Разграничение полномочий отдела земельного контроля администрации города и Росреестра
Prokurors.ru

Юридический портал

Разграничение полномочий отдела земельного контроля администрации города и Росреестра

Государственный земельный надзор в Российской Федерации

В соответствии с отечественным законодательством, земля и ее ресурсы являются основным достоянием народа. Также она имеет особую социальную ценность как недвижимость. Чтобы контролировать справедливое распределение и целевое использование земель, ведется государственный земельный надзор. Рассмотрим, что он собой представляет и каким образом реализуется.

Понятие надзора

Под государственным земельным надзором понимают деятельность уполномоченных государством органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства РФ. При этом не имеет значения, кто совершает такие правонарушения: государственные или муниципальные органы, юридические или физические лица.

Земельный контроль – это важная управленческая функция. Он применяется в отношении правовых положений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность. К основным его задачам можно отнести:

  • организацию и проведение проверок;
  • принятие предусмотренных законодательством мер по наблюдению за исполнением земельных норм;
  • анализ текущей ситуации;
  • прогнозирование их исполнения в дальнейшем.

Земельный надзор и контроль за использованием земель направлены также на принятие мер по пресечению и устранению негативных последствий, которые возникли в результате правонарушения. Эта традиционное правовое средство уже многие годы существует в Российской Федерации.

Уполномоченные органы и поднадзорные лица

Функция контроля возложена на уполномоченные Правительством государственные органы, а также их должностных лиц. Рассмотрим детальнее, кто осуществляет государственный земельный надзор в 2020 году:

  • Росреестр;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);

Должностным лицам, которые имеют право исполнять контролирующую функцию, выдается подтверждающее удостоверение.

Всю информацию относительно исполнения их обязанностей можно получить в территориальных подразделениях перечисленных органов при личном посещении, по телефону или на официальных веб-ресурсах, к которым относится:

  • сайт гос зем надзора ;
  • федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» .

Методы осуществления контроля

Земельный кодекс РФ выделяет следующие виды земельного контроля:

  • муниципальный,
  • общественный,
  • производственный.

Каждый из этих видов будет рассмотрен более подробно ниже.

Выделяют также несколько форм надзора. Так, государственный земельный контроль осуществляется в форме:

  1. Проведения плановых и внеплановых проверок.
  2. Систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства. Оно осуществляется путем административного обследования объектов, анализа правовых актов и решений, принятых органами государственной власти и местного самоуправления.

Объекты проверок

Организация контроля за охраной и использованием земель в РФ предусматривает проверку:

  • земельных участков,
  • частей земельных наделов;
  • земли как природного объекта и ресурса.

Все объекты надзора можно поделить на две группы: общие и непосредственные. К первой относят землю как часть земной поверхности, которая рассматривается в качестве природного объекта и важного ресурса.

Под непосредственным объектом понимается конкретный земельный участок или его часть. Он должен быть индивидуализированным, то есть иметь четко установленные границы, размеры и местоположение.

Помимо этого, объектом контроля может выступать отдельно взятая категория земель или их часть, поскольку территории подразделяются по своему целевому назначению. Сюда можно отнести, например, земли:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • водного, лесного фонда;
  • другие категории, установленные российским законодательством.

Управление Росреестра как органа государственного надзора

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – это орган исполнительной власти широкой компетенции. В рамках рассматриваемого вопроса полномочия Росреестра в сфере земельного надзора включают в себя:

  • контроль за исполнением запрета самовольного занятия земельных участков, использованием наделов без правоустанавливающих документов и разрешений, позволяющих вести хозяйственную деятельность;
  • надзор за соблюдением порядка переуступки права пользования угодьями;
  • контроль за целевым использованием земли в зависимости от ее принадлежности к той или иной категории;
  • контроль за соблюдением требований о наличии и сохранности межевых знаков границ участков;
  • установление порядка предоставления данных о состоянии земель;
  • исполнение предписаний по вопросам земельного законодательства;
  • устранение правонарушений в данной сфере.

Обязанности Росреестра по земельному контролю достаточно широки. Орган действует на основании ряда подзаконных актов, таких как:

  • Указ Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 (о Росреестре);
  • Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 (о Росреестре);
  • Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 28.02.2011 № П/52 (об утверждении регламента органа).

Отдел государственного земельного надзора управления Росреестра есть в каждом регионе.

Чтобы более детально ознакомиться с его функциями, узнайте, что собой представляет единый государственный реестр недвижимости.

Результаты деятельности Росреестра

По результатам произведенного контроля сотрудники органов Росреестра составляют акт проверки. В случае выявления каких-либо нарушений к нему прилагается предписание об устранении данных нарушений с указанием сроков, отведенных на их ликвидацию.

В отношении виновных лиц составляется протокол об административном правонарушении.

Особенности муниципального контроля

Как отмечалось выше, существует несколько видов земельного надзора. Для начала выясним, что такое муниципальный земельный контроль. Он представляет собой деятельность органов местного самоуправления по отслеживанию соблюдения требований законодательства в сфере земельных правоотношений. Придерживаться этих норм обязаны все:

  • органы государственной власти и местного самоуправления;
  • юридические лица;
  • граждане;
  • индивидуальные предприниматели.

Предмет муниципального земельного контроля – это соблюдение перечисленными категориями лиц и организаций установленных требований законодательства на конкретно взятой территории и выполнение предписаний органов государственного надзора. Объектами проверки являются не только земельные участки, но и их части, расположенные в пределах компетенции муниципального контролирующего органа.

Муниципальный контроль за использованием земель осуществляется согласно нормам федерального законодательства и положениям местных нормативно-правовых актов. Он вверен органам местного самоуправления территориальных единиц:

  • округа, если объекты расположены в его границах;
  • поселений, в случае, когда объекты находятся в пределах городских поселений;
  • муниципального района, если объект расположен на межселенной территории или в пределах сельских поселений, которые входят в состав данного района.

Права и обязанности органов муниципального надзора

Земельный контроль органами местного самоуправления проводится с целью сбора наиболее полных и актуальных данных, которыми в дальнейшем смогут воспользоваться другие государственные органы для пресечения земельных правонарушений. Благодаря этим действиям обеспечивается рациональное использование природных ресурсов, а процедура учета и контроля становится максимально прозрачной и открытой.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют земельный надзор путем реализации своих полномочий, в круг которых входит:

  • соблюдение норм использования земель, их целевого назначения;
  • исключение самовольного захвата земель и их использования без необходимой документации;
  • сбор достоверной информации о состоянии участков;
  • предотвращение порчи земель сельскохозяйственного назначения;
  • совершение действий, направленных на улучшение угодий;
  • расстановка и обеспечение сохранности знаков размежевания;
  • контроль за исполнением предписаний по устранению правонарушений;
  • приведение участков в состояние, позволяющее использовать их согласно целевому назначению.

Процедура осуществления контроля

Порядок проведения муниципального надзора предполагает осуществление инспекторских проверок согласно установленному плану работ. Основанием для этого служит распоряжение руководства уполномоченного органа.

Внеплановые мероприятия могут проводиться в случае:

  • обнаружения данных, которые подтверждают факт нарушения земельного законодательства;
  • необходимости проверки выполнения предписаний;
  • получения от государственных органов или местной администрации, физических или юридических лиц сведений о нарушении норм земельного законодательства.

Согласно регламенту, муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц проводится не чаще, чем раз в два года. Проверки юридических лиц осуществляются по истечении срока, отведенного на устранение нарушений, или при поступлении сведений о совершаемом правонарушении.

Как отмечалось выше, проверки проходят в соответствии с установленным планом, который утверждается на определенный год. План проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю, а также юридических лиц, составляют местные органы власти.

По результатам проверки составляется акт. В нем содержится информация о виновности или невиновности проверяемых лиц, а также о привлечении их к административной ответственности.

В качестве дополнений к акту могут прилагаться фотографические таблицы, замеры площади и другие доказательства, подтверждающие факт правонарушения.

Для эффективного выполнения своих обязанностей уполномоченные органы составляют проверочные листы по муниципальному земельному контролю. В этот документ входит список вопросов, ответы на которые следует получить в рамках одной проверки.

Особенности общественного надзора

В земельном законодательстве содержится понятие общественного и производственного надзора. Второй тип контроля представляет собой действия собственника земельного участка, землепользователя, владельца или арендатора в ходе осуществления ими хозяйственной деятельности. Эти лица самостоятельно осуществляют производственный контроль в области использования и охраны земель.

На последней разновидности надзора предлагаем остановиться подробнее.

Суть и функции общественного контроля

Общественный контроль – это деятельность граждан и негосударственных некоммерческих объединений, целью которой является наблюдение за работой органов власти и местного самоуправления в сфере земельных правоотношений, затрагивающей интересы физических и юридических лиц.

Такой надзор выполняет следующие функции:

  • информационную. Предполагает сбор данных о недвижимости, которая находится под контролем у ведомств;
  • предупредительную. Предотвращает правонарушения;
  • карательную. Способствует выявлению правонарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

Субъекты общественного надзора

Согласно положениям законодательства, общественный земельный контроль осуществляется гражданами, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями.

Главное условие проведения общественного надзора – отсутствие государственного финансирования.

Особенности процедуры

Как показывает практика, чаще всего общественный контроль начинается уже на этапе составления планов по распределению участка, его зонированию, определению объектов, которые будут расположены на нем, и выбору получателя надела.

Этот вид контроля осуществляется в самых разных формах, даже тех, которые четко не установлены законодательством.

В некоторых случаях общественники могут воспользоваться более широкими полномочиями, например, инициировать проведение независимой экологической экспертизы. Для этого необходимо подать соответствующее ходатайство в муниципалитет.

Результаты надзора

В случае выявления правонарушений граждане и общественные объединения обращаются в муниципальный орган, который на основании полученных данных обязан провести проверку.

Если факт нарушения положений закона подтвердится, компетентный орган оформляет предписание и административный протокол. Виновные лица привлекаются к ответственности.

Что такое правовая охрана земель

В соответствии с земельным законодательством, землю нужно охранять как основу жизни и деятельности людей, которые на ней проживают. Система контроля за использованием и охраной земель преследует две основные цели:

  1. Предотвращение загрязнения, деградации и ухудшения состояния земель, в том числе в результате воздействия на них хозяйственной деятельности.
  2. Улучшение и восстановление угодий, которые подверглись негативным последствиям.

Для этого собственники, арендаторы и пользователи проводят целый ряд мероприятий. К базовым действиям относится мелиорация, рекультивация и консервация земель.

Выводы

Государственный земельный надзор – важная функция уполномоченных органов. Она состоит в сборе информации о состоянии существующих наделов и контроле соблюдения требований земельного законодательства землепользователями. В компетенцию этих органов входит выявление нарушений в данной сфере, устранение их последствий и привлечение виновных лиц к ответственности. Общественный и производственный надзор призваны повысить эффективность работы государственных органов по сохранению одного из главных ресурсов страны.

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Итоги деятельности государственного земельного надзора Управления Росреестра по Владимирской области за 2018 год

Деятельность в сфере государственного земельного надзора регламентируется законодательными актами государства, а также нормативными документами и оперативными указаниями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Законодательные акты, ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в области государственного земельного надзора размещены в региональном блоке на официальном сайте Росреестра http://rosreestr.ru в разделе «Государственный земельный надзор (контроль)» в сети Интернет для свободного доступа заинтересованных лиц.

Государственный земельный надзор на территории Владимирской области осуществляется 44 должностными лицами Управления Росреестра по Владимирской области (далее – Управление), которые обладают полномочиями, установленными Положением о государственном земельном надзоре.

Организация осуществления государственного земельного надзора на территории Владимирской области возложена на отдел государственного земельного надзора Управления в соответствии с утвержденными планами работы Управления:

– проведение семинаров – совещаний со специалистами территориальных отделов Управления, являющимися лицами, уполномоченными осуществлять государственный земельный надзор и должностными лицами, уполномоченными осуществлять муниципальный земельный контроль на территории муниципальных образований Владимирской области по вопросам, относящимся к сфере осуществления государственного земельного надзора;

– сбор и анализ информации по судебной и административной практике;

– осуществление представительства в судах общей юрисдикции, арбитражных судах различных инстанций;

– обеспечение методической и практической помощи при работе с высокоточным геодезическим оборудованием GNSS ТОРСОN Hiper SR на территории области в ходе проведения административных обследований объектов земельных отношений или выездных проверок;

– организация проведения Совета государственных инспекторов по использованию и охране земель Владимирской области;

– обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, а также обращений юридических лиц.

Порядок взаимодействия осуществляется по схеме предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1515 «Об утверждении правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль».

В 2018 году Управлением проводилась работа по достижению эффективного взаимодействия с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, другими контролирующими органами.

В 2018 году, в целом по Владимирской области, должностными лицами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, в Управление представлено 820 материалов проверок соблюдения земельного законодательства (в 2017 – 828 материалов), в том числе составлено протоколов органами местного самоуправления – 615, из них:

– привлечено к административной ответственности 408 правонарушителей (6 юридических лиц, 402 – физических лица).

По материалам муниципального земельного контроля, государственными инспекторами по использованию и охране земель составлено 134 протокола о нарушении земельного законодательства и переданы на рассмотрение.

В качестве специалистов, должностные лица Управления в 2018 году приняли участие в 107 проверках, проводимых органами прокуратуры. Средняя нагрузка на 1 государственного инспектора по использованию и охране земель Управления, осуществляющего проверки земельного законодательства, по фактически выполненному в отчетный период объему функций по государственному земельному надзору (2642 – проверки, 28 инспекторов), составляет 95 контрольно-надзорных мероприятия (в первом полугодии 2018 года на каждого инспектора составляет в среднем – 50 проверок, во втором полугодии – 45 проверок).

За отчетный период работа Управления по осуществлению государственного земельного надзора характеризуется следующими показателями.

Проведено 2642 проверки соблюдения земельного законодательства (в первом полугодии – 1391, во втором полугодии – 1251), из них:

– плановых – 1057 проверок (первое полугодие – 562, второе полугодие – 495);

– внеплановых проверок составило 1585 (в первом полугодии – 829, во втором полугодии – 756).

По результатам проведенных проверок инспекторами выявлено 1446 нарушений законодательства Российской Федерации (в первом полугодии – 824, во втором полугодии – 622).

К административной ответственности в 2018 году привлечено – 1520 лиц (в первом полугодии – 758, во втором полугодии – 762).

Всего выдано предписаний – 995 (в первом полугодии – 590, во втором полугодии – 405).

Наложено административных штрафов на сумму 9513,23 тыс. руб. (в первом полугодии – 4443,74тыс. руб., во втором полугодии – 5069,49 тыс. руб.), из них взыскано 8947,38 тыс. руб. (в первом полугодии – 4542,28 тыс. руб., во втором полугодии – 4405,1 тыс. руб.).

Устранено 885 нарушений земельного законодательства, по остальным 110 предписаниям срок устранения нарушений не наступил.

Разграничение полномочий отдела земельного контроля администрации города и Росреестра

25 августа 2017

В соответствии с п.7 ст.72 Земельного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1515 утверждены Правила взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, осуществляющими муниципальный земельный контроль (Правила).

В соответствии с п.11 ст.71 Земельного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1 утверждено Положение земельном надзоре (Положение

Государственный земельный надзор осуществляется Росреестром, Федеральной службой по ветеринарному надзору службой по надзору природопользования и органами.

Согласно п.3 Положения Управление Росреестра по Республике Коми (далее – Управление) осуществляет государственный земельный надзор субъекта Российской Федерации муниципальных образованиях

а) требований законодательства самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, числе использования земельного участка лицом, предусмотренных законодательством Российской Федерации прав земельный участок (ст.7.1 Кодекса Российской Федерации правонарушениях (КоАП РФ);

б) требований юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками аренды земельных участков или приобретении земельных участков (ст.7.34 КоАП РФ);

в) требований законодательства земельных участков по целевому назначению с или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ);

г) требований законодательства, связанных использованием установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, целях (ч.3 ст. 8.8 КоАП РФ);

д) требований земельного законодательства органами государственной власти местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся собственности;

е) требований законодательства, связанных по приведению земель пригодное для использования по целевому назначению (ч.4 ст.8.8 КоАП РФ);

з) требований законодательства, связанных срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и органов компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства нарушений земельных отношений (ч.25, КоАП РФ).

Управление проводит проверки соблюдения земельного законодательства осуществления государственной функции по государственному земельному надзору.

Плановые документарные (документарные или выездные) проверки проводятся выполнения ежегодных планов проверок юридических лиц предпринимателей, физических лиц, органов государственной власти местного самоуправления, утверждаемых Управлением. Проекты ежегодных планов проверок направляются для согласования Республики Коми порядке.

Предмет проверок – соблюдение объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Задачей проверки является обеспечение соблюдения обязательных требований п.1 ст.25, п.1 ст.26, абзацев 1, 2, 5, Земельного кодекса РФ при использовании земельного участка.

При проведении проверки должностные лица Управления, уполномоченные осуществлять госземнадзор, руководствуются Административным регламентом Росреестра по исполнению Росреестром государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 486.

В свою очередь правовые основания проведения муниципальной проверки – установлены ст.72 Земельного

С учетом положений пункта кодекса РФ:

– органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль расположенных городского округа объектов земельных отношений;

– органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль расположенных городских поселений объектов земельных отношений;

– органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль расположенных территории муниципального района объектов земельных отношений, объектов земельных отношений, расположенных входящих этого района сельских поселений, случаев, если субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены местного самоуправления указанных сельских поселений.

Согласно пунктам 2, недопущения проведения одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя федеральными органами государственного земельного надзора муниципального земельного контроля проверок исполнения одних обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, обеспечения соблюдения установленной законодательством Российской Федерации периодичности проведения плановых проверок ежегодные планы проведения плановых проверок юридических лиц предпринимателей муниципального земельного контроля, разрабатываемые с Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489, согласовываются или Россельхознадзора по Республике Коми или Росприроднадзора по Республике Коми, осуществляющими госземнадзор республики.

Проекты ежегодных планов муниципальных проверок до направляются до года, предшествующего году проведения соответствующих проверок.

Согласно пунктам 12, 13, выявления проведения проверки осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, органы муниципального земельного контроля дней составления акта проверки направляют копию акта проверки информации признаков выявленного нарушения Росреестра по Республике Коми установленной компетенции Положением Копия акта проверки направляется электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа муниципального земельного контроля, или невозможности направления электронного документа – носителе.

В срок дней поступления муниципального земельного контроля копии акта проверки, указанного в пункте 12 Правил, должностное лицо федерального органа государственного земельного надзора обязано рассмотреть копию акта, принять решение дела правонарушении либо дела правонарушении дней принятия решения копию решения муниципального земельного контроля электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа муниципального земельного контроля, или невозможности направления электронного носителе.

Разграничение полномочий отдела земельного контроля администрации города и Росреестра

земельный ресурс управление надвижимость

В настоящее время госземконтролем занимаются три ведомства: Росреестр, Россельхознадзор и Росприроднадзор. В основу разграничения полномочий между ведомствами был положен статус земли. В отношении земли, прежде всего как природного объекта, контроль осуществляют Росприроднадзор и Россельхознадзор, а контроль за земельными участками как объектами недвижимости осуществляет Росреестр. В частности, Росреестр контролирует соблюдение земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. При этом ведомство осуществляет функцию по государственному земельному контролю на участках всех без исключения категорий. На сегодняшний день Росреестр является самым крупным контролирующим органом в области госземконтроля.[27]

Росреестр является федеральным органом исполнительной власти уполномоченным в области наименований географических объектов и осуществлении ведения государственного реестра саморегулируемых организаций в отношении которых неопределенны федеральный орган исполнительной власти по контролю за их деятельностью.

К полномочиям Росреестра относятся функции по организации единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

В рамках своих полномочий Росреестр:

— ведёт Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП);

— ведёт Единый государственный реестр саморегулируемых организаций (ГРСО);

— ведёт Государственный кадастр недвижимости;

— ведёт Государственный каталог географических названий;

— ведёт сводный государственный реестр арбитражных управляющих;

— ведёт государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 и Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестре), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, к полномочиям Росреестра отнесено осуществление государственного земельный контроля.

Государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан. При этом внеплановые проверки проводятся для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства и в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

На территории Ульяновской области государственный земельный контроль осуществляется Управлением Росреестра по Ульяновской области.

Должностные лица Управления Росреестра, к полномочиям которых отнесено исполнение государственной функции по государственному земельному контролю, в соответствии с Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689, осуществляют контроль за соблюдением:

— выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

— порядка переуступки права пользования землей;

— выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

— выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

— исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

— выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Также Управление Росреестра проводит анализ актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, касающихся вопросов земельных отношений, на предмет их соответствия земельному законодательству Российской Федерации.

В случае выявления актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, несоответствующих требованиям земельного законодательства Российской Федерации, Управление Росреестра по направляет в указанные органы предложения о необходимости приведения актов в соответствие с земельным законодательством Российской Федерации, а также информирует органы прокуратуры.

Перечень нормативных правовых актов, применяемых при осуществлении государственного земельного контроля:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Земельный кодекс Российской Федерации;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.2004 № 172 -ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;

Федеральный закон Российской Федерации от 18.06.2001 № 78 -ФЗ «О землеустройстве»;

Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 № 689 «О государственном земельном контроле»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2007 № 254 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю»;

Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 27.03.2009 № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Государственный контроль

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Муниципальный земельный контроль

Содержание статьи:

Основные понятия муниципального земельного контроля

В соответствии с Федеральным законом №234-ФЗ от 21.07.2014 в ст. 72 ЗК РФ были внесены некоторые изменения относительно такого понятия, как муниципальный земельный контроль.

Согласно положениям указанных актов, под муниципальным контролем в сфере землепользования понимается деятельность органов местного самоуправления по осуществлению контрольных мероприятий в отношении государственных и частных организаций, ведомств, а также граждан. В перечень лиц, действия которых следует контролировать, также входят частные предприниматели. При выявлении нарушений виновные лица несут административную или другую ответственность, с учетом вида и тяжести совершенного правонарушения.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Муниципальный земельный контроль в 2017 году осуществляется согласно установленному законом порядку и дополнительно регулируется местными нормативными актами

Требования к контролируемым объектам земельных отношений

В пункте 3 статьи 72 ЗК РФ описаны требования, которые предъявляются к земельным участкам в рамках осуществления контрольных функций со стороны муниципалитета.

Органы местного самоуправления городского округа вправе контролировать процесс использования земельных участков, расположенных в пределах границ городского образования. Иными словами, данное ведомство может осуществлять надзорные функции за теми территориями, которые принадлежат исключительно городскому округу.

Администрация городских и сельских поселений выполняет контроль за площадями, которые расположены в пределах города и на территории сельских поселений.

Органы местного самоуправления муниципального образования контролируют правоотношения, возникающие в межселенной зоне образования.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Порядок муниципального земельного контроля

Руководствуясь законопроектами регионов, такие города, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь получают право на осуществление муниципального контроля в рамках землепользования, поскольку эти населенные пункты являются самостоятельными объектами.

Непосредственно контроль проводится в рамках установленного регламента. Уполномоченное ведомство назначает дату проверки и при обнаружении нарушений, составляется акт проверки, где прописывается вся информация о нем. Копия данного документа передается должностным лицом администрации в орган госнадзора.

Не позже чем через 5 рабочих дней с момента поступления документа, надзорный орган обязан рассмотреть составленный акт и вынести решение о возбуждении дела в рамках административного регламента либо отказать в этом действии. Копия документа передается в административный аппарат региона.

Порядок взаимодействия указанных органов осуществляется на основании законодательных актов Правительства РФ.

Результаты проверки

Прежде всего, следует отметить, что муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц, организаций и госорганов осуществляется уполномоченными должностными лицами. Сотрудникам администрации выдаются специальные удостоверения, подтверждающие их полномочия.

После проведения проверки оформляется специальный акт, который указывает на наличие или отсутствие нарушений. Если какие-то недостатки обнаружены, то к проверочному акту прилагается предписание об устранении обнаруженных нарушений с назначением конкретных сроков. В свою очередь, лица, совершившие правонарушение, несут ответственность согласно регламенту, предписанному муниципалитетом.

В том случае, если недостатки, зафиксированные в предписании, не будут устранены в назначенный срок, надзорное ведомство, выписавшее акт, не позже чем через 30 суток после привлечения виновного к ответственности, уведомляет об очередном правонарушении администрацию и государственные органы.

Последствия неустранения нарушений, указанных в акте

Если виновники правонарушения не исполнили вынесенного предписания в тридцатидневный срок, ведомство передает соответствующее уведомление в государственные органы субъекта РФ и исполнительный орган местной администрации, которые в дальнейшем имеют возможность подать заявление в суд для дальнейшего изъятия территории и реализации ее на конкурсной основе.

В некоторых ситуациях надзорное ведомство передает административному органу свое предложение в виде доклада по вопросам устранения нарушений, а также ликвидации причин и условий их возникновения. Также надзорный орган должен проинформировать ведомство об уже принятых мерах.

Виновное лицо имеет право оспорить принимаемые решения в судебном порядке путем подачи жалобы на действия сотрудника надзорной комиссии.

Заключение

В итоге можно сделать ряд выводов:

  1. Контроль со стороны муниципалитета представляет собой действия, предназначенные для определения и дальнейшего устранения нарушений в сфере землепользования муниципальными наделами.
  2. Данные функции муниципального аппарата установлены в рамках земельного законодательства и группы федеральных актов.
  3. Надзор устанавливается в отношении государственных и муниципальных органов, частных лиц и организаций.
  4. Отдельными территориями заведуют разные административные органы. К примеру, контроль за сельскохозяйственными наделами осуществляет соответствующий орган местного самоуправления.
  5. Порядок проведения контрольных мероприятий определяется Правительством РФ и содержит в себе такие этапы, как составление акта проверки и вынесение решения о назначении наказания или в отказе от использования такой меры.
  6. На исправление обнаруженных нарушений, владельцу территории отводится определенный срок, в зависимости от сложности и объема требующихся исправлений. Если в течение 30 дней с момента вынесения предписания, нарушения не были исправлены, то надел может быть изъят и реализован в процессе торгов.
  7. Независимо от исправления правонарушений, виновное лицо, по результатам проверки и при обнаружении недостатков в эксплуатации земель, привлекается к ответственности в виде штрафных санкций.
  8. Виновное лицо, вправе обратиться в суд для того, чтобы оспорить предписание надзорного органа и аннулировать наложенные штрафные санкции.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по муниципальному земельному контролю

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Игорь. Я являюсь собственником земельного участка и недавно обнаружил, что через мою территорию устроен водоотвод со стороны соседнего надела, на котором возводится очередное административное здание.

Я обратился в муниципалитет с жалобой по этой проблеме, и через несколько дней на мою территорию прибыла комиссия для проведения надзорных мероприятий.

В результате оказалось, что виновным лицом являюсь я, поскольку не принял мер для ликвидации последствий, и это привело к размытию почвы. Сейчас власти выписали мне штраф и предписание. Если я не исправлю нарушение, то участок изымут.

Подскажите, что делать в такой ситуации, и могу ли я привлечь к ответственности администрацию?

Ответ: Здравствуйте, Игорь. В ст. 72 ЗК РФ действительно описываются такие мероприятия, как изъятие и реализация с аукциона земельного надела, однако, это возможно в том случае, когда вы в течение 30 дней не исполнили предписания об устранении правонарушений.

Второй важный момент в вашей истории – это вопрос установления вины. Поскольку вы обращались в административный аппарат с жалобой, то надзорный орган, прежде всего, проверит деятельность застройщика, а не ваш участок и его состояние.

Чтобы разобраться со сложившейся проблемой, вам потребуется подать жалобу на действие сотрудников муниципалитета и попросить рассмотреть вашу жалобу относительно действия соседа-застройщика повторно.

В том случае, если это не принесет желанных результатов, вы имеете полное право подать исковое заявление в суд с требованием аннулировать предписание администрации и призвать к порядку сотрудника городского самоуправления, нарушившего положение о муниципальном земельном контроле.

Читать еще:  Можно ли в данном случае обжаловать постановление ГИБДД?
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector