Регистрация ИП с деятельностью по преподаванию английского языка
Prokurors.ru

Юридический портал

Регистрация ИП с деятельностью по преподаванию английского языка

Как открыть курсы английского языка?

Английский язык сегодня не учит только ленивый. И, несмотря на многообразие онлайн и оффлайн курсов, спрос превышает предложение. О том, как открыть курсы английского, читайте в нашей статье.

Почему курсы английского?

Английский популярен. С этим не поспоришь. Знание английского языка — трамплин для карьеры, возможность оперативно узнавать новости из первоисточников, шанс самостоятельно путешествовать по миру. Кандидату с хорошим английским проще найти работу, и его зарплатные ожидания выше на 20-30%. Другие языки куда менее востребованы и чаще воспринимаются лишь как дополнение к английскому.

Все больше описаний вакансий включают такие формулировки: «Английский не ниже уровня Upper-Intermediate (бывает и выше) — обязательно, знание других языков является преимуществом».

Язык Шекспира и Байрона сегодня учат все: от трехлеток в детском саду до топ-менеджеров крупных компаний. Но обучение не всегда успешно. Люди посещают уроки английского годами, учат язык в школе, в ВУЗе, на курсах, но не читают, не понимают, не говорят на иностранном языке. Но они не теряют надежды и пробуют новые формы, методики, подходы. В этой нише есть где развернуться.

Юридические формальности

Как бы ни была хороша бизнес-идея онлайн-курсов английского языка, какой бы невероятный продукт вы ни придумали, придется ненадолго оторваться от креативной деятельности и уладить все организационные и юридические формальности. Но это не так сложно. С каждым годом процедура регистрации становится все проще и быстрее. Сейчас даже нет необходимости ездить в налоговую.

1. Как открыть курсы английского языка без лицензии

Начиная бизнес, мы стремимся к тому, чтобы расправиться с бумажной волокитой быстро и без лишних вложений. А получение лицензии — это многочисленные документы, формальности, контакты с властными структурами. И после получения лицензии вашу компанию будут периодически проверять на соответствие требованиям лицензии.

В случае с онлайн курсами английского языка лицензия не обязательна. Если вы планируете преподавать сами, и у вас есть соответствующее образование (диплом учителя английского), можно просто зарегистрировать ИП и работать без лицензии. Решите масштабировать бизнес и нанять других преподавателей, оформите лицензию. Но если преподаватели будут называться консультантами или методистами, лицензия тоже не нужна. Лицензия также не потребуется, если вы будете сотрудничать с другими преподавателями-индивидуальными предпринимателями.

2. Регистрируем ИП

Рассмотрим самый доступный способ запуска онлайн школы английского языка — зарегистрировать ИП.

Можно действовать самостоятельно. В любом случае нужно оплатить госпошлину (800 рублей). Некогда заниматься регистрацией? Есть разные варианты подачи документов:

  1. Обратиться к компании-посреднику, заплатив в среднем 5 000 рублей.
  2. Доверить оформление банку, в котором заведете расчетный счет (Точка, Промсвязьбанк…).Все можно оформить, дома — оставить заявку и дождаться расторопного специалиста (уже сегодня или на следующий день). Оформление ИП не будет вам стоить ни рубля, а цена годового обслуживания зависит от пакета услуг.
  3. Попросить друга или родственника отвезти документы. Но их примут только если нотариус предварительно заверит подпись.

Готовы оформить все самостоятельно? Воспользуйтесь алгоритмом:

Шаг 1. Подобрать код ОКВЭД (общероссийского классификатора видов экономической деятельности).

Для курсов английского языка подходит ОКВЭД 85.42.9 — деятельность по дополнительному профессиональному образованию прочая, не включенная в другие группировки.

Шаг 2. Заполнить заявление.

Удобнее сделать это на электронном сервисе, например, на этом. Так вы застрахуетесь от ошибок.
Внимание! Распечатывайте заявление на одной стороне листа.

Шаг 3. Выбрать подходящую систему налогообложения.

1. ОСНО — общая (или основная) система налогообложения. Эта система применяется по умолчанию и подразумевает уплату всех налогов: НДС, НДФЛ, налога на имущество.
2. ПСН — патентная система налогообложения. Эта система удобна, чтобы протестировать новый вид бизнеса. Предприниматель приобретает патент на определенную деятельность на срок от 1 до 12 месяцев, поэтому не сдает декларацию, не отчисляет взносы за работников в соцстрах, только в пенсионный фонд и на медицинское страхование. Стоимость патента рассчитывается индивидуально, зависит от вида деятельности и региона. Патент оплачивается сразу при оформлении, его стоимость — это и есть налог, только оплаченный заранее.
3. УСН — упрощенная система налогообложения (в народе ее называют упрощенкой. Она самая популярная у малого бизнеса. Для нее характерна невысокая ставка налога и простота отчетности.

У упрощенки 2 разновидности:
УСН Доходы. Налоговая ставка — 6% на всю сумму доходов (все поступления на счет). Регионы имеют полномочия снижать ставку до 1%.
УСН Доходы минус расходы. Налоговая ставка — 15% (на разницу между доходами и расходами). Регионы могут снизить налоговую ставку до 5%.

Внимание! Заявление о том, чтобы перейти на упрощенку или патентную систему, на подается при регистрации или в течение 30 дней после нее. Не успеете — придется ждать следующего года. Заполнить заявление онлайн можно здесь →.

Шаг 4. Сдать документы на оформление ИП.

Сделать это можно следующими способами:
Приехать в ИФНС и заплатить 800 рублей (госпошлина).
Прийти в МФЦ и также оплатить госпошлину.
Отправить по почте, предварительно заверив подпись у нотариуса. Стоимость составит все те же 800 рублей + 500 рублей (услуги нотариуса) + почтовые расходы.
Через доверенное лицо ( с заверением подписи у нотариуса). Придется заплатить 800 рублей (госпошлина)+ 500 рублей (нотариус).
Через онлайн сервис ИФНС с помощью электронной подписи. Подпись обойдется в 3 000 рублей + стандартные 800 рублей.

Не забудьте взять следующие документы:
Паспорт российский.
Заявление о государственной регистрации ИП.
Квитанция об оплате госпошлины.
Заявление о переходе на льготную систему налогообложения (если вы решили перейти).

У вас могут также запросить:
ИНН и его ксерокопию.
Копию паспорта.

Внимание! В случае личной подачи документов в ИФНС или МФЦ, вам должны выдать расписку о получении документов.

Шаг 5. Получить документы.

Они будут готовы через 3 дня.Вам выдадут:
Выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе.
Уведомление о присвоении кодов статистики из Росстата. Иногда ее нужно заказывать дополнительно.

Шаг 6. Встать на учет в пенсионном фонде.

Иногда то делается автоматически при оформлении ИП.

Шаг 7. Выбрать, как вести бухгалтерию.

Варианты есть разные:
Нанять бухгалтера или воспользоваться услугами фирмы по бухгалтерскому обслуживанию. Это недешево.
Вести бухгалтерию самостоятельно.
Платить никому не нужно, но придется тратить время.
Пользоваться онлайн бухгалтерией (тарифы до 500 рублей в месяц), например, этой.
Воспользоваться услугами банка, в котором вы откроете расчетный счет (стоимость включена в тариф на обслуживание).

Шаг 8. Открыть счет в банке.

Шаг 9. Сделать печать.

Планируем сотрудничество

Онлайн курсы английского языка чаще открывают опытные педагоги, которые не хотят больше ограничиваться стенами одного образовательного учреждения или занятиями с несколькими частными учениками. Они готовы применять авторские методики для работы с более широкой аудиторией. Однако бывают и исключения, причем очень успешные.

Самую крупную и быстрорастущую в СНГ и Восточной Европе онлайн школу английского языка SkyEng с доходностью более 1 миллиона долларов в месяц создала в 2012 году команда технарей-выпускников физтеха. Сооснователь и CEO SkyEng Георгий Соловьев, будучи студентом, столкнулся с нехваткой доступных уроков английского языка.

Ему нужно было за год поднять уровень английского, чтобы поехать на стажировку в европейскую страну. Услуги московских репетиторов были слишком дороги для студента из провинции. В результате Георгий поехал на каникулы в родной город, начал там заниматься с репетитором, продолжил обучение по Скайпу, а затем нашел в интернете девушку-носителя языка, с которой стал тренировать разговорные навыки.

Через год Георгий поехал на стажировку. Уже тогда у него возникла идея создать онлайн-школу. С самого начала в SkyEng работали наемные преподаватели.

Сам себе эксперт и продюсер

Эксперт нечасто обладает предпринимательскими способностями. У него или у нее есть опыт, авторитет, харизма (не всегда) и крутой продукт (или способность его сделать), но создание компании, продвижение, организация учебного процесса онлайн и операционная деятельность для эксперта — темный лес.

Чтобы не забросить идею об онлайн курсах и запустить проект в течение короткого времени, эксперт может либо объединить усилия с продюсером, либо найти помощника, который за руку проведет эксперта по всем этапам создания онлайн школы, обучит продюсерским премудростям, а также поможет с продвижением и запуском. Таким «старшим товарищем» для … резидентов стал акселлератор онлайн школ Accel, который с первого дня погружает своих подопечных в процесс создания успешного инфобизнеса и быстро выводит стартапы на окупаемость и прибыль.

Оксана Сударева — эксперт в области преподавания английского с 28-летним опытом и степенью кандидата наук. Но она пять лет не могла решиться на запуск проекта, пока не попала в Accel. За два месяца Оксана не только поняла, как открыть курсы английского, но уже зарегистрировала ИП, уладила все юридические формальности и готова стартовать проект уже в ноябре. А еще Оксана успела получить максимум пользы от конференции «Контент & PR» в Алуште: нетворкинг, мастер-классы, идеи по созданию и продвижению онлайн школы от лидеров отрасли» Нетологии«, «Синергии», «Free Publicity School» и «SkyEng».

Мы попросили Оксану поделиться опытом и впечатлениями: «На пути создания моей школы я просто была сбита с ног цунами из огромного количества информации, технических моментов, в которых нужно было разобраться.

Порой хотелось все бросить и опустить руки, потому что любая мелочь превращалась в большой вопрос: на какой платформе сделать лендинг, на какой платформе проводить вебинар, где открыть расчетный счет, как подключить эквайринг, как открыть личный кабинет на сайте налоговой и получить электронную подпись, как разобраться со всеми финансовыми, юридическими и налоговыми тонкостями связанными с ИП… Мне очень помогали мои коллеги с Акселератора, которые сами уже это прошли, что-то попробовали и могли подсказать какие-то практические вещи».

Поиск экспертов и сотрудников

Если вы продюсер, который собирается открыть онлайн школу английского языка, вам нужен эксперт (или несколько), который займется контентной частью (создаст программу, видеоуроки и методические материалы) и преподаванием (будет проводить вебинары, индивидуальные и групповые консультации, проверять домашние задания…).

Экспертов можно искать через знакомых, в интернете, на нетворкинговых мероприятиях. Иногда приходится пообщаться с многими экспертами, чтобы найти того, кто вам подходит. Но оно того стоит — от этого партнерства во многом зависит успех онлайн курсов.

Читать еще:  Можно ли сдать некачественный товар на гарантии?

В школе SkyEng преподаватели проходят через жесткую систему отбора, контроля и отсева. Воронка рекрутинга SkyEng составляет на сегодняшний день 60 000 преподавателей. А работают на постоянной основе 1500 человек (2,5%).

Продолжение следует…

На вопрос «как открыть курсы английского языка?» не ответишь в одной статье. Мы рассмотрели юридические аспекты создания онлайн школы, выяснили, что без лицензии можно вполне законно работать, и мельком взглянули на онлайн курсы английского языка с позиций продюсера и эксперта.

Но это только первые шаги. Для успеха в инфобизнесе нужно тщательно проанализировать целевую аудиторию, сформулировать уникальное УТП, от которого наши потенциальные клиенты просто не смогут отказаться, выбрать подходящую платформу и создать крутой продукт. А потом этот продукт нужно продвигать, продавать и получать максимальную прибыль. Как это сделать, мы расскажем в следующих статьях. Следите за обновлениями.

Какие ОКВЭД для ИП курсы ин. языков детям, взрослым и другим юр. лицам.

Планирую регистрацию ИП для преподавания курсов ин. яз. детям, взрослым и юр. лицам с привлечением преподавателей.

Какие ОКВЭД выбрать, если в договоре будет указанно не образовательные услуги, а консультационные в случае?

ОКВЭД 85.41.9 Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки Эта группировка включает: — образование, которое не определяется квалификационным уровнем, академическое образование, центры обучения, предлагающие коррекционные курсы, курсы по подготовке к экзаменам, обучение языкам, компьютерные курсы Эта группировка также включает: — дальнейшее образование, а также тренинги и курсы для разных профессий, хобби и занятия для личного роста Эта группировка также включает: — лагеря и школы, предоставляющие обучение в областях спорта группам и индивидуально, обучение искусствам, драме или музыке или другое обучение или специальное обучение Эта группировка не включает: — обучение религии, см. 94.91 С учетом изменений вступивших в силу 11.07.2016 года, что позволит вам безошибочно их подобрать. Деятельность по оказанию консультационных услуг не является лицензируемым видом деятельности.

Не получится так поступить. Так как по факту у Вас образовательные услуги, образование в сфере иностранного языка

Вам подойдет этот код ОКВЭД: 85.41.9 Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки Эта группировка включает: — образование, которое не определяется квалификационным уровнем, академическое образование, центры обучения, предлагающие коррекционные курсы, курсы по подготовке к экзаменам, обучение языкам, компьютерные курсы Эта группировка также включает: — дальнейшее образование, а также тренинги и курсы для разных профессий, хобби и занятия для личного роста.

деятельность Ваша определяется в “ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности” (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) следующим образом:

Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки

Эта группировка включает:

– образование, которое не определяется квалификационным уровнем, академическое образование, центры обучения, предлагающие коррекционные курсы, курсы по подготовке к экзаменам, обучение языкам, компьютерные курсы

Эта группировка также включает:

– дальнейшее образование, а также тренинги и курсы для разных профессий, хобби и занятия для личного роста

Эта группировка также включает:

– лагеря и школы, предоставляющие обучение в областях спорта группам и индивидуально, обучение искусствам, драме или музыке или другое обучение или специальное обучение

Эта группировка не включает:

– обучение религии, см. 94.91

Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки

Эта группировка включает:

– образование, которое не определяется квалификационным уровнем, академическое образование, центры обучения, предлагающие коррекционные курсы, курсы по подготовке к экзаменам, обучение языкам, компьютерные курсы

Эта группировка также включает:

– дальнейшее образование, а также тренинги и курсы для разных профессий, хобби и занятия для личного роста

Эта группировка также включает:

– лагеря и школы, предоставляющие обучение в областях спорта группам и индивидуально, обучение искусствам, драме или музыке или другое обучение или специальное обучение

Эта группировка не включает:

– обучение религии, см. 94.91

Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.

Можно ли оформить патент, если ИП сейчас без лицензии на образовательную деятельность и без сотрудников?

Патент в любом случае можете оформить и без лицензии, и если пока нет сотрудников. Если у Вас есть зарегистрированное ИП. Выбирайте патентную систему, обращайтесь в налоговый орган, ст.346.43,346,44 НК РФ.Закон г. Москвы от 31.10.2012 N 53 «О патентной системе налогообложения»,ст.1

Можете оформить патент, в соответствии с НК РФ Статья 346.43. Общие положения

2. Патентная система налогообложения применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

15) услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству;

Можете оформить патент сейчас без лицензии, это законом не запрещено. Согласно ст. 346.43. НК РФ патентнаясистема налогообложения вводится в

действие законами субъектов

Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации. Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями в отношении следующих видов предпринимательской деятельности: “. 15) услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству; 16) услуги по присмотру и уходу за детьми и больными;. “

Соответственно, можете применять патентную систему налогообложения, если вы ИП и если в вашем регионе введена такая система.

Вам и не нужна лицензия

Без лицензии допускается личное ведение кружков, секций или студий, осуществляемое индивидуальным предпринимателем без привлечения дополнительных специалистов.

Оформляйте патент и работайте согласно ст. 346.43

Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)” от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.07.2019) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.08.2019)

НК РФ Статья 346.43. Общие положения

1. Патентная система налогообложения устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Патентная система налогообложения применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий;

2) ремонт, чистка, окраска и пошив обуви;

3) парикмахерские и косметические услуги;

4) химическая чистка, крашение и услуги прачечных;

5) изготовление и ремонт металлической галантереи, ключей, номерных знаков, указателей улиц;

6) ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;

7) ремонт мебели;

8) услуги фотоателье, фото-и кинолабораторий;

9) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;

10) оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом;

12) ремонт жилья и других построек;

13) услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ;

14) услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла;

15) услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству;

16) услуги по присмотру и уходу за детьми и больными.

Может ли ИП оказывать услуги по обучению и чем ему это грозит

“У меня есть ИП, я хочу обучать онлайн”.

Последнее время это один самых распространенных запросов к юристам и бухгалтерам. С учетом распространения интернета это и не удивительно.

Сегодня, не выходя из дома, можно научиться чему угодно. От получения профильного высшего образования до рисования пивом на крафтовом картоне. Может ли ИП заниматься обучением, как это сделать и на что обращать внимание, чтобы не нарушать закон. Давайте разбираться.

Обучать можно

Закон разрешает индивидуальным предпринимателям заниматься обучением (п. 20 ст. 2 Закона “об образовании”, далее Закона 273). При этом обучающие ИП приравниваются к образовательным организациям и имеют весь набор прав, обязанностей и ответственности, как и школы или курсы вождения (п. 2 ст. 21 Закона 273).

Если у ИП при регистрации или при дополнительном внесении указаны образовательные коды по ОКВЭД, регистрационный орган автоматически направит эти данные в территориальные комитеты и департаменты, занимающиеся контролем и надзором в сфере образования.

ИП могут обучать:

  1. Основным и дополнительным общеобразовательным программам.
  2. Программам профессионального обучения.

Это могут быть, например:

  • Языковые курсы, обучение рисованию, тренинги для маркетологов, занятия для личного роста. Код ОКВЭД 85.41.9.
  • Ораторские курсы и курсы скорочтения. Код 85.42.9.

Подбирать коды надо внимательно.

Кроме этого обучение является педагогической деятельностью. Это значит, что ИП должен соответствовать определенным требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам:

  • иметь профильное образование в зависимости от того, чему обучает (ст. 331 ТК РФ, ст. 46 Закона 273);
  • не иметь судимости (ст. 331 ТК РФ);
  • не иметь некоторых заболеваний (ст. 46 Закона 273).

До начала обучения индивидуальный предприниматель должен своим ученикам предоставить:

  • свидетельство о регистрации в статусе ИП и выписку из ЕГРИП;
  • дипломы о профильном образовании;
  • информацию об общем педагогическом стаже и о стаже индивидуального преподавания.

(п. 4 ст. 32 Закона 273).

Если документы не предоставите, ученик может по суду потребовать вернуть деньги, и его требование будет удовлетворено.

Нужно помнить и о других требованиях ФЗ “Об образовании в РФ”. Например, об академическом отпуске или о правилах переноса занятий, если ученик заболел — у обучающегося есть такое право. Все нюансы стоит изучать подробно.

Индивидуальные предприниматели могут обучать дистанционно через интернет (п. 2 ст. 13 Закона 273). То есть обучать людей на онлайн-курсах можно. Это законно.

И даже без лицензии

Образовательная деятельность лицензируется (п. 1 ст. 91 Закона 273).

Но для индивидуальных предпринимателей есть исключение: если предприниматель обучает лично, не привлекая других педагогических работников, то лицензироваться не нужно (п. 2 ст. 91 Закона 273). При этом для целей лицензирования закон ограничивает ИП в найме дополнительных педагогов для обучения, но разрешает принимать на работу персонал, не занятый в образовательном процессе. Например, бухгалтеров или сисадминов.

Если предприниматель обучает лично, не привлекая педагогических работников, лицензироваться не нужно.

Как только ИП решил нанять сотрудников занятых в образовательном процессе, он идет получать лицензию. В противном случае привлекут к административной ответственности (ч. 2 ст. 14.1 КоАП). Штраф в этом случае небольшой — от 4 до 5 тысяч рублей. Но если был получен доход выше 2 миллионов рублей, то могут привлечь к уголовной ответственности (ст. 171 УК).

Читать еще:  Может ли мед сестра работать в детской поликлинике?

Отсутствие лицензии может стать поводом для возврата денег ученикам. Даже если они уже прошли обучение. Даже если нет статуса ИП.

Что говорит судебная практика:

Четыре товарища решили заработать на Форекс и нашли онлайн-преподавателя. Описание курсов на сайте им понравилось, а преподаватель сделал им личные предложения, от которых они не смогли отказаться. Оферты на сайте не было, а договоры не заключались. Каждый заплатил преподавателю 35 тысяч рублей за курс.

В процессе обучения товарищи пришли к выводу, что преподаваемый материал не соответствует написанному на сайте. Они обратились в суд с претензией о возврате полной оплаты курса. Свои требования они обосновали отсутствием у преподавателя компетенций и образовательной лицензии.

Суд первой инстанции встал на сторону истцов и взыскал с преподавателя стоимость курсов, неустойку и компенсацию морального вреда. По 47 тысяч рублей на каждого.

Почему так вышло

Судья пришел к выводу, что описание услуги на сайте и личное предложение организатора – публичная оферта. В результате которой между ответчиком и истцом был заключен договор на образовательные услуги. А поскольку образовательной лицензии у организатора не было, клиенты имели право отказаться от такой услуги полностью.

Дело Прикубанского районного суда г. Краснодара № 2-2350/18.

В настоящий момент делом занимается апелляционная инстанция. Посмотрим, что она скажет.

Договор обязателен

Не по желанию, а по закону ИП обязан заключать со своими учениками договор на образование. Причем данный договор должен соответствовать Правилам оказания платных образовательных услуг (далее — Правила) и содержать все обязательные пункты (п.12 Правил):

  • ФИО индивидуального предпринимателя;
  • адрес ИП;
  • ФИО ученика и номер его телефона;
  • адрес ученика;
  • права, обязанности и ответственность индивидуального предпринимателя и ученика;
  • полная стоимость и порядок оплаты;
  • вид, уровень и направленность образовательной программы;
  • форма и сроки обучения;
  • порядок изменения и расторжения договора;
  • важное в соответствии со спецификой обучения.

Договор должен также соответствовать тому, что предлагается ученикам на сайте (п. 15 Правил).

Если в тексте договора будут расхождения с Правилами, ИП привлекут к административной ответственности (ч. 1 ст. 19.30 КоАП). Штрафы будут приличные — от 30 до 50 тыс. рублей. И судебная практика это подтверждает (Постановление ВС РФ от 02.07.2015 № 5-АД15-15).

Договор на образование должен заключаться в простой письменной форме. Но согласно п. 2 ст. 434 ГК РФ письменной формой договора не обязательно должен являться единый документ, подписанный сторонами лично. Это может быть набор документов, переданных по электронной почте, выставленные на оплату счета, электронная переписка.

Несмотря на то, что закон позволяет не иметь единого документа, образовательные услуги ограничены простой письменной формой. На мой взгляд, чтобы избежать разногласий в этом вопросе, необходимо сформировать единый договор на образование.

ИП разрешено заниматься обучением дистанционно (п. 2 ст. 13 Закона 273), однако по мнению автора данной статьи договоры надежнее заключать в письменном виде, подписывать и направлять друг другу в виде сканов по емейлу.

А можно ли оферту на сайт

Напрямую закон не запрещает образовательным организациям размещать на своих сайтах оферты. Но регламентирует заключение договора на образование. В чем подвох.

Оферта — предложение вступить в договорные отношения на конкретных условиях. Это предложение может быть сделано одному или нескольким определенным лицам. Если оферта размещена, например, на сайте в открытом доступе для любого посетителя, то это публичная оферта (ст. 435 ГК).

Оферта должна содержать условия договора, а клиент должен сделать акцепт – согласиться и принять предложение.

Акцептовать можно действием. Например, одно из этих:

  • зарегистрироваться на сайте;
  • написать ответное письмо;
  • оплатить счет.

Текст оферты должен предусматривать, каким действием она принимается. Это нужно, чтобы избежать недопониманий. При этом молчание согласием не является. И частично принять предложение в оферте нельзя — либо всё, либо ничего (ст. 438 ГК).

Чтобы соблюсти требование о заключении договора на образование, но при этом и не обсуждать бесконечно условия обучения, на сайте ИП можно разместить оферту. А ее текст должен полностью соответствовать Правилам оказания платных образовательных услуг.

Расхождения в формулировках, и не соответствие оферты закону могут привести к финансовым потерям.

Что говорит судебная практика:

Девушка купила обучающий онлайн-курс за 47 тысяч рублей. Перевела деньги на счет ИП и частично прошла курсы. Спустя время она решила, что организатор курсов должен вернуть ей плату за обучение, потому что он не выполнил условия размещенной на сайте оферты: нарушил сроки, не предоставил данные об аккредитации в московских вузах и не показал образец обещанного диплома. Организатор отказался и девушка подала на него в суд.

Организатор предоставил в суд оферту на оказание информационно-консультационных услуг, которые содержат в себе, в том числе, обучение, консультации, домашние задания, их проверку. А еще показал хорошие отзывы девушки о курсе и письмо о том, что она не успевает делать домашние задания. По факту большая часть обучения девушкой была пройдена.

Суд поддержал девушку и взыскал с ИП стоимость обучения, компенсацию морального вреда, неустойку и штрафы. Всего на 148 тысяч рублей.

Апелляционная инстанция оставила решение первой инстанции в силе (Дело № 33-4653).

Почему так вышло

Оферта на сайте организатора, на основании которой он оказывал услуги, не соответствовала тому, что получила девушка на курсах. Оферта обещала обучение, повышение квалификации и диплом о дополнительном образования. А оферта, которую предоставил организатор суду, ограничивалась лишь информационно-консультационными услугами. Суд счел услуги образовательными, а организатора не выполнившим свои обязательства.

Организатор запутался в формулировках, нарушил закон и в итоге потерял свои деньги.

Дело Железнодорожного районного суда г. Воронежа № 2-265/2016.

Как платить налоги

Индивидуальный предприниматель, занимающийся обучением, может использовать общую (ОСНО), упрощенную (УСН) или патентную систему налогообложения (ПСН). Обычно выбирают либо УСН либо ПСН. Просчитать, выгоден ли патент конкретно вам, можно на нашем калькуляторе.

Если ИП приобретает патент, то ему достаточно заплатить фиксированную сумму, чтобы не думать о налогах в период действия патента. Патент приобретается на срок от месяца до года. Название вида деятельности по патенту — “обучение населения на курсах и репетиторство”.

В разных регионах стоимость патента может отличаться. Рассчитать эту сумму можно самостоятельно на сайте Федеральной налоговой службы.

При использовании патента важно помнить, что если у ИП появляются иные виды деятельности, например, услуги копирайтера или дизайн сайтов, то придется применять две системы налогообложения. Это имеет свои нюансы, поэтому стоит проконсультироваться с бухгалтером, прежде чем вводить новый вид деятельности.

Резюмируем вышесказанное:

  1. ИП могут заниматься обучением, в том числе онлайн.
  2. ИП могут обучать без лицензии, если работают лично без привлечения других работников, занятых в образовательном процессе.
  3. При обучении ИП обязаны доносить до учеников максимум информации о своем образовании и стаже. А также заключать договор на образование, который должен соответствовать правилам.
  4. Прямого запрета на оферту для обучения нет, но автор статьи рекомендует делать письменный двусторонний договор на образование и направлять в сканах по емейлу. С формулировками надо быть внимательнее.
  5. ИП, занимающиеся обучением или репетиторством, могут приобретать патент и платить фиксированный налог, если это выгодно.
  6. ИП, занимающиеся обучением, подпадают под действие ФЗ “Об образовании в РФ”, то есть его надо знать хорошо.
  7. Если все эти требования к обучению выполнить невозможно, ИП стоит заниматься консультированием и информационными услугами. В соответствии со своими знаниями и навыками.

Комментарий Татьяны Никаноровой

В отличие от автора статьи, Алёны, я рекомендую своим клиентам, которые занимаются дистанционным обучением (инфобизнесом) делать корректные оферты на сайт, чтобы не мучаться со сбором бумажных оригиналов по почте. Для разработки образовательной оферты я рекомендую нанять грамотного юриста.

Где смотреть подробно:

  • Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года “Об образовании в РФ”.
  • Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706.
  • ОКВЭД-2: Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (ред. от 10.07.2018).
  • Трудовой кодекс РФ.
  • Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций” .
  • Кодекс об Административных Правонарушениях РФ.
  • Гражданский кодекс РФ.
  • Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 “Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ”.

Нужно ли ИП репетитору

Добавлено в закладки: 0

Многие репетиторы имеют небольшой и преимущественно сезонный заработок. Однако по закону предпринимательская деятельность, включая услуги репетитора, должна быть, оформлена надлежащим образом. Самим педагогам из-за низкого заработка это не по душе. Попробуем разобраться нужно ли ИП репетитору и как быть с сезонностью работы?

Обязательство по оформлению ИП

Правительство в свое время выносило на обсуждение проблему репетиторов, которая должна была решиться к 2017 году. Однако новый закон, регулирующий подобную деятельность, до сих пор не принят. Основные требования к организации коммерческой деятельности закреплены ст.2 ГК РФ. Предпринимательская деятельность может осуществляться лицами, прошедшими государственную регистрацию.

Заинтересованным лицам достаточно оформить ИП.

Если педагог, предоставляющий репетиторские услуги откажется легализовать свою деятельность, то его могут привлечь к ответственности:

Разумеется, ответственность наступает тогда, когда до соответствующих уполномоченных органов дойдут сведения о незаконной деятельности.

Процедура регистрации

Нужно ли ИП репетитору, чтобы законно осуществлять свою деятельность? Да. Статус предпринимателя нужен не только, чтобы избежать административной или налоговой ответственности, но и для получения лицензии. Статья 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» распространяется на образовательную деятельность.

Поэтому, если в штате ИП будут сотрудники, оказывающие услуги такого характера, то необходимо будет получить лицензию. Если деятельность осуществляется в одиночку, то лицензия не нужна. Однако если репетитор ИП не имеет диплома, то без соответствующего образования невозможно будет оказывать услуги.

Читать еще:  Может ли администрация города быть учредителем коммерческих организаций?

Как оформить ИП репетитору, чтобы работать официально? Для регистрации ИП необходимо подать заявление в местную налоговую инспекцию.

К нему прикладываются следующие документы:

  • ИНН;
  • копия паспорта;
  • код ОКВЕД;
  • квитанция об уплате пошлины.

Как выбрать коды ОКВЕД репетитору ИП по иностранным языкам? Подойдет предоставление дополнительных образовательных услуг – 85.41. При этом неважно, является ли ИП преподавателем английского языка или китайского.

Далее, можно оформить патент для ИП репетитора. Чтобы сократить налоговые нагрузки патент можно оформлять не на весь год, а на три месяца. После постановки на налоговый учет необходимо открыть счет в банке. При необходимости можно сделать печать.

Налоговая составляющая

Нужно ли ИП репетитору, чтобы платить налоги? Налоговая составляющая в деятельности репетитора является спорным моментом. Например, в Беларуси репетиторы оплачивают единый налог.

Физические лица, признанные резидентами РФ, обязаны платить НДФЛ со своих доходов. Однако закон выделяет определенные категории доходов, которые не облагаются налогом. Репетиторы, получающие доход от предоставления своих услуг физическим лицам для личных нужд, то они НДФЛ не платят (п.70 ст.217 НК РФ).

Другое дело, когда репетиторство является основным источником заработка, и гражданин осуществляет прием платежей от населения ежедневно и в достаточно больших объемах. В таком случае подобный вид дохода не может быть расценен как бытовой, соответственно от НДФЛ не освобождается.

С другой стороны, если репетитор не осуществляет расчеты со своими учениками в безналичной форме и не подписывает соглашения, то налоговая служба не сможет доказать факт неуплаты налогов.

Но чтобы уменьшить размер подоходного налога и не прятаться от сотрудников налоговой службы практичнее зарегистрироваться в качестве ИП. Как следствие необходимо определиться с выбором налогового режима.

На видео: Запись вебинара «ИП для репетитора: выгодно или нет?»

Репетиторы могут выбрать:

  1. УСН. При выборе этого порядка уплаты налогов лицам необходимо ежегодно перечислять 6% своего дохода в качестве налога, а также платить в ПФР фиксированные взносы.
  2. Патент. Этот вид налогообложения представлен в виде фиксированной суммы, устанавливаемой региональными властями. Здесь также уплачиваются ежегодные взносы в ПФР.

На УСН налогоплательщик платит меньше, если его ежегодный доход не превышает 300 тыс. руб. Если прибыль превышает указанную сумму, то на патенте и на УСН сумма ежегодных обязательных платежей составит примерно одинаковую сумму.

Вместе с тем, чем больше доход, тем больше сумма налога на УСН. Поэтому лицам, которые зарабатывают больше 300 тыс. руб. в год лучше получить патент. Однако нужно учитывать, что патент действует на территории одного региона, когда как на УСН репетитор сможет осуществлять деятельность по всей России.

На видео: Репетитор онлайн – учитель и предприниматель

Что дает оформление ИП

Государственная регистрация ИП предоставляет следующие привилегии:

Наличие договора на оказание услуг служит определенной гарантией оплаты для репетитора. Как видно официальный статус дает возможность расширить границы своей деятельности.

Однако перед тем как открыть ИП репетитору, нужно учесть отдельные нюансы:

  1. Если лицо официально трудоустроено, а репетиторством занимается исключительно в свободное время и на дому, то оформлять ИП необязательно. Такие доходы не облагаются налогом, а значит, не стоит бояться ответственности.
  2. Если репетиторство является основным источником дохода, то рекомендуется оформить ИП. Это позволит избежать ответственности, расширять свою деятельность, нанимать сотрудников.

Нужно ли репетитору открывать ИП или нет, зависит от обстоятельств. Большинство педагогов осуществляет свою деятельность в свободное от основной работы время. Поэтому им не нужно оформляться официально в качестве ИП.

Регистрация ИП с деятельностью по преподаванию английского языка

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

ИП осуществляет деятельность по обучению населения на курсах и по репетиторству в области бухгалтерского учета, налогообложения и кадрового дела. Деятельность осуществляется по патентной системе.
ИП привлекает для проведения курсов преподавателей, сам преподавания не ведет. Отношения с преподавателями оформляются договорами оказания информационных услуг (преподаватели тоже являются ИП). Преподаватели работают дистанционно, то есть преподают через вебинары, а проверку работ учеников осуществляют дистанционно по Интернету.
Обязан ли ИП получать лицензию на образовательную деятельность и что она дает ИП и его обучающимся?

1. Согласно п. 17 ст. 2 Закона N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Закон N 273-ФЗ) образовательной деятельностью признается деятельность по реализации образовательных программ, то есть комплексов основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных Законом N 273-ФЗ, форм аттестации, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (п. 9 ст. 2 Закона N 273-ФЗ). В свете такого максимально обобщенного определения полагаем, что деятельность по обучению в области бухгалтерского учета, налогообложения и кадрового дела должна рассматриваться (в том числе компетентными органами) именно как образовательная деятельность (смотрите также п. 18 (реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации) и 19 (реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки) Перечня образовательных услуг по реализации образовательных программ (Приложение к Положению о лицензировании образовательной деятельности).
Образовательная деятельность в соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, а также частью 1 ст. 91 Закона N 273-ФЗ подлежит обязательному лицензированию. При этом соискателями соответствующих лицензий согласно части 2 ст. 91 Закона N 273-ФЗ выступают образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. То есть, исходя из буквального толкования закона, индивидуальный предприниматель, который оказывает образовательные услуги лично, без привлечения других лиц, вправе работать без оформления лицензии. Если же он привлекает к осуществлению такой деятельности педагогических работников (в данном случае непринципиально происходит это на основании трудового или гражданско-правового договора), ему необходима лицензия (смотрите также письмо Минфина России от 18.08.2014 N 03-04-05/41163).
2. При осуществлении образовательной деятельности индивидуальный предприниматель вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 2 ст. 16, п. 20 ст. 2, ч. 2 ст. 21 Закона N 273-ФЗ).
ИП вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от его места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть “Интернет”. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (ч. 1 ст. 16 Закона N 273-ФЗ).
Лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, установлены в п.п. 4, 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (далее – Положение N 966). В частности, к таковым отнесены:
– наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;
– наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Однако при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий соблюдение таких условий не требуется.
Согласно пп. “а” п. 5 Положения N 966 для образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий необходимо наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме, в соответствии со ст. 16 Закона N 273-ФЗ.
Поэтому в общем случае индивидуальному предпринимателю достаточно представить подписанную им справку о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды (пп. “и” п. 10 Положения N 966, пп. “и” п. 12 Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25.11.2014 N 1517, пп. “и” п. 12 Административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.03.2015 N 244). При этом необходимым минимальным условием использования дистанционных образовательных технологий является наличие соответствующего программного обеспечения (интернет-браузер) и подключения к сети Интернет.
3. Стоимость государственной пошлины за первичную выдачу лицензии составляет 7500 рублей (пп. 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Отметим также, что за осуществление лицензируемых видов деятельности без получения лицензии возможно привлечение к административной (п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ) или даже уголовной ответственности (ст. 171 УК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Ответ прошел контроль качества

18 сентября 2018 г.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector