вине.
  • Могут ли военнослужащему объявить выговор на испытательном сроке?
  • Могут ли объявить выговор военнослужащему по контракту без моего ознакомления с ним?
  • Если военнослужащему объявят строгий выговор, то какие будут последствия?
  • Может ли быть объявлен выговор военнослужащему за отсутствие на службе менее 4 часов?
  • Выговор военнослужащему
  • Военнослужащий получил выговор
  • Выговор военнослужащему по контракту
  • Строгий выговор военнослужащему

1. Могут ли военнослужащему объявить выговор за порчу имущества не по его вине.

1.1. Если таковое доказано, то могут.

1.2. Здравствуйте, Ваш вопрос не содержит конкретики, однако, если военослужащий не обеспечил сохранность ввереного ему военного имущества, то по результатам проверки его вправе привлечь к дисциплинарной ответственности при условии, что утрата имущества, не обусловлена хищением иным лицом.
Одновременно с этим, разьясняю, что согласно ст. 47 ДУ ВС РФ военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина.
Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности.
Вина военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, должна быть доказана в порядке, определенном федеральными законами, и установлена решением командира (начальника) или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.

2. Могут ли военнослужащему объявить выговор на испытательном сроке?

2.1. Могут конечно, выговор могут объявить любому трудоустроенному в официальном порядке. Только этот выговор не должен идти в личное дело военнослужащего так как вы ещё не на должности.

2.2. В вашем случае необходимо ознакомиться с контрактом который вы подписывали для прохождения службы в ВС РФ. Если есть проступок с вашей стороны, то вы как военнослужащий попадаете под дисциплинарное наказание. Указом Президента РФ от 1 июля 2014 г. N 483 в статью 54 внесены изменения
См. текст статьи в предыдущей редакции
54. Дисциплинарное взыскание является установленной государством мерой ответственности за дисциплинарный проступок, совершенный военнослужащим, и применяется в целях предупреждения совершения дисциплинарных проступков.
К военнослужащему могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:
выговор;
строгий выговор;
лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
лишение нагрудного знака отличника;
предупреждение о неполном служебном соответствии;
снижение в воинской должности;
снижение в воинском звании на одну ступень;
снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
отчисление из военной образовательной организации;
отчисление с военных сборов;
дисциплинарный арест.

3. Могут ли объявить выговор военнослужащему по контракту без моего ознакомления с ним?

3.1. Запросто могут.

4. Если военнослужащему объявят строгий выговор, то какие будут последствия?

4.1. По уставу так. Объявить вам выговор обязанны перед строем либо на совещании не позднее 1 го месяца со дня совершения проступка. По факту проступка обязанны провести служебное расследование и с его результатами ознакомить вас не позднее 1 месяца со дня совершения проступка. Объявлять взыскание до служебного расследования нельзя. Обычно по не знанию современные командиры НЕ ВЫДЕРЖИВАЮТ СРОКИ РАССЛЕДОВАНИЯ И ИЗДАНИЯ ПРИКАЗА, НЕ ОБъЯВЛЯЮТ взыскания перед строем или объявляют взыскание по истечении сроков, хотя запись о взыскании в служебной карточке делаю в устаноаленные сроки. И ЕЩЕ РАССЛЕДОВАНИЕ СЧИТАЕТСЯ ОКОНЧЕНЫМ, КОГДА ВОЕННЫЙ ПРОКУРОР ОЗНАКОМЛЕН С МАТЕРИАЛАМИ РАССЛЕДОВАНИЯ.

5.1. Его уволили за пьянку а это веское основание.

5.2. командовние части за совершенное Вашим сыном административное правонарушение, с учетом имеющегося у него неснятого дисциплинарного взыскания вправе было инициировать процедуру его уволения в связи с НУК.

6.1. Да это является основанием для расторжения контракта.

7.1. Да, вы вправе обжаловать дисциплинарное взыскание, – выговор. Обращайтесь в военную прокуратуру.

8.1. К сожалению для армии это нормальное явление, выговор можно обжаловать в суд или в военную прокуратуру но суд надежней.

9.1. Вас могут уволить не в качестве наказания, а по НУК.

10.1. Если освидетельствование не проходили, можете обжаловать командованию части.

11.1. Дисциплинарное взыскание, если оно не снято досрочно, действует в течение года.

12.1. Да, конечно, должна быть проведена служебная проверка, оставлен акт на основании которого должен быть издан приказ. Нужны основания. См. Положение о премировании.

13.1. В принципе не законно. Вам следует обратиться в военную прокуратуру с жалобой. Проведут проверку и если факты подтвердятся то накажут виновное лицо.

14.2. Радим, количество и наличие детей не влияет на Ваши должностные обязанности. Если вам необходимо обжалование приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, учитывайте, что жалобу можно подать только в течение 10 дней с момента применения взыскания. Отстаивая свои права, следует опираться на Федеральный Закон «О статусе военнослужащих» за номером 21 от 1998 года.
Гражданин вправе подать жалобу на незаконное, с его точки зрения, взыскание начальству того лица, которое сочло возможным таковое взыскание вменить. Если и в этом случае не удалось обжаловать выговор военнослужащему и доказать свою правоту, гражданин вправе подать соответствующее заявление в военный суд.
Срок подачи документов в суд составляет 30 дней с даты вменения взыскания. Такой подход дает возможность сначала обратиться к компетентным лицам, а уже потом, без лишней спешки — в судебные органы. Кроме того, обжалование дисциплинарного взыскания военнослужащим возможно и с помощью военного прокурора, которому гражданин, ущемленный в правах, может направить жалобу, где будет подробно изложена суть проблемы. Если необходимо составить процессуальные документы, обращайтесь.

15.1. Если перевод на равнозначную, то это правомерно со стороны начальства и без вашего согласия.

16.1. В данном случае если Вы несогласны с тем что Вас лишили части заработной платы то Вам следует обратиться в суд и оспорить решение командования части.

17.1. Брянск!
В данной ситуации рекомендую вам оспорить данные действия командира в Судебном порядке.

Удачи вам Владимир Николаевич
г. Уфа 29.11.2017 г.

18.1. Нет, конечно. Выговор объявляется за дисциплинарный проступок. Исходя из изложенных обстоятельств такого не было – заболевание не является проступком.

18.2. В отношении вас провели проверку и вынесли наказание. Мы не знаем на каком основании, так как не видели данные документы. Но вы можете в суде обжаловать данное наказание. Подавайте иск, не теряйте время чтобы не пропустить срок давности.

18.3. из самого вопроса не видно за что был наложен выговор, но в любом случае если не согласны то можете оспорить данный вид дисциплинарного взыскание

19.1. За данный проступок Вас уволить не могут, т.к. прошло уже 2 года. Для административного наказания необходимо с момента совершения правонарушения 2 месяца. Вас просто скорее всего пугают или ещё что нибудь накопали.

19.2. Учитывая сроки которые прошли, уволить Вас не могут, поэтому в данном случае, Вы сможете обратиться с жалобой на подобные действия в военную прокуратуру.

20.1. Нет таких норм В трудовом законодательстве если вас необоснованно привлекли к административной либо дисциплинарной ответственности вы вправе обжаловать это взыскание в судебном порядке спасибо за ваше обращение на наш сайт удачи вам и всего хорошего.

20.2. Кто вам это сказал. Если вы не согласны с наказанием, можете обжаловать его установленным порядком через военную прокуратуру. С уважением.

20.3. В соответствии с действующими законами, положениями и приказами премий не лишают, а их устанавливают военнослужащим в зависимости от итогов боевой подготовки, добросовестного исполнения должностных обязанностей и прочего. Поэтому командир имеет полное право установить военнослужащему премию в меньшем размере или не назначать вовсе при наличии у него неснятого дисциплинарного взыскания. Наличие малолетних детей не даёт право недобросовестно исполнять обязанности или нарушать воинскую дисциплину. Если вы не согласны с объявленным вам взысканием и неустановлением премии, то вы имеете право обратиться с жалобой к вышестоящему командиру, в гарнизонную прокуратуру или военный суд.

21.1. Обжалуйте выговор через военную прокуратуру. Но тут стоит смотреть, какие данные вы должны были предоставить. Возможно вы могли предоставить раньше своего убытия в отпуск.

21.2. Необходимо смотреть материалы разбирательства с целью дать вам ответ. Но, если не нарушена процедура проведения разбирательства и привлечения к дисциплинарной ответственности, то шансов мало. При условии, что вы знали о необходимости представления данных. При этом праздничные дни и убытие в отпуск значения не имеют, так как у вас было время для исполнения указаний до 10 мая. При невозможности выполнить задачу в указанный срок вы должны были доложить по команде рапортом, а не просто забыть об исполнении приказа на волне охвативших отпускных чувств.

22.1. Нет, строгий выговор ему за это нельзя было давать. Пусть обратится в военную прокуратуру или в военный суд для снятия взыскания.

22.2. Конечно незаконно наказание мужа, так как травма не связана с невыполнением военнослужащим условий воинской службы, а была приобретена в быту. Удачи.

22.3. НЕТ, конечно не законно. ОН воинскую дисциплину не нарушал – обжалуйте выговор в суде
Всегда рады помочь! Удачи Вам.

22.4. Травма не является основанием для строго выговора, действия руководства не законны. Можно обратиться с жалобой в министерство, а также в суд для снятия выговора.

23. Может ли быть объявлен выговор военнослужащему за отсутствие на службе менее 4 часов?

23.1. Если без уважительных причин, то может, ему же не строгий выговор объявляют при девственно чистой служебной карточке. На военной службе, как впрочем и на гражданской, выговор – это самое мягкое дисциплинарное взыскание.

24.1. За одно и то же деяние можно понести несколько видов ответственности. Вы, как виновник ДТП, кроме административной и дисциплинарной можете еще и гражданско правовую понести (возмещение вреда)

24.2. Нет. это незаконно., поскольку нельзя быть наказанным дважды за одно и то же правонарушнения, тем более что это никак не связано с вашими служебными обязанностями, так что можете обжаловать в военный суд действия вашего командира.

25.1. Не указали, какой род войск. НО все же, как правило, все подобные Кодексы содержат следующий пункт примерно такого содержания:
Военнослужащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны в т.ч. и соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты.
А если Правила дорожного движения РФ (п. 2.7) запрещают водителю управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, то вы, соответственно, не соблюдали установленный федеральным законом этот запрет.
Это мое мнение.

26.1. Нет такого понятия. Применение доп. взысканий в виде штрафов запрещено. Напишите жалобу в трудовую инспекцию или прокуратуру по поводу незаконного лишения заработной платы.

27.1. Вам необходимо ознакомиться с внутренними документами Вашей организации, в которых прописан порядок выплаты премий. Удачи Вам и всего хорошего!

27.2. За добросовестное исполнение обязанностей военнослужащего вы вправе получить премию по окончании года, тем более дисциплинарное взыскание с вас снято.

28.1. Конечно законно, если Вы нарушили регламент, с которым были ознакомлены при поступлении на службу. Удачи Вам и всего хорошего!

29.1. Нет, конечно же нельзя

30.1. Наталья.
Однозначно ответить нельзя. Смотря при каких обстоятельствах получена травма.

Командир хочет меня уволить по не соблюдению условий контракта – как защититься?

Досрочное увольнение с военной службы по подпункту “в” пункта 2 статьи 51 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” в связи с невыполнением условий контракта может применяться к военнослужащим в порядке дисциплинарного взыскания и в порядке аттестации с учетом соответствия военнослужащего предъявляемым к нему требованиям.
Невыполнением условий контракта как основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы следует считать лишь значительные (существенные) отступления от требований законодательства о воинской обязанности и военной службе, которые могут выражаться, в частности, в совершении виновных действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии у военнослужащего необходимых качеств для надлежащего выполнения обязанностей военной службы; совершении одного из грубых дисциплинарных проступков, составы которых перечислены в пункте 2 статьи 28.5 Федерального закона “О статусе военнослужащих”; совершении дисциплинарного проступка при наличии у него неснятых дисциплинарных взысканий; совершении уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, за которое военнослужащий несет ответственность на общих основаниях; иных юридически значимых обстоятельств, позволяющих в силу специфики служебной деятельности военнослужащего сделать вывод о том, что он перестал удовлетворять требованиям законодательства о воинской обязанности и военной службе, предъявляемым к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Если военнослужащий по своим деловым и личным качествам не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу (о чем может свидетельствовать, например, наличие у него неснятых дисциплинарных взысканий), его досрочное увольнение с военной службы возможно только по результатам аттестации, в том числе внеочередной.

Читать еще:  Что такое государственное обеспечение?

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности указан в ст. 81 ДУ

Вот Вам проще статья закона все основания увольенния Вас с военной службы-

Статья 51. Основания увольнения с военной службы

1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

в) по состоянию здоровья – в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;

г) по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;

д) в связи с лишением его воинского звания;

д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:

непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;

непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;

вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами”, запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;

е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

ж) в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;

з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;

л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;

м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.

2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

в) в связи с невыполнением им условий контракта;

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

е) как не выдержавший испытание;

ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;

з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;

и) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства;

к) в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;

л) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

2.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами “а”, “в” и “г” пункта 3 статьи 38 настоящего Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с указанными подпунктами, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом “е.1” пункта 1, подпунктами “в”, “д” и “е” пункта 2 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.

(п. 2.1 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 159-ФЗ)

2.2. Военнослужащий может быть уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом “в” пункта 2 настоящей статьи, только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего, за исключением случаев, когда увольнение по указанному основанию осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания. При этом если военнослужащий имеет судимость или подвергнут судом административному наказанию либо имеет неснятые дисциплинарные взыскания, то такой военнослужащий может быть уволен с военной службы по указанному основанию только до погашения либо снятия судимости или до истечения срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, либо до истечения срока, в течение которого военнослужащий считается имеющим дисциплинарное взыскание.

3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;

б) по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте “г” пункта 1 настоящей статьи);

в) по семейным обстоятельствам:

в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;

в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка;

в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.

3.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами “а”, “г” и “д” пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.

4. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом “б” пункта 2 статьи 23 и подпунктами “б”, “б.1”, “в”, “г” и “д” пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона.

6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

7. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, – после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Да,прав, так как смотри ответ 6

9. За халатное отношение к служебным обязанностям командир роты применил к подчинен­ному ему сержанту, проходя­щему военную службу по призыву, дисциплинар­ное взыскание – лишение очередного увольнения из расположения воинской части. Прав ли командир роты?

Да, прав, так как Командир роты (боевого катера, корабля 4 ранга) имеет право: а) объявлять выговор и строгий выговор; б) лишать солдат, матросов, сержантов и старшин очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; в) предупреждать о неполном служебном соответствии солдат и матросов.

10. Каков порядок применения дисциплинарного взыскания – отчисление из военного образовательного учреждения высшего профессионального образования?

Дисциплинарное взыскание – отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования – применяется в отношении курсантов военного образовательного учреждения профессионального образования за один или несколько совершенных ими грубых дисциплинарных проступков по представлению начальника военного образовательного учреждения профессионального образования приказом командира (начальника), которому такое право предоставлено.

Читать еще:  Платный медосмотр при поступлении в техникум

11. Каков порядок применения дисциплинарного взыскания – предупреждение о неполном служебном соответствии?

Дисциплинарное взыскание – предупреждение о неполном служебном соответствии – применяется один раз за время пребывания военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в занимаемой штатной воинской должности. По истечении года после применения этого дисциплинарного взыскания командир (начальник) в срок до 30 суток принимает решение (ходатайствует) о снятии данного дисциплинарного взыскания либо, если военнослужащий не исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли, – о снижении этого военнослужащего в воинской должности или досрочном увольнении его с военной службы в установленном порядке.

12. Командир взвода принял решение о применении к подчиненному военнослу­жащему, совершившему грубый дисциплинарный проступок, мер обеспече­ния производства по мате­риалам о дисциплинарном проступке – задержание. Имел ли он на это право?

Нет, не имел, так как правом применения указанных мер обладают: командиры (начальники) от командира роты, им равные и выше – к военнослужащим, подчиненным им по службе;

13. Военнослужащий, прохо­дящий военную службу по контракту, следуя на личном автомобиле, допу­стил нарушение правил дорожного движения, в результате чего сотрудни­ками ДПС был составлен протокол об администра­тивном правонарушении и наложено администра­тивное взыскание в виде штрафа. Протокол был направлен по месту служ­бы военнослужащего. Ко­мандир воинской части за совершение данного правонарушения применил к военнослужащему дис­циплинарное взыскание – строгий выговор. Имел ли он на это право?

Нет, не имел. За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. Нарушение ПДД относится к таким административным правонарушением.

14. Военнослужащий в воин­ском звании сержанта, проходящий военную службу по контракту, в служебное время был задержан сотрудниками МВД за нахождение в общественном месте в состо­янии опьянения. По дан­ному факту составлен про­токол об административ­ном правонарушении, ко­торый был направлен в воинскую часть. Какие действия должен пред­принять командир воинской части?

Военнослужащий совершил административное правонарушение, за которое в соответствии с ДУ ВС РФ несет дисциплинарную ответственность. При получении материалов командир воинской части должен назначить военнослужащего для составления протокола о грубом дисциплинарном проступке. Разбирательство по данному факту может не назначаться, т.к. обстоятельства совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка установлены материалами об административном правонарушении. После рассмотрения материалов командир воинской части принимает решение либо о направлении материалов в гарнизонный военный суд для применения к военнослужащему дисциплинарного ареста, либо применить к нему другие меры дисциплинарного воздействия.

15. Командиру (начальнику) стало известно о соверше­нии подчиненным воен­нослужащим дисциплинарного проступка через два месяца с момента его совершения. Имеет ли он право провести разбира­тельство и наказать военнослужащего?

Да может, так как военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действиях (бездействии) признаков дисциплинарного проступка. Исполнение дисциплинарного взыскания должно быть начато до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Если исполнение дисциплинарного взыскания в указанный срок не начато, то оно не исполняется.

16. Военнослужащему по ре­шению гарнизонного во­енного суда было приме­нено дисциплинарное взыскание – дисципли­нарный арест сроком на 15 суток. Но ввиду отсут­ствия свободных мест на гарнизонной гауптвахте решение гарнизонного во­енного суда не было исполнено. Можно ли к военнослужащему приме­нить дисциплинарный арест через 20 суток после вынесения решения?

да может,Военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действиях (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.
Исполнение дисциплинарного взыскания должно быть начато до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Если исполнение дисциплинарного взыскания в указанный срок не начато, то оно не исполняется.

17. В отношении военнослу­жащего командиром во­инской части было воз­буждено уголовное дело за нарушение правил управ­ления транспортным сред­ством, повлекшее по нео­сторожности причинение вреда здоровью человека. Через два месяца уголов­ное дело в отношении военнослужащего было пре­кращено. Может ли командир воинской части за совершенный проступок привлечь военнослужа­щего к дисциплинарной ответственности?

да может,Военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действиях (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.
Исполнение дисциплинарного взыскания должно быть начато до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Если исполнение дисциплинарного взыскания в указанный срок не начато, то оно не исполняется.

18.Дежурный по воинской части в воинском звании «старший лейтенант» за­держал военнослужащего в воинском звании «капи­тан», проходящего службу в одной с ним воинской ча­сти за употребление спир­тных напитков. Имел ли он на это право?

Нет не имел. Дежурный по воинской части может применить меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке только в отношении военнослужащих младших или равных ему по воинскому званию, проходящих службу в одной с ним воинской части.

19.Командир воинской части для предотвращения гру­бого дисциплинарного проступка применил в отношении военнослужа­щей женского пола задер­жание. Имел ли он на это право?

да, имел. В целях пресечения дисциплинарного проступка, установления личности военнослужащего, а также подготовки материалов о дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения к любому военнослужащему могут быть применены меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке, в том числе и задержание.

20. Может ли командир воин­ской части применить в отношении военнослужащего в офицерском звании меру обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке – задержание на срок более 3 часов?

Нет, не может. Срок задержания военнослужащего не должен превышать трех часов, за исключением случаев, если к военнослужащему может быть применен дисциплинарный арест. В таких случаях военнослужащие могут быть задержаны на срок до 48 часов.

21. По факту совершения гру­бого дисциплинарного проступка командир воинской части назначил разбирательство и установил срок его проведения – 6 часов. Имеет ли он на это право?

да, имеет. Срок разбирательства не должен превышать 10 суток с момента , когда командиру стало известно о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка. Таким образом, закон ограничивает только максимальный срок проведения разбирательства.

22. За образцовое исполнение обязанностей военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должности старшего стрелка, командир роты ходатайствует перед командиром батальона о применении к нему поощрения – сообщение на родину (по месту жительства родителей или лиц, на воспитании которых он находился) либо по месту прежней работы (уче­бы) военнослужащего об образцовом выполнении им воинского долга и о по­лученных поощрениях. Прав ли он?

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

Мысли юристов вслух

О привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности и злоупотреблениях командования

О привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности и злоупотреблениях командования

Нужно ли обжаловать дисциплинарные взыскания

Очень часто командиры всех степеней злоупотребляют дисциплинарной практикой и привлекают военнослужащих к дисциплинарной ответственности по любому поводу. Делается это умышленно, в том числе с целью сделать подчиненных более податливыми, послушными, иногда угодливыми. А если, к примеру, офицер решил отстоять свою позицию или постоять за себя, то не снятые взыскания дают возможность наказать строптивого военнослужащего материально.
[spoiler]

Что можно потерять при наличии дисциплинарных взысканий:
Единовременное денежное вознаграждение;
Премию за образцовое выполнение воинского долга, которая выплачивается ежеквартально;
Дополнительное материальное стимулирование, также выплачиваемое ежеквартально.

Кроме денежных выплат не нужно забывать, что наличие двух и более взысканий дает право командиру уволить такого военнослужащего с военной службы или понизить его в должности. Встречаются случаи, к примеру, в воинской части 61423 г. Екатеринбург, когда и одного, относительно законного «выговора», бывает достаточно для избавления от военнослужащего.

Учитывая, что взыскания налагаются на служивых людей командирами не всегда обоснованно и с соблюдением установленного порядка, то потери десяток и сотней тысяч рублей бывает очень неприятным фактом.

Тогда и возникает вопрос об обжаловании ранее изданных приказов о привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности. Здесь очень важно помнить, что обжалование неправомерных действий командиров войсковых частей возможно только в 3-х месячный срок. По прошествии этого времени признать взыскания не законными может и не получиться, и деньги в связи с этим не вернуться.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности регламентирован ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и Дисциплинарным уставом Вооруженных сил РФ. Данные нормативные акты являются обязательными к исполнению для всех должностных лиц воинских частей и соединений.

Принятию командиром (начальником) решения о применении к подчиненному военнослужащему дисциплинарного взыскания должно предшествовать разбирательство с целью установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению дисциплинарного проступка. Привлекаемый к дисциплинарной ответственности военнослужащий имеет право давать объяснения, представлять доказательства своей невиновности. Дисциплинарная ответственность возможна только за противоправное и виновное действие (бездействие) военнослужащего, и лишь в случае установления его вины. Характер дисциплинарного проступка должен учитываться при назначении дисциплинарного взыскания, как обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, смягчающие или отягчающие дисциплинарную ответственность обстоятельства.

При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка командир, рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, может освободить совершившего проступок военнослужащего от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 2 ст. 28.8 ФЗ «О статусе военнослужащих» разбирательство не начинается, а начатое разбирательство прекращается только в случае, если установлено хотя бы одно из обстоятельств, исключающих дисциплинарную ответственность военнослужащего.

Увы, далеко не все командиры считают необходимым соблюдать и закон, и права военнослужащих. В той же войсковой части 61423, к примеру, о наложенных взысканиях военнослужащий может узнать спустя 3 (три) месяца, после издания соответствующего приказа, или после ознакомления с приказом об увольнении, а о привлечении к материальной ответственности – в кассе или у банкомата при получении денежного довольствия. Привлекать к ответственности без разбирательства, выяснения причин и виновности – стало нормой! Беззаконие давно вошло в армейские ряды и нацелено на удовлетворение властных амбиций командира.

Неблагоприятные последствия «предупреждения о неполном служебном соответствии»

Наличие у военнослужащего неснятого дисциплинарного взыскания – предупреждения о неполном служебном соответствии (НСС) – может, кроме финансовых потерь, иметь последствия в виде понижения в должности этого военнослужащего, либо представления его к досрочному увольнению с Вооруженных сил. Причем командир воинской части, при систематическом нарушении военнослужащим должностных или специальных обязанностей, может осуществить свои намерения не только во время действия взыскания, но и по истечению года.

Так, согласно статьи 96 Дисциплинарного устава ВС РФ, непосредственный командир (начальник) привлеченного к ответственности военнослужащего, в 30-дневный срок по окончанию года с момента наложения взыскания должен либо ходатайствовать о снятии «неполного служебного несоответствия», либо представлять его к снижению в должности или увольнению в запас.

Если о военнослужащем, имеющем не снятое НСС забыли, то в интересах самого военнослужащего проявить инициативу о снятии взыскания, поскольку дисциплинарный устав не предусматривает погашение его за истечением определенного отрезка времени.

И еще важно помнить, что такой вид взыскания, как предупреждение военнослужащего о неполном служебном соответствии может применяться за время нахождения военнослужащего в определенной должности только один раз.

Если выговор объявили устно

Привлечение к дисциплинарной ответственности военнослужащего в виде выговора или строгого выговора, объявленного устно, Уставом вооруженных сил не предусмотрено. Но это не мешает командиру (начальнику) высказать подчиненному замечание или порицание, покритиковать за нетактичное поведение, упущение по служебной деятельности и т.п., что в соответствии со ст. 52 ДУ ВС РФ дисциплинарными взысканиями не являются. Подобные высказывания в адрес военнослужащего в служебную карточку не заносятся и не являются основанием для лишения премиальных выплат.

Читать еще:  Какой механизм открытия ООО в Санкт Петербурге?

ДОЛЖЕН ЛИ ИСПОЛНЯТЬСЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ НЕЗАКОННЫЙ ПРИКАЗ?

А.Г. Тищенко, капитан юстиции, офицер юридической службы ВС РФ.

Думаю, читатель согласится со мной, что название статьи само по себе “режет” слух каждому, кто имеет непосредственное отношение к военной службе. Беспрекословное выполнение подчиненным приказа, отданного ему командиром (начальником), – основной признак единоначалия, которое, в свою очередь, является одним из принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Более того, в абз. 3 ст. 30 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – УВС ВС РФ) сказано: обсуждение приказа недопустимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением .
——————————–
Это утверждение более подробно будет рассмотрено ниже.
Однако, несмотря на всю ясность и незыблемость вышеназванных положений, время от времени в тех или иных ситуациях возникает спор на предмет выполнения подчиненным незаконного приказа командира (начальника). Обсуждаются и иные формы рассматриваемой проблемы: имеет ли право военнослужащий не выполнять заведомо незаконный приказ командира (начальника)? Необходимо ли привлекать военнослужащего, не выполнившего незаконный приказ, к юридической ответственности? Существует и более “радикальное” мнение: подчиненный, получив незаконный приказ, обязан доложить о незаконности приказа отдавшему его командиру (начальнику) и в случае подтверждения его исполнения, не исполняя незаконный приказ, доложить о его получении вышестоящему командиру (начальнику).
Имеют ли перечисленные вопросы законные основания? Или же они являются следствием искаженного понимания демократических процессов, происходивших и происходящих в нашей стране, охвативших все институты государства, в том числе и Вооруженные Силы? Попытаемся разобраться.
Итак, должен ли исполняться военнослужащим незаконный приказ? Ключевым словом в этом предложении является слово “незаконный”. Именно оно вызывает чувство сомнения в истинности возможного ответа на вопрос и предопределяет его структуру. Действительно, вопрос: “Должен ли военнослужащим исполняться законный приказ?” – лишен содержания, поскольку на него без раздумий готов ответ: “Так точно!” Именно такой смысл содержат в себе ст. ст. 30 и 31, ст. ст. 38 – 41 УВС ВС РФ. Кратко их (названных статей УВС ВС РФ) суть может быть выражена в двух тезисах:
– военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона;
– приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок.
Но если командир (начальник) отдает незаконный приказ? Какие действия должен (или обязан, или имеет право) предпринять военнослужащий, получивший данный приказ, чтобы при этом не нарушить закон самому? Возможен ли он (незаконный приказ) вообще?
Исходя из содержащихся в ст. 30 и ст. ст. 38 – 41 УВС ВС РФ требований, незаконный приказ в принципе (читай ” в теории”) невозможен. Однако повседневная жизнь и деятельность войск доказывает обратное: незаконные приказы существуют. Это положение дел законодатель не мог не учитывать и должен был бы предусмотреть определенный порядок реакции полномочных на то субъектов военно – служебных отношений на несоответствие отданного приказа законодательству. Установлен ли законодательством такой порядок?
Прежде чем ответить на данный вопрос, необходимо дать определение применяемых в настоящей статье понятий, а также показать значение часто употребляемых в служебной деятельности слов и фраз в целях правильного понимания смысловой нагрузки, вложенной в них законодателем.
Приказ – это распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-нибудь порядок, положение (абз. 1 ст. 36 УВС ВС РФ).
Во второй части указанной нормы определено: приказ может быть отдан письменно, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Письменный приказ является основным распорядительным документом (правовым актом ) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командирами воинских частей (начальниками учреждений).
——————————–
См. п. 26 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. N 170.
Правовой акт – общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (см. постановление Государственной Думы “Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации” от 11 ноября 1996 г. N 781-11 ГД).
Учитывая важность сказанного, акцентируем внимание на последнем предложении: правом на отдание письменного приказа обладают только командиры воинских частей или начальники учреждений.
Устные приказы отдаются всеми командирами (начальниками).
Представляется, что данное положение не носит запретного характера и не исключает отдания письменного приказа (кроме командиров воинских частей и начальников учреждений) командирами (начальниками).
Например, в случае отсутствия возможности отдания приказа устно или по техническим средствам связи командиры (начальники) могут применить письменную форму отдания приказа. Однако в этом случае такой приказ не будет являться основным распорядительным документом военного управления (правовым актом).
Здесь уместно остановиться и на определении понятия командира (начальника) в том смысле, в котором это понятие применяется в федеральных законах “О статусе военнослужащих”, “О воинской обязанности и военной службе” и в общевоинских уставах ВС РФ.
Командир (начальник) – это воинское должностное лицо, обладающее всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным, правом единолично принимать решения, отдавать приказы в строгом соответствии с требованиями законов, воинских уставов и требовать их выполнения.
Возвращаясь к обсуждаемой проблеме, проанализировав положения УВС ВС РФ, касающиеся исполнения приказа, можно сделать вывод: устанавливая принцип беспрекословного выполнения приказов командиров, воинские уставы исходят из презумпции их законности и соответствия интересам службы. Приказ отдается только по службе и в интересах службы, в пределах компетенции данного начальника.
Аналогичная точка зрения содержится и в абз. 1 п. 3 ст. 37 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” от 28 марта 1998 г., который устанавливает, что командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.
В абз. 3 ст. 26 Федерального закона “О статусе военнослужащих” от 27 мая 1998 г. также закреплен принцип беспрекословного выполнения военнослужащим приказов командира.
Таким образом, на основании указанных выше норм можно сделать следующий вывод: военнослужащий, получивший приказ, обязан выполнить его не только точно и в срок, но и беспрекословно. Обсуждение приказа недопустимо. Обязанностью военнослужащего является беспрекословное выполнение полученного приказа.
Как следствие существующего положения, касающегося исполнения военнослужащим приказа, он (военнослужащий) не имеет права совершать иные действия по отношению к полученному приказу, будь то обсуждение, не строгое (не точное) или несвоевременное (не полное) его выполнение. Более того, абз. 3 ст. 30 УВС ВС РФ, кажется, уже окончательно исключает возможность спора по данному вопросу: неповиновение или другое неисполнение приказа является воинским преступлением.
Однако не будем забывать, что вышеуказанный порядок исполнения приказа установлен исходя из презумпции его законности и соответствия интересам службы. Но возможности какой-либо реакции военнослужащего на получение незаконного приказа ни Федеральный закон “О статусе военнослужащих”, ни Федеральный закон “О воинской обязанности и военной службе”, ни УВС ВС РФ не содержат. Отсюда можно сделать еще один вывод: военнослужащий, получивший приказ (любой: законный или незаконный), обязан его беспрекословно выполнить, точно и в срок. Только в этом случае он не нарушит законов Российской Федерации и требования общевоинских уставов.
Действительно, такое положение дел является верным и единственно возможным, иначе ни о каком единоначалии и управлении в Вооруженных Силах не приходится говорить. Нетрудно себе представить, во что бы вылилось предоставление военнослужащему, получившему приказ, права на оценку (а впоследствии и на соответствующие действия) соответствия полученного приказа законодательству, его справедливости и целесообразности, исходя из его (военнослужащего) внутреннего убеждения, уровня образования и сознания.
Косвенно полученный вывод об обязательности беспрекословного выполнения военнослужащим приказа командира (начальника) подтверждает также то, что ответственность за законность отдаваемого приказа несет командир (начальник).
Например, в ст. 38 УВС ВС РФ определено: командир (начальник) перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения. Он несет ответственность за отданный приказ и его последствия, за соответствие приказа законодательству, а также за злоупотребление властью и превышение власти или служебных полномочий в отдаваемом приказе и за непринятие мер по его выполнению. Приказ должен быть сформулирован ясно, не допускать двоякого толкования и не вызывать сомнения у подчиненного.
Командиры (начальники), отдавшие приказы, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (абз. 2 п. 3 ст. 37 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”).
Военнослужащие (в том числе командиры и начальники) в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско – правовую и уголовную ответственность.
За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.
Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные их подчиненными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступления, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.
За административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного ареста. За остальные административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном общевоинскими уставами.
За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом “О материальной ответственности военнослужащих”.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско – правовую ответственность.
За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 28 Федерального закона “О статусе военнослужащих”).
Таким образом, командир (начальник) за незаконный приказ, отданный подчиненному, может быть привлечен в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско – правовой и уголовной ответственности .
——————————–
Здесь обратим внимание на то, что, как нами было установлено выше, военнослужащий, выполнивший незаконный приказ, ответственности за него (приказ) и за его последствия не несет. Напомним, что такой вывод позволяет сделать анализ соответствующих норм, содержащихся в федеральных законах “О статусе военнослужащих”, “О воинской обязанности и военной службе” и УВС ВС РФ.
Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – ДУ ВС РФ), к административной – в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях и ДУ ВС РФ, к материальной – в соответствии с Федеральным законом “О материальной ответственности военнослужащих” от 12 июля 1999 г., к гражданско – правовой – в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и, наконец, к уголовной – в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.
ДУ ВС РФ, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Федеральный закон “О материальной ответственности” и Гражданский кодекс не содержат положений, каким-либо образом изменяющих порядок, относящийся к исполнению приказа, установленный в Федеральных законах “О статусе военнослужащих”, “О воинской обязанности и военной службе” и УВС ВС РФ.
Представляется, что споры, касающиеся обязанности выполнения незаконного приказа, породила ст. 42 Уголовного кодекса Российской Федерации. В ней сказано:
“1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение.
2. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector