Приватизация не завершилась
Сроки приватизации жилья: до какого года продлена бесплатная приватизация квартир
Более 25 лет в Российской Федерации продолжается бесплатная приватизация жилых помещений, однако не все граждане по ряду причин успели оформить свое жилье в собственность. Поэтому вопрос продления бесплатного получения жилья в собственность до сих пор является актуальным.
Что такое приватизация
Бесплатное оформление жилых помещений в собственность подразумевает возможность и право каждого гражданина РФ на основании ст. 11 Закона № 1541-1 «О приватизации…» один раз в жизни переоформить квартиру, которую он занимает по договору социального найма, в личную собственность.
Для того, чтобы приватизировать жилое помещение, наниматель должен предъявить в муниципалитет:
- выписку из ЕГРП по форме № 3, где должно быть указано, что он не имеет в собственности других жилых помещений;
- справку из БТИ о том, что ранее он в приватизации не участвовал.
История приватизации в РФ
Закон о приватизации был принят 4 июля 1991 года, именно с этой даты и считают начало бесплатной приватизации жилых помещений. На основании этого Закона передача жилья в собственность граждан должна была завершиться к 2007 году, но жизнь постоянно вносила коррективы, поэтому сроки бесплатной приватизации несколько раз продлевались:
- до начала 2010 года;
- до 1 января 2013 года;
- до 1 марта 2018 года.
После 1 марта 2018 года государство планировало закончить приватизацию для основной группы граждан РФ, оставив право получения собственности только для трех категорий:
- сирот, оставшихся без попечения родителей;
- жителей Крыма и Севастополя;
- лиц, проживающих в ветхом и аварийном жилье, признанном таковым до 2012 года.
10 февраля 2018 года в Думе приняли окончательные поправки в Закон, согласно которым приватизация становилась бессрочной и бесплатной для всех граждан РФ. 22 февраля того же года президент РФ подписал Федеральный Закон № 14-ФЗ, который утверждал все поправки к «Закону о приватизации…», принятые Государственной Думой.
Также граждане, проживающие в ветхом и аварийном жилье, после 2021 года при переселении в новые жилища теряли бы право на приватизацию, что тоже не позволяло им реализовать свое право на бесплатное получение жилого помещения в собственность. По данным Росстата на начало 2018 года примерно треть жилых помещений оставалось в собственности у муниципалитетов, так как темпы приватизации квартир значительно замедлились.
Почему приватизация жилья стала бессрочной
Данные поправки в Закон о приватизации государство приняло по следующим причинам:
- Большая категория граждан, которые проживают в ветхих или аварийных домах, подлежащих сносу, не могут реализовать свое право на приватизацию жилища, пока не будут переселены в новые квартиры.
- Очередники на получение социального жилья также смогут перевести его в собственность после того, как получат новое по договору социального найма.
- Жители Крыма и Севастополя ранее не могли оформить свои квартиры в собственность, так как на территории Украины действовали другие законы, а срочная и массовая передача жилья в собственность на такой огромной территории могла создать множество трудностей в приватизации, и, как результат, спровоцировать коррупционную составляющую.
- Отмена бесплатной приватизации могла спровоцировать социальную напряженность в РФ, особенно пострадали бы социально незащищенные слои населения РФ, которые не имеют возможности иным способом получить крышу над головой в собственность.
Эксперты назвали еще одну немаловажную причину для бессрочной приватизации: защита от различных мошенников, так называемых «черных» риэлторов, недобросовестных родственников, особенно в ситуациях, когда в жилом помещении проживают престарелые граждане, плохо разбирающиеся в российском законодательстве.
Так как бесплатная приватизация имела конечный срок действия, при приближении этой даты значительно активизировались различные мошеннические схемы. Недобросовестные граждане заходили в жильцам многоквартирных домов, уговаривали поторопиться с оформлением собственности, предлагали помочь ускорить процесс за «разумную плату».
А так как дата окончания бесплатного оформления жилых помещений в собственность неотвратимо приближалась, многие наниматели попадались на удочку мошенников. Теперь же спешить с переоформлением не нужно, любой наниматель может переоформить свое жилище в собственность тогда, когда посчитает нужным это сделать.
Для государства бесплатная приватизация жилых помещений также играет немаловажную роль, так как при увеличении количества собственников жилых помещений происходит:
- Расширение количества налогоплательщиков. Все собственники жилых помещений обязаны ежегодно платить налог на недвижимость.
- Избавление от убыточного жилья. Как известно, все дома имеют обыкновение изнашиваться, через какое-то время им требуется капитальный ремонт. Если жилье муниципальное, то этот ремонт оплачивает государство в лице местных муниципалитетов, если же оно в собственности у физического лица, то весь капитальный ремонт оплачивает собственник.
- Финансовая прибыль. Хоть приватизация и называется бесплатной, некоторые расходы граждане все-таки несут. Затраты на приватизацию жилого помещения могут составить от 7 до 20 (и выше) тысяч рублей.
Приватизировать или нет: советы юриста
Многие граждане до сих пор не смогли определиться, что для них лучше – приватизировать свое жилье, либо по-прежнему проживать в нем по договору социального найма. Каждый должен решить сам, как ему поступить. Юристы дают несколько рекомендаций:
- Если ваш дом признан ветхим или аварийным и должен быть расселен, то с приватизацией торопиться не стоит. При расселении таких домой собственники получают новое жилое помещение из расчета «метр на метр». Другими словами, какая площадь в старой квартире, такую вы получите и в новой. Жильцы, проживающие по договору социального найма, получают новые жилые помещения по нормативам, то есть новое жилье может быть гораздо больше прежнего.
- Если семья является малообеспеченной, то приватизация не желательна. И без того небольшой семейный бюджет станет еще меньше, так как придется платить налог на недвижимость.
- Если в квартире проживает одинокий гражданин, к тому же преклонного возраста, а его наследники не зарегистрированы, жилье лучше приватизировать с тем, чтобы его унаследовали родные. Если квартира не приватизирована, то после смерти одинокого нанимателя она передается очередникам, родственники не будут иметь на нее никакого права.
- Если у одинокого жильца муниципального жилого помещения нет наследников, то в приватизации нет никакого смысла, наниматель по договору социального найма и так может проживать в нем пожизненно.
- Если вы проживаете в большой муниципальной квартире и вам срочно понадобились деньги, вы можете приватизировать ее, затем продать и купить жилое помещение дешевле, использовав оставшиеся деньги на свои нужды.
- Если вы часто допускаете большие долги по ЖКУ, то жилье лучше приватизировать, так как выселение собственника за долги по квартплате достаточно сложное, а выселение жильцов муниципальных квартир намного проще. Но, с другой стороны, при выселение из муниципальной квартиры жильцу взамен предоставляют альтернативная крыша над головой, пусть и меньшего размера, собственник же выселяется в «никуда».
Итак, вы проживаете в муниципальном жилом помещении по договору социального найма и до сих пор не решили – стоит ли его приватизировать. Теперь вам не нужно спешить, есть время взвесить все «за» и «против» оформления жилья в собственность.
Если же вы решились на этот шаг, обязательно проконсультируйтесь с грамотным специалистом. Консультацию можно получить на нашем сайте он-лайн, также вы можете позвонить по телефонам, указанным ниже.
Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:
- опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
- напишите вопрос в форме ниже;
- позвоните +7(499)369-98-20 – Москва и Московская область
- позвоните +7(812)926-06-15 – Санкт-Петербург и область
Приватизации в Китае не было
Развитие рыночных реформ в КНР преследовало своей целью не столь смену формы собственности, сколько обеспечение устойчивого экономического роста – ведь до начала реформ Китай был очень бедной страной.
В 1978 г., по самым оптимистическим оценкам, подушевой ВВП КНР по паритету покупательной способности не превышал $978 (против $18 400 в США и $6600 в СССР). При этом в 1978 г. номинальная зарплата рабочего в Китае составляла менее 1% от зарплаты рабочего в США или Японии, а до 250 млн человек жили за официальной чертой бедности. Весь экспорт оценивался в $10 млрд, а валютные резервы составляли $167 млн.
Толчок к отказу от тотального доминирования государственной и коллективной (а по сути – той же государственной) собственности дали два события: сначала «великий голод» 1959–1961 гг., жертвами которого стали миллионы людей, а несколько позже – события 1962 г. в Шэньчжене, откуда китайцы десятками тысяч попытались прорваться в Гонконг в поисках лучшей доли. В том же 1962 г. Дэн Сяопин заявил: «Какая форма производственных отношений самая эффективная, ту и надо избрать, какая форма в какой местности может достаточно легко восстановить и развить сельскохозяйственное производство, ту и надо избрать; какую форму народ желает видеть, ту мы и должны избрать, и если она незаконна – сделать ее законной». Эти идеи были реализованы гораздо позже, но осмысление их началось еще полвека назад.
После «культурной революции», в конце 1970-х гг. крестьянство, освобожденное посредством реформ, не только стало основой для стабильного развития сельского хозяйства (так как китайцы неизменно верят, что «если есть зерно, то и на сердце спокойно»), но и сформировало рынок для потребительских товаров, сделало возможным первоначальное накопление капитала, а также стало движущей силой процесса урбанизации (в 1978–1998 гг. население городов в среднем ежегодно увеличивалось на 14,5 млн человек). Со второй половины 1970-х начался приток иностранных инвестиций в Шэньчжень, Гуанчжоу и другие особые районы (причем около 80% составляли капиталы из Гонконга, Макао и Тайваня). Все это подготовило масштабные реформы 1990-х гг.
Масштабные перемены начались после знаменитого «южного турне» Дэн Сяопина в 1992 г. В Китае не слишком любят использовать термин «приватизация» – прежде всего потому, что классической приватизации в стране проведено не было. Правительство скорее допускало инвесторов на рынок для создания новых бизнесов, чем позволяло им бесконтрольно выкупать прежде принадлежавшие ему активы.
Причины понятны: с одной стороны, у небольших китайских компаний появились возможности инвестировать в расширение производства; с другой стороны, иностранные корпорации с 1979 по 2008 г. вложили в экономику страны $852,6 млрд, причем 81% этой суммы пришло из Азии, Европы и США. В Китае не государственный сектор сжимался в размерах, а частный сектор естественным образом расширялся. В итоге, если в 1978 г. на предприятия, находившихся в народной собственности, приходилось 77,6% промышленной продукции, а на «коллективные» – 22,4%, то в 2009 г. государственный сектор обеспечивает лишь 26,7% производимой продукции, 26,9% общей прибыли и 20,4% занятости, а частный – соответственно 29,6, 28,0 и 33,7%. Поэтому можно утверждать, что переход от огосударствленной экономики к диверсифицированной был достаточно быстрым и эффективным.
Особенно важно то, что Китай, выбрав свой особый путь приватизации, начал наступление не с госпредприятий, составлявших основу национальной экономики, а с деревни и мелкого бизнеса. Очень важную роль сыграло конструктивное взаимодействие с внешним миром: сегодня более половины от общего объема китайского экспорта обеспечивается компаниями с иностранным капиталом.
В 1990-е годы, которые стали переломными для китайской экономики, приватизировались в основном те государственные предприятия, которые не вписались в рынок, – причем делалось это обычно через процедуру банкротства. Государство стремилось сохранить за собой лишь высокодоходные и эффективные бизнесы. В результате сегодня оно контролирует табачную промышленность (на 100%), инфраструктурное строительство (на 90%), электроэнергетику (на 88%), нефтедобычу и переработку (на 85,5%), коммунальные услуги (на 67,8%), а также производство автомобилей (более чем на 40%). В большинстве отраслей обрабатывающей промышленности и строительстве госкомпании обеспечивают не более 20%, а в химической промышленности, производстве электроники и медицинских препаратов, пищевой промышленности – менее 20% валового продукта. В сфере услуг госкомпании в основном сосредоточены в финансовом секторе, а в оптовой и розничной торговле, в общественном питании, гостиничном бизнесе, пассажиро- и грузоперевозках они вообще не представлены.
Однако все это не значит, что государство ушло из экономики. Напротив, секрет китайского «экономического чуда» – в умелом сочетании государственного, частного и международного бизнеса. Среди 500 крупных государственных предприятий 63 – компании с годовой выручкой 100 млрд юаней и более, тогда как частных компаний такого масштаба в стране всего пять (Huawei, Shagang Group, Haier, Suning, Gome). Общая сумма прибыли 500 крупнейших частных фирм составила в прошлом году 217 млрд юаней – что меньше прибыли двух крупных госкомпаний – China Mobile и CNPC (249 млрд юаней). Более того, частный бизнес в КНР, хотя и является движущей силой экономики, подвергается серьезной конкуренции со стороны иностранных компаний, в то время как государственные корпорации от нее во многом ограждены. Сегодня в Китае нарастает дискуссия о том, каким должно быть оптимальное сочетание государственной, частной и иностранной собственности в экономике, но очевидно одно: масштабного перераспределения государственной собственности в КНР не произошло, и именно это стало основой для формирования конкуренции между различными формами собственности. (Перевод с китайского Алены Павловой)
Приватизация не завершилась
Последние шесть лет постоянно встает вопрос о прекращении приватизации жилых помещений. Сначала было объявлено, что бесплатная приватизация завершится к марту 2010 года, затем сроки отодвинули до марта 2013 года, потом до 2015 года, и еще до 2016-го. Последний раз окончание приватизации отнесли к 1 марта 2017 года. Но будет ли запрещено приватизировать муниципальную недвижимость?
#1 Государству не выгодно держать на балансе жилье
Каждый год расходы на содержание, эксплуатацию и капитальный ремонт только возрастают. Обычная трехкомнатная хрущевка площадью 55 кв. м с прописанной в ней семьей из пяти человек может «потреблять» до 10 тыс. руб. в месяц на перечисленный перечень услуг. При таких значительных накладных затратах бремя их несения, безусловно, выгоднее возложить на карманы собственников, а не платить из местных бюджетов. И это первая причина, по которой не стоит ждать сворачивания процедуры приватизации.
#2 Пополнение бюджета налогом на квартиры
Введенный в 2015 году налог на имущество физических лиц обременил всех граждан России раскошеливаться в пользу государства за находящееся в собственности жилье. Налог рассчитывается от кадастровой стоимости, приближенной к рыночной, а иногда и значительно ее превышающей. К примеру, в Москве он составляет 0,1% от кадастровой стоимости квартиры до 10 млн руб., 0,15% при кадастровой цене от 10 млн до 20 млн руб. и так далее. Таким образом, только одна средняя «трешка» в столице способна ежегодно увеличивать бюджет на 22,5 тыс. руб. (15 млн руб. х 0,15%). Откажется ли государство от подобных пополнений в собственную копилку? Едва ли. Напомню, что муниципальная недвижимость налогом не облагается. И это вторая причина не отказываться от приватизации.
#3 Управление жилищным фондом — накладно и неинтересно
Жилищным кодексом (раздел 8) предусмотрена обязанность собственников участвовать в управлении многоквартирными домами и прилегающей к ним территории. Подобное управление требует выражения мнений владельцев жилья на общих собраниях, собраниях ТСЖ, проверки правомерности принятых решений и их исполнения, участия в судебных и прокурорских разбирательствах при выявлении признаков совершенного правонарушения, и многое другое. При наличии в многоквартирном доме муниципальных площадей предусмотренные обязательства возлагаются на органы государственной и муниципальной власти, что приводит к увеличению их штата отдельными специалистами. Однако штат можно уменьшить, а расходы на специалистов сократить, если в управлении многочисленными домами необходимость отпадет. И именно поэтому государству выгодно передать его в руки собственников, для чего приватизацию закрывать нельзя, и это третья причина.
#4 Распоряжение недвижимостью — неиссякаемый источник дохода государства
Только собственники жилья правомочны распоряжаться им — продавать, менять, дарить, сдавать в аренду и т. д. И все перечисленные сделки облагаются налогом. При продаже или дарении собственники обязаны выложить 13% от 70% кадастровой стоимости жилого помещения. Так, если реализуемая недвижимость оценивается в 20 млн руб., продавцу придется отчислить в бюджет 1,8 млн руб. (20 млн руб. х 70% х 13%). Арендный бизнес также призван постоянно пополнять казну на те же 13% от всех арендных платежей. Лишать себя подобной кормушки, которую не способно обеспечить муниципальное жилье, государство вряд ли согласится. И это следующая причина поддержать решение о нескончаемом продлении приватизации квартир.
#5 Бытовыми спорами отвлекаем от политики
Чтобы население меньше лезло в политику, его надо чем-то отвлечь. И самый лучший способ — перенаправить интересы общества в сферу решения более мелких и незначительных задач, каковыми являются задачи по управлению общим имуществом многоквартирных домов и прилегающей территории. Кто будет чинить крышу и водопровод, сколько собирать с каждого жильца средств за охрану, как использовать подвалы и чердаки, кого привлечь для уборки территории — эти, и многие подобные вопросы способны занимать абсолютно все свободное время собственников. Если к этому присовокупить постоянные судебные тяжбы внутри ТСЖ и управляющих компаний, то некоторым жильцам приходится бросать работу, чтобы решать возникающие проблемы. В итоге владельцы недвижимости занимаются житейскими вопросами и не лезут в политику, а государство чувствует себя спокойно и защищенно.
#6 Лишнее жилье муниципалитетам — ненужная обуза
Государству муниципальные площади нужны только для одной цели — предоставления очередникам. При этом, если учесть, что с 2005 года условия постановки на очередь по улучшению жилья настолько ужесточились, что быть нуждающимся стало практически невозможно, количество требуемых квадратных метров для этой задачи значительно сократилось. Объем их вполне достаточен при выделении застройщиками взамен предоставляемых администрациями земель для строительства. Кроме того, муниципальное жилье «пополняется» после смерти одиноких людей, чья недвижимость переходит государству в качестве выморочного имущества. Держать его на балансе, если некому предоставить, государству невыгодно — такое жилье требует постоянных расходов и не дает пополнения в бюджет. И это последняя — шестая — причина, свидетельствующая о том, что приватизация жилья нужна больше государству, чем его гражданам, а потому отменять ее правительство не станет.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции