Приказ о прохождении медосмотра в рк
Prokurors.ru

Юридический портал

Приказ о прохождении медосмотра в рк

Приказ о прохождении медосмотра в рк

Об изменениях в Правилах проведения обязательных медицинских осмотров

Приказом Министра национальной экономики РК от 23 ноября 2016 года № 485 внесены изменения и дополнения в Правила проведения обязательных медицинских осмотров (далее – Правила), которые вступают в действие с 11 февраля 2017 года.

Напомним, что Правила проведения обязательных медицинских осмотров (далее – Правила), утвержденные приказом и. о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 128, определяют порядок и периодичность проведения обязательных медицинских осмотров. Выполнение Правил обязательно к исполнению юридическими и физическими лицами, а также субъектами здравоохранения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

Среди изменений, внесенных в Правила, особое внимание заслуживает новый дополнительный пункт, в котором сказано, что работники административно-хозяйственной службы: бухгалтер, сторож, дворник, служба охраны, технический персонал для уборки служебно-административных помещений не входят в перечень декретированной группы населения.

Для справки: декретированная группа населения – люди, работающие в сфере обслуживания, представляющие наибольшую опасность для заражения окружающих инфекционными и паразитарными заболеваниями.

Наряду с этим установлено, что медицинская справка по форме 086/у , утвержденной приказом и.о. Министра здравоохранения РК от 23 ноября 2010 года № 907, выдается медицинской организацией только лицам, прошедшим обязательный предварительный медицинский осмотр и признанным пригодными к работе с вредными производственными факторами. При проведении обязательных периодических медицинских осмотров лиц, работающих в контакте с вредными и (или) опасными веществами и производственными факторами, исключена обязанность выдачи справки по форме 086/у. При этом экспертное заключение врачебной комиссии о профессиональной пригодности с учетом медицинской документации с места жительства независимо от вида медицинского осмотра будет направляться работодателю в течение трех рабочих дней с одновременным извещением лица, которому противопоказана работа с вредными производственными факторами.

Уточнен порядок составления работодателями списков лиц, подлежащих обязательному медицинскому осмотру. Установлено, что работодатели не позднее 1 декабря составляют список лиц, подлежащих обязательному медицинскому осмотру, по установленной форме , руководствуясь Перечнем вредных производственных факторов, профессий, при которых проводятся обязательные медицинские осмотры, утвержденным приказом Министра национальной экономики РК от 28 февраля 2015 года № 175, с последующим согласованием с территориальными подразделениями ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (в том числе на транспорте).

Кроме того, из Правил исключен пункт 33, которым был определен перечень осмотров и лабораторных исследований, обязательных при медицинских осмотрах.

Следует также обратить внимание, что Перечень работников, подлежащих обязательным медицинским врачебным осмотрам, а также кратность и объем лабораторных и функциональных исследований лиц, работающих на эпидемиологически значимых объектах, представлен в новой редакции.

К лицам, подлежащим обязательным медицинским врачебным осмотрам, относятся:

1. Работники объектов общественного питания

2. Работники объектов пищевой промышленности

3. Работники объектов продовольственной торговли, лица, занимающиеся перевозкой продовольственных товаров

4. Работники кремово-кондитерских производств и детских молочных кухонь

5. Работники организаций по обслуживанию пассажиров (железнодорожных вокзалов, аэровокзалов, аэропортов, морских и речных вокзалов, автовокзалов, метрополитенов)

6. Проводники пассажирских поездов, стюарды речного, морского транспорта и авиатранспорта

7. Работники учебных заведений начального, среднего общего, профессионального, высшего образования, внешкольных учреждений (учреждения дополнительного образования детей), компьютерных клубов

8. Работники сезонных детских и подростковых оздоровительных организаций

9. Работники дошкольных организаций, школ-интернатов, детских санаторных круглогодичных оздоровительных организаций, детских домов, работники домов семейного типа

10. Работники медицинских организации, работа которых не связана с инвазивными процедурами

11. Работники медицинских организации, проводящие инвазивные диагностические и лечебные процедуры, а также медицинские работники имеющие контакт с биологическим материалом

12. Медицинские работники родильных домов (отделений), детских больниц (отделений), отделений патологии новорожденных, отделений недоношенных

13. Младший персонал медицинских организации, имеющий контакт с биологическим материалом

14. Работники сферы обслуживания (бани, душевые, сауны, парикмахерские, прачечные, химчистки, общественные уборные), работники бассейнов и водолечебниц, грязелечебниц, спортивно- оздоровительных организаций, менеджеры, администраторы, заведующие этажами гостиниц, мотелей, общежитий, кемпингов

15. Работники салонов красоты, косметологических и косметичских кабинетов, осуществляющие манипуляции с нарушением целостности кожных покровов (маникюр, педикюр, косметические услуги)

16. Работники санаториев, домов отдыха, пансионатов, интернатов и домов для инвалидов и престарелых, медико-социальные работники на дому

17. Работники аптек, фармацевтических организаций (заводы, фабрики), занятые изготовлением, фасовкой и реализацией лекарственных средств

18. Работники водопроводных сооружений, имеющие непосредственное отношение к подготовке воды, лица, обслуживающие водопроводные сети, работники производственных лабораторий, объектов водоснабжения и канализации

19. Учащиеся (студенты) общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений перед началом и в период прохождения практики в организациях, как работники, которых подлежат обязательным медицинским осмотрам .

Кратность и объем лабораторных и функциональных исследований вышеуказанных лиц указан в Перечне.

Опыт реализации приказов минздравсоцразвития республики Казахстан по обязательным медицинским осмотрам на территории республики

Тлеубергенов Ж. Т., Матчанова М. С., байжанова А. А., Айтыбасова А. А.
ГУ «Управление здравоохранения города Астаны», КазНМУ им С. Д. Асфендиярова, г. Алматы, ГУ «Управление здравоохранения Акмолинской области», г. Кокшетау, ТОО «Жылыой поликлиника», г. Кульсары Атырауской области

Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-МЗ РК обязывает работника проходить предварительные обязательные медицинские осмотры как при поступлении на работу, так и во время трудовой деятельности работника ежегодно, так называемые периодические обязательные медицинские осмотры (ст. 181,182 ТК РК). Обязательное требование медосмотров предъявляется к работникам с вредными и/или опасными условиями труда. Своевременное обнаружение признаков ухудшения здоровья работника во многих случаях позволяет выявить заболевание на начальной стадии, а также снижает риск развития профессиональных и производственно-обусловленных заболеваний.

С первого взгляда ничего сложного вроде нет, во всем мире разработаны для врачей-специалистов общепризнанные критерии определения профессиональной пригодности, объем и виды обследования для ОМО. Однако все не так просто. Поднимая тему проведения ОМО, мы неизбежно затрагиваем юридически-правовую сферу с учетом интересов работника, работодателя и медицинского учреждения.

В последнее время со стороны врачей-профпатологов, специалистов охраны труда и работников промышленных предприятий с вредными и/или опасными условиями труда в масштабе республики участились жалобы на проблемные вопросы проведения ОМО в условиях несовершенства нормативно-правовых документов, в частности регламентирующих приказов по обязательному медицинскому осмотру работающего населения.

Действительно, ряд приказов, разработанных за последние годы специалистами Министерства национальной экономики РК, во многих случаях не только противоречат друг другу, но и не соответствуют требованиям главного документа по здравоохранению – Кодекса здравоохранения.

В частности, приказ и. о. министра национальной экономики Республики Казахстан «Об утверждении Правил проведения обязательных медицинских осмотров» от 24 февраля 2015 года №128, приказ министра национальной экономики Республики Казахстан «Об утверждении Перечня вредных производственных факторов, профессий, при которых проводятся обязательные медицинские осмотры» от 28 февраля 2015 года № 175 стали вызывать недоверие к профессионализму и компетентности разработчиков. Опыт практического применения данных приказов, регламентирующих порядок проведения обязательных медицинских осмотров, за небольшой срок позволил выявить массу недоразумений и противоречий. В плане отрицательного опыта работы с приказами №128 и №175 хотим изложить нижеследующее:

п.5. Параграф 1. Не указано конкретное ответственное лицо, которое должно составлять план прохождения предварительного обследования (определяет объем лабораторных и инструментальных методов исследований, а также перечень специалистов, участвующих в медосмотре) для поступающих на работу. Именно врач-профпатолог, являющийся председателем врачебно-медицинской комиссии, должен составлять данные документы с учетом условий труда по данным аттестации рабочего места.

п.7. Медицинская форма 086/у не имеет никакого отношения к медосмотру взрослого населения, т.к. медицинская справка формы 086/у (врачебное профессионально-консультативное заключение) заполняется на абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения, колледжи, средние учебные заведения, профессионально-технические, технические училища; на подростков, поступающих на работу, хотя порядок заполнения этой формы вступает в противоречие с 95-й статьей Кодекса РК от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» (О врачебной тайне). Должна быть специально разработанная форма направления для предварительных и периодических медосмотров.

п.8. … «принимает ответственный медицинский работник» – кто это? Разработчики приказа нигде не раскрыли определения фразы «ответственный медицинский работник», которая используется в тексте данного документа.

п.9. Параграфа 2

Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся один раз в год.

п.9. Обязательныепериодические осмотры проводятся не реже чем в сроки, указанные в Перечне вредных производственных факторов, профессий, при которых проводятся обязательные медицинские осмотры. Отметим здесь, что по некоторым специальностям медицинский осмотр нужно проводить один раз в два года, три года.

п.12. Территориальные подразделения ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения (в том числе на транспорте) отстраняют лиц от работы в случае непрохождения обязательного медицинского осмотра. Никто, кроме как работодатель, не может принимать и отстранять от работы.

В соответствии п.п.2, п.1. статьи 182 Трудового кодекса РК, работодатель имеет право отстранять от работы и привлекать к дисциплинарной ответственности работников, нарушающих требования по безопасности и охране труда.

п.13. Медицинская организация:

1) после получения согласованных с территориальными подразделениями ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения списков контингентов, подлежащих обязательным периодическим медицинским осмотрам, создает комиссию для проведения обязательных периодических медицинских осмотров; составляет календарный план, в котором определяет вид и объем лабораторных, инструментальных исследований с учетом специфики действующих вредных производственных факторов, время и сроки работы врачебной комиссии. При недостатке и отсутствии медицинских работников, проводящих обязательные периодические медицинские осмотры, необходимые исследования проводятся в других медицинских организациях, имеющих лицензию на указанный вид деятельности. План согласовывается с администрацией организации (работодателем);

Читать еще:  Что делать, если получил уведомление о сокращении на работе?

п.13. п.п.1. дописать: …. списков контингентов (перечень рабочих мест) и поименный список работников, подлежащих обязательным периодическим медицинским осмотрам, и далее по тексту.

п.13. п.п.3. нужно писать в такой редакции: представляет ежеквартально сводный отчет о проведенном периодическом обязательном медицинском осмотре в Национальный центр гигиены труда и профзаболеваний или его филиалы (профпатологические кабинеты на местах), по форме согласно приложению к настоящим Правилам.

п.13. п.п.4. необходимо исправить: заключительные акты после подписания передают для исполнения администрации, профсоюзному комитету организации, в территориальные медицинские организации по месту нахождения работодателя для работы, один экземпляр остается у медицинской организации, проводившей обязательный периодический медицинский осмотр.

п.13. п.п.5… заносят данные обязательного периодического медицинского осмотра в медицинскую карту амбулаторного пациента по форме 025/у, утвержденной Приказом № 907 и на вкладном листе медицинских осмотров по форме, в соответствии с приложением 3 к настоящим Правилам, который прикреплен к медицинской карте амбулаторного пациента, т.е. идет дублирование документов.

Необходимо выяснить, для чего заносят данные обязательного периодического медицинского осмотра? Для того чтобы их представить работодателю? В то же время в этом пункте написано, что во вкладном листе медицинской карты амбулаторного пациента выносятся данные профессионального маршрута. Выяснилось, что в нарушение Кодекса здоровья во многих местах вкладной лист, содержащий все данные работников, передается для дальнейшей обработки представителями Работодателя.

Исходя из таких противоречий, предлагаем данный пункт редактировать в такой форме:

п.13. п.п.5.: заносятся данные обязательного периодического медицинского осмотра в медицинскую карту амбулаторного пациента (форма 025/у), утвержденную Приказом № 907; при этом каждый врач – специалист, принимавший участие в обязательном периодическом медицинском осмотре, дает свое заключение о профессиональной пригодности и указывает необходимые лечебно-оздоровительные мероприятия. На отдельный лист выносятся данные профессионального маршрута (предприятие, цех, участок, профессия, стаж работы, вредные производственные факторы) и окончательное заключение о пригодности состояния здоровья работника к профессии; в соответствии с приложением к настоящим Правилам он должен быть прикреплен к медицинской карте амбулаторного пациента. При увольнении и переводе в другую организацию медицинская карта амбулаторного пациента с данными обязательных медицинских осмотров передается медицинской организации по месту новой работы. Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся при наличии медицинской карты амбулаторного пациента по месту жительства или выписки из нее.

п.13. п.п.6. выдает медицинское заключение в соответствии с приложением к настоящему приказу прошедшим периодический обязательный медицинский осмотр и признанным пригодным к работе с вредными производственными факторами. Медицинское заключение подписывается председателем врачебной комиссии с указанием фамилии и инициалов и заверяется печатью медицинской организации, проводившей медицинский осмотр.

п.15. Зачем надо было приводить вопросы ежегодной экспертизы профпригодности и диспансеризации, два совершенно разных приказа, даже в порядке финансирования работ, заполнения необходимой документации и т.д.

По результатам периодического обязательного медицинского осмотра медицинской организацией формируется целых шесть диспансерных групп, а не три? На каком основании такие критерии?

Вообще в классической практической профпатологии с давних лет при составлении акта заключительной комиссии рекомендуется выделить следующие группы контингентов для дифференцированного диспансерного наблюдения:

♦1-я группа – лица, не имеющие признаков воздействия неблагоприятных факторов производственной среды;

♦2-я группа– «группа повышенного риска», которая должна формироваться по критерию развития у работника тех или иных отклонений в состоянии здоровья, в которых уже надо помимо профилактики заниматься оздоровлением, лечением и реабилитационными мероприятиями;

♦3-я группа– больные профессиональными заболеваниями;

♦4-я группа– больные с различными хроническими заболеваниями, нуждающиеся в решениях экспертных вопросов о возможности продолжения их работы во вредных условиях и/или опасных условиях труда.

п.22. С прошлого года стал действовать приказ МЗ и СР Республики Казахстан «Об утверждении Перечня медицинских противопоказаний для заключения трудовых договоров в сфере тяжелых работ, работ с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также для допуска лиц декретированной группы населения к работе» от 22 мая 2015 года № 379.

Существенное расширение перечня общих и частных противопоказаний к труду во вредных и опасных условиях труда создает серьезнейшие преграды на пути занятости трудоспособного населения. В условиях недостатка людей трудоспособного возраста и увеличения количества инвалидов среди работающих до 65% принятие столь жестких медицинских противопоказаний к труду опрометчиво. Рост численности утративших профессиональную пригодность по состоянию здоровья в обязательном порядке приведет к снижению доходов населения, ухудшению качества жизни, росту социально-экономической нестабильности в обществе.

На практике данный приказ однозначно дискредитирует в глазах населения медицинское сообщество. Лишая трудящихся работы и средств к существованию, считающих медицинских работников причиной возникших проблем, врачи принимают на себя все недовольство населения. С другой стороны, открывает простор для коррупции среди медицинских работников, что дисквалифицирует самих же медицинских работников.

3. Порядок проведения обязательных медицинских осмотров декретированных групп населения должен оформляться отдельным приказом. Поскольку в соответствии с Кодексом здоровья при проведении предварительных обязательных медосмотров заключаетсядоговор между освидетельствуемым и медицинской организацией, пациент сам пишет заявление на имя руководителя медицинской организации, при этом обучение по профпатологии членов врачебной комиссии, проводившей медосмотр, не требуется, финансирование медицинских услуг осуществляется за счет самого работника. А при проведении периодических обязательных медосмотров заключается договор гражданско-правового характера между работодателем и медицинской организацией, направление дает работодатель, специалисты должны быть обучены по профпатологии, оплата – за счет работодателя.

Приложение 2. Заключительный акт громоздкий, перегружен массой сведений, не имеющих практического значения. Абсолютно неясно, какова конкретная роль специалистов Госсанэпиднадзора на местах? Специалисты Госсанэпиднадзора на сегодняшний день не владеют контрольно-надзорной функцией, поэтому не должны контролировать качество обязательных медосмотров, т.е. заниматься проверкой работы медицинских организаций, которые занимаются проведением ОМО.

Исходя из этого, предлагаем возложить эту функцию на Национальный центр гигиены труда и профзаболеваний и его филиалы, на областные (городские) профпатологические кабинеты на местах, разработав соответствующие нормативные документы.

Данный вопрос крайне актуален, т.к. на рынок обязательных медицинских осмотров вышло огромное число частных медицинских центров, практически никем не контролируемых, неподотчетных. Например, в городе Астане до 40% периодических медосмотров осуществляется частными медицинскими организациями. Практически нулевая выявляемость лиц с подозрением на профзаболевание, что вполне устраивает работодателей.

В связи с этим перед врачами-профпатологами республики стоит актуальный вопрос разработки нового приказа по проведению ОМО работающего населения с вредными и/или опасными условиями труда, который будет действительно руководством к действию врачей-профпатологов, поможет профессионально подойти к вопросам охраны здоровья работающего населения и увеличить производительность труда.

Именно от принципиальной, профессионально грамотной работы каждого из нас, от ответственной деятельности всех медицинских организаций, на базе которых проводятся обязательные медицинские осмотры и реализуются поставленные задачи, зависит качество и эффективность проводимых обязательных медицинских осмотров в повседневной жизни.

Контактный телефон: +7 702 4280990 Жубан Тлеубергенович

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н “Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда” (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н
“Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда”

С изменениями и дополнениями от:

15 мая 2013 г., 5 декабря 2014 г., 6 февраля 2018 г., 13 декабря 2019 г.

ГАРАНТ:

Об экспертизе настоящего приказа см. письмо Минэкономразвития России от 28 мая 2015 г. N 13875-ОФ/Д26и

В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст. 2878; 2008, N 30 (ч. 2), ст. 3616) и пунктом 5.2.100.55 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2009, N 3, ст. 378), приказываю:

перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), согласно приложению N 1;

перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, согласно приложению N 2;

Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, согласно приложению N 3.

2. Ввести в действие перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, с 1 января 2012 года.

3. Признать утратившими силу с 1 января 2012 года:

приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 14 марта 1996 г. N 90 “О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии” (по заключению Минюста России документ в государственной регистрации не нуждается, письмо от 30 декабря 1996 г. N 07-02-1376-96);

Читать еще:  Куда мне обратиться о бездействии пристава?

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 83 “Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2004 г. N 6015);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 338 “О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 “Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2005 г. N 6677).

4. Установить, что с 1 января 2012 года на территории Российской Федерации не применяются подпункты 11, 12 (за исключением подпунктов 12.2, 12.11, 12.12), 13 приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. N 555 “О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств”.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 октября 2011 г.
Регистрационный N 22111

Утверждены новые перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медосмотры (обследования). Пересмотрен порядок проведения таких осмотров.

В перечнях установлены периодичность осмотров, состав участвующих в них врачей-специалистов. Перечислены проводимые лабораторные и функциональные исследования, приведены медицинские противопоказания к выполнению работ.

Осмотр могут проводить любые медорганизации, имеющие такое право, а также осуществляющие экспертизу профпригодности. В состав врачебной комиссии включаются врач-профпатолог и врачи-специалисты, прошедшие повышение квалификации по специальности “профпатология” или имеющие действующий сертификат по ней.

Направление на осмотр выдает работодатель. Приведены требования к его заполнению. Работник предъявляет в медорганизацию паспорт и направление. На него оформляются медкарта и паспорт здоровья (при его отсутствии). Последний после осмотра выдается работнику на руки.

Для проведения периодических осмотров работодатель направляет в медорганизацию поименные списки работников, на основании которых составляется календарный план осмотров. По окончании осмотра оформляется медицинское заключение в 2-х экземплярах (первый выдается работнику, второй приобщается к медкарте). Работника относят к одной из диспансерных групп, дают рекомендации по профилактике заболеваний, при наличии медицинских показаний – по дальнейшему наблюдению, лечению и реабилитации. При подозрении на профзаболевание выдается направление в центр профпатологии.

Участники аварий, лица со стойкими последствиями несчастных случаев на производстве и ряд иных работников 1 раз в 5 лет проходят периодические осмотры в центрах профпатологии.

Медорганизация по итогам осмотров составляет заключительный акт и направляет его работодателю, в центр профпатологии, а также территориальному органу Роспотребнадзора.

Новые перечни и порядок вводятся в действие с 1 января 2012 г.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н “Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 октября 2011 г.

Регистрационный N 22111

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, вводятся в действие с 1 января 2012 г.

Текст приказа опубликован в “Российской газете” от 28 октября 2011 г. N 243 (без приложений 1 и 2), от 4 апреля 2012 г. N 73 (Приложения 1-2)

Приложения 1 и 2 к приказу опубликованы на официальном сайте Минздравсоцразвития России по адресу: http://www.minzdravsoc.ru/ docs/mzsr/salary/37

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 13 декабря 2019 г. N 1032н

Изменения вступают в силу с 7 января 2020 г., за исключением изменений в пункт 37 приложение N 3 к настоящему приказу, вступающих в силу с 1 июля 2020 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Приказ Минтруда России и Минздрава России от 6 февраля 2018 г. N 62н/49н

Изменения вступают в силу с 16 марта 2018 г.

Приказ Минздрава России от 5 декабря 2014 г. N 801н

Изменения вступают в силу с 16 февраля 2015 г.

Приказ Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н

Изменения вступают в силу с 23 июля 2013 г.

Обязательные медицинские осмотры работников

Подпунктом 15 пункта 1 статьи 317 Трудового кодекса Республики Казахстан предусмотрена обязанность работодателя проводить обязательные, периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры и предсменное медицинское освидетельствование работников в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а также при переводе на другую работу с изменениями условий труда либо при появлении признаков профессионального заболевания. В какие сроки проводятся обязательные медицинские осмотры и за счет чьих средств? Предусмотрена ли ответственность работодателя за нарушение требований по проведению обязательных периодических осмотров? ” src=”http://defacto.kz/sites/all/modules/wysiwyg/plugins/break/images/spacer.gif” title=” “>

Предварительные медицинские осмотры

Предварительные обязательные медицинские осмотры проводятся при поступлении на работу или учебу с целью выяснения пригодности к выполнению обязанностей по профессии или учебе, а также предупреждения общих, профессиональных и нераспространения инфекционных и паразитарных заболеваний.

Предварительные медицинские осмотры проводятся медицинскими организациями, располагающими квалифицированными специалистами, необходимыми приборами, оборудованием, химическими реактивами для проведения функционально-диагностических и лабораторных исследований и материально-техническими ресурсами, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности по оценке пригодности обследуемых к работе (производственной практике), по оценке профессиональной пригодности по состоянию здоровья.

Согласно указанному Постановлению данные обязательного предварительного медицинского осмотра заносятся в медицинскую карту амбулаторного пациента по форме, утвержденной уполномоченным органом в области здравоохранения с оформлением заключения о соответствии или несоответствии состояния здоровья работника к выполняемой работе.

Предварительный осмотр проводится за счет средств обследуемого.

Периодические медицинские осмотры работников

Периодические обязательные медицинские осмотры проводятся с целью обеспечения динамического наблюдения за состоянием здоровья работающих, своевременного установления начальных признаков заболеваний, предупреждения общих, профессиональных и нераспространения инфекционных и паразитарных заболеваний.

Срок проведения обязательных периодических осмотров

Пунктом 11 Постановления установлена периодичность проведения обязательных периодических медицинских осмотров:

  • ежегодный медицинский осмотр – 1 раз в год;
  • предсменное медицинское освидетельствование – за 1 час и за 30 минут перед началом рабочей смены.
  • предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр – за 30 минут перед началом рейса, и в течение 30 минут после окончания рейса.
Обязанности работодателя при проведении периодических медицинских осмотров
  • составлять в месячный срок, после получения от государственных органов санитарно-эпидемиологического надзора данных о контингенте, подлежащего обязательным периодическим медицинским осмотрам, поименный список лиц с указанием производства, цехов, профессий, тяжелых работ, работ во вредных (особо вредных) и (или) опасных условиях труда, воздействию которых подвергаются работники, а также стажа работы в данных условиях труда;
  • организовывать за счет собственных средств проведение периодического медицинского осмотра;
  • обеспечивать своевременное направление лиц с профессиональными заболеваниями и подозрением на них в медицинскую организацию для углубленного обследования и лечения;
  • ежегодно разрабатывать план мероприятий по оздоровлению выявленных больных, согласованный с территориальным государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора.
Предсменное медицинское освидетельствование

Предсменное медицинское освидетельствование – установление или подтверждение наличия или отсутствия у физического лица заболевания, определения состояния здоровья, а также временной нетрудоспособности, профессиональной пригодности к работе в данную смену.

Согласно пункту 26 Постановления Правительства Республики Казахстан “Об утверждении перечня вредных производственных факторов, профессий, при которых проводятся обязательные медицинские осмотры, Правил проведения обязательных медицинских осмотров” предсменное медицинское освидетельствование по профессиям проводится штатным медицинским работником организации (прошедшие специальную подготовку в наркологическом диспансере (больнице) осуществляющих эксплуатацию транспорта и оборудования, или медицинским работником медицинской организации по договору между организацией (индивидуальным предпринимателем).

Для проведения освидетельствования организация (индивидуальный предприниматель) или медицинская организация выделяет специальное помещение, оборудованное системами отопления, водоснабжения, канализации, освещения, оснащенное медицинским оборудованием и инструментарием.

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр

Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр – установление или подтверждение наличия или отсутствия у физического лица заболевания, определения состояния здоровья, а также определение состояния алкогольного опьянения и употребления наркотических средств водителей механических транспортных средств перед началом рейса и после окончания рейса.

Правила проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств утверждаются уполномоченным органом в области здравоохранения.

Ответственность работодателя за нарушение требований по проведению обязательных периодических медицинских осмотров

В соответствии с частью 2 статьи 93 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях нарушение работодателем требований по проведению обязательных и периодических медицинских осмотров и предсменного медицинского освидетельствования работников в соответствии с требованием трудового законодательства Республики Казахстан – влечет предупреждение.

Если указанное правонарушение совершено повторно в течение года после предупреждения – влечет штраф:

на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации – в размере 40 месячных расчетных показателей (МРП);

на субъектов среднего предпринимательства – в размере 60 МРП;

Читать еще:  Можно ли ознакомиться с протоколом заседания в районном суде?

на субъектов крупного предпринимательства – в размере 120 МРП.

Приказ 302н о прохождении медосмотров: как организовать медосмотр

В этой статье поговорим о медосмотрах. Прохождение медосмотров регулируется приказом Минздравсоцразвития РФ N 302н от 12.04.2011 г. В нем представлен перечень профессий, вредных и опасных факторов для прохождения медосмотра. Здесь вы можете скачать образец документов о прохождении медосмотра на предприятии (образец приказа и списка профессий) и проч.

Краткое видео о прохождении медосмотров

Как правильно организовать медосмотр?

Необходимость трудящимся проходить медосмотры, а работодателям – их организовывать, прописана в ст. 212, 213 Трудового кодекса. И как мы уже сказали, прохождение медосмотров регулируется Приказом 302н.

В нем подробно перечисляются:

  • производственные факторы, для работы с которыми трудящимся нужно проходить медосмотр;
  • работы, для выполнения которых им тоже нужно проходить медосмотр.

По каждому пункту списков факторов или работ приводятся:

  • периодичность осмотров по этому фактору или работе;
  • перечень специалистов, которые должны оценить состояние здоровья трудящегося;
  • список лабораторных и функциональных исследований (анализ крови, УЗИ, ЭКГ и т.д.);
  • дополнительные требования или противопоказания (например, отсутствие кисти может быть препятствием к работе охранником, сотрудником МЧС, токарем, водителем и др.).

Обычно этой информации достаточно, чтобы составить перечень профессий для прохождения медосмотра на конкретном предприятии. Если инженеру по ОТ или другому уполномоченному лицу самостоятельно сделать это трудно, на помощь всегда придут сотрудники клиники, в которой планируется проходить медосмотр, или сотрудники органов санэпиднадзора.

На основании этого перечня ежегодно составляется приказ о прохождении медосмотра на предприятии, образец которого можно попросить у инспектора по труду (образец приказа размещен в этой статье с возможностью его скачивания).

Обычно перечень врачей и исследований по конкретному месту работы одинаков для предварительного медицинского осмотра при приеме на работу и периодических медосмотров. Если условия труда изменились или работник получил дополнительную профессию, то количество нужных для прохождения медосмотра врачей и исследований возрастет.

Необходимость прохождения медосмотра при приеме на работу и в процессе работы

Трудящимся проходить медосмотр нужно, чтобы:

  • сохранить свое здоровье, в отдельных случаях — жизнь;
  • женщинам – выносить и родить здоровых детей;
  • получать допуск к выполнению работ;
  • вновь устраивающимся на работу лицам – узнать, позволит ли их состояние здоровья выполнять желаемую работу.

Работодателям организовывать медосмотр нужно, чтобы:

  • предотвратить несчастные случаи и связанные с условиями труда заболевания работников;
  • обеспечить максимальную эффективность производства (не нужно искать замену постоянно болеющим трудящимся, оплачивать больничные, обучать новых работников, принятых взамен заболевших);
  • обеспечить санитарно-эпидемиологическую безопасность в своих организациях (актуально для больниц, аптек, садиков, школ, столовых, кафе, ресторанов, парикмахерских, салонов красоты, гостиниц, спорткомплексов и других учреждений по обслуживанию населения);
  • избежать штрафных санкций.

Какие медобследования проходят трудящиеся?

Медосмотры бывают предварительные, периодические, профилактические, внеплановые, предсменые и послесменные.

Предварительный медицинский осмотр при приеме на работу должны проходить все трудящие, которые имеют вредные условия труда, имеющие риск получения профзаболеваний, а также лица, указанные в статье 213 ТК РФ (сфера торговли, образование, пищевая промышленность и т.д.)

Повторные медосвидетельствования проходят только трудящиеся, которые попадают в действующий в подразделении перечень профессий для прохождения медосмотра. В разных организациях медосмотры для представителей одной и той же профессии отличаются. Это происходит потому, что кроме наименования профессии или должности при направлении на медосмотр учитываются вредные и опасные факторы, которые действуют на трудящегося, и категории работ, которые он выполняет. Например, в одном складе стройматериалов ночная уборщица просто моет пол, поэтому ежегодно проходит только флюорограмму и гинеколога. А в другом она еще моет высоко расположенные окна и люстры, поэтому ей еще нужно проходить невролога, офтальмолога и хирурга. Если же она для уборки пола использует не тряпку и швабру, а специальную машину, то в список добавляются исследования и осмотры, необходимые для допуска к обслуживанию машин и механизмов.

Обратите внимание: трудящиеся младше 21 года должны проходить медосмотр ежегодно, независимо от категории работ, которые они выполняют.

Перечень работ, а также вредных и опасных производственных факторов, при наличии которых проводится обязательный предварительный медицинский осмотр при приеме на работу и периодические медицинские осмотры (обследования) указан в Приложениях 1 и 2 Приказа 302н «О медицинских осмотрах».

Существуют также внеплановые медосмотры, которые проводятся по требованию:

  • работодателя. Работодатель вправе отправить трудящегося на внеплановый медосмотр, если он болел долго или определенной болезнью (например, впервые проявилось заболевание сердечно-сосудистой системы), либо появились подозрения на то, что состояние здоровья не позволяет ему выполнять свои рабочие обязанности;
  • трудящегося. Он вправе потребовать отправить его проходить внеплановый медосмотр, если считает, что его состояние здоровья ухудшилось из-за влияния каких-либо производственных факторов;
  • медучреждения. По результатам очередного медосмотра врачи могут рекомендовать пройти следующее обследование раньше, например, не через 1 год, а через 6 месяцев.

Все медосмотры своих сотрудников, даже потенциальных, оплачивает работодатель. Если трудящийся (чаще всего – соискатель должности) оплатил прохождение медкомиссии сам, затраченные средства ему должны быть возмещены.

Кто отвечает за медосмотры?

В общем случае ответственность за организацию и проведение медобследований несет работодатель. Поэтому из числа своих сотрудников он выбирает ответственных за:

  • составление перечня профессий для прохождения медосмотра. Обычно это сотрудники службы ОТ;
  • подготовку и издание приказа о прохождении медосмотра на предприятии, образец которого хранится у делопроизводителя, в службе ОТ или у других вовлеченных в процесс лиц;
  • организацию самого медосмотра – подготовку документации для больницы, отправку сотрудников на медосмотр, контроль его прохождения;
  • недопущение к работам непрошедших обследование лиц. Чаще всего это непосредственные руководители работ (начальники участков, мастера).

День или дни, в которые трудящиеся проходят медосмотр, оплачиваются им «по среднему». Если трудящийся уклонился от прохождения медосмотра, его не допускают к работе, а дни, в течение которых он не работал по этой причине, ему не оплачиваются.

Образец приказа о прохождении медосмотра на предприятии:

Как организовать периодический медосмотр на своем предприятии?

Чтобы организовать медосмотр, нужно:

  1. Изучить положения приказа 302 н о прохождении медосмотров.
  2. Заключить с медучреждением договор на проведение медосмотров, согласовать с ним дату начала проведения медосмотра сотрудников вашей организации.
  3. На основании положений приказа 302 составить список профессий трудящихся организации, которые должны проходить медосмотр при приеме на работу и для периодических медосвидетельствований. Составляя список, нужно учитывать также вакантные должности.
  4. Утвердить этот список в органе санэпиднадзора, которому подконтрольна ваша организация.
  5. Посчитать количество трудящихся по включенным в список профессиям. Составить их поименный перечень с указанием ФИО, профессии (в том числе по совместительству), возраста, пола, вредных, опасных факторов и особых работ, наименования структурного подразделения и утвердить его у работодателя.
  6. Отправить этот утвержденный список в медучреждение не позднее 2 месяцев до назначенной в п. 2 даты.
  7. В 10-дневный срок после отправки списка получить от медучреждения календарный план медосмотра своих сотрудников. Он должен быть составлен минимум за 2 недели до старта медосмотра. Работодатель согласовывает этот календарный план, а медучреждение его утверждает.
  8. Организовать прибытие работников организации в медучреждение в выделенные для их медосмотра дни.
  9. Забрать медицинские заключения, заключительный акт, другую документацию, которую передаст медучреждение, например, акты выполненных в рамках договора работ.
  10. Организовать контроль выполнения рекомендаций, выданных медучреждением по каждому работнику, если это касается работодателя. Например, если грузчику сырья и материалов из-за неудовлетворительного состояния легких рекомендован перевод на другую работу, этим должен заняться работодатель. А если ему рекомендовано обратиться к нефрологу из-за врожденных особенностей организма, то этим должен заниматься он сам.
  11. Проконтролировать, чтобы сотрудники, которые не прошли медосмотр, не были допущены к выполнению работ.

При составлении сметы по договору учитывайте, что стоимость обследования конкретного работника определяется как сумма обследований по «его» факторам и видам работ, которые внесены в перечень. Поэтому стоимость обследования мужчины и женщины одинаковой профессии (например, машинистов конвейера) из-за разных обследований будут отличаться.

Поскольку кадровый состав организации постоянно меняется, удобно проводить медосмотры по 2 заключенным с больницей договорам: один – для периодического медосмотра, другой – для предварительных медицинских осмотров при приеме на работу. По «периодическому» договору оплату можно сделать единоразовой, по «предварительному» — помесячной в зависимости от количества обследованных по заказу предприятия человек.

Образец списка контингента работников для прохождения медосмотра на предприятии:

Как организовать прохождение медосмотра при приеме на работу?

Чтобы организовать такое медобследование, нужно:

  • заключить соответствующий договор с медучреждением;
  • выдать кандидату на трудоустройство утвержденное работодателем направление в соответствии с приказом 302 н о прохождении медосмотров;
  • уведомить кандидата, что в медучреждении ему нужно будет предъявить это направление, паспорт, если нужно – результаты психосвидетельствования, паспорт здоровья, если он есть;
  • получить от него заключение врачебной комиссии по результатам пройденного медосмотра;
  • оформить бухгалтерские документы по проведенному медосмотру – акт выполненных работ и др.

Образцы или порядок заполнения основных бумаг содержатся в приказе 302 н о прохождении медосмотров.

Итак, вы узнали, зачем проводятся медосвидетельствования и какими они бывают, где брать образец приказа о прохождении медосмотра на предприятии, какие лица отвечают за разные этапы организации медосмотра, порядок и сроки составления необходимых для организации медосмотра документов, как удобнее всего организовывать медосмотр, познакомились с образцами документов, необходимых для прохождения медосмотра на предприятии (образцы приказа и списка контингента трудящихся). Узнали, когда проводится предварительный медицинский осмотр при приеме на работу.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector