Проблемы воспитания в детском саду
Prokurors.ru

Юридический портал

Проблемы воспитания в детском саду

Современные проблемы воспитания дошкольников

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Современные проблемы воспитания дошкольников (Эссе).

« Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»,- фраза, сказанная Оскаром Уайльдом, остается современной и в наши дни, так как каждая семья хочет видеть своего ребенка только счастливым. Для этого надо приложить немало усилий. Но несмотря, ни на что, воспитание – было, есть и будет одним из самых важных систем человеческой деятельности. Однако отмечу, что в этом процессе иногда взрослые «опускают руки». Мы забыли, что воспитание дошкольников не ограничивается только лишь «нравоучительными» беседами в стенах детского сада. Воспитание, прежде всего, происходит в ближайшем окружении ребенка и за пределами ДОУ. Тот социум, в котором находится малыш, имеет большую воспитывающую силу. Наше собственное поведение – самая решающая вещь. Мы воспитываем ребенка не только тогда, когда с ним разговариваем, поучаем, приказываем. Мы воспитываем ребенка даже тогда, когда нас рядом нет. Как одеваемся, как разговариваем с другими людьми и о других людях, как радуемся и печалимся, как обращаемся с друзьями и врагами, как смеемся, слушаем – все это имеет для ребенка большое значение.

Воспитание начинается в семье – это истина. Семья, детский сад и другие службы должны действовать согласованно, быть неразделимы в вопросах воспитания – это одна из проблем современности. Это подчас не всегда выполнимая задача. При индивидуализации процесса воспитания, необходимо полная идиллия в ключевых моментах ДОУ, семьи и общества. К сожалению, на практике мы же видим обратную картину. Формируя в детях любовь к ЗОЖ, дети в социуме видят употребление алкоголя и курение как норму. Поэтому воспитание настолько сложный и трудоемкий процесс. В настоящее время дети развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями – компьютерные игры, планшеты, интерактивные игрушки, сотовые телефоны, рекламные ролики, новинки кинематографа. Это проблема номер два. Какой же он, современный ребёнок ? Он и умный, и упрямый, добрый и агрессивный, общительный, раскрепощённый и застенчивый, поверхностный и глубоко мыслящий, беззаботный и деятельный – в общем, противоречивый.

Сегодняшние дети хорошо информированы, у них повышенная потребность к восприятию информации . Дошкольники иногда могут делать неожиданные выводы и умозаключения, что невольно начинаешь думать о преждевременном взрослении современных детей . Работая с детьми 6-7-летнего возраста, исходя из наблюдений и изучив литературу, можно сказать, не смотря на большую информированность, возникает третья проблема . Очень быстро увеличивается число детей с ослабленным здоровьем, с замедленным психическим развитием , с нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы, много детей гиперактивных .

Современные дети говорят много , но плохо. Дети часто не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии, рассеянны, не проявляют интереса. Их трудно удержать на одном месте. У них повышена возбудимость и гиперактивность. Задача воспитания дошкольника должна состоять в создании условий для снижения гиперактивности , развития концентрации внимания, а также двигательного опыта и физического здоровья.

У современных детей повышены тревожность и агрессия- это четвертая проблема, на мой взгляд. Чаще всего дети проявляют агрессию при недостатке общения, когда недополучают человеческого тепла и необходимой информации. Если воспитатель занимает позицию опытного партнёра, то это выражается в детской инициативности и самостоятельности. У современных детей преобладает рефлекс свободы, думаю, это пятая проблема.

Учитывая факт, что современные дети не терпят насилия и протестуют, развитие их духовной сферы должно протекать в рамках системы отношений (семейных, отношений между воспитателем и ребёнком , когда ребёнок выступает равноправным партнёром по общению и совместной деятельности). При таких условиях у детей развивается ощущение успешности и уверенности в собственных силах.

Я считаю, что применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога – это шаг навстречу детям. Важно, чтобы современный педагог задействовал все технические возможности для достижения высоких результатов. Использование ИКТ при организации воспитательно -образовательного процесса с детьми повышает познавательную активность и мотивацию дошкольников к обучению , способствует наиболее широкому раскрытию способностей. Я не стану перечислять все используемые современные технологии, но отмечу, что активная деятельность – это наиболее успешный вид восприятия информации . Этот метод затрагивает не столько интеллектуальную сферу детей , но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. В настоящее время изменилась и сама система дошкольного образования. Введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. Проблема для родителей- какой детский сад выбрать? С одной стороны, это позволяет отдать ребенка в образовательное учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны, большинство э видов (за исключением, коррекционных – для детей с серьезными нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития. Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов. Вместе с тем сегодня молодые специалисты, получившие образование, практически не идут работать в детские сады – это тоже проблема современности. Причина этого не просто маленькая, а мизерная зарплата, не достигающая прожиточного минимума. Труд педагога в детском саду, отвечающего за жизнь и здоровье детей, ведущего воспитательную работу, требует огромных физических сил и душевных затрат. И только такие педагоги смогут достойно воспитать детей. Отсюда следует краткий вывод: достойным педагогам – достойную зарплату.

В заключение хочу сказать, что сравнивая современного дошкольника со сверстником конца 20 века, становятся очевидными различия в мировосприятии , темпах развития , поведении и осознании самого себя. И невозможно в воспитании и обучении современного ребёнка применять традиционные подходы и методы. Залог успеха современного педагога – личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении , владение инновационными технологиями.

Что дает детский сад ребенку? Благодаря наличию детского сообщества создается пространство социального опыта ребенка. Главное преимущество детского сада – наличие детского сообщества. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям,

Проблемы воспитания дошкольников в современной России

Рубрика: Воспитание и развитие

Дата публикации: 29.11.2016

Статья просмотрена: 493 раза

Библиографическое описание:

Голомазова И. А. Проблемы воспитания дошкольников в современной России // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №1. — С. 28-30. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/49/1545/ (дата обращения: 19.03.2020).

Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Мировоззренческая катастрофа, разразившаяся в нашей стране в последние десятилетия, является отражением перемен, произошедших в государственной политике и общественном сознании. Постепенно произошла полная девальвация духовных и нравственных ценностей, и их место заняло материальное благополучие. Почти каждая семья сегодня стремится его достигнуть, и в погоне за ним у родителей нет времени заниматься воспитанием ребёнка, оно в большинстве случаев полностью возлагается на дошкольное образовательное учреждение. Поэтому современные дошкольные образовательные учреждения несут огромную ответственность за воспитание граждан своего Отечества.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; дошкольное детство — это уникальный период стремительного накопления жизненного опыта: нравственного, социального и духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Русский философ И. А. Ильин так писал об этом возрасте: «В этот период жизни — впечатлениям открыта последняя глубина души; она вся всему доступна и не защищена защитной бронёй; всё может стать или уже становится её судьбой» [2, с.198].

В большинстве предложенных Министерством образования программах для дошкольных учреждений главной целью образования на всех его уровнях признается воспитание активной, творческой личности, готовой к самоизменению и успешной самореализации в современных условиях. К сожалению, духовно-нравственные ценностные ориентиры в предложенных программах сведены к минимуму. Образовательная программа «От рождения до школы» приоритетным направлением считает «воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его» [6]. «Название Программы — «Успех» — отражает основную миссию всей системы непрерывного образования Российской Федерации — формирование успешных граждан» [7]. В воспитательном процессе на сегодня преобладает гуманистической подход, создающий образ успешного человека, во всем полагающегося на свои силы, стремящегося к достижению собственного комфортного существования. Но способна ли такая «педагогика успеха» воспитать защитника своей Родины, настоящего семьянина или труженика на благо своего Отечества? Проблема воспитания вышла на государственный уровень и сегодня встала так остро, что иногда можно слышать о необратимости процесса духовной катастрофы.

Государственные документы последних лет требуют переосмысления задач воспитания как первостепенного приоритета в образовании, в них всё чаще подчёркивается огромное значение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Традиционная отечественная образовательная система своей целью всегда видела воспитание, в первую очередь, как нравственное и духовное развитие маленького человека на приоритете духовного над материальным, без которого все накопленные знания могут оказаться бесполезными.

К. Д. Ушинский в свое время пророчески указывал на то, что ценности в системе образования не могут определяться той или иной государственной системой или общественным укладом, потому что последние могут претерпевать частые и порой значительные перемены, в то время как цели воспитания должны быть вечными и независимыми от политических коллизий, должны соответствовать самой глубине человеческой природы [4].

Василий Зеньковский в своих трудах не раз подчёркивал: «Не приспособление ребенка к жизни, а развитие в нем сил добра и свободы должно составлять цель воспитания» [1, c.37] Отечественные ученые и мыслители И. А. Ильин, А.А. Ухтомский, М. М. Бахтин, В. В. Зеньковский и др. рассматривали воспитание как процесс приобщения личности к высшим ценностям духовной культуры Отечества, в которой органически осуществляется связь проблем педагогики с духом христианства.

В последние годы проблеме духовно-нравственного воспитания дошкольников уделяют внимание и современные православные учёные и педагоги О. М. Потаповская (о духовно-нравственном воспитании ребёнка в семье и в дошкольном учреждении), Л.П. Гладких (о подготовке педагогов к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста), Дивногорцева С. Ю., Левчук А. Г., Склярова Т. В., Янушкявичене О. Л. и др.

Читать еще:  Не выплата расчета при увольнение

В настоящее время отечественная педагогика находится в поиске путей духовно-нравственного воспитания человека. Сфера образования оказалась втянутой в идеологическую борьбу между сторонниками традиционных духовно-нравственных ценностей и либеральных, насаждаемых западноевропейской цивилизацией.

Нормативно-правовые документы: «Конституция Российской Федерации», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», ФГОС дошкольного образования дают «зелёный свет» духовно-нравственному воспитанию в светских дошкольных образовательных учреждениях.

Можно отметить рост интереса со стороны руководителей и педагогов светских дошкольных учреждений, а также со стороны родителей к вопросу воспитания детей на православных ценностях.

Но существует проблема — при заявленной государством необходимости духовно-нравственного воспитания дошкольников обнаруживается недостаточность качественного педагогического материала для осуществления данной задачи.

Детские сады для проведения образовательной деятельности получили право свободного выбора основной образовательной программы для дошкольников, также программы дополнительного образования или возможность самостоятельно разработать свою образовательную программу. В последние годы появились авторские программы и методические материалы в этом направлении, разрабатываются и издаются книги по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Множество садов работает в области духовно-нравственного воспитания дошкольников. Анализ программ духовно-нравственного воспитания в различных ДОУ, выложенных на сайтах учреждений, позволяет сделать вывод, что большинство программ строится на основе сотрудничества и сотворчества семьи, детских образовательных учреждений, музея, библиотеки, учреждений здравоохранения, общественных организаций. Нечасто можно встретить информацию о сотрудничестве педколлектива государственного ДОУ с Православным Приходом или с образовательными структурами Православной Церкви.

Проблема духовно-нравственного воспитания детей в государственных дошкольных учреждениях еще не достаточно изучена. Нет общепринятых определений духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание, смысл бытия человека.

Родители ждут от сада социальной адаптации своего ребёнка, воспитания коммуникативных качеств, приспособленности к требованиям современного общества. Но сегодня общество предъявляет одни требования, а завтра — другие. Обратим своё внимание на ценности православной религии, которые прошли «апробацию» в системе российского воспитания на протяжении почти тысячелетия, что дает возможность говорить об их постоянстве, стабильности и традиционализме. Единожды и навсегда были определены цели православного воспитания [4]. Следовательно, можно говорить о незыблемости той системы воспитания, которую предлагает Православная Церковь. В отличие от общества, школы, семьи, Церковь никогда не меняла концепцию воспитания. На протяжении нескольких веков главной целью православного воспитания было преобразования личности воспитанника, уподобление его Идеалу.

Духовным же идеалом для воспитанника может быть лишь сверхличностный образ, наставляющий на благие действия и предостерегающий от неправедных поступков. Таким духовным идеалом для нашего народа на протяжении более чем тысячелетия был и остается для большей части российского общества образ Божий [3, с.58].

Таким образом, проблема воспитания дошкольников в России может быть решена только путём возвращения России к своим традиционным ценностным установкам, к историческим корням. Не стоит дожидаться пока для этого будет перестроена вся система российского образования. У дошкольного образовательного учреждения есть возможность приступить к действию в данном направлении уже сегодня, иначе Россию ждёт печальное будущее, на что указывает президент В. В. Путин: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» [5]. Важно дошкольному образовательному учреждению уже сегодня определить правильные ориентиры в образовательной деятельности, обратившись к многовековому педагогическому опыту Церкви, что является сегодня жизненной необходимостью.

  1. Зеньковский В. В., Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Педагогические сочинения. — Клин: Христианская жизнь, 2002. — 272 с.
  2. Ильин И. А. Путь к очевидности. Москва 1998–909 с.
  3. Беляева В. А. Воспитательный идеал как фактор духовного единения русского народа. Рязанский богословский вестник. 2011 № 1 152с.
  4. Дивногорцева С. Ю. Духовные ценности православной культуры в содержании педагогических знаний. [Электронный ресурс] Религиозные ценности и современная система образования. http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num
  5. Путин В. В. Послание к Федеральному собранию 12.12.2012 [Электронный ресурс] Президент России. События. http://www.kremlin.ru/events/pres >Основные термины(генерируются автоматически): Российская Федерация, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное воспитание дошкольников, дошкольное образовательное учреждение, Православная Церковь, дошкольный возраст, образовательная деятельность, образовательная программа, православное воспитание, российское общество.

Похожие статьи

Духовнонравственное развитие и воспитание дошкольников.

ребенок, духовнонравственное воспитание, православное воспитание, сюжетно-ролевая игра, педагог, Бог

детский сад, ребенок, родитель, семья, дошкольный возраст, воспитание, приобщение детей, нравственное воспитание, воспитание детей, ценность.

Духовнонравственное воспитание детей на основе освоения.

ребенок, дошкольный возраст, духовнонравственное воспитание, воспитание детей, отечественная культура, образовательное учреждение, институт воспитания, Духовнонравственное воспитание.

Ключевые слова: духовнонравственное воспитание.

Ключевые слова: духовнонравственное воспитание, православный педагог,православное воспитание дошкольников, инновационные формы работы, духовные качества детей,сюжетно-ролевая игра.

Духовнонравственное воспитание дошкольников на.

духовнонравственное воспитание, как основа деятельности и саморазвивающейся личности

Духовнонравственное воспитание воспринимается как средство коррекции развития и поведения, средство возрождения традиций православного семейного.

Организация работы по духовнонравственному воспитанию.

В России духовнонравственное воспитание традиционно содействовало становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, политической, научной, художественной, бытовой).

Духовнонравственное воспитание дошкольников в детском.

Духовнонравственное воспитание дошкольников в детском саду. Автор: Демина Галина Дмитриевна.

Духовнонравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Аспекты духовнонравственного воспитания детей.

Аспекты духовнонравственного воспитания детей дошкольного возраста. Авторы: Геленда Наталья Олеговна, Иванова Татьяна Федоровна, Кравченко Надежда Николаевна. Рубрика: 4. Дошкольная педагогика.

Воспитание духовнонравственных качеств дошкольников.

Воспитание духовнонравственных качеств дошкольников в образовательной деятельности. Автор: Долгая Марина Александровна. Рубрика: Воспитание и развитие.

Воспитание духовнонравственных качеств дошкольников.

Воспитание духовнонравственных качеств дошкольников в образовательной деятельности. Автор: Долгая Марина Александровна.

Проблемы трудового воспитания в ДОУ и школах

Труд, тот самый, что сделал из обезьяны человека, каждый воспринимает по-разному. Кто-то видит в нем благородство и воспитательные функции, кто-то способ заработка, а кто-то самоутверждается в работе. Но в том, что труд необходим, мы все приходим к единому мнению. Но тогда что же не так с трудовым воспитанием? Почему вокруг воспитания детей трудом поднимается столько шума? Почему прежде мы с гордостью заявляли и трудовых достижениях наших воспитанников, а нынче тихо и с опаской? Трудовое воспитание переживает не лучшие времена.

Труд сегодня

С падением коммунистического строя прошло уже 25 лет. За это время изменилось многое, от самого государственного строя, до менталитета населения. Понятие «труд» претерпело много изменений. Стерлась та самая благородная и пафосная окраска, что была в советские годы. Все чаще труд ассоциируется с чем-то тяжелым, нежелательным и неизбежным. Изменилась и сама мотивация труда. Общественные цели уступили место личным. Трудовая деятельность современного человека – это его работа (заработок), приусадебное хозяйство, бытовые домашние хлопоты, и, в лучшем случае, помощь близким. Общественно-полезный труд существует сегодня в малых количествах, в виде волонтерской деятельности. Направленный, как правило, на помощь слабым и нуждающимся (дома престарелых, детские дома, помощь животным), волонтерский труд все равно порой встречает недопонимание. Фраза «общественно-полезные работы» быстрее вызовет негатив, чем гордость и одобрение, ассоциируясь с арестом и принуждениями.

На фоне этого, детский труд воспринимается родителями, как что-то маловажное, а для некоторых, абсурдное. Ведь дети не зарабатывают, их деятельность не приносит им прямую выгоду, а, чаще всего, направлена на общественную пользу. О том, как много блага для личности несет в себе трудовое воспитание, знают не многие. Большинство родителей воспринимают труд именно как труд, не принимая во внимание воспитательный эффект. Отсюда протесты, негатив среди родителей, конфликты в учебных заведениях.

Проблемы трудового воспитания дошкольников

Воспитание трудом, как один из важнейших аспектов развития личности, начинается не в школе (детском саду), а с того момента, когда маленький любопытный человечек начинает наблюдать за деятельностью родителей, и стремится имитировать ее. Надо сказать, что трудиться маленькие дети хотят. Они с удовольствием делают все, что им поручают взрослые. Пусть их деятельность далека от идеала, но в этом возрасте важен процесс, а не конечный результат.

Основным примером для дошкольника являются взрослые. Родители – прежде всего. Бытовой труд сегодня значительно легче, по сравнению с прошлым веком. Техника готовит, стирает, моет посуду. Родители все чаще проводят время за компьютерами и смартфонами, чем в труде и деятельности. Дети видят – дети повторяют.

Немного по-другому обстоят дела в многодетных семьях и в сельской местности. Здесь и работы побольше, и задействовать приходится всех, даже самых малых членов семьи. Но если малыш – единственный ребенок в семье, его стараются уберечь от любого вида домашней работы. О каком трудовом воспитании идет речь?

С проблемами сталкиваются детские сады. Несмотря на то, что трудовое воспитание – часть работы педагогического коллектива, проблемы находятся и здесь:

  1. Недостаток новых разработок, методик, статей по воспитанию трудом. Министерство образования идет на поводу у народа и закона, потому методики трудового воспитания применяются с повышенной осторожностью, деликатно. Все чаще рекомендуют индивидуальный подход, что, на самом деле значит «смотрите по ситуации».
  2. Недостаток или полное отсутствие взаимопомощи со стороны родителей. Любой воспитательный процесс – это всегда сотрудничество ДОУ и семьи. Если со стороны семьи нет отклика и заинтересованности – работа воспитателя затруднена.
  3. Пониженный интерес ребенка к труду. Почти все дети любят физический труд. Они стремятся помогать, делая «как большой». Но если в семье ребенок не привык что-либо делать (собирать игрушки сам, протирать ложки или поливать цветы), то в половине случаев, он не проявит энтузиазма по поводу новых обязанностей в детском саду.

Трудовое воспитание в школе – проблемы и решения

Много сегодня принято говорить о том, насколько дети не приучены к труду, как ни плохо воспитаны. Любят рассуждать, какая у нас такая-сякая молодежь, да как трудно их воспитывать. Только заметим, что дети всегда дети, готовые к познаниям, открытые для воспитания. Только вот методы воспитания сегодня не должны быть вчерашними. И это одна из самых важных проблем трудового воспитания школьников.

Проблемы трудового воспитания в общеобразовательных школах, конечно, имеются:

  1. Сокращение технологической подготовки учащихся, связанное с профилизацией старших классах. Уроки технологии отсутствуют в 9-11 классах.
  2. Изменение в программах (учебные базисные планы) сокращает время, отведенное урокам технологии. Это приводит к тому, что снижается уровень владения технологическим оборудованием, уровень знаний и, вместе с этим, мотивация школьников.
  3. Снижение статуса предмета «Технология», сокращение педагогических кадров.
  4. Увеличение гиподинамии.
  5. Уменьшение возможности самореализации практического типа для учащихся.

Правда в том, что в большинстве российских школ труд, находится в упадке. Это можно связывать с социально-экономической ситуацией в целом или с развитием и менталитетом общества. Какой бы ни была причина, но решение одно – изменить саму концепцию трудового воспитания в школе, модернизировать, в соответствии с современными задачами. Школьная система требует перерождения трудового обучения в целом. Труд в современной школе должен включать в себя более широкие функции, чем просто подготовка детей к работе на производстве. Единственный действенный метод привлечение детей к труду и заинтересованности их в нем – отсутствие в нем формализма, творческий подход отсутствие «обязаловки» и искренняя заинтересованность педагогов. Труд – это не наказание и не тяжелая доля ученика. Он не должен стать обузой, но способом реализации идей и способностей. Об этом важно помнить, в первую очередь, педагогам.

Исследователи проблем трудового воспитания

Первым и ярким представителем педагогики гуманности стал И.Г. Песталоцци. Его педагогические идеи являются актуальными по сей день. Песталоцци определил труд, как «стержень всей воспитательной работы с детьми». Он высказывался о том, что образование должно находиться в тесной связи с нравственным, умственным и физическим развитием детей. О том, что их нужно «вооружать общей культурой ручного труда и разнообразными умениями (навыками), которые им будут полезны в будущей профессии».

«Приучать дитя трудиться с ранних лет, видеть в труде источник всех человеческих благ» – писал Ж.Ж. Руссо. В своем педагогическом труде «Эмиль и его воспитание» он выделил идею природосообразности развития ребенка. Суть ее в единстве человека и природы в процессе воспитания (как умственного, так и трудового).

Историко-педагогический аспект проблемы трудового воспитания тесно соединен с нравственным воспитанием, так как «в труде формируется личность, готовая к проявлению человеческого достоинства, ответственности» (Б.Л. Каптерев, Я.В. Валинский).

Педагогика рассматривает дошкольный возраст, как фундамент развития личности. Новый подход к воспитанию детей предусматривает непрерывность его процесса. То есть воспитанию не уделяются часы и занятия – ребенка воспитывает каждый миг, каждое действие, слова взрослого. Воспитание трудолюбия – одна из основных задач. А именно, целеустремлённость, усидчивость, формирование положительного отношения к труду, бережного отношения к продуктам труда человека.

Трудовому воспитанию уделяли внимание все педагоги-психологи, посвятившие себя проблемам воспитания детей. Они утверждали, что тяга к труду, появление положительного к нему отношения наиболее успешно формируются в дошкольном возрасте (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др). Если не сформировать их на этом этапе, то впоследствии могут возникнуть проблемы с учебно-познавательной деятельности.

О труде, как о факторе развития говорили такие педагоги, как П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий.

Проблема значение труда как фактора развития личности, нашла отражение в научных исследованиях психологов (С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, В.Т. Кудрявцев, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Г. Асмолов и др.).

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Проблемы воспитания в детском саду

Конференция: Современные образовательные процессы в ДОУ

Автор: Александрова Ирина Ивановна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 49»

Населенный пункт: Республика Чувашия, г. Чебоксары

Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, которых практически не существовало еще десятилетие назад.

На сегодняшнем этапе можно выделить одну большую проблему – проблему социально-нравственного воспитания, которая связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка. Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы социально-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного образования.

Пути решения обозначенных выше проблем, Ю.П. Дубенский видит в объединении усилий и единстве целей и задач между родителями и педагогами в социально-нравственном воспитании дошкольников, которые учатся жить в настоящее, быстро меняющееся время. Именно на дошкольном этапе детства закладывается основная база развития человека. Какими взрослыми людьми станут сегодняшние дошкольники, напрямую зависит от совместной ежедневной работы родителей и педагогов [1].

Одним из важных моментов воспитания, является выбор доверительного, партнерского стиля общения между взрослыми и детьми. Технологии сотрудничества, педагогическая поддержка, и индивидуализация ребенка, как новые ценности образования, особенно актуальны. На первый план выдвигаются технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности педагога и детей и самостоятельной деятельности ребенка. Личностно-ориентированный подход к ребенку основывается на педагогической поддержке, направленной на создание благоприятных условий для развития индивидуальности каждого ребенка. При этом в обучении учитываются характер, темперамент, уровень уже полученных знаний и умений, а так же степень сформированности умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения и развития.

Социализация и индивидуализация в растущем человеке, необходимы для развития личности ребенка. Дети рождаются с множеством разнообразных потенциалов, и у каждого ребенка свое предназначение. Так, вариативно используя все компоненты – помощь, защиту, содействие, взаимодействие педагогическая поддержка оказывается каждому ребенку на протяжении всего времени его нахождения в дошкольном учреждении (в режимных моментах, на прогулках, в организации питания, в игровой деятельности, непосредственной образовательной деятельности) [1].

Предлагаем уделять больше времени беседам, дидактическим и сюжетно-ролевым играм с расстановкой социальных приоритетов, нравственных, семейных ценностей. Включать в образовательный процесс краткосрочные и долгосрочные проекты. Проектная тематика проектов может быть следующей: «Традиционная русская игрушка», «Здоровье нации в наших руках», «Новейшие разработки российских ученых и их вклад в мировую науку», «Наша дружная семья».

Эффективными формами для сплочения детей, родителей и педагогов-наставников в социально-коммуникативном обучении и воспитании старших дошкольников являются:

  • семейные прогулки выходного дня, с посещением кинотеатров, музеев, выставок.
  • совместные чаепития в группе детского сада, где можно поделиться разными секретами: от лично подобранных приемов и «рабочих фраз» при столкновении с детскими капризами и истериками, до красиво оформленных и аппетитно поданных простых блюд для детей-малоежек.

Работу с родителями, как в проектной, так и других видах деятельности А. Я. Данилюк и А. М. Кондаков предлагают использовать в нетрадиционной форме общения. Авторы считают, что порой, из-за нехватки свободного времени, у родителей и воспитателей нет возможности остановиться, поговорить, обсудить возникающие вопросы и проблемы дошкольника. Поэтому приходится искать другие пути общения с родителями [2].

В воспитании детей дошкольного возраста особое место занимает выбор и чтение книг. Важно знакомить детей с правильно выбранной по содержанию книгой, а не останавливаться на яркой обложке, которая привлекает внимание детей. Родители, сами читающие книги, показывают пример и тем самым прививают любовь к чтению с малых лет своим детям [3].

В беседах и обсуждениях с родительским комитетом о выборе, приобретении и пользе развивающих игр, не только для детского сада, но и в домашних условиях мы говорим на родительских собраниях. Сейчас в магазинах огромный выбор развивающих игр, нужно только время и средства, чтобы подобрать игры в соответствии с возрастом и интересами детей.

Воспитание ребенка на личном примере, приобщение его к посильному труду, разнообразная совместная деятельность с ребенком, обучение путем объяснений, положительная мотивация – вот основы воспитания, на которые опирались наши предки и которые актуальны до сих пор. Ведь мы, взрослые призваны воспитывать и выпускать в жизнь самостоятельного, трудолюбивого, разносторонне развитого, смелого, волевого, коммуникативного, доброго, внимательного человека. Следует просто любить своих детей, прислушиваться к их желаниям, проблемам, высказываниям. Нужно стать для ребенка настоящим другом, которому не страшно рассказать о своих переживаниях и трудностях. И тогда, я верю, люди станут добрее, отзывчивее, будут смотреть друг другу в глаза, а не в телефон, улыбаться, а не хмуриться – но, начинать нужно с себя и маленьких детей.

В заключении, можно сказать, что современная система воспитания может быть эффективной только при создании благоприятных социально-педагогических условий, среди которых определяющими являются гуманизация образовательного процесса, учет социальной и этнической обусловленности, мотивация нравственного патриотического поведения и эффективное управление. Социальное воспитание дошкольников через личностно ориентированное обучение с применением тактик педагогической поддержки требует дальнейшего изучения, развития и внедрения в практику дошкольных образовательных учреждений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Дубенский, Ю.П. Воспитание и социализация личности / Ю.П. Дубенский. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2011. – 259с.
  2. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России / А. Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – Москва : Просвещение, 2010.
  3. Коломийченко, Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л.В. Коломийченко. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.

Педразвитие

Автор: Кузнецова Мария Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЦРР МДОУ д⁄с №1 “Мечта”
Населённый пункт: Город Ртищево Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: “Воспитание детей дошкольного возраста, проблемы воспитания детей.”
Дата публикации: 16.06.2018
Раздел: дошкольное образование

Воспитание детей дошкольного возраста, проблемы воспитания детей.

Воспитание детей дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) требует особого подхода. Будучи

становимся родителями, начинаем осознавать, что далеко не идеальны. Мы такие же люди,

и у нас не стальные нервы. Конечно, мы не застрахованы от совершения ошибок. Главное

– вовремя их исправлять!

Давайте подробнее рассмотрим эти ошибки.

Первая родительская ошибка – это Гиперопека.

Для многих родителей воспитание детей дошкольного возраста окутано постоянными

тревогами, заботами, и чрезмерной любовью. Они заменяют жизнь ребенка своей, тем

самым, не оставляя ему шанса на собственные мысли, чувства и ошибки.

мыслимые пределы. Гиперопека начинает разрушать личные качества и характер малыша.

Такое воспитание детей дошкольного возраста основано на тревожности и неуверенности

Собственная личность для них не представляет никакой ценности. Они считают, что их

ребенок всегда будет нуждаться в их заботе и помощи.

Дети, выросшие в таких семьях, обычно восстают против тотальной родительской заботы.

Но, не имея навыков быть самостоятельными, с трудом принимают какие-либо решения.

Родители им не объяснили, что самостоятельность – это способ прожить свою жизнь

Что же делать, если это именно ваш случай?

Подумайте – большую часть жизни, выросшему ребенку, хотите вы того или нет, придется

прожить без вашей опеки. Повзрослев, он больше не захочет, чтобы вы его «водили за

Как бы вам не было трудно, научитесь отпускать от себя своего ребенка. Конечно, будет

трудно. Начните это делать «по кусочкам». Например, сегодня вы поручили ему одно

самостоятельно кашу в тарелку.

свободами обладает ваш ребенок. Проанализируйте его. Неужели на самом деле это

представляет какую-то угрозу для ребенка.

Попробуйте отвлечься. Займитесь своими личными увлечениями. Интересное занятие

поможет вам ненадолго забыть о гиперопеке над чадом. А ребенок отдохнет от ваших

чрезмерных проявлений любви и заботы.

Вторая ошибка воспитания – «Родительский Авторитет»

дошкольного возраста – авторитаризм.

Ошибка заключается в постоянном давлении на ребенка со стороны родителей. Они

постоянно давят на него, и требуют безоговорочного исполнения его приказов. Пытаются

вырабатывать в малыше железную дисциплину и послушание.

Одним из любимых выражений таких родителей, является: «Я сказал!». Шаг вправо, шаг

родительского, не подлежат рассмотрению.

Для таких мамочек и папочек важен только успех в каких-либо детских достижений.

Любовь они проявляют только в том случае, если ребенок оправдал их надежды. Если

ребенок не справился с поставленной перед ним задачей, он поддается безжалостной

Такая жестокая мера воспитания детей дошкольного возраста, конечно, вырабатывает в

них послушание. Но, в, то же время, дети становятся «забитыми» и не способными

проявлять какую-либо инициативу.

Из них вырастают неудачники со сломанной личностью. Они постоянно испытывают

тревогу и мнительность. Единственное, в чем они смогут преуспеть, так это в подобном

«терроре» по отношению уже к собственным детям.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, то с проблемами больше начинают

сопротивляться родительскому авторитаризму.

Что же делать, если это именно ваш случай?

покорность не только к вам, но и к другим, более сильным личностям. Если вы хотите,

чтобы он был «тряпкой», об которую вытирают ноги, то вперед – дерзайте.

А вы знаете, что выросшие в такой обстановке, дети, испытывают глубокое удовольствие,

избивая своих жен или детей. Ведь именно вы, родители, заложили ему в голову, что

можно обижать слабого.

Такие ситуации, могут возникнуть при воспитании мальчиков. Что же касается девочек?

«выращивают» будущую жертву для насильников. Только такие девочки выбирают себе в

мужья деспотов и тиранов. Это о таких девочках говорят «железная леди».

Попробуйте представить на себе все те действия, которые вы совершаете по отношению к

собственному ребенку. Нравится? Если нет, то попробуйте услышать своего ребенка. Ведь,

как не странно, у него существует свое собственное мнение и свое собственное «Я».

Третья ошибка воспитания – Отвержение собственного ребенка.

дошкольного возраста – отвержение ребенка.

Такая ситуация возникает в следующих случаях: тяжелые роды, развод после родов и т.п.

Ребенок ассоциируется с чем-то неприятным и плохим. Он попадает под категорию

родительской ласке и вовсе не приходится. Ребенка просто терпят.

Сценарий воспитания детей дошкольного возраста в данном случае проходит по двум

Отвержение, носящее эмоциональный характер.

Ребенок является помехой для работы, для нового брака.

Отвержение может иметь слабо выраженный окрас. Но напоминания о том, на какие

сложившиеся неудобства, всегда дают о себе знать.

Фразы, типа «если бы ни ты, у меня бы было все по-другому» или «учись хорошо, у меня

и без тебя много проблем», формируют в ребенке гиперответственность в сочетании с

частыми нервными срывами или неврозами.

Жестокое обращение с ребенком.

Такое воспитание детей дошкольного возраста сопровождается постоянными телесными и

Целью таких наказаний является унизить ребенка, причинить ему боль. Судьбе таких

малышей не позавидуешь. Она зависит от того, насколько крепка нервная система ребенка,

и того, кто его окружает.

Такие дети обычно ищут утешения и ласки у добрых людей, которые живут рядом. В

противном случае, они вырастают злобными и агрессивными по отношению ко всему

Что же делать, если это именно ваш случай?

Если вы на самом деле осознали свою ошибку, и искренне хотите ее исправить, посетите

психолога. Само исправление, в данном случае, не поможет. Пытаясь исправить все

самостоятельно, вы рискуете прибавить ко всему прочему чувство вины. А это только

усугубит положение вещей.

Четвертая ошибка воспитания – Потворство.

Рассмотрим четвертую ошибку, которую совершают родители при воспитании детей

дошкольного возраста – потворствующая гиперпротекция.

Интересы всех членов семьи зависят только от их драгоценного дитятка. Последствия

такого воспитания очень плачевны. Нет ни единого человека, который бы смог здраво

неудовлетворенные потребности на ребенке. Огромное желание дать ему все, что они не

имели сами. Такую же ошибку совершают когда ребенок рождается слабый. Родители

неосознанно пытаются его таким образом уберечь от плохого.

Что делать, если это именно ваш случай?

Очнуться и трезвыми глазами оценить сложившуюся ситуацию. На самом ли деле ваш

создавать иллюзий вокруг него о том, что он самый лучший. В будущем жизнь его жестоко

Такой подход к воспитанию детей дошкольного возраста является верным способом

вырастить эгоиста. И помощи, потом, от такой личности, не ждите.

Если вы один раз закроете глаза на то, что ваш ребенок утащил чужую игрушку в четыре

года, то вам придется покрывать его и в следующие годы жизни. В десять лет за то, что он

избил ровесника, в семнадцать за то, что он изнасиловал девушку.

покритиковать поведение своего ребенка. Ведь недостатки есть у всех детей, а задача

родителей – их выявлять, правильно и вовремя исправлять. Наверняка у вас есть бабушки,

которые всегда приласкают и пожалеют ваше чадо – ведь это их прямая обязанность.

Пятая ошибка воспитания – сегодня «можно», завтра «нет».

дошкольного возраста – неустойчивость воспитательного стиля.

Сегодня, у папы хорошее настроение – он разрешает ребенку, а у мамы, наоборот, плохое и

запрещает. Либо прибегает к шантажу: «Вот съешь суп, тогда да». Получается

ситуация из басни Крылова: «Когда согласья нет – как, музыканты, ни садитесь…»

изменяющимся. Оно может в себе смешивать все стили, применимые в воспитании –

Многие родители согласятся с тем, что они непостоянны в детском воспитании. Но они не

умеют, а может, не хотят адекватно оценить, насколько сильна их неустойчивость. Такая

эмоциональная неустойчивость может, сбить столку, любого ребенка.

теряется, и блуждает в вопросах. Ребенок не может понять, любят ли его на самом деле,

или все-таки не любят.

Мамы и папы силой формируют в ребенке такие качества, как упрямство и отсутствие

восприятия родителей как авторитетных личностей. Все это может сильно отразиться в

Если вы не хотите, чтобы это произошло – начните уже сейчас договариваться между

Что делать, если это именно ваш случай?

Организуйте так называемый родительский совет, или собрание, в общем, называйте как

хотите. Ребенок, естественно, на нем не должен присутствовать. Решите один раз, что

может делать ваш ребенок, а чего нет. И старайтесь придерживаться договоренностей и

Главное, прежде чем окунуться в воспитание детей дошкольного возраста, научитесь

договариваться между собой. Невозможно требовать чего-то определенного от ребенка,

если вы сами непостоянны в своих действиях. Ну, а если вы не можете найти общий

компромисс, не стесняйтесь и посетите психолога.

Шестая ошибка воспитания – «ноль» эмоций.

Рассмотрим последнюю, шестую ошибку, которую совершают родители при воспитании

детей дошкольного возраста – безучастие.

проявления злобы, да и проявления любви, тоже не наблюдается. Абсолютное ничего.

последствиям. Пытаясь хоть как то обратить на себя внимание и родительскую любовь,

ребенок начинает пробовать все способы.

Он превращается в ангелочка, и делает все, что его попросят, он ласков. Если это не

работает, ребенок начинает хулиганить или воровать, с целью, хоть как-то привлечь к себе

И не нужно в данном случае воспринимать его поведение как асоциальное. Это простой

крик о помощи: «Если ты меня не замечаешь хорошим, почувствуй, что я есть, когда я

Так и не дождавшись любви и тепла от мамы и папы, ребенок по-настоящему может

попасть в группы антисоциалов. Многие дети, живущие в полном равнодушии со стороны

родителей, прибегают к суициду. Они считают это последним шансом обратить на себя

Что делать, если это именно ваш случай?

Навряд ли кто-нибудь из ряда данной категории родителей будет читать эту статью. Ведь

ему все равно. Статья обращается к тем людям, кто имеет отношение к такого рода семьям

– родственникам или соседям, друзьям.

Возьмите на себя ответственность за воспитание детей дошкольного возраста, попавших в

не легкую ситуацию. Подарите ему ваше тепло и любовь. Ведь любому человеку, а

особенно малышу, они так необходимы. Ребенок должен ощущать себя кому-то нужным.

Подумайте, возможно, вы спасете жизнь этому малышу. Ни кому не нужный человек – это

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector