Разрядный приказ в 15 16 вв это приказ
Prokurors.ru

Юридический портал

Разрядный приказ в 15 16 вв это приказ

РАЗРЯДНЫЙ ПРИКАЗ

Найдено 5 определений термина РАЗРЯДНЫЙ ПРИКАЗ

РАЗРЯДНЫЙ ПРИКАЗ

центральное государственное учреждение в России XVI—начале XVII вв. Ведал служилыми людьми, военным управлением, южными районами государства, жалованьем дворян. Руководил военными действиями, назначением полковых и городских воевод, пограничной службой.

РАЗРЯДНЫЙ ПРИКАЗ

центральное государственное учреждение в середине 16-начале 18 вв. Ведал служилыми людьми, военным управлением, а также южными (“украинными”) районами государства, жалованьем дворян. Через Р. п. осуществлялось руководство военными действиями, распределение служилых людей по полкам, назначение полковых и городовых воевод и т. п. Упразднен в 1711.

РАЗРЯДНЫЙ ПРИКАЗ (Разряд)

центральное государственное учреждение России XVI-XVII вв., ведавшее служилыми людьми, военным управлением, а также южными (“украинными”) городами. Разрядный приказ сложился в сер. XVI в. Со 2-й пол. XVI в. и позднее, с возникновением приказов Стрелецкого, Пушкарского, Иноземского, Сибирского, Казанского дворца и др., круг дел Разрядного приказа был ограничен в территориальном и функциональном отношениях. В его ведении остались служилые люди по отечеству, а в южных городах и служилые люди по прибору. Во время войн функции Разрядного приказа значительно расширялись, через Разрядный приказ правительство осуществляло руководство военными действиями. В ведении Разрядного приказа было также распределение служилых людей по полкам, назначение воевод и их помощников из числа бояр и дворян в города России, управление засечной, сторожевой и станичной службой, обеспечение служилых людей земельным и денежным жалованьем. В XVII в. правительство предприняло попытку сосредоточить в Разрядном приказе учет всех ратных людей.

В Разрядном приказе составлялись росписи придворных церемоний (приемы иностранных послов, свадьбы членов великокняжеских и царских семей и их родственников, пожалования в чины), он имел непосредственное отношение к разбору местнических споров. Штат Разрядного приказа включал большое количество дьяков, подьячих и др. служителей. Он длился на столы (отделы): Московский, Новгородский, Владимирский, Белгородский, Севский, Поместный, Денежный и Приказной.

РАЗРЯДНЫЙ ПРИКАЗ

Разряд, – центр. гос. учреждение России 16-17 вв., ведавшее служилыми людьми, воен. управлением, а также южными (“украинными”) городами. Р. п. сложился в сер. 16 в. Со 2-й пол. 16 в. и позднее, с возникновением приказов Стрелецкого, Пушкарского, Иноземского, Сибирского, Казанского дворца и др., круг дел Р. п. был ограничен в терр. и функциональном отношениях. В его ведении остались служилые люди по отечеству, а в юж. городах и служилые люди по прибору. Во время войн функции Р. п. значительно расширялись, через Р. п. пр-во осуществляло руководство воен. действиями. В ведении Р. п. было также распределение служилых людей по-полкам, назначение воевод и их помощников из числа бояр и дворян в города России, управление засечной, сторожевой и станичной службой, обеспечение служилых людей земельным и ден. жалованьем. В 17 в. пр-во предприняло попытку сосредоточить в Р. п. учет всех ратных людей.

В Р. п. составлялись росписи придворных церемоний (приемы иностр. послов, свадьбы членов велико-княж. и царских семей и их родственников, пожалования в чины), он имел непосредств. отношение к разбору местнич. споров. Штат Р. п. включал большое количество дьяков, подьячих и др. служителей. Он делился на столы (отделы): Московский, Новгородский, Владимирский, Белгородский, Севский, Поместный, Денежный и Приказной. Р. п. в 16-17 вв., как правило, возглавляли представители послушной царю приказной бюрократии (А. Я. и В. Я. Щелкаловы, Ф. Лихачев, С. Заборовский, Д. Башмаков, Ф. Грибоедов и др.). Последним его руководителем был боярин Т. Н. Стрешнев (с 1689). Р. п. прекратил существование в 1711. Большая часть док-тов архива Р. п. 16 – нач. 17 вв. погибла в результате пожара 1626 и др. стихийных бедствий. Архив Р. п. хранится в ЦГАДА (Москва). Подробная опись фонда Р. п. опубл. в “Описании документов и бумаг, хранящихся в МАМЮ”, тт. 9-20, М., 1894 – 1921 (дополнит. опись Р. п. опубл. в 1950).

Лит.: Лихачев Н. П., Разрядные дьяки XVI в., СПБ, 1888; Веселовский С. Б., Приказный строй управления Моск. гос-ва, К., 1912; Богоявленский С. К., Приказные судьи XVII в., М.-Л., 1946; Зимин A. A., О сложении приказной системы на Руси, “Доклады и сообщения Ин-та истории АН СССР”, 1954, в. 3; Леонтьев А. К., Образование приказной системы управления в Рус. гос-ве, М., 1961.

В. И. Буганов. Москва.

РАЗРЯДНЫЙ ПРИКАЗ

в. XVI–XVIII вв. центральное государственное учреждение в России, ведал служилыми людьми и их службой, назначал воинских начальников; вел Разрядные книги о ежегодных назначениях на «государеву службу».

Р.п. был образован при дьяке с «разрядом» – войсковой росписью ратных людей, в которой указывались занимаемые ими должности. Впервые разрядный дьяк упоминается в росписи походных воевод московского войска на Новгород в 1478 г. В одной из разрядных книг сохранилась запись о том, что «в лето 7039 (1531 г.) князь великий положил опалу свою на князя Ивана Воротынскова и велел их с Тулы дьяку Афанасию Курицину привести к Москве в Разряд».

Р.п. вел книги по учету всех служилых людей российского войска, с указанием их поместного и денежного жалованья, осуществлял его комплектование, учет, следил за денежными и поместными окладами. Р.п. периодически проводил особые смотры детей боярских и дворян для определения их способности к воинской службе. «Новика» – нового служилого человека – на смотре «верстали» на военную службу, указывая размер его земельного и денежного жалованья. При верстании новика определяли в «статью», которых было от 6 до 25. Номер статьи зависел от происхождения, рода и опыта предыдущей службы. Служилый человек, поверстанный по высшей статье, получал 350 четей земли и 12 руб. жалованья в год, по самой низшей – 100 четей земли и 5 руб. жалованья в год. При «разборе» и «верстании» составлялись списки детей боярских и дворян, называвшиеся «десятнями». Дети боярские и дворяне, получившие поместья, обязаны были ходить в походы, на войну и присутствовать на смотрах на своих лошадях, со своим оружием и, в зависимости от количества полученной земли, выставлять вооруженных слуг или холопов. Первое время количество вооруженных слуг не регламентировалось. В 1556 г. царем и Боярской думой было принято «Уложение о службе», регламентирующее военно-поместную систему. Размер службы, определявшийся до этого самими служилыми людьми, теперь становился законом. Служилые люди выставляли: «со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспехе в полном, а в дальний поход в дву конь. А служат они с тех своих деревень мою, цареву и великого князя, службу сами своими головами. И хто послужит по земли, и государь их жалует своим жалованием, кормлением, и на уложеные люди дает денежное жалованье».

Одна четь или четверть земли в XVI в. считалась равной половине десятины («в длину 80 сажен, а поперек 30 сажен»). В 1556 г. была введена официальная разрядная книга с 1475 г., регулировавшая службу и местнические отношения. В соответствии с заслугами или промахами Р.п. повышал или понижал в чине служилых людей, увеличивал или уменьшал их жалованье. За неявку в поход или на смотр – «нетспгво» – Р.п. мог отобрать данные «в оклад» земли. Р.п. руководил военными походами, ведал содержанием войска, руководил постройкой крепостей и пограничных городов, ведал их населением и землями, организовывал пограничную службу. Р.п. назначал наместников, волостелей, воевод, послов, судей приказов, проводил суд над нерадивыми чиновниками, не оправдавшими доверия, разбирал местнические дела. В середине XVI в. Р.п. стал важнейшим органом управления государства. К концу столетия ему подчинялись все областные разряды, включая Новгородский, Смоленский и Рязанский.

Разрядный приказ в 15 – 16 вв. –

Вариант 1

Вече в Древней Руси –

а) орган государственной власти

б) орган общинного самоуправления

в) совет вождей и старейшин

г) государственный суд

2. Великий князь киевский в системе управления Древней Руси –

а) глава государства и управления страной

б) глава внешней политики Руси

в) глава дружины

г) глава Боярской думы

Кормление в Древней Руси –

а) княжеское жалование боярину

б) система местного управления

в) право сбора дани с определенного региона

Тиун –

а) княжеский оруженосец

б) глава боярской думы

в) заведующий княжеским хозяйством

г) участник боярской младшей дружины

Мытник –

а) государственный торговый агент в Древней Руси

б) древнерусский воин

в) княжеский судья

г) чиновник, собирающий торговые пошлины

6. Лествичное наследование

а) переход власти великого князя (князя) к следующему по старшинству в династии (ветви династии) Рюриковичей

б) переход власти великого князя (князя) от отца к старшему сыну

Читать еще:  Стоимость оформление квартиры в собственность

в) переход власти великого князя (князя) от дяди к племяннику

г) выборы нового великого князя (князя)

7. Тысяцкий в Великом Новгороде

а) министр иностранный дел феодальной боярской республики

б) полномочный представитель архиепископа Новгородского

в) глава новгородской армии

г) глава новгородского народного ополчения

8. Выход

а) совокупность дани в Древней Руси, выплачиваемой населением великому князю

б) совокупность дани Древней Руси, выплачиваемой золотой Орде

в) участие русского войска в ордынских походах

г) выход русского войска для сражения с ордынским

Служебные князья –

а) князья, потерявшие независимость своих владений и находящиеся на службе у великого князя Владимирского и Московского

б) княжеские судьи

в) княжеские наместники в отдельных волостях Московского княжества

г) послы великого князя Владимирского и Московского в европейские страны

10. Дьяк в 15 – 16 вв. –

а) княжеский слуга

б) писец в приказе

в) боярин, возглавляющий приказ

г) выходец из детей боярских, получивший дъяческий чин и возглавляющий функциональное направление в приказе

11. Поместный приказ в 16 – 17 вв. –

а) приказ, регулирующий местное самоуправление в Московском государстве

б) ведомство тайной полиции

в) мэрия и полиция Москвы

г) приказ, регулирующий государственный земельный фонд России и наделяющий дворянство землей

12. Верховный тайный совет в 18 в. –

а) высший орган государственного управления при Елизавете I

б) регентский совет при Петре III

в) главный правительственный орган при Екатерине I

г) тайный совет Екатерины II

13. Сенат в 19 в. –

а) правительство Российской империи

б) высший законодательный орган России

в) высший судебный орган России

г) тайная канцелярия императора

Государственный комитет обороны –

а) боевой орган Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов в 1917 – 1918 гг.

б) специальный чрезвычайный орган власти, созданный в 1941 г.

в) наркомат, занимавшийся снабжением Красной армии в годы гражданской войны в советской России

г) министерство обороны СССР в 1953 – 1964 гг.

15. Коренизация

а) привлечение в советские органы власти и управления представителей местного населения

б) массовые репрессии против национальной интеллигенции союзных и автономных республик в составе СССР.

в) привлечение молодежи союзных и автономных республик в составе СССР к массовому обучению в вузах и техникумах

г) создание советскими учеными систем алфавитов и письменного языка народов Северного Кавказа, Поволжья и Крайнего Севера.

15. Совнархоз в 1957 – 1964 гг.

а) высший советский орган управления сельским хозяйством

б) орган, возникший на основе массового объединения колхозов, совхозов

в) территория нескольких областей или республики, на которой существует единое экономическое управление

г) коллегиальный орган управления, руководивший всеми промышленными предприятиями на территории нескольких областей или республики.

Вариант 2

Вирник в Древней Руси-

а) представитель княжеской власти на местах, управляющий княжеским хозяйством

б) охранник великого князя

в) участник дружины

г) чиновник, собирающий судебные штрафы за убийство

2. Десятина в Древней Руси 10 – 12 вв. –

а) десятая часть княжеских доходов, передаваемая в пользу православной

б) десятая часть крестьянских доходов в пользу Русской православной

в) часть древнерусской дружины

г) земля, выделяемая князем зависимому от него людину для сельскохозяйственной обработки

Посадник в Великом Новгороде –

а) представитель великого князя

б) глава исполнительной власти

в) управляющий тюрьмой

г) управляющий поместьем архиепископа Новгородского

Ям в 13 – 15 вв. –

а) вид дани, уплачиваемой Русью Золотой Орде

б) ордынский чиновник, надзирающий за деятельностью того или иного древнерусского князя

в) постоялый двор и конюшня, создаваемые на дорогах Руси по распоряжению хана Золотой Орды

г) проезжие пути в Монгольской империи

Окольничий в 14 – 15 вв. –

а) управляющий боярским хозяйством

б) управляющий отдельными областями Московского государства

в) сельский староста

г) участник заседаний Боярской думы

Разрядный приказ в 15 – 16 вв. –

а) министерство обороны Московского государства

б) приказ, управляющий росписью войск, комплектованием и обеспечением армии

в) приказ, управляющий хозяйством царского дворца

г) орган управления поместной системой России

Четверти в 16 – 17 вв. –

а) административное деление Московского государства

б) территории, имевшие статус особого подчинения и управления

в) центральные органы управления бывшими Казанским и Астраханским ханствами

г) приказы, занимавшиеся сбором налогов с определенных территорий государства

Губной староста –

а) глава сыска, следствия и суда на территории уголовно-полицейского

Разрядный приказ в XV-XVI вв. –

Вариант I

Вече в Древней Руси –

а) орган государственной власти б) орган общинного самоуправления

в) совет вождей и старейшин г) государственный суд

2. Великий князь в СГУ Древней Руси –

а) глава государства б) верховный судья и

в) законодатель и верховный администраторг) председательБоярской

Кормление в СГУ Древней Руси –

а) княжеское жалование боярину б) система местного

в) право сбора дани с определенного региона г) боярский суд

Посадник в СГУ Древней Руси –

а) сборщик дани и пошлин в регионе б) суд в отдельном центре

в) орган власти в регионе г) старший дружинник

Финансовые сборы в СГУ Древней Руси –

а) пошлина, штраф, натуральная повинность б) подушная подать

в) дань, повинность и кормление г) налог со двора

Лествичный (очередной) порядок наследования –

а) переход власти великого князя (князя) к следующему по старшинству в

династии (ветви династии) Рюриковичей

б) переход власти великого князя (князя) от отца к старшему сыну

в) переход власти великого князя (князя) от дяди к племяннику

г) выборы нового великого князя (князя)

7. Тысяцкий в Великом Новгороде –

а) министр иностранный дел феодальной боярской республики

б) полномочный представитель архиепископа Новгородского

в) глава новгородской армии

г) глава новгородского народного ополчения

Правители Золотой Орды перепись проводили для

а) выяснения количества дворов и крестьян

б) подсчета количества церковнослужителей в Древней Руси

в) уточнения количества русских воинов

г) фискальных целей

Служебные князья –

а) князья, потерявшие независимость своих владений и находящиеся на

службе увеликого князя Владимирского и Московского

б) княжеские судьи

в) княжеские наместники в отдельных волостях Московского княжества

г) послы великого князя Владимирского и Московского в государствах

10. Дьяк в XV-XVIвв. –

а) княжеский слуга

б) писец в приказе

в) боярин, возглавляющий приказ

г) выходец из детей боярских, получивший чин дьяка и возглавляю­щий

функциональное направление в приказе

11.Поместный приказ в XVI-XVII вв. –

а) приказ, регулировавший местное самоуправление вМосковском

б) ведомство тайной полиции

в) мэрия и полиция Москвы

г) приказ,регулировавший государственный земельный фонд России и ­

12.Верховный тайный совет в XVIII в. –

а) высший орган государственного управления при Елизавете I

б) регентский совет при Петре III

в) главный правительственный орган при Екатерине I

г) тайный совет Екатерины II

13.Сенат в XIX в. –

а) правительство Российской империи

б) высший законодательный орган России

в) высший судебный орган России

г) тайная канцелярия императора

Государственный комитет обороны –

а) боевой орган Петроградского совета рабочих и солдатских депутатовв

б) специальный чрезвычайный орган власти, созданный в 1941 г.

в) наркомат, занимавшийся снабжением Красной армии в годы граждан­-

ской войны в советской России

г) министерство обороны СССР в 1953 – 1964 гг.

15.Коренизация –

а) привлечение в советские органы власти и управления представителей

б) массовые репрессии против национальной интеллигенции союзных и

автономных республик в составе СССР.

в) привлечение молодежи союзных и автономных республик в составе

СССР к массовому обучению в вузах и техникумах

г) создание советскими учеными систем алфавитов и письменных языков

народов Северного Кавказа, Поволжья и Крайнего Севера.

Вариант II

Дружина в СГУ Древней Руси-

а) орган суда и управления б) орган охраны и обороны

в) орган представительной власти г) орган управления и принуждения

2. Десятина в Древней Руси X-XIIвв. –

а) 10-я часть доходов князя в пользу православной церкви

б) 10-я часть крестьянских доходов в пользу РПЦ

в) часть древнерусской дружины

г) земля, выделяемая князем зависимому от него людину, для сельскохо­ –

Судебник 1497 г.(правление Ивана III)-

а) ввел ограничение кровной мести в обществе

б) ввел порядок подачи жалоб на наместника

в) ввел участие выборных в суде наместника

г) ввел запрет для крестьян на занятие торговлей и ремеслом

Русская Правда –

а) Судебник в правление Ивана III (XV в.)

б) «закон Русский» в правление Ивана IV (XVI в.)

в) свод законов в правление Василия Шуйского (XVII в.)

г) текст права в правление Ярослава Мудрого (XIв.)

Читать еще:  Халатное обращение с покупателями

Приказ в СГУ –

а) центральный орган управления в XV-XVIвв.

б) центральное государственное учреждение в XIV в.

в) главный законодательный акт в XV в.

г) дворянский орган местного управления в XV в.

Разрядный приказ в XV-XVI вв. –

а) разбирал челобитные грамоты

б) ведал служилых людей

в) управлял хозяйством царского дворца

г) наделял дворян поместьями

Четверти в XVI-XVIIвв. –

а) административное деление Московского государства

б) территории, имевшие статус особого подчинения и управления

в) центральные органы управления бывшими Казанским и Астраханским

г) приказы, занимавшиеся финансами на определенной территории

Губная реформа –

а) начало замены суда наместников судом государства

б) начало преобразований местной администрации в 17 в.

в) начало уравнивания прав отдельных разрядов феодалов в 17 в.

г) начало признания монархом местного самоуправления в 16 в.

Приказная система управления 15-16 вв

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 12:30, контрольная работа

Краткое описание

Эпоха формирования единого Российского государства в конце XV в. вплоть до конца XVII в. является ключевой в развитии Российской государственности и остается важнейшим объектом исследований. Изучение системы приказного управления выступает здесь составной частью этого направления в историко-правовой науке.
Цель данной работы состоит в комплексном историко-правовом анализе места и роли приказной системы управления в структуре органов государственной власти России в XV – XVI вв.

Оглавление
Файлы: 1 файл

История гос.управления в России. Приказная система управления 15-16 вв..doc

Тема: «Приказная система управления 15-16 вв.»

История государственного управления в России

Запольнова Светлана Николаевна

Студентка 2 курса заочного отделения

Социологического факультета СГУ

группа № 225 город Камышин

дата сдачи работы в учебную часть: 30 ноября 2010г.

Аникин Леонид Сергеевич

оценка ______________ подпись_______________ дата проверки ______

1. Образование приказной системы …………………………………………….

2. Структура приказов…. . . .

Список использованной литературы…………………………….…………….

Изучение систем центрального управления предшествующего времени имеет важное значение в понимании особенностей эволюции механизма государства. Научный анализ самых значимых этапов их развития способствует понятию закономерностей государственно-правового развития в целом. Поэтому, одной из самых важных задач историко-правовой науки, является исследование общего и особенного в системах органов государственной власти на различных этапах исторического развития государства. Анализ исторических особенностей функционирования органов государственной власти имеет особое значение в современных условиях, на этапе проведения реформ, становления и адаптации механизма государства современной России.

Во время образования централизованного государства, центром которого было Московское княжество, начинает складываться и аппарат государственного управления, являвшийся просто необходимым в политической и хозяйственной жизни каждого государства. В тоже время на основе обычаев начинает формироваться и система документационного обеспечения этого аппарата. Система делопроизводства в России постепенно формировалась в течение XV-XVI веков и свои окончательные черты приобрела во времена царствования Алексея Михайловича (1629-1676 годы). Работа с документами проводилась в специальных учреждениях – приказах – предшественниках современных министерств.

Эпоха формирования единого Российского государства в конце XV в. вплоть до конца XVII в. является ключевой в развитии Российской государственности и остается важнейшим объектом исследований. Изучение системы приказного управления выступает здесь составной частью этого направления в историко-правовой науке.

Цель данной работы состоит в комплексном историко-правовом анализе места и роли приказной системы управления в структуре органов государственной власти России в XV – XVI вв.

1. Образование приказной системы

Единое централизованное Русское государство образовалось в конце XV в. в результате экономического развития — общест­венного разделения труда, расширения производства и товар­ного обращения, усиления экономических связей между отдель­ными княжествами. Причиной образования централизованного государства была также потребность сосредоточения сил кня­жеств для отражения нашествий внешнего врага.

С образованием централизованного государства, центром ко­торого стало Московское княжество, начинает складываться и аппарат его государственного управления, необходимый для ре­гулирования хозяйственной и политической жизни государства. Зарождаются и развиваются высшие, центральные и местные органы государственной власти и управления.

Высшим государственным учреждением являлась Боярская дума. Она выросла из княжеской думы более раннего периода— эпизодически созывавшегося князем совещания из бояр и воль­ных слуг для решения различных вопросов государственного значения.

Как постоянно действующий орган при великом князе, Бояр­ская дума участвовала в обсуждении и решении всех вопросов— административных, хозяйственных, судебных, военных, внешне­политических. Решения Боярской думы оформлялись ее при­говорами по формуле: «царь указал и бояре приговорили». Это значит, что решения выносились от имени царя и Боярской ду­мы и что последняя являлась высшим государственным орга­ном с законодательными функциями.

Боярская дума опиралась в своей деятельности на централь­ные отраслевые органы государственного управления — прика­зы, являвшиеся исполнительными органами решений великого князя и Боярской думы. Приказы возникли из личных поруче­ний великого князя, которые он давал (приказывал) в связи с теми или иными задачами государственного управления своим доверенным лицам — боярам и дьякам. Но выполнение пору­чения нередко усложнялось и принимало длительный характер. Поэтому лицо, получившее поручение, окружало себя дьяками, подьячими; между возникшим штатом служилых людей распре­делялись отдельные функции по выполнению поручений, за­рождались структура, делопроизводство, и таким путем посте­пенно создавалось государственное учреждение — приказ.

Система приказов выросла не сразу. Приказы начали возни­кать с середины XVI в. (Разрядный, Поместный, Посольский приказы) и создавались постепенно по мере усложнения госу­дарственной жизни. К концу XVII в. их насчитывалось уже око­ло пятидесяти. К этому времени система приказов превратилась в центральный государственный аппарат, с помощью которого государство осуществляло свои функции.

Приказами называли не только центральные учреждения, но и некоторые местные дворцовые учреждения, например, возникшие в 1620-х годах Новгородский и Псковский дворцовые приказы, находившиеся в ведении Приказа Большой казны. Название «приказ» употреблялось и для обозначения стрелецких полков. Приказы были постоянно действующими учреждениями, в основу их деятельности был положен функциональный принцип. Каждый приказ ведал определенным кругом вопросов, имел самостоятельный штат. Однако приказная система не имела стройного внутреннего единства и четкого разграничения функций; для многих приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, соединение функционального управления с территориальным.

Приказы находились в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Главы приказов получили в 17 веке название судей, так как зачастую выполняли судебные функции. В 16 веке среди них преобладали дьяки, в 17 веке некоторые крупные приказы возглавляли бояре и окольничие, более мелкие — думные дворяне. Однако и в 17 веке дьяки руководили рядом важных приказов (Разрядным Посольским, Поместным). Приказное делопроизводство велось дьяками и подъячими. Численность персонала приказов (приказных людей) колебалась от 3 до 400 человек.

С начала 17 века в приказах появляется внутреннее структурное деление. В 1613-1619 годах было организовано одиннадцать новых приказов. В области военного управления были созданы приказы: Казачий, Иноземский, Рейтарский, Городового дела; в области финансов начали действовать приказы Новой четверти и Большой казны, полномочия территориальных четвертей были расширены. В первой половине 17 века создавались временные приказы, которые, выполнив поставленные перед ними задачи, прекращали существование. В военное время возникали приказы Сбора ратных и даточных людей, Денежного и хлебного сбора, Сбора пятинных и запросных денег. Временный характер носили многочисленные сыскные приказы.

Приказы можно разделить на:

1) ведавшие отраслями управления в масштабе всей страны;

2) ведавшие определенными территориями;

3) приказы дворцового управления.

– Посольский приказ ведал иностранными делами. Разряд вел учет служилых людей и производил им смотры, назначал поместный оклад и денежное жалованье, ведал назначениями на службу.

– Поместный приказ наделял служилых людей поместьями в размерах, назначенных Разрядом, давал разрешения на все сделки с землей и регистрировал их.

– Разбойному приказу были подведомственны дела об убийствах, разбоях и кражах на территории всего государства, за исключением Москвы.

– Судебные тяжбы служилых людей разбирались во Владимирском и Московском судных приказах.

– В Челобитном приказе судились дьяки, подьячие (служилая бюрократия). Кроме того, он был апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным в других приказах.

– Споры о холопах рассматривал приказ Холопьего суда.

– К приказам с областной компетенцией относились: Земский, управлявший Москвой, Казанского дворца, Сибирский.

– Приказ Большого дворца управлял дворцовым хозяйством. В него входили хлебный, кормовой, сытенный и другие дворы.

– Казенный приказ ведал царской казной, Конюшенный – царскими конюшнями.

В 1650-1660-х годах правительство пыталось перестроить работу центральных учреждений. Были предприняты попытки централизации управления путем объединения руководства нескольких приказов в одних руках, созданы приказы Тайных дел и Счетный, осуществлявшие контроль за деятельностью остальных приказов и подчинявшиеся непосредственно царю. Но существование их было непродолжительным. В 1680-х годах правительство провело новую реформу приказной системы, ставившую своей целью концентрацию однородных функций управления в одном ведомстве. Большинство четвертей вошли в состав Посольского приказа, на базе Приказа Большой казны было создано крупное финансовое учреждение, в котором слились приказы Большого прихода и Новой четверти. Приказу Большой казны были переданы финансовые функции четвертей. Ликвидация приказной системы происходила в начале 18 века во время петровской реформы аппарата управления и введения коллегий. Лишь немногие из приказов продолжали функционировать и позднее. Сибирский приказ сохранился до 1763 года.

Читать еще:  Провомерны ли действия приставов при списании денег со счета?

2. Структура приказов

Делопроизводство требовало известных канцелярских навыков и опыта, которых подчас не имел начальник приказа. Поэтому в помощники судьям в приказы назначались дьяки, которые играли особую роль. Число дьяков зависело от размеров и значения того или иного приказа: во многих приказах было по дьяку, в Посольском – до трех, в Разрядном – до шести, а в Поместном – до пятнадцати. В Посольском, Разрядном, Поместном, четвертных, Тайном приказах один из дьяков был думным. Судьи некоторых приказов (чаще всего финансовых, где существовала бухгалтерская документация) назначались из дьяков. Дьяки комплектовались из рядового дворянства, иногда из духовного звания и даже крупного купечества (“гостей”) Дьяки вершили дела в приказах. Вместе с судьями они обсуждали дела и выносили приговоры. Если требовался “доклад” царю, то он вырабатывался под руководством дьяка, который присутствовал при самом “докладе” Со слов царя дьяк делал на “докладе” “помету” (резолюцию), составлявшую основу царского указа. За свою службу дьяки награждались поместными и денежными окладами от 600 четвертей и 240 руб. в год. Могущество дьяков в государственном управлении объяс­няется тем, что в результате длительного сидения (часто пожиз­ненного) в приказах дьяки становились незаменимыми знатока­ми всего государственного механизма и его делопроизводства. Это могущество дьяков приводило к служебным злоупотребле­ниям, порождало взяточничество, которые трудно было искоре­нить.

Дьякам в приказах подчинялись подьячие – канцелярские служители из дворян и детей приказных людей. Начинающий подьячий служил несколько лет
без жалованья, на одни лишь “приношения” просителей. Затем его награждали небольшим денежным окладом (от 1 до 5 руб. в год).

Через несколько лет подьячий переходил в “среднюю статью” и получал несколько больший оклад. Со временем подьячий мог выслужиться в “старые подьячие” с окладом до 60-65 руб. и даже получить поместный оклад.

Подьячих в приказах было больше, чем дьяков: от нескольких человек
(Аптекарский, Печатный, Костромская четь) до нескольких десятков
(Посольский, Разбойный) и до нескольких сотен (Поместный). Старшие подьячие вместе с дьяками руководили составлением документов; средние – составляли тексты документов, наводили справки в архиве приказа; младшие – осуществляли техническую работу по переписке (“перебелке”) документов. В штате приказов были рассыльные, сторожа и другие лица.

Да и в каждом отдельном приказе было трудно разобраться просителю. Судьи решали дела так, как им было угодно, толкуя законы по-своему. Взяточничество и лицеприятие господствовали в приказах, и московские люди считали для себя сущим наказанием, если нужда гнала за каким- либо делом в приказ, – это всегда стоило много денег, занимало много времени, а в случаях сложных и запутанных грозило затянуться на всю оставшуюся жизнь.

Правительство московских времён все эти проблемы хорошо знало, и не раз пробовало ввести больше порядка в приказных делах. И кое-что в этом плане действительно делалось, особенно для уменьшения взяточничества и волокиты, но сама основа всего приказного делопроизводства оставалась неизменной – то одна и та же сторона государственного хозяйства оказывалась разбитой по ведомствам отдельных приказов, то всё хозяйство и управление какой-либо одной областью сосредотачивалось в одном приказе. Интересно, что бумаги того времени, направлявшиеся в какой-либо приказ, никогда не адресовались “в такой-то приказ”, а всегда на имя судьи приказа. Произвол и властность приказных на этой почве толь крепли и росли всё больше.

Московское правительство середины XVII века осознавало все неудобства этой раздробленной системы управления и стало стягивать однородные приказы в более крупные деления. Для этого или подчиняли одному приказу несколько других, или ставили одного начальника во главе нескольких однородных приказов. Посольский приказ, например, во второй половине XVII века заведовал девятью другими. Приказ счётных дел, основанный при царе Алексее Михайловиче, вёл счёт всем доходам и расходам всего государства и стягивал к себе все денежные суммы, которые оставались от текущих расходов во всех государственных учреждениях. Приказ этот как бы надзирал за финансовой деятельностью отдельных приказов и контролировал её.

Приказная система

Приказы – центральный орган государственного управления в Российском Царстве. Система Приказов сформировалась при Иване 3 и была ликвидирована Петром 1, заменившего их Коллегиями.

Приказами управляли судьи, назначаемые царем и Боярской думой в основном из числа бояр.Первое звено помощников судьи – дьяки. Основная черновая работа выполнялась поддьячными.

Приказная система управления в России подразделялась на 3 уровня:

  1. Общегосударственные Приказы – общая система управления государством.
  2. Территориальные Приказы – система управления на отдельных территориях страны.
  3. Дворцовые Приказы – управление царским двором.

Периодически создавались временные Приказы, такие как Тайных дел или Счетный. Их работа была эпизодической и непродолжительной.

Отдельной категорией выступали 2 Патриарших приказа: Казенный и Дворцовый.Первый отвечал за сохранность церковного имущества, а второй за функционирование церковной системы и учреждений.

Приказы были низшим звеном управления государством. Выражаясь современным языком, это исполнительная власть. В целом же структура управления Русским царством может быть представлена схематически.

Общегосударственные Приказы

Это были основные органы управления страной. Как правило, попасть в эти органы было очень почетно. К общегосударственным Приказам российского царства относятся:

  • Посольский (1549 – 1720) – внешняя политика и откуп военнопленных.
  • Разрядный (1535 – 1711) – распределение людей на государственную службу. Должность могли получить только бояре и дворяне. Этот Приказ был едва ли не ключевым для знати, поскольку именно определял куда попадет человек в гражданской и военной службе.
  • Большая казна – получение доходов от отраслей (городов), подчиненных другим Приказам.
  • Оружейная палата – заведовал оружием.
  • Пушкарский (1577 – 1700) – наем людей на военную службу, назначение окладов и так далее.
  • Стрелецкий (1555 – 1701) – управление наземными подразделениями (основа – стрельцы) в армии, в том числе казаками.
  • Рейтарский (1649 – 1700) – управление конными войсками. Основная единица армии – рейтарские войска.
  • Иноземный (1623 – 1701) – общее управление русскими войсками и иностранными войсками, находящимися на службе русского царя.
  • Поместный – распределение поместий в стране и сбор налогов с поместий.
  • Ямской – почтовая связь и сообщения между городами.
  • Каменных дел – ведал каменным строительством в крупных городах.

Областные Приказы

Если общегосударственные Приказы занимались управлением страной в целом, то Приказы областные фокусировались на отдельных регионах страны. Всего за период российского царства было создано 4 областных Приказа: Малороссийский, Сибирский, Казанский и Смоленский. Каждый из них обладал влиянием в определенном регионе и занимался укреплением там царской власти.

Дворцовые Приказы

Это была система, обеспечивающая комфорт царской жизни. К дворцовым Приказам относятся:

  • Казенный – сохранность всего имущества, находящегося во дворце, и принадлежащего царской семье.
  • Большого дворца – все аспекты ведения хозяйства во дворце.
  • Сокольничий – разведение соколов и организация соколинной охоты для членов царской семьи.
  • Конюшенный – содержание и управление царскими конюшнями, организация выездов.
  • Царская и Царицына мастерская палата – пошив одежды, драгоценностей и прочего.

Говоря о системе приказов в России и системе ее функционирования важно отметить, что основными чертами этого устройства были волокита и взяточничество. Известная фраза «волочить дело» появилась именно в период функционирования этой системы. Бояре, получавшие высокие должности в системе управления страной, «кормились» в основном от этого.

Система приказов работала в рамках государства с разной степенью эффективности. Если в середине 16 века система была относительно эффективной, то в последующем с проведением реформ, чем ближе к эпохе Петра 1, тем меньше эта система соответствовала нуждам государства. Причина кроется в том, что до тех пор пока Россия развивалась внутри себя и не пыталась выйти на уровень ведущих государств система приказов была допустимой. При этом она была малоэффективной и доказать это очень легко, исследуя количество органов управления. Если в начале 17 века насчитывалось всего около 40 приказов, то уже к середине века приказов было 100. Четкой иерархии и системы управления не было, поэтому Приказы могли плодиться бесконечно много. Все это было на руку, прежде всего, боярству, для которых эта система была основным источником дохода. Именно в этом кроется причина того, что Петр 1 одновременно избавлял страну и от системы Приказов и от боярства, заменяя его дворянством.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector