Разрешено ли на придомовой территории отеля построить деревянный навес?
Prokurors.ru

Юридический портал

Разрешено ли на придомовой территории отеля построить деревянный навес?

КС РФ: абсолютный муниципальный запрет на размещение ларьков на придомовой территории МКД недопустим

veronka72 / Depositphotos.com

У органов местного самоуправления нет полномочий вводить абсолютный (недифференцированный) запрет на размещение нестационарных торговых объектов (далее – НТО) на придомовой территории МКД, а любой другой запрет может быть продиктован исключительно целями повышения комфортности условий проживания и иметь своим источником отраслевое законодательство. Кроме того, при решении вопроса о размещении НТО местные власти должны стремиться к наилучшему удовлетворению потребностей населения в получении товаров и услуг и искать баланс интересов бизнеса и местного сообщества. С другой стороны, торговая деятельность на придомовой территории МКД допускается лишь как дополнение к основным видам ее благоустройства (озеленение, организация мест для отдыха и т.д.) и не может подменять их или препятствовать их осуществлению (определение Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2019 г. № 3274-О и № 3273-О).

Такая правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в отказных “судейских” определениях, – весьма подробных и тщательно подготовленных, – вынесенных по жалобам ряда пермских ТСЖ и предпринимателей.

И предприниматели, и жители МКД договорились об аренде кусочков земли (в составе общего имущества МКД) под размещение торговых павильонов. Однако местные власти установили в городских Правилах благоустройства полный запрет на размещение НТО на придомовых территориях, а также ближе 15 метров от фасадов и окон зданий.

ИП и ТСЖ подали административный иск об отмене запрета, и даже выиграли его в первой инстанции (областной суд счел, что орган МСУ вышел за пределы своих полномочий), однако Верховный Суд Российской Федерации в иске отказал, отметив, что вопросы размещения НТО как элементов благоустройства территории должны регулироваться именно муниципальными правилами благоустройства территории.

Теперь несостоявшиеся арендаторы и арендодатели просили проверить конституционность ряда положений Закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ “Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации” (бланкетная норма о размещении ларьков и киосков на частной земле) и Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (о полномочиях по изданию правил благоустройства), поскольку они позволяют органам МСУ устанавливать в правилах благоустройства территории дополнительный, по сравнению с федеральным законодательством, запрет на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности. Это мешает собственникам помещений в МКД извлекать доход при предоставлении части своей земли в аренду, не позволяет бизнесу осуществлять на таких участках торговую деятельность, а также ведет к неправомерному ограничению конкуренции.

Отказывая в передаче жалоб на рассмотрение в заседании КС РФ – поскольку нет нужды в издании итогового решения в виде постановления – Суд, однако, отметил следующее:

  • органы МСУ вправе устанавливать требования к размещению таких элементов благоустройства, как НТО, ведь создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общепита, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения и не противоречит конституционной природе местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня публичной власти, предназначенного для решения этих вопросов с учетом местных традиций;
  • правила благоустройства территории имеют своей целью повышение комфортности условий проживания граждан;
  • наконец, по проектам правил благоустройства территорий проводятся публичные слушания, что повышает легитимность принимаемых органами МСУ решений;
  • вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации напоминает, что при утверждении (изменении) схемы размещения НТО – в каждом конкретном случае – местным властям необходимо достичь баланса интересов как бизнеса, так и местного сообщества в целом. А органы МСУ имеют возможность решать вопросы размещения НТО для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства;
  • следовательно, собственники помещений в МКД вправе предоставлять принадлежащий им земельный участок (его часть) для размещения НТО. Правда, эта земля предназначена, прежде всего, для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного МКД, в том числе за счет озеленения этого участка. Соответственно, торговая деятельность, будучи дополнительным (факультативным) видом использования такого участка, допустима лишь как дополнение к основным видам благоустройства придомовой территории, непосредственно направленным на удовлетворение потребностей граждан в жилищной сфере и в комфортной среде обитания (озеленение, организация мест для отдыха и т.д.), и не может подменять данные виды или препятствовать их осуществлению;
  • поэтому правила благоустройства не могут вводить ограничения и запреты против экономической деятельности, если эти запреты не обусловлены задачей создать комфортную среду обитания и не содержатся в отраслевом (специальном) законодательстве. Иное означало бы признание за органами МСУ, по сути, неограниченных регулятивных полномочий;
  • при этом нестационарная торговля, не требующая больших оргзатрат и инвестиций, – наряду с развозной и разносной торговлей – служит одной из важных форм ведения малого бизнеса и объективно предполагает ее осуществление на наиболее приближенной к потребителям территории;
  • возможность введения муниципальными правовыми актами общих запретов на осуществление нестационарной торговли на придомовых территориях не согласовывалась бы и с принципом защиты конкуренции, а также препятствовала бы достижению конституционно значимых целей развития малого предпринимательства, для которого нестационарная торговля является неотъемлемой формой деятельности.

Таким образом, по мнению Суда, нет никаких оснований считать, что спорные положения нарушают конституционные права и свободы заявителей, поскольку они и не наделяют органы МСУ полномочиями по установлению абсолютного (недифференцированного) запрета на размещение НТО на земельных участках, относящихся к придомовой территории МКД, если собственники этих участков согласны на размещение объекта и соблюдены иные обязательные требования.

Кроме того, КС РФ сослался на правительственный законопроект о поправках к тем федеральным законам, на которые жаловались заявители: предполагается ограничить перечень оснований, по которым орган МСУ может отказать в размещении НТО в конкретном месте. Суд, – учитывая продолжающийся законодательный процесс, направленный на совершенствование правового регулирования, – счел необходимым воздержаться от оценки по существу оспариваемых законоположений.

Отметим, однако, что в настоящий момент данный проект “скорее мертв, чем жив” – внесенный в Госдуму в декабре позапрошлого года, проект не прошел даже первого чтения, а его рассмотрение было отложено на неопределенный срок, сначала в феврале, затем – в апреле 2019 года. С тех пор о проекте ничего не слышно.

Нужно ли разрешения на строительство навеса на придворовой территории

Если позволяет площадь, то можно оборудовать бассейн или фонтан. В качестве дополнения пейзажа служат архитектурные формы, например, скульптуры. Гармонично выглядят перголы и арки с растениями. Уборка территорий В многоквартирных домах уборка территорий выполняется работниками ЖЭКа. Работа проводится по конкретному графику. При этом задействуются специальные машины и ручной труд. В жилищной компании должны обеспечить условия для свободного доступа к люкам. Причем положена уборка не только участка около домов, но и дорожки. Периодичность выполнения работы устанавливается правилами. Если ширина тротуара больше 3,5 метров, то используются машины. Сначала должны выполняться мероприятия для безопасности людей и транспорта, например, посыпка песком скользкой дорожки и только потом уделяется внимание двору. Важно соблюдение чистоты в зимний период. Особенно при сильных осадках днем и вечером.

Разрешено ли на придомовой территории отеля построить деревянный навес?

Правовед.RU 1056 юристов сейчас на сайте

Разрешено ли построить на придомовой территории отеля построить деревянный навес для летней террасы кафе? Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Попробуйте посмотреть здесь:

  • Является ли придомовая территория перед забором частного дома общей?
  • Можно ли придомовую территорию огораживать листами профнастила?

Вы можете получить ответ быстрее, если позвоните на бесплатную горячую линиюдля Москвы и Московской области: 8 499 705-84-25 Свободных юристов на линии: 9 Ответы юристов (1)

  • Все услуги юристов в Москве Проверка договора купли-продажи Москва от 5000 руб. Составление соглашения о разделе земельного участка Москва от 15000 руб.
Читать еще:  Кассация и надзор в уголовном процессе таблица

Навес

Каждый хозяин загородного участка должен соблюдать такие нормативы. И если вам показалось, что законодательство ущемляет права хозяев участков, то более внимательное изучение вопроса покажет, что эти требования аргументированы. К примеру, когда зимой к вам во двор с крыши соседа начнут падать кучи снега, то вы сразу вспомните закон.


Поэтому до того, как приступить к строительству, изучите внимательно существующие правила и нормы в сфере частного строительства. Чтобы обезопасить себя, своих близких и соседей от конфликтов, старайтесь принимать во внимание общие интересы. Помните, что строительные нормы одинаковы для всех. И соблюдение СНиП (строительных нормативов) дает возможность мирного сосуществования с соседями, оберегая и вашу безопасность.

Нужно ли разрешение на навес?

В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.13.

Нужно ли согласовывать навес пристроенный к дому

Освещение Территория около дома в частном секторе должна не только быть ухоженной, но и функциональной. Важное значение имеет освещение местности. Оно необходимо в осеннее-зимний период. Его обустройство может быть создано по желанию хозяина.

Освещение бывает декоративным или функциональным. Второй вариант предполагает установку фонарей и ламп на основе учета безопасности. Все оборудуется так, чтобы не мешать работе других коммуникаций. Декоративное освещение необычно выглядит на участке.
Оригинально смотрится подсветка дорожек, лампочки на деревьях, светоэлементы на заборе.

Как узаконить установку навеса для автостоянки во дворе?

  • Конституцию РФ;
  • Закон «О государственном кадастре недвижимости»;
  • Гражданский кодекс;
  • Регламент СНиПа;
  • СанПиН РФ;
  • Земельный кодекс;
  • Технический паспорт на недвижимость;
  • План участка дома.

Параметры Сколько метров официально относится к придомовой территории? Площадь помещений дома надо умножить на удельный показатель доли земли. Он учитывается на 1 кв. м. недвижимости. На этот критерий влияет количество этажей и год строительства. Его рассчитывают на основе СНиПама, который использовался при строительстве.

Закон о придомовой территории частного дома

Небольшой каркасный сарай — оптимальное решение для маленького дачного участка Для использования приусадебного участка в полной мере необходимы различные приусадебные постройки: бани, сараи, гаражи, летние кухни, душевые, теплицы и т.п. Очень часто на участке они возникают стихийно, ущемляя права соседей. А ведь к их размещению выдвигаются не менее четкие требования, чем к строительству дома.

  • от дома — не меньше 3 метров;
  • от помещения для птицы и мелкого скота — от 4 метров;
  • от других хозпостроек — от 1 метра;
  • от стволов деревьев (среднерослых) — от 2 метров, для высокорослых — от 4 метров;
  • от различных кустарников — не менее 1 метра.

Если вы решите на даче построить сауну, то минимальное расстояние от нее до других строений должно составлять 8 метров; такие же требования предъявляются к расположению туалета и компостной ямы.

Нужно ли разрешения на строительство навеса на придворовой территории

В соответствии с данной статьей собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Резюмируя вышесказанное: 1. Первым этапом идет обязательное собрание собственников квартир, на котором будет рассмотрен вопрос об ограничении въезда во двор с помощью установки шлагбаума. Если такое постановление принимается подавляющим большинством (лучше не менее 70%) голосов, то составляется протокол.

Он подается в соответствующие органы. В случае если придомовая территория пока является коммунальной собственностью, нужно принять решение о формировании участка и постановке его на кадастровый учет, а это уже требует согласия всех жителей. Зато решения полноправных собственников имеют большую силу. 2.
Вообще, деликатный вопрос размещения уборной на дачном участке лучше согласовать с соседями заранее. Как показывает практика, туалет лучше всего размещать у северной стороны самого крупного хозяйственного помещения. Не стоит также складировать мусор возле соседской территории, его нужно закапывать в одобренном с соседями месте или вывозить.


Как измерять расстояние между домом и хозяйственными постройками? Неправильное расстояние между забором и хозяйственными постройками — одна из частых причин конфликтов с соседями Такое расстояние измеряют от цоколя дома или стены (если нет цоколя), если навес, эркер, крыльцо свес крыши или другие элементы строения выступают от плоскости стены на расстояние до 0,5 метра. Если же такие элементы (навес крыши, детали второго этажа) выступают более чем на 0,5 метра, то расстояние измеряют от выступающих частей (их проекции на землю).
Участок может принадлежать и нескольким лицам, если все оформлено по закону. Общая земля предназначена для всех, поэтому пользоваться ей могут все физические лица. Перегородки этой части приводят к нарушению прав остальных граждан. При благоустройстве местности важно учитывать множество факторов, например, освещение, коммуникации, озеленение. Содержание

  • 1 Законодательный аспект
  • 2 Параметры
  • 3 Особенности оформления
  • 4 Принципы межевания
  • 5 Аренда
  • 6 Обустройство
  • 7 Озеленение
  • 8 Водоснабжение
  • 9 Освещение
  • 10 Другие удобства
  • 11 Уборка территорий

Законодательный аспект Государство регулирует все нюансы, относящиеся к придомовой территории частного дома.

Незаконное строительство на придомовой территории

Юристы, подскажите, пожалуйста. Возможно ли узаконить капитальные гаражи рядом с домом, возведенные без разрешения на строительство, но в пределах придомовой территории, принадлежащей жильцам многоквартирного дома (имеется технический документ, определяющий границы).

Тему просмотрело: 14 577 чел. | Сейчас эту тему просматривают: rezvanov , valer4ik и гости: 8 На форуме https://pravozem.ru зарегистрировано: 30 582 чел. | Online: 928 чел. и гостей: 8 251 чел.

PRO8105 Народный консультант (Красногорск)

Их можно узаконить в том случае, если земля находится в собственности, а так как земля в собственности всех содольщиков, то и гаражи находятся в общей долевой собственности. Можете попробовать узаконить через суд, но в суде потребуют разрешение на строительство.

1 anonim-247440 (Казань)

Добрый день. Проживаем в многоквартирном одноподъездном доме (18 этажей). Рядом стоит такой же дом. Согласно техническому паспорту на 97 год у нашего дома должно быть 6000 м 2 территории (есть карта в техпаспорте), у соседнего дома 8000 м 2 территории (есть карта в техпаспорте и акт о бессрочном пользовании). В прошлом году выяснилось, что сейчас у нашего дома 2000 м 2 территории, а у соседнего дома 4,5 м 2 территории. Произошло это по причине строительства в 2003 году 4-х подъездного дома на нашей придомовой территории. 2 земельных участка соединили и разделили на 3 участка. Собрания жильцов не проводились, сбор подписей тем более. Как вернуть участки, когда прошло более 14 лет?

PRO8105 Народный консультант (Красногорск)

Добрый день. Вы задавали этот вопрос местной администрации и управляющей компании? Все вопросы такого характера решаются в судебном порядке. Составляете коллективный иск и отстаивайте свои права.

1 anonim-247862 (Нижний Новгород)

Здравствуйте! Как жильцы пятиэтажного дома могут защитить свои права, если в 5.5 метрах от него построен частный магазин? Жильцы первых этажей, выглянув в окно, видят только стену магазина.

PRO8105 Народный консультант (Красногорск)

Добрый день. У вас должны быть документы на придомовой земельный участок. А у владельца магазина земельный участок для размещения здания магазина и разрешение на его строительство. Изначально необходимо понять имеются ли у него эти документы? Для этого необходимо написать жалобу в Администрацию и ждать ответа.

Строительство павильона рядом с многоквартирным домом

Здравствуйте. Живу на первом этаже многоквартирного дома. На каком расстояние разрешено строить здание (павильон) от моих окон? Спасибо.

Читать еще:  Неоднократная поломка мобильного телефона

PRO8105 Народный консультант (Красногорск)

Добрый день. Вам необходимо обратиться в Вашу местную администрацию и уточнить у них этот вопрос.Так у них должны быть местные положения, определяющие порядок застройки в Вашей местности.

Оформление московской земли для нужд автостоянки

Добрый день! Подскажите как можно оформить территорию во дворе многоквартирного жилого дома (далее — МКД) в городе Москве в некую собственность или аренду? Ситуация состоит в следующем: земля возле МКД находится в муниципиальной собственности и не оформлена как общедолевая собственность собственников квартир МКД. Во дворе на большой площади находится автостоянка, на публичной кадастровой карте Росреестра ее земля числится как ранее учтенный объект (то есть существовавший до 2007 года). Организация, “возглавляющая” автостоянку является общественной с видом деятельности “94.99 Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировк”, организация создана в 2010 году. Какие правоустанавливающие документы существуют на землю я не знаю. Мои вопросы следующие: 1) может ли общественная организация получить в собственность или аренду земельный участок? Что для этого нужно? (Законно ли вообще существование автостоянки под эгидой общественной организации? Может ли она устанавливать какие-то денежные взносы за машино-место?) 2) если земля каким-то образом у автостоянки оформлена (причем до 2007 года), то жильцы МКД не смогут этот участок земли получить в общедолевую собственность? 3) можно ли оформить другую часть земли двора (не всю, а часть остатка от двора МКД) для тех же целей — организации небольшой своей, новой автостоянки, что для этого надо? (В этом случае просьба не предлагать оформление общедолевой собственности, так как не всем жильцам МКД хочется оформлять землю, тем более для автостоянки.) Но не получится ли спустя время, потом, когда жильцы “созреют” для того момента, что оформлять землю в общедолевую собственность все же стоит, что теперь земли автостоянок (или других объектов во дворе) нужно передать в собственность земли МКД? 4) пока земля не оформлена никак (собственность муниципальных образований), то любой ее может оформлять во дворах? Или только жилец МКД (собственник квартиры)? В каких пределах располагается двор (есть какие-то документы, определяющие, что двор располагается в пределах километра от дома, например)? Может ли не собственник квартиры МКД, например, оформить землю и установить продуктовую палатку? (Банальный пример, чтобы понять как “подступиться” к земле двора для правильного оформления.) Надеюсь на ваши ответы, спасибо!

PRO8105 Народный консультант (Красногорск)

Добрый день. В Аренду земельный участок может получить любое физическое или юридическое лицо. Вопрос выделения земельного участка в общедолевую собственность собственников многоквартирного жилого дома, как правило решается в момент получения разрешения на строительства такого дома. Если земля не выделялась о решения собственников нет то получить землю не получиться. По вопросу выделения части земельного участка, нужно понимать какую часть земельного участка вы хотите просить и с какой целью. После этого необходимо обращаться в Администрацию писать заявление и просить этот земельный участок. По вопросу норматива придомовой территории четкого норматива нет нужно разбираться в каждой конкретной ситуации. Общественная организация не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью. Денежные средства за машино-места они скорее всего проводят как взносы членов общественной организации.

Ярослав подскажите, пожалуйста я проживаю в много квартирном доме 61 года постройки с придомовыми постройками, которые были определены во время строительства дома. Но никто из жителей не поставил их на кадастровый учет. В данное время эти постройки признали везти незаконным строительством. ДИЗО провело межевания без оповещения нас и по итогам межевания вся придомовая территория включая какую-то часть дома отошли в ДИЗО. ДИЗО продала этот участок застройщику который возвели забор перерыв нам проезд и мы остались без подъезда к дому. Мы долго пытались выйти с ним на связь для решения конфликта мирно. И наконец-то это произошло Придя к нему на прием какие вопросы лучше обговорить что спросить чтоб не попасть в просак и не оказался на улице.

PRO8105 Народный консультант (Красногорск)

Добрый день. Подскажите, какие именно постройки у Вас построены? Если земля не находилась в Вашей собственности, Вы не смогли бы поставить на кадастровый учёт строения

Постройки, это сараи с подвалом. Так было решено общим собранием дома при строительстве люди не захотела балконы, а захотели сараи. И потом оказалась что земля эта не была на учете и ДИЗО самовольно провело межевании.

У одной из моих соседок почти дело подходило к концу оформления, но попав в больницу процесс остановился и выписавшись. Она решила продолжить, получила отказ, так как было проведено новое межевания.

Разрешено ли на придомовой территории отеля построить деревянный навес?

Разрешено ли построить на придомовой территории отеля построить деревянный навес для летней террасы кафе?

Ответы юристов ( 1 )

навес не является объектом недвжимости

Согласно п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) выдача разрешений на строительство не требуется, в частности, в следующих случаях:
строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и др.);
строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Согласно п. 10 ст. 1 ГрК РФ объектом капитального строительства (ОКС) является здание, строение, сооружение, а также объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Таким образом, законодатель не относит к ОКС временные постройки разного рода, на которые не требуется выдача разрешений на строительство. Разрешений на строительство не требуется и при строительстве сооружений, строений вспомогательного использования, которые, однако, следуя смыслу закона, могут являться ОКС, если одновременно с этим не представляют собой временные постройки.
Существенное правовое отличие между постройками временного характера и сооружениями вспомогательного назначения заключается в том, что постройки временного характера, в силу своих конструктивных особенностей и исходя из существующей судебной практики, не признаются впоследствии объектами недвижимости, т.е. право собственности на них оформить будет нельзя.
Исходя из абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ, вещь может быть отнесена к разряду недвижимых при наличии ее прочной связи с землей и невозможности ее перемещения без несоразмерного ущерба назначению. Также в качестве необходимых признаков недвижимости в теории гражданского права указываются прочность и непотребляемость. В связи с этим из состава недвижимого имущества логично исключаются временные переносные строения сборно-разборного типа (палатки, киоски, павильоны и т.п.).
Вышеуказанные правовые определения недвижимости, закрепленные законодательством, в настоящее время являются основными критериями для признания объектов таковыми в судебном порядке.
Кроме того, к признакам, присущим недвижимому имуществу и связанным с неразрывностью с землей, можно отнести и такие характерные особенности, как наличие фундамента и невозможность отделения объекта от фундамента без причинения ему значительного ущерба, наличие различных коммуникаций в нем: газ, свет, вода и пр., достаточно высокая стоимость (временные же постройки, напротив, не имеют фундаментов, представляют в основе своей сборно-разборные конструкции, которые без особого для них ущерба могут быть перенесены в любой другое место, на их возведение, как правило, затрачивается не так много средств и времени).
Между тем существование такого оценочного по большому счету алгоритма и отсутствие какого-либо законодательного закрепления конкретного перечня объектов, которых следует относить к недвижимости, зачастую оборачивается как государственной регистрацией в качестве недвижимости сооружений, которые таковыми не являются, так и неправомерным отказом в регистрации реальных объектов недвижимого имущества, что в дальнейшем может приводить к судебным спорам, в которых уже суд разбирается в сущности имеющихся отношений и устанавливает, относится ли тот или иной объект к ОКС (недвижимости) или нет и подлежит ли регистрации право собственности на него.
В связи с этим при решении вопроса об отнесении того или иного объекта к недвижимости можно рекомендовать придерживаться следующего правила: строение, сооружения могут быть отнесены к недвижимому имуществу только в том случае, если их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба для них.
Рассматривая вопрос о временных постройках, можно сделать вывод, что все ОКС законодатель относит к объектам недвижимости, а временные постройки, не являющиеся ОКС, будут являться движимыми вещами, т.е. предполагается возможность их передвижения без какого-либо ущерба для их назначения и целевого использования.
Так, п. 1.1 ГрН 81-05-01-2001 к временным зданиям и сооружениям относит специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства.
В п. 1.2 Положения о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства на территории города Ярославля [1], к временным постройкам, не являющимся ОКС, отнесены также не относящиеся к объектам недвижимости постройки (сооружения): площадки, оборудованные навесом для ожидания пассажирами городского транспорта, с киоском (остановочный комплекс), площадки для обучения вождению автотранспортных средств, временные автостоянки и парковки, временные сооружения торговли и сферы услуг. К временным постройкам также можно отнести и антенно-мачтовые сооружения сотовой связи [2].

Читать еще:  Предусмотрен ли возврат денег при неиспользовании услуги?

Можно ли размещать на придомовой территории объекты торговли

Во многих городах РФ локальными актами запрещено размещать на придомовой территории МКД торговые киоски. Поэтому собственники не могут зарабатывать дополнительные средства для содержания и ремонта их дома за счёт предоставления общего имущества в пользование для таких целей. Рассказываем о мнении КС РФ по этому вопросу.

Муниципалитеты принимают локальные акты с запретом устанавливать киоски на придомовой территории

В июне 2018 года мы писали о том, что в Перми приняли закон о том, что на территории МКД, площадках для отдыха, на спортивных и детских площадках нельзя устанавливать нестационарные торговые объектов (НТО). Против такого запрета выступила Ассоциация ТСЖ, для членов которой снос киосков, установленных во дворах домов, означал потерю дохода от арендной платы, для некоторых – до 30–40%.

Предприниматели и представители одного из ТСЖ уже в июле обратились в суд, чтобы оспорить локальный акт, запрещающий установку НТО на придомовой территории. Суд первой инстанции удовлетворил жалобу заявителей, но апелляционный суд и ВС РФ встали на сторону муниципалитета.

Тогда владельцы киосков и ТСЖ подали иск в Конституционный Суд РФ с требованием проверить конституционность целого перечня пунктов и статей Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон наделяет муниципалитеты правом запретить в локальном акте установку НТО на территориях, входящих в состав общего имущества МКД: абз. 22 ч. 1 ст. 2, п. 25 ч. 1 ст. 16, п. 3 ч. 2 ст. 451.

Также ТСЖ требовало признать недействующим пп. 4.1.12 Правил благоустройства и содержания территории в г. Перми, утверждённых решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 № 4. Этот пункт запрещает размещать нестационарные торговые объекты на придомовых территориях, а также ближе 15 метров от фасадов и окон зданий.

Истцы указали, что данные нормы препятствуют собственникам помещений в многоквартирном доме извлекать доход при предоставлении части земельного участка в аренду. Также локальный акт лишает хозяйствующие субъекты возможности осуществлять на таких участках торговую деятельность и ведут к неправомерному ограничению конкуренции.

Права собственника земельного участка могут быть ограничены только федеральным законом

Конституционный Суд РФ, рассмотрев иск, не признал указанные пункты противоречащими Конституции РФ, однако, сделал несколько важных для ТСЖ, УО и собственников заключений по вопросу размещения на придомовой территории торговых киосков.

Согласно Конституции РФ, каждый имеет право свободно использовать своё имущество для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности, а также распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Владение, пользование и распоряжение землёй осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 3 ст. 17, ч. 2 ст. 36 Конституции РФ). Это соотносится с конституционными обязанностями каждого сохранять природу и окружающую среду (ст. 58 Конституции РФ), а также заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ).

Права и свободы человека и гражданина, в том числе правомочия собственника земельного участка, могут быть ограничены федеральным законом только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Следовательно, правовое регулирование в сфере благоустройства территории муниципального образования должно отвечать указанным выше требованиям об ограничении конституционных прав и свобод и не затрагивать само их существо (постановления КС РФ от 16.07.2008 № 9-П, от 31.01.2011 № 1-П, от 12.05.2011 № 7-П).>

Собственники имеют право совершать любые действия в отношении своего земельного участка

Из положений ч. 2 ст. 209 ГК РФ во взаимосвязи с ч. 1 ст. 260 ГК РФ следует, что собственники земельного участка вправе по своему усмотрению совершать в отношении него любые действия (в том числе сдавать в аренду), не противоречащие закону. Земельный кодекс РФ также предусматривает возможность для собственников земельных участков свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землёй, если это не наносит ущерб окружающей среде (п. 4 ч. 1 ст. 1, ст. 40 ЗК РФ).

С указанными нормами соотносятся и положения Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющие, что объекты общего имущества в многоквартирном доме, в число которых входит земельный участок, могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (п. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 36 ЖК РФ). Такие вопросы отнесены к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п.п. 3, 21 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Муниципалитеты не могут ограничить право собственников распоряжаться своим земельным участком

Как отметил КС РФ, органы местного самоуправления не вправе самостоятельно, в качестве первичного нормотворчества, вводить несоразмерные ограничения нестационарной торговли на придомовой территории. Этим они создают произвольные препятствия для предпринимательской деятельности и ограничивают право собственника распоряжаться своим имуществом (ст.ст. 34, 35, 55 Конституции РФ).

Возможность введения муниципальными правовыми актами общих запретов на осуществление нестационарной торговли на придомовых территориях препятствовала бы достижению конституционно значимых целей развития малого предпринимательства (ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). А для малого бизнеса нестационарная торговля является неотъемлемой формой деятельности.

Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящемся в частной собственности, устанавливается собственником этого земельного участка. Принятие собственником решений по данному вопросу является одним из способов распоряжения земельным участком (ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ).

Запомнить

Исходя из этих выводов, КС РФ определил, что собственники помещений в многоквартирном доме по общему правилу вправе предоставлять принадлежащий им земельный участок (его часть) под нестационарные торговые объекты. При этом размещение таких объектов не должно нарушать интересы иных лиц и противоречить требованиям нормативных актов, принятых правотворческими органами в пределах их компетенции.

Так, указанное распоряжение земельными участками должно осуществляться с учётом установленных обязанностей соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, а также требование об использовании земельных участков в соответствии с их целевым назначением (п. 8 ч. 1 ст. 1, ст. 42 ЗК РФ, ч. 2 ст. 260 ГК РФ).

При этом торговая деятельность, будучи дополнительным (факультативным) видом использования земельного участка, допустима лишь как дополнение к основным видам благоустройства придомовой территории и не может подменять данные виды или препятствовать их осуществлению.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector