Предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения
Prokurors.ru

Юридический портал

Предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

Всё о том как получить земли сельхозназначения бесплатно и о порядке предоставления земель сельскохозяйственного назначения

Предоставленные земельные участки из земель сельхозназначения, можно использовать как для разведения сада или огорода, так и для строительства жилья.

Граждане могут получить сельскохозяйственные наделы в собственность как путём выкупа их у государства на торгах, так и на бесплатной основе, если такие граждане относятся к категории льготников.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Общий порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения

Кто имеет право на получение земли?

На платной основе на предоставление земли сельхозназначения имеет право любой совершеннолетний дееспособный гражданин РФ, подав заявление в местный земельный комитет и приняв участие в аукционе.

Бесплатно надел земли могут получить, согласно ст. 39.5 ЗК РФ, следующие категории граждан:

  • работники социально значимых профессий (школьные учителя, врачи и т.д.);
  • семьи, имеющие трёх и более детей, не достигших совершеннолетия;
  • лица, получившие ранее в пользование сельскохозяйственные земли на Дальнем Востоке и использовавшие их по назначению;
  • лица, фактически пользующиеся наделами земли в составе некоммерческих садовых организаций.

Работники востребованных в сельской местности специальностей могут получить в пользование сельскохозяйственную землю для фермерского хозяйства или садоводства, которая подразумевает возможность возведения жилого дома, и оформить в собственность такую землю через пять лет после получения, если они эти пять лет работали по специальности и начали строительство дома.

Региональное законодательство субъектов федерации позволяет получить наделы земли бесплатно следующим лицам:

  • семьям с детьми-инвалидами;
  • ветеранам Отечественной войны;
  • профессиональные военные, отслужившие не менее 10 лет;
  • дети-сироты;
  • инвалиды 1-й, 2-й и 3-ей группы;
  • малообеспеченные молодые семьи;
  • герои Труда РФ (Соц. Труда) и Герои России (СССР).

Права последней в списке категории граждан на бесплатные земли также указаны в п. 4 ст. 3 ФЗ № 5 от 09.01.1997 г.

Условия получения

Выкуп сельскохозяйственных земель для различных целей имеет основным условием участие в аукционных торгах и корректное пользование (в соответствии с назначением) ранее предоставленным в аренду наделом земли, который подлежит выкупу в собственность.

В большинстве субъектов федерации условия бесплатного получения сельскохозяйственных угодий следующие:

  • получение бесплатного надела земли допускается один раз в жизни;
  • на одного получателя выделяется только один надел земли;
  • получатель должен проживать в регионе предоставления и иметь постоянную регистрацию не менее пяти последних лет;
  • получатель должен быть признан нуждающимся согласно критериям данного региона;
  • получатель должен иметь документы, которые подтверждают его право на льготы;
  • получатель должен иметь гражданство РФ.
  • Критерии нуждаемости закрепляются нормативными актами каждого конкретного региона РФ.

    Требования к землям

    Выделяемые в пользование гражданам наделы должны соответствовать ряду требований, которые зависят от:

    • цели предоставления наделов земли;
    • региона предоставления надела;
    • категории лиц-получателей.

    Власти большинства регионов установили следующие ограничения по площади земель для разных категорий получателей:

    • героям Труда – от 8 до 25 соток;
    • героям России (СССР) – от 8 до 40 соток;
    • малоимущим семьям – от 4 до 20 соток;
    • многодетным семьям – от 12 до 25 соток;
    • инвалидам и семьям с детьми-инвалидами – от 10 до 25 соток.
    • военным – от 6 до 25 соток.

    Подробная инструкция о том как получить земли сельхозназначения бесплатно

    Существуют два основных способа как получить сельхоз участок земли от органов государственной власти:

    Бесплатно земельный надел могут получить льготники, для всех остальных граждан РФ предусмотрено проведение аукциона.

    Порядок выкупа земли на торгах

    Выкуп земельного надела на торгах подразумевает обращение лица, желающего выкупить землю, в местную администрацию с соответствующим заявлением и последующая организация аукциона с объявлением о нём в СМИ. Победителю аукциона предоставляется право выкупа надела (или право его аренды).

    В общем случае последовательность действий для получения участка через торги следующая:

    1. поиск подходящего земельного участка на региональной кадастровой карте.
    2. Подача заявления в земельный комитет местных органов власти о намерении выкупить участок земли.
    3. Проведение работ по межеванию выбранного участка (при необходимости).
    4. Объявление в СМИ о дате проведения торгов с информацией о предмете торгов (наделе земли).
    5. Проведение торгов и выбор победителя.
    6. Заключение с победителем договора аренды.
    7. Выкуп арендатором земельного надела по истечении пяти лет арендования.

    Начальная аукционная цена за год аренды надела земли устанавливается в размере 2,5 % от кадастровой стоимости такого надела. Межевые работы проводятся за счёт заявителя-организатора торгов.

    В договоре аренды прописываются сроки и цели аренды и её стоимость. В стандартных условиях договора право выкупа наступает по истечении пяти лет аренды, при условии эксплуатации сельскохозяйственного надела с учётом разрешённого пользования.

    Порядок бесплатного получения

  • паспорт;
  • справка об официальных доходах всех членов семьи;
  • удостоверение многодетной матери/отца;
  • справка об инвалидности (выдаётся МСЭ)
  • орденская книжка;
  • военный билет;
  • свидетельства о рождении детей;
  • справка обо всех наделах земли, имеющихся в собственности заявителя;
  • удостоверение участника боевых действий.
  • Точный список документов необходимо уточнять в регионе проживания лиц, имеющих право на льготы.

    Процедура получения надела на безвозмездной основе являет собой следующую последовательность действий:

    1. сбор необходимых документов, перечисленных выше.
    2. Подача заявления в земельный комитет местной исполнительной власти.
    3. Рассмотрение заявления комиссией земельного комитета (от 15 до 30 суток).
    4. При положительном решении заявитель получает справку о его постановке на льготную очередь.
    5. При наступлении очереди заявитель вызывается в земельный комитет, где ему сообщают о местонахождении и параметрах предлагаемого участка.
    6. Выдача заявителю свидетельства о вещном праве на предлагаемый участок.
    7. Обращение заявителя с документами о вещном праве и документами, подтверждающими право на льготы, в органы Росреестра, где происходит оформление участка в собственность.

    Заявление, которое подаётся в земельный комитет, должно состоять из трёх основных частей:

    В описательной части льготник-заявитель указывает свои паспортные и иные данные, а также описывает свою ситуацию и льготную категорию. В пояснительной части заявитель ссылается на законодательные акты данного субъекта федерации, согласно которым он имеет право на бесплатную землю, а в резолютивной части должна излагаться просьба о предоставлении земельного надела в связи с вышеизложенными фактами.

    Причины отказа

    • недостоверные сведения в заявлении;
    • несоответствие заявителя условиям данного региона;
    • дефицит земельных участков в регионе;
    • наличие у заявителя в собственности участков земли.

    Особенности использования наделов

    Сельскохозяйственные участки, согласно п. 1 ст. 78 ЗК РФ, можно использовать для следующих целей:

  • организация крестьянского хозяйства (КФХ).
  • Организация личного подсобного хозяйства (ЛПХ) полевого типа.
  • Дачное строительство.
  • Занятия огородничеством и/или садоводством.
  • Ведение охотхозяйства.
  • Выпас скота и животноводство.
  • Строительство жилых домов не допускается на участках для полевого личного подсобного хозяйства и для занятия огородничеством, а также на наделах, представляющих особую природную ценность.

    На участках, выделенных для крестьянского или охотничьего хозяйства, а также для дачного строительств а или садоводства возможно возведение жилого дома.

    Итак ещё раз в кратце о том как получить землю под хозяйство: для получения сельскохозяйственных земель необходимо обратиться в местную администрацию с необходимыми документами.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-46-18 (Москва)
    +7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

    Порядок аренды земель сельскохозяйственного назначения. Условия и стоимость

    Аренда земель под сельскохозяйственные нужды является выгодным вариантом ведения хозяйственной деятельности для многих организаций и частных лиц. Порядок предоставления земель в аренду регламентирован Земельным Кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами.

    Что такое земельный участок сельскохозяйственного назначения?

    В состав сельскохозяйственных земель входят:

    • сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, сады, виноградники и т.д.);
    • земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от внешнего негативного воздействия;
    • водные объекты, в том числе пруды, образованные водонапорные сооружения на водотоках и используемые для целей осуществления прудовой аквакультуры;
    • здания, сооружения, которые используются для производства, хранения и первичной переработки продукции сельского хозяйства.

    Любой из этих видов земельных участков может выступать в качестве объекта сделки и должен использоваться непосредственно в целях, для которых предназначен.

    О порядке заключения и расторжения договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения читайте здесь.

    Условия

    Какие ЗУ подлежат сдаче под сельское хозяйство?

    Под сельское хозяйство могут быть переданы земельные участки из земель сельхозназначения, которые прошли кадастровый учет, в том числе объекты, которые находятся в долевой собственности (ст. 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

    Ведение деятельности

    Сельхоз земли предназначены для ведения следующих видов деятельности:

    1. растениеводства;
    2. животноводства;
    3. фермерского хозяйства;
    4. производства с/х и смежной продукции;
    5. ведения личного подсобного хозяйства;
    6. организации СНТ и ДНТ.

    Вид деятельности, которая будет вестись на арендованном участке, в обязательном порядке прописывается в договоре аренды. В случае нецелевого использования арендованной земли статьей 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафов.

    Сроки действия договора

    Статьей 9 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлены временные рамки, в которые должен укладываться срок действия заключенного договора:

    • минимальный – 3 года;
    • максимальный – 49 лет.

    В случае если между сторонами подписан договор, в котором не указан срок действия аренды, то такой договор будет считаться бессрочным, но действующим в пределах законодательно допустимых временных рамок – то есть не превышает 49 лет, но и не менее 3 лет.

    Договор может быть продлен по инициативе действующего арендатора, который обладает в этом вопросе приоритетным правом.

    Сколько стоит пользование?

    Плата за земельный участок, полученный в аренду у государства и у частного лица имеет существенные отличия. Государство при определении суммы платежа ориентируется на такие показатели, как местоположение, целевое назначение, городские планы на землю.

    Частное лицо берет в расчет такие факторы как востребованность земли, находящиеся на ней коммуникации, личные интересы. Выделяют кадастровую, рыночную и нормативную арендную стоимость, каждая из которых рассчитывается по собственным правилам:

    1. Нормативная стоимость – устанавливается государством и органами местного самоуправления. Она рассчитывается исходя из целевого назначения земли и ее местоположения и не зависит от колебаний рынка и иных изменений.
    2. Кадастровая стоимость – при расчете учитываются данные о площади, границах и плане территории, коммуникации на участке, постройки, наличие инфраструктуры, рельеф местности, севооборот и характеристика почвы (о правилах расчета стоимости аренды ЗУ от кадастровой стоимости читайте здесь).
    3. Рыночная стоимость – за основу расчета берется кадастровая стоимость. На окончательную стоимость влияют спрос и предложение.
    Читать еще:  Можно ли обжаловать штраф, дважды выписанный за одно нарушение?

    О том, как рассчитать стоимость аренды земли, от чего зависит цена, читайте здесь.

    В обязательном порядке в договоре аренды прописывается размер арендной платы и один из способов ее передачи:

    • арендатор перечисляет арендную плату на конкретный расчетный счет в банке каждый месяц либо каждый квартал не позднее 15 числа первого квартального месяца;
    • арендатор передает арендную плату наличными денежными средствами каждый месяц либо каждый квартал не позднее 15 числа первого квартального месяца.

    За сельскохозяйственные земли, отданные в аренду на длительный срок, арендная плата может взиматься в виде:

    1. платежей;
    2. доли продукции, полученной в результате пользования землей;
    3. передачи в собственность какого-либа имущества;
    4. предоставления арендатором установленных услуг;
    5. затраченных средств на улучшение арендуемого участка.

    Как арендовать ЗУ?

    У частного лица

    Процедура оформления договора аренды земельного участка с частным лицом сравнительно проще, чем с государством или муниципалитетом. Это обусловлено тем, что стороны устанавливают большую часть условий самостоятельно.

    Объектом аренды чаще всего выступает пай – то есть определенная доля земли, принадлежащая нескольким собственникам. В таком случае объект должен иметь строго определенные границы. Для этого собственник проводит межевание участка, в результате чего выделяет его конкретные пределы.

    После этого пай ставится на кадастровый учет и может выступать в качестве полноценного объекта аренды. Найти подходящий участок для аренды можно с помощью нескольких способов:

    • получить сведения о свободных землях путем обращения в местную администрацию;
    • обратиться за выпиской о земле, находящейся в муниципальной собственности в МФЦ;
    • выбрать участок из тех, что выставлены на торги;
    • найти незанятую землю на публичной кадастровой карте Росреестра.

    Земля сельскохозяйственного назначения предоставляется в аренду на основании обоснованного заявления через торги. Процедура получения земельного участка выглядит следующим образом:

    1. Заявитель подает заявление в письменной или электронной форме о предоставлении ему земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
    2. Заявитель оплачивает кадастровые работы и обращается с заявлением в орган кадастрового учета для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
    3. Не позднее двух недель с момента предоставления кадастрового паспорта объекта исполнительный орган принимает решение о передаче земельного участка сельхозназначения, который предоставляется в аренду на торгах (аукционах, конкурсах).
    4. По результатам проведенных торгов победитель получает право арендовать объект, выступавший предметом торга и заключить договор с арендодателем.

    У государства или муниципалитета

    Взять в аренду сельскохозяйственный земельный участок у государства или муниципалитета является наиболее выгодным вариантом, так как его цена всегда будет ниже рыночной. Также такая сделка отличается надежностью ввиду того, что исключает случаи «двойных» аренд и продаж.

    Для аренды земли у государства или муниципалитета заявитель обращается в в исполнительный орган муниципального образования и подает заявление о предоставлении земельного участка для ведения сельского хозяйства.

    Порядок аренды государственного земельного участка выглядит следующим образом:

    1. По плану местности, находящемуся в администрации, выбирается земля без построек и выясняется наличие права собственности на него.
    2. Если не подтвердилось наличие собственника, принимается решение о проведении открытых торгов.
    3. Организатор публикует извещение о проведении торгов с указанием характеристик участка. Торги проводятся при наличии нескольких претендентов на участок.
    4. Победитель торгов получает право на аренду.
    5. В случае, если претендент единственный, то он признается арендатором и получает все документы в кадастровой палате после оплаты госпошлины.
    6. Письменный договор об аренде земли у государства обязательно регистрируется в органе Росреестра по месту прописки.

    Возможна ли субаренда?

    Субаренда земельного участка – это имущественная сделка, в процессе которой право пользования объектом сельхозназначения передается иному лицу (ст. 615 ГК РФ). В сделке принимает участие арендатор, наделяющий своими правами в отношении земли субарендатора.

    Для осуществления процедуры необходимо согласие собственника объекта. Субаренда довольно распространена в хозяйственной практике и используется в целях получения прибыли благодаря разнице между выплатами субарендатора и отчислениями для владельца недвижимости.

    Инициатором субаренды, как правило, выступает арендатор, повторно сдающий в аренду участок другому физическому или юридическому лицу (о том, как составить договор аренды земли между физическими лицами или с участием предпринимателей, читайте здесь). Для оформления субаренды необходимы следующие документы:

    • договор аренды;
    • документ, подтверждающий целевое назначение участка;
    • свидетельство о регистрации права аренды;
    • согласие собственника на сделку с субарендатором.

    Нюансы составления договора

    Договор аренды в обязательном порядке должен отражать индивидуальные условия конкретной сделки, которые не противоречат законным интересам каждой из сторон. Договор аренды земли сельскохозяйственного назначения имеет некоторые нюансы. К примеру, соглашение об аренде не может менять тип разрешенного использования земельного участка.

    Изменения такого характера признаются самовольными и подлежат привлечению к административной ответственности. Так, если участок был арендован под занятие животноводством, на нем не могут возводиться жилые постройки, даже если это право предусматривает договор.

    Можно ли выкупить?

    Сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйства обладают правом на выкуп земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, без участия в торгах.

    Для этого им достаточно обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или аренды в течение полугода с момента регистрации прав собственности на участок. При этом стоимость такой земли не может превышать 15% кадастровой стоимости.

    Заявление необходимо подавать не позднее окончания срока действия заключенного ранее договора. Преимущественным правом на выкуп земельных объектов с/х назначения обладают:

    1. Сельскохозяйственные организации и фермерские хозяйства, которые пользуются этими землями на постоянной основе или по праву пожизненно наследуемого владения.
    2. Муниципальные образования либо иные субъекты РФ, получающие участки бесплатно. В этом случае государство обязано выкупать земельные объекты по цене, установленной продавцом.

    Аренда земельного участка – это идеальная возможность для предпринимателей заниматься хозяйственной деятельностью без необходимости приобретения объекта в собственность. Такой вид гражданско-правовых отношений достаточно распространен и регулируется Земельным Кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами.

    Предоставление земель сельскохозяйственного назначения: пошаговый алгоритм процедуры

    К землям сельскохозяйственного назначения относятся находящиеся за пределами населенных пунктов территории, пригодные для ведения фермерской и садово-огородной деятельности. С целью обеспечения граждан необходимыми площадями для создания и расширения подсобных хозяйств, разведения птиц и домашних животных, заготовки сена, выращивания растений создаются земельные фонды, в которые включаются приобретаемые государственными органами территории с целью их последующего перераспределения.

    Процедура предоставления земли

    Виды деятельности, разрешенные на сельхозтерриториях, устанавливаются утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ N 540 от 1 сентября 2014 г. “Классификатором…” Процедура их получения для целевого использования регламентируется следующими нормативными актами:

    • 8 (800) 350-32-81 – Регионы
    • +7 (499) 938-87-49 –Москва
    • +7 (812) 425-68-37 –Санкт-Петербург
    • Земельным кодексом РФ, принятым ФЗ N 136 от 25 октября 1091 г.;
    • главой III ФЗ N 66 от 15 апреля 1998 г. о порядке получения территорий для садоводства, огородничества и дачного хозяйствования;
    • ФЗ N 101 от 24 июля 2001 г., регулирующим оборот земель такого типа.

    Участки сельскохозяйственного назначения передаются в личное распоряжение гражданам или юридическим лицам в закрепленном действующим законодательством порядке. Получить их можно путем участия в аукционе или на безвозмездной основе, предусмотренной для отдельных категорий населения.

    Допустимая площадь на одного владельца не может превышать 10% от принадлежащей муниципальным властям земли, предназначенной для перераспределения (ст.4 ФЗ N 101 от 24 июля 2001 г.). Размеры образованных участков, передаваемых в пользование садоводческим товариществам, определяются согласно ст.14 ФЗ N 66 от 15 апреля 1998 г.

    Выкуп в собственность – дорогостоящая процедура, поэтому на практике чаще встречается аренда территории, соглашение о которой (как и о купле-продаже) заключается после проведения торгов. В обоих случаях порядок действий следующий:

    1. Подача заявления в органы местного самоуправления (напрямую или через МФЦ) о намерении получить участок, по целевому назначению соответствующий планируемой на нем деятельности. Выбрать землю можно по кадастровой карте на сайте Росреестра. В заявлении указывается цель использования и размер площади, ее местонахождение, требуемое право распоряжения – собственность или аренда. Если участок предстоит образовать, прикладывается проектная схема с указанием предполагаемых границ (за исключением случаев, указанных в пп.1 п.4 ст.39.11 ЗК РФ);
    2. Рассмотрение заявки занимает до двух месяцев, после чего выдаётся постановление об утверждении схемы либо обоснованный отказ. При положительном решении на основании постановления местных органов власти заявитель за свой счёт организует на участке кадастровые работы. Для этого следует обратиться в лицензированную организацию, инженеры которой аттестованы на проведение необходимых исследований. По результатам замеров кадастровых специалистов сведения об участке вносятся в Единый госреестр недвижимости;
    3. Размещение в СМИ объявления о предполагаемой передаче земли в собственность и проведении аукциона. Если в течение месяца с момента публикации информации не появится других претендентов, органы местной власти рассматривают единственную поданную заявку. В случае одного участника торгов, соответствующего требованиям на получение земельного участка, договор заключается с ним (п.6 ст.39.6 ЗК РФ);
    4. Подписание соглашения о пользовании землёй или ее покупке. Ставший владельцем участка гражданин получает выписку установленной формы, которая с января 2017 года заменяет кадастровый паспорт (Приказ Минэкономразвития РФ N 378 от 20 июня 2016 г.).

    При передаче земель сельхозназначения гражданам и юридическим лицам, инициатором которой выступают муниципальные органы, кадастровые работы проводятся за государственный счет. Порядок процедуры определяется согласно п.3 ст.39.11 ЗК РФ.

    Необходимые для участия в торгах документы указаны в п.1 ст.39.12 ЗК РФ:

    • заявка претендента;
    • копия удостоверения личности (для юридического лица – заверенные копии регистрационных бумаг);
    • соглашение о внесении задатка и реквизиты банковского счета для его возврата.

    Затраты на получение земли складываются из стоимости проведения кадастровых работ (при необходимости), различающейся в зависимости от региона расположения земли, и платы за аренду участка либо его приобретение в собственность.

    Порядок бесплатного получения земли

    На безвозмездное предоставление вправе рассчитывать:

    • работники муниципальных образований (врачи, учителя), трудоустроенные по федеральным программам о переселении специалистов в сельскую местность;
    • многодетные семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми;
    • лица, получившие землю в рамках проекта развития Дальнего Востока;
    • члены организаций (садоводческих, религиозных), отвечающие указанным в законе требованиям;
    • прочие категории граждан, перечисленные в ст.39.5 ЗК РФ.
    Читать еще:  Хопер инвест фонд компенсация

    Правом бесплатного получения земельных участков обладают Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации и полные кавалеры ордена Трудовой Славы (п. 4 ст. 3 ФЗ N 5 от 09.01.1997 г.). В ряде краев и областей РФ подобная льгота предоставляется:

    • малообеспеченным и имеющим ребенка – инвалида семьям;
    • ветеранам ВОВ и военнослужащим, прослужившим больше 10 лет;
    • несовершеннолетним сиротам, инвалидам 1-3 групп.

    Допускается бесплатное получение участка одним гражданином единственный раз в жизни. Площадь зависит от категории льготников и составляет 4-25 соток.

    Критерии, предъявляемые к кандидатам на льготное получение земли, различаются в субъектах РФ. В общем случае перечень требований следующий:

    • проживание в регионе не менее 5 лет, оформленная постоянная регистрация;
    • отнесение граждан к нуждающейся категории и документально подтвержденное право на льготы;
    • наличие гражданства РФ.

    Причины для отказа в предоставлении

    Причины возможного отказа в предоставлении земельной территории:

    • недостоверность указанных заявителем сведений;
    • несоответствие предъявленных документов действующему законодательству;
    • несоблюдение правил оформления необходимых бумаг;
    • нехватка земли в регионе;
    • для льготных категорий – отсутствие доказательств права бесплатного получения участка, наличие другой земли в собственности.

    Использование участков, образованных из земель сельскохозяйственного назначения, допускается только в соответствии с разрешенными целями и с соблюдением лесного, водного и градостроительного законодательства (ст.47 ФЗ N 66 от 15 апреля 1998 г.). Нарушение гражданами пожарных и санитарных норм в процессе садово-огородной деятельности влечет наказание согласно КоАП РФ.

    Запрещается образовывать для предоставления гражданам участки из искусственно орошаемых или осушаемых земель по размеру меньших, чем установленные законодательными актами нормативы для территорий подобного рода. Порядок получения площадей для использования в сельскохозяйственных целях может определяться, помимо перечисленных выше законов, постановлениями местных органов самоуправления.

    • 8 (800) 350-32-81 – Регионы
    • +7 (499) 938-87-49 –Москва
    • +7 (812) 425-68-37 –Санкт-Петербург

    Статья 81. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства

    1. Гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

    2. Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

    3. Гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.

    4. Условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются настоящим Кодексом, федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

    Комментарий к статье 81

    1. Общий порядок предоставления земельных участков предусмотрен в статье 34 Земельного кодекса. Особенности предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства установлены в Законе РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”.

    Крестьянское (фермерское) хозяйство ведется отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющими производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, владении или в собственности земельных участков .

    См.: Волков Г.А. Земельная правосубъектность крестьянского хозяйства // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1993. N 6. С. 63 – 67.

    Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Возглавляет крестьянское хозяйство один из его дееспособных членов. В соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляет деятельность без образования юридического лица и признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

    При предоставлении земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в случае наличия нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности. Претендент должен обладать опытом работы в сельском хозяйстве, иметь сельскохозяйственную квалификацию либо пройти специальную подготовку.

    2. Особенности предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства установлены в Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” .

    С изм. и доп., внесенными Федеральным законом от 22 нояб. 2000 г. N 137-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801; 2000. N 48. Ст. 4632.

    Законом предусмотрено зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок определения потребности в земельных участках для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и ограничения предоставления садовых, огородных и дачных земельных участков (статьи 12 – 15), особенности приватизации и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков (статьи 28 – 31), а также порядок организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (статьи 32 – 34).

    3. Порядок предоставления земельных участков гражданам для ведения личного подсобного хозяйства предполагается урегулировать в федеральном законе о личном подсобном хозяйстве.

    Федеральный закон “О личном подсобном хозяйстве” был принят Государственной Думой РФ 11 декабря 1998 г. и одобрен Советом Федерации РФ 24 декабря 1998 г., однако в соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции РФ отклонен Президентом РФ .

    Письмо Президента РФ от 6 янв. 1999 г. N Пр-16 “Об отклонении Федерального закона “О личном подсобном хозяйстве” // Российская газета. 1999. 4 февр. N 21.

    На основании Постановления Государственной Думы РФ от 19 октября 1999 г. N 4397-II ГД создана специальная комиссия. В работе указанной комиссии участвуют представители Совета Федерации РФ на основании Постановления Совета Федерации РФ от 11 ноября 1999 г. N 458-СФ.

    В настоящее время особенности предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства установлены в отдельных нормативных правовых актах.

    В соответствии со статьей 8 Закона РСФСР от 21 декабря 1990 г. “О социальном развитии села” семьям, переселяющимся в трудонедостаточные районы для работы в сельском хозяйстве, а также специалистам народного образования, культуры, здравоохранения, связи, бытового и других сфер обслуживания, физической культуры и спорта оказывается безвозмездная помощь для организации личного подсобного хозяйства.

    С изм. и доп., внесенными Законом РФ от 28 апр. 1993 г. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 411; Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 21. Ст. 748.

    Условия участия граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в коопхозе установлены в статье 3 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” . Коопхозом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный главами крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, на основе добровольного членства для совместной деятельности по обработке земли, производству животноводческой продукции или для выполнения иной деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции и основанной на личном трудовом участии членов коопхоза и объединении их имущественных паевых взносов. В паевой фонд коопхоза не передаются земельные участки, которые остаются в собственности (владении, аренде) крестьянских (фермерских) или личных подсобных хозяйств, за исключением земель, предназначенных для общекооперативных нужд.

    С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 7 марта 1997 г. N 47-ФЗ и от 18 февр. 1999 г. N 34-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870; 1997. N 10. Ст. 1120; 1999. N 8. Ст. 973.

    В Законе РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” установлены правила наследования земельных участков крестьянского (фермерского) хозяйства. При отсутствии наследников, желающих вести крестьянское хозяйство, земельный участок передается по наследству в размерах, установленных для ведения личного подсобного хозяйства, либо для обслуживания жилого дома, либо для индивидуального садоводства и животноводства (статья 26).

    Отдельные отношения по предоставлению земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства урегулированы в ранее изданных указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, которые в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу РФ.

    Указом Президента РФ от 23 апреля 1993 г. N 480 “О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками” предписано органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга обеспечивать выделение земельных участков для организации крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуального жилищного строительства, садоводства, личного подсобного хозяйства из фондов перераспределения земель по мере поступления заявок в первую очередь военнослужащим, уволенным в запас, и членам их семей.

    С изм. и доп., внесенными Указом Президента РФ от 25 янв. 1999 г. N 112.

    Указом Президента РФ от 16 апреля 1996 г. N 564 “Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы” установлено, что членам казачьих обществ, взявшим на себя в установленном порядке обязательства по несению государственной и иной службы, переселившимся в приграничные районы Российской Федерации, предоставляются бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства (п. 2).

    С изм. и доп., внесенными Указом Президента РФ от 13 июня 1996 г. N 882.

    В Указах Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России” и от 7 марта 1996 года N 337 “О реализации конституционных прав граждан на землю” предусмотрено право собственников земельных долей увеличить земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства путем выделения земельного участка в натуре в счет земельной доли.

    С изм. и доп., внесенными Указами Президента РФ от 24 дек. 1993 г. N 2287 и от 25 янв. 1999 г. N 112.

    С изм. и доп., внесенными Указом Президента РФ от 25 янв. 1999 г. N 112.

    Отдельными постановлениями Правительства РФ предусмотрено формирование целевых земельных фондов для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и для предоставления земель казачьим обществам. Земли из соответствующих целевых земельных фондов предоставляются в том числе для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства .

    См.: Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для расселения беженцев и вынужденных переселенцев и режиме его использования (п. 2), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14 марта 1995 г. N 249, с изм. и доп., внесенными Постановлением Правительства РФ от 18 сент. 1995 г. N 931 // СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1060; 1995. N 39. Ст. 3772;

    Читать еще:  Что сделать, чтобы доказать свою правоту в военкомате?

    Положение о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования (п. 8), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 8 июня 1996 г. N 667 // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 3023.

    4. Отношения по предоставлению гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота в настоящее время регулируются преимущественно законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Планируется установить правовые основы регулирования данных отношений в Федеральном законе об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

    Примером регулирования отношений по предоставлению гражданам земельных участков для сенокошения и выпаса скота может служить Постановление Законодательного собрания Краснодарского края от 23 июня 1999 г. N 176-П “Об утверждении Положения о порядке предоставления и изъятия земель на территории Краснодарского края” , в котором урегулирован порядок предоставления пастбищных, сенокосных земельных участков и земельных участков для индивидуального огородничества.

    С изм. и доп., внесенными Постановлением Законодательного собрания Краснодарского края от 23 мая 2001 г. N 1035-П // Кубанские новости. 2001. 31 мая. N 89.

    Земельные участки для сенокошения и выпаса скота предоставляются гражданам и юридическим лицам из муниципальных земель в аренду сроком до 5 лет. Предоставление земельных участков для указанных целей производится на основании решения соответствующего органа местного самоуправления. Земельные участки для индивидуального огородничества предоставляются гражданам из земель муниципального запаса в аренду сроком до 3 лет.

    Аренда земель сельскохозяйственного назначения

    Земли, предназначенные и предоставленные для нужд сельского хозяйства, называются сельскохозяйственными. Обязательным условием является их территориальное расположение вне пределов населенного пункта. На их территории могут располагаться внутрихозяйственные дороги, коммуникации, защитные лесные насаждения, водные объекты, а также здания и сооружения, которые используются для того, чтобы производить, хранить и осуществлять первичную переработку сельскохозяйственной продукции.

    В аренду могут быть переданы земельные участки из состава сельскохозяйственных земель, которые прошли государственный кадастровый учет. К ним причисляются также участки, которые находятся в долевой собственности. Площадь земли для одного арендатора не ограничивается. Законодательством предусмотрена возможность досрочного выкупа арендованной земли или приобретение в собственность после того, как истек срок договора аренды. К этому моменту арендатор обязан внести полную сумму выкупной цены (ст.9 ФЗ N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”).

    Гражданин или юридическое лицо может арендовать землю для ведения сельскохозяйственного производства минимум на 3 года. Максимальный срок аренды составляет 49 лет (п.11ч.8 ст.39.8 ЗК РФ).

    При условии, что целью аренды является сенокошение или выпас сельскохозяйственных животных — срок договора составляет до 3-х лет. Если данная территория является зарезервированной для государственных или муниципальных нужд, то в договоре аренды упоминается возможность досрочно расторгнуть его, однако не ранее, чем истечет год после того, как арендатор будет уведомлен о возникновении такой необходимости (ч.16 ст.39.8 ЗК РФ).

    Все функции по предоставлению сельскохозяйственных участков земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду — осуществляются исполнительным органом государственной власти или местного самоуправления (ст.39.2 ЗК РФ).

    Условия аренды сельхоз земли без участия в торгах

    Независимо от того, является арендатор физическим или юридическим лицом, он имеет право выкупить арендованный участок или оформить договор заново. Это утверждение действительно при условии, что за время владения землей за пользователем не числятся обнаруженные и не устраненные нарушения земельного законодательства РФ. Сельскохозяйственная организация или крестьянское фермерское хозяйство может получить без торгов в аренду или в право собственности земельный участок, находящийся в муниципальной собственности.

    Для этого им необходимо в течение 6 месяцев с момента, как была произведена государственная регистрация права муниципальной собственности этого участка, подать заявление на заключение договора аренды. В таком случае величина арендной платы составит 0,3% от кадастровой стоимости. Если эта организация или хозяйство участвует в государственной программе по поддержке развития сельского хозяйства, то сельскохозяйственные участки, находящиеся в муниципальной или государственной собственности, передаются им в аренду без проведения торгов на срок длительностью до 5 лет (ст.10 N 101-ФЗ).

    Кто может арендовать землю без участия в торгах

    Аренда земли, которая находится в собственности у государства или муниципального образования, производится после торгов, представляющих собой аукцион. Миновать процедуру торгов можно в следующих случаях:

    • основанием для аренды земли юридическим лицом (ЮЛ) является указ Президента РФ;
    • распоряжение Правительства РФ или главы субъекта РФ предоставляет юридическим лицам землю, чтобы реализовать масштабные инвестиционные проекты;
    • в установленных законом случаях, если арендатор — крестьянское (фермерское) хозяйство или сельскохозяйственная организация;
    • если гражданин арендует землю для того, чтобы косить сено или выпасать сельскохозяйственных животных;
    • арендатору, который уже пользуется на правах аренды данным земельным участком и подал заявление на новый договор до момента истечения старого. Обязательным условием является отсутствие нарушений законодательных норм во время предыдущей аренды (ч.2 ст.39.6 ЗК РФ).

    Если заявитель имеет право получить землю в аренду без торгов, необходимо, чтобы выполнялись еще и дополнительные условия:

    1. Заявление на новый договор подано до завершения срока действия предыдущего.
    2. Правом на получение земли в аренду не обладает никто другой.
    3. Если ранее арендодатель сам не расторг договор ( ч.4 ст.39.6ЗК РФ).

    Если в аукционе на заключение договора аренды зарегистрировался или был признан единственно подходящим один участник, он автоматически получает право стать арендатором сельскохозяйственного участка (ч.6 ст.39.6 ЗК РФ).

    Порядок предоставления с/х земли в аренду без проведения торгов

    В таком случае весь процесс осуществляется в следующем порядке:

    • если проекта межевания нет, а земельный участок еще не сформирован, то подготавливаются схемы его (участка) расположения;
    • арендатору необходимо подать в уполномоченный орган власти заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (если участок не образован или его границы нужно уточнить);
    • принимается решение по вышеупомянутому заявлению;
    • проведение кадастровых работ, формирующих земельный участок в соответствие с проектной документацией, обеспечивается заинтересованным лицом;
    • в зависимости от того, сформирован был участок или уточнялись его границы, производится государственный кадастровый учет, а также осуществляется государственная регистрация права государственной или муниципальной собственности на него;
    • подача арендатором заявления о предоставлении участка;
    • оформление договора аренды (ч.1 ст.39.14 ЗК РФ).

    Перечисленные заявления можно подать как лично, так и отправить по почте или в виде электронной документации через интернет. Также существует возможность передать документы с помощью межведомственного информационного взаимодействия.

    Порядок получения земли сельхозназначения в аренду через участие в аукционе

    Каждый участник аукциона предоставляет следующие документы в отведенный срок:

    • заявку о желании участвовать в аукционе. Здесь же нужно указать банковские реквизиты, на которые возвратится задаток;
    • копии документов, удостоверяющих личность заявителя;
    • документацию, подтверждающую внесение задатка.

    До начала аукциона за право заключения договора аренды должно остаться не больше пяти дней, прежде чем прекратиться прием документов и заявок. Победителем назначается участник, который предложил наибольшую ежегодную арендную плату за участок. Если случилось так, что на участие в аукционе подал заявку только один участник, и он соответствует требованиям проведения торгов, то право заключить договор аренды предоставляется ему. Причем величина ежегодной арендной платы будет равна начальной цене аукциона.

    По результатам торгов организатором мероприятия составляется протокол в 2-х экземплярах — первый остается у него, второй отдается победителю. Затем в течение 10 дней уполномоченный орган направляет победителю три подписанных экземпляра договора аренды. Договор можно заключить не ранее истечения 10 дней со дня публикации результатов торгов на официальном сайте.

    Однако договор также необходимо заключить не позднее 30 дней, после того, как его экземпляры были получены на руки. Иначе организатор может провести повторные торги или распорядиться землей по своему усмотрению в соответствии с законодательством. Если лицо, которое выиграло конкурс, не заключило вовремя договор об аренде сельскохозяйственных земель, оно будет внесено в реестр недобросовестных участников аукциона.

    Можно ли сдать арендованную землю в аренду

    Процесс, когда арендатор сдает сельскохозяйственную землю в аренду, одновременно становясь арендодателем, называется субарендой. Согласно ст.22 ЗК РФ третье лицо может стать преемником прав, обязанностей арендатора, который может их передать в пределах срока заключенного договора аренды. Получения разрешения главного арендодателя на передачу прав, равно как и заключения нового договора аренды, не требуется. Необходимо лишь уведомить его о факте субаренды. Новый арендатор становится ответственным лицом, и получает все полномочия кроме права передавать арендные права в залог (ч.5 ст.22 ЗК РФ).

    Лицо, арендующее землю на срок, превышающий 5 лет, может передавать свои права и обязанности по договору аренды третьим лицам. В отношении самого договора не допускается изменение каких-либо его условий без согласия арендатора. Ограничивать оговоренные договором аренды права арендатора также запрещено. Если арендодатель захочет досрочно расторгнуть такой договор, то сделать он сможет это только через суд при условии серьезного нарушения условий договора (ч.9 ст.22 ЗК РФ).

    Как устанавливается арендная плата

    Ежегодная арендная плата, как упоминалось выше, зависит от результатов проведенного аукциона. Среди нескольких участников торгов за право аренды, победит тот, кто предложит большую цену. Если претендент на аренду был один, то цена для него назначается равная той, которая была стартовой на начало торгов. Если же сельскохозяйственный участок сдается в аренду без участия в торгах, то величина аренды устанавливается тем исполнительным органом власти, в праве собственности которого находится данная земля (ст.39.7 ЗК РФ).

    Также в основе расчетов может лежать экономическая обоснованность. В данном случае учитывается фактор доходности земли, наличие субсидий для арендатора, который будет осуществлять сельскохозяйственную деятельность на участке. Предсказуемость тоже может лежать в основе расчетов. В таком случае порядок вычисления прописан в соответствующих нормативно-правовых актах, там же оговариваются случаи, когда можно производить расчет по требованию арендодателя без согласия арендатора.

    Однако наиболее простым способом рассчитать величину ежегодной арендной платы является ее определение в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка (Постановление Правительства РФ N 582). Так как в кадастровую стоимость уже заложена ценность земли в зависимости от ее качества, то такой подсчет является наиболее простым, и возможно наиболее достоверным методом определения стоимости аренды. Так, для сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,6 %.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector